Гк рф о фгуп

Статья 113 ГК РФ. Основные положения об унитарном предприятии

Новая редакция Ст. 113 ГК РФ

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия.

В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие).

2. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

3. Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его фирменном наименовании и месте его нахождения, предмете и целях его деятельности. Устав унитарного предприятия, не являющегося казенным, должен содержать также сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия.

4. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Фирменное наименование казенного предприятия, кроме того, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным.

5. Органом унитарного предприятия является руководитель предприятия, который назначается уполномоченным собственником органом, если иное не предусмотрено законом, и ему подотчетен.

6. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества.

Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

7. Правовое положение унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

8. Унитарное предприятие может быть реорганизовано в соответствии с законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и законами о приватизации.

Комментарий к Ст. 113 ГК РФ

Унитарное предприятие является особой организационно-правовой формой коммерческой организации, которая призвана обеспечить участие государства и иных публично-правовых образований в коммерческом обороте.

В силу указанной специфики унитарные предприятия обладают рядом особенных черт по сравнению с остальными коммерческими организациями.

1. Унитарные предприятия не наделены правом собственности на закрепленное за ними имущество. Собственником такого имущества остается соответствующее публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование). Тем не менее унитарным предприятиям, как и иным юридическим лицам, присущ признак имущественной обособленности — он реализуется через конструкции ограниченных вещных прав (хозяйственного ведения и оперативного управления).

2. Термин «унитарный» подчеркивает невозможность разделения имущества предприятия по вкладам (паям, долям). У имущества предприятия только один собственник — публично-правовое образование.

3. Унитарные предприятия обладают не общей, как остальные коммерческие организации, а специальной правоспособностью. Это означает, что унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Унитарное предприятие не вправе осуществлять деятельность, выходящую за пределы его правоспособности.

4. Управление в унитарном предприятии осуществляется единоличным исполнительным органом — руководителем предприятия, назначаемым собственником имущества. Иных органов в унитарном предприятии не образуется.

Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий помимо ГК определяется Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Другой комментарий к Ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. В отличие от других коммерческих организаций (хозяйственных обществ и товариществ, производственных кооперативов), унитарное предприятие как юридическое лицо действует на базе имущества, не принадлежащего ему на праве собственности. Правовой формой обособления имущества унитарного предприятия, используемого в процессе осуществления им предпринимательской деятельности, является производное от права собственности вещное право — хозяйственного ведения или оперативного управления (о вещных правах лиц, не являющихся собственниками, см. комментарий к ст. 216). В организационно-правовой форме «предприятие» создаются только государственные и муниципальные предприятия следующих видов:

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения: федеральное государственное предприятие, предприятие субъекта РФ, муниципальное предприятие;

унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления: федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие (далее — казенное предприятие) (п. 2 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях). До принятия указанного Закона ГК предусматривал создание только федеральных казенных предприятий.

Действовавший до вступления в силу гл. 4 ГК (она вступила в силу со дня опубликования части первой ГК, т.е. с 8 декабря 1994 г., а часть первая ГК в целом — с 1 января 1995 г.) Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (Ведомости РСФСР. 1990. N 30. Ст. 418) признавал предприятием любое юридическое лицо (предприятием признавалось также полное товарищество, которое юридическим лицом не являлось), создаваемое для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг в целях получения прибыли и удовлетворения общественных потребностей. Соответственно, хозяйственные общества, товарищества, индивидуальные частные предприятия, государственные и муниципальные предприятия рассматривались в качестве организационно-правовой формы предприятий. В настоящее время в организационно-правовой форме предприятия создаются и действуют только государственные и муниципальные унитарные предприятия. Другие же коммерческие организации возникают в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ, обществ и производственных кооперативов.

Предприятие как субъект (в качестве такового выступает в настоящее время только унитарное предприятие) нельзя отождествлять с предприятием — объектом, имущественным комплексом, используемым для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 132 ГК РФ). По смыслу ст. 132 предприятием как имущественным комплексом обладают все коммерческие организации, включая унитарные предприятия. Предприятие — имущественный комплекс принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию и одновременно унитарному предприятию как субъекту на основе производного вещного права (хозяйственного ведения или оперативного управления).

Термин «унитарное» подчеркивает единство субъекта и объекта: объект принадлежит только одному собственнику, имущество предприятия не делится на доли (вклады, паи), а потому здесь нет субъектов (учредителей, участников организации), включая работников предприятия, наделенных обязательственными правами по отношению к предприятию, что характерно для хозяйственных обществ и товариществ. Соответственно, имущество предприятия неделимо в том смысле, что не распределяется по долям, вкладам (из-за отсутствия таковых). В случае ликвидации предприятия оставшееся после расчетов с кредиторами имущество передается собственнику.

Учредительным документом унитарного предприятия является его устав. В нем содержится информация, предусмотренная в п. 2 ст. 52 ГК, в комментируемой статье, а также в Законе об унитарных предприятиях. Унитарное предприятие обладает специальной правоспособностью, поэтому в уставе должны быть сведения о предмете и цели его деятельности. Информация о размере уставного фонда содержится только в уставах предприятий с правом хозяйственного ведения, так как у казенных предприятий уставный фонд не формируется (п. 5 ст. 12 Закона об унитарных предприятиях).

2. В уставе должны также содержаться сведения о собственнике предприятия (Российская Федерация, субъект Федерации или муниципальное образование) и органах, осуществляющих полномочия собственника закрепленного за предприятием имущества, о вещном праве на это имущество (хозяйственного ведения или оперативного управления) самого предприятия как субъекта. Необходимо обратить внимание на то, что в состав имущественного комплекса входят не только вещи, но и имущественные права требования, исключительные права, имущественные обязанности (долги). Отсюда следует, что на составные части имущественного комплекса унитарному предприятию принадлежат не только вещные права, но также исключительные права и права требования. На весь имущественный комплекс (предприятие) ему принадлежит право хозяйственного ведения или оперативного управления, а государству, муниципальному образованию — право собственности.

3. Устав содержит полное и сокращенное фирменное наименование предприятия на русском языке, оно может быть также указано на языках народов РФ и (или) на иностранном языке. Полное фирменное наименование предприятия на русском языке должно содержать слова «федеральное государственное предприятие», «государственное предприятие» или «муниципальное предприятие». В фирменном наименовании предприятия, основанного на праве оперативного управления, должны быть слова «федеральное казенное предприятие», «казенное предприятие» или «муниципальное предприятие».

4. Руководитель унитарного предприятия (устав может называть его директором, генеральным директором, руководителем) является единоличным органом управления этого юридического лица. В уставе указывается порядок назначения его на должность руководителя, а также заключения, изменения и прекращения трудового договора с ним в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами. Руководитель федерального унитарного предприятия назначается на должность на конкурсной основе. Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 234 «О порядке заключения контрактов и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий» (СЗ РФ. 2000. N 13. Ст. 1373; 2001. N 31. Ст. 3281; 2002. N 41. Ст. 3986) утверждено Положение о проведении конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия. Руководитель любого унитарного предприятия подлежит аттестации в порядке, установленном собственником его имущества (п. 2 ст. 21 Закона об унитарных предприятиях). Названным Постановлением Правительства РФ утверждено также Положение о проведении аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий.

Руководитель предприятия отчитывается о деятельности предприятия в порядке и сроки, установленные собственником (п. 3 ст. 21 Закона об унитарных предприятиях).

Отчетность федеральных предприятий, имущественные комплексы которых не подлежат приватизации (сохраняются в составе федеральной собственности), представляется в федеральные агентства (отраслевые, а также те, руководство которыми осуществляет Президент РФ или Правительство РФ). Отчетность иных федеральных предприятий представляется в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

Помимо бухгалтерской отчетности, которая представляется органам, уполномоченным управлять государственным и муниципальным имуществом, в составе и сроки, предусмотренные Законом о бухгалтерском учете, руководитель отчитывается также по установленной форме о выполнении показателей экономической эффективности деятельности предприятия.

Показатели экономической эффективности деятельности федеральных унитарных предприятий утверждаются федеральными агентствами (отраслевыми и агентствами, руководство которыми осуществляют Президент РФ или Правительство РФ). Они же рассматривают и утверждают отчет руководителя предприятия о выполнении этих показателей. Утвержденный отчет далее в трехдневный срок направляется в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Унитарное предприятие, хотя и не является собственником закрепленного за ним и приобретенного в процессе осуществления предпринимательской деятельности имущества, отвечает перед кредиторами, как и другие коммерческие организации, всем своим имуществом. При этом предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может быть в общем порядке признано банкротом, а казенное предприятие банкротству не подлежит (п. 1 ст. 65 ГК РФ). Унитарное предприятие по обязательствам собственника его имущества ответственности не несет. Это, в частности, исключает возможность ареста имущества унитарного предприятия в целях обеспечения исполнения обязательств собственника (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) перед кредиторами, обращения взыскания на имущество предприятия во исполнение судебного решения о взыскании задолженности этих публично-правовых образований перед кредиторами.

6. Правовое положение унитарных предприятий определяется ГК и Законом об унитарных предприятиях.

Статья 113. Основные положения об унитарном предприятии

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия.

В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие).

2. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

3. Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его фирменном наименовании и месте его нахождения, предмете и целях его деятельности. Устав унитарного предприятия, не являющегося казенным, должен содержать также сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия.

4. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Фирменное наименование казенного предприятия, кроме того, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным.

5. Органом унитарного предприятия является руководитель предприятия, который назначается уполномоченным собственником органом, если иное не предусмотрено законом, и ему подотчетен.

6. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества.

Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

7. Правовое положение унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

8. Унитарное предприятие может быть реорганизовано в соответствии с законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и законами о приватизации.

Комментарий к статье 113 ГК РФ

1. В понятии унитарного предприятия, содержащемся в п. 1 комментируемой статьи, указаны два основных признака. Первый признак: унитарное предприятие — это коммерческая организация. Иными словами, это объединение лиц, состоящее из руководителя предприятия и коллектива рабочих и служащих. Унитарное предприятие является субъектом гражданского права, и в этом оно принципиально отличается от понятия предприятия как имущественного комплекса (ст. 132 ГК), являющегося объектом права. В качестве объекта права выступают предприятия, входящие в состав имущества, принадлежащего хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам. Предприятие как имущественный комплекс продолжает свое существование и при создании унитарного предприятия. Но в этом случае оно одновременно становится объектом двух вещных прав: права собственности субъекта, создавшего унитарное предприятие, и производного от него вещного права, принадлежащего самому унитарному предприятию.

Второй признак: унитарное предприятие не является собственником закрепленного за ним имущества. Собственником такового остается субъект, создавший унитарное предприятие. И в этом состоит отличие унитарного предприятия от хозяйственного товарищества, хозяйственного общества и производственного кооператива, являющихся собственниками принадлежащего им имущества, в состав которого могут входить и предприятия как имущественные комплексы.

На современном этапе развития рыночной экономики роль предприятий как субъектов гражданского права резко идет на убыль. Их место занимают хозяйственные общества и товарищества. Но это вовсе не означает полного исчезновения предприятий из гражданского оборота. В определенных областях рыночной экономики они остаются необходимой организационно-правовой формой предпринимательской деятельности, осуществляемой прежде всего государством.

2. Согласно правовым нормам, содержащимся в комментируемой статье и Законе об унитарных предприятиях, правовой статус унитарного предприятия определяется следующими характеристиками.

Во-первых, статус унитарного предприятия как субъекта права может быть предоставлен только государственному и муниципальному предприятию (абз. 3 п. 1 комментируемой статьи).

В фирменном наименовании должно содержаться указание на собственника имущества унитарного предприятия, например «федеральное унитарное предприятие».

Во-вторых, все имущество унитарного предприятия, в том числе объекты социального назначения, является неделимым, не подлежащим распределению по вкладам и иным индивидуализированным частям (долям, паям) между отдельными лицами, в том числе работниками предприятия.

В-третьих, собственниками имущества, закрепленного за государственными и муниципальными предприятиями, соответственно являются Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. Унитарное предприятие наделяется правом хозяйственного ведения или правом оперативного управления на данное имущество. Как следствие этого различаются две разновидности унитарного предприятия: унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК), и унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (ст. 115 ГК).

В-четвертых, устанавливается принцип специальной правоспособности унитарного предприятия, что должно быть прямо отражено в его уставе (абз. 2 п. 1 комментируемой статьи). Закрепляется принцип единоначалия в управлении унитарным предприятием. Единственным органом унитарного предприятия признается руководитель, назначаемый собственником или уполномоченным им органом, которым он и подотчетен.

В-пятых, предусматривается принцип раздельной ответственности по обязательствам унитарного предприятия и собственника имущества. Ответственность унитарного предприятия распространяется на все закрепленное за ним собственником имущество. Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника. Собственник же в указанных в законах случаях может привлекаться к ответственности по обязательствам предприятия. Такая ответственность наступает в форме субсидиарной ответственности при несостоятельности (банкротстве) унитарного предприятия, вызванной поведением собственника его имущества. Кроме того, собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий во всех иных случаях при недостаточности их имущества.

Другой комментарий к статье 113 Гражданского Кодекса РФ

1. В комментируемой статье раскрываются основные признаки унитарного предприятия, которые конкретизированы в Федеральном законе от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». К ним, в частности, относятся следующие признаки:

— применительно к унитарным предприятиям понятие «предприятие» обозначает не объект гражданских прав, предусмотренный ст. 132 ГК РФ в качестве имущественного комплекса, а субъект — юридическое лицо. Такое разногласие в терминологии обусловлено тем, что в соответствии с ГК РСФСР 1964 г. практически все юридические лица, осуществлявшие хозяйственную деятельность в стране, являлись государственными предприятиями, имевшими закрепленные за ними основные и оборотные средства, а также самостоятельный баланс (ст. 24 ГК РСФСР). Статья 4 Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» определяла предприятие как самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном настоящим Законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. В то же время ст. 5 вышеназванного Закона определяла собственника предприятий;

———————————
Утратил силу с 1 июля 2002 г. Был опубликован: Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. N 30. Ст. 418.

— термин «унитарный» характеризует неделимость имущества предприятия, которое не может быть распределено по вкладам, долям, паям как в хозяйственных товариществах, обществах и кооперативах, так и между работниками предприятия;

— унитарное предприятие является коммерческой организацией, основная цель которой — получение прибыли;

— унитарное предприятие не является собственником имущества. Как переданное собственником, так и полученное в результате хозяйственной деятельности имущество принадлежит предприятию на ограниченном вещном праве — либо на праве хозяйственного ведения, либо на праве оперативного управления;

— собственником имущества унитарного предприятия является публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Федерации, муниципальное образование). Другие участники гражданско-правовых отношений не могут создавать унитарные предприятия. Сами унитарные предприятия также не могут создавать аналогичные предприятия;

— учредительным документом унитарного предприятия является устав, в котором должны быть указаны сведения, предусмотренные п. 4 ст. 52 ГК РФ, а также абз. 2 п. 3 комментируемой статьи;

— унитарное предприятие обладает специальной правоспособностью: оно может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности;

— унитарными предприятиями могут быть только государственные и муниципальные предприятия; частные предприятия не могут быть унитарными;

— унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование на русском языке и должно содержать слова «федеральное государственное предприятие», «государственное предприятие» или «муниципальное предприятие», а также указание на собственника его имущества — Российскую Федерацию, субъект Федерации или муниципальное образование. В фирменном наименовании казенного предприятия должно содержаться указание на то, что предприятие является казенным;

— собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия обладает совокупностью полномочий по управлению предприятием, в частности, собственник определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций; назначает на должность руководителя унитарного предприятия лицо по своему выбору, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами и т.д.;

— унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем имуществом, как тем, которым его наделил собственник, так и тем, которое приобретено юридическим лицом, и не отвечает по обязательствам собственника. Собственник несет ответственность по обязательствам унитарного предприятия применительно к казенному предприятию (субсидиарная ответственность). Кроме того, на собственника имущества унитарного предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана действиями (или бездействием) собственника как контролирующего должника лица (ч. 4 ст. 10 Закона о банкротстве).

2. Унитарные предприятия делятся на два вида: 1) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения; 2) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия). Основные различия в их правовом положении состоят в необходимости формирования уставного фонда (для казенных предприятий уставный фонд не требуется), распоряжении имуществом, ответственности собственника по обязательствам унитарного предприятия, целях создания, порядке распределения доходов предприятия, правомочиях собственника и др.

Казенные предприятия в соответствии с абз. 3 п. 1 комментируемой статьи могут быть созданы лишь в случаях и в порядке, предусмотренных Законом об унитарных предприятиях, в соответствии со ст. 8 которого федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства РФ. Казенное предприятие субъекта Федерации учреждается решением органа государственной власти субъекта Федерации, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения. Муниципальное казенное предприятие учреждается решением органа местного самоуправления, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.

Казенное предприятие может быть создано в случае:

если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Федерации или муниципальных нужд;

необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации;

необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;

необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;

необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

Имущественные права казенного предприятия конкретизированы ст. ст. 296, 297 ГК РФ, ст. 19 Закона об унитарных предприятиях, в соответствии с которой:

— казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного собственником имущества органа государственной власти или местного самоуправления, а именно Правительства РФ или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти, уполномоченного органа государственной власти субъекта Федерации, уполномоченного органа местного самоуправления;

— уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия;

— казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

— казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия.

3. Наряду с Законом об унитарных предприятиях правовое положение унитарных предприятий регулируется Федеральными законами «О приватизации государственного и муниципального имущества», «О несостоятельности (банкротстве)», «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Указом Президента РФ от 4 августа 2004 г. N 1009 «Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» , Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. N 872 «О создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий» и другими нормативными правовыми актами. Кроме того, действует немало нормативных правовых актов, посвященных отдельным видам федеральных казенных предприятий, в частности Указ Президента РФ от 28 февраля 2008 г. N 273 «О федеральном казенном предприятии «Научно-испытательный центр ракетно-космической промышленности» и др.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2004. N 32. Ст. 3313.
Собрание законодательства РФ. 2008. N 9. Ст. 822.

4. Пункт 8 комментируемой статьи предусматривает возможность прекращения юридического лица путем реорганизации. Реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в следующих формах:

— слияние двух или нескольких унитарных предприятий;

— присоединение к унитарному предприятию одного или нескольких унитарных предприятий;

— разделение унитарного предприятия на два или несколько унитарных предприятий;

— выделение из унитарного предприятия одного или нескольких унитарных предприятий;

— преобразование унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы.

Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм (абз. 2 п. 1 ст. 57 ГК).

Особенности реорганизации определены ст. ст. 29 — 34 Закона об унитарных предприятиях. В соответствии с п. 1 ст. 34 данного Закона унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение. Федеральное государственное унитарное предприятие может быть также преобразовано в автономную некоммерческую организацию. Преобразование унитарных предприятий в организации иных организационно-правовых форм осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации. Так, ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» определяет особенности создания открытого акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью путем преобразования унитарного предприятия.

Прокуратура разъясняет

Являясь руководителем фирмы, я арендовал помещение у федерального государственного унитарного предприятия. После прокурорской проверки мою организацию оштрафовали за использование федерального имущества без согласия Росимущества. Законно ли это?

Отвечает начальник отдела по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе прокуратуры г. Москвы Виталий Сергеевич Мирошниченко

Да, законно. В силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иным правовым актам, действующим в момент заключения.

Статьей 608 ГК РФ установлено, что право сдачи имущества в аренду принадлежит собственнику.

Имущество Федерального государственного унитарного предприятия является федеральной собственностью и согласно ст. 295 ГК РФ не может быть передано в аренду сторонней организации без согласия собственника имущества – государства в лице уполномоченных органов.

Согласно постановлению Правительства РФ от 26 июля 2010 года № 537 решения по вопросам передачи в аренду федеральных объектов недвижимого имущества принимаются органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, по согласованию с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимуществом).

Кроме того, согласно ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» заключение договоров аренды имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право их заключения, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Несоблюдение указанных норм является основанием для привлечения арендатора к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.24 (незаконное использование федерального имущества) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), а также признания недействительным заключенного договора аренды.

При заключении договора арендатор (субарендатор) обязан удостовериться в том, что заключает договор аренды с лицом, у которого имеется согласие собственника передаваемого имущества. Указанная позиция подтверждается также судебной практикой (постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года № 11).

Вина арендатора заключается в том, что им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

Лицо, незаконно распорядившееся федеральным имуществом (арендодатель), также может быть привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.24 КоАП РФ (распоряжение объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, без разрешения специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти) и ст. 7.35 КоАП РФ (нарушение государственным предприятием порядка согласования при совершении сделки по распоряжению государственным имуществом).

Гк рф о фгуп

ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» образовано Постановлением Правительства Российской Федерации для обеспечения безопасности и регулярности полетов гражданской авиации, формирования единой хозяйственной системы организации воздушного движения.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЕС ОрВД:

  • Обслуживаемая площадь — более 26 млн. кв.км
  • Протяженность маршрутов — более 700 000 км
  • Обслуживается более 1,5 млн. полетов в год
  • Одновременно под управлением находятся более 1 000 ВС
  • Количество работников – около 30 тыс.чел, из них:
    — специалисты службы движения — более 10 тыс.чел., в том числе специалисты, осуществляющие непосредственное УВД — более 8 тыс.чел.,
    — специалисты службы ЭРТОС — более 10 тыс.чел.
  • Комплексы автоматизации УВД — 104 ед.
  • Оперативные органы – 34 центра ЕС ОрВД, из них:
    — Главный центр — 1,
    — Зональные центры — 7,
    — Районные центры — 26, из них 13 с правом планирования, координирования и выдачи разрешений на ИВП
  • АС УВД укрупненных центров — 6 ед.
  • Средства радиолокации — около 400 ед.
  • Средства навигации — около 2 000 ед.
  • Средства ВЧ и ОВЧ р/связи — около 10 000 ед.
  • Автоматизированные рабочие места — более 40 ед.

Гк рф о фгуп

В своей деятельности ФГУП «Почта России» руководствуется законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами оказания услуг почтовой связи и главой 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), которой определены основные положения о представительстве и доверенности.

Так, Правилами оказания услуг почтовой связи установлено, что почтовые отправления вручаются адресатам либо их уполномоченным представителям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.

Согласно статье 185.1 ГК РФ доверенность на получение корреспонденции может быть удостоверена нотариально, а также, за исключением ценной корреспонденции, она может быть бесплатно удостоверена организацией, в которой доверитель работает или учится, и администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении.

Учитывая положения главы 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе статьи 182, вручение адресованных юридическому лицу почтовых отправлений осуществляется его представителю при предъявлении документов, подтверждающих его полномочия действовать в интересах юридического лица (в силу закона, на основании доверенности, в соответствии с актом уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления).

Статья 454. Договор купли-продажи

1. По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

2. К купле-продаже ценных бумаг и валютных ценностей положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если законом не установлены специальные правила их купли-продажи.

3. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иным законом, особенности купли и продажи товаров отдельных видов определяются законами и иными правовыми актами.

4. Положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются к продаже имущественных прав, если иное не вытекает из содержания или характера этих прав.

5. К отдельным видам договора купли-продажи (розничная купля-продажа, поставка товаров, поставка товаров для государственных нужд, контрактация, энергоснабжение, продажа недвижимости, продажа предприятия) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.

Комментарий к Ст. 454 ГК РФ

1. Договоры купли-продажи начали заключать в незапамятные времена, когда появились деньги. На их основе осуществляется переход материальных благ «из рук в руки», т.е. в собственность (см. п. 5 настоящего комментария), а оплата производится деньгами (см. п. п. 2 и 7 комментария). Несметное количество сделок купли-продажи, совершенных практически за всю историю существования человечества, породило их уникальное многообразие. Недаром гл. 30 «Купля-продажа» содержит более 100 статей и по объему сравнима с солидным федеральным законом. И это при том, что к договорам купли-продажи не относятся договоры об оказании платных услуг, безвозмездные договоры (прежде всего дарение), договоры о передаче имущества в пользование (прежде всего аренда), договоры мены, когда товар передается в обмен на другой товар, договоры, предусматривающие, что в обмен на товар передаются результаты работ, оказываются услуги, и др. Иначе говоря, отличительной особенностью договора купли-продажи является обмен материальных ценностей на денежные средства.

2. Договор купли-продажи является:

— во-первых, консенсуальным — права и обязанности сторон возникают с момента достижения соглашения. Конечно, момент возникновения прав и обязанностей у продавца и покупателя нельзя смешивать с моментом перехода права собственности на продаваемый товар от продавца к покупателю (по общему правилу оно переходит с момента исполнения продавцом обязанности по передаче вещи).

Если договор купли-продажи подлежит государственной регистрации, то он считается заключенным (права и обязанности возникают) с момента государственной регистрации договора (п. 2 ст. 558, п. 3 ст. 560 ГК);

— во-вторых, возмездным — продавец товара вправе получить встречное предоставление. Причем оно выражается в виде определенной денежной суммы. Если же в качестве встречного предоставления должен передаваться другой товар, то соответствующие отношения регулируются ст. ст. 567 — 571 ГК РФ (договор мены). Правила о купле-продаже применимы к таким отношениям постольку, поскольку это не противоречит нормам, содержащимся в указанных статьях ГК РФ о договоре мены и существе мены (п. 2 ст. 567).

Если получатель товара в качестве встречного эквивалента обязался выполнить работы и передать их результат субъекту, передающему товар, или оказать услугу, то к соответствующим отношениям могут применяться некоторые правила о купле-продаже лишь по аналогии;

— в-третьих, двусторонне-обязывающим (двусторонним, взаимным) — каждая из сторон договора купли-продажи имеет как права, так и обязанности. Основными, безусловно, являются обязанность продавца передать товар и корреспондирующее этой обязанности право покупателя требовать передачи товара, а также обязанность покупателя оплатить товар и корреспондирующее этой обязанности право продавца требовать уплаты покупной цены.

3. Предметом договора является вещь (товар), т.е. предмет материального мира, могущий быть в обладании человека и служить удовлетворению его потребностей.

Законом к вещам относятся в том числе деньги и ценные бумаги (ст. 128 ГК). Однако деньги не могут быть предметом договора купли-продажи (товаром), поскольку это обусловлено существом соответствующих отношений. Деньги при купле-продаже передаются покупателем продавцу как встречное предоставление (выступают платежным средством), т.е. являются так называемым эквивалентным объектом соответствующих отношений.

О купле-продаже ценных бумаг и валютных ценностей (в том числе иностранной валюты) см. соответственно п. п. 8, 9 настоящего комментария.

Предметом купли-продажи может быть любой товар, если он не изъят из оборота . Например, в Российской Федерации с 1 июля 2003 г. запрещены производство и оборот этилированного автомобильного бензина .

———————————
См.: Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части первой. С. 481 — 486.

Федеральный закон от 22 марта 2003 г. N 34-ФЗ «О запрете производства и оборота этилированного автомобильного бензина в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1996. N 22. Ст. 2591.

Объекты ограниченно оборотоспособные (которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению) могут быть предметом купли-продажи с соблюдением специальных правил, устанавливаемых законом . Так, музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда РФ, могут отчуждаться только по специальному разрешению федерального органа исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры (Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации в музеях Российской Федерации» (ст. 12) .

———————————
См.: об этом: Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части первой. С. 524 — 552.

Собрание законодательства РФ. 1996. N 22. Ст. 2591.

4. Сторонами договора купли-продажи являются продавец и покупатель. В принципе ими могут быть любые субъекты гражданского права. Чаще всего это граждане и юридические лица.

Вместе с тем необходимо всякий раз учитывать требования закона о правоспособности и дееспособности того или иного субъекта. В том числе специальные правила, определяющие особенности оборотоспособности определенного рода объектов и участия различного рода субъектов в соответствующих отношениях.

5. Конститутивным признаком договора купли-продажи является его направленность на обеспечение перехода права собственности на товар от продавца к покупателю. Вместе с тем не всегда купля-продажа влечет смену собственника. Так, если федеральное государственное унитарное предприятие продает имущество другому государственному унитарному предприятию, то собственник не изменяется. Но это имущество переходит из хозяйственного ведения продавца в хозяйственное ведение покупателя.

6. Форма договора купли-продажи в основном подчинена правилам о форме сделок (ст. ст. 158 — 163, 165 ГК) и указаниям закона о форме договора (ст. 434 ГК). Применительно к отдельным видам договоров купли-продажи в законе содержатся особые предписания (о розничной купле-продаже — ст. 493, о продаже недвижимости — ст. 550 ГК).

В случаях, предусмотренных законом, договор купли-продажи подлежит государственной регистрации (п. 3 ст. 560, п. 2 ст. 558 ГК).

7. По общему правилу, как ни странно, цена не является существенным условием договора купли-продажи. В случае если она не предусмотрена договором и не может быть определена из его условий, товар должен быть оплачен по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары (п. 3 ст. 424 ГК). См. также ст. 485 ГК РФ и комментарий к ней.

Относительно отдельных видов договоров купли-продажи закон предусматривает, что цена есть существенное условие договора. Так, в силу п. 1 ст. 555 ГК РФ договор продажи недвижимости должен предусматривать цену этого имущества; при отсутствии условия о цене правила, установленные в п. 3 ст. 424 ГК РФ, не применяются.

8. Ценные бумаги являются весьма своеобразным объектом гражданских прав . Относительно передачи ценных бумаг («прав по ценной бумаге») содержатся специальные правила в различных нормативных актах (ст. ст. 146, 915 ГК), Федеральных законах «О рынке ценных бумаг», «Об акционерных обществах», «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и т.д.). Продажа ценных бумаг осуществляется в соответствии с этими специальными правилами. Положения § 1 гл. 30 ГК РФ (ст. ст. 454 — 491) к купле-продаже ценных бумаг могут применяться только в случае, если законом (!) не установлены специальные правила. При этом ряд норм ГК РФ о купле-продаже неприменим к купле-продаже ценных бумаг в силу специфики объекта (например, об ассортименте товаров (ст. 467), качестве товара (ст. 469) и т.д.).

———————————
См.: Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части первой. С. 524 — 552.

9. Виды имущества, признаваемого валютными ценностями, и порядок совершения сделок с ними определяются Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и принятыми в соответствии с этим Законом нормативными актами.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2003. N 50. Ст. 4859.

Согласно ст. 1 данного Закона к валютным ценностям относятся иностранная валюта и внешние ценные бумаги. В этом же Законе дается перечень валютных операций (сделок), к которым в том числе отнесено приобретение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях; приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях; приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей на законных основаниях.

Основным правилом валютного регулирования является общее положение о запрете валютных операций между резидентами (например, между гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими в Российской Федерации). В ст. 9 указанного Закона названы исключения из этого правила.

Купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в Российской Федерации производится только через уполномоченные банки (кредитные организации, имеющие право на основании лицензии Центрального банка РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте (п. 8 ч. 1 ст. 1, ст. ст. 6, 11 указанного Закона)).

Правила ГК РФ о договоре продажи применяются к купле-продаже валютных ценностей, если законом (!) не установлены специальные правила.

В нормотворческой практике соответствующая норма, содержащаяся в п. 2 комментируемой статьи, несколько «подправляется». Так, в силу ч. 2 ст. 9 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» валютные операции по сделкам между уполномоченными банками, совершаемые от своего имени и за свой счет, осуществляются в порядке, установленном Центральным банком РФ. Таким образом, в данном случае специальные правила вводятся не законом, но органом, уполномоченным законом.

10. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи могут устанавливаться особенности купли-продажи товаров отдельных видов. Введение таких особенностей возможно, если это предусмотрено ГК РФ или другим законом. Они могут вводиться законами или иными правовыми актами (указами Президента РФ и Правительства РФ).

Особенностей купли-продажи отдельных видов товаров довольно много. Они могут быть различного рода.

Чаще всего устанавливаются специальные правила о купле-продаже определенного рода объектов (например, ограниченно оборотоспособных). В ряде случаев предусматриваются особенности договоров купли-продажи отдельных видов товаров с учетом субъектного состава. Например, определенного рода объекты могут приобретаться только определенными субъектами; некоторые виды товаров не могут продаваться лицам, не достигшим определенного возраста, и т.д.; зачастую устанавливается, что при продаже того или иного объекта кому-то принадлежит преимущественное право покупки такого объекта (например, ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»). Часто устанавливается особый порядок заключения договора (допустим, только на торгах), особый порядок определения цены (см., например, п. 4 ст. 20 Федерального закона от 26 марта 1988 г. N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях») и т.д. и т.п.

На основании Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» Правительство РФ утвердило Правила продажи отдельных видов товаров.

———————————
Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 15. Ст. 766.

11. В п. 1 комментируемой статьи предусмотрено, что предметом договора может быть только вещь. Вместе с тем в силу п. 4 этой же статьи правила, предусмотренные в § 1 гл. 30 (ст. ст. 454 — 491), ГК РФ применяются к продаже имущественных прав, если иное не вытекает из содержания и характера этих прав. Так, применительно к договору купли-продажи имущественных прав не могут учитываться требования ст. ст. 478 (о комплектности товара), 479 (о комплекте товаров), 481 (о таре и упаковке) и других статей ГК РФ.

Кроме содержания и характера отчуждаемых имущественных прав необходимо (в первую очередь) принимать во внимание указания закона и иных правовых актов об их переходе от одного субъекта к другому (о чем, к сожалению, в комментируемой статье умалчивается). Так, относительно перехода обязательственных прав (прав кредитора к другому лицу) Кодекс предусматривает ряд специальных норм (ст. ст. 382 — 390). И если приобретатель обязательственного права обязан уплатить лицу, передающему это право, определенную денежную сумму, то значит, заключается договор купли-продажи права. Соответствующие отношения регулируются ст. ст. 382 — 386, 388 — 390, а также правилами, содержащимися в § 1 гл. 30 ГК РФ. (Нередко одновременно с продажей права производится и перевод долга (ст. ст. 391, 392 ГК)).

Широко распространены договоры купли-продажи долей участников обществ с ограниченной ответственностью в уставных капиталах обществ. Регулирование соответствующих отношений осуществляется специальными нормами ГК РФ (ст. 93) и Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ст. 21). Общие положения о купле-продаже, содержащиеся в ГК РФ (ст. ст. 454 — 491), к продаже доли могут применяться с учетом специфики доли как объекта гражданских прав. Многие нормы ГК РФ вообще неприменимы к сделкам по продаже доли (например, о переходе риска случайной гибели, гарантий качества товара, комплектности товара и т.д. и т.п.) .

———————————
Собрание законодательства РФ. 1998. N 7. Ст. 785.

Более подробно см.: Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части первой. С. 314 — 318.

Участник долевой собственности может продать свою долю с соблюдением правил, установленных ст. 250 ГК РФ (о преимущественном праве покупки).

Имущественным является и исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации (далее — исключительное право) (ст. ст. 1226, 1229 ГК). Договоры о возмездном отчуждении исключительных прав по правовой природе, очевидно, в большинстве случаев представляют собой договоры купли-продажи. Однако это не значит, что нормы о договоре купли-продажи должны (или могут) применяться к такого рода договорам. В силу п. 2 ст. 1233 ГК РФ к договорам об отчуждении исключительного права (как и к другим договорам о распоряжении исключительным правом) в первую очередь применяются правила, содержащиеся в разд. VII («Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации») ГК РФ. Если иное не установлено указанными правилами и не вытекает из содержания или характера исключительного права, то к соответствующим отношениям применяются общие положения об обязательствах (ст. ст. 307 — 419 ГК) и о договоре (ст. ст. 420 — 453 и п. 2 ст. 1233 ГК). При этом о нормах, регламентирующих куплю-продажу, не упоминается, точно так же как и в других статьях Гражданского кодекса, содержащих указания о договорах об отчуждении исключительного права (на произведение (ст. 1285), на объект смежных прав (ст. 1307), на изобретение, полезную модель или промышленный образец (ст. 1365), на селекционное достижение (ст. 1426) и т.д.). Таким образом, к договорам об отчуждении исключительных прав нормы о купле-продаже применяться не могут.

12. Наряду с общими положениями о купле-продаже, помещенными в § 1 гл. 30 (ст. ст. 454 — 491), ГК РФ содержит правила об отдельных видах договоров (эти виды перечислены в п. 5 комментируемой статьи). Общие положения применяются постольку, поскольку иное не предусмотрено специальными правилами.

Популярное:

  • Отказ от наследства в чью то пользу В чью пользу можно отказаться от наследства? Юридический Яндекс Дзен! Там особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас. У наследника есть право отказаться от наследства. Однако потом отказ от наследства нельзя будет […]
  • Коллегия адвокатов право и защита Представление интересов в судах Москвы и Московской области Защита интеллектуальной собственности Уважаемые гости сайта МКА «Право и Защита»! Московская коллегия адвокатов «Право и Защита» (сокращенное наименование - МКА «Право и Защита»), является […]
  • Договор купли продажи автомобиля пдф Договор купли-продажи транспортного средства Образец оформления договора купли — продажи транспортных средств Договор купли-продажи не обязательно заверять у нотариуса. Чтобы все было гладко, необходимо соблюдать правила стандартного образца. Договор купли […]
  • Развод чешских девушек Русскую девушку кастингует уличный чешский агент Уличный агент из Чехии останавливает на улице молодую брюнетку и сначала говорит с ней по-чешски. Понимая, что она не чешка он говорит по-английски и узнает, что девушка русская. Немного поболтав он предлагает […]
  • Вакансии фгуп юрист москва Вакансии фгуп юрист москва За полгода количество вакансий может вырасти на 18%. Специально ко Дню юриста, который отмечается в России 3 декабря, HeadHunter подготовил исследование о востребованности профессии на рынке труда. Было проанализировано 73 597 […]
  • СтСт166 181 гк рф СтСт166 181 гк рф Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии Главная Статья […]
  • Протокол заседания наблюдательного совета автономного учреждения Примерная форма протокола заседания наблюдательного совета автономного учреждения об утверждении положения о закупке товаров, работ, услуг (подготовлено экспертами компании "Гарант") Настоящая форма разработана в соответствии с положениями ст. 3 Федерального […]
  • 3 протокол задержания подозреваемого Задержание подозреваемого: основания, процессуальный порядок, сроки. Особенности осуществления адвокатом защиты подозреваемого Задержание подозреваемого – мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем или […]
Гк рф о фгуп