Упк защита свидетелей

Защита свидетелей и потерпевших. Статьи по предмету Уголовный процесс

ЗАЩИТА СВИДЕТЕЛЕЙ И ПОТЕРПЕВШИХ

Механизм защиты свидетелей и потерпевших в уголовном судопроизводстве включает в себя ряд процессуальных аспектов, на первый взгляд позволяющих обеспечить им необходимую защиту.

Так, согласно ч. 9 ст. 166 УПК при необходимости обеспечения безопасности защищаемых лиц и их родственников следователь вправе в протоколе любого следственного действия не приводить данные об их личности. В этом случае следователь с согласия руководителя следственного органа выносит постановление, в котором излагаются причины принятого решения, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которую он в дальнейшем будет использовать при производстве следственных действий. Постановление помещается в конверт, который опечатывается и приобщается к уголовному делу. Исходя из положений ч. ч. 2 и 8 ст. 193 УПК после предварительного допроса об обстоятельствах, при которых опознающий видел предъявленное ему для опознания лицо, в целях обеспечения безопасности предъявление лица для опознания по решению следователя может быть проведено в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым. В соответствии с ч. 5 ст. 278 УПК при необходимости обеспечения безопасности лица суд без оглашения полных данных о его личности вправе произвести допрос в условиях, исключающих визуальное наблюдение допрашиваемого другими участниками судебного разбирательства.
Статьей 6 ФЗ от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» предусмотрен перечень мер безопасности, которые при наличии оснований могут применяться в отношении защищаемого лица: личная охрана; охрана жилища и имущества; выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице; переселение на другое место жительства; замена документов; изменение внешности; изменение места работы (службы) или учебы; временное помещение в безопасное место; дополнительные меры безопасности в отношении лиц, находящихся под стражей или отбывающих наказание, в том числе их перевод из одного исправительного учреждения в другое, и иные меры. Согласно ст. 16 названного Закона основаниями применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве. Порядок применения перечисленных мер безопасности также детально расписан в этом Законе.
На практике же комплекс указанных мер не всегда обеспечивает достаточную степень защищенности свидетелей и потерпевших; более того, не всегда соблюдается основополагающий принцип защиты — сохранение в тайне данных о личности свидетеля, потерпевшего.
Так, согласно требованиям ст. 217 УПК следователь обязан предъявить обвиняемому и защитнику прошитые и пронумерованные материалы уголовного дела, за исключением постановления, в котором содержатся данные о личности засекреченного лица. Для ознакомления предъявляются также вещественные доказательства, фотографии, материалы аудио-, видеозаписи, киносъемки, иные приложения к протоколам следственных действий. Обвиняемый и его защитник вправе неограниченное количество раз обращаться к любому из томов уголовного дела, выписывать из него любые сведения и в любом объеме, снимать копии с любого документа, в том числе и с применением технических средств. Согласно ч. 3 ст. 217 УПК обвиняемый и его защитник не могут быть ограничены во времени, необходимом им для ознакомления с материалами уголовного дела. Такое ограничение возможно лишь в случае установления судом факта явного затягивания времени ознакомления с делом.
Получив право на ознакомление со всеми материалами уголовного дела, обвиняемый, изучая показания свидетеля о тех либо иных обстоятельствах исследуемого события, анализируя материалы дела в совокупности, в первую очередь по содержанию самих показаний может догадаться, кто свидетельствует против него. В идеале реальное сохранение данных о личности свидетеля в тайне возможно лишь в той ситуации, когда он явился, допустим, случайным очевидцем того или иного преступления и не попал в визуальный контакт с обвиняемым либо был с ним до этого не знаком. Например, прохожий стал очевидцем убийства и не был визуально зафиксирован преступником. Действительно, такого свидетеля будет правильным допросить под псевдонимом и произвести опознание обвиняемого в условиях, исключающих визуальный контакт. В большинстве остальных случаев эта мера малоэффективна и приводит к расшифровке свидетеля.
Яркий пример — предъявление материалов уголовного дела об организованном преступном сообществе «Общак» .
———————————
Дело находилось в производстве автора статьи в период 2006 — 2007 гг.

Влияние этого преступного формирования распространялось по всему Дальневосточному округу Российской Федерации. Криминальный центр — г. Комсомольск-на-Амуре. Весь Дальний Восток был поделен на криминальные зоны ответственности. На момент возбуждения уголовного дела преступное сообщество возглавляло три «вора в законе». Им подчинялось среднее руководящее звено, так называемые «бродяги» и «смотрящие», которые отвечали перед «ворами» за организацию преступности на закрепленных за ними территориях краев, республик и областей либо крупных городов. Территории городов делились на районы, в которых также назначались «ответственные». Кроме того, существовало деление по сферам преступной деятельности. Назначались ответственные за отдельные преступные направления — организацию распространения наркотиков, угонов транспортных средств с последующим их возвратом за выкуп, кражи и др.
Круг участников сообщества был весьма многочисленным. По показаниям одного из его бывших участников только в Центральном районе г. Комсомольска-на-Амуре насчитывалось до 3000 представителей «Общака».
Правила, установленные преступным сообществом, функционировали не только внутри него, но и при помощи девиантной системы понятий навязывались в течение трех десятков лет окружающим. В результате такой идеологической обработки шел непрерывный поток пополнения преступной организации новыми членами, в том числе и несовершеннолетними.
В рядах организации существовала строгая иерархия. Действовали жесткие правила. В частности, существовало правило круговой поруки. За дачу свидетельских показаний против преступной организации либо ее членов лицо, безусловно, подлежало физической расправе, вплоть до устранения.
В этих условиях механизм сохранения в тайне данных о личности многих свидетелей не работал. К примеру, свидетель, ранее осужденный за совершение 14 эпизодов тайного хищения имущества граждан, при допросах пояснял, что кражи совершал по указанию «старших». В ходе следственных действий он детально описал обстоятельства совершенных преступлений, назвал лиц, от которых получал указания. К материалам дела была приобщена копия приговора в отношении этого лица по фактам совершенных краж. Подобные ситуации были не единичными. Многие свидетели (такие, как бывший «ответственный» за г. Хабаровск) с самого начала изъявили желание свидетельствовать от своего имени, да и абсолютно нелогично было принимать участие в деле под псевдонимом, указывая на то, что несколько лет был «ответственным» за организацию преступности в столице Дальнего Востока.
В складывающейся следственной ситуации предъявление материалов уголовного дела обвиняемым и их защитникам в порядке ст. 217 УПК могло повлечь разглашение личных данных многих свидетелей и последующее воздействие на них, что и произошло. Ознакомление с материалами дела затянулось на 11 месяцев. Отчасти этому способствовал большой объем дела, но основной причиной было умышленное затягивание процесса с целью выигрыша времени для работы по противодействию следственным органам.
Таким образом, руководителям мощного преступного сообщества, отличающегося высоким криминальным потенциалом, в рамках выполнения требований ст. 217 УПК был дан длительный срок для «подготовки к судебному заседанию». Разумеется, преступная организация от предоставленной возможности не отказалась. Через несколько месяцев после начала изучения материалов уголовного дела давление на свидетелей усилилось. Некоторые свидетели через высшие органы исполнительной и законодательной власти Российской Федерации обратились с жалобами, в которых отказывались от ранее данных показаний. Наибольшему давлению подверглись свидетели, содержащиеся в местах предварительного заключения и в местах лишения свободы. Связано это было с тем, что влияние преступного сообщества в исправительных учреждениях было и остается весьма значительным.
Свидетели, находящиеся на свободе, также подверглись воздействию. Были зафиксированы факты покушения на жизнь важных свидетелей. В ряде случаев свидетели не скрывали, что отказ от прежних показаний связан именно с оказанием воздействия.
Казалось бы, в этой ситуации необходимо в полной мере использовать ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Но, к глубокому сожалению, на практике защита важных свидетелей по делу сводится к их эпизодической личной охране, а в отношении свидетелей, содержащихся под стражей, — к изоляции (не всегда эффективной) от основной массы осужденных и заключенных. Механизм работы таких мер защиты, как переселение на другое место жительства, изменение внешности, изменение места работы, законодателем не конкретизирован, органами исполнительной власти не профинансирован и фактически при работе на местах сведен к нулю. В некоторой степени это может объясняться непростым социально-экономическим положением в стране, тем более в условиях мирового экономического кризиса. При существующих проблемах безработицы, необеспеченности жильем и других фактах применение вышеперечисленных мер безопасности, по-видимому, возможно лишь по очень ограниченной категории дел особой государственной важности.
Не секрет, что обозначенные проблемы характерны для многих уголовных дел об организованных преступных формированиях, а также по иным категориям дел, субъектами которых выступают их члены либо иные лица, обладающие возможностями по подкупу, шантажу, психологическому и физическому воздействию на участников уголовного судопроизводства. К примеру, это могут быть лица, хотя и не являющиеся членами преступных организаций, но обладающие определенными с ними связями и материальной базой, лица, занимающие высокое должностное положение, и др.
Серьезную проблему представляет собой противопоставление двух институтов «защиты» в уголовном процессе — института защиты прав обвиняемого и института защиты свидетелей обвинения и потерпевших. С одной стороны, предоставление материалов уголовного дела обвиняемому до начала судебного разбирательства обеспечивает его право на защиту. Ему предоставляется достаточное время для того, чтобы он с помощью защитника изучил все аргументы и на заключительном этапе предварительного следствия, а чаще всего — в ходе судебного следствия, выдвинул свои контраргументы. С другой стороны, предоставляя материалы следствия с анкетными данными всех свидетелей и потерпевших членам организованных преступных формирований, наделенным криминальной властью и способным на любые действия, вплоть до физического устранения, мы подвергаем реальной угрозе жизнь и здоровье свидетелей и потерпевших.
С еще одной проблемой практики сталкиваются при применении положений ст. 278 УПК, регламентирующей допрос свидетелей в ходе судебного следствия, а именно ч. 6, указывающей на то, что в случае заявления сторонами обоснованного ходатайства о раскрытии подлинных сведений о лице, дающем показания, в связи с необходимостью защиты подсудимого либо установления каких-либо существенных для рассмотрения уголовного дела обстоятельств суд вправе предложить сторонам возможность ознакомления с указанными сведениями.
Во-первых, исходя из анализа диспозиции, во главу угла ставятся интересы защиты подсудимого. Во-вторых, благодаря не конкретизированной формулировке «для установления каких-либо существенных обстоятельств» суду предоставляется излишне большой выбор, что считать существенными обстоятельствами, а что нет, так как критерии определения существенности не даны. В-третьих, следователь фактически лишается возможности гарантировать лицу, обладающему информацией, полное сохранение в тайне данных о его личности. Он может дать гарантию лишь о сохранении тайны до судебного следствия. В дальнейшем судья позицией либо обещаниями следствия никоим образом законом не связан. На практике это служит достаточно весомым аргументом в отказе лица дать свидетельские показания, в связи с которыми существует реальная угроза его жизни и здоровью, а также членам его семьи. Как следствие — существенные потери в доказательственной базе.
В свете изложенного полагаем необходимым внести изменения в ст. 217 УПК, делегировав следователю право в решении вопроса о предоставлении возможности обвиняемому и его защитнику ознакомления с материалами предварительного следствия исходя из таких критериев, как интересы следствия, обеспечение безопасности свидетелей и потерпевших. После принятия решения следователь должен вынести постановление, которое может быть обжаловано в существующем порядке руководителю следственного органа, прокурору либо в суд.
Полагаем, что и изменения ч. 6 ст. 278 УПК также способствовали бы укреплению института защиты свидетелей и потерпевших от преступлений. В частности, сделав возможным ознакомление с данными о личности защищаемых лиц в ходе судебного следствия лишь с согласия сторон, мы сохраняем целостность стороны обвинения и на самом первоначальном этапе можем гарантировать полную конфиденциальность допрашиваемого на всех стадиях уголовного процесса.

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовный процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПОТЕРПЕВШИХ И СВИДЕТЕЛЕЙ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Одним из важнейших правовых институтов в области уголовного судопроизводства, являются нормы законодательства, регулирующего вопросы государственной защиты свидетелей, потерпевших и иных лиц в уголовном процессе.

Согласно ч. 3 ст. 11 УПК РФ при наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам, родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями, суд, прокурор, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания и дознаватель принимают в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц меры безопасности, предусмотренные статьями 166 (частью девятой), 186 (частью второй), 193 (частью восьмой), 241 (пунктом 4 части второй) и 278 (частью пятой) настоящего Кодекса, а также иные меры безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Из перечисленных норм уголовно-процессуального закона следует, что следователь и дознаватель при необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц следователь вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об их личности; при наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников, близких лиц контроль и запись телефонных и иных переговоров допускаются по письменному заявлению указанных лиц, а при отсутствии такого заявления – на основании судебного решения; в целях обеспечения безопасности опознающего предъявление лица для опознания по решению следователя, дознавателя может быть проведено в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым; при рассмотрении уголовного дела в суде допускается закрытое судебное разбирательство, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц; при необходимости обеспечения безопасности свидетеля, его близких родственников, родственников и близких лиц суд без оглашения подлинных данных о личности свидетеля вправе провести его допрос в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками судебного разбирательства.

Положения уголовно-процессуального закона об обеспечении безопасности участников уголовного судопроизводства детализированы Федеральным законом от 20.08.2004 N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», Постановлением Правительства РФ от 27.10.2006 N 630 «Об утверждении Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», Постановлением Правительства РФ от 03.03.2007 N 134 «Об утверждении Правил защиты сведений об осуществлении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

Согласно положений перечисленных нормативно-правовых актов в отношении защищаемого лица могут применяться одновременно несколько либо одна из следующих мер безопасности: 1) личная охрана, охрана жилища и имущества; 2) выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности; 3) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице; 4) переселение на другое место жительства; 5) замена документов; 6) изменение внешности; 7) изменение места работы (службы) или учебы; 8) временное помещение в безопасное место.

Основаниями применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве, установленные органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты.

При этом меры безопасности применяются на основании письменного заявления защищаемого лица или с его согласия, выраженного в письменной форме, а в отношении несовершеннолетних — на основании письменного заявления его родителей или лиц, их заменяющих, а также уполномоченных представителей органов опеки и попечительства (в случае отсутствия родителей или лиц, их заменяющих) или с их согласия, выраженного в письменной форме.

К сведениям, подлежащим защите, относятся сведения об осуществлении государственной защиты и о защищаемом лице.

Основанием для защиты сведений является решение об осуществлении государственной защиты путем применения мер безопасности либо мер социальной поддержки, принимаемое судом (судьей), начальником органа дознания или следователем, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело, и оформленное в виде мотивированного постановления (определения).

Орган, осуществляющий меры безопасности, на основании постановления (определения) о применении мер безопасности, вынесенного уполномоченным органом, принимает постановление, в котором предусматриваются меры безопасности и меры по ограничению доступа к сведениям об осуществлении государственной защиты и о защищаемом лице.

Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении потерпевшего, его представителя, свидетеля, а равно в отношении их близких, влечет уголовную ответственность в соответствии со ст. 311 УК РФ.

Государственная защита участников уголовного судопроизводства

Государственная защита свидетелей, равно, как и защита потерпевшего и других участников уголовного процесса, содействующих правосудию, является одним важнейших в системе прав и свобод человека в уголовном судопроизводстве.

Защита свидетелей. Защита потерпевшего. Правовая основа решения проблемы

Правовой основой защиты свидетелей (потерпевшего) в уголовном судопроизводстве являются Уголовно-процессуальный кодекс РФ (ч. 3 ст. 11, п. 21 ч. 2 ст. 42, п. 7 ст.4 ст. 56) (далее – УПК РФ), а также Федеральный закон от 20.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»(далее – Закон о защите свидетелей).

Указанные нормативные акты устанавливают систему мер государственной защиты свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства, определяют основания и порядок их применения.

Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 29.06.2010 № 17 «О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводств» обратил внимание нижестоящих судов, что право о применении мер безопасности им должно быть своевременно разъяснено должностным лицом, осуществляющим уголовное судопроизводство. Такое ходатайство может быть заявлено в любой момент производства по уголовному делу.

Иные лица, подлежащие защите в уголовном процессе

Меры государственной защиты могут быть применены не только в процессе расследования уголовного дела, но и до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления, а также иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления.

Государственной защите также подлежат близкие родственники, родственники и близкие лица, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на участников уголовного процесса.

Основания для защиты свидетелей и потерпевших

Согласно ст. 11 УПК РФ и ч. 1 ст. 16 Закона о защите основаниями для применения мер безопасности по отношению к потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства являются данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с содействием уголовному судопроизводству.

Необходимо иметь в виду, что основанием для осуществления защиты свидетелей и защиты потерпевшего являются не предположения указанных лиц о грозящей им опасности, а ставшие известными органам, принимающим решение о применении вышеперечисленных мер безопасности, сведения о реальных угрозах защищаемым лицам в связи с участием в уголовном судопроизводстве.

Кроме того, указанные меры безопасности осуществляются в основном только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях.

Защита свидетелей и потерпевших: меры безопасности

Закон о защите свидетелей предусматривает следующие меры безопасности в отношении участников уголовного процесса (ст.6):

В отношении защищаемого лица могут применяться одновременно несколько либо одна из следующих мер безопасности:

  • личная охрана, охрана жилища и имущества;
  • выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;
  • обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;
  • переселение на другое место жительства;
  • замена документов;
  • изменение внешности;
  • изменение места работы (службы) или учебы;
  • временное помещение в безопасное место;
  • перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое (для лиц, содержащихся под стражей или находящихся в месте отбывания наказания).

Кроме того, защита свидетелей и защита потерпевшего предполагает обязанность органов, осуществляющих уголовное судопроизводство, применять меры безопасности, предусмотренные УПК РФ.

  1. В случае необходимости обеспечить защиту потерпевшего, свидетеля их представителей или близких родственников, родственников и других близких лиц следователь вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют указанные лица не приводить данные об их личности. В этом случае следователь (с согласия руководителя следственного органа) должен вынести постановление, в котором изложить причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указать псевдоним участника следственного действия и привести образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий (ч. 9 ст. 166 УПК РФ)
  2. При наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля либо иных участников уголовного судопроизводства, их родственников и близких лиц контроль и запись их телефонных и иных переговоров допускается по письменному заявлению указанных лиц, а при отсутствии такого заявления — на основании судебного решения (ч. 2 ст.186 УПК РФ).
  3. В целях защиты потерпевшего и свидетеля, участвующих в качестве опознающих лиц в предъявлении для опознания подозреваемого или обвиняемого, данное следственное действие проводится в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым. В этом случае понятые находятся в месте нахождения опознающего (ч. 8 ст.193). Правда, закон ничего не говорит о том, где должен при этом находиться защитник подозреваемого (обвиняемого) — там, где находится его подзащитный, или в помещении, где находится следователь и опознающее лицо. Это вопрос имеет существенное значение в плане разрешения противоречий между правом подозреваемого (обвиняемого) на защиту и правом опознающего на обеспечение его безопасности. С одной стороны, защитник указанных лиц с целью пресечения возможного нарушения требований, предъявляемых к проведению данного следственного действия, должен находиться там, где находятся следователь и опознающий. С другой стороны, в этом случае имеет место риск раскрытия сведений об опознающем лице перед защитником.
  4. Защита свидетелей предполагает также, что при необходимости обеспечения их безопасности, а также безопасности их родственников и близких лиц, суд проводит их допрос в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками судебного разбирательства без оглашения подлинных данных о его личности (ч.5 ст.278 УПК РФ).
  5. В интересах обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их родственников или близких лиц суд может провести судебное разбирательство в закрытом судебном заседании (п.4 ч.1 ст. 241 УПК РФ).
  6. Если существует реальная угроза личной безопасности участников судебного разбирательства, их родственников или близких лиц, по ходатайству Генерального прокурора РФ (его заместителя) уголовное дело по преступлениям, предусмотренным статьями 205,205.1, 205.2, 206, 208,209, 211, 277 — 279 и 360 Уголовного кодекса РФ по решению Верховного Суда РФ может быть передано для рассмотрения в окружной (флотский) военный суд по месту совершения преступления (ч.4 ст.35 УПК РФ).

Органы защиты свидетелей и потерпевших

Законом о защите свидетелей защита свидетелей и защита потерпевшего возложена на:

  1. Органы, принимающие решение об осуществлении государственной защиты: (суд или судья, начальник следственного органа, следователь с согласия руководителя следственного органа, начальник органа дознания, в производстве которого находится заявление или сообщение о преступлении или уголовное дело.
  2. Органы, осуществляющие меры безопасности:
  • органы внутренних дел органы федеральной службы безопасности, таможенные органы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по уголовным делам, находящимся в их производстве или отнесенным к их ведению;
  • командование соответствующих воинских частей и вышестоящее командование в отношении защищаемых лиц из числа военнослужащих;
  • учреждения и органы уголовно-исполнительной системы в отношении защищаемых лиц, содержащихся в следственных изоляторах или находящихся в местах отбывания наказания;
  • служба судебных приставов во время судебных заседаний;
  • иные государственные органы, на которые может быть возложено осуществление отдельных мер безопасности.

Защита свидетелей и потерпевших: порядок осуществления

Защита потерпевшего и защита свидетелей возможна на основании письменного заявления названных лиц либо с их согласия, выраженного в письменной форме, а в отношении несовершеннолетних на основании письменного заявления родителей или лиц, их заменяющих.

Указанные органы обязаны проверить заявление (сообщение) потерпевшего, свидетелей или иных участников уголовного судопроизводства, обратившихся к ним с просьбой об их защите, в течение трех суток (немедленно в случаях, не терпящих отлагательства) и принять решение о применении мер безопасности либо об отказе в их применении.

О принятом решении выносится мотивированное постановление или определение (далее – постановление). Данное постановление в день его вынесения направляется в орган, которому поручается осуществить меры безопасности, для исполнения. Копия постановления направляется лицу, в отношении которого вынесено указанное постановление.

С целью его исполнения орган, осуществляющий защиту свидетелей или защиту потерпевшего, избирает необходимые меры безопасности и определяет способы их применения.

В случае необходимости с защищаемым лицом заключается договор (в письменной форме) об условиях применения мер безопасности, о взаимных обязательствах и взаимной ответственности сторон.

Об избранных мерах безопасности (их изменении, дополнении) и результатах применения указанных мер орган, осуществляющий защиту свидетелей или потерпевшего, информирует лиц, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело, а в случае устранения угрозы жизни, здоровью или имуществу защищаемого лица, ходатайствует об отмене мер безопасности.

При рассмотрении судом вопроса об отмене или о дальнейшем применении мер безопасности в отношении потерпевшего либо его родственников и близких лиц суд должен выяснять мнение потерпевшего (его законного представителя или представителя), с учетом которого принять мотивированное решение. Одновременно с постановлением приговора, суду надлежит выносить постановление об отмене мер безопасности в отношении указанных лиц либо о дальнейшем применении таких мер (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.06.2010 № 17 «О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве»).

На постановление о применении мер безопасности либо об отказе в их применении может быть подана жалоба в вышестоящий орган, прокурору или в суд. Такая жалоба должна быть рассмотрена в течение 24 часов с момента ее подачи.

Вместе с тем, как полагают специалисты, механизм обеспечения защиты свидетелей и потерпевших еще далек от совершенства.

В дополнение к данным комментариям предлагаю ознакомиться с одной из интернет-конференций Свердловского областного суда о том, как работает государственная программа защиты свидетелей.

Упк защита свидетелей

Прокуратура Республики Коми Официальный сайт

Государственная защита потерпевшего и свидетелей

Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан важнейшей задачей государства является пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, уважения прав и законных интересов других лиц. Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Немалая роль в этих процессах отведена органам прокуратуры. Осуществляя надзорные полномочия, прокурор выполняет и просветительскую функцию.

Правовое просвещение неразрывно связано с решением задач профилактики и предупреждения правонарушений. Вопросам организации этой работы посвящен приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению».

Своевременное правовое информирование, разъяснение населению законодательства является особым видом прокурорской деятельности. Возможности настоящего раздела официального сайта прокуратуры Республики Коми направлены не только на информирование населения о существующих нормах закона, но и формирование навыков, способов ориентирования человека в значимой для него правовой ситуации, осознанного выбора своего правового поведения на основе должных правовых взглядов и убеждений.

В соответствии с ч. 3 ст. 11 УПК РФ при наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам, родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями, суд, прокурор, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания и дознаватель принимают в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц меры безопасности, предусмотренные ч. 9 ст. 166, ч. 2 ст. 186, ч. 8 ст. 193, п. 4 ч. 2 ст. 241 и ч. 5 ст. 278 УПК РФ, а также иные меры безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Важное значение имеет государственная защита потерпевших и свидетелей, которая представляет из себя предусмотренные Федеральным законом от 20.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» меры безопасности, направленные на защиту их жизни, здоровья и (или) имущества, а также меры социальной поддержки указанных лиц, в связи с их участием в уголовном судопроизводстве уполномоченными на то государственными органами.

В отношении защищаемого лица могут применяться одновременно несколько либо одна из следующих мер безопасности: 1) личная охрана, охрана жилища и имущества; 2) выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности; 3) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице; 4) переселение на другое место жительства; 5) замена документов; 6) изменение внешности; 7) изменение места работы (службы) или учебы; 8) временное помещение в безопасное место; 9) применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое. В отношении защищаемого лица могут применяться также другие меры безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Основаниями применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве, установленные органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты.

При этом меры безопасности применяются на основании письменного заявления защищаемого лица или с его согласия, выраженного в письменной форме, а в отношении несовершеннолетних — на основании письменного заявления его родителей или лиц, их заменяющих, а также уполномоченных представителей органов опеки и попечительства (в случае отсутствия родителей или лиц, их заменяющих) или с их согласия, выраженного в письменной форме.

Суд (судья), начальник органа дознания, руководитель следственного органа или следователь, получив заявление (сообщение) об угрозе убийства потерпевшего либо свидетеля (близких родственников, родственников и их близких, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на потерпевшего либо свидетеля), обязаны проверить это заявление (сообщение) и принять решение о применении мер безопасности в отношении его либо об отказе в их применении. О принятом решении выносится мотивированное постановление (определение), которое направляется в орган, осуществляющий меры безопасности, для исполнения, а также лицу, в отношении которого вынесено указанное постановление (определение).

Правилами защиты сведений об осуществлении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2007 № 134, установлен порядок защиты сведений об осуществлении государственной защиты участников уголовного судопроизводства.

К сведениям, подлежащим защите, относятся сведения об осуществлении государственной защиты и о защищаемом лице.

Основанием для защиты сведений является решение об осуществлении государственной защиты путем применения мер безопасности либо мер социальной поддержки, принимаемое судом (судьей), начальником органа дознания или следователем, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело, и оформленное в виде мотивированного постановления (определения).

Орган, осуществляющий меры безопасности, на основании постановления (определения) о применении мер безопасности, вынесенного уполномоченным органом, принимает постановление, в котором предусматриваются меры безопасности и меры по ограничению доступа к сведениям об осуществлении государственной защиты и о защищаемом лице.

Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении потерпевшего, его представителя, свидетеля, а равно в отношении их близких, влечет уголовную ответственность в соответствии со ст. 311 УК РФ.

Решение о защите потерпевшего либо свидетеля принимается также на стадии предварительного следствия.

Согласно ч. 9 ст. 166 УПК РФ при необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц следователь вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об их личности. В этом случае следователь с согласия руководителя следственного органа выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. Постановление помещается в конверт, который после этого опечатывается и приобщается к уголовному делу.

В случаях, не терпящих отлагательства, указанное следственное действие может быть произведено на основании постановления следователя о сохранении в тайне данных о личности участника следственного действия без получения согласия руководителя следственного органа. В данном случае постановление следователя передается руководителю следственного органа для проверки его законности и обоснованности незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.

Программа защиты свидетелей в России

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил правила переселения потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на другое место жительства в целях обеспечения их безопасности, соответствующий документ опубликован на сайте правительства.

Ниже приводится информация о программе защиты свидетелей в России.

В России ежегодно 10 миллионов человек выступают в качестве потерпевших и свидетелей в ходе расследования и рассмотрения уголовных дел по особо — тяжким преступлениям. Из них каждый пятый получает угрозы с целью изменения, либо отказа от даваемых показаний.

Значительное количество граждан, ставших жертвами преступлений, не обращаются в правоохранительные органы, опасаясь мести со стороны преступников либо не веря в эффективность государственной защиты.

Законодательство Российской Федерации о государственной защите свидетелей основывается на Конституции РФ и состоит из Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», Уголовного кодекса РФ, Уголовно-процессуального кодекса РФ, Уголовно-исполнительного кодекса РФ, Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», других федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, а также международных договоров РФ.

Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» был принят 20 августа 2004 года.

В соответствии с действующей редакцией ФЗ от 30 ноября 2011 года под государственной защитой потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства понимается «осуществление мер безопасности, направленных на защиту их жизни, здоровья и (или) имущества, а также мер социальной поддержки указанных лиц в связи с их участием в уголовном судопроизводстве уполномоченными на то государственными органами».

Государственной защите в соответствии с законодательством подлежат следующие участники уголовного судопроизводства:

1) потерпевший;
2) свидетель;
3) частный обвинитель;
4) подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, осужденный, оправданный, а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено;
5) эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также участвующие в уголовном судопроизводстве педагог и психолог;
6) гражданский истец, гражданский ответчик;
7) законные представители, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя.

Государственной защите также подлежат установленные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации близкие родственники, родственники и близкие лица, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на лиц, указанных в пунктах 1 и 2.

Меры государственной защиты могут быть также применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления.

Органами, обеспечивающими государственную защиту, являются:

1) органы, принимающие решение об осуществлении государственной защиты;
2) органы, осуществляющие меры безопасности;
3) органы, осуществляющие меры социальной поддержки.

Решение об осуществлении государственной защиты принимают суд (судья), начальник органа дознания, руководитель следственного органа или следователь с согласия руководителя следственного органа, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело, если иное не предусмотрено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Согласно ФЗ в отношении защищаемого лица могут применяться одновременно несколько либо одна из следующих мер безопасности:

1) личная охрана, охрана жилища и имущества;
2) выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;
3) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;
4) переселение на другое место жительства;
5) замена документов;
6) изменение внешности;
7) изменение места работы (службы) или учебы;
8) временное помещение в безопасное место;
9) применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.

В отношении защищаемого лица могут применяться также другие меры безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Меры безопасности, предусмотренные пунктами 4-7 части, осуществляются только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях.

Основаниями применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве, установленные органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты.

10 апреля 2006 года в целях реализации ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» была утверждена Государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006-2008 годы».

В ходе применения государственной программы в 2006-2008 годах 3296 участников уголовного судопроизводства были охвачены программными мероприятиями.

В отношении их были осуществлены 3842 меры безопасности. Преимущественно применялись меры безопасности «личная охрана, охрана жилища и имущества» и «обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице». В большинстве случаев государственная защита требовалась свидетелям (63,2 процента), реже — потерпевшим (23 процента), подозреваемым и обвиняемым (3,12 процента).

2 октября 2009 года постановлением правительства РФ была утверждена государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009-2013 годы».

Программа разработана в соответствии с ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и учитывает опыт реализации Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006-2008 годы», а также зарубежный опыт планирования и проведения мероприятий в этой области.

Программа направлена на осуществление определенных ФЗ мер безопасности и социальной поддержки защищаемых лиц независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений.

2 декабря 2011 года президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 219 и 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Закон установил порядок финансового обеспечения мер безопасности, аналогичный порядку финансового обеспечения оперативно-розыскной деятельности.

21 сентября 2012 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил правила переселения потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на другое место жительства в целях обеспечения их безопасности.

Согласно утвержденным правилам, переселение защищаемых лиц осуществляется за счет средств федерального бюджета. До переселения защищаемым могут заменить документы. При этом переселение осуществляется с соблюдением конфиденциальности сведений о защищаемом лице и применяемых в отношении его мерах безопасности. При переселении возможные места жительства подбираются специальным органом, осуществляющим меры безопасности, с учетом характера угрозы.

В соответствии с указом президента Дмитрия Медведева от 6 сентября 2008 года в МВД РФ было образовано специальное структурное подразделение — управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите (УОГЗ).

В каждом российском регионе также действуют специализированные подразделения полиции по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите. Компетенция данных подразделений не ограничивается исключительно вопросами осуществления мер безопасности. Они также проводят активные оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление источника угрозы, документирование его противоправной деятельности с последующим привлечением к уголовной ответственности.

В 2011 году сотрудниками подразделений государственной защиты обеспечена безопасность 3289 лиц, для чего применено 5459 мер безопасности. Возбуждено 254 уголовных дел, связанных с угрозой защищаемым лицам.

Под защитой находилось 790 свидетелей, 863 потерпевших, 485 родственников и близких лиц, подвергшихся противоправным посягательствам.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: [email protected]

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Популярное:

  • Уголовный кодекс 5 лет Уголовный кодекс 5 лет «Медиана санкций» - научная методика определения соотносимости наказаний при изменении норм уголовного закона В Центральный районный суд города Тулы 300002, гор.Тула, ул.Луначарского, дом 76 Тел.: ( 4872) 34-26-64, (4872) 34-26-61 и […]
  • Задачи по уголовный процессуальный кодекс Уголовный процесс Сайт Константина Калиновского Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс. СПб.: Питер, 2005. 272 с. – (Серия «Краткий курс»). Раздел I. Общая часть Глава 1. Понятие уголовного судопроизводства § 2. Цели и задачи уголовного […]
  • Закон о курении и распитии спиртных напитков Закон о курении и распитии спиртных напитков Курение в общественном месте и распитие алкогольных напитков Не в тему сайта, но сезон гуляний в парках и распития пива начинается. К одному моему знакомому на улице подошли доблестные сотрудники ППС и предложили […]
  • Мировой суд канавинского района участок Участки мировых судей Канавинского района города Нижнего Новгорода Судебный участок № 1 Канавинского судебного района города Нижний Новгород Нижегородской области Шмырина Галина Владимировна 603950, г. Нижний Новгород, ул. Гордеевская, д. 42 а 241-55-17 […]
  • Список очередников на получение жилья в караганде Просмотр номера очереди на жилье из государственного жилищного фонда 30 календарных дней Как получить услугу онлайн Перейти по кнопке «Заказать услугу онлайн». Заполнить и отправить заявку (ЭЦП не требуется). В заявке указать регион ввести ИИН […]
  • Как попасть в детский сад в вологде Списки детей, которые попали в детсады Вологды, опубликуют 7 апреля В этом году списки детей, которые попали в детские сады, выложат раньше, рассказала начальник управления образования Ирина Гуляева. Всего в 2017-2018 году в детских садах Вологды планируется […]
  • Кировский мировой суд 5 уфа Кировский мировой суд 5 уфа Судебный участок № 2 по Кировскому району г. Уфы Судебный участок № 3 по Кировскому району г. Уфы Судебный участок № 4 по Кировскому району г. Уфы Судебный участок № 5 по Кировскому району г. Уфы Авроры (нечетная с 27-31), […]
  • Закон сми азербайджана ЗАКОН АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ от 29 апреля 2016 года №213-VQD О внесении изменений в Закон Азербайджанской Республики "О средствах массовой информации" Руководствуясь пунктом 1 части I статьи 94 Конституции Азербайджанской Республики, с целью согласования […]
Упк защита свидетелей