Закон о защите прав потребителей ст43

Статья 43 ЗоЗПП РФ. Ответственность за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации

Последняя редакция Ст. 43 Закона о ЗПП

За нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Статье 43 Закона о Защите Прав Потребителей РФ

Множество различных прав потребителей установлено законами и другими нормативно-правовыми актами. Однако если некоторые положения законодательства определяют и фиксируют права, то другие должны предусматривать ответственность за их нарушение. Это необходимо для того чтобы обеспечить всеобщее следование и исполнение требований законов.

Что регулирует?

Статья 43 Закона «О защите прав потребителей» регулирует сторону наложения ответственности за несоблюдение норм законодательства, регулирующего отношения между потребителем и продавцом (исполнителем, изготовителем и т.д.). Это важно для определения меры возможного наказания за несоблюдение правил, установленных законом и установления степени ответственности каждого нарушителя.

Содержание

Статья 43 ЗоЗПП РФ устанавливает варианты видов ответственности, которые могут налагаться на нарушителей норм законодательства Российской Федерации. К ним относятся:

  • уголовная;
  • административная;
  • гражданско-правовая.

Вид и степень ответственности по смыслу статьи применяются в зависимости от разновидности и серьезности нарушения.

Применение и толкование

Статья 43 Закона «О защите прав потребителя» предусматривает наложения нескольких видов наказаний за пренебрежение нормами законодательства, отстаивающего интересы приобретателя. Однако необходимо пояснить, что выбор метода порицания напрямую зависит от нескольких факторов:

  • субъекта, совершившего его (физическое лицо, юридическое, ИП и т.д.);
  • наличия и тяжести вреда здоровью, жизни, имуществу пострадавшего, возникшего в результате противоправных действий нарушителя;
  • наличия ущерба окружающей среде и т.д.;
  • другие важные для дела обстоятельства.

Если принято решение о привлечении нарушителя к административной ответственности, то существует целый ряд статей КоАП РФ, регулирующих этот вопрос. Например, глава 14 Кодекса об Административных Правонарушениях России определяет ряд противоправных действий, нарушающих законодательство о правах потребителя и наказуемых по нормам данного законодательного акта.

Отдельной статьи УК Российской Федерации за такой вид нарушения, как ущемление прав потребителя, не предусматривается. Однако именно уголовная ответственность может наступить за ущерб, который возник вследствие ущемления интересов приобретателя. Например, имущественные потери, ущерб, причиненный окружающей среде и т.д.

Таким образом, статья 43 ЗоЗПП РФ определяет меру ответственности за пренебрежение определенных этим же законом прав приобретателя. В перечень возможных уровней порицания входят административный, уголовный и гражданско-правовой.

Статья 43. Ответственность за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации

За нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 43 ЗоЗПП

1. Если в ходе осуществления проверочных мероприятий будут выявлены факты нарушения законодательства в области защиты прав потребителей, органам государственного надзора (их должностным лицам) предоставлено право использовать механизмы административного, уголовного и гражданского принуждения. Применение данных механизмов предполагает возбуждение и рассмотрение дел о нарушении законодательных и иных нормативно-правовых актов в области защиты прав потребителей, привлечение виновных лиц (продавца, исполнителя, изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) к отдельным видам юридической ответственности.

За совершение правонарушений, посягающих на права потребителей, действующее федеральное законодательство предусматривает административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность.

2. Административная ответственность установлена в КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законах субъектов РФ об административных правонарушениях. Как средство административного принуждения ответственность применяется в целях защиты личности, охраны прав граждан-потребителей, охраны здоровья граждан, предупреждения новых правонарушений и имеет, бесспорно, мощный правоохранительный потенциал.

Составы правонарушений, посягающих на отношения в области защиты прав потребителей, содержатся в ст. ст. 14.4, 14.4.2, 14.5, 14.7, 14.8, 14.15 КоАП РФ. Объектом посягательства данной группы административных правонарушений являются общественные отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг). Объективная сторона административных правонарушений, являясь внешним проявлением противоправного виновного действия физического или юридического лица, может быть выражена в следующем:

1) в осуществлении предпринимательской деятельности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию населению услуг:

— ненадлежащего качества или с нарушением требований, установленных в законодательных и иных нормативно-правовых актах РФ;

— с нарушением требований о предоставлении потребителю необходимой информации, установленной в ст. ст. 8 — 11 комментируемого Закона;

— с нарушением требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт;

2) в обмеривании, обвешивании, обсчете потребителя при реализации товара (работы, услуги);

3) в введении потребителя в заблуждение относительно потребительских свойств и качества товара (работы, услуги);

4) в нарушении иных прав потребителей, к примеру, непредоставление потребителю полной и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуги), установленных законом льгот и преимуществ; включение в договор условий, ущемляющих права потребителя;

5) в нарушении установленных правил продажи отдельных видов товаров.

Санкции приведенных статей КоАП РФ предусматривают административные наказания в виде предупреждения и административного штрафа. За повторно совершенное правонарушение, квалифицируемое по ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ, по решению суда в отношении должностных лиц может быть назначено наказание в виде дисквалификации до одного года, в отношении юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — в виде конфискации предмета административного правонарушения (т.е. товаров, не соответствующих образцам по качеству). За продажу недоброкачественных, фальсифицированных, контрафактных лекарственных средств для медицинского потребления, повлекшую причинение вреда здоровью граждан либо создавшую угрозу причинения вреда их жизни и здоровью, по постановлению суда может быть назначено наказание в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

В качестве примера приведем данные, характеризующие административно-юрисдикционную деятельность территориальных органов Роспотребнадзора за 2012 г. Должностными лицами территориальных органов Роспотребнадзора при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей в сфере розничной торговли в отношении виновных лиц были возбуждены 83723 дела об административном правонарушении, из которых 63% были связаны с реализацией продовольственных товаров. Всего были вынесены 114494 постановления о назначении административного наказания, главным образом в виде административного штрафа (93% дел). Основную долю выявленных нарушений в сфере розничной торговли (40%) составляли нарушения правил продажи отдельных видов товаров (ст. 14.15 КоАП РФ). Административные правонарушения, квалифицируемые по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ, составили соответственно 8,8%, по ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ — 5,8%; по ст. 14.7 КоАП РФ — 4,2%; по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ — 19,3%.

За рассматриваемый период судами общей юрисдикции по результатам рассмотрения направленных органами Роспотребнадзора дел об административных правонарушениях были вынесены 707 постановлений о назначении административного наказания, из них в виде предупреждения — 133, дисквалификации — 1, административного штрафа — 522, конфискации предмета административного правонарушения — 26.

3. Уголовная ответственность за нарушение требований комментируемого Закона предусмотрена ст. 238 УК РФ и наступает в том случае, если употребление некачественных или опасных пищевых продуктов повлекло за собой возникновение заболевания, отравление, причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью или смерть человека. Обратимся к диспозиции ст. 238 УК РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». Данное деяние посягает на здоровье граждан, а также на установленные законодательством гарантии прав и интересов потребителей. В частности, ст. 7 комментируемого Закона предусматривает, что «потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки, утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя».

Объективную сторону рассматриваемого преступного деяния образуют прежде всего действия, выразившиеся:

— в производстве, хранении или перевозке в целях сбыта товаров (продукции), не отвечающих требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей;

— в сбыте данных товаров;

— в неправомерной выдаче и в неправомерном использовании официальных документов, удостоверяющих соответствие товаров требованиям безопасности (сертификатов соответствия, деклараций о соответствии, гигиенических заключений, лицензий на производство товаров и т.п.).

Согласимся с позицией М.М. Зейналова в том, что привлечение лица к ответственности за данное преступление возможно лишь при наличии двух условий:

— доказанности не только самого факта производства, хранения или перевозки товаров и продукции в целях их сбыта, но и опасности этих действий для жизни или здоровья потребителей;

— наличия у совершившего их лица осознания характера своих действий и их несоответствия требованиям безопасности, что не предполагает возможности принятия произвольного решения об уголовной ответственности.

В качестве мер уголовной ответственности к виновным лицам применяются наказания в виде штрафа, обязательных работ, принудительных работ, ограничения или лишения свободы на определенный срок. При наличии квалифицирующих обстоятельств, предусмотренных ч. ч. 2 и 3 ст. 238 УК РФ (совершение указанных действий группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в отношении товаров, предназначенных для детей в возрасте до шести лет; повлекших по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью, смерть одного человека, двух или более лиц), уголовно-правовая санкция предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 100 до 500 тысяч рублей, принудительных работ на срок до пяти лет, лишения свободы на срок до десяти лет.

4. Гражданско-правовая ответственность в форме возмещения вреда жизни или здоровью потребителя вследствие недостатков товаров, работ, услуг предусмотрена ГК РФ и комментируемым Законом.

Параграф 3 главы 59 ГК РФ «Возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товаров, работ и услуг» содержит общее правило возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, согласно которому «вред подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет».

Ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью потребителя вследствие недостатков товара (работы, услуги), конкретизируется также и в ст. 14 комментируемого Закона. Данная статья предусматривает полное возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги). При повреждении здоровья потребителя возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел или определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств и т.п. Правила возмещения вреда в случае смерти гражданина регулируются ст. ст. 1088 и 1089 ГК РФ.

Компенсация причиненного потребителю морального вреда производится в соответствии с положениями ст. ст. 151, 1099 — 1101 ГК РФ и ст. 15 комментируемого Закона, в которой сформулированы следующие правила возмещения:

— причиненный моральный вред подлежит компенсации только при наличии вины причинителя вреда;

— размер такой компенсации определяется по решению суда и не ставится в зависимость от размера возмещения имущественного вреда. Разъяснение данного положения содержится в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 N 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей». В п. 25 Постановления Пленум разъясняет следующее: поскольку моральный вред определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара. а должен основываться на характере и объеме причиненных потребителю нравственных и физических страданий в каждом конкретном случае.

Требования, связанные с возмещением вреда жизни или здоровью потребителя вследствие недостатков товаров (работ, услуг), носят имущественный характер. Законодатель предусмотрел возможность их удовлетворения в добровольном порядке. Однако несоблюдение потребителем внесудебного (претензионного) порядка разрешения спора не должно являться препятствием реализации им права на судебную защиту, что нашло отражение в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 N 7. При принятии искового заявления следует иметь в виду, что истечение установленного законодательством пресекательного срока на предъявление гражданином претензии не является основанием к отказу в судебной защите, т.к. это противоречит ст. 46 Конституции РФ и рассматриваемому Закону.

Реализуя предоставленное право на судебную защиту, потребитель при предъявлении иска должен руководствоваться правилами о подсудности, закрепленными в ст. 17 комментируемого Закона и ч. 7 ст. 29 ГПК РФ. Иск может быть предъявлен в суд:

— по месту нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель — его жительства;

— по месту жительства или пребывания истца;

— по месту заключения или исполнения договора.

Обратиться в суд с заявлением в защиту прав потребителя, а также законных интересов неопределенного круга потребителей вправе должностные лица Роспотребнадзора и его территориальных органов, прокурор, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей. Однако в связи с тем, что органы местного самоуправления и общественные объединения не наделены государственно-властными полномочиями в сфере защиты прав потребителей, при выявлении по жалобам потребителей товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, опасных для жизни и здоровья они незамедлительно должны обратиться в компетентный орган государственного надзора.

Статья 43. Ответственность за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации

Новая редакция СТ 43 Закона о Защите Прав Потребителей России:

За нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Статье 43 ЗоЗПП РФ

1. Статья претерпела существенные изменения по размерам налагаемых штрафов, способам их взыскания, составу привлекаемых к ответственности субъектов, составу наказуемых нарушений.

2. Основанием для наложения штрафа Комитетом и его территориальными управлениями являются (как и в старой редакции Закона) уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний указанных органов. В новой редакции уточнено: законных предписаний. Последнее означает, что речь идет о предписаниях, выдача которых входит в компетенцию этих органов и выданных с соблюдением установленного порядка (см. комментарий к ст. 40 Закона). Следует обратить внимание на то, что штраф налагается не за нарушения прав потребителей, а за неисполнение предписаний об их прекращении.

Порядок наложения штрафов определен упомянутым Положением о порядке рассмотрения Комитетом России и его территориальными управлениями дел о нарушениях законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.

Положение определяет понятия уклонения от исполнения и несвоевременного исполнения предписания, разъясняет ст. 43 Закона в части порядка определения конкретных размеров штрафов. Положением установлено, что штрафы вправе налагать только определенные должностные лица: Председатель Комитета России, его заместители, начальники территориальных управлений и их заместители.

Дела о наложении штрафов рассматриваются указанными должностными лицами органа, выдавшего предписание.

Положением предусмотрено, что основанием для рассмотрения дела о наложении штрафа являются документы, подтверждающие факт уклонения от исполнения или несвоевременного исполнения предписания: акт проверки исполнения предписания, переписка с продавцом, исполнителем, изготовителем, иные документы.

Эти документы вместе с необходимыми материалами направляются лицом, контролирующим исполнение предписаний, соответствующему должностному лицу для рассмотрения. Срок рассмотрения таких дел — месяц со дня установления факта уклонения от исполнения или несвоевременного исполнения предписания.

Процедура рассмотрения дел о наложении штрафов, права сторон и другие вопросы совпадают в основном с соответствующими правилами при рассмотрении дел комиссиями о нарушениях законодательства о защите прав потребителей и выдачи предписаний (см. комментарий к ст. 40 Закона).

Постановления о наложении штрафов могут быть обжалованы в течение 6 месяцев со дня вынесения в арбитражный суд путем подачи в установленном порядке заявления об их отмене или изменении.

3. В отличие от Комитета и его органов, обладающих правом наложения штрафов лишь за неисполнение предписаний, выдача которых входит в их компетенцию, права органов, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), являются более широкими. Помимо права налагать штрафы за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение законных предписаний, они наделены таким правом и в некоторых других случаях.

В новой редакции Закона сохранен штраф за причинение ущерба потребителям товарами (работами, услугами), не отвечающими требованиям, предъявляемым к их безопасности. Однако порядок определения размера штрафа изменен: вместо суммы ущерба штраф взыскивается в пределах твердой суммы — до 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда. Для наложения штрафа необходимо установить причинение ущерба потребителю, наличие в товаре (работе, услуге) несоответствия требованиям по безопасности и причинную связь между этим недостатком и причиненным ущербом. Отсутствие хотя бы одного из этих элементов исключает возможность наложения штрафа. Под ущербом следует понимать вред, причиненный личности или имуществу потребителя.

Закон не регламентирует размер причиненного ущерба, при котором штраф может быть наложен, однако этот размер ущерба, согласно Закону, влияет на конкретный размер налагаемого штрафа. Поскольку наложение штрафа является правом, а не обязанностью соответствующих органов, при незначительном ущербе они могут вообще не прибегать к этой санкции с учетом конкретных обстоятельств.

Ущерб должен возникнуть из-за несоответствия товара (работы, услуги) именно требованиям по безопасности, устанавливаемым в государственных стандартах. Причинение ущерба потребителю другими недостатками товара (работы, услуги) исключает возможность наложения штрафа в указанном порядке и влечет ответственность причинителя вреда перед потребителем в соответствии со ст. 14 Закона. Штраф может быть наложен независимо от установления вины причинителя вреда.

4. Новой редакцией Закона уточнено ранее имевшееся основание для наложения штрафа — продажа товаров (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортных, без сертификатов, подтверждающих соответствие товаров (работ, услуг) обязательным требованиям стандартов. Штраф за это нарушение, очевидно, не может быть наложен на изготовителя товара, если он сам не продает его (о понятии продажи см. комментарий к ст. 40 Закона). Под стандартом в данном случае следует понимать государственный стандарт РФ, международные стандарты, имеющие силу государственного стандарта. Под обязательными требованиями в данном случае следует понимать требования к безопасности товаров (работ, услуг), на соответствие которым проводится обязательная сертификация (подробнее об этом см. комментарий к законам РФ «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг»).

5. Закон сохранил ответственность органов по сертификации, уточнив, что речь идет об ответственности лишь за нарушение правил обязательной сертификации товаров (работ, услуг), а также ответственность испытательных лабораторий.

На последних штраф может быть наложен за предоставление недостоверных результатов испытаний товаров (работ, услуг) лишь при их обязательной сертификации (о нарушениях правил обязательной сертификации органами по сертификации см. комментарий к Закону РФ «О сертификации продукции и услуг»).

Существенно изменен порядок определения размера штрафа: ранее он составлял двукратную стоимость работы соответствующего органа, а в новой редакции Закона — двукратную стоимость соответствующих товаров (работ, услуг), что значительно больше. Под соответствующими товарами при определении их стоимости следует понимать количество товара, на которое выдан сертификат с нарушением правил или представлены недостоверные результаты испытаний.

6. В новой редакции Закона из статьи изъят пункт об ответственности руководителей организаций в виде наложения штрафа за нарушения, предусмотренные настоящей статьей.

Вопросы ответственности указанных лиц регулируются трудовым, административным и уголовным законодательством РФ (см. комментарий к ст.13 и 40 Закона).

7. В связи с нормами о наложении штрафов возникает вопрос об основаниях такой ответственности. Законом предусмотрены различные по своей правовой природе санкции. Во-первых, это санкции гражданско-правового характера. К ним относятся неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение продавцом, изготовителем, исполнителем своих договорных обязательств перед потребителем, взыскиваемые в его пользу через суд.

Вопросы, связанные со взысканием неустоек, регулируются в соответствии с нормами ГК. Общим правилом является ответственность при наличии вины. Но для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, сделано исключение — они несут ответственность и при отсутствии вины, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 401 ГК РФ).

Во-вторых, это штрафы, налагаемые государственными органами на предпринимателей. Органы по сертификации осуществляют свою деятельность по сертификации на основании гражданско-правовых договоров с организациямизаявителями, являющимися изготовителями (продавцами, исполнителями) товаров (работ, услуг). В свою очередь, органы по сертификации поручают проведение сертификационных испытаний аккредитованным испытательным лабораториям также на основании договоров гражданско-правового характера. Неисполнение или ненадлежащее исполнение этих договоров может вести к взысканию неустоек и убытков в соответствии с нормами ГК.

Однако, учитывая важность функций, выполняемых этими органами, законодатель установил штрафную ответственность за нарушения в их деятельности.

Эта ответственность не вытекает из договорных отношений, по своей природе является санкциями административно-правового характера. Порядок их наложения определяется административным законодательством, которое предусматривает, что ответственность может наступить лишь при наличии вины в форме умысла или неосторожности.

Это означает, что случайное, невиновное нарушение правил сертификации или представление недостоверных результатов испытаний исключает возможность наложения штрафа. При этом надо учитывать, что организация несет ответственность за действия своих сотрудников.

Следует отметить также различие в распределении бремени доказывания вины в гражданском и административном законодательстве. Согласно ст. 401 ГК, вина нарушителя предполагается, и для освобождения от ответственности именно он должен доказать ее отсутствие. В административном праве, также как и в уголовном, вина нарушителя должна быть доказана соответствующим органом государства.

8. Новой редакцией Закона предусмотрено принципиальное изменение порядка взыскания штрафа с продавца, изготовителя, исполнителя — юридического лица. Ранее штраф подлежал уплате в установленный срок в добровольном порядке. В случае неуплаты соответствующий орган мог обратиться в арбитражный суд с иском о взыскании штрафа. Исполнение решения суда осуществлялось в порядке, установленном для исполнения решений арбитражного суда.

Предусмотренное новой редакцией Закона безакцентное взыскание штрафа осуществляется путем направления органом, принявшим решение о наложении штрафа, постановления об этом в банк для списания со счета нарушителя соответствующей суммы.

В отношении штрафов, налагаемых Комитетом, и штрафов, налагаемых органами, осуществляющими контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), на индивидуальных предпринимателей, в случае их уклонения от исполнения или несвоевременного исполнения предписаний этих органов либо причинения ущерба потребителям сохранен прежний порядок взыскания штрафа: в случае неуплаты ими штрафа (неполной уплаты) в 30-дневный срок со дня получения соответствующего постановления орган, наложивший штраф, вправе обратиться в арбитражный суд. Но уже не только о взыскании штрафа, но также и пени в размере одного процента от неоплаченной суммы за каждый день просрочки. Штрафы, налагаемые на индивидуальных предпринимателей за продажу товаров (работ, услуг) без сертификатов или за нарушение правил обязательной сертификации, представление недостоверных результатов испытаний, взыскиваются в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (см. комментарий к ст. 13 Закона).

9. В случае обжалования в соответствии с п. 5 ст. 43 Закона изготовителями (исполнителями, продавцами) товаров (работ, услуг), органами по сертификации, испытательными лабораториями постановлений федеральных органов исполнительной власти о наложении штрафов иудовлетворения их требований о возврате взысканных сумм штрафов из бюджета полностью или частично правила ст. 395 ГК об ответственности за пользование чужими денежными средствами не подлежат применению. Однако это не лишает указанные организации права требовать возмещения убытков, причиненных необоснованным взиманием штрафов, в соответствии со ст. 15 и 16 ГК (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением ч. 1 ГК РФ).

Ответчиком по искам о взыскании убытков в этих случаях является Российская Федерация в лице соответствующего финансового органа, поскольку штрафы направляются в федеральный бюджет, либо соответствующие федеральные органы исполнительной власти, если это прямо предусмотрено законом.

Закон РБ О защите прав потребителей
Статья 43. Полномочия местных исполнительных и распорядительных органов в области защиты прав потребителей

В целях защиты прав потребителей местные исполнительные и распорядительные органы обязаны:

рассматривать обращения потребителей в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц;

организовывать разъяснение законодательства и оказывать юридическую помощь населению по вопросам защиты прав потребителей;

при выявлении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, наследственности, имущества потребителя и окружающей среды незамедлительно извещать об этом республиканские органы государственного управления (их территориальные органы) в соответствии с их компетенцией;

направлять предписания изготовителям (продавцам, поставщикам, представителям, исполнителям, ремонтным организациям) о прекращении нарушений прав потребителей;

при выявлении случаев реализации потребителям товаров (работ, услуг) без предоставления необходимой и достоверной информации, или с истекшими сроками годности и (или) сроками хранения, сроками службы товаров (результатов работы), или без указания таких сроков, если их установление обязательно, направлять предписания изготовителям (продавцам, поставщикам, представителям, исполнителям, ремонтным организациям) о приостановлении производства и (или) реализации потребителям таких товаров (работ, услуг) либо о прекращении реализации потребителям таких товаров (работ, услуг) до устранения допущенных нарушений;

направлять материалы в органы, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях и (или) возбуждать уголовные дела по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных настоящим Законом прав потребителя, при обнаружении сведений, указывающих на признаки административного правонарушения или преступления, связанных с нарушением прав потребителя;

обращаться в суд с иском о защите прав потребителя;

осуществлять иные функции по защите прав потребителей, предусмотренные законодательством.

Сущность закона РФ «О защите прав потребителей»

Машины и оборудование

Температурный режим: температура теплоносителя

Качество основы: поверхностная плотность

Степень желирования ПВХ покрытия тента

Рабочее место: недостаточная освещенность

Стабильность подачи пара

Подготовка аппарата к работе: не отрегулировано давление барабана;

Не отрегулирован зазор ножа

Скорость обработки полуфабриката

Качество ПВХ-смеси: качество пигментов; качество ДОФ

Некачественно проведено обслуживание машин и оборудования

Продолжение таблицы 1

Машины и оборудование

Равномерность наложения ПВХ-смеси

Использование нестандартного оборудования

Степень желирования ПВХ-покрытия

На основе данной таблицы построим причинно-следственную диаграмму.

Таблица 1 – Данные для построения диаграммы Парето

Типы дефектов (пороков)

Число дефектов (пороков), м. пог.

Накопленная сумма числа дефектов, м.пог.

Процент числа дефектов по каждому признаку к общей сумме

Далее строим диаграмму Парето по видам пороков тентового материала (рисунок 2).

Рисунок 1 – Причинно-следственная диаграмма

300 100

240 80

180 60

60 20

Рисунок 2 – Диаграмма Парето по видам пороков тентового материала: 1 — концевые; 2 — складки; 3 — засечки; 4 — вмятины; 5 — грязь; 6 — прочие (рисунок 2).

Диаграмма Парето показывает в убывающем порядке относительное влияние каждой причины на общую проблему.

3 Практическое задание

Описать правила заполнения бланка сертификата соответствия на продукцию или услугу.

На примере рассмотреть сертификат соответствия на продукцию или услугу (копию сертификата соответствия на продукцию или услугу приложения)

Бланк сертификата или декларации заполняется только с помощью электронных печатающих устройств, его лицевая сторона непременно должна содержать сведения только на русском языке, его оборотная сторона может быть заполнена на государственном языке той страны, которая выдает этот бланк, но с обязательным соблюдением всех реквизитов.

Представленный банк № РОСС СН. АИ18.Н545434 заполнен полностью электронным способом на русском языке.

Основные реквизиты бланка декларации:

Бланк сертификата соответствия заполняют необходимыми сведениями по двенадцати позициям.

Позиция 1 – регистрационный номер сертификата – приводится в соответствии с правилами ведения государственного реестра.

В структуре регистрационного номера можно выделить пять элементов:

РОСС XX ХХХХ X ХХХХХХ

1 – знак регистрации в реестре Госстандарта, в данном случае РОСС;

2 – код страны расположения организации-изготовителя данной продукции (оказывающей данную услугу) в виде буквенного кода из двух символов (по ОК 025-95) латинского алфавита (например, Россия – RU, Индия – IN, Нидерланды – NL), в данном случае СН;

3 – код органа по сертификации (используются четыре последних знака регистрационного номера органа), в данном случае АИ 18;

4 (одна или две буквы) – код типа объекта сертификации. Например: «А» – партия (единичное изделие), сертифицированная на соответствие обязательным требованиям; «В» – серийно выпускаемая продукция, сертифицированная на соответствие обязательным требованиям. В данном случае Н;

5 – номер объекта регистрации (пятиразрядный цифровой код). В данном случае 54534.

Позиция 2 – срок действия сертификата. Даты записываются следующим образом: число и месяц – двумя арабскими цифрами, разделенными точкой, год – четырьмя арабскими цифрами. Первую дату проставляют по дате регистрации сертификата в государственном реестре. В данном случае срок действия с 17.12.2010 по 16.12.2013.

Позиция 3 – регистрационный номер органа по сертификации – приводится по государственному реестру, его наименование указывается в соответствии с аттестатом аккредитации (прописными буквами), адрес (строчными буквами), телефон и факс. В данном случае – ООО «Орл Серт», ре. № РОСС RU.0001.11АИ18.

129629, Россия, г. Москва, ул. 2-я Мытищинская, д. 2, те.: (495)788-99-20. Факс (495)788-99-20, [email protected]

В структуре регистрационного номера аккредитованного органа по сертификации также имеется пять элементов:

РОСС XX ХХХХ XX ХХХХХХ

1 – аббревиатура РОСС – принадлежность к Российской Федерации;

2 – местонахождение ОС (в виде двухсимвольного буквенного кода латинского алфавита), в данном случае RU;

3 – код национального органа, принявшего решение о внесении в Госреестр («0001» – код Госстандарта России);

4 – категория ОС в зависимости от области аккредитации (например: «10» – ОС продукции и услуг, сертификационный центр; «11» – ОС продукции; «12» – ОС услуг; «13» – ОС систем качества; «14» – ОС производства). В данном случае 11- ОС продукции;

5 – буквенно-цифровой код конкретного ОС, определенный объектом сертификации и порядковым номером данного ОС среди органов по сертификации конкретных объектов, внесенных в реестр. В данном случае АИ18.

Позиция 4 – наименование и описание продукции: «серийный выпуск», «партия» или «единичное изделие». Для партии и единичного изделия указывается номер и размер партии или номер изделия, номер и дата выдачи накладной, договора(контракта), документа о качестве и т. п. Здесь же дается ссылка на приложение «см. приложение» (если оно есть). В данном случае – «Часы наручные и карманные электронно-механические кварцевые торговой марки «GF FERRE» в корпусах на браслетах или ремешке. Серийный выпуск.

Позиция 5 – код продукции (шесть разрядов с пробелом после первых двух) по Общероссийскому классификатору продукции. В данном случае указа код 428610.

Позиция 6 – обозначение нормативных документов с указанием разделов или пунктов, на соответствие обязательным требованиям которых проведена сертификация. В данном случае указано: гост 26272-98 пп. 4.4, 4.12, 4.15-4, 4.20-4.22, 4.24-4.27, 4.33, 4.35

Позиция 7 – код продукции по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации – десятиразрядный код продукции (обязателен для импортируемой и экспортируемой продукции). В данном случае указаны коды: 9102110000; 9102190000; 9102910000.

Позиция 8 – наименование и адрес предприятия-изготовителя. В данном случае указана изготовитель: фирма «Global Watch industries s.r.l.» VIA COMMCINI 6 CY-6830 CHIASSO, Switzerland.

Позиция 9 – наименование, реквизиты (адрес, телефон, факс) и ИНН юридического лица, которому выдан сертификат соответствия. В данном случае указано: фирма «Global Watch industries s.r.l.» VIA COMMCINI 6 CY-6830 CHIASSO, Switzerland.

Позиция 10 – документы, на основании которых выдан сертификат:

– протокол испытаний с указанием номера и даты выдачи, наименования и регистрационного номера аккредитованной лаборатории в государственном реестре;

– документы (санитарно-эпидемиологическое заключение, ветеринарное свидетельство, сертификат пожарной безопасности и др.), выданные органами и службами федеральных органов исполнительной власти, с указанием наименования органа или службы, адреса, наименования вида документа, номера, даты выдачи и срока действия;

– документы других органов по сертификации и испытательных лабораторий с указанием наименования, адреса, вида документа, номера, даты выдачи и срока действия; декларация о соответствии с указанием номера и даты принятия.

В данном случае указано: протокол испытаний от 11.12.2010 г. № 331-10 ИЦ «Заря», г. Пенза (рег. № РОСС RU.001.22ИП06).

Позиция 11 – дополнительная информация, приводимая при необходимости, определяемой органом по сертификации. К ней могут относиться условия действия сертификата (при хранении, реализации); вид тары и упаковки; информация в маркировке; место нанесения знака соответствия; номер схемы сертификации и т. п.

Указана схема сертификации: Схема сертификации 3.

Указано: Знак соответствия по ГОСТ Р50460-92 без указания кода органа (с учетом декларации о соответствии) наносится на сопроводительной технической документации к часам.

Позиция 12 – подписи, инициалы, фамилии руководителя органа, выдавшего сертификат, и эксперта, проводившего сертификацию, печать органа по сертификации. Указаны подписи руководителя органа, эксперта. Сертификат не применяется при обязательной сертификации. Имеется печать.

Популярное:

  • Порядок защиты прав на земельный участок Защита прав граждан и юридических лиц на землю Общая характеристика гарантий прав на землю и способов их защиты Граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено федеральными […]
  • Аукцион набережные челны земельный участок Исполком Челнов проводит аукцион по продаже семи земельных участков Исполком Набережных Челнов назначил на 11 сентября торги по семи земельным участкам. Самый дорогой из них находится в промышленно-коммунальной зоне по улице Моторная начальной стоимостью 9,7 […]
  • Замена прав по истечении срока челябинск Инструкция по замене водительских прав в Челябинске Журналисты портала «pddazbuka.ru», подготовили для всех автомобилистов, проживающих в городе Челябинск, пошаговую инструкцию замены водительского удостоверения (в/у), если у него закончился срок его […]
  • Коллективный договор при смене формы собственности Коллективный договор при смене формы собственности Комментарий К. Я. Ананьевой Сроки действия коллективного договора, установленные в ст. 43 ТК, создают стабильность в развитии социально-трудовых отношений, а также определенные гарантии сторонам социального […]
  • Гражданский кодекс рф ст 201 Гражданский кодекс рф ст 201 Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии […]
  • Авто правонарушения Чем грозит повторное совершение административного правонарушения? Повторное совершение административного правонарушения не так уж и редко встречается. Особенно среди водителей. Штраф, который является мерой наказания за проступок, может попросту не пугать […]
  • Как приватизировать служебную квартиру от мвд Как приватизировать служебную квартиру от мвд Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые […]
  • Инструкция о порядке ведения кассовых операций в рб в 2014 г ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 31 марта 2014 года №199 О внесении дополнений и изменений в Инструкцию о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории […]
Закон о защите прав потребителей ст43