Внесение изменений в зао и оао

Прощайте, ОАО и ЗАО

Вступающий в силу с 1 сентября текущего года Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон) вносит существенные поправки в порядок создания, деятельности и ликвидации юридических лиц. То, как изменятся статьи кодекса, содержащие общие положения об организациях, мы рассмотрели ранее. Данный материал будет посвящен тем поправкам, которые затрагивают конкретные организационно-правовые формы юрлиц.

Закрытый перечень некоммерческих организаций

Действующей редакцией ГК РФ установлено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в таких формах, как потребительский кооператив, общественные или религиозные организации (объединения), учреждения, благотворительные и иные фонды, а также в других формах, предусмотренных законом (п. 3 ст. 50 ГК РФ). В соответствии с Законом данный перечень становится закрытым и включает в себя 11 организационно-правовых форм некоммерческих организаций (пп. «б» п. 3 ст. 1 Закона):

Потребительские кооперативы. Они могут быть образованы, в частности, в форме жилищных, жилищно-строительных, гаражных, дачных потребительских кооперативов, обществ взаимного страхования, кредитных кооперативов, фондов проката и др.

Общественные организации. При этом подчеркивается, что и политические партии, и профсоюзы, и общественные движения относятся именно к этой форме некоммерческих организаций.

Ассоциации (союзы). К ним относятся, в частности, некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профсоюзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты.

Товарищества собственников недвижимости, в том числе ТСЖ.

Казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

Общины коренных малочисленных народов России.

Фонды (общественные, благотворительные и др.).

Учреждения. К ним отнесены государственные, муниципальные и частные (в том числе общественные) учреждения.

Автономные некоммерческие организации.

Религиозные организации.

Публично-правовые компании.

В Законе закреплены определения всех этих форм организаций, установлен порядок их учреждения и управления ими, обозначены права и обязанности их участников. Отметим, что потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества и общины коренных малочисленных народов РФ относятся к корпоративным, а все остальные – к унитарным некоммерческим организациям.

Чтобы заниматься деятельностью, приносящей доход, некоммерческим организациям нужно будет предусмотреть такую возможность в своих уставах. Согласно действующей редакции ГК РФ для осуществления предпринимательской деятельности необходимо выполнение только одного условия – эта деятельность должна служить достижению целей, ради которых они созданы, и соответствовать им. Это условие сохраняется.

Хозяйственные товарищества и общества

Закон не меняет организационно-правовые формы хозяйственных товариществ – они по-прежнему смогут создаваться в форме полного товарищества или товарищества на вере (коммандитного товарищества). А вот форм хозяйственных обществ с 1 сентября станет меньше – Законом исключена такая форма, как общество с дополнительной ответственностью (ст. 95 ГК РФ с 1 сентября утратит силу). Таким образом, остается возможность создания только обществ с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерных обществ (АО). Эксперты в сфере гражданского права отмечают, что это очень правильное изменение, поскольку на практике ОДО широкого распространения не получили.

Ряд изменений касается уставного капитала хозяйственных обществ. Так, Законом закреплено, что учредители общества обязаны оплатить не менее трех четвертей уставного капитала до государственной регистрации общества, а остальную часть – в течение первого года его деятельности (пп. «г» п. 24 ст. 1 Закона). Однако законами, регулирующими деятельность конкретного вида обществ, может быть установлен иной порядок. Этими же законами, как и ранее, определяется минимальный размер уставного капитала обществ. При этом в случае, когда допускается государственная регистрация хозяйственного общества без такой предварительной оплаты, участники общества будут нести субсидиарную ответственность по его обязательствам, которые возникнут до момента полной оплаты уставного капитала.

Еще одно изменение касается порядка внесения в уставный капитал неденежных вкладов. Для их денежной оценки общества (вне зависимости от стоимости долей участников в уставном капитале) обязаны будут привлекать независимых оценщиков. При этом если оценщик ошибется в расчетах и завысит оценку имущества, он совместно с участниками, доли которых он оценивал, будет нести субсидиарную ответственность по обязательствам общества в пределах суммы, на которую завышена оценка имущества, внесенного в уставный капитал, в течение пяти лет с момента государственной регистрации общества. Стоит отметить, что положение о такой ответственности не будет применяться к оценщикам имущества и участникам приватизированных ГУПов и МУПов. В настоящее время независимый оценщик обязательно привлекается для определения рыночной стоимости имущества при оплате акций АО неденежными средствами (п. 3 ст. 34 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»). Общества с ограниченной ответственностью обязаны это делать, только если номинальная стоимость оплачиваемой неденежными средствами доли участника в уставном капитале составляет более 20 тыс. руб. (п. 2 ст. 15 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Участники хозяйственных обществ, согласно Закону, смогут закреплять определенный порядок осуществления своих членских прав в специальном документе – корпоративном договоре (ГК РФ дополняется соответствующей ст. 67.2). В нем они смогут указать, что осуществлять эти права нужно определенным образом, например: как голосовать на общем собрании участников, по какой цене приобретать или отчуждать доли в уставном капитале (акции) и др. (пп. «е» п. 24 ст. 1 Закона). При этом заключать такой договор могут не все участники общества. В этом случае он, естественно, не создает обязанностей для лиц, не являющихся в нем сторонами.

Кроме того, Законом устанавливается необходимость подтверждения факта принятия общим собранием участников хозяйственного общества решения и состава присутствовавших при этом участников общества. Так, в отношении публичного акционерного общества такое подтверждение будет осуществляться регистратором реестра его акционеров, непубличного акционерного общества – путем нотариального удостоверения или также удостоверения регистратором реестра акционеров, общества с ограниченной ответственностью – путем нотариального удостоверения (пп. «е» п. 24 ст. 1 Закона).

Акционерные общества

Немаловажные поправки коснулись и акционерных обществ. Закон отменяет их деление на открытые и закрытые – им на смену придут публичные и непубличные общества (в ГК РФ появится новая статья – ст. 66.3). Публичным будет являться акционерное общество, акции которого и конвертируемые в них ценные бумаги публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах 1 . Кроме того, правила о публичных обществах будут применяться к АО, в уставе и фирменном наименовании которых указано, что общество является публичным. АО, которые не отвечают этим условиям, являются непубличными. Также к непубличным обществам отнесены и ООО (пп. «г» п. 24 ст. 1 Закона).

Витаутас Бакшинскас, начальник Управления правовых экспертиз и нормативной работы Юридического департамента ОАО «Газпром»:

«Та форма ЗАО, которая была создана в нашем законодательстве уже достаточно давно, критиковалась очень много и со стороны юристов, и со стороны бизнес-сообщества, потому что имела в себе некий элемент компромиссности, а любой компромисс несет в себе огрехи. Такая форма, как АО, рассчитано в первую очередь на публичные компании, а вот эта закрытость – это не плюс, а минус. Поэтому сейчас, на мой взгляд, законодатель пошел по пути дальнейшего развития, и проводит АО к публичным компаниям: прозрачным, понятным, открытым для финансового рынка».

Нужно отметить, что Закон более подробно регулирует деятельность публичных акционерных обществ (конкретные положения о них закреплены в новой редакции ст. 97 ГК РФ), поскольку их деятельность затрагивает имущественные интересы большого числа акционеров и других лиц.

ДЛЯ СПРАВКИ

В реестре акционеров общества указываются сведения о каждом зарегистрированном лице, количестве и категориях (типах) акций, записанных на имя каждого зарегистрированного лица, иные сведения, предусмотренные правовыми актами РФ (ч. 1 ст. 44 Закона об акционерных обществах).

Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение данных, составляющих реестр владельцев ценных бумаг, и предоставление информации из реестра владельцев ценных бумаг (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Подчеркнем, что Закон отменяет возможность ограничения количества акций, принадлежащих одному акционеру публичного АО, их суммарной номинальной стоимости, а также максимального количества голосов, предоставляемых одному акционеру. В настоящее время такие ограничения могут быть предусмотрены уставом АО (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; далее – Закона об акционерных обществах). При этом, согласно Закону, публичным АО запрещается размещать привилегированные акции, номинальная стоимость которых ниже номинальной стоимости обыкновенных акций (пп. «я» п. 24 Закона).

Еще одно существенное изменение касается ведения реестра акционеров и исполнения функций счетной комиссии – с 1 сентября этим будут заниматься исключительно независимые организации, имеющее предусмотренную законом лицензию, регистраторы (пп . «ч» п. 24 ст. 1 Закона). Однако это правило распространяется только на публичные АО. Напомним, в существующей практике акционерные общества либо передают ведение реестра такому регистратору, либо сами являются его держателями (п. 3 ст. 44 Закона об акционерных обществах). Что касается счетной комиссии, то по действующему законодательству она создается в обществе, в котором число акционеров – владельцев голосующих акций общества – более 100, причем ее количественный и персональный состав утверждается общим собранием акционеров. Если реестр АО ведет регистратор, ему может быть поручено и выполнение функций счетной комиссии. А в обществах, число акционеров – владельцев голосующих акций которых более 500, функции счетной комиссии выполняет исключительно регистратор (ч. 1 ст. 56 Закона об акционерных обществах).

Александр Караваев, генеральный директор ЗАО «СР-ДРАГа»:

«Акционерные общества не имеют своей профессиональной ассоциации, поэтому со своими корпоративными вопросами они, как правило, остаются один на один. Регистратор же, обслуживая акционерные общества, имеет возможность накапливать и анализировать информацию о разных корпоративных событиях и вопросах, возникающих в связи с изменениями законодательства, и может предложить пути решения как стандартных, так и специфических проблем».

Кроме того, Закон устанавливает необходимость проведения для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности обязательного внешнего аудита 2 абсолютно для всех АО (в настоящее время он проводится только в отношении организаций, являющихся ОАО, и еще по некоторым основаниям) и в ряде случаев – для ООО (пп. «е» п. 24 ст. 1 Закона).

Витаутас Бакшинскас, начальник Управления правовых экспертиз и нормативной работы Юридического департамента ОАО «Газпром»:

«Деление акционерных обществ на публичные и непубличные – очень простое: те компании, акции которых котируются на бирже, являются публичными. Смысл этого деления и выделения публичных компаний в том, что закон достаточно жестко, императивно, регламентирует их деятельность – вопросы о создании, структуре управления, компетенции и иные. Непубличные компании я бы назвал компаниями частного или семейного бизнеса. В них управление во многом строится на каких-то личных отношениях, на системе договоренностей. Законодатель установил для них, как говорят юристы, диспозитивное регулирование. Это означает, что сами участники таких компаний смогут договориться, допустим, о порядке принятия решений и даже о таком элементе, как управление компанией вне зависимости от своих вкладов.

Публичные компании должны подчиняться жесткому регулированию, всем должны быть понятны четкие установленные законодательные правила, которые не могут произвольно меняться. Любое лицо, покупающее акции, должно представлять себе и знать те правила, по которым эта компания живет, и знать, что эти правила не могут меняться где-то внутри компании, как это иногда у нас бывало».

Эксперты в области гражданского права отмечают необходимость введения и реализации рассмотренных нами изменений, поскольку ими закрепляются накопленные за последнее время предложения по совершенствованию деятельности юридических лиц и унифицируется порядок ее осуществления, и подчеркивают, что организациям не стоит их бояться. Как на практике будут работать все эти новшества, покажет время. Пока же можно прогнозировать лишь внесение в скором времени поправок в ряд законодательных актов (в частности в законы об ООО, об акционерных обществах и др.).

Никакой массовой перерегистрации юрлиц в связи с принятием Закона не предвидится, поскольку он не устанавливает ее обязательности. Привести наименования уже существующих организаций и их учредительные документы в соответствие с требованиями Закона нужно будет при первом изменении этих документов (п. 7 ст. 2 Закона). Никаких конкретных сроков, в которые нужно это сделать, не предусмотрено. Кроме того, АО, которые отвечают признакам публичных АО, даже не нужно будет указывать в своем фирменном наименовании на то, что они являются публичными.

Отмечают специалисты и то, что данные поправки в ГК РФ направлены на гармонизацию российского гражданского законодательства с законодательством зарубежных стран, что поможет в привлечении в российский бизнес иностранных инвесторов.

Документы по теме:


Новости по теме:

Материалы по теме:

Реформа гражданского законодательства
В 2013 году в Российской Федерации произошла реформа гражданского законодательства. В ранее действовавшие нормы ГК РФ целой серией федеральных законов был внесен ряд изменений, направленных как на небольшие сугубо «технические» исправления ряда норм, так и в целом на приведение Гражданского кодекса в соответствие с изменившимися реалиями и на унификацию действующего в России законодательства с законодательством европейских стран с высокоразвитыми правовыми системами континентального права.

1 См. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
2 Его проводит аудитор, не связанный имущественными интересами с обществом или его участниками.

Перерегистрация ЗАО

С 1 сентября вступила в силу новая редакция Гражданского Кодекса РФ. Согласно Кодексу, с 1 сентября 2014 акционерные общества подразделяются на публичные (бывшие ОАО) и непубличные (бывшие ЗАО).
При первом изменении, вносимом в Устав или учредительные документы, нужно будет привести в соответствие и наименование акционерного общества, и сами документы.

Как пройти перерегистрацию ЗАО

1) Смена наименования

Если общество непубличное, то для него с 1 сентября будет достаточно названия «Акционерное общество», например, «Акционерное общество «Гладиолус».

Если же общество публичное – признак публичности должен быть отображён в полном наименовании, например, «Публичное акционерное общество «Гладиолус».
В новом Уставе должно быть указано фирменное (новое) полное наименование общества.

2) Изменения в Уставе

  • Информацию о единственном акционере в Уставе теперь можно не указывать;
  • Можно прописать специальный порядок и условия проведения аудита бухгалтерской отчётности;
  • Можно внести процедуру уведомления акционеров, если один из них собирается обратиться в суд с исковым заявлением;
  • Можно указать в качестве места нахождения название населённого пункта (точный адрес можно не добавлять);
  • Акционеры непубличных обществ могут внести в устав положения п. 3 ст. 66.3 ГК:

— о передаче решения некоторых вопросов коллегиальному органу;
— о закреплении функций коллегиального исполнительного органа за коллегиальным органом управления;
— о передаче единоличных исполнительных функций коллегиальному исполнительному органу;
— об отсутствии ревизионной комиссии;
— о порядке созыва, подготовки и проведения собрания;
— о порядке преимущественной покупки акций.

  • Возможность предоставить полномочия выступать от имени юридического лица одному или нескольким лицам, действующим без доверенности;
  • В новую редакцию ГК добавлены также права и обязанности акционеров.

Порядок процедуры и подготовка пакета документов

Решение об изменениях в Уставе должно принять общее собрание акционеров. Дополнительно нужно уведомить Службу Банка России. Далее нужно представить форму Р13001 и новую редакцию Устава в ИФНС.

С 1 октября 2014 все АО, предоставляя любые формы на изменения, также должны предоставить нотариусу выписку из реестра акционеров, заверенную реестродержателем.
По описанной процедуре могут поменять название и публичные, и непубличные АО (бывшие ЗАО).

Предоставьте следующие документы для начала работы:

  • Устав;
  • Свидетельство ОГРН (Свидетельство о гос. регистрации);
  • Свидетельство ИНН (Свидетельство о постановке на налоговый учет);
  • Копия паспорта руководителя.

Что изменится со сменой наименования?

При смене наименования нужно уведомить банк (или все банки), в котором открыт расчётный счёт, поменять печать и получить письмо Росстата с новыми кодами статистики. Также нужно получить уведомления из ПФР и ФСС.
Перерегистрация ЗАО и АО при смене наименования не касается учредителей и деятельности АО, не затрагивает акции. Меняется только название организационно-правовой формы и само наименование ЗАО и АО.
До 1 октября 2014 реестродержателем акций может быть само ЗАО. С 1 октября реестр нужно будет передать в ведение реестродержателя. Поэтому после 1 октября перед сменой наименования ЗАО нужно будет уведомить реестродержателя. В остальном перерегистрация ЗАО в 2014 году ничем не отличается от обычной процедуры.

Если Вам предстоит внести изменения в Устав ЗАО – выберите помощь профессиональных юристов.
Специалисты компании «Аккаунт» возьмут на себя оформление всех необходимых документов.

Внесение изменений в устав ЗАО

Вопрос-ответ по теме

Наша организация ЗАО, хочет внести изменения в Устав (внести главу о наблюдательном совете). Необходимо ли в решении рассматривать вопрос о приведении Устава в соответствии с изменениями внесенными 99-ФЗ и принимать решение о изменении наименования?

Необходимо в решении об утверждении новой редакции устава АО и изменении наименования АО указать , что устав приведен в соответствие с изменениями Главы 4 ГК РФ и Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ. В заявлении по форме Р13001 не предусмотрено поле , которым бы подтверждалось приведение устава АО в соответствие с Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ.

В соответствии с подп.1 пункта 1 статьи 48 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ изменение устава АО относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров общества.

Остались вопросы по акционерным обществам? Ответ найдется в Системе Юрист

В соответствии со статьей 181.2 ГК РФ решения общего собрания участников/ акционеров юридического лица должны быть указаны в протоколе по каждому вопросу повестки дня.

С 01.09.2014 при первом внесении изменений в устав юридического лица его устав должен быть приведен в соответствие с изменениями Главы 4 ГК РФ ( пункт 7 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ).

Таким образом , приведение устава юридического лица в соответствие с изменениями законодательства должно быть указано в вопросах повестки дня общего собрания акционеров и по нему должно быть принято решение , которое должно быть отражено в протоколе.

При этом в заявлении по форме Р13001 о государственной регистрации изменений в устав юридического лица нет возможности проставления отметки о приведении устава в соответствие с законодательством , как это было с Федеральным законом от 30.12.2008 № 312-ФЗ ( пункт 5.3 Раздела V Приложения № 20 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7−6/[email protected]).

О том , как следует оформить решение общего собрания участников ООО , читайте в рекомендации ниже.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах « Системы Юрист».

Настоящая рекомендация посвящена акционерному обществу ( ОАО или ЗАО), которое не намерено публично размещать свои акции ( ценные бумаги , конвертируемые в акции) и при этом*:

  • либо никогда не проводило открытую подписку на выпускаемые им акции ( акции общества не обращались публично);
  • либо до 1 сентября 2014 года погасило акции , которые ранее публично размещались и обращались ( п. 1 информационного письма Банка России от 1 декабря 2014 г. № 06−52/9527 «О применении законодательства Российской Федерации в связи с вступлением в силу новой редакции Гражданского кодекса Российской Федерации»).
  • Такому обществу нужно решить , в какой форме продолжить вести свою деятельность. В зависимости от принятого решения необходимо совершить одно из следующих действий*:

О том , какие действия нужно совершить в отношении ОАО , уже разместившего свои акции путем открытой подписки , см. рекомендацию Как переоформить ОАО , публично разместившее акции , в публичное АО.

О ситуации , когда АО еще не размещало акции публично , но собирается это сделать в дальнейшем , см. рекомендации*:

Как выбрать оптимальную форму ведения бизнеса

Если общество не размещает акции путем открытой подписки и не намерено это делать , то акционерам стоит проанализировать , целесообразно ли продолжать вести деятельность в форме А. О. Может оказаться , что на самом деле эта организационно-правовая форма влечет для компании неоправданные риски и издержки.

Примеры недостатков ведения бизнеса в форме АО

1. Неопределенность в законодательном регулировании

Новая редакция главы 4 Гражданского кодекса РФ предусматривает лишь общие положения об акционерных обществах. Многие из них нуждаются в уточнении ( например , появятся ли у общества и его акционеров новые права и обязанности , какое сокращенное наименование можно будет использовать и т. д. ).

Общие положения будут детализированы в Федеральном законе от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» ( далее — Закон об АО), но поправки в него пока не внесены. В частности , сейчас Закон об АО по-прежнему разделяет все акционерные общества на открытые и закрытые , не учитывая новое деление на публичные и непубличные.

2. Расходы на оплату услуг регистратора

До 2 октября 2014 года все акционерные общества обязаныпередать ведение реестра регистратору, то есть профессиональному участнику рынка ценных бумаг , имеющему соответствующую лицензию ( п. 5 ст. 3 Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», письмо Банка России от 31 июля 2014 г. № 015−55/6227 «Об обязанности акционерных обществ , ведущих реестр акционеров самостоятельно , передать ведение реестра акционеров регистратору , а также о ведении реестра акционеров публичных акционерных обществ независимым регистратором»).

Затраты на оплату услуг такого регистратора могут оказаться для общества весьма существенными.

3. Наличие государственного регулятора в лице Банка России

Банк России осуществляет:

  • регулирование , контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;
  • регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг;
  • контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства об акционерных обществах и ценных бумагах.
  • Такие полномочия предусмотрены в пунктах 10−10.2 статьи 4 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ « О Центральном банке Российской Федерации ( Банке России)».

На практике это порождает для АО много дополнительных обязанностей и увеличивает риск привлечения к ответственности.

Например , акционерные общества должны раскрывать установленную законодательством информацию ( ст. 92 Закона об АО, глава VIII Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг , утвержденного приказом ФСФР России от 4 октября 2011 г. № 11−46/пз-н). За нарушение такой обязанности общество могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа от 700 тыс. до 1 млн руб. ( ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ).

Еще один существенный риск — возможность акционера подать в Банк России жалобу на общество ( например , если , по мнению акционера , АО нарушило его права). В итоге общество может столкнуться с рядом проверок , предписаний и иных негативных последствий вплоть до привлечения к ответственности. В ООО же такой « корпоративный шантаж» крайне затруднителен. Разумеется , участник ООО вправе обратиться за защитой своих интересов в суд , однако это может стать для общества гораздо менее серьезной проблемой , чем проверки со стороны Банка России.

4. Расходы на оплату аудиторских услуг

Для всех акционерных обществ предусмотрен обязательный аудит ( п. 5 ст. 67.1 ГК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»). А это дополнительные затраты времени и средств.

5. Невозможность исключить из общества недобросовестного участника

При наличии ряда условий из ООО можно исключить участника , который:

  • грубо нарушает свои обязанности либо
  • своими действиями ( бездействием) делает невозможной деятельность общества или существенно ее затрудняет.

Такое правило установлено в статье 10 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ « Об обществах с ограниченной ответственностью».

Закон об АО такой возможности не предусматривает.

В частности , акционеры могут придерживаться следующей логики. Еслиобщество намерено разместить акции среди неопределенного круга лиц, бизнес в любом случае необходимо вести в форме публичного акционерного общества ( п. 1 ст. 66.3 ГК РФ). В этой ситуации все недостатки и издержки , свойственные АО , оправданны. Если же акционеры намерены ограничивать и контролировать число новых участников ( в т. ч. при помощи преимущественного права покупки акций), возникает проблема выбора:

  • сменить организационно-правовую форму на ООО, то есть на более простую и «понятную» форму ведения бизнеса , которая лишена рисков и недостатков , свойственных АО;
  • продолжить вести деятельность в форме АО ( непубличного общества), сохранив все недостатки , свойственные этой организационно-правовой форме. При выборе такого варианта порядок действий , которые потребуется совершить для переоформления в непубличное АО , будет различаться в зависимости от существующей формы общества — ОАО илиЗАО.

Возможен и третий вариант — ликвидировать существующее АО и при необходимости создать новую организацию в более простой форме , например , ООО. Но вряд ли этот вариант покажется акционерам оптимальным.

Как переоформить АО в ООО

Если акционеры решили « переделать» АО в ООО , то нужно провести реорганизацию в форме преобразования. Это достаточно длительный и сложный процесс , но его проведение может оказаться менее серьезной проблемой по сравнению с рисками и издержками , свойственными АО.

Формально закон позволяет преобразоваться в ООО и при реорганизации в других формах. В частности , в настоящий момент Гражданский кодекс РФ разрешает проводить так называемую смешанную ( комбинированную) реорганизацию ( п. 1 ст. 57 ГК РФ)*:

  • участвовать в реорганизации с юридическими лицами других организационно-правовых форм ( например , проводить присоединение АО к ООО);
  • сочетать разные формы реорганизации ( к примеру , объединять два АО , создавая в процессе слияния новое ООО).

Однако до тех пор , пока Закон об АО не приведут в соответствие новой редакции главы 4 Гражданского кодекса РФ , по возможности смешанную реорганизацию лучше все же не проводить.

Новые положения Гражданского кодекса РФ будут детализированы в Законе об АО, но поправки в него пока не внесены. Из-за этого возникает неопределенность при применении некоторых норм.

Так , в настоящий момент закон не устанавливает порядок проведения смешанной реорганизации. В связи с этим не исключено , что на практике возникнут непредвиденные проблемы , решить которые может оказаться довольно затруднительно.

К примеру , налоговая инспекция может отказаться по тем или иным причинам регистрировать прекращение деятельности АО , присоединяемого в процессе комбинированной реорганизации к ООО. Причем при обжаловании такого отказа могут появиться сложности , поскольку судебная практика по аналогичным спорам пока отсутствует.

Как переоформить ЗАО в непубличное АО

Во-первых, устав общества нужно изменить таким образом , чтобы он соответствовал требованиям , которые закон предъявляет к уставу непубличного АО. При этом необходимо исключить из фирменного наименования АО слово « закрытое» ( в противном случае могут возникнуть негативные последствия)*. Кроме того , стоит добавить в наименование слово « непубличное».

Закон не обязывает включать в фирменное наименование АО слово « непубличное». Однако , если этого не сделать , впоследствии государственные органы , контрагенты , иные лица могут посчитать , что общество является публичным , а значит , оно должно соблюдать установленные требования для публичных АО. В итоге могут возникнуть недопонимание и споры.

При изменении наименования имеет смысл руководствоваться теми жеправилами , что и в случае с переоформлением ОАО в непубличное АО.

Во-вторых, стоит проанализировать , нужно ли изменять иные положения устава ( в частности , отвечают ли они в полной мере интересам акционеров). При необходимости их можно исправить или заменить другими положениями ( например , ограничить число и суммарную номинальную стоимость акций , принадлежащих одному акционеру, — п. 5 ст. 99 ГК РФ). В некоторых случаях для этого требуется единогласное решение всех акционеров ( п. 3 ст. 66.3 ГК РФ)*.

ЗАО , решившее продолжить деятельность в форме непубличного общества , намерено предусмотреть преимущественное право акционеров на приобретение акций , отчуждаемых другими акционерами. Нужно ли включать в устав положения о преимущественном праве

Устав не содержит положений о преимущественном праве

В такой ситуации в уставе нужно*:

  • продублировать порядок осуществления преимущественного права на покупку акций , установленный в абзаце 4 пункта 3 статьи 7 Закона об АО , либо
  • предусмотреть иной порядок осуществления этого права.

Решение о включении в устав положений о преимущественном праве необходимо принять большинством в ¾ голосов акционеров — владельцев голосующих акций , участвующих в общем собрании акционеров ( подп. 1 п. 1 ст. 48, п. 4 ст. 49 Закона об АО).

Если общество не включит в устав такие положения , акционеры не будут обладать преимущественным правом.

В пункте 3 статьи 7 Закона об АО приведена норма о том , что акционеры ЗАО пользуются преимущественным правом приобретения акций.

До 1 сентября 2014 года такая норма применялась независимо от того , предусматривал устав положения о преимущественном праве или нет.

После 1 сентября правила Закона об АО , касающиеся закрытых обществ , применяются к ЗАО до тех пор , пока это общество не внесет первые изменения в свой устав ( ч. 9 ст. 3 Закона № 99-ФЗ).

Следовательно , если ЗАО « переделает» свой устав в устав непубличного общества , правила пункта 3статьи 7 Закона об АО больше не будут действовать автоматически. А значит , акционеры будут обладать преимущественным правом лишь при условии , что это будет прямо предусматривать устав.

Устав содержит положения о преимущественном праве

В этой ситуации имеет смысл проанализировать , соответствует ли установленный порядок осуществления преимущественного права интересам акционеров или нет*.

Если такой порядок отвечает интересам акционеров , положения , касающиеся преимущественного права , в устав включать не нужно.

В пункте 3 статьи 7 Закона об АО приведена норма о том , что акционеры ЗАО пользуются преимущественным правом приобретения акций.

До 1 сентября 2014 года такая норма применялась независимо от того , предусматривал устав положения о преимущественном праве или нет.

После 1 сентября правила Закона об АО , касающиеся закрытых обществ , применяются к ЗАО до тех пор , пока это общество не внесет первые изменения в свой устав ( ч. 9 ст. 3 Закона № 99-ФЗ).

Следовательно , если ЗАО « переделает» свой устав в устав непубличного общества , правила пункта 3статьи 7 Закона об АО больше не будут действовать автоматически. Однако , если в уставе останутся положения о преимущественном правом , такое право у акционеров сохранится.

Если общество намерено изменить установленные правила , в уставе в зависимости от конкретной ситуации надо*:

  • либо продублировать порядок осуществления преимущественного права на покупку акций , установленный в абзаце 4 пункта 3 статьи 7 Закона об АО;
  • либо предусмотреть иной порядок осуществления этого права.

При регистрации любой формы юрлица его собственники должны разработать и утвердить учредительные документы. Для ОАО таким учредительным документом является устав, содержание которого должно соответствовать нормам ГК РФ и Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон № 208-ФЗ). В нашей статье рассмотрим, какие пункты должен содержать устав предприятия ОАО, и каким образом в него можно внести изменения.

Зачем нужен?

При учреждении нового акционерного общества собственники должны определить все существенные условия деятельности компании, в том числе порядок формирования уставного капитала. Каждый учредитель будет иметь право на определенную его часть, которая равна количеству переданных ему акций. На стадии подготовки к регистрации общества проводится общее собрание акционеров, которое должно рассмотреть и вопрос об утверждении устава ОАО.

Данный учредительный документ регулирует следующие правоотношения:

  • основные сведения о компании — различные формы наименования, адреса и реквизиты;
  • цели предполагаемой деятельности;
  • порядок формирования уставного капитала и его распределения между акционерами;
  • правила формирования структуры органов управления ОАО;
  • условия входа в состав акционеров новых лиц, а также выхода из состава собственников;
  • порядок решения корпоративных споров.

Без устава ни одно юридическое лицо не будет зарегистрировано в налоговой инспекции и не сможет на легальном основании осуществлять предпринимательскую деятельность. Если содержание или форма устава ОАО будут противоречить нормам законодательства, налоговая служба вынесет отказ в регистрации компании.

Также нужно учитывать, что с момента утверждения устав общества, его требования будут являться обязательными для каждого акционера и органа управления. Любые изменения в указанный документ могут быть внесены только путем их одобрения на общем собрании собственником компании.

Что содержит?

Требования к содержанию устава общества регламентированы ст. 11 Закона № 208-ФЗ. Именно эти нормы будут проверять сотрудники инспекции ФНС при регистрации компании. Законодательные акты не содержат утвержденной типовой формы учредительных документов, поэтому его оформлением должны заниматься сами будущие акционеры. В тексте устава должны быть предусмотрены следующие моменты:

  • различные виды фирменного наименования организации в полной и сокращенной форме;
  • место расположения общества (юридический, фактический и почтовый адрес);
  • совокупный размер уставного капитала, сформированный на момент учреждения юрлица;
  • порядок распределения уставного капитала между акционерами — количество, стоимостной показатель, категории акций;
  • перечень прав участников;
  • система единоличных и коллегиальных органов управления предприятием, их компетенция и полномочия по принятию решений;
  • процедурные вопросы, связанные с назначением и проведением общих собраний акционеров.

Закон не ограничивает акционеров в перечне дополнительных вопросов, которые можно предусмотреть в тексте устава. Главное условие — содержание учредительного документа не должно противоречить нормам законодательства.

Устав общества, после его утверждения на общем собрании, подлежит направлению на регистрацию в налоговую службу. Основные сведения, которые включены в содержание указанного документа, будут внесены в госреестр ЕГРЮЛ и отражены в соответствующей выписке.

Порядок изменения устава ОАО

Акционеры вправе в любой момент внести изменения в устав ОАО. Необходимость в проведении этой процедуры может быть вызвана обязательными требованиями законодательных актов или внутрикорпоративными задачами. Изменение проходит в несколько этапов:

  • определение необходимости во внесении поправок в учредительные документы (например, в обязательном порядке вносятся изменения, перечисленные в пп. 2-6 ст. 12 Закона № 208-ФЗ);
  • разработка проекта изменений и назначение общего собрания акционеров;
  • проведение общего собрания и утверждение перечня изменений или новой редакции устава ОАО;
  • заполнение заявления по форме Р13002 в налоговую инспекцию для государственной регистрации изменений;
  • внесение измененных сведений устава в реестр ЕГРЮЛ и выдача заявителю выписки.

Например, в обязательном порядке нужно внести изменения в устав, если происходит увеличение или уменьшение уставного капитала, либо количества акций. Изменения в устав ОАО вступят в силу только с момента их учета в госреестре ЕГРЮЛ.

Если вам необходима помощь при процедуре внесения изменения в устав общества, обратитесь за консультацией к нашим опытным юристам, позвонив по указанным телефонам или через форму обратной связи.

Популярное:

  • Как написать извинительное письмо учителю Письмо учителю от ученика 5 класса, образец на русском языке Умение писать письма — очень полезный навык в повседневной жизни. Такая необходимость часто возникает на работе или в личных отношениях. Вот почему важно научиться этому делу ещё в школе. Если вы […]
  • Анализ федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 2. 99-ФЗ_от 04.05.11_ред. 31.12.14_О лицензировании.docx (формат .docx) (71 КБ) 2. 99-ФЗ_от […]
  • Что проверяют при техосмотре автомобиля в 2018 году Что нужно для прохождения техосмотра в 2018 году? О самых актуальных изменениях правил прохождения техосмотра читайте в статье «Новые правила проведения техосмотра с 22.02.2018 года». Практически каждый год в законодательстве появляются нововведения, […]
  • Реквизит отметка о заверении копии включает Реквизит 26 – отметка о заверении копии Отметка о заверении копии – реквизит, используемый для придания копии правового статуса. 1 При заверении соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита "Подпись" проставляют заверительную надпись: "Верно"; […]
  • Устав ооо с изменениями от 1 сентября 2014 Перерегистрация Устава ООО, если нет изменений Добрый день! Подскажите, пожалуйста, если нет изменений в Уставе общества и оно зарегистрировано в 2013 году, нужно ли менять Устав? Ответы юристов (2) Добрый день, если вы не вносите изменения в устав менять […]
  • Задачи по уголовный процессуальный кодекс Уголовный процесс Сайт Константина Калиновского Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс. СПб.: Питер, 2005. 272 с. – (Серия «Краткий курс»). Раздел I. Общая часть Глава 1. Понятие уголовного судопроизводства § 2. Цели и задачи уголовного […]
  • Гк рф компания это Нормы ГК РФ о юридических лицах: развитие продолжается! 1 сентября исполнился год со дня реформирования главы 4 ГК РФ "Юридические лица". Изучим, какое толкование нормам о юрлицах дал ВС РФ (Постановление Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. № 25 "О применении […]
  • Коммерческая организация в гражданском кодексе Коммерческая организация в гражданском кодексе Законодательные акты, которые могут пригодиться при создании ТСЖ ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС Статья 50 . Коммерческие и некоммерческие организации 1. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение […]
Внесение изменений в зао и оао