Отказ прокурора от заявленного им иска

Отказ прокурора от заявленного им иска

О полномочиях прокурора в гражданском процессе

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, принятый в 2002 году, ограничил полномочия прокурора в гражданском процессе.

Предоставленные законом полномочия прокурор реализует путем:

1) обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также в интересах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальных образований и поддержания в суде иска (заявления).

2) вступления в процесс для дачи заключения по делам, предусмотренным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (ч. 3 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации);

3) подачи апелляционных представлений на решения мировых судей, судов общей юрисдикции не вступивших в законную силу, и кассационных представлений на вступившие в законную силу судебные постановления по делам, рассмотренным с участием прокурора.

В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Таким образом, для решения вопроса об обращении в суд в интересах гражданина, который не имеет возможности самостоятельно защищать свои интересы в суде, прокурор в каждом случае должен располагать сведениями о наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии у этого гражданина указанной возможности, и представить в суд соответствующие доказательства, документы.

Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Следует отметить, что прокурор не вправе обращаться в суд с заявлением в защиту интересов коммерческих или некоммерческих организаций;

Исковая работа прокуроров, как свидетельствует практика, является действенным, а зачастую и единственным реальным средством восстановления нарушенного права граждан, неопределенного круга лиц и публичных образований.

Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц. Следовательно, если судом принят отказ истца от иска, прокурор связан позицией истца, в результате производство по делу подлежит прекращению. Это в силу положений статьи 221 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации влечет невозможность повторного обращения в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска.

Особенностью участия прокурора в гражданском процессе является возможность вступления прокурора в рассмотрение гражданских дел только в строго определенных законом случаях.

В соответствии с частью третьей статьи 45 ГПК РФ прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий.

К таким делам отнесены дела: о выселении, восстановлении на работе, возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, об оспаривании нормативных правовых актов, о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, а также ряд дел особого производства, включая дела об усыновлении (удочерении) ребенка, о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим, об ограничении дееспособности гражданина, признании гражданина недееспособным, ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами, об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным, о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством.

Помимо указанных случаев вступление прокурора в гражданский процесс предусмотрено и другими федеральными законами. Так, законодатель определил обязательное участие прокурора по делам о лишении родительских прав и восстановлении в родительских правах (ч. 2 ст. 70 Семейного кодекса Российской Федерации), об ограничении родительских прав (п. 4 ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации), об отмене усыновления (п. 2 ст. 140 Семейного кодекса Российской Федерации), об обязательном обследовании и лечении (о госпитализации) больных туберкулезом (ст. 10 Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»), о временном размещении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении; об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Приведенный выше перечень категорий дел, участие в которых прокурора обязательно, является исчерпывающим, следовательно, участие в делах иной категории законом не предусмотрено.

Личные данные сторон по делу (возраст, состояние здоровья, отсутствие юридического образования и другие) в соответствии с гражданским процессуальным законодательством не являются основанием для вступления прокурора в процесс. Уважительные причины, по которым гражданин не может самостоятельно обратиться в суд, имеют юридическое значение только при решении прокурором вопроса о подаче заявления в суд.

Заключение прокурора в процессе как должно быть разрешено дело, направлено на то, чтобы способствовать суду в вынесении законного и обоснованного решения. При вынесении решения суд не связан с позицией прокурора, высказанной в заключении.

На незаконные и необоснованные решения прокурор приносит апелляционные представления.

Прокурор имеет право на обращение в суд кассационной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений суда только по делам, по которым законом предусмотрено участие прокурора, а также по заявленным им искам.

Граждане активно обращаются в органы прокуратуры за защитой нарушенных прав и в тех случаях, когда это возможно прокуроры обращаются в суд с исками, участвуют в судебных заседаниях, помогают восстановить нарушенные права в судебном порядке.

Правовое положение прокурора

По иску прокурора может быть возбуждено любое гражданское дело, подведомственное суду. В литературе имеются высказывания о том, что прокурор не может предъявлять иск в защиту интересов лица без ясно выраженной его воли. Подобные суждения не основаны на законодательстве. Закон «О прокуратуре Российской Федерации» не устанавливает никаких запретов на право прокурора возбуждать в суде дела в защиту чьих-то прав и интересов.

Прокурор, предъявивший иск, пользуется всеми правами и несет все обязанности истца, кроме права на заключение мирового соглашения. Отказ прокурора от иска, предъявленного в защиту интересов другого лица, не лишает это лицо права требовать рассмотрения деда по существу. Если истец отказывается от иска, заявленного прокурором, то суд прекращает производство по делу.

Прокурор возбуждает гражданское дело исходя из внутреннего убеждения и руководствуясь законом. Значит ли это, что прокурор ничем не ограничен в праве на вторжение в гражданско-правовые отношения, в праве на возбуждение гражданского деда в суде, в случае предъявления исков в интересах граждан, юридических лиц?

Гражданские деда в суде по общему правилу возбуждаются по инициативе заинтересованных лиц, именно от них должна исходить инициатива в распоряжении своими правами. Однако в тех случаях, когда лицо по самым разным причинам не проявляет воли на защиту права или изъявляет волю на отказ от защиты права и она не соответствует его интересам вследствие наличия внешних факторов, сковывающих свободу воли, или вызвана непониманием своих интересов, лицу должна оказываться помощь, прежде всего, со стороны прокурора. Такие случаи могут рассматриваться как исключение из общего правила, и гражданские деда в суде могут возбуждаться прокурором только при наличии явных признаков правонарушения, особой значимости их и принятии прокурором мер к их досудебному устранению.

В Законе «О прокуратуре Российской Федерации» в редакции от 18 октября 1995 г. говорится, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы, или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших (ч. 4 ст. 27).

Как и порок воли, правонарушения имеют место в любом обществе и государстве, поэтому утверждение о том, что в свободном демократиче-

ском обществе выступления в защиту интересов лица без явно выраженной его воли есть ограничение его свободы, и основанные на нем предложения об исключении нормы, предоставляющей, возможность возбуждения дела в интересах лица без явно выраженного его желания1, — есть стремление считать желаемое за действительное.

Правовые нормы имеют свою социальную ценность лишь в том случае, если они исполняются и общество и государство заинтересовано в их реализации. Поэтому правовое государство — это такое государство, в котором реализация права обеспечивается правовыми средствами, но не такое, где реализация права целиком зависит от индивидуальной воли его субъекта. В известном смысле право есть определенное ограничение свободы.

В правовом государстве охрана прав и свобод человека — дело не столько самой личности, сколько государства, а осуществлять от имени государства активную правозащитную функцию может прокуратура2. Во всяком случае, прокуратура вполне способна справиться с этой функцией не менее успешно, нежели предусмотренный Конституцией РФ Уполномоченный по правам человека.

Конечно, высшим органом, осуществляющим функцию правоприменения, является суд, и именно судебная власть — та сила, которая обеспечивает защиту прав человека и гражданина. Но для приведения этой силы в действие нужен правозащитный механизм, в котором основную роль играет прокурор как должностное лицо, обязанное в силу закона проявлять инициативу в целях приведения этого механизма в действие. Поэтому в новом Законе РФ о прокуратуре одним из направлений прокурорского надзора выделяется надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Предъявляя иск или заявление в интересах других лиц, прокурор обязан указать в нем обстоятельства, на которых он основывает свое требование, и доказательства, подтверждающие их, а также закон, регулирующий спорное правоотношение. В судебном заседании по разбирательству дела прокурор в этом случае выступает первым и должен обосновать свое требование, а лицо, в защиту интересов которого предъявлен иск, выступает после прокурора.

В связи с тем, что процессуальное положение прокурора, предъявившего иск, во многом аналогично положению истца в процессе, и наряду с этим он одновременно осуществляет и функцию надзора за законностью, в литературе высказаны различные взгляды о процессуальном положении прокурора, предъявившего иск.

См.: Судебная реформа только началась // Вестник Верховного Суда СССР. 1991. № 4. С. 18.

См.: Синельников Ю. От кого зависит прокурор?//Социалистическая законность. 1991.№2. С. 16.

Некоторые авторы полагают, что прокурор, предъявивший иск, занимает положение стороны в процессе (А.Ф. Козлов). По мнению других, прокурор никогда не является стороной в процессе и всегда занимает положение представителя государства, осуществляющего надзор за законностью (Н.А. Чечина, Н.В. Ченцов). Третьи считают прокурора, предъявляющего иск, истцом только в процессуальном смысле (А.А. Добровольский, М.С. Шакарян, В.Н. Щеглов).

Наиболее правильной точкой зрения, на наш взгляд, является последняя, поскольку прокурор предъявивший иск, по существу выполняет все функции истца (обосновывает иск, дает объяснения по заявленному иску, участвует в судебных прениях).

Для него не может быть каких-либо исключений из правил гражданского судопроизводства, он обязан соблюдать требования, установленные процессуальным законодательством для истцов. По одному из дел Верховный Суд РСФСР специально разъяснил, что заявление прокурора не может быть оставлено без движения после принятия судьей дела к производству. Вместе с тем положение прокурора нельзя отождествлять с положением стороны, так как прокурор участвует в процессе не для защиты собственных интересов, а для защиты прав и интересов других лиц или государства в целом (когда иск предъявляется ко всем субъектам спорного правоотношения).

В судебном разбирательстве по гражданскому делу прокурор может участвовать в качестве не только процессуального истца, но и третьего лица с самостоятельными требованиями на предмет спора в процессуальном смысле и даже процессуального ответчика, если им предъявляется встречный иск.

Кроме того, процессуальные права и обязанности прокурора не совпадают с правами и обязанностями стороны. В одних случаях прокурор имеет присущие только ему права, (например, право опротестовать судебное постановление независимо от участия в деле), в других — он не имеет материально-правовых прав сторон (отсутствие права заключения мирового соглашения). Материально-правовые последствия судебного решения на прокурора не распространяются.

Предъявляя иск, прокурор не перестает быть представителем органа, осуществляющего надзор за законностью.

В большинстве случаев прокурор в гражданском деле как бы продолжает свои общенадзорные функции. Согласно п. 3 ч. 3 ст. 22 Закона

См.: Бюллетень ВС РСФСР. 1987. № 1. С. 5.

См.: Бюллетень ВС РСФСР. 1989. № 6. С. 2.

«О прокуратуре Российской Федерации» в редакции от 18 октября 1995 г. прокурор, осуществляя свои надзорные функции, в случае установления факта нарушения закона опротестовывает противоречащие закону акты и обращается в суд с требованием о признании таких актов недействительными, за защитой прав и охраняемых законом интересов граждан, общества, государства.

Следовательно, как предъявлению протеста, так и обращению в суд с заявлением предшествует проверка исполнения закона на основании поступивших сообщений и имеющихся сведений о его нарушении. Установив факт нарушения закона и обратившись в суд с заявлением, прокурор лишь использует процессуальную форму борьбы с правонарушениями. Им могут быть применены и другие средства защиты нарушенного права, например общенадзорный протест. Нарушения гражданского законодательства в ряде случаев могут быть устранены и без возбуждения дела в суде, поэтому прокуроры должны принимать меры к добровольному внесудебному порядку разрешения гражданско-правовых споров.

Отказ прокурора от предъявленного им иска не лишает лицо, в защиту интересов которого предъявлен иск, права требовать рассмотрения дела по существу. Прокурор, предъявивший иск, не связан в процессе своей первоначальной позицией, выраженной в исковом заявлении. Если в ходе судебного разбирательства по делу прокурор придет к выводу, что его исковые требования в части или в целом необоснованны, то он обязан отказаться полностью или частично от предъявленного иска.

В тех случаях, когда прокурор вступает в начатый процесс, он также занимает положение лица, участвующего в деле, обладая комплексом процессуальных прав и обязанностей, необходимых ему для вынесения правосудного решения по делу. Прокурор, участвующий в деле, знакомится с материалами дела, заявляя отводы, представляет доказательства, участвует в исследовании доказательств, заявляет ходатайства, дает заключения по вопросам, возникающим во время разбирательства дела, и по существу дела в целом, а также совершает другие процессуальные действия, предусмотренные законом.

Вступление прокурора в начатое гражданское дело возможно по инициативе суда, прокурора или в силу закона. Признав участие прокурора в деле обязательным, суд выносит определение с указанием дела, времени и места его рассмотрения и направляет определение прокурору. Если же участие прокурора в деле обязательно в силу закона, ему направляется извещение.

Вступление прокурора в начатый процесс может осуществляться на различных стадиях процесса в зависимости от того, на какой стадии процесса прокурор принял решение об участии в деле. Прокурор может участвовать в суде первой инстанции, начиная со стадии подготовки дела к судебному раз

бирательству и до вынесения решения по делу. Он может вступить в процесс и после вынесения решения по делу, если придет к выводу, что вынесенное судом решение является незаконным и необоснованным. В последнем случае вступление прокурора в процесс имеет место в форме принесения кассационного протеста в суд второй инстанции. Сроки и порядок принесения протеста прокурора те же самые, что и для принесения кассационной жалобы на решение суда или же частной жалобы на определение суда первой инстанции.

В тех случаях, когда прокурор обнаружит незаконное или необоснованное решение суда, вступившее в законную силу, он имеет право принесения протеста в порядке надзора.

Прокурор может вступить в процесс в стадии исполнения решения суда как путем возбуждения исполнительного производства, так и путем участия в начатом процессе по исполнению решения.

Привлечение прокурора к участию в процессе может происходить по инициативе не только суда первой инстанции, но и судов, рассматривающих дело в кассационном или надзорном порядке.

При вступлении прокурора в начатое дело он дает заключение по отдельным вопросам, возникающим во время рассмотрения дела, и по существу дела в целом, а также совершает другие процессуальные действия, предусмотренные законом.

Заключение прокурора должно быть содержательным и обоснованным. Если дело представляет общественный интерес, в нем дается политическая оценка разрешаемого спора. В заключении указываются: собранные доказательства и их оценка; установленные по делу фактические обстоятельства; нормы материального права, подлежащие применению;

вывод о правоотношении сторон; в чем выразилось нарушение ответчиком прав истца и обоснованность требований последнего; каково должно быть содержание судебного решения. Свои полномочия в гражданском судопроизводстве прокурор осуществляет независимо от каких бы то ни было органов и должностных лиц, подчиняясь только закону и руководствуясь указаниями Генерального прокурора РФ.

Вопросы для подготовки к практическим (семинарским) занятиям

1. Каковы задачи прокурора в гражданском процессе на современном этапе?

2. По каким категориям гражданских дел обязательно участие прокурора?

3. Изложите процессуальное положение прокурора и порядок предъявления им иска.

4. Каковы процессуальные средства реагирования прокурора на нарушения законности в гражданском процессе?

Поддержание прокурором иска (заявления) в суде

Прокурор поддерживает заявленный им иск. После доклада дела председательствующим или кем-либо из судей суд заслушивает объяснения лиц, участвующих в деле. Прокурор, обратившийся в суд за защитой законных интересов других лиц, даст объяснения первым. После заслушивания объяснений и рассмотрения всех имеющихся по делу доказательств начинаются судебные прения, в которых прокурор также выступает первым.

При обращении в суд с заявлением прокурорам следует учитывать, что в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, обеспечить полноту и аргументированность заявлений с представлением исчерпывающих доказательств. Прокурор представляет доказательства и участвует в их исследовании, а в прениях окончательно обосновывает исковые требования и опровергает доводы ответчика.

В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявят об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

Заключение прокурора

Прокурор вступает в процесс и дает заключение в целях осуществления возложенных на него полномочий по делам о: выселении, восстановлении на работе, возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК РФ и другими федеральными законами. К ним относятся дела:

– об оспаривании нормативных правовых актов (ст. 251, 252 ГПК РФ);

– о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (ст. 260.1 ГПК РФ);

– об усыновлении и отмене усыновления (ст. 125, 140 Семейного кодекса РФ, ст. 273 ГПК РФ);

– о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим (ст. 278 ГПК РФ);

– об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами (ст. 284 ГПК РФ);

– об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (ст. 288 ГПК РФ);

– о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством (ст. 304 ГПК РФ);

– о лишении родительских прав, восстановлении в родительских правах, об ограничении родительских прав (ст. 70, 72, 73 Семейного кодекса РФ);

– об обязательном обследовании и лечении (о госпитализации) больных туберкулезом (ст. 10 Федерального закона от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»);

– об обжаловании действий медицинских работников, иных специалистов, работников социального обеспечения и образования, а также врачебных комиссий, ущемляющих права и законные интересы граждан при оказании им психиатрической помощи (ст. 48 Закона РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»);

– о временном размещении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении (ст. 261.3 ГПК РФ);

– об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (ст. 261.7 ГПК РФ).

Хотя неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, приказом Генеральной прокуратуры РФ «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе» на прокуроров возложена обязанность обеспечить обязательное участие прокурора во всех судебных инстанциях в делах, по которым такое участие предусмотрено нормами ГПК РФ и других федеральных законов.

Если прокурор участвует в деле в соответствии с ч. 3 ст. 45 ГПК РФ, то он дает заключение после исследования всех доказательств по делу. В заключении он анализирует фактические обстоятельства, все исследованные доказательства по делу, дает им правовую оценку и делает окончательный вывод по существу рассматриваемого дела.

Заключение прокурора должно основываться только на законе в соответствии с правосознанием прокурора, внутренним убеждением, сложившимся в результате рассмотрения в судебном заседании всех обстоятельств [1] . В своем заключении прокурор излагает суду свое мнение о том, как следует разрешить рассматриваемый иск по делам искового производства, установить тот или иной факт по делам особого производства.

Заключение прокурора должно отвечать определенным требованиям:

– объективности, т.е. позиция прокурора должна отражать позицию лица, интересы которого нарушены, а содержащиеся в заключении выводы – соответствовать объективной истине по делу;

– обоснованности, т.е. выводы прокурора должны быть основаны на анализе и оценке конкретных доказательств и содержать ссылки на нормы материального и процессуального закона. При необходимости следует использовать судебную практику, ссылаться на руководящие постановления высших судебных инстанций;

– полноты и всесторонности, т.е. прокурор в своем заключении не может ограничиваться однозначным выражением своего мнения о судьбе рассматриваемого дела, заключение должно в полном объеме раскрывать обстоятельства дела, имеющие значение для вынесения судом законного и обоснованного решения;

– определенности, т.е. прокурору следует занять четкую позицию, при этом его предложения об удовлетворении иска или об отказе в его удовлетворении необходимо мотивировать.

Кроме того, заключение прокурора должно содержать следующие элементы:

1) сущность рассматриваемого дела;

2) указание на закон, на основании которого суд должен разрешить иск или установить факт;

3) указание, подлежит ли иск удовлетворению, в чем состоит обязанность ответчика по отношению к истцу и каким образом должна быть осуществлена защита гражданских прав в случае их нарушения.

  • [1] См.: Бывальцева С. Г. Заключение прокурора в гражданском процессе // Законность. 2010. №5. С. 56-60.

Отказ прокурора от заявленного им иска

Справка
по результатам обобщения судебной практики по искам прокурора, поданным в защиту интересов неопределенного круга лиц, рассмотренным Солецким районным судом Новгородской области за 9 месяцев 2011 года

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Исковое заявление в защиту неопределенного круга лиц наиболее соответствует социальному назначению прокуратуры.
Обращение прокурора в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований закон не ограничивает (ст.45 ГПК РФ). Вместе с тем, в законе не дано четкого правового понятия «неопределенный круг лиц». На практике под «неопределенным кругом лиц» понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Иск прокурора должен быть основан на проверенных материалах. Перед обращением в суд прокурор обязан с исчерпывающей полнотой установить факты основания иска, собрать все необходимые доказательства, выявить всех заинтересованных лиц, определить их процессуально-правовое положение.
Закон не требует от прокурора аргументации государственных и общественных интересов, поэтому он вправе определить эти обстоятельства по своему внутреннему убеждению на основе сложившейся практики и имеющихся по этим вопросам рекомендаций.
Прокурор наделен всеми правами лица, участвующего в деле. Вместе с тем, поскольку прокурор не является стороной в спорном материальном правоотношении, он не может распоряжаться предметом спора. В частности, прокурор не вправе заключать мировое соглашение, к нему не может быть предъявлен встречный иск, он не несет обязанностей по уплате судебных расходов, на прокурора не распространяется материально-правовое действие законной силы судебного решения, поскольку прокурор не является выгодоприобретателем по поданному им заявлению в суд. Прокурор освобождается от уплаты государственной пошлины по предъявленным им искам (заявлениям).
Прокурор должен определить подведомственность и подсудность дела в соответствии с нормами ГПК РФ. Заявление прокурора должно быть оформлено в соответствии с требованиями ст.ст.131 и 132 ГПК РФ. При этом, прокурор должен отразить в нем не только фактические основания для возбуждения дела, но и правовые основания, т.е. сослаться на конкретные нормы материального и процессуального права.
Поскольку судебный процесс строится на основе принципа состязательности, то на прокуроре лежит бремя доказывания обоснованности его требований. Прокурор должен сам собрать либо истребовать необходимые доказательства по делу по общим правилам доказывания в гражданском процессе. Обратившись в суд с заявлением, прокурор в ходе судебного разбирательства первым дает объяснения по делу, по существу заявленных требований. Прокурор участвует в исследовании всех материалов дела, вправе участвовать в осмотре на месте, осмотре вещественных доказательств, задавать вопросы всем участникам процесса, в том числе свидетелям, экспертам и т.д.
Отказ прокурора от иска означает лишь отказ от его процессуального права на иск.
В соответствии со ст.220 ГПК РФ суд должен проверить, не противоречит ли закону такой отказ и не нарушает ли права и законные интересы других лиц.
При принятии отказа от иска суд должен разъяснить прокурору все последствия прекращения производства по делу.
Пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.
В данном Постановлении Пленум указал, что при вынесении решения по делу о защите прав и свобод неопределенного круга лиц, суду также необходимо определить способ размещения информации о принятом решении, обеспечивающий свободный доступ к этой информации любого лица (гражданина или организации), права и свободы которого могли быть нарушены оспоренным решением, действием (бездействием), с тем, чтобы такое лицо имело возможность своевременно осуществить защиту своих субъективных прав.
К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль. К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
В пункте 2 Постановления Пленума указаны органы, чьи решения, действия (бездействие) могут быть оспорены.

Изучение дел указанной категории показало, что судьями Солецкого районного суда Новгородской области соблюдаются сроки рассмотрения и разрешения гражданских дел, установленные ст.154 ГПК РФ.
За 9 месяцев 2011 года Солецким районным судом Новгородской области рассмотрено 217 гражданских дел по искам прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Из них:
54 – об обязании провести аттестацию рабочих мест по условиям труда (40 из которых с требованием получить сертификат безопасности);
33 – об обязании ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов;
22 – об обязании предоставить в Центр занятости населения информации о наличии вакантных мест;
14 – о прекращении действия права на управление транспортными средствами;
11 – о понуждении оборудовать помещение автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре;
9 – об обязании сформировать и установить информационный стенд для ознакомления пользователей с информацией о деятельности органа местного самоуправления;
8 – об обязании привести помещение пищеблока в соответствие с санитарно-гигиеническими и санитарно-техническими нормами;
8 – об обязании опубликовать сведения об исполнении бюджета, о численности муниципальных служащих;
7 – об обязании удалить наледь, сосульки, снежные валы;
6 – об обязании ограничить доступ к экстремистским материалам;
6 – об обязании устранить нарушения Правил пожарной безопасности;
4 – об обязании привести в надлежащее функционирующее состояние систему внутреннего противопожарного водопровода;
4 – о признании недействующими и неподлежащими применению нормативно-правовых актов;
3 – об обязании обратиться в Управление федеральной службы государственной регистрации прав на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет имущества в качестве бесхозяйного;
3 – о принудительной госпитализации гражданина в противотуберкулезное учреждение;
3 – об обязании оборудовать здание специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов (пандусами);
2 – об обязании организовать обучение лица, ответственного за противопожарное состояние учреждения;
2 – об обязании установить отсутствующие дорожные знаки;
2 – об обязании установить ограждение интернатного учреждения по периметру;
2 – об обязании принять Перечень должностей муниципальной службы, при увольнении с которых муниципальные служащие обязаны в течение двух лет сообщать работодателю сведения о последнем месте работы на муниципальной службе;
2 – об обязании обеспечить подачу населению питьевой воды, соответствующей установленным нормам;
2 – об обязании привести дорогу в соответствие с требованиями ГОСТа, устранить дефекты дорожного покрытия;
2 – об обязании обеспечить питьевой режим в школе в соответствии с санитарными нормами;
1 – об обязании обеспечить постоянное наличие на пункте средств пожаротушения;
1 – об обязании разработать план антинаркотических мероприятий;
1 – об обязании обеспечить наличие необходимых документов, соответствие количества больных площади медицинского учреждения;
1 – об обязании установить вентиляционную трубу;
1 – об обязании произвести ремонт светильников уличного освещения;
1 – об обязании обеспечить туалетное помещение холодным и горячим водоснабжением;
1 – об обязании провести адресацию населенного пункта;
1 – об обязании опубликовать на Интернет-странице органа местного самоуправления информацию в соответствии с Федеральным законом №8-ФЗ от 09 февраля 2009 года.

По 124 делам исковые требования прокурора были удовлетворены, из них с признанием иска – по 63 делам; по 93 делам производство было прекращено в связи отказом прокурора от исковых требований, в основном вследствие добровольного их удовлетворения ответчиками.
Случаев оставления заявлений прокурора без движения не имелось.
В принятии трех заявлений прокурора, поданных им в защиту интересов неопределенного круга лиц, было отказано, три заявления были возвращены.

Вопросов об определении подсудности и подведомственности дел изучаемой категории в суде не возникало. Иски прокурора предъявлялись по месту нахождения (месту жительства) ответчиков, в суд общей юрисдикции, что соответствует требованиям ст.ст.28, 22 ГПК РФ.

Иски прокурора предъявлялись в суд в пределах его полномочий с учетом требований ст. 45 ГПК РФ в защиту неопределенного круга лиц.
В качестве ответчиков выступали администрации муниципальных районов, городского поселения, сельских поселений, юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица.

Прекращение производства по делу в связи с отказом
прокурора от иска.
В результате изучения дел представленных на обобщение установлено, что в большинстве случаев прокурор мотивировал отказы от иска добровольным удовлетворением ответчиком заявленных им требований.
Например, прокурор Солецкого района обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Солецкого городского поселения, МБУ «Солецкое городское хозяйство» об обязании ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов (гражданское дело №2-664/2011). Производство по данному делу было прекращено в связи с отказом прокурора от иска ввиду того, что ответчик добровольно исполнил требования прокурора.
Вместе с тем по четырем делам имели место иные основания для отказа прокурора от заявленных требований и прекращения производства по ним. Так, производство по гражданскому делу №2-97/2011 по заявлению прокурора Солецкого района в защиту интересов неопределенного круга лиц к К. о прекращении действия права на управление транспортными средствами, было прекращено в связи с отказом прокурора от заявленных требований, поскольку амбулаторная судебно-наркологическая экспертиза установила, что К. по своему состоянию может быть допущен к управлению транспортными средствами. В судебном заседании по гражданскому делу №2-101/2011 по заявлению прокурора Солецкого района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Ф. о прекращении действия права на управление транспортными средствами, было установлено, что водительское удостоверение ответчику не выдавалось, в связи с чем отсутствовали основания для рассмотрения дела по существу. По гражданским делам №2-204/2011, 2-206/2011 по заявлениям прокурора Солецкого района в защиту интересов неопределенного круга лиц к МАДОУ и МОУСОШ соответственно об обязании организовать обучение лиц, ответственных за противопожарное состояние учреждений, прокурор отказался от заявленных требований в связи с отсутствием нарушения интересов неопределенного круга лиц, в связи с чем производство по делам также было прекращено.
Кроме того, имели место 40 случаев отказа прокурора от заявленных требований в части в связи с изменением законодательства о получении сертификата безопасности рабочего места.
В соответствии со ст.220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.
Статья 221 ГПК РФ устанавливает порядок и последствия прекращения производства по делу.
Производство по делу прекращается определением суда, в котором указывается, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Согласно ст.173 ГПК РФ заявление истца об отказе от иска заносится в протокол судебного заседания и подписывается истцом. В случае, если отказ от иска выражен в адресованном суду заявлении в письменной форме, это заявление приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.
Суд разъясняет истцу последствия отказа от иска.
В соответствии с ч.2 ст.39 ГПК РФ суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Нарушений вышеуказанных требований закона в судебных присутствиях не имелось.
Во всех случаях имеется заявление от прокурора с просьбой прекратить производство по делу в связи с отказом от иска либо заявление об отказе от иска в протоколе судебного заседания. Также прокурору всегда разъясняются последствия отказа от иска, и в определении суда указывается, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Решение вопроса о взыскании процессуальных издержек.
В соответствии с ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В ч.2 ст.88 ГПК РФ указано, что размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливается федеральными законами о налогах и сборах.
Так, статья 333.36 Налогового кодекса РФ устанавливает льготы при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям. В соответствии с п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Как показало обобщение судебной практики по делам указанной категории, судьи, как правило, при рассмотрении дел по существу разрешают вопрос о взыскании государственной пошлины с ответчика, либо о возмещении процессуальных издержек по делу за счет средств федерального бюджета. Вместе с тем, в ряде случаев вопрос о взыскании процессуальных издержек судом не разрешен (например, дело №2-279/2011 по заявлению прокурора Волотовского района к ИП Тимофееву Ю.В. об обязании предоставить в Центр занятости населения информации о наличии вакантных мест).
В некоторых случаях судьи, принимая во внимание материальное положение ответчиков, в соответствии с ч.2 ст.333.20 НК РФ снижали размеры государственной пошлины. Так, по делу №2-382/2011 по иску прокурора Солецкого района в защиту интересов неопределенного круга лиц к колхозу «Россия» СПК об обязании провести аттестацию рабочих мест по условиям труда, взыскал с ответчика государственную пошлину в доход государства в размере 2000 рублей, приняв во внимание финансовое положение ответчика.

Исполнение решений.
Изучение дел указанной категории показало, что судьи при вынесении решений в основном указывают конкретные сроки их исполнения. В материалах дел имеются данные об их исполнении.
Вместе с тем, при невозможности исполнить решение суда в установленный срок ответчики обращались в суд с заявлениями об отсрочке его исполнения, предоставляя при этом подтверждающие документы. Практически все заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда были удовлетворены.

Таким образом, изучение дел показало, что при рассмотрении по существу заявлений прокурора, поданных в защиту интересов неопределенного круга лиц, судьи руководствуются требованиями ст.45 ГПК РФ и Постановлением Пленума ВС РФ от 10.02.2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» и другими Федеральными законами.
Судьями Солецкого районного суда Новгородской области соблюдаются требования норм процессуального права при рассмотрении вопроса о принятии исковых заявлений прокурора в интересах неопределенного круга лиц к производству суда, не допускается случаев необоснованного отказа в правосудии.

Помощник председателя Солецкого районного суда М.А.Малышева

Популярное:

  • Срок привлечения по 1226 коап Какой срок давности по ст.12.26ч1КоАП РФ какой срок давности по ст.12.26ч1. мировой суд отказал, дело передано в районный суд. какой же срок 3 месяца или один год. ответьте пожалуйста. Ответы юристов (1) В соответствии со ст. 4. 5 КоАП РФ давность […]
  • Федеральный закон о замене паспорта Федеральный закон о замене паспорта Паспорт гражданина СССР образца 1974 года (старого образца) Паспорт СССР (старого образца), удостоверяющий личность гражданина РФ, является действительным до его замены на паспорт РФ (нового образца). Сроки замены паспорта […]
  • Воинская часть 29532 алтайский край Войсковая Часть 29532 информация актуальна на 24.09.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Ликвидация Реквизиты Арбитраж Связи Выписка из ЕГРЮЛ ФНС РФ"> Ликвидация Регистрация организации […]
  • Гражданский кодекс раздел наследственное право Гражданский кодекс раздел наследственное право Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые […]
  • Ооо право орёл ООО "Ваше Право" информация актуальна на 25.09.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Ликвидация Реквизиты Учредители Связи Выписка из ЕГРЮЛ ФНС РФ"> Бухотчетность Ликвидация Организация […]
  • Глава 24 ук рф комментарий Глава 11. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Информационно-справочный материал Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ “О противодействии терроризму” // СЗ РФ. 2006. N 11. Ст. 1146; Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.01.1997 N 1 “О […]
  • Адвокат бердск Адвокаты в Бердске 2 специалиста Адвокаты — широкая база специалистов Проверенные отзывы о специалистах на PROFI.RU Адвокаты в Бердске от 500 рублей/усл. C чего начать? Уточните, какого специалиста вы ищете Получите от специалистов предложения с […]
  • Военный комиссариат ставропольского края кировского района Военный Комиссариат Кировского района Ставропольского края информация актуальна на 24.09.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Ликвидация Реквизиты Арбитраж Связи ОКВЭД Выписка из ЕГРЮЛ ФНС […]
Отказ прокурора от заявленного им иска