Статья 109 тк рб

Комментарии к СТ 109 ТК РФ

Статья 109 ТК РФ. Специальные перерывы для обогревания и отдыха

1. Комментируемая статья предусматривает предоставление работникам специальных перерывов для обогревания и отдыха. В отличие от перерывов для отдыха и питания, предусмотренных ст. 108 ТК РФ, они предоставляются в течение рабочего времени, включаются в рабочее время и оплачиваются.

2. Специальные перерывы в соответствии с комментируемой статьей предоставляются:

а) если необходимость в таких перерывах на отдельных видах работ обусловлена технологией производства или организацией производства и труда. Виды таких работ, продолжительность и порядок предоставления перерывов в этих случаях определяются правилами внутреннего трудового распорядка. Для отдельных работников некоторых отраслей специальные перерывы для обогревания и отдыха предусмотрены в соответствующих нормативных правовых актах. Например, п. 11 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации (утв. Приказом Минтранса России от 30.01.2004 N 10), установлено, что диспетчеру, непосредственно управляющему воздушным движением (диспетчер УВД) за диспетчерским пультом, оборудованным видеодисплейным терминалом, после двух часов непрерывной работы предоставляется специальный перерыв продолжительностью не менее 20 минут. Кроме того, при интенсивности воздушного движения более допустимой, определяемой в установленном порядке, диспетчеру УВД после каждого часа работы предоставляется дополнительный специальный перерыв продолжительностью 10 минут. В том случае, когда время специального перерыва совпадает со временем перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется.

В соответствии с п. 19 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (утв. Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15) на междугородных перевозках после первых трех часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут; в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые два часа;

б) если работа производится в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях (например, на строительстве объекта зимой, на строительстве и ремонте дорог);

в) при производстве погрузочно-разгрузочных работ и в других необходимых случаях.

В указанных случаях работодатель обязан оборудовать помещения для отдыха и обогревания работников (см. коммент. к ст. ст. 223, 224).

Статья 109. Специальные перерывы для обогревания и отдыха

СТ 109 ТК РФ.

На отдельных видах работ предусматривается предоставление работникам в течение рабочего
времени специальных перерывов, обусловленных технологией и организацией производства и труда.
Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления таких перерывов устанавливаются
правилами внутреннего трудового распорядка.

Работникам, работающим в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых
необогреваемых помещениях, а также грузчикам, занятым на погрузочно-разгрузочных работах,
и другим работникам в необходимых случаях предоставляются специальные перерывы для
обогревания и отдыха, которые включаются в рабочее время. Работодатель обязан обеспечить
оборудование помещений для обогревания и отдыха работников.

Комментарий к Ст. 109 Трудового кодекса РФ

1. Комментируемая статья устанавливает два вида специальных перерывов: перерывы, обусловленные технологией и организацией производства и труда, и перерывы для обогревания и отдыха.

2. Виды работ, на которых предоставляются специальные перерывы, обусловленные технологией и организацией производства и труда, их продолжительность и порядок предоставления устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка. Порядок регламентации специальных перерывов, предоставляемых работникам в условиях пониженной температуры атмосферного воздуха, грузчикам и другим работникам, законом не определен.

3. В обоих случаях правовой режим специальных перерывов одинаков: все перерывы, предоставляемые работникам в порядке комментируемой статьи, включаются в рабочее время, причем работодатель обязан создать условия для отдыха и обогревания работников во время таких перерывов. Обязанность работодателя устанавливать перерывы для отдыха, включаемые в рабочее время, в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, отнесена к дополнительным гарантиям охраны труда (см. ст. 224 ТК РФ и комментарий к ней).

4. Специальные перерывы для отдыха установлены в положениях об особенностях режима рабочего времени на транспорте (см., например, Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Министерства транспорта РФ от 20 августа 2004 г. N 15).

Статья 109. Идентификация товаров и транспортных средств, помещений и других мест

СТ 109 ТК ТС

1. Товары, находящиеся под таможенным контролем, транспортные средства, помещения, емкости и другие места, где находятся или могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю, могут идентифицироваться таможенными органами.

Идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, отбора проб и образцов, подробного описания товаров, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации, а также иными способами.

2. Порядок применения и требования к изготовлению средств идентификации устанавливаются законодательством государств — членов таможенного союза.

3. В качестве средств идентификации для таможенных целей могут признаваться пломбы, печати или иные средства идентификации, примененные таможенными органами иностранных государств, а также отправителями товаров или перевозчиками.

4. Средства идентификации могут изменяться, удаляться или уничтожаться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров. Таможенному органу незамедлительно сообщается об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации и представляются доказательства существования указанной угрозы.

Об изменении, удалении, уничтожении или о замене средств идентификации таможенным органом составляется акт по форме, устанавливаемой решением Комиссии таможенного союза.

Комментарий к Ст. 109 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС

1. Идентификация (от лат. identifico — отождествлять) означает установление тождественности объектов на основании тех или иных признаков. Таможенными органами применяется идентификация в отношении следующих объектов:

— товары, находящиеся под таможенным контролем;

— транспортные средства, помещения, емкости и другие места, где находятся или могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю.

Идентификация указанных объектов применяется в основном в целях обеспечения обнаружения следов совершения каких-либо действий с товаром (транспортным средством), находящимся под таможенным контролем, изменения его состояния, вскрытия упаковки, подмены одного товара другим. Обеспечение идентификации товаров выступает необходимым условием помещения товаров под такие таможенные процедуры, как таможенный транзит, переработка товаров, временный ввоз (допуск), временный вывоз.

Идентификация может осуществляться не только в целях обеспечения соблюдения норм таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств — участников Таможенного союза о таможенном деле. В частности, инициатором идентификации товаров могут выступать сами лица, перемещающие товары через таможенную границу. Так, согласно ч. 2 ст. 359 ТК ТС ЕврАзЭС, таможенный орган проводит идентификацию временно вывозимых товаров для личного пользования по заявлению физического лица, если такая идентификация будет способствовать их обратному ввозу с освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

Часть 1 комментируемой статьи устанавливает различные средства и способы идентификации, причем их перечень не является закрытым.

2. Порядок применения и требования к изготовлению средств идентификации устанавливаются законодательством государств — членов Таможенного союза. В Российской Федерации данный порядок пока не установлен. В Республике Казахстан он определен Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 27 августа 2010 г. N 428 «Об утверждении Правил применения и требования к изготовлению средств идентификации».

3. В качестве средств идентификации для таможенных целей могут признаваться пломбы, печати или иные средства идентификации, примененные таможенными органами иностранных государств, а также отправителями товаров или перевозчиками.

Средства идентификации могут изменяться, удаляться или уничтожаться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров. Причем о данных фактах ответственные лица должны незамедлительно сообщить в таможенный орган и представить доказательства существования указанной угрозы. Уничтожение, повреждение, удаление, изменение либо замена средства идентификации без разрешения таможенного органа образует административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.11 КоАП РФ, ст. 14.13 КоАП РБ, ст. 412 КоАП РК.

Об изменении, удалении, уничтожении или о замене средств идентификации таможенным органом должен быть составлен акт, форма которого утверждена решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 260 «О формах таможенных документов».

Статья 109 тк рб

Создание Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана — шаг к формированию единого экономического пространства (ЕЭП), где будет существовать общий рынок товаров и услуг, что неизбежно приведет к конкуренции хозяйствующих субъектов из трех стран. Хотя на первом этапе предполагается соблюдать принцип резидентства, это значит, что участник ВЭД сможет производить таможенное оформление товаров в стране регистрации, в части услуг, предоставляемых таможенными перевозчиками и владельцами СВХ, конкуренция возможна уже с момента вступления в силу Таможенного кодекса ТС (ТК ТС)

Среди таможенных представителей она также вероятна, поскольку нельзя исключать, что российские участники ВЭД, если это покажется им экономически выгодным, будут искать возможности для оформления товаров на территории других стран союза. Для этого они могут создать, купить местную фирму-резидента или договориться с такой компанией.

Интересно сравнить условия, в которых сегодня действуют владельцы СВХ, таможенные перевозчики и представители, с теми, в каких они окажутся после вступления в силу ТК ТС. Так, согласно статье 94 ТК РФ условиями включения таможенного перевозчика в реестр являются, в частности, обеспечение уплаты таможенных платежей, а также страхование риска гражданской ответственности. Пунктом 2 статьи 339 ТК РФ предусмотрено, что размеры обеспечения платежей и страховая сумма не могу быть меньше 20 млн рублей. Белорусские же таможенные перевозчики в соответствии с положениями статьи 115 ТК РБ должны предоставлять обеспечение платежей в сумме, примерно эквивалентной 5,25 млн российских рублей — не менее 15 тыс. «базовых величин». Согласно постановлению СМ РБ от 02.11.2007 № 1446 «базовая величина» равна 35 тыс. белорусских рублей. Сегодня примерно за 100 белорусских дают 1 российский рубль. Кроме того, требования о наличии договора страхования гражданской ответственности не предусмотрено. Не обязателен он и для казахских таможенных перевозчиков. Согласно статье 63 ТК РК они должны обеспечить уплату платежей на сумму в размере десятитысячекратного «месячного расчетного показателя», установленного статьей 9 Закона РК «О республиканском бюджете» на соответствующий финансовый год. На 2010-2012 годы «месячный расчетный показатель» составляет 1413 тенге. При нынешнем курсе тенге к рублю примерно 5 к 1 обеспечение будет составлять порядка 2,826 млн рублей.

Согласно статье 109 ТК РФ условиями включения в Реестр владельцев СВХ в частности являются обеспечение уплаты платежей и страхование гражданской ответственности. Страховая сумма не может быть менее 2 млн рублей. Согласно статье 339 ТК РФ размеры обеспечения уплаты платежей не могут быть менее 2,5 млн рублей и дополнительно 1 тыс. рублей за 1 кв. м полезной площади, если в качестве СВХ используется открытая площадка, или 300 рублей за 1 куб. м полезного объема помещения, если в качестве СВХ используется помещение, для владельцев СВХ открытого типа либо 2,5 млн рублей для владельцев СВХ закрытого типа. В действующих ТК РБ и ТК РК не предусмотрено предоставления владельцем СВХ обеспечения платежей, а также заключение им договора страхования гражданской ответственности.

Условиями включения в Реестр таможенных брокеров (представителей) согласно статье 140 ТК РФ являются обеспечение платежей на сумму не менее 50 млн рублей (статья 339 ТК РФ) и наличие договора страхования гражданской ответственности. Страховая сумма не может быть менее 20 млн рублей. ТК РБ и ТК РК не предусматривают необходимости обеспечения уплаты платежей таможенными агентами и таможенными брокерами соответственно. Статьей 85 ТК РБ предусмотрено требование таможенному агенту (представителю) иметь договор страхования гражданской ответственности. Страховая сумма не может быть менее 10 тыс. «базовых величин». Значит, размер страховой суммы составит примерно 3,5 млн российских рублей. Это более чем в 5,7 раза меньше размера требований, предъявляемых российским таможенным представителям. ТК РК также предусматривает необходимость наличия договора страхования гражданско-правовой ответственности таможенного брокера (статья 400), однако конкретные размеры страховой суммы не установлены.

Посмотрим, что же произойдет после вступления в силу ТК ТС. Согласно положениям пункта 2 статьи 1 таможенное регулирование в ТС будет осуществляться в соответствии с таможенным законодательством ТС, а в части, не урегулированной таким законодательством, — в соответствии с законодательством государств — членов ТС. Это значит, что условия деятельности владельцев СВХ, таможенных представителей и перевозчиков будут регулироваться как законодательством ТС, так и национальным. Так, для включения в реестр таможенных перевозчиков (статья 19) необходимо, в частности, предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее 200 тыс. евро; наличие договора страхования гражданской ответственности (размер страховой суммы определяется законодательством государств — членов ТС); соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством ТС и (или) законодательством государств — членов ТС. Условиями включения в реестр владельцев СВХ (статья 24) являются наличие договора страхования гражданской ответственности (размер страховой суммы определяется законодательством государств — членов ТС); соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством ТС и (или) законодательством государств — членов ТС. Условиями для включения в реестр таможенных представителей (статья 13) являются: наличие договора страхования гражданской ответственности (размер страховой суммы определяется законодательством государств — членов ТС); предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем 1 млн евро; соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством ТС и (или) законодательством государств — членов ТС.

Таким образом, для российских таможенных перевозчиков суммы обеспечения уплаты таможенных платежей снизится — по существующему курсу установленные ТК ТС 200 тыс. евро примерно равны 8 млн рублей. Если будет продолжать действовать ТК РФ, то минимальная страховая сумма по договору страхования гражданской ответственности таможенного перевозчика останется в размере 20 млн рублей. Если ТК РФ заменят Законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации», проект которого подготовлен ФТС России, то на законодательном уровне эта сумма не будет определяться. Российским владельцам СВХ не придется страховать свою гражданскую ответственность, при этом в упомянутом проекте закона предлагается оставить те же минимальные размеры, что и в действующем ТК РФ. Также не предполагается изменение размера обеспечения уплаты платежей владельцами СВХ. В отношении таможенного представителя предлагается установить требование о минимальной сумме страхования гражданской ответственности в размере 20 млн рублей, как и в действующем ТК РФ.

Теперь посмотрим, что же произойдет с условиями работы белорусских и казахских коллег. Согласно положениям статьи 367 ТК ТС таможенные агенты, брокеры (представители), перевозчики и владельцы СВХ, созданные до вступления в силу ТК ТС, будут вправе осуществлять свою деятельность в сфере таможенного дела в течение 6 месяцев со дня вступления в силу ТК ТС. Таможенные перевозчики, созданные до вступления в силу ТК ТС, будут вправе осуществлять перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории ТС в случаях и на условиях, установленных таможенным законодательством ТС, в течение 6 месяцев со дня вступления в силу ТК ТС без подтверждения своего статуса в соответствии с пунктом 4 статьи 18 ТК ТС, при наличии информации об их включении в общий реестр таможенных перевозчиков, формируемый Комиссией ТС.

Положения статьи 13 ТК ТС в части предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей на сумму, эквивалентную не менее 1 млн евро, как обязательного условия включения юридических лиц в реестр таможенных представителей, будут применяться в государствах — членах ТС, если их законодательством предусмотрено, что у таможенного представителя обязанность по уплате таможенных платежей возникает солидарно с плательщиком. Государства — члены ТС, законодательством которых на день вступления в силу ТК ТС солидарная обязанность с плательщиком по уплате таможенных платежей не предусмотрена, обязуются в течение 1 года предусмотреть в своем законодательстве положения, в соответствии с которыми у таможенного представителя такая обязанность будет возникать.

Таким образом, есть вероятность, что в течение 6 месяцев со дня вступления в силу ТК ТС таможенные перевозчики, владельцы СВХ трех стран будут работать по прежним, неравным правилам. При этом после включения в Реестр ТС таможенные перевозчики РБ и РК получат возможность осуществлять свою деятельность на территории всего ТС. Неравенство будет заключаться в том, что их российские коллеги обязаны будут обеспечивать уплату таможенных платежей в сумме не менее 8 млн рублей, белорусские — не менее 5,25 млн рублей, а казахстанские — на сумму не менее 2,826 млн рублей. Если в РФ не отменят соответствующие положения ТК РФ, то российским таможенным перевозчикам придется страховать гражданскую ответственность на сумму не менее 20 млн рублей, а белорусским и казахстанским этого не понадобится.

Российские владельцы СВХ будут работать на сегодняшних условиях, а их белорусские и казахстанские визави — без обеспечения и фиксированных минимальных сумм размера гражданской ответственности. Таможенным представителям в РБ и РК еще 1 год не потребуется обеспечение таможенных платежей в размере 1 млн евро, поскольку действующими ТК обеих стран не предусмотрена солидарная ответственность таможенного агента и брокера с декларантом за уплату таможенных платежей. При этом не совсем понятно, что будет, если РБ и РК по каким-то причинам ее и не предусмотрят.

Конечно, законодательство участников ТС меняется, но мы должны быть готовы к тому, что законодательные органы и правительства РБ и РК, учитывая реальность возникновения конкуренции с российскими предприятиями, могут установить для своих предприятий более льготные условия (в рамках ТК ТС), чем это получится у российского законодателя и правительства. Таким образом, весьма реальна возможность перетекания в ближайшие полгода-год спроса со стороны российских участников ВЭД на услуги таможенных перевозчиков, представителей и владельцев СВХ в РБ или в РК. Поскольку экономически деятельность российских компаний будет связана с большими издержками, чем у их конкурентов, это не может не сказаться на цене оказываемых услуг. Если при этом у соседей окажется больше порядка в организации соответствующей работы, то потери российского бизнеса неизбежны.

В этой связи представляется необходимым незамедлительное принятие мер для снижения размеров обеспечения уплаты таможенных платежей и сумм страхования гражданской ответственности для отечественных компаний. Кроме того, следует отработать механизмы обеспечения таможенных платежей, которые были бы доступны организациям и предприятиям среднего и малого бизнеса. В первую очередь — поручительство. Необходимо создать ситуацию, когда ФТС России будет обязана принимать в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей поручительство общественных объединений (ассоциаций, гильдий и т. д.) таможенных представителей, перевозчиков, владельцев складов, участников ВЭД.

Удержания из заработной платы: что говорит закон?

Напоминаем: одним из принципов трудового права является принцип неприкосновенности заработной платы

Удержания из заработной платы установлены нормой ст. 107 Трудового кодекса Республики Беларусь (ТК), другими нормативными правовыми актами и могут производиться только в случаях, предусмотренных законодательством. Удержания из заработной платы работников для погашения их задолженности нанимателю могут производиться по распоряжению нанимателя:

1) для возвращения аванса, выданного в счет заработной платы; для возврата сумм, излишне вы-плаченных вследствие счетных ошибок; для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного на служебную командировку или перевод в другую местность; на хозяйственные нужды, если работник не оспаривает основания и размер удержания. В этих случаях наниматель вправе сделать распоряжение об удержании не позднее месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, погашения задолженности, или со дня неправильно исчисленной выплаты;

2) при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил трудовой отпуск, за неотработанные дни отпуска. Удержания за эти дни не производятся, если работник увольняется по основаниям, указанным в п.п. 2, 4 и 5 ч. 2 ст. 35, ст. 37, п.п. 1, 2 и 6 ст. 42, п.п. 1, 2 и 6 ст. 44 ТК, по желанию работника в связи с получением образования по направлению нанимателя или выходом на пенсию, а также если при увольнении работнику не начисляются какие-либо выплаты либо если наниматель, имея на то право, не произвел удержания при выплате расчета или удержал только часть задолженности работника;
3) при возмещении ущерба, причиненного по вине работника нанимателю, в размере, не превышающем его среднемесячного заработка (ч. 1 ст. 408 ТК).

Заработная плата, излишне вы-плаченная работнику нанимателем, в том числе при неправильном применении закона, не может быть с него взыскана, за исключением случаев счетной ошибки.

Наниматель в случаях, предусмотренных законодательством, обязан одновременно с выплатой заработной платы производить удержания из заработной платы работника по его письменному заявлению для производства безналичных расчетов. К таким платежам могут относиться: оплата за жилплощадь и коммунальные услуги; оплата товаров в кредит; погашение ссуды в банке; оплата за содержание детей в детских дошкольных учреждениях; уплата страховых взносов по договорам страхования; перечисление части заработной платы на его счет в банк и т.д.

В соответствии с законодательством удержания из заработной платы производятся в следующих случаях:

1. удержание подоходного налога, а также страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;

2. по исполнительным листам и приравненным к ним документам;

3. по приговорам суда о назначении наказания в виде исправительных работ с удержанием в доход государства определенной части заработной платы;

4. по решениям органов и должностных лиц, которым предоставлено право налагать на граждан административные взыскания в виде штрафов;

5. в других случаях, предусмотренных законодательством.

Согласно ст. 109 ТК не допускаются удержания из предусмотренных законодательством сумм выходного пособия, компенсационных и иных выплат, на которые, согласно законодательству, не обращается взыскание.
В соответствии со ст. 525 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь взыскание не может быть обращено на доходы, причитающиеся должнику в качестве:

— выходного пособия и компенсации за неиспользованный отпуск, выплачиваемых при увольнении работника. По делам о взыскании алиментов, о взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, допускается обращение взыскания на компенсацию за неиспользованный отпуск, если лицо, уплачивающее алименты, возмещающее расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, при увольнении получает компенсацию за несколько неиспользованных отпусков в случае соединения отпусков за несколько лет, а также на выходное пособие, если размер пособия превышает его среднемесячный заработок;

— компенсационных выплат в связи со служебной командировкой, переводом, приемом или направлением на работу в другую местность, амортизацией инструмента, принадлежащего работнику, и других компенсаций, предусмотренных законодательством о труде;

— единовременных премий, выдаваемых не из фонда заработной платы;

— государственных пособий семьям, воспитывающим детей, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

— пособий на погребение;

— пособий и выплат гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС;

— надбавки по уходу к пенсиям, устанавливаемой законодательством.

Трудовое законодательство признает недопустимым производство удержаний из заработной платы работников в виде вычетов, осуществляемых нанимателем по собственному усмотрению. Удержания возможны лишь в тех случаях, когда это прямо оговорено в соответствующих нормативных правовых актах. Наниматель обязан производить удержания денежных сумм из заработной платы работников в строго определенных размерах, а взысканные суммы перечислять в доход государства.

Елена ПЕТРУСЕВА,
главный государственный инспектор Мозырского
межрайонного отдела
Гомельского областного
управления Департамента
государственной инспекции труда.

ТРУДОВОЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 26 июля 1999 года №296-З

(В редакции Законов Республики Беларусь от 19.07.2005 г. №37-З, 16.05.2006 г. №118-З, 29.06.2006 г. №138-З, 07.05.2007 г. №219-З, 20.07.2007 г. №272-З, 24.12.2007 г. №299-3, 06.01.2009 г. №6-З, 12.05.2009 г. №19-З, 06.07.2009 г. №37-З, 17.07.2009 г. №48-З, 09.11.2009 г. №51-З, 31.12.2009 г. №114-З, 30.12.2010 г. №225-З, 05.01.2013 г. №16-З, 08.01.2014 г. №131-З, 24.04.2014 г. №134-З, 01.07.2014 г. №171-З, 08.01.2015 г. №238-З, 04.06.2015 г. №277-З (вступил в силу 01.07.2016), 15.07.2015 г. №305-З, 24.10.2016 г. №439-З, 13.11.2017 г. №68-З)

Принят Палатой представителей 8 июня 1999 года

Одобрен Советом Республики 30 июня 1999 года

Раздел I. Общие положения


Глава 1. Общие положения


Статья 1. Основные термины, применяемые в настоящем Кодексе

Применяемые в настоящем Кодексе термины означают:

законодательство о труде — совокупность нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере трудовых и связанных с ними отношений;

локальные нормативные правовые акты — коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего трудового распорядка и иные принятые в установленном порядке нормативные акты, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения у конкретного нанимателя;

трудовой договор — соглашение между работником и нанимателем, в соответствии с которым работник обязуется выполнять работу по определенной одной или нескольким профессиям, специальностям или должностям соответствующей квалификации согласно штатному расписанию и соблюдать внутренний трудовой распорядок, а наниматель обязуется предоставлять работнику обусловленную трудовым договором работу, обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, локальными нормативными правовыми актами и соглашением сторон, своевременно выплачивать работнику заработную плату;

стороны трудового договора — наниматель и работник;

наниматель — юридическое или физическое лицо, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работником;

уполномоченное должностное лицо нанимателя — руководитель (его заместители) организации (обособленного подразделения), руководитель структурного подразделения (его заместители), мастер, специалист или иной работник, которому законодательством или нанимателем предоставлено право принимать все или отдельные решения, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений;

работник — лицо, состоящее в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора;

профессия — род трудовой деятельности, требующий определенных знаний и навыков, приобретаемых путем обучения и практического опыта;

квалификация — уровень общей и специальной подготовки работника, подтверждаемый установленными законодательством видами документов (аттестат, диплом, свидетельство и др.);

должность — служебное положение работника, обусловленное кругом его обязанностей, должностными правами и характером ответственности;

специальность — совокупность приобретенных путем специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенного вида трудовой деятельности в рамках данной профессии;

профессиональный союз (профсоюз) — добровольная общественная организация, объединяющая граждан, в том числе обучающихся в учреждениях профессионально- технического, среднего специального, высшего образования, связанных общими интересами по роду деятельности как в производственной, так и в непроизводственной сферах, для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов;

объединение нанимателей — добровольное объединение юридических и физических лиц, которым законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работником, имеющих целью представительство и защиту своих прав и законных интересов.

Иные термины определяются в соответствующих главах настоящего Кодекса.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 08.01.2014 г. №131-З)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 2. Задачи Трудового кодекса

Задачами Трудового кодекса являются:

1) регулирование трудовых и связанных с ними отношений;

2) развитие социального партнерства между нанимателями (их объединениями), работниками (их объединениями) и органами государственного управления;

3) установление и защита взаимных прав и обязанностей работников и нанимателей.

Статья 3. Сфера действия Трудового кодекса

Трудовой кодекс применяется в отношении всех работников и нанимателей, заключивших трудовой договор на территории Республики Беларусь, если иное не установлено актами законодательства или международными договорами Республики Беларусь.

(Статья 3 изложена в новой редакции в соответствии с Законом Республики Беларусь от 08.01.2014 г. №131-З)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 4. Отношения, регулируемые Трудовым кодексом

Трудовой кодекс регулирует трудовые отношения, основанные на трудовом договоре, а также отношения, связанные с:

1) профессиональной подготовкой работников на производстве;

2) деятельностью профсоюзов и объединений нанимателей;

3) ведением коллективных переговоров;

4) взаимоотношениями между работниками (их представителями) и нанимателями;

5) обеспечением занятости;

6) контролем и надзором за соблюдением законодательства о труде;

7) государственным социальным страхованием;

8) рассмотрением трудовых споров.

Трудовые и связанные с ними отношения, основанные на членстве (участии) в организациях любых организационно-правовых форм, регулируются настоящим Кодексом и иным законодательством о труде. Иное (за исключением норм, ухудшающих положение членов (участников) организаций по сравнению с законодательством о труде) может устанавливаться в учредительных документах и локальных нормативных правовых актах этих организаций.

Статья 5. Особенности применения Трудового кодекса к трудовым и связанным с ними отношениям отдельных категорий работников

Трудовой кодекс применяется к трудовым и связанным с ними отношениям отдельных категорий работников в случаях и пределах, предусмотренных специальными законодательными актами, определяющими их правовой статус.

Статья 6. Отношения, не подпадающие под действие Трудового кодекса

Не подпадают под действие настоящего Кодекса отношения по поводу осуществления:

1) обязанностей членов наблюдательных и иных советов (правлений), а также органов контроля организаций, если эта деятельность не выходит за рамки исполнения соответствующих поручений;

2) обязательств, возникающих на основе договоров, предусмотренных гражданским законодательством.

Статья 7. Источники регулирования трудовых и связанных с ними отношений

Источниками регулирования трудовых и связанных с ними отношений являются:

1) Конституция Республики Беларусь;

2) настоящий Кодекс и другие акты законодательства о труде;

3) коллективные договоры, соглашения и иные локальные нормативные правовые акты, заключенные и принятые в соответствии с законодательством;

4) трудовые договоры.

Локальные нормативные правовые акты, содержащие условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством о труде, являются недействительными.

Наниматель вправе устанавливать дополнительные трудовые и иные гарантии для работников по сравнению с законодательством о труде.

В случае противоречия норм законодательства о труде равной юридической силы применяется норма, содержащая более льготные условия для работников.

Статья 8. Соотношение законодательства о труде и норм международного права

Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства о труде.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Кодексе, то применяются правила международного договора.

(Статья 8 изложена в новой редакции в соответствии с Законом Республики Беларусь от 08.01.2014 г. №131-З)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 9. Действие законодательства о труде во времени

Законодательство о труде не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после вступления его в силу, если иное не предусмотрено этим законодательством.

По отношениям, возникшим до вступления в силу актов законодательства о труде, они применяются к правам и обязанностям, возникшим после вступления их в силу.

Статья 10. Исчисление сроков

Течение сроков, с которыми связываются возникновение, изменение или прекращение трудовых отношений, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено их начало, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.

Сроки исчисляются в календарных периодах.

Сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующее число последнего года, месяца или недели срока.

В срок, исчисляемый в календарных неделях, месяцах или днях, включаются и нерабочие дни.

Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.

Статья 11. Основные права работников

Работники имеют право на:

1) труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, что означает право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда;

2) защиту экономических и социальных прав и интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров, соглашений и право на забастовку;

3) участие в собраниях;

4) участие в управлении организацией;

5) гарантированную справедливую долю вознаграждения за труд в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего работникам и их семьям свободное и достойное существование;

6) ежедневный и еженедельный отдых, в том числе выходные дни во время государственных праздников и праздничных дней (часть первая статьи 147), и отпуска продолжительностью не ниже установленной настоящим Кодексом;

7) государственное социальное страхование, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, гарантии в случае инвалидности и потери работы;

8) невмешательство в частную жизнь и уважение личного достоинства;

9) судебную и иную защиту трудовых прав.

(В статью 7 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 08.01.2014 г. №131-З)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 12. Основные права нанимателей

Наниматель имеет право:

1) заключать и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и по основаниям, установленным настоящим Кодексом и законодательными актами;

2) вступать в коллективные переговоры и заключать коллективные договоры и соглашения;

3) создавать и вступать в объединения нанимателей;

4) поощрять работников;

5) требовать от работников выполнения условий трудового договора и правил внутреннего трудового распорядка;

6) привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом;

7) обращаться в суд для защиты своих прав.

Статья 13. Запрещение принудительного труда

Принудительный труд запрещается.

Принудительным трудом считается работа, требуемая от работника под угрозой применения какого-либо насильственного воздействия, в том числе в качестве:

1) средства политического воздействия или воспитания либо в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

2) метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

3) средства поддержания трудовой дисциплины;

4) средства наказания за участие в забастовках.

Не считается принудительным трудом:

1) работа, выполняемая вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законности при исполнении судебных приговоров;

2) работа, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской службе, об альтернативной службе либо чрезвычайными обстоятельствами.

(В статью 13 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 04.06.2015 г. №277-З)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 14. Запрещение дискриминации в сфере трудовых отношений

Дискриминация, то есть ограничение в трудовых правах или получение каких-либо преимуществ в зависимости от пола, расы, национального и социального происхождения, языка, религиозных или политических убеждений, участия или неучастия в профсоюзах или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, возраста, места жительства, недостатков физического или психического характера, не препятствующих исполнению соответствующих трудовых обязанностей, иных обстоятельств, не связанных с деловыми качествами и не обусловленных спецификой трудовой функции работника, запрещается.

Дискриминационные условия коллективных договоров, соглашений являются недействительными.

Не считаются дискриминацией любые различия, исключения, предпочтения и ограничения:

1) основанные на свойственных данной работе требованиях;

2) обусловленные необходимостью особой заботы государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите (женщины, несовершеннолетние, инвалиды, лица, пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и др.).

Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере трудовых отношений, вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением об устранении дискриминации.

(В статью 14 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 08.01.2014 г. №131-З)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 15. Статистика труда

Статистика труда организуется в соответствии с законодательством, конвенциями и рекомендациями Международной организации труда.

Статистические данные о средней заработной плате в организациях любых организационно-правовых форм не являются конфиденциальными.

Раздел II. Общие правила регулирования индивидуальных трудовых и связанных с ними отношений


Глава 2. Заключение трудового договора


Статья 16. Запрещение необоснованного отказа отдельным гражданам в заключении трудового договора

Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора с гражданами:

1) направленными на работу комитетом по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, управлениями (отделами) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов (далее — органы по труду, занятости и социальной защите) в счет брони, а также с лицами, обязанными возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, и направленными органами по труду, занятости и социальной защите в организации, включенные в перечень организаций независимо от форм собственности для трудоустройства таких лиц, определяемый в установленном законодательством порядке;

2) письменно приглашенными на работу в порядке перевода от одного нанимателя к другому по согласованию между ними, в течение одного месяца со дня выдачи письменного приглашения, если стороны не договорились об ином;

3) прибывшими по направлению на работу после завершения обучения в государственном учреждении образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования;

4) имеющими право на заключение трудового договора на основании коллективного договора, соглашения;

5) прибывшими на работу по распределению после завершения обучения в государственном учреждении образования;

6) женщинами по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей в возрасте до трех лет, а одиноким матерям — с наличием ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида — до восемнадцати лет);

7) военнослужащими срочной военной службы, уволенными из Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Беларусь и направленными на работу в счет брони для предоставления первого рабочего места;

8) уволенными с альтернативной службы и направленными на работу в счет брони для предоставления первого рабочего места.

В случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, по требованию гражданина или специально уполномоченного государственного органа наниматель обязан известить их о мотивах отказа в письменной форме не позднее трех дней после обращения.

Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд.

(В статью 16 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Беларусь от 08.01.2014 г. №131-З, 04.06.2015 г. №277-З)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 17. Срок трудового договора

Трудовые договоры могут заключаться на:

1) неопределенный срок;

2) определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор);

3) время выполнения определенной работы (срочный трудовой договор);

4) время выполнения обязанностей временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с настоящим Кодексом сохраняется место работы (срочный трудовой договор);

5) время выполнения сезонных работ (срочный трудовой договор).

Срочный трудовой договор заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Разновидностью срочного трудового договора является контракт, который заключается в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством о труде.

По соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться без учета требований к срочным трудовым договорам, предусмотренных частью второй настоящей статьи, с лицами, принимаемыми на работу к индивидуальному предпринимателю, в микроорганизацию.

Разновидностью срочного трудового договора является контракт, который заключается в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством о труде.

Трудовой договор на время выполнения определенной работы заключается в случаях, когда время завершения работы не может быть определено точно.

Трудовой договор на время выполнения сезонных работ заключается в случаях, когда работы в силу природных и климатических условий могут выполняться только в течение определенного сезона.

Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, договор считается заключенным на неопределенный срок.

Особенности регулирования труда работников, заключивших трудовые договоры на срок до двух месяцев, установлены главой 23 настоящего Кодекса.

(В статью 17 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 08.01.2014 г. №131-З)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 18. Форма трудового договора

Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах и подписывается сторонами. Один экземпляр передается работнику, другой хранится у нанимателя.

Примерная форма трудового договора утверждается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

Статья 19. Содержание и условия трудового договора

Содержание и условия трудового договора определяются соглашением сторон с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом.

Трудовой договор должен содержать в качестве обязательных следующие сведения и условия:

1) данные о работнике и нанимателе, заключивших трудовой договор;

2) место работы с указанием структурного подразделения, в которое работник принимается на работу;

3) трудовая функция (работа по одной или нескольким профессиям, специальностям, должностям с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией). Наименование профессий, должностей, специальностей должно соответствовать квалификационным справочникам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь;

4) основные права и обязанности работника и нанимателя;

5) срок трудового договора (для срочных трудовых договоров);

6) режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных у нанимателя);

7) условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки (оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные по сравнению с частью второй настоящей статьи условия об установлении испытательного срока, срока обязательной работы после получения образования не менее установленного договором, если обучение производилось за счет средств нанимателя, и иные условия, не ухудшающие положения работника по сравнению с законодательством и коллективным договором.

Трудовой договор может быть изменен только с согласия сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случае изменения законодательства о труде условия трудового договора должны быть приведены в соответствие с законодательством о труде.

(В статью 19 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 08.01.2014 г. №131-З)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 20. Запрещение требовать выполнения работы, не обусловленной трудовым договором

Наниматель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

Статья 21. Возраст, с которого допускается заключение трудового договора

Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими шестнадцати лет.

С письменного согласия одного из родителей (усыновителей, попечителей) трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим четырнадцати лет, с соблюдением условий, предусмотренных статьей 272 настоящего Кодекса.

(В статью 21 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 08.01.2014 г. №131-З)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 22. Недействительность трудового договора

Трудовой договор признается недействительным в случаях его заключения:

1) под влиянием обмана, насилия, угрозы, а также если он заключен на крайне невыгодных для работника условиях вследствие стечения тяжелых обстоятельств;

2) без намерения создать юридические последствия (мнимый трудовой договор);

3) с гражданином, признанным недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия;

4) с лицом моложе четырнадцати лет;

5) с лицом, достигшим четырнадцати лет, без письменного согласия одного из родителей (усыновителя, попечителя).

Статья 23. Недействительность отдельных условий трудового договора

Отдельные условия трудового договора признаются недействительными, если они:

1) ухудшают положение работника по сравнению с законодательством, коллективным договором, соглашением;

2) носят дискриминационный характер. Недействительность отдельных

условий трудового договора не влечет недействительности трудового договора в целом.

Статья 24. Заключение трудового договора при определенных условиях

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иным законодательством о труде, заключению трудового договора могут предшествовать проведение конкурса, избрание на должность и иные мероприятия, позволяющие определить профессиональную пригодность претендующего на соответствующую работу, должность.

Статья 25. Начало действия трудового договора

Началом действия трудового договора является день начала работы, определенный в нем сторонами, настоящим Кодексом.

Фактическое допущение работника к работе является началом действия трудового договора независимо от того, был ли прием на работу надлежащим образом оформлен.

Фактическое допущение уполномоченным должностным лицом нанимателя работника к работе должно быть письменно оформлено не позднее трех дней после предъявления требования работника, профсоюза исходя из сложившихся условий.

После заключения в установленном порядке трудового договора прием на работу оформляется приказом (распоряжением) нанимателя. Приказ (распоряжение) объявляется работнику под роспись.

Статья 26. Документы, предъявляемые при заключении трудового договора

При заключении трудового договора наниматель обязан потребовать, а гражданин должен предъявить нанимателю:

1) документ, удостоверяющий личность; документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на воинскую службу);

2) трудовую книжку, за исключением впервые поступающего на работу и совместителей;

3) документ об образовании или документ об обучении, подтверждающий наличие права на выполнение данной работы;

4) направление на работу в счет брони для отдельных категорий работников в соответствии с законодательством;

5) индивидуальную программу реабилитации инвалида (для инвалидов);

6) декларацию о доходах и имуществе, страховое свидетельство, медицинскую справку о состоянии здоровья и другие документы о подтверждении иных обстоятельств, имеющих отношение к работе, если их предъявление предусмотрено законодательными актами.

Прием на работу без указанных документов не допускается.

Запрещается требовать при заключении трудового договора документы, не предусмотренные законодательством.

(В статью 26 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 08.01.2014 г. №131-З)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 27. Ограничение совместной работы близких родственников или свойственников

Запрещается совместная работа в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) на должности руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве (родители, дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, супруги и такие же родственники супруга (супруги)), если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Запрет, предусмотренный частью первой настоящей статьи, может устанавливаться и в негосударственных организациях по решению собственника.

(В статью 27 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 15.07.2015 г. №305-З)

Статья 28. Трудовой договор с предварительным испытанием

С целью проверки соответствия работника поручаемой ему работе трудовой договор по соглашению сторон может быть заключен с условием предварительного испытания, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой настоящей статьи.

В период предварительного испытания на работника распространяется действие настоящего Кодекса с особенностями, предусмотренными настоящей статьей и статьей 29 настоящего Кодекса, а также иными актами законодательства о труде.

Срок предварительного испытания не должен превышать трех месяцев, не считая периода временной нетрудоспособности и других периодов, когда работник отсутствовал на работе.

Условие о предварительном испытании должно быть предусмотрено в трудовом договоре. Отсутствие в трудовом договоре условия о предварительном испытании означает, что работник принят без предварительного испытания.

Предварительное испытание при заключении трудового договора не устанавливается для:

1) работников, не достигших восемнадцати лет;

2) молодых рабочих (служащих), получивших профессионально-техническое образование;

3) молодых специалистов, получивших среднее специальное, высшее или послевузовское образование;

5) временных и сезонных работников;

6) при переводе на работу в другую местность либо к другому нанимателю;

7) при приеме на работу по конкурсу, по результатам выборов;

8) в других случаях, предусмотренных законодательством.

(В статью 28 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 08.01.2014 г. №131-З)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 29. Расторжение трудового договора с предварительным испытанием

Каждая из сторон вправе расторгнуть трудовой договор с предварительным испытанием:

1) до истечения срока предварительного испытания, предупредив об этом другую сторону письменно за три дня;

2) в день истечения срока предварительного испытания. При этом

наниматель обязан указать причины, послужившие основанием для признания работника не выдержавшим испытания. Решение нанимателя работник вправе обжаловать в суд.

Если до истечения срока предварительного испытания трудовой договор с работником не расторгнут в соответствии с частью первой настоящей статьи, то работник считается выдержавшим испытание и расторжение с ним трудового договора допускается только на общих основаниях.

Глава 3. Изменение трудового договора


Статья 30. Перевод

Переводом признается поручение нанимателем работнику работы по другой профессии, специальности, квалификации, должности (за исключением изменения в соответствии с законодательством наименования профессии, должности) по сравнению с обусловленными в трудовом договоре, а также поручение работы у другого нанимателя либо в другой местности (за исключением служебной командировки).

Перевод допускается только с письменного согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, статьями 33 и 34 настоящего Кодекса.

Работники, обязанные возмещать расходы по содержанию детей, находящихся на государственном обеспечении, за ненадлежащее выполнение трудовых обязанностей, нарушение трудовой дисциплины могут быть переведены нанимателем с согласия органа по труду, занятости и социальной защите на другую работу.

Работника, нуждающегося в соответствии с заключением врачебно-консультационной комиссии или медико-реабилитационной экспертной комиссии в предоставлении другой работы, наниматель обязан с его согласия перевести на другую имеющуюся работу, соответствующую заключению врачебно-консультационной комиссии или медико-реабилитационной экспертной комиссии. При отказе работника от перевода либо отсутствии соответствующей работы трудовой договор расторгается по пункту 2 статьи 42 настоящего Кодекса.

Запрещается перевод работника на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья.

При переводе на другую работу у того же нанимателя с работником заключается трудовой договор с соблюдением требований статей 18 и 19 настоящего Кодекса.

(В статью 30 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 08.01.2014 г. №131-З)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 31. Перемещение

Перемещением признается поручение нанимателем работнику прежней работы на новом рабочем месте как в том же, так и другом структурном подразделении, за исключением обособленного, на другом механизме или агрегате, но в пределах специальности, квалификации или должности с сохранением условий труда, обусловленных трудовым договором.

Рабочим местом является место постоянного или временного пребывания работника в процессе трудовой деятельности.

При перемещении не требуется согласия работника.

Перемещение должно быть обосновано производственными, организационными или экономическими причинами.

Не допускается перемещение работника на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья.

Статья 32. Изменение существенных условий труда

В связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами наниматель имеет право в порядке, предусмотренном настоящей статьей, изменить существенные условия труда работника при продолжении им работы по той же специальности, квалификации или должности, определенных в трудовом договоре.

Изменением существенных условий труда признается изменение системы оплаты труда, режима рабочего времени, включая установление или отмену неполного рабочего времени, изменение гарантий, уменьшение размеров оплаты труда, а также других условий, устанавливаемых в соответствии с настоящим Кодексом.

Наниматель обязан предупредить работника об изменении существенных условий труда письменно не позднее чем за один месяц.

При отказе работника от продолжения работы с изменившимися существенными условиями труда трудовой договор прекращается по пункту 5 части второй статьи 35 настоящего Кодекса.

(В статью 32 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 08.01.2014 г. №131-З)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 33. Временный перевод в связи с производственной необходимостью

В случае производственной необходимости наниматель имеет право перевести работника на не обусловленную трудовым договором работу (по другой профессии, специальности, квалификации, должности), а также на работу к другому нанимателю.

Производственной необходимостью признается необходимость для данного нанимателя предотвращения катастрофы, производственной аварии или немедленного устранения их последствий либо последствий стихийного бедствия, предотвращения несчастных случаев, простоя, уничтожения или порчи имущества нанимателя либо иного имущества и в других исключительных случаях, а также для замещения отсутствующего работника. При этом работник не может быть переведен на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья.

Временный перевод в связи с производственной необходимостью производится без согласия работника на срок до одного месяца, а для замещения отсутствующего работника такой перевод не может превышать одного месяца в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря). По соглашению сторон срок такого перевода может быть увеличен.

Временный перевод в связи с производственной необходимостью в другую местность допускается только с согласия работника.

При временном переводе в связи с производственной необходимостью оплата труда производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.

Статья 34. Временный перевод в случае простоя

Простоем признается временное (сроком не более шести месяцев) отсутствие работы по причине производственного или экономического характера (выход из строя оборудования, механизмов, отсутствие сырья, материалов, электроэнергии и т.д.).

Временный перевод в связи с простоем должен производиться с учетом профессии, специальности, квалификации, должности работника на все время простоя у того же нанимателя и на срок до одного месяца к другому нанимателю, но в той же местности.

При временном переводе работника на другую работу в связи с простоем оплата труда производится по выполняемой работе. При этом при временном переводе на нижеоплачиваемую работу за работниками, выполняющими нормы выработки или переведенными на повременно оплачиваемую работу, сохраняется средний заработок по прежней работе, а работникам, не выполняющим нормы выработки, производится оплата труда по выполняемой работе, но не ниже их тарифной ставки.

Глава 4. Прекращение трудового договора


Статья 35. Основания прекращения трудового договора

Трудовой договор может быть прекращен только по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

Основаниями прекращения трудового договора являются:

1) соглашение сторон (статья 37);

2) истечение срока действия срочного трудового договора, кроме случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения;

3) расторжение трудового договора по желанию (статья 40), или по требованию работника (статья 41), или по инициативе нанимателя (статья 42);

4) перевод работника, с его согласия, к другому нанимателю или переход на выборную должность;

5) отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с нанимателем; отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда, а также отказ от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества и (или) реорганизацией (слиянием, присоединением, разделением, выделением, преобразованием) организации;

6) обстоятельства, не зависящие от воли сторон (статья 44);

7) расторжение трудового договора с предварительным испытанием (статья 29).

(В статью 35 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 08.01.2014 г. №131-З)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 36. Трудовые отношения при переподчинении, реорганизации организации и смене собственника имущества

Передача организации из подчинения одного органа в подчинение другого не прекращает действия трудового договора.

При смене собственника имущества организации новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером.

При смене собственника имущества и (или) реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) организации трудовые отношения с согласия работника на условиях, предусмотренных трудовым договором, продолжаются. При отказе работника от продолжения работы по той же профессии, занимаемой должности трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 5 части второй статьи 35 настоящего Кодекса.

Если условия, предусмотренные трудовым договором по той же профессии, занимаемой должности, не могут быть сохранены, трудовой договор может прекращаться в соответствии с пунктом 1 статьи 42 настоящего Кодекса.

При смене собственника имущества организации сокращение численности или штата работников допускается только после государственной регистрации перехода права собственности.

(В статью 36 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 08.01.2014 г. №131-З)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 37. Прекращение трудового договора по соглашению сторон

Трудовой договор, заключенный на неопределенный срок (пункт 1 статьи 17), а также срочный трудовой договор может быть в любое время прекращен по соглашению сторон трудового договора.

Популярное:

  • Мвд выслуга лет в мо Права военнослужащего Добрый день! Входит ли льготная выслуга в МВД в льготную выслугу военнослужащего для подсчета основного отпуска. Ответы юристов (2) Согласно части 5 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим […]
  • Купить земельный участок в мегете Земельные участки в Мегет Всего 14 объявлений Всего 14 объявлений Продам земельный участок, 11 соток. 20 сентября 204 Агентство Пожаловаться Заметка Продам землю под ИЖС, 10 соток, 12. вчера в 22:29 268 Риелтор Пожаловаться […]
  • Военный комиссариат нижнекамского района Защита прав призывников и военнослужащих Работаем по всей России Список военкоматов Республики Татарстан (Казань) Военкоматы Республики Татарстан Военный комиссариат Советского района г. Казани 420088, г. Казань, ул. Журналистов, 38 Телефон: +7 (843) 279 […]
  • Выселение татар в 1944 году Выселение татар в 1944 году Депортация крымских татар в последний год Великой Отечественной войны представляла собой массовое выселение местных жителей Крыма в ряд районов Узбекской ССР, Казахской ССР, Марийской АССР и других республик Советского […]
  • Помощь адвоката бесплатно спб Светлана ЮрьевнаАГАПИТОВА Нужна помощь Андрей учится в пятом классе, 20 ноября ему исполнилось 11 лет. Он так мечтал встретить его с семьей и друзьями дома. [Подробнее] ИТОГИ конкурса «Детский взгляд на «Десятилетие детства» Сегодня, в День защиты детей, мы […]
  • Исковое заявление в арбитражный суд ростовской области образец Арбитражный суд Ростовской области Подача искового заявления Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (извлечения) В редакциях Федеральных законов № 80-ФЗ от 28.07.2004, № 127-ФЗ от 02.11.2004, № 197-ФЗ от 27.12.2005, № 225-ФЗ от […]
  • Доверенность на право заключения договора купли-продажи Доверенность на право заключения договора купли-продажи Уважаемые посетители официального сайта Василеостровского В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской […]
  • Ук рф ст 205 ч3 Статья 205. Террористический акт Информация об изменениях: Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ в наименование статьи 205 внесены изменения О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности […]
Статья 109 тк рб