Получение взятки ст 290 ук рф квалификация

Получение взятки

(ст. 290 УК). В соответствии с действующим уголовным законом под получением взятки понимается получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе (ч. 1 ст. 290 УК).

Взяточничество является одним из наиболее распространенных в России форм коррупционной преступости ‘. В последнее годы количество выявляемых взяточничеств неуклонно возрастает. Так, в 1999 году был зарегистрирован 6871 случай уголовно наказуемого взяточничества, что на 18,3% выше уровня 1998 года 2.

Непосредственный объект преступления — интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления. В качестве дополнительного объекта могут выступать права и законные интересы граждан или организаций.

Предметом получения взятки могут быть деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера.

Под деньгами гражданским законодательством понимаются законные платежные средства в российской или иностранной валюте (ст. 140 ГК).

Ценные бумаги — это документы, удостоверяющие с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права. К ценным бумагам относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном им порядке отнесены к числу ценных бумаг (ст. 142, 143 ГК).

К иному имуществу согласно гражданскому законодательству можно отнести иные, помимо денег и ценных бумаг, движимое ( мебель, автомашины, компьютеры и пр.) и недвижимое (участки земли, здания, сооружения, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей) имущество (ст. 130 ГК).

В п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» разъ-

‘ См.: Малиновский И.Б. Коррупция: проблемы уголовной ответственности государственных служащих. М., 1996. С. 83—97; Максимов С.В. Коррупция в России. Уфа. 2000. С. 10—16.

2 См.: Состояние преступности в России за 1999 год. М.: ГИЦ МВД РФ. 2000. С. 7.

РОССИЙСКОЙ УГОЛОВНОЕ ПРАВО

меняется, что предметом взятки наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. Указанные выгоды и услуги должны получить в приговоре денежную оценку.

Объективная сторона преступления состоит из следующих признаков:

1) получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера;

2) получение взятки за выполнение определенных действий (бездействия) должностного лица в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.

Взятка может быть получена должностным лицом лично или через посредника.

Получение взятки лично предусматривает не только получение ее должностным лицом непосредственно, но и получение ее иными, близкими виновному лицами с его согласия. В п. 6 упомянутого выше постановления Пленума Верховного Суда РФ отмечается, что если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказание материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица следует квалифицировать как получение взятки.

Получение взятки через посредника означает, что должностное лицо использовало при ее получении посреднические услуги с тем, чтобы надежнее скрыть совершение преступного деяния. В п. 8 упомянутого постановления Пленума Верховного Суда РФ разъясняется, что уголовная ответственность посредника во взяточничестве в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли в получении

должностным лицом взятки наступает лишь в случаях, предусмотренных ст. 33 УК, т.е. тогда, когда посредник являлся соучастником должностного лица в совершении рассматриваемого преступления.

Получение взятки должностным лицом обусловлено четырьмя возможными вариантами его действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц:

1) действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица;

2) действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно может способствовать им в силу своего должностного положения;

3) общее покровительство;

4) попустительство по службе.

Первый вариант действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц состоит в совершении действий или бездействия, которые входят в служебные полномочия должностного лица. К ним относятся, к примеру, действия лица по приему за взятку на работу или учебу, выделение государственных кредитов, муниципальной квартиры, бездействие должностного лица, обязанного проводить регулярные контрольные проверки санитарного состояния конкретного хозяйствующего объекта и т.д.

Второй вариант действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц выражается в способствовании должностного лица в силу своего должностного положения совершению действий (бездействия), не входящих в его служебные полномочия.

В п. 4 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ отмечается, что под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны указанных должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя. При этом следует иметь в виду, что использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения.

РОССИЙСКОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО

Третий вариант действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц состоит в общем покровительстве.

Общее покровительство заключается в необоснованной поддержке подчиненного при продвижении по службе, его поощрении, представлении к государственным наградам и т.п. Согласно п. 6 упомянутого выше постановления Пленума Верховного Суда РФ к общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью. К общему покровительству могут быть отнесены и иные действия, не связанные, со служебной подчиненностью, осуществляемые с целью возможного совершения выгодных взяткодателю действий в будущем.

Четвертый вариант — попустительство по службе заключается в необоснованном отсутствии реакции должностного лица на дисциплинарные проступки, упущения в работе подчиненных. К попустительству по службе согласно п. б упомянутого постановления Пленума Верховного Суда РФ следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения им нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия.

Независимо от варианта действий (бездействия) должностного лица в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, в соответствии с п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 г. суду следует указывать в приговоре, за выполнение каких конкретных действий (бездействия) должностное лицо получило взятку от заинтересованного лица. Время передачи взятки (до или после совершения действия (бездействия) в интересах дающего) на квалификацию содеянного не влияет.

Не могут признаваться получением взятки принятие должностным лицом государственных наград, почетных званий, сувениров, подарков к юбилейным датам, государственным праздникам.

При получении взятки речь идет о действиях должностного лица не только в пользу взяткодателя, но и представляемых им лиц. Таки-

ми лицами могут быть родственники взяткодателя, иные граждане или организации, по поручению которых он действует и которых он представляет перед должностным лицом.

Состав преступления формальный, оно признается оконченным с момента получения взятки. В соответствии с п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 г. получение должностным лицом взятки считается оконченным преступлением с момента принятия им хотя бы части передаваемых ценностей.

Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся получить предмет взятки, содеянное ими следует квалифицировать согласно п. 11 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ как покушение на получение взятки. Не может быть квалифицировано как покушение на получение взятки высказанное намерение должностного лица получить деньги, ценные бумаги, иное имущество или получить возможность незаконно пользоваться услугами материального характера в случаях, когда данное лицо не предпринимало никаких действий для реализации высказанного намерения.

Субъективная сторона преступления предполагает наличие прямого умысла: виновный осознает общественную опасность получения взятки и желает получить ее.

Обязательным признаком субъективной стороны является мотив:

Субъект преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 290 УК, специальный — должностное лицо, не занимающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта РФ или должность главы местного самоуправления.

Не являются субъектами получения взятки работники государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, исполняющие в них профессиональные или технические обязанности, которые не относятся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям. Вместе с тем, если на таких работников возлагаются указанные функции, они могут стать субъектами рассматриваемого

РОССИЙСКОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО

вида преступления. Так, судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ 7 октября 1999 г., рассматривая дело Шилько, обратила внимание на то, что врач-терапевт городской поликлиники, на которого были возложены обязанности председателя медицинской водительской комиссии при поликлинике, исходя из должностной инструкции, наделяющей председателя этой комиссии организационно-распорядительными полномочиями, признан должностным лицом, способным нести ответственность в качестве субъекта преступления, предусмотренного ст. 290 УК ‘.

Квалифицированный состав преступления предусмотрен ч. 2 ст. 290 УК: получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие).

В п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 г. разъясняется, что под действиями (бездействием) должностного лица, которые он должен совершить в пользу взяткодателя, следует понимать такие действия, которые он правомочен или обязан был выполнить в соответствии с возложенными на него полномочиями, а под незаконными действиями должностного лица — неправомерные действия, которые не вытекали из его служебных положений или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления или иного правонарушения.

Ответственность за получение взятки при осуществлении должностным лицом незаконных действий (бездействия) не исключает одновременно привлечения его к уголовной ответственности за деяния, образующие самостоятельное преступление. В таких случаях содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений: по ч. 2 ст. 290 УК и соответствующей статье УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями, незаконное освобождение от уголовной ответственности, фальсификация доказательств и т.п.).

Сошасно п. 20 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ получение должностным лицом денег, ценных бумаг и других материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействия),

‘ См.: ВВС РФ. 2000. № 8. С. 19—20.

которое оно не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество по ст.

Особо квалифицированный состав преступления предусмотрен ч. 3 ст. 290 УК.

Особо квалифицирующими признаками являются совершение деяний, предусмотренных ч. 2 или ч. 3 ст. 290 УК лицом, занимающим:

1) государственную должность Российской Федерации;

2) государственную должность субъекта РФ;

3) должность главы местного самоуправления.

В соответствии с п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 г. в случае получения взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления организатор, подстрекатель и пособник как соучастник этого преступления несут ответственность по ст. 33 УК и ч. 3 ст. 290 УК.

Еще один особо квалифицированный состав преступления установлен ч. 4 ст. 290 УК — деяния, предусмотренные ч. 1, 2 или 3 ст. 290 УК, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

в) с вымогательством взятки;

г) в крупном размере.

Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 г., взятку надлежит считать полученной по предварительному сговору группой лиц, если в преступлении участвовали два и более должностных лица, которые заранее договорились о совместном совершении данного преступления с использованием своего служебного положения. При этом не имеет значения, какая сумма была получена каждым из этих лиц.

Организованная группа характеризуется устойчивостью, более вы-

российское УГОЛОВНОЕ ПРАВО

сокои степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и иных соучастников. Исходя из этого, в организованную группу могут входить участники, не являющиеся должностными лицами, которые заранее объединились с должностными лицами для совершения одного или нескольких преступлений. При наличии к тому оснований, они несут ответственность согласно ч. 4 ст. 34 УК как организаторы, подстрекатели либо пособники преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 290 УК. В таких случаях преступление признается оконченным с момента принятия взятки хотя бы одним из должностных лиц.

Квалификация получения взятки по признаку неоднократности предполагает совершение одного и того же преступления не менее двух раз, если не истек срок давности привлечения к уголовной ответственности за предыдущее преступление или лицо не было освобождено от нее в установленным законом порядке либо если судимость за ранее совершенное преступление не была снята или погашена.

Согласно п. 14 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ получение взятки в несколько приемов за выполнение или невыполнение действий, обеспечивающих наступление желаемого результата, не может рассматриваться как преступление, совершенное неоднократно.

Под вымогательством взятки понимается требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить вред правам и законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.

Под получением взятки в крупном размере понимается в соответствии с примечанием к ст. 290 УК сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие триста минимальных размеров оплаты труда. В п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 г. обращается внимание на то, что, поскольку от размера взятки зависит квалификация преступления, любой переданный предмет или оказанные услуги должны полу-

чить денежную оценку на основании действительной стоимости предмета, цен, расценок или тарифов за услуги, сложившихся в данной местности или действовавших на момент совершения преступления, а при их отсутствии — на основании заключения экспертов. Если взятка в крупном размере получена частями, но эти действия представляли собой эпизоды одного продолжаемого преступления, содеянное должно квалифицироваться как получение взятки в крупном размере.

Дача взятки (ст. 291 УК). Под дачей взятки согласно действующему уголовному законодательству понимается дача ее должностному лицу лично или через посредника (ч. 1 ст. 291 УК).

Непосредственный объект и предмет преступления те же, что и при получении взятки.

Объективная сторона преступления состоит только в одном действии — даче взятки должностному лицу лично или через посредника за осуществление им с использованием своих служебных полномочий либо должностного положения определенных действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.

Содержание возможных действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также понятие взятки раскрыты выше применительно к ст. 290 УК.

В следственно-судебной практике возник ряд сложных вопросов, ответы на которые содержатся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 г. Например, согласно п. 12 этого постановления должностное лицо, предложившее подчиненному по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации дать взятку должностному лицу, несет ответственность по соответствующей ч. ст. 291 УК как исполнитель преступления, а работник, выполнивший его поручение, — как соучастник дачи взятки.

Вместе с тем положение изменится, если должностное лицо дало указание в общем виде, а подчиненный работник сам искал какому должностному лицу и каким образом дать и дал взятку. В этом случае начальник будет организатором, а подчиненный — исполнителем преступления.

РОССИЙСКОЙ УГОЛОВНОЕ ПРАВО

На практике возникает вопрос как квалифицировать деяние, если должностное лицо отказалось принять взятку. В соответствии с п. 12 упомянутого постановления Пленума Верховного Суда РФ в случаях, если должностное лицо отказалось принять взятку, взяткодатель или лицо, передающее предмет взятки, несут ответственность за покушение на преступление, предусмотренное ст. 291 УК.

При получении должностным лицом взятки якобы за совершение определенных действий (бездействия), которые оно заведомо не может осуществить, его деяние при наличии умысла на приобретение предмета взятки квалифицируется как мошенничество (ст. 159 УК), а взяткодатель несет ответственность за покушение на дачу взятки, если передача предмета взятки (денег, ценных бумаг и т.д.) преследовала цель совершения желаемого для него действия (бездействия) должностного лица с использованием его служебных полномочий или должностного положения.

В соответствии с п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 г., если лицо получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь этого делать, присваивает их, содеянное им следует квалифицировать как мошенничество (ст. 159 УК). Действия владельца ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на дачу взятки. При этом не имеет значение, называлось конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку.

Дачу взятку следует отличать от провокации взятки, т.е. попытки передачи должностному лицу без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления или шантажа (ст. 304 УК). В п. 25 упомянутого постановления Пленума Верховного Суда РФ разъясняется, что субъектом провокации взятки может быть любое лицо, действующее с прямым умыслом в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа. Данное преступление является оконченным с момента попытки передачи предмета взятки. Решая вопрос о наличии состава этого преступления, суду надлежит проверять, не было ли

предварительной договоренности с должностным лицом о согласии принять предмет взятки, имея в виду, что при отсутствии такой договоренности и отказе должностного лица принять предмет взятки лицо, пытавшееся вручить названный предмет в целях искусственного создания доказательств совершения преступления или шантажа, подлежит ответственности по сг. 304 УК. Не является провокацией взятки проведение предусмотренного законодательством оперативно-розыскного мероприятия в связи с проверкой заявления о вымогательстве взятки.

При решении вопроса об ответственности посредника в даче взятки следует исходить из того, образуют ли его действия соучастие в даче взятки. При наличии необходимых признаков соучастия действия посредника квалифицируются по ст. 33 и ст. 291 УК. Если посредник не знал, что передает должностному лицу предмет взятки, в его действиях отсутствует состав рассматриваемого преступления.

Состав преступления, предусмотренного ст. 291 УК, формальный, оно признается оконченным с момента передачи должностному лицу хотя бы части предмета взятки.

Субъективная сторона преступления характеризуется наличием прямого умысла: виновный осознает общественную опасность своих действий по даче взятки должностному лицу лично или через посредника и желает совершить эти действия.

Цели и мотивы дачи взятки не являются обязательными признаками субъективной стороны рассматриваемого преступления, но могут быть учтены судом при назначении наказания.

Субъект преступления: вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.

Квалифицированный состав предусмотрен ч. 2 ст. 291 УК.

В качестве квалифицирующих признаков выступают:

1) дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия)’,

2) дача взятки неоднократно.

Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия) существенно повышает обществен-

РОССИЙСКОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО

ную опасность рассматриваемого преступления. Понятие незаконных действий (бездействия) должностного лица в интересах взяткодателя или представляемых им лиц рассмотрено, применительно к ч. 2 ст. 290 УК.

Под неоднократной дачей взятки понимается совершение указанного преступления не менее двух раз при условии, что не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности за первое преступление или лицо не было освобождено от нее в установленном законом порядке либо судимость за предшествующее преступление не снята или не погашена.

Отсутствует признак неоднократности, если предмет взятки передается в соответствии с умыслом виновного по частям. В этом случае речь идет о едином преступлении.

В соответствии с примечанием к ст. 291 УК лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности при наличии хотя бы одного из двух условий:

1) если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица;

2) если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Рассматриваемый специальный вид освобождения от уголовной ответственности имеет важное значение для выявления, пресечения и расследования фактов взяточничества как преступного деяния, обладающего крайне высокой степенью латентности.

Под вымогательством взятки понимается требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения таких действий, которые могут причинить вред правам и законным интересам граждан или организаций либо поставить их в такие условия, при которых гражданин или представитель организации будут вынуждены дать взятку, чтобы предотвратить наступление вредных последствий для их прав и законных интересов.

Добровольное сообщение лица органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки является разновидностью деятельного раскаяния. В п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от

14.02.2000 г. разъясняется, что, решая вопрос об освобождении от уголовной ответственности лица, сообщившего органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки должностному лицу, следует иметь в виду, что сообщение (письменное или устное) должно признаваться добровольным независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель, не может признаваться добровольным сообщение, сделанное в связи с тем, что о даче взятки стало известно органам власти. Освобождение взяткодателя от уголовной ответственности по мотивам добровольного сообщения о совершении преступления не означает отсутствия в его действиях состава преступления. В этой связи, согласно п. 24 указанного постановления, взяткодатель не может признаваться потерпевшим и не вправе претендовать на возвращение ему ценностей, переданных в виде взятки. Между тем при решении вопроса о возможности возвращения предмета взятки лицу, в отношении которого имел место факт вымогательства, суду следует иметь в виду, что если для предотвращения вредных последствий лицо было вынуждено передать вымогателю деньги либо иные ценности, то они подлежат возврату их владельцу.

Уголовно-правовая характеристика взяточничества

Проблема взяточничества как основного ядра коррупции в настоящее время стоит достаточно остро. Несмотря на то, что законодателем предпринимаются попытки усовершенствования правовых механизмов противодействия этому крайне негативному социальному явлению, оно проявляется все в более изощренных формах. Взяточничество является одним из самых распространенных преступлений коррупционной направленности, опаснейшим криминальным явлением, которое подтачивает основы государственной власти, дискредитируя и подрывая ее авторитет в глазах населения.

Базовыми актами, регулирующими вопросы квалификации взяточничества и противодействия ему, являются Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях».

Глава 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» предусматривает три состава преступления, связанные со взяточничеством: «Получение взятки» (ст.290 УК РФ), «Дача взятки» (ст.291 УК РФ), «Посредничество» (ст.291.1 УК РФ).

По данным ГИАЦ МВД России за 2013 год, из числа выявленных преступных деяний, предусмотренных главой 30 УК РФ, 11,5 тыс. (+18.1%) относятся к взяточничеству. На 44,6% больше выявлено таких фактов, совершенных в крупном или особо крупном размерах. Предварительно расследованы уголовные дела по 10,9 тыс. (+38,8%) преступлений, к уголовной ответственности привлечено 6,7 тыс. (+50,3%) лиц. Причастность организованных групп и преступных сообществ установлена по 365 (+18%) раскрытым фактам взяточничества.

Средний размер взятки, выявленной правоохранительными органами, составил 100,3 тыс. рублей (+35,0%).

Взяточничество – это умышленная преступная деятельность. Данное преступление характеризуется следующими признаками:

1. Совершается специальным субъектом (должностным лицом или лицом, занимающим государственную должность);

2. Совершение преступления возможно лишь благодаря занимаемому служебному положению лиц с использованием служебных полномочий;

3. Нарушает нормальную деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, функционирования государственного аппарата в целом.

1. Предмет взяточничества

Предметом преступлений, предусмотренных статьями 290, 291, 291.1 УК РФ, является взятка. Предмет данной группы преступлений неоднороден.

Взяткой могут являться:

1. Элементы материального мира (деньги, ценные бумаги, иное имущество);

2. Элементы, не относящиеся к материальной сфере, но имеющие имущественную природу (незаконное оказание услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или, попустительство по службе).

Также помимо денег, ценных бумаг, иного имущества к предмету взятки относится и предоставление имущественных прав – предоставление должностному лицу любых имущественных выгод в качестве взятки, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами). Предметом взятки также могут являться результаты интеллектуальной деятельности (п.9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 24).

2. Признаки взятки

Пленум Верховного Суда Российской Федерации выделяет следующие признаки взятки:

1. Имущественный характер предоставляемого блага;

2. Незаконность его предоставления;

3. Предоставление такой выгоды за совершение действий (бездействия), связанных с использованием служебного положения должностного лица;

4. Получение ее должностным лицом.

3. Объект взяточничества

Родовым объектом выступают общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование государственной власти, видовым – общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование органов государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

4. Объективная сторона взяточничества

Объективная сторона получения взятки выражается в получении должностным лицом взятки лично или через посредника за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Объективная сторона дачи взятки выражена в виде передачи взятки должностному лицу лично или через посредника за действия (бездействие) в пользу взяткодателя, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Объективная сторона посредничества во взяточничестве выражена в виде опосредованной передачи взятки от взяткодателя взяткополучателю через посредника.

Получение, дача взятки либо посредничество во взяточничестве считаются оконченными с момента принятия должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, хотя бы части передаваемых ему ценностей. При этом не имеет значения, получили ли указанные лица реальную возможность пользоваться и распоряжаться переданными им ценностями по своему усмотрению.

В тех случаях, когда предметом получения, дачи взятки или посредничества во взяточничестве является незаконное оказание услуг имущественного характера, преступление считается оконченным с начала выполнения с согласия взяткополучателя действий, непосредственно направленных на получение им имущественных выгод.

5. Субъект взяточничества

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ «Получение взятки», являются: должностное лицо, лицо, занимающие государственную должность Российской Федерации либо государственную должность субъекта Российской Федерации, а также лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Согласно примечанию 1 к статье 285 УК РФ должностные лица — это лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Согласно примечанию 2 к статье 285 УК РФ лица, занимающие государственные должности Российской Федерации — это лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, также могут являться субъектом преступления, относящегося к взяточничеству.

Организационно-распорядительные функции включают в себя полномочия по управлению коллективом или отдельными работниками.

Административно-хозяйственные функции содержат полномочия по управлению имуществом.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 291 УК РФ «Дача взятки» и ст. 291.1 УК РФ «Посредничество во взяточничестве», является любое физическое вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности (16 лет).

б. Субъективная сторона взяточничества

Субъективная сторона получения, дачи взятки, а также посредничества во взяточничестве выражена в форме прямого умысла. Должностное лицо осознает общественную опасность своих действий по принятию взятки и тем не менее желает ее принять. Для квалификации содеянного в качестве взяточничества не имеет значения, было ли лицо намерено в момент получения взятки выполнить то действие, за которое дана взятка. Определяющим является то, что взяткополучатель желает получить предмет взятки и осознает, что получает взятку.

Взяткодатель осознает общественную опасность своих действий по даче взятки и выгоду от этих действий. Это значит, что его цель весьма ясна и конкретна, что говорит о наличии прямого умысла на совершение данного преступления.

Посредник осознает общественную опасность своих действий по передаче взятки и личную выгоду от этих действий. Это говорит о наличии прямого умысла.

Правовой отдел УМВД России по Ярославской области

  • Главная /
  • Опыт работы
  • / Получение взятки ст. 290 УК РФ

Получение взятки ст. 290 УК РФ

К. привлечён к уголовной ответственности по пп. «в» ч. 4 ст. 290 УК РФ за получение взятки в виде денег за незаконные действия и бездействие в пользу взяткодателя сопряжённом с вымогательством.

По смыслу закона вымогательство взятки означает требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества при коммерческом подкупе под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку либо совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов. Таких обстоятельств судом по настоящему делу не установлено.

Из материалов дела видно, К. (исполняющий обязанности руководителя Управления Росприроднадзора области) требовал взятку за незаконное бездействие, а именно за непринятие Управлением Росприроднадзора мер по возмещению в установленном порядке вреда в сумме 131 530 рублей с ЗАО «У», а также незаконные действия и бездействие в отношении этого предприятия в течение последующих трех лет. В случае отказа передать взятку в адрес свидетеля Б. (генерального директора ЗАО «У») высказывались угрозы предпринять действия, направленные на приостановление деятельности ЗАО «У». После получения от Б. части ранее оговоренной суммы взятки К. был задержан на месте совершения преступления.

Защитой суду были представлены достоверные доказательства того, что предприятием свидетеля Б. были допущены нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, эти нарушения повлекли за собой определенный вред государству, который был установлен в результате проверок предприятия Управлением Росприроднадзора и подлежал возмещению виновной стороной.

При таких обстоятельствах у суда не имелось оснований делать вывод о том, что при требовании передачи взятки затрагивались законные интересы Б. В связи с этим суд изменил квалификацию обвинения с части 4 на ч. 2 ст. 290 УК РФ, исключив из обвинения квалифицирующий признак «вымогательство» и назначил К. наказание не связанное с лишением свободы.

Основные вопросы квалификации по статье 290 УК РФ – получение взятки

Московская коллегия адвокатов «Легис Групп».

Как следует из статьи 290 УК РФ, ответственность за получение взятки установлена в следующих случаях: а) за совершение должностным лицом входящих в его служебные полномочия действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, б) за способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению указанных действий (бездействию), в) за общее покровительство или попустительство по службе, а также — г) за совершение должностным лицом незаконных действий (бездействие).

Под входящими в служебные полномочия действиями (бездействием) должностного лица следственно-судебная практика понимает такие действия (бездействие), которые оно имеет право и (или) обязано совершить в пределах его служебной компетенции (например, сокращение установленных законом сроков рассмотрения обращения взяткодателя, ускорение принятия должностным лицом соответствующего решения, выбор должностным лицом в пределах своей компетенции или установленного законом усмотрения наиболее благоприятного для взяткодателя или представляемых им лиц решения).

Способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению действий (бездействию) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц выражается в использовании взяткополучателем авторитета и иных возможностей занимаемой должности для оказания воздействия на других должностных лиц в целях совершения ими указанных действий (бездействия) по службе. Такое воздействие заключается в склонении другого должностного лица к совершению соответствующих действий (бездействию) путем уговоров, обещаний, принуждения и др.

При этом, особо следует обратить внимание, что получение должностным лицом вознаграждения за использование исключительно личных, не связанных с его должностным положением, отношений не может квалифицироваться по статье 290 УК РФ. В этих случаях склонение должностного лица к совершению незаконных действий (бездействию) по службе может при наличии к тому оснований влечь уголовную ответственность за иные преступления (например, за подстрекательство к злоупотреблению должностными полномочиями или превышению должностных полномочий).

Одновременно с этим, следует иметь в виду, что при получении взятки за общее покровительство или попустительство по службе конкретные действия (бездействие), за которые она получена, на момент ее принятия не оговариваются взяткодателем и взяткополучателем, а лишь осознаются ими как вероятные, возможные в будущем.

Общее покровительство по службе может проявляться, в частности, в необоснованном назначении подчиненного, в том числе в нарушение установленного порядка, на более высокую должность, во включении его в списки лиц, представляемых к поощрительным выплатам.

К попустительству по службе относится, например, согласие должностного лица контролирующего органа не применять входящие в его полномочия меры ответственности в случае выявления совершенного взяткодателем нарушения.

Относящиеся к общему покровительству или попустительству по службе действия (бездействие) могут быть совершены должностным лицом в пользу как подчиненных, так и иных лиц, на которых распространяются его надзорные, контрольные или иные функции представителя власти, а также его организационно-распорядительные функции.

Под незаконными действиями (бездействием), за совершение которых должностное лицо получило взятку (часть 3 статьи 290 УК РФ), следует понимать действия (бездействие), которые: совершены должностным лицом с использованием служебных полномочий, однако в отсутствие предусмотренных законом оснований или условий для их реализации; относятся к полномочиям другого должностного лица; совершаются должностным лицом единолично, однако могли быть осуществлены только коллегиально либо по согласованию с другим должностным лицом или органом; состоят в неисполнении служебных обязанностей; никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.

К ним, в частности, относятся фальсификация доказательств по уголовному делу, неисполнение предусмотренной законом обязанности по составлению протокола об административном правонарушении, принятие незаконного решения на основании заведомо подложных документов, внесение в документы сведений, не соответствующих действительности.

Получение должностным лицом взятки за использование должностного положения в целях способствования совершению другим должностным лицом незаконных действий (бездействию) по службе надлежит квалифицировать по части 3 статьи 290 УК РФ.

Следует особо обратить внимание, что не образует состав получения взятки принятие должностным лицом денег, услуг имущественного характера и т.п. за совершение действий (бездействие), хотя и связанных с исполнением его профессиональных обязанностей, но при этом не относящихся к полномочиям представителя власти, организационно-распорядительным либо административно-хозяйственным функциям.

Ответственность за получение взятки наступает независимо от времени получения должностным лицом взятки — до или после совершения им действий (бездействия) по службе в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также независимо от того, были ли указанные действия (бездействие) заранее обусловлены взяткой или договоренностью с должностным лицом о передаче за их совершение взятки.

Предметом взяточничества по статье 290 УК РФ, наряду с деньгами, ценными бумагами, иным имуществом, могут быть незаконные оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав.

Под незаконным оказанием услуг имущественного характера следует понимать предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами).

Имущественные права включают в свой состав как право на имущество, в том числе право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, например исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (статья 1225 ГК РФ). Получение взятки в виде незаконного предоставления должностному лицу имущественных прав предполагает возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др.

Переданное в качестве взятки имущество, оказанные услуги имущественного характера или предоставленные имущественные права должны получить денежную оценку на основании представленных сторонами доказательств, в том числе при необходимости с учетом заключения эксперта.

Получение взятки в виде непосредственной передачи взятки считаются оконченными с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ему ценностей (например, с момента передачи их лично должностному лицу, зачисления с согласия должностного лица на счет, владельцем которого оно является). При этом не имеет значения, получило ли указанное лицо реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными ему ценностями по своему усмотрению.

Если должностное лицо намеревалось получить взятку в значительном или крупном либо в особо крупном размере, однако фактически принятое должностным лицом незаконное вознаграждение не образовало указанный размер, содеянное надлежит квалифицировать как оконченное получение взятки. Например, когда взятку в крупном размере предполагалось передать в два приема, а взяткополучатель был задержан после передачи ему первой части взятки, не образующей такой размер, содеянное должно квалифицироваться по пункту «в» части 5 статьи 290 УК РФ.

В тех случаях, когда предметом получения взятки является незаконное оказание услуг имущественного характера, преступление считается оконченным с начала выполнения с согласия должностного лица действий, непосредственно направленных на приобретение ими имущественных выгод (например, с момента уничтожения или возврата долговой расписки, передачи другому лицу имущества в счет исполнения обязательств взяткополучателя, заключения кредитного договора с заведомо заниженной процентной ставкой за пользование им, сначала проведения ремонтных работ по заведомо заниженной стоимости).

В случае, если должностное лицо отказалось принять взятку, действия лица, непосредственно направленные на их передачу, подлежат квалификации как покушение на преступление, предусмотренное статьей 291 или статьей 2911 УК РФ.

Если условленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лица, действия которого были непосредственно направлены на их получение, содеянное следует квалифицировать как покушение на получение взятки.

Получение взятки, в том числе через посредника, если указанные действия осуществлялись в условиях оперативно-розыскного мероприятия, должны квалифицироваться как оконченное преступление вне зависимости от того, были ли ценности изъяты сразу после их принятия должностным лицом.

Обещание или предложение принять незаконное вознаграждение за совершение действий (бездействие) по службе необходимо рассматривать как умышленное создание условий для совершения соответствующего коррупционного преступления в случае, когда высказанное лицом намерение получить взятку было направлено на доведение его до сведения других лиц в целях получения от них ценностей.

Если при этом иные действия, направленные на реализацию обещания или предложения, лица не смогли совершить по независящим от них обстоятельствам, содеянное следует квалифицировать как приготовление к получению взятки (часть 1 статьи 30 и соответственно части 2 — 6 статьи 290 УК РФ).

Взятку надлежит считать полученной группой лиц по предварительному сговору, если в преступлении участвовали два и более должностных лица, которые заранее договорились о совместном совершении данного преступления путем принятия каждым из членов группы части незаконного вознаграждения за совершение каждым из них действий (бездействие) по службе в пользу передавшего незаконное вознаграждение лица или представляемых им лиц.

В таких случаях преступление признается оконченным с момента принятия взятки хотя бы одним из входящих в преступную группу должностных лиц.

При квалификации действий указанных лиц не имеет значения, какая сумма получена каждым из членов преступной группы, а также то, сознавал ли взяткодатель, что в получении взятки участвует несколько должностных лиц.

Действия лиц, не обладающих признаками специального субъекта, предусмотренными статьей 290 УК РФ, участвующих в получении взятки группой лиц по предварительному сговору, квалифицируются соответственно как посредничество во взяточничестве (статья 291[1] УК РФ).

Исходя из положений статьи 35 УК РФ организованная группа характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и (или) руководителя.

В организованную группу (пункт «а» части 5 статьи 290 УК РФ), помимо одного или нескольких должностных лиц могут входить лица, не обладающие признаками специального субъекта получения взятки.

В случае признания получения взятки организованной группой действия всех ее членов, принимавших участие в подготовке и совершении этих преступлений, независимо от того, выполняли ли они функции исполнителя, организатора, подстрекателя или пособника, подлежат квалификации по соответствующей части статьи 290 УК РФ без ссылки на статью 33 УК РФ. Преступление признается оконченным с момента принятия незаконного вознаграждения любым членом организованной группы.

Решая вопрос о квалификации получения взятки в составе группы лиц по предварительному сговору либо организованной группы, следует исходить из общей стоимости ценностей (имущества, имущественных прав, услуг имущественного характера), предназначавшихся всем участникам преступной группы.

Под вымогательством взятки (пункт «б» части 5 статьи 290 УК РФ) следует понимать не только требование должностного лица дать взятку, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица, но и заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов (например, умышленное нарушение установленных законом сроков рассмотрения обращений граждан).

Для квалификации содеянного по пункту «б» части 5 статьи 290 УК РФ не имеет значения, была ли у должностного лица реальная возможность осуществить указанную угрозу, если у лица, передавшего взятку, имелись основания опасаться осуществления этой угрозы (например, следователь, зная, что уголовное дело подлежит прекращению в связи с отсутствием в деянии состава преступления, угрожает обвиняемому направить дело с обвинительным заключением прокурору, а, получив взятку, дело по предусмотренным законом основаниям прекращает).

Если в процессе вымогательства взятки должностное лицо совершило действия (бездействие), повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, содеянное при наличии к тому оснований должно быть дополнительно квалифицировано по статье 285, 286 УК РФ.

По пункту «б» части 5 статьи 290 УК РФ следует квалифицировать получение взятки и в том случае, когда вымогательство с согласия или по указанию должностного лица осуществлялось другим лицом, не являющимся получателем взятки. Действия последнего при наличии оснований должны оцениваться как посредничество во взяточничестве по соответствующим частям статьи 2911 УК РФ.

Квалифицирующие признаки, характеризующие повышенную общественную опасность взяточничества (вымогательство, совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, получение взятки в значительном, крупном или особо крупном размере и др.), следует учитывать при юридической оценке действий соучастников соответствующих преступлений, если эти обстоятельства охватывались их умыслом.

От совокупности преступлений следует отличать продолжаемое получение в несколько приемов взятки. Как единое продолжаемое преступление следует, в частности, квалифицировать систематическое получение взяток от одного и того же взяткодателя за общее покровительство или попустительство по службе, если указанные действия были объединены единым умыслом.

Совокупность преступлений отсутствует и в случаях, когда взятка получена от нескольких лиц, но за совершение одного действия (акта бездействия) в общих интересах этих лиц.

Следует особо обратить внимание, что не может квалифицироваться как единое продолжаемое преступление одновременное получение, в том числе через посредника, взятки от нескольких лиц, если в интересах каждого из них должностным лицом совершается отдельное действие (акт бездействия). Содеянное при таких обстоятельствах образует совокупность преступлений.

Если общая стоимость полученных должностным лицом имущества, имущественных прав, услуг имущественного характера превышает двадцать пять тысяч рублей, сто пятьдесят тысяч рублей либо один миллион рублей, то содеянное может быть квалифицировано как получение взятки соответственно в значительном, крупном либо особо крупном размере лишь в том случае, когда принятие всех ценностей представляло собой эпизоды единого продолжаемого преступления.

Необходимо обратить внимание, что совершение должностным лицом за взятку действий (бездействие), образующих самостоятельный состав преступления, не охватывается объективной стороной преступления, предусмотренного статьей 290 УК РФ. В таких случаях содеянное взяткополучателем подлежит квалификации по совокупности преступлений как получение взятки за незаконные действия по службе и по соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей ответственность за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, служебный подлог, фальсификацию доказательств и т.п.

Если за совершение должностным лицом действий (бездействие) по службе имущество передается, имущественные права предоставляются, услуги имущественного характера оказываются не лично ему либо его родным или близким, а заведомо другим лицам, в том числе юридическим, и должностное лицо, его родные или близкие не извлекают из этого имущественную выгоду, содеянное не может быть квалифицировано как получение взятки (например, принятие руководителем государственного или муниципального учреждения спонсорской помощи для обеспечения деятельности данного учреждения за совершение им действий по службе в пользу лиц, оказавших такую помощь). При наличии к тому оснований действия должностного лица могут быть квалифицированы как злоупотребление должностными полномочиями либо как превышение должностных полномочий.

Получение должностным лицом ценностей за совершение действий (бездействие), которые входят в его полномочия либо которые оно могло совершить с использованием служебного положения, следует квалифицировать как получение взятки вне зависимости от намерения совершить указанные действия (бездействие).

В том случае, если указанное лицо получило ценности за совершение действий (бездействие), которые в действительности оно не может осуществить ввиду отсутствия служебных полномочий и невозможности использовать свое служебное положение, такие действия при наличии умысла на приобретение ценностей следует квалифицировать как мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения.

Как мошенничество следует квалифицировать действия лица, получившего ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки, однако заведомо не намеревавшегося исполнять свое обещание и обратившего эти ценности в свою пользу.

Если должностное лицо, выполняющее в государственном или муниципальном органе либо учреждении организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, заключило от имени соответствующего органа (учреждения) договор, на основании которого перечислило вверенные ему средства в размере, заведомо превышающем рыночную стоимость указанных в договоре товаров, работ или услуг, получив за это незаконное вознаграждение, то содеянное им следует квалифицировать по совокупности преступлений как растрату вверенного ему имущества (статья 160 УК РФ) и как получение взятки (статья 290 УК РФ).

Если же при указанных обстоятельствах стоимость товаров, работ или услуг завышена не была, содеянное должно квалифицироваться как получение взятки.

Московская коллегия адвокатов «Легис Групп».

Популярное:

  • Ст 290 ук рф комментарий Комментарий к ст. 290 УК РФ 1. Суть взяточничества заключается в том, что должностное лицо получает от других лиц заведомо незаконное материальное вознаграждение за свое служебное поведение или в связи с занимаемой им должностью. 2. Предметом взятки могут […]
  • Мировой суд 10 г старый оскол Мировой суд 10 г старый оскол мировых судей судебных участков г. Старый Оскол В процессе проводимой в России судебной реформы и возрождения института мировых судей, согласно Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной […]
  • Ст290 ч3 ук рф приговоры приговор ч.3 ст.290 УК РФ Наш телефон +7-905-5555-200 Именем Российской Федерации Санкт-Петербург 30 июня 2011 года Судья Кировского районного суда Санкт-Петербурга Лучиновская Н.А. с участие государственного обвинителя помощника прокурора Кировского […]
  • Получение взятки ук рф 290 Получение взятки ук рф 290 Прокуратура Республики Коми Официальный сайт Уголовная ответственность за получение взяток Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Согласно […]
  • Получение взятки курсовая Получение взятки курсовая Вряд ли правильно считать, что взятка наносит удар по коррумпированному должностному лицу. Оказываясь в руках у чиновника, совершившего преступление, предусмотренное ст. 290 УК, взятка неизбежно «бьет» по авторитету власти, которую […]
  • Кбк денежное взыскание за нарушение законодательства Письмо Минфина России от 23 декабря 2016 г. N 02-05-10/77511 О применении кода бюджетной классификации 048 1 16 25030 01 0000 140 "Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации об охране и использовании животного […]
  • Материально техническое обеспечение мировых судей Статья 10. Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей Статья 10. Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей Информация об изменениях: Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ […]
  • Договор долевого участия проводки у инвестора Бухгалтерские проводки при долевом строительстве Здравствуйте! Наша организация (ООО) на ОСНО по договору 1 оказала услугу другой организации (ОАО) на ОСНО,обе организации являются плательщиками НДС. ОАО не рассчиталось за выполненныеуслуги. Далее ОАО и […]
Получение взятки ст 290 ук рф квалификация