Консультации для родителей по сенсорному развитию детей раннего возраста

Оглавление:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Сенсорное развитие детей раннего возраста» — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемГерасим Тимакин

Похожие презентации

Презентация на тему: » КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Сенсорное развитие детей раннего возраста»» — Транскрипт:

2 КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

3 ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЕНОК В ВОЗРАСТЕ 2-3 ЛЕТ Собирать самостоятельно пирамидку из 2-3 колец контрастных размеров Выполнять поручения взрослого по подбору предметов того или иного цвета ( сначала взрослый показывает нужный цвет) Различать большие и маленькие предметы, называть их размер Узнавать и называть геометрические фигуры Выполнять дидактические задания на подбор, соотнесение и группировку предметов; сравнение по форме, цвету величине и др. признакам, обобщению по выделенным признакам

4 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ЗАКРЕПЛЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ, ФОРМЫ, ЦВЕТА, НА УМЕНИЕ ОБОБЩАТЬ ПРЕДМЕТЫ Дидактическая игра «Спрячь квадрат» Цель : упражнять детей различать предметы по форме, закрепить красный цвет. Дидактическая игра «Собери машинку из геометрических фигур» Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах. Дидактическая игра «Найди такую же» Цель : Закрепление знаний основных цветов, умение соотносить предметы по размеру, по форме.

5 Описание игры «Спрячь квадрат» На экране появляются три фигуры: красный квадрат, красный треугольник и красный круг. Детям предлагается выбрать квадрат. Если ребенок указывает на другую фигуру, не на квадрат, а, например, на круг, то нажав курсором,фигура подаст звуковой сигнал и начнет вертеться вокруг своей оси, при этом она останется на экране. Тоже произойдет и с треугольником. Когда ребенок укажет на квадрат, необходимо на него навести курсор, и геометрическая фигура так же подаст звуковой сигнал, но при этом поменяет цвет и через 1-2 секунды исчезнет 4

6 Спрячь квадрат 5

7 Описание игры «Найди такую же фигуру » С одной стороны экрана появляется множество геометрических фигур разных цветов. С другой стороны появляется фигура, которую необходимо найти из предложенных. Если ребенок выбирает неверно, то фигура подает сигнал, начинает перемещаться по экрану, возвращается на место и исчезает. При правильном выборе, геометрическая фигура перемещается, подает сигнал и становится рядом с предложенным образцом. 6

8 НАЙДИ ТАКУЮ ЖЕ ФИГУРУ 7

9 Описание игры «собери машинку» На одной части экрана располагается машинка, собранная из геометрических фигур. С другой стороны предложены фигуры из которых необходимо собрать машинку. Если ребенок выбирает нужную фигуру, то наведя на нее курсором, она начинает подавать сигнал и перемещаться в нужное место. Если ребенок неправильно указывает на фигуру, то она также подает сигнал, крутится вокруг своей оси и остается на месте. 8

10 СОБЕРИ МАШИНКУ 9

11 М ЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ 1. Задавайте ребенку как можно больше вопросов. 2. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка. 3. Говорите с ребенком – сначала называя окружающие предметы, позже действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух, обосновывайте свои суждения. 4. Проводите совместные наблюдения и опыты.

12 М ЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО СОЗДАНИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СЕМЬЕ В раннем возрасте в развитие ребенка важную роль играет насыщенность окружающей его среды. Желательно чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов – дерева, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п. Необходимы игрушки контрастных размеров, игрушки различной формы Развивающую среду следует пополнить разрезными картинками, кубиками с картинками, парными картинками, пирамидками, формами-вкладышами, шнуровками и т.д.

Консультация (младшая группа) на тему:
Консультация для педагогов и родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

«Сенсорное развитие детей 2-3 лет» (консультация)

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Здравствуйте уважаемые коллеги и друзья!

Хочу рассказать Вам о сенсорном развитии детей раннего возраста. Сейчас очень мало внимания родители уделяют воспитанию детей раннего возраста. Они считают что их ребенок еще успеет, зачем загружать ребенка, и вообще обучать ребенка должен воспитатель, по их мнению, а дома заниматься с ребенком им некогда. Но как хорошо, что таких людей единица! Многие родители с удовольствием занимаются с детьми и я этому очень рада, ведь мы воспитатели всегда видим как развивается ребенок и, это безусловно зависит от того, занимаются ли детьми дома. Итак, начнем:
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положений в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте детей трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплений представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие с одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой стороны имеет самостоятельное значение. Так как полноценное восприятие необходимо и для умственного обучения ребенка в детском саду, школе и для многих видов труда.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия. Являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Тему: «Сенсорное развитие действий и эталонов в раннем возрасте» я выбрала, потому что для раннего возраста детей восприятие является одной из главных линий умственного развития:
1. Чувственное восприятие и познание окружающей действительности осуществляется за счет включения системы анализаторов: (цвет, величина предметов, слуха (голос человека, звуки музыки, природы, осязания (воздействие предметов на тактильные и температурные рецепторы, обоняния (разнообразные запахи, вкуса (сладкое, кислое и др.)
2. Усвоение сенсорно – перцептивных действий и эталонов – длительный процесс, действенность которого предполагает активное включение детей в познание путем сравнения, установления сходства и различия предметов и объектов ближайшего окружения.
3. В ходе выполнения игровых действий с дидактическим материалом обогащается чувственный опыт ребенка, совершенствуется его восприятие, движения кисти руки и пальцев, развивается речь, мышление, внимание, память.
4. Дети быстрее всего начинают ориентироваться в величине предметов, т. к. в ближайшем окружении постоянно встречаются с большими и маленькими образцами обуви, посуды и т. д. Взрослый интонацией выделяет: «большая кровать и маленькая – маленькая кроватка» и т. д. Для облегчения ознакомления с формой он соотносит ее с различными предметами: круглое – яблоко, овальное – яичко и др. При ознакомлении с цветом взрослый предлагает детям сравнения: красный – как ягодка, зеленый – как огурец и др.

Задачи сенсорного воспитания
Основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы формировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и т. д. Таким образом, сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью.
Наибольший эффект для сенсорного воспитания дает продуктивная деятельность, содержание и организация которой подчинены задачам умственного воспитания.
Овладевая содержанием той или иной деятельности, дети учатся изображать в рисунке все более сложные предметы и явления, создавать все более сложные конструкции. Расширяются и углубляются их знания и представления об этих предметах, формируются новые умения и навыки. Одновременно дети глубже познают такие свойства предметов, как величина, форма, цвет и т. д.
Любая содержательная деятельность детей включает как более простые познавательные процессы – сенсорные, так и более сложные – мыслительные. Успешное овладение той или иной деятельностью в значительной мере зависит от совершенствования и развития этих процессов.
Следует отметить, что совершенствование и развитие сенсорных процессов непосредственно в ходе деятельности, как правило, затруднено. Детям трудно одновременно решать несколько задач – выполнять собственно практические действия конструирования, рисования, лепки и т. д. Вместе с тем воспринимать и анализировать предмет, на основе которого создается, например, постройка, рисунок.
Уважаемые родители! Примите мой совет, как от Мойдодыра:
— «Играйте, играйте, занимайтесь с детьми по утрам и вечерам! Ведь сенсорное (умственное) развитие — это залог успеха для становления личности сегодня, завтра и навсегда!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данную информацию можно разместить на стендах для ознакомления родителей.

Консультация для родителей: «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (примерный текст выступления).

Сенсорное развитие детей раннего возраста.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, вели.

Ранний дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно – двигательного, слу.

Раннее детство — особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст — самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное фор.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и .

Консультация (младшая группа) по теме:
Консультация для родителей по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста».

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей по теме:

«Сенсорное развитие детей младшего

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, формировании сенсорных эталонов – цвет, форма, величина, накопления представлений об окружающем мире.

Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях.

Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребёнок познаёт окружающую его действительность, свой внутренний мир.

В младенческом возрасте посредством игры развиваются органы чувств малыша, происходит накопление зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых ощущений. В этот период закладывается основа познавательной деятельности и физической активности ребёнка. Малыш с увлечением исследует предметы, его окружающие, применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус.

С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но её цель – познание мира, остаётся неизменной.

Уважаемые родители, предлагаем вам очень простые, но в тоже время очень интересные, а главное познавательные игры, которые вы можете организовать с детьми прямо на кухне. А самое главное, что такие игры не требуют особой подготовки, а материалом для игр послужит то, что легко найти в доме каждой хозяйки.

Возьмите поднос или плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы. Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.

Подберите пуговицы разного цвета и размера, а еще, можно использовать разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).

Дети очень любят игры с крупами, это не только приятные тактильные ощущения и самомассаж, но и возможность немного пошалить. Но здесь очень важно помнить о технике безопасности, ведь мы имеем дело с мелкими частицами. Надо следить, чтобы в ходе игр дети ничего не брали в рот, поэтому чаще в своей работе я использую фасоль и более крупные крупы.

Итак, давайте немного поиграем! В глубокую ёмкость насыпаем фасоль и запускаем в неё руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто, приговаривая:

Месим, месим тесто, есть в печи место.

Будут-будут из печи Булочки и калачи.

А если использовать фасоль и горох вместе, тогда ребёнку можно предложить отделить маленькое от большого – опять таки её Величество Сенсорика!

Мы познакомили вас лишь с малой частью того, чем вы можете занять ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить.

Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между вами и вашим ребенком!

Консультация для родителей «Игры для сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста»

Нафисет Шумахова
Консультация для родителей «Игры для сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, формировании сенсорных эталонов – цвет, форма, величина, накопления представлений об окружающем мире.

Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях.

Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребёнок познаёт окружающую его действительность, свой внутренний мир.

В младенческом возрасте посредством игры развиваются органы чувств малыша, происходит накопление зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых ощущений. В этот период закладывается основа познавательной деятельности и физической активности ребёнка. Малыш с увлечением исследует предметы, его окружающие, применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус.

С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но её цель – познание мира, остаётся неизменной.

Уважаемые родители, предлагаем вам очень простые, но в тоже время очень интересные, а главное познавательные игры, которые вы можете организовать с детьми прямо на кухне. А самое главное, что такие игры не требуют особой подготовки, а материалом для игр послужит то, что легко найти в доме каждой хозяйки.

• Игра «Песочница» на кухне.

Возьмите поднос или плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы. Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.

• Игра «Мозаика из пробок».

Подберите пуговицы разного цвета и размера, а еще, можно использовать разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.

В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).

Игры с крупами.

Дети очень любят игры с крупами, это не только приятные тактильные ощущения и самомассаж, но и возможность немного пошалить. Но здесь очень важно помнить о технике безопасности, ведь мы имеем дело с мелкими частицами. Надо следить, чтобы в ходе игр дети ничего не брали в рот, поэтому чаще в своей работе я использую фасоль и более крупные крупы.

Итак, давайте немного поиграем! В глубокую ёмкость насыпаем фасоль и запускаем в неё руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто, приговаривая:

Месим, месим тесто, есть в печи место.

Будут-будут из печи Булочки и калачи.

А если использовать фасоль и горох вместе, тогда ребёнку можно предложить отделить маленькое от большого – опять таки её Величество Сенсорика!

Мы познакомили вас лишь с малой частью того, чем вы можете занять ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить.

Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между вами и вашим ребенком!

«Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников«

Уважаемые родители!

«Сенсорное развитие детей младшего возраста в условиях детского сада», нам необходимо знать ваше мнение по данному вопросу. Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.

1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка:

2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте:

• не считаю нужным;

3. Созданы ли в ДОУ условия для сенсорного воспитания ребенка:

4. Имеется ли в вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании:

• есть, но воспитатель не обращает на нее внимание;

• я не обращаю внимания на информацию;

• информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;

• наглядная информация интересна и полезна для меня.

5. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия:

6. Есть ли у вас дома игра по сенсорному воспитанию:

7. В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет дома?___

8. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по проблеме сенсорного развития вашего ребенка? ___

«Компьютерные игры для детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Консультация для родителей «Компьютерные игры для ребёнка дошкольного возраста» Современный ребёнок входит в компьютеризированный мир так.

Фотоотчёт «Морские обитатели» Организация сенсорного развития для детей раннего возраста енсорное развитие — является важным этапом умственного, целенаправленного развития ощущений и восприятий ребенка. Познание окружающего.

Консультация для педагогов «Игры для сенсорного развития детей 2–3 лет» Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности.

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры» «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры» Младший дошкольный возраст важный период в развитии.

Консультация для родителей «Особенности развития детей раннего возраста» Все детство от рождения до 18 лет делится на ряд возрастных периодов, первые три года которого выделяются в особый период, называемый периодом.

Консультация для родителей «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста» Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности.

Консультация для родителей «Народные игры для детей младшего дошкольного возраста» Консультация для родителей. Тема: «Народные игры для детей младшего дошкольного возраста». Важным является то, что в подвижных народных.

Консультация: «Предметная игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста» Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования (далее – ФГОС ДО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от.

Мастер-класс для родителей и детей «Сенсорные игры для развития детей младшего дошкольного возраста» Актуальность данного мероприятия возникла в связи с тем, что, работая с детьми младшего возраста мы выявили, что сенсорное развитие детей.

Экспресс-карточки для сенсорного развития детей раннего возраста Как известно, дошкольный возраст- это время активного познания окружающего мира. Ребенок, переступив порог детского сада знакомится с предметами,.

Консультация для родителей «Значение сенсорного развития для детей раннего возраста»

В консультации отражается роль сенсорного воспитания для умственного, эстетического, нравственного восприятия мира. Красоту окружающего мира ребенок может воспринять, если различает цвет, форму . .

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «Значение сенсорного развития для детей раннего возраста»»

Консультация для родителей на тему:

Значение сенсорного развития для детей раннего возраста (с 1года до 2 лет)

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети — эмоциями. Познавательная активность ребенка 1 — 2 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.

На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы. Поэтому значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие, одно из важнейших направлений в раннем возрасте. Сенсорное восприятие направлено на то, чтобы научить детей полно, точно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, имеет самостоятельное значение, т. к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения.

Сенсорное воспитание обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов. Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий.

Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus»«чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения». Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия.

Ранний возраст — период активного экспериментирования ребёнка с предметным миром. Вещи, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое, окружающее малыша, вызывает исследовательский интерес.

В ходе практического знакомства с ними совершенствуется восприятие, развивается мышление, подкрепляющееся вопросами познавательного характера. К концу раннего возраста у детей складываются элементарные представления о таких свойствах предметов, как форма, величина, цвет, формируется способность соотносить, сравнивать их: малыши охотно выполняют действия по образцу, предлагаемому взрослым.

6сл. Анализ научной литературы показал, что полноценное сенсорное развитиеосуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детейцеленаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Сенсорное развитие у детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО осуществляется в интеграции образовательных областей:

1. Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками в дидактических играх.

2. Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины, вкусе, звучании, количестве, части и целом.

3. Речевое развитие – через обогащение активного словаря.

4. Художественно-эстетическое развитие – развитие сенсорного восприятия.

5. Физическое развитие – через развитие мелкой моторики обеих рук.

Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок. И только посредством различных дидактических игр ребенку наиболее легко усвоить признаки предметов.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала.

Конструирование требует тщательного исследования формы предмета, его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух — точное дифференцирование речевых звуков — и зрительное восприятие начертания букв.

Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства.

В сенсорном воспитании сложилось традиционное содержание. Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве. При этом ставится задача повышения чувствительности соответствующих анализаторов (развитие тактильной, зрительной, обонятельной, слуховой и другой чувствительности, которая проявляется в различении признаков и свойств предметов. Одновременно ребенок учится называть свойства предметов (мягкий, твердый, пушистый, шершавый, холодный, теплый, горячий, горький, сладкий, соленый, кислый, легкий, тяжелый, снизу – сверху, близко – далеко, справа – слева).

• учить различать четыре цвета спектра (красный, жёлтый, зелёный, синий, пять геометрических фигур (круг, квадрат, прямо- угольник, треугольник, овал, три фигуры (куб, шар, призма, три градации величины (большой, поменьше, маленький);

• развивать действия по использованию сенсорных эталонов;

• формировать умение выделять в объектах цвет, форму, вели- чину;

• учить пользоваться приёмом наложения и приложения одного предмета к другому для определения их равенства или неравенства по величине и тождественности по цвету, форме;

• формировать способность группировать однородные предметы по одному из трёх признаков (величина, форма, цвет) по образцу и словесному указанию (большой, маленький, такой же, используя опредмеченные слова-названия (пред эталоны формы: «кирпичик», «крыша», «огурчик», «яичко»).

Научно доказано, что раннее сенсорное воспитание положительно влияет на уровень интеллекта и качество умственного развития ребенка в целом. Поэтому приучать малыша к сенсорной культуре нужно начинать как можно раньше (идеальный вариант с годовалого возраста, когда малыш наиболее любознателен, и пытается все рассмотреть, потрогать, попробовать на ощупь).

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.

Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада. Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.

Для сотрудничества с родителями, воспитателю необходимо размещать в информационных уголках для родителей консультации, памятки, буклеты, папки — передвижки по сенсорному развитию, проводить индивидуальные беседы, родительские собрания, семинары.

Правильно развивать ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи. Поэтому очень важно оказывать необходимую помощь родителям в сенсорном развитии детей, привлекать их к участию в совместной работе.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр».

«Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр».

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.

Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное развитие ребёнка невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Восприятие — это непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира. Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа) . Но наличие органов чувств – это лишь предпосылка для восприятия окружающего мира. Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае у ребёнка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности. Существуют следующие виды сенсорного ощущения : зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые.

Факторы, влияющие на развитие восприятия :

• Состояния органов чувств.

Развития органов чувств и восприятия.

Врождённые способности человека.

Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей , т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Именно ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые и известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии справедливо считали, что сенсорное развитие , направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития , является одной из основных сторон дошкольного воспитания .

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятые образцы внешних форм предметов (система геометрических форм, шкала величин, меры веса, спектр цветов, звуковысотный ряд и т. д.).

Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно, называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств разнообразных предметов самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных талонов – это адекватное использование их в качестве, единицы измерения, при оценке свойств предметов.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной куль туры .

Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в том возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов : их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т. п.

Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания детей . Во время занятий у ребенка вырабатываются качества, необходимые для успешного умственного развития ; появляется, способность сосредоточится на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию , воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова.

Развитие сосредоточенности и способности к подражанию — необходимое условие усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных задач которая, должна быть решена во время занятий, тем более что не все дети в равной мере овладевают этими качествами.

Вызывая подражание своим действиям и словам, мы учим детей внимательно присматриваться, вслушиваться, понимать и в меру своих возможностей делать то, что от них требуется.

Привлекая внимание детей , побуждая их интерес, мы закладываем первые начала в развитии такого важного качества, как любознательность. Получая пищу для своего ума, маленький ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им. На занятиях ребенок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему показывают, овладевает определенными знаками. Он многое узнает о разных предметах : об их назначении, о внешнем виде, свойствах, таких как форма, цвет, величина, вес, качество материала и др. Развивается и совершенствуется его восприятие.

Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих их предметах и явлениях, когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Поэтому обучение различной деятельности входит в программу занятий. Дети постепенно учатся собирать башенки, складные мисочки, матрешки и т. п., возводить несложные сооружения из кубиков, пользоваться палочкой, лопаткой, совочком, деревянным молоточком. В процессе этой деятельности у детей вырабатываются целеустремленность, активность и некоторая планомерность действий. Занятия имеют значение и для эстетического воспитания маленьких детей . Подбор и оформление дидактического материала , игрушек, картинок должны служить целям воспитания хорошего вкуса, любви к прекрасному. Содержание некоторых занятий прямо направлено на выполнение задач художественного воспитания : слушание сказок, потешек, стихов, музыки и т. п. Поэтому очень важно, что музыкальный и литературный материал был подлинно художественным.

Очень важно помнить, что занятия должны создавать у детей хорошее настроение , вызывать радость : ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста , и имеют большое значение для дальнейшего воспитания.

Предлагаю вашему вниманию следующие дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста .

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений :

» Определи на ощупь» (найти предметы различающиеся по одному признаку)

» Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

«Узнай фигуру» (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)

» Найди пару» (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

» Найди предмет указанной формы» (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)

«Из каких фигур состоит?» (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)

«Найди предмет такой же формы» (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)

» Какая фигура лишняя?»(определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

«Сравни предметы по высоте»

«Самая длинная, самая короткая»(предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)

«Разноцветные кружки»(предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)

«В какую коробку?»(распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)

«Дальше — ближе»(предложить по рисунку определить положение игры и предметов : какие нарисованы ближе, а какие – дальше)

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

«Какого цвета не стало?»

«Какого цвета предмет?» (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)

«Собери гирлянду»(предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)

«Какие цвета использованы?»(показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)

«Уточним цвет» (учить различать и называть близкие цвета)

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г. ,Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка . – М.: Просвещение, 1988.

2. Журнал Дошкольная педагогика №6 (55) август 2009. Петербургский научно – практический журнал.

3. Е. А. Янушко « Сенсорное развитие детей раннего возраста » -М; Москва – Синтез. 2013.

Популярное:

  • Статья 1 закон о судебной системе Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ"О судебной системе Российской Федерации" С изменениями и […]
  • Гк рф компания это Нормы ГК РФ о юридических лицах: развитие продолжается! 1 сентября исполнился год со дня реформирования главы 4 ГК РФ "Юридические лица". Изучим, какое толкование нормам о юрлицах дал ВС РФ (Постановление Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. № 25 "О применении […]
  • Задачи по уголовный процессуальный кодекс Уголовный процесс Сайт Константина Калиновского Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс. СПб.: Питер, 2005. 272 с. – (Серия «Краткий курс»). Раздел I. Общая часть Глава 1. Понятие уголовного судопроизводства § 2. Цели и задачи уголовного […]
  • Заявление о регистрации ип глава кфх Регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянское (фермерское) хозяйство (далее - КФХ) осуществляет предпринимательскую […]
  • Заявление в ифнс о зачете платежа Заявление на зачет излишне уплаченного налога: образец Актуально на: 23 января 2018 г. Бланк заявления о зачете суммы излишне уплаченного налога Если вы переплатили какой-либо налог в бюджет, то сумму переплаты вы можете вернуть или зачесть в счет будущих […]
  • Наказание в виде смертной казни исполняется Глава 23. Исполнение наказания в виде смертной казни (ст.ст. 184-186) Глава 23. Исполнение наказания в виде смертной казни С момента вступления в силу постановления Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. N 3-П и до введения в действие соответствующего […]
  • Ст 32 и 33 гк рф Статья 32. Опека Постановлением Конституционного Суда РФ от 27 июня 2012 г. N 15-П взаимосвязанные положения пунктов 1 и 2 статьи 29, пункта 2 статьи 31 и статьи 32 настоящего Кодекса: - признаны соответствующими Конституции Российской Федерации постольку, […]
  • Что нужно брать для развода Чтобы подать заявление на развод, какие документы нужно брать с собой? Общий список документов, необходимых при разводе в суде: 1. Копия свидетельства о заключении брака2. Копии свидетельств о рождении детей3. Справки о зарплате истца и ответчика4. Квитанция […]
Консультации для родителей по сенсорному развитию детей раннего возраста