Гражданского кодекса рф статья 131

Статья 131 ГК РФ. Государственная регистрация недвижимости

Новая редакция Ст. 131 ГК РФ

1. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

2. В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.

3. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.

4. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан предоставлять информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу.

Информация предоставляется в любом органе, осуществляющем регистрацию недвижимости, независимо от места совершения регистрации.

5. Утратил силу с 1 октября 2013 г.

6. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

Комментарий к Ст. 131 ГК РФ

1. Регистрация прав на недвижимое имущество — необходимое публично-правовое «сопровождение» возникновения, изменения, ограничения и прекращения вещных (в некоторых случаях — обязательственных) прав на недвижимые вещи. Государственная регистрация фиксирует, придает юридическую значимость правам на недвижимость, иными словами, носит констатирующий характер.

2. Отсутствие государственной регистрации «ничтожит» сделку, не влечет возникновения каких-либо правовых последствий.

3. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество определяется специальным законом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.

Человек еще должен сесть на землю, овладеть известной ее частью, «наречь имя свое на земле», для того чтобы земля стала его собственностью, для того чтобы и в присутствии его и в отсутствии всякий другой, подходя к его уделу, увидел его имя, на земле написанное, и признал его власть над уделом.

Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Положения ГК РФ не предусматривают обязательной регистрации права аренды недвижимого имущества. Поэтому регистрация порождаемого договором аренды недвижимого имущества обременения вещных прав арендодателя на недвижимое имущество правами арендатора производится на основании ст. 26 Закона о государственной регистрации только при регистрации самого договора аренды недвижимого имущества.

Изданный субъектом Российской Федерации или его органом нормативный акт об обязательной государственной регистрации договоров, для которых федеральным законом такая государственная регистрация не установлена, не применяется арбитражным судом как противоречащий нормам ГК РФ.

Включение сторонами в договор, не подлежащий государственной регистрации, условия о том, что он подлежит государственной регистрации и вступает в силу с момента государственной регистрации, противоречит нормам ГК. Такое условие является ничтожным в силу требований ст. ст. 168 и 180 ГК. Поэтому регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации такого договора (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 N 59).

Другой комментарий к Ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Правовой режим недвижимого имущества основан на необходимости обеспечить особую устойчивость прав на него, установить специальный порядок распоряжения им. Поэтому в соответствии с п. 1 комментируемой статьи право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре. Государственная регистрация представляет собой элемент публично-правового регулирования в частноправовых отношениях.

Законодательство, регулирующее государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, включает в себя как правовые акты, принимаемые на федеральном уровне, так и нормативные правовые акты, принимаемые субъектами Федерации.

Основополагающим нормативным актом, регулирующим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, является Закон о регистрации прав на недвижимость. Кроме того, имеется ряд подзаконных актов. Так, Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219 (СЗ РФ. 1998. N 8. Ст. 963) были утверждены Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Целью указанного реестра является создание унифицированной в пределах РФ системы записей о правах на недвижимое имущество, о сделках с ним, а также об ограничениях и обременениях этих прав. Ведение Реестра осуществляют специализированные учреждения юстиции, расположенные по месту нахождения недвижимого имущества.

Придавая особую значимость институту государственной регистрации права на объект недвижимости, законодатель установил исключительный характер его доказательственной силы. В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона о регистрации прав на недвижимость государственная регистрация является единственным доказательством существования регистрированного права. Из этого следует, что до тех пор, пока в судебном порядке не оспорено зарегистрированное право, во всех гражданских правоотношениях действует принцип незыблемости права, прошедшего государственную регистрацию. Например, если право собственности на недвижимость возникло в результате составления поддельного завещания, это обстоятельство должно быть доказано в суде. При этом во всех внесудебных отношениях по поводу права на объект недвижимости не могут быть приняты ссылки, оспаривающие зарегистрированное право, а также ссылки на доказательства, подтверждающие незарегистрированное право.

Сам термин «государственная регистрация» можно понимать в двух значениях: во-первых, как технический термин, означающий запись в ЕГРП, во-вторых, как совокупность действий, осуществляемых государственными регистрационными органами в пределах имеющихся у них полномочий.

Помимо вещных прав государственной регистрации подлежит ряд договоров с недвижимостью, однако в п. 1 комментируемой статьи об этом не упоминается (см. комментарий к п. 3 статьи).

Следует иметь в виду, что государственная регистрация как запись в ЕГРП, т.е. техническое действие, не порождает гражданских прав в отношении недвижимого имущества. Таким основанием всегда являются сделки или иные юридические факты. Ее можно рассматривать скорее как часть сложного юридического состава, в результате которого возникает право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество. При этом она не затрагивает конкретных прав и обязанностей сторон по договору.

Закон о регистрации прав на недвижимость не распространяется на имущество, отнесенное к недвижимым вещам абз. 2 п. 1 ст. 130 (см. комментарий к п. 1 ст. 130). Регистрация такого имущества осуществляется, в частности, на основании следующих специальных правовых актов:

Правил государственной регистрации судов, утвержденных Приказом Минтранса России от 26 сентября 2001 г. N 144 (РГ. 2001. 21 нояб. N 228);

Правил регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских рыбных портах, утвержденных Приказом Госкомрыболовства России от 31 января 2001 г. N 30 (БНА РФ. 2001. N 22);

Правил регистрации судов и прав на них в морских торговых портах, утвержденных Приказом Минтранса России от 29 ноября 2000 г. N 145 (БНА РФ. 2001. N 7).

2. Учет отдельных видов недвижимого имущества включает в себя кадастровый учет земельных участков, осуществляемый в соответствии с Федеральным законом «О государственном земельном кадастре» (СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 149; 2004. N 35. Ст. 3607), и технический учет зданий, сооружений, жилых и нежилых помещений, осуществляемый в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов градостроительной деятельности» (СЗ РФ. 2000. N 50. Ст. 4901) и Постановлением Правительства РФ «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» (СЗ РФ. 1997. N 42. Ст. 4787).

3. Государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество подтверждается выдачей свидетельства о государственной регистрации прав, а государственная регистрация сделок с недвижимостью подтверждается специальной регистрационной надписью на оригинале документа, выражающего содержание регистрируемой сделки (как правило, такая надпись делается на экземпляре договора). На практике договоры составляются в нескольких экземплярах и поэтому регистрационная надпись должна проставляться на всех экземплярах договора.

Право считается зарегистрированным и соответственно возникшим с момента внесения записи в Единый реестр, а не с даты выдачи свидетельства. Регистратор может внести запись о праве, например, сегодня, а свидетельство подготовить и подписать через неделю. Но собственником владелец станет с даты внесения записи в реестр, даже если свидетельство получит на руки намного позже. К тому же свидетельство можно не получать, поскольку согласно п. 3 комментируемой статьи оно выдается «по ходатайству правообладателя».

Важной информацией, содержащейся в свидетельстве, являются существующие ограничения (обременения) зарегистрированного права. Если такие ограничения (обременения) зарегистрированы в реестре на момент выдачи свидетельства, то это должно быть указано в свидетельстве. Вместе с тем, если в свидетельстве сведения об ограничениях (обременениях) отсутствуют, это не значит, что они не могли появиться позже. Поэтому наилучшим подтверждением их отсутствия является выписка из ЕГРП по данному объекту с наиболее поздней датой выдачи.

В п. 3 ст. 131 указывается на то, что регистрируется как переход прав на недвижимость, так и сделки с ней, однако нет ни слова о том, в каких случаях осуществляется регистрация сделок с недвижимостью. Таким образом, государственная регистрация признается обязательной лишь для тех сделок, в отношении которых требование о государственной регистрации прямо установлено законом. Это положение отражено и в п. 15 информационного письма Президиума ВАС РФ от 16 февраля 2001 г. N 59 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (Вестник ВАС РФ. 2001. N 4).

4. В п. 4 ст. 131 ГК установлен принцип информационной открытости регистрирующих органов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязан предоставить информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу. Причем информация предоставляется в любом органе, осуществляющем регистрацию недвижимости, независимо от места совершения регистрации. Как следует из п. 1 ст. 7 Закона о регистрации прав на недвижимость, любой гражданин, предъявивший удостоверение личности (очевидно, имеется в виду документ, удостоверяющий личность), письменное заявление с обоснованием цели запроса, может получить информацию, содержащуюся в ЕГРП, о любом объекте недвижимости (в то же время возникает вопрос о том, распространяется ли это правило на секретные объекты недвижимости). Юридическое лицо также может получить такие сведения. Для этого необходимо представить документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя.

5. В п. 5 комментируемой статьи говорится как об отказе в государственной регистрации, так и об уклонении от ее совершения. Отказ предполагает письменное уведомление заявителя о невозможности осуществления государственной регистрации с указанием оснований для отказа (об основаниях отказа в государственной регистрации см. ст. 20 Закона о регистрации прав на недвижимость). При уклонении от регистрации заявителя формально не уведомляют об отказе, однако фактически соответствующие органы бездействуют и не осуществляют в предусмотренные законом сроки регистрационные действия. Под уклонением от государственной регистрации следует также понимать отказ под надуманными предлогами в приеме документов для регистрации.

В обоих случаях заявитель имеет право обратиться в суд с иском, в котором содержится требование об осуществлении регистрации в принудительном порядке. Одновременно может быть заявлено требование о возмещении возникших в связи с таким уклонением или отказом убытков и о компенсации морального вреда, который выражается в причиненных истцу страданиях. Такие иски могут предъявляться как в суды общей юрисдикции, так и в арбитражные суды.

6. Порядок проведения государственной регистрации установлен ст. 13 Закона о регистрации прав на недвижимость. Государственная регистрация состоит из нескольких последовательно сменяющих друг друга действий (стадий).

Начинается она с представления необходимого набора документов, отвечающих требованиям вышеназванного Закона. Сами поступающие документы подлежат регистрации в специальном реестре. Помимо документов должны быть представлены доказательства оплаты регистрации. Такими доказательствами являются подлинники платежных документов. При этом на платежных документах (платежные поручения, квитанции к приходным ордерам и т.д.) обязательно указание назначения платежа. Все это составляет первую стадию регистрации.

Рассмотрение дела по существу(вторая стадия) заключается в правовой экспертизе, проверке законности сделки и в установлении отсутствия противоречий между заявляемыми и уже зарегистрированными правами на данный объект, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.

Заканчивается регистрация внесением записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, совершением надписей на правоустанавливающих документах и выдачей специального свидетельства о произведенной государственной регистрации (третья стадия).

Ст. 131 ГК РФ — Гражданский кодекс

Статья 131. Государственная регистрация недвижимости.

Как уменьшить суммы НДФЛ при продаже недвижимости?

На основании пп.5 п.1 статьи 208 НК РФ и п. 1 статьи 224 НК РФ физлицо, продавшее квартиру, дом, земельный участок или доли в указанной недвижимости, обязано выплатить в бюджет 13% от полученного дохода. Однако имеются льготы, которые позволят снизить суммы налога. Так, при продаже недвижимости, находившейся в собственности налогоплательщика-физлица свыше трех лет, платить налог вовсе не потребуется (п. 17.1 статьи 217 НК РФ), как и не потребуется заполнять соответствующую налоговую декларацию (п. 4 статьи 229 НК РФ).

Однако в таком случае важно правильно установить срок владения недвижимостью. По общему правилу он определяется, исходя из даты регистрации права собственности на имущество или долю в нем (п. 1 статьи 131 ГК РФ, п. 2 статьи 223 ГК РФ), указанной в свидетельстве о государственной регистрации. Для земельного участка сроки нахождения его в собственности физлица определяются с момента регистрации права на новый участок, полученный в результате разделения первоначального (Письмо Минфина России от 17.12.2013 N 03-04-07/55742).

Если продаваемое имущество было получено по наследству, то для определения сроков владения следует помнить, что право собственности возникает со дня смерти предыдущего собственника или с момента регистрации прав на имущество, если право собственности на общую недвижимость возникло после смерти супруга/дольщика. Для недвижимости, приобретенной при участии налогоплательщика в жилищно-строительном кооперативе, срок владения ею исчисляется с момента уплаты паевого взноса в полном объеме или даты передачи недвижимости по акту приема-передачи, если это произошло позже полной оплаты стоимости недвижимости.

14 сентября 2015

31 августа 2015

Гражданско-правовые и налоговые отношения находятся в тесной связи, поскольку большая часть обязанностей налогоплательщика перед государством вытекает именно из отношений, которые выступают предметом гражданского права. Поэтому, вступившие в силу летом нынешнего года изменения в первую часть ГК РФ влекут и последствия налогового характера. Верховный суд РФ дал по этому поводу некоторые разъяснения, так что у нас есть тема для очередного интересного разговора.

22 июня 2015

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в этой статье, а также иными способами, предусмотренными законом. Долгое время положения данной статьи толковались таким образом, что лицо, считающее свои права нарушенными и обращающееся за защитой этих прав в суд (иными словами, истец), свободно в выборе конкретного способа защиты права и самостоятельно определяет правовые средства для достижения желаемого правового результата. Однако постепенно складывалось понимание, что из всего разнообразия предусмотренных в статье 12 ГК РФ и других законах способов не всякий из них применим в той или иной конкретной ситуации и в конечном счете выбор способа защиты определяется характером спорных правоотношений, обстоятельствами нарушения прав заявителя, а в некоторых случаях способ защиты права от конкретного нарушения предопределен законом. Избрание истцом ненадлежащего способа защиты влечет от каз в удовлетворении иска, но не по причинам формального характера с указанием на то, что применению подлежал иной способ, а (в действительности) по тем мотивам, что в сложившейся ситуации используемый способ не приведет к защите нарушенного, по мнению истца, права.

Статья 131. Государственная регистрация недвижимости

1. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

2. В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.

3. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.

4. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан предоставлять информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу.

Информация предоставляется в любом органе, осуществляющем регистрацию недвижимости, независимо от места совершения регистрации.

5. Утратил силу с 1 октября 2013 г.

6. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

Комментарий к Ст. 131 ГК РФ

1. Комментируемая статья является, с одной стороны, отправной точкой, с другой — базой для законодательства, возникшего после принятия и вступления в силу части первой ГК РФ, — законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

2. Государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество, включая жилые помещения. При этом в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, что по существу означает презумпцию правильности регистрации прав. Соответственно зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке.

3. В комментируемой статье устанавливается требование, согласно которому право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество — возникновение, переход, ограничение и прекращение — подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Регистрации подлежат следующие права на недвижимость: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования (право безвозмездного срочного пользования), аренда, ипотека, сервитут, а также иные права в случаях, предусмотренных законом.

При этом ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.

Обращаем внимание на то, что законодательство именно с моментом государственной регистрации связывает возникновение и прекращение тех или иных прав на недвижимое имущество, т.е. государственная регистрация имеет не техническое, а юридическое (правообразующее) значение. Права на недвижимость, приобретаемую различными лицами, возникают на основании юридического состава, включающего два юридических факта: соглашение и акт государственной регистрации права. Только после государственной регистрации покупатели, меняющиеся, одаряемые приобретают право собственности и, следовательно, получают возможность по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться недвижимостью, а арендаторы — право владеть и пользоваться арендованным имуществом и т.д.

4. Наряду с комментируемой статьей Гражданский кодекс включает еще целый ряд норм, указывающих на необходимость государственной регистрации прав и сделок на недвижимое имущество: ст. 164 «Государственная регистрация сделок», ст. 223 «Момент возникновения права собственности у приобретателя по договору», ст. 433 «Момент заключения договора», а также другие нормы, содержащиеся как в первой, так и во второй частях Кодекса.

Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются Законом о регистрации, Правилами ведения Единого государственного реестра прав, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» , и другими нормативными правовыми актами.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1998. N 8. Ст. 963; БНА. 2001. 27 авг. N 35.

5. Требование государственной регистрации сделок и прав на недвижимое имущество составляет общее правило, из которого есть некоторые исключения.

Так, не подлежат государственной регистрации права на жилые помещения, возникающие из договора коммерческого, социального и иного найма жилого помещения (гл. 35 ГК).

Члены жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на данное имущество (п. 4 ст. 218 ГК), т.е. приобретают право собственности на недвижимость не с момента государственной регистрации, а в силу закона — с момента выплаты указанного пая.

Кроме того, в отличие от права на земельный участок не регистрируются права на жилье, вытекающие из договора безвозмездного пользования (гл. 36 ГК).

По поводу государственной регистрации договоров аренды жилых и нежилых помещений Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 2 информационного письма от 1 июня 2000 г. N 53 указал следующее: «Принимая во внимание то, что нежилое помещение является объектом недвижимости, отличным от здания или сооружения, в котором оно находится, но неразрывно с ним связанным, и то, что в Гражданском кодексе Российской Федерации отсутствуют какие-либо специальные нормы о государственной регистрации договоров аренды нежилых помещений, к таким договорам аренды должны применяться правила пункта 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды нежилых помещений, заключенный на срок не менее одного года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Договор аренды нежилых помещений, заключенный на срок менее одного года, не подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента, определяемого в соответствии с пунктом 1 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации».

6. В ряде случаев гражданское законодательство предусматривает раздельную государственную регистрацию сделок и возникновения прав.

Рассмотрим соотношение государственной регистрации сделок и прав в сделках, направленных на отчуждение жилого помещения и предприятия (как имущественного комплекса).

Нельзя не отметить, что в отношении купли-продажи и мены недвижимости действует общее правило, изложенное в ст. 551 ГК РФ. В соответствии с данной нормой не предусматривается государственная регистрация договора (соглашение действительно с момента подписания), регистрации подлежит только переход права собственности. Вместе с тем исключениями являются договоры купли-продажи и мены жилого помещения (п. 2 ст. 558 ГК) и предприятия (п. 2 ст. 560 ГК). Здесь регистрации подлежат как договор, так и переход права собственности.

Применительно к договору дарения любой недвижимости закон также предусматривает раздельную регистрацию договора и перехода права собственности от дарителя к одаряемому.

Договор ренты, предусматривающий отчуждение недвижимости, подлежит нотариальному удостоверению и государственной регистрации. Кроме того, регистрации подлежит и переход права собственности.

При наследовании недвижимости должен регистрироваться переход права собственности.

Договор доверительного управления недвижимым имуществом не подлежит государственной регистрации (п. 2 ст. 1017 ГК), соответствующей регистрации требует переход права по договору.

7. На практике часто возникают вопросы о необходимости обязательного нотариального оформления сделок с недвижимым имуществом.

В соответствии с п. 2 ст. 163 ГК РФ нотариальное удостоверение сделок обязательно в случаях, указанных в законе, а также в случаях, предусмотренных соглашением сторон. В связи с этим нотариальное оформление условно можно разделить на обязательное, производное и добровольное.

Обязательное нотариальное оформление установлено для договора ренты (ст. 584 ГК). Кроме того, предусматривается обязательное нотариальное удостоверение завещаний (в том числе при завещании недвижимости).

Нотариальное оформление договоров, обязательное в силу уже существующих соглашений, считаем возможным называть производным (или акцессорным, дополнительным). Такому оформлению подлежат два вида соглашений: 1) договор залога движимого имущества или прав, если обязательство, обеспеченное залогом, содержится в нотариально удостоверенном договоре; 2) уступка прав и перевод долга, основанные на договоре, совершенном в нотариальной форме. В обоих случаях недвижимость не выступает объектом договоров.

Добровольное нотариальное удостоверение сделок необходимо в случаях, предусмотренных соглашением сторон. Например, граждане договорились для квалифицированного оформления соглашения обратиться к нотариусу. Бесспорно, регистратор обязан принять к регистрации документы, оформленные в простой письменной форме, если законом или договором не предусмотрено нотариальное оформление.

8. В тех случаях, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации, другая сторона на основании п. 3 ст. 165 ГК РФ вправе обратиться в суд за защитой своих прав. Суд при выяснении всех обстоятельств может вынести решение о государственной регистрации перехода права. При этом сторона, необоснованно уклоняющаяся от регистрации, вынуждена будет возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой регистрации.

Высший Арбитражный Суд РФ в информационном письме от 13 ноября 1997 г. N 21, содержащем обзор практики разрешения споров, возникающих по договорам купли-продажи недвижимости, указал, что если договор купли-продажи жилого дома исполнен одной стороной (покупатель оплатил стоимость жилья, а передача осуществлена по акту приема-передачи) и при этом само заключение договора не оспаривалось, то такой договор подлежит государственной регистрации. При уклонении стороны от регистрации суд вправе вынести соответствующее решение. Данное решение является основанием для возникновения у регистрирующего органа обязанности осуществить государственную регистрацию сделки .

———————————
Вестник ВАС РФ. 1998. N 1. С. 81 — 82.

9. Анализ норм ГК РФ и Закона о регистрации недвижимости позволяет выделить четыре взаимосвязанных принципа государственной регистрации:

— во-первых, единая процедура государственной регистрации независима от объекта регистрации и от региона;

— во-вторых, единые регистрирующие органы — это Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы;

———————————
См.: Указ Президента РФ от 25 декабря 2008 г. N 1847 // Российская газета. 30.12.2008. N 4823.

— в-третьих, ведение Единого государственного реестра прав;

— в-четвертых, открытость сведений о государственной регистрации прав. Органы государственной регистрации прав обязаны предоставлять сведения об объектах недвижимости любому лицу, предъявившему документ, удостоверяющий личность, и соответствующее заявление.

10. Процедура государственной регистрации устанавливается в соответствии с Законом о регистрации недвижимости и в некоторой части — Правилами ведения Единого государственного реестра прав.

Для осуществления государственной регистрации лица (правообладатели либо уполномоченные ими на то лица при наличии надлежащим образом оформленной доверенности), желающие зарегистрировать права на недвижимость, подают, а соответствующий регистрирующий орган принимает документы, необходимые для государственной регистрации, с обязательным приложением документа об уплате государственной пошлины. Регистрационные органы проводят правовую экспертизу документов, а также проверяют законность сделки. После этого они устанавливают отсутствие (либо наличие) противоречий между заявляемыми и уже зарегистрированными правами на конкретный объект, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав. Если противопоказаний нет, то производится внесение записей в Единый государственный реестр прав. И наконец, совершается запись на правоустанавливающих документах и выдаются удостоверения о произведенной государственной регистрации прав.

Подчеркнем, что государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи необходимых документов.

11. В соответствии со ст. 10 Закона о регистрации недвижимости, п. 2 Постановления Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219, п. 4 разд. 6 Федеральной программы поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2001 г. N 273 «Об утверждении Федеральной программы поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» , Министерство юстиции РФ Приказом от 6 августа 2001 г. N 233 утвердило Инструкцию о порядке государственной регистрации договоров купли-продажи и перехода права собственности на жилые помещения (далее — Инструкция). С 1 января 2005 г. федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере регистрации прав на недвижимое имущество, является Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация), которая подведомственна Министерству экономического развития РФ.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2001. N 16. Ст. 1602.

Инструкция зарегистрирована в Минюсте России 16 августа 2001 г. Регистрационный номер 2881 // Российская газета. 22.08.2001. N 162.

Важность данной Инструкции трудно переоценить, поскольку основная часть сделок с недвижимостью — это именно сделки с жилыми помещениями, и конечно же упорядоченность проведения государственной регистрации договора и перехода права собственности на жилье, формирование единой практики государственной регистрации послужат установлению единого цивилизованного рынка недвижимости, позволят более полно охранять и защищать права и законные интересы граждан и иных лиц.

Названная Инструкция, устанавливая перечень документов, необходимых для государственной регистрации, разделяет его на документы, представляемые на государственную регистрацию договора продажи, и документы, представляемые на государственную регистрацию перехода прав .

———————————
О государственной регистрации договоров и переходе прав на жилые помещения см.: Крашенинников П.В. Жилищное право. М.: Статут, 2008. С. 42 — 57.

12. Первоначально (до 1 января 2005 г.) Закон о регистрации недвижимости устанавливал плату за регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах, которая использовалась для развития системы регистрации. Однако гл. 25.3 НК РФ, регламентирующая государственную пошлину, изменила ранее существующий порядок.

В соответствии со статья 333.33 НК РФ уплачивается государственная пошлина:

— за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества: физическими лицами — 500 рублей; организациями — 7500 рублей;

— за внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним: физическими лицами — 100 рублей; организациями — 300 рублей;

— за государственную регистрацию договора об ипотеке, включая внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об ипотеке как обременении прав на недвижимое имущество: физическими лицами — 500 рублей; организациями — 2000 рублей;

— за государственную регистрацию соглашения об изменении или о расторжении договора об ипотеке, включая внесение соответствующих изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним: физическими лицами — 100 рублей; организациями — 300 рублей;

— за государственную регистрацию смены залогодержателя вследствие уступки прав по основному обязательству, обеспеченному ипотекой, либо по договору об ипотеке, в том числе сделки по уступке прав требования, включая внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об ипотеке, осуществляемой при смене залогодержателя, — 500 рублей;

— за государственную регистрацию смены владельца закладной, в том числе сделки по уступке прав требования, включая внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об ипотеке, осуществляемой при смене владельца закладной, — 100 рублей;

— за государственную регистрацию сервитутов: в интересах физических лиц — 500 рублей; в интересах организаций — 2000 рублей;

— за внесение изменений и дополнений в регистрационную запись об ипотеке — 100 рублей;

— за повторную выдачу правообладателям свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество (взамен утерянного, пришедшего в негодность, в связи с внесением в содержащуюся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о праве изменений, в том числе с исправлением в данной записи технической ошибки, за исключением ошибок, допущенных по вине органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним): для физических лиц — 100 рублей; для организаций — 300 рублей.

Необходимо обратить внимание на то, что в случае, если договор об ипотеке или договор, включающий соглашение об ипотеке, обеспечивающий исполнение обязательства, за исключением договора, влекущего возникновение ипотеки на основании закона, заключен между физическим лицом и юридическим лицом, государственная пошлина за юридически значимые действия взимается в размере, установленном для физических лиц.

Одновременно следует учитывать, что не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, сделок с ним, в случае отказа в государственной регистрации.

13. Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним следует отличать от учета недвижимости. Комментируемая статья прямо указывает на то, что в случаях, предусмотренных законом наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.

С 1 марта 2008 г. вступил в силу Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости», который регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее — объекты недвижимости), а также с ведением государственного кадастра объектов недвижимости и кадастровой деятельности.

Названный Федеральный закон регламентирует признание и удостоверение государством факта существования с определенными характеристиками или прекращения существования объектов недвижимости, обеспечение заинтересованных лиц достоверными сведениями об их характеристиках.

Учетные процедуры в отношении как зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, так и земельных участков устанавливают возможность представления в орган кадастрового учета соответствующих документов не только посредством личной явки заявителя, но и посредством почтовой связи. При этом для постановки на учет объекта недвижимости в орган кадастрового учета вправе обратиться любое лицо. В данном случае исключаются излишние административные процедуры, связанные с проверкой статуса заявителя и представленных им правоустанавливающих документов.

Законом определен закрытый перечень представляемых при кадастровом учете документов, а также перечень оснований для приостановления и отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.

Заложен принцип поэтапного создания единой системы учета объектов недвижимости и регистрации прав на них. Это в последующем позволит реально обеспечить реализацию так называемого принципа «одного окна», совместив процедуры учета объектов недвижимости и регистрации прав на них в едином органе.

Впервые на уровне законодательного акта установлены всего четыре уникальные характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект в качестве индивидуально-определенной вещи и достаточные как для проведения государственного кадастрового учета, так и для последующей регистрации прав. В частности, такими уникальными характеристиками являются:

1) вид объекта (здание, сооружение, объект незавершенного строительства или земельный участок);

2) кадастровый номер объекта недвижимости (не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер), который присваивается органом кадастрового учета;

3) описание местоположения объекта недвижимости;

4) площадь объекта недвижимости.

Иные сведения государственного кадастра недвижимости являются вспомогательными, внесение таких сведений в государственный кадастр недвижимости осуществляется при их наличии и, как правило, в рамках информационного взаимодействия органа кадастрового учета с иными органами государственной власти, органами местного самоуправления либо исходя из декларируемых заявителем сведений об объекте (к примеру, о материалах наружных стен жилого дома).

Важно отметить, что истечение определенного периода со дня завершения кадастрового учета объекта недвижимости, изменение требований к точности или способам определения подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости либо изменение геодезической или картографической основы государственного кадастра недвижимости, в том числе систем координат, используемых для его ведения, не могут являться основаниями для признания кадастровых сведений об объекте недвижимости неактуальными и (или) подлежащими уточнению. Соответственно гражданам и юридическим лицам не могут предъявляться требования о переучете соответствующих объектов недвижимости.

Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» до 1 января 2010 г. установлен переходный период применения новых правил о кадастровом учете в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В переходный период, если иное не установлено Правительством РФ, данные правила к ним не применяются, и государственный учет указанных объектов осуществляется в ранее установленном порядке, в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного учета жилищного фонда. При этом в переходный период соответствующие органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдают кадастровые паспорта объектов недвижимости. Кроме того, до 1 января 2010 г., также если иное не установлено Правительством РФ, кадастровые работы в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства не проводятся и подготовка документов, необходимых для ведения их государственного учета, осуществляется в соответствии с ранее установленным порядком.

В свою очередь кадастровые инженеры вправе начать проводить кадастровые работы в отношении зданий, сооружений, помещений и объектов незавершенного строительства с 1 января 2010 г. При этом в период с 1 января 2010 до 1 января 2011 г. эти работы наряду с кадастровыми инженерами одновременно вправе также проводить органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации.

Относительно всех тех документов, которые содержат описание объектов недвижимости и были выданы в установленном законодательством порядке до 1 марта 2008 г. в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, следует отметить, что они признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости, выдаваемыми в соответствии с новыми правилами.

Популярное:

  • Гк рф ч1 2014 с изменениями Изменения в гк рф с 1 сентября 2018 года (глава 4 часть 1). Изменения в ГК с 1 сентября 2014 года Последние два года ознаменовались масштабными изменениями в Гражданский Кодекс РФ. Процесс этот начался еще в 2012 году, когда Президентом РФ был внесен на […]
  • Судебная практика ст 1855 ук рф Дело: 33-14690/2013 Дата опубликования: 30 июля 2013 г. Московский областной суд Судья ФИО4 Дело Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи ФИО11 судей: ФИО10, Шмелева А.Л. при секретаре: […]
  • По-английски коап 1 КоАП 2 КоАП РФ 3 КоАП См. также в других словарях: коап — сущ., кол во синонимов: 1 • кодекс (11) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов КоАП РФ — КРФоАП Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях РФ, юр. […]
  • Материнский капитал в кургане 2016 Материнский капитал в Курганской области Молодые семьи Курганской области, как и большинство граждан других регионов Российской Федерации, имеют право на получение, наряду с федеральным материнским капиталом, предоставляемым при рождении второго ребенка, и […]
  • Техплан на земельный участок Для получения технического плана на землю какие нужны документы? Технический план выдается только на здания/строения/сооружения, а на землю формируется межевой план. Межевой план формируется кадастровым инженером в электронном виде, заверяется ЭЦП и является […]
  • Правильный договор купли-продажи автомобиля 2014 образец Правильный договор купли-продажи автомобиля 2014 образец Перед тем как покупать автомобиль рекомендуем внимательно изучить образец договора купли продажи автомобиля, чтобы избежать типичных ошибок при заполнении. Договор заполняется черной или синей ручкой, […]
  • Постановление правительства о временной регистрации граждан Закон о прописке и регистрации в 2018 году в России Любой человек вне зависимости от того, гражданином какой страны он является обязан пройти регистрацию по местопребыванию либо местожительству. Норма введена соответственно указаниям Федерального закона «О […]
  • Доп соглашение о продлении аренды ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ О ПРОДЛЕНИИ ДОГОВОРА Дополнительное соглашение о продлении действия договора к Договору № ____ от «___» _____________________ 2016 г. г. __________________ «___» ______________ 2016 г. _____________________________ именуемый в […]
Гражданского кодекса рф статья 131