Правовые нормы вто

Реализация норм Всемирной Торговой Организации: порядок применения и механизмы обеспечения

Чуприна Яна Сергеевна,студентка, Азовский институт экономики, управления и права (филиал) ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»г.Азов[email protected]

Назаренко Наталия Алексеевна,кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового и административного права,Азовский институт экономики, управления и права (филиал) ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»г. Азов[email protected]

Реализация норм Всемирной Торговой Организации: порядок применения и механизмы обеспечения

Аннотация.В статье проведен анализ юридических последствий присоединения России к ВТО, а именно рассмотрены вопросы действия правовых актов и норм ВТО применительно к российскому национальному праву. Автор актуализирует, что важным правовым аспектом присоединения Российской Федерации к ВТО является также обеспечение соответствия её законодательства принимаемым международным обязательствам, которые требуют от государствачлена предусмотреть в своей правовой системе положения о режиме наибольшего благоприятствования, национальном режиме, регулировании торговли посредством тарифов, транспарентности торговли.Ключевые слова: всемирная торговая организация; нормы права ВТО; национальное законодательство;прямое действие норм ВТО; ответственность за нарушение норм ВТО; национальное законодательство.

ВведениеАктуальность исследования. Вступление России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) –один из центральных вопросов экономической политики. Исследование условий вступления России во Всемирную Торговую Организацию,определения тарифов и субсидий по отдельным товарам или группам товаров и иных последствий интеграционных процессов для российской национальной экономики необходимо и своевременно для экономической науки. С точки зрения юридической науки и практики наибольшую актуальность представляет анализ юридических последствий присоединения России к ВТО, а именно рассмотрение вопросов действия правовых актов и норм ВТО применительно к российскому национальному праву. Важным правовым аспектом присоединения Российской Федерации к ВТО является также обеспечение соответствия её законодательства принимаемым международным обязательствам, которые требуют от государствачлена предусмотреть в своей правовой системе положения о режиме наибольшего благоприятствования, национальном режиме, регулировании торговли посредством тарифов, а не других мер, транспарентности торговли.Вопросам влияния международных норм на национальное законодательство посвящали свои работы В.И. Губарев,И. Гудков, Н.Г. Доронина, А.Н. Малянова, Н.Мизулин, А.И. Муранов, А.С. Смбатян, М.М.Степанова и другие.Объектом исследования являются правовые нормы Всемирной Торговой Организации, практика применения данных норм в государствах –членах ВТО.Предмет исследования –значение норм ВТО для российского права, возможные правовые последствия применения норм ВТО в российском национальном праве.Цель данного исследования рассмотреть нормы ВТО для Российского законодательства, и меры ответственности за его нарушение.Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1. Рассмотреть статус норм ВТО в национальном праве членов ВТО и в законодательстве членов организации; 2. определить значение норм, а также ответственность за ее нарушение.1. Применение норм ВТО в соответствии с законодательством членов ВТО1.1. Правовые условия действия норм ВТО всоответствиис законодательством членов ВТОВ рамках ГАТТ (ВТО) государствами, играющими ведущую роль в международных торговых отношениях являются США,Япония и Европейские сообщества. По данным ВТО на конец 90х гг. совокупная доля США, ЕС и Японии в мировом экспорте товаров составила около 62%, в мировом импорте товаров —около 60%, в мировом экспорте и импорте услуг —около 63 и 60% соответственно. По данным Комиссии, в период с 1995 по 1999 г. Европейские сообщества приняли участие в 73 делах (41,7%) по рассмотрению споров в рамках ВТО в качестве истца или ответчика. Если включить участие в качестве третьей стороны, Сообщества участвовали в 103 из 175 всех таких дел. С расширением Евросоюза в 2004 г. лидирующая роль Сообществ в ВТО еще более возрастет.Что касается собственного правопорядка Сообщества, нормы ГАТТ (ВТО) распространяются натакие отрасли европейского права, как таможенное право, сельскохозяйственное право, правовое регулирование свободного движения услуг и капиталов, транспорта, энергетики. Даже на бытовом уровне правила ВТО непосредственно воздействуют на жизнь граждан ЕС (примером этого может служить регулирование цен на многие сельскохозяйственные товары и продукты питания на общем рынке Сообщества).Достаточно сложно решается вопрос о защите основанных на нормах ГАТТ (ВТО) интересов частных лиц Сообщества. Если национальные правопорядки государствчленов теоретически допускают для частных лиц возможность ссылаться на нормы ГАТТ в судах, то Суд ЕС пока отрицательно относится к прямому действию этих норм. В связи с этим показательно решение Суда в деле Germany v. Counci, в котором государствочлен впервые потребовало, чтобы нормативный акт Сообщества был признан недействительным на основании его несоответствия Генеральному Соглашению. Несмотря на то, что международные соглашения, заключенные Сообществом, являются составной частью права Сообщества, нормы ГАТТ, по мнению Суда, не обладают достаточной юридической силой для того, чтобы признавать акты Сообщества недействительными, поскольку не предоставляют частным лицам право защищать свои интересы в судах.В ЕС прямое действие Соглашения ВТО исключено решением Совета ЕС о его ратификации. Данному решению предшествовала обширная практика Суда Европейского союза (далее Суд ЕС) по толкованию и применению Генерального соглашения о тарифах и торговле 1947 г. (далее ГАТТ), предшественника Соглашения ВТО.Как и Соглашение ВТО, ГАТТ не о
пределяет свой статус во внутреннем праве договаривающихся сторон. Таким образом, с первого же процесса, затрагивавшего нормы ГАТТ, перед Судом ЕС встали следующие вопросы:a) имеют ли нормы ГАТТ как таковые статус норм национального права без необходимости их трансформации в нормы внутреннего законодательства (непосредственное применения (direct application));b) если нормы ГАТТ обладают свойством непосредственного применения, могут ли частные лица ссылаться на них в суде для отстаивания своих прав (так называемый вопрос прямого действия (direct effect));В отношении непосредственного применения ГАТТ следует отметить, прежде всего, то, что в целом Суд ЕС последовательно признает за нормами международного права статус норм непосредственного применения.Суд ЕС исходит из монистической концепции взаимодействия международного и внутригосударственного права, согласно которой международное право становится составной частью внутреннего правопорядка непосредственно, без необходимости его дополнительной трансформации в нормы внутреннего законодательства.С одной стороны, приверженность монистической концепции вызвана политическими соображениями: необходимостью гарантировать обязательность и приоритет европейского права перед нормами внутреннего законодательства стран участниц ЕС. Ведь право ЕС в принципе является международным правом[1]. С другой стороны, признание того, что международное право является составной частью национальной правовой системы, направлено на обеспечение верховенства права и выполнение всеми странами участницами ЕС, а также самим Евросоюзом своих международноправовых обязательств[2].ГАТТ не стал исключением. Согласно Суду ЕС ГАТТ непосредственным образом налагает обязательства на ЕС и страны участницы ЕС без необходимости его трансформации в право ЕС и, таким образом, является составной частью правопорядка стран участниц ЕС[3].Тем не менее, признав непосредственное применение ГАТТ, Суд ЕС в то же время отказал данному соглашению в прямом действии[4].И это случилось несмотря на то, что Суд ЕС признает прямое действие как права ЕС, так и прочих международных договоров.Согласно юриспруденции Суда ЕС причины такого особого подхода к ГАТТ заключаются в следующем.Вопервых, поскольку ГАТТ позволяет договаривающимся сторонам отходить от предусмотренных данным соглашением обязательств в переговорном порядке (например, путем согласования взаимоприемлемой компенсации за нарушение обязательств), Суд ЕС считает, что неуместно говорить об абсолютном верховенстве права в рамках ГАТТ. ГАТТ не ставит перед собой задачу полного и безусловного устранения не соответствующих ему мер. Он лишь требует сохранения баланса уступок, согласованных договаривающимися сторонами. А такой баланс может быть достигнут как путем устранения неправомерной (не соответствующей ГАТТ) меры, так и путем предоставления компенсации за ее сохранение. Как следствие, система разрешения споров ВТО направлена в первую очередь на нахождение компромиссных решений, а не на передачу споров в судопроизводство[5].Вовторых, прямое действие ГАТТ могло бы повлечь перераспределение полномочий в области внешней торговли в пользу органов судебной власти. Учитывая, что зачастую вопросы внешней торговли напрямую увязаны с вопросами международной политики, которые не подпадают под юрисдикцию судов, было бы нецелесообразным ограничивать внешнеполитическую компетенцию органов исполнительной власти путем придания ГАТТ прямого действия.Втретьих, для Суда ЕС при разрешении вопроса прямого действияГАТТ было чрезвычайно важно уяснить, существует ли таковое в национальных правовых системах крупнейших торговых партнеров ЕС, таких как США. Прямое действие ГАТТ открывает дорогу к подаче исков о возмещении ущерба и устранении неправомерных мер по внутреннему законодательству. Поскольку данные средства правовой защиты не предусмотрены ГАТТ и поскольку они очевидным образом предоставляют существенное преимущество в плане доступа на рынок, целесообразно рассматривать вопрос прямого действия ГАТТ / ВТО исключительно на условиях взаимности.

1.2.Прямое действие норм ВТО в российском законодательствеСоглашение о создании ВТО устанавливает, что все соглашения (за исключением двух соглашений с ограниченным числом участников) являются обязательными для ее членов [6].При этом прямая регламентация прямого действия данных соглашений отсутствует. Более того, «Европейский Союз и США в процессе принятия Соглашений ясно заявили: Соглашения не будут иметь прямого действия»[7].Европейские сообщества и ранее отказывалисьпризнавать прямое действие норм ГАТТ[8]. Между тем одним из важнейших принципов ВТО является принцип обязательности всех норм соглашений ВТО для ее членов[9].Данный принцип продиктован необходимостью решения вопроса о коллизии с нормами внутригосударственного права. В мировой практике определились три пути сближения национального законодательства с правовыми нормами ВТО[10]:1) «Бразильский» перевод соглашений ВТО на государственный язык и публикация их в качестве национальных законов;2) «Японский»

признание прямого действия норм соглашений ВТО и их приоритета в случае коллизии с национальным законодательством;3) «Российский» Российский законодатель стал «не просто пытаться перевести документы ВТО на русский язык и сделать их национальными законами, а создавать национальные законы, включая в них иногда дословно правовые нормы ВТО[11]». Российский законодатель стал «не просто пытаться перевести документы ВТО на русский язык и сделать их национальными законами, а создавать национальные законы, включая в них иногда дословно правовые нормы ВТО». С формальной точки зрения такая деятельность излишня, так как пунктом 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации[12]нормы международных договоров, заключенных Россией, напрямую включены в ее правовую систему и обладают большей юридической силой, чем национальное законодательство.Однако в силу ряда причин (в том числе давления со стороны партнеров по переговорному процессу) начался процесс рецепции российским правом норм соглашений ВТО. Результатом сталасложнейшая работа по внесению изменений в действующее законодательство и принятию новых нормативных правовых актов[13].В августе 1997г. была образована Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО, которая в июле 2004 года была преобразована в Правительственную комиссию по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействию с Организацией экономического развития и сотрудничества. В состав этого органа входят представители ключевых министерств и ведомств. Основная функция Комиссии –координация процесса присоединения и выработка переговорной позиции российской стороны. Основным элементом работы на внутреннем уровне в контексте присоединения России к ВТО является приведение российского законодательства и правоприменительной практики в соответствие с нормами и правилами ВТО[14].С 2000 года при Комитете по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы работает Экспертный совет по законодательству во внешней торговле и иностранным инвестициям (с 2004г. –Экспертный совет по регулированию ВЭД). Одним из основных направлений его деятельности является выявление мнений государственных органов, общественных организаций, научных и деловых кругов по вопросам, связанным с присоединением России к ВТО, а также координация законотворческой деятельности в этой сфере. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2001г. № 1054–Р [15] (в редакции Распоряжения Правительства российской Федерации от 21.06.02 г. № 832–Р) был утвержден План мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами ВТО, предусматривающий разработку ряда законопроектов, принятие которых позволит в целом решить проблему адаптации нормативной правовой базы России к требованиям ВТО. К настоящему моменту указанный план мероприятий был в целом выполнен.В рамках выполнения данного плана был принят целый ряд новых федеральных законов, таких как:1.Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184ФЗ [16]

направлен на совершенствование законодательства в области стандартизации, сертификации и подтверждения соответствия, санитарных и фитосанитарных мер, приведение его в соответствие с Соглашением ВТО по техническим барьерам в торговле и Соглашением ВТО по применению санитарных и фитосанитарных мер;2.Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 года № 164ФЗ [17] В данном законе уточняются определения основных понятий (ВТД, импорт, экспорт и др.), вводится ряд новых (транзит,зона свободной торговли, таможенный склад). Закон содержит положения, касающиеся разграничения государственного регулирования внешнеторговой деятельности в области международной торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью;3.Федеральный закон «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» от 8 декабря 2003 года № 165ФЗ[18].Кроме того, былвнесен ряд поправок в данные действующие законы инекоторые другие законы.Таким образом, анализируявышесказанное, можно согласиться с утверждением И.И. Дюмулена о наличии собственного «российского» пути сближения национального законодательства с нормами ВТО. Специфика данного «пути» заключается в том, что сближение российского права и права ВТО обеспечивается сразу по трем направлениям: рецепция норм ВТО, перенос их в российские нормативные правовые акты; отсылка к нормам права ВТО; наличие нормативных правовых актов, изначально не противоречивших нормам ВТО.

Можно утверждать, что практика активного введения в российское право норм соглашений ВТО фактически привела к тому, что Россия, не являясь членом этой организации, уже длительное время существовала в рамках ее норм[19].

Однако этот процесс вызывал целый ряд проблем как в правовой теории, так и в практике применения. Так, одна из проблем связана с переводом рецепиируемых норм. Как известно, официальными языками ВТО являются английский, французский и испанский. Соответственно перед российским законодателем стояла проблема адекватного перевода норм, содержащихсяв аутентичном тексте. Эта проблема усугубляется тем, что итогом должен стать не литературный перевод, а юридический текст, вписывающийся в существующую национальную систему юридических конструкций и легальных терминов. Многие нормы ВТО могут быть точно перенесены в национальное законодательство «только в том случае, если законодатели знают, как эти нормы возникли, как они развивались и какое окончательное содержание они получили в результате толкования того или иного термина в ходе работы многочисленных органов ВТО»[20].Протокол о присоединении, а также целый ряд положений Доклада Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к ВТО (далее Доклад Рабочей группы) содержат упоминания о том, что с момента вступления России в ВТО Соглашение ВТО, а также дополнительные обязательства России, принятые по Протоколу о присоединении, станут составной частью ее правовой системы и будут иметь приоритет над нормами российского законодательства.В силу пункта 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации[21]и пункта 3 статьи 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» общим правилом является прямое действие международных договоров Российской Федерации, не требующих издания внутригосударственных актов. С учетом того, насколько детально и всесторонне большинство соглашений ВТО регулируют свой предмет, принятия внутригосударственных актов не требуется и их прямое действие не вызывает сомнения.В свою очередь, параграф 214 Доклада Рабочей группы содержит обязательство [22]по обеспечению единообразного применения Соглашения ВТО на территории РФ, а также по предоставлению частным лицам «право доводить до сведения государственных органов Российской Федерации или не единообразного применения положений Соглашения ВТО в Российской Федерации». Хотя такое уведомление государственных органов осуществляется «без необходимости для стороны, чьи права и интересы затронуты, обращаться в суд», сама по себе возможность обращения в суд прямо не исключена.Таким образом, доклад Рабочей группы не исключает возможности принесения хозяйствующими субъектами исков в суды Российской Федерации на основании Соглашения ВТО, что создает простор для дискуссии о возможном прямом действии Соглашения ВТО в рамках российской правовой системы.2. Обеспечение реализации норм ВТО2.1. Меры ответственности за нарушение норм ВТОПравила ВТО предусматривают мерыответственности за нарушение норм Соглашения ВТО. В рамках норм права ВТО применяется следующий подход: в случае нарушения членом Соглашения ВТО, то пострадавший от такого нарушения член ВТО может задействовать механизм разрешения споров ВТО, позволяющий оперативно урегулировать торговые разногласия.Основными элементами данного механизма являются группы арбитров, постоянно действующий Апелляционный орган и Орган по разрешению споров. Группы арбитров и Апелляционный орган готовят доклады, содержащие рекомендации спорящим сторонам. Эти рекомендации приобретают обязательную силу при их одобрении Органом по разрешению споров, которое происходит автоматически: при отсутствии поддержанного всеми членами Органа возражения (т.е. при так называемом негативном консенсусе).По результатам рассмотрения спора Орган по разрешению споров принимает рекомендацию о приведении несовместимой меры в соответствие с правилами ВТО. Если же нарушение в разумный срок не устранено и при этом нарушитель не договорился с потерпевшим членом ВТО о взаимоприемлемой компенсации, то Орган может санкционировать применение потерпевшим членом ответных мер в отношении нарушителя. Эти контрмеры принимают форму приостановки торговых уступок, которая по своему экономическому эффекту должна быть эквивалентна нарушению (например, встречное равнозначное увеличение ввозных таможенных пошлин).Контрмеры применяются на период до устранения нарушения или до достижения договоренности о взаимоприемлемой компенсации. Такой используемый в рамках ВТО специальный подход к определению последствий нарушения норм международного права существенно отличается от общих правил ответственности государств, предусмотренных обычным ме
ждународным правом (как они кодифицированы в проекте Статей об ответственности государств)[23].Отличие состоит в том, что в рамках ВТО, по сути, исключается безусловная обязанность нарушителя устранить допущенное нарушение и компенсировать причиненные им убытки. Применение контрмер по идее должно служить стимулом к устранению нарушения, но на практике эта задача далеко не всегда выполняется, особенно когда речь идет о взаимоотношениях партнеров с неравной экономической силой. Если «слабое» потерпевшее государство применяет на индивидуальной основе контрмеры против «сильного» государстванарушителя, оно не только не стимулирует устранение нарушения, но может навредить себе (например, в ситуации импортной зависимости от нарушителя).2.2. Правовой механизм разрешения споров ВТОСреди функций ВТО особая роль отводится функции контроля над соблюдениемпроцедуры регулирования споров. Для реализации указанной функции в рамках ВТО действует специальный орган для разрешения споров, который является центральным органом в институциональной структуре ВТО, Орган по разрешению споров. Орган по разрешению споров обладает правом учреждать арбитражные группы, утверждать решения этих групп и апелляции по их решениям, обеспечивать выполнение принятых решений и рекомендаций, а также применять принудительные меры в случае их невыполнения.Цель системы разрешения споров обеспечить позитивное решение спора. Решение, взаимоприемлемое для сторон спора, несомненно, является предпочтительным. Предпочтительным является решение, взаимоприемлемое для сторон спора и совместимое с охваченными соглашениями. При отсутствии взаимоприемлемого решения первая цель механизма урегулирования споров, как правило, должна состоять в том, чтобы добиться отмены принятых мер, если устанавливается, что они не совместимы с положениями какоголибо из охваченных соглашений[24].Процесс урегулирования споров ВТО осуществляется в четыре этапа: консультации, обсуждение в группе, апелляционный процесс и контроль выполнения. Период проведения консультаций должен составлять обязательный минимум 60 дней. Как правило, в этот промежуток времени стороны приходят к решению возникшего конфликта либо последний попросту теряет свою актуальность. Если не удается урегулировать разногласия в ходе консультации, страны члены ВТО могут следовать четко отлаженной поэтапной процедуре, которая предусматривает возможность решения вопросов группой экспертов и дает возможность подавать апелляцию на данные решения с соответствующим правовым обоснованием.В случае неудовлетворительного результата проведенной двусторонней консультации спорный вопрос передается на рассмотрение Органу по разрешению споров. Ключевым элементом при этом является создание третейской арбитражной группы (жюри), состоящей из трех или пяти человек. Третейской группе надлежит объективно оценить вопрос, поставленный перед ней, включая объективную оценку фактических обстоятельств дела, применимость соответствующих соглашений и соответствие им, и сформулировать такие выводы, которые помогут Органу по разрешению споров дать рекомендации или принять решение. Следовательно, третейская группа должна толковатьдоговор в соответствии с обычным значением, которое следует придать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей договора.Консультации между сторонами с целью разрешения спора могут и продолжают сохраняться во время процесса третейской группы. При этом третейские группы должны регулярно консультироваться со сторонами спора и предоставлять им адекватные возможности для выработки взаимоудовлетворяющего решения. В случае несогласия с рекомендациями третейской группы каждая из сторон в споре имеет право подать апелляцию, рассмотрение которой относится к компетенции постоянно действующего апелляционного органа, состоящего из семи наиболее компетентных специалистов из различных стран членов ВТО.Третейские группы и апелляционный орган при вынесении решений применяют следующие международные принципы толкования соглашений ВТО: принцип эффективности; принцип in dubio mutis; доктрина законных ожиданий; эстоппель; принцип недопущения злоупотребления правом; принцип отсутствия у договоров обратной силы; принцип ответственности государств[25].Рекомендации третейской группы, а в случае апелляции и заключение апелляционного органа в обязательном порядке направляются в Орган по разрешению споров для утверждения и приведения в исполнение. Стадия
наблюдения за реализацией выполнения принятого по спору решения предусмотрена для того, чтобы гарантировать, что рекомендации Органа будут приведены в исполнение в полном объеме. Незамедлительное выполнение рекомендаций и решений Органа по разрешению споров является необходимым условием для обеспечения эффективного урегулирования споров в интересах всех членов ВТО.Если иное не согласовано сторонами спора, то период между датой учреждения третейской группы и датой рассмотрения Органом по разрешению споров доклада третейской группы или апелляционного органа с целью его принятия, как правило, не должен превышать девяти месяцев, если на доклад третейской группы не подана апелляция, или 12 месяцев, если на доклад подана апелляция.ЗаключениеВ заключение хотелось бы отметить, что вступление России в ВТО имеет далеко идущие последствия для правового статуса частных лиц непосредственных участников внешнеторговой деятельности. Хотя соглашения ВТО и являются межгосударственными, но в целом ряде случаев они предоставляют права непосредственно частным лицам (особенно это характерно для ТРИПС). Более того, у российских лиц появляется возможность оспаривать внешнеэкономическую политику Российской Федерации, если она нарушает правила ВТО.По мнению некоторых исследователей, имеет место «общая тенденция развития международного экономического права, заключающаяся в подготовке на конвенционной основе возможности допуска частных лиц к международным механизмам разрешения споров, когда права частных лиц ущемлены действиями государств»[26]. Сегодня российские производители и их ассоциации уже могут быть инициаторами и активными участниками антидемпинговых и иных расследований, проводимых национальными государственными органами. С принятием же России в ВТО российские частные лица (хотя и опосредованно, внося инициативу в уполномоченные органы, оказывая помощь в сборе доказательств) смогут оспаривать действия и решения иностранных государств. «В международной торговле спор по своей природе не может быть спором межгосударственным, и это совершенно очевидно. Ведь торгуют не государства, а частные экономические операторы»[27].При этом, как справедливо отмечают И. Гудков и Н. Мизулин, признание безусловного прямого действия норм ВТО в российской правовой системе способно было бы существенным образом осложнить членство России в данной организации, ограничивая ее возможности по отходу от определенных обязательств, предусмотренных Соглашением ВТО, а также сужая свободу ее маневра в дальнейшем переговорном процессе в рамках ВТО[28].Так, в случае признания прямого действия норм ВТО частные лица смогут подавать иски о возмещении убытков, причиненных нарушением норм ВТО, и об устранении мер, не соответствующих нормам ВТО.В то же время данные средства правовой защиты не предусмотрены в режиме ВТО идают очевидное преимущество в плане доступа на рынок, поэтому представляется целесообразным при рассмотрении вопроса прямого действия норм ВТО в российской правовой системе придерживаться подхода, согласно которому нормы ВТО не порождаютправа и обязанности для частных лиц, либо, в случае признания за ними прямого действия, обусловить его требованием взаимности.

Всемирная торговая организация (ВТО)

  • Всемирная торговая организация (ВТО), созданная в 1995 году, заменила собой Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) в качестве единственного международного органа, занимающегося глобальными правилами торговли между государствами. Она не является специализированным учреждением, но у нее существуют механизмы и практика сотрудничества с Организацией Объединенных Наций.

    Задачи ВТО состоят в оказании помощи в упорядочении процесса торговли в рамках системы, основанной на определенных правилах; объективном урегулировании торговых споров между правительствами; организации торговых переговоров. В основе этой деятельности лежат 60 соглашений ВТО — основные правовые нормы политики международной коммерции и торговли. Принципы, на которых основаны эти соглашения, включают отсутствие дискриминации (режим наиболее благоприятствуемой нации и положение о национальном режиме), более свободные условия торговли, поощрение конкуренции и дополнительные положения для наименее развитых стран. Одной из целей ВТО является борьба с протекционизмом.

    Со времени своего создания деятельность ВТО служила форумом для успешных переговоров об открытии рынков в области телекоммуникаций, информационно-технологического оборудования и финансовых услуг. Она участвовала в урегулировании более 200 торговых споров и продолжает наблюдать за выполнением соглашений, достигнутых во время Уругвайского раунда всемирных торговых переговоров 1986–1994 гг. В 2001 году в Дохе (Катар) ВТО начала новый раунд многосторонних торговых переговоров, известных как Повестка дня в области развития, принятая в Дохе.

    Руководящий орган ВТО — Конференция министров — созывается раз в два года; повседневной работой занимается Генеральный совет.

    Всемирная торговая организация – ВТО

    World Trade Organization

    Всемирная торговая организация — многосторонняя межгосударственная организация, функционирующая с 1 января 1995 года. Она возникла как преемник Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) в итоге Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров 1986-1994 годов, проходивших под эгидой ГАТТ. Уругвайский раунд завершился 15 апреля 1994 года Марракешским протоколом (Заключительный акт), который открыл к подписанию Соглашение об учреждении ВТО.

    На 1 января 2006 года членами ВТО стали 150 государств. 30 государств, включая Россию, имеют статус наблюдателя и находятся в стадии присоединения к ВТО. Штаб-квартира ВТО расположена в городе Женева, Швейцария (рю де Лозанн, 154, СН-1211). ВТО не входит в систему учреждений ООН, но, имея статус юридического лица, пользуется всеми привилегиями спецучреждений ООН. Официальные языки – английский, французский и испанский. Адрес ВТО в Интернет – www.wto.org

    Бюджет Организации и размер взносов отдельных стран-участниц основывается на традиционной практике и правилах ГАТТ-1947 (доля страны в бюджете ВТО равна ее доле в международной торговле).

    Соглашение состоит из преамбулы, в общей форме повторяющей преамбулу ГАТТ, 16 статей и четырех приложений, содержащих правовые инструменты ВТО. Соглашение предусматривает создание единой многосторонней структуры для реализации 56 правовых документов, составляющих правовую систему ВТО. Статья II Соглашения устанавливает, что правовые документы, названных в приложениях 1, 2, 3 являются неотъемлемыми частями Соглашения, их положения создают права и обязанности для всех членов ВТО. Страны, присоединившиеся к ВТО, должны принять их без каких-либо изъятий и исключений и обязаны привести свое национальное законодательство в соответствие с нормами этих документов. Приложение 4 содержит Соглашение о торговле гражданской авиатехникой и Соглашение о правительственных закупках, создающие обязательства только для стран их подписавших.

    Функции ВТО определены в статье III Соглашения как содействие выполнению и применению правовых документов ВТО; организация переговоров между ее членами по вопросам многосторонних торговых отношений; обеспечение функционирования механизма периодического обзора торговой политики членов ВТО и выполнение Договоренности о правилах и процедурах разрешения споров.

    В настоящее время вновь присоединяющиеся государства, в том числе и Россия, идут следующим путем. В статье XII Соглашения говорится, что любое государство или отдельная таможенная территория, обладающая полной автономией в ведении своей внешней торговли, может присоединиться к ВТО на условиях, которые будут согласованы между этим государством и ВТО. Решение о присоединении принимает Конференция министров двумя третями голосов членов ВТО. Однако по традиции ГАТТ решение принимается консенсусом.

    Присоединяющаяся страна извещает Генерального директора ВТО о своем намерении присоединиться к ВТО, передает в ВТО Меморандум о внешнеторговом режиме (товары и услуги). После этого вопрос об условиях присоединения рассматривает Рабочая группа, которую создает Генеральный совет ВТО. Рабочая группа изучает внешнеторговый режим страны, ее законодательство и практику применения. Значительная часть работы в Группе переносится на неформальные встречи и консультации, в ходе которых постепенно вырабатываются условия присоединения страны к ВТО. Одновременно ведутся двусторонние переговоры по вопросу снижения торговых барьеров, результатом которых должен стать перечень уступок и обязательств присоединяющейся страны в этих областях. Итогом заседаний Рабочей группы становится доклад Группы Генеральному совету (Конференции) ВТО, содержащий краткое изложение дискуссии, выводы Рабочей группы, а также проекты решения Генерального совета (Конференции) ВТО и протокола о присоединении. Доклад Рабочей группы, решение и протокол о присоединении должны быть одобрены Генеральным советом (Конференцией) ВТО. Решение о присоединении страны вступает в силу через 30 дней после его принятия присоединяющейся страной.

    Правовая база ВТО – это многосторонние соглашения, охватывающие сферу торговли товарами, услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Правовая база ВТО может быть очерчена перечнем документов, приложенных к Соглашению, составляющих его неотъемлемую часть и создающих права и обязанности для правительств стран-членов ВТО.

    В приложения 1, 2, и 3 входят:

    — многосторонние соглашения по торговле товарами – ГАТТ-1994 вместе с взаимопониманиями, решениями, и соглашениями, интерпретирующими и развивающими статьи ГАТТ: (Договоренности в отношении толкования статей II, XVII, XXIV, XXVIII); Соглашение по применению статьи VI (Антидемпинговый кодекс); Соглашение по применению статьи VII (Таможенная стоимость); соглашения по субсидиям и компенсационным мерам, по защитным мерам, по процедурам лицензирования импорта, по правилам происхождения, по техническим барьерам в торговле, по применению санитарных и фитосанитарных мер, по предотгрузочной инспекции, по сельскому хозяйству, по текстильным изделиям и одежде; Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей – Соглашение по ТРИМС;

    — Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС);

    — Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности – Соглашение по ТРИПС;

    — взаимопонимание в отношении правил и процедур урегулирования споров;

    — механизм обзора торговой политики.

    В правовые документы ВТО входят также 23 декларации и решения министров, относящихся к названным выше документам, и договоренность об обязательствах в области финансовых услуг. Составной частью правовых документов ВТО являются национальные протоколы о доступе на рынки товаров и услуг, которые появились в итоге Уругвайского раунд, и которые фиксируют тарифные условия доступа на рынки отдельных стран, а также обязательства по доступу на рынки услуг. Многосторонние соглашения, входящие в ВТО, содержат правовые нормы, которыми должны руководствоваться правительства во взаимной торговле товарами и услугами. В этом качестве они заменяют более 30 000 двусторонних соглашений и создают правовую основу современной международной торговли. Их основные принципы – режим наибольшего благоприятствования, национальный режим и гласность в использовании мер регулирования.

    Организационная структура ВТО сложилась на базе развития принципов, заложенных в ГАТТ и совершенствовавшихся около 50 лет. Статья XVI Соглашения говорит о том, что ВТО должна руководствоваться решениями, процедурами и обычной практикой, которым следовали договаривающиеся стороны и органы ГАТТ. Однако в Соглашении отмечается, что ГАТТ, вошедшее в ВТО (ГАТТ-1994), в правом плане отлично от ГАТТ, датированного 30 сентября 1947 года (ГАТТ-1947). Главный орган ВТО — Конференция на уровне министров, собирающаяся один раз в два года. Эта Конференция обладает всеми правами ВТО, может осуществлять все ее функции и принимать решения. В перерывах между конференциями ее функции выполняет Генеральный совет. Совет может действовать в качестве Органа по разрешению споров и Органа по проведению обзоров торговой политики. В этих случаях Совет имеет отдельных председателей и свои правовые процедуры. Кроме того, действует Совет по торговле товарами для наблюдения за реализацией многосторонних соглашений по торговле товарами, Совет по торговле услугами для слежения за выполнением ГАТС и Совет по интеллектуальной собственности, осуществляющий наблюдение за действием этого соглашения. Организованы также комитеты по торговле и развитию; по бюджетным, финансовым и административным вопросам. Кроме того, в составе органов ВТО регулярно действуют комитеты, образованные в рамках названных выше отдельных многосторонних соглашений. Действует Секретариат ВТО во главе с Генеральным директором, которому даны полномочия назначать других сотрудников Секретариата и определять круг их ведения и функций. В настоящее время общая численность сотрудников Секретариата превышает 600 человек. В рамках ВТО продолжает действовать принятая в ГАТТ-1947 система принятия решений путем консенсуса. В тех случаях, когда консенсус не может быть достигнут, решение может быть принято голосованием, причем каждая страна-участница ВТО имеет один голос. Однако система голосования в ВТО используется крайне редко. Статьи IX и X Соглашения определяют процедурные стороны голосования.

    Соглашение предусматривает различные пути присоединения к ВТО. В соответствии с Заключительным актом Уругвайского раунда присоединяющиеся страны были разделены на несколько групп. Участницы ГАТТ становились членами ВТО, приняв Соглашение, многосторонние торговые соглашения, а также Генеральное соглашение по торговле услугами и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Страны-участницы Уругвайского раунда не члены ГАТТ, чтобы стать членами ВТО, должны были завершить переговоры о вступлении в ГАТТ-1947, предоставить перечень своих тарифных уступок по ГАТТ и конкретные обязательства по ГАТС. Примерно в таком же положении находились развивающиеся страны, принявшие положения ГАТТ на так называемой фактической основе. Эти условия выполнили 132 государства, образовавшие ВТО. Они получили наименование первоначальные члены ВТО. В настоящее время любое государство присоединяется на основании статьи XII Соглашения.

    Международно-правовые аспекты деятельности Всемирной торговой организации: теоретический аспект

    Рубрика: Государство и право

    Дата публикации: 19.11.2015 2015-11-19

    Статья просмотрена: 228 раз

    Библиографическое описание:

    Махмудов Р., Хурчак Н. М. Международно-правовые аспекты деятельности Всемирной торговой организации: теоретический аспект // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 613-616. — URL https://moluch.ru/archive/102/23002/ (дата обращения: 25.09.2018).

    Всемирная торговая организация (ВТО) является международной межправительственной экономической организацией. ВТО функционирует с 1 января 1995г, решение о ее создании было принято в конце многолетних переговоров в рамках Уругвайского раунда ГАТТ, который завершился в декабре 1993г. Официально ВТО образована на конференции в Марракеше в апреле 1994г, поэтому Соглашение об учреждении ВТО называют также Марракешским соглашением. [1]

    В настоящее время Всемирная торговая организация является одной из самых влиятельных всемирных организаций, регулирующая международные торговые отношения между государствами. ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле), предшественница ВТО, наглядно доказала, насколько может быть выгоден экономический союз для его государств-членов. При высоком уровне современной экономической интеграции роль Всемирной Торговой Организации возрастает. С каждым годом в среднем 2–3 государства становятся членами организации. Это не удивительно, если учесть тот факт, что членство в ВТО дает ряд преимуществ для стран-членов в торговом сотрудничестве и экономическом росте. Огромное количество международных торговых отношений являются предметом регулирования соглашений ВТО, соответственно у государств возникают споры относительно надлежащего соблюдения контрагентами условий договоров.

    Основной целью ГАТТ/ВТО является создание прозрачной и предсказуемой торговой системы, препятствующей принятию необоснованных решений отдельных стран на основе единых правовых норм торговой системы, при которой предприятия стран-членов ВТО могут торговать друг с другом в справедливой и свободной конкуренции.

    Система урегулирования споров в рамках ВТО — одно из самых значительных достижений Уругвайского раунда, является важным шагом в процессе создания нормативной базы для цивилизованного разрешения международных торговых споров. С января 1995 года система урегулирования споров в рамках ВТО широко использовалась и развитыми, и развивающимися странами-членами ВТО по самым различным вопросам, входящих в компетенцию ВТО. Данная система создает эффективный механизм для разрешения торговых споров, которые, будучи “предоставленными самим себе”, могли бы привести к серьезному конфликту. Каждый спор, выносимый в ВТО, рассматривается прежде всего с точки зрения действующих норм и правил. После принятия решения страны концентрируют свои усилия на его выполнении, и, возможно, в последующем пересмотре норм и правил путем переговоров. Соглашения ВТО создают правовую основу для принятия четкого решения. [4, c.17]

    Механизм, действующий в рамках ВТО, поистине уникален, ведь в современном международном праве нет ни единого централизованного нормотворческого органа, ни единого исполнительного органа, ни централизованного постоянно действующего механизма привлечения к ответственности за нарушение норм международного права. Международный Суд ООН можно лишь условно назвать универсальным международным механизмом. Вторым таким постоянно действующим механизмом является Орган по разрешению споров (ОРС), функционирующий в рамках ВТО, который состоит из представителей всех-государств членов ВТО.Система разрешения споров ВТО — это цивилизованный и эффективный механизм урегулирования торговых споров и разногласий между государствами, и успех в таких спорах зависит главным образом от качества работы специалистов, занимающихся подготовкой позиций сторон, участвующих в переговорном процессе и разбирательстве по делу. [2, c.281]

    Юрисдикция системы разрешения споров в рамках ВТО довольно широка и охватывает споры, возникающие в рамках Соглашения ВТО, всех многосторонних соглашений по торговле товарами, соглашений GATS и TRIPS. Все они относятся к охваченным соглашениям. Данная юрисдикция является обязательной для соблюдения, исключительной по природе и применяемой к спорам в рамках ВТО.

    Доступ к системе разрешения споров в рамках ВТО открыт только для стран-членов ВТО. Страна-член ВТО может использовать систему в случае аннулирования или сокращения ее прав в рамках охваченных соглашений. Хотя неправительственные организации, промышленные ассоциации или физические лица не имеют доступа к данной системе, большинство споров подаются по их инициативе. Помимо этого, третейские группы и Апелляционный орган имеют право принимать и рассматривать информацию amicus curiae, предоставляемую неправительственными организациями.

    Система предпочитает, чтобы страны-члены ВТО урегулировали споры посредством консультаций, а не судебных разбирательств. Система разрешения споров в рамках ВТО стремится обеспечивать права и обязательства стран-членов в рамках охваченных соглашений и уточнять существующие положения тех соглашений. Однако она не может добавить или сократить права и обязательства стран-членов ВТО. ДРС предусматривает четыре метода разрешения споров между странами-членами ВТО: консультации или переговоры (статья 4 ДРС); судебное разрешение спора третейскими группами и Апелляционным органом (статья 6–20 ДРС); арбитраж (статья 21.3(с), 22.6 и 25 ДРС); а также «добрые услуги» для примирения и посредничество (статья 5 ДРС). Процесс разрешения споров в рамках ВТО имеет строгие временные ограничения. [3, c.21]

    Все процедуры разрешения споров в рамках ВТО, а также письменные представления сторон носят конфиденциальный характер. Заседания третейской группы и Апелляционного органа проходят за закрытыми дверями, а правила поведения требуют, чтобы члены третейской группы и Апелляционного органа были независимыми и беспристрастными, чтобы избегать прямого или косвенного контакта интересов и соблюдать конфиденциальность процедур рассмотрения.

    Принимая во внимание некоторые сложности, с которыми могут столкнуться развивающиеся страны-члены ВТО, вовлеченные в урегулирование споров, ДРС содержит отдельные специальные правила для развивающихся стран-членов. Однако большинство из этих правил имеют ограниченную значимость.

    Система урегулирования споров в рамках ВТО делает важный вклад в принцип «превалирования закона над силой». Она дает возможность экономически слабым странам оспорить торговые меры, введенными экономически развитыми государствами. Как показывает частое и широкое использование системы урегулирования споров в рамках ВТО развитыми и развивающимися странами-членами хорошо воспринимается всем странами-членами ВТО. Она создает особую безопасность для более слабых стран, которым в прошлом часто не хватало политического или экономического веса для обеспечения соблюдения их прав и защиты своих интересов. Специальные правила и процедуры по разрешению споров для развивающихся стран-членов ВТО и Консультационный центр Правил ВТО помогают этим странам воспользоваться этой возможностью.

    Хотя и существуют определенные основания для критики существующей системы урегулирования споров, в целом, наблюдается существенная удовлетворенность практикой и исполнением. Поэтому при рассмотрении идей по реформированию или улучшению главным принципом должен быть «не навреди». Страны-члены отнеслись положительно к данным предложениям, но не смогли прийти к согласию по предложениям по реформированию. До настоящего момента государства-участники данной организации пока не могут прийти к соглашению о реформе ДРС. Несмотря на полезность дальнейшего реформирования существующей системы разрешения споров в рамках ВТО, пока этот вопрос не является основным вызовом для системы в предстоящие годы. Основной вызов связан с реальной опасностью, что страны-члены «перегрузят» и, тем самым, подорвут существующую систему урегулирования споров в рамках ВТО. [5, c.86]

    В то же время, несмотря на то, что данная система работала эффективно на протяжении всего периода функционирования, решаемые ею задачи, становятся все сложнее, по мере того как ВТО все глубже вовлекается в политически противоречивые вопросы. Все это способствует большой «перегруженности» системы разрешения споров, что делает систему политически и по существу неустойчивой.

    Для сохранения результативности и эффективности системы разрешения споров в рамках ВТО, страны-члены должны улучшить способность политических институтов ВТО, решать крупные вопросы, с которыми сталкивается система многосторонней торговли.

    В 2011 году был завершен переговорный процесс по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации (ВТО), инициированный в 1993 году. В ходе формального заседания Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Соглашению об учреждении ВТО 10 ноября 2011 года одобрен финальный пакет документов, необходимых для присоединения Российской Федерации к данной международной организации. Датой вступления РФ в ВТО считается 22 августа 2012г. — день подписания документов о вступлении России в Организацию.

    В настоящее время Российская Федерация, как новый член ВТО, только знакомится с механизмом разрешения споров организации. В свою очередь, степень изученности процедур разрешения споров ВТО в науке российского международного торгового права, все еще сравнительно невелика, это было связанно с отсутствием РФ в организации торгового сотрудничества, но с недавним ее вступлением в члены ВТО актуальность разработки правовых позиций относительно правил и в целом всего механизма рассмотрения споров возросла.

    Действия определенных стран и организаций, имеющих влияние внутри неё, ставят под сомнение деятельность ВТО, как организации регулирующей торговые отношения между странами участниками Марракешского соглашения. Произошедшие события в Украине, и затем последовавшие обоюдные санкции тому подтверждение. Рано или поздно российская власть и деловые круги должны были столкнуться с необходимостью защищать свои интересы посредством участия в торговых спорах по правилам ВТО.

    В отношении российских товаров действует 101 мера, в том числе:

    антидемпинговая пошлина — 40, специальная защитная пошлина — 9, прочие нетарифные меры — 52 (административные меры — 20, технические барьеры — 9, тарифные квоты — 2, квотные ограничения -3, дополнительный сбор — 1, акциз на дискриминационной основе — 5, ограничение по номенклатуре — 1, запрет на импорт — 4, санитарные и фитосанитарные меры — 3, угроза введения меры — 4).

    Также проводится 21 расследования, из них 6 антидемпинговых, 14 специальных защитных и 1 компенсационное расследование, а также 5 пересмотров антидемпинговых мер и 2 соглашения о приостановлении антидемпинговой процедуры.

    Для достижения успеха в торговом споре ВТО необходима серьезная подготовительная и текущая работа целого ряда специалистов в данной сфере (юристов, экономистов, переговорщиков, экспертов и т. д.), количество которых в нашей стране на сегодняшний день исчисляется единицами. Для российских юристов и адвокатов это новый вектор развития своих практик и компетенций. В недалекой перспективе такого рода правовая помощь будет весьма востребованной. Международный опыт показывает, что одним из способов решения данной проблемы является привлечение иностранных специалистов, и не исключено, что и в России такая практика будет иметь место.

    Весьма удивителен тот факт, что санкции, введённые с обоих сторон, нарушают цель создания и основные принципы ВТО. И для сохранения результативности и эффективности системы разрешения споров в рамках ВТО, страны-члены должны улучшить способность политических институтов ВТО, решать крупные вопросы, с которыми сталкивается система многосторонней торговли. Как отметил Хьюго Пэмен, бывший главный переговорщик ЕС по вопросам торговли и посол ЕС в США, нагрузка на систему может быть ослаблена, только если правительства попытаются решать конфликты через более активную дипломатию, а не ждать, что судебное разрешение споров сделает работу за них.

    1. Марракешское соглашение о создании Всемирной Торговой Организации (Марракеш, 15 апреля 1994 г.). Соглашение вступило в силу 1 января 1995 г. // СПС «Гарант»
    2. Зуева И. А. Некоторые особенности механизмов разрешения международных споров во Всемирной Торговой организации (ВТО) // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2010. — № 1. — С.280–288.
    3. Инструктивный материал: Урегулирование торговых споров в рамках Всемирной Торговой организации. — Астана, 2012. 27 с.
    4. Смбатян А. С. Международные торговые споры в ГАТТ/ВТО: избранные решения (1952–2005 гг.). — М.: Волтерс Клувер, 2006. 344 с.
    5. Трофименко О. Ю. Механизм разрешения споров в ГАТТ/ВТО // Вестник СПбГУ. — Сер.5. — 2008. — Вып.2. — С.80–90.

    Популярное:

    • Договор на покупку гаража в кооперативе Договор купли продажи гаража Здесь вы можете посмотреть и скачать шаблон договора купли-продажи гаража за 2018 год в удобном для вас формате. Помните, что вы всегда можете получить нашу юридическую помощь, в том числе и по заполнению данного бланка, […]
    • Как на упрощенке работать с ндс НДС при УСН Актуально на: 14 января 2016 г. По общему правилу организации и ИП, применяющие упрощенную систему налогообложения, НДС не начисляют и не платят, т.к. не признаются плательщиками этого налога (п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ). Однако в некоторых случаях […]
    • Смена генерального директора ооо если один учредитель Как уволить директора ООО Руководитель ООО – это единоличный исполнительный орган, который управляет текущей деятельностью общества. Называться должность руководителя может по-разному, но самое привычное ее наименование – «генеральный директор» или просто […]
    • Каменщиков адвокат Адвокат Игорь Трунов: причиной трагедии в Домодедово стала жадность Дмитрия Каменщика Дмитрий Каменщик во время суда. Фото: Пресс-служба Московского городского суда / Людмила Кленько "Совершенно секретно": 9 марта Мосгорсуд рассмотрел апелляционную жалобу […]
    • Военкомат севастополь встать на учет Жителей Севастополя приглашают стать на воинский учет До 1 января 2015 года все военнообязанные жители Севастополя должны встать на воинский учет. Это касается граждан призывного возраста и военнослужащих запаса. Читайте также До 1 января 2015 года все […]
    • Юридическая консультация военнослужащим онлайн Бесплатная оналйн консультация военного юриста Служба в Вооруженных Силах сопряжена с повышенной личной ответственностью, рисками и опасностями. Взаимоотношения государства и военнослужащих регулируются сводом документов, объединенных названием «военное […]
    • Норма продолжительности рабочего времени на 2018 год россия Производственный календарь на 2018 год Производственный календарь — незаменимый помощник бухгалтера и кадровика. В нем содержится информация о количестве рабочих, выходных и праздничных дней, норме рабочего времени в 2018 году. Для удобства использования […]
    • Юрист органы опеки и попечительства Консультация юриста: опекуны, попечители и органы опеки. Посредством опеки и попечительства государство защищает личные и имущественные права и интересы граждан, которые сами делать это не в состоянии. Кроме того, в отношении несовершеннолетних опека […]
    Правовые нормы вто