Нк рф статья 33

Статья 33 НК РФ. Обязанности должностных лиц налоговых органов

Новая редакция Ст. 33 НК РФ

Должностные лица налоговых органов обязаны:

1) действовать в строгом соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;

3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство.

Комментарий к Статье 33 НК РФ

К должностным лицам налоговых органов относятся: руководители (их заместители) налоговых инспекций, действительные государственные советники налоговой службы Российской Федерации I — III рангов, советники налоговой службы I — III рангов, государственные налоговые инспекторы и др.

Должностные лица налоговых органов обязаны:

1) действовать в строгом соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;

3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям (законным и уполномоченным) и иным участникам налоговых правоотношений (налоговым агентам, сборщикам налогов и сборов и др.), не унижать их честь и достоинство.

Честь и достоинство отражают объективную оценку гражданина окружающими и его самооценку, в совокупности определяют «доброе имя», неприкосновенность которого гарантирует ст. 23 Конституции РФ.

Для защиты чести и достоинства предусмотрен специальный порядок, определенный гражданским законодательством РФ.

Другой комментарий к Ст. 33 Налогового кодекса Российской Федерации

Статьей 10 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» установлено, что должностные лица налоговых органов выполняют обязанности, предусмотренные Кодексом.

Статьей 33 Кодекса установлены обязанности должностных лиц налоговых органов, в отношении чего необходимо отметить следующее.

Действовать в строгом соответствии с Кодексом и иными федеральными законами (п. 1 ст. 33).

Кодекс содержит довольно много процессуальных норм, т.е. норм, регламентирующих производство отдельных действий. Соответственно, п. 1 ст. 33 Кодекса предписывает должностным лицам соблюдать эти нормы. Нарушение должностными лицами налоговых органов норм Кодекса и иных федеральных законов означает неправомерность их действий, что согласно п. 3 ст. 35 Кодекса может повлечь ответственность этих должностных лиц.

За убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие неправомерных действий должностных лиц налоговых органов, в соответствии с п. 1 ст. 35 Кодекса ответственность несут налоговые органы (см. комментарий к ст. 35 Кодекса).

Пунктом 6 ст. 101 Кодекса прямо предусмотрено, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований указанной статьи может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом (см. комментарий к ст. 101 Кодекса).

Реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов (п. 2 ст. 33).

Права налоговых органов предусмотрены ст. 31 Кодекса, обязанности — ст. 32 Кодекса (см. комментарии к ст. 31 и 32 Кодекса). При реализации прав и обязанностей налоговых органов должностные лица налоговых органов обязаны действовать в пределах своей компетенции, т.е. в пределах предоставленных им полномочий. Превышение должностными лицами налоговых органов своих полномочий означает незаконность их действий.

Корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство (п. 3 ст. 33).

Право на защиту своей чести и доброго имени является одним из конституционных прав (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ).

Защита чести, достоинства и деловой репутации предусмотрена ст. 152 части первой ГК.

В соответствии с п. 1 ст. 152 ГК гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства гражданина и после его смерти.

Согласно п. 5 ст. 152 ГК гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением.

Правила ст. 152 ГК о защите деловой репутации гражданина согласно ее п. 7 соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица.

Статья 33. Обязанности должностных лиц налоговых органов

Должностные лица налоговых органов обязаны:

1) действовать в строгом соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;

3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство.

Комментарий к Ст. 33 НК РФ

К должностным лицам налоговых органов относятся: руководители (их заместители) налоговых инспекций, действительные государственные советники налоговой службы Российской Федерации I — III рангов, советники налоговой службы I — III рангов, государственные налоговые инспекторы и др.

Должностные лица налоговых органов обязаны:

1) действовать в строгом соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;

3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям (законным и уполномоченным) и иным участникам налоговых правоотношений (налоговым агентам, сборщикам налогов и сборов и др.), не унижать их честь и достоинство.

Честь и достоинство отражают объективную оценку гражданина окружающими и его самооценку, в совокупности определяют «доброе имя», неприкосновенность которого гарантирует ст. 23 Конституции РФ.

Для защиты чести и достоинства предусмотрен специальный порядок, определенный гражданским законодательством РФ.

Статья 33 НК РФ. Обязанности должностных лиц налоговых органов

СТ 33 НК РФ. Должностные лица налоговых органов обязаны:

1) действовать в строгом соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными
законами;
2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;
3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным
участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не унижать их честь
и достоинство.

Комментарий к Ст. 33 Налогового кодекса

Обязанности налоговых органов, закрепленные в ст. 32 Налогового кодекса РФ, исполняются непосредственно их должностными лицами.

Должностными лицами налоговых органов считаются государственные служащие Российской Федерации, состоящие на государственных должностях налоговых органов и проходящие службу в этих органах.

Обязанности должностных лиц налоговых органов, закрепленные в комментируемой статье, соответствуют основным принципам права, и прежде всего принципу уважения и защиты прав и свобод человека, а также принципу законности.

Должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами и реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов. Эта обязанность должностных лиц налоговых органов непосредственно вытекает из требований принципа законности.

Для обеспечения неукоснительного исполнения всеми должностными лицами налоговых органов данных обязанностей организуется антикоррупционная профилактическая деятельность (например, Приказ ФНС России от 19.01.2010 N ММ-7-4/[email protected] «Об утверждении Программы противодействия коррупции в налоговых органах»), разрабатывается концепция собственной безопасности ФНС России (например, Приказ ФНС России от 09.11.2011 N ММВ-7-4/[email protected] «Об утверждении Концепции обеспечения собственной безопасности Федеральной налоговой службы») и т.д.

Правовым последствием закрепления в комментируемой статье Налогового кодекса РФ обязанности должностных лиц налоговых органов корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам стало принятие Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы (Приказ ФНС России от 11.04.2011 N ММВ-7-4/[email protected] «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы»). В этом Кодексе содержатся, в частности, рекомендательные этические правила служебного поведения государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы. В соответствии с этими правилами в служебном поведении государственным служащим необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени (пункт 24).

Государственные служащие, проходящие службу в налоговых органах, в служебном поведении должны воздерживаться от:

— любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

— грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

— угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение (пункт 25).

Исполнение рассмотренных обязанностей должностных лиц налоговых органов гарантируется возможностью привлечения этих лиц к юридической ответственности (см. п. 3 ст. 35 Налогового кодекса РФ).

Статья 32. Обязанности налоговых органов

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ статья 32 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2007 г.

Статья 32. Обязанности налоговых органов

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 32 НК РФ

1. Налоговые органы обязаны:

1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;

2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;

4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;

См. Регламент организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденный приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. N САЭ-3-01/444

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 244-ФЗ в подпункт 4.1 пункта 1 статьи 32 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

4.1) передавать налогоплательщикам, указанным в пунктах 2 и 3 статьи 11.2 настоящего Кодекса, в электронной форме квитанцию о приеме при получении документов, переданных в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика;

5) руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

6) сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;

7) принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

8) соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;

9) направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 248-ФЗ в подпункт 10 пункта 1 статьи 32 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

10) представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа.

Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам передается (направляется) указанному лицу (его представителю) в течение пяти дней, справка об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов — в течение десяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего запроса;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 248-ФЗ в подпункт 10.1 пункта 1 статьи 32 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

10.1) представлять ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков по его запросу, направленному в пределах предоставленных ему полномочий, справки о состоянии расчетов консолидированной группы налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. N 347-ФЗ в подпункт 11 пункта 1 статьи 32 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2015 г.

11) осуществлять по заявлению налогоплательщика, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщику сбора, налоговому агенту) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика в течение следующего дня после дня составления такого акта.

Порядок проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, форма и формат акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, а также порядок его передачи в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

12) по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. N 321-ФЗ пункт 1 статьи 32 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 13, вступающим в силу с 1 января 2012 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

13) по заявлению ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении консолидированной группы налогоплательщиков;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 248-ФЗ пункт 1 статьи 32 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 14, вступающим в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

14) представлять пользователям выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ) пункт 1 статьи 32 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 15, вступающим в силу с 1 января 2017 г.

15) представлять в электронной форме в порядке, определяемом соглашением взаимодействующих сторон, в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования сведения о наделении обособленных подразделений (включая филиалы, представительства) российских организаций, созданных на территории Российской Федерации, полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, об изменении места нахождения обособленных подразделений (за исключением филиалов, представительств), о прекращении деятельности указанных организаций через такие обособленные подразделения (о закрытии таких обособленных подразделений), о постановке на учет (снятии с учета) в налоговых органах иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, международных организаций в качестве плательщиков страховых взносов, физических лиц в качестве адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, арбитражных управляющих, занимающихся частной практикой оценщиков, патентных поверенных, медиаторов и иных физических лиц — плательщиков страховых взносов не позднее трех дней, следующих за днем внесения в Единый государственный реестр налогоплательщиков указанных сведений;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ пункт 1 статьи 32 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 16, вступающим в силу с 1 июля 2017 г.

16) по заявлению налогоплательщика представлять налогоплательщику (его представителю) документ в электронной форме или на бумажном носителе, подтверждающий статус налогового резидента Российской Федерации, в порядке, по форме и формату, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

2. Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ статья 32 настоящего Кодекса дополнена пунктом 2.1, вступающим в силу с 1 января 2017 г.

2.1. Обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами в отношении налогоплательщиков, налоговые органы также несут в отношении плательщиков страховых взносов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в пункт 3 статьи 32 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

3. Если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора, страховых взносов), направленного налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту, плательщику страховых взносов) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент, плательщик страховых взносов) не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — следственные органы), для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

См. Инструкцию о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, утвержденную приказом МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. N 495/ММ-7-2-347

Статья 33 НК РФ. Обязанности должностных лиц налоговых органов (действующая редакция)

Должностные лица налоговых органов обязаны:

1) действовать в строгом соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;

3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 33 НК РФ

Обязанности налоговых органов, закрепленные в ст. 32 Налогового кодекса РФ, исполняются непосредственно их должностными лицами.

Должностными лицами налоговых органов считаются государственные служащие Российской Федерации, состоящие на государственных должностях налоговых органов и проходящие службу в этих органах.

Обязанности должностных лиц налоговых органов, закрепленные в комментируемой статье, соответствуют основным принципам права, и прежде всего принципу уважения и защиты прав и свобод человека, а также принципу законности.

Должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами и реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов. Эта обязанность должностных лиц налоговых органов непосредственно вытекает из требований принципа законности.

Для обеспечения неукоснительного исполнения всеми должностными лицами налоговых органов данных обязанностей организуется антикоррупционная профилактическая деятельность (например, Приказ ФНС России от 19.01.2010 N ММ-7-4/[email protected] «Об утверждении Программы противодействия коррупции в налоговых органах»), разрабатывается концепция собственной безопасности ФНС России (например, Приказ ФНС России от 09.11.2011 N ММВ-7-4/[email protected] «Об утверждении Концепции обеспечения собственной безопасности Федеральной налоговой службы») и т.д.

Правовым последствием закрепления в комментируемой статье Налогового кодекса РФ обязанности должностных лиц налоговых органов корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам стало принятие Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы (Приказ ФНС России от 11.04.2011 N ММВ-7-4/[email protected] «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы»). В этом Кодексе содержатся, в частности, рекомендательные этические правила служебного поведения государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы. В соответствии с этими правилами в служебном поведении государственным служащим необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени (пункт 24).

Государственные служащие, проходящие службу в налоговых органах, в служебном поведении должны воздерживаться от:

— любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

— грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

— угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение (пункт 25).

Исполнение рассмотренных обязанностей должностных лиц налоговых органов гарантируется возможностью привлечения этих лиц к юридической ответственности (см. п. 3 ст. 35 Налогового кодекса РФ).

Ст. 346 НК РФ (2017-2018): вопросы и ответы

Ст. 346 НК РФ: официальный текст

Ст. 346 НК РФ: вопросы и ответы

Ст. 346 НК РФ после вступления в силу федерального закона от 06.06.2003 № 65-ФЗ утратила свою силу. Эта статья разъясняла особенности начисления налога на добычу полезных ископаемых при выполнении соглашений о разделе продукции. Теперь информация на эту тему содержится в главе 26.4 НК РФ, целиком посвященной спецрежиму, действующему для соглашений о разделе продукции.

Почему статья 346 НК РФ году вызывает вопросы?

Возникновение вопросов в связи со ст. 346 НК РФ объясняется достаточно просто. Дело в том, что в Налоговом кодексе существует 53 статьи с первым индексом 346 — от 346.1 до 346.53. Все они включены в раздел VIII.1 НК РФ и посвящены особенностям применения специальных налоговых режимов, таких как ЕСХН (гл. 26.1), УСН (гл. 26.2), ЕНВД (гл. 26.3), соглашений о разделе продукции (гл. 26.4), патентной системы (гл. 26.5).

О сравнительной характеристике спецрежимов читайте в этой статье.

В связи с широкой распространенностью применения упрощенной системы налогообложения у современных бухгалтеров и предпринимателей большинство имеющихся вопросов связано именно с этой налоговой системой. Давайте подробнее остановимся на самых массовых и интересных вопросах, связанных с определением доходной и расходной частей в учете на УСНО. Именно эти показатели напрямую влияют на величину налога при выбранной системе налогообложения.

Какие особенности определения доходов по ст. 346 15 НК РФ?

При упрощенке с любым из выбранных объектов обложения налогом крайне важно посчитать доходы. Ведь с таким объектом налогообложения, как доходная часть деятельности, сумма к уплате в бюджет определяется как суммарная величина всех перечисленных в п. 1 ст. 346.15 НК РФ поступлений, умноженная на ставку налога. При выбранном объекте «доходы минус расходы» также важно правильно подсчитать доходы, ведь их величина участвует в подсчете налогооблагаемой базы.

Итак, учитываются доходы от реализации и внереализационные доходы — полный их перечень представлен в ст. 248 НК РФ.

Важным вопросом остается то, какие поступления не учитываются при определении налогооблагаемой базы.

Их всего 3 группы — они представлены в п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ. Особое внимание следует обратить на перечисленные в первом подпункте — их исчерпывающий список содержится в ст. 251 НК РФ.

Подробнее об этих доходах читайте здесь.

Разберем несколько практических примеров, с которыми могут сталкиваться налогоплательщики на УСН при определении размера своих доходов в целях налогообложения. Вот некоторые из часто встречающихся ситуаций:

Некоммерческая образовательная организация ООО «Ласточка» оказывает платные образовательные услуги. За прошедший год доход от оказания таких услуг составил 7 млн руб. Кроме того, организация выполнила условия, определенные грантодателем – физическим лицом для получения гранта на разработку программы обучения детей с ограниченными возможностями и получила грант в размере 5 млн руб.

Компания находится на упрощенной системе налогообложения «доходы». От какой суммы будет браться налог?

В соответствии с п. 1 ст. 346.18 НК РФ при определении налогооблагаемой базы следует посчитать все полученные ООО «Ласточка» доходы. При этом в п. 346.15 Кодекса четко указано, какие доходы учитываются при расчете налога.

Итак, доходы от оказания образовательных услуг в соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ (это доходы от продаж, которые перечислены в подп. 1 п. 1 ст. 248 НК РФ), следует целиком (7 млн руб.) отнести к объектам обложения налогом при упрощенке.

Что касается средств в объеме 5 млн руб., полученных на разработку программы обучения детей с ограниченными возможностями, они не могут не учитываться в составе доходов, которые следует учитывать при расчете налогооблагаемой базы при исчислении единого налога при выполнении определенных условий (п. 1.1 ст. 346.15, п. 14 ст. 251 НК РФ). Условия, позволяющие не учитывать полученный грант в доходах и предусмотренные п. 14 ст. 251 НК РФ, следующие:

  • грант должен быть получен от лиц, которые имеют право его представлять (физических лиц, некоммерческих организаций, иностранных и международных организаций и объединений, перечисленных в перечне, утвержденном Правительством РФ от 28.06.2008 № 485);
  • цели выдачи гранта — осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан;
  • грантодателем определены условия получения гранта, порядок и сроки отчета по нему;
  • получатель гранта должен организовать ведение раздельного учета дохода и расходов.

Если организация – получатель гранта соблюла все вышеперечисленные условия, она может не учитывать его в составе доходов, облагаемых единым налогом.

ООО «Суднуда» владеет 2 круизными теплоходами, регистрация которых была проведена по всем правилам (суда зарегистрированы в Международном реестре России). За последний отчетный период доход компании от перевозки пассажиров составил 10 000 000 руб. Судна совершали круизные туры из Санкт-Петербурга в портовые города Финляндии (Ханко, Турку, Хельсинки). Кроме того, компания обеспечивала питание пассажиров на борту и предоставляла кейтеринговые услуги. От этого вида деятельности доход составил 1 000 000 руб. за отчетный период. С какой суммы надлежит уплачивать налог, если компания находится на упрощенной системе налогообложения «доходы»?

В соответствии с подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ при расчете объекта налогообложения «доходы» не учитываются доходы, перечисленные в ст. 251. Услуги по перевозке пассажиров (п. 33 ст. 251 НК РФ) не могут быть отнесены к объекту налогообложения. А вот доходы, полученные от оказания услуг, в соответствии со ст. 248 учитываются при расчете налога (п. 1 ст. 346.15 НК РФ).

Это значит, что при расчете упрощенного налога следует учесть лишь доходы в размере 1 000 000 руб., которые получены от оказания услуг общепита и кейтеринга.

ООО «Альфа» сдает в аренду принадлежащее ему помещение за 50 000 руб. в месяц. Помимо арендной платы фирма получает от арендатора компенсацию коммунальных платежей. Какую сумму следует признавать доходом для налогообложения: только арендную плату или с учетом коммуналки, узнайте здесь.

Подробнее о расчете налога на упрощенке с объектом налогообложения «доходы» читайте в статье «Порядок расчета налога по УСН «доходы» в 2017-2018 (6%)»

Какие особенности определения расходов по ст. 346.16 НК РФ?

Для «упрощенцев», выбравших объект для расчета налога «доходы минус расходы», крайне важно проследить, имеют ли они право уменьшить базу налогообложения на сумму понесенных ими в ходе хозяйственной деятельности затрат. Дело в том, что список таких расходов, которые могут уменьшить базу налогообложения, а соответственно, и снизить сумму платежа в бюджет, является исчерпывающим и закрытым. Все эти расходы перечислены в п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Рассмотрим несколько наиболее часто встречающихся на практике ситуаций, чтобы более четко определить, какие именно расходы могут уменьшать налогооблагаемую базу, а какие — нет:

ООО «Агронафт», занимающееся продажей продуктов питания, получило за год доход в размере 40 000 000 руб. Компания выбрала УСН с объектом «уменьшенные на расходы доходы». За этот же период компания осуществила текущий ремонт торгового зала на сумму 200 000 руб. Кроме того, компания произвела реконструкцию офисного помещения, в результате чего его площадь увеличилась на 10 кв. м. За данные строительные работы был уплачен 1 000 000 руб. На какую сумму можно уменьшить налогооблагаемую базу при расчете налога?

За счет расходов, понесенных при выполнении текущего ремонта торгового помещения, можно уменьшить налогооблагаемую базу. Это допустимо в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Затраты на реконструкцию офисного помещения на сумму в 1 000 000 руб. могут уменьшить базу налогообложения при упрощенке в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Это значит, что база для обложения налогом, рассчитываемая как уменьшенные на расходы доходы, может быть сокращена на 1 200 000 руб. (1 000 000 + 200 000) за отчетный период.

ООО «Радуга» оформило подписку на журналы по бухучету и на газету объявлений на сумму 20 000 руб. Компания избрала для учета упрощенную систему налогообложения, учитывающую расходы. Можно ли уменьшить налогооблагаемую базу на 20 000 руб., потраченных на подписку?

При определении суммы налога к уплате объект налогообложения можно уменьшить лишь на перечисленные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ расходы. В связи с тем, что в этой статье не упомянуты расходы на подписку, то и уменьшить на ее стоимость полученные доходы нельзя.

ООО «Компас» избрало УСН с объектом «доходы», о чем было сообщено в уведомлении для местной ИФНС. За отчетный период компания понесла материальные расходы на приобретение сырья для производства на сумму 500 000 руб., а также отремонтировала арендованный автомобиль, за что было уплачено 10 000 руб. На какую сумму можно уменьшить облагаемую налогом базу?

В соответствии с п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики-упрощенцы могут уменьшить сумму полученных доходов на расходы при расчете базы для налогообложения. Однако компания избрала объектом налогообложения «доходы», а это значит, что в соответствии с п. 1 ст. 346.18 Кодекса при подсчете базы для налогообложения надлежит учитывать лишь выручку, полученную от реализации. При этом стоимость указанных расходов никак не повлияет на размер налога.

О том, всегда ли платится налог при УСН и какой может быть его минимальная сумма, читайте в материале «Как рассчитать минимальный налог при УСН в 2017-2018 годах?».

ООО «Канитель» за отчетный период получило 20 000 000 руб. от реализации книг. Компания избрала упрощенную налоговую систему с объектом обложения налогом «доходы, уменьшенные на расходы». За этот же период ООО «Канитель» понесло такие расходы:

  • оплата издательствам за закупку партии книг в размере 10 000 000 руб.;
  • расходы на рекламу в метро своей продукции — 20 000 руб.;
  • на канцелярию — 2 500 руб.;
  • на почтовую корреспонденцию и телефонную связь — 2 000 руб.;
  • зарплата с учетом отчислений во все фонды обязательного соцстрахования работников в размере 700 000 руб.;
  • командировочные агенту в размере 10 000 руб. для расчета за проезд и оплату жилья;
  • оплата за судебный сбор и юридические услуги по спорам в сумме 100 000 руб.;
  • ущерб от кражи из кассы магазина в сумме 20 000 руб.;
  • за установку и наладку пожарной сигнализации — 10 000 руб.;
  • на размещение объявлений о поиске кассира — 5 000 руб.

На какую сумму расходов можно уменьшить базу для обложения налогом?

Согласно п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщик на упрощенке сможет уменьшить налогооблагаемую базу только на перечисленные в указанном пункте расходы.

Теперь разберемся, на какие именно расходы можно уменьшить полученные доходы.

  • оплата издательствам за закупку партии книг относится к стоимости приобретенных для реализации товаров (подп. 23), значит, выручку от реализации книг в книжном магазине ООО «Канитель» можно уменьшить на 10 000 000 руб.;
  • расходы на рекламу своей продукции в метро можно отнести на рекламные расходы (подп. 20) — от доходов отнимаем 20 000 руб.;

Об особенностях учета рекламных расходов на упрощенке читайте в статье «Как учесть расходы на рекламу при УСН».

  • расходы на канцелярские товары — это еще минус 2 500 руб.;
  • расходы на почтовую корреспонденцию и телефонную связь — можем отнять от доходов 2 000 руб.;
  • выплата зарплаты и уплата отчислений во все фонды обязательного соцстрахования работников — можно уменьшить базу для налогообложения на 700 000 руб.;
  • оплата командировочных, которые были потрачены агентом на проезд к месту назначения и на оплату проживания в гостинице, — можно вычесть из доходов 10 000 руб.;
  • оплата судебных и юридических услуг по спорам с кредиторами — можно отнять от суммы доходов все 100 000 руб.;
  • ущерб от кражи из кассы магазина не относится ни к одному основанию из перечисленных во всех подпунктах п. 1 ст. 346.16 НК РФ, значит, на данную потерю налогооблагаемую сумму уменьшить нельзя (а если виновное в краже лицо будет осуждено и выплатит весь нанесенный ущерб, тогда эти 20 000 руб. потребуется отнести к внереализационным доходам и увеличить налогооблагаемую базу);
  • расходы на установку и наладку пожарной сигнализации относятся к действиям по обеспечению пожарной безопасности ООО «Канитель», а значит, можно уменьшать налогооблагаемую базу на 10 000 руб.;
  • расходы на размещение объявлений о поиске кассира нельзя отнести к расходам на рекламу, ведь компания в таких объявлениях не рекламирует свои товары, значит, на сумму в 5 000 руб. уменьшить налогооблагаемую базу нельзя.

Силантьев Г. Р. работает программистом в ООО «Ояж-Трейд» (налогоплательщик, избравший УСН с объектом налогообложения «уменьшенные на расходы доходы»). Компания разрабатывает программное обеспечение, которое продает своим клиентам. На создаваемые программы ООО «Ояж-Трейд» оформило патенты для защиты своих авторских прав. Сумма расходов составила 200 000 руб.

Кроме того, предприятие в отчетном периоде направляло Силантьева Г. Р. в рамках повышения квалификации на 2 семинара. Первый проводил институт, который имеет лицензию на оказание образовательных услуг и с которым был заключен договор, а ООО «Ояж-Трейд» издало приказ о направлении Силантьева Г. Р. на обучение в этот институт (10 000 руб.). Второй проводился в консультационном центре частным предпринимателем, специализирующимся на оказании консультационных услуг (2 000 руб.). Приказ о направлении Силантьева Г. Р. на обучение был издан, но ИП, оказывающий консультационные услуги, не оформил лицензию.

На какую сумму расходов можно уменьшить полученные доходы при расчете налога?

Расходы на оформление патента для индивидуализации своих интеллектуальных прав на разрабатываемое программное обеспечение учтены в подп. 2.2. п. 1 ст. 346.16 НК. Значит, полученную выручку от реализации собственного программного обеспечения можно уменьшить на 200 000 руб. при расчете налога.

Расходы на посещение семинаров могут уменьшить налогооблагаемую базу «упрощенца» лишь частично. Согласно подп. 33 п. 1 ст. 346.16 НК затраты на обучение, организованное институтом, в размере 10 000 руб. можно вычесть из доходов, а вот 2 000 руб. — нет.

Подробнее о принимаемых при упрощенке расходах читайте в статье «Принимаемые расходы при УСН в 2017-2018 годах».

Ст. 346 НК РФ отменена, а вопросы относительно нее часто оказываются связаны с упрощенкой. Упрощенная система налогообложения очень популярна среди бизнесменов среднего и малого звена благодаря простоте налогового учета и сниженной налоговой нагрузке. Налогоплательщикам изначально важно определиться, какой объект налогообложения они выбирают — от этого напрямую зависит, какие расходы можно будет учесть при расчете налога и можно ли их учесть в принципе.

Популярное:

  • Коап рф ст2510 Выписка из реестра дисквалифицированных лиц За плату в размере 100 рублей можно теперь получить сведения, содержащиеся в реестре дисквалифицированных лиц. Сведения будут предоставляться в виде выписки о конкретном дисквалифицированном лице либо в виде […]
  • Ст 32 и 33 гк рф Статья 32. Опека Постановлением Конституционного Суда РФ от 27 июня 2012 г. N 15-П взаимосвязанные положения пунктов 1 и 2 статьи 29, пункта 2 статьи 31 и статьи 32 настоящего Кодекса: - признаны соответствующими Конституции Российской Федерации постольку, […]
  • Соучастие статья ук Статья 32 УК РФ. Понятие соучастия в преступлении Соучастием в преступлении признается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления. Комментарии к ст. 32 УК РФ 1. В этом определении указаны три признака соучастия: […]
  • Статья 15 федерального закона о социальной защите инвалидов Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. № 477-ФЗ “О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Принят Государственной Думой 21 декабря 2017 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2017 […]
  • Судебные инстанции в арбитражных судах рф Судебные инстанции в арбитражном процессе Судебные инстанции в арбитражном процессе - предусмотренная законодательством иерархия стадий рассмотрения спора в арбитражном процессе. Разъяснение Судебные инстанции в арбитражном процессе - это предусмотренная […]
  • Составление административного иска Составление административного иска Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, […]
  • Невозможность совместного проживания Невозможность совместного проживания Мы ответим на любые Ваши вопросы +7 (912) 881 19 61 Запишитесь к нам для личной консультации с 9.00 до 21.00 ежедневно Вы можете связаться с нами Выселение граждан при невозможности совместного проживания Статья 91 […]
  • Написать письмо ирине родниной Роднина Ирина Константиновна Заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по международным делам Член комиссии Государственной Думы по вопросам депутатской этики Трехкратная олимпийская чемпионка […]
Нк рф статья 33