Процедура выборов в местные органы власти

Статья 3. Установление сроков и порядка проведения выборов

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ в статью 3 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 3. Установление сроков и порядка проведения выборов

1. Выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления проводятся в соответствии с уставами муниципальных образований в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации, принятыми в соответствии со статьей 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

2. В субъектах Российской Федерации или отдельных муниципальных образованиях, в которых не были назначены даты проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления за три месяца до истечения срока, указанного в пункте 1 статьи 58 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», выборы проводятся в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

3. В случае, если законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не приняты законы, устанавливающие порядок проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, то выборы проводятся:

при наличии правомочных представительных органов местного самоуправления — в порядке, устанавливаемом временными положениями о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, принимаемыми представительными органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, или по решению представительного органа местного самоуправления в порядке, установленном прилагаемым к настоящему Федеральному закону Временным положением о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления;

при отсутствии правомочных представительных органов местного самоуправления — в порядке, установленном прилагаемым к настоящему Федеральному закону Временным положением о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

4. Временные положения применяются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также при назначении даты выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления до принятия в субъектах Российской Федерации соответствующих законов.

5. В случаях установления нарушений конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления по основаниям, перечисленным в пункте 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, порядок назначения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления определяется решением суда общей юрисдикции в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

6. Решение суда, предусмотренное пунктом 5 настоящей статьи, принимается в случае, если:

в срок, установленный в пункте 2 настоящей статьи, выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления не назначены либо назначены на срок, не соответствующий сроку, указанному в пункте 1 статьи 58 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

полномочия органов местного самоуправления осуществляются должностными лицами, назначенными в порядке, противоречащем законодательству;

истекли установленные сроки полномочий представительных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки;

отсутствуют органы или должностные лица, уполномоченные назначить выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

муниципальные образования упразднены, объединены или преобразованы в порядке, противоречащем законодательству;

органы местного самоуправления упразднены или самораспущены в порядке, противоречащем законодательству, либо фактически перестали исполнять свои полномочия;

в нарушение законодательства не реализуются конституционные права граждан, проживающих на территории муниципального образования, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления муниципального образования.

7. Верховные суды республик, краевые суды, областные суды, суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, суд автономной области и суды автономных округов рассматривают в первой инстанции дела об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Участие прокурора в деле обязательно.

8. Дела об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления рассматриваются судом в течение десяти дней со дня получения заявления прокурора или жалобы.

9. В решении суда указываются:

основания для назначения даты выборов, избирательная комиссия, которая должна ее назначить, и срок, в течение которого должна быть назначена дата выборов;

нормативный правовой акт, на основании которого в соответствии с пунктами 1, 3 и 10 настоящей статьи будут проводиться выборы;

в случае принятия решения в обеспечение конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в представительный орган местного самоуправления — срок полномочий и число депутатов представительного органа местного самоуправления;

в случае принятия решения в обеспечение конституционных прав граждан Российской Федерации избирать должностное лицо местного самоуправления и быть избранными должностным лицом местного самоуправления — наименование выборной должности местного самоуправления, предусмотренной уставом муниципального образования, и срок полномочий лица, замещающего эту должность, определяемый в соответствии с настоящим Федеральным законом;

орган местного самоуправления или глава муниципального образования либо в соответствии с уставом муниципального образования иное должностное лицо местного самоуправления, на которых возлагается исполнение решения суда в части обеспечения проведения выборов в соответствии с нормативным правовым актом, определенным судом. В случае отсутствия правомочных органов местного самоуправления или должностных лиц местного самоуправления исполнение решения суда в части обеспечения проведения выборов в соответствии с нормативным правовым актом, указанным судом, возлагается на исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

10. Если законы субъекта Российской Федерации, принятые в соответствии со статьей 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не содержат норм, регулирующих порядок проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в случае отсутствия правомочных представительных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, то суд в своем решении может установить в качестве нормативного правового акта, на основании которого будут проводиться выборы, прилагаемое к настоящему Федеральному закону Временное положение о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, или принять решение о применении отдельных его положений в дополнение к соответствующему закону субъекта Российской Федерации.

11. В случае совпадения даты выборов депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления с датой выборов в органы государственной власти проведение указанных выборов может быть возложено на соответствующие территориальные избирательные комиссии по выборам в органы государственной власти с использованием общих избирательных участков, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

12. Срок полномочий избираемых в соответствии с настоящим Федеральным законом депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления равен соответствующему сроку полномочий, установленному в уставе муниципального образования. Если устав муниципального образования не принят, не вступил в силу или если данным уставом не установлен срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, то соответствующий срок полномочий определяется решением суда на основании нормативных правовых актов, в соответствии с которыми по решению суда будут проводиться выборы. Если в определенном судом нормативном правовом акте срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления не установлен, то он определяется решением суда и составляет два года.

См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона

Процедура выборов в местные органы власти

Актуальность исследования объясняется существующим противоречием между избирательными предпочтениями при формировании местного самоуправления и затруднённостью реализации данных ожиданий в условиях действующего избирательного законодательства. Таким образом, цель исследования заключается в определении степени правовой разработанности процедур формирования органов местного самоуправления.

Роль местного самоуправления в государстве в разных странах и в разные исторические эпохи не была одинаковой. Общепризнанными примерами расцвета местного самоуправления с максимальным избранием должностей и органов публичной власти, определявших высокую степень политической свободы и административно-хозяйственной самостоятельности, считаются античные демократии, вольные ганзейские города, Новгородская феодальная республика и др. Однако даже во времена жёсткой централизации и абсолютизации власти, например античной тирании Дионисия I, деспотии Ивана Грозного, тоталитарных режимов нового и новейшего времени, на уровне местного самоуправления сохранялись выборные и избираемые по жребию представительства и должности. История местного самоуправления обнаруживает многовековой опыт граждан в решении местных проблем, устоявшиеся традиции взаимодействия с государственной властью и максимальное разнообразие процедур вовлечения населения в муниципальную деятельность.

Конституция Российской Федерации признаёт, гарантирует местное самоуправление, раскрывает и закрепляет его сущность в статьях 3, 12, 15, 18, 24, 32, 33, 46, 68, 74, 97, 130-133, определяет, что «местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления» [1]. Статья 23 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 02.07.2013 № 185-ФЗ) фиксирует следующее определение муниципальных выборов — выборы, проводимые в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании [2]. В современной науке чаще всего под муниципальными выборами понимают избрание населением органов и должностных лиц местного самоуправления либо волеизъявление населения муниципального образования по определённому вопросу. Однако среди теоретиков права существуют и другие подходы к трактовке понятия «муниципальные выборы», уточняющие их сущность и особенности. Так, А.А. Замотаев, А.Я. Слива акцентируют внимание на форме непосредственного (прямого) волеизъявления граждан, ставя под сомнение возможность представительной демократии и иных способов формирования органов власти. И.В. Выдрин, А.Н. Кокотов указывают, что муниципальные выборы представляют собой «движение, сочетающее в себе формы представительной и непосредственной демократии», и обращают внимание на нетождественность понятий «выборы» и «избрание» в отношении кампаний местного уровня. В данном разрезе справедливым является положение, сформулированное И.И. Овчинниковым и А.Н. Писаревым, о многообразии форм избрания на местных выборах, в том числе охватывающих не только электоральные процедуры [8].

На местном уровне формирование органов публичной власти и замещение должностей может происходить несколькими способами. В обобщённом виде процедуры, применяемые на местном уровне, и их соотнесение с представлениями электората о демократии выглядят следующим образом. К наименее демократичным процедурам население относит: назначение (юридическое оформление должностного статуса лица, произведенное органом власти и выраженное в форме распорядительного документа); кооптацию (введение в состав коллегиального органа власти нового его члена собственным решением данного органа без проведения выборов). Процедуры, в большей степени позволяющие реализовать принципы демократии при формировании органов местного самоуправления: отбор (специализированная процедура изучения и оценки пригодности людей к овладению специальностью, достижению требуемого уровня мастерства и ус­пешного выполнения должностных обязанностей в публичной непрофессиональной дея­тельности); избрание жребием (совокупность правовых норм, регулирующих принятие определен­ных публично-властных решений посредством случайного выбора условного знака) [9]. Однако, по мнению С.М. Миронова, единственной процедурой, которая «не ведёт к разложению демократического правопорядка» и «к вытеснению граждан и их территориальных, политических и иных объединений на периферию политической системы» всё-таки остаются выборы. Институт выборов имеет ряд преимуществ перед институтами отбора и избрания жребием, так как в той или иной мере отражает сложившуюся на момент их проведения расстановку сил. Указанные институты иногда могут сочетаться друг с другом: при замещении должностей жребий может применяться в отношении лиц, предварительно избранных на выборах путем голосования; жребий может выполнять вспомогательную функцию в случае равенства голосов, поданных за кандидатов на выборах и т.п.

Исторически выборы и избирательные процедуры в Русском государстве получают юридическое оформление в XVI-XVII вв. К этому времени относится и правовое оформление местных выборов, которое связано с переносом на государственный уровень элементов выборных начал и народного представительства Великого Новгорода. Основными источниками общерусского права в этот период были: великое княжеское (царское) законодательство (жалованные, указные, духовные грамоты и указы), «приговоры» Боярской думы, постановления Земских соборов, отраслевые распоряжения приказов. К источникам, напрямую или косвенно закреплявшим выборность на местном уровне, можно отнести: Судебник 1550 г. (наряду с провозглашением единственного в России источника права и расширением полномочия выборных органов ввёл институт выборных представителей местного населения в суде и предоставил поддержку местного самоуправления); «Приговор царский о кормлениях и о службе» 1556 г. (ограничил наместничество и кормления, заложил основы выборности органов местного самоуправления); Протокол собрания (на местном уровне свидетельство избрания того или иного лица к земской службе, содержащий как перечень присутствовавших на сходе жителей, так и указание на избранных с детализацией полномочий) [10].

На современном этапе правовое регулирование муниципальных выборов осуществляется на трёх уровнях публичной власти — федеральном, региональном, муниципальном. Федеральный уровень правового регулирования муниципальных выборов представлен следующими нормативными правовыми актами:

  • Конституция РФ гарантирует право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления и участвовать в референдуме [1];
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ закрепляет право на назначение муниципальных выборов; формирование списков избирателей избирательных округов, участков, избирательных комиссий; выдвижение и регистрацию кандидатов; финансовое и информационное сопровождение выборов; организацию, осуществление голосования, подсчёт голосов, установление результатов выборов и обжалование их результатов; урегулирует ситуации недостаточности законодательной базы субъекта РФ по организации и проведению муниципальных выборов.
  • Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ регламентирует порядок реализации прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в нестандартных ситуациях при недостаточности законодательной основы местного самоуправления: муниципальные образования преобразованы в противоречащем закону порядке; полномочия органов местного самоуправления осуществляются назначенными органами государственной власти должностными лицами; истекли установленные сроки полномочий выборных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления и т.д.
  • Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ: конкретизирует вопросы местного значения, формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления, порядка назначения выборов представительным органом муниципального образования, процедуры выборов во вновь образованных муниципальных образованиях и т.д.
  • Федеральные законы, регулирующие иной тип общественных отношений, но содержащие нормы избирательного права и касающиеся организации и проведения муниципальных выборов: Федеральный закон «О Государственной системе Российской Федерации «Выборы» от 10 января 2003 г. №20-ФЗ, Федеральный закон «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ (с изменениями и дополнениями), Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. N 2124-1, Федеральный закон «О рекламе» от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ, Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ, Федеральный закон «Об электронной подписи», от 6 апреля 2011 г. №63-ФЗ, «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ, «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ, «Налоговый кодекс Российской Федерации» от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и др.
  • Нормативные правовые акты Центральной избирательной комиссии: Постановление ЦИК РФ «О порядке применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения в помещениях для голосования на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации» от 26 сентября 2012 г. № 142/1076-6), Постановление ЦИК РФ «О Рекомендациях по обеспечению реализации избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, при проведении выборов в Российской Федерации» от 20 мая 2015 г. №283/1668-6 и др.
  • Судебная практика Конституционного и Верховного судов Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 15.04.2014 № 11-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом Законодательного Собрания Владимирской области» 15 апреля 2014 года № 11-П «Конституционный Суд дал оценку конституционности положений пункта 1 статьи 65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»., Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 15 октября 2008 г. №25-ГО8-7 «Подсудность дел об оспаривании решений окружной избирательной комиссии определяется в зависимости от уровня соответствующих выборов», Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 8 октября 2008 г. № 4-ГО8-35 «Нарушение срока внесения соответствующих изменений в устав не является основанием для принятия судом решения об определении порядка назначения выборов депутатов представительного органа местного самоуправления» др. [2,3].

Правовое регулирование муниципальных выборов на федеральном уровне характеризует детальной проработанностью и значительным объёмом. Однако процесс детализации федерального законодательства вызвал общественную дискуссию по вопросу о «навязывании субъектам Российской Федерации правовых норм, не столько гарантирующих избирательные права граждан, сколько отражающих представление федерального законодательства о должном» [8]. В развитии данного тезиса в теории права сложилось направление, сторонники которого видят перспективу развития избирательного законодательства в придании федеральному регулированию региональных и местных выборов рамочного характера. Не смотря на спорность этого тезиса, приходиться констатировать тот факт, что всё чаще законы субъектов РФ о муниципальных выборах дублируют положения, урегулированные на федеральном уровне. В структурном плане законодательство субъектов РФ о муниципальных выборах представлено двумя видами региональных нормативных систем: к первой относятся регионы с одним законом о муниципальных выборах, ко второй — территории с отдельными законами о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления, о выборах глав муниципальных образований и иных должностных лиц местного самоуправления.

Законодательство о муниципальных выборах Новгородской области относится ко второму типу структурирования и состоит из Областных законов: «О выборах главы Муниципального образования Новгородской области» от 21 июня 2007 г. № 121-ОЗ (в редакции от 29.05.2015 N 777-ОЗ), «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Новгородкой области» от 30 июля 2007 г. № 147-ОЗ (в редакции от 29.05.2015 N 777-ОЗ), «О местном референдуме и опросе граждан в Новгородской области» от 29 мая 2007 г. №102-ОЗ (в редакции от 29.05.2015 N 777-ОЗ), «О сроке полномочий представительных органов муниципальных образований Новгородской области и порядке формирования представительных органов муниципальных районов Новгородской области, сроке полномочий и порядке избрания глав муниципальных образований Новгородской области» от 02.12.2014 г. № 674-ОЗ.

В отношении законодательства о референдуме, следует отметить, что оно не вызвало практических вопросов, вероятно, в силу минимального количества местных референдумов. В период с 2007 г. по настоящее время на территории Новгородской области прошёл один местный референдум и одно голосование по решению территориальных вопросов.

Выборы депутатов представительных органов муниципальных образований Новгородской области разнятся в зависимости от вида муниципального образования — поселение либо городской округ. Выборы депутатов представительного органа городского округа проводятся с применением мажоритарной, смешанной или пропорциональной избирательной системы, выборы депутатов представительного органа муниципального образования (за исключением городского округа) отличаются в зависимости от численности поселения и количества депутатов — от мажоритарной при 15 депутатах до мажоритарной, смешанной или пропорциональной с численностью более 20 депутатов. Так, в муниципальном образовании-городском округе Великий Новгород, начиная с 2013 года выборы депутатов Думы Великого Новгорода (V созыв) проводятся с применением смешанной избирательной системы с закрытыми списками кандидатов, при которой часть депутатов представительного органа муниципального образования избирается по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов, а часть — по мажоритарной избирательной системе относительного большинства. Как показали выборы предыдущих четырёх Дум, скандальность и проблематичность муниципальных выборов является самой высокой среди выборов всех видов и уровней. Поэтому, анализируя динамику изменений Областного закона «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования Новгородкой области», следует отметить, что каждая его редакция прорабатывается всё более детально, нормы максимально конкретизируются. В действующей редакции практически не осталось статей, имеющих расплывчатые формулировки, большинство их редактируется в направлении однозначности суждения. По итогам последней кампании по выборам в Думу Великого Новгорода V созыва, проведённой 8 сентября 2013 г., можно сделать вывод, что детализация правовых норм таких разделов как выдвижение и регистрация кандидата, информационное обеспечение выборов, подсчёт голосов избирателей и определение результатов выборов, позволила избежать громких разбирательств. Процессуальная разработанность закона минимизировала проблемы в ходе избирательной кампании — подано всего два иска, в удовлетворении которых было отказано.

Иная ситуация складывается с выборами глав муниципальных образований Новгородской области. С принятием Областного закона «О сроке полномочий представительных органов муниципальных образований Новгородской области и порядке формирования представительных органов муниципальных районов Новгородской области, сроке полномочий и порядке избрания глав муниципальных образований Новгородской области» установлен порядок избрания глав городского округа представительными органами из своего состава. При этом действующая редакция Областного закона «О выборах главы Муниципального образования Новгородской области» сохраняет формулировку о выборах главы муниципального образования по мажоритарной системе по единому избирательному округу. Возможная двойственность трактовки не только усугубляет недовольство граждан уменьшением объёма избираемых муниципальных должностей, но и снижает прозрачность выборов главы городского округа, создавая почву для сомнений в легитимности власти. Таким образом, основным направлением развития избирательного законодательства Новгородской области должно стать уточнение и конкретизация процедуры выборов глав муниципальных образований с учётом электоральных ожиданий населения и позитивного опыта других регионов.

Рецензенты:

Митина С.И., д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой юридического факультета НовГУ им. Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород;

Синькевич Н.А., д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой юридического факультета НовГУ им. Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород.

Статья 11. Законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах

Статья 11. Законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах

1. Законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.

2. Законодательство Российской Федерации о референдумах составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о референдумах, принимаемые в Российской Федерации.

3. В случае принятия в период избирательной кампании, в период кампании референдума субъекта Российской Федерации или местного референдума закона, содержащего положения, которыми определяется порядок подготовки и проведения соответствующих выборов, референдума, либо в случае внесения в этот период в закон изменений, касающихся порядка подготовки и проведения соответствующих выборов, референдума, указанные закон и изменения применяются к выборам, которые назначены после их вступления в силу, и к референдуму, инициатива проведения которого выдвинута после вступления в силу указанных закона и изменений.

4. Если срок полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления истек или полномочия были досрочно прекращены, а соответствующий закон субъекта Российской Федерации о выборах отсутствует либо положение (положения) закона субъекта Российской Федерации не может быть применено (не могут быть применены) вследствие признания его судом недействующим и не подлежащим применению, выборы в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в орган местного самоуправления, в части положения (положений) закона субъекта Российской Федерации, признанного судом недействующим и не подлежащим применению, проводятся соответствующей избирательной комиссией на основе настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, обеспечивающих реализацию права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а в слу­чае, если имеющаяся правовая база недостаточна, в части, не урегулированной законом, также на основе указов Президента Российской Федерации.

5. Если закон субъекта Российской Федерации о референдуме субъекта Российской Федерации, о местном референдуме отсутствует либо положение (положения) закона субъекта Российской Федерации не может быть применено (не могут быть применены) вследствие признания его судом недействующим и не подлежащим применению, референдум соответствующего уровня в части положения (положений) закона субъекта Российской Федерации, признанного судом недействующим и не подлежащим применению, проводится соответствующей комиссией референдума на основе настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, обеспечивающих реализацию права граждан Россий­ской Федерации на участие в референдума, а в случае, если имеющаяся правовая база недостаточна, в части, не урегулированной законом, также на основе указов Президента Российской Федерации.

1–2. Комментируемая статья посвящена законодательству Российской Федерации о выборах и референдумах. В ней перечислены нормативные правовые акты, которыми регулируется порядок проведения выборов и референдумов, а также устанавливаются гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации 1 . При этом перечень этих актов приводится в соответствии с их местом в иерархии нормативных актов, установленных статьями 15 и 76 Конституции Российской Федерации. Конституция Российской Федерации занимает верховенствующее место в системе российского законодательства в указанной сфере. Провозгласив свободные выборы и референдум высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3), Конституция Российской Федерации тем самым подчеркнула определяющую роль этих институтов в реализации народного суверенитета и формировании легитимных органов публичной власти. В отличие от Конституции РСФСР 1978 года действующая Конституция Российской Федерации 1993 года не содержит специальной главы «Избирательная система», а закрепляет соответствующие положения в главах, посвященных основам конституционного строя, правам и свободам граждан, институтам государственной власти. Совокупность этих положений в их взаимосвязи с общепризнанными принципами и нормами международного права, которые впервые провозглашены составной частью российской правовой системы (статья 15), позволяет выстроить необходимые правовые ориентиры проведения выборов и референдумов, участия в них граждан и общественных объединений.

В качестве основополагающего принципа избирательной системы в ее широком смысле Конституция Российской Федерации выделяет свободные выборы, гарантией которых является право на свободу мысли и слова, свободу информации, собраний, деятельности общественных объединений (статьи 29–31), и закрепляет за гражданами Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме (часть 2 статьи 32). Изъятия из всеобщего избирательного права предусматриваются для граждан, признанных судом недееспособными, а также содержащих в местах лишения свободы по приговору суда (часть 3 статьи 32). Данные ограничения являются минимальными и соответствуют сложившейся мировой практике.

___________
1 В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 января 2003 года «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» содержится судебное определение понятия нормативного правового акта как изданного в установленном порядке акта управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, устанавливающего правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанного на неоднократное применение и действующего независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. В соответствии с Положением о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2000 года № 904, а также Разъяснениями по применению Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 12 января 2004 года № 5, федеральный регистр ведется в целях обеспечения контроля за соответствием нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам, конституционного права граждан на получение достоверной информации, создания условий для получения информации о нормативных правовых актах органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями. При этом принципами ведения федерального регистра являются достоверность, общедоступность и открытость информации, содержащейся в федеральном регистре // См.: СЗ РФ. 2000. № 49. Ст. 4826; Российская газета. 2004. 30 янв.

В Конституции Российской Федерации названы органы государственной власти – Государственная Дума и Президент Российской Федерации, которые избираются непосредственно гражданами в соответствии с федеральными законами, и установлены сроки их полномочий (статьи 81 и 96). Этим предопределяется периодичность выборов, их гласность и открытость, законодательная регламентация всех избирательных процедур. Одновременно указано, что Президент Российской Федерации избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (статья 81). Перечисленные принципы относятся не только к выборам главы государства, но и ко всем иным выборам органов власти, что нашло свое отражение в избирательном законодательстве (статьи 3–7 комментируемого Федерального закона). Путем прямых выборов не исключается формирование Совета Федерации и Конституционного Собрания, если такой порядок будет предусмотрен соответствующими законами (статьи 96 и 135 Конституции Российской Федерации). В связи с этим уместно вспомнить, что непосредственно гражданами избирались депутаты Совета Федерации первого созыва 1 , но после принятия Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел иные способы и механизмы формирования этой палаты 2 . Что касается Конституционного Собрания, то федеральный конституционный закон, определяющий порядок его созыва, пока не принят.

В комментируемой статье 11 упоминается только один федеральный конституционный закон, входящий в систему законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах, это – Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации». Вместе с тем и другие федеральные конституционные законы могут в той или иной мере затрагивать отношения, связанные с выборами и референдумами. Например, федеральным конституционным законом о Конституционном Собрании необходимо будет установить порядок вынесения этим органом на всенародное голосование проекта новой Конституции (статья 6 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» 3 ). Процедура выдвижения инициативы о проведении регионального референдума по вопросу образования в составе Российской Федерации нового субъекта и особенности проведения агитации по данному вопросу предусмотрены Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» (статья 11) 4 .

__________
1 См.: Положение о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 году, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 11 октября 1993 года № 1626 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 42. Ст. 3994.
2 См.: Федеральные законы «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 декабря 1995 года № 192-ФЗ и от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4869; 2000. № 32. Ст. 3336.
3 СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2710.
4 СЗ РФ. 2001. № 52. Ст. 4916.

Особое место в регулировании рассматриваемых отношений отводится комментируемому Федеральному закону. Являясь законом прямого действия, он одновременно выполняет функцию основ федерального законодательства о выборах и референдумах. Его нормы имеют приоритет по отношению к иным нормативным правовым актам в указанной сфере и во многом предопределяют их содержание. Первый Федеральный закон, закрепляющий на федеральном уровне основные гарантии избирательных прав граждан – Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» – был принят в 1994 году 1 . Он носил рамочный характер и устанавливал только основные параметры реализации гражданами своих избирательных прав, исходя из того, что детальная регламентация вопросов формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления осуществляется соответствующими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований. В дальнейшем предмет федерального регулирования в данной сфере постоянно расширялся: прежний Федеральный закон в 1997 году включил в сферу своего действия вопросы, связанные с проведением референдумов, конкретизировал избирательные процедуры и механизмы формирования региональных и местных органов власти. Аналогичной является и концепция комментируемого Федерального закона, который является третьим по счету законодательным актом, регулирующим отношения в рассматриваемой сфере (с его вступлением в силу утратил силу прежний Федеральный закон). В июле 2005 года в комментируемый Федеральный закон были внесены обширные изменения, вызванные в основном необходимостью унификации федерального законодательства о выборах и референдумах, а также учета опыта проведенных в последние годы избирательных кампаний и кампаний референдумов 2 .

В числе иных федеральных законов, прежде всего, следует назвать Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» 3 и вступивший в силу с 7 декабря 2006 года Федеральный закон от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», которыми определяются правила и процедуры проведения соответствующих выборов. Столь заблаговременное принятие Федерального закона, устанавливающего порядок избрания нового депутатского корпуса, обусловлено тем, что указанные выборы впервые будут проводиться исключительно на основе пропорциональной избирательной системы, к чему должны быть своевременно подготовлены все участники избирательного процесса.

_____________
1 СЗ РФ. 1994. № 33. Ст. 3406.
2 См.: Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 30. Ч. 1. Ст. 3104.
3 СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 171.

Отношения, связанные с выборами и референдумами, регулируются также федеральными законами «О политических партиях» и «Об общественных объединениях», определяющими порядок участия коллективных политических субъектов в избирательном процессе; Уголовным кодексом Российской Федерации 1 и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях 2 , устанавливающими ответственность за нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме; Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации 3 , обеспечивающим порядок защиты указанных прав; а также Федеральными законами «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяющими порядок правового регулирования региональных и местных выборов и референдумов. Надо сказать, что в последние годы заметно увеличилось число федеральных законов, в которых нашли отражение отдельные аспекты проведения избирательных кампаний и кампаний референдумов. Данный процесс обусловлен необходимостью обеспечения согласованности соответствующих законодательных актов и исключения возможных правовых коллизий. Так, в 2003 году в Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» 4 включены нормы о порядке приостановления выпуска средства массовой информации за нарушение законодательства о выборах и референдумах. Одновременно Федеральный закон от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» 5 дополнен положением, согласно которому осуществление благотворительной деятельности в период избирательной кампании и кампании референдума наряду с данным Федеральным законом регулируется также законодательством о выборах и референдумах. Изменения, касающиеся ограничения на проведение лотерей в указанный период, внесены в июле 2005 года в Федеральный закон от 11 ноября 2003 года № 138­?ФЗ «О лотереях» 6 .

________
1 СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
2 СЗ РФ. 2002. № 1. Ч. 1. Ст. 1.
3 СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
4 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 7. Ст. 300.
5 СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3340; 2004. № 35. Ст. 3607.
6 СЗ РФ. 2003. № 46. Ч. 1. Ст. 4434; 2005. № 30. Ст. 3104.

Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации регулируются общие вопросы проведения региональных референдумов, формирования законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливаются, как правило, сроки полномочий избираемых органов, а также круг лиц, обладающих активным и пассивным избирательным правом. Законы субъектов Российской Федерации (в субъектах Российской Федерации, где проведена кодификация избирательного законодательства, – избирательные кодексы) призваны регламентировать порядок подготовки и проведения региональных и местных выборов и референдумов. Такая регламентация осуществляется в рамках, определенных федеральным законодателем, разграничившим полномочия между Российской Федерации и ее субъектами в рассматриваемой сфере. Следует отметить, что вовлечение в сферу федерального ведения все большего числа вопросов, связанных с выборами и референдумами, ограничивает диапазон регулирования этих правовых институтов законами субъектов Российской Федерации, что вызвало критику такого подхода в юридической литературе, а также послужило основанием для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации, который не усмотрел в оспариваемых положениях выхода федерального законодателя за пределы своей компетенции 1 .

В числе нормативных правовых актов, регулирующих выборы и референдумы, не указываются уставы муниципальных образований. Такой пробел не случаен, поскольку уставы муниципальных образований не предусматриваются Федеральным законом от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в качестве актов, которыми определяются порядок подготовки и проведения местных выборов и референдумов (пункт 10 статьи 22 и пункт 3 статьи 23).

Иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, упоминаемые в пунктах 1 и 2 комментируемой статьи, – это указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, акты ЦИК России и других избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции. В качестве примера можно привести указы Президента Российской Федерации от 23 августа 1994 года № 1723 «О разработке и создании Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» 2 , от 28 февраля 1995 года № 227 «Об обеспечении создания, функционирования и развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» 3 , от 18 августа 1995 года № 861 «Об обеспечении деятельности Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» 4 и постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2003 года № 555 «О мерах по содействию избирательным комиссиям в организации подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации» 5 .

ЦИК России издает инструкции по вопросам единообразного применения федерального законодательства о выборах и референдумах, о порядке открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из федерального бюджета ЦИК России и другим комиссиям на подготовку и проведение федеральных выборов и референдума Российской Федерации, утверждает Положение о государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, устанавливает в части, не урегулированной федеральным законом, требования к ГАС «Выборы», ее эксплуатации и развитию, а также принимает иные нормативные правовые акты в соответствии с федеральным законодательством (пункт 11 статьи 16 и пункт 9 статьи 20 комментируемого Федерального закона).

______________
1 Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 6 ноября 1998 года № 151-О по запросу Саратовской областной Думы о проверке конституционности Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
2 СЗ РФ. 1994. № 18. Ст. 1723.
3 СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 861.
4 СЗ РФ. 1995. № 34. Ст. 3443.
5 СЗ РФ. 2003. № 37. Ст. 3596.

Комментируемый Федеральный закон не называет в качестве источников избирательного права судебные решения. Вместе с тем решения Конституционного Суда Российской Федерации обладают большей юридической силой по сравнению с признаваемыми неконституционными актами. Они содержат нормативно-интерпретационные установления, имеющие общий и обязательный характер, что в единстве с нормативными предписаниями придает этим решениям качество не индивидуального, а нормативно-интерпретационного акта как источника права 1 . Поэтому правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации напрямую руководствуются при разрешении коллизий между федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации, а также в случаях, когда законодателем не установлено соответствующее регулирование в связи с признанием неконституционным нормативного акта или его отдельных положений 2 .

3. Комментируемый пункт закрепляет принцип неизменности нормативной правовой базы назначенных выборов и референдумов. Соблюдение этого принципа позволяет обеспечивать равные условия субъектам избирательного и референдумного процессов, вступающим в один и тот же этап выборов или референдума в разное время. Принимаемые в период избирательной кампании, кампании референдума законодательные акты, регулирующие порядок подготовки и проведения соответствующих выборов и референдумов, применяются к выборам, которые назначены после вступления в силу этих актов, и к референдумам, инициатива проведения которых выдвинута также после вступления в силу указанных актов. Данное правило нашло отражение в нормах о порядке вступления в силу комментируемого Федерального закона (статья 80) и в соответствующих нормах законов о внесении изменений в Федеральный закон 3 .

Временные рамки избирательной кампании и кампании референдума, в течение которых не могут применяться указанные акты, определены подпунктами 19 и 34 статьи 2 комментируемого Федерального закона. Анализ этих положений в их взаимосвязи с положениями комментируемого пункта и статьи 71 комментируемого Федерального закона, определяющей основания назначения и сроки проведения повторных и дополнительных выборов, позволяет сделать вывод, что данное правило распространяется как на основные, так и на повторные и дополнительные выборы. В то же время в ходе повторных выборов, назначенных в случаях, когда по результатам основных выборов представительный орган власти не был сформирован в правомочном составе, не могут применяться новые правила подведения итогов голосования.

______________
1 См.: Конституция Российской Федерации в решениях Конституционного Суда России. М.: Институт права и публичной политики, 2005. С. 9.
2 Вместе с тем необходимо отметить, что в соответствии со статьей 248 ГПК РФ, которая регулирует общие положения производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, и, следовательно, распространяется и на производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов, а также в соответствии со статьями 251 и 253, которые регулируют порядок рассмотрения заявлений о признании нормативных правовых актов противоречащими полностью или частично федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в порядке абстрактного нормоконтроля не связан основаниями и доводами заявленных требований и проверяет законность оспариваемых норм в полном объеме.
3 См., например: статью 15 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 30. Ч. 1. Ст. 3104.

К такому выводу пришел Конституционный Суд Российской Федерации, указав, что изменение правил подсчета голосов на повторных выборах, являющихся продолжением уже начавшегося процесса формирования представительного органа, нарушает принцип равного избирательного права 1 . Таким подходом следует руководствоваться законодателю субъекта Российской Федерации, в том числе в процессе приведения своего законодательства о выборах в соответствии с комментируемым Федеральным законом. Надо сказать, что на практике возможны и иные случаи, когда в ходе повторных или дополнительных выборов не могут применяться в полном объеме новые нормы, регулирующие порядок их проведения. Так, ранее отмечалось, что в связи с унификацией законодательства о выборах и референдумах в комментируемый Федеральный закон были внесены изменения, вступившие в силу в августе 2005 года. При этом унификация не затронула действовавший в тот период Федеральный закон от 20 декабря 2002 года № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», поскольку новый состав Государственной Думы будет формироваться по иным правилам, предусмотренным Федеральным законом от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ. В этой ситуации, когда одновременно действовали два федеральных закона (комментируемый Федеральный закон в уточненной редакции и Федеральный закон от 20 декабря 2002 года № 175-ФЗ), имеющие расхождения в регулировании ряда избирательных процедур, не связанные с особенностями выборов в Государственную Думу, проведение дополнительных выборов осуществлялось в том числе и по тем правилам, по которым избирался основной состав Государственной Думы. Такой подход был обусловлен необходимостью соблюдения принципа равного избирательного права при формировании Государственной Думы в рамках одного созыва.

4–5. Положения комментируемых пунктов направлены на обеспечение гарантий избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случае, если в субъектах Российской Федерации нет необходимой правовой базы для проведения региональных и местных выборов и референдумов. При отсутствии такой базы пробелы в законодательстве субъектов Российской Федерации могут быть восполнены нормативными правовыми актами федерального уровня, включая указы Президента Российской Федерации. В рассматриваемых пунктах 4–5 выделяются следующие ситуации, когда указанные выборы и референдумы проводятся на основании федеральных нормативных правовых актов:

а) если срок полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления истек или полномочия были досрочно прекращены, а соответствующий закон субъекта Российской Федерации о выборах отсутствует либо положения имеющегося закона не могут быть применены вследствие признания их судом недействующими и не подлежащими применению;

________
1 См.: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 1995 года № 9-П по делу о проверке конституционности части второй статьи 42 Закона Чувашской Республики от 24 ноября 1993 года «О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики» в редакции от 26 августа 1994 года // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2860.

б) если отсутствует закон субъекта Российской Федерации о референдуме субъекта Российской Федерации, о местном референдуме либо положения имеющегося закона не могут быть применены вследствие признания их судом недействующими и не подлежащими применению.

Отсутствие закона о выборах или референдуме может быть вызвано его отменой в установленном порядке, признанием его не соответствующим Конституции Российской Федерации (статья 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» 1 ), а также тем обстоятельством, что такой закон вообще не принимался, в том числе из-за отсутствия в субъекте Российской Федерации органов власти, правомочных принимать законы. Такая ситуация существовала, например, в Чеченской Республике, где референдум по принятию Конституции Чеченской Республики и республиканских законов «О выборах Президента Чеченской Республики» и «О выборах в Парламент Чеченской Республики» проводился на основании Указа Президента Российской Федерации 2 , а также в Пермском крае, образованном в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, где на основании Указа Президента Российской Федерации от 3 декабря 2006 года были проведены выборы Законодательного Собрания Пермского края первого созыва 3 . В связи с начавшимся процессом образования в составе Российской Федерации новых субъектов в этих субъектах еще только предстоит сформировать свои органы государственной власти и принять законы о выборах и референдумах 4 . В настоящее время в условиях сформировавшейся законодательной базы проведение выборов и референдумов на основе указов Президента Российской Федерации допустимо только в тех случаях, когда имеющиеся правовое регулирование не позволяет обеспечить в полном объеме реализацию гражданами своих избирательных прав и права на участие в референдуме. Правомерность включения указанных положений в комментируемый Федеральных закон основывается на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, признавшего не противоречащим Конституции Российской Федерации издание Президентом Российской Федерации указов, восполняющих пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения, при условии, что их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов 5 .

___________
1 СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
2 См.: Указ Президента Российской Федерации от 12 декабря 2002 года № 1401 «Об утверждении Положения о проведении референдума Чеченской Республики по проекту Конституции Чеченской Республики, проектам законов Чеченской Республики «О выборах Президента Чеченской Республики» и «О выборах в Парламент Чеченской Республики» // СЗ РФ. 2002. № 50. Ст. 4942.
3 См.: Указ Президента Российской Федерации от 19 апреля 2006 года № 402 «Об утверждении Положения о выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края первого созыва» // СЗ РФ. 2006. № 17. Ст. 1821.
4 См.: федеральные конституционные законы от 25 марта 2004 года № 1-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» (СЗ РФ. 2004. № 13. Ст. 1110) и от 14 октября 2005 года № 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа» // СЗ РФ. 2005. № 42. Ст. 4212.
5 См.: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 апреля 1996 года № 11-П по делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 года № 1969 «О мерах по укреплению единой системы исполнительных органов государственной власти в Российской Федерации» и пункта 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом Президента Российской Федерации // СЗ РФ. 1996. № 19. Ст. 2320.

Популярное:

  • Задачи по уголовный процессуальный кодекс Уголовный процесс Сайт Константина Калиновского Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс. СПб.: Питер, 2005. 272 с. – (Серия «Краткий курс»). Раздел I. Общая часть Глава 1. Понятие уголовного судопроизводства § 2. Цели и задачи уголовного […]
  • 44-фз статья 93 часть 3 Закупка у единственного поставщика: отвечаем на злободневные вопросы наших читателей. Часть 15 Татьяна Вихрова, старший специалист учебно-методического отдела Учебного центра Ассоциации электронных торговых площадок Закупки у единственного поставщика […]
  • Форма доверенности на управлением авто Образец доверенности на автомобиль в простой письменной форме На право управления автомобилем Санкт-Петербург, 14 декабря 2009 года Я, Иванов Иван Иванович, проживающий по адресу: Санкт-Петербург, пр. Испытателей, дом 6, корпус 3, квартира 20. Паспорт […]
  • Выход из участников общества нотариально Выход из участников общества нотариально Место нахождения и адрес юридического лица Порядок выхода из общества с ограниченной ответственностью его участника закреплен в ст. 94 ГК РФ, а также в ст. 23, 24, 26 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об […]
  • Фз 307 ст 15 Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ"Об аудиторской деятельности" С изменениями и дополнениями от: 1 июля, 13, 28 декабря 2010 г., 4 […]
  • Закон о регистрации 218-фз Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ"О государственной регистрации недвижимости" С изменениями и дополнениями от: 30 декабря […]
  • Гпк рф рассмотрение дела об административном правонарушении Производство по делам об административных правонарушениях в суде: принципы, стадии, сроки. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются судьями, органами, должностными лицами в пределах их компетенции, установленной гл. […]
  • Как добиться лишения отцовства Как добиться лишения родительских прав ВОПРОС : задаёт Эльвира Вячеславовна ( 23 июля 2008 года ) Развод с мужем произошел в 1998 году; дочке был 1 годик. Алименты он не платил и не платит; ребенка видеть не хотел. В 2004 году я снова вышла замуж, мою дочь […]
Процедура выборов в местные органы власти