П 8 ст 30 44-фз

Оглавление:

Каким образом участники закупок должны декларировать свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства (часть 3 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ)?

Каким образом участники закупок должны декларировать свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства (часть 3 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ)?

resistin » 17 июн 2014, 12:02

Действительно, согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в ч. 1 этой статьи (открытыми конкурентными способами), в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Обращаем внимание, что в письме Министерства экономического развития РФ от 8 ноября 2013 г. N Д28и-2183 указывается, что из системного понимания положений ст. 27 Закона N 44-ФЗ следует, что преимущества предоставляются субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям в целом, а не раздельно для каждого вида.

Для правильного понимания можно обратить внимания на то, что в отношении соответствия единым требованиям, предъявляемым к участникам закупки, в ч. 8 ст. 31 Закона N 44-ФЗ указывается, что комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в п.п. 1, 2 и 6 ч. 1 этой статьи, и в отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с ч. 2 той же статьи, если такие требования установлены Правительством РФ, а также вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в п.п. 3-5, 7-9 ч. 1 данной статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством РФ в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Отсюда вытекают единообразные указания, что в заявке на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) участник закупки предоставляет документы, подтверждающие соответствие требованиям, установленным в соответствии с п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии требованиям, установленным в соответствии с п.п. 3-9 ч. 1 ст. 31 этого Закона (пп. «г» п. 1 ч. 2 ст. 51, п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ).

Таким образом, принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям подтверждается только декларированием, то есть заявлением, указанием на это в заявке. Аналогичные разъяснения даны в письме Министерства экономического развития РФ и Федеральной антимонопольной службы от 4 апреля 2014 г. NN 7158-ЕЕ/Д28И, АЦ/13590/14.

Какой-либо формы такой декларации, такого заявления законодательством не предусмотрено, то есть оно делается в свободной форме. Например, «ООО «Лютик» является субъектом малого предпринимательства».

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ. В учреждении запланировано небольшое количество аукционов, все процедуры, отыгранные у субъектов малого предпринимательства, заключены по п. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (единственная заявка). Аукционы признаны несостоявшимися, так как во всех случаях поданы единственные заявки, впоследствии признанные соответствующими требованиям документации об аукционе. Контракты с участниками, подавшими эти заявки, заключены на основании п. 25 части 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Будет ли нарушением законодательства, если в учреждении не будут заключены контракты в объеме 15% совокупного годового объема закупок по состоявшимся процедурам?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Указанные закупки не должны учитываться при определении объема закупок, осуществленных у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме меньшем, чем установлено ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, является основанием для привлечения должностных лиц заказчика к административной ответственности.
Однозначно ответить на вопрос, может ли должностное лицо заказчика быть освобождено от ответственности в связи с указанными в вопросе обстоятельствами, не представляется возможным.

Обоснование вывода:
В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, такой аукцион признается несостоявшимся (ч. 16 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», далее — Закон N 44-ФЗ). Согласно п. 4 ч. 1 ст. 71 Закона N 44-ФЗ, если участник, подавший единственную заявку, и сама заявка признаны соответствующими требованиям Закона N 44-ФЗ и документации об аукционе, с таким участником заключается контракт в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 данного Закона в порядке, установленном ст. 70 Закона N 44-ФЗ. Каких-либо исключений для аукционов, проводимых в соответствии с требованиями ст. 30 Закона N 44-ФЗ, данная норма не предусматривает, поэтому заказчик в таком случае вправе заключить контракт с единственным участником из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее — СМП и СОНО) на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (п. 55 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889, письмо Минэкономразвития России от 12.01.2015 N Д28и-12)*(1). Такая закупка, в силу п. 3 ч. 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, не включается в расчет совокупного годового объема закупок, 15% от которого должны осуществляться у СМП и СОНО. При этом закупка у СМП и СОНО, осуществленная способом, не предусмотренным ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, не является закупкой среди СМП и СОНО в соответствии со ст. 30 Закона N 44-ФЗ, даже если по результатам закупки контракт был заключен с СМП или СОНО (п. 45 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889).
Осуществление заказчиком закупок у СМП (СОНО) в меньшем объеме, чем установлено Законом N 44-ФЗ, является основанием для привлечения должностных лиц заказчика к административной ответственности, предусмотренной ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ (смотрите тему 4 Обзора ФАС России за декабрь 2015 г., тему 3 Обзора ФАС России за ноябрь 2015 г.). Мы не можем исключить, что приведенные в вопросе обстоятельства при решении вопроса о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности в связи с несоблюдением предусмотренного ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ объема закупок у СМП и СОНО будут учтены как, например, смягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ) либо свидетельствующие об отсутствии вины должностного лица (смотрите, например, постановление УФАС по Республике Мордовия от 25.06.2015 N 266). Однако в рамках этой консультации оценить перспективу наступления неблагоприятных последствий в приведенной ситуации мы не можем.
В заключение отметим, что в рамках консультирования по вопросам применения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд нами рассматриваются гражданско-правовые вопросы осуществления закупок, определенных Законом N 44-ФЗ. Вопросы же, связанные с привлечением к административной ответственности (в том числе за нарушение законодательства о контрактной системе), из сферы консультирования исключаются. Гарантировать систематическое предоставление консультаций по аналогичным вопросам мы не можем, такая возможность определяется индивидуально в каждом конкретном случае, в том числе с учетом текущей нагрузки экспертов, сложности заданных вопросов и предполагаемого объема ответа.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————
*(1) Смотрите также: Вопрос: Заказчик опубликовал извещение о проведении электронного аукциона. По окончании срока подачи заявок были поданы две заявки. После аукциона оператором были направлены вторые части заявок. Одна вторая часть заявки была отклонена. Были осуществлены действия в соответствии с п. 25 части 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ. После обращения в контролирующий орган было получено письмо, где рекомендовано использовать часть 4 ст. 30 Закона 44-ФЗ. Согласование с контрольным органом не предусмотрено. В связи с вышеизложенным обращение не может быть рассмотрено. Ссылаясь на вышеуказанное письмо, пришлось отменить закупку. Правомерен ли был такой ответ контрольного органа? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2014 г.).

О закупках, участниками которых могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации

О закупках, участниками которых могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации

resistin » 12 сен 2017, 16:23

Олег Гурин, специалист в сфере регламентированных закупок

Заказчики, которые проводят конкурентные закупки в соответствии с Законом № 44-ФЗ, обязаны при осуществлении таких закупок предоставлять преимущества субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям (далее – СМП, СОНКО). Существует два способа исполнения данной обязанности:
1) если НМЦК закупки не превышает 20 млн. руб., заказчик может установить при ее проведении ограничение, в соответствии с которым принять участие в такой закупке смогут лишь СМП, СОНКО (ч. 3 ст. 30 Закона № 44-ФЗ). В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к СМП, СОНКО;
2) заказчик может установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (под- рядчику, исполнителю) (далее – ППИ), не являющемуся СМП или СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО (ч. 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).
В настоящей статье будут рассмотрены некоторые проблемы, с которыми заказчики сталкиваются при практическом использовании наиболее распространенного из указанных механизмов, т.е. при осуществлении закупок, участниками которых могут быть только СМП, СОНКО.

Участие в закупке лишь СМП, СОНКО – это ограничение или преимущество?
Если заказчик устанавливает ограничение участия в закупке на основании ч. 3 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, эта информация должна быть отражена в извещении об осуществлении закупки (п. 4 ст. 42 Закона № 44-ФЗ). Наряду с информацией об ограничениях, устанавливаемых при осуществлении закупки, заказчики должны указывать в извещениях об осуществлении конкурентных закупок сведения о преимуществах, предоставляемых СМП, СОНКО (если такие преимущества предусматриваются в данной конкретной закупке). Соответствующие нормы предусмотрены в отношении:
• конкурса (п. 7 ч. 3 ст. 49 Закона № 44-ФЗ);
• электронного аукциона (п. 5 ч. 5 ст. 63 Закона № 44-ФЗ);
• запроса котировок (п. 5 ч. 1 ст. 73 Закона № 44-ФЗ);
• запроса предложений (п. 8 ч. 4 ст. 83 Закона № 44-ФЗ).
В тех случаях, когда требуется разработка документации о закупке, последняя также должна включать информацию об ограничении, установленном в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, и о преимуществах для СМП, СОНКО (ч. 1 ст. 50 Закона № 44-ФЗ устанавливает соответствующее требование к содержанию конкурсной документации; ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ – для документации об электронном аукционе; п. 1 ч. 6 ст. 83 Закона № 44-ФЗ – для документации о проведении запроса предложений).
Некоторым заказчикам и контрольным органам нелегко уяснить диалектическую сущность преимущества для СМП, СОНКО, выражающегося в ограничении участия в закупке.
Иными словами, тот факт, что участниками закупки могут быть только СМП, СОНКО, препятствует участию в закупке хозяйствующих субъектов, не относящихся к указанным субъектам (и для таких хозяйствующих субъектов это является ограничением), в чем и состоит преимущество, предоставляемое СМП, СОНКО (в такой закупке им не потребуется конкурировать с средним и крупным бизнесом, с государственными учреждениями и предприятиями, и т.д.).
ФАС России (см. письмо от 28.03.2016 № ИА/19786/16) и Минэкономразвития России (см. письма от 30.09.2014 № Д28и-1889, от 16.07.2015 № Д28и-2044, от 24.04.2017 № ОГ-Д28-5259 и др.) так- же указывали, что при закупках для СМО, СОНКО одновременно устанавливаются и преимущества, и ограничения участия в закупке. Однако наличие многочисленных разъяснений не помешало возникновению не менее многочисленных споров на этой почве.

Пример
По мнению комиссии Новосибирского УФАС России, изложенному в решении от 25.03.2015 № 08- 01-86, наряду с информацией об ограничении, предусмотренном ч. 3 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, уполномоченное учреждение включило в документацию о закупке ненадлежащую информацию о предоставлении преимуществ СМП, СОНКО. Антимонопольный орган посчитал, что ст. 30 Закона № 44-ФЗ предусматривает лишь ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только СМП, СОНКО, что вовсе не означает предоставления преимуществ указанным хозяйствующим субъектам.
Решением от 14.09.2015 по делу № А45-12761/2015 АС Новосибирской области удовлетворил требования заказчика о признании решения контрольного органа незаконным, указав, что установление ограничения для участников закупок в виде возможности участия в закупке только СМП и СОНКО, одновременно фактически предоставляет преимущества указанным субъектам. Выводы суда первой инстанции были поддержаны постановлением Седьмого ААС от 30.11.2015 № 07АП-10741/2015 и постановлением ФАС Западно- Сибирского округа от 25.02.2016 № Ф04-493/2016.

А что будет, если заказчик установит лишь преимущества для СМП, СОНКО, не упомянув при этом ни слова об ограничении участия? Судебная практика дает противоречивые ответы на этот вопрос, из чего следует, что специалистам в сфере закупок благоразумнее так не делать.

Пример 1
В извещении о проведении запроса котировок в разделе «Преимущества» заказчик установил «преимущества СМП, СОНКО в соответствии со ст. 30 За- кона № 44-ФЗ», а в разделе «Ограничение» написал «не установлено». По мнению антимонопольного органа, отметка о предоставлении преимуществ СМП, СОНКО без указания соответствующих ограничений не соответствует требованиям ст. 30 Закона № 44-ФЗ.
Однако суды посчитали, что ст. 30 Закона № 44-ФЗ, допуская установление ограничения для участников закупок в виде возможности участия в закупке только СМП, СОНКО, одновременно предоставляет и преимущества указанным субъектам. Следовательно, указав в извещении о проведении запроса котировок на наличие преимуществ у СМП, СОНКО, заказчик фактически установил ограничение в отношении участников закупки, которыми могут быть только СМП, СОНКО.
К тому же, антимонопольным органом не было представлено доказательств того, что своими действиями заказчик нарушил права лиц, подавших заявки, либо создал препятствия для подачи таких заявок иными лицами (постановление Двадцатого ААС от 26.07.2016 № 20АП-2802/2016 по делу № А54- 7039/2015).

Пример 2
В извещении о проведении электронного аукциона заказчиком были установлены преимущества СМП и СОНКО. Вместе с тем, ни извещение, ни документация об электронном аукционе не содержали информации о том, что участниками закупки могут быть только СМП, СОНКО. Кроме того, в документации о закупке отсутствовало недвусмысленное требование о декларировании участниками закупки в заявках на участие в электронном аукционе своей принадлежности к СМП или СОНКО. Говорилось лишь о том, что заявка должна содержать некие «документы, подтверждающие право участника закупки на получение преимущества в соответствии со ст. 28–30 Закона № 44-ФЗ, или копии этих документов».
Впоследствии аукционная комиссия признала несколько поданных заявок не соответствующими требованиям аукционной документации в связи с отсутствием в составе этих заявок декларации участника закупки о принадлежности к СМП или СОНКО. Решением Татарстанского УФАС России от 14.08.2015 по делу № 233-кз/2015 действия аукционной комиссии были признаны неправомерными. Заказчик с данным решением не согласился и обжаловал его в арбитражный суд.
Однако суды поддержали позицию антимонопольного органа, отметив в принятых по делу постановлениях, что указание в документации об аукционе на необходимость представления документов, подтверждающих право на преимущество, при отсутствии ин- формации о том, что размещение заказа проводится с ограничением, не соответствует извещению о про- ведении электронного аукциона, поскольку указанное извещение не содержало ограничений по кругу его участников (см. постановление ФАС Поволжского округа от 03.02.2015 № Ф06-19294/2013 по делу № А65-13397/2014).

О декларировании участниками закупки своей принадлежности к СМП или СОНКО
Участников контрактной системы длительное время волновал вопрос о форме декларации участниками закупки своей принадлежности к СМП / СОНКО: должен ли это быть самостоятельный полноценный документ, или же достаточно отметки, поставленной участником закупки при подаче заявки с помощью интерфейса электронной площадки?
Минэкономразвития России в первый год функционирования контрактной системы отвечало так: указание участником закупки о своей принадлежности к СМП или СОНКО с использованием интерфейса сайта оператора электронной площадки не является представлением декларации; декларирование принадлежности к СМП или СОНКО с нарушением требований инструкции, содержащейся в документации о закупке, приравнивается к отсутствию декларации и является основанием для отклонения заявки участника закупки / признания ее не соответствующей установленными требованиям (п. 44 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 № Д28и-1889).
Однако впоследствии правоприменительная практика пошла по иному пути.

Пример
Участник закупки при формировании второй части заявки на участие в электронном аукционе с использованием интерфейса электронной площадки в поле «декларация о принадлежности участника к СМП или СОНКО» напротив слов «настоящей декларацией подтверждаем, что принадлежим к СМП или СОНКО» данным участником проставлен знак «V», подтверждающий выполнение требований закона.
Поскольку электронная площадка допускает предоставление декларации СМП посредством проставления знака «V» в определенном месте, позволяющего участнику закупки классифицировать себя в качестве СМП в форме второй части заявки на участие в электронном аукционе, а заявка подписывается при помощи электронно-цифровой подписи и предполагает приложение документов в электронном виде, то при отсутствии установленной законом формы заявки, аукционная комиссия заказчика обоснован- но посчитала проставление знака «V» в сведениях о принадлежности участника закупки к СМП равнозначным предоставлению им декларации о своей принадлежности к СМП (постановление Двенадцатого ААС от 11.04.2017 по делу № А12-61293/2016; см. так- же постановление Первого ААС от 18.11.2015 по делу № А43-11767/2015, имевшему сходную фабулу).

В то же время, свобода определения участниками закупки формы декларирования своей принадлежности к СМП имеет некоторые границы. Например, не могут служить подтверждением принадлежности участника закупки к СМП следующие документы, предоставляемые участниками закупки вместо декларации:
• сведения из Единого реестра субъектом малого и среднего предпринимательства (решение Ново- сибирского УФАС России от 04.04.2017 по делу № 08-01-60);
• справка ФНС России о применении участником закупки упрощенной системы налогообложения (п. 43 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 № Д28и-1889).

А как поступить комиссии по осуществлению закупок, если в представленной участником закупки декларации отсутствует недвусмысленное указание на его принадлежность к СМП? Вместо этого говорится, например, о соответствии участника закупки критериям отнесения хозяйствующих субъектов к числу СМП, предусмотренным ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ).

Пример
Участник закупки (индивидуальный предприниматель) представил в составе заявки на участие в закупке декларацию следующего содержания:
«Настоящим уведомляем, что у индивидуального предпринимателя в уставном капитале доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая од- ному или нескольким юридическим лицам, не являющимся СМП, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает 100 человек, выручка от реализации товаров за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость не превышает 400 млн. рублей»
Решением Омского УФАС России от 23.12.2015 № 03-10.1/473-2015 были признаны правомерными действия аукционной комиссии, которая посчитала, что вышеприведенная декларация не подтверждает принадлежность подавшего ее индивидуального предпринимателя к числу СМП. Антимонопольный орган отказался считать действительной сообщенную индивидуальным предпринимателем информацию о том, что «доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов» и «доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся СМП» в его уставном капитале не превышает 25%: уставной капитал бывает лишь у юридических лиц, но никак не у индивидуальных предпринимателей. Кроме того, при буквальном прочтении текста составленной предпринимателем декларации получается, что сообщенные им сведения о численности работников и размере выручки относятся к иным юридическим лицам, а не к нему самому. В связи с изложенным, контрольный орган согласился с аукционной комиссией заказчика в том, что данный участник закупки не продекларировал свою принадлежность к СМП.
Однако в последующем судебном разбирательстве суды трех инстанций заняли сторону индивидуального предпринимателя. В частности, был сочтен неподтвержденным довод о том, что приведенные в декларации предпринимателя сведения о численности работников и размере выручки относятся к иным юридическим лицам. Относительно ссылки предпринимателя на нормы и условия, относящиеся лишь к СМП – юридическим лицам, суды указа- ли, что наличие такой (действительно неуместной) ссылки не свидетельствует о недостоверности сведений, представленных применительно к самому индивидуальному предпринимателю. Суды не преминули отметить в своих постановлениях, что форма декларирования сведений о принадлежности к СМП действующим законодательством не установлена, в связи с чем декларант имеет право на использование свободной формы изложения сведений, относящихся к заявкам на участие в аукционе в электрон- ной форме (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.03.2014 № Ф04-318/2017 по делу № А46-6106/2016).

В целом, изучение судебной практики по вопросам рассмотрения деклараций участников закупок об их принадлежности к СМП позволяет автору прийти к следующему выводу: чем проще содержание такой декларации, тем меньше проблем оно способно породить. Если же участник закупки решил процитировать в своей декларации ст. 4 Закона № 209-ФЗ, с большой вероятностью что-то пойдет не так.

Пример
Не ограничившись простым указанием о принадлежности к числу СМП, участник закупки привел в декларации сведения о своем соответствии каждому из критериев отнесения хозяйствующих субъектов к числу СМП, предусмотренных в соответствии со ст. 4 Закона № 209-ФЗ. В частности, он указал, что его выручка от реализации товаров (работ, услуг) за 2013 г. составила 889,48 млн. рублей. Действовавшим на тот момент постановлением Правительства РФ от 09.02.2013 № 101 предельное значение выручки без учета НДС для малых предприятий устанавливалось в размере 400 млн. руб. (в настоящее время постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 установлено новое предельное значение данного параметра – 800 млн. руб.).
Аукционная комиссия заказчика при рассмотрении вторых частей заявок признала заявку участника закупки не соответствующей требованиям Закона № 209-ФЗ, отказавшись признать за ним статус СМП, поскольку указанная им в декларации выручка от реализации товаров (работ, услуг) за 2013 г. превысила установленное Правительством РФ предельное значение.
Решением Санкт-Петербургского УФАС России от 29.04.2014 по делу № 44-456/14 действия аукцион- ной комиссии заказчика были сочтены незаконным, поскольку в соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона № 209- ФЗ хозяйствующий субъект изменяет свою категорию (например, прекращает считаться СМП), только если значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и (или) среднесписочной численности работников выше или ниже установленных предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим (с 30.06.2015 – в течение трех календарных лет, следующих один за другим). Таким образом, аукционная комиссия заказчика нарушила требования ч. 4 ст. 4 Закона № 209-ФЗ при определении принадлежности участника закупки к числу СМП, поскольку ею оценивалась выручка от реализации товаров (работ, услуг) только за 2013 г., а выручка за 2012 г. ошибочно не принималась во внимание.
В последующих судебных разбирательствах суды приняли сторону антимонопольного органа (см. по- становление Тринадцатого ААС от 02.12.2014 по делу № А56-35829/2014; сходный сюжет можно найти в постановлении Третьего ААС от 06.04.2016 по делу № А33-24064/2015).

Отметим, что в последнее время едва ли не самым актуальным вопросом, связанным с декларированием участниками закупки своей принадлежности к СМП, стал вопрос о проверке достоверности таких деклараций с использованием данных Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Однако этот вопрос уже освещался автором на страницах «Аукционного Вестника» (см. Гурин О.Ю. Использование сведений из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении закупок в соответствии со ст. 30 Закона № 44-ФЗ // Аукционный Вестник, № 341 (05.291) от 12.05.2017. С. 1-3), поэтому, во избежание самоповторов, отсылаем читателей к указанной публикации.
Завершая наш обзор вопросов, связанных с декларированием участниками закупок своей принадлежности к СМП, предупредим читателей о некоторых ошибках, допускаемых специалистами в сфере закупок, которые еще не затрагивались нами выше.
1. Поскольку СОНКО реже, чем СМП, участвуют в закупках, участниками которых могут быть только СМП и СОНКО, заказчики иногда «забывают» о необходимости предоставления преимуществ в соответствии со ст. 30 Закона № 44-ФЗ не только для СМП, но и для СОНКО. Правовую оценку подобной «забывчивости» можно найти, например, в решении Магаданского УФАС России от 02.03.2017 по делу № 04-31/04-2017: «Как следует из извещения о проведении закупки, электронный аукцион проведен только для СМП. Тем самым, заказчик ограничил участие СОНКО». На недопустимость предоставления преимуществ «только СМП» или «только СОНКО» указывало также Минэкономразвития России в письме от 08.08.2016 № Д28и-2175.
2. Если заказчик не устанавливал в извещении и документации о закупке преимущества для СМП, СОНКО в форме ограничения участия в такой закупке, неправомерно требовать от участников закупки предоставления в составе заявки декларации о принадлежности к СМП, СОНКО (см., например, решение Свердловского УФАС России от 31.08.2016 по жалобе № 1201-З). На практике такая ситуация является следствием некритического копирования в извещении и в документации о закупке всех возможных требований к составу и содержанию заявки на участие в закупке, предусмотренных:
• п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона № 44-ФЗ применительно к заявкам на участие в конкурсе (см. подп. «и»);
• ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ применительно ко вторым частям заявок на участие в электронном аукционе (см. п. 7);
• ч. 3 ст. 73 Закона № 44-ФЗ применительно к заявкам на участие в запросе котировок (см. п. 5).
Полностью воспроизводя в извещении и в документации о закупке содержание названных норм, заказчик неправомерно возлагает на участников закупки обязанность представить декларацию о принадлежности участника закупки к СМП, СОНКО, даже если закупка не предусматривает преимуществ для СМП, СОНКО.

Уважаемый читатель, следите за следующими выпусками «Аукционного Вестника» в одном из которых мы расскажем вам о трудностях, возникающих при применении заказчиками альтернативного способа предоставления преимуществ СМП, СОНКО, который предусмотрен ч. 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ (т.е. когда участниками закупки могут быть любые хозяйствующие субъекты, при этом ППИ, не являющийся СМП или СОНКО, обязан привлечь субподрядчиков (соисполнителей) из числа последних).

Осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства по 30 статье ФЗ 44

Федеральный закон № 44-ФЗ регулирует порядок осуществления закупок на контрактной основе с целью обеспечения государственных и муниципальных нужд. Одной из важных составляющих сферы поставок товаров, услуг и работ является участие субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. Их деятельность регламентируется статьёй 30 текущего законодательства о закупках.

Содержание и последние изменения

С момента принятия закона № 44-ФЗ в 2013 году статья 30 претерпела всего несколько редакций. В ходе первой редакции в декабре 2013 года была изменена формулировка пункта 4. Следующая поправка, состоявшаяся 4 июня 2014 года, внесла следующие изменения в статью:

  • часть 1 ст. 30 ФЗ-44 была полностью переписана;
  • была введена часть 1.1, определяющая перечень закупок, которые не включаются в совокупный годовой объём;
  • добавлена часть 1.2, устанавливающая правила составления отчёта о закупках, перечисленных в пункте 1.1;
  • в части 4 была изменена формулировка нескольких предложений;
  • была добавлена часть 4.1, устанавливающая, что правила составления отчёта, указанного в п. 4, определяет Правительство РФ;
  • в части 5 было удалено второе предложение;
  • часть 6 была переизложена;
  • введена часть 8, предусматривающая дополнительное правило, ограничивающее по времени оплату товара или услуг по контракту.

О военной службе по контракту читайте тут:

Последние изменения в статью 30 были внесены законом № 504-ФЗ 31 декабря 2017 года, однако они ещё не вступили в силу. В ближайшее время будут приняты следующие поправки:

  • часть 3 будет дополнена исключением, по которому товары из пункта 1 не будут учитываться при определении несостоявшихся поставщиков;
  • часть 4 будет изложена в новой редакции, в которой будет включено то же исключение, что и в части 3, относительно определения несостоятельности субъектов малого предпринимательства.

Данные поправки вступят в силу с 1 января 2019 года. также ознакомьтесь с некоторыми коррективами ФЗ 86. Подробности здесь:

Краткое содержание положений статьи 30 ФЗ-44:

  • Закупки у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально ориентированных организаций должны осуществляться в объёме более пятнадцати процентов годового плана закупок, посредством следующих способов:
    • проведение конкурсов и аукционов с начальной ценой контракта не более двадцати миллионов рублей;
    • проведение закупок с привлечением субподрядчиков. Подробнее о статье 66 тут:;
  • В годовой объём закупок не включаются следующие приобретения:
    • услуги по предоставлению кредитов;
    • закупки для обеспечения обороны и безопасности государства;
    • закупки у одного поставщика в соответствии с положениями ч.1 ст. 93 настоящего закона о госзакупках;
    • работы в сфере атомной энергии;
    • поставки, при которых используется закрытое определение подрядчика;
  • Положения текущей статьи распространяются на все некоммерческие социально ориентированные организации, кроме тех, в которых учредителями являются Российская Федерация и её субъекты;
  • При определении закупок, участники должны указывать в заявках свою принадлежность к некоммерческим и социально ориентированным организациям;
  • Если поставщик не был определён, закупки осуществляются на общих условиях. Отчёт о годовом объёме поставок должен быть представлен до первого апреля следующего за отчётным года. Порядок оформления отчёта и его размещение на едином информационном ресурсе определяется правительством РФ;
  • Если поставщик не является социально ориентированной организацией или субъектом малого предпринимательства, заказчик имеет право привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, которые соответствуют необходимым требованиям;
  • Условие о привлечении субподрядчиков прописывается в контракте и указывается в процентном соотношении их часть от общей суммы поставки. Также необходимо указать меры ответственности для поставщика при нарушении условия о привлечении социально ориентированной организации субподрядчиков;
  • Стандартные условия контрактов с привлечением субподрядчиков устанавливаются Правительством Российской Федерации;
  • П.8 ст. 30 ФЗ-44 устанавливает условие, которое при наличии ограничения на поставки исключительно субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными организациями позволяет привлекать субподрядчиков, обязывает заказчика оплатить предоставленные услуги или товары в течение 15 дней после исполнения условий контракта.

За нарушение и невыполнение условий контракта предусматриваются административные взыскания, полный перечень которых устанавливается статьёй 7.30 КоАП РФ.

Скачать текст 30 статьи 44 ФЗ о госзакупках

Скачать текст статьи 30 “Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках” с последними изменениями. Настоящая редакция содержит поправки от 31 декабря 2017 года.

Комментарии и разъяснения к статье

Для подробного изучения статьи закона необходимо обратиться к комментариям её положений. Главной особенностью является взаимосвязь статьи 30 ФЗ-44 об участии субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций в закупках с Федеральным законом № 7-ФЗ “о некоммерческих организациях” и другими нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок осуществления контрактных закупок.

При принятии новых законодательных документов возникают несоответствия или двойственные трактовки определённых положений, в связи с чем эксперты комментируют данные несоответствия с целью выявить единственную правильную трактовку. Комментарии к законам становятся впоследствии основой для принятия поправок к законодательным актам.

Комментарии к положениям статьи 30 ФЗ-44 можно скачать по ссылке.

Статья 30. Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках

Ст. 30 44-ФЗ определяет льготный порядок участия некоторых организаций в госзакупках.

Предмет регулирования

Последняя редакция статьи 30 44 ФЗ определяет порядок, по которому в закупках участвуют субъекты малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организации.

Заказчики обязаны осуществлять заказы у СМП, СОНКО в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного в установленном порядке, путем проведения:

Кроме того, заказчик при определении поставщика вправе установить в извещении о закупке требование к поставщику, который сам не является СМП или СОНО, привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа таких организаций.

Кому и какие проблемы может решить

Предоставляет преимущества субъектам малого предпринимательства и СОНКО при осуществлении заказов. Например, сумма обеспечения заявки для торгов с участием таких организаций не может превышать 2% от НМЦ контракта. А срок оплаты по контракту, при условии фиксации ограничений, не может быть дольше 15 рабочих дней (ст. 34)

Внимательное изучение ст 30 44 ФЗ с комментариями позволит получить представление и о других имеющихся льготах.

Связи с другими статьями

Статья содержит отсылки к нормам статей 93, 94 Закона о контрактной системе. Изучите их для полного понимания вопроса.

Когда были последние изменения

В настоящее время действует ст 30 44 ФЗ с изменениями, внесенными редакцией от 01.05.2017 года.

Статья 30 ФЗ-44: закупка у субъектов малого предпринимательства

Федеральный закон о закупках под номером 44-ФЗ регламентирует порядок обеспечения государственных и муниципальных предприятий требуемыми товарами, работами или услугами. Одним из обязательных предписаний является участие субъектов малого предпринимательства. На его долю должно приходиться не менее 15% от общего объема закупок. Все вопросы, связанные с поставками от СМП, регулируются статьей 30 ФЗ 44.

Последние изменения, внесенные в статью 30

С момента публикации закона в 2013 году, статья 30 ФЗ 44 претерпела ряд изменений. Первые незначительные поправки были внесены уже в декабре 2013 и коснулись формулировки части 4.

Основные изменения были внесены 4 июня 2014. Они затронули следующие аспекты:

  • полностью изменилась редакция части 1 ст 30 44 ФЗ;
  • была добавлена часть 1.1, регулирующая те закупки у субъектов малого предпринимательства, которые не входят в расчет общего годового объема;
  • введена часть 1.2, регламентирующая включение поставок из части 1.1 в годовой отчет в качестве закупок, полученных от субъектов малого предпринимательства;
  • в части 4 была изменена редакция второго предложения;
  • введена часть 4.1, предписывающая, что порядок подготовки отчета, его форма и процедура определяются Правительством РФ;
  • в части 5 исключено второе предложение;
  • изменена редакция части 6;
  • введена часть 8, регулирующая указание в контракте дополнительных условий при введении ограничений на проведение закупки исключительно среди субъектов малого предпринимательства.

Последние поправки в данную статью были внесены 1 июля 2017. Они изменили в части 8 срок оплаты контракта с 30 дней до 15 с момента подписания документа о приемке.

Краткое содержание ст 30 ФЗ 44 с последними изменениями можно рассмотреть по ее следующим предписаниям:

  • обязательство заказчика проводить закупку товаров, работ или услуг у субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не меньшем, чем 15% от годового объема поставок;
  • ограничение на отдельные виды закупок, которые не включаются в расчет общего годового объема;
  • возможность включать поставки из части 1.1 в объем закупок от субъектов малого предпринимательства;
  • порядок определения поставщика исключительно из числа субъектов малого предпринимательства, предписывается, что в этом случае соискателям необходимо декларировать свою принадлежность к данной категории юридических лиц;
  • по итогам прошедшего года до 1 апреля следующего составляется отчет, где выделяются все закупки, проведенные у субъектов малого предпринимательства;
  • возможность выдвигать требование к поставщику о дополнительном привлечении субъектов малого предпринимательства, соответствующие условия обозначаются в контракте с указанием объема поставок, который приходится на каждую из сторон;
  • форма и составление отчета, типовые условия контрактов и порядок информирования регламентируются Правительством РФ;
  • п 8 ст 30 ФЗ 44 указывает, что если определяются ограничения на закупку, указывающие на ее проведение исключительно среди субъектов малого предпринимательства, в контракт включается условие об обязательной оплате услуги в течение 15 дней с момента подписания акта приемки.

За невыполнение условий проведения закупки у субъектов малого предпринимательства или несоблюдение минимального объема на предприятие налагается взыскание. Полный перечень штрафов перечислен в статье 7.30 КоАП РФ.

Статья 30. Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках

Текст статьи 30 ФЗ 44 с последними изменениями можно скачать здесь. Приведенная редакция содержит последние поправки за июль 2017.

Скачать Федеральный закон “О контрактной системе закупок” под номером 44 можно по следующей ссылке. Документ представлен в актуальной редакции и подойдет как для ознакомления с отдельными вопросами в проведении закупок у субъектов малого предпринимательства, так и для углубленного изучения данной области законодательства.

Комментарии к статье 30 ФЗ 44 о госзакупках

Для наглядного и полного изучения документа следует обратиться к комментариям его положений. Основным аспектом, на который следует обратить внимание, является взаимосвязь статьи 30 ФЗ 44 о поставках от субъектов малого предпринимательства с иными законодательными актами.

Данный аспект важен при оптимизации и актуализации законодательной базы. Принятие нового акта влечет за собой внесение поправок в сопутствующие законы. Комментарии позволяют выявить таковые, а также те нюансы, которые возникают при многозначном толковании.

Двойная трактовка возникает и при рассмотрении отдельных положений. Комментарии экспертов позволяют исключить ее и определить единственно верную. На их основе впоследствии вносятся уточняющие поправки, постановления суда и иные акты, регламентирующие однозначность трактовки в осуществлении поставок от субъектов малого предпринимательства.

Скачать комментарий к статье 30 Федерального закона “О контрактной системе закупок” можно здесь.

Популярное:

  • Федеральный закон о судебных приставах последняя редакция Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ"О судебных приставах" С изменениями и дополнениями от: 7 ноября 2000 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 3 марта […]
  • 295 ч 1 коап рф Кодекс Томской области об административных правонарушениях от 26 декабря 2008 г. N 295-ОЗ (принят постановлением Государственной Думы Томской области от 18 декабря 2008 г. N 1912) (с изменениями и дополнениями) Кодекс Томской области об административных […]
  • Гражданский кодекс сз рф 2018 Федеральный закон от 23 мая 2018 г. N 116-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" Документ является поправкой к Принят Государственной Думой 10 мая 2018 года Одобрен Советом Федерации 16 мая 2018 […]
  • Ст 63 закон об административных правонарушениях Закон Республики Адыгея от 19 апреля 2004 г. N 215 "Об административных правонарушениях" (с изменениями и дополнениями) Закон Республики Адыгеяот 19 апреля 2004 г. N 215"Об административных правонарушениях" С изменениями и дополнениями от: 25 мая, 4 августа, […]
  • Ст 25 фз об актах гражданского состояния Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ"Об актах гражданского состояния" С изменениями и дополнениями от: 25 октября 2001 г., 29 апреля […]
  • Статья 9 фз 125 Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ"Об обязательном […]
  • Ст32 федерального закона о некоммерческих организациях Федеральный закон "О некоммерческих организациях" Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ"О некоммерческих организациях" С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 21 марта, 28 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 10 января, 2 […]
  • Мировой суд компетенции Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 19 июня, 22 […]
П 8 ст 30 44-фз