Гражданин человек имеющий права практикум

Конкурс работ преподавателей, студентов и школьников, посвященный 90-летию А.Д.Сахарова «Мир. Прогресс. Права человека»

к 21 мая 2011 года (февраль, март, апрель)

010409_te. Урок по обществознанию в 9 классе по теме «Гражданин- человек свободный и ответственный».

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: урок с элементами групповой работы

Место подтемы в системе учебных занятий: В рамках уроков обществознания в 1 четверти учебного года учащиеся уже познакомились с понятиями «правовое государство», «гражданское общество», знают основы конституционного строя Российской Федерации. Данный урок является началом изучения большой темы «Права человека и гражданина». Он занимает особое место в формировании нравственной и правовой культуры учащихся.

Цели и задачи урока:

  1. Организовать самостоятельную деятельность учащихся, направленную на формулирование понятия «гражданин»
  2. Развивая умение работать с письменными источниками, организовать работу учащихся по выявлению существенных признаков гражданина.
  3. Развивать коммуникативные навыки учащихся посредством организации групповой работы
  4. Развивать творческие способности учащихся
  5. На примере знакомства с личностью и деятельностью А.Д. Сахарова побуждать ребят к сознательному выбору активной гражданской жизненной позиции.

План изучения нового материала

  1. Гражданин- человек, имеющий права.
  2. Открытие эпохи прав человека.
  3. Великий гражданин России.

Основные понятия: гражданин, право, права человека, ответственность, Конституция.

Основная литература для учителя:

1) Гражданское общество: истоки и современность.-М.,2006

2) Официальный сайт Общественной палаты Российской Федерации: www. oprf.ru

4) Аминов А.М. Деловая игра «Гражданином быть обязан»// Преподавание истории и обществознания в школе.- 2003.- № 8

5) Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание» 8-9. Пособие для учителя под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина- М., Просвещение, 2002, с. 123 (текст 4)

Приёмы деятельности учителя:

2) Фронтальная беседа

3) Обобщающая беседа

4) Организация групповой работы

5) Организация работы по составлению синквейна

Формы организации учебной деятельности, в которую будут включены на уроке учащиеся:

1) Мультимедийный проектор

3) Раздаточный дидактический материал

4) Учебник «Обществознание 8-9» под ред. Л.Н. Боголюбова- М., Просвещение, 2009, параграф 35

Вступительное слово учителя –Здравствуйте, ребята! Вот и прошли школьные каникулы, я рада новой встрече с вами! Сегодня на уроке мы с вами начнём знакомиться с большой и интересной темой «Права человека и гражданина». Запишите, пожалуйста, название темы в тетрадь. Поработайте на полях тетради с ассоциативным рядом к слову «человек», и только потом к слову «гражданин».

Учащиеся примерно в течение одной минуты работают со словами ассоциациями. Затем учитель проводит проверку выполнения задания, а учащиеся слушают друг друга и дополняют свои записи.

А теперь, давайте подумаем, а можем ли мы сразу ответить на вопрос «Одинаковы ли по значению слова «человек» и «гражданин»?

Учитель, обращаясь к записанной на доске теме, активизирует умственную деятельность учащихся, побуждая их сформулировать вопросы по теме урока, на которые ещё не ответили, или те, которые вызывают интерес или сомнения. На доске, таким образом, появляется круг вопросов, которые будут отправными при изучении темы и к которым при наличии времени можно вернуться в конце урока при закреплении знаний. При корректировке в ходе урока данные вопросы могут быть рассмотрены прямо в процессе изучения новой темы.

О гражданах разных стран мы с вами вели речь уже в 5 классе на уроках по истории Древнего мира. Сейчас мы с вами поработаем в группах, расширяя свои знания по вопросу полноправных и неполноправных граждан античности.

Начинаем работу в группах с документами по Гражданству в Древнем Риме и Древней Греции. Тексты документов перед вами. Карточки задания также имеются на ваших рабочих столах. Время на работу в группах 5 минут.

Группы работают с приложениями № 1, 2 , 5.

Через 5 минут учитель организует демонстрацию групповых результатов работы. Группы работают, дополняя друг друга.

Учитель: В средние века о гражданах старались не вспоминать, население находилось либо в поземельной, либо в личной зависимости. Государство подавляло личность. Новое время подняло на небывалую высоту звание ГРАЖДАНИН. Впервые были созданы государственные документы, закрепившие права человека. Из курса истории вспомните и назовите страны и документы эпохи Нового времени, важные с точки зрения провозглашения прав человека.

Учащиеся предположительно должны вспомнить:

США – Конституция США (1787 год),

Декларация независимости (1776 год);

Франция- Декларация прав человека и гражданина (1789 год).

С текстом последнего документа мы сейчас с вами и поработаем в парах. Текст декларации и карточки задания дежурные раздают на каждую парту. На работу парам даётся не более 4-5 минут (пары работают с приложениями № 3 и 6).

Далее учитель организует обсуждение результатов работы групп и затем задаётся вопрос классу: «Что же объединяет эти документы?».

После ответов учащихся в случае необходимости, учитель делает такое дополнение:

«И ещё одно- эти документы стали образцом, легшим в основу целой серии международных документов по правам человека, созданных в ХХ веке».

Учитель: до этого момента мы с вами вели очень обезличенный разговор о гражданах, а теперь я хочу познакомить вас с Великим гражданином России — Андреем Дмитриевичем Сахаровым.

Далее идёт рассказ учителя по презентации о жизни и судьбе Андрея Дмитриевича Сахарова (приложение 7). После демонстрации презентации учитель плавно переводит свой рассказ в задание для каждого учащегося. «Сейчас мы с вами только начали знакомство с личностью Андрея Дмитриевича. А теперь возьмите карандаши в руки и поработайте с текстом учебника (стр. 224-228) и текстом 4 ( приложение 4). Какие черты личности и поступки Андрея Дмитриевича Сахарова доказывают, что перед нами Великий Гражданин? Что означает вывод в последнем абзаце учебника на странице 228?

В качестве дополнительного вопроса может быть предложен вопрос №5 со страницы 228 учебника «Выскажите ваше мнение, чему учит судьба академика Сахарова?».

В конце урока вместо закрепления мною была использовании работа с синквейнами.

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Для составления синквейна требуется умение находить в материале наиболее существенные элементы, делать заключение и выражать все это в кратких выражениях. Написание синквейна является формой свободного творчества, которое осуществляется по определенным правилам.

Правила написания синквейна

Первая строчка — записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

Вторая строчка — пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

Третья строчка- записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

Четвёртая строчка – здесь размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого автор характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме.

Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора к теме.

Далее учитель предлагает ребятам выставить себе самооценку за работу на уроке и объявляет, комментируя оценки, которые поставил учащимся за работу на уроке.

Приложение 1.

Текст 1. Гражданство в Древних Афинах

З. М. Черниловский — российский ученый-юрист

Всей совокупностью прав и привилегий пользовались (по закону Перикла) только те лица (мужского пола), у которых отец и мать были природными и полноправными гражданами Афин.

Гражданство приобреталось с 18-летнего возраста. Затем в течение двух лет юноша проходил военную службу. С 20 лет ему разрешалось участвовать в народном собрании… Формальное равенство полноправных граждан не исключало их фактического неравенства, определяемого неравенством имуществ. Положение отпущенных на волю рабов было близко к положению иностранцев. Несмотря на все ограничения, метэк1 и вольноотпущенник были в глазах закона лицами. За ними признавалось человеческое достоинство. Иное дело раб. Раб был только вещью, ее живым подобием. Его можно было продать и купить, отдать внаем. Он не мог иметь семью. Дети, прижитые им от связи с рабыней, были собственностью хозяина.

Единственное, что закон запрещал хозяину, — убийство раба…

Особого упоминания заслуживает положение женщины в Афинах. Ни политических, ни гражданских прав она не имела.

Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. — М., 1995. — С. 65—67.

Приложение 2

Текст 2. Гражданство в Древнем Риме.

Римское гражданство приобреталось рождением от полноправных отца и матери… По достижении совершеннолетия римский юноша приводился отцом на форум (площадь в Риме, где совершались суд и многие другие официальные действия) и записывался в соответствующую трибу2. С этого момента гражданин становился политически равноправным.

Римское гражданство утрачивалось с продажей в рабство за долги или преступления, а также вследствие ссылки или изгнания.

Политическое полноправие не означало еще полноправия «гражданского», т. е. права распоряжаться имуществом. Пока был жив отец, сын, по традиции, находился под его властью (т. е. в составе семьи отца), никаких сделок с вещами и деньгами он не мог совершать, если на это не имелось прямого уполномочия отца. Как политическое, так и гражданское полноправие было достоянием мужчин… Это, конечно, не означает совершенного отстранения женщин от участия в делах семьи и общества. Влияние женщины было косвенным, но довольно значительным. Воспитанием детей, положением хозяйки дома, родственными связями, своим умом, обаянием, наконец, своим героизмом римская женщина не раз оказывала решающее влияние на судьбу родного города…

…По сравнению с афинской женщиной женщина в Риме находилась в гораздо лучшем положении.

Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. — М., 1995. — С. 81—82.

Приложение 3

прав человека и гражданина

Представители французского народа, образовав Национальное собрание и полагая, что невежество, забвение прав человека или пренебрежение ими являются единственной причиной общественных бедствий и испорченности правительств, приняли решение изложить в торжественной Декларации естественные, неотчуждаемые и священные права человека, чтобы эта Декларация, неизменно пребывая перед взором всех членов общественного союза, постоянно напоминала им их права и обязанности, чтобы действия законодательной и исполнительной власти, которые в любое время можно было бы сравнить с целью каждого политического института, встречали большее уважение; чтобы требования граждан, основанные отныне на простых и неоспоримых принципах, устремлялись к соблюдению Конституции и всеобщему благу. Соответственно, Национальное собрание признает и провозглашает перед лицом и под покровительством Верховного существа следующие права человека и гражданина.

Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные различия могут основываться лишь на общей пользе.

Цель всякого политического союза — обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковые — свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

Источником суверенной власти является нация. Никакие учреждения, ни один индивид не могут обладать властью, которая не исходит явно от нации.

Свобода состоит в возможности делать все, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом.

Закон имеет право запрещать лишь действия, вредные для общества. Все, что не запрещено законом, то дозволено и никто не может быть принужден делать то, что не предписано законом.

Закон есть выражение общей воли. Все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его создании. Он должен быть единым для всех, охраняет он или карает. Все граждане равны перед ним и поэтому имеют равный доступ ко всем постам, публичным должностям и занятиям сообразно их способностям и без каких-либо иных различий, кроме тех, что обусловлены их добродетелями и способностями.

Никто не может подвергаться обвинению, задержанию или заключению иначе, как в случаях, предусмотренных законом и в предписанных им формах. Тот, кто испрашивает, отдает, исполняет или заставляет исполнять основанные на произволе приказы, подлежит наказанию; но каждый гражданин, вызванный или задержанный в силу закона, должен беспрекословно повиноваться: в случае сопротивления он несет ответственность.

Закон должен устанавливать наказания лишь строго и бесспорно необходимые; никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, принятого и обнародованного до совершения правонарушения и надлежаще примененного.

Поскольку каждый считается невиновным, пока его вина не установлена, то в случаях, когда признается нужным арест лица, любые излишне суровые меры, не являющиеся необходимыми, должны строжайше пресекаться законом.

Никто не должен быть притесняем за свои взгляды, даже религиозные, при условии, что их выражение не нарушает общественный порядок, установленный законом.

Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; каждый гражданин поэтому может свободно высказываться, писать, печатать, отвечая лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом.

Для гарантии прав человека и гражданина необходима государственная сила; она создается в интересах всех, а не для личной пользы тех, кому она вверена.

На содержание вооруженной силы и на расходы по управлению необходимы общие взносы; они должны быть равномерно распределены между всеми гражданами сообразно их возможностям.

Все граждане имеют право устанавливать сами или через своих представителей необходимость государственного обложения, добровольно соглашаться на его взимание, следить за его расходованием и определять его долевой размер, основание, порядок и продолжительность взимания.

Общество имеет право требовать у любого должностного лица отчета о его деятельности.

Общество, где не обеспечена гарантия прав и нет разделения властей, не имеет Конституции.

Так как собственность есть право неприкосновенное и священное, никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом явной общественной необходимости и при условии справедливого и предварительного возмещения.

Приложение 4

Текст 4. Мир, прогресс, права человека (1975 г.)

А. Д. Сахаров (1921—1990) — ученый-физик, академик, общественный деятель, правозащитник, лауреат Нобелевской премии мира

Глубокоуважаемые члены Нобелевского комитета!

Глубокоуважаемые дамы и господа!

Мир, прогресс, права человека — эти три цели неразрывно связаны, нельзя достигнуть какой-либо одной из них, пренебрегая другими. Такова главная мысль, которую я хочу отразить в этой лекции.

Я глубоко благодарен за присуждение мне высокой, волнующей награды — Нобелевской премии мира — и за предоставленную возможность выступить сегодня перед вами. Я с особенным удовлетворением воспринял формулировку Комитета, в которой подчеркнута роль защиты прав человека как единственного прочного основания для подлинного и долговечного международного сотрудничества. Эта мысль кажется мне очень важной. Я убежден, что международное доверие, взаимопонимание, разоружение и международная безопасность немыслимы без открытости общества, свободы информации, свободы убеждений, гласности, свободы поездок и выбора страны проживания. Я убежден также, что свобода убеждений, наряду с другими гражданскими свободами, является основой научно-технического прогресса и гарантией от использования его достижений во вред человечеству, тем самым основой экономического и социального прогресса, а также является политической гарантией возможности эффективной защиты социальных прав. Таким образом, я защищаю тезис о первичном, определяющем значении гражданских, политических прав в формировании судеб человечества.

Сахаров А. Д. Тревога и надежда. — М., 1991. — С. 151.

Приложение 5

Карточка-задание к текстам 1 и 2.

1.Определите главную мысль текстов.

2. Сравните характеристику римского гражданина и греческого гражданина, выделив сходство и различие.

3. Почему в этих странах быть гражданином было почётно?

4. Были ли женщины Рима и Греции гражданами своих стран?

5. Правовое равенство и фактическое равенство- совпадали ли эти понятия в античных государства? Свой ответ подтверди примерами из текста или с помощью знаний, полученных на уроках истории.

Приложение 6

Карточка-задание к тексту 3.

  1. Определите по тексту Декларации, что являлось мерой свободы человека.
  2. Определите принцип правового регулирования, провозглашённого в Декларации.
  3. Как Декларация определила цель государственной власти?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ

Материал проведённого в ноябре 2010 года урока по обществознанию подготовила учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 37 города Костромы Лобова Светлана Анатольевна.

Обществознание, 6 класс. Практикум. Учимся быть достойным гражданином.

Презентация-практикум по обществознанию «Учимся быть достойным гражданином» предназначена для учителей и учащихся 6 класса (УМК Л.Н. Боголюбова), академический учебник. Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Обществознание. 6 класс» раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Просмотр содержимого документа
«обществознание, 6 класс. Практикум. Учимся быть достойным гражданином.»

Обществознание, 6 класс

УЧИМСЯ БЫТЬ ДОСТОЙНЫМ ГРАЖДАНИНОМ

Творческое задание: написать эссе о человеке, который стал для вас примером гражданственности «Гражданин по жизни»

  • гражданин
  • гражданство;
  • достойный гражданин
  • гражданский долг;
  • гражданский поступок;
  • гражданская совесть

  • Что значит слово «гражданин»?
  • Каковы права гражданина, дающие ему возможность участвовать в управлении делами государства?
  • Каковы главные обязанности гражданина?
  • Какого человека можно считать достойным гражданином своей страны?

  • Пока ты не можешь полностью осуществлять права и обязанности гражданина. Но готовиться к этому нужно и сегодня, и завтра.
  • Старайся узнавать о главных событиях в жизни своей страны.
  • Учись воспринимать успехи России как свои, а её беды как свои беды.
  • Учись строго выполнять правила жизни в обществе, которые установлены для детей.
  • Используй любую возможность, чтобы сделать что-либо полезное для окружающих тебя людей, для страны.

  • Пока ты не можешь полностью осуществлять права и обязанности гражданина. Но готовиться к этому нужно и сегодня, и завтра.

  • Что делать, чтобы стать достойным гражданином?
  • Зачем надо знать свои права и обязанности и выполнять неуклонно законы России?

2. Старайся узнавать о главных событиях в жизни своей страны

  • Зачем смотреть, читать «Новости»?
  • Почему надо быть гражданину в курсе событий?
  • Вы постоянно в курсе событий России?

3. Учись воспринимать успехи России как свои, а её беды как свои беды

4. Учись строго выполнять правила жизни в обществе, которые установлены для детей

  • Какие правила поведения в обществе должны выполнять дети?
  • Как это относится к формированию гражданской позиции?
  • Ты позволяешь себе отклоняться от выполнения правил?

5. Используй любую возможность, чтобы сделать что-либо полезное для окружающих тебя людей, для страны

Что ты реально сделал, чтобы стать полезным обществу?

6. Что полезного для других людей, для страны могут сделать дети

ПРОБУЕМ ПИСАТЬ ЭССЕ

Эссе — прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальное мнение по определенному вопросу.

1. Внимательно прочитайте все предлагаемые темы эссе.

2. Выберите наиболее подходящую для вас тему:

— она вам интересна

-вы понимаете смысл высказывания

-вы знаете теоретический материал по теме

-вы легко оперируете понятиями по этой теме, имеете личный опыт

3. Определите главную мысль высказывания: используйте приём перифраза.

4. Подберите теоретический материал по данной теме. Определите какими понятиями вы будете пользоваться, цитаты каких учёных, общественных деятелей, других авторов вы можете использовать, какие теоретические положения вам нужно раскрыть.

5. Определитесь, согласны вы или нет с высказыванием, набросайте аргументы «за» и «против».

6. Для каждого аргумента подберите примеры, факты из общественной жизни и личного опыта.

7. Распределите подобранные аргументы в последовательности.

8. Проверьте есть ли логическая связь между частями эссе.

9. Сформулируйте обобщающий вывод.

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

  • Вы можете использовать шаблон презентации, но при создании работы вы должны указать источник:Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ №11VIIIвида.г. БалашовСайт:http://pedsovet.su/

Практикум по теме «Гражданин РФ. Права и обязанности граждан РФ», 11 класс

Составитель: Белова Т.Н. (по справочной литературе для подготовки к ЕГЭ по обществознанию)

Составлено: декабрь 2014г.

Практикум по теме «Гражданин РФ. Права и обязанности граждан РФ» (к учебнику Л.Н.Боголюбова «Обществознание. 11 класс», базовый уровень)

Справка по теме (для использования при решении задач):

Вопросы гражданства в нашей стране регулируются: Конституцией РФ, международными договорами России, Федеральным законом «О гражданстве РФ» (от 28 ноября 1991г с учётом последующих изменений).

Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, которая выражается в их правах, обязанностях и ответственности по отношению друг к другу. Гражданин РФ – физическое лицо, обладающее гражданством РФ. Основной, удостоверяющий гражданство, документ – паспорт или иной документ, содержащий указание на гражданство лица (свидетельство о рождении). Человек, не имеющий гражданство, не способный доказать принадлежность к какому-либо государству, называется апатридом.

Граждане Российской Федерации 1. Лица, имеющие гражданство России на день вступления в силу закона «О гражданстве РФ»

2. Лица, которые приобрели гражданство России в соответствии с законом «О гражданстве РФ»

Гражданство РФ приобретается:

*по признанию (все желающие жители РФ на момент принятия закона);

*по рождению (автоматически, «право почвы») или если один из родителей – гражданин РФ («право крови»); или если ребёнок находится на территории РФ, его родители неизвестны и не объявляются в течение 6 месяцев;

*в результате приёма в гражданство РФ (через ходатайство на имя Президента – требования: проживать на территории России 3 года непрерывно или 5 лет с перерывами, дееспособность, владение русским языком и т.д.);

*в порядке регистрации (например, если есть родственники – заявление подаётся в органы МВД или дипломатическое учреждение за границей);

*при восстановлении в гражданстве (ранее сменил, хочет вновь стать гражданином РФ, через ходатайство);

*при выборе гражданства РФ при изменении государственной границы России (оптация).

Ряд лиц могут получить гражданство по упрощенной процедуре: выдающиеся деятели науки, техники и культуры; высококвалифицированные специалисты; лица, которым предоставляется политическое убежище на территории РФ; признанные в установленном порядке беженцами; ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство СССР и проживающие на территории РФ; лица, состоящие в браке с гражданами РФ; имеющие в качестве родителя гражданина РФ; родившиеся на территории РФ и имевшие гражданство СССР.

Прекращение гражданства, соответственно, имеет 3 причины (даёт разрешение Президент)– добровольный выход и оптация (выбор иного гражданства), а также отмена решения о приёме в гражданство (к примеру, если представлены ложные документы).

Гражданство ребёнка при изменении гражданства его родителями автоматически сохраняется, но родители могут изменить гражданство своего ребёнка в соответствии с законом. Если ребёнку от 14 до 18 лет, требуется его согласие на изменение гражданства РФ.

Принципы гражданства РФ: 1) является равным независимо от его приобретения;

2) проживание за пределами России не прекращает гражданства; 3)гражданин России не может быть лишён гражданства или права изменить его; 4) гражданин России не может быть выслан за пределы РФ или выдан иностранному государству; 5)принцип единого гражданства (граждане республик в составе РФ одновременно имеют и российское гражданство); 6) защита и покровительство гражданам РФ со стороны российского государства.

При приобретении иного гражданства гражданин России не теряет гражданство РФ (*бипатрид – человек с двойным и более гражданством).

Случаи, когда не допускается выход из гражданства:

*после получения лицом повестки о призыве на срочную военную или альтернативную гражданскую службу и до её окончания;

*в случае привлечения к уголовной ответственности как обвиняемого либо в отношении данного лица имеется вступивший в силу приговор суда;

*если лицо не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Каждый человек и гражданин обладает правовым статусом, то есть совокупностью его прав, свобод и обязанностей. Права человека – социальные возможности, обеспечивающие человеку определённый стандарт жизни. Под ними понимают естественные, неотчуждаемые права, принадлежащие человеку от рождения. Существует разница между правами человека и правами гражданина:

*права человека – принадлежат всем и не зависят от гражданства; существуют независимо от государственного признания; являются моральными и социальными категориями, не всегда – юридическими;

*права гражданина – принадлежат только гражданам; признаются государством; являются юридическими категориями.

Заполните таблицу «Система прав человека и гражданина, закреплённая в Конституции РФ»

Наименование группы прав

Характеристика группы прав

Её состав (заполнить по Конституции РФ)

Гражданские (личные) права

Принадлежат человеку как биосоциальному существу

19-25; 27-29; 45-54; 60-63.

Обеспечивают возможность участия граждан в политической жизни страны

Обеспечивают возможность свободного распоряжения средствами производства, рабочей силой, предметами потребления

Обеспечивают благосостояние и достойный уровень жизни

Обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности

Целостность системы прав человека и гражданина обусловлена единством принципов равноправия и социальной справедливости.

Необходимым условием реализации прав и свобод человека и гражданина является исполнение им юридических обязанностей (это установленные и гарантированные государством требования к поведению человека, официальная мера его должного поведения).

Заполните таблицу в соответствии с Конституцией РФ «Основные обязанности человека и гражданина»:

№№ статей (определить по тексту Конституции РФ)

Сущность обязанности (заполнить по тексту Конституции РФ)

Соблюдение Конституции и законов РФ, прав и свобод других людей.

Защита Отечества (*включая разбор понятия «альтернативная гражданская служба» — дополнить по учебнику или иным источникам)

Уплата законно установленных налогов и сборов

Бережное отношение к природе и окружающей среде

Забота о памятниках искусства и культуры

Забота о детях и нетрудоспособных родителях

Получение основного общего образования

Верны ли следующие суждения о гражданстве РФ?

А. Лицо, не имеющее гражданство РФ, автоматически получает его, заключив брак с гражданином РФ.

Б. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы России.

1. верно только А;

2. верно только Б;

3. верны оба суждения;

4. оба суждения не верны.

Во время стоянки траулера «Дон» в канадском порту механик судна Харитонов, поссорившись с главным механиком Радюком, смертельно ранил его ножом. По требованию канадской полиции тело потерпевшего, являющегося гражданином России, было передано для производства экспертизы, а Харитонов взят под стражу в связи с расследованием уголовного дела. Родственники Радюка выразили протест по поводу действий канадской полиции, полагая, что виновность Харитонова должна быть установлена судом России, а не Канады. По Уголовному кодексу какого государства должен нести ответственность Харитонов? (Использовать для решения кроме Конституции РФ также УК РФ, ст.9-13. Раздел «Действие уголовного права во времени и пространстве».)

Задача №3. Престарелый Поленов, не имея средств к существованию, предъявил в суд иск к сыну Андрею о взыскании алиментов. В процессе рассмотрения дела было установлено, что ранее Поленов был лишён родительских прав, выплачивая алименты на содержание сына на основании исполнительного листа. Как решить дело? (Использовать кроме Конституции РФ Семейный кодекс РФ, ст.54-90, раздел «Права и обязанности родителей и детей, алиментные обязательства членов семьи»)

Домашнее задание: читать параграф 20, закончить ПР (если не будет выполнена на уроке); письменно (одно задание на выбор) – вопросы к документу на стр.234; зад.3, 4 (оба) на стр.234-235 или эссе по теме высказывания на стр.235.

Гражданин человек имеющий права практикум

Урок 10. Гражданин — человек свободный и ответственный

Цели: подвести учащихся к пониманию важности звания гражданина; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока; способствовать воспитанию у учащихся чувства гордости за звание гражданина Российской Федерации, пониманию ответственности, которое дает это звание.

Оборудование: карточки с дополнительным материалом.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (гражданин, государство, право, права человека, конституция, ответственность, декларация, правозащитник, диссидент, демократия, тоталитаризм, Комитет по правам человека), домашнее задание.

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Гражданин. Право. Государство»

1. Работа с классом (на выбор учителя)

Проверка выполнения домашнего задания в тетради.

— Вставьте пропущенные слова и словосочетания.

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, . (прямое действие) и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в . (Российской Федерации), не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать . (Конституцию) Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному . (опубликованию). Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила . (международного договора).

Фронтальный опрос класса

— Что такое гражданство? (Принадлежность человека к государству.)

— Как можно стать гражданином Российской Федерации? (1. По рождению. 2. В результате приема в гражданство Российской Федерации. 3. В результате восстановления в гражданстве Российской Федерации. 4. По иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» или международным договором Российской Федерации.)

— Каковы обязанности гражданина России? (Защита Отечества; уплата налогов; бережное отношение к природе, памятникам истории и культуры и др.)

— Какие признаки правового государства закреплены Конституцией России? (Правовое государство основывается на демократической государственности, характеризуется связанностью государственной власти правом, законом, ее ответственностью перед населением, подчинением интересам и приоритетам гражданского общества и отдельной личности.)

— Какие права человека называются частными и публичными? (Публичное право — совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, совокупный (публичный) интерес: международное право, конституционное право, административное право, финансовое право, уголовное право, уголовно-процессуальное право и др. Частное право — собирательное понятие, означающее отрасли права, регулирующие частные интересы: гражданское право, регулирующее имущественные, связанные с ними неимущественные отношения, а также торговое право (в тех странах, где действует торговое право).)

III . Изучение новой темы

1. Гражданин — человек, имеющий права.

2. Открытие эпохи прав человека.

3. Великий гражданин России.

Задача для учащихся: выяснить, что значит быть свободным, какое звание самое почетное среди людей?

1. Работа учащихся с дополнительным материалом и текстом учебника

Учебник 1 (с. 224) или учебник 2 (с. 49).

Задание для учащихся: какими частными и публичными правами обладали граждане Афин? Заполните таблицу.

«Золотой век» в Афинах был временем расцвета демократии, т. е. власти народа. В это время все лично свободные граждане получили право участвовать в управлении государством. Главным государственным учреждением было народное собрание в котором могли участвовать все афинские граждане. Народное собрание созывалось обычно раза три в месяц, а в исключительных случаях еще чаще.

Народное собрание происходило на склоне холма Пникс, а в более раннее время на рыночной площади — агоре. Граждане проходили к месту собрания, обнесенному со всех сторон красной веревкой, и рассаживались на скамьях. На Пниксе размещалось около пяти тысяч человек. Здесь можно было увидеть именитых и богатых граждан в красиво задрапированных плащах — гиматиях, много было и трудового люда, который являлся сюда, оторвавшись от своей повседневной работы, не успев иногда переменить одежду. Крестьяне, пришедшие из сельской местности, были в войлочных шляпах, хламидах (плащах) и с посохами в руках.

Народное собрание выбирало должностных лиц, решало вопросы о войне, мире и договорах с другими государствами, обсуждало и утверждало законы, а также рассматривало другие важнейшие вопросы государственной жизни.

Но народное собрание не было постоянно действующим органом власти. Для повседневного руководства жизнью государства и выполнения решений народного собрания начиная с 510 г. до н. э. существовал «совет пятисот». Члены совета выбирались жребием по 50 человек от каждого из 10 избирательных округов — фил.

На каждый день, когда происходило собрание, избирался его председатель — эпистат, который принимал послов, хранил государственную печать и ключи от государственной казны. Никто не мог быть избран эпистатом дважды.

Каждый афинский гражданин мог предложить новый закон. Но это не означало, что его было просто провести в жизнь. Проект закона тщательно рассматривался в гелиее (суде присяжных, которые избирались по жребию на один год), при этом выяснялось, не противоречит ли он прежним законам, не является ли он вредным для республики. Если признавалось последнее, то автора его штрафовали и могли подвергнуть другим наказаниям.

После обсуждения законопроекта в совете пятисот и на народном собрании происходило голосование. И если законопроект получал большинство голосов народного собрания, он становился законом.

При обсуждении дел, в которых сталкивались интересы различных групп, народные собрания проходили бурно и порой не обходились без потасовок. Так было при решении вопроса о Пелопоннесской войне. Мастера-оружейники, поставщики военного снаряжения, стояли за войну, ожидая от нее больших доходов. Земледельцы же знали, что война принесет им разорение, и протестовали против нее.

«Мотыжник плюнул в рожу оружейнику, а ковач плугом в ребро двинул мастера копейного» — так изображает разгоревшееся на народном собрании столкновение древнегреческий писатель Аристофан.

Если в Спарте на народном собрании принималось то решение, за которое громче всего кричали, то в Афинах вопросы решались голосованием — поднятием рук или опусканием камешков в урну.

Ежегодно одно из народных собраний было посвящено остракизму (от слова «остракон» — черепок для голосования, который опускали в урну). На этом собрании каждый мог писать на черепке имя того, кого он считал опасным для Афинской республики, человека, который, по его мнению, стремится к захвату власти — тирании. Черепки опускались в урну и затем подсчитывались. Тот, чье имя повторялось на большинстве черепков, признавался опасным и изгонялся из Афин сроком на десять лет.

Кроме участия в народном собрании простые люди могли избираться на различные государственные должности. Вождем афинской демократии в это время был Перикл. В течение 15 лет (445-430 гг. до н. э.) его избирали первым стратегом государства. При Перикле ввели оплату некоторых государственных должностей, для того чтобы ремесленники, мелкие торговцы, крестьяне и другие малообеспеченные люди, будучи избраны, могли отрываться от своей работы без особого ущерба для себя. Человека, который уклонялся от общественных дел, афиняне не уважали и считали пустым. [20, с. 74-76]

2. Беседа по прочитанному тексту. Проверка заполнения таблицы

Пример заполнения таблицы:

Право иметь собственность

Право участвовать в народном собрании.

Право выбирать и быть избранным.

Право управлять государством

Вопросы для беседы:

— Какие обязанности были у граждан в Афинском государстве и Римской республике?

— Что общего в правах римлян и афинян? Существуют ли между ними отличия? Почему?

— Кто мог стать гражданином в Афинах и Риме?

— Как изменилось значение звания гражданин в средние века? Почему?

3. Работа учащихся с текстом учебника

Учебник 1 (с. 224-225) или учебник 2 (с. 41-45).

Задание для учащихся: какие идеи о правах человека получили развитие в период буржуазных революций? Что такое естественное право? (Главная идея о правах человека в период буржуазных революций — обеспечение естественных прав человека. По теории естественного происхождения прав человека, права никем не дарованы, а имеют естественное происхождение. Естественные права — это свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. Свобода состоит в праве человека делать все, что не вредит другому человеку.)

4. Рассказ учителя об А. Д. Сахарове, его взглядах и деятельности по защите прав человека в нашей стране (в объеме учебника и дополнительного материала)

Задание для учащихся; какие черты советского общества критиковал А. Д. Сахаров? (А. Д. Сахаров критиковал тоталитарную систему в СССР (нарушение прав человека, отсутствие свободы убеждений, свободы печати, свободы информации, свободы передвижения, свободы выбора места работы и места жительства).) Какие изменения он считал необходимыми? (Он считал, что стране необходимы реформы, а не революция. «Надо первой заботой государства и общества сделать интересы человека».)

IV. Закрепление изученного на уроке

— Какие первые документы были посвящены правам человека?

— Какие цели они ставили перед государством?

— Что они понимали под свободой человека?

— Можно ли говорить о вседозволенности в этих документах?

— Какие черты гражданина остались типичными и в наши дни?

V. Подведение итогов урока

— Что значит быть свободным?

— Какой смысл несет звание гражданина?

1. Прочитать § 35 учебника 1 (с. 222-228) или § 5, 6 учебника 2.

2. Подготовить устные ответы на вопросы

— Что значило быть гражданином в Древней Греции и Древнем Риме?

— Как развивались идеи прав человека в период становления буржуазных обществ в Европе и Америке?

— Почему во всем мире А.Д. Сахарова называют Великим гражданином?

3. В тетради выполни задание 2 на с. 228 учебника 1 или практикум 1, 2 на с. 45-46 учебника 2.

Сахаров, Андрей Дмитриевич (1921-1989), советский физик и правозащитник, лауреат Нобелевской премии мира (1975).

Родился в Москве 21 мая 1921 г. В 1938 г. поступил на физический факультет МГУ, который окончил с отличием в 1942 г. В годы Второй мировой войны работал инженером на большом военном заводе в Ульяновске. Сделал несколько изобретений, написал ряд статей по теоретической физике и отослал их в Москву на рецензию. И хотя эти первые работы не были опубликованы, они, по словам самого Сахарова, дали ему «то чувство уверенности в своих силах, которое так необходимо каждому ученому». В 1945 г. Сахаров поступил в аспирантуру Физического института им. П. Н. Лебедева в Москве, где его научным руководителем стал И. Е. Тамм. В ноябре 1947 г. защитил диссертацию. В 1948 г. был включен в группу ученых, работавших над созданием ядерного оружия. Первое испытание советской водородной бомбы, «отцом» которой считается Сахаров, состоялось в 1953 г. Начиная с 1950 г. Сахаров вместе с Таммом занимался проблемами управляемого термоядерного синтеза. Ими был предложен принцип магнитной термоизоляции плазмы. В 1952 г. по инициативе Сахарова были начаты экспериментальные работы по созданию взрывомагнитных генераторов — устройств, в которых энергия взрыва химической или ядерной реакции преобразуется в энергию магнитного поля. В 1964 г. в ходе этих работ удалось получить рекордно большое магнитное поле — 25 млн. Гс. В 1953 г. Сахаров был избран действительным членом АН СССР.

Работая над созданием термоядерного оружия, Сахаров осознавал его огромную опасность. Он убедил Н. С. Хрущева вступить в переговоры о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах, завершившиеся подписанием Московского договора в 1963 . В 1967 г. участвовал в работе Комитета по защите Байкала. В статье «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе», опубликованной на Западе в 1968 г., Сахаров обращал внимание на опасность ядерной войны и выступал за развитие демократических обществ в СССР и США. После опубликования этой статьи был отстранен от работ по секретной тематике и в 1969 г. вернулся в Физический институт, где занимался теорией элементарных частиц, теорией гравитации, космологией. В 1970 г. Сахаров стал одним из учредителей Московского комитета по правам человека. Он выступал за право на эмиграцию, отмену смертной казни, против принудительного лечения политических оппонентов режима в психиатрических больницах, высказывался по проблемам загрязнения окружающей среды.

В декабре 1979 г. Сахаров публично выступил против ввода советских войск в Афганистан. Был лишен всех правительственных наград СССР (ордена Ленина, звания трижды Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премий). 22 января 1980 г. был выслан в Горький, пробыл в изоляции от внешнего мира 7 лет, дважды объявлял голодовку в знак протеста против действий властей по отношению к его родным. В декабре 1986 г. Сахаров был возвращен в Москву по распоряжению М. С. Горбачева.

В марте 1989 г. Сахаров был избран народным депутатом СССР от Академии наук. Стал одним из лидеров группы наиболее радикально настроенных депутатов, выступавших за быструю экономическую и политическую децентрализацию в стране и отмену привилегированного положения Коммунистической партии. Умер Сахаров в Москве 14 декабря 1989 г.

Популярное:

  • Образец заявления на оформления инвалидности Заявление о направлении на медико-социальную экспертизу Образец №9 Заявление о направлении на медико-социальную экспертизу Главному врачу_____________________________ (наименование медицинской организации) __________________________________________ (Ф.И.О. […]
  • Судебная практика по ст 318 ук рф Приговор суда по ч. 2 ст. 318 УК | Судебная практика П Р И Г О В О РИменем Российской Федерации 06 июля 2015 года Головинский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Дроздовой О.В., при секретаре Ахубекова А.А., с участием […]
  • Воинская часть 11115 Управление Министерства обороны Российской Федерации по увековечению памяти погибших при защите Отечества История создания На основании решения Министра обороны Российской Федерации от 21 января 2006 г. «О проведении поиска неучтённых военных захоронений в […]
  • Постановка на учет на улучшение жилищных условий в мвд Жильё для пенсионеров МВД Здравствуйте! Я пенсионер МВД и ветеран боевых действий. Положено ли мне жильё от государства? Спасибо. Ответы юристов (2) Положено ли мне жильё от государства? Вы на учет в качестве нуждающегося поставлены? В силу ст. 23.2 ФЗ «О […]
  • Как поставить на забаланс земельный участок Госсектор. Как правильно поставить земельные участки на балансовый учет? Государственным (муниципальным) учреждениям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) […]
  • Юридическая помощь бесплатно в волгограде Юридическая помощь бесплатно в волгограде В соответствии с Законом Волгоградской области от 27.11.2012г. N 164-ОД "О бесплатной юридической помощи на территории Волгоградской области" участниками государственной системы бесплатной […]
  • Бесплатный земельный участок в спб Бесплатный земельный участок в спб О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного или дачного строительства и дополнительной меры социальной поддержки гражданам, имеющим трех и более детей* (с изменениями на 10 мая 2016 года) […]
  • Компенсация за поднаём жилья полиции Постановление Правительства РФ от 09.06.2016 N 517 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 9 июня 2016 г. N 517 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ […]
Гражданин человек имеющий права практикум