Закон сми азербайджана

ЗАКОН АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 29 апреля 2016 года №213-VQD

О внесении изменений в Закон Азербайджанской Республики «О средствах массовой информации»

Руководствуясь пунктом 1 части I статьи 94 Конституции Азербайджанской Республики, с целью согласования Закона Азербайджанской Республики «О средствах массовой информации» с Законом Азербайджанской Республики «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Азербайджанской Республики» от 20 октября 2015 года №1395-IVQD Милли Меджлис Азербайджанской Республики постановляет:

В первую часть статьи 11 Закона Азербайджанской Республики «О средствах массовой информации» (Собрание законодательства Азербайджанской Республики, 2000 год, №2, статья 82; 2001 год, №12, статья 736; 2002 год, №3, статья 116, №5, статья 245; 2004 год, №2, статьи 57, 58; 2005 год, №4, статья 278; 2007 год, №8, статья 752, №11, статья 1079; 2009 год, №4, статья 212, №8, статья 611; 2010 год, №3, статья 172; 2015, №2, статья 82, №11, статьи 1258, 1292; 2016, №1, статья 40) внести следующие изменения:

1. Дополнить пунктом 3-1 следующего содержания:

«3-1) распространять в оригинальном виде копии материалов производства по уголовному преследованию, считающиеся информацией, составленной в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Азербайджанской Республики, и оформленной в соответствии с Законом Азербайджанской Республики «О получении информации»;».

2. Пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4) не разрешается разглашать любые сведения о личности несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых или потерпевших без разрешения этих лиц и их законных представителей.».

Парламент Азербайджана разрешил цензуру в СМИ при военном положении

Депутаты азербайджанского парламента проголосовали за возможность введения цензуры в СМИ в условиях военного положения. Опрошенные «Кавказским узлом» эксперты в области прав медиа назвали нововведение антиконституционным.

1 мая Национальное собрание Азербайджана приняло дополнения в закон «О СМИ», касающиеся нормы «о недопустимости цензуры», сообщили сегодня корреспонденту «Кавказского узла» в аппарате парламента. Ранее в законе было прописано, что государственная цензура в СМИ допускается только в двух случаях — при введении чрезвычайного положении и в зоне проведения спецопераций по борьбе с религиозным экстремизмом. Согласно новой редакции закона, материалы СМИ могут подвергаться цензуре и в условиях военного положения.

Изменения в законе о СМИ вызваны необходимостью привести его в соответствие с требованиями закона «О военном положении», который был принят еще в 2017 году, пояснили корреспонденту «Кавказского узла» в аппарате парламента.

Применение цензуры под каким бы то ни было предлогом противоречит Конституции, убежден эксперт в области права медиа, член «Платформы гражданского общества» Алескер Мамедли. «Власти постепенно расширяют в законодательстве сферы применения цензуры в СМИ. Сначала ее ввели для условий чрезвычайного положения, потом для режима в зоне спецоперации по борьбе с религиозным экстремизмом. Теперь цензуру распространяют на условия военного положения. Статья 50 Конституции однозначно запрещает цензуру. Нормы Конституции носят прямое действие», — сказал корреспонденту «Кавказского узла» Мамедли.

С этим согласен и член Института права медиа Халид Агалиев. «В 1999 году, когда Азербайджан был накануне вступления в Совет Европы, в законе о СМИ было однозначно написано, что «цензура недопустима». В законе было указано, что государственная цензура по отношению к СМИ, материалам политических партий, общественных объединений запрещается», — сказал он.

Цензура в условиях чрезвычайного положения была разрешена в 2005 году, а в зонах спецопераций — в 2016 году, напомнил Халид Агалиев. «То есть информацию в этих зонах может распространять только уполномоченный правоохранительный орган. Теперь вновь расширяют сферы применения цензуры, хотя Конституция ее исключает», — добавил Агалиев.

При этом он отметил, что не видит прямой связи между введением нормы о цензуре в условиях военного положения и карабахским конфликтом. «Закон о военном положении есть в законодательствах многих стран, где нет войн. Просто в Азербайджане в последние годы есть общий тренд ужесточения законодательства и усиления ограничительных мер. Само присутствие в законе нормы о допустимости цензуры является плохим прецедентом», — считает Агалиев.

По его мнению, сферы применения цензуры могут быть произвольно расширены на практике.

Отметим, что 2 февраля Институт свободы и безопасности репортеров осудил власти Азербайджана за серию кибератак на аккаунты независимых СМИ и лидеров оппозиции в Facebook в преддверии президентских выборов.

Автор: Фаик Меджид; источник: корреспондент «Кавказского узла»

Зарубежные СМИ могут быть признаны в Азербайджане иноагентами

Подобное решение можно провести либо в виде отдельного закона, либо в качестве поправок к существующему законодательству, считает глава парламентского комитета.

БАКУ, 16 ноя — Sputnik. В Азербайджане предлагается принять аналогичный российскому закон, предусматривающий признание средств массовой информации иностранными агентами, если они финансируются из-за рубежа.

С таким предложением в четверг, 16 ноября, на заседании комитета по вопросам культуры Милли Меджлиса АР выступил член комитета, депутат Агиль Аббас, сообщает Trend.

По его словам, согласно принятому в России новому закону, СМИ, финансируемые из-за рубежа, будут признаны иностранными агентами.

«Нам тоже необходим такой закон. Как редактор газеты я знаю, что и у нас много таких случаев. По-моему, есть необходимость обсудить этот вопрос», — сказал депутат.

Председатель парламентского комитета по вопросам культуры Рафаэль Гусейнов, в свою очередь, сказал, что это возможно сделать как в виде принятия отдельного закона, так и в виде дополнения к действующим законам.

Отметим, что накануне в России были приняты поправки, которые позволят признавать средство массовой информации иностранным агентом, если оно финансируется из-за рубежа.

Закон сми азербайджана

Принят: 7 декабря 1999-го года, №769-ИГ
Приложения и изменения: 1. от 23 ноября 2001-го года
2. от 28 декабря 2001-го года
3. от 30 апреля 2002-го года

Настоящий Закон определяет общие правила поиска, получения, изготовления, передачи, производства и распространения массовой информации в Азербайджанской Республике, а также организационные, правовые и экономические основы реализации права на получение полной, достоверной и оперативной информации прессой, информационными агентствами, телевизионными и радио организациями и гражданами.

ГЛАВА I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Свобода массовой информации
Массовая информация в Азербайджанской Республике свободна.

Свобода массовой информации основывается на гарантии, предоставленной государством на поиск, получение, подготовку, передачу, производство и распространение информации гражданами законным способом.

Учреждение, владение, использование, управление средствами массовой информации, поиск массовой информации, ее получение, изготовление, передача, производство и распространение не может ограничиваться, за исключением случаев установленных законодательством Азербайджанской Республики о средствах массовой информации.

Статья 2. Сфера применения настоящего Закона

Настоящий Закон распространяется на все средства массовой информации, учрежденные на территории Азербайджанской Республики, а также на средства массовой информации, созданные за ее пределами, часть продукции которой распространяется исключительно на территории Азербайджанской Республики.

Статья 3. Основные понятия

Используемые в настоящем Законе понятия имеют нижеследующее значение:

массовая информация — не ограниченные законодательством Азербайджанской Республики новости и иная информация печатного, аудио-, аудиовизуального характера предназначенная для поиска, получения, изготовления, передачи и распространения;

средства массовой информации — периодические печатные издания, телерадиопрограммы, программы кинохроники и иные формы распространения;

телерадиопрограммы и программы кинохроники — совокупность аудио-, аудиовизуальных новостей и материалы (передач) с постоянным названием, имеющая текущий номер и выходящая, как минимум, один раз в год в эфир;

издания периодической печати — прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном законодательством Азербайджанской Республики, изготовленные в процессе печати либо при помощи копировальной техники, разовым тиражом свыше 100 экземпляров, с названием и текущим номером, печатающиеся не менее одного раза в месяц — газеты и не менее двух раз в год — журналы, сборники, бюллетени и иные периодические издания;

продукция средств массовой информации — тираж одного номера печатного издания, либо его часть, отдельные выпуски телерадиопрограмм, кинохроники, тираж программы в аудио либо видеозаписи, либо его часть;

распространение продукции средства массовой информации — продажа либо раздача изданий периодической печати, телерадиопрограмм, аудио и видеозаписей, демонстрация программ кинохроники;

специализированные средства массовой информации — средства массовой информации, для производства (распространения) которых настоящим Законом предусмотрены особые правила;

редакция средства массовой информации — организация, предприятие, учреждение либо гражданин или объединение граждан, осуществляющее производство и распространение средства массовой информации;

ответственный редактор — главный редактор (редактор) либо лицо его заменяющее, руководящее печатным изданием; лицо, с разрешения которого распространяются передачи (программы) в телерадиоорганизации;

издатель — издательство, обеспечивающее производство продукции печатного издания с материально-технической стороны, иное предприятие (предприниматель), физическое либо юридическое лицо основным источником прибыли которого не является этот вид деятельности и приравненное к издателю;

распространитель — физическое либо юридическое лицо, осуществляющее распространение продукции средств массовой информации путем заключения договора с редакцией либо издателем, либо на иных законных основаниях;

порнографические материалы — художественные, фотографические, изобразительные произведения, информация и другие материалы, основным содержанием которых является грубое и недостойное изображение анатомических и физиологических особенностей сексуальных отношений.

Статья 4. Основные принципы производства и распространения средств массовой информации

(изъята законом от 28 декабря 2001-го года)

Статья 5. Законодательство Азербайджанской Республики о средствах массовой информации

Законодательство Азербайджанской Республики о средствах массовой информации состоит из Конституции Азербайджанской Республики, настоящего Закона, Законов Азербайджанской Республики «О свободе информации», «О порядке рассмотрения обращений граждан», «О предпринимательской деятельности», «О государственной поддержке малого предпринимательства», «О связи», «О государственной тайне», «Об авторском праве и смежных правах», а также иных соответствующих законодательных актов.

При возникновении противоречия между межгосударственными договорами, стороной которых является Азербайджанская Республика и настоящим Законом, применяются эти международные договора.

Статья 6. Язык средств массовой информации

На территории Азербайджанской Республики средства массовой информации используют государственный язык.

В производстве и распространении средств массовой информации граждане Азербайджанской Республики имеют право использовать другие языки, на которых говорит население Азербайджанской Республики, а также другие, широко распространенные в мире, языки.

Статья 6-1. Финансирование средств массовой информации

За исключением источников, запрещенных законом, средства массовой информации могут финансироваться за счет любых средств.

К средствам массовой информации на территории Азербайджанской Республики не предъявляется языковых ограничений.

В соответствии с законодательством Азербайджанской Республики обеспечивается право граждан Азербайджанской Республики на использование государственного языка, иных языков, на которых говорит население Азербайджанской Республики, а также языков, широко распространенных в мире при получении и распространении массовой информации.

ГЛАВА II
ОСНОВЫ СВОБОДЫ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Статья 7. Недопустимость цензуры
Не допускается государственная цензура над средствами массовой информации, а также создание и финансирование особых государственных органов с этой целью. За исключением случаев авторства информации и интервью, государственные органы, муниципалитеты, должностные лица предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений, а также политических партий не вправе требовать согласования либо запрещения распространения сведений и материалов средствах массовой информации.

Статья 8. Право средств массовой информации на получение информации

Средства массовой информации имеют право на получение оперативной и достоверной информации о существующем в обществе экономическом, политическом, общественном и социальном положении, деятельности должностных лиц государственных органов, муниципалитетов, предприятий, учреждений и организаций, общественных организаций, политических партий. Это право, за исключением случаев установленных законодательством Азербайджанской Республики, не может быть ограничено.

Должностные лица государственных органов, муниципалитетов, предприятий, учреждений и организаций, общественных организаций, политических партий информацию о своей деятельности предоставляют на основании запроса средства массовой информации, а также путем проведения пресс-конференций, либо в иных формах.

Запрос на получение информации может быть устным либо письменным. Запрашиваемую информацию могут предоставить руководители упомянутых органов, организаций и общественных организаций, их заместители, работники пресс службы, либо иные уполномоченные лица.

Письменный запрос о получении информации рассматривается в порядке и сроки, установленные законодательством Азербайджанской Республики. Если в срок, установленный законом информация потеряет свою оперативность, на запрос должен быть дан ответ незамедлительно, при невозможности же этого, не позднее 24 часов.

Представитель средства массовой информации имеет право обжаловать в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики действия должностных лиц государственных органов, муниципалитетов, предприятий, учреждений и организаций, общественных организаций, политических партий, отказывающихся предоставить информацию.

Статья 9. Антимонопольные меры

Государство гарантирует экономическую независимость средств массовой информации, принимает меры по недопущению монополизации и недобросовестной конкуренции в сфере производства и распространения средств массовой информации в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики.

Статья 10. Меры по недопущению злоупотреблением свободой массовой информации

Не допускается использование средств массовой информации в целях распространения тайн, охраняемых законодательством Азербайджанской Республики, насильственного свержения конституционного государственного строя, покушения на целостность государства, пропаганды войны, насилия и жестокости, национальной, расовой, социальной розни либо нетерпимости, публиковать под названием заслуживающего доверия источника материалы, порочащие честь и достоинство граждан, слухи, лживые и преднамеренные материалы, порнографические материалы, либо иных противоречащих закону действий.

Статья 10-1. Скрытые записи на ленту

Использовать скрытые аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки или же распространять готовые сведения и материалы разрешается только в следующих случаях:

если на это есть письменное разрешение лица и гражданина, а также, если принимались важные меры по защите установленных Конституцией Азербайджанской Республики прав и свобод стороннего лица;

демонстрируются по решению суда.

Использование скрытых аудио-видео записей, кино-фото съемки и их распространение с нарушением требований настоящей статьи становится причиной привлечения к ответственности в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики.

Статья 11. Особые случаи, не допускающие разглашение информации

Редакция средства массовой информации или журналист не должны допускать:

1) раскрытия информации о личности в распространяемой новости или информации, если она была дана с условием ее не раскрытия;

2) указания на личность лица, предоставившего информацию, если она была дана с условием не указывать на это;

3) раскрытия фактов, относящихся к тайне следствия без разрешения прокурора или следователя;

4) распространять любую информацию о личности несовершеннолетнего, обвиняемого в совершении преступления без его согласия или согласия его законного представителя.

Редактор, ответственный за печать (выпуск в эфир) сведений средств массовой информации, не может быть принужден к разглашению информационного источника по делу журналистского следствия или судебного исполнения, за исключением случаев, установленных законом. В этом случае ответственность за издание описания, статьи, рисунка или карикатуры, не раскрывающих автора, несут редактор или журналист.

Редактор или журналист могут быть принуждены судом к разглашению своего источника в следующих случаях:

для защиты жизни человека;

с целью предотвращения тяжкого преступления;

для защиты лица, обвиняемого в совершении тяжкого преступления или признаваемого причастным к нему.

Требования первой части пункта 3 настоящей статьи не ограничивают журналиста в праве провести независимое расследование.

Статья 12. Использование объектов авторского права и смежных прав и писем читателей

Использование объектов авторского права и смежных прав допускается с учетом выполнения требований Закона Азербайджанской Республики «Об авторском праве и смежных правах».

При публикации (использовании в эфире) писем читателей (слушателей, зрителей) допускается их сокращение и редактирование без изменения содержания. За исключением случаев предусмотренных законодательством редакция не несет обязательства отвечать на письма читателей (слушателей, зрителей).

За исключением случаев предусмотренных законодательством редакция средства массовой информации не может быть принуждена к публикации (выходу в эфир) материалов, от которых она отказалась.

Статья 13. Распространение рекламы

В средствах массовой информации реклама изготавливается и распространяется с учетом требований Закона Азербайджанской Республики «О рекламе».

ГЛАВА III
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Статья 14. Учреждение средства массовой информации

Для учреждения печатного издания не требуется разрешение государственного органа.Юридическое или физическое лицо, желающее учредить печатное издание, за 7 дней до печати издания должно сделать официальное обращение в соответствующий орган исполнительной власти. В обращении должно быть указано следующее:

Название печатного издания, его цель, периодичность издания, юридический адрес;

Имя, фамилия учредителя, если есть, редактора (главного редактора) печатного издания;

Если учредитель или редакция печатного издания является юридическим лицом, зарегистрированный устав.

В случае распространения печатного издания учредителем без обращения в соответствующий орган исполнительной власти или в случае обнаружения недостоверности указанных в обращении сведений соответствующий орган исполнительной власти ставит перед соответствующим судом вопрос о запрете деятельности этого издания.

Государственные органы, муниципалитеты, политические партии (только для печатных изданий), общественные объединения, управления, предприятия и организации, граждане, постоянно проживающие на территории Азербайджанской Республики обособленно или совместно с другими имеют право учреждать средства массовой информации.

Учреждение иностранными юридическими и физическими лицами средств массовой информации на территории Азербайджанской Республики регулируется межгосударственными договорами, заключенными Азербайджанской Республикой (под юридическим лицом иностранного государства понимается такое юридическое лицо, более 30 процентов уставного капитала или акций которого принадлежат юридическим лицам или гражданам иностранных государств, или же юридические лица, более 1/3 части учредителей которого составляют юридические лица и граждане иностранного государства).

За исключением случаев, указанных в пятой части настоящей статьи и 21-й статье настоящего договора, а также других случаев, предусмотренных законодательством Азербайджанской Республики, не разрешается финансирование средств массовой информации государственными органами, юридическими и физическими лицами иностранных государств.

По вступившему в законную силу приказу суда отбывающие наказание в местах лишения свободы лица, а также лица, признанные судом недееспособными; общественные объединения и политические партии, не прошедшие государственную регистрацию, или деятельность которых запрещена законом не могут учреждать средства массовой информации.

Статья 15. Специализированные средства массовой информации

(изъята законом от 28 декабря 2001-го года)

Статья 16. Информационное агентство

Статус и правовое положение редакции средства массовой информации, издателя, распространителя, установленные настоящим Законом распространяются также и на информационное агентство.

Иные средства массовой информации при распространении новостей и материалов информационного агентства обязаны ссылаться на это информационное агентство.

Статья 17. Статус учредителя

Учредитель (соучредитель) утверждает устав редакции, заключает договор с редакцией (редактором, главным редактором), определяет направления производства и распространения, решает вопросы финансирования, оборудования и технического обеспечения.

Учредитель имеет право выступать в средстве массовой информации, выступать с заявлением, публиковать иные официальные материалы. Максимальный объем выступления и заявления устанавливается уставом редакции либо может быть установлен в договоре, заключенном между учредителем и главным редактором (редактором).

При ликвидации учредителя (предприятия, учреждения, организации, муниципалитета, общественной организации, политической партии), если иное не предусмотрено уставом, коллектив редакции имеет преимущественное право на учреждение средства массовой информации с таким же названием.

Учредитель не вмешивается в вопросы производства и распространения средства массовой информации, за исключением случаев, установленных настоящим Законом, уставом и заключенным с редакцией (главным редактором, (редактором) договором.

Соучредители средства массовой информации действуют как совместный учредитель.

Статус 18. Статус издателя

Издатель осуществляет свои права в соответствии с настоящим Законом, а также законодательством Азербайджанской Республики о предприятиях и предпринимательской деятельности и обязанности в соответствии с тем же законодательством.

Издатель одновременно может быть учредителем, редакцией, распространителем средства массовой информации, собственником имущества редакции.

Статья 19. Приостановка производства и распространения средства массовой информации либо прекращение ее деятельности

Производство и распространение средства массовой информации может быть временно приостановлено либо прекращено только решением учредителя или суда.

Статья 20. Порядок заключения договора

В договоре, заключенном соучредителями средства массовой информации устанавливаются взаимные права и обязанности, их ответственность, порядок, условия и правовые последствия изменения состава учредителей, порядок разрешения споров, которые могут возникнуть в будущем.

В договоре, заключенном между учредителем и редакцией (редактором, главным редактором) отражаются имущественные и финансовые отношения, а также обязательства учредителя и редакции (редактора, главного редактора).

Между редакцией (редактором, главным редактором) и издателем, учредителем и издателем могут быть заключены иные договора.

Статья 21. Спонсорство средств массовой информации

Производство и распространение средств массовой информации может финансироваться путем спонсорства физических и юридических лиц Азербайджанской Республики. Запрещается спонсорство лицами, производящих и реализующих товары, реклама которых запрещена.

Допускается частичное спонсорство средств массовой информации (отдельные номера печатного издания, либо передачи) иностранными юридическими и физическими лицами.

В периодических печатных изданиях, опубликованных при финансовой помощи спонсора, должна быть опубликована информация об этом, в передачах информация о спонсоре должна быть дана при помощи титров либо дикторского текста. В договоре заключенном сторонами могут предусматриваться и иные способы объявления спонсора.

ГЛАВА IV
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВА ПЕЧАТНОГО ИЗДАНИЯ

Статья 22. Редакция печатного издания

Редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной независимости и устава.

Редакция может быть юридическим лицом, учредителем периодического печатного издания, собственником имущества, издателем и распространителем.

Редактор (главный редактор) печатного издания должен иметь высшее образование и быть гражданином Азербайджанской Республики.

Статья 23. Устав редакции

(изъята законом от 28 декабря 2001-го года)

Статья 24. Главный редактор (редактор)

(изъята законом от 28 декабря 2001-го года)

Статья 25. Полномочия главного редактора (редактора)

(изъята законом от 28 декабря 2001-го года)

Статья 26. Порядок распространения печатной продукции

Печатная продукция печатных изданий может непосредственно распространяться редакцией, издателем, либо в соответствии с договором предприятиями связи, иными организациями, а также гражданами.

Распространение печатной продукции, если за это взимается плата, является коммерцией. При распространении печатной продукции в некоммерческом порядке на ней ставится отметка «Бесплатно» и такая продукция не может быть предметом распространения в коммерческих целях.

При отсутствии судебного решения, не допускается препятствовать распространению продукции средства массовой информации, а также конфискация тиража или части тиража.

Статья 27. Особые случаи наложения запрета на распространение печатной продукции

На ввоз и распространение на территории Азербайджанской Республики иностранных печатных изданий, публикующих материалы, наносящие серьезный удар по целостности государства и безопасности страны, а также порнографические материалы решением соответствующего органа исполнительной власти может быть наложен запрет.

Суд может принять оперативное решение об изъятии из продажи уже розданной продукции печатного издания при нарушении требований первой части настоящей статьи.

Статья 28. Ссылочные данные

В каждом выпуске печатного издания должены содержаться следующие сведения:

сведения об учредителе (соучредителе);

фамилия и имя главного редактора;

порядковый номер и дата выхода из печати, время подписания в печать (установленное по графику и фактическое);

индекс — для изданий, распространяемых посредством учреждений связи;

цена (если издание распространяется в коммерческом порядке) либо отметки «Свободная цена» или «Бесплатно»;

орган государственной регистрации и номер свидетельства государственной регистрации;

адреса редакции и типографии, периодического издания, где осуществляется печать.

Печать и распространение продукции средств массовой информации без указания ссылочных данных запрещается.

Статья 29. Обязательные экземпляры

Обязательные бесплатные экземпляры периодических печатных изданий, в том числе освобожденных от государственной регистрации, тотчас по изготовлении начального выпуска тиража направляются издательством учредителю, в государственный архив, Национальную библиотеку, Книжную Палату, библиотеку законодательного органа власти и соответствующего органа исполнительной власти.

Статья 30. Периодические издания, распространяющиеся без государственной регистрации

(изъята законом от 28 декабря 2001-го года)

Статья 31. Распространение официальной информации

(изъята законом от 28 декабря 2001-го года)

Статья 32. Хранение редакционных материалов

Материалы редакций печатных изданий (рукописи, письма, записи на лентах и др.) хранятся в течение одного года.

Порядок хранения материалов устанавливается редакциями печатных изданий.

ГЛАВА V
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕЛЕВИДЕНИЯ И РАДИО (ТЕЛЕРАДИО)
(изъята законом от 28 декабря 2001-го года)

ГЛАВА VI
ПОРЯДОК ДАЧИ ОПРОВЕРЖЕНИЯ, ОТВЕТА И ПОПРАВКИ

Статья 44. Право дачи опровержения, ответа и поправки

Физические лица и их представители, руководители юридических лиц, либо их полномочные представители имеют право в течение шести месяцев дать ответ в средстве массовой информации, требовать опровержения сведений не соответствующих действительности, дачи поправки, а также принесения им извинений либо непосредственно обратиться в суд, если в средстве массовой информации опубликована информация, унижающая честь и достоинство физических и юридических лиц, клеветнические и ложные сведения, искажены мысли.

Если в период обращения заявителя, или вынесения судом решения средство массовой информации временно приостановлено, либо его производство (распространение) ликвидировано, ответ либо поправка могут быть опубликованы (даны в эфир) в любом средстве массовой информации по желанию истца за счет средств ответчика.

Статья 45. Порядок дачи опровержения, ответа и поправки

В опровержении должно быть указано какая информация не соответствует действительности, когда и как она была опубликована в средстве массовой информации. В периодическом печатном издании опровержение, как правило, публикуется под заголовком «Опровержение» на той же странице, где был опубликован материал или сведения с тем же шрифтом. Ежедневные и еженедельные периодические печатные издания публикуют опровержение, ответ или поправка в течение десяти дней с момента поступления такого требования, иные периодические издания в готовящихся выпусках либо планируемых к изданию в ближайшие дни.

Опровержение, ответ и поправка зачитываются по телевидению или радио не позднее десяти дней с момента получения требования в той же программе либо программе передач, в то же время. Физическому лицу либо его представителю, юридическому лицу или его представителю может быть предоставлена возможность выступить в эфире (на экране) с ответом.

Опровержение или ответ дается без какого-либо изменения в их текстах. Текст опровержения или ответа не может превышать по объему более чем в 2 раза текста опровергаемого сообщения либо сообщения, на которое дается ответ.

В выпуске, где публикуется ответ (в эфире) не допускается комментарий к ответу или его опровержение. Ответ на ответ может быть опубликован в последующем выпуске средства массовой информации.

Отказ от опровержения, ответа или поправки сообщается потребовавшему их лицу в 3-х дневный срок с обоснованием.

Причинами отказа от опровержения могут быть следующие основания:

если это противоречит вступившему в законную силу постановлению суда;

оно без подписи;

если по этому материалу или информации в средствах массовой информации уже опубликовано опровержение;

объем опровержения или ответа превышает более чем в 2 раза опровергаемое сообщение либо сообщение, на которое дается ответ;

если прошло более одного месяца с момента опубликования этих сведений или материалов в средствах массовой информации (за исключением периодов болезни, пребывания в отпуске и командировке, подтверждаемых официальными документами гражданина).

ГЛАВА VII
СТАТУС И АККРЕДИТАЦИЯ ЖУРНАЛИСТА

Статья 46. Права журналиста

(изъята законом от 28 декабря 2001-го года)

Статья 47. Обязанности журналиста

(изъята законом от 28 декабря 2001-го года)

Статья 48. Скрытые записи на ленту

(изъята законом от 28 декабря 2001-го года)

Статья 49. Статус журналиста

Статус журналиста, установленный настоящим Законом, распространяется на нижеследующих:

1) штатных корреспондентов средств массовой информации, занимающихся сбором, подготовкой, редактированием и производством (распространением) сведений;

2) внештатных корреспондентов выполняющих поручения средств массовой информации, связанные со сбором, подготовкой и редактированием сведений.

Статья 50. Аккредитация (регистрация) журналиста

Средства массовой информации с разрешения государственных органов, учреждений, предприятий и организаций, общественных объединений и с соблюдением установленных ими правил аккредитации могут аккредитовать в них своих журналистов.

Указанные органы предварительно сообщают аккредитованному журналисту о заседаниях и других мероприятиях за исключением закрытых мероприятий, и создают условия для его ознакомления со стенограммами, протоколами и другими документами.

При нарушении журналистом или редакцией правил аккредитации, распространении сведений, унижающих честь и достоинство организации, аккредитовавших его, искаженных или не соответствующих действительности, указанная организация может лишить журналиста аккредитации.

Аккредитация специальных корреспондентов редакции средств массовой информации также осуществляется в соответствии с требованиями настоящей статьи.

ГЛАВА VIII
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Статья 51. Международное сотрудничество

Международное сотрудничество в области массовой информации осуществляется в соответствии с межгосударственными договорами, стороной которых является Азербайджанская Республика.

Средства массовой информации Азербайджанской Республики, профессиональные организации журналистов могут участвовать в международном сотрудничестве с иностранцами и зарубежными организациями и с этой целью заключать соглашения.

Статья 52. Распространение информации, получаемой из зарубежных источников

Граждане Азербайджанской Республики имеют право на непосредственное получение сведений из зарубежных источников, в том числе средств массовой информации.

Ограничение непосредственного приема телевизионных программ допускается в случаях, предусмотренных межгосударственными договорами, заключенными Азербайджанской Республикой.

Если порядок распространения зарубежного периодического печатного издания, учредитель и постоянное местонахождение редакции которого находятся за пределами Азербайджанской Республики, не установлен заключенным Азербайджанской Республикой межгосударственным договором, то для его распространения требуется разрешение соответствующего органа исполнительной власти.

Статья 53. Деятельность представителей зарубежных средств массовой информации на территории Азербайджанской Республики

Правовой статус и профессиональная деятельность аккредитованных в Азербайджанской Республике зарубежных корреспондентов и других представителей зарубежных средств массовой информации регулируется законодательством Азербайджанской Республики и соответствующими межгосударственными договорами.

Представительства зарубежных средств массовой информации в Азербайджанской Республике открываются с разрешения соответствующего органа исполнительной власти, если межгосударственными договорами не предусмотрен иной порядок.

Аккредитация зарубежных корреспондентов в Азербайджанской Республике проводится соответствующим органом исполнительной власти в соответствии со статьей 50 настоящего Закона.

На аккредитованных в Азербайджанской Республике зарубежных корреспондентов распространяется установленный настоящим Законом статус журналиста.

Зарубежные корреспонденты, не аккредитованные в установленном в Азербайджанской Республике порядке, пользуются правами и имеют обязанности, предусмотренные для представительств иностранных юридических лиц.

По отношению к корреспонденту средства массовой информации государства, предусмотревшего на своей территории специальные ограничения для осуществления профессиональной деятельности корреспондентов средств массовой информации Азербайджанской Республики могут быть предусмотрены ответные аналогичные ограничения.

ГЛАВА IX
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
(изъята законом от 28 декабря 2001-го года)

ГЛАВА X.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА

Статья 58. Субъекты, на которых распространяется ответственность
(изъята законом от 28 декабря 2001-го года)

Статья 59. Ответственность за нарушение свободы массовой информации и прав журналиста

Любое вмешательство в законную деятельность учредителей, издателей, редакций (ответственных редакторов), распространителей и журналистов средств массовой информации со стороны граждан, государственных органов, муниципалитетов, учреждений, предприятий и организаций, политических партий, а также общественных объединений или должностных лиц, в том числе:

нарушение профессиональной независимости;

незаконная приостановка или прекращение производства и распространения средства массовой информации;

незаконная конфискация или уничтожение тиража или его части;

принуждение журналиста к распространению информации или отказу от информации;

наложение ограничений на предоставление информации или отказ от предоставления информации журналисту за исключением сведений, охраняемых законодательством Азербайджанской Республики;

непредставление ответа на журналистский запрос в срок, установленный законодательством Азербайджанской Республики;

а также нарушение других прав журналиста, установленных настоящим Законом, влечет гражданскую, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики.

Статья 60. Ответственность за злоупотребление свободой массовой информации и правами журналиста

Редакция средства массовой информации (ответственный редактор) и журналисты (авторы) за:

1) раскрытие сведений, раскрытие которых запрещено законом;

2) отсутствие контроля со стороны главного редактора (редактора) за подготовкой в соответствии с требованиями настоящего Закона публикуемых в печатном издании материалов;

3) распространение информации без указания ее источника, кроме случаев, указанных в настоящем Законе;

4) покушение на частную жизнь граждан;

5) публикацию или выпуск в эфир порнографических материалов в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики несут гражданскую, административную, уголовную и иную ответственность.

Статья 61. Ответственность за другие случаи нарушений Закона о средствах массовой информации

При нарушении положений закона о средствах массовой информации в следующих случаях:

1) при безосновательном отказе от опровержения, исправления и ответа, неисполнении вступившего в законную силу постановления и резолюции суда — редакция (ответственный редактор);

2) при невыполнении требований статей 9, 11, 13, 21 и 28 настоящего Закона — учредитель, редакция, издатель и распространитель;

3) при препятствовании распространению на законных основаниях продукции средства массовой информации, наложении незаконных ограничений на розничную продажу тиража периодического печатного издания — должностные лица;

4) при создании искусственных препятствий чистому приему телерадиопрограмм — государственные органы, учреждения, предприятия и организации;

5) при использовании без разрешения телерадиоорганизации ее передач (программ) в форме, противоречащей требованиям настоящего закона, перезаписи, размножении, продаже и массовой демонстрации передач телерадиоорганизации без разрешения собственника — граждане и телерадиоорганизации;

Статья 62. Случаи освобождения от ответственности

В случаях распространения средством массовой информации сведений, не соответствующих действительности:

1) при распространении официальными государственными органами или их пресс-службами;

2) при получении в информационных агентствах или пресс-службах учреждений, предприятий, организаций, политических партий и общественных объединений;

3) при взятии из других средств массовой информации и отсутствии опровержения;

4) при повторении в точном соответствии с официальными выступлениями депутатов Национального собрания, представителей государственных органов, муниципалитетов, учреждений, предприятий, организаций и общественных объединений, а также политических деятелей и должностных лиц;

5) при высказывании в выступлениях, переданных в эфир прямым включением, или публикации в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с настоящим Законом, редакция (ответственный редактор), а также журналист ответственности не несет.

Популярное:

  • Трудовой кодекс до 2001г Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ТК РФ) 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 27 апреля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г., 30 июня, 18, 30 декабря 2006 г., 20 апреля, 21 июля, 1, 18 октября, 1 декабря 2007 г., […]
  • Ст 25 фз об актах гражданского состояния Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ"Об актах гражданского состояния" С изменениями и дополнениями от: 25 октября 2001 г., 29 апреля […]
  • Федеральный закон о судебных приставах последняя редакция Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ"О судебных приставах" С изменениями и дополнениями от: 7 ноября 2000 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 3 марта […]
  • Список документов для регистрации договора купли продажи недвижимости Примерный перечень документов, представляемых юр.лицами на регистрацию права собственности на здание/сооружение/жилое/ нежилое помещение по договору купли-продажи, мены, дарения 1. Заявления о государственной регистрации: - перехода права и договора от […]
  • Авто после дтп в новосибирске Битые (аварийные) авто Новосибирск и Продам Хондарик авто после аварии Продам Хонду Домани 1995 г после аварии, машина на ходу используется для передвижения каждый день. Ходовая Продам автомобиль после аварии на запчасти Продам после аварии Chevrolet Niva, […]
  • Ук рф редакция 1996 года Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4, 14 марта, 7 мая, 25 июня, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., […]
  • Мировой суд г Стерлитамака Мировой суд г Стерлитамака Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан Телефон: (3473) 23-49-00 Судебный участок № 1 по г. Стерлитамак РБ Мировой судья: Нафикова Гульнара Фаритовна Эл. почта: [email protected] Телефон: (3473) 23-54-43 Судебный […]
  • Как написать извинительное письмо учителю Письмо учителю от ученика 5 класса, образец на русском языке Умение писать письма — очень полезный навык в повседневной жизни. Такая необходимость часто возникает на работе или в личных отношениях. Вот почему важно научиться этому делу ещё в школе. Если вы […]
Закон сми азербайджана