Система таможенных органов рф определение

Система таможенных органов рф определение

§1. Понятие, задачи и система таможенных органов

Таможенные органы одни из старейших правоохранительных органов, история возникновения и развития которых неразрывно связана с формированием государственной и таможен­ной границ. Таможенные органы являются час­тью правоохранительных органов, осуществляю­щих защиту экономического суверенитета и экономической безопасности государства. На них возлагается таможенное дело, под которым понимается таможенная политика РФ, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенное оформление, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь. Таможенной границей являются пределы таможенной территории России, параметры сво­бодных экономических зон и свободных складов.

Деятельность таможенных органов преследу­ет как правоохранительные, так и экономичес­кие цели. Правоохранительные цели направлены на обеспечение безопасности государства, жизни и здоровья людей, окружающей природной сре­ды. Экономические на пополнение доходной части государственного бюджета за счет взима­ния таможенных платежей, стимулирование оте­чественной экономики, защиту интересов наци­ональных производителей путем установления квот, ограничений, таможенных тарифов.

Организация и деятельность таможенных органов определяется Таможенным кодексом РФ, а также другими законами и международными договорами. Если международным договором РФ установлены иные правила нежели предусмотренные российским таможенным законодательством, применяются правила международного договора.

В задачи таможенных органов входит участие в разработке таможенной политики России и реализация этой политики, организация и совершенствование таможенного дела, обеспечение экономической безопасности и единства таможенной территории РФ, защита экономических интересов РФ, обеспечение участия РФ в международном сотрудничестве по таможенным вопросам.

Таможенные органы составляют единую централизованную систему, в которую входят:

— Государственный таможенный комитет РФ;

— региональные таможенные управления РФ;

В систему таможенных органов входят также таможенные лаборатории научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, вычислительные центры и другие предприятия и организации, подведомствен­ные Государственному таможенному комитету РФ.

Возглавляет систему таможенных органов Государственный таможен­ный комитет, которым руководит Председатель, назначаемый на долж­ность и освобождаемый от нее Президентом РФ. Заместители Председателя назначаются на должность Правительством РФ. При Председателе образо­вана коллегия в качестве совещательного органа, рассматривающая важнейшие вопросы таможенного дела. В ее состав входят, помимо Председателя и его заместителей, другие руководящие работники таможенных органов. При Государственном таможенном комитете действует также Консультативный совет по таможенной политике.

Государственный таможенный комитет осуществляет руководство нижестоящими таможенными органами. Структурно он состоит из управлений и отделов, каждый из которых осуществляет деятельность в каком-либо одном направлении. В его состав входят такие подразделения, как Управление ор­ганизации таможенного контроля, Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил, Правовое управление, Таможенное уп­равление, Управление федеральных таможенных доходов, Управление тамо­женной статистики и анализа, Отдел валютного контроля, Отдел собствен­ной безопасности. Относительно недавно в Государственном таможенном комитете создан Оперативный центр, осуществляющий организацию опера­тивной деятельности по борьбе с преступлениями в сфере таможенного де­ла. Государственный таможенный комитет РФ осуществляет организацион­ные и контрольные функции, определяет структуру таможенной системы, реорганизует и ликвидирует таможенные управления, таможни, определяет их правовой статус.

Обращения в правоохранительные органы. Наряду со специализированными природоохранными органами существуют правоохранительные органы, .

Система таможенных органов

Собственно таможенное дело ведет единая система таможенных органов, которые, относясь к исполнительной власти, имеют конкретные цели формирования, осуществляют государственные исполнительно-распорядительные функции, наделены определенной компетенцией, образуются вышестоящими органами управления, подотчетны и подконтрольны им и ответственны за свою деятельность перед государством и гражданами.

Таможенный орган представляет собой федеральный государственный орган исполнительной власти, наделенный специальной компетенцией в области таможенного дела и выполняющий задачу содействия развитию внешней торговли.

Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему, в которую входят:

1) ФТС России;
2) региональные таможенные управления;
3) таможни;
4) таможенные посты.

Таможенная система включает в себя также учреждения, подведомственные непосредственно ФТС России (таможенные лаборатории, учебные заведения, вычислительные центры и др.). В ведении ФТС России могут находиться государственные унитарные предприятия, деятельность которых способствует решению задач, возложенных на таможенные органы.

Российская таможенная служба — одна из крупнейших в мире, она насчитывает около 70 тыс. человек и включает в себя 11 региональных таможенных управлений, 136 таможен, и 708 таможенных постов. В ее структуре также действует Российская таможенная академия, признанная Всемирной таможенной организацией одним из своих региональных учебных центров.

Все звенья системы являются федеральными и не подчиняются органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и общественным объединениям. Каждый нижестоящий таможенный орган подчинен по вертикали только вышестоящим таможенным органам, контролирующим его деятельность.

Места нахождения таможенных органов определяются исходя из объема пассажиро- и товаропотоков, транспортных организаций, интенсивности развития внешнеэкономических связей отдельных регионов, потребностей экспортеров, импортеров, других участников ВЭД, а также иных факторов. Как правило, таможенные органы находятся в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, в помещениях, находящихся в федеральной собственности.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации, является ФТС России. Эта служба находится в ведении Правительства РФ.

Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов, а также компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности таможенных органов определяются ФТС России.

Таможенная служба вправе создавать специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.

Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании положений, утверждаемых ФТС России.

В систему таможенных органов также входят не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые учреждаются ФТС России для обеспечения деятельности таможенных органов.

Деятельность таможенных органов основана на принципах: законности, равенства лиц перед законом; единства системы таможенных органов и централизованного руководства; профессионализма и компетентности должностных лиц; ясности, предсказуемости и гласности действий; единообразия правоприменительной практики при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций; недопущения возложения на участников ВЭД чрезмерных и неоправданных издержек; применения современных информационных технологий.

Таможенные органы РФ выполняют следующие основные функции:

— осуществляют таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;
— взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;
— обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;
— обеспечивают, если иное не установлено законодательством РФ, соблюдение установленных в соответствии с международными договорами государств — членов ТС и законодательством РФ запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;
— обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;
— ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации;
— осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу;
— ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;
— обеспечивают выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
— осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;
— проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела.

Федеральная таможенная служба в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ № 459, представляет собой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой и другими преступлениями и административными правонарушениями. Основными полномочиями ФТС России являются:

— обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;
— осуществление таможенного оформления и таможенного контроля;
— производство по делам об административных правонарушениях, проведение оперативно-розыскной деятельности и дознания;
— осуществление валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через границу;
— ведение реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;
— обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;
— осуществление функций главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание ФТС России;
— обеспечение участия России в международном сотрудничестве по таможенным вопросам.

В соответствии с возложенными задачами ФТС России выполняет и другие функции, связанные с совершенствованием экономических и организационных механизмов таможенной политики; повышением эффективности таможенного контроля; организацией борьбы с контрабандой, иными преступлениями и правонарушениями, посягающими на деятельность таможенных органов; принятием мер по защите прав и интересов граждан, предприятий и организаций при осуществлении таможенного дела; с участием в деятельности международных организаций и развитием сотрудничества с таможенными органами иностранных государств; созданием и развитием сети таможенных органов и обеспечением подготовки и переподготовки персонала, и выполняет другие обязанности в соответствии с действующим законодательством.

Для осуществления перечисленных функций ФТС России имеет право:

— создавать, реорганизовывать и ликвидировать таможенные посты, специализированные таможенные органы;
— определять регион деятельности таможенных органов;
— утверждать общие или индивидуальные положения о таможенных органах;
— взаимодействовать с государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, а также с должностными лицами и гражданами как в Российской Федерации, так и за границей; запрашивать и получать у них документы и сведения, необходимые для выполнения возложенных на нее функций;
— образовывать координационные и экспертные советы, привлекать на договорной основе ученых и специалистов, включая зарубежных, для решения проблем организации таможенного дела, а также осуществлять издательскую деятельность.

В связи с введением ТК ТС полномочия ФТС России по регулированию правоотношений в сфере таможенного дела существенно сокращены. За ФТС России остается лишь механизм реализации тех требований и ограничений, которые непосредственно установлены ТК ТС, порядок (последовательность) совершения действий при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, утверждение форм некоторых документов, используемых в таможенных целях, технические требования, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства ТС.

Региональные таможенные управления входят в единую систему таможенных органов, непосредственно подчинены ФТС России и осуществляют свою деятельность на части территории РФ, не всегда совпадающей с ее административно-территориальным делением. В непосредственном подчинении региональных таможенных управлений находятся расположенные на территории их деятельности таможни и таможенные посты, за исключением тех, которые подчинены непосредственно ФТС России.

Региональное таможенное управление — орган управленческий и сам непосредственно таможенными процедурами не занимается. Он осуществляет реализацию таможенной практики и контроль на региональном уровне; разрабатывает меры, направленные на сохранение единства таможенной территории; применение в регионе ограничений и запретов в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу; кадровое, социально-бытовое, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности подчиненных ему таможенных органов, взаимодействует с местными органами государственной власти и органами местного самоуправления и осуществляет другие функции, аналогичные функциям ФТС России с учетом объема предоставленных ему полномочий.

Помимо региональных таможенных управлений в системе таможенных органов функционируют специализированные региональные таможенные управления. Они решают задачи всех таможенных органов, но не входят в структуру центрального аппарата ФТС России. К ним относятся следующие управления: оперативно-поисковое, радиоэлектронной безопасности, специальных операций и центральное экспертно-криминалистическое.

Таможни являются нижестоящим звеном по отношению к региональным таможенным управлениям. Территория их деятельности определяется ФТС России по согласованию с Минэкономразвития России и может не совпадать с административными границами субъектов РФ. В непосредственном подчинении таможен находятся таможенные посты, за исключением тех, которые подчинены непосредственно ФТС России. Обычно в региональное таможенное управление входит несколько таможен. Таможни — органы, через которые ввозятся в страну и вывозятся с ее территории все экспортируемые и импортируемые товары, а также багаж, почтовые отправления и другие грузы. Таможни — юридические лица и проводят весь объем операций в соответствии с установленными полномочиями, включая таможенное оформление и контроль, борьбу с нарушениями таможенных правил, содействие развитию внешнеэкономических связей субъектов РФ, юридических и физических лиц, лицензирование отдельных видов деятельности, обеспечение своевременного и полного перечисления в бюджет таможенных платежей, других налогов и сборов и иные функции. Как правоохранительный орган таможня реализует полномочия, связанные с исполнением законодательства об уголовной и административной ответственности за нарушение таможенных правил. В зависимости от расположения все таможни можно разделить на внутренние и пограничные. С учетом специфики проводимых операций их классифицируют как сухопутные, морские, речные, воздушные. Ряд таможен являются специализированными и подчинены непосредственно ФТС России: Внуковская, Домодедовская, Центральная базовая, Центральная акцизная, Центральная (Кинологический центр ФТС России), Центральная энергетическая и Шереметьевская.

Таможенный пост — низовое звено системы таможенных органов. Определение территории его деятельности, создание, реорганизация, ликвидация, а также назначение начальника таможенного поста относятся к полномочиям руководителя регионального таможенного управления, кроме тех случаев, когда таможенный пост подчинен непосредственно ФТС России. Таможенный пост является правоохранительным органом и может быть наделен статусом юридического лица. Таможенный пост уполномочен в полном объеме проводить таможенное оформление и таможенный контроль в определенном пункте или на конкретной территории. В тех случаях, когда он получил статус юридического лица, таможенный пост является структурным элементом таможни. Распределение полномочий и особенности деятельности таможенных органов разного уровня определяются положениями, утвержденными руководителем ФТС России.

Характер деятельности сотрудников таможенных органов, подчеркивающий их правоохранительную функцию, установлен Федеральным законом № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации». В соответствии с этим законом служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан РФ, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации полномочий таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов РФ. Закон о таможенном регулировании (гл. 2, 3) определяет обязанности, правомочия и ответственность таможенных органов и должностных лиц, осуществляющих таможенную деятельность.

Таможенные органы действуют взаимосвязанно с различными государственными службами, исполняющими свои специфические функции, но так или иначе соприкасающимися с интересами обеспечения таможенного регулирования и фактически участвующими в таможенном регулировании внешнеторговой деятельности. К таким службам можно отнести Федеральную пограничную службу, ФСБ России, прокуратуры, МВД России, органы наркоконтроля и др.

Таможенное дело
Таможенная декларация, таможенный декларант
Таможенное регулирование
Таможенные процедуры

Назад | | Вверх

Таможенные органы: понятие, структура, система и принципы деятельности

Таможенные органы – это часть правоохранительных структур, которая осуществляет защиту экономической безопасности и суверенитета, контролирует условия и порядок перемещения товаров и транспорта через границу, взимает и оформляет соответствующие платежи.

Таможенной границей служат параметры свободных складов и экономических зон. А также все пределы территории РФ. Эта таможенная территория обеспечивается законностью и правопорядком, защитой прав и интересов всех граждан, общества, организаций и государства посредством системы определённых органов. Нарушение законодательства и правил в этой сфере (например, случаи контрабанды) влекут за собой уголовную и административную ответственность.

Таможенные органы существуют в целях как экономических, так и правоохранительных. Последние направлены на поддержание безопасности государства, окружающей среды, здоровья и жизни людей. Экономические цели, которые преследуют таможенные органы, это пополнение доходов госбюджета, защита интересов российских производителей за счёт установления ограничений, квот и тарифов.

Конституция РФ предписывает исключительную монополию государства на всю таможенную деятельность. Обеспечивает это ряд факторов:

  • Единая таможенная политика.
  • Единство границы и территории.
  • Единая система и общая регламентация деятельности, которую проводят таможенные органы.

Организация и правовая основа определена Таможенным кодексом РФ, а также отдельными законами и подзаконными актами, международными договорами. Если же другие страны с Россией устанавливают иные правила, не предусмотренные отечественным законодательством, то согласно Конституции можно применять правила международных договоров. Задачи, которые решает система таможенных органов, следующие:

  1. Разработка соответствующей политики РФ, её реализация.
  2. Участие в организации и совершенствовании системы ведомства.
  3. Обеспечение единства таможенной территории и безопасности экономики РФ.
  4. Защита интересов экономики РФ.
  5. Международное сотрудничество в области таможенных вопросов и проблем.

Система таможенных органов

Это единая централизованная система, в которую входят следующие государственные органы:

  • Гос. таможенный комитет Российской Федерации.
  • Управления по таможне в регионах Российской Федерации.
  • Собственно ведомства.
  • Посты.

Есть в этой системе также специальные подразделения: лаборатории, научные, исследовательские и образовательные учреждения, вычислительные центры, другие организации и предприятия. Таможенные органы РФ возглавляются Государственным таможенным комитетом с председателем. Его назначает на должность и освобождает от неё президент России. Коллегия, образованная как совещательный орган при председателе, рассматривает самые важные вопросы. В её составе находится не только председатель с заместителями, но и другие компетентные работники. Также при Комитете функционирует Консультативный совет, контролирующий таможенные органы РФ. Он также рассматривает и анализирует проводимую ведомством политику.

Таможенный комитет

Система таможенных органов возглавляется, как уже было сказано, Государственным таможенным комитетом. Это ведомство руководит всеми нижестоящими структурными подразделениями. Состоит он из многих управлений, распределённых по направлениям деятельности: контроля, доходов, анализа и статистики, правовой и таможенный отделы, центры валютного контроля, безопасности, по борьбе с контрабандой и преступлениями этой сферы. Государственным таможенным комитетом России осуществляются контрольные и организационные функции, определяются соответствующие органы РФ, реорганизуются и ликвидируются профильные управления, определяется правовой статус.

Таможенные управления

Деятельность таможенных органов в регионах осуществляется на основе организации таможенного дела. Сюда также входит руководство постами на этой территории, отнюдь не совпадающей с административным делением России. Они финансируют подчинённые единицы, взаимодействуют с местным самоуправлением и другими органами правопорядка и коммерческими структурами.

Сейчас создано и действуют на территории России десять таможенных управлений в регионах. Это Татарское, Дагестанское, Западно-Сибирское, Московское, Уральское, Поволжское, Восточно-Сибирское, Северо-Кавказское, Дальневосточное и Севоро-Западное. Существуют пограничные таможни и внутренние. То есть те, которые создаются на границе и те, что действуют внутри территории страны. Таможня – лицо юридическое, имеющее свою печать и собственные счета в банках. Это позволяет ей проводить таможенное регулирование самостоятельно.

Таможенный пост

Это полностью уполномоченное подразделение. Объект, способный проводить контроль и оформление на конкретной территории определённого пункта, — это таможенный пост. Юридическим лицом он сам по себе не является, но выполняет следующие функции:

  1. Взимание таможенных пошлин, налогов и прочих таможенных платежей.
  2. Обеспечение соблюдения разрешительного порядка в перемещении транспорта и товаров через границу Российской Федерации.
  3. Борьба с контрабандой и прочими нарушениями правил таможни и налогового законодательства.
  4. Профильная статистика внешней торговли и специальные данные по Российской Федерации.
  5. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности.
  6. Контроль за вывозом из страны стратегических и прочих жизненно важных материалов для интересов Российской Федерации.
  7. Валютный контроль в пределах компетенции.
  8. Выполнение всех международных обязательств, касающихся таможни.
  9. Многие другие функции.

Органы таможенного контроля

В них работают уполномоченные лица. Именно они в этой сфере совершают управление. Таможенными органами РФ также проводится контроль посредством проверки сведений и документов. Работники ведомства проводят досмотр транспортных средств, товаров и физических лиц посредством учёта, устного опроса, проверки всех систем отчётности, осмотра территорий и складов хранения, точек беспошлинной торговли и свободных зон. Словом, всех тех мест, где надлежит провести соответствующий контроль.

Поскольку таможенное регулирование является одной из функций государственного аппарата РФ, к компетенции контроля относится и управление всей этой сферой. ФТС РФ имеет право создавать необходимые вспомогательные структуры. Это таможенные учреждения, органы и предприятия, а также представительства за рубежом. Это единая централизованная система, где регулирование осуществляется систематически и непрерывно.

В свете закона о таможенном регулировании этим органам предписаны следующие функции.

  • Контроль и совершенствование метода необходимых на границе операций.
  • Помощь в развитии внешней торговли России, внешнеэкономических связей всех субъектов, в ускорении товарооборота.
  • Ведение специальной статистики таможни и внешней торговли.
  • Взимание налогов, компенсационных, специальных, антидемпинговых пошлин,. Взимание сборов, а также контроль своевременности уплаты и правильности исчисления.
  • Соблюдение порядка при перемещении транспорта международных перевозок и товаров через границу Таможенного союза.
  • Соблюдение ограничений и запретов относительно товаров, ввозимых и вывозимых из РФ, которые установлены законодательством.
  • Защита прав на интеллектуальную собственность.
  • Выявление, предупреждение, а затем и пресечение административных правонарушений и преступлений, находящихся в компетенции органов.
  • Принятие мер по защите общественного порядка, государственной безопасности, здоровья и жизни человека, его нравственности, по охране окружающей среды, животных и растений, а также защита интересов потребителей тех товаров, что ввозятся в РФ.
  • Контроль валютных операций, которые связаны с перемещением товаров в РФ и из РФ через границу.
  • Содействие в развитии транзитного и экспортного потенциала РФ, оптимизация структуры экспорта и содействие интересам отечественных производителей.
  • Меры противодействия легализации доходов, которые получены преступным путём. А также финансированию терроризма при перемещении через границу валюты, ценных бумаг и дорожных чеков.
  • Информирование и консультирование по таможенному делу, разъяснение прав и обязанностей заинтересованным лицам, содействие участникам внешнеэкономических связей при совершении операций на таможне.
  • Выполнение международных обязательств РФ в области таможенного дела, сотрудничество с компетентными органами других государств, а также организациями, которые занимаются этим делом.
  • Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области деятельности таможни.

Исходя из вышеизложенного, функции таможенных органов можно классифицировать следующим образом. Первая группа – основные, то есть внешние, отраслевые. Их можно реализовать лишь на уровне административных отношений: таможенный контроль, информирование, взимание платежей, предоставление льгот и так далее. Вторая группа обеспечивает управление органами. Это внутренние функции – финансовая, плановая, кадровая, материально-техническая и остальная деятельность, обеспечивающие работу организационного характера.

Права таможенных органов

Выполняя возложенные на них функции, таможенные органы могут использовать следующие права:

  • Требовать сведения и документы.
  • Проверять у должностных лиц и граждан, участвующих в таможенной операции, документ, удостоверяющий личность.
  • Требовать от юридических и физических лиц подтверждение полномочий на деятельность.
  • Осуществлять оперативно-розыскную деятельность, чтобы выявить, предупредить, пресечь и раскрыть преступление в пределах компетенции, которая определена законодательством РФ.
  • Осуществлять неотложные следственные действия и дознание в пределах компетенции и в том порядке, что определён законодательством РФ.
  • Привлекать к административной ответственности.
  • Использовать средства связи или транспорт, принадлежащие общественным объединениям или организациям для предотвращения преступлений.
  • Задерживать и доставлять в служебные помещения лиц, которые подозреваются в совершении преступлений, административных правонарушений или тех, что пребывают в границах таможенного дела.
  • Ведение документирования, аудио- и видеозаписи, фото- и киносъёмки событий и фактов, которые связаны с ввозом в РФ и вывозом из РФ товаров, с осуществлением перевозок и хранения, что находятся под контролем таможни, а также совершение грузовых перевозок или иных операций.
  • Другие многочисленные права.

Органам же государственной власти в субъектах РФ, а также местного самоуправления и любым общественным организациям вмешиваться в деятельность таможенных ведомств при осуществлении ними соответствующих функций запрещено.

2. Единая система таможенных органов: краткая характеристика, признаки единства, принципы построения взаимоотношений

Единую систему таможенных органов России в общем виде можно определить как обусловленную функциональной общностью совокупность самостоятельных звеньев, характеризующуюся едиными целями и задачами, а также вертикальной подчиненностью нижестоящих звеньев вышестоящим.

Эта система имеет четыре звена: 1)

федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, каковым (за исключением нормотворческих функций) является Федеральная таможенная служба (ФТС России); 2)

региональные таможенные управления; 3)

Четырехзвенная структура системы таможенных органов имеет законодательное закрепление и отражена в ч. 1 ст. 402 ТК РФ.

Взаимоотношения в системе таможенных органов основываются на принципе сочетания централизации и децентрализации. Централизация выражается в строгой иерархической подчиненности и подконтрольности нижестоящих органов системы таможенных органов вышестоящим. Децентрализация проявляется в наличии у каждого таможенного органа строго определенной компетенции по осуществлению таможенного дела на подведомственной ему территории и сочетании единого централизованного руководства с инициативой и ответственностью нижестоящих таможенных органов за выполнение возложенных на них функций.

Таможенные органы выполняют возложенные на них функции на единой правовой основе. Единство системы таможенных органов подчеркнуто также наличием у них единой государственной символики: все таможенные органы имеют свой флаг, находящиеся в их распоряжении морские и речные суда — вымпел, а автотранспортные средства и воздушные суда — опознавательный знак (эмблему таможенных органов).

Система таможенных органов (2)

Главная > Реферат >Таможенная система

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4

1.1. Место таможенных органов Российской Федерации в системе государственных органов 4

1.2. Структура таможенных органов 11

ГЛАВА 2. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17

2.1. Федеральная таможенная служба и Региональные таможенные управления 17

2.2. Таможни и таможенные посты 29

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51

Приложение 1 55

ПРИЛОЖЕНИЕ: Региональные таможенные управления (РТУ)……………56

Становление рыночных экономических отношений в России вызывает необходимость видоизменения механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Таможенная система России в этом механизме представляет собой один из основных инструментов, обеспечивающих необходимое взаимодействие национальной экономики с мировым хозяйством. Современная таможенная система должна обладать способностью быстро адаптироваться к новым требованиям и гармонично соединять в своей деятельности экономические и административно-правовые средства регулирования.

Проблема выяснения места и роли таможенных органов в механизме государства на современном этапе вызывает не только теоретический, но и практический интерес. Фундаментальные преобразования в экономической и политической жизни российского общества со всей определенностью ставят на повестку дня вопрос о необходимости коренного пересмотра роли и места властных структур в системе жизнеобеспечения общества, особенно в экономической и социальной сферах.

Особенности развития законодательства о таможенных органах отражают своеобразие их исторического развития, государственно-правовых форм и политического строя. Не менее важный аспект — это практическая организация деятельности таможенных органов, от которой в значительной степени зависит эффективность их работы.

В связи с тем, что система таможенных органов в России достаточно молода, потребность в исследовании нормативно-правовой базы их деятельности очевидна.

Все вышесказанное обуславливает актуальность данной темы на сегодняшний день.

Объект исследования составляет система таможенных органов, взаимодействующая с другими государственными органами в механизме государства.

Предметом исследования является структура и механизм функционирования системы таможенных органов Российской Федерации как целостной системы выполняющей задачи по обеспечению экономической безопасности государств и борьбе с таможенными правонарушениями.

Целью данной дипломной работы – является изучение системы таможенных органов Российской Федерации, анализ нормативно-правовых актов регламентирующих деятельность таможенных органов и поиск путей оптимизации этой деятельности.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— рассмотреть место таможенных органов РФ в системе государственных органов;

— проанализировать структуру таможенных органов;

— рассмотреть сущность и функции Федеральной таможенной службы и региональных таможенных управлений;

— рассмотреть основные права и функции таможни и таможенных постов.

Цель и задачи дипломной работы определили ее структуру. Дипломная работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы и приложений.

При написании дипломной работы использовался разнообразный монографический материал, в частности труды таких авторов как Бахрах Д.Н., Ноздрачев А.Н., Марков Л.Н., данные периодической печати и нормативно-правовые акты РФ.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


1.1. Место таможенных органов Российской Федерации в системе государственных органов

Обеспечение экономической безопасности — задача стратегическая. Экономическая безопасность — это устойчивый экономический порядок, составная часть внутренней и внешней политики Российского государства. Нарушение экономической безопасности наносит ущерб национальной экономике и интересам государства. Общие направления реализации этой концепции определяются высшими государственными органами, в первую очередь Президентом и Правительством России, Политику экономической безопасности реализуют многие государственные структуры:

правоохранительные органы, финансовые учреждения, внешнеэкономические ведомства.

Важное место в реализации этой политики занимает таможенная служба, которая в силу своего главного назначения — осуществлять контроль за перемещением через границу товаров — призвана защищать экономические интересы государства. А практическая деятельность таможенных органов — организация таможенного контроля, проведение мероприятий по борьбе с контрабандой, валютный контроль за экспортно-импортными операциями, своевременное и правильное взимание таможенных пошлин и сборов — в значительной мере обеспечивает экономическую безопасность Российской Федерации. 1

Таможенно-тарифное регулирование, новая для российской таможенной службы задача, является приоритетной в деятельности этой службы. Таможенно-тарифным регулированием занимаются все таможенные учреждения, для того чтобы обеспечить применение именно тех видов пошлин, которые не только способствуют эффективности международного оборота, расширению внешней торговли, но и отражают экономические интересы России и потребности внутреннего рынка. Помимо совершенствования таможенного тарифа и механизма его применения решение данной задачи предполагает разработку мероприятий по нетарифному регулированию.

В настоящее время содержание понятия «контрабанда» претерпело существенные изменения. С одной стороны, действия, которые несколько лет назад считались контрабандой и карались уголовным наказанием, сегодня признаются законными (например, ввоз и вывоз гражданами определенного количества иностранной валюты без соответствующих документов). С другой стороны, широко распространились ранее не встречавшиеся виды контрабанды, которые связаны с незаконным вывозом сырьевых ресурсов: экспорт сырья по подложным лицензиям, неправильная спецификация товаров, многое другое. Для успешной борьбы с контрабандой сотрудникам таможенной службы необходимо быстро ориентироваться в изменяющейся ситуации и вовремя принимать меры оперативного реагирования. 1

Традиционно борьбу с контрабандой таможенные учреждения ведут совместно с правоохранительными органами. В последние годы компетенция органов таможенного контроля в этой сфере значительно расширена. Еще по Таможенному кодексу СССР 1991 г. они получили право на выполнение следственных действий — ведение дознания по делам о контрабанде. В Таможенном кодексе Российской Федерации полномочия таможенных органов по дознанию не только сохранены, но и расширены.

Для реализации всего комплекса мероприятий, составляющих таможенное дело (взимание таможенных платежей, таможенное оформление, таможенный контроль и т.д.), создаются таможенные органы, составляющие единую систему, в которую входят:

— Федеральная таможенная служба России (ФТС);

— региональные таможенные управления;

Таможенные органы составляют единую централизованную систему.

Единство системы таможенных органов обусловлено единством цели и задач таможенных органов (ст. 1 ТК РФ), единством таможенной территории (п. 1 ст. 2 ТК РФ), а также единством выполняемых функций (ст. 403 ТК РФ).

Система таможенных органов представляет собою совокупность государственных органов, построенную иерархически в соответствии с их компетенцией. Возглавляет систему таможенных органов, объединяет и направляет их деятельность Федеральная таможенная служба России (ФТС).

Нижестоящие таможенные органы подчиняются вышестоящим. В свою очередь, вышестоящие таможенные органы направляют и контролируют деятельность нижестоящих. Решения вышестоящих таможенных органов обязательны для нижестоящих. При этом единое централизованное руководство в системе таможенных органов не должно подавлять инициативу нижестоящих таможенных органов, которые, в свою очередь, ответственны за выполнение возложенных на них задач на подведомственных территориях.

Все четыре звена системы таможенных органов являются федеральными органами. Они предназначены для реализации полномочий федеральной власти в сфере таможенного регулирования и финансируются за счет средств федерального бюджета. Органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, а также общественные объединения не вправе вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций (п. 2 ст. 401 ТК РФ). 1

Таможенные органы являются правоохранительными органами. ТК РФ 2003 г. в отличие ТК РФ 1993 г. не содержит такой нормы. Однако правоохранительный характер деятельности таможенных органов вытекает из выполняемых ими функций (в соответствии с п. 6 ст. 403 ТК РФ таможенные органы ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, других товаров и предметов, кроме того, оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации), а также из закрепляемых за ними полномочий (право должностных лиц таможенных органов применять физическую силу, специальные средства и оружие).

Законодательство РФ, к сожалению, не содержит исчерпывающего определения правоохранительных органов. В юридической науке под правоохранительными органами понимаются «такие государственные органы и общественные организации, которые всей своей деятельностью на основе закона, в соответствующих формах и на демократических принципах призваны обеспечить законность и правопорядок, защиту прав и интересов граждан, трудовых коллективов, общества и государства, предупреждать и пресекать правонарушения, применять государственное принуждение или общественное воздействие к лицам, нарушившим законность и правопорядок» 1 .

Деятельность правоохранительных органов характеризуется рядом отличительных черт.

1. Правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, который в ряде случаев предусматривает для этого определенную процессуальную форму.

2. Правоохранительная деятельность может осуществляться только лицами, состоящими на службе в правоохранительных органах.

3. Результаты правоохранительной деятельности достигаются реализацией следующих функций: конституционного контроля, отправления правосудия, прокурорского надзора, расследования преступлений, оперативно-розыскной деятельности, исполнения судебных решений, оказания юридической помощи и защиты по уголовным делам, предупреждения преступлений и иных правонарушений. Перечисленные функции выполняются правоохранительными органами в соответствии с основополагающими принципами разделения властей. При этом одноименные функции выполняются различными правоохранительными органами при разграничении их подведомственности, подследственности или подсудности.

4. Решения правоохранительных органов представляют собой меры юридического воздействия, принимаемые на основе закона и с учетом конкретных обстоятельств, в связи с которыми было осуществлено вмешательство правоохранительных органов.

5. Правоохранительные органы действуют только при наличии конкретного повода — факта правонарушения или необходимости предупреждения его совершения.

6. Законные решения и обоснованные требования правоохранительных органов подлежат обязательному выполнению всеми гражданами и должностными лицами.

7. Решения правоохранительных органов, затрагивающие права и интересы граждан, а также интересы государства, различных организаций (государственных, частных, общественных), могут быть обжалованы в установленном порядке.

Популярное:

  • Охарактеризуйте признаки административного правонарушения Лекция 8. Административная ответственность 8.2. Административное правонарушение и его признаки Административные правонарушения — достаточно разнообразный и распространенный вид юридических проступков, общим объектом которых выступают отношения в сфере […]
  • Вещное обязательственное и наследственное право по русской правде кратко 7. Характеристика гражданско-правовых отношений по Русской Правде Древнерусское законодательство знало довольно развитую систему норм, регулирующих имущественные отношения, т.е. то, что сегодня называют гражданским правом. В Русской Правде отражаются […]
  • Выборные и иные органы местного самоуправления ВИДЫ И СТРУКТУРА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным. По действующему федеральному законодательству образование органов местного самоуправления, назначение […]
  • Форма сделок и последствия ее несоблюдения шпаргалка Форма сделок и последствия ее несоблюдения. Форма сделки – способ выражения воли, т.е. способ волеизъявления. 1) Устная сделка – путем словесного выражения воли. Сделка, которая может быть совершена устно, считается совершенной и при отсутствии словесного […]
  • 3 система права рф СИСТЕМА ПРАВА Система права – это представленная в совокупной связи отраслей права общеобязательная воля господствующего класса или всего общества. В юридической литературе система права определяется как его внутреннее строение, которое выражается в […]
  • Статья в конституции рф о разделении властей Конституционное право России Учебники для вузов 3.2.9. Осуществление государственной власти и разделение властей В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на […]
  • Перечень отчетов ооо на усн Перечень отчетов ооо на усн Уведомление о переходе на УСН необходимо подать в ИФНС в течение 30 дней со дня регистрации. Сдача отчетности в Инспекцию Федеральной налоговой службы (ИФНС): 1) Декларацию по УСН в срок не позднее 31 марта следующего года (1 раз […]
  • Как сказать начальнику что я хочу уволиться Увольняюсь | Как сказать начальнику о том, что хочу уволиться? 0) Хочу пригласить Вас осознать несколько вещей: – Любой работник не собственность и не крепостной своего начальника. Чувствовать вину за уход от него – противоестественно. – У любого […]
Система таможенных органов рф определение