Экологические права граждан ответственность за экологические правонарушения

Экологические права граждан ответственность за экологические правонарушения

Эколого-правовая ответственность является разновидностью общеюридической ответственности, но в то же время отличается от иных видов юридической ответственности.

Эколого-правовая ответственность рассматривается в трех взаимосвязанных аспектах:

· как государственное принуждение к исполнению требований, предписанных законодательством;

· как правоотношение между государством (в лице его органов) и правонарушителями (которые подвергаются санкциям);

· как правовой институт, т.е. совокупность юридических норм, различных отраслей права (земельного, горного, водного, лесного, природоохранного и др.). Экологические правонарушения наказываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Конечная цель экологического законодательства и каждой отдельной его статьи заключается в охране от загрязнения, обеспечении правомерного использования окружающей среды и ее элементов, охраняемых законом. Сферой действия экологического законодательства являются окружающая среда и ее отдельные элементы. Предметом правонарушения признается элемент окружающей среды. Требования закона предполагают установление четкой причинной связи между допущенным нарушением и ухудшением окружающей среды.

Субъектом экологических правонарушений является лицо, достигшее 16-летнего возраста, на которое нормативно-правовыми актами возложены соответствующие должностные обязанности (соблюдение правил охраны окружающей среды, контроль за соблюдением правил), либо любое лицо, достигшее 16-летнего возраста, нарушившее требования экологического законодательства.

Для экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:

· причинение экологического вреда (или реальная угроза) либо нарушение иных законных прав и интересов субъекта экологического права;

· причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.

Ответственность за экологические правонарушения служит одним из основных средств обеспечения выполнения требований законодательства по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов. Эффективность действия данного средства во многом зависит, прежде всего, от государственных органов, уполномоченных применять меры юридической ответственности к нарушителям экологического законодательства. В соответствии с российским законодательством в области охраны окружающей среды должностные лица и граждане за экологические правонарушения несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую, материальную ответственность, а предприятия – административную и гражданско-правовую.

Дисциплинарная ответственность наступает за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение экологических нормативов и иных требований природоохранительного законодательства, вытекающих из трудовой функции или должностного положения. Дисциплинарную ответственность несут должностные лица и иные виновные работники предприятий и организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами (ст. 82 Закона «Об охране окружающей природной среды»). К нарушителям в соответствии с Кодексом законов о труде (с изменениями и дополнениями от 25 сентября 1992 г.) могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение с работы, другие наказания (ст. 135).

Материальная ответственность также регулируется Кодексом законов о труде РФ (ст. 118–126). Такую ответственность несут должностные лица и иные работники предприятия, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Применение административной ответственности регулируется как природоохранительным законодательством, так и Кодексом РСФСР об административных правонарушениях 1984 г. (с изменениями и дополнениями). Закон «Об охране окружающей природной среды» расширил перечень составов экологических правонарушений, при совершении которых виновные должностные, физические и юридические лица несут административную ответственность. Такая ответственность наступает за превышение предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду, невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключении экологической экспертизы, предоставление заведомо неправильных и необоснованных заключений, несвоевременное предоставление информации и предоставление искаженной информации, отказ от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановке и т.д.

Конкретный размер штрафа определяется органом, налагающим штраф, в зависимости от характера и вида правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда. Административные штрафы налагаются уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора РФ. При этом постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в суд или арбитражный суд. Наложение штрафа не освобождает виновных от обязанности возмещения причиненного вреда (ст. 84 Закона «Об охране окружающей природной среды»).

В новом Уголовном кодексе РФ экологические преступления выделены в отдельную главу (гл. 26). В нем предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил экологической безопасности при производстве работ, нарушение правил хранения, утилизации экологически опасных веществ и отходов, нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими или другими биологическими агентами или токсинами, загрязнение вод, атмосферы и моря, нарушение законодательства о континентальном шельфе, порчу земли, незаконную добычу водных животных и растений, нарушение правил охраны рыбных запасов, незаконную охоту, незаконную порубку деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение лесных массивов.

Применение мер дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за экологические правонарушения не освобождает виновных лиц от обязанности возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением. Закон «Об охране окружающей природной среды» стоит на той позиции, что предприятия, организации и граждане, причиняющие вред окружающей среде, здоровью или имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с действующим законодательством (ст. 86).

Гражданско-правовая ответственность в сфере взаимодействия общества и природы заключается главным образом в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный вред в результате нарушения правовых экологических требований.

Ответственность за экологические правонарушения выполняет ряд основных функций:

· стимулирующую к соблюдению норм права окружающей среды;

· компенсаторную, направленную на возмещение потерь в природной среде, возмещение вреда здоровью человека;

· превентивную, заключающуюся в наказании лица, виновного в совершении экологического правонарушения.

Экологическое законодательство предусматривает три уровня наказания: за нарушение; нарушение, повлекшее значительный ущерб; нарушение, повлекшее смерть человека (тяжкие последствия). Смерть человека вследствие экологического преступления оценивается законом как неосторожность (совершенное по небрежности или легкомыслию). Видами наказаний при экологических нарушениях могут быть штраф, лишение права занимать определенные должности, лишение права заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы.

Одним из самых тяжких экологических преступлений является экоцид – массовое уничтожение растительного мира (растительных сообществ земли России или отдельных ее регионов) или животного мира (совокупность живых организмов всех видов диких животных, населяющих территорию России или определенный ее регион), отравление атмосферы и водных ресурсов (поверхностные и подземные воды, которые используются или могут быть использованы), а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Общественная опасность экоцида состоит в угрозе или нанесении огромного вреда окружающей природной среде, сохранению генофонда народа, животного и растительного мира.

Экологическая катастрофа проявляется в серьезном нарушении экологического равновесия в природе, разрушении устойчивого видового состава живых организмов, полном или существенном сокращении их численности, в нарушении циклов сезонных изменений биотического кругооборота веществ и биологических процессов. Мотивом экоцида может быть ложно понятые интересы военного или государственного характера, совершение действий с прямым или косвенным умыслом.

Успех в наведении экологического правопорядка достигается постепенным наращиванием общественного и государственного воздействия на злостных правонарушителей, оптимальным сочетанием воспитательных, экономических и правовых мер.

Экология природных ресурсов

Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Юридическая ответственность за экологические правонарушения является одной из форм государственного принуждения; ее задача – обеспечить реализацию экологических интересов в принудительном порядке. Наиболее успешно эта задача решается в тех субъектах Российской Федерации, которые имеют в своем составе межрайонные природоохранные прокуратуры.

Наибольшее число экономических правонарушений связано с охраной и использованием животного мира (охота и рыболовство) и с охраной атмосферного воздуха.

Общий критерий всех экологических нарушений – причинение вреда окружающей природной среде. В тех случаях, когда вред наносят не природной среде, а среде обитания человека, например, сверх нормативов загрязняют воздух в производственных помещениях, говорят о санитарных правонарушениях.

Экологические правонарушения, не относящиеся к категории общественно опасных, именуют экологическим проступком. Если же они представляют общественную опасность, посягают на экологическую безопасность общества, причиняют ощутимый вред окружающей природной среде и здоровью человека, их относят к категории экологических преступлений.

Согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды» (2002) различают следующие виды ответственности за экологические правонарушения: дисциплинарную, административную, уголовную, материальную.

Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарные наказания (предупреждение, выговор, строгий выговор, понижение в должности и в окладе, увольнение с работы) налагаются на должностные лица, рабочих и служащих руководителем предприятия, организации, учреждения за невыполнение ими своих производственных обязанностей, связанных с правовой охраной окружающей природной среды.

При этом следует учитывать два важных момента: 1) дисциплинарная ответственность может наступить лишь за нарушение экологических правил, исполнение которых входило в круг должностных обязанностей нарушителя. Так, например, нельзя привлекать к ответственности водителя за выпуск в эксплуатацию автомобиля, у которого содержание загрязняющих веществ превышало установленные нормы, поскольку исполнительный контроль за этот выпуск не входит в число водительских обязанностей; 2) недопустимо наказывать в дисциплинарном порядке лиц, которые нарушают экологические правила во внерабочее время.

Административная ответственность

К административной ответственности могут быть привлечены организации, предприятия, должностные лица, отдельные граждане. Административная ответственность устанавливается за противоправное действие или бездействие, нарушающее законодательство об охране окружающей природной среды. К их числу относятся порча, повреждение, уничтожение природных объектов, несоблюдение экологических требований при захоронении вредных веществ и т.д.

Наиболее распространенная мера административного взыскания – денежный штраф. Согласно «Кодексу РФ об административных правонарушениях» (2001) в административном порядке за экологические правонарушения налагаются штрафы -на граждан – 1-25-кратный минимальный размер оплаты труда (МРОТ), установленной в РФ;

  • на должностных лиц 3-200-кратный размер МРОТ;
  • на юридических лиц 30-3000-кратный размер МРОТ.

Кроме того, применяются предупреждения, общественное порицание, изъятие орудий и средств совершения правонарушения, конфискация незаконно добытой продукции и т.д.

Уголовная ответственность

За экологические правонарушения, которые отличаются наивысшей степенью общественной опасности и тяжелыми последствиями, предусмотрена уголовная ответственность (лишение свободы, конфискация имущества, крупный денежный штраф и т.п.). Применение мер этого вида ответственности за экологические преступления определяется Уголовным кодексом. Единственным основанием назначения уголовного наказания является приговор суда.

К тяжелым экологическим преступлениям относится, например, умышленное уничтожение или повреждение лесных массивов путем поджога. Менее тяжкими преступлениями считаются загрязнение водоемов и атмосферного воздуха, незаконная порубка леса, незаконная охота и некоторые другие.

Имущественная ответственность

Все предприятия и граждане, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу других граждан и народному хозяйству, обязаны возместить его в полном объеме. Должностные лица, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, несут имущественную ответственность.

Экологические права граждан ответственность за экологические правонарушения

Экологические права граждан закреплены в следующих международных и государственных нормативных документах.

В международном законодательстве это: Декларация Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде 1972 г.; Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г.; Декларация Рио-де-Жанейро (Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г.); Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (принята Советом Европы 4 ноября 1950 г., вступила в силу 3 сентября 1953 г., ратифицирована Государственной Думой РФ 20 февраля 1998 г.).

В Декларации прав и свобод человека и гражданина определены следующие права:

• право каждого на экологическую информацию: «государственные органы, учреждения и должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом» (ст. 31);

• право каждого на судебную защиту его прав и интересов (ст. 32).

В Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод определены следующие экологические права:

• право на свободу мирных собраний и свободу ассоциаций с другими (ст. 11);

• право каждого человека на жизнь (ст. 2). В Конституции РФ закреплены следующие экологические права:

• земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9);

• право граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29);

• владение, использование и распоряжение землей и другими ресурсами осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36);

• в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряется деятельность, способствующая экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (ст. 41);

• каждый гражданин имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды (ст. 42);

• каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).

В экологическом законодательстве определены права, закрепленные в природоохранительных нормативных правовых актах, таких как: Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды», ст. 11 и 12;

Федеральный закон 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Основы законодательства об охране здоровья граждан от 18 июня 1993 г.; Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. «Об экологической экспертизе»;

Федеральный закон от 9 января 1996 г. «О радиационной безопасности населения» и т. п.

• участие в проведении государственной и общественной экологических экспертиз (Федеральный закон «Об экологической экспертизе»);

• участие в общественных слушаниях в рамках оценки воздействия на окружающую природную среду (Положение об ОВОС в РФ, утвержденное приказом Минприроды РФ от 18 июля 1994 г.);

• участие непосредственно и (или) через своих представителей в управлении государственными делами в сфере охраны окружающей природной среды, в принятии экологически значимых решений;

• условия труда, отвечающие требованиям экологической безопасности;

• охрану здоровья от вредного воздействия факторов окружающей среды, право требовать их рассмотрения;

• участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях и демонстрациях, референдумах по охране окружающей природной среды.

В блоке природно-ресурсного законодательства обозначен спектр специальных экологических прав граждан-природопользователей:

• права на земельные участки, примыкающие к поверхностным водным объектам; права на обособленные водные объекты; права общего пользования водными объектами и т. п. (ст. 12, 43, 92 Водного кодекса РФ от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ);

• право на использование недропользователями земельных участков для предпринимательской деятельности, которая соответствует цели, обозначенной в лицензии и не противоречащей законодательству РФ (Закон РФ от 21 февраля 1992 г. «О недрах»);

• право на пребывание в лесах для отдыха, сбора в личное пользование дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, минерально-технического сырья, участие в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях (Лесной кодекс РФ, ст. 21, 82, 86);

• права по охране и использованию животного мира (Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», ст. 10, 40, 48, 49);

• права землепользователей (Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г., ст. 52, 54, 55).

Основные экологические права граждан распространяются на всех физических лиц, проживающих на территории России, и закреплены одновременно в нескольких нормативных актах. Это право на:

• благоприятную для жизни и здоровья окружающую природную среду;

• создание экологических общественных объединений (Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях»);

• судебную защиту своих экологических прав (право на обращение с исками: о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическим правонарушением, негаторный иск о прекращении экологически вредной деятельности и т. п.). Соответствующая норма содержится в Конституции РФ (ст. 46), Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (ст. 11) и в Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Каждый гражданин может реализовать свои экологические права как самостоятельно, так и путем создания и участия в общественных объединениях. Исходя из этого, экологические права граждан транспонируются в следующие экологические права общественных объединений:

• право на создание общественных экологических фондов, определение порядка их функционирования и расходования средств;

• право требовать от государственных органов и органов местного самоуправления предоставления полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране;

• право на проведение общественной экологической экспертизы;

• право на проведение общественного экологического контроля;

• право на обращение в суд или административные органы с заявлениями о привлечении к ответственности лиц за экологические правонарушения;

• право на предъявление в суды исков о возмещении ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан;

• иные права, предусмотренные законом. Осуществление экологических прав всегда связано с выполнением всеми определенных ответных обязанностей перед обществом и государством. Исходя из этого, граждане и юридические лица несут общие и отраслевые (специальные) экологические обязанности.

Общие экологические обязанности:

• охрана и рациональное использование природы и окружающей среды;

• восстановление нарушенных экосистем животных и растительности;

• предупреждение экологических правонарушений;

• соблюдение экологических требований (нормы, правила, нормативы качества окружающей природной среды);

• уплата установленных налогов и сборов, предусмотренных для финансирования природоохранных и природовосстановительных мероприятий;

• выполнение соответствующих экологических предписаний и постановлений государственных органов и их должностных лиц;

• содействие экологическому воспитанию подрастающего поколения и повышению экологической культуры населения;

• иные обязанности, предусмотренные законом. Отраслевые (специальные) экологические обязанности:

• соблюдение правил пожарной безопасности в лесах и т. п. (ст. 83 Лесного кодекса РФ от 29 января 1997 г. № 22-ФЗ);

• сохранение природных ландшафтов особо охраняемых природных территорий;

• не допускать уничтожения или разорения мест обитания животных, птиц, рыб, насекомых и иных живых существ (Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», ст. 40);

• пользование землей и иными природными объектами в соответствии с экологическим законодательством РФ (ст. 53 Земельного кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 г.);

• соблюдение стандартов, регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод (ст. 92 Водного кодекса РФ от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ);

• экологически безопасное ведение работ при строительстве и разработке недр.

Каждый гражданин обязан принимать участие в охране окружающей природной среды, повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, соблюдать требования природоохранительного законодательства и установленные нормативы качества окружающей природной среды. Если же они нарушаются, то виновный несет ответственность, которая подразделяется на уголовную, административную, дисциплинарную и материальную.

За наиболее тяжелые нарушения (поджог леса и т. п.) виновный может быть подвергнут уголовному наказанию (лишение свободы, наложение крупных денежных штрафов, конфискация имущества). Чаще применяется административная ответственность (наложение штрафа на отдельных лиц и на предприятия в целом), она наступает в случаях порчи или уничтожения природных объектов, загрязнения природной среды, невыполнения мер по восстановлению нарушенной окружающей среды, браконьерства. Должностные лица могут подвергаться дисциплинарной ответственности (полное или частичное лишение премий, понижение в должности, выговор или увольнение) за невыполнение природоохранных мероприятий и несоблюдение экологических нормативов. Выплата штрафа не освобождает от материальной гражданско-правовой ответственности (возмещение причиненного загрязнением или нерациональным использованием природных ресурсов вреда окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству).

Закон «Об охране окружающей природной среды» формулирует также экологические требования при строительстве и эксплуатации различных объектов, показывает экономический механизм охраны окружающей среды, провозглашает принцип международного сотрудничества в этой области.

Несмотря на то, что природоохранительное законодательство обширное и разностороннее, на практике оно действует недостаточно эффективно. Одна из важнейших причин этого — несоответствие тяжести наказания тяжести преступления (низкие ставки взимаемых штрафов: для должностного лица — от трехкратного до двадцатикратного размера минимальной месячной оплаты труда; для рядовых граждан — до десятикратного размера минимальной оплаты труда), ведь часто невозможно возместить нанесенный вред — он может достигать многих миллионов рублей или вообще не поддаваться денежному измерению. За год в стране рассматривается не более 20 дел по ответственности за загрязнение воздуха и воды, повлекшее тяжелые последствия, да и дела по браконьерству не превышают 1,5 тыс. в год, что гораздо меньше реального количества правонарушений. Правда, в последнее время наметилась тенденция роста этих цифр.

Другие причины слабого действия природоохранительного законодательства — недообеспеченность предприятий техническими средствами для очистки сточных вод и загрязненных газов, а проверяющих организаций — приборами для контроля за загрязнением окружающей среды.

Большое значение имеет низкая экологическая культура населения, незнание основных природоохранных требований, снисхождение к нарушителям, отсутствие навыков отстаивания своих прав на здоровую окружающую среду. Таким образом, необходима разработка правового механизма защиты экологических прав человека (конкретизирующих эту часть закона, подзаконных актов), обращение с жалобами в прессу и вышестоящие инстанции, иски в судебные органы. Ведь если каждый человек, чье здоровье подорвано из-за выбросов какого-то предприятия, подаст иск в суд или прокуратуру с требованием материального возмещения ущерба, оценив свое здоровье в крупную сумму, предприятия будут вынуждены принять меры к снижению загрязнения.

Экологические права граждан ответственность за экологические правонарушения

В теории права признается, что субъективное право (т.е. право, принадлежащее тому или иному субъекту) представляет собой единство трех возможностей:

во-первых, вид (и объем) возможного поведения самого обладателя субъективного права;

во-вторых, возможность требовать соответствующего поведения (совершения известных действий или, напротив, воздержания от действий) от других (обязанных) лиц;

в-третьих, возможность прибегнуть в необходимых случаях к содействию государственного аппарата для осуществления второй возможности.

Ограниченность, а тем более отсутствие любой из этих возможностей, делает ущербным то или иное субъективное право, порождает лишь видимость в обеспечении личности определенными социальными благами. В свете этих обстоятельств встает вопрос о соразмерности, сбалансированности отражения в национальном законодательстве прав и обязанностей человека в области охраны окружающей природной среды, поскольку активность личности в исполнении обязанностей по охране природы зависит, кроме иных факторов, и от системы корреспондирующих им прав и законных интересов, степени их обеспеченности в исполнении и реализации. Учитывая, что история признания права на благоприятную окружающую среду в качестве основного права человека формально насчитывает лишь три десятилетия, эффект от его применения, его обязывающая для государственных органов сила также различны и не всегда ясны в разных странах и правовых системах. Более того, это право во многих случаях выступает в качестве объекта ограничения, когда законодатель, не имея возможности видоизменить конституционные гарантии, пользуется своим правом ограничить и определить область применения и содержание этого права. В условиях все возрастающего воздействия человека на окружающую его природную среду в законодательстве появляются все новые и новые запреты и обязанности экологического характера, относящиеся к гражданам, которые не всегда сопровождаются соответствующим расширением их прав. Различна также и юридическая природа правовых гарантий этого права в тех странах, которые его закрепили в своем национальном законодательстве. Например, основные права на жизнь и здоровье в Германии, Австрии и Японии выполняют только защитную функцию от вмешательства со стороны государства. А так как в этих странах до сих пор еще не было случая применения таких положений к спорам, затрагивающим экологическое право, то, соответственно, остается неясным вопрос о значении такой защитной функции. Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что одного только факта признания права на благоприятную окружающую среду в качестве основного права человека недостаточно для эффективной и удовлетворительной защиты эколого-ориентированных интересов индивида. Необходимо активное включение в работу по обеспечению этого права, среди прочего, государственных органов различного уровня и различной специальной компетенции. Это основное право должно предусматривать уважение заинтересованности индивида в благоприятном природном окружении, его право добиваться своих экологических требований посредством правовых процедур и механизмов, включающих в себя, в частности, защиту в суде или в других аналогичных инстанциях. Для реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду Закон «Об охране окружающей среды» 2002 г. предусмотрел ряд существенных полномочий граждан и общественных экологических объединений в области охраны окружающей среды.

Они включают право:

создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;

выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

осуществлять другие предусмотренные законодательством права (ст. 11).

В соответствии со ст. 18 Конституции, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. На практике же экологические права и интересы граждан часто игнорируются властями. Доказательством может служить строительство в Москве жилых массивов Марьино и Братеево на бывшей свалке отходов и на территории, прилегающей к ней. Центр Госкомсанэпиднадзора обобщил результаты исследований состояния здоровья жителей микрорайона Марьино, и отметил высокую смертность лиц наиболее активного трудоспособного возраста (40-49 лет), высокие уровни разных болезней у детей и других групп населения 8 . Очевидно, что не выполнили при этом свои обязанности по обеспечению соблюдения экологического права граждан Правительство Москвы, органы экологического контроля, государственного санитарного надзора, прокуратуры. Говоря же в целом об экологических правах граждан, следует отметить, что их практическая реализация оказывается проблематичной по ряду причин. Удовлетворение этих прав и интересов граждан осложнено кризисным состоянием экономики, невозможностью, с одной стороны, обеспечить выделение достаточных финансовых и материальных средств на охрану окружающей среды, а с другой — по экономическим соображениям закрыть экологически вредные предприятия или хотя бы ограничить их деятельность. Дополнительной серьезной причиной является низкий уровень знаний экологического законодательства, правовой культуры граждан. В защите прав граждан в области охраны окружающей среды действующее законодательство отводит существенную роль судам. Однако они практически пока мало активны и мало эффективны в данной сфере.

Ответственность за экологические правонарушения

Разделы: Экология

Методы обучения:

  • словесные (беседа);
  • наглядные (показ рисунков в презентациях, схем, таблиц);
  • игра по теме “Юридическая ответственность”.

Материально-техническое и информационное обеспечение занятия:

  • Доска классная.
  • Презентация по теме “ Юридическая ответственность, виды”.
  • Компьютерный класс, мультимедийный проектор, экран.

Материалы: 2 листа бумаги – ватман, бумага А-4, фломастеры, ручки, текст закона РФ “Об охране окружающей среды” (4 полных текста и копии статей 75 – 78 на каждого ученика), “Лесной кодекс РФ”, “Водный кодекс РФ”, “Земельный кодекс РФ” и “Кодекс об административных правонарушениях”.

Схемы и таблицы по экологическому праву (Рисунок 1, 2, 3).

Листы (Рисунок 4, 5) с изображениями нарушений. Магнитофон с записями спокойной музыки. Знак отличия “Юрист” — 12 шт. (Приложение 1)

У учеников 2 тетради — для записи лекционного материала и словарь новых терминов.

Межпредметные связи: Экология, право.

Цель занятия:

  1. Способствовать повышению уровня экологических правовых знаний.
  2. Показать ученикам виды ответственности за свои проступки по отношению к природе.

После занятия учащийся должен знать:

Теоретические основы экологического права

Иметь представление о применении статей 75-78 Закона РФ “Об охране окружающей среды” к конкретным ситуациям

Должен овладеть:

  • Теоретическими основами экологического права.
  • Способами применения знаний при конкретных ситуациях.

Уметь использовать полученные знания, в своей практической общественной деятельности.

Занятие проходит в 3 этапа:

Организация работы: на доске записываем тему занятия “Ответственность за экологические правонарушения”.

Первый этап – закрепление знаний по экологическим правонарушениям и погружение в тему.

Преподаватель: Рассмотрим схему “Экологическое правонарушение”. Обратите внимание на элементы схемы и запишите их в тетрадь.


Рисунок 1.

Экологическое правонарушение – виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранное законодательство и причиняющее вред окружающей среде и здоровью человека.

Сейчас я вам расскажу, о том, что такое экологическое правонарушение, из каких составных частей оно состоит, и мы вместе попытаемся найти вид ответственности.


Рисунок 2.

Нарисуйте таблицу на 2 столбца: “Экологические правонарушения” и “Виды ответственности”

Цель: Закрепление материала ранее изученного на занятиях экологии.

Задачи: Обсуждение в малых группах (по 2 человека) вопросов: “Какие экологические нарушения. Вы можете отметить в нашем городе/селе?”.

А затем на доске 2 ученика (ведущие) ведут запись предложений учащихся.

Первый ведущий принимает по 1 предложению от группы и записывает на доске в столбце “Нарушения” по мере поступления в течение 3 мин.

Второй ведущий записывает по одному предложению от группы в столбец “Виды ответственности” (3 мин.)

Учитель предлагает учащимся выбрать из общего количества нарушений подобные и конкретизировать, затем также сгруппировать конкретные виды ответственности – для принятия мер к нарушителям.

Информация для учителя – в вашем классе может быть другой перечень.

При работе над первым заданием получаем подобную картину по предложениям учащихся:

Обязательно подводим итоги выполненного задания.

Выводы: Задание выполнено правильно, необходимо отметить, что учащиеся затронули почти все проблемы и выбрали основные санкции, направленные на устранение нарушения.

В 50% отмечены меры, связанные с устранением нарушения, основанные на законных мерах, принимаемых к нарушителю природоохранного законодательства.

Второй этап: Ознакомление с новым материалом и разбор применения закона.

Учитель: Уважаемые граждане, обратите внимание на таблицу, где дан “Перечень видов ответственности” в соответствии со статьей 75 Закона РФ “Об охране окружающей среды”.

Юридическая ответственность за нарушение природоохранного законодательства является одним из действенных средств защиты природы.

Экологическая ответственность – эколого-правовой комплекс соединяющий в себе нормы и соответствующие им отношения по возмещению и предупреждению вреда природной среде.

В нашей стране существуют различные виды юридической ответственности за правонарушения. Меры ответственности содержатся в законах (Гражданском кодексе РФ, Кодексе об административных правонарушениях и др.) Давайте полистаем законы.

(Раздать “Лесной кодекс РФ”, “Водный кодекс РФ”, “Земельный кодекс РФ”, закон РФ “Об охране окружающей среды”). Они содержат статьи с указанием какой вид ответственности применяется в этой области права, но и какая вид ответственности применяется в том или ином случае нарушения.

Это же закреплено в Законе РФ “Об охране окружающей среды”, “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” в основах законодательства РФ “О здоровье граждан”, в Законе РФ “Об основах градостроительства” и др.

Экологическое право, как отрасль права, изучает вопросы регулирования общественных отношений, связанных с использованием природных объектов.

Запишите в тетрадь определения, связанные с изучением этой темы: юридическая ответственность, виды ответственности.

Экологические правонарушения влекут за собой наступление ответственности

Виды ответственности за нарушение в области охраны окружающей среды:

  1. Имущественная ответственность;
  2. Дисциплинарная ответственность;
  3. Административная ответственность;
  4. Уголовная ответственность.

Кроме этого, в законе РФ “Об охране окружающей среды” (ст.77) предусмотрена обязанность полного возмещения вреда окружающей среде, обратите внимание, что вне зависимости от того, каким субъектом права совершено правонарушение.

Делим учащихся на малые группы (по 2 человека) и даем время обсудить ситуации, затем объединяем малые группы в 2 группы и даем время для обсуждения ситуаций.

Учащиеся чаще всего отмечают ситуации, связанные с загрязнением воздуха от котельной школы, загрязнение территории мусором, вырубкой деревьев, загрязнением воды и др.

Игра: Раздаем карточки с описанием ситуаций и копии статей Кодекса об административных правонарушениях. Слушателей делим на 4 группы.

Учащиеся 1 группы составляют схему лесонарушения (вырубка леса), определяют вид ответственности и санкцию по нарушению с использованием Кодекса об административных правонарушениях.

Группа 2 – разбирают нарушение, связанное с загрязнением воды.
Группа 3 – разбирает нарушение, связанное с загрязнением земли нефтепродуктами.
Группа 4 – разбирает нарушение, связанное с отходами

В группе рассматривают ситуацию, изучают законы и готовят презентацию.

Определение представителя для презентации от каждой группы. Задание выполняется в течение 10 мин. Звучит спокойная музыка.

Группа на листе составляет схему.

Условия: на схеме указать, какие санкции можно применить к нарушителю Слушаем презентации, без замечаний.

Информация для учителя – в вашем классе может быть другие схемы, дети творчески походят к выполнению задания.

Нарушение – вырубка леса – ответственность по “Лесному кодексу”.

Узнать, кто вырубает – Установить место вырубки.

Составить протокол об административном правонарушении.

К нарушителю – санкции по “Кодексу об административных правонарушениях”.


Рисунок 3.

Выводы: по мере погружения в задание возникают новые знания по применению института ответственности. Правильно поступают учащиеся, которые определяют нарушителя, но и вид ответственности.

При рассмотрении определения санкции рассматривается роль человека, которым нарушаются требования закона.

По окончанию выполнения данного задания нужно отметить наиболее правильно составленные схемы и наградить членов группы знаком отличия “Юрист”.

Информация учителя: кроме распределения ответственности по отраслям права, различают следующие виды: дисциплинарную, гражданско-правовую, в том числе и материальную, административную, уголовную.

Дисциплинарная ответственность (замечание, выговор, увольнение, лишение премии) – распространяется на должностные лица предприятий организаций за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником его трудовых обязанностей, связанных с осуществлением трудовых обязанностей, которые он обязан исполнять, т.е. при исполнении трудовых обязанностей.

Гражданско-правовая ответственность – имущественная ответственность по возмещению ущерба, согласно статьям 78 и 79 закона РФ “Об охране окружающей среды” предусматривается порядок компенсации вреда окружающей среды.

Материальная ответственность – это имущественная ответственность по возмещению вреда и ущерба, причиненного природе.

Гражданский кодекс РФ предусматривает не только возмещение реального вреда, но и упущенной выгоды (ст. 1064 ГК РФ). Главной особенностью гражданско-правовой ответственности, является деятельность, направленная на восстановление природы.

Административная ответственность – наступает за совершение следующих экологических правонарушений: за несоблюдение требований при строительстве, при проектировании, не соблюдение правил обращения с отходами, за не предоставлении информации, за нарушение водоохранного режима.

Уголовная ответственность, предусмотрена Уголовным кодексом РФ за совершение экологических преступлений (общественно-опасных деяний, посягающих на установленный экологический правопорядок и причиненный вред окружающей среде и здоровью человека). Возмещение вреда производится добровольно или по решению суда.

Определение вида ответственности в ситуации.

Цель – закрепить знание терминов, применить их при выполнении задания

Задачи: Определение вида ответственности проводим 2 группами учащихся

Каждая группа разбирает ситуацию, и затем проводим представление определенного вида ответственности.

Каждой группе даем листы с изображениями нарушений, предлагаем разобрать ситуацию в следующей последовательности “Составить схему экологического правонарушения. Определить вид ответственности. Представить для всех итоги рассмотрения нарушений:


Рисунок 4.

2. Вывоз мусора в неустановленное место.


Рисунок 5.

На выполнение и обсуждение задания 10 минут. Звучит спокойная музыка.

Внимание! Предупреждаем учащихся, что каждая группа внимательно следит за представлением другой и готовит свои замечания по результатам разбора и определению ответственности за нарушение другой группой.

Затем проводим разбор ситуаций – презентации групп.

Обсуждение общее 5 минут.

На практике это задание вызывает бурные дебаты.

Выводы: подчеркнуть какая из групп более глубоко и правильно разобрала вопрос экологического правонарушения, вида ответственности.

Если группа нашла в законе статью и сделала ссылку на нее, то этой группе, даем Знак “Юрист”.

Итоги занятия: “Кто может провести обобщение?” (по 1-2 минуте 3-4 человека)

Давайте подведем итоги – на занятии вы успешно работали, наиболее активные участники получили знаки отличия “Юрист” заслуженно, так как они активно обсуждали вопросы, правильно определяли ответственность за правонарушения.

Задание на дом:

  1. По дороге домой – выявить экологическое правонарушение.
  2. Определить какую ответственность можно применить.
  3. При определении санкции за нарушение, каким законом будет пользоваться?

Популярное:

  • Мошенничество ч 4 ст 159 ук рф Мошенничество ст. 159, какая ответственность и как пользоваться этой статьей для доказательства и защиты? Мошенничество определяется законом, как совершение противоправного действия, которое направлено на присвоение чужого имущества путем обмана либо […]
  • Военный комиссариат нижнекамского района Защита прав призывников и военнослужащих Работаем по всей России Список военкоматов Республики Татарстан (Казань) Военкоматы Республики Татарстан Военный комиссариат Советского района г. Казани 420088, г. Казань, ул. Журналистов, 38 Телефон: +7 (843) 279 […]
  • Пособия на третьего ребенка в воронежской области Пособия на ребенка в Воронеже Каждая женщина имеющая ребенка или вынашивающая ребенка имеет право получать от государства определенную сумму денег в виде детского пособия. Молодая мама имеет право получать пособие даже на ранних сроках беременности, когда […]
  • Ч2 ст1237 коап рф Статья 12.37. Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств СТ 12.37 КоАП РФ 1. Управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного […]
  • Управление имуществом некоммерческой организации Статья 16. Договор доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал Статья 16 . Договор доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал Информация об изменениях: Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 328-ФЗ в часть 1 […]
  • Цивильский мировой суд чувашской республики Постановление Верховного Суда Чувашской Республики - Чувашии от 11 июля 2017 г. по делу N 4А-395/2017 Постановление Верховного Суда Чувашской Республики - Чувашии от 11 июля 2017 г. по делу N 4А-395/2017 Председатель Верховного Суда Чувашской Республики […]
  • Список очередников на получение жилья в караганде Просмотр номера очереди на жилье из государственного жилищного фонда 30 календарных дней Как получить услугу онлайн Перейти по кнопке «Заказать услугу онлайн». Заполнить и отправить заявку (ЭЦП не требуется). В заявке указать регион ввести ИИН […]
  • Заявление о регистрации ип глава кфх Регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянское (фермерское) хозяйство (далее - КФХ) осуществляет предпринимательскую […]
Экологические права граждан ответственность за экологические правонарушения