По общему правилу закон в российской федерации имеет обратную силу

По общему правилу закон в российской федерации имеет обратную силу

13. Закон как источник права. Действие закона во времени, пространстве и по кругу лиц.

1. Закон как источник права.

Закон — нормативный правовой акт, принятый в особом порядке высшим представительным (законодательным) органом государственной власти или непосредственно народом. Законы регулируют наиболее важные общественные отношения и обладают наибольшей юридической силой, другие (подзаконные) нормативные правовые акты по общему правилу должны соответствовать закон. Среди законов выделяют:


  • основные — Конституции и аналогичные законы, имеющие высшую юридическую силу;
  • конституционные — принимаемые по некоторым вопросам конституционного значения и имеющие повышенную юридическую силу;
  • кодифицированные — сложные систематизированные акты, регулирующие комплекс общественных отношений;
  • текущие — принимаемые для урегулирования других вопросов жизни общества.

В Российской Федерации действуют на федеральном уровне: Конституция РФ (предусматривается также принятие законов РФ о поправках к Конституции РФ), федеральные конституционные законы, федеральные законы (а также приравненные к ним законы и основы законодательства РФ, законы РСФСР, принятые до вступления в силу Конституции РФ, и некоторые законодательные акты бывшего Союза ССР), на уровне субъектов РФ — конституции (уставы) и законы субъектов РФ. Действующие законы образуют систему законодательства, причём все законы должны соответствовать Конституции, федеральные законы — федеральным конституционным законам, а законы субъектов РФ — федеральным законам, принятым по вопросам ведения РФ или совместного ведения. Согласно статье 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются.

2. Действие закона во времени.

Действие закона во времениопределяется временем начала действия и временем прекращения действия закона.

Закон может вступить в силу только после официального опубликования. Согласно Федеральному закону «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат федерального собрания» (1994) федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самим законом (или специальным законом о его введении в действие) не установлен иной порядок вступления в силу (например, вступление в силу со дня официального опубликования или введение в действие с определённой даты, по истечении тридцати дней со дня официального опубликования, возможно также установление различных сроков вступления в силу различных положений закона). По общему правилу закон обратной силы не имеет (не применяется к отношениям, возникшим до его вступления в силу). Согласно статье 54 Конституции РФ не имеют обратной силы законы, устанавливающие или отягчающие ответственность, а согласно статье 57 — устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков. Обратная сила закона (применение к отношениям, возникших до его вступления в силу), возможно лишь в порядке исключения, в случаях, установленных законом (в соответствии со статьёй 54 Конституции РФ закон, устраняющий или смягчающий ответственность за правонарушение имеет обратную силу).

По общему правилу в закон вносятся изменения, его действие приостанавливается, он признаётся утратившим силу (отменяется) законом того же вида. Действие закона или отдельных его положений может быть приостановлено законом. Закон (как и отдельные его положения) утрачивает силу (прекращает действие) по истечении установленного срока его действия, в связи с официальной отменой, а также в связи с изданием нового закона, заменяющего прежний (косвенная отмена), а также в связи с судебной отменой (законы, признанные неконституционными, утрачивают силу). В некоторых случаях возможно применение закона, утратившего силу, к отношениям, возникшим во время его действия (переживание закона).

3. Действие закона в пространстве.

По общему правилу действие закона государства в пространстве распространяется на территории, на которую распространяется суверенитет и юрисдикция государства: на территории государства (территория РФ включает в себя территории её субъектов, внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над ними), на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне. Действие закона государства, как правило, также распространяется на территории его дипломатических представительств, воинских частей, на суда и воздушные суда, приписанные к порту государства и находящиеся в открытом водном или воздушном пространстве (а также на все военные корабли и воздушные суда) в соответствии с нормами международного права. Применение иностранного права допускается в некоторых случаях. Действие закона субъекта РФ (несуверенного государства или государственного образования), как правило, распространяется на всю его территорию (возможны исключения по отдельным территориям или по кругу лиц). Действие норм закона в пространстве может быть ограничено, если это установлено самим законом или следует из его содержания, при этом сами законы действуют на всей территории РФ (например, Федеральные законы «О континентальном шельфе», «Об особой экономической зоне в Магаданской области»).

4. Действие закона по кругу лиц.

По общему правилу действие закона государства распространяется на лиц, находящихся на его территории и территории, на которую распространяются его суверенитет и юрисдикция. Лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства), находящиеся на территории РФ, обладают правами и свободами и несут обязанности (в том числе обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы) в соответствии с Конституцией РФ. Однако из этого правила есть масса исключений. Права, свободы и обязанности, связанные с гражданством (избирательное право, воинская обязанность), распространяются только на граждан РФ, даже находящихся за пределами Российской Федерации. Под действие закона государства (государственного образования) подпадают его государственные органы и должностные лица при исполнении должностных обязанностей, независимо от их местонахождения (например, Президент РФ во время зарубежной поездки, а также органы государственной власти Московской области, расположенные на территории города Москвы). Некоторые законы (а также отдельные нормы) распространяют действие только на определённых лиц (например, многие нормы Федерального закона «О статусе военнослужащих», Закона РФ «О статусе судей в РФ» адресованы военнослужащим и судьям соответственно). Некоторые законы не распространяются на лиц, пользующихся дипломатической неприкосновенностью в соответствии с международными договорами.

обратная сила закона

Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое «обратная сила закона» в других словарях:

Обратная сила закона — (англ. reverse force of law) распространение действия закона на отношения, возникшие до его вступления в силу. По общему правилу, закон обратной силы не имеет, но в ряде случаев допускается придание закону обратной силы. В российском праве… … Энциклопедия права

Обратная сила закона — Обратная сила закона, ретроактивность закона действие закона или другой нормы права в отношении событий, которые имели место до вступления закона в силу. Конституциями многих стран применение обратной силы закона, в первую очередь, в… … Википедия

ОБРАТНАЯ СИЛА ЗАКОНА — распространение действия закона на случаи, имевшие место до вступления его в силу. Как правило, закон обратной силыне имеет, т.е. не распространяется на отношения, возникшие до его издания. К тому или иному факту или случаю необходимо применять… … Финансовый словарь

Обратная сила закона — распространение закона со дня его вступления в силу на те случаи и обстоятельства, которые имели место до его вступления в силу. Принцип права «закон обратной силы не имеет» относится к числу неопровержимых положений (юридических аксиом)… … Элементарные начала общей теории права

ОБРАТНАЯ СИЛА ЗАКОНА — распространение действия закона на случаи, имевшие место до вступления его в силу. О.с.з. является исключением и поэтому должна быть специально оговорена в самом законе либо в акте о введении его в действие (уголовное законодательство, отменяющее … Юридический словарь

ОБРАТНАЯ СИЛА ЗАКОНА — принцип, согласно которому закон может быть применен к отношениям, возникшим до его принятия, только если об этом прямо указано в этом законе. По общему правилу закон обратной силы не имеет, за исключением уголовного закона, устраняющего… … Большой Энциклопедический словарь

Обратная сила закона — распространение действия закона на случаи и факты, имевшие место до вступления его в силу, что применяется не часто, причем это обстоятельство должно быть специально оговорено в нормативном акте … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

ОБРАТНАЯ СИЛА ЗАКОНА — распространение действия закона на случаи, имевшие место до его вступления в силу. О.с.з. является исключением из общего правила, поэтому должна быть специально оговорена в самом законе либо в акте о введении его в действие … Юридическая энциклопедия

ОБРАТНАЯ СИЛА ЗАКОНА — ОБРАТНАЯ СИЛА ЗАКОНА, в праве принцип, согласно которому закон может быть применён к отношениям, возникшим до его принятия, только если об этом прямо указано в этом законе (т.е. закон обратной силы не имеет). Как правило, обратную силу имеет… … Современная энциклопедия

Обратная сила закона — ОБРАТНЫЙ, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ОБРАТНАЯ СИЛА ЗАКОНА — см. ЗАКОН EX POST FACTO. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

По общему правилу закон в российской федерации имеет обратную силу

49. Понятие и виды нормативных актов. Действие нормативных актов во времени, в пространстве, по кругу лиц.

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

Действие нормативного акта во времени, в пространстве и по кругу лиц

По общему правилу нормативный акт применяется к отношениям, имевшим место после его вступления в силу и до утраты им силы.

  • В Российской Федерации существуют следующие способы вступления нормативного акта в силу:
    • указание в самом акте либо в акте о вступлении его в силу календарной даты начала его действия (так, ныне действующий Уголовный кодекс РФ вступил в силу с 1 января 1997 г.);
    • указание определенного факта, события, с которыми связывается вступление акта в силу («с момента принятия», «с момента опубликования» и т.д.).

Если в принятом нормативном акте не определены такие дата, факт, событие, то применяются установленные законодательством общие правила вступления акта в силу. Так, законы РФ вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении десяти дней со дня их официального опубликования. Имеющие нормативный характер акты Президента РФ вступают в силу на всей территории России по истечении семи дней после их опубликования в официальном источнике.
Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее их официального опубликования. Иные постановления — со дня их подписания, если самими постановлениями не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Официальными изданиями, в которых публикуются указанные акты Российской Федерации, являются «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации». Законы РФ официально публикуются также в «Парламентской газете».
Нормативные акты перестают действовать в силу различных обстоятельств. Акт временного действия теряет юридическую силу по истечении того срока, на который он был рассчитан (конкретная дата или наступление определенного события: отмена чрезвычайного положения, прекращение военных действий и т.д.). В иных случаях нормативный акт утрачивает силу в результате его официальной отмены. Кроме того, нормативный акт фактически утрачивает силу вследствие издания нового акта той же или вышестоящей юридической силы, содержание которого противоречит старому акту. Отсутствие официальной отмены в случае противоречия старого и нового акта в принципе ненормально, так как зачастую создает путаницу в правовом регулировании, споры и ошибки в юридической практике. Нормативный акт также фактически теряет свою силу, если он противоречит международному договору, заключенному Российской Федерацией, а также если он специальным решением Конституционного суда признается неконституционным.
По общему правилу закон не имеет обратной силы, т.е. не действует на те факты, события, отношения, которые имели место до вступления его в силу. Он действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие. Правило запрета обратного действия закона, установленное еще в римском праве, обеспечивает правовую стабильность в обществе, уверенность граждан и юридических лиц в том, что они находятся под строгой опекой закона.
Юридическая практика выработала два типичных исключения из принципа «закон обратной силы не имеет».
Во-первых, он имеет обратную силу, если специально предусматривает применение своих норм к отношениям, возникшим до вступления этого закона в силу.
Во-вторых, имеют обратную силу законы, устраняющие или смягчающие уголовную либо административную ответственность или иным способом улучшающие положение правонарушителя. В этом проявляется гуманная природа российского законодательства, его забота о личности.
По общему правилу нормативный акт действует на всей территории, на которую распространяет свои властные полномочия соответствующий правотворческий орган. Федеральные законы и иные нормативные акты действуют на всей территории Российской Федерации, нормативные акты ее субъектов распространяются на соответствующие республики, края, области, автономные округа, города федерального подчинения; акты местного самоуправления — на территорию соответствующих административных единиц (города, районы и т.д.).
В отдельных случаях нормативные акты могут иметь ограниченную сферу действия, т.е. распространять свое действие только на определенную часть территории (районы Крайнего Севера, Дальний Восток, зона Чернобыльской аварии и т.д.).
На территории Российской Федерации законодательство действует на всех субъектов права, находящихся на ее территории — на граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства (апатридов), на государственные органы, общественные организации, юридические лица. На граждан России ее законодательство распространяется и тогда, когда они находятся за рубежом. В ст. 5 Закона о гражданстве от 23 ноября 1991 г. установлено, что российские граждане за пределами России пользуются ее защитой и покровительством. Российские граждане, совершившие преступления за рубежом, несут ответственность по уголовным законам России.
Многие законы распространяют свое действие не на всех граждан, а на их конкретную категорию, определяемую каким-либо общим признаком (студенты, пенсионеры, работники железнодорожного транспорта и т.д.). Из общего принципа равноправного правового положения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства есть определенные исключения, связанные с отсутствием российского гражданства у последних категорий лиц. Так, они не могут служить в Вооруженных силах страны, пользоваться избирательными правами, занимать ряд должностей в государственном аппарате. На иностранцев, обладающих дипломатическим иммунитетом (право экстерриториальности), в соответствии с действующим законом и международными договорами в случае совершения ими правонарушений не распространяется Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях.

Действие нормативного акта во времени, в пространстве и по кругу лиц

По общему правилу нормативный акт применяется к отношениям, имевшим место после его вступления в силу и до утраты им силы.

  • В Российской Федерации существуют следующие способы вступления нормативного акта в силу:
    • указание в самом акте либо в акте о вступлении его в силу календарной даты начала его действия (так, ныне действующий Уголовный кодекс РФ вступил в силу с 1 января 1997 г.);
    • указание определенного факта, события, с которыми связывается вступление акта в силу («с момента принятия», «с момента опубликования» и т.д.).

Если в принятом нормативном акте не определены такие дата, факт, событие, то применяются установленные законодательством общие правила вступления акта в силу. Так, законы РФ вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении десяти дней со дня их официального опубликования. Имеющие нормативный характер акты Президента РФ вступают в силу на всей территории России по истечении семи дней после их опубликования в официальном источнике.
Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее их официального опубликования. Иные постановления — со дня их подписания, если самими постановлениями не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Официальными изданиями, в которых публикуются указанные акты Российской Федерации, являются «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации». Законы РФ официально публикуются также в «Парламентской газете».
Нормативные акты перестают действовать в силу различных обстоятельств. Акт временного действия теряет юридическую силу по истечении того срока, на который он был рассчитан (конкретная дата или наступление определенного события: отмена чрезвычайного положения, прекращение военных действий и т.д.). В иных случаях нормативный акт утрачивает силу в результате его официальной отмены. Кроме того, нормативный акт фактически утрачивает силу вследствие издания нового акта той же или вышестоящей юридической силы, содержание которого противоречит старому акту. Отсутствие официальной отмены в случае противоречия старого и нового акта в принципе ненормально, так как зачастую создает путаницу в правовом регулировании, споры и ошибки в юридической практике. Нормативный акт также фактически теряет свою силу, если он противоречит международному договору, заключенному Российской Федерацией, а также если он специальным решением Конституционного суда признается неконституционным.
По общему правилу закон не имеет обратной силы, т.е. не действует на те факты, события, отношения, которые имели место до вступления его в силу. Он действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие. Правило запрета обратного действия закона, установленное еще в римском праве, обеспечивает правовую стабильность в обществе, уверенность граждан и юридических лиц в том, что они находятся под строгой опекой закона.
Юридическая практика выработала два типичных исключения из принципа «закон обратной силы не имеет».
Во-первых, он имеет обратную силу, если специально предусматривает применение своих норм к отношениям, возникшим до вступления этого закона в силу.
Во-вторых, имеют обратную силу законы, устраняющие или смягчающие уголовную либо административную ответственность или иным способом улучшающие положение правонарушителя. В этом проявляется гуманная природа российского законодательства, его забота о личности.
По общему правилу нормативный акт действует на всей территории, на которую распространяет свои властные полномочия соответствующий правотворческий орган. Федеральные законы и иные нормативные акты действуют на всей территории Российской Федерации, нормативные акты ее субъектов распространяются на соответствующие республики, края, области, автономные округа, города федерального подчинения; акты местного самоуправления — на территорию соответствующих административных единиц (города, районы и т.д.).
В отдельных случаях нормативные акты могут иметь ограниченную сферу действия, т.е. распространять свое действие только на определенную часть территории (районы Крайнего Севера, Дальний Восток, зона Чернобыльской аварии и т.д.).
На территории Российской Федерации законодательство действует на всех субъектов права, находящихся на ее территории — на граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства (апатридов), на государственные органы, общественные организации, юридические лица. На граждан России ее законодательство распространяется и тогда, когда они находятся за рубежом. В ст. 5 Закона о гражданстве от 23 ноября 1991 г. установлено, что российские граждане за пределами России пользуются ее защитой и покровительством. Российские граждане, совершившие преступления за рубежом, несут ответственность по уголовным законам России.
Многие законы распространяют свое действие не на всех граждан, а на их конкретную категорию, определяемую каким-либо общим признаком (студенты, пенсионеры, работники железнодорожного транспорта и т.д.). Из общего принципа равноправного правового положения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства есть определенные исключения, связанные с отсутствием российского гражданства у последних категорий лиц. Так, они не могут служить в Вооруженных силах страны, пользоваться избирательными правами, занимать ряд должностей в государственном аппарате. На иностранцев, обладающих дипломатическим иммунитетом (право экстерриториальности), в соответствии с действующим законом и международными договорами в случае совершения ими правонарушений не распространяется Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях.

По общему правилу закон в российской федерации имеет обратную силу

В российском праве правило об «обратном бессилии закона» было сформулировано еще в законодательстве Екатерины II и с тех пор последовательно проводилось в жизнь. Оно было включено в Основные законы: «закон действует токмо на будущее время; никакой закон не имеет обратного действия и сила оного не распространяется на деяния, совершившиеся до его обнародования» (ст. 60). Из общего правила, установленного ст. 60 Основных законов, в качестве исключений предусматривались случаи: «когда в законе именно сказано, что он есть токмо подтверждение и изъяснение смысла закона прежнего; когда в самом законе постановлено, что сила его распространяется на времена, предшествовавшие его обнародованию» (ст. 61).

В соответствии со ст. 54 Конституции РФ* закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Не могут иметь обратной силы законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков.

В ряде случаев закону придается обратная сила. Это возможно напр., в случаях, если после совершения правонарушения новым законом ответственность за него устранена или смягчена. Применение в этом случае нового закона должно быть специально предусмотрено в самом законе либо в акте о введении его в действие.

Напр., согласно ст. 10 УК РФ* уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т.е. распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в т.ч. на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Если новый уголовный закон смягчает наказание, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных уголовным законом.

Акты гражданского законодательства, по общему правилу, не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие (ст. 4 ГК РФ*). Однако в порядке исключения действие закона может распространяться на отношения, возникшие до введения его в действие (только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом).

Иногда обратная сила придается некоторым актам жилищного и семейного законодательства.

§ 5.4. Действие нормативного акта во времени, в пространстве и по кругу лиц

Любой нормативный правовой акт, имеет временные и пространственные (территориальные) пределы своего действия, а также распространяется на определенный круг лиц или иных субъектов права.

По общему правилу нормативный акт применяется к отношениям, имевшим место после его вступления в силу и до утраты им силы. В Российской Федерации существуют следующие способы вступления нормативного акта в силу: указание в самом акте либо в акте о вступлении его в силу календарной даты начала его действия (так, ныне действующий Уголовный кодекс РФ вступил в силу с 1 января 1997 г.), указание определенного факта, события, с которыми связывается вступление акта в силу («с момента принятия», «с момента опубликования» и т.д.).

Если в принятом нормативном акте не определены такие дата, факт, событие, то применяются установленные законодательством общие правила вступления акта в силу. Так, федеральные законы вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования. Имеющие нормативный характер акты Президента РФ вступают в силу на всей территории России по истечении 7 дней после их опубликования в официальном источнике.

Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее их официального опубликования, иные постановления — со дня их подписания, если самими постановлениями не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.

Официальными изданиями, в которых публикуются указанные акты Российской Федерации, являются «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации «. Федеральные законы официально публикуются также в Парламентской газете.

Порядок вступления в силу правовых актов субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления определяется ими самостоятельно.

Нормативные правовые акты перестают действовать в силу различных обстоятельств. Акт временного действия теряет юридическую силу по истечении того срока, на который он был рассчитан (конкретная дата или наступление определенного события: отмена чрезвычайного положения, прекращение военных действий и т.д.). В иных случаях нормативный правовой акт утрачивает силу в результате его официальной отмены. Такая отмена фиксируется либо в новом акте, заменяющем старый, либо в особом перечне актов, признаваемых утратившими силу в связи с принятием новых актов или подготовкой разного рода собраний действующего законодательства.

Кроме того, нормативный правовой акт фактически утрачивает силу вследствие издания нового акта той же или вышестоящей юридической силы, содержание которого противоречит старому акту. Отсутствие официальной отмены в случае противоречия старого и нового акта в принципе ненормально, так как зачастую создает путаницу в правовом регулировании, споры и ошибки в юридической практике. Нормативный правовой акт также фактически теряет свою силу, если он противоречит международному договору, заключенному Российской Федерацией. Как известно, ныне действует установленный Конституцией РФ (ч.4 ст. 15) принцип приоритета международного договора над внутригосударственным законодательством. Наконец, нормативный правовой акт перестает действовать, если он специальным решением Конституционного Суда РФ признается неконституционным.

По общему правилу закон не имеет обратной силы. Он действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие. Если при возникновении, например, трудового спора или совершения преступления в то время, когда действовал старый закон, дело должно решаться на основании его норм, хотя на момент рассмотрения дела этот закон отменен и действует новый. Правило запрета обратного действия закона, установленного еще в римском праве — один из принципов цивилизованной правовой системы. Он обеспечивает правовую стабильность в обществе, уверенность граждан и юридических лиц в том, что они находятся под строгой опекой закона и их правовое положение не может быть ухудшено новым законом.

Правила обратного действия закона применительно к конкретным случаям и фактам четко зафиксированы в ч.

Юридическая практика выработала два типичных исключения из принципа «закон обратной силы не имеет». Во-первых, закон имеет обратную силу, если он специально предусматривает применение своих норм к отношениям, возникшим до вступления этого закона в силу. Так, Закон РФ от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» определил, что подлежат отмене противоречащие этому закону договоры купли-продажи и аренды жилья, даже если они совершены до вступления этого закона в силу372. Часть 1 ст.4 ГК РФ устанавливает: «Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом». Во-вторых, имеют обратную силу законы, устраняющие или смягчающие ответственность за те или другие преступления или административные проступки.

По общему правилу нормативный акт действует на всей территории, на которую распространяет свои властные полномочия соответствующий правотворческий орган. Федеральные законы и иные нормативные акты действуют на всей территории Российской Федерации, нормативные правовые акты ее субъектов распространяются на соответствующие республики, края, области, автономные округа, города федерального подчинения, акты местного самоуправления — на территорию соответствующих административных единиц (города, районы и т.д.).

Под территорией государства понимается суша, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними, недра в пределах границ государства. Приравниваются к государственной территории военные воздушные и морские суда, где бы они ни находились; гражданские воздушные и морские суда, находящиеся в водах и воздушном пространстве своего государства, а также в открытом море и открытом воздушном пространстве; космические корабли и станции, несущие флаг государства; территории посольств в других странах; подводные кабели, трубопроводы и другие объекты, принадлежащие государству и находящиеся в открытом море или космосе.

В отдельных случаях нормативные акты могут иметь ограниченную сферу действия, то есть распространять свое действие только на определенную часть территории (районы Крайнего Севера, Дальний Восток, зона Чернобыльской аварии и т.д.).

На территории Российской Федерации законодательство действует на всех субъектов права, находящихся на ее территории — на граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства (апатридов), на государственные органы, общественные организации, юридические лица. На граждан России ее законодательство распространяется и тогда, когда они находятся за рубежом. В ст. 7 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» установлено, что российские граждане за пределами России пользуются ее защитой и покровительством373. Российские граждане, совершившие преступления за рубежом, несут ответственность по уголовным законам России.

Многие законы распространяют свое действие не на всех граждан, а на их конкретную категорию, определяемую каким-либо общим признаком (студенты, пенсионеры, работники железнодорожного транспорта и т.д.).

Из общего принципа равноправного правового положения граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства есть определенные исключения, связанные с отсутствием российского гражданства у последних категорий лиц. Так, они не могут служить в вооруженных силах страны, пользоваться избирательными правами, занимать ряд должностей в государственном аппарате. На иностранцев, обладающих дипломатическим иммунитетом (право экстерриториальности), в соответствии с действующим законом и международными договорами в случае совершения ими правонарушений не распространяется Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Уголовный кодекс РФ Статья 10. Обратная сила уголовного закона

Статья 10 УК РФ:

1. Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Комментарий к статье 10 УК РФ:

1. Проблема обратной силы уголовного закона приобретает особую актуальность, исключительное практическое значение на рубеже действия старого, отмененного, и нового уголовного закона Российской Федерации в условиях конкуренции более строгих и менее строгих законов, устанавливающих ответственность за одноименные преступления (например, убийства, кражи, грабежи и т.д.), совершенные до 1 января 1997 г., т.е. до дня введения в действие нового УК РФ. Конечно, эта проблема сохранит свою значимость и в последующее неопределенное время и будет неизбежно возникать перед правоприменительными органами всякий раз, когда действующий Уголовный кодекс будет подвергаться обоснованным дополнениям и изменениям, ибо совершенствование законодательства, диктуемое объективными социально-экономическими реалиями, насущными потребностями поступательного развития общества, составляет одну из внутренних закономерностей его правовой системы, стремящейся в каждый данный момент наиболее адекватно отразить социальную действительность, возрастание или снижение ценности определенных правоохраняемых благ. Это общее положение социологии права в полной мере относится и к уголовному законодательству, которому в ходе его развития изначально присущи детерминированные процессы криминализации и декриминализации деяний.

2. Часть 1 ст. 10 УК под обратной силой уголовного закона понимает распространение его действия на лиц, совершивших преступления до вступления такого закона в силу. При этом устанавливается, что уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу.
При применении положений ст. 10 УК необходимо иметь в виду, что обратная сила придается не вновь принятому уголовному закону, а закону, уже вступившему в силу. Это очень важный момент правоприменения, так как между принятием закона Федеральным Собранием и его подписанием Президентом Российской Федерации и датой вступления закона в силу всегда проходит определенный временной период, причем иногда весьма значительный.

3. Устранение преступности деяния, ранее признававшегося преступлением, прекращает уголовно-правовые отношения, возникшие ранее по поводу его совершения, и таким образом выводит поступок человека за пределы уголовно-правового регулирования. Отказ законодателя от признания преступности деяния означает, что поведение гражданина индифферентно для уголовного права и в силу этого не может породить возникновение основания для привлечения его к уголовной ответственности. Устранение преступности деяния — безусловный повод к освобождению лица, его совершившего, от уголовной ответственности на любой стадии уголовного процесса или к освобождению от наказания.
При этом, однако, надо иметь в виду одно важное обстоятельство. Оно состоит в том, что исключение из Уголовного кодекса нормы, предусматривавшей ответственность за совершение определенного преступления, ввиду его декриминализации автоматически не предрешает вопроса о непреступности совершенных лицом действий и освобождения его на этом основании от уголовной ответственности. Дело в том, что в системе Особенной части УК содержатся нормы, которые относительно друг друга находятся в отношениях конкуренции общей и специальной норм. Иными словами, преступное деяние субъекта одновременно охватывается и общей, и специальной нормами. В таком отношении находятся, например, нормы ст. ст. 286 и 299 УК, предусматривающие ответственность соответственно за превышение должностных полномочий и за привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности. Причем в этом соотношении ст. 286 является общей нормой, а ст. 299 — специальной. Отсюда можно сформулировать общее правило: устранение преступности деяния, предусмотренного специальной нормой, которая в подобном случае из УК выводится, не исключает возможности привлечения лица к уголовной ответственности на основании наличия в его действиях признака состава преступления, предусмотренного общей уголовно-правовой нормой. Конечно, такие случаи — явления довольно редкие, но они известны российской законодательной практике (в 1994 г. из УК РСФСР были исключены две специальные нормы (ст. ст. 94.1 и 94.2), но при этом была сохранена, хотя и под другим номером, общая норма — ст. 148.3, предусматривавшая ответственность за причинение имущественного ущерба собственнику путем обмана или злоупотребления доверием). Не исключается, что подобная ситуация может возникнуть и во время действия УК РФ 1996 г.

4. В соответствии с ч. 1 ст. 10 УК обратную силу имеет также закон, смягчающий наказание. Вопрос о том, какой из сопоставляемых законов — старый или вновь принятый — является более «мягким», т.е. смягчающим наказание, решается путем сравнения их санкций.
По общему правилу в этом процессе учитывается максимальный предел наиболее строгого вида наказания, предусмотренного санкциями соответствующих статей УК. Например, С. 20 декабря 1996 г., т.е. во время действия УК РСФСР 1960 г., совершил кражу чужого имущества с незаконным проникновением в жилище. Такие преступные действия на момент их совершения подпадали под признаки квалифицированного состава кражи, предусмотренного ч. 2 ст. 144 УК РСФСР 1960 г., санкция которой устанавливает наиболее строгий вид наказания — лишение свободы на срок от двух до семи лет. Преступник был установлен и задержан 10 января 1997 г., т.е. уже во время действия нового Уголовного кодекса РФ. Совершенная С. кража предусмотрена ч. 2 ст. 158 этого УК, санкция которой устанавливает наиболее строгое наказание в виде лишения свободы на срок от двух до шести лет. Сравнение санкций указанных статей показывает, что ч. 2 ст. 158 УК 1996 г. является законом, смягчающим наказание, а потому имеющим обратную силу, т.е. распространяющимся на С., совершившего преступление, до вступления 1 января 1997 г. нового УК РФ в силу.
При одинаковом максимуме наиболее строгого вида наказания по старому и новому уголовным законам более мягким следует признать закон, который устанавливает более низкий предел минимального размера такого наказания. Например, если один закон предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от одного года до пяти лет, а другой — от двух до пяти лет, то первый следует признать законом, смягчающим наказание. При полном совпадении минимумов и максимумов наказаний учитывается наличие или отсутствие в санкциях сопоставляемых законов дополнительных наказаний или более мягких по виду альтернативных основных наказаний, например штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. При решении вопроса о том, какой вид наказания является более мягким, следует руководствоваться положениями ст. 44 УК, в которой все наказания перечислены в порядке от менее строгого их вида к более строгому.

5. УК РФ содержит в ч. 1 ст. 10 и еще одно очень важное положение, отражающее принцип гуманизма, согласно которому уголовный закон, иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу и распространяется не только на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, но и на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Такого гуманного положения не содержалось, к сожалению, в УК РСФСР 1960 г., что, по сути, выводило все нормы Общей части УК, поскольку они не устанавливают ни преступности, ни наказуемости деяний, за пределы правил об обратной силе уголовного закона. Ныне этот существенный пробел закона полностью устранен. Из приведенного выше положения следуют два важных вывода.
Во-первых, ч. 1 ст. 10 УК придает обратную силу всем без исключения нормам Общей части уголовного законодательства независимо от того, какой вопрос они регламентируют, при условии, что применение такой нормы определенным образом улучшает положение лица, совершившего преступление или отбывающего наказание. Следовательно, обратную силу могут иметь нормы о возрасте уголовной ответственности, об обстоятельствах, исключающих преступность деяния, об освобождении от уголовной ответственности, об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания и др.
Во-вторых, правила об обратной силе уголовного закона в настоящее время автоматически распространяются не только на лиц, в отношении которых судом не вынесен обвинительный приговор, как это было по УК РСФСР 1960 г., но дополнительно и еще на две категории лиц: уже отбывающих наказание и отбывших наказание, но имеющих судимость. Развивая положения ч. 1 ст. 10 в ч. 2 устанавливает, что если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом. Например, лицо отбывает по приговору суда наказание в виде лишения свободы на срок шесть лет, а вновь принятый закон за это же преступление устанавливает в санкции максимальное наказание на срок пять лет. Срок наказания осужденному подлежит сокращению на один год лишения свободы. Часть 2 ст. 10 признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу содержащаяся в ней норма предполагает в системе действующего уголовно-процессуального регулирования сокращение назначенного осужденному наказания в связи с изданием нового уголовного закона, смягчающего ответственность за совершенное им преступление, в пределах, предусмотренных нормами как Особенной, так и Общей частей УК РФ в редакции этого закона (Постановление Конституционного Суда РФ N 4-П).

6. В отличие от рассмотренных вариантов распространения действия уголовно-правовых норм на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления их в силу, ч. 1 ст. 10 УК формулирует общее правило: уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Такой закон ни при каких условиях не может применяться к лицам, совершившим надлежащие деяния до вступления его в силу.

Адаптация персонала
Обучение персонала
Персонал организации
Отбор персонала
Кадровый потенциал

Назад | | Вверх

Популярное:

  • Школе 30 лет статья Хозяйка школы № 30 С чего начинается школа? Любая школа начинается с директора. Именно директор подобен режиссёру, который создаёт спектакль, хотя сам не всегда появляется на сцене. С чего начинается школа? Любая школа начинается с директора. Именно […]
  • Ук рф нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина Статья 136. Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного […]
  • Связь-банк вклады физических лиц 2018 и проценты Калькулятор вкладов Рассчитает за вас сумму любого вклада Связь-Банк был основан в 1991 году, по размеру активов (297 301 438 тыс. руб.) занимает 32 место в общем рейтинге банков России. Филиальная сеть банка состоит из 51 филиала, 88 дополнительных, […]
  • Договор на оказание услуг ип с ооо Договор на оказание услуг бесплатно: Онлайн Конструктор договоров, образцы Что делает? Конструктор договоров автоматически сформирует договор услуг. Вам необходимо только исправить данные красным на свои. Можно скачать договор в Word. Кому это […]
  • Служебное жилье военнослужащим при разводе Служебное жилье военнослужащим при разводе Ранее мы уже писали о том, как выселить бывшего супруга из вашего собственного жилья. Но что делать, если одному из супругов жилье предоставлено в связи с выполнением служебных обязанностей, то есть по договору […]
  • Типовой договор купли продажи мебели для ип Договор купли-продажи бесплатно: Онлайн Конструктор договоров, образцы Что делает? Конструктор договоров автоматически сформирует договор купли-продажи. Вам необходимо только исправить данные красным на свои. Можно скачать договор в Word. Кому это […]
  • Как получить кредит под залог недвижимости в сбербанке Сбербанк кредит под залог недвижимости Кредит под залог – это разновидность кредита с обеспечением. Он бывает целевым и нецелевым. 70% кредитов с обеспечением оформляются на покупку жилья, остальные 30% - на другие нужды. В России кредит под залог […]
  • Материальная помощь в следственном комитете Приказ СК России от 08.08.2016 N 73 "Об утверждении Положения о порядке выплаты ежемесячных и иных дополнительных выплат, а также материальной помощи работникам Следственного комитета Российской Федерации, замещающим должности, не являющиеся должностями […]
По общему правилу закон в российской федерации имеет обратную силу