Статья 51 закона рк об образовании

Об образовании
Статья 51. Права, обязанности и ответственность педагогического работника

1. К занятию педагогической деятельностью допускаются лица, имеющие специальное педагогическое или профессиональное образование по соответствующим профилям.

К работе в организациях образования не допускаются лица:

1) имеющие медицинские противопоказания;

2) состоящие на учете в психиатрическом и (или) наркологическом диспансере;

3) на основании ограничений, предусмотренных Трудовым кодексом Республики Казахстан.

2. Педагогический работник имеет право на:

1) занятие педагогической деятельностью с обеспечением условий для профессиональной деятельности;

2) занятие научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работой, внедрение новых методик и технологий в педагогическую практику;

3) индивидуальную педагогическую деятельность;

4) свободный выбор способов и форм организации педагогической деятельности при условии соблюдения требований государственного общеобязательного стандарта соответствующего уровня образования;

5) участие в работе коллегиальных органов управления организации образования;

6) повышение квалификации не реже одного раза в пять лет продолжительностью не более четырех месяцев;

7) досрочную аттестацию с целью повышения категории;

8) моральное и материальное поощрение за успехи в педагогической деятельности в виде государственных наград, почетных званий, премий и именных стипендий;

9) защиту своей профессиональной чести и достоинства;

10) отсрочку от призыва на воинскую службу;

11) творческий отпуск для занятия научной деятельностью с сохранением педагогического стажа;

12) обжалование приказов и распоряжений администрации организации образования;

13) уважение чести и достоинства со стороны обучающихся, воспитанников и их родителей или иных законных представителей.

3. Педагогический работник обязан:

1) обладать соответствующими теоретическими и практическими знаниями и навыками преподавания в области своей профессиональной компетенции;

2) обеспечить качество предоставляемых образовательных услуг в соответствии с требованиями государственных общеобязательных стандартов образования;

3) воспитывать обучающихся в духе высокой нравственности, уважения к родителям, этнокультурным ценностям, бережного отношения к окружающему миру;

4) развивать у обучающихся жизненные навыки, компетенцию, самостоятельность, творческие способности;

5) постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, интеллектуальный, творческий и общенаучный уровень;

6) не реже одного раза в пять лет проходить аттестацию;

7) соблюдать правила педагогической этики;

8) уважать честь и достоинство обучающихся, воспитанников и их родителей или иных законных представителей;

9) незамедлительно информировать правоохранительные органы о фактах уголовных правонарушений, совершенных обучающимися, в том числе в отношении обучающихся, либо ставших им известных фактах совершения таких правонарушений вне пределов организации образования;

10) в течение одного рабочего дня с момента выявления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, информировать органы системы профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних.

За нарушение обязанностей и совершение проступка, дискредитирующего звание педагогического работника, педагогический работник может быть привлечен к ответственности, установленной законами Республики Казахстан.

4. Не допускается привлечение педагогических работников к видам работ, не связанных с выполнением ими своих профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан.

5. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательный процесс в целях политической агитации, религиозной пропаганды или для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Республики Казахстан и законодательству Республики Казахстан.

Сноска. Статья 51 в редакции Закона РК от 13.11.2015 № 398-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменением, внесенным Законом РК от 09.04.2016 № 501-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 51. Правовой статус руководителя образовательной организации. Президент образовательной организации высшего образования

1. Руководитель образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации:

1) избирается общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации;

2) назначается учредителем образовательной организации;

3) назначается Президентом Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами;

4) назначается Правительством Российской Федерации (для ректоров федеральных университетов).

2. Кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам.

3. Запрещается занятие должности руководителя образовательной организации лицами, которые не допускаются к педагогической деятельности по основаниям, установленным трудовым законодательством.

4. Кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и ее руководитель (за исключением руководителей, указанных в пунктах 3 и 4 части 1 настоящей статьи) проходят обязательную аттестацию. Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя государственной или муниципальной образовательной организации устанавливаются учредителями этих образовательных организаций. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, кандидаты на должность руководителя федеральной государственной образовательной организации также согласовываются с уполномоченным Президентом Российской Федерации федеральным государственным органом.

5. Должностные обязанности руководителя государственной или муниципальной образовательной организации, филиала государственной или муниципальной образовательной организации не могут исполняться по совместительству.

6. Права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом образовательной организации.

7. Руководителям образовательных организаций предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, предусмотренные для педагогических работников пунктами 3 и 5 части 5 и частью 8 статьи 47 настоящего Федерального закона.

8. Руководитель образовательной организации несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации.

9. Особенности замещения должностей, назначения на должности и статуса руководителя федеральной государственной образовательной организации, осуществляющей подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, определяются в порядке, установленном федеральными законами.

10. Особенности избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации определяются в уставе частной образовательной организации в соответствии с трудовым законодательством.

11. В образовательной организации высшего образования по решению ее ученого совета может учреждаться должность президента образовательной организации высшего образования.

12. Совмещение должностей ректора и президента образовательной организации высшего образования не допускается.

13. Порядок избрания президента образовательной организации высшего образования и его полномочия определяются уставом образовательной организации высшего образования.

14. После избрания президента государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования между ним и учредителем этой образовательной организации заключается трудовой договор на срок до пяти лет. Прекращение трудового договора с президентом государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования осуществляется по основаниям, установленным трудовым законодательством, в том числе по основаниям прекращения трудового договора с руководителем этой образовательной организации.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 27 июля 2007 года №319-III ЗРК

(В редакции Законов Республики Казахстан от 24.12.2008 г. №111-IV ЗРК, 17.07.2009 г. №188-IV ЗРК, 19.03.2010 г. №258-IV ЗРК, 29.12.2010 г. №372-IV ЗРК, 06.01.2011 г. №378-IV ЗРК, 19.01.2011 г. №395-IV ЗРК, 01.03.2011 г. №414-IV ЗРК, 05.07.2011 г. №452-IV ЗРК (см. вступление в силу), 15.07.2011 г. №461-IV ЗРК (см. вступление в силу), 22.07.2011 г. №478-IV ЗРК (см. сроки вступления в силу), 24.10.2011 г. №487-IV ЗРК, 09.01.2012 г. №535-IV ЗРК, 13.02.2012 г. №553-IV ЗРК, 10.07.2012 г. №36-V ЗРК, 14.01.2013 г. №68-V ЗРК, 21.05.2013 г. №93-V ЗРК, 13.06.2013 г. №102-V ЗРК, 03.07.2013 г. №121-V ЗРК, 03.07.2013 г. №124-V ЗРК, 04.07.2013 г. №130-V ЗРК, 13.01.2014 г. №159-V ЗРК, 14.01.2014 г. №161-V ЗРК, 18.02.2014 г. №175-V ЗРК, 16.05.2014 г. №203-V ЗРК (вступил в силу 21.11.2014), 03.07.2014 г. №227-V ЗРК (вступил в силу 01.01.2015), 29.09.2014 г. №239-V ЗРК, 29.12.2014 г. №269-V ЗРК, 13.01.2015 г. №276-V ЗРК, 19.05.2015 г. №315-V ЗРК, 21.07.2015 г. №337-V ЗРК, 29.10.2015 г. №376-V ЗРК (вступил в силу 01.01.2016), 13.11.2015 г. №398-V ЗРК (см. сроки вступления в силу), 16.11.2015 г. №403-V ЗРК, 24.11.2015 г. №419-V ЗРК (вступил в силу 01.01.2016), 24.11.2015 г. №421-V ЗРК, 03.12.2015 г. №433-V ЗРК, 04.12.2015 г. №435-V ЗРК, 09.04.2016 г. №501-V ЗРК (см. сроки вступления в силу), 22.12.2016 г. №29-VI ЗРК, 18.04.2017 г. №58-VI ЗРК, 05.05.2017 г. №59-VI ЗРК, 05.05.2017 г. №60-VI ЗРК, 30.06.2017 г. №80-VI ЗРК, 03.07.2017 г. №84-VI ЗРК, 05.07.2017 г. №88-VI ЗРК, 11.07.2017 г. №91-VI ЗРК, 25.12.2017 г. №122-VI ЗРК, 28.12.2017 г. №128-VI ЗРК, 16.05.2018 г. №155-VI ЗРК, 24.05.2018 г. №156-VI ЗРК, 02.07.2018 г. №165-VI ЗРК, 04.07.2018 г. №171-VI ЗРК, 04.07.2018 г. №172-VI ЗРК)

(По всему тексту Закона слова «участникам войны и к инвалидам», «участникам войны и инвалидам» заменены словами «участникам и инвалидам Великой Отечественной», слова «учебного и воспитательного процесса», «Учебный и воспитательный процесс», «учебной и воспитательной работы» заменены словами «учебно-воспитательного процесса», «Учебно-воспитательный процесс», «учебно-воспитательной работы» в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.10.2011 г. №487-IV ЗРК)

(По тексту документа слова «аульной (сельской)», «аула (села)», «аульного (сельского)» заменены на слова «сельской», «села», «сельского» в соответствии с Законом Республики Казахстан от 03.07.2013 г. №121-V ЗРК)

(По тексту документа слова «высших учебных заведениях», «высшие учебные заведения», «высшего учебного заведения», «медицинского высшего учебного заведения», «высших учебных заведений», «высших заведений», «высшими учебными заведениями», «высшее учебное заведение» заменены на слова «организациях высшего и (или) послевузовского образования», «организаций высшего и (или) послевузовского образования», «организации высшего и (или) послевузовского образования», «медицинской организации высшего и (или) послевузовского образования», «организаций высшего и (или) послевузовского образования», «организаций высшего и (или) послевузовского образования», «организациями высшего и (или) послевузовского образования», «организацию высшего и (или) послевузовского образования» в соответствии с Законом Республики Казахстан от 04.07.2018 г. №171-VI ЗРК)
(см. предыдущую редакцию)

Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области образования, определяет основные принципы государственной политики в этой области и направлен на обеспечение конституционного права граждан Республики Казахстан, а также иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Казахстан, на образование.

Глава 1. Общие положения


Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) исключен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 13.11.2015 г. №398-V ЗРК

1-1) адъюнкт — лицо, обучающееся в зарубежных военных учебных заведениях, реализующих образовательные программы послевузовского образования;

2) академия — организация высшего и (или) послевузовского образования, осуществляющая в определенной области научно-педагогическую деятельность и являющаяся научно-методическим центром;

2-1) академический кредит — унифицированная единица измерения объема научной и (или) учебной работы (нагрузки) обучающегося и (или) преподавателя;

2-2) академическая мобильность — перемещение обучающихся или преподавателей-исследователей для обучения или проведения исследований на определенный академический период (семестр или учебный год) в другую организацию высшего и (или) послевузовского образования (внутри страны или за рубежом) с обязательным перезачетом освоенных учебных программ, дисциплин в виде академических кредитов в своей организации высшего и (или) послевузовского образования или для продолжения учебы в другой организации высшего и (или) послевузовского образования;

2-3) аккредитационный орган — юридическое лицо, которое проводит институциональную и (или) специализированную аккредитации организаций образования на основе разработанных им стандартов (регламентов);

2-4) стандарты (регламенты) аккредитации — документы аккредитационного органа, устанавливающие требования к процедуре аккредитации;

3) именная стипендия — учреждаемая физическими или юридическими лицами стипендия для поощрения наиболее способных обучающихся, успешно осваивающих соответствующие образовательные программы, занимающихся научно-исследовательской работой, принимающих активное участие в общественной, культурной и спортивной жизни учебного заведения;

3-1) методический кабинет — структурное подразделение органов управления образования, обеспечивающее организационно-методическое сопровождение, анализ и оценку результативности образовательного процесса, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта, что способствует творческому росту педагогических кадров и их профессиональной самореализации;

(Подпункт 3-1 введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.10.2011 г. №487-IV ЗРК)

3-2) военные, специальные учебные заведения — организации образования, подведомственные органам национальной безопасности Республики Казахстан, Министерству внутренних дел Республики Казахстан, органам прокуратуры Республики Казахстан и Министерству обороны Республики Казахстан;

4) бакалавр — степень, присуждаемая лицам, освоившим образовательные программы высшего образования;

4-1) бакалавриат — высшее образование, образовательные программы которого направлены на подготовку кадров с присуждением степени «бакалавр» по соответствующей специальности;

5) предпрофильная подготовка — целенаправленная педагогическая поддержка выбора обучающимся основного среднего образования индивидуальной образовательной траектории;

5-1) профильная школа — учебное заведение, реализующее общеобразовательную учебную программу общего среднего образования;

(Подпункт 5-1 введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.10.2011 г. №487-IV ЗРК)

6) профильное обучение — процесс дифференциации и индивидуализации обучения, организации образовательного процесса с учетом интересов, склонностей и способностей обучающихся;

6-1) доктор по профилю — степень, присуждаемая лицам, освоившим программу докторантуры по соответствующей сфере профессиональной деятельности и защитившим диссертацию в Республике Казахстан или за ее пределами, признанная в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

7) международная стипендия «Болашак» — стипендия, учреждаемая Президентом Республики Казахстан для обучения граждан Республики Казахстан в ведущих зарубежных организациях высшего и (или) послевузовского образования по очной форме обучения или прохождения стажировки в зарубежных организациях работниками, категории которых определяются Республиканской комиссией по подготовке кадров за рубежом;

7-1) ваучерно-модульная система повышения квалификации — форма повышения квалификации, предоставляющая работнику образования возможность выбора организации, содержания и сроков обучения, финансируемая на основе подушевого норматива, установленного государством и оформленного в виде именного документа (ваучера), обеспеченного определенной суммой денег;

(Подпункт 7-1 введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.10.2011 г. №487-IV ЗРК)

7-2) институт повышения квалификации — организация образования, реализующая актуальные образовательные программы профессионального повышения квалификации и переподготовку кадров в системе непрерывного образования, осуществляющая поддержку инновационных процессов в образовании, обеспечивающих эффективность методической работы;

(Подпункт 7-2 введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.10.2011 г. №487-IV ЗРК)

7-3) присвоение квалификации — процедура подтверждения совокупности индивидуальных способностей, профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения работы в рамках соответствующего вида профессиональной деятельности;

(Подпункт 7-3 введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.10.2011 г. №487-IV ЗРК)

7-4) специальные условия для получения образования — условия, включающие специальные учебные программы и методы обучения, технические и иные средства, среду жизнедеятельности, а также медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно освоение общеобразовательных учебных и образовательных программ лицами (детьми) с особыми образовательными потребностями;

8) промежуточная аттестация обучающихся — процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися содержания части или всего объема одного учебного предмета, одной учебной дисциплины и (или) модуля, а также профессиональных модулей в рамках одной квалификации после завершения их изучения;

9) итоговая аттестация обучающихся — процедура, проводимая с целью определения степени освоения ими объема учебных предметов, учебных дисциплин и (или) модулей, предусмотренных государственным общеобязательным стандартом соответствующего уровня образования;

9-1) образование — непрерывный процесс воспитания и обучения, осуществляемый в целях нравственного, интеллектуального, культурного, физического развития и формирования профессиональной компетентности;

9-2) образовательная программа — единый комплекс основных характеристик образования, включающий цели, результаты и содержание обучения, организацию образовательного процесса, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов обучения;

10) образовательный грант — целевая сумма денег, предоставляемая обучающемуся на условиях, установленных законодательством Республики Казахстан, для оплаты высшего или послевузовского образования с присуждением степени «бакалавр» или «магистр»;

(В подпункт 10 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.10.2011 г. №487-IV ЗРК)

10-1) образовательный кредит — деньги, предоставляемые заемщику финансовыми организациями для оплаты обучения на условиях срочности, платности и возвратности;

(Подпункт 10-1 введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.10.2011 г. №487-IV ЗРК)

11) образовательная деятельность — процесс целенаправленного, педагогически обоснованного, последовательного взаимодействия субъектов образования, в ходе которого решаются задачи обучения, развития и воспитания личности;

12) образовательный мониторинг — систематическое наблюдение, анализ, оценка и прогноз состояния и динамики изменений результатов и условий осуществления образовательных процессов, контингента обучающихся, сети, а также рейтинговых показателей достижений деятельности организаций образования;

(В подпункт 12 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.10.2011 г. №487-IV ЗРК)

13) уполномоченный орган в области образования — центральный исполнительный орган Республики Казахстан, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области образования;

13-1) оператор уполномоченного органа в области образования — юридическое лицо со стопроцентным участием государства в уставном капитале, определяемое уполномоченным органом в области образования, осуществляющее размещение государственного заказа на обеспечение студентов, магистрантов и докторантов местами в общежитиях, а также осуществляющее координацию деятельности участников подушевого нормативного финансирования в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, и обеспечивающее мониторинг и контроль за соблюдением лицами, указанными в пункте 17 статьи 47 настоящего Закона, своих обязанностей по отработке или возмещению расходов бюджетных средств в случае неотработки;

14) национальная система оценки качества образования — совокупность институциональных структур, процедур, форм и способов установления соответствия качества образования государственным общеобязательным стандартам образования, потребностям личности, общества и государства;

15) нострификация документов об образовании — процедура, проводимая с целью определения эквивалентности документов, выданных лицам, получившим образование в других государствах, в международных или иностранных учебных заведениях (их филиалах);

16) аккредитация организаций образования — процедура признания аккредитационным органом соответствия образовательных услуг установленным стандартам (регламентам) аккредитации с целью предоставления объективной информации об их качестве и подтверждения наличия эффективных механизмов его повышения;

(Подпункт 16 изложен в новой редакции в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.10.2011 г. №487-IV ЗРК)

17) государственная аттестация организаций образования — процедура, проводимая с целью контроля соответствия образовательных услуг, предоставляемых организациями образования, требованиям государственного общеобязательного стандарта;

17-1) исключен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 04.07.2018 г. №171-VI ЗРК;

18) гимназия — учебное заведение, реализующее общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования и образовательные программы дополнительного образования, обеспечивающие расширенное и углубленное образование по общественно-гуманитарному и иным направлениям обучения в соответствии со склонностями и способностями обучающихся;

18-1) научно-методическая работа — вид деятельности, основанный на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленный на совершенствование функционирования и развития системы непрерывного образования;

(Подпункт 18-1 введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.10.2011 г. №487-IV ЗРК)

18-2) кандидат наук, доктор наук — ученые степени, присужденные на основании защиты диссертаций соискателями;

(Подпункт 18-2 введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.10.2011 г. №487-IV ЗРК)

18-3) докторант — лицо, обучающееся в докторантуре;

(Подпункт 18-3 введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.10.2011 г. №487-IV ЗРК)

18-4) докторантура — послевузовское образование, образовательные программы которого направлены на подготовку кадров для научной, педагогической и (или) профессиональной деятельности, с присуждением степени доктора философии (PhD), доктора по профилю;

19) исключен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.10.2011 г. №487-IV ЗРК

19-1) дуальное обучение — форма подготовки кадров, сочетающей обучение в организации образования с обязательными периодами производственного обучения и профессиональной практики на предприятии (в организации) с предоставлением рабочих мест и компенсационной выплатой обучающимся при равной ответственности предприятия (организации), учебного заведения и обучающегося;

19-2) особый статус — статус организации высшего и (или) послевузовского образования, присваиваемый Президентом Республики Казахстан за внесение выдающегося вклада в воспитание, обучение и профессиональное становление личности, обеспечение стабильно высокого уровня высшего и (или) послевузовского образования;

19-3) лица (дети) с особыми образовательными потребностями — лица, которые испытывают постоянные или временные трудности в получении образования, обусловленные здоровьем, нуждающиеся в специальных, общеобразовательных учебных программах и образовательных программах дополнительного образования;

20) исключен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.10.2011 г. №487-IV ЗРК

21) общеобразовательная школа — учебное заведение, реализующее общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования, а также образовательные программы дополнительного образования обучающихся и воспитанников;

21-1) подушевой норматив финансирования — норматив финансового обеспечения гарантированной государственной стоимости обучения на всех уровнях образования;

21-2) классификатор направлений подготовки кадров с высшим и послевузовским образованием (далее — классификатор направлений подготовки кадров) — документ, устанавливающий классификацию и кодирование направлений подготовки кадров с высшим и послевузовским образованием и используемый для реализации образовательных программ высшего и послевузовского образования;

21-3) организация высшего и (или) послевузовского образования — высшее учебное заведение, реализующее образовательные программы высшего и (или) послевузовского образования и осуществляющее научно-исследовательскую деятельность;

21-4) эндаумент-фонд организации высшего и (или) послевузовского образования — фонд целевого капитала, формируемый за счет благотворительной помощи, безвозмездных отчислений, пожертвований, грантов, вкладов учредителей (участников) организаций образования, инвестиционный доход от которого направляется на финансирование научной и (или) образовательной деятельности;

21-5) высший колледж — учебное заведение, реализующее интегрированные модульные образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования;

21-6) исследовательский университет — университет, реализующий утвержденную Правительством Республики Казахстан программу развития на пять лет и использующий результаты своей деятельности для интеграции образования и науки, генерации и трансферта новых знаний и технологий;

21-7) инклюзивное образование — процесс, обеспечивающий равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

22) инновационно-образовательный консорциум — добровольное равноправное объединение на основе договора о совместной деятельности, в котором организаций высшего и (или) послевузовского образования, научные организации и другие юридические лица, занятые в сфере производства, объединяют интеллектуальные, финансовые и иные ресурсы для подготовки высококвалифицированных специалистов на базе фундаментальных, прикладных научных исследований и технологических инноваций;

23) исключен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.10.2011 г. №487-IV ЗРК

24) исключен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.10.2011 г. №487-IV ЗРК

25) институт — организация высшего и (или) послевузовского образования, осуществляющая научно-педагогическую деятельность, а также подготовку кадров для профессиональной деятельности;

26) институциональная аккредитация — процесс оценивания качества организации образования аккредитационным органом на соответствие заявленному статусу и установленным стандартам аккредитационного органа;

26-1) интегрированные образовательные программы — образовательные программы, разработанные на основе объединения соответствующих содержательных аспектов образовательных программ;

27) интернатные организации — организации образования, обеспечивающие государственные гарантии прав на образование определенных категорий лиц с предоставлением места проживания;

28) интернатура — форма подготовки обучающихся по клиническим специальностям в рамках базового высшего медицинского образования для получения допуска к клинической практике;

28-1) кадет — лицо, обучающееся в военном, специальном учебном заведении по образовательным программам технического и профессионального или послесреднего образования;

28-2) центры адаптации несовершеннолетних — организации, находящиеся в ведении органов образования, обеспечивающие прием и временное содержание безнадзорных и беспризорных детей в возрасте от трех до восемнадцати лет для установления родителей или других законных представителей, детей, оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих, в случае невозможности их своевременного устройства, детей, отобранных при непосредственной угрозе их жизни или здоровью органом опеки и попечительства от родителей (одного из них) или от других лиц, на попечении которых они находятся, детей, направляемых в специальные организации образования, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации вследствие жестокого обращения, приведшего к социальной дезадаптации и социальной депривации;

29) профессиональная ориентация — предоставление информации и консультационной помощи обучающемуся в реализации его прав в области образовательных и профессиональных возможностей, свободном и осознанном выборе профессии и места учебы в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями;

29-1) профессиональное образование — вид образования, направленный на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и компетенций, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретной профессии или специальности;

29-2) профессиональная подготовка-форма профессионального обучения, направленного на развитие личности для приобретения новых или измененных профессиональных навыков, необходимых для выполнения определенного вида работ;

30) исключен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 04.07.2018 г. №172-VI ЗРК;

30-1) профессиональная практика — вид учебной деятельности, направленной на закрепление теоретических знаний, умений, приобретение и развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;

31) исключен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.10.2011 г. №487-IV ЗРК

32) исключен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.10.2011 г. №487-IV ЗРК

33) комплексное тестирование — форма экзамена, проводимого одновременно по нескольким учебным дисциплинам с применением информационно-коммуникационных;

34) клиническая база — клиника организации высшего и (или) послевузовского образования или организации здравоохранения, функционирующая на базе местных организаций здравоохранения, имеющая высокий уровень материально-технической базы, осуществляющая на основе современных методов организационно-методической, учебной, лечебно-диагностической и научно-исследовательской работы подготовку и переподготовку врачей, научных кадров и оказывающая все виды медицинской помощи;

35) колледж — учебное заведение, реализующее образовательные программы общего среднего и технического и профессионального образования или послесреднего образования;

35-1) кооперативное обучение — одна из форм организации профессиональной подготовки кадров, основанной на корпоративной ответственности государства, работодателей и учебных заведений;

(Подпункт 35-1 введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.10.2011 г. №487-IV ЗРК)

36) кредитная технология обучения — обучение на основе выбора и самостоятельного планирования обучающимся последовательности изучения дисциплин с накоплением академических кредитов;

36-1) курсант — лицо, обучающееся в военном, специальном учебном заведении по образовательным программам высшего образования;

37) квота приема — предельное количество объема государственного образовательного заказа, в том числе образовательных грантов, выделяемых для приема в организации образования, реализующие образовательные программы технического и профессионального, послесреднего и высшего образования;

37-1) образовательный грант Первого Президента Республики Казахстан — Елбасы «Оркен» (далее — грант «Оркен») — грант, учреждаемый Первым Президентом Республики Казахстан для оплаты обучения одаренных детей в автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы»;

37-2) ассоциированный профессор (доцент), профессор — ученые звания, присваиваемые уполномоченным органом в области образования;

38) дистанционные образовательные технологии — обучение, осуществляемое с применением информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникационных средств при опосредствованном (на расстоянии) или не полностью опосредствованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника;

38-1) прикладной бакалавриат — послесреднее образование, образовательные программы которого направлены на подготовку кадров с присуждением квалификации «прикладной бакалавр»;

38-2) прикладной бакалавр — квалификация, присуждаемая лицам, освоившим образовательные программы послесреднего образования;

38-3) внешкольная организация дополнительного образования — учебно-воспитательная организация, реализующая образовательные программы дополнительного образования обучающихся и воспитанников;

39) дополнительное образование — процесс воспитания, обучения, осуществляемый с целью удовлетворения всесторонних потребностей обучающихся, воспитанников и специалистов;

40) лицей — учебное заведение, реализующее общеобразовательные учебные программы основного среднего и общего среднего образования и образовательные программы дополнительного образования, обеспечивающие расширенное и углубленное естественно-математическое образование обучающихся в соответствии с их склонностями и способностями;

41) магистр — степень, присуждаемая лицам, освоившим образовательные программы магистратуры;

41-1) магистрант — лицо, обучающееся в магистратуре;

(Подпункт 41-1 введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.10.2011 г. №487-IV ЗРК)

41-2) магистратура — послевузовское образование, образовательные программы которого направлены на подготовку кадров с присуждением степени «магистр»;

41-3) специалист — квалификация, присваиваемая лицам после освоения образовательной программы высшего образования;

42) специализированная аккредитация — оценка качества отдельных образовательных программ, реализуемых организацией образования;

42-1) дошкольная организация — организация образования, реализующая общеобразовательные, специальные учебные программы дошкольного воспитания и обучения;

43) исключен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.10.2011 г. №487-IV ЗРК

44) государственная именная стипендия — стипендия, учреждаемая Президентом Республики Казахстан и (или) Правительством Республики Казахстан;

45) государственный образовательный заказ — финансируемый государством объем услуг по дошкольному воспитанию и обучению, среднему образованию, подготовке кадров, повышению квалификации и переподготовке квалифицированных работников и специалистов для обеспечения потребностей экономики, воспроизводства квалифицированной рабочей силы и интеллектуального потенциала общества, а также по учебно-методическому обеспечению системы образования;

45-1) государственный выпускной экзамен — форма итоговой аттестации обучающихся в организациях среднего образования, являющаяся необходимым условием для получения ими документа государственного образца, свидетельствующего об окончании курса среднего образования;

46) учебная программа — программа, определяющая по каждому учебному предмету, каждой учебной дисциплине и (или) модулю содержание и объем знаний, умений, навыков и компетенций, подлежащих освоению;

47) учебный план — документ, регламентирующий перечень, последовательность, объем (трудоемкость) учебных предметов, учебных дисциплин и (или) модулей, профессиональной практики, иных видов учебной деятельности обучающихся соответствующего уровня образования и формы контроля;

48) учебно-клинический центр — структурное подразделение медицинской организации высшего и (или) послевузовского образования оснащенное современной аппаратурой, фантомами и муляжами и предназначенное для освоения и контроля практических (клинических) навыков обучающихся и (или) медицинских работников;

48-1) обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся и воспитанников по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию мотивации получения знаний в течение всей жизни;

48-2) результаты обучения — подтвержденный оценкой объем знаний, умений, навыков, приобретенных, демонстрируемых обучающимся по освоению образовательной программы, и сформированные ценности и отношения;

48-3) учебно-оздоровительная организация образования — юридическое лицо, осуществляющее функции по воспитанию, образованию, оздоровлению, отдыху детей и учащейся молодежи;

49) среднее образование — гарантированное Конституцией Республики Казахстан образование, получаемое гражданами в результате освоения общеобразовательных учебных программ начального, основного среднего и общего среднего образования в соответствии с государственными общеобязательными стандартами образования;

49-1) грант «Лучшая организация среднего образования» — деньги, выделяемые ежегодно местными исполнительными органами области, города республиканского значения и столицы государственным организациям среднего образования по итогам конкурса на основе рейтинговых показателей;

(Подпункт 49-1 введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.10.2011 г. №487-IV ЗРК)

49-2) организация среднего образования — организация образования, реализующая общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования, специализированные общеобразовательные и специальные учебные программы;

49-3) программа нравственно-духовного образования «Самопознание» — программа, определяющая цели, содержание, а также инновационные способы функционирования системы воспитания и обучения, обеспечивающей гармоничное интеллектуальное и нравственно-духовное развитие обучающихся;

49-4) производственное обучение — обучение, направленное на приобретение теоретических знаний, практических умений обучающимися, на базе организаций образования и (или) предприятий (организаций);

50) исключен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 10.07.2012 г. №36-V ЗРК

51) резидентура — форма получения послевузовского углубленного медицинского образования по клиническим специальностям;

51-1) слушатель резидентуры — специалист, осваивающий образовательные программы послевузовского углубленного медицинского образования по клиническим специальностям;

(Подпункт 51-1 введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.10.2011 г. №487-IV ЗРК)

52) духовные (религиозные) организации образования — учебные заведения, реализующие образовательные программы подготовки священнослужителей;

53) стипендия — сумма денег, предоставляемая обучающемуся для частичного покрытия расходов на питание, проживание и приобретение учебной литературы;

53-1) стипендиальные программы — программы, предусматривающие обучение в казахстанских организациях высшего и (или) послевузовского образования иностранцев, в том числе лиц казахской национальности, не являющихся гражданами Республики Казахстан, и финансируемые из средств государственного бюджета;

53-2) студент — лицо, обучающееся в организации образования, реализующей образовательные программы технического и профессионального, послесреднего и высшего образования;

53-3) государственный заказ на обеспечение студентов, магистрантов и докторантов местами в общежитиях — денежные выплаты за услуги по обеспечению введения новых мест в общежитиях для студентов, магистрантов и докторантов, которые связаны с государственным образовательным заказом;

53-4) классное руководство — функция, возложенная на педагогического работника по координации деятельности обучающихся класса в рамках учебно-воспитательного процесса;

53-5) реестр признанных аккредитационных органов — сформированный уполномоченным органом в области образования перечень национальных и зарубежных аккредитационных органов, включенных в реестры и (или) ассоциации аккредитационных органов государств — членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР);

53-6) наставник — квалифицированный работник предприятия (организации), владеющий технологиями производства или сферы услуг, осуществляющий руководство производственным обучением и профессиональной практикой;

53-7) техническое и профессиональное образование — образование, направленное на подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена;

53-8) грант «Лучшая организация технического и профессионального, послесреднего образования» — деньги, выделяемые ежегодно местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы государственным организациям технического и профессионального, послесреднего образования по итогам конкурса на основе рейтинговых показателей;

53-9) слушатель — лицо, обучающееся в организации образования по образовательным программам дополнительного образования и подготовительного отделения;

Популярное:

  • Независимый экспертиза дтп алматы Авто экспертиза Казахстан, бесплатные объявления Авто экспертиза Казахстан - Доска объявлений AdMir Казахстан Наши партнеры Наша кнопка: Объявления: Авто экспертиза На данной странице представлены бесплатные объявления в разделе Авто экспертиза, […]
  • Военный билет статья 51 Военный билет статья 51 Требование о предоставлении трудовой правомерно. Если будет установлено, что ваш друг нарушил обязанности по воинскому учету, то он будет подвергнут административной ответственности. | Алексей Вы не обязаны состоять на воинском учете, […]
  • По какой полосе вам разрешено движение на легковом автомобиле Тема № 9: Расположение транспортных средств на проезжей части " class="h2">По какой полосе Вам разрешено движение на легковом автомобиле в данной ситуации? На свободной дороге, расположенной в населенном пункте и имеющей три полосы движения в данном […]
  • Перерегистрация транспортного средства после лизинга Постановка автомобиля на учет после окончания договора лизинга Добрый день! Правомерны ли действия сотрудника ГИБДД, который отказывается ставить автомобиль на учет после окончания договора лизинга, говорит что в договоре купли продажи и акте должен быть […]
  • О статье 277 коап Кодекс Украины об административных нарушениях Статья 277. Сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом (должностным лицом), правомочным […]
  • Проведение днк на отцовство Как подать в суд на проведение ДНК экспертизы для установления отцовства? Здравствуйте. У мужа от предыдущего брака двое детей. Несколько дней назад мама мужа рассказал что дети не от него. С супругой он в разводе. Муж настроен на проведение экспертизы. […]
  • Оксо код юрист БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ Мы работаем на рынке юридических услуг более 9 лет. Мы понимаем, что далеко не каждый гражданин России способен оплатить консультацию юриста. Поэтому наша компания одна из первых взялась приводить в действие федеральный […]
  • Мошенничество ч 4 ст 159 ук рф Мошенничество ст. 159, какая ответственность и как пользоваться этой статьей для доказательства и защиты? Мошенничество определяется законом, как совершение противоправного действия, которое направлено на присвоение чужого имущества путем обмана либо […]
Статья 51 закона рк об образовании