Бизнес-планирование
Консалтинг on-line
Вторник, 25 сентября 2018 года, 14:37:10
Механизм формирования запасов и характер потребления материальных ресурсов производственными подразделениями путевого хозяйства
Основной задачей путевого хозяйства железнодорожного транспорта является содержание пути в состоянии, обеспечивающем безопасное и бесперебойное движение поездов с установленными скоростями, обеспечение длительных сроков службы пути и сооружений, проведение предупредительных работ по своевременному устранению причин, вызывающих неисправность пути, земляного полотна, искусственных сооружений, проведение профилактических мер по снего-, песко- и водоборьбе. Достижение задач осуществляется через выполнение работ по текущему содержанию и ремонту пути, земляного полотна, искусственных сооружений и зависит от ряда факторов:
грузонапряженности участков и воздействия поездных нагрузок на путь;
уровня машинизации и механизации;
влияния региональных природно-климатических, инженерно- и мерзлотно- геологических условий;
численности, квалификации работников и специалистов;
степени материально-технического обеспечения и воевременности
снабжения различного вида ресурсами.
Своевременное материально-техническое обеспечение материалами и средствами производства для путевого хозяйства, так же как и для прочих хозяйств и подразделений отрасли является основополагающим элементом в выполнении утвержденных (плановых) и срочных (внеплановых) объемов работ.
Материально-техническое обеспечение производственных подразделений путевого хозяйства железнодорожного транспорта выполняется согласно установленным и утвержденным дорогой объемам работ, среднесетевым нормам расхода материалов, лимитам потребления и исполняется в двух направлениях:
ресурсное обеспечение дистанций пути (ПЧ),
ресурсное обеспечение прочих подразделений путевого хозяйства (путевых машинных станций — ПМС, рельсосварочных поездов — РСП, щебеночных заводов — РПЗ, шпалопропиточных заводов — ПШ, дистанций защитных лесонасаждений — ПЧЛ),
Снабжение дистанций пути материалами и средствами производства обеспечивают следующие службы дорог:
служба «П» (пути и путевого хозяйства) — верхним строением пути (шпалы, рельсы), ремонтными комплектами, стрелочными переводами, крестовинами;
служба «LLI» (хозяйства сигнализации и связи) — соединителями, изоляциеи;
• служба «НХ» (хозяйство материально-технического обеспечения дороги), в том числе «НОДХ» (отделенческая система материально-технического обеспечения) при отделенческой структуре управления дорогой — путевыми инструментами, оборудованием, механизмами, железом, трубами, краской и прочими материалами.
Снабжение материальными ресурсами и производственными запасами прочих подразделений путевого хозяйства Дальневосточной железной дороги обеспечивается по схеме, составленной на примере ПМС ДВЖД.
Схема материально-технического обеспечения ПМС и прочих подразделений, в отличие от дистанций пути, имеет более сложную структуру. Объемы работ, виды ремонтов и потребность в материалах разрабатываются отделами службы «Пути и путевого хозяйства» (техническим отделом — объемы, отделом капитальных работ — потребность в материалах) и утверждаются начальником дороги (Н). Разработанные, утвержденные планы и составленные на их базе планы годовой потребности на материалы и прочие виды ресурсов направляются в ОАО «РЖД» (ЦП), где подвергаются корректировке, внесению предложений, и затем получают окончательное утверждение.
Заявки на поставки;
Информация, подтверждающая получение заказа на поставку и сроки поставки;
Поступление материалов на склады
Согласно теоретическому анализу корректировка планов годовой потребности путевого хозяйства ДВЖД на уровне ОАО «РЖД», направлена на занижение требуемого количественного объема материальных ресурсов необходимого для выполнения утвержденных объемов работ. Подобный подход, со стороны управляющей компании к потребностям хозяйств филиалов дорог, имеет как положительные моменты, так и отрицательные. К положительным моментам следует отнести вынужденную необходимость путевых хозяйств дорог:
содействовать и оказывать помощь в проведении исследовательских работ, направленных на разработку ресурсосберегающих технологий;
внедрять перспективные технологи, способные обеспечивать экономию материальных, денежных и трудовых ресурсов хозяйства и транспорта
в целом;
обеспечивать сохранность ресурсов и контроль над их использованием.
Отрицательным моментом является ограниченность материальных и денежных ресурсов, вызывающая не всегда и не вполне обоснованную их экономию.
В дополнение следует отметить, что механизм поставки материалов, отражающий специфику производственной деятельности подразделений хозяйства, осуществляется через процедуру заключения договоров с поставщиками. На Дальневосточной железной дороге основную функцию по заключению договоров выполняет отдел промышленных предприятий. Схема выбора поставщиков, заключение договоров с последующим принципом поставки материалов с пояснениями, включает три основных этапа.
1. Выбор поставщиков.
Основными поставщиками путевого хозяйства Дальневосточной железной дороги являются государственная организация «Росжелдорснаб» и
предприятия поставщики Департамента пути и сооружений, при этом выбор других поставщиков, выступающих как сторонние организации, осуществляется по следующим перечисленным принципам:
ценовому, базирующемуся на ценах установленных и рекомендуемых «Росжелдорснабом» и Департаментов пути и сооружений;
территориальному или месту расположения поставщика;
комплексному, включающему различные сочетания из выше перечисленных принципов;
сложившимся долгосрочным производственно-хозяйственным связям.
2. Механизм заключения договоров.
Начальным этапом в схеме заключения договоров является собственно договор, предоставленный и подписанный поставщиком в адрес службы «Пути и путевого хозяйства» отдела промышленных предприятий. Полученный договор рассматривается сотрудниками отдела совместно с экономистом, по результатам рассмотрения составляется протокол разногласий. В дальнейшем документ поступает в отдел цен с целью определения ценовых позиций поставщика и согласования с ценами рекомендуемыми «Росжелдорснабом» и Департаментов пути и сооружений. Утвержденный в экономической службе (НН) договор направляется в финансовую службу (НФ). Задача службы НФ регулирование вопросов оплаты и перечисления денежных средств за материалы в адрес поставщика (по предоплате, либо по отгрузки, либо по получению). В случаях заключения договора со сторонними предприятиями, не рекомендованными «Росжелдорснабом» или Департаментов пути и сооружений отделом экономической защиты осуществляется проверка поставщика на надежность. В результате проверки данный отдел дает рекомендации в возможности дальнейшего сотрудничества или его прерывании. В случаях получения рекомендации о дальнейшем сотрудничестве юридическая служба (НЮ) рассматривает условия договора, а также права и обязанности сторон. Заключительным этапом механизма заключения договора можно считать утверждение составленного и рецензированного договора начальником дороги (Н) и его регистрация юридической службой (НЮ).
3. Механизм поставки материальных ресурсов.
Механизм поставки материальных ресурсов на склады дороги в адрес путевого хозяйства Дальневосточной железной дороги, представлен на примере путевых машинных станций (ПМС).
Поставки материальных ресурсов на склады дорог в адрес подразделений путевого хозяйства ДВЖД осуществляются по условиям договора. Предприятия, осуществляющие поставки оповещают Департамент пути и сооружений и дорожную службу «П» телеграммами в виде копий разнарядок.
Рассмотрев механизм формирования запасов материальных ресурсов необходимо отметить влияние, оказываемое на уровень запасов, плана по объемам и видам работ. Причем если объемы работ по видам ремонта (капитальному, среднему, подъемочному и прочее) достаточно предсказуемы и планируемы, соответственно и запасы материальных ресурсов на выполнение указанных работ также планируемы, то прогнозирование объемов работ по текущему содержанию пути и постоянных устройств предсказать на длительный период не всегда возможно. Причина заключается в том, что состояние пути и постоянных устройств подвергается регулярному изменению за счет физического воздействия на них подвижного состава и возникающих сил трения в точках контакта колеса с рельсов, а также природно-климатическому воздействию, поэтому формировать запасы на выполнение данного вида работ с высоким уровнем точности достаточно сложно.
К основным факторам, формирующим характер потребления материальных ресурсов производственными подразделениями путевого хозяйства, относятся:
фактическое состояние пути (балльность) и постоянных устройств;
сезонность выполнения работ.
В условиях Дальневосточного регионала спрос на материальные ресурсы снижается с наступлением зимнего периода. В этот период в основном выполняются работы по текущему содержанию пути и постоянных устройств и работы направленные на снегоборьбу (снежные заносы), то есть работы по поддержанию пути в работоспособном состоянии. В свою очередь с наступлением весеннего, летнего и осеннего сезонов происходит существенное увеличение спроса на материальные ресурсы для устранения, постепенно проявляющихся дефектов пути и путевых устройств (осадка, пучение), полученных в результате суровых погодных условий зимнего периода региона и прочих физических факторов. Вследствие этих причин система управления запасами путевого хозяйства ДВЖД в еще большей степени, чем по отрасли в целом, подвергается сезонным колебаниям спроса на материальные ресурсы и зависит от физического состояния пути и путевых устройств.
Сезонные колебания спроса от изменения объема работ на материальные ресурсы подтверждаются показателями затрат за период с 1998 по 2002 года, составленном по данным дистанции пути (ПЧ—5) станции Хабаровск-1 филиала ОАО «РЖД» Дальневосточной железной дороги. На графиках (рисунок 2.6) прослеживаются периоды с минимальной (зима) и максимальной (осень) потребностью в материальных ресурсах в стоимостном выражении.
Анализ положения позволил объединить затраты на ресурсы и объемы работ по месяцам внутри кварталов. Это дало более четкую картину, характеризующую изменения спроса на материалы в зависимости от сезонных колебаний объемов работ. В результате разбиения года на кварталы выявлено, что минимальная потребность в материалах наблюдается в первом квартале (соответствует наименьшему в году объему работ), максимальные значения типичны для второго и четвертого кварталов, что объясняется увеличением объемов работ по результатам проведения весенних и осенних диагностических обследований участков пути.
Разделение материалов дистанции пути на составляющие (материалы верхнего строения пути — МВСП и прочие материалы) по кварталам позволило сделать следующие выводы:
характер колебаний спроса на материальные ресурсы зависит от использования при выполнении работ материалов верхнего строения пути
(МВСП), кривая материалов верхнего строения пути практически точно повторяет характер колебаний общей величины затрат используемых в работе ресурсов;
кривая прочих материалов имеет относительно ровный характер с тенденцией на увеличение во втором и четвертом кварталах, что объясняется результатами проведения весеннего и осеннего диагностического обследования участков пути.
В связи с выявленным характером кривых и с целью минимизации затрат на начальной стадии их формирования (обеспечение материалами производственного процесса) необходимо сохранить раздельное, по видам материалов (прочих материалов и материалов верхнего строения пути), снабжение подразделений путевого хозяйства материальными ресурсами. Для материалов верхнего строения пути наиболее оптимальной является система накопления, применяемая в соответствии с Указанием МГТС России от 19 октября 1999 года С-2305у «О нормах наличия и запасах материалов верхнего строения пути».
Данная система, по мнению автора, на сегодняшний день, максимально учитывает особенности производственного характера подразделений путевого хозяйства и технологический процесс подготовки данных материалов к использованию в производстве.
С целью демонстрации значимости для путевого хозяйства материалов относимых к категории прочие (в противовес бытующему мнению о большей значимости материалов верхнего строения пути) предлагается анализ структуры материальных ресурсов, используемых в производственной сфере деятельности дистанций пути (ПЧ) филиала ОАО «РЖД» Дальневосточной железной дороги. Согласно анализу прочие материалы, в стоимостном выражении, в общей структуре материальных ресурсов составляют в среднем 50 %, а порой и более процентов, и являются одним из возможных объектом к решению задач по минимизации затрат, за счет рационального управления указанной категорией материалов и их запасами (в том числе при формировании запасов) и усиления функции контроля над их потреблением.
Если при формировании МВСП практикуется система накопления, то при формировании прочих материалов наилучшие результаты могут быть достигнуты за счет применения разработанных в логистике систем управления запасами адаптированных к рыночным условиям хозяйствования и обладающие способностью учитывать особенности производственной (в том числе особенности технологических процессов), снабженческой и хозяйственной сфер деятельности подразделений и направленные на снижение затрат по созданию и содержанию запасов через определение оптимального уровня запаса, то есть экономически целесообразного количества материальных ресурсов (без чрезмерных излишков и дефицита) для выполнения производственных программ в установленном временном периоде.
Действующая система материально-технического обеспечения путевого хозяйства, рассмотренная и обобщенная на примере ДВЖД, представляет собой сложный производственно-управленческий механизм, задачей которого является рациональная организация комплексного, непрерывного и бесперебойного обеспечения подразделений хозяйства необходимым количеством, качеством и ассортиментом материально-сырьевых, а также производственно-технических ресурсов с целью выполнения работ по содержанию пути, постоянных устройств и искусственных сооружений, обеспечивающих выполнение графика движения поездов и безопасность движения. Однако начавшаяся с 2002 года на ДВЖД передача функций снабжения от службы пути в службу материально-технического обеспечения может не дать положительных результатов в улучшении организации снабжения производственных подразделений дороги. Вывод основан на мнении специалистов (экономистов и бухгалтеров) и подтвержден опытом некоторых дорог осуществивших передачу
функций снабжения от службы пути в службы СМТО. Нецелесообразность передачи объясняется нарушением сложившегося механизма снабжения, разрывом устойчивых связей с поставщиками, необходимостью освоения сотрудниками службы пути новой номенклатуры изделий и соответственно технологий ремонта и обслуживания пути.
Потребление материальных ресурсов подразделениями путевого хозяйства Дальневосточной железной дороги имеет неравномерный сезонный характер. Причина заключается в сложных природно-климатических, мерзлотных и геологических условиях Дальневосточного региона, оказывающих влияние на состояние пути, постоянных устройств, искусственных сооружений, а также на планирование объемов работ по их текущему содержанию и ремонту и соответственно на величину затрат, включающих стоимость материальных ресурсов для выполнения работ, затрат на создание и содержание запасов. С целью минимизации затрат на создание и содержание запасов материальных ресурсов, относимых к категории прочие материалы, и обеспечения производственных подразделений необходимым их количеством для выполнения работ, может быть применена одна из логистических систем управления запасами, позволяющая с учетом индивидуальных особенностей поставок, технологического характера производства разработать схему выполнения поставок, произвести расчеты оптимального уровня запаса на складе и размера заказа поставки.
Эффективность управления затратами в системе материально-технического обеспечения зависит не только от правильности выбранной системы управления запасами, но и от того насколько целесообразно и оперативно приняты управленческие решения при планировании материальных ресурсов, с целью выполнения производственных программ в будущих периодах.
Материально техническое обеспечение в путевом хозяйстве
» Ключевая зависимость стрелок и сигналов и маршрутно-контрольные устройства
При ключевой зависимости для обеспечения безопасности движения поездов стрелочные переводы оборудуют контрольными замками системы В. С. Мелентьева. На каждой стрелке устанавливают два замка разных серий: один для замыкания ее по прямому пути (+), другой — на боковой путь (—). Ключ можно извлечь только из замкнутого замка, причем стрелка замыкается при условии плотного прилегания остря .
» Система управления движением поездов
Выполнение плана перевозок пассажиров и грузов требует четкой организации управления движением поездов и необходимого взаимодействия работников службы движения и других служб. Система управления движением поездов включает техническое и оперативное планирование эксплуатационной работы, регулирование перевозок и перевозочных средств, оперативное руководство движением поездов и анализ выполненной р .
» Габариты подвижного состава 1-Т и Т
ГОСТом установлены габариты подвижного состава 1-Т и Т — для железных дорог СССР и габариты 0-Т, 01-Т, 02-Т и 03-Т — для подвижного состава, допускаемого к обращению как по железным дорогам СССР колеи 1520 (1524 мм), так и по железным дорогам зарубежных стран колеи 1435 мм. Подвижной состав габарита 1-Т допускается к обращению по всем путям общей сети железных дорог СССР, подъезд .
» Эксплуатация устройств электроснабжения
Тяговые подстанции, контактная сеть, мастерские, ремонтно-ревизи-онный цех, складское хозяйство и др. находятся в ведении участков энергоснабжения, которые обслуживают 150—250 км линий при постоянном токе или 200—300 км — при переменном токе. Тяговые подстанции в зависимости от способов управления подразделяют на подстанции с ручным управлением и подстанции с автоматическим це .
» Топливные и материальные склады
Склады предназначены для хранения топлива, сырья, материалов оборудования и запасных частей. Склады бывают специализированные (для определенного материала) и универсальные. Различают склады материальные и топливные (нефтяные, угольные, дизельного топлива, дровяные и смешанные). Топливные склады снабжают топливом тепловозы, паровозы, водокачки, электростанции и другие объекты и располагаются на .
» Электропоезда
Для пригородного пассажирского сообщения на электрифицированных линиях используются электропоезда, состоящие из моторных и прицепных электровагонов. Мощность моторного вагона рассчитана на передвижение совместно с одним или двумя прицепными вагонами. В зависимости от размера пассажиропотоков поезда формируются из 4, 6, 8, 10 и 12 вагонов. Для пригородных линий, электрифицированных на постоянном .
» Места установки и сигнальные показания ВХОДНЫХ и ВЫХОДНЫХ светофоров
Светофоры устанавливают у железнодорожных путей с правой стороны по направлению движения поездов или над осью ограждаемого пути с учетом габарита приближения строений С. Причем размещают светофоры так, чтобы их показания нельзя было принять за сигналы, относящиеся к смежным путям. Входные светофоры устанавливают от первого входного стрелочно го перевода на расстоянии не ближе 50 м, считая от осгр .
» Значение железнодорожного пути и требования к нему
Путевое хозяйство составляет одну из важнейших отраслей железнодорожного транспорта, от которой в значительной мере зависит выполнение перевозочного процесса. Удельный вес путевого хозяйства в системе железнодорожного транспорта характеризуется, в частности, тем, что основные фонды дистанций пути составляют более 53% общей стоимости производственных фондов железных дорог. К путевому хозяйству ж .
» Организация материально-технического снабжения
Организация снабжения включает в себя следующие стадии: выявление потребности в материалах и оборудовании; получение фондов на материалы и распределение их между потребителями; составление плана снабжения и заключение договоров g поставщиками; реализация выделенных фондов, организация заготовки материалов собственными силами, приобретение материалов непосредственно у торговых организаций; прие .
» Ходовые части вагона
Это колесные пары, буксы с подшипниками и рессорное подвешивание. У четырехосных и многоосных вагонов все эти части объединены в тележки. Колесная пара, состоящая из оси и двух наглухо укрепленных на ней колес, воспринимает все нагрузки, передающиеся от вагона на рельсы. Колесные пары (рис. 140) формируются из цельнокатаных стальных колес, обладающих высокой эксплуатационной надежностью, с диаме .
» Пассажирские станции
Для обслуживания пассажиров в больших городах и крупных промышленных центрах сооружаются отдельные, обособленные от грузового движения станции. Работа их состоит в обслуживании пассажиров и выполнении технических операций по подготовке к перевозкам и организации движения пассажирских поездов. Обслуживание пассажиров заключается в продаже билетов, приеме, хранении, выдаче багажа и ручной клади .
» Основные сведения о трассе, плане и продольном профиле
Трасса железнодорожной линии характеризует положение в пространстве продольной оси пути на уровне бровок земляного полотна.Проекция трассы на горизонтальную плоскость называется планом, а вертикальный раарез по трассе — продольным профилем линии.Полоса земли вдоль трассы, отведенная для размещения железнодорожного пути, других устройств железной дороги, а также железнодорожных поселков .
» Организация грузовой и коммерческой работы
Грузовая и коммерческая работа на железнодорожном транспорте осуществляется на основе Устава железных дорог. Грузовая работа производится на местах общего и необщего пользования. К местам общего пользования относятся грузовые дворы станций, где обычно концентрируются погрузочно-разгрузочные операции, и другие пункты погрузки-разгрузки, находящиеся в ведении железной дороги. К местам необщего .
» Особенности проектирования и строительства Байкало-Амурской магистрали
Байкало-Амурская магистраль проектируется по нормам железных дорог I категории на основе новейших достижений науки, техники и передовой практики. Особенности проектирования и строительства БАМа связаны со специфическими условиями района ее прохождения. Основными из них являются: большая протяженность линии; наличие высоких горных хребтов, большого числа рек, вечной мерзлоты; сейсмичность района .
» Электрическая централизация стрелок и сигналов
Основным современным средством управления стрелками и сигналами на станциях является электрическая централизация. Раньше применялась механическая централизация МЦ, при которой стрелками и сигналами управляют посредством тяг с поста централизации. При этом ее обслуживание требует значительных физических усилий one* ратора поста централизации, на приготовление маршрута затрачивается до 3 мин и бол .
» Электроснабжение железных дорог — схема электроснабжения
Железнодорожный транспорт потребляет более 7% энергии, вырабатываемой электростанциями России, В основном ее расходуют на тягу поездов и частично на питание нетяговых потребителей (депо, станций, мастерских и т. д.). Устройства электроснабжения электрифицированных железных дорог также используют и для питания прилегающих районных и сельских потребителей. Согласно Правилам технической эксплуатац .
» Понятие о механической и гидравлической передачах
Механическая передача подобна автомобильной: она состоит из шестеренчатой коробки скоростей, реверсивного устройства и муфты сцепления. Эта передача проста по устройству и имеет высокий к. п. д. Однако при переключении скоростей возникает резкое падение и последующее возрастание силы тяги, что вызывает сильные рывки в составе. Поэтому механическая передача применяется лишь в мотовозах, автомотри .
» Водный транспорт
Этот вид транспорта требует сравнительно небольших затрат на освоение путей сообщения. Средняя себестоимость перевозок по внутренним водным путям примерно такая же, как и на железных дорогах. По скорости доставки грузов речной транспорт уступает железнодорожному. Для повышения скоростей сообщения и экономических показателей на речном транспорте широко применяют новые суда, судовые составы и сове .
» Восстановительные и пожарные поезда
На ряде станций находятся в постоянной готовности разнообразные восстановительные средства, используемые для ликвидации последствий крушений и аварий на участках и размещаемые в большинстве случаев на территории локомотивного хозяйства. К этим средствам относятся восстановительные поезда, автодрезины и автомашины для восстановления пути, контактной сети, линий связи, обслуживаемые аварийно-полев .
» Локомотивное хозяйство
Локомотивное хозяйство обеспечивает перевозочную работу железных дорог тяговыми средствами и содержание этих средств в соответствии с техническими требованиями. К сооружениям и устройствам этого хозяйства относятся основные локомотивные депо, специализированные мастерские по ремонту отдельных узлов локомотивов, пункты технического обслуживания, экипировки локомотивов и смены бригад, базы запас .
» Устройство железнодорожных светофоров
Основным сигнальным прибором на железнодорожном транспорте является светофор — оптический прибор, сигнализирующий днем и ночью цветом одного или нескольких огней. Светофоры подразделяют на линзовые и прожекторные. Линзовые светофоры бывают мачтовые (рис 163, а), состоящие из металлической или железобетонной мачты и укрепленной на ней головки с линзовыми комплектами, консольные или мостиков .
» Рельсы
Рельсы предназначены для направления движения колес подвижного состава, восприятия нагрузки от него и передачи ее на шпалы. Кроме того, рельсы используются на участках с автоблокировкой как проводники сигнального тока, а при электротяге — обратного тягового тока.
» Ударно-тяговые устройства
Они служат для сцепления вагонов и локомотивов, удерживания их на определенном расстоянии друг от друга, смягчения и передачи от одного вагона другому растягивающих и сжимающих усилий, возникающих при перемещении подвижного состава. В качестве объединенного ударно-тягового устройства на подвижном составе железных дорог СССР принята автоматическая сцепка типа СА-3. Сцепление вагонов между со .
» Инструкция по сигнализации на железных дорогах
Инструкция по сигнализации на железных дорогах устанавливает систему видимых и звуковых сигналов для передачи приказов и указаний, относящихся к движению поездов и маневровой работе, а также типы сигнальных приборов, с помощью которых эти сигналы подаются.
» Порядок приема, отправления и движения поездов
Организация движения поездов, операции по приему, отправлению и сквозному пропуску поездов на станциях осуществляются согласно ПТЭ, Инструкции по движению поездов и маневровой работе и Инструкции по сигнализации. ПТЭ устанавливают, что поезд находится в распоряжении машиниста ведущего локомотива (моторвагонного поезда). На станциях машинист и все остальные работники, обслуживающие поезд, подчиня .
» Рельсовые скрепления
Рельсовый путь представляет собой две непрерывные рельсовые нити, расположенные на определенном расстоянии друг от друга. Это обеспечивается за счет крепления рельсов к шпалам и отдельных рельсовых звеньев между собой. Рельсы к шпалам крепят с помощью промежуточных скреплений, которые должны обеспечивать надежную и достаточно упругую связь рельсов со шпалами, сохранять постоянство ширины колеи .
» Подготовка и сдача железной дороги в эксплуатацию
Подготовка железной дороги к сдаче в эксплуатацию ведется в течение всего периода строительства. В подготовке можно выделить три Етапа: открытие рабочего движения поездов, временная эксплуатация отдельных участков или всей дороги и сдача дороги в эксплуатацию. Рабочее движение открывается сразу же после укладки путевой решетки для перевозки материалов и конструкций верхнего строения пути, мосто .
» Расписание электрички Князь Владимир (Харьков — Белгород)
Расписание электрички по маршруту Харьков-Пасс. — Белгород(кроме понедельника) Станция Время Харьков 15:59 Белгород 17:25
» Земляное полотно и его поперечные профили. Водоотводные устройства
Земляное полотно представляет собой комплекс грунтовых сооружений, получаемых в результате обработки земной поверхности и предназначенных для укладки верхнего строения пути, обеспечения устойчивости пути и защиты его от воздействия атмосферных и грунтовых вод. Непосредственно на земную поверхность путь не укладывают вследствие ее неровностей. Земляное полотно должно быть прочным, устойчивым и д .
» Шпалы
Шпалы являются основным видом подрельсовых оснований и служат для восприятия давления от рельсов и передачи его на балластный слой. Кроме того, шпалы предназначены также шія крепления к ним рельсов и обеспечения постоянства ширины колеи. Помимо шпал, к подрельсовым основаниям относятся мостовые и переводные брусья, отдельные опоры в виде полушпал, а также сплошные опоры в виде плит и рам. Шпалы до .
обеспечения на железнодорожном транспорте
Осуществление всех видов деятельности организаций железнодорожного транспорта невозможно без поставок материалов, запасных частей, топлива и других материально-технических ресурсов (МТР) необходимого качества и объема в назначенные сроки. Несвоевременное или неполное выполнение этих функций органами материально-технического обеспечения негативно влияет на качество перевозочного процесса и в конечном счете на конкурентоспособность железных дорог.
Материально-техническое обеспечение (МТО) — это система планирования и организации закупок, поставок, распределения, хранения, учета и контроля материально-технических ресурсов.
Стратегическая цельсистемы материально-технического обеспечения заключается в минимизации материальной составляющей эксплуатационных расходов железных дорог при обеспечении устойчивой, надежной, качественной и безопасной работы железнодорожного транспорта. При этом система МТО должна обеспечивать своевременное удовлетворение обоснованной потребности предприятий железнодорожного транспорта в материально-технических ресурсах по номенклатуре, количеству и качеству.
Для достижения основной цели системы МТО должны решаться следующие общие задачи:
• определение обоснованной потребности предприятий в материально-технических ресурсах по номенклатуре, объему и качеству;
• комплексное изучение рынка закупок материально-технических ресурсов;
• формирование рациональных хозяйственных связей с поставщиками материально-технических ресурсов;
• размещение заказов на изготовление необходимых материально-технических ресурсов на отечественных и зарубежных предприятиях;
• закупка необходимых материально-технических ресурсов у отечественных и иностранных поставщиков;
• организация распределения материально-технических ресурсов по предприятиям, организациям и учреждениям ОАО «РЖД»;
• перераспределение запасов материально-технических ресурсов;
• учет наличия и движения материально-технических ресурсов;
• организация и контроль поставок материально-технических ресурсов;
• организация и контроль хранения и использования материально-технических ресурсов;
• выявление и своевременная реализация излишних и неиспользуемых материально-технических ресурсов;
• управление вторичными ресурсами.
Материально-техническое обеспечение включает в себя: планирование потребности в МТР на основе норм их расхода на единицу продукции (работы) и запланированных объемов работ по видам деятельности; расчет норм расхода и норм их производственных запасов; размещение заказов на изготовление МТР на отечественных и зарубежных предприятиях и установление с ними бизнес-отношений; экономическое обоснование выбора формы снабжения (транзитной или складской); разработку планов материально-технического обеспечения; организацию приемки и хранения МТР на складах (с соблюдением надлежащих условий и техники хранения); организацию их доставки подразделениям железнодорожного транспорта; ведение учета, составление отчетности и контрольдвижения МТР. Органы МТО предприятий железнодорожного транспорта решают также вопросы развития складского хозяйства, автоматизации и информатизации процессов снабжения.
Система управления МТО включает в себя такие взаимосвязанные направления, как планирование снабжения, организация поставок, контроль и координация работы. Кроме того, в рамках МТО осуществляется нормирование расхода материальных ресурсов, организация складского хозяйства, управление запасами.
1. Планирование снабжения предполагает:
• анализ рыночных цен на закупаемые материальные ресурсы, прогноз их динамики и уровня в предстоящем периоде;
• расчет прогнозных норм расхода топлива, электроэнергии, материалов и запасных частей на ожидаемый объем транспортной работы;
• определение сводной потребности сети и железных дорог в материальных ресурсах на перспективный плановый период в натуральном и стоимостном выражении, ее согласование с финансовыми подразделениями;
• оперативное планирование снабжения.
2. Организация поставок включает в себя:
• анализ всех источников удовлетворения потребности в материальных ресурсах с целью выбора наиболее оптимального;
• заключение с поставщиками хозяйственных договоров на поставку продукции;
• получение и организацию завоза реальных ресурсов;
• организацию складского хозяйства, входящего в состав органов снабжения;
• обеспечение цехов, участков, рабочих мест необходимыми материальными ресурсами.
3. Контроль и координация работы предполагает:
• контроль за выполнением договорных обязательств поставщиками, выполнением ими сроков поставки продукции;
• контроль за расходованием материальных ресурсов в производстве;
• входной контроль за качеством и комплектностью поступающих материальных ресурсов;
• контроль за производственными запасами;
• выдвижение претензий поставщикам и транспортным организациям;
• анализ работы снабженческой службы, разработка мероприятий по координации снабженческой деятельности и повышению ее эффективности.
В зависимости от способа продвижения продукции от предприятия-изготовителя до предприятия-потребителя различают две формы снабжения: транзитную и складскую. При транзитной форме снабжения продукция следует от изготовителя непосредственно к потребителю, минуя промежуточные склады снабженческих (посреднических) организаций. При складской форме снабжения продукция от изготовителя сначала поступает на склады снабженческих (посреднических) организаций, а затем с этих складов отгружается (отпускается) потребителям небольшими партиями.
Основным преимуществом транзитной формы снабжения является уменьшение транспортно-заготовительных расходов у потребителей, а недостатками — увеличение производственных переходящих запасов, объема документооборота, так как по каждому виду продукции необходимо установить хозяйственные связи с Преимуществами же складской формы снабжения являются уменьшение производственных запасов и документооборота, возможность организовать комплексное снабжение. Основной недостаток складской формы снабжения — увеличение транспортно-заготовительных расходов из-за уплаты посреднику наценок на поставляемые материалы.
Структура управления материально-техническим обеспечением на
Структура материально-технического обеспечения в целом соответствует корпоративной структуре ОАО «РЖД». Она имеет иерархический централизованный вид. Централизация процесса снабжения с использованием иерархической структуры оптимизирует информационные потоки и документооборот, сокращает затраты на пополнение, хранение и распределение материальных ресурсов за счет укрупненных оптовых поставок, исключает возможность внутренней конкуренции при осуществлении закупок MTP.
В настоящее время на самом верхнем уровне системы управления MTO на железнодорожном транспорте находятся Росжелдорснаб — функциональный филиал и Управление планирования и нормирования материально-технических ресурсов ОАО «РЖД».
Росжелдорснаб является центральным довольствующим органом и осуществляет управленческую деятельность в области материально-технического обеспечения и организации поставок материально-технических ресурсов для нужд ОАО «РЖД».
Организационно в состав Росжелдорснаба ОАО «РЖД» входят структурные подразделения, оказывающие услуги на региональном уровне по снабжению материально-техническими ресурсами, складской переработке грузов, транспортной обработке подвижного состава, в том числе склад временного хранения и таможенный склад в Москве, оказывающие полный комплекс складских услуг, включая перевалку с железнодорожного транспорта на автомобильный и обратно, отправку сборных грузов.
Для организации централизованного снабжения предприятий ОАО « РЖД» материальными ресурсами в распоряжении Росжелдорснаба находятся базы Спецжелдорснаба.
Росжелдорснаб ОАО «РЖД» осуществляет следующие виды деятельности.
1. Формирование политики ОАО «РЖД» в области MTO.
2.Обеспечение производственной деятельности ОАО «РЖД», в том числе и выделяемых дочерних структур, MTP.
3.Участие в мероприятиях по снижению затрат на потребляемые материально-технические ресурсы и содержания инфраструктуры складского хозяйства.
4. Ведение комплексного изучения рынка MTP.
5.Организация и проведение конкурсных процедур с целью выбора оптимального поставщика. Разработка и предоставление рекомендаций и методических материалов по условиям проведения конкурсных процедур на закупку МТР структурным подразделением системы МТО.
6.Организация работ по техническому перевооружению и управлению качеством в системе МТО ОАО «РЖД».
7.Организация внешнеэкономической деятельности в части закупок и реализации МТРдля нужд ОАО «РЖД». Осуществление самостоятельной внешнеэкономической деятельности. Осуществление функций генерального заказчика МТР для нужд ОАО «РЖД»:
• организация приема заявок и обработка заявок на МТР;
• формирование и согласование общей потребности ОАО «РЖД» в МТР;
• организация и проведение конкурсных процедур для закупки товаров, работ, услуг, финансирование которых осуществляется за счет средств ОАО «РЖД»;
• подготовка бюджета по МТО;
• формирование плана закупок МТР;
• формирование его плана поставок;
• диспетчеризация поставок МТР;
• организация финансового взаимодействия ОАО «РЖД» с поставщиками МТР.
9. Нормирование потребностей ОАО «РЖД» в МТР:
• анализ совокупного потребления МТР;
• корректировка норм расхода и запасов МТР.
10.Формирование предложений и методических рекомендаций по порядку проведения конкурсных процедур по поставкам МТР.
11.Сбор и анализ информации о новообразовании и образовании вторичных ресурсов в отрасли. Формирование на основе проводимого анализа плана по сбору и реализации вторичных ресурсов всеми территориальными и функциональными филиалами ОАО «РЖД».
12.Разработка и реализация программ по рациональному и эффективному использованию образующихся вторичных ресурсов.
13.Разработка и реализация схем взаимодействия с промышленными предприятиями, выпускающими МТРдля нужд отрасли, с целью сокращения затрат на их приобретение за счет поставок вторичных ресурсов и образующегося лома.
14.Реализация вторичных ресурсов, не задействованных в процессе воспроизводства МТР для нужд ОАО «РЖД» через систему открытых конкурсных торгов в форме аукциона как способа пополнения доходной части бюджета ОАО «РЖД».
15.Оказание услуг по реализации в установленном ОАО «РЖД» порядке и по поручению предприятий и организаций всех форм собственности лома черных и цветных металлов, а также прочих вторичных ресурсов.
16.Разработка стандартов взаимодействия структурных подразделений внутри блока МТО, а также со структурными подразделениями ОАО «РЖД».
17.Участие в реализации мероприятий по сокращению затрат и совершенствованию системы управления ОАО «РЖД».
18.Анализ затрат, анализ производительности труда в сфере МТО.
19.Реализация политики ОАО «РЖД» в части закупок материально-технических ресурсов для нужд ОАО «РЖД».
20. Осуществление функций по приобретению МТР для нужд
ОАО «РЖД»:
• формирование рациональных хозяйственных связей предприятий и организаций-поставщиков с органами материально-технического обеспечения ОАО «РЖД»;
• осуществление в централизованном порядке оптовой закупки продукции, необходимой структурным подразделениям ОАО «РЖД»;
• заключение договоров на поставку продукции с предприятиями-поставщиками, оптово-посредническими организациями и другими юридическими лицами;
• реализация плана закупок МТР;
• реализация плана поставок МТР.
21.Реализация мероприятий по улучшению качества и ритмичности поставок МТР.
22.Подготовка аналитических материалов, смет затрат на закупки и хранение МТР и других документов для структурных подразделений ОАО «РЖД».
23.Осуществление необходимых мероприятий по обеспечению мобилизационной готовности филиала и территориальных отделений.
В своем составе Росжелдорснаб имеет следующие подразделения: управление технико-экономического сотрудничества, управление внешней торговли, управление маркетинга и ценообразования, управление планирования поставок МТР, управление инвестиционных программ, управление материальных ресурсов, управление легкой, лесной промышленности и прочих материалов, управления снабжения запасными частями локомотивов, вагонов, путевых машин, топливно-теплотехническое управление, управление материалов верхнего строения пути, управление складского хозяйства, управление металлолома, ряд оперативных и функциональных отделов.
На региональном уровне довольствующими органами являются дирекции по материально-техническому снабжению (региональные довольствующие органы), непосредственно подчиненные центральному довольствующему органу.
Для организации централизованного снабжения предприятий железной дороги материальными ресурсами в распоряжении Дирекции находится Главный материальный склад железной дороги и материальные склады отделений железной дороги. Основными задачами Дирекции по материально-техническому снабжению являются:
• определение потребности железной дороги в материальных ресурсах;
• организация пополнения запасов Главного материального склада и материальных складов отделений железной дороги за счет ресурсов Росжелдорснаба и внешних поставщиков;
• заключение договоров с внешними поставщиками на поставку материальных ресурсов предприятиям железной дороги;
• организация распределения материальных ресурсов с Главного материального склада по отделениям железной дороги и линейным предприятиям;
• выявление сверхнормативных остатков материалов, оборудования, запасных частей и других изделий на материальных складах, предприятиях и организациях дороги, их перераспределение или реализация;
• ведение учета наличия и движения материальных ценностей на железной дороге.
Организационная структура Дирекции по материально-техническому снабжению и количество работников ее аппарата в разных регионах различны и зависят главным образом от объема работы по материально-техническому обеспечению.
Линейные предприятия и структурные производственные подразделения железнодорожного транспорта, потребляющие материальные ценности, имеют в своем штате секторы или группы снабжения. Их главными задачами являются:
• определение потребности производственного подразделения в материальных ресурсах;
• своевременное, бесперебойное и комплексное снабжение основных и вспомогательных цехов и производственных участков всеми материалами и изделиями, необходимыми для выполнения заданной программы (выпуск готовой продукции, ремонт и эксплуатация подвижного состава, зданий и сооружений, строительство и т.д.);
• организация правильной приемки, размещения, хранения и использования материальных ценностей;
• учет наличия и движения производственных запасов.
Для решения этих задач в распоряжении группы снабжения находятся кладовые линейных предприятий и структурных производственных подразделений железнодорожного транспорта.
Таким образом, структура снабжения подразделений железных дорог материальными ресурсами полностью соответствует корпоративной структуре железнодорожной отрасли и также является иерархической.
Организация материально-технического обеспечения предприятий
Органы МТО имеют в своем распоряжении соответствующие средства производства, представляющие собой совокупность средств и предметов труда. К средствам труда относятся базы, склады, кладовые, погрузочно-разгрузочные и транспортные средства, различные машины и механизмы, весоизмерительное оборудование, инвентарь и др. В качестве предметов труда выступают различные материальные ресурсы, которые следует доставить от поставщиков к потребителям.
В настоящее время сбор заявок, планирование и осуществление закупок, поставки материалов на склады структурных подразделений железных дорог осуществляется следующим образом (рис. 36.2).
На данной схеме выделены два контура:
• контур подачи заявок на материальные ресурсы и формирования плана поставок;
• контур закупки и доставки материалов.
Подача заявок на материалы и формирование плана поставок осуществляются следующим образом.
1.На основании среднемесячных расходов материальных ресурсов по согласованию с экономической службой Дирекция по материально-техническому снабжению дороги устанавливает право на материальные ресурсы при формировании заявок. Это право доводится до технических служб соответствующих хозяйств, которые в свою очередь устанавливают персональное право для подведомственных структурных подразделений за 60 дней до планируемого квартала.
2.На основании полученного права структурные подразделения формируют заявку на материальные ресурсы за 40 дней до планируемого квартала и отправляют ее в три адреса.
3.Технические службы формируют сводную заявку с группировкой по структурным подразделениям, в рамках установленного права на приобретение материальных ресурсов и с учетом корректировок за 30 дней до планируемого квартала.
4.Дирекция по материально-техническому снабжению формирует сводную заявку по отделенческому принципу.
5.Дирекция по материально-техническому снабжению формирует предварительный план поставок и направляет его в техническую службу соответствующего хозяйства за 25 дней до планируемого квартала.
6.Техническая служба хозяйства проверяет и корректирует предварительный план поставок. В случае корректировки плана поставок в дирекцию по материально-техническому снабжению направляется исправленная заявка за 15 дней до планируемого квартала.
7. Дирекция по материально-техническому снабжению формирует
окончательный план поставок за 5 дней до планируемого квартала.
Контур закупки и доставки материалов состоит из следующих операций.
8.Дирекция по материально-техническому снабжению формирует заявку на материалы в Росжелдорснаб в размере процента от плана поставок, согласованного с Росжелдорснабом.
9.Оставшийся процент плана поставок остаются Дирекции по материально-техническому снабжению для самостоятельных закупок.
10.Росжелдорснаб высылает оферты поставщикам с гарантией оплаты. Выбор поставщиков осуществляется на основе предложений поставщиков, их ранжирования и утверждения тендерной комиссией.
11.В соответствии с планом поставок материалы поставляются на склады Дирекции по материально-техническому снабжению.
12.Дирекция по материально-техническому снабжению информирует соответствующие отделы материально-технического снабжения о приходе материалов. Материалы поставляются на склады этих отделов.
13.Отделы материально-технического снабжения информируют в электронном виде подотчетные структурные подразделения о приходе материалов и осуществляют их поставку с центрального склада на склады этих подразделений в соответствии с разнарядкой.
Разработка перспективного плана материально-технического обеспечения основана на делении всех ресурсов на номенклатуру централизованной поставки и децентрализованной заготовки. К первой группе относятся: топливо, материалы, оборудование и запасные части, поставки которых оказывают определяющее влияние на ритмичную работу железных дорог. За эту группу отвечает Росжелдорснаб. Ко второй группе относятся материально-технические ресурсы, планируемые органами снабжения железных дорог.
Количество номенклатурных позиций важнейших запчастей, оборудования и материалов централизованного планирования составляет более 2800 единиц.
Основная номенклатура поставляемых материально-технических ресурсов включает:
• запасные части для подвижного состава;
• материалы верхнего строения пути;
• строительные и отделочные материалы;
• прокат черных и цветных металлов;
• кабельная и электротехническая продукция и оборудование;
• котлы и котельно-вспомогательное оборудование;
• энергетические угли, нефтепродукты;
• форменная и специальная одежда и обувь, постельные принадлежности.
Разработка стратегического плана материально-технического обеспечения начинается с уточнения перспективной номенклатуры потребляемых ресурсов. Эта работа выполняется на основе тщательного анализа плана инновационно-инвестиционной деятельности, тенденций научно-технического прогресса на железных дорогах, перспектив выхода на новые транспортные рынки и т.д.
Под воздействием перечисленных факторов формируется потребность в новых материально-технических ресурсах и сокращается необходимое количество традиционных материалов. Уточнение номенклатуры МТО осуществляется специалистами центральных органов и аппарата железных дорог (НХ). Они обмениваются прогнозной информацией, согласовывают перспективную номенклатуру необходимых ресурсов и определяют, какое подразделение будет отвечать за приобретение тех или иных видов новых материалов. Такая параллельная работа существенно повышает обоснованность прогнозных разработок.
21.2 Порядок определения потребностей предприятий железнодорожного транспорта в материально-технических ресурсах
Потребность в материально-технических ресурсах определяется на каждом уровне иерархии системы МТО железнодорожного транспорта и начинается со структурных производственных и региональных подразделений ОАО «РЖД». Региональный снабженческий орган обобщает потребности по региону в целом и передает эту информацию центральному органу — Росжелдорснабу, который обобщает данные по всем филиалам и структурным подразделениям ОАО «РЖД».
Обобщенная потребность в МТР является основной и исходной информацией для определения бюджета запасов и закупок, который утверждается Президентом ОАО «РЖД» и выступает основанием для начала реализаций мероприятий по МТО предприятий корпорации.
Потребность в материальных ресурсах рассчитывается на год с поквартальной разбивкой на основании планируемых годовых объемов работ и с учетом утвержденных норм расхода МТР, норм страхового и переходящего запаса, а также прогнозируемых остатков на начало планируемого периода.
Прогнозируемые остатки МТР на начало планируемого периода определяются с учетом текущего остатка производственного запаса на дату расчетов, прогнозируемого расхода МТР в период от даты расчетов до даты начала планируемого периода и ожидаемых поставок за тот же период.
При определении потребности в запасных частях учитывают количество деталей и материалов повторного использования, которые могут быть получены с локомотивов и вагонов, исключаемых в планируемом периоде из инвентарного парка.
Для исключения возможности дефицита запасов МТР, а также образования сверхнормативных запасов, неликвидов, затоваривания складов существуют методики расчета и корректировки норм и нормативов расхода и запасов по всей номенклатуре МТР ОАО «РЖД».
Нормы и нормативы расхода и запасов по всей номенклатуре МТР хранятся в корпоративной базе данных и постоянно корректируются в зависимости от изменения объемов работ и конструктивных преобразований основных средств ОАО «РЖД».
Обобщенная потребность по номенклатуре и бюджет запасов и закупок являются базой для планирования процесса пополнения как материальных, так и производственных запасов МТР.
Организация закупочной деятельности на железнодорожном транспорте
Закупочную деятельность можно определить как процесс, в рамках которого железные дороги формируют экономические отношения в части поставок необходимых товаров и услуг, а закупки представляют собой организованное приобретение продукции для дальнейшего потребления и переработки.
В настоящее время размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд ОАО «РЖД» осуществляется в основном на конкурсной основе с применением различных видов конкурсных закупок, предусмотренных нормативными документами компании.
В структуру организации конкурсных закупок в ОАО «РЖД» входят Центр организации конкурсных закупок и региональные подразделения, действующие по месту нахождения органов управления соответствующих железных дорог.
Основными целями деятельности Центра организации конкурсных закупок являются:
• централизация деятельности по организации конкурсных закупок;
• введение единой унифицированной нормативной базы по проведению конкурсных процедур для всех структурных подразделений и филиалов ОАО «РЖД»;
• создание единой информационной базы по организации конкурсных закупок в ОАО «РЖД»;
• создание единой формы отчетности для учета и оценки деятельности в рамках закупочных процедур.
В ОАО «РЖД» системой построения закупок, реализующей конкурсные способы отбора контрагентов, является трехэлементная схема «заказчик/закупщик/организатор» (рис. 36.3).
Заказчик формирует требования к продукции (техническое задание) и согласует его с организатором закупок, который готовит материалы, необходимые для проведения закупки (такие как котировочное письмо, конкурсная документация). Материалы представляются на утверждение конкурсной комиссии.
После этого организатор закупок привлекает заявки (предложения, котировки) от поставщиков, и конкурсная комиссия принимает решение о выборе контрагентов, при необходимости привлекая для работы экспертов. Внутренний заказчик на основании протокола заключает договор с победителем конкурса.
Для реализации вышеописанного процесса необходимы документы, которые регламентируют порядок проведения закупки, взаимодействия подразделений и выбора поставщика. В нормативно-методическую базу входят:
• положение о закупках (определяет используемые в организации способы закупок, условия и порядок их применения);
• годовые и квартальные планы проведения процедур;
• регламент проведения закупок (описывает принципы работы и порядок взаимодействия подразделений заказчика, участвующих в закупке, и механизм принятия всех решений);
• положение о конкурсной комиссии (коллегиальный орган, необходимый для обеспечения объективности принятий решений о выборе контрагентов, обычно формируется из руководящих сотрудников организации);
• типовая конкурсная документация, методические материалы и т.п. Регламентация конкурсных процедур в ОАО «РЖД» в настоящее время
начинается с закупок на сумму 100 тыс. рублей без НДС. При закупках на меньшую сумму организация вправе закупать любыми способами, предусмотренными ее нормативными документами. При этом заказчику запрещается намеренно дробить закупки, чтобы вывести их из-под регламентации. Применяя данную норму, учитываются общие объемы закупок по какой-либо номенклатуре в пределах одного финансового периода — года.
Регламентированные способы закупок подразделяются на конкурентные, использующие состязательность предложений независимых участников, и неконкурентные. Неконкурентный способ — это, по сути, закупка у единственного источника, при которой организатор закупки направляет предложение о заключении договора конкретному поставщику либо принимает предложение о заключении договора от одного поставщика без рассмотрения конкурирующих предложений.
В ОАО «РЖД» используются следующие способы размещения заказов на закупку товаров, работ, услуг (рис. 36.4):