Закон о регистрации 218-фз

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ
«О государственной регистрации недвижимости»

С изменениями и дополнениями от:

30 декабря 2015 г., 26 апреля, 1 мая, 2, 23 июня, 3 июля 2016 г., 1, 29 июля, 25 ноября, 31 декабря 2017 г., 28 февраля, 3 апреля, 29 июня, 1 июля, 3 августа 2018 г.

Принят Государственной Думой 3 июля 2015 года

Одобрен Советом Федерации 8 июля 2015 года

См. Сравнительный анализ законов об оформлении недвижимости: от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ, от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ и от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
13 июля 2015 г.

Данный закон приходит на смену Закону о госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В отдельных случаях решено регистрировать ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в т. ч. сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем.

Предусмотрена единая учетно-регистрационная процедура. Будет сформирован Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Последний ведется исключительно в электронной форме. В него войдут кадастр недвижимости, реестр прав на нее, реестр границ, реестровые дела, кадастровые карты, книги учета документов.

Будут регистрировать права, возникающие в силу закона, без заявления правообладателя или правоприобретателя. Процедура совершается на основании сведений, поступающих в порядке информационного взаимодействия от органов и нотариусов.

Уточнены пределы правовой экспертизы при госрегистрации прав.

Сокращены сроки кадастрового учета и регистрации прав. Им посвящена отдельная статья. Например, 5 рабочих дней — с даты приема органом регистрации заявления на кадастровый учет и прилагаемых к нему документов. 7 рабочих дней — с даты приема заявления на регистрацию прав.

Распределена ответственность за действия (бездействие) органов и лиц, участвующих в правоотношениях.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу 1 января 2017 г., за исключением части 4 статьи 66 и статьи 68, вступающих в силу 1 января 2020 г.

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 14 июля 2015 г., в «Российской газете» от 17 июля 2015 г. N 156, в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 июля 2015 г. N 29 (часть I) ст. 4344

История рассмотрения и принятия Федерального закона

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 августа 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 августа 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 338-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 августа 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 322-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 308-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 августа 2018 г.

Федеральный закон от 1 июля 2018 г. N 175-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2018 г.

Федеральный закон от 29 июня 2018 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2018 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 3 апреля 2018 г. N 60-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 28 февраля 2018 г. N 36-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 февраля 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 507-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 506-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 486-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2018 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2017 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 ноября 2017 г., за исключением изменений, внесенных пунктом 2, подпунктом «б» пункта 3 статьи 5 названного Федерального закона, вступающих в силу с 1 июля 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 августа 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 247-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 222-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 218-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего Федерального закона

Текст настоящего Федерального закона представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 141-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 354-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 315-ФЗ

Изменения вступают в силу 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 304-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 265-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 351-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 г.

Федеральный закон от 2 июня 2016 г. N 172-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 119-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 апреля 2016 г. N 108-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 431-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Закон о регистрации 218-фз

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Закон N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»

Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» с последними изменениями (внесенными Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ), вступившими в силу с 1 сентября 2018 года (ред 16).

Порядок вступления в силу закона № 218-ФЗ установлен в статье 72.

Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вступил в силу с 1 января 2017 г. (за исключением отдельных положений, вступающих в силу со 2 января 2017 года и с 1 января 2020 года).

Указанный закон № 218-ФЗ призван объединить государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и его кадастровый учет в единую систему учета и регистрации. Предполагается формирование Единого государственного реестра недвижимости, который объединит данные кадастрового учета и данные ЕГРП. Проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее теперь будет исключительно Росреестр и его территориальные органы.

Новое в Законе № 218-ФЗ

Сведения о едином недвижимом комплексе и предприятии как имущественном комплексе теперь будут внесены в кадастр недвижимости.

Заявления о государственном кадастровом учете и госрегистрации прав подаются лицами, указанными в статье 15 закона.

Такое заявление и необходимые документы можно будет представить в бумажном виде — лично или по почте, равно как и в форме электронных документов (через портал госуслуг или сайт Росреестра).

Подача заявления

Отныне место подачи заявления и документов не будет зависеть от места нахождения объекта недвижимости. Обращаться можно в любое подразделение Росреестра или подать документы лично через любой МФЦ.

Новый закон устанавливает единственный случай отказа в приеме документов о кадастровом учете и госрегистрации прав — не установлена личность заявителя, обратившегося с заявлением.

Сроки кадастрового учета и госрегистрации прав

Статья 16 Закона устанавливает сроки осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Как видно, общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и госрегистрации прав сокращен.

Приостановление кадастрового учета и госрегистрации прав

Статья 26 Закона устанавливает основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.

В первоначальной редакции Закона статья 26 содержала 51 основание, тогда как уже в третьей его редакции содержится 55 оснований приостановления.

Выписка из ЕГРН вместо свидетельства

Согласно новым правилам, установленным Законом № 218-ФЗ кадастровый учет, государственная регистрация возникновения и перехода права будут подтверждаться выпиской из ЕГРН, а госрегистрация договора или иной сделки — специальной регистрационной надписью на документе, выражающем содержание сделки. Удостоверение проведенного учета и госрегистрации прав свидетельством новым Законом не предусмотрено.

Условия выплаты компенсации за утрату права на жилое помещение

Статья 68 Закона № 218-ФЗ содержит положения об условиях компенсации за утрату права, зарегистрированного в ЕГРН.

Компенсация за единственно пригодное для постоянного проживания жилое помещение выплачивается однократно собственнику, который по независящим от него причинам не вправе истребовать его от добросовестного приобретателя, а также добросовестному приобретателю, от которого оно было истребовано.

Согласно Закону условием ее выплаты является невозможность получить от третьих лиц возмещение, установленное вступившим в законную силу решением суда, по причине прекращения взыскания по исполнительному документу, например, в связи с внесением записи об исключении должника-организации из ЕГРЮЛ.

Однако, обращаем внимание на то, что положение Закона о компенсации за утрату права, зарегистрированного в ЕГРН, вступает в силу лишь с 1 января 2020 г.

13 июля 2015 года

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ НЕДВИЖИМОСТИ

Принят
Государственной Думой
3 июля 2015 года

218 закон «О государственной регистрации недвижимости»

На смену двум старым положениям, был принят новый Федеральный закон №218, который занимается регулированием норм относительно госрегистрации недвижимого имущества. Далее попробуем разобраться, были ли оправданы ожидания правообладателей при введении новых правил в законодательство РФ.

Описание закона

Первоначальное содержание ФЗ 218 было опубликовано в «Российской газете» и на официальном сайте правовой информации. Порядок действий вступления в силу закона №218-ФЗ указан в 72 статье.

ФЗ №218 «О государственной регистрации недвижимости» был принят 13 июля 2015 года. В Федеральном законе раскрываются понятия юридического соглашения признания, изменения, прекращения владения определенного лица недвижимым имуществом и ограничения или обременения недвижимого имущества.

До 1 января текущего года, госрегистрация прав на недвижимость и расценочный учет осуществлялась на основании двух законов: ФЗ от 21.07.1997 №122 и ФЗ от 24.07.2007 №221.

В 2016 году Федеральный закон Российской Федерации №218-ФЗ призван объединить госрегистрацию прав на недвижимое имущество с кадастровой учетностью. Главная идея заключалась в том, чтобы собрать в единую систему учета и регистрации всю необходимую информацию. Дата внесения последних изменений была назначена на 1 января 2017 г. Исключением были некоторые положения, которые вступили в силу со 2 января 2017, а некоторые видоизменения положения вступят в силу только в начале 2020 г.

Последние изменения, внесенные в закон о государственной регистрации недвижимости

Перемены в законодательстве РФ с 01.01.2017 коснулись Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Предлагаем подробно ознакомиться с основными изменениями, которые были приняты относительно недвижимости.

1. Была сформирована новая структура — Единый государственный реестр недвижимого имущества, сокращено ЕГРН. Соответствующий отдел объединяет сведения двух учреждений — ЕГРП и ГКН.

2. Разрешение на владение имущества, как и ранее регистрируется в Росреестре, но теперь в обязанности федеральной службы входит ведение кадастрового учета. Случаи, при которых госрегистрация прав и проверка кадастрового учета будет происходить одновременно прописаны в 5 пункте 14 статьи Федерального закона №218-ФЗ.

3. Введен в эксплуатацию экстерриториальный принцип оказания услуг Росреестра. Это означает, что подавать документацию на регистрацию права, а также на постановку расценочного учета теперь можно в любом отделении МФЦ, вне зависимости от места расположения недвижимости.

4. Согласно новому закону, подавать учредительную документацию в Росреестр юридическим лицам не обязательно. Федеральный орган самостоятельно запрашивает все нужные сведения о юридическом лице.

5. Последние изменения в законе №218-ФЗ коснулись оплаты госпошлины. Новый закон гласит, что оплата государственной пошлины должна быть осуществлена в течение 5 рабочих дней с момента подачи заявления.

6. Несколько изменились сроки госрегистрации на право собственности недвижимого имущества:

  • 3 рабочих дня плюс 2 рабочих дня на логистику МФЦ. Актуально при подаче бумаг на оформление прав собственности в нотариальной форме, на регистрирование прав на основании соглашения о праве на наследство или при разделении долей между супругами;
  • 5 дней плюс 2 дня на логистику МФЦ. Действует при подаче документации на регистрирование ипотеки или при подаче документов на регистрацию прав собственности по решению суда;
  • 7 дней плюс 2 дня на логистику МФЦ. Актуален при подаче бумаг на регистрирование перехода прав в письменной форме;
  • 10 дней плюс 2 дня на логистику МФЦ. Действует при подаче документов на регистрацию прав собственности с одновременной постановкой объекта недвижимого имущества на кадастровый учет.

7. Обновленный закон предусматривает увеличение периода приостановки регистрации прав:

  • 3 календарных месяца — только по инициативе госрегистратора. До 1 января 2017 года, был 1 месяц;
  • 6 календарных месяцев — только по инициативе заявителя. В старом законе было 3 месяца.

8. Данные об изменении ЕГРН теперь могут вноситься без участия заявителя.

9. Направлять сведения в Росреестр о выдаче свидетельства о правовой возможности владения наследством, нотариусы обязаны собственноручно.

10. Регистрирование машины-место происходит, как для отдельного объекта недвижимости.

11. В новом законе размер государственных пошли, утвержденный Налоговым Кодексом РФ, для физических лиц следующий:

  • за госрегистрацию прав, обременение прав на недвижимое имущество — 2 000 рублей;
  • за государственную регистрацию прав физического лица на земельный участок — 350 рублей;
  • при внесении изменений в записях ЕГРП, оплачивается госпошлина в размере 350 рублей;
  • по 61 статье НК РФ, за государственную регистрацию ипотеки оплачивается 1 000 руб.;
  • за госрегистрацию договора дарения — 350 рублей;
  • электронная выписка из Единого государственного реестра недвижимости стоит 300 руб., а выписка на бумажном носителе стоит 750 руб.

Новая редакция Федерального закона 218-ФЗ вступила в законную силу с 1 января 2017 г., основное положение закона предусматривает создание Единого реестра недвижимости и единой учетно-регистрационной системы. Создание соответствующего учреждения позволит обеспечить своевременную и одновременную подачу иска на кадастровый учет и регистрацию правовых отношений собственности, что поможет сэкономить гражданам время и сделает процесс регистрации более удобным.

Скачать 218-ФЗ о государственной регистрации недвижимости в последней редакции тут.

Единый закон (218-ФЗ)

С 1 января 2017 года вступают в силу основные положения закона, который предусматривает создание Единого реестра недвижимости и единой учетно-регистрационной системы. В состав Единого реестра недвижимости войдут сведения, содержащиеся в настоящее время в кадастре недвижимости и реестре прав.

Создание Единого реестра недвижимости позволит обеспечить одновременную подачу заявлений на кадастровый учет и регистрацию прав, что сэкономит время граждан и сделает операции с недвижимостью более удобными.

УДОБСТВО . Документы на регистрацию прав и кадастровый учет объектов недвижимости можно будет сдавать в любом офисе приема-выдачи документов, и неважно, где ваш объект расположен. Для этого можно будет обратиться в любой удобный офис Росреестра, кадастровой палаты или в офис МФЦ. Услугу также можно получить, как и раньше, в электронном виде, то есть не выходя из дома.

Если у вас нет времени забрать документы после проведения регистрации права собственности, вам могут их доставить. Для этого необходимо при подаче заявления указать способ получения «курьерская доставка» (услуга платная).

СРОКИ . В регистрирующий орган нужно будет обратиться один раз, и одновременно будут выполнены и кадастровый учет, и регистрация прав, а сроки подготовки документов сократятся до 10 дней. Если заявитель захочет получить одну из услуг Росреестра, то на регистрацию прав уйдет не более 7 дней, а на постановку на кадастровый учет – не более 5 дней. Если документы подаются через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и регистрации прав увеличиваются на два рабочих дня.

Сведения из Единого реестра недвижимости также будут предоставляться быстрее. Выписку об объекте недвижимости можно получить в течение трех дней вместо пяти, как было раньше.

БЕЗОПАСНОСТЬ . Все записи Единого реестра недвижимости будут храниться в надежной электронной базе данных, многократное резервное копирование которой и высокая степень безопасности повысят защиту сведений. Таким образом Росреестр укрепит гарантии зарегистрированных прав, минимизирует угрозу мошенничества и снизит для граждан и предпринимателей риски операций на рынке недвижимости.

ТОЧНОСТЬ . Специалисты Росреестра и Федеральной кадастровой палаты сопоставляли и дополняли сведения кадастра недвижимости и реестра прав, устраняли выявляемые ошибки и противоречия. В настоящее время сведения об объектах недвижимости стали более точными и полными.

Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ ст 8 (ред. от 03.08.2018)

Статья 8. Кадастр недвижимости

1. В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

2. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

3. К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 — 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.

4. В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости:

1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид);

2) кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения;

3) описание местоположения объекта недвижимости;

4) ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный, условный номер или номер учетной записи в государственном лесном реестре), если такой номер был присвоен до присвоения в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастрового номера либо если условный номер был присвоен при государственной регистрации права (ограничения права) на объект недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

5) кадастровый номер объекта недвижимости, из которого в результате раздела, выдела или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектом недвижимости (далее — исходный объект недвижимости) образован новый объект недвижимости (далее — образованный объект недвижимости);

6) кадастровые номера помещений, машино-мест, расположенных в здании или сооружении, если объектом недвижимости является здание или сооружение;

7) сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование;

8) кадастровые номера иных объектов недвижимости, в пределах которых расположен объект недвижимости (кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположены здание, сооружение или объект незавершенного строительства, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства, либо кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, машино-место, если объектом недвижимости является помещение, машино-место, либо кадастровый номер квартиры, в которой расположена комната, если объектом недвижимости является комната), а также кадастровый номер единого недвижимого комплекса или предприятия как имущественного комплекса, если объект недвижимости входит в состав единого недвижимого комплекса или предприятия как имущественного комплекса;

9) площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, здание, помещение или машино-место;

10) основная характеристика объекта недвижимости (протяженность, глубина, глубина залегания, площадь, объем, высота, площадь застройки) и ее значение, если объектом недвижимости является сооружение;

11) степень готовности объекта незавершенного строительства в процентах;

12) основная характеристика объекта недвижимости (протяженность, глубина, глубина залегания, площадь, объем, высота, площадь застройки) и ее проектируемое значение, если объектом недвижимости является объект незавершенного строительства;

13) проектируемое назначение здания, сооружения, строительство которых не завершено, если объектом недвижимости является объект незавершенного строительства;

14) количество этажей, в том числе подземных этажей, если объектом недвижимости является здание или сооружение (при наличии этажности у здания или сооружения);

15) номер этажа здания или сооружения, на котором расположено помещение или машино-место;

16) сведения о местоположении в здании и площадях помещений, относящихся к общему имуществу собственников помещений в здании, если объектом недвижимости является помещение в здании, общее имущество в котором в соответствии с федеральным законом находится в общей долевой собственности собственников помещений в таком здании;

17) материал наружных стен, если объектом недвижимости является здание;

18) год ввода в эксплуатацию здания или сооружения по завершении его строительства, если объектом недвижимости является здание или сооружение, либо год завершения строительства таких объектов недвижимости, если в соответствии с федеральным законом выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не предусматривается;

19) сведения о том, что помещение в соответствии с предусмотренными законодательством о градостроительной деятельности документами, в том числе с проектной документацией, предназначено для обслуживания всех остальных помещений и (или) машино-мест в здании, сооружении (далее — помещение вспомогательного использования) или такое помещение относится к имуществу общего пользования в многоквартирном доме, если объектом недвижимости является помещение;

20) номера регистрации в государственном реестре лиц, осуществляющих кадастровую деятельность, кадастровых инженеров, которые выполняли кадастровые работы в отношении объекта недвижимости, номера и даты заключения договоров на выполнение кадастровых работ;

21) кадастровые номера объектов недвижимости, входящих в состав единого недвижимого комплекса, если объектом недвижимости является единый недвижимый комплекс;

22) кадастровые номера объектов недвижимости, входящих в состав предприятия как имущественного комплекса, если объектом недвижимости является предприятие как имущественный комплекс и в его состав входят объекты недвижимости;

23) вид жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;

24) сведения о части объекта недвижимости, за исключением случая, если объектом недвижимости является объект незавершенного строительства;

25) кадастровый номер образованного объекта недвижимости — в отношении исходного объекта недвижимости;

26) кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка объектов недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;

27) номер кадастрового квартала, в котором находится объект недвижимости.

5. В кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества:

1) сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости;

2) сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, если объектом недвижимости является земельный участок;

3) категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок;

4) вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения;

5) сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, границах публичного сервитута, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны, территории или в связи с установлением публичного сервитута;

6) сведения о том, что земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории, охотничьих угодий, лесничеств, лесопарков;

7) сведения о том, что земельный участок расположен в границах особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации, игорной зоны;

8) сведения о включении объекта недвижимости в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, требования к сохранению, содержанию и использованию указанных объектов, требования к обеспечению доступа к таким объектам, наименование и реквизиты документа, на основании которого внесена запись об указанных требованиях или об отнесении объекта недвижимости к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране до принятия решения о включении его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо об отказе включить их в данный реестр, с указанием требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия, наименование и реквизиты документа, на основании которого внесена запись об указанных требованиях;

9) назначение здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение), если объектом недвижимости является здание;

10) назначение помещения (жилое, нежилое), если объектом недвижимости является помещение;

11) наименование здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса, предприятия как имущественного комплекса при наличии такого наименования;

12) назначение сооружения, если объектом недвижимости является сооружение;

13) назначение единого недвижимого комплекса, если объектом недвижимости является единый недвижимый комплекс;

14) назначение предприятия как имущественного комплекса (основной вид деятельности, осуществляемый собственником с использованием данного предприятия, либо (при наличии) коммерческое обозначение, используемое собственником предприятия для индивидуализации предприятия), если объектом недвижимости является предприятие как имущественный комплекс;

15) сведения о результатах проведения государственного земельного надзора;

16) сведения о расположении земельного участка в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории;

17) сведения об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, к жилым помещениям наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования;

18) сведения о принятии акта и (или) заключении договора, предусматривающих предоставление в соответствии с земельным законодательством исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка для строительства наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования либо для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования, или сведения о решении собственника земельного участка, находящегося в частной собственности, о строительстве на таком земельном участке наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования либо о договоре указанного собственника земельного участка с органом государственной власти, органом местного самоуправления или иным лицом, предоставившим указанному собственнику в соответствии с жилищным законодательством государственную, муниципальную и (или) иную поддержку для создания, эксплуатации наемного дома социального использования на таком земельном участке, если объектом недвижимости является земельный участок;

19) условный номер земельного участка, образованного в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, проектом межевания земельного участка или земельных участков либо схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, и реквизиты решения об утверждении этого проекта межевания территории или решения, которым предусматривается утверждение данной схемы;

20) сведения о наличии земельного спора о местоположении границ земельных участков в предусмотренном частью 5 статьи 43 настоящего Федерального закона случае;

21) адрес объекта недвижимости (при его наличии);

22) сведения о том, что земельный участок или земельные участки образованы на основании решения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд;

23) сведения о том, что земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, а также сведения об органе, уполномоченном в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» на распоряжение таким земельным участком;

24) сведения об ограничении оборотоспособности земельного участка в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), если такой земельный участок предоставлен в безвозмездное пользование в соответствии с указанным Федеральным законом. Орган регистрации прав вносит эти сведения в Единый государственный реестр недвижимости без дополнительного заявления одновременно с государственной регистрацией договора безвозмездного пользования земельным участком, заключенного в соответствии с указанным Федеральным законом. Эти сведения сохраняются при государственной регистрации возникновения, перехода прав на такой земельный участок, государственной регистрации сделок с таким земельным участком. Эти сведения исключаются из Единого государственного реестра недвижимости одновременно с государственной регистрацией прекращения права безвозмездного пользования таким земельным участком по основаниям, предусмотренным статьей 9 Федерального закона «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

«О проблемах реализации Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»

30 мая 2017 г. Комитет Совета Федерации по экономической политике организовал и провел «круглый стол» на тему «О проблемах реализации Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».

На мероприятии рассмотрен комплекс вопросов, связанных с полнотой кадастрового учета объектов недвижимости, переходом к единой системе кадастрового учета и регистрации прав, участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в работе по максимальному учету всех объектов недвижимости и взаимодействию с Росреестром.

Рекомендации

Утверждены на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике 27 июня 2017 года (Протокол № 127)

Комитет Совета Федерации по экономической политике с участием членов Совета Федерации, представителей Администрации Президента Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, хозяйствующих субъектов и средств массовой информации провел «круглый стол» на тему: «О проблемах реализации Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».

Заслушав и обсудив доклады и выступления, а также поступившие в ходе обсуждения предложения и замечания участники «круглого стола» отмечают следующее.

Планом мероприятий («дорожной картой») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 года № 2236-р, предусмотрено создание единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости (далее — единая система регистрации прав).

Создание такой системы базируется на сложившемся положительном многолетнем опыте функционирования систем государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости, а также на учете современной международной практики развития предоставления услуг в этих сферах, которая свидетельствует о перспективности интеграции систем и внедрения новых информационных технологий, снижающих издержки пользователей и государства при оказании соответствующих услуг.

Центральным звеном правового регулирования создания единой системы государственной регистрации недвижимости является Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон № 218-ФЗ), вступивший в силу с 1 января 2017 года, ключевыми положениями которого являются:

1) создание единого информационного ресурса – Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), объединяющего Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственный кадастр недвижимости;

2) внедрение единой учетно-регистрационной процедуры в случае образования и создания объекта недвижимости;

3) экстерриториальность представления заявителями документов (в любой офис независимо от места нахождения недвижимости);

4) осуществление учетно-регистрационных процедур, а также внесение иных сведений в ЕГРН в порядке межведомственного взаимодействия между органами власти и органом регистрации прав (без участия заявителя);

5) особенности регистрации прав в случаях участия нотариусов в отношениях по регистрации прав;

6) повышение ответственности учетно-регистрационной системы, в том числе за внесение недостоверных сведений в ЕГРН, включая установление четких пределов ответственности государственного регистратора прав;

7) сокращение сроков кадастрового учета (до 5 дней) и регистрации прав (до 7 дней);

8) порядок компенсации за утрату права собственности на жилье, зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости.

Закон № 218-ФЗ пришел на смену действовавшим до него двум федеральным законам в сфере государственной регистрации и кадастровой учета объектов недвижимости, а именно, федеральным законам от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ) (утратит силу в полном объеме с 1 января 2020 года) и от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре недвижимости), положения которого с 1 января 2017 года посвящены правовому регулированию кадастровой деятельности в Российской Федерации, что, в частности, отражено в новом наименовании данного Федерального закона.

В целях реализации положений Закона № 218-ФЗ приняты 6 постановлений Правительства Российской Федерации, 31 приказ Минэкономразвития России, 3 приказа Росреестра. С 1 января 2017 года Министерством экономического развития Российской Федерации совместно с Росреестром в целях обеспечения единообразного применения положений Закона № 218-ФЗ ведется работа по разъяснению отдельных положений данного федерального закона и доведению соответствующей информации до граждан, юридических лиц, кадастровых инженеров, профессионального сообщества.

Вместе с тем участники «круглого стола» отмечают, что практика реализации положений Закона № 218-ФЗ на текущий момент выявила отдельные направления, требующие совершенствования регулирования правоотношений в сфере государственного кадастрового учета объектов недвижимого имущества и регистрации прав на него, а также показала необходимость повышения качества и оперативности исполнения органами государственной власти и органами местного самоуправления их полномочий в различных сферах.

Законом № 218-ФЗ существенно пересмотрен порядок осуществления государственного кадастрового учета объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию органами государственной власти и органами местного самоуправления. Так, в соответствии с частью 1 статьи 19 Закона № 218-ФЗ обязанность по направлению заявлений об осуществлении государственного кадастрового учета таких объектов возложена на вышеуказанные органы публичной власти, которые выступают заявителями в рамках данной процедуры. При этом следует учитывать, что процесс ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства предусматривает необходимость подготовки технического плана такого объекта кадастровым инженером и только затем выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

В этой связи органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления отмечают недостаточность существующих положений Закона № 218-ФЗ и Градостроительного кодекса Российской Федерации в части регулирования ситуации, при которой органом регистрации прав приостанавливается осуществление государственного кадастрового учета в связи с тем, что подготовленный кадастровым инженером технический план по форме и содержанию не соответствует требованиям Закона № 218-ФЗ и приказа Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 года № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений». В указанной ситуации законодательством не предусматривается какого‑либо алгоритма действий, позволяющих оперативно устранить причины приостановления, поскольку в данном случае заявитель в рамках осуществления процедуры государственного кадастрового учета (орган публичной власти) не является ни лицом, подготовившим соответствующий технический план, ни лицом, по заказу которого он подготовлен.

Кроме того, дополнительно в правовом регулировании нуждается процедура осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в случае, если строительство объекта капитального строительства осуществляется этапами.

Многие субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления столкнулись с трудностями правоприменения части 2 статьи 19 Закона № 218-ФЗ. Данная норма обязывает орган государственной власти или орган местного самоуправления в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления в срок не позднее пяти рабочих дней направить в орган государственной регистрации прав соответствующие документы. В этой связи органами публичной власти отмечаются проблемы, возникающие в связи с необходимостью уплаты государственной пошлины, установленной налоговым законодательством для второй стороны сделки, что является препятствием для ее регистрации.

Закон № 218-ФЗ в сравнении с ранее действовавшими положениями Закона № 122-ФЗ и Закона о кадастре недвижимости заметно ограничил количество заявителей при осуществлении учетно-регистрационных процедур. Так, Закон № 218-ФЗ не устанавливает возможность обращения с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения границ земельных участков для их правообладателей, которым такие земельные участки принадлежат на праве пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования, как это ранее предусматривалось Законом о кадастре недвижимости. В то же время согласно действующим положениям Закона № 218-ФЗ правом на обращение с таким заявлением обладает только собственник земельного участка. Кроме того, необходимо урегулировать перечень заявителей при осуществлении соответствующих процедур в случаях, когда правоспособность собственника объекта прекращена (ликвидация юридических лиц, смерть гражданина) и (или) прекращено существование самих объектов недвижимости. Также следует установить, что с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесные участки в границах земель лесного фонда вправе обращаться орган государственной власти субъекта Российской Федерации, которому переданы полномочия Российской Федерации по предоставлению лесных участков в границах земель лесного фонда.

Положения Закона № 218-ФЗ и иных законодательных актов Российской Федерации, по мнению участников «круглого стола», в недостаточной степени наделили полномочиями на обращение с заявлениями об осуществлении учетно-регистрационных процедур кадастровых инженеров. Вместе с тем кадастровый инженер, являясь профессиональным участником правоотношений на рынке недвижимости и обладая специальными знаниями в соответствующей сфере, мог бы в ряде случаев избавить правообладателя от самостоятельного обращения в орган регистрации прав, в том числе действуя без доверенности на основании договора подряда на проведение кадастровых работ. Однако в настоящее время такие полномочия кадастрового инженера предусматриваются только положениями подпункта 5 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации. В этой связи следует обеспечить внесение изменений в Закон № 218-ФЗ и (или) Федеральный закон «О кадастровой деятельности» с целью расширения полномочий кадастровых инженеров, например, в части возможности обращения с заявлением во всех случаях подготовки межевого плана при образовании земельных участков, а также в отдельных случаях подготовки технического плана.

Кроме того, одним из важнейших аспектов совершенствования деятельности кадастровых инженеров, является необходимость развития сервиса «Личный кабинет кадастрового инженера». Такое развитие должно осуществляться как в рамках законодательного регулирования, так и в рамках деятельности Росреестра по доработке и оптимизации функционирования данного сервиса.

Рассмотрение различных вопросов в рамках «круглого стола» также показало, что отдельные нововведения неоднозначно воспринимаются кадастровыми инженерами. К примеру, профессиональным сообществом отмечаются трудности, возникающие при определении и подсчете с 1 января 2017 года площади жилых зданий (приказ Минэкономразвития России от 1 марта 2016 года № 90 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения»).

Правоприменительная практика реализации Закона № 218-ФЗ показала и необходимость более четкого правового регулирования процедуры устранения причин для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, — когда заявителем представлены соответствующие документы. Соответственно, целесообразно отразить процедуру «реагирования» органа регистрации прав на такое дополнительное предоставление документов (сроки рассмотрения, последствия повторного неустранения причин приостановления).

Существует проблема оформления в муниципальную собственность выморочного имущества. В субъектах Российской Федерации в сельской местности растет количество бесхозяйных, заброшенных домовладений. Актуальной проблемой является проблема оформления в муниципальную собственность выморочных объектов недвижимости, собственник которых умер до дня вступления в силу Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 223-ФЗ «О внесении изменения в статью 1151 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации». До этого выморочные земельные участки, как и иное недвижимое имущество (кроме жилых помещений) поступали в федеральную собственность.

При этом федеральные органы не проводят работу по регистрации права собственности на такие объекты в связи с неурегулированностью распределения полномочий, а также отсутствия финансирование за услуги технического и правового характера.

Законодательно не определен круг лиц, по заявлению которых осуществляется снятие с кадастрового учета прекративших существование бесхозяйных объектов. Снятие с кадастрового учета прекратившего существование объекта, находящегося в частной собственности, может осуществляться только по заявлению собственника такого объекта (согласно ранее действовавшему законодательству заявителем мог выступать также правообладатель земельного участка, на котором располагался объект недвижимости). Данное положение создает значительные неудобства при распоряжении государственными и муниципальными землями, поскольку зачастую зарегистрированные собственники разрушенных объектов недвижимости отсутствуют либо не заинтересованы в осуществлении необходимых мероприятий.

Остро стоит проблема реальной угрозы преступных посягательств на имущественные права отдельных категорий собственников тех жилых помещений, сделки с которыми совершаются в простой письменной форме без нотариального оформления, заключающаяся в возможности подачи преступниками на основании поддельных документов, удостоверяющих личность, либо состоящих в преступном сговоре с сотрудниками МФЦ.

МФЦ, принимающие заявления о государственной регистрации прав, не имеют необходимого оборудования, позволяющего проверить подлинность документа удостоверяющего личность гражданина. Сотрудники МФЦ имеют совершенно иной статус, чем государственные регистраторы Росреестра.

Росреестр не имеет возможности предотвратить указанные преступные посягательства, поскольку не наделен полномочиями устанавливать личность лиц, обратившихся в МФЦ с заявлением о государственной регистрации прав. Восстановление нарушенных прав самими собственниками затруднительно, поскольку оригиналы документов, поданных на государственную регистрацию прав, должны храниться в МФЦ – по месту подачи, там же – по месту подачи заявления о государственной регистрации прав, должна проводиться доследственная проверка по фактам преступного посягательства и расследоваться уголовное дело.

Существует проблема достоверности сведений Единого государственного реестра недвижимости в связи со значительным количеством дублирующих и противоречивых сведений в отношении одних и тех же объектов, что усложняет предоставление объектов в собственность или аренду органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Следует обратить внимание и на такую острую проблему, как решение вопросов по выплатам компенсации за утрату права на жилое помещение, единственное пригодное для постоянного проживания, в случае невозможности получить от третьих лиц соответствующее возмещение. Так, в Законе № 218-ФЗ норма, предусматривающая однократную компенсацию за утрату собственником единственного пригодного для постоянного проживания жилого помещения за счет казны Российской Федерации, начнет действовать лишь с 1 января 2020 года. В настоящее время соответствующие положения предусматриваются Законом № 122-ФЗ.

Однако положения Закона № 122-ФЗ, гарантирующие компенсацию при утрате собственниками жилых помещений, постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июня 2015 года № 13-П признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они по смыслу сложившейся правоприменительной практики не допускают в указанном случае выплату добросовестному приобретателю разовой компенсации за счет казны Российской Федерации по мотиву отсутствия оснований для привлечения компетентного государственного органа к ответственности за незаконные действия (бездействие), связанные с производившейся им государственной регистрацией прав на указанное жилое помещение.

На реализацию вышеуказанного постановления Конституционного Суда Российской Федерации направлен проект федерального закона № 955220–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», доработка которого ко второму чтению в настоящее время осуществляется в Государственной Думе.

Во многих субъектах Российской Федерации значительное количество земельных участков (порой до 50 и более процентов) являются ранее учтенными земельными участками без границ, что снижает инвестиционную привлекательность регионов, риски для потенциальных инвесторов приобрести земельный участок со спорными границами, многочисленные судебные споры о местоположении границ земельных участков.

Эффективными механизмом определения местоположения границ земельных участков без финансового участия их правообладателей являются комплексные кадастровые работы. Однако в настоящее время данный механизм не имеет широкого распространения (заявки на участие в Федеральной целевой программе «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 – 2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2013 г. № 903, в части мероприятия № 25 «Проведение комплексных кадастровых работ» в 2017 г. реализуются в трех субъектах Российской Федерации – Республике Тыва, Белгородской и Астраханской областях).

При этом регионами зачастую отмечается невозможность соблюдения условий для проведения комплексных кадастровых работ в связи с отсутствием утвержденных проектов межевания территории (часть 3 статьи 42.6 Закона о кадастровой деятельности). В этой связи целесообразно рассмотрение вопроса об изменении условий, при которых могут проводиться комплексные кадастровые работы.

Одним из наиболее острых вопросов, связанных с «бытовой» недвижимостью граждан, является проблема оформления прав на гаражи членами гаражных и гаражно-строительных кооперативов. Несмотря на то, что положениями Закона № 218-ФЗ предусматривается возможность осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на такие объекты, указанная сфера характеризуется отсутствием в большинстве случаев у граждан и созданных ими кооперативов документов как о правах на землю, так и правоустанавливающих документов на сами гаражи.

В этой связи с учетом необходимости обеспечения гарантий права собственности данных граждан на их имущество, вовлечения объектов в гражданский и налоговый оборот представляется целесообразным рассмотреть вопрос о новых законодательных подходах к решению данной проблемы.

По состоянию на 1 мая 2017 года в ЕГРН содержатся сведения о 7% границ между субъектами Российской Федерации, 46% границ муниципальных образований и 15% границ населенных пунктов.

В ЕГРН содержатся сведения о 26 из 380 границ между субъектами Российской Федерации. Полностью отсутствует информация о границах между 75 регионами. В ЕГРН внесены сведения о границах более 10,2 тыс. муниципальных образований. В 12 регионах полностью отсутствуют границы муниципалитетов Карачаево-Черкесская Республика, Пензенская, Курганская, Иркутская, Магаданская, Вологодская, Ростовская области, Приморский край, Чукотский автономный округ, Республика Крым, Севастополь, Москва.

На 1 мая 2017 года в ЕГРН содержатся сведения о границах 22,8 тыс. населенных пунктов. Не внесено ни одной границы населенных пунктов в 8 субъектах Российской Федерации Республика Калмыкия, Севастополь, Ненецкий автономный округ, Санкт-Петербург (всего в субъекте 30 населенных пунктов), Амурская область, Магаданская область, Республика Ингушетия, Москва (1 населенный пункт).

В 20 субъектах Российской Федерации сведения о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос в ЕГРН отсутствуют (Владимирская, Кемеровская области и др.) в связи с недостаточной организацией органами власти субъектов Российской Федерации работы по внесению соответствующих сведений.

По данным Минкультуры России в России находятся около 172,5 тысяч объектов культурного наследия, из них объекты федерального значения – около 102,5 тыс. (в том числе объекты археологического наследия – 80,8 тыс.), объекты регионального значения – 67,8 тыс., объекты местного (муниципального) значения – около 2 тыс. Кроме того, существует около 83 тыс. объектов культурного наследия, выявленных, но не внесенных в реестр объектов культурного наследия.

По состоянию на 1 мая 2017 в ЕГРН внесено сведений о:
границах 3,4 тыс. зон охраны объектов культурного наследия;
7.6 тыс. объектах культурного наследия;
границах 6,8 тыс. территорий объектов культурного наследия.

Отсутствие указанных сведений в Едином государственном реестре недвижимости влечет серьезные последствия как для самих указанных органов публичной власти, так и для участников гражданских правоотношений. Ярким примером последствий отсутствия в ЕГРН полных и достоверных сведений является проблема пересечений границ земельных участков с границами лесного фонда, что в настоящее время оказалось возможным разрешить только специальным федеральным законом, проект которого находится на рассмотрении в Государственной Думе (проект федерального закона № 90991–7 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров»).

С учетом требований Налогового кодекса Российской Федерации (статья 396) существенную роль играет наполняемость сведений ЕГРН в части «привязки» объектов капитального строительства к земельным участкам, на которых они расположены. Так, в частности, именно нахождение на земельном участке, предназначенном для жилищного или индивидуального жилищного строительства, объекта капитального строительства освобождает налогоплательщика от повышенного коэффициента при исчислении земельного налога. В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации наличие на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, строений, именуемых как «хозяйственные», площадью до 50 кв. м. освобождает налогоплательщика от уплаты налога на имущество физических лиц за данные объекты. Вместе с тем понятие «хозяйственные строения и сооружения» не применяется в Законе № 218-ФЗ, в связи с чем на практике в ряде случаев не представляется возможным обеспечить достоверность налогообложения в отношении данных объектов.

Продолжает оставаться актуальным вопрос налогообложения земельных долей, выраженных в гектарах или баллах, поскольку до настоящего времени постановление Правительства Российской Федерации, предусмотренное пунктом 4 статьи 15 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», не принято, что, в свою очередь, не позволяет также обеспечить внесение необходимых сведений в ЕГРН.

Учитывая большую значимость эффективного законодательного регулирования создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

— учесть в своей работе рекомендации «круглого стола» «О проблемах реализации Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»;

— ускорить рассмотрение проекта федерального закона № 955220–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и проекта федерального закона № 90991–7 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров».

2. Правительству Российской Федерации:

— подготовить проект федерального закона, направленный на совершенствование положений Закона № 218-ФЗ, в том числе направленный на решение проблем, выявленных в правоприменительной практике его реализации;

— проанализировать необходимость введения дополнительных мер по защите имущественных прав отдельных категорий собственников жилых помещений, сделки с которыми совершаются в простой письменной форме без нотариального оформления, при подаче заявления по экстерриториальному принципу через многофункциональные центры;

— подготовить проект федерального закона, направленный на совершенствование механизма проведения комплексных кадастровых работ;

— упростить условия получения средств федерального бюджета на проведение комплексных кадастровых работ в субъектах Российской Федерации;

— подготовить предложения по совершенствованию процедуры установления и внесения сведений в ЕГРН сведений о границах между субъектами Российской Федерации;

— рассмотреть возможность законодательного расширения полномочий кадастровых инженеров;

— рассмотреть вопрос о необходимости совершенствования законодательного регулирования правоотношений, возникающих с участием гаражных и гаражно-строительных кооперативов и их членов, в том числе в части приобретения права собственности на гаражи и земельные участки;

— рассмотреть возможность корреляции распределения государственной пошлины между бюджетами Российской Федерации и субъектами Российской Федерации в соответствии с реальными затратами территориальных органов Росреестра и многофункциональных центров на осуществление государственной услуги по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав;

— ускорить принятие нормативного правового акта, устанавливающего порядок определения размеров земельных долей, выраженных в гектарах или баллах, в виде простой правильной дроби либо рассмотреть вопрос о передаче правового регулирования определения такого порядка на уровень субъектов Российской Федерации.

3. Генеральной прокуратуре Российской Федерации:

— учесть в своей деятельности рекомендации «круглого стола» «О проблемах реализации Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».

4. Комитету Совета Федерации по экономической политике:

— продолжить мониторинг правоприменительной практики реализации Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Популярное:

  • Фз 307 ст 15 Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ"Об аудиторской деятельности" С изменениями и дополнениями от: 1 июля, 13, 28 декабря 2010 г., 4 […]
  • Уголовный кодекс рф вступил в законную силу с Уголовный кодекс (УК РФ) Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ С изменениями и дополнениями от: 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4, 14 […]
  • 5 уголовный кодекс российской федерации от 13061996 63-фз Уголовный кодекс российской федерации от 13061996 63-фз ред от Уголовный кодекс (УК РФ) С изменениями и дополнениями от: 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4, 14 […]
  • Федеральный закон о судебных приставах последняя редакция Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ"О судебных приставах" С изменениями и дополнениями от: 7 ноября 2000 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 3 марта […]
  • Ук рф редакция 1996 года Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4, 14 марта, 7 мая, 25 июня, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., […]
  • Устав оу 2018 Права и обязанности учающихся Права и обязанности учащихся в образовательной организации «СОШ №120» г. Перми Права и обязанности обучающихся муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №120» г. Перми […]
  • Федеральный закон российской федерации об акционерных обществах ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29 июля 2017 года №233-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и статью 50 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" Принят Государственной Думой 19 июля 2017 […]
  • Статья 13 фз 402 Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ"О бухгалтерском учете" С изменениями и дополнениями от: 28 июня, 2, 23 июля, 2 ноября, 21, 28 декабря 2013 […]
Закон о регистрации 218-фз