Административный надзор в деятельности полиции

Административный надзор как форма постпенитенцирного контроля

адъюнкт Владимирского юридического института

6 апреля 2011 года вступил в силу Федеральный закон N64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»[1], который направлен на предупреждение рецидивной преступности в отношении лиц освобожденных из мест лишения свободы. Административный надзор является серьезным инструментом в арсенале правоприменителя по профилактике и предупреждению рецидивной преступности и направлен на создание вокруг потенциального преступника атмосферы тотального контроля.[2]

Надзор назван административным и на первый взгляд должен относиться к административному праву, тем более что он регламентирован самостоятельным законом, который не является уголовным и, соответственно, не кодифицирован в УК РФ. Однако при более глубоком изучении Закона вытекает вывод о том, что на самом деле административный надзор имеет уголовно-правовую природу.[3] При этом отсутствие регламентации данной меры в Уголовном кодексе РФ следует признать серьезным законодательным пробелом (исключением является ст. 314.1 УК РФ, в которой предусмотрена ответственность за уклонение от административного надзора).

Административный надзор направлен в первую очередь на защиту государственных и общественных интересов. В соответствии с этим его задачами являются предупреждение преступлений и других правонарушений, лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также оказания на них индивидуального профилактического воздействия.

Понятие административного надзора не претерпело значительных изменений в сравнении с более ранним вариантом звучавшем в Положении об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. N 5364-VI.[4] Итак административный надзор – осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом N64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Анализируя данное определение, можно сделать вывод, что в нем не отражается предупредительный эффект, а также комплексность совместных мероприятий, проводимых органами внутренних дел с органами исполнительной власти, Федеральной службы исполнения наказаний России, а также другими организациями, общественными объединениями и гражданами. Вся суть административного надзора сводится к контролю сотрудниками ОВД за соблюдением лицом, освободившимся из мест лишения свободы временных ограничений и выполнением им обязанностей.

Исходя из вышесказанного необходимо предложить изменить определение административного надзора на следующее – комплекс мероприятий, проводимый сотрудниками ОВД во взаимодействии с органами исполнительной власти, ФСИН России, а также иными организациями, общественными объединениями и гражданами, в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы, направленный на предупреждении с их стороны повторных преступлений и других правонарушений, а также оказания на них профилактического воздействия.

Федеральный закон N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» вводит понятие административного ограничения, под которым понимается временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Поэтому административные ограничения могут быть установлены согласно определению только судом и в том случае, если они предусмотрены Федеральным законом N 64-ФЗ. К числу административных ограничений Закон относит:

— запрещение пребывания в определенных местах;

— запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

— запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;

— запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

— обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

За несоблюдение установленных ограничений или невыполнение обязанностей поднадзорное лицо несет административную ответственность, предусмотренную ст.19.24 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях. Также в ст. 314.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от административного надзора.[6]

Теперь необходимо категорий поднадзорных лиц, в отношении которых применяются ограничения. Административный надзор устанавливается на основании заявления администрации исправительного учреждения в отношении:

— совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и отбывавшего наказание за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего;

— совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего.

Хотелось бы отметить, что в связи с ужесточением уголовного наказания в отношении лиц, страдающих расстройством сексуального предпочтения (педофилией) в данный нормативный правовой акт, была внесена норма, устанавливающая административный надзор за совершеннолетним лицом, совершившим преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости. В отношении таких лиц административный надзор устанавливается в обязательном порядке без наличия каких-либо иных оснований.

Основанием прекращения административного надзора является: истечение его срока; снятие судимости с поднадзорного лица; осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания; смерть поднадзорного лица. В отношении лица, которое отбывало наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, административный надзор досрочно прекращен быть не может.

В соответствии с приказом МВД России от 08.07.2011 № 818 «О порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» субъектами, осуществляющими административный надзор, являются: участковые уполномоченные полиции; сотрудники ППС полиции; вневедомственной охраны; ДПС ГИБДД МВД РФ; оперативные подразделения МВД РФ; дежурные части территориальных органов МВД, а также сотрудники полиции линейных управлений, отделов МВД РФ на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. В данном нормативном правовом акте в определенной последовательности закреплены обязанности перечисленных подразделений, которые они должны выполнять при осуществлении административного надзора. Следует отметить, что на практике основными субъектами, осуществляющими административный надзор, являются участковые уполномоченные полиции, так как в их обязанности входит несение службы на административном участке. Их деятельность регламентируется приказом МВД РФ от 31.12.2012 г.[5] Анализируя данный нормативный правовой акт, необходимо отметить, что в нем об административном надзоре не сказано ни слова. Несогласованность правовых норм в рассматриваемых приказах ведет к нарушению системности правового регулирования и тем самым снижает его эффективность. На основании вышеизложенного следует внести изменение в п. 4 Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, закрепив одним из направлений их деятельности осуществление административного надзора за поднадзорными лицами.

Принимая во внимание вышеизложенное в целях эффективности осуществления административного надзора необходимо совершенствование уголовного, уголовно-исполнительного, административного законодательства, а также ведомственных и межведомственных нормативных правовых актов, как МВД России, так и ФСИН России. Предложенные дополнения в нормативные правовые акты помогут устранить несогласованность и неконкретность норм права, регулирующих осуществление административного надзора в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

1)Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»

2)Тулегенов В.В. Правовые основы административного надзора и его значение в предупреждении рецидивной преступности и криминального профессионализма // Вест. Владимир. юрид. ин-та. 2011. N 3. С.64.

3)Кокорев А.Н. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, и проблемы его осуществления // Вест. Моск. ун-та МВД России. 2011. N 8. С. 239 — 243.

4) Указ Президиума ВС СССР от 26.07.1966 N 5364-VI «Об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // Ведомости Верховного Совета СССР. 27.07.1966

5) Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции: приказ МВД России от 31 дек. 2012 г. № 166 // Рос. газ.–2013.– 27 марта

6) Уголовный кодекс Российской Федерации : [федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24 мая 1996 г. : в ред. От 3 февр. 2014 г. № 5 — ФЗ] // Рос. газ., – 1996 – 19, 20, 25 июня; 2014. – 5 февр

Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в современной России

Кочубаева Наталья Сергеевна,студент, Оренбургский Государственный Университет, г. Оренбург[email protected]

Административный надзор за лицами, освободившимися из мест лишения свободы,в современной России

Аннотация.Данная статья посвящена административному надзору за лицами, освобожденными из мест лишения свободы в современном обществе. К этому вопросу на протяжение длительного времени обращались разные научные деятели. В статье дается характеристика Федерального закона Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» В работе излагается постепенное преобразование административного надзора.Ключевые слова:кодекс, административный надзор, Федеральный закон, органы внутренних дел, законодательство.

В последние годы происходят большие изменения в законодательстве, в том числеи в правовых актах, регулирующие отношения в сфере предупрежденияи предотвращения преступлений и правонарушений, которые сказываются на состоянии общественного порядка, общественной и личной жизни граждан.

Данные изменения не обошли стороной и институт специального административного надзора за лицами,освободившимися из мест лишения свободы.

Еще в 1845 году был подготовлен первый кодекс в истории России «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных», в котором устанавливался надзор полиции за лицами, осужденными на ссылку в Сибирь или другие отдаленные губернии нажитье, и освобожденными из временного заключения и др. Лица «в продолжение сего времени не могут переменять места жительства и удаляться от оного, без особенного на каждый раз дозволенияполиции, общества или помещика»(ст. ст. 52, 54). Так же согласно статьям 971972 «Устава уголовного судопроизводства» предписывали приговоренным к отдаче под надзор полиции отправиться «в назначенное для них или избранное ими самими место жительства, с уведомлением о том полиции, под надзор коей они поступают, и Губернатора, заведывавшего сею полицией». Согласно ст. 1 «Устава о предупреждении и пресечении преступлений к мерам предупреждения и пресечения преступлений»была отнесена в том числе такая мера, как отдача под надзор полиции. Полицейский надзор это мера предупреждения преступлений против существующего государственного порядка; такой надзор учреждался над лицами, вредными дляобщественного спокойствия.Срок надзора не мог превышать пяти лет (п. 3).

В последующие годы происходят большие изменения в законодательстве, в том числе и в нормативноправовых актах, регулирующих общественные отношения в сфере предупреждения и пресечения правонарушений и преступлений. Указом Президиума ВС СССР от 26.07.1966 N 5364VI (ред. от 22.09.1983) был принят закон «Об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Этот вид административного надзора считался наиболее действенной формой профилактики рецидивной преступности. Согласно данному Положению ОВД устанавливали административный надзор за лицами, вернувшимися из мест лишения свободы. Данное действие ОВД должно было быть санкционированно прокурором. Руководители органов внутренних дел устанавливали данным лицам ограничения, перечисленные в законодательстве об административном надзоре. За нарушение данных правил надзора и ограничений, была предусмотрена административная ответственность.

С 2001 года, с момента принятия Кодексаоб административных правонарушениях в Российской Федерации, не предусматривал административной ответственности за нарушение правил и ограничений предусмотренный для лиц, которые находились под административным надзором, данный вид деятельности органов внутренних дел практически был прекращен в виду своей неэффективности. В результате чего,уровень рецидивной преступности в стране повысился. Можно еще сказать, что особую актуальность в последние годы приобрела проблема профилактики рецидивной преступности. Ее уровень в зависимости от региона России колеблется от 25 до 40%. Практически каждоевторое, а именно 48,8% расследуемое преступление совершается лицами, ранее совершавшими преступления.

Рецидив преступлений, как правило, указывает на то, что осужденный оказался невосприимчивым к применявшимся к нему мерам и средствам правового воздействия, настроен на противодействие этому; данные обстоятельства, безусловно, указывают на его повышенную общественную опасность. Для преступникарецидивиста требуются более серьезные социальнопсихологические и правовые средства воздействия в целях сокращенияантиобщественной жизненной позиции, изменения продиктованных тюремной субкультурой взглядов и привычек, а также более длительное время для возмещения государству и потерпевшим причиненного материального и морального вреда. В этой связи одним из важнейших специальных направлений современной уголовной политики является сокращение рецидива преступлений за счет совершенствования нормативноправовой базы борьбы с преступностью, а также повышения эффективности профилактической работы с лицами, освободившимися измест лишения свободы. Такой нормативноправовой базой и является Федеральный закон.

Наконец 6 апреля 2011 года был принят Федеральный закон N 64ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», к котором давалось понятие административного надзора и общие положения,права и обязанности лиц поднадзорного лица. Исходя из Федерального закона № 64, можно сформулировать понятие административного закона.

Так, административный надзоросуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящимФедеральным закономвременных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящимФедеральным законом. В ст. 2 данного закона закрепляется задача административного надзора, которая устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными встатье3настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Федеральный закон от 6 апреля 2011г. N64ФЗ»Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»(ред. от 28.12.2013) надзор вводится по решению суда на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел (ОВД) на 1 –3 года (но не выше срока для погашения судимости), а в отношении совершивших преступления против несовершеннолетних и при опасном (особо опасном) рецидиве –на период погашения судимости. В отношении лица, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, административный надзор устанавливается на срок назначения принудительных мер медицинского характера, но не менее срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости. Срок административного надзора могут продлить, если поднадзорный систематически нарушает общественный порядок, и, наоборот, сократить при добросовестном поведении.

Начиная с 1 июля 2011 г., органы внутренних дел обязаны осуществлять надзор за гражданами, имеющими непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также при рецидиве преступлений. Административный надзор также может устанавливаться судом за теми гражданами, которые в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавались злостными нарушителями порядка либо в течение года после отбытия наказания совершили два и более административных правонарушения, посягающих на порядок управления, общественный порядок, безопасность, здоровье населения и общественную нравственность. Граждане, в отношении которых установлен административный надзор, обязываются встать на учет в ОВД по месту жительства или пребывания. Они должны периодически являться туда для регистрации (1 –4 раза в месяц), уведомлять его о перемене места жительства или пребывания, изменении места работы или об увольнении.

Так же новый закон устанавливает административные ограничения при административном надзоре:1) запрещение пребывания в определенных местах;2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

Надзор приостанавливается в случае объявления поднадзорного в розыск, признания его безвестно отсутствующим, заключения под стражу. После устранения этих обстоятельств надзор возобновляется. Закон содержитважный воспитательный момент: досрочное прекращение административного надзора по решению суда возможно по истечении не менее половины установленного судом срока надзора при условии, что поднадзорный добросовестно выполняет свои обязанности и положительно характеризуется по месту его работы, жительства или пребывания. Суд, в который было подано заявление о досрочном прекращении административного надзора, уведомляет об этом потерпевшего и (или) его представителя в письменной форме в день принятия заявления крассмотрению. В отношении лица, которое отбывало наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, надзор не может быть прекращен досрочно. После прекращения административного надзора поднадзорное лицо снимается с учета в ОВД.

Осуществление административного надзора за данной категорией лиц возложено на органы внутренних дел. В приказе МВД от 8 июля 2011 года № 818 «О порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»расширен круг сотрудников полиции, участвующих в осуществлении административного надзора. Раннее данная обязанность была возложена на участковых инспекторов милиции, а в данном нормативно акте указывается, что этой деятельностью должны заниматься,кроме участковых уполномоченных полиции, и сотрудники строевых подразделений патрульнопостовой службы полиции, вневедомственной охраны, дорожнопатрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, сотрудники, заминающиеся оперативнорозыскной деятельностью, дежурных частей территориальных органов внутренних дел, а также сотрудники полиции линейных управлений ,отделов МВД РФ, что несомненно должно повысить эффективностьосуществления административного надзора органами внутренних дел в современной России. В данных законах расписаны все мероприятия, которые необходимо выполнять всем государственным органам. Четкое и своевременно исполнение всех мероприятий, несомненно, будет снижать уровень рецидивной преступности на современномэтапе развития государства.

Можно выделить характерные признаки административного надзора, соблюдение которых способствует полноценному выполнению обязательств по выполнению надзора.

Таковыми принципами являются:1)Установление надзорной компетенции.(Компетенция –это совокупность установленных нормативными правовыми актами прав и обязанностей (полномочий) органов и организаций, их должностных лиц. Компетенция является составной частью административноправового статуса государственных, муниципальных и иных органов и организаций. Надзорная компетенция заключается в установлении соответствующих предметов ведения административного надзора, то есть объектов надзора: специальных правил, норм, требований, стандартов, установленных в нормативноправовых актах. Наиболее общие надзорные полномочия выражаются в предоставлении различных прав государственным органам и их должностным лицам совершать действия по обеспечению законности и дисциплины в деятельности организаций и граждан.);2)Вмешательства или влияния на хозяйственную деятельность поднадзорного объекта. (Законодательство и практика не дают оснований полагать, что для административного надзора специфично «полное невмешательство» в оперативную деятельность субъектов. Такое утверждение верно лишь в отношении органов, осуществляющих прокурорский надзор, которые не входят в систему органов управления, действительно никакой административной властью не обладают.)3)Наличие административнонадзорном процессе, включающем в себя процедурные производства, например, лицензионное производство, регистрационное производство и т.д. (В теории административного права под административными процедурами понимаются установленные в нормативном порядке действия органов исполнительной власти и уполномоченных государственных учреждений, направленные на разрешение индивидуальных дел по реализации прав и законных интересов граждан и организаций).

Наше законодательство не стоит на месте, оно усовершенствуется и дополняется изменениями, необходимыми для улучшения текущей базы нормативноправовых актов. Данным доказательством является то, что в 2017 году Депутаты Госдумы приняли во втором чтении законопроект об обязательном административном надзоре над бывшими террористами и экстремистами после их освобождения из мест лишения свободы,сообщаетРИА Новости.

Законопроектом предусматривается административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, которые имеют непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжких и особо тяжких преступлений террористической и экстремистской направленности, а также за преступления, связанные с посягательством на жизнь сотрудника правоохранительного органа, государственного или общественного деятеля, судьи или дознавателей.

Помимо этого, депутаты предложили установить подобный надзор за преступниками, совершившими убийство, истязание, вовлечение детей в преступную группу, а также за теми, кто совершил тяжкое или особо тяжкое преступление.

Парламентарии внесли еще одну поправку, которая дает возможность контролировать тех, кто совершил правонарушения по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти.

Авторы законопроекта также наделили правоохранителей полномочиями устанавливать надзорза теми, кто отбывал тюремный срок за управление автомобилем в нетрезвом состоянии.

Таким образом,исторический анализ позволяет сделать вывод о том, что институт полицейского (административного) надзора объективно оказывался востребованным в нашем государствеи в различные исторические эпохи, что связано с его эффективностью в деле предотвращения повторного правонарушающего поведения лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Современная модель российского административного надзора во многом сохраняет преемственность от административного надзора, существовавшего в советский период, однако нельзя не отметить произошедшую гуманизацию данного института, выразившуюся, прежде всего, в постановке административного надзора под контроль суда в порядке гражданского судопроизводства.

Ссылки на источники1.Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 64ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (с изменениями и дополнениями). 2.Ваньков А.В, Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы // Вестник ВосточноСибирского института МВД России2014.№ 4ISSN : 23123184[25.04.2017].3.Бурганов Р.С, К вопросу об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы // Теория и практика общественного развития 2014№ 20 ISSN : 18154964[25.04.2017].

Административный надзор органов внутренних дел (полиции)

Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее — Закон об административном надзоре) была предусмотрена новая мера противодействия рецидивной преступности — административный надзор, который определяется как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Законом об административном надзоре временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных Законом об административном надзоре.

Административный надзор обеспечивает постоянное наблюдение за образом жизни и поведением наиболее опасной категории в прошлом судимых лиц, предупреждение с их стороны новых преступлений и оказание на них необходимого воспитательного воздействия.

Административный надзор является непосредственным следствием предварительного осуждения и уголовного наказания лиц, к которым он применяется. Обязательным условием для установления административного надзора является наличие непогашенной либо неснятой судимости, в течение которой может применяться административный надзор.

Погашение или снятие судимости выводит лицо за рамки уголовно-правовых отношений, которые прекращают свое существование. Принимая во внимание то, что судимость является конечным элементом уголовной ответственности, административный надзор выступает дополнительной (по отношению к отбытому наказанию) формой реализации уголовной ответственности, которая существует в рамках судимости и направлена на достижение целей уголовной ответственности.

Административный надзор не становится частью судимости, сохраняет относительно самостоятельный характер, в то время как судимость является его обязательным условием. Административный надзор — это форма реализации уголовной ответственности, а судимость — последствие наказания.

Смысл административного надзора заключается в том, чтобы подвергнуть лицо определенным лишениям и ограничениям в качестве средства индивидуальной профилактики, а не покарать, как при наказании. Устанавливая административный надзор, суд делает предположение, что осужденный продолжит заниматься преступной деятельностью, если для него не будут установлены определенные ограничения. Такой вывод делается при учете, с одной стороны, характера и степени опасности преступления, за которое лицо было осуждено к наказанию в виде лишения свободы, с другой — данных о личности осужденного и с третьей — его поведения в местах лишения свободы.

Основанием установления административного надзора является совершение преступления, за которое лицо осуждается к наказанию в виде лишения свободы, а не его посткриминальное поведение, имеющее негативную социальную направленность, общественная опасность как свойство личности или тем более судимость. Последние выступают лишь в качестве необходимых условий установления административного надзора (судимость всегда, а поведение осужденного — лишь в определенных законом случаях). Исходя из этого основание установления административного надзора может быть простым, когда такой надзор автоматически следует за наказанием, или сложным, когда для его установления может потребоваться дополнительное условие — отрицательное пенитенциарное или постпенитенциарное поведение осужденного.

Круг лиц, которые могут быть взяты под такой надзор, характеризуется рядом определенных признаков. К ним относятся: возраст (в соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона об административном надзоре данная мера устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего), судимость, характер совершенного преступления, вид наказания, поведение лица во время отбывания наказания и после освобождения из мест лишения свободы. Каждый из этих признаков является условием, необходимым для вынесения решения об установлении административного надзора, который применяется не в связи с возможностью совершения преступления в будущем, а за конкретные действия, дающие основания полагать наличие такой возможности. Именно конкретные действия лица, дающие основания прогнозировать такую возможность, и могут послужить условием-предпосылкой для установления административного надзора.

Административный надзор носит индивидуальный, персонифицированный характер и заключается в том, чтобы лишить поднадзорного возможности продолжать преступную деятельность: ограничить его возможности по восстановлению преступных связей; не дать возможности на первых порах совершать правонарушения в определенное время и в определенных местах, а также в том, чтобы создать необходимые условия для осуществления органами внутренних дел систематического контроля за поведением лица, находящегося под административным надзором.

Принимая во внимание изложенное выше, можно сделать вывод о том, что административный надзор является мерой уголовно-правового характера, обладающей следующими признаками:

1) административный надзор представляет собой дополнительную форму реализации уголовной ответственности, которая следует за наказанием в виде лишения свободы для отдельных категорий осужденных;

2) административный надзор — это мера государственного принуждения, состоящая в ограничении правового статуса осужденного (установление запретов и возложение на него определенных обязанностей) в рамках уголовно-правовых отношений. Вне судимости административный надзор не допускается;

3) цель административного надзора заключается в специальном предупреждении преступлений и других правонарушений, что, в свою очередь, направлено на защиту государственных и общественных интересов;

4) административный надзор имеет индивидуальный характер, поскольку осуществляется в отношении не всех осужденных, а только наиболее опасной их части;

5) общими условиями установления административного надзора выступают: совершеннолетний возраст осужденного; осуждение его к реальному наказанию в виде лишения свободы; наличие непогашенной или неснятой судимости;

6) основаниями установления административного надзора являются:

— совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего;

— совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений;

— совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего при наличии одного из специальных условий: 1) если в период отбывания наказания в местах лишения свободы лицо признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания либо 2) если лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность;

7) решение об установлении административного надзора принимается в судебном порядке по инициативе заинтересованных государственных органов (исправительных учреждений или органов внутренних дел).

Поскольку административный надзор может быть установлен только в пределах судимости, одним из центральных вопросов, правильное решение которого во многом предопределяет законность данной меры уголовно-правового характера, является вопрос о его сроке.

На основании ст. 4 Закона об административном надзоре в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться пять видов административных ограничений:

1) запрещение пребывания в определенных местах;

2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;

4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

В течение срока административного надзора ограничения могут меняться.

Размер сроков установлен законодателем на основе анализа сведений о рецидивной преступности. Так, в частности, обобщенные данные говорят о том, что в 85% случаев рецидив допускается в течение первых трех лет после освобождения из мест лишения свободы.

В соответствии со ст. 5 Закона об административном надзоре срок различается в зависимости от оснований установления административного надзора. Для лиц, осужденных за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается на срок от одного года до трех лет (но не свыше срока, установленного для погашения судимости), а для остальныхна срок, установленный для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. В последнем случае его максимальный размер может составлять восемь лет (п. «д» ч. 3 ст. 86 УК РФ), в то время как его минимальные границы законом не определены.

Момент начала течения срока административного надзора неодинаков. Он зависит, так же как и срок надзора, от основания его установления. Для лиц, которым административный надзор должен быть установлен на завершающем этапе их нахождения в местах лишения свободы, он начинает течь со дня постановки их на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания. Для тех, кому административный надзор устанавливается вследствие отрицательного поведения после освобождения из мест лишения свободы, течение срока начинается со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора. В случае назначения лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы (ч. 4 ст. 5 Закона об административном надзоре).

Течение срока административного надзора может быть приостановлено в случаях объявления поднадзорного лица в розыск, признания его безвестно отсутствующим или заключения под стражу. После устранения обстоятельства, послужившего основанием для приостановления срока административного надзора, течение такого срока продолжается (ч. 5, 6 ст. 5 Закона об административном надзоре).

Истечение срока административного надзора является безусловным основанием для его прекращения, при котором с лица снимаются все административные ограничения и запреты.

Вместе с тем Закон об административном надзоре (ст. 7) предусматривает возможность продления судом этого срока на основании заявления органа внутренних дел. Необходимым условием выступает антиобщественное поведение поднадзорного лица, а именно совершение им в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

Закон об административном надзоре предусматривает возможность досрочного прекращения административного надзора. Инициатива по данному вопросу может принадлежать органу внутренних дел, поднадзорному лицу либо его представителю. Для принятия судом положительного решения в пользу поднадзорного необходимо наличие двух обязательных признаков:

— во-первых, истечение не менее половины установленного срока административного надзора;

— во-вторых, безупречное поведение поднадзорного лица (добросовестное соблюдение административных ограничений, выполнение обязанностей, предусмотренных Законом об административном надзоре;

— положительная характеристика по месту работы и (или) месту жительства или пребывания).

В случае отказа в досрочном прекращении административного надзора повторное заявление может быть подано в суд не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения суда об отказе в досрочном прекращении административного надзора. После прекращения административного надзора поднадзорное лицо снимается с учета в органах внутренних дел.

В отношении лиц, отбывших наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, запрещается досрочное прекращение административного надзора.

В соответствии со ст. 19.24 КоАП РФ административная ответственность установлена за несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничений, либо невыполнение им обязанностей, предусмотренных Законом об административном надзоре, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Уголовная ответственность наступает за уклонение от административного надзора, выраженное в неприбытии без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора (ст. 314.1 УК РФ).

Сущность административного надзора заключается в существенном ограничении правового статуса поднадзорного, при котором на него возлагаются дополнительные обязанности и он частично ограничивается в своих правах, т.е. его жизнь и поведение на свободе после освобождения из пенитенциарного учреждения подвергаются строгой регламентации. Более того, такое ограничение фактически может затрагивать права других лиц. Например, при проверке поднадзорного в ночное время суток (п. 3 ч. 2 ст. 12 Закона об административном надзоре) неудобства, безусловно, будут испытывать и проживающие с ним совместно члены семьи.

Вывод: Административный надзор как иная мера уголовно-правового характера может быть установлен лишь в отношении определенного круга совершеннолетних осужденных к наказанию в виде лишения свободы, проявивших свою опасность для общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Органы полиции осуществляют в своей деятельности публичное управление — это управление принуждающее (правоохранительное, ограничивающее права), т.е. применяющее меры административного принуждения, при котором должностные лица применяют меры обеспечительного, предупредительного, пресекательного, взыскательного и восстановительного характера. Здесь возможно временное ограничение прав и свобод граждан, права распоряжения объектами собственности физических и юридических лиц. Принудительное управление осуществляется в основном полицейскими и другими контролирующими органами, в задачи которых входит обеспечение общественного порядка, предотвращение правонарушений, защита общества от опасностей. Главным принципом «принуждающего» управления является законность.

Дата добавления: 2015-09-11 ; просмотров: 3820 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Популярное:

  • При рождении третьего ребенка в 2011 Положен ли еще один сертификат на материнский капитал при рождении третьего ребенка? Правом на материнский (семейный) капитал можно воспользоваться только один раз в жизни. Если Вы оформили сертификат на получение материнского капитала в связи с рождением […]
  • Статья 5 фз о спорте Статья 5. Субъекты физической культуры и спорта в РФ Статья 5. Субъекты физической культуры и спорта в Российской Федерации К субъектам физической культуры и спорта в Российской Федерации относятся: Информация об изменениях: Федеральным законом от 22 ноября […]
  • Заявление в суд от третьего лица Заявление в суд от третьего лица В Измайловский районный суд г. Москвы Истец: М.Н., адрес фактического проживания: Ответчик: Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, Место нахождения: 103009, Москва, Газетный переулок, д.1/12 Ответчик: […]
  • Орган государственной регистрации права на недвижимое имущество Органы государственной регистрации Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 осуществляла Росрегистрация и ее территориальные органы - самостоятельные юридические лица в […]
  • Ст290 ч3 ук рф приговоры приговор ч.3 ст.290 УК РФ Наш телефон +7-905-5555-200 Именем Российской Федерации Санкт-Петербург 30 июня 2011 года Судья Кировского районного суда Санкт-Петербурга Лучиновская Н.А. с участие государственного обвинителя помощника прокурора Кировского […]
  • Приговор суда по ст 137 ук рф Приговор суда по ст 137 ук рф Кутузовский судебный участок г.Сыктывкара Республики Коми П Р И Г О В О Р Именем Российской Федерации «04» апреля2012 года г. Сыктывкар Республика Коми Мировой судья Кутузовского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми […]
  • Прекращение уголовного дела судом кассационной инстанции Статья 377. Порядок рассмотрения уголовного дела судом кассационной инстанции О конституционно-правовом смысле положений статьи 377 настоящего Кодекса см. Определения Конституционного Суда РФ от 20 октября 2005 г. N 383-О, от 25 марта 2004 г. N 99-О, от 12 […]
  • Ст327 ук рф В часть 3 статьи 327 УК РФ "Использование заведомо подложного документа " внесены изменения Часть 3 статьи 327 УК РФ (Абзац в ред. Федеральных законов от 7 марта 2011 г. № 26-ФЗ; от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ); (Часть в ред. Федерального закона от 8 декабря […]
Административный надзор в деятельности полиции