Как продать пай в днепропетровской области

Оглавление:

Продажа земли сельхозназначения в Днепропетровской области

Продажа земли сельскохозяйственного назначения в Днепропетровской области

р‑н. Кировское г. Днепропетровск

. Земельный участок, обуховка (кировское), садовое товарищество «темп». есть госакт и кадастровый номе.

р‑н. Кировское г. Днепропетровск

. Дача в пос.обуховка на р.орель в садовом товариществе орельский разлив . рядом в 100 метрах пляж,лес.

р‑н. Братское г. Днепропетровск

  • 4 Га (гектар)

. Продам отличный участок 4 га, 10км от днепра, братское участок располагается по красной линии на жи.

р‑н. Новоалександровка г. Днепропетровск

  • 5 Га (гектар)

. Продается земельный участок 5 га новоалександровка площадь участка 5 га. предназначен для ведения .

р‑н. Индустриальный г. Днепропетровск

. Продам участок 4 сотки в самаровке, в перспективном дачном кооперативе, все рядом, возле газового хо.

р‑н. Жовтневый г. Кривой Рог

. Продается дача в садоводческом товариществе вагонник-89, что сразу за станцией скоростного трамвая &.

c. Сурско-Михайловка г. Соленое

  • 32 Га (гектар)

. Продается территория с документами под свиноводческий комплекс в с. сурско – михайловское, р-н пгт. .

г. Никополь

. Земля в стадии приватизации. бетонированный двор, погриб, много кустов: малины, ежевики, смородины .

c. Сотницкое г. Петриковка

  • 1 Га (гектар)

. Земельные участки в с. сотницкое, петриковского района, осг, назначение: пастбища и садоводство. на.

р‑н. Подгородное Нагорная г. Днепропетровск

. Продается участок в подгородном, ул нагорная 47-а, в районе подстанции.асфальтированная дорога, крас.

р‑н. Самарский г. Днепропетровск

. Продам дачу в п. шевченко самарского р-н. 5,6 соток. еврозабор. металлическая калитка и ворота. мета.

р‑н. Кировское г. Днепропетровск

. Срочная продажа. участок в ст изумруд, обуховка. проезд 28. от маршрутки 5 минут. домик 25 м кв. у.

c. Могилев Береговая улица г. Царичанка

. Продам земельный участок 0.49га с фундаментом. расположен в с. могилев, царичанского р-на., рядом ле.

р‑н. Центрально-Городской г. Кривой Рог

. Дачный участок 6 соток на карачунах (дачный кооператив) за заводом электроград. на участке дом 6×6 м.

г. Царичанка

. Продам, участок 12 соток, 50 м от трассы полтава- днепр, р.орель,рядом лагерь дорожник, сосноаый лес.

р‑н. Новомосковск Гетманская г. Новомосковск

  • 16 Га (гектар)

. Продам 16 гектар земли в городе новомосковске сельскохозяйственного назначения. 8 участков по 2 га к.

c. Вольное г. Новомосковск

  • 4 Га (гектар)

. Предлагается вашему вниманию ставок с прилежащей землей для ваших желаний . место положение на карте.

р‑н. Подгородное ул. Дачная г. Днепропетровск

. Продам 2 земельных дачных участка ровных по 8 соток каждый рядом стоящии в подгороднем в кооперативе.

г. Днепропетровск

  • 2000 соток

. Продам — приватизированный земельный участок размером 20 гектар — (2000 соток — 10 участков по 2 гек.

р‑н. Подгородное г. Днепропетровск

  • 1.5 Га (гектар)

. Продается земельный участок 1,5 га подгороднее площадь участка 1,5 га. предназначено для садоводчес.

Эксперт назвал потенциальную стоимость гектара земли сельхозназначения

В Украине действует мораторий на продажу земли такого типа.

Гектар земли сельскохозяйственного назначения может стоить одну тысячу долларов, когда в Украине отменят мораторий на ее продажу.

Об этом заявил председатель наблюдательного совета агрохолдинга KSG Agro Сергей Касьянов, пишет «Укринформ».

«В этом вопросе (цены на сельскохозяйственную землю в Украине) не стоит строить иллюзий. Нужно быть реалистами и ориентироваться на результаты работы в полях. Меня удивляет, когда всерьез рассуждают о 5-6 тысячах долларов за гектар, в то время как в гораздо более правовых государствах — соседних Венгрии или Польше — цена гектара не превышает 2-3 тысячи долларов. У нас же во время оценки земли надо исходить из стоимости аренды. Если она составит 100 долларов, то одну тысячу долларов (сейчас это около 28 тыс. грн) может стоить гектар», — отметил Касьянов.

Эксперт считает нереальными оценки в 80-100 тыс. грн за гектар.

Напомним, в Украине до конца 2017 года действует мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения. Законодательства о рынке земли до сих пор не приняли. В МинАПК предлагают сначала внедрить не рынок продажи земли, а рынок долгосрочной аренды.

Продам земельный участок 14 соток, с. Новоселовка

Днепропетровская обл, Новомосковский район, Новоселовка, Шевченко ул.

Площадь: 14 соток

Продам участок в с. Орловщина!

Днепропетровская обл, Новомосковск, С. Орловщина Коминтерна ул.

Цена: грн 436 800 $16 000 + 5%

Площадь: 25 соток

Продам участок на берегу реки в Братском.

Днепропетровская обл, Днепропетровский район, Братское, Сурянская ул.

Цена: грн 436 800 $16 000 + 5%

Площадь: 20 соток

Продаю землю коммерческого назначения

Днепропетровская обл, Петропавловский район, Запорожье, Макарова ул.

Площадь: 9 соток

Продаю землю для строительства

Днепропетровская обл, Днепропетровский район, Александровка, Красна ул.

Площадь: 10 соток

Продам, участок, Подгородное, 15 соток

Днепропетровская обл, Днепропетровский район, Юбилейное, Сиреневая ул.

Площадь: 15 соток

Продаю землю для строительства

Днепропетровская обл, Петропавловский район, Запорожье, Макарова ул.

Площадь: 8 соток

Продается земля, Песчанка, 45 соток, ул. Садовая, свой берег

Днепропетровская обл, Новомосковский район, Песчанка, Садовая ул.

Цена: грн 586 880 $22 400 + 0%

Площадь: 45 соток

Продаю землю хозяйственного назначения

Днепропетровская обл, Новомосковский район, Вольное, С. вольное ул.

Площадь: 1400 соток

Продаю землю хозяйственного назначения

Днепропетровская обл, Новомосковский район, Песчанка, Центральная ул.

Площадь: 400 соток

Продам земельный участок — 20 гектар.

Днепропетровская обл, Днепродзержинск, Днепровский, С.лобойковка ул.

Цена: грн 2 529 000 $90 000 + 0%

Площадь: 2000 соток

Продам Земельный Участок 15 сот. п. Кировское

Днепропетровская обл, Днепропетровский район, Кировское, Солёная ул.

Площадь: 15 соток

Продам земельный участок в Кировском, рядом сосновый лес

Днепропетровская обл, Днепропетровский район, Кировское, Соловьиный пер.

Цена: грн 412 500 $16 500 + 5%

Площадь: 19 соток

Участок в Орловщине

Днепропетровская обл, Новомосковский район, Орловщина, Молодежная ул.

Площадь: 15 соток

Возле трассы земельный участок

Днепропетровская обл, Новомосковск, Песчанка — шоссе

Площадь: 26 соток

О статусах объявлений

Объявления Vip и hot статуса транслируются на сайте перед всеми остальными объявлениями. Это дает возможность повысить эффективность рекламы Вашей недвижимости.

Для того, чтобы установить Вашему объявлению статус Vip или Hot, Вам нужно зайти в свой Личный кабинет — Мои объекты (Вторичка). Если Ваши объявления транслируются в разделе Поиск недвижимости (это написано под ценой), то там же под ценой Вы увидите приглушенные плашечки hot и vip. Нажимайте на одну из них и следуйте инструкциям. Пример

Если Ваши объявления не транслируются в разделе Поиск недвижимости, а транслируются только на бесплатной доске объявлений, Вы можете указать им трансляцию в Поиске недвижимости, нажав на кнопку «Редактировать» и установив в низу формы редакции флажок «Публиковать в Поиске недвижимости». Пример

Как продать пай в днепропетровской области

б) купівля-продаж або іншим способом відчуження земельних ділянок і зміна цільового призначення (використання) земельних ділянок, які перебувають у власності громадян та юридичних осіб для ведення товарного сільськогосподарського виробництва, земельних ділянок, виділених в натурі (на місцевості) власникам земельних часток (паїв) для ведення особистого селянського господарства, а також земельних часток (паїв), крім передачі їх у спадщину, обміну земельної ділянки на іншу земельну ділянку відповідно до закону та вилучення (викупу) земельних ділянок для суспільних потреб.

Купівля-продаж або іншим способом відчуження земельних ділянок та земельних часток (паїв), визначених підпунктами «а» та «б» цього пункту, запроваджується за умови набрання чинності законами України про державний земельний кадастр та про ринок земель, визначивши особливості обігу земель державної та комунальної власності і земель товарного сільськогосподарського виробництва.

Угоди (у тому числі довіреності), укладені під час дії заборони на купівлю-продаж або іншим способом відчуження земельних ділянок та земельних часток (паїв), визначених підпунктами «а» та «б» цього пункту, в частині їх купівлі-продажу та іншим способом відчуження, а так само в частині передачі прав на відчуження цих земельних ділянок та земельних часток (паїв) на майбутнє є недійсними з моменту їх укладення (посвідчення). < Пункт 15 розділу X із змінами, внесеними згідно із Законами N 2059-IV (2059-15) від 06.10.2004, N 3415-IV ( 3415-15) від 09.02.2006; в редакції Закону N 490-V ( 490-16 ) від 19.12.2006 >».
Позиция Законодателя в этом вопросе однозначна. ОТЧУЖДЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ДОЛЕЙ (ПАЁВ) НА СЕГОДНЯЩНИЙ ДЕНЬ ЗАПРЕЩЕНО.
В-третьих, обратите внимание на исключения, которые указывает Законодатель:
1. «крім передачі їх у спадщину,»
2. «обміну земельної ділянки на іншу земельну ділянку відповідно до закону»
3. «та вилучення (викупу) земельних ділянок для суспільних потреб».

Я не буду сейчас касаться того, что такой «мораторий» ограничивает право собственности собственников земельных долей (паёв). Что ч. 3 пп. б) пункта 15 Переходных положений Земельного кодекса, на мой взгляд, неконституционна. Фактически такой запрет, привязывает человека к земельному участку. По-видимому, так Законодатель решил вопрос крепостного права в Украине.:D
Что касается исключений.
1. При передачи з.у. по наследству, как я полагаю вопросов не возникает.
2. При обмене з.у. на другой з.у., рекомендую взглянуть на НАКАЗ ДЕРЖАВНОГО КОМІТЕТА УКРАЇНИ ПО ЗЕМЕЛЬНИХ РЕСУРСАХ вiд 17.11.2003 N 288, «Про затвердження рекомендацій щодо обміну земельними ділянками, одержаними власниками земельних часток (паїв) в натурі (на місцевості)».
При этом позиция Законадателя достаточно консервативна, обмен з.у. на другой з.у., только в пределах одного массива.
3. Выкуп з.у. для общественных нужд достаточно чётко прописан в ст. 146 Земельного кодекса.
Продолжение следует.

Что касается возможности приобретать, или наоборот отчуждать земельные доли (паи), земельные участки для ведения ТСП, не нарушая формально требований Закона, то считаю, что существует не меньше десяти способов такого отчуждения.
Я рассмотрю способы наиболее простые и часто используемые.
Способ первый.
Для этого вернёмся в 2006 год. И взглянем на п. 15 Переходных положений Земельного кодекса. Так вот запрет на отчуждение з.у. прекращал свое действие 01.01.2007 года. Следующее продление запрета на отчуждение з.у. было хотя и принято ВР 19.12.2006 г., однако вступило в силу только 09.01.2007 г. Кстати говоря, в тот период Областные управления юстиции в устном порядке просили нотариусов воздержаться от удостоверения договоров отчуждения з.у. Потом в силу вступил соответствующий Закон об изменении в Земельный кодекс и запрет на отчуждение вновь появился.
Но вот «неделька» то была. А теперь предположим такой вариант развития событий. Собственник з.у. (например ТСП) хотел продать свой з.у. Есть также лицо, которое хочет приобрести з.у. Эти два товарища решили заключить договор-купли продажи з.у. Пришли они (Продавец и Покупатель) к нотариусу числа эдак 03.01.2007 г., нотариус им естественно говорит, дескать, пока не могу удостоверить Ваш договор, приходите после праздников. Продавец и Покупатель недолго думая, решили к нотариусу больше не ходить, а заключили договор купли-продажи з.у. в простой письменной форме (естественно со всеми существенными условиями). Продавец получил деньги, а Покупатель з.у. Потом Покупатель обратился в суд, с просьбой признать договор купли-продажи действительным, обязать соответствующие органы выдать Государственный акт на право собственности на земельный участок и зарегистрировать право собственности (Покупатель не дурак и привлёк в суд Районный отдел земельных ресурсов и ГП Центр ГЗК). Вы можете спросить, а причём этот конкретный пример к способу отчуждения з.у.?
Всё очень просто, ничто не мешает обратиться Покупателю в суд о признании договора купли-продажи з.у. и в 2008 году. И суд в данном случае будет руководствоваться теми положениями Закона, которые действовали на момент возникновения правоотношений.
Отмечу, что обязательно, необходимо привлекать в суд Районный отдел земельных ресурсов и ГП Центр ГЗК. И в решении суда, кроме признания договора купли-продажи действительным, необходимо обязать Районный отдел земельных ресурсов выдать Государственный акт на право собственности на з.у., и обязать ГП Центр ГЗК право собственности зарегистрировать.
Вариации этого способа.
Собственник земельного участка берет в долг у лица, желающего приобрести земельный участок (договор займа). Деньги никто не возвращает, кредитор (он же — покупатель) обращается в суд с иском о взыскании с должника суммы долга. После выяснения, что у должника, кроме земельного участка, нет иного имущества, на которое можно обратить взыскание, кредитор просит суд обратить взыскание на земельный участок. Должник против требований не возражает. Суд передает земельный участок покупателю. Таким образом, покупатель получает земельный участок, а продавец — деньги.
Однако такой способ будет противоречить Закону
В п. 1 статьи 81 Земельного кодекса Украины (ЗК) предусматривает:
«Громадяни України набувають права власності на земельні ділянки на підставі:
а) придбання за договором купівлі-продажу, ренти, дарування, міни, іншими цивільно-правовими угодами; <Пункт "а" частини першої статті 81 із змінами, внесеними згідно із Законом N 997-V (997-16) від 27.04.2007>
б) безоплатної передачі із земель державної і комунальної власності;
в) приватизації земельних ділянок, що були раніше надані їм у користування;
г) прийняття спадщини;
ґ) виділення в натурі (на місцевості) належної їм земельної частки (паю)».
Кроме того, если земельный участок будет передан лицу в счет погашения долга, то в таком случае будут нарушены требования ч. 1 ст. 139 Земельного кодекса.
«У разі звернення стягнення на земельну ділянку, що перебуває у власності громадянина чи юридичної особи, земельна ділянка підлягає продажу на земельних торгах, що проводяться у формі аукціону».

Способ второй.
В пп. б) п. 15 Переходных положений Земельного кодекса, указано:
«купівля-продаж або іншим способом відчуження земельних ділянок і зміна цільового призначення (використання) земельних ділянок,…».
Всё замечательно. А теперь взглянем на п. а) ст. 140 Земельного кодекса и особенно на ст. 142 Земельного кодекса.
«Стаття 140. Підстави припинення права власності на земельну ділянку
Підставами припинення права власності на земельну ділянку є:
а) добровільна відмова власника від права на земельну ділянку;».

«Стаття 142. Добровільна відмова від права власності або права постійного користування земельною ділянкою
1. Припинення права власності на земельну ділянку у разі добровільної відмови власника землі на користь держави або територіальної громади здійснюється за його заявою до відповідного органу.
2. Органи виконавчої влади або органи місцевого самоврядування у разі згоди на одержання права власності на земельну ділянку укладають угоду про передачу права власності на земельну ділянку. Угода про передачу права власності на земельну ділянку підлягає нотаріальному посвідченню та державній реєстрації.
3. Припинення права постійного користування земельною ділянкою у разі добровільної відмови землекористувача здійснюється за його заявою до власника земельної ділянки.
4. Власник земельної ділянки на підставі заяви землекористувача приймає рішення про припинення права користування земельною ділянкою, про що повідомляє органи державної реєстрації».
Отмечу сразу, что «ОТЧУЖДЕНИЕ» и «ДОБРОВОЛЬНЫЙ ОТКАЗ» понятия не тождественные.
Собственник (Продавец) з.у. (например ТСП) добровольно отказывается в пользу скажем государства или территориальной громады, а некто Х (Покупатель) просит соответствующий местный совет или РГА выделить нужный ему з.у. В данном случае ролью государства будет роль посредника при фактической купле-продажи з.у.
Способов формально законного отчуждения з.у. на которые распространяется запрет предусмотренный п. 15 Переходных положений Земельного кодекса можно приводить много, только под конкретный случай подходит определённый способ. Что же касается банков, то многие из них, по сути, являются ФПГ. И это накладывает определённый отпечаток. Резюмируя изложенное можно сделать вывод, что, к сожалению или к счастью в Украине возможно всё. И до правового государства Украине ещё очень и очень далеко.
P.S. Уважаемый АТВ, когда вы написали «дарения», полагаю это была опечатка?

И взглянем на п. 15 Переходных положений Земельного кодекса. Так вот запрет на отчуждение з.у. прекращал свое действие 01.01.2007 года. Следующее продление запрета на отчуждение з.у. было хотя и принято ВР 19.12.2006 г., однако вступило в силу только 09.01.2007 г.

А почему вступило в силу 09.01.2007г.?
В законе значится что с 01.01.2007г.
А публикации в прессе
Урядовий кур’єр вiд 23.12.2006 — № 243
Голос України вiд 27.12.2006 — № 246
Офіційний вісник України вiд 09.01.2007 — 2006 р., № 52, стор. 54, стаття 3477, код акту 38247/2006
Відомості Верховної Ради України вiд 23.02.2007 — 2007 р., № 7, (№№ 7-8), стор. 188, стаття 66
Обьясните, пожалуйста, новичку.

Уважаемый Hadgibey!
Вы писали: «В законе значится что с 01.01.2007г.»Нет, уважаемый Hadgibey, Вы ошибаетесь.
ЗАКОН УКРАЇНИ «Про внесення змін до Земельного кодексу України щодо заборони продажу земель сільськогосподарського призначення до прийняття відповідних законодавчих актів»
«II. Прикінцеві положення
1. Цей Закон набирає чинності з дня його опублікування.»
Кроме того, обратите, пожалуйста, внимание на ст. 94 Конституции Украины и Указ Президента №503/97.
Чтобы исключить дальнейшие вопросы с Вашей стороны ознакомьтесь, пожалуйста с карточкой ЗАКОНА УКРАЇНИ «Про внесення змін до Земельного кодексу України щодо заборони продажу земель сільськогосподарського призначення до прийняття відповідних законодавчих актів» № 490-V
Также Вы можете ознакомиться с этим документом на официальном сайте Верховной Рады Украины (zakon.rada.gov.ua).

Картка документа
________________________________________
Верховна Рада України; Закон вiд 19.12.2006 № 490-V

Про внесення змін до Земельного кодексу України щодо заборони продажу земель сільськогосподарського призначення до прийняття відповідних законодавчих актів

Стан документа: Чинний
Системний номер: 490-16

Документи та файли
________________________________________
Прийняття вiд 19.12.2006 (3.58 Kb, 1 сторiнка)
Проект вiд 29.12.2006 № 1037-1 «Пропозиції Президента до Закону «Про внесення змін до Земельного кодексу України щодо заборони продажу земель сільськогосподарського призначення до прийняття відповідних законодавчих актів»»
Iсторiя документа
________________________________________
19.12.2006 — Прийняття
13.01.2007 — Набрання чинності
Пов’язанi документи
________________________________________
Всi пов’язанi документи.
Змінює пов’язаний документ. [1]
Відсилає до. [2]
Має відсилання з. [1]

Публiкацiї документа
________________________________________
Урядовий кур’єр вiд 13.01.2007 — № 6
Голос України вiд 16.01.2007 — № 6
Офіційний вісник України вiд 26.01.2007 — 2007 р., № 3, стор. 9, стаття 91, код акту 38423/2007
Відомості Верховної Ради України вiд 02.03.2007 — 2007 р., № 9, стор. 424, стаття 78
P.S. Вот только что сам отметил, что Закон №490-V от 19.12.2006 г. вступил в силу даже не 09.01.2007 г., а только 13.01.2007 г.

Уважаемый Ramires, большое спасибо за разьяснение.

«В законе значится что с 01.01.2007г.» — я смотрел закон «О госбюджете на 2007 год»

Ещё раз спасибо.

А як бути з статтею 130 ЗК
Стаття 130. Покупці земель сільськогосподарського призначення

1. Покупцями земельних ділянок сільськогосподарського
призначення для ведення товарного сільськогосподарського
виробництва можуть бути:

а) громадяни України, які мають сільськогосподарську освіту
або досвід роботи у сільському господарстві чи займаються веденням
товарного сільськогосподарського виробництва;

б) юридичні особи України, установчими документами яких
передбачено ведення сільськогосподарського виробництва.

2. Переважне право купівлі земельних ділянок
сільськогосподарського призначення мають громадяни України, які
постійно проживають на території відповідної місцевої ради, де
здійснюється продаж земельної ділянки, а також відповідні органи
місцевого самоврядування.

як в цих випадках випутатися

А як бути з статтею 130 ЗК
як в цих випадках випутатися

Никак уважаемый Irop, по моему мнению, ст. 130 Земельного кодекса необходимо просто соблюдать. Ни больше, ни меньше.:)

есть Договор займа физ. лиц, удостоверенный нотариально, срок выполнения кот. настал, в договоре указано, что в случае невозвращения денежной суммы заимодатель вправе взыскать все имущество заемщийка. Из имущества есть 2 зем.участка ОСГ назначения (Оформленный земельный пай). Заемщик против этого не возражает, т.к. он получил день и больше ничего не хочет, готов рассчитаться землей.

Комментарий к ситуации и дополнение к сообщению №4 данной темы.

Кроме того, если земельный участок будет передан лицу в счет погашения долга, то в таком случае будут нарушены требования ч. 1 ст. 139 Земельного кодекса.

Как сказано в п. 3 письме Верховного суда Украины от 29.10.2008 г. №19-3767/0/8-08 «Недопустимым является обращение взыскания на земельные участки по решению суда в случае невыполнения должником обязательств по договору займа и другими обязательствами с одновременным прекращением на них права собственности должника и признанием права собственности за кредитором (ст. 139 ЗК Украины)».

И хотя даже сегодня отдельные суды продолжают обращать взыскание на земельные в случае невыполнения должниками обязательств по договорам займа и признавать право собственности на земельный участок за кредитором – это в корне неверно, прямо противоречит действующему в Украине земельному законодательству, позиции Верховного суда Украины и должно пресекаться.
Следует заметить также, что такие решения судов первой инстанции, как правило, отменяются апелляционной инстанцией обращение, в которую инициируется в большинстве случаев соответствующими управлениями по земельным ресурсам. При этом позиция апелляционных судов, при которой такие решения отменяются, является правомерной и соответствующей действующему сегодня в Украине земельному законодательству.

Ещё один способ законного обхода так называемого моратория предусмотренного п. 15 Переходных положений земельного кодекса.

Всем юристам, которые работают в области земельного права и так или иначе имеют дело в своей практике с землями сельскохозяйственного назначения в частности с земельными участками для ведения товарного сельскохозяйственного производства и для ведения личного крестьянского хозяйства, которые был присоединены к земельной доли (паю) до боли знаком п. 15 Переходных положений Земельного кодекса:
«до вступления в силу законов Украины о государственном земельном кадастре и о рынке земель не допускается:
а) купля-продажа земельных участков сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности, кроме изъятия (выкупа) их для общественных нужд;
б) купля-продажа или иным способом отчуждение земельных участков и изменение целевого назначения (использования) земельных участков, которые находятся в собственности граждан и юридических лиц для ведения товарного сельскохозяйственного производства, земельных участков, выделенных в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев) для ведения личного крестьянского хозяйства, а также земельных долей (паев), кроме передачи их в наследство, обмена земельного участка на другой земельный участок в соответствии с законом и изъятием (выкупом) земельных участков для общественных нужд.
Купля-продажа или иным способом отчуждение земельных участков и земельных долей (паев), определенных подпунктами «а» и «б» этого пункта, внедряется при условии вступления в силу законов Украины о государственном земельном кадастре и о рынке земель, определив особенности обращения земель государственной и коммунальной собственности и земель товарного сельскохозяйственного производства.
Соглашения (в том числе доверенности), заключенные во время действия запрета на куплю-продажу или иным способом отчуждение земельных участков и земельных долей (паев), определенных подпунктами «а» и «б» этого пункта, в части их купли-продажи и иным способом отчуждения, а так же в части передачи прав на отчуждение этих земельных участков и земельных долей (паев) на будущее, являются недействительными с момента их заключения (удостоверения)».

Предлагаю рассмотреть вопрос, можно ли путём заключения договора мены как правочина, который не подпадает под действие моратория изменить целевое использование (функциональное назначение) земельных участков подпадающих под действие моратория и таким образом ввести их в гражданский оборот (А).
А также предлагаю рассмотреть вопросы о возможности обмена одного земельного участка на несколько земельных участков и возможности обхода заключения договора мены земельными участками, подпадающими под мораторий только в пределах одного массива или на границе смежных массивов (Б).

Б
Что касается обмена земельными участками.
В соответствии с ч. 2, 6 ст. 715 Гражданского кодекса «Каждая из сторон договора мены является продавцом того товара, который он передает в обмен, и покупателем товара, который он получает взамен» и «Законом могут быть предусмотрены особенности заключения и исполнения договора мены» соответственно. Следовательно, на мой взгляд, при обмене необходимо руководствоваться, в том числе и предписаниями ч. 1 ст. 130, ст. 131, ст. 132 Земельного кодекса.
Кроме того, Закон Украины «О порядке выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев)» от 05.06.2003 г. №899-IV (далее – Закон Украины №899 от 05.06.2003 г.) В частности в ст. 14 данного закона указано: «В случае если собственник земельного участка, который находится внутри единого массива, используемого совместно собственниками земельных участков или другими лицами для ведения товарного сельскохозяйственного производства, проявляет желание использовать принадлежащий ему земельный участок самостоятельно, он может обменять его на другой земельный участок, на границе этого или другого массива».
http://zakon.nau.ua/doc/?code=899-15
И стоит взглянуть на Приказ Государственного комитета Украины по земельным ресурсам «Об утверждении рекомендаций об обмене земельными участками, полученными собственниками земельных долей (паев) в натуре (на местности)» от 17.11.2003 г. №288. В частности в п. 2 Рекомендаций указано: «Рекомендации определяют порядок обмена земельными участками, полученными собственниками земельных долей (паев) в натуре (на местности), в случае, если собственник земельного участка, который находится внутри единого массива, используемого совместно собственниками земельных участков или другими лицами для ведения товарного сельскохозяйственного производства, изъявляет желание использовать принадлежащий ему земельный участок самостоятельно».
http://zakon.nau.ua/doc/?uid=1041.9042.0

То есть земельный участок, на мой взгляд, можно обменять только на другой равнозначный земельный участок в пределах одного массива.
Я в данном случае придерживаюсь именно такой позиции. Аналогичной позиции, как правило, придерживаются и государственные органы Украины.
Но есть и иная позиция, которую можно использовать при законном обходе так называемого моратория.

При заключении договора мены одного земельного участка на несколько земельных участков, действующее законодательство Украины, которым регулируется порядок совершения договоров мены земельных участков (ст. ст. 131, 132 ЗК Украины, ст. ст. 715, 716 Гражданского кодекса) следует трактовать так, что оно нигде не предусматривает обязанности у сторон обмениваться одним земельным участком только на один земельный участок, а поэтому согласно абз. 1 ч. 3 ст. 6 Гражданского кодекса стороны в договоре могут отступить от положений актов гражданского законодательства и урегулировать свои отношения по собственному усмотрению. Исключением является лишь абз. 2 ч. 1 ст. 6 Гражданского кодекса, согласно которому стороны в договоре не могут отступить от положений актов гражданского законодательства, если в этих актах прямо указано об этом, а также в случае, если обязательность для сторон положений актов гражданского законодательства вытекает из их содержания или из сути отношений между сторонами.
Стороны ввиду отсутствия установленной законодательно нормы о том, что нельзя обменивать один земельный участок на несколько земельных участков, этот вопрос в соответствующем договоре могут решить на свое усмотрение.
Что же касается изначально приведённых доводов о проведении мены земельными участками, которые не находятся в одном массиве, что по сути является нарушением ч. 1 ст. 14 Закона Украины № 889 от 05.06.2003 г., согласно которой установлено единое правило обмена земельными участками ТСП, а именно: одного земельного участка из середины массива на другой земельный участок на краю этого или другого массивов, то обосновывать противоположную позицию следующим.
В пп. б), п.15 Переходных положений Земельного кодекса предусмотрен «обмен земельного участка на другой земельный участок согласно закону», который касается всех земельных участков, содержащихся в данном подпункте, а ст.14 Закона Украины №889 от 05.06.2003 г. регулирует обмен земельными участками только для ведения товарного сельскохозяйственного производства и только при наличии конкретных условий, предусмотренных ст. ст. 4, 14 данного Закона.
То есть, следует полагать, что Закон №889 от 05.06.2003 г. предусматривает порядок осуществления только одного из возможных видов «обмена земельного участка на другой земельный участок в соответствии с законом», и даже ч. 2 ст. 14 этого закона указывает, что обмен земельными участками осуществляется с согласия их владельцев в соответствии с законом и заверяется нотариально.
Таким Законом, по мнению сторонников этой позиции, является Земельный кодекс Украины, который в ст. 131 отсылает к Гражданскому кодексу, согласно которому осуществляется заключение, договоров мены, в том числе и земельными участками. При этом сторонники такой позиции настаивают на том, что согласно положениям п. 3 Заключительных положений Земельного кодекса, законы и другие нормативно-правовые акты, принятые до вступления в силу настоящего Кодекса, действуют в части, не противоречащей настоящему Кодексу, то есть соответствующие положения Гражданского кодекса относительно договоров мены земельными участками имеют силу больше, чем соответствующие положения Закона №889 от 05.06.2003 г.
Таким образом, обмен земельными участками, предусмотренный в пп. б) п.15 Переходных положений Земельного кодекса осуществляется в соответствии с законом, который содержит общее правовое регулирование договоров мены, каковым и является Гражданский кодекс.
На мой взгляд, такая позиция всё же несколько слабовата и нуждается в доработке.
Кроме того, существует некое письмо Государственного комитета Украины по земельным ресурсам от 07.07.2008 г. №14-27-К1385/7242, в котором указывается, что «законодательством Украины не запрещено заключения гражданско-правовых сделок по обмену одного или нескольких земельных участков (для ведения товарного сельскохозяйственного производства или земельных участков, выделенных в натуре (на местности) собственникам земельных долей (паев) для ведения личного крестьянского хозяйства) на другой земельный участок с изменением вида использования». Далее Госкомзем указывает на следующее: «Учитывая вышеизложенное, с целью недопущения нарушения права собственности на землю считаем возможным изготовить государственный акт на право собственности на вышеуказанные земельные участки, приобретенные несельскохозяйственными предприятием по договору мены с указанием вида использования «для ведения подсобного сельского хозяйства». Поэтому, в случае заключения соответствующего договора мены земельных участков, на его основании, учитывая указанные требования Земельного кодекса Украины, заказчик — несельскохозяйственное предприятие утверждает техническое задание на разработку технической документации, на основании которого производится государственный акт на право собственности на земельный участок для ведения подсобного сельского хозяйства. При этом, в таком случае постановление Кабинета Министров Украины №502 от 11.04.02 «Об утверждении Порядка изменения целевого назначения земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц» не применяется. Земельным законодательством, не предусмотрено предоставление разрешения органов местного самоуправления или органов исполнительной власти относительно изменения целевого использования земельного участка».
Что можно сказать о письме Госкомзема, как мы все знаем, письма Госкомзема не являются документами нормативного характера, то есть это всего лишь мнение ни больше, ни меньше. Следовательно, построить убедительную правовую позицию исключительно на письме Госкомзема вряд ли получится, это нужно просто помнить.
Если стороны соответствующий договор мены земельных участков считают выгодным для себя и таким, который полностью удовлетворяет их интересы, в том числе о возможности самостоятельного использовать земельные участки по целевому использованию (функциональному назначению) согласно действующих в Украине НПА, регулирующих земельные правоотношения, а также то, что согласно ст. 64 Конституции Украины конституционные права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины. В условиях военного или чрезвычайного положения могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием срока действия этих ограничений и, учитывая, что согласно ч. 3 ст. 8 Конституции Украины ее нормы являются нормами прямого действия, и, учитывая, что на сегодняшний день в Украине не объявлялось ни военного, ни чрезвычайного положения, то право собственности граждан на землю, а именно: свободно и по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими на праве частной собственности земельными участками в соответствии с законом не может быть ограничено, то изложенная позиция имеет право на существование, более того после соответствующей доработки на применение её в правоприменительной практике.

Следует также заметить, изложенная позиция не чужда и украинским судам.

http://reyestr.court.gov.ua/pls/apex/f?p=301:2:1293012846206403::NO::P2_DC_ID,P2_DC_HAS H:10003442363%2C541EBF34CB7D463F1AE077F1E35182CE&cs=1DA5D467D13FA718C9F762CBB08E8C45B
(Решение суда первой инстанции по гражданскому делу №2-2286-2008р от 02.10.2008 г.)

http://reyestr.court.gov.ua/pls/apex/f?p=301:2:1293012846206403::NO::P2_DC_ID,P2_DC_HAS H:10001780225%2CD9F3F72133331EBDE9E5A474D9D8BDB6&cs=197159F888319F7AD5EA76DD36114EC91
(Решение суда первой инстанции по гражданскому делу №2-305\2008 от 30.01.2008 г.)

Таким образом, сегодня является вполне возможным и допустимым при заключении договора мены, например земельных участков с целевым использованием (функциональным назначением) для ведения товарного сельскохозяйственного производства изменить их целевое использование (функциональное назначение) на такое как для ведения садоводства, поскольку и земельные участки для ведения ТСП и для ведения садоводства относятся к категории земель с целевым назначением – земли сельскохозяйственного назначения. Следовательно, земельный участок с изменённым целевым использованием (функциональным назначением) будет введён в гражданский оборот, хотя п. 12 Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно предотвращения негативных последствий влияния мирового финансового кризиса на развитие агропромышленного комплекса» предусмотрено: «Предусмотреть запрет на продажу земель сельскохозяйственного назначения до 1 января 2010 года».
Однако даже при ограничении, приведённом выше земельные участки для ведения ТСП, ЛКХ (паевые) для ведения фермерского хозяйства то есть те которые подпадают под действие п. 15 Переходных положений Земельного кодекса, после изменения их целевого использования (функционального назначения) например на — для ведения садоводства входят в гражданский оборот.

Что скажете коллеги, касательно правомерности изложенной позиции?
Интересны замечания указанной позиции, комментарии, возможно у кого-то есть другие способы, идеи, мысли, предложения законного обхода действующего неконституционного моратория предусмотренного п. 15 Переходных положений Земельного кодекса.

Оформляем землю правильно

На вопросы читателей ответил и.о. начальника главного управления Госзем-агентства Украины в Днепропетровской области Владимир БЕЗКРОВНЫЙ

— Здравствуйте, Владимир Николаевич, Анатолий Тихонович звонит. Проживаю на жилмассиве Клочко областного центра. Свой дачный участок оформил в 1998 году. Сейчас хочу его продать. Какие документы необходимы для этого?

Владимир Бескровный: «Если возникли вопросы при оформлении земельного участка, обращайтесь. Наши специалисты принимают каждый вторник»

— Вам следует обратиться в Днепропетровское городское управление земельных ресурсов и заказать выписку из государственного земельного кадастра, получить справку о нормативной стоимости земельного участка, занести ваш участок в госреестр. В Днепропетровских городских земельных ресурсах вам разъяснят, какие действия необходимы, чтобы оформить все, поэтапно. Кстати, у вас должен быть
госакт оранжевого цвета. Он сегодня действителен.

— Добрый день, меня зовут Игорь. Недавно появилась информация, что для участников АТО в Днепропетровской области будут выделять землю. Скажите, как это будет происходить? Есть ли резерв земли, где находятся эти участки?

— Выделение земельных участков будет осуществляться согласно статье 121 Земельного кодекса Украины под целевое назначение — жилищное строительство. Участники АТО должны будут обратиться к мэру города с заявлением о выделении участка под застройку дома (10 соток). Выбирать землю можно на территории всей области, но при наличии земельных участков. Для тех, кто проживает в Днепропетровске, земля будет выделяться не только в черте города, но, при желании, и в любом населенном пункте Днепропетровщины.

— Алло, я — Надежда Филипповна. В Приднепровске у меня приватизированная дача, но у нее нет кадастрового номера. Мне сказали, что надо заплатить 3 тысячи гривен и полгода подождать — тогда номер появится. Но моя пенсия составляет всего одну тысячу гривен. Как мне получить кадастровый номер?

— Ваш земельный участок, по всей видимости, выделен в садовом товариществе. Для того, чтобы оформить кадастр, необходимо подготовить обменный файл. Для подготовки обменного файла следует подготовить определенную документацию – ее стоимость определяется согласно существующей смете. Такую большую сумму вам, видимо, назвали частные фирмы — лицензиаты, но у нас есть и государственные землеустроители, где оформление обойдется дешевле. Эту услугу оказывает центр Государственного земельного кадастра (ГЗК), который находится по адресу: ул. Комсомольская, 58 (четвертый этаж). Вы можете позвонить в приемную центра ГЗК по телефону (056) 742-89-49.

— Меня зовут Антонина Петровна, здравствуйте. Проживаю в Днепропетровском районе в селе Чумаки. Мы отдали документы на оформление кадастрового номера нашего земельного участка в поселок Юбилейный в институт землеустройства и пять месяцев их ждали. Потом наши документы (на присвоение кадастра) передали на ул. Комсомольскую, 58, где сообщили, что забрать их можно 22 августа, но лучше прийти 23-го (лишь потом выяснилось, что этот день выпадает на субботу). Зачем людей обманывать? Какой официальный срок оформления кадастрового номера?

— По закону срок выполнения этих услуг определяется шестью месяцами. Значит, вам успели оформить документы в указанный срок. Мы ваши данные записали и выясним, почему вам назначили такую дату. Здесь следует сказать, что в районных отделениях земельных ресурсов могут назначать дату посещения на субботу (они работают и по субботам). Если в указанные дни вам не выдадут документы, вы можете позвонить мне лично на телефон приемной по номеру (056) 742-84-44. Перед тем, как звонить, подготовьте входящий номер вашей документации.

— Анатолий Агапиевич из Днепропетровска звонит. Подскажите, можно ли приватизировать землю, на которой находится мой гараж?

— В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Украины передача земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц, предоставление земельных участков в пользование из земель коммунальной собственности относится к полномочиям городских советов.

В Днепропетровске таким органом является Днепропетровский городской совет. Значит, для рассмотрения вашего вопроса необходимо обратиться с соответствующим заявлением непосредственно в Днепропетровский горсовет.

— Добрый день, Сергей звонит. Скажите, есть ли сроки оформления земельных участков? И если неправильно замерян участок соседей, тогда как быть со сроками? Когда мы пришли оформлять в Госземагентство документы, там и выяснилось, что участок соседа наслаивается на мой.

— Срок оформления документов определяется вашим договором и согласно Земельному кодексу составляет шесть месяцев. Что касается накладок земельных участков — такие случаи, к сожалению, далеко не единичны. В Госземагентстве области выделен специальный день — четверг, когда решаются именно вопросы накладок земельных участков.

— Алло, Петропавловский район беспокоит. У нас имеются два земельных пая, которые сейчас находятся в аренде у фермера. Один пай мы хотим продать. Подскажите, пожалуйста, как это сделать, и сколько ориентировочно он стоит?

— В Украине до 2016 года наложен мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения. Возможно, потом появится ряд законов, которые позволят продавать земли сельскохозяйственного назначения. Сейчас же продажа запрещена.

— Можете ли сказать, какова сегодня арендная плата земли?

— Сегодня аренда земли составляет не менее 3 процентов от нормативной стоимости земельного участка (пая). Нормативная стоимость каждого участка разная. Но в среднем по области она составляет 22 тысячи гривен за один гектар.

— Здравствуйте, я — Вера Ивановна, проживаю в Магдалиновском районе. Предприятие “Олимпик-Агро” взяло в аренду наши паи, пообещав оформить их – присвоить кадастровые номера. Через какое-то время нам сообщили, что документы оформлены, и даже назвали кадастровые номера, но на руки нам никаких бумаг не выдали. Чуть позже мы поинтересовались – на сайте наших кадастровых номеров нет. И мы не можем нигде добиться, чтобы нам выдали выписку. Как быть?

— Вам следует обратиться в Магдалиновский отдел Госземагентства (отдел кадастра) с заявлением, в котором попросите сообщить, присвоен ли кадастровый номер вашему земельному участку (в заявлении обязательно укажите сообщенный вам номер). В ответе вам должны подтвердить, присвоен ли кадастровый номер вашему паю.

— Валентина Николаевна звонит, добрый день. В Сурско-Литовском мы купили хату. Вначале все было в порядке, пока на второй половине участка не появились соседи. Распахали наш огород. Дело дошло до суда. Но даже по решению суда не можем добиться справедливости. Землеустроители утверждают, что при определении границы земельного участка должны присутствовать обе стороны, но вторая сторона игнорирует работников земельных ресурсов. Куда обращаться, чтобы решить эту проблему?

— Чтобы не возникало подобных вопросов, необходимо оформить документы на землю. Но в любом случае вам следует обратиться в сельсовет: спорные вопросы по разделению границы земельного участка находятся в компетенции этих органов власти. Они присутствуют на местах, могут выехать к вам в любое время, разобраться с документами и определить границы вашего участка. Если там у вас не получится решить вопрос– приходите к нам на прием: проспект Кирова, 2, кабинет 327 с 9 до 17.00 (обеденный перерыв с 13.00 до 14.00). Каждый вторник вы можете консультироваться у специалистов управления по земельным вопросам.

— Алло, меня зовут Станислав Викторович. Пошел я оформлять кадастровый номер на свой земельный участок, а мне сообщили, чтобы я готовил 3,5 тысячи гривен. Мне 85 лет, у меня нет такой возможности. Скажите, есть ли какие-то льготы для людей при оформлении кадастра?

— К сожалению, никаких льгот при оформлении кадастрового номера не предусмотрено. Единственное, что можно сделать гражданам льготной категории, – обратиться за компенсацией в органы местной власти.

— У моей мамы в Новомосковском районе есть земельный участок, который пока еще не оформлен. Он ей достался от родителей. Собрались оформлять, но не знаем, с чего начать. Подскажите, пожалуйста!

— Если ваш земельный участок находится на территории определенного населенного пункта, вначале вам необходимо обратиться в местные органы (сельсовет) с заявлением об отводе участка земли, который вы хотите оформить. Получив решение сельсовета, вы должны заказать проект в любой землеустроительной организации (в течение шести месяцев вам его подготовят). Потом необходимо получить кадастровый номер на этот участок.

— Скажите, а сколько может стоить такое оформление?

— Стоимость землеустроительных работ, которые выполняют фирмы-лицензиаты (частные фирмы), договорная. Есть и государственные органы, такие как центр Государственного земельного кадастра (ГЗК), который находится по адресу: ул. Комсомольская, 58. В Днепропетровской области есть отделение антимонопольного комитета, специалисты которого могут вмешаться в ситуацию, если с вас потребуют большую сумму, чем вы договорились. Государственный налог при оформлении документов составляет 120 гривен.

— Здравствуйте, говорят, что в следующем, 2015 году, оформление земли в Украине будет приостановлено. Действительно ли так? Дело в том, что я часть своей земли оформила, а вторую часть еще нет.

— Пока никаких нормативных документов относительно приостановки приватизации земельных участков на законодательном уровне не предвидится. Даже проекта нет. Слухи такие ходят не первый год, но они не имеют под собой никакой почвы. Земельный кодекс в Украине действует без сроков.

— Добрый день, мы проживаем в частном доме в Днепродзержинске. С соседями у нас общий двор, общий вход. Скажите, можно ли как-то разделить нашу общую собственность? Земля у нас приватизирована.

— Законодательством Украины не предусмотрено решение в таких случаях. Есть такие вещи, которые разделить невозможно. Вам с соседями следует определить общую территорию, которая будет в совместной собственности для общего пользования. Если же у вас конфликт, и этот вопрос мирно разрешить невозможно, обратитесь в суд. Но лучше все же постараться решить его мирным путем.

— А какие еще земельные участки может оформить человек?

— В статье 121 Земельного кодекса Украины говорится, что граждане Украины имеют право на бесплатную передачу им земельных участков из земель государственной или коммунальной собственности в следующих размерах:

а) для ведения фермерского хозяйства — в размере земельной части (пая), определенной для членов сельскохозяйственных предприятий, расположенных на территории сельского, поселкового, городского совета, где находится фермерское хозяйство. Если на территории сельского, поселкового, городского совета расположено несколько сельскохозяйственных предприятий, размер земельной части (пая) определяется как средний по этим предприятиям. В случае отсутствия сельскохозяйственных предприятий на территории соответствующего совета размер земельной доли (пая) определяется как средний по району;

б) для ведения личного крестьянского хозяйства — не более 2 гектаров;

в) для ведения садоводства — не более 12 соток;

г) для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок) в селах — не более 25 соток, в поселках — не более 15 соток, в городах — не более 10 соток;

д) для индивидуального дачного строительства — не более 10 соток;

е) для строительства индивидуальных гаражей — не более одной сотки.

Популярное:

  • Продам земельный участок промышленного назначения тверь Купить земельный участок в Твери 04.09.2018 23:20 | Купить участок большой площади в Твери Участок 1,8 га г. Тверь Предлагается к продаже участок 2 га под строительство многоэтажного жилого комплекса, расположенный в Московском районе г. Твери. Участок […]
  • Госпошлина в мировой суд нк Статья 333.19 НК РФ. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями СТ 333.19 НК РФ. 1. По делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с […]
  • Как написать заявление на увольнение из за начальника Увольнение: 5 типичных ошибок Вы решили уволиться. И уже вынашиваете в голове тайный план успешного трудоустройства в другую компанию. Может быть, вас уже ждет новое рабочее место. Но как безболезненно расстаться со старым? Как получить при увольнении расчет […]
  • Расчет цены иска и государственной пошлины Расчет цены иска и государственной пошлины Суды придерживаются следующей позиции: Госпошлина рассчитывается от суммы, на которую уменьшается размер алиментов (от цены иска). Пример расчета размера госпошлины в суд при обращении с иском об уменьшении размера […]
  • Сколько платить алименты на 4 детей Алименты на четверых детей Глава 13-я Семейного кодекса регламентирует назначение и правила взыскания выплат алиментов на детей. Однако в ней нет четких разъяснений относительно того, как их взыскивать, если детей больше, чем трое. Поэтому стоит разобраться […]
  • Мировой суд г Стерлитамака Мировой суд г Стерлитамака Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан Телефон: (3473) 23-49-00 Судебный участок № 1 по г. Стерлитамак РБ Мировой судья: Нафикова Гульнара Фаритовна Эл. почта: [email protected] Телефон: (3473) 23-54-43 Судебный […]
  • Энергетиков 15 челябинск мировой суд Постановление Главы города Челябинска № 182-п от 03.05.2018 ГЛАВА ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА ПОСТАНОВЛЕНИЕ О внесении изменений в постановление Главы города Челябинска от 17.09.2008 № 238-п В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона Челябинской области от 31.08.2000 […]
  • Коап ст 74 Статья 23.74. Банк России СТ 23.74 КоАП РФ 1. Банк России рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.53 - 5.55, частями 1, 3 и 4 статьи 13.25, частью 1 статьи 14.4.1, частями 1 - 5 и 7 - 9 статьи 14.24, статьями 14.29, […]
Как продать пай в днепропетровской области