Статья 53 жк рф комментарии

Статья 53 жк рф комментарии

Законодательные акты, которые могут
пригодиться при создании ТСЖ

ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС
Статья 53 .

Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий

Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

1. Коммент. ст. формулирует условие, согласно которому граждане принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения действий, которые умышленно были ими совершены с целью приобретения права состоять на жилищном учете.

С учетом того, что на учет нуждающихся в предоставлении жилья принимаются граждане по признаку финансовой и имущественной (в т.ч. и жилищной) обеспеченности ниже установленной нормы, речь в коммент. ст., по всей видимости, идет лишь о действиях имущественного характера (продажа, обмен, раздел жилья и пр.), которые привели жилищные условия гражданина в состояние, требующее участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в решении вопроса обеспечения его другим жильем. В противном случае даже такой факт, как рождение ребенка или вселение супруга может быть отнесен к названным в коммент. ст. действиям.

2. В коммент. ст. установлена жесткая связь между действиями гражданина и целью таких действий — постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Однако законодателем оставлен открытым вопрос: в чьей компетенции и каким образом необходимо доказать умышленность действий (или отсутствие умысла) гражданина в целях последующей постановки на жилищный учет.

Представляется, что положения данной статьи коммент. закона должны быть конкретизированы на уровне органов государственной власти субъектов РФ, в компетенцию которых согласно п.7 ст.13 коммент. закона входит определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В противном случае каждый случай злонамеренности действий заявителя (или отсутствие такового) для постановки на жилищный учет может стать предметом судебных разбирательств.

Статья 53 ЖК РФ. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий

Новая редакция Ст. 53 ЖК РФ

Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Комментарий к Статье 53 ЖК РФ

В ст. 53 Кодекса установлены правила, не известные прежнему жилищному законодательству. Положения данной статьи направлены на предотвращение злоупотреблений, которые возможны со стороны граждан, претендующих на получение социального жилья. Если лицо, совершившее намеренные действия, указанные в комментируемой статье, обратится с заявлением о принятии на учет в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма до истечения пяти лет со дня совершения указанных действий, то ему будет отказано в принятии на учет на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 Кодекса (см. также указанную статью и комментарий к ней).

Однако положения данной статьи обладают дефектами, которые, с одной стороны, создают неограниченные возможности для усмотрения местных чиновников, а с другой — вообще могут блокировать ее применение.

Например, существенным недостатком комментируемой статьи является то, что в ней не раскрывается содержание понятия «действия, совершенные с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях». Произвольное толкование указанного понятия может довести до абсурда. Например, семейную пару, у которой родился ребенок и в результате уровень обеспеченности этих граждан жилой площадью стал менее учетной нормы, при желании вполне можно «подвести» под указанную статью.

Толкование ст. 53 Кодекса не позволяет ответить и на вопрос, кто должен доказывать наличие (отсутствие) умысла на совершение намеренных действий, в результате которых гражданин может быть признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Вероятно, о применении данных правил должны быть даны разъяснения Верховным Судом РФ.

В настоящее время при реализации положений ст. 53 Кодекса целесообразно учитывать региональную нормотворческую практику. Например, удачная попытка правильно ориентировать правоприменительные органы и граждан предпринята в Законе г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» . В ст. 10 указанного Закона г. Москвы установлено, в частности, что: к действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся:
———————————
Вестник мэра и правительства Москвы. 2006. N 42; 2007. N 10; 2008. N 39; 2008. Специальный выпуск. 13 октября; 2010. N 11.

— изменение порядка пользования жилыми помещениями путем совершения сделок;

— обмен жилыми помещениями;

— невыполнение условий договоров о пользовании жилыми помещениями, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;

— изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака;

— вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения временных жильцов);

— выдел доли собственниками жилых помещений;

— отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения.

Действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий, не являются:

— вселение несовершеннолетних детей по месту жительства любого из родителей;

— вселение супруга (супруги), нетрудоспособных родителей, иных граждан в установленном порядке в жилые помещения в качестве членов семьи, если до вселения указанные лица были приняты на жилищный учет в городе Москве;

— расторжение договора ренты по инициативе получателя ренты с возвратом жилого помещения получателю ренты;

— признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке;

— вселение нетрудоспособных родителей, если до вселения они:

а) обладали по предыдущему месту жительства в городе Москве самостоятельным правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для постоянного проживания и ремонту или реконструкции не подлежащим;

б) безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства в городе Москве органам государственной власти города Москвы;

— отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения.

Следует отметить, что виды действий, повлекших ухудшение жилищных условий, не обусловлены региональной или местной спецификой. Поэтому перечни действий, признаваемых и не признаваемых повлекшими ухудшение жилищных условий, вполне возможно законодательно установить на федеральном уровне путем конкретизации положений ст. 53 Кодекса.

Другой комментарий к Ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья не дает возможности встать на учет гражданам, которые намеренно ухудшили свои жилищные условия, в течение 5 лет с момента совершения таких действий.

Однако из смысла статьи неясно, какие это действия. Кроме того, далеко не всегда можно установить намеренность действий, ухудшающих жилищные условия.

С учетом положений ч. 8 ст. 57 (см. комментарий к ней) речь может идти о сознательном ухудшении жилищных условий, например в связи с обменом. Однако ст. 73 ЖК РФ, определяющая условия, при которых обмен жилыми помещениями не допускается, не содержит в качестве такого условия существенное ухудшение жилищных условий.

Кроме того, ст. 81 ЖК дает нанимателю жилого помещения по договору социального найма право получить жилье меньшего размера взамен занимаемого. Примечательно, что названная статья не содержит такого ограничения, как невозможность предоставить ему жилье в размере, позволяющем признать семью нуждающейся.

2. Региональные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в ряде случаев содержали определенные ограничения для постановки на учет, главным образом в случаях намеренного ухудшения жилищных условий. Так, п. 23 Положения о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве, утв. Постановлением Мосгордумы от 31.01.2001 N 12, предусматривал, что при ухудшении гражданами жилищных условий (путем обмена, отчуждения жилого помещения и проч.), в результате чего на каждого проживающего стало приходиться менее учетной нормы, они подлежат постановке на учет по истечении 5 лет после этого.

Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий

Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Комментарий к статье 53 Жилищного Кодекса РФ

1. Комментируемая статья не дает возможности встать на учет гражданам, которые намеренно ухудшили свои жилищные условия, в течение 5 лет с момента совершения этих намеренных действий.

Однако из смысла статьи не ясно, какие действия могут послужить основанием для применения ее норм. Кроме того, далеко не всегда можно установить намеренность действий, ухудшающих жилищные условия.

С учетом положений ч. 8 ст. 57 (см. комментарий к ней) речь может идти о сознательном ухудшении жилищных условий, например в связи с обменом.

Однако ст. 73 ЖК РФ, определяющая условия, при которых обмен жилыми помещениями не допускается, не содержит в качестве такого условия существенное ухудшение жилищных условий, в результате чего граждане становятся нуждающимися в жилье. Статья 72 ЖК РФ предусматривает необходимость соблюдения при обмене требований ст. 70 ЖК РФ, а та, в свою очередь, не исключает ситуации, когда жилищные условия были сознательно ухудшены (согласно ч. 1 ст. 70 наймодатель может запретить, следовательно, может и разрешить вселение граждан в качестве членов семьи нанимателя, хотя после этого общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы).

Кроме того, ст. 81 ЖК РФ дает нанимателю жилого помещения по договору социального найма право получить жилье меньшего размера взамен занимаемого. Примечательно, что данная статья не содержит такого ограничения, как невозможность предоставить ему жилье в размере, позволяющем признать семью нуждающейся.

2. Региональные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в ряде случаев содержали определенные ограничения для постановки на учет, главным образом, в случаях намеренного ухудшения жилищных условий, например в связи с разделом жилого помещения, обменом, отчуждением жилья. Так, п. 23 Положения о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве, утв. Постановлением Мосгордумы от 31.01.2001 N 12, предусматривал, что при ухудшении гражданами жилищных условий (путем обмена, раздела жилого помещения, отчуждения жилого помещения и проч.), в результате чего на каждого проживающего стало приходиться менее учетной нормы, они подлежат постановке на учет по истечении 5 лет после этого.

Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий

СТ 53 ЖК РФ.

Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве
нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане
могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве
нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных
намеренных действий.

Комментарий к Ст. 53 Жилищного кодекса РФ

Совершение таких действий со стороны заинтересованных граждан является преднамеренным и умышленным с целью постановки на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жильем при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 51 Кодекса.

К этим действиям могут быть отнесены:

— продажа жилой площади или ее части;

— иное отчуждение жилья (дарение);

— незаконные переустройства, перепланировки с целью уменьшения общего размера жилой площади;

— незаконная регистрация (или фактическое проживание) новых жильцов в помещении в качестве членов семьи собственника или нанимателя с целью уменьшения размера жилой площади на одного человека и т.д.

Принятие на учет этих лиц в качестве нуждающихся в жилье не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий является особой мерой лишения прав, предусмотренных жилищным законодательством.

Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий

Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Комментарий к Ст. 53 ЖК РФ

1. Правило, аналогичное тому, которое содержится в комментируемой статье, в законодательных актах Российской Федерации (и ранее — в законодательных актах РСФСР) не содержалось. Но уже несколько десятилетий подобные правила включаются в нормативные акты субъектов Федерации (ранее — в акты областей, краев и т.п.).

2. Обычно считается, что жилищные условия ухудшаются «с намерением приобретения права состоять на учете», если граждане стали нуждающимися в результате обмена жилыми помещениями, вселения в жилое помещение других граждан в качестве членов своей семьи, переселения в специализированное жилое помещение либо на жилую площадь на условиях поднайма или в качестве члена семьи собственника, вследствие отчуждения пригодного для проживания жилого помещения, принадлежавшего гражданину на праве собственности, и т.д.

Ранее чем через пять лет после совершения названных и подобных им действий граждане на учет не принимаются. Правда, если гражданин обратится в суд, органу местного самоуправления доставит немало труда доказать, что эти действия совершены с намерением приобретения права состоять на учете.

Комментарии к СТ 53 ЖК РФ

Статья 53 ЖК РФ. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий

Комментарий к статье 53 ЖК РФ:

1. Комментируемая статья формулирует условие, согласно которому граждане принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения действий, которые умышленно были ими совершены с целью приобретения права состоять на жилищном учете.

2. С учетом того что на учет нуждающихся в предоставлении жилья граждане принимаются с учетом их финансовой и имущественной (в том числе и жилищной) обеспеченности ниже установленной нормы, речь в коммент. ст., по всей видимости, идет лишь о действиях гражданина имущественного характера, которые привели его жилищные условия в состояние, требующее участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в решении вопроса обеспечения такого гражданина другим жильем из состава государственного или муниципального жилищных фондов.

3. В каждом регионе законодательно может быть установлен свой перечень действий, квалифицируемых как намеренное ухудшение жилищных условий.

В Санкт-Петербурге, например, перечень действий, повлекших ухудшение гражданами своих жилищных условий, в целях постановки на учет нуждающихся в оказании содействия в улучшении жилищных условий (сразу отметим, что формально ст. 53 ЖК РФ распространяет свое действие только на сферу учета нуждающихся в жилых помещениях, но не учета нуждающихся в содействии) установлен ч. 2 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 г. N 409-61 «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан» (Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2004. N 10).

В общем случае к умышленным действиям, ухудшающим жилищные условия, могут быть отнесены, например:

а) изменение порядка пользования жилыми помещениями путем совершения сделок;

б) расторжение договора социального найма по инициативе гражданина;

в) обмен жилыми помещениями;

г) изменение проживающего в жилом помещении состава семьи в результате расторжения брака;

д) вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения членов семьи, несовершеннолетних детей, временных жильцов);

е) выдел доли собственниками жилых помещений;

ж) отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения.

В комментируемой статье установлена жесткая связь между действиями гражданина и целью таких действий — постановкой на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

4. Действия, которые возможно квалифицировать как ухудшение жилищных условий, но не имеющие своей целью последующую постановку на жилищный учет, нельзя априори считать противозаконными. Более того, отдельными положениями коммент. закона прямо указывается на возможность и, следовательно, правомерность подобных действий при определенных условиях. Так, например, ст. 81 коммент. закона дает нанимателю жилого помещения из состава государственного или муниципального фонда право обратиться к наймодателю с просьбой предоставить ему жилье меньшего размера взамен занимаемого. Правовое основание подобной просьбы, согласно ч. 1 ст. 81 ЖК РФ, — наличие в пользовании заявителя жилого помещения, превышающего по общей площади установленную в конкретном регионе норму предоставления на одного человека. В силу ч. 2 ст. 81 коммент. закона нормами федерального законодательства и/или законодательства субъекта РФ могут быть установлены и иные основания для замены гражданам жилых помещений (подробнее см. коммент. к ст. 81 ЖК РФ).

Намеренное ухудшение своих жилищных условий будет оценено негативно, только если целью такого ухудшения была постановка на жилищный учет.

При этом законодатель оставил открытым вопрос: в чьей компетенции и каким образом необходимо доказать умышленность действий (или отсутствие умысла) гражданина именно в целях последующей постановки на жилищный учет.

Представляется, что положения данной статьи коммент. закона должны быть более конкретизированы на уровне органов государственной власти субъектов РФ, в компетенцию которых согласно ч. 7 ст. 13 коммент. закона входит определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В противном случае даже такой факт, как рождение ребенка или вселение супруга, может быть с достаточной долей произвольности отнесен к названным в коммент. ст. действиям и стать предметом судебных разбирательств.

5. Законодателем Санкт-Петербурга явно не без влияния положений коммент. ст. введено правило, согласно которому граждане, которым содействие в улучшении жилищных условий уже оказывалось, но у которых после указанного содействия в результате совершенных ими действий (за исключением рождения или усыновления детей) жилищная обеспеченность стала менее установленного учетного норматива жилищной обеспеченности, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 10 лет после того дня, в который было оказано содействие (см. ч. 3 ст. 3 упомянутого выше Закона Санкт-Петербурга «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан»).

Популярное:

  • Комментарии ст 779 гк рф Статья 779. Договор возмездного оказания услуг Статья 779. Договор возмездного оказания услуг См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 779 ГК РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 23 января 2007 г. N 1-П положения пункта 1 статьи 779 и пункта 1 […]
  • По ст273 тк рф Статья 273. Общие положения СТ 273 ТК РФ. Руководитель организации - физическое лицо, которое в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными […]
  • Юридическая консультация военнослужащим онлайн Бесплатная оналйн консультация военного юриста Служба в Вооруженных Силах сопряжена с повышенной личной ответственностью, рисками и опасностями. Взаимоотношения государства и военнослужащих регулируются сводом документов, объединенных названием «военное […]
  • Реферат воинский учет в организациях Организуем воинский учет Практически в каждой организации трудятся военнообязанные сотрудники. Однако не всегда воинский учет организован в учреждении правильно. А ведь основной целью воинского учета является обеспечение полного и качественного […]
  • Порядок снятие с воинского учета Снятие с воинского учета по возрасту - порядок и сроки Снятие с воинского учета по возрасту и состоянию здоровья — самые распространенные причины, по которым военнообязанные граждане могут быть исключены из рядов запаса. На что необходимо обратить внимание […]
  • Гк рф статья 779 Статья 779 ГК РФ. Договор возмездного оказания услуг Новая редакция Ст. 779 ГК РФ 1. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную […]
  • Юридическая помощь призывнику краснодар Стоимость услуг «ПризываНет.ру» в Краснодаре Белый билет Для тех, кто хочет законно освободиться от призыва в армию и получить военный билет на законных основаниях. Комплексный пакет юридических и медицинских услуг «Белый билет» направлен на защиту прав и […]
  • 53 статья строительный контроль Статья 53. Строительный контроль 1. Строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям […]
Статья 53 жк рф комментарии