Международно-правовая защита прав детей диссертация

Международная защита прав детей

Главная > Реферат >Экономика

ГЛАВА I. ТЕОРИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА, ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ.

§1. Этапы развития теории прав человека. Общее и особенное.

Вывод §1 Главы I

§2. Востребованность правового оформления прав ребенка.

Вывод §2 Главы I

ГЛАВА II. ПРОЦЕСС СТАНДАРТИЗАЦИИ ПРАВ РЕБЕНКА В МЕЖДУНАРОДНОМ И РОССИЙСКОМ ПРАВЕ.

§1. Формирование конвенционных и декларативных норм прав ребенка.

Вывод §1 Главы II

§2.Процесс закрепления в российском законодательстве международно-правовых стандартов о правах ребенка.

Вывод §2 Главы II

В настоящий момент проблемы прав и свобод человека занимает одно из ведущих мест в международных отношениях. Во многих международных договорах государства признают, что уважение прав и свобод человека является главным фактором мира, справедливости и благополучия, необходимых для обеспечения развития международного права и сотрудничества между всеми государствами. Все права человека универсальны, неделимы. Международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на равной основе, с одинаковым вниманием. Права ребёнка являются частью всеобщих прав человека. Несмотря на то, что ребёнок обладает такими же правами, что и взрослый, вследствие своего неполного физического и умственного развития он должен быть также обеспечен особыми правами.

Вопросы о правах детей являются ключевой категорией, определяющей положение ребенка во всём мире. До недавнего времени проблема защиты прав и интересов детей не рассматривалась на международном уровне, а соответствующие вопросы решались в семье, на местном и национальном уровнях. Защита прав ребёнка в значительной степени обусловлена тем, насколько общество осведомлено о правах детей и о механизмах их реализации и защиты.

Вопросы о правах ребенка являются актуальными. В настоящее время положение детей осложнилось: незаконная торговля, контрабандный провоз, похищение, сексуальная эксплуатация, коммерческое использование здоровья детей стали повседневной реальностью во всем мире. Миллионы детей заняты трудом, который препятствует их развитию и образованию, а также лишает их средств существования в будущем. Многие из них вовлечены в наихудшие формы детского труда, которые причиняют необратимый физический или психологический вред либо даже угрожают их жизни. Все это является глобальным нарушением прав ребенка.

Будущее человечества потенциально зависит от подрастающего поколения, поэтому обеспечение прав детей и их правовая защита, безусловно, — составная часть международного права в области прав человека. Изложенные причины и актуальность вопроса определили выбор темы дипломной работы.

Объектом дипломной работы являются международные отношения, права и обязанности государств в области международной защиты прав и интересов детей.

Предметом исследования являются нормы международного права, касающиеся защиты прав детей.

Цель: исследование данных международных стандартов в области прав ребенка процесс их создания, реализации, их правовое положение и роль в мировом сообществе. Исследование норм российского законодательства в области прав ребенка, созданных на основе международно-правовых стандартов.

Задача: рассмотрение основных положений международного права, этапы его развития, становление международно-правовых документов о правах ребенка и их влияние на российское законодательство.

В работе идет речь о теории прав человека, ее развитии, востребованности международно-правового закрепления прав ребенка (от Всемирной Декларации о правах человека до Конвенции о правах ребенка). Углубленное рассмотрение декларативных и конвенционных норм о правах ребенка; анализ российского законодательства о правах ребенка.

Глава I. Теория прав человека и ее применение в международном праве


§1. Развитие теории прав человека: общее и особенное

В разные исторические эпохи понятия, содержание и объем прав и свобод человека не были одинаковыми. До начала ХХ века, права человека регулировались исключительно государственным правом. Государства – участники международных отношений исходили из того, что эти вопросы относятся только к их внутренней юрисдикции.

Внутренние границы юрисдикции государств не являются неизменными, они исторически подвижны. Государства самостоятельно устанавливают пределы таких ограничений, подвергая международно-правовому регулированию те или иные вопросы внутригосударственных отношений. Старое, традиционное международное право, рассматривая взаимоотношения между государством и его гражданами как входящие в его внутреннюю юрисдикцию, делало лишь одно исключение. Считалось правомерным применением силы в «гуманных целях» вплоть до развязывания войны в одностороннем порядке для защиты жизни и имущества своих граждан, находившихся на территории другого государства.

Право на «гуманитарную» интервенцию основывалось на том, что каждое государство якобы имеет международные обязательства гарантировать основные права и свободы, где бы они не нарушались.

Исходя из того, что за абстрактным человеком независимо от принадлежности его какому-либо государству признаются определенные права и свободы, основоположник науки международного права голландский юрист Гуго Гроций в работе «О праве войны и мира», изданной в 1625 году, оправдывал так называемые справедливые войны ради защиты чужих подданных, если над ним творят «явное беззаконие».

Ученые того времени широко восприняли естественно-правовую теорию прав человека: профессор Петербургского университета Ф. Мартенес писал: «все образованные государства признают за человеком как таковым, безотносительно к его подданству или национальности, известные основные права, которые неразрывно связаны с человеческой личностью». 1 Под этими правами обычно подразумевалось право на жизнь, свободу совести и вероисповедания.

Точка зрения о законности вмешательства в дела других государств и правомерности интервенции по мотивам «гуманности» для защиты основных прав и свобод человека разделялась большинством юристов как в XVIII, так и в XIX веке.

Лишь отдельные ученые, такие как профессор А. Гефтер, утверждал, что если государство попирает права и свободы своих граждан, «то надо прекратить с ним всякие отношения», не вмешиваясь силой оружия в его внутренние дела. 2

Разделяя точку зрения о законности интервенции, ряд ученых считали, что право на «гуманитарную» интервенцию возникает не в одностороннем порядке, а в результате решения группы государств. Ф. Лист: «Нельзя согласиться с тем, что право вмешательства существует также и в том случае, когда, по мнению отдельного государства, даже вполне основательному, вторжение представляется для охраны общих интересов человечества. Право вмешательства может быть представлено совместно несколькими государствами (коллективное вмешательство)». 3

Доктрина гуманитарной интервенции широко использовалась в то время в практике международных отношений. Она служила одним из многих «обоснований» для порабощения «нецивилизованных» народов. Кроме того, во имя «гуманных» целей, под предлогом «защиты» национальных и религиозных меньшинств проходила борьба европейских государств за раздел и передел уже поделенного мира. «Право на вмешательство» закреплялось во многих международных договорах и соглашениях этого периода истории. 4

После Первой мировой войны и образования Лиги Наций право государства на интервенцию подверглось определенным ограничениям.

Если в период, предшествующий учреждению Лиги Наций, международное право практически признавало право государства на войну, которое обосновывалось различными предлогами, то Статус Лиги Наций существенно ограничивал право государств – членов Лиги Наций прибегать к войне и предусматривал санкции в отношении ее членов, которые будут воевать в нарушение постановлений Статуса.

После Первой мировой войны союзными и объединившимися державами были заключены соглашения с восемью европейскими государствами и Турцией, в которых эти государства брали на себя обязательство представить лицам, принадлежащим к меньшинствам по расе, религии, языку те же права, что и остальным своим гражданам.

Соответствующие обязательства позднее приняты были также Албанией, Ираком, Литвой, Латвией, Эстонией и Финляндией при вступлении их в Лигу Наций путем односторонних деклараций Совету Лиги.

Главные союзные и объединившиеся государства не брали на себя никаких обязательств о предоставлении меньшинствам, проживающим на их территории тех же прав, что и всем своим гражданам. Они выступали только в роли гарантов созданной системы и не были связаны какими-либо обязательствами перед Лигой Наций. Поэтому некоторые государства – члены Лиги Наций – расценивали договоры о меньшинствах как несовместимые с суверенитетом государств и открывающие лазейки для вмешательства в их внутренние дела.

Обязательства государств по защите прав меньшинств были поставлены под гарантию Лиги Наций. Согласно п. 12 Договора с Польшей (и аналогичными статьями других соглашений) каждый «член Совета Лиги Наций имел право обращать внимание Совета на всякое нарушение какого бы то ни было из этих обязательств… Совет мог предпринимать такие меры, какие покажутся для данного случая подходящими и действенными. В случае расхождения мнений по вопросам права … расхождение это будет рассматриваться как спор, имеющий международный характер», подлежащий передаче «Постоянной палате Международного Суда. Решение Постоянной палаты не будет подлежать апелляции, и будет иметь ту же силу и значение, что и решение вынесенное в силу ст. 13 Статуса».

Согласно же ст. 13 Статуса члены Лиги имели право прибегать к войне против государств, которые не выполняли «добросовестно вынесенные решения». 5

Государства – члены Лиги Наций не ставили перед собой задачу выработать универсальный международный документ, который содержал бы положение об уважении и соблюдении хотя бы элементарных прав и свобод человека.

В период, предшествующий созданию ООН, ограниченным числом государств были заключены первые международные соглашения, в которых в той или иной степени регулировались некоторые вопросы обеспечения прав человека. К их числу относятся договоры, конвенции, содержащие положение о борьбе с рабством и работорговлей, о пресечении торговли женщинами и детьми, о защите религиозных, этнических и языковых меньшинств, а также ряда прав человека в период вооруженных конфликтов. Целью этих соглашений являлось не создание всесторонней системы защиты прав человека, а обеспечение некоторых прав личности.

В ходе Второй мировой войны обнаружились недостатки в международном регулировании прав и свобод человека. Ее итоги показали неразрывную связь между поддержанием международного мира и безопасности, с одной стороны, и соблюдением основных прав и свобод человека – с другой.

Создание Организации Объединенных Наций и принятие ее Устава положили начало качественно новому этапу межгосударственных отношений в этой области. Устав ООН явился первым в истории международных отношений многосторонним договором, который положил основы широкого развития сотрудничества государств по правам человека. 6

Как известно, Организация Объединенных Наций возникла как ответ народов на агрессию и преступления против человечности, совершенные фашизмом в годы Второй мировой войны.

Устав ООН, не конкретизируя понятия прав человека, содержит несколько ориентиров, в определенной мере этому способствующих. Так, в Уставе ООН говорится о равноправии народов, равноправии полов, достоинстве и ценности человеческой личности (т.е. праве на жизнь), недопустимости дискриминации по признакам расы, пола, языка, вероисповедания (т.е. свобода совести, и т.п.). 7

§1. Международно-правовая защита прав ребенка

Анализ международно-правовых документов в сфере прав и свобод человека показывает, что семья, материнство и дети пользуются особым покровительством международного сообщества. «Материнство и младенчество, — провозглашено во Всеобщей декларации прав человека, — дают право на особое попечение и помощь.

Особые права несовершеннолетних и из зашита закреплены во многих международных конвенциях, как универсального., так и регионального характера. Например, в Конвенции относительно принудительного или обязательного труда, принятой генеральной конференцией Международной организации труда (МОТ) в 1930 г., установлено, что принудительному или обязательному труду могут быть привлечены только взрослые трудоспособные лица мужского пола, возраст которых составляет не ниже 18 лет. Ученики освобождаются от принудительного труда.

Далее, существуют ряд международных актов, специально посвященных защите прав и свобод несовершеннолетних. Это не случайно, поскольку права ребенка — те же права человека, но применительно к несовершеннолетним. Кроме того, реалии современной жизни любого общества таковы, что дети пользуются не всеми правами и свободами взрослого человека. Так, например, некоторые права и свободы они могут осуществлять не непосредственно, а через своих родителей, усыновителей, опекунов, попечителей и иных законных представителей. Вот почему международное сообщество установило специальные гарантии осуществления прав и свобод детей.

В 1959 году (Резолюция 1386 от 20 ноября) Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней провозглашены 10 основополагающих принципов, признавать и соблюдать которые призваны все родители, мужчины и женщины, как отдельные лица, добровольные организации, местные власти и национальные правительства.

Приведем эти принципы: 1.

Ребенку должны принадлежать все права, провозглашенные Декларацией, во всей их полноте. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и различии или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национальности, социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи. 2.

Специальная защита прав ребенка, предоставление ему возможности развития во всех отношениях, издание государствами своих национальных законов должны определяться главным соображением наилучшего обеспечения интересов ребенка. 3.

Ребенок имеет право на имя и гражданство с момента рождения. 4.

Ребенок должен обладать социальными и экономическими правами: на социальное обеспечение, на здоровый рост и развитие, на специальный уход и охрану ребенка и его матери, на надлежащее питание, жилище, необходимые развлечения и медицинское обслуживание. 5.

Особой защитой должны пользоваться неполноценные дети. 6.

Ребенок имеет право на обеспечение и защиту своих интересов его семьей и родителями; малолетний ребенок не должен, за исключением особых случаев, быть разлучаем со своей матерью. В тех случаях, если дети лишены родителей либо они не имеют достаточных средств к существованию, соответствующие обязанности возлагаются на общество и государство. 7.

Все дети должны иметь равные возможности развивать свои способности. Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для лиц, на которых возложена ответственность за его образование, прежде всего для его родителей. 8.

Ребенок должен пользоваться первоочередной защитой во всех случаях. 9.

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации; он не может быть объектом торговли, при его трудоустройстве необходимо учитывать возраст и иные особенности его развития и состояния. 10.

Ребенок должен быть защищен от практики, поощряющей дискриминацию. «Ребенок должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства в полном сознании того, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей».

Большинство подобных международных документов по правам детей и механизме их защиты имеют рекомендательный характер. После принятия Декларации о правах ребенка 1959 г. появляется ряд международных документов развивающих положения и принципы, установленные в указанном документе. Так в 1974 г. принимается Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов. 25 октября 1980 г. принимается Гаагская Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей; в 1985 г., 29 ноября в Пекине (т.н. Пекинские правила)были приняты минимальные стандартные правила ООП, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, а в 1986 г. (3 декабря) — Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровнях.

С учетом дальнейшего развития международных стандартов относительно прав детей по инициативе Польши в 1979 г. (Международный год ребенка), Комиссия ООП по правам человека приступила к разработке Конвенции о правах ребенка, которая бы не только провозгласила права и свободы ребенка, но содержала бы и обязательства государств по их претворению в жизнь. Эта деятельность увенчалась определенным успехом. Эта сложная работа продолжалась 10 лет: 20 ноября 1989 года Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН.

Конвенция состоит из трех частей, охватывающих 54 статьи. Она является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Конвенция ценна еще и тем, что она является обязательством на будущее, ибо призвана создать благополучные условия для развития детей, которым предстоит в будущем построить справедливый, гуманный мир. Нормы, зафиксированные в этой Конвенции, будут служить ориентиром для правительств, партий, организаций и движений в их попытках внести положительные изменения в жизнь детей, рационально мобилизовать для этого необходимые ресурсы.

В первую очередь в ней говорится, что ребенком является каждое человеческое существо, до достижения 18-ти летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее (ст.1).

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государства обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (ст.6).

Государства обеспечивают осуществление каждым ребенком всех прав без какой-либо дискриминации или различий независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родители, или законных опекунов или каких- либо иных обстоятельств (ст.2).

Во всех действиях судов, учреждений, занимающихся вопросами социального обеспечения или административных органов первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка (ст.3), убеждения ребенка подвергаются внимательному рассмотрению.

Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, на сколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу (ст.7).

Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи (ст.8).

Ребенок имеет право проживать со своими родителями, за исключением случаев, когда компетентные органы согласно судебному решению определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что разлучение ребенка с родителями необходимо, в наилучших интересах ребенка (ст.9).

Ребенок, разлученный с одним или обоими родителями, имеет право поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с родителем (родителями), за исключением случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка (ст.10).

Ребенок, способный сформулировать свои собственные взгляды имеет право свободно выражать эти взгляды по любым вопросам, затрагивающим ребенка (ст.12).

Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведении искусства или с помощью других средств по выбору ребенка (ст.13).

Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии (ст.14).

Ребенок имеет право на свободу ассоциаций и мирных собраний (ст.15).

Ребенок имеет право на защиту закона от вмешательства в осуществление его прав на личную и семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, от незаконного посягательства на его честь и репутацию (ст.16).

Ребенок имеет право на свободный доступ к информации и материалам из различных международных и национальных источников, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка (ст.17).

Дети, родители которых работают, имеют право пользоваться предназначенными для них службами и учреждениями по уходу за детьми (ст.18).

Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного отношения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке (ст. 19).

Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения, или который в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь государства (ст.20, 21), В Российской Федерации это закреплено в Семейном кодексе РФ от 29 декабря 1995 года (О защите детей оставшихся без попечения родителей).

Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок имеет право вести полноценную и достойную жизнь, в условиях, которые обеспечивают его достоинства, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества (ст.23).

Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения и восстановления здоровья (ст.24).

Ребенок, помещенный компетентными органами на попечение с целью ухода за ним, его защитой или физического либо психического лечения, имеет право на периодическую оценку лечения, предоставляемого ребенку, и всех других условий, связанных с таким попечением о нем (ст.25).

Государство признает за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование, и принимает необходимые меры для достижения полного осуществления этого права в соответствии с их национальным законодательством (ст.26).

Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного, социального развития ребенка (ст.27), а также имеет право на образование (ст.28, 29). На основе этого вводятся бесплатное и обязательное начальное образование. Кроме того, вводятся различные формы среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивается его доступность, доступность высшего образования, информации и материалов в области образования.

Дети, принадлежащие к национальным меньшинствам и коренным народам, должны свободно пользоваться своей собственной культурой, религией, языком (ст.30).

Дети должны иметь время на отдых, досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих их возрасту и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством (ст.31).

Государства признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст.32).

Ребенок имеет право на защиту со стороны государства от незаконного использования детей в производстве наркотических средств и психотропных веществ и торговли ими (ст.33).

Ребенок имеет право на защиту государства от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения, также от тех и других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка (ст.34).

Государства принимают на национальном, двустороннем и многостороннем уровне все необходимые меры для предотвращения похищения детей, торговли детьми или их контрабанды в любых целях и любой форме (ст.35, 36).

Ни один ребенок не может быть подвергнут пыткам или другим жестоким бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания. Ни смертная казнь, ни пожизненное тюремное заключение, не предусматривающее возможности освобождения, не назначается за преступление совершенное лицами моложе 18-ти лет (ст.37). В соответствии со статьей 20 Уголовного кодекса РФ от 13 июня 19% года уголовная ответственность наступает с 16-ти летнего возраста, в определенных случаях с 14-ти летнего возраста.

Ни один ребенок не достигший 15-ти летнего возраста, не должен принимать участия в военных действиях; во время вооруженного конфликта детям должна быть обеспечена социальная защита (ст.38).

Ребенок являющийся жертвой любых видов пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, пыток или любых других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения, наказания или вооруженных конфликтов, имеет право на физическое и психологическое восстановление и социальную интеграцию в условиях, обеспечивающих здоровье, самоуважение и достоинство ребенка (ст.39).

Ребенок, нарушивший уголовное законодательство, обвиняемый или признаваемый виновным в его нарушении, имеет право на такое обращение, которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других лиц, и при котором учитывается возраст ребенка и желание содействия его реинтеграции и выполнению им полезной роли в обществе (ст.40).

Ребенок имеет право при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь (ст.8 Декларации прав ребенка 1959 года).

Из выше сказанного можно сделать вывод, что на международном уровне права ребенка признаются, понимаются и выделяются в отдельную группу прав человека. Конвенция ООН о правах ребенка содержит призыв ко всем государствам- участникам Конвенции с предложением международного сотрудничества для улучшения условий жизни детей в каждой стране, в частности в развивающихся странах, с учетом важности традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития подрастающего поколения. Хотелось бы чтобы провозглашенные на бумаге в 1989 году принципы терпимости, свободы, равенства и солидарности в реальной жизни действительно поддерживались, и каждый ребенок нашей планеты жил в атмосфере счастья, любви и понимания.

Конвенция о правах ребенка установила международный механизм контроля за выполнением положений Конвенции. Основным звеном этого механизма является Комитет по правам ребенка, который состоит из экспертов- граждан стран — участниц Конвенции. Комитет работает при ООН, на своих заседаниях (1 раз в 5 лет) он рассматривает периодические доклады государств о мерах по реализации в установленных в Конвенции прав: здесь и положительный опыт, трудности, сложности и пр., вносятся предложения и рекомендации по совершенствованию практики реализации Конвенции. Государства — участницы должны широко обеспечивать гласность докладов в своих странах.

Конвенция о правах ребенка не предусматривает возможность подачи индивидуальных жалоб о нарушении прав, закрепленных в ней. Тем не менее, несовершеннолетние могут обращаться в международные органы по защите своих прав и свобод в том же порядке, что и взрослые. В 1946 году ООН образовала чрезвычайный фонд помощи детям ЮНИСЕФ, который в дальнейшем получил название Детский Фонд ООН.

Следует отметить, что некоторые положения Конвенции новы для нашего сознания, требуют специального обсуждения. Например, право ребенка свободно выражать свои взгляды, запрет сексуальной эксплуатации несовершеннолетних и другие.

Сложную проблему представляет учет национальных и культурных особенностей различных групп несовершеннолетних. По основной своей направленности Конвенция- это продукт и принадлежность западной цивилизации. Для основного населения восточных государств с преобладанием мусульманской религии, других конфессий и традиций, некоторые положения Конвенции могут показаться спорными и должны быть критически переосмыслены.

Следовательно, возможности реализации всех положений Конвенции о правах ребенка в различных регионах и государствах неодинаковы. Международное право подразумевает такую ситуации, когда по внутренним условиям какие-то страны не обязуются выполнять все положения одобренного в целом документа. Вместе с тем, одобрение договора в целом обязывает страны, в него вступившие, придерживаться его «духа», его философии. А идею конвенции о правах ребенка в самом кратком виде можно выразить так: «Как можно больше уважения к ребенку, его правам, заботы о нем, любви к нему».

Основные положения Конвенции о правах детей нашли свое воплощение в деле совершенствования механизма зашиты прав ребенка и в последующих международных документах ООН и ее организациях.

Так, в 1990 году была принята Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 45/113 от 14 декабря, содержащая Правила Организации Объединенных Нации, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы. В это же время принимаются Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних, или т.н. «Эр-Риядские руководящие принципы».

Тремя годами позже — 29 мая 1993 года в Гааге принимается «Конвенция о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления», а 25 мая 2000 года в Нью-Йорке подписывается Факультативный Протокол К Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах. Вообще военные конфликты и дети — это достаточно сложная проблема и ее решение зависит от многих факторов.

Существенный вклад в решение данной проблемы на правовом уровне внесла четвертая Женевская Конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г., которая предусмотрела нормы общей защиты гражданского населения, гарантируя оказание различных видов помощи, необходимой для выживания гражданского населения.

Дополнительный протокол, касающийся защиты жертв международных вооруженных Конфликтов (далее ДПI), принятый в 1977 г., значительно расширяет сферу оказания гуманной помощи, которая должна осуществляться без какой- либо дискриминации. Приоритет в данном случае, в соответствии с четвертой Конвенцией и ДПI отдается детям, беременным женщинам, кормящим матерям, т.е. лицам, которые пользуются особыми льготами и особой защитой.

В этих документах устанавливается, что дети должны пользоваться особым уважением, быть обеспечены заботой и помощью; приняты все практически возможные меры, что не достигшие 15-ти летнего возраста дети не принимали участия в военных действиях. В ст.1 и 2 Факультативного протокола к Международной Конвенции о правах ребенка, открытого к подписанию и ратификации 5 июня 2001 г., содержится запрет призыва и вербовки на военную службу, а также участия в вооруженных конфликтах детей, не достигших 18-ти летнего возраста. Однако минимальный возраст в 18 лет не был установлен для всех случаев, что снижает ценность этого нововведения.

Следует отметить и такое важное по гуманной направленности положение, как запрет на вынесение смертного приговора лицам, не достигшим 18-ти летнего возраста, и на приведение его в исполнение в отношении беременных женщин и матерей, имеющих малолетних детей. Это возрастное ограничение и расширение нормы о женщинах — беременных и матерях малолетних детей — закрепляются во многих нормах Женевского права (ст.68 четвертой Женевской Конвенции, ст.76 ДПI и т.д.) и совпадает с нормой п.5 ст.6 Международного пакта о гражданских и политических правах. Положения о защите прав ребенка содержатся и в таких основополагающих документах, как: Международный пакт о гражданских и политических правах (ст.23, 24) и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 10).

Международно-правовая защита прав детей

Характеристика международных органов в сфере защиты прав детей, их функций и полномочий. Российское регулирование в области защиты прав детей, международные документы. Особенности ювенальной юстиции в современной международно-правовой защите прав детей.

Подобные документы

Правовое регулирование положения детей. Права детей в семье и проблемы их реализации. Роль родителей в реализации личных прав детей. Дееспособность несовершеннолетних детей. Порядок и способы защиты прав детей в России. Деятельность детской прокуратуры.

курсовая работа, добавлен 17.04.2013

Становление и развитие законодательства России о правах ребенка. Особенности правового несовершеннолетнего. Гарантии прав социального обеспечения детей. Способы защиты прав несовершеннолетних граждан. Роль института омбудсмена по защите прав ребенка.

дипломная работа, добавлен 05.10.2017

Особенности международно-правовой защиты жертв вооруженного конфликта немеждународного характера. Деятельность международных правительственных и неправительственных организаций в сфере защиты прав детей в условиях немеждународных вооруженных конфликтов.

дипломная работа, добавлен 01.10.2017

Сущность системы международной охраны авторского права. Особенности международно-правовой защиты авторского и смежных прав. Анализ положений международных договоров Беларуси в области смежных прав. Институт коллективного управления имущественными правами.

автореферат, добавлен 27.12.2011

Разработка социальных стандартов защиты прав детей в послевоенные годы. Положения Всеобщей Декларации, касающиеся прав и интересов детей. Анализ социально-правовых механизмов защиты прав ребенка на международном и национальном уровнях в современном мире.

дипломная работа, добавлен 12.05.2013

Правовой статус несовершеннолетних детей, подлежащих гражданско-правовой защите при осуществлении жилищных прав. Структура и полномочия органов власти по защите жилищных прав детей. Пути совершенствованию гражданского законодательства в данной сфере.

дипломная работа, добавлен 10.02.2014

Международные и республиканские стандарты в области охраны прав детей. Особенности нормативно-правовой базы по вопросу защиты детей в Республике Казахстан. Обоснование создания новых механизмов для дальнейшей реализации Конвенции о правах ребенка.

реферат, добавлен 29.11.2012

Правовой статус несовершеннолетних детей, подлежащих гражданско-правовой защите при осуществлении жилищных прав, совершенствование гражданского законодательства. Полномочия государственных и муниципальных органов власти по защите жилищных прав детей.

дипломная работа, добавлен 05.02.2014

История возникновения международно-правовой базы в области защиты прав ребенка. Формирование системы и международно-правовые источники, регулирующие защиту прав ребенка. Конвенция ООН «О правах ребенка» как основной документ в формировании прав ребенка.

реферат, добавлен 14.11.2010

Характеристика способов защиты гражданских прав. Юрисдикционная форма защиты — деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных прав или оспариваемых субъектных прав. Особенности и пределы неюрисдикционной и судебной защиты прав.

Международно-правовая защита прав детей (Международно-правовые аспекты) Жавзандолгор Баттогтох

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Жавзандолгор Баттогтох. Международно-правовая защита прав детей (Международно-правовые аспекты) : Дис. . канд. юрид. наук : 12.00.10 : Москва, 2004 203 c. РГБ ОД, 61:04-12/1876

Содержание к диссертации

ГЛАВА 1. Общие международно-правовые вопросы защиты прав детей

. 1. История развития института международно-правовой защиты прав ребёнка-

.2. Основные принципы международно-правовой защиты прав ребёнка 25.

.3. Конвенция о правах ребёнка 33.

.4. Имплементация международно-правовых норм о защите прав ребёнка на

ГЛАВА 2. Деятельность международных организаций в области защиты прав детей

.1. Деятельность ООН в области защиты прав ребёнка 78.

.2. Деятельность ЮНИСЕФ по защите прав ребёнка 88.

.3. Деятельность Всемирного банка по защите прав ребёнка 94.

ГЛАВА 3. Специальные меры международно-правовой защиты прав детей

. 1. Международно-правовая защита ребёнка против сексуальной эксплуатации .

.2. Международно-правовая защита ребёнка от экономической эксплуатации

.3. Биоэтика и права ребёнка 153.

Библ иография 190.

Введение к работе

В условиях развития международных отношений и их усложнения все большее значение приобретает международное право, являющееся необходимым инструментом управления противоречивым и вместе с тем единым миром эпохи глобализации. Убедительным свидетельством роста роли международного права является объявление Генеральной Ассамблеи периода 1990-1999 годов Десятилетием Международного права ООН. Главная задача десятилетия -«содействие принятию и уважению принципов международного права».’

В современном мире проблема прав и свобод человека и гражданина заняла одно из ведущих мест в международных отношениях. Во многих международных договорах государства признают, что уважение прав и свобод человека является главным фактором мира, справедливости и благополучия, необходимых для обеспечения развития международного права и сотрудничества между всеми государствами. Все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и

вниманием. Права ребёнка являются неотъемлемой, составной и неделимой частью всеобщих прав человека. Здесь нужно отметить, что, несмотря на то, что ребёнок обладает теми же правами, что и взрослый, вследствие своего неполного физического и умственного развития, он должен быть обеспечен особыми правами.

И,И. Лукашук. Международное право: наука и практика. // Международное публичное и частное право. №2 (II) 2003. Москва, 2003. Стр.2.

2 Всемирная конференция по правам человека. Вена, 14-25 июня 1993 года, «Венская декларация и программа действий». A/CONF. 157/23. Стр. 22.

Период с 2001 по 2010 гг. объявлен Организацией Объединённых Наций международным десятилетием культуры, ненасилия и мира в интересах детей планеты, и информирование и просвещение широких слоев населения о правах детей повышает уровень осведомлённости общества, способствует формированию ценностей и установок, необходимых для соблюдения прав человека. Вопросы прав ребёнка являются ключевой категорией, определяющей положение детей во всём мире. До недавнего времени проблема защиты прав детей не рассматривалась на международно-правовом уровне, соответствующие вопросы решались на уровне семьи, местном и национальном уровнях. Защита прав ребёнка в значительной степени обуславливается тем, насколько общество осведомлено о правах детей и о механизмах их реализации и защиты.

К тому же сегодня вопрос о правах ребёнка становится всё более и более актуальным. В настоящее время осложнилось положение детей. Во всем мире дети живут в особенно трудных условиях. Незаконная торговля, контрабандный провоз, похищение экономическая и сексуальная эксплуатация, а также проблемы в области биоэтики и злоупотребление, эксплуатация и коммерческое использование их здоровья являются повседневной реальностью, окружающей детей во всех регионах мира. Во всём мире миллионы детей заняты трудом, который препятствует их образованию и развитию, а также лишает их средств к существованию в будущем; многие из них вовлечены в наихудшие формы детского труда, которые причиняют необратимый физический или психологический вред, либо даже угрожают их жизни. Торговля детьми и их органами и тканями, сексуальная эксплуатация детей — вот далеко неполный список проблем, с которыми дети сталкиваются в современном мире. Такая ситуация представляет собой нетерпимое нарушение прав каждого ребёнка.

Будущее каждой нации и человечества в целом потенциально зависит от подрастающего поколения, поэтому обеспечение прав детей и их правовая защита,

безусловно, являются составной частью международного права в области прав человека. И поэтому целью моей диссертационной работы является международно-правовая защита прав детей.

Данная работа является попыткой исследования сегодняшнего состояния различных аспектов международного — правового регулирования прав ребёнка. Настоящая диссертация посвящена в проблематике публичного права. В международном публичном праве права и интересы детей — это, прежде всего предмет международного сотрудничества в области развития прав человека.

Исследование данной темы не только предоставляет возможность получения углублённого представления о положении детей, но и позволяет глубже понять тенденции прогрессивного развития и кодификации международно-правовых норм, регулирующих соответствующие правоотношения в данной области.

Предметом данного диссертационного исследования являются международные отношения, права и обязанности государств в области международно-правовой защиты прав детей.

Целью исследования является изучение и структуризация проблем, связанных с прогрессивным развитием и кодификацией международно-правовых норм, касающихся специальных мер защиты прав детей.

В соответствии с указанной целью в настоящем исследовании поставлены следующие задачи:

-выявить исторические особенности развития института международно-правовой защиты прав детей;

-выделить основные принципы международно-правовой защиты прав детей; -выявить существующие недостатки в Конвенции о правах ребёнка 1989 года; -дать оценку значения и роли существующих механизмов контроля в исследуемой области; -выявить особенности международного правового регулирования, исследовать

правовую природу международных документов, касающихся прав ребёнка и специальных мер защиты детей от сексуальной и экономической эксплуатации и прав ребёнка в области биоэтики.

Новизна диссертационной работы определяется актуальностью и характером исследуемой в ней проблематики, а также отсутствием фундаментальных научных работ подобного рода в мировой литературе последних лет.

Методологическую и теоретическую основу диссертационного исследования составил комплекс научных методов познания, в том числе конкретно-исторический, системно-функциональный, формально-юридический, сравнительно-правовой, логический и другие методы, а также теоретические положения в области международного публичного права. Прежде всего, это формально — «юридический анализ документов ООН, резолюций и других нормативных актов, касающихся защиты прав ребёнка.

Теоретическую и информационную основу диссертации составляют труды, как по вопросам теории международного права, так и по вопросам, непосредственно исследуемым в диссертации. Исследование осуществлено с широким применением нормативных документов ООН, международных договоров. Автором использовались труды российских учёных: Э.М. Аметистова, В.А. Карташкина, Ю.М. Колосова, И.К. Городецкой, Л.В. Корбут, А.В. Кортунова, Э.С. Кривчиковой, А.В. Кукушкиной, И.И. Лукашука, Е.А. Лукашевой, СВ. Поленикой, Г.И.Тункина, Т.А.Титовой, С.В.Черниченко, З.К. Шнекендорфа, а также зарубежных учёных: С. Нарангэрэла, Ж. Амарсаны, Е.Верхелена, В. Мунтарбхорна и др.

Источниками для диссертации послужили документы Комитета по правам ребёнка, ООН, ЮНИСЕФ, МОТ, ЮНЕСКО, Всемирного Банка и других международных организаций, материалы международных, и национальных

конференций и конгрессов. Также для работы над диссертацией привлекался обширный нормативный материал, а также статьи, опубликованные в журналах «Московский журнал международного права», «Положение детей в мире», «Международное право», «Права ребёнка», «Международное публичное и частное право», «Вестник Московского университета» и т.д.

В результате проведённого исследования сделаны следующие положения, выносимые на защиту:

Международно-правовая защита прав детей — это система международных органов и процедур, осуществляющих защиту детей путём разработки международных стандартов в области прав ребёнка и создания специальных механизмов контроля за соблюдением этих прав со стороны государств и международных организаций.

Проведённое исследование деятельности международных организаций в области защиты прав детей показывает, что Конвенция о правах ребёнка служит основой для международной помощи для цели развития, связанной прямо или опосредовано с решением затрагивающих детей проблем, и что программы деятельности ориентированы на защиту прав детей.

3. Осуществление следующих положений Конвенций о правах ребёнка как право
на выживание и развитие (ст.6), на физическое и психологическое восстановление
и социальную реинтеграцию жертв злоупотреблений и эксплуатации сексуального
и экономического характера (ст.34,35, 36, 37 и 39), на сохранение
индивидуальности (ст.8), право на пользование наиболее совершенными услугами
здравоохранения (24) предполагается совместное применение с нормами других
международно-правовых документов, действующих в отношении данного
государства-участника. Их соотношение можно выразить в следующих аспектах: к
первой из них мы относим нормы направленные на защиту детей против
сексуальной эксплуатации, ко второй — нормы, направленные на охрану труда

детей, к третьей — нормы, направленные на защиту прав ребёнка в области биоэтики.

4. Имеются существенные пробелы в защите прав детей от сексуальной и
экономической эксплуатации, как в регламентации правого статуса детей, так и
в системе контроля защиты их прав. Для ликвидации торговли детьми и их
сексуальной и экономической эксплуатации следует:

1) принимать законодательные меры на национальном уровне для
объявления уголовно наказуемыми, в соответствии со всеми применимыми
международными документами по этим вопросам, всех форм сексуальной и
эксплуатации и сексуальных надругательств над детьми, в том числе в рамках
семьи или в коммерческих целях, детской проституции, педофилии, детской
порнографии, детского секс-туризма, незаконного провоза, торговли детьми и их
органами и использования насильственного детского труда или любых других
форм эксплуатации, и установления эффективного наказания за такие деяния,
обеспечивая, чтобы при принятии решений в отношении пострадавших детей в
рамках системы уголовного правосудия главным приоритетом были интересы
детей;

2) принять согласованные меры на национальном и международном уровнях
с тем, чтобы положить конец торговле детьми и их органами, сексуальной и
экономической эксплуатации и жестокому обращению, включая использование
детей в целях порнографии, проституции и педофилии, и ликвидировать
существующие рынки в данной области;

3) всем государствам предпринять меры, взяв за основу принцип
ликвидации сексуальной и экономической эксплуатации ребёнка, с тем, чтобы
устранить его на практике.

5. Предложение по проекту нового международно-правового документа,
посвященного защите прав ребёнка области биоэтики.

1) Предлагается рассматривать следующие нормы статей 2,3,6,8,12,16,17 и 24
Конвенции о правах ребёнка в качестве основных принципов осуществления прав
ребёнка в области биоэтики:

1 .Принцип недопустимости дискриминации;

2.Принцип наилучшего обеспечения интересов ребёнка;

3. Принцип соблюдения права ребёнка на выживание и здоровое развитие;

4.Принцип свободного выражения ребёнком своих собственных взглядов;

5.Принцип сохранение своей индивидуальности.

2) При подготовке нового международного документа о защите прав детей в
области биоэтики, представляется целесообразным закрепить следующие нормы:
1.запрет выбора пола будущего ребенка;

2.запрет клонирование человеческих существ;

запрет трансплантации органов ребёнка с целью пересадки.

запрет изъятия тканей или органов у ребёнка.

3) При определении понятия «ребёнок» в разработке проекта нового международного документа, посвященного защите прав детей в области биоэтики нужно учесть:

1 .При определении понятия «ребёнок», как лица несамостоятельного и физически и умственно незрелого следует руководствоваться ст.1 Конвенции о правах ребёнка, но в определённых вопросах, как, например, об информированном согласии на медицинское вмешательство или отказ от него и т.д. нужно рассматривать вопрос с учётом самостоятельности ребёнка.

2.Предлагается учёт мнения по возрастным группам. Разные возрастные группы детей имеют различные потребности и их правовое регулирование и положение неодинаковы.

А) ребёнок — недееспособный, от 0 до 12 лет, согласие на медицинское

вмешательство или отказ от него дают родители.

Б) ребёнок — ограниченной дееспособности, от 12 до 15 лет, способный осознать’ возможные последствия своих решений и сделать сознательный выбор. Согласие на медицинское вмешательство или отказ от него для детей до 15 лет дают родители, но дети в таких случаях, насколько это возможно, должны привлекаться к участию в процессе принятия решения.

В) ребёнок — дееспособный, от 15 до 18 лет, если ребёнок не страдает какой- либо формой неполноценности, согласие на медицинское вмешательство или отказ от него даёт сам. Этот подход можно применяться и национальным законодательством.

Научная и практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нём предложения » и выводы могут быть использованы при разработке предложений по внесению поправок в основные документы или по разработке новых документов в области защиты прав детей; решении текущих вопросов в области международного права и защиты, прав человека; определении позиции на международных конференциях и переговорах по защите прав ребёнка; в рассмотрении предложений в области создания нового механизма международного контроля по защите прав ребёнка; конкретных международных отношениях по данным вопросам. Отдельные выводы, содержащиеся в работе, могут быть использованы в практической деятельности, а также в высших учебных заведениях при чтении курса «Международное право» и спецкурсов «Международно-правовая защита прав детей».

Апробация результатов исследования.. Настоящая работа обсуждена на кафедре Международного права Московского Государственного Института Международных Отношений (Университет) МИД РФ и получила рекомендацию к защите.

Основные теоретические положения и практические выводы

диссертации нашли отражение в статьях автора, изданных в РФ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, 10 параграфов,

заключения и библиографии.

История развития института международно-правовой защиты прав ребёнка

Права человека занимают центральное место в системе социально-гуманитарного знания. Они многообразны, так как отражают многогранную природу человека, сочетающую в себе биологическое, социальное и духовное начала, а также изменяющиеся условия его существования. Это делает необходимым выделить права человека в особую, самостоятельную область философского и научного знания.3

Под международной защитой прав человека понимается сотрудничество государств по содействию, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод. Индивидуум пользуется только теми правами, которые предусмотрены национальным законодательством. Цель международной защиты прав человека состоит в том, чтобы побуждать государства к такой защите способами и средствами, свойственными международному праву.4 Вопросы прав человека могут становиться предметом непосредственной международно-правовой защиты без согласия государств лишь, когда налицо массовые и грубые нарушения прав человека: в случаях совершения государствами международных преступлений, таких как геноцид, апартеид и др.

Международная защита прав ребёнка является составной частью международной защиты прав человека, поэтому к ней применимы практически все её положения. При этом выделение вопросов, относящихся к правам ребёнка, в самостоятельный предмет в рамках международной защиты прав человека вызвано, прежде всего, причинами объективного характера: во-первых, в результате целого ряда исторических условий, социальный статус детей ниже, чем взрослых, и международная защита прав ребёнка направлена на обеспечение им равных прав и возможностей с взрослыми; во — вторых, в силу физической и умственной незрелости ребёнку необходимо представление особых прав и дополнительной защиты.

Итак, современные идеи относительно прав человека, постепенно стали развиваться с восемнадцатого века.5 После американской революции бьш принят 12 июня 1776 года Билль о правах.

Ещё одним важным документом, также оказавшим огромное влияние на формирование современной концепции прав человека, явилась Французская Декларация прав человека и гражданина, принятая Национальным собранием 26 августа 1789 года, которая закреплена позднее ставшими традиционными гражданские и политические права. Она провозгласила, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Государство должно воздержаться от вмешательства в частную жизнь своих граждан.

Второе поколение прав человека сформировалось к середине 20 века. Оно характеризуется широким включением в конституции и международные соглашения экономических, социальных и культурных прав и свобод человека (право на минимальный доход, на здравохранение, на работу по найму, на образование, на досуг. ) эти права впервые были закреплены в тексте Российской конституции 1918 года.

Третье поколение прав человека носит характер групповых, коллективных прав и свобод. Оно возникло во второй половине 20 века и было обусловлено не только научно-технической революцией, но и обострением глобальных проблем современности. За последние годы была уточнена и позиция международного сообщества по вопросу о коллективных правах отдельных слоев и групп населения.6 Например, Декларация Рио-де-Жанейро об окружающей среде и развитию. Здесь мы имеем дело с так называемыми правами солидарности, право на мир, право на окружающую среду, на сохранение культурной целостности, на самоуправление и т.д. Эти права касаются интересов людей, принадлежащих к различным социальным группам — народам, этническим группам, меньшиствам, женщинам, детям и т.д.7

Процесс выделения прав ребёнка .в особую сферу человеческой и общественной деятельности начался через несколько веков после введения понятия «права человека». Именно конкретизацие прав специфической социальной группы, т.е. детей, и стремление создать действенный механизм защиты этих наиболее уязвимых членов общества привело учёных и общественных деятелей к мысли о необходимости выделения прав ребёнка в отдельную категорию. Однако эта идея утверждалась с большим трудом.

Начиная с 1924 года, эволюция международно-правовой защиты прав и интересов детей прошла ряд этапов.

Деятельность ООН в области защиты прав ребёнка

Наиболее эффективной формой контроля за выполнением государствами-членами многочисленных договоров в сфере защиты прав человека является включение в них контрольных механизмов

Наряду со структурами, созданными ООН, все большее значение для защиты прав и свобод ребёнка на международном уровне приобретает функционирование конвенционных органов, учреждённых на основании целого ряда международных соглашений-96 Полномочия его органов определяются Уставом ООН, решениями ООН и её специализированных учреждений, международными соглашениями универсального и регионального характера.

Конвенционные органы (комитеты, комиссии, суды) — это органы, созданные по воле государств н действующие на основе включённых в соответствующий договор (пакт или конвенцию) процессуальных норм. Они призваны контролировать соблюдение государствами содержащихся в этих договорах прав. Применение термина «конвенционные органы» объясняется тем, что эти контрольные органы создаются в отличие от постоянно действующих органов международных организаций, например комиссий ООН, самими участниками того или иного международного договора.

Порядок их создания и компетенция определяются, как правило, нормами договора. В сфере защиты прав человека такие договоры чаще всего называются конвенциями. Поэтому и органы, создаваемые участниками конвенций, принято называть договорными или конвенционными.97 В 1970 году состоялось первое заседание Комитета по расовой дискриминации, созданного в соответствии с Конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Существующая в настоящее время система конвенционных органов по правам человека появилась недавно. В настоящее время ситуация кардинальным образом изменилась. Масштаб деятельности конвенционных органов постоянно расширяется, растёт число обсуждаемых ими докладов и их объём.

Так в рамках Конвенции о правах ребёнка был создан специальный механизм контроля за выполнением положений Конвенции — Комитет по правам ребёнка, уполномоченный рассматривать доклады государств о принятых ими мерах по осуществлению положений Конвенции.

Комитет по правам ребёнка был создан в соответствии со ст.43 Конвенции о правах ребёнка, В ст.43 говорится, что в целях рассмотрения прогресса, достигнутого государствами-участниками в выполнении обязательств, принятых в соответствии с настоящей Конвенцией, учреждается Комитет по правам ребёнка.

Международно-правовая защита ребёнка против сексуальной эксплуатации

Сексуальная эксплуатация детей — это преступление международного характера. Она является преступлением против основных прав ребёнка и унижением, что очень опасно для жизни и развития детей. Под сексуальным насилием мы понимаем посягательство на половую неприкосновенность детей и половую свободу подростков, сексуальную стимуляцию, а также сексуальную эксплуатацию несовершеннолетних, то есть все виды неадекватного вмешательства в естественный ход психосексуального развития ребёнка.

Проституцию (от латинского prostituere — выставлять публично), то есть сексуальное обслуживание за плату, часто называют первой древнейшей профессией. В научной литературе проституток часто называют сексуальными работниками» (sex workers). Несмотря ни на какие запреты, в нее вовлекаются несовершеннолетние (по оценке американских социологов, проституцией занимаются 2,4 миллиона подростков обоего пола), а это очень страшно.136

Проституция вообще, а подростковая проституция в особенности, неотделима от таких социальных условий, как бедность, безработица, бездомность. Не ликвидировав их, устранить проституцию нельзя.

Слово «порнография» (от древнегреческих «порнейя» — проституция и «графо» — пишу) — не научный, а общий термин, обозначающий сексуально возбуждающие и непристойные рисунки, книги и фильмы. Различают «мягкое порно», которое сексуально возбуждает, но не содержит прямого изображения полового акта и половых органов, и «жесткое порно», изображающее именно гениталии и половой акт. Однако и эти, и любые другие определения достаточно нечётки, поэтому ученые предпочитают более технические, не оценочные термины, например, «явно сексуальные материалы».

По мнению Витита Мунтарбхорна: «Сексуальная эксплуатация детей-это использование детей до 18 лет в целях сексуального удовлетворения взрослого человека. В основном сексуальная эксплуатация строится на экономическом интересе между ребёнком и взрослым человеком. Ребёнок эксплуатируется женщиной и мужчиной для их сексуального удовлетворения. А иногда эксплуатация организуется и третьим лицом ». Миллионы девочек и мальчиков используются в целях проституции, порнографии, торговли и прочих видов сексуальной эксплуатации» Кроме того, исследования показывают, что совращенный и эксплуатируемый ребёнок в дальнейшем зачастую становится совращенным и эксплуатируемым подростком и взрослым человеком, либо сам превращается в человека, совращающего детей. Торговля детьми и их органами и тканями, сексуальная эксплуатация детей — вот далеко неполный список проблем, с которыми дета сталкиваются в современном мире.138

Вопреки мнению о том, что сексуальные покушения в отношений детей совершаются главным образом в бедной, необразованной среде и неполных семьях, где дети хуже социально защищены и чаще являются жертвами всяческих злоупотреблений, сексуальные домогательства по отношению к детям имеют место во всех слоях общества, с любым уровнем образования и дохода, во всех этнических и религиозных группах.

Популярное:

  • Задачи по уголовный процессуальный кодекс Уголовный процесс Сайт Константина Калиновского Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс. СПб.: Питер, 2005. 272 с. – (Серия «Краткий курс»). Раздел I. Общая часть Глава 1. Понятие уголовного судопроизводства § 2. Цели и задачи уголовного […]
  • Как рассчитать нд по ндс Порядок заполнения декларации по НДС в 2018 году Отчитываться по НДС обязаны плательщики этого налога и налоговые агенты (ст. 143 НК РФ). Сдавать декларацию по НДС нужно в электронном виде независимо от численности работников. Лишь в исключительных случаях […]
  • Права молодого специалиста врач Может ли ветеринарный фельдшер участвовать в программе поддержки молодого специалиста? Имею высшее образование ветеринарного врача,была принята на работу ветеринарным фельдшером,хотя в дипломе написано специалист : ветеринарный врач.Имею ли право отстаивать […]
  • Реквизит отметка о заверении копии включает Реквизит 26 – отметка о заверении копии Отметка о заверении копии – реквизит, используемый для придания копии правового статуса. 1 При заверении соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита "Подпись" проставляют заверительную надпись: "Верно"; […]
  • Судебные инстанции в арбитражных судах рф Судебные инстанции в арбитражном процессе Судебные инстанции в арбитражном процессе - предусмотренная законодательством иерархия стадий рассмотрения спора в арбитражном процессе. Разъяснение Судебные инстанции в арбитражном процессе - это предусмотренная […]
  • Составление административного иска Составление административного иска Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, […]
  • Предупреждение по ст81 коап Статья 3.4. Предупреждение СТ 3.4 КоАП РФ 1. Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. 2. Предупреждение устанавливается за впервые […]
  • Коап рф обязательные работы Статья 3.13. Обязательные работы 1. Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы […]
Международно-правовая защита прав детей диссертация