Понятие источников земельного права Система земельного законодательства

2.1. Понятие источников земельного права

Понятие – это научная форма мышления, отражающая особенности того или иного изучаемого объекта в его существенных признаках. Поэтому для раскрытия понятия «источник земельного права» необходимо выявить его признаки.

Под источниками права понимаются различные способы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. Уполномоченные органы государства, через наиболее распространенную форму источника права – нормативные правовые акты, устанавливают (санкционируют) правовые нормы, рассчитанные на многократное применение при регулировании земельных отношений.

Каждый источник права обладает такими признаками, как:

1) документальная форма закрепления. Нормы земельного права содержатся в соответствующих нормативно-правовых актах. Например, Правила применения нормативной цены земли установлены ст. 25 Закона РСФСР от 11 октября 1991 г. «О плате за землю», т.е. вытекают из точного смысла данного нормативно-правового акта;

2) особая форма документа, предусмотренная законом или не противоречащая ему. Так, Федеральное Собрание РФ принимает законы; Правительство РФ принимает постановления и распоряжения; органы местного самоуправления принимают решения, а местная администрация – постановления и распоряжения; руководители органов и структурных подразделений местной администрации издают приказы;

3) соответствие органа или должностного лица в принятии правового акта действующему законодательству. Например, если областное законодательное собрание вынесет решение об установлении принципов платы за землю, то оно превысит свои полномочия, поскольку этот вопрос находится в ведении Российской Федерации;

4) наличие в нормативном акте правовых норм. Так, если решением органа местного самоуправления тому или иному предприятию будет предписано устранить нарушения земельного законодательства, то данное решение не будет нормативным в силу индивидуальности и разовости данного предписания; в то же время, если данный орган примет решение по вопросам организации ведения земельно-кадастрового учета в своем регионе, то содержание этого решения, рассчитанное на многократное применение, будет иметь нормативный характер.

Различают действие нормативно-правовых актов по территории, времени и кругу лиц:

а) действие нормативно-правовых актов по территории, как правило, определяется территориальной подведомственностью органа – автора того или иного нормативно-правового акта. Например, законы Федерального Собрания РФ и постановления Правительства РФ распространяются на территорию всей Российской Федерации, решения областных законодательных собраний, имеющих общенормативное значение, распространяются лишь на своей территории и не действуют на территории соседних областей;

б) по времени действия земельно-правовые акты, как правило, не имеют обратной силы, т.е. не распространяются на те отношения, которые возникли до вступления данного акта в законную силу, если иное не предусмотрено законом. Так, в п. 2 Постановления Верховного Совета РСФСР от 25 апреля 1991 г. «О введении в действие Земельного кодекса РСФСР» сказано: «К земельным правоотношениям, возникшим до момента принятия Кодекса, Земельный кодекс РСФСР применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после его введения в действие».*

*Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 22.СТ.76.

По некоторым отношениям принимаемые нормативно-правовые акты могут определенное время бездействовать, т.е. время их принятия и время вступления в силу не всегда совпадают. Например, в указанном пункте постановления оговорено, что ЗК не применяется к правоотношениям по оплате за использование земель до принятия специального закона о плате за землю. Лишь в дальнейшем такой закон был принят.

Вместе с тем может возникнуть ситуация, когда действующий нормативно-правовой акт не подлежит применению, хотя гипотеза (фактический состав) для этого имеется. Так, с истечением сроков исковой давности субъекты земельных правоотношений лишаются права на взыскание убытков, причиненных нарушением земельного законодательства; с истечением сроков давности привлечения к ответственности нормативный акт, предусматривающий наказание для виновных лиц, не применяется (ст. 136 КЗоТ; ст. 282 Кодекса об административных правонарушениях КоАП; ст. 78 УК). Подобно тому как на негаторные иски (иски об устранении препятствий к реализации права собственности) не распространяются сроки исковой давности, в правовом регулировании «чисто» земельных отношений (т. е. непосредственно связанных с эксплуатацией земли и т. п.) отсутствуют нормы о таких сроках;

в) по кругу субъектов действие нормативно-правовых актов осуществляется в отношении:

общих субъектов, т.е. лиц, по своей юридической природе не отличающихся какими-либо особыми признаками. Например, все граждане РФ имеют право на получение земельного участка в порядке, определенном законодательством;

специальных субъектов, т.е. лиц, обладающих признаками, обеспечивающими им определенные дополнительные права или льготы либо лишающими этих льгот. Так, для получения земельного участка для ведения фермерского хозяйства необходимо наличие специального субъекта, обладающего опытом работы в сельском хозяйстве либо специальной подготовкой. Общему субъекту (например, горожанину, никогда не проживавшему в сельской местности и не имеющему специальной квалификации) может быть отказано в таком праве. Кроме того, лица, проживающие в данной местности, имеют преимущество перед приезжими селянами при прочих равных условиях.

Помимо дифференциации правового регулирования по кругу субъектов действие нормативно-правовых актов может быть дифференцировано и по кругу объектов правового регулирования. Так, земельный фонд РФ подразделен на семь категорий земель, для каждой из которых установлен специфический правовой режим использования.

Каждый источник земельного права является элементом в системе земельного законодательства, которое, в свою очередь, является звеном в общей системе права государства. В любой системе не исключены сбои, нарушения, коллизии, а значит, и необходим антиколлизионный правовой механизм. В земельном праве отмечаются следующие его элементы:

1) механизм устранения иерархических противоречий, коллизий. Так, если действующий земельно-правовой акт противоречит Конституции РФ, то решением Конституционного Суда РФ он может быть отменен.

В соответствии с ныне действующим законодательством судебный контроль над нормотворчеством в России осуществляется как Конституционным судом РФ, так и судами общей юрисдикции в пределах компетенции, установленной Конституцией РФ (ст. 120) и другими законодательными актами. Иерархические противоречия неконституционного характера могут быть устранены системой прокурорского надзора путем принесения прокурором протеста на нормативный акт, принятый с нарушением установленной компетенции или процедуры принятия;

2) механизм устранения логических противоречий. Например, если в сфере правового регулирования возникает особая группа общественных отношений, требующих особой правовой регламентации, то в нормативно-правовых актах делается «отдушина», позволяющая не поставить закон вопреки требованиям здравой логики наперекор объективным потребностям местных условий. Так, при наличии общего запрета на использование земли природоохранного назначения для хозяйственной деятельности в местах проживания малочисленных народов и этнических групп допускается использование этих земель для выпаса оленей;

3) механизм устранения противоречий в нормативно-правовых актах, принятых в различные отрезки времени. Например, по ЗК РСФСР 1970 г. аренда земли считалась деянием, нарушающим национализацию земельных ресурсов. Наряду с этим положением были приняты нормативно-правовые акты, разрешавшие аренду земли в качестве допустимой формы эксплуатации земельных ресурсов. Возникло противоречие норм действующего законодательства друг другу.

Устранение такого противоречия осуществляется по правилу: «если позднее изданный закон регулирует случай иначе, чем ранее принятый, то применяется более поздний закон»;

4) механизм устранения пробелов в действующем земельном законодательстве. Пробелы в законе – естественное явление, возникающее, во-первых, из-за отставания правотворческой деятельности от динамично развивающихся общественных отношений; во-вторых, из-за недостатков в самой правотворческой деятельности: Поэтому закон дает право судам в случае таковых пробелов применять при решении конкретных гражданских дел аналогию закона или аналогию права (ст. 6 ГК РФ).

Совокупность нормативно-правовых актов образует собой систему законодательства, которая строится по определенной «иерархической лестнице»: акты расположены по степени юридической силы, по степени конкретности правового регулирования и по другим признакам.

Подводя итог сказанному, можно определить источник земельного права как документ установленной формы, изданный уполномоченным на то Государственным органом, содержащий в себе земельно-правовые нормы, действующий на определенной территории, определенное время и среди определенного круга лиц, являющийся элементом системы земельного законодательства.

Земельное Право

Источники земельного российского права — внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, в которых закрепляются, формулируются правила поведения, обязательные для исполнения.

Источник права (в широком смысле слов:

а) — совокупность документов и принципиальных положений, на которые опирается правоприменитель в осуществлении своей деятельности, включая принципы морали и правосознания.

Источник права (в узком смысле) — действующие в государстве официальные документы, устанавливающие или санкционирующие нормы права (правила поведения).

Источники земельного права — законодательные и иные нормативные правовые акты, принятые и изданные компетентным государственным органом и содержащие правовые нормы, регулирующие земельные отношения.

Виды источников земельного права России:

Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.;

а) Земельный кодекс РФ 2001 г.;

б) Гражданский кодекс РФ;

в) Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995г. 167-ФЗ;

г) Лесной кодекс РФ от 29 января 1997 г. 22-ФЗ;

д) Федеральный закон от 18 июня 2001 г. 78-ФЗ «О землеустройстве»;

е) Федеральный закон от 2 января 2000 г. 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»;

ж) Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей природной среды»;

з) Федеральный закон от 17 июля 2001 г. 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю»;

и) Федеральный закон от 24 июля 2002 г. 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

к) Федеральный закон от 7 мая 2001 г. 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ»;

л) Федеральный закон от 16 июля 1998 г. 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»;

законы РФ, например Закон РФ от 11 октября 1991 г. 1738-1 «О плате за землю»;

указы Президента РФ:

а) Указ Президента РФ «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость» от 11 декабря 1993 г. 2130;

б) Указ Президента РФ «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности» от 14февраля 1996 г. 198;

постановления Правительства РФ:

а) постановление Правительства РФ «О порядке определения нормативной цены земли» от 15 марта 1997 г. 1319;

б) постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г. 830 «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота»;

в) постановление Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. 833 «О государственном земельном контроле»; нормативные правовые акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления; общие принципы права; нормативные договоры; международные договоры, заключенные с иностранными государствами; некоторые обладающие юридической силой обычаи.

ИСТОЧНИКИ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

Источники земельного права — это совокупность нормативных правовых актов, принятых в установленном порядке и содержащих земельные правовые нормы. Нормативные правовые акты принимаются уполномоченными на то государственными органами в пределах их компетенции или путем референдума с соблюдением предусмотренной законодательством процедуры.

Земельное право, в отличие от аграрного, экологического или другого вида комплексного права, объединяет правовые нормы одного порядка, входящие в состав земельного законодательства. Источники земельного права, в зависимости от принявшего их органа и содержания нормативного правового акта, находятся друг с другом в определенной иерархической связи, что обеспечивает взаимное их согласование.

По содержанию источники земельного права делятся на:

нормативные правовые акты общего характера — акты других отраслей законодательства, содержащие правовые нормы по различным вопросам, в том числе земельным;

специализированные акты — нормативные правовые акты, регулирующие именно земельные отношения (содержащие только земельноправовые нормы). В совокупности они образуют отраслевое земельное законодательство.

Источниками земельного права являются нормативные правовые акты различной юридической силы, их иерархия определена Законом Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» в ст. 2: Конституция Республики Беларусь — основной закон, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений; программный закон, кодекс, закон, декрет, указ, постановления палат Национального собрания Республики Беларусь, постановления Совета Министров, акты Конституционного суда, Верховного суда, Высшего хозяйственного суда, Г енерального прокурора, постановления республиканского органа управления и Национального банка Республики Беларусь. К перечню нормативных правовых актов отнесены также регламенты, инструкции, правила, уставы, приказы, решения органов местного управления.

Правовые акты, принимаемые с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий либо рассчитанные на другое однократное применение, не являются нормативными. Перечень таких актов дан в ст. 3 этого Закона. К ненормативным правовым актам относятся: распоряжения Президента Республики Беларусь; распоряжения председателей палат Национального собрания; распоряжения Премьер-министра; акты прокуратуры, за исключением нормативных правовых актов Генерального прокурора; акты органов записи актов гражданского состояния и некоторые иные правовые акты.

Нормативные правовые акты делятся на две большие группы: законодательные и подзаконные акты. К законодательным актам относятся: Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь.

Основным источником земельного права является Конституция Республики Беларусь. Она устанавливает наиболее важные стороны государственной и общественной жизни, закрепляет принципиальные положения, относящиеся к структуре органов государственной власти и управления. Ею определены основы конституционного строя РБ как унитарного социального правового государства, полномочия Президента и Правительства, судебных органов власти, местного управления.

Нормы Конституции являются основополагающими для отраслей права, в том числе земельного. Из 146 статей Конституции 77 посвящены правам и свободам человека (гражданина). Их дальнейшее развитие в области земельного права предполагает закрепление земельноправовыми нормами. Конституция устанавливает правило, согласно которому законы, указы и другие акты государственных органов должны издаваться на основе и в соответствии с Конституцией.

Непосредственно земельные отношения регулирует ст. 13 Конституции, согласно которой земельная собственность в Республике Беларусь может быть государственной и частной. Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной деятельности. Недра, воды, леса, земли сельскохозяйственного назначения составляют исключительную собственность государства.

В ст. 44 гарантируется право собственности и содействие ее приобретению. Законно приобретенная собственность защищается государством.

Ст. 45 гарантирует гражданам право на охрану здоровья, которое обеспечивается в том числе и мерами по оздоровлению окружающей среды. Согласно ст. 46 Конституции каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Г осударство осуществляет контроль за охраной и оздоровлением окружающей среды.

Конституция закрепляет не только права и свободы граждан, но и их гарантии, главной из которых является юридическая защищенность прав и свобод. Конституция обязывает государственные органы, должностных и иных лиц в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод граждан (ст. 59). В ст. 60 закреплено право на судебную защиту основных прав и свобод граждан.

К нормативным правовым актам Президента Республики Беларусь относятся декреты, указы и распоряжения, имеющие обязательственную силу на всей территории страны. Согласно Конституции (ст. 79), Президент является главой государства. Юридическая сила нормативных актов Президента различна.

Декрет Президента Республики Беларусь — нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений. Таким образом, декреты Президента могут быть двух видов: на основании закона о делегировании Президенту законодательных полномочий и временные декреты.

Проект закона о делегировании Президенту законодательных полномочий может вноситься в Палату представителей Президентом. Такой проект должен определять круг отношений, регулируемых декретом, и срок полномочий Президента на издание декрета. Существует ряд ограничений (Конституция, бюджет, выборы и др.).

Временные декреты издаются Президентом в силу особой необходимости без делегирования законодательных полномочий. Затем они рассматриваются Палатой представителей и Советом республики Национального собрания.

В области земельных отношений многие правовые нормы установлены указами Президента. Указом Президента Республики Беларусь от 6. 02. 1995 г. № 51 «О мерах по дальнейшему развитию сельскохозяйственного производства» для создания необходимых условий для эффективного ведения сельскохозяйственного производства намечен ряд мер правового характера: введение свободных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию; наделение земельными долями членов сельскохозяйственных кооперативов.

Указом Президента Республики Беларусь от 15. 02. 1995 г. № 64 «Об обеспечении граждан Республики земельными участками» установлена важная норма, касающаяся предоставления участков для индивидуального жилого строительства. Для ведения личного подсобного хозяйства у граждан появилась возможность получать участки размером до 1 га.

Указом Президента Республики Беларусь от 22. 02. 2000г. № 81 утверждено «Положение о порядке передачи земельных участков в собственность юридических лиц».

Указ Президента от 27. 12. 2007 г. № 667«Об изъятии и предоставлении земельных участков» носит комплексный характер. Данный Указ является консолидированным актом, поскольку объединил положения многих других ранее действовавших нормативных актов, которые определяли порядок предоставления земельных участков. Его основная цель заключается в упрощении процедуры получения земельных участков гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.

Декреты, указы и распоряжения Президента публикуются сразу после их подписания и вступают в силу через 10 дней после подписания, если в самом документе не установлен другой срок.

Кодексы Республики Беларусь как источники земельного права обеспечивают системное регулирование различных земельных отношений.

Основным отраслевым источником, регулирующим все виды земельных отношений, является Кодекс Республики Беларусь о земле, введенный в действие с 1.

Кодекс Республики Беларусь о земле является систематизированным нормативным правовым актом, нормы которого упорядочены в соответствии с современной системой земельного права и отражают изменения, которые произошли в отношениях по использованию и охране земель в результате проведения земельной реформы за период с 1991 г. Кодекс о земле имеет высшую юридическую силу среди земельных законов. Он состоит из преамбулы, 15 разделов, 164 (172 — с учетом статей, добавленных в 2002 г. без изменения общей нумерации) статей. В преамбуле указывается, что он направлен на рациональное использование и охрану земель, равноправное развитие всех форм хозяйствования на земле, на охрану и улучшение окружающей среды, защиту прав субъектов земельных отношений.

Кодекс о земле закрепляет собственность на землю в государственной и частной формах. Сельскохозяйственные земли находятся в собственности государства. В главе 2 определены объекты земельных отношений — земельные участки (их части), сервитуты. В главе 3 определены компетенции исполнительных и распорядительных органов, специально уполномоченного государственного органа по земельным ресурсам и землеустройству в области регулирования земельных отношений.

Кодекс о земле констатирует право местных исполнительных властей предоставлять земельные участки в пользование, аренду, пожизненное наследуемое владение, передавать в частную собственность и изымать в установленном порядке.

Кодекс по сравнению с предшествующими законами сузил сферу действия и круг субъектов землевладения, сохранив его только в качестве пожизненного наследуемого владения в определенных размерах и для конкретных целей. Колхозы и лесохозяйственные предприятия потеряли титул владельцев земли и стали землепользователями.

Был определен порядок передачи земельных участков в собственность юридическим лицам, в том числе предприятиям с иностранными инвестициями, закреплено право собственности иностранных государств на землю. Г раждане Республики Беларусь получили более широкие возможности по использованию земель. Так, были увеличены с 0,10 до 0,15 га нормы площади участков для коллективного садоводства и дачного строительства; предусмотрено предоставление участков для строительства и эксплуатации открытых стоянок или гаражей; установлена возможность для граждан увеличить площадь земель для ведения личного подсобного хозяйства: в дополнение к 1 га на праве собственности получить еще до 3 га в аренду; увеличены гарантии граждан при изъятии участков для государственных и общественных нужд; предусмотрены средства защиты прав граждан-землевладельцев.

Кодифицированные акты других отраслей тоже могут рассматриваться в качестве источников земельного права, если они непосредственно регулируют земельные отношения.

Гражданский кодекс Республики Беларусь, принятый 28. 11. 1998 г., регулирует имущественные отношения, к которым относятся и земельные, определяет правовой режим земли как недвижимого имущества, устанавливает круг вещных прав на землю, правомочия участников этих отношений.

Особенности использования земли в процессе других видов природопользования устанавливаются кодифицированными актами природноресурсного законодательства — Водным кодексом Республики Беларусь, принятым 15. 07. 1998 г., Кодексом Республики Беларусь о недрах, принятым 15. 12. 1997 г., Лесным кодексом Республики Беларусь, принятым 14. 07. 2000 г.

Основные нормы о юридической ответственности за земельные правонарушения содержатся в Уголовном кодексе Республики Беларусь (от 9. 07. 1999 г.), Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях (от 21. 04. 2003 г.), которые в данном случае также выступают как источники земельного права.

Законы Республики Беларусь как источники земельного права регулируют отдельные, наиболее важные виды земельных отношений.

Специальным законом, регулирующим отношения по установлению, взиманию и использованию платы за землю, является Закон Республики Беларусь от 18. 12. 1991 г. «О платежах за землю» (ред. 26. 12. 2007 г.).

Ряд законов общего характера содержит нормы, которые детализируют правовой режим отдельных видов и категорий земель. Например, Закон Республики Беларусь от 05. 05. 1998 г. «Об объектах, находящихся только в собственности государства», Закон Республики Беларусь от 26. 11. 1993 г. «Об основах архитектурной и градостроительной деятельности», Закон Республики Беларусь от 12. 11. 1991 г. «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на ЧАЭС», Закон Республики Беларусь от 20. 10. 1994 г. «Об особо охраняемых природных территориях».

Правовое положение некоторых органов управления землями устанавливается специальными законами, такими как Закон Республики Беларусь от 10. 01. 2000 г. «О местном управлении и самоуправлении», Закон Республики Беларусь от 10. 05. 1999 г. «О геодезической и картографической деятельности».

Подзаконные нормативные правовые акты издаются на основе законов и не должны им противоречить. Уровень и характер этих актов зависит от органа, их принявшего. К подзаконным актам относятся: распоряжения Президента Республики Беларусь, нормативные правовые акты Совета Министров Республики Беларусь, постановления и приказы республиканских органов государственного управления и Национального банка, решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.

По содержанию и целевому предназначению они подразделяются на 3 группы: акты, изданные для развития и конкретизации соответствующих законов; акты, устанавливающие правовой статус и полномочия органов управления землями; акты, изданные этими органами самостоятельно в пределах их компетенции.

Правовые акты местных властей обычно конкретизируют акты вышестоящих органов для данной территории.

В текстах международных договоров также могут содержаться нормы земельного права.

Много нормативных документов издается соответствующими ведомствами. Значительная роль в издании нормативных правовых актов принадлежит Государственному комитету по имуществу. Среди основных документов, изданных Г оскомимущества, «Положение о снятии, использовании и сохранении плодородного слоя при производстве работ» (1999 г.), «Положение о лицензировании топографо-геодезических, картографических и землеустроительных работ» (1999 г.) и др.

К источникам земельного права следует относить также общие принципы права, нормативные договоры. Определенную роль играют государственные стандарты и строительные нормы и правила (СНИПы).

Иерархия источников земельного права в общем виде определена в Кодексе о земле. Согласно ст. 1 Кодекса, земельные отношения в Республике регулируются Конституцией, актами Президента Республики Беларусь, настоящим Кодексом, а также принимаемыми в соответствии с ними другими актами законодательства. Нормы гражданского законодательства применяются к земельным отношениям с учетом положений, установленных земельным законодательством.

Земельное законодательство является более узким понятием, чем земельное право, так как земельные отношения могут регулироваться и нормами других отраслей законодательства. К источникам земельного права относятся некоторые правовые нормы уголовного, административного, финансового законодательства.

Понятие источников земельного права

В теории права под источниками права понимаются различные способы выражения государственной воли, содержащейся в правовых документах, рассчитанных на неоднократное применение.

Отличителъными признаками источников права являются:

1) документальная форма закрепления.

2) особая форма документа, предусмотренная законом или не противоречащая ему. Например, Президент Республики Беларусь уполномочен принимать декреты, директивы, указы и распоряжения;

3) соответствие компетенции органа или должностного лица в принятии нормативного правового акта действующему законодательству. Например, если городской исполнительный комитет примет решение о порядке передачи земельных участков в собственность иностранного государства, он тем самым превысит свои полномочия;

4) наличие в нормативном акте правовых норм.

Различают действие нормативным правовых актов по

территории, времени и кругу лиц:

1) действие нормативных правовых актов по территории, как правило, определяется территориальной подведомственностью органа — автора того или иного документа. Например, постановления Совета Министров Республики Беларусь действуют на всей территории Республики Беларусь, решения районных исполнительных комитетов, имеющие нормативный характер, действуют только на территории их района. В силу неперемещаемости земли в земельном праве не предусмотрены основания экстерриториального действия закона, которые имеются в гражданском праве;

2) по времени действия нормативные правовые акты в земельном праве, как правило, не имеют обратной силы;

3) по кругу субъектов действие нормативных правовых актов осуществляется в отношении:

— общих субъектов, т. е. лиц, по своей природе не отличающихся какими-либо особыми признаками. Например, все граждане Республики Беларусь имеют право на земельный участок в порядке, определенном законодательством;

— специальных субъектов, т. е. лиц, обладающих признаками, обеспечивающими им определенные дополнительные права или льготы.

Источник земельного права можно определить как документ установленной формы, изданный уполномоченным на то государственным органом, содержащий в себе земельно-правовые нормы, действующий на определенной территории, определенное время и среди определенного круга лиц, являющийся элементом системы земельного законодательства.

Конспекты юриста

Понятие, виды и система источников земельного права

Система источников права — совокупность нормативно-правовых актов, которая строится по определенной «иерархической лестнице»: акты расположены по степени юридической силы, по степени конкретности правового регулирования и по другим признакам.

Источники права — различные способы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

Источник земельного права — документ установленной формы, изданный уполномоченным на то гос. органом, содержащий в себе земельно-правовые нормы, действующий на определенной территории, определенное время и среди определенного круга лиц, являющийся элементом системы земельного законодательства.

Первичный элемент законодательства – НПА — документ, объединяющий совокупность предметно связанных между собой норм. НПА составляют иерархическую систему (пирамиду) соподчиненных звеньев, их юридическая сила зависит от места и компетенции органа, принимающего акт.

Источниками земельного права являются как земельное законодательство, объединяющее НПА, регулирующие отношения по использованию и охране земель (ст. 3 ЗК), так и НПА, образующиеся другими отраслями законодательства, но регулирующие в отдельных своих положениях земельные отношения наряду с другими общественными отношениями.

Различают действие НПА по территории, времени и кругу лиц:

  • — действие по территории — определяется территориальной полномочиями органа: федеральные, региональные, местные.
  • — действие по времени — как правило, не имеет обратной силы, время их принятия и время вступления в силу не всегда совпадают, в правовом регулировании «чисто» земельных отношений (т.е. непосредственно связанных с эксплуатацией земли и т.п.) отсутствуют нормы о сроках исковой давности.
  • — действие по кругу субъектов: общих субъектов — лиц, по своей юридич. природе не отличающихся какими-либо особыми признаками; специальных субъектов — лиц, обладающих признаками, обеспечивающими им определенные доп. права или льготы либо лишающими этих льгот.

Виды источников права:

  • 1. Правовой обычай;
  • 2. НПА — наиболее характерный для России способ правового регулирования, что обусловливалось масштабами, централизацией и многонациональностью государства, желанием обеспечить единообразие правоприменения;
  • 3. Правовые договоры – соглашения между участниками земельных отношений, которые могут устанавливать права и обязанности, правила поведения, обязательные для исполнения субъектами земельных правоотношений;
  • 4. Юридический прецедент;
  • 5. Идеи и доктрины, т. е. мнения ведущих ученых-юристов, принимают в ряде государств участие в формировании права, получая отражение в законодательстве. В романо-германской правовой семье основные положения права были сформулированы в университетских стенах;
  • 6. Религиозные тексты — основанное на принципах ислама мусульманское право во многом зависит от заключений древних и современных толкователей религиозных текстов Корана – священной книги, собравшей поучения, речи и заповеди Аллаха, и Сунны – сборника жизнеописания пророка Мухаммеда, от мнений видных юристов. С учетом распространения мусульманской религии в ряде субъектов Российской Федерации эту сторону не следует игнорировать, тем более в области справедливой организации землепользования.
  • 7. Руководящие решения пленумов Верховного Суда РФ, Президиума Высшего Арбитражного Суда, Конституционного Суда РФ, которые учитываются нижестоящими судами;
  • 8. Другие.

Недостаточно исследованным, по все же объективно существующим источником является правовой обычай. Они прямо не устанавливаются нормами права (в этом случае они теряют свойство правового обычая), однако нормы права могут отсылать к ним. В земельном праве можно выделить правовые обычаи:

  • — согласно подп. 7 п. 3 ст. 23 ЗК РФ могут устанавливаться публичные сервитуты для сенокошения, выпаса с/х животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
  • — согласно ст. 23 ГПК РФ мировому судье подсудны дела об определении порядка пользования имуществом. Следовательно, при наличии спора о порядке пользования земельным участком (например, между сособственниками), такой спор может разрешаться исходя из местных условий и обычаев;
  • — свойством правового обычая обладает возведение заборов по периметру земельного участка. Так, ЗК РФ и иные федеральные законы и подзаконные акты не упоминают именно такого варианта осуществления собственником своего правомочия владения и ограничения доступа третьих лиц на свой участок. С точки зрения задач индивидуализации земельного участка вполне достаточно определения его площади и составления межевого плана;
  • — большую роль правовой обычай играет в пределах отдельно взятых национальных и национально-религиозных общностей. В данном случае наиболее ярким примером являются коренные и малочисленные народы. Например, согласно ст. 13 ФЗ от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных пародов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» использование природных ресурсов, находящихся на территориях традиционного природопользования, для обеспечения ведения традиционного образа жизни осуществляется лицами, относящимися к малочисленным народам, и общинами малочисленных пародов в соответствии с законодательством РФ, а также обычаями малочисленных народов.

Иерархия земельно-правовых нормативных актов:

  • 1. Международно-правовые договоры, подписанные и ратифицированные РФ (ст. 4 ЗК РФ).
  • 2. Конституция РФ — основной источник для всех отраслей права.
  • 3. Федеральные конституционные законы. Принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ (ст. 65, 66, 68, 70, 84, 114, 118, 128 и 135).
  • 4. ФЗ. Принимаются Федеральным Собранием РФ.
  • 5. Указы Президента РФ. Относятся к федеральному уровню.
  • 6. Постановления и распоряжения Правительства РФ также относятся к федеральному уровню.
  • 7. Акты министерств и иных гос. органов федеральной исполнительной власти. В межотраслевом и отраслевом масштабах источниками земельного права служат нормативные акты гос. комитетов, министерств и служб — нормативные приказы, инструкции и др. По общему правилу, эти акты обязательны только для учреждений и должностных лиц данного ведомства. Однако в тех случаях, когда данное ведомство в силу закона или постановления Правительства РФ получило право на издание обязательного акта, а также, если этот ведомственный акт был утвержден постановлением Правительства РФ, он получает общеобязательную силу.
  • 8. НПА субъектов РФ.
  • 9. НПА органов местного самоуправления.
  • 10. Вспомогательные НПА. Определенную вспомогательную роль по совершенствованию правоприменительной деятельности играют стандарты.

Конституция РФ, где выделяют 2 группы норм:

  • — нормы, непосредственно регулирующие земельные отношения (ст. 9, 36);
  • — иные статьи опосредованно регулируют земельные отношения (ст. 42, 58, 2, 17, 18,45).

Кодифицированным нормативным актом, регулирующим земельные отношения, является федеральный закон (ФЗ):

  • 1. Земельный, Водный, Лесной, Градостроительный кодексы;
  • 2. ФЗ от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ «О землеустройстве»;
  • 3. ФЗ от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О гос. кадастре недвижимости»;
  • 4. ФЗ от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  • 5. ФЗ от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;
  • 6. ФЗ от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»;
  • 7. ФЗ от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ «О мелиорации земель»;
  • 8. ФЗ от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» и др.

ФЗ природоресурсной подотрасли экологического права: ФЗ «О недрах» 1992 г., «О животном мире» 1995 г., «Об охране атмосферного воздуха» 1999 г. и др.

Группу ФЗ, содержащих нормы земельного права, представляют ГК РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ: в них содержится немало предписаний, относящихся к земельным отношениям. В частности, в КоАП РФ и УК РФ содержатся составы земельных правонарушений (преступлений), за которые устанавливается и применяется соответственно административная или уголовная ответственность — в зависимости от степени общественного вреда или общественной опасности.

Имущественные отношения, возникающие при использовании земли, регулируются нормами гражданско-правовых актов (Гражданский Кодекс РФ). В гл. 17 ГК РФ предлагаются нормы, непосредственно регулирующие земельные отношения. Земля и прочно связанные с ней объекты объявлены недвижимым имуществом.

Имущественные отношения, возникающие при использовании земли, регулируются указами Президента РФ от 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю» и др. и постановлениями Правительства РФ от РФ от 25 августа 1992 г. «О совершенствовании ведения гос. земельного кадастра» и др.

Взаимосвязь земли и других природных ресурсов – недр, лесов, вод, окружающей природной среды в целом – предопределяет наличие норм, которые регулируют отношения, связанные с землей, в источниках водного, лесного, горного, природоохранительного права (в ФЗ «О недрах» 1994 г. определено право собственника земельного участка на добычу полезных ископаемых, находящихся в границах данного участка).

Правовые нормы, связанные с регулированием земельных правоотношений, содержатся в источниках административного и уголовного права – меры ответственности за совершение земельных правонарушений; жилищного права – нормы о праве граждан на получение земельного участка под жилищное строительство и др.

Особое место среди источников земельного права занимают международные двусторонние договоры, касающиеся земельных отношений, заключенные в установленном порядке или утвержденные компетентным государственным органом РФ, договоры, заключенные РФ с ее субъектами.

Не являются источниками: правовые акты индивидуального значения, т. е. акты применения права (решение местной администрации, адресованное конкретному гражданину либо организации). Руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ и решения Высшего Арбитражного Суда РФ также не рассматриваются — данные виды актов специфичны тем, что имеют обязательную силу для судов указанных систем при разрешении ими конкретных дел. В правовом же регулировании они не могут быть использованы в качестве непосредственных регуляторов общественных отношений.

Популярное:

  • Получена фактура на аванс Когда можно получить вычет НДС, если счет-фактура на аванс пришел в другом квартале Чиновники рассмотрели следующую ситуацию. Продавец должен выставить счета-фактуры в течение 5 дней после того, как получил аванс от покупателя (п. 3 ст. 168 НК РФ). Нередко […]
  • 144 тк рф стимулирующие выплаты Письмо Министерства здравоохранения РФ от 4 сентября 2014 г. N 16-3/10/2-6752 "О совершенствовании региональных и муниципальных систем оплаты труда медицинских работников" Министерством здравоохранения Российской Федерации проведен анализ действующих систем […]
  • Закон об оружии грузии Страны, где разрешено оружие Данные, предоставленные ООН сообщают, что в мире насчитывается 620 млн. единиц огнестрельного оружия, находящегося в личном пользовании. Из этого количества 40% причисляются к незаконному обороту. То есть 240 млн. единиц нигде не […]
  • Военный комиссариат нижнекамского района Защита прав призывников и военнослужащих Работаем по всей России Список военкоматов Республики Татарстан (Казань) Военкоматы Республики Татарстан Военный комиссариат Советского района г. Казани 420088, г. Казань, ул. Журналистов, 38 Телефон: +7 (843) 279 […]
  • Ст 559 Коап рф ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ ст. 5.59 КоАП РФ И ПОНЯТИЯ «ПУБЛИЧНО ЗНАЧИМЫЕ ФУНКЦИИ» Одним из важнейших конституционных прав гражданин Российской Федерации является право на обращение в органы власти с различными заявлениями и жалобами. Фактически […]
  • Мировой суд компетенции Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 19 июня, 22 […]
  • Краснофлотский мировой суд г хабаровска Краснофлотский районный суд г.Хабаровска Краснофлотский район города Хабаровска образован Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 3 октября 1945 года. С момента образования района в 1945 году был создан односоставный Краснофлотский районный суд. […]
  • Гк рф ст 144 Статья 144. Исполнение по документарной ценной бумаге 1. Надлежащим исполнением по документарной ценной бумаге признается исполнение лицу, определенному пунктами 2 — 4 статьи 143 настоящего Кодекса (владельцу ценной бумаги). 2. Если ответственное за […]
Понятие источников земельного права Система земельного законодательства