Земельные правонарушения в рб

Административная ответственность за земельные правонарушения

Административная ответственность за земельные правонарушения конкретизирована в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за следующие земельные правонарушения:

1) нарушение порядка использования земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению — ст.

2) нарушение порядка использования земли и требований по ее охране — ст. 15.10 КоАП Республики Беларусь,

3) порча земель — ст. 15.11 КоАП Республики Беларусь,

4) самовольное отступление от схем или проектов землеустройства — ст. 15.12 КоАП Республики Беларусь,

5) уничтожение либо повреждение межевых знаков — ст. 15.13 КоАП Республики Беларусь,

6) самовольное производство изыскательских работ — ст. 15.14 КоАП Республики Беларусь,

7) нарушение правил использования участков земель лесного фонда — ст. 15.24 КоАП Республики Беларусь,

8) повреждение сенокосов или пастбищных угодий — ст. 15.25 КоАП Республики Беларусь,

9) нарушение землепользователем правил по охране автомобильных дорог и дорожных знаков — ст. 18.37 КоАП Республики Беларусь,

10) самовольное занятие земельного участка — ст. 23.41 КоАП Республики Беларусь,

11) нарушение сроков возврата временно занимаемых земель — ст. 23.42 КоАП Республики Беларусь.

За нарушение земельного законодательства выносится предупреждение или накладывается штраф. При этом максимальный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может превышать 50 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — 200 базовых величин, на юридическое лицо — 1000 базовых величин (по делам об административных земельных правонарушениях, как правило, не более трехсот).

Понятие самовольного занятия земельного участка впервые на законодательном уровне определено в новом Кодексе о земле 2008 г. Самовольным занятием земельного участка является использование земельного участка без документа, удостоверяющего право на него, за исключением:

1) случаев использования гражданами земельных участков, предоставленных им до 1 января 1999 года для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме, ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, дачного строительства, строительства и эксплуатации индивидуального гаража для хранения транспортного средства, сведения о которых внесены в земельно-кадастровую документацию;

2) случая, предусмотренного ч.

3) иных случаев использования земельных участков гражданами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, предусмотренных актами Президента Республики Беларусь, решениями иных государственных органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель в соответствии с их компетенцией, либо по постановлению суда.

Самовольно занятый земельный участок возвращается по его принадлежности без возмещения лицу затрат, произведенных им за время незаконного использования. Приведение земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние, а также снос возведенных на нем строений производятся за счет лица, самовольно занявшего земельный участок.

Возврат самовольно занятого земельного участка производится на основании решения Минского городского, городского (города областного подчинения), районного, сельского, поселкового исполнительного комитета, принятого в соответствии с его компетенцией, о возврате самовольно занятого земельного участка, сносе самовольной постройки и приведении земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние с определением сроков выполнения этих действий.

В случае отказа лица, самовольно занявшего земельный участок, выполнить решение соответствующего исполнительного комитета, снос самовольной постройки и приведение земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние осуществляются исполнительным комитетом.

Взыскание затрат на осуществление возврата самовольно занятого земельного участка, сноса самовольной постройки и приведение земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние производится в судебном порядке.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Земельное правонарушение — это противоправное деяние, посягающее на земельный правопорядок и нарушающее нормы земельного законодательства. Оно является основанием для мер юридической ответственности, предусмотренных законодательством.

Состав земельного правонарушения включает четыре элемента:

• объект — земельные отношения, регулируемые и охраняемые нормами права;

• субъекты — юридические и физические лица, в том числе должностные. При этом правонарушителями могут быть как участники земельных правоотношений, так и иные организации и лица, не имеющие прав на землю, но допустившие нарушения правил пользования и охраны земель;

• объективная сторона — противоправное поведение, которое может быть совершено как в виде активных действий, так и в виде бездействия (так, лицо, самовольно использующее земельный участок, участником земельных правоотношений не является; субъектами земельных правонарушений могут быть проектные организации, разрабатывающие мелиоративные проекты, застройку населенных пунктов, действиями которых может быть причинен вред правам и интересам государства, физических и юридических лиц);

• субъективная сторона — характеризуется наличием вины в форме умысла или неосторожности. Во всех случаях установление формы вины обязательно, поскольку этим определяется общественная опасность земельного правонарушения, размер ответственности за него.

Земельное законодательство не содержит исчерпывающего перечня земельных правонарушений, оно устанавливает только границы правомерного поведения.

В зависимости от объекта можно выделить несколько видов земельных правонарушений.

1. Правонарушения, посягающие на порядок владения землей (самовольный захват земель или самовольное пользование землей, совершение сделок с земельными участками, не предусмотренных законодательством). В настоящее время в соответствии со ст. 223 ГК самовольным строительством признается строительство на земельном участке, не отведенном для этих целей, а также без получения на это необходимых разрешений либо с существенными отступлениями от проекта или с существенными нарушениями градостроительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее права собственности, не вправе пользоваться и распоряжаться ею — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Такое самовольное строительство незамедлительно приостанавливается. Снос самовольной постройки или приведение ее в прежнее состояние выполняется лицом, осуществившим самовольное строительство, или за его счет. Для отдельных случаев самовольного строительства существует порядок признания права собственности на самовольную постройку: например, если есть возможность предоставить данный участок лицу, осуществившему застройку (решение принимает исполком).

2. Правонарушения, посягающие на порядок надлежащего использования земель. К ним относятся использование земельных участков не по целевому назначению; не использование земельных участков в течение определенных сроков; несвоевременный возврат временно занимаемых земель и др.

3. Правонарушения, посягающие на порядок охраны земель и связанные с нарушением экологических требований в процессе эксплуатации земель (загрязнение, порча земель; проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих отрицательное влияние на состояние земель и др.).

Лица, виновные в нарушении земельного законодательства, несут гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность (ст. 158 Кодекса о земле). Возможна также дисциплинарная ответственность. Кроме этого, земельным правом признается существование земельно-правовой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности.

Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства наступает за правонарушения, имеющие большую общественную опасность и отнесенные к преступлениям.

Уголовный кодекс РБ предусматривает ответственность за следующие деяния:

1) посягающие на отношения рационального использования и охраны земель. УК предусматривает ряд составов, объединенных общим понятием «порча земель» (ст. 269 УК). Они относятся к преступлениям против экологической безопасности и природной среды (гл. 26 УК) и включают:

* уничтожение плодородного слоя почвы;

* невыполнение правил рекультивации земель;

* загрязнение земель химическими или радиоактивными веществами, отходами производства и потребления, сточными водами, бактериально-паразитическими вредными организмами;

иное незаконное повреждение земель.

Такие преступления наказываются штрафом или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок. Порча земель, совершенная в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, либо порча земель, повлекшая причинение ущерба в особо крупном размере, наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.

2) за самовольное занятие земельного участка. Ст. 386 УК относит это деяние к преступлению против порядка управления (гл. 33), а фактически такое преступное деяние нарушает и отношения по управлению землями, и отношения собственности на землю, землевладения и землепользования. Это наказывается штрафом или исправительными работами на срок до одного года, или арестом на срок до трех месяцев.

Уголовная ответственность часто предполагает административную преюдицию, т. е. уголовная ответственность наступает лишь в случае, если лицо подвергалось административному взысканию и в течение года после наложения административного взыскания совершило такое же деяние (кроме квалифицированных составов «порча земель»).

Административная ответственность за земельные правонарушения наступает за противоправные нарушения земельного законодательства, которые по характеру и степени общественной опасности не могут быть отнесены к преступлениям. Перечень земельных правонарушений, за которые наступает административная ответственность, содержится в Кодексе административных нарушений РБ (КоАП). Административная ответственность применяется к землевладельцам, землепользователям и собственникам земли за правонарушения, связанные с ненадлежащим использованием независимо от форм использования участка и охраной земель (неиспользование земель в течение одного года без уважительных причин, несоблюдение природоохранного режима их использования, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв, использование земель не в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены — ст. 52 КоАП, порча, загрязнение земель — ст. 53, несвоевременный возврат временно занимаемых земель — ст. 54, самовольное отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства — ст. 55 и др.), а также к лицам, которые не обладают субъективными правами на конкретный земельный участок, но нарушают установленные земельным законодательством требования по отношению к земле (порча, загрязнение земель — ст. 53, уничтожение межевых границ землевладений и землепользований — ст. 56), либо посягают на чужой земельный участок (самовольное занятие земельного участка и т. д. — ст. 47 КоАП).

Должностные лица привлекаются к административной ответственности за произошедшие по их вине нарушения предприятиями, учреждениями и организациями земельных предписаний, касающихся как использования и охраны земель, так и порядка управления землями (искажение сведений государственной регистрации и учета земель — ст. 56, занятие земельного участка до получения документов, удостоверяющих право владения, пользования или собственности на землю — ст. 142, нарушение порядка решения вопросов предоставления земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства — ст. 167 КоАП).

Для привлечения в административной ответственности за земельные правонарушения действует единый порядок наложения административных взысканий. В качестве административных взысканий предусмотрены предупреждение и штраф. Например, порча земель влечет наложение штрафа на граждан в размере от одной до двадцати минимальных заработных плат и на должностных лиц — от пяти до тридцати минимальных заработных плат. Отдельный состав административного правонарушения образуют действия по засорению земель строительными, бытовыми и другими отходами и отбросами.

Органами, уполномоченными налагать взыскания за земельные правонарушения, выступают, как правило, органы по земельным ресурсам и землеустройству (ст. 224-5).

Протокол об административном земельном правонарушении составляется должностными лицами, на которых возложено осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель.

Дисциплинарная ответственность за нарушение земельного законодательства регламентируется Трудовым кодексом РБ. Она наступает за нарушения трудовой дисциплины, и меры воздействия применяются руководителем предприятия.

К нарушителям трудовой дисциплины могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение. В качестве дисциплинарного взыскания допускаются принудительные переводы работников на другую работу, которые предусмотрены нормами уставов и положений о дисциплине.

Трудовым кодексом регламентирован и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности. До наложения взыскания от работника должно быть истребовано объяснение, о наказании работнику объявляется под расписку. Работник, не ознакомленный с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания, считается не имеющим такового (ст. 199 Трудового кодекса). Дисциплинарное взыскание может быть применено не позднее одного месяца со дня обнаружения и не позднее шести месяцев со дня совершения проступка.

Применение мер дисциплинарной ответственности не исключает возможности привлечения виновного к уголовной, административной или гражданской ответственности.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства состоит в применении мер имущественного характера за земельные правонарушения. Основным условием наступления такой ответственности является нанесение имущественного вреда.

Возможность применения гражданско-правовых способов воздействия к нарушениям земельного законодательства вытекает из факта признания земли недвижимым имуществом и объектом гражданских прав.

Для защиты и восстановления нарушенных земельных прав применяются предусмотренные гражданским законодательством способы защиты, в том числе следующие:

1. Признание недействительными неправомерных сделок с земельными участками. Согласно ст. 168 ГК недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Однако если из содержания сделки вытекает, что она может быть лишь прекращена на будущее время, суд, признавая сделку недействительной, прекращает ее действие на будущее время. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) — возместить его стоимость в деньгах.

Согласно ст. 179 ГК, сделка, совершенная под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения. Существенное значение имеет заблуждение относительно природы сделки, тождества или таких качеств ее предмета, которые значительно снижают возможности его использования по назначению. Заблуждение относительно мотивов сделки не имеет существенного значения. Сторона, по иску которой сделка признана недействительной, вправе требовать от другой стороны возмещения причиненного ей реального ущерба, если докажет, что заблуждение возникло по вине другой стороны. Если это не будет доказано, сторона, по иску которой сделка признана недействительной, обязана возместить другой стороне по ее требованию причиненный ей реальный ущерб, даже если заблуждение возникло по обстоятельствам, не зависящим от заблуждавшейся стороны.

Сделки, совершение которых запрещено земельным законодательством, считаются недействительными. К таким сделкам, в соответствии со ст. 88 Кодекса о земле, относятся договоры купли-продажи, аренды, дарения, залога, а также самовольный обмен земельных участков, находящихся в пользовании, пожизненном наследуемом владении.

2. Признание вещно-правовых способов защиты (ст.ст. 282, 285 ГК). Собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения; устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

3. Возмещение неправомерного вреда. В соответствии со ст. 160 Кодекса о земле юридические лица независимо от форм собственности и физические лица обязаны возместить вред, причиненный ими в результате нарушения земельного законодательства.

Имущественный вред, согласно ст. 933 ГК, подлежит возмещению в полном объеме. Под убытками, подлежащими возмещению, понимаются расходы, произведенные за время пользования землей, стоимость недополученной продукции, иных доходов, которые сторона получила бы при отсутствии нарушения земельного законодательства. К числу таких убытков следует отнести все вынужденные затраты собственников, владельцев и пользователей земли, связанные с восстановлением имущественного положения в результате правонарушения.

Существует ряд земельно-правовых мер воздействия за нарушения земельного законодательства. В качестве таких мер выступают санкции, которые применяются к нарушителям законодательства в порядке, установленном именно земельным законодательством. Такие меры могут применяться наряду с другими видами ответственности (уголовной, административной, гражданской) или в качестве самостоятельного способа воздействия на нарушителей.

Земельно-правовые санкции направлены на восстановление земельного правопорядка путем определения судьбы земельного участка, по отношению к которому были совершены противоправные деяния. Они не касаются личности или имущества правонарушителя. Хотя если причинен вред земельному участку, он должен быть возмещен в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

В качестве земельно-правовых мер воздействия действующее земельное законодательство РБ предусматривает:

• возврат самовольно занятых земельных участков — ст. 159 Кодекса о земле;

• принудительное изъятие земельных участков в связи с совершением неправомерных действий или нарушением правил использования и охраны земель — ст.ст. 49, 53 Кодекса о земле.

Возврат самовольно занятого земельного участка — это его возвращение по принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования. Эта санкция обеспечивает восстановление земельных прав законных владельцев участков. При этом материальные затраты по приведению самовольно занятого земельного участка в пригодное состояние возлагаются на самовольного пользователя. Решение о возврате самовольно занятых участков по требованию заинтересованного лица может быть принято альтернативными инстанциями — соответствующим исполнительным и распорядительным органом или судом.

Принудительное изъятие земли производится за неправомерные деяния, которые рассматриваются земельным законодательством в качестве оснований прекращения прав на землю. Если участки находятся в частной собственности граждан РБ и юридических лиц, то они изымаются в принудительном порядке по решению суда. Земли, находящиеся во владении и пользовании, изымаются по решению исполнительных органов, которые эти участки предоставляли.

Принудительное изъятие земельных участков у лиц, допустивших земельные правонарушения, указанные в Кодексе о земле, производится в особом порядке. А именно, решение об изъятии земли за нарушение земельного законодательства принимается на основании материалов, подтверждающих, что после получения письменного предупреждения от уполномоченного лица владелец участка не принял мер к устранению в установленный срок допущенных нарушений.

К числу мер земельно-правовой ответственности относится также отказ в предоставлении ЗУ нарушителю права пользования землей.

Виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства

7.2.1. Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства

Уголовная ответственность наступает за правонарушения, имеющие большую общественную опасность и отнесенные к преступлениям.

Уголовный кодекс Республики Беларусь предусматривает ответственность за следующие деяния:

1. Деяния, посягающие на отношения по рациональному использованию и охране земель. Уголовный кодекс предусматривает ряд составов, объединенных общим понятием «порча земель» (ст. 269 УК Республики Беларусь), которые относятся к преступлениям против экологической безопасности и природной среды. Объектом порчи земель являются земельные отношения по рациональному использованию и охране земель.

С объективной стороны порча земель включает следующие деяния:

> уничтожение плодородного слоя почвы;

> невыполнение правил рекультивации земель;

> загрязнение земель химическими или радиоактивными веществами, отходами производства и потребления, сточными водами, бактериально-паразитическими вредными организмами;

> иное незаконное повреждение земель;

а также квалифицированные составы:

> порча земель, совершенная в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации;

> порча земель, повлекшая причинение ущерба в особо крупном размере.

2. Статья 386 УК предусматривает уголовную ответственность за самовольное занятие земельного участка, которое отнесено к преступлениям против порядка управления. Фактически это преступное деяние имеет двойной объект: во-первых, отношения по управлению землями в той части, которая связана с предоставлением земель во владение и пользование или передачей их в собственность, во-вторых, отношения собственности на землю.

Уголовная ответственность за вышеперечисленные деяния, как правило, наступает при условии административной преюдиции, кроме квалифицированных составов порчи земель.

Уголовная ответственность относится к числу карательных видов. Уголовное законодательство идет по пути ужесточения ответственности за нерациональное использование и нарушение требований охраны земель.

7.2.2. Административная ответственность за земельные правонарушения

Административная ответственность наступает за противоправные нарушения земельного законодательства, которые по характеру и степени общественной опасности не могут быть отнесены к преступлениям.

Перечень земельных правонарушений, за которые наступает административная ответственность, содержится в Кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь.

Административное законодательство предусматривает ответственность за все виды земельных правонарушений.

Административная ответственность применяется к землевладельцам, землепользователям и собственникам земли за правонарушения, связанные с ненадлежащим использованием земельных участков и невыполнением требований по охране земель.

Должностные лица юридических лиц и государственных органов привлекаются к административной ответственности за произошедшие по их вине нарушения предприятиями, учреждениями и организациями земельных предписаний, касающихся использования и охраны земель, а также порядка управления землями.

Для привлечения к административной ответственности за земельные правонарушения действует единый порядок наложения административных взысканий. В качестве административных взысканий предусмотрено предупреждение и штраф. Административные взыскания за земельные правонарушения налагаются специально уполномоченными органами, осуществляющими контроль за использованием и охраной земель, районными, городскими судами, административными комиссиями, а в некоторых случаях и иными органами в соответствии с правилами подведомственности, предусмотренными административным законодательствам.

Специально уполномоченными органами, которые имеют право рассматривать дела об административных земельных правонарушениях, выступают:

> органы по земельным ресурсам и землеустройству;

> органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды;

> органы Комитета по проблемам преодоления последствий катастрофы на ЧАЭС.

Протоколы об административном земельном правонарушении составляются должностными лицами соответствующих органов, на которых возложено осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель.

7.2.3. Гражданско-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства

Гражданско-правовая ответственность состоит в применении мер имущественного характера за земельные правонарушения. Условиями наступления такой ответственности являются:

> наличие имущественного вреда;

> причинная связь между нарушением и последствиями.

Возможность применения гражданско-правовых способов воздействия к нарушителям земельного законодательства вытекает из факта признания земли недвижимым имуществом и объектом гражданских прав.

В соответствии со ст. 160 Кодекса о земле юридические лица независимо от форм собственности и физические лица обязаны возместить вред, причиненный ими в результате нарушения земельного законодательства. Вред возмещается в полном объеме в соответствии с общими правилами гражданского законодательства (ст. 933 ГК).

Размер экономического ущерба, причиненного загрязнением земель химическими веществами, деградацией и нарушением земель определяется в соответствии с Временной методикой от 20 мая 1997 г. № 112, утвержденной Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.

При определении размера ущерба используются данные обследования земель, выполненные лабораториями аналитического контроля территориальных органов Минприроды, гидрометеослужбой, контрольно-токсикологическими лабораториями Министерства сельского хозяйства и продовольствия, а также лабораториями других министерств и ведомств, имеющими право на выполнение таких работ.

Экономический ущерб от загрязнения земель химическими веществами, деградации и нарушения земель измеряется совокупными затратами на восстановление загрязненных земель и приведение этих земель в прежнее состояние. Такие затраты определяются исходя из конкретных видов работ по восстановлению загрязненных земель, их объемов и действующих расценок.

При невозможности определить экономический ущерб по существующим методикам убытки, причиненные нарушением законодательства об охране земель, возмещаются в общегражданском порядке.

7.2.4. Земельно-правовые меры воздействия за нарушения земельного законодательства

В качестве земельно-правовых мер воздействия рассматриваются специальные санкции, которые применяются к правонарушителям в порядке, установленном земельным законодательством.

Земельно-правовые меры воздействия могут применяться наряду с другими видами ответственности (уголовной, административной, гражданской) или в качестве самостоятельного способа воздействия на нарушителей.

Земельно-правовые санкции направлены на восстановление земельного правопорядка путем определения судьбы земельного участка, по отношению к которому были совершены противоправные деяния. Они не касаются личности или имущества правонарушителя. Однако, если причинен вред земельному участку, он должен быть возмещен в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

В качестве земельно-правовых мер воздействия действующее земельное законодательство Республики Беларусь предусматривает:

Возврат самовольно занятых земельных участков — ст. 159 Кодекса о земле.

Принудительное изъятие земельных участков за нарушение правил использования и охраны земель — ст. 49, 53 Кодекса о земле.

Возврат самовольно занятого земельного участка состоит в том, что самовольно занятые земельные участки возвращаются по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования. Эта санкция обеспечивает восстановление земельных прав законных владельцев участков.

Материальные затраты по приведению самовольно занятого земельного участка в пригодное состояние возлагаются на самовольного пользователя.

Возврат самовольно занятых земельных участков по характеру сходен с истребованием имущества из чужого незаконного владения (ст. 281, 286 ГК), но для него установлен альтернативный порядок применения по требованию заинтересованного лица — по решению соответствующего исполнительного и распорядительного органа или суда.

Принудительное изъятие земельных участков производится за неправомерные деяния, которые рассматриваются земельным законодательством в качестве оснований прекращения прав на землю. Участки, находящиеся в частной собственности граждан Республики Беларусь и юридических лиц, изымаются в принудительном порядке по решению суда. Земельные участки, находящиеся во владении и пользовании, изымаются по решению соответствующих исполнительных и распорядительных органов, которые предоставляли эти участки.

Принудительное изъятие земельного участка у лиц, допустивших земельные правонарушения, указанные в Кодексе о земле, производится в особом порядке. Процедура изъятия предусматривает следующее: решение об изъятии земельного участка за нарушение земельного законодательства принимается на основании материалов, свидетельствующих о том, что после получения письменного предупреждения от уполномоченного лица владелец земельного участка (собственник, землевладелец, землепользователь) не принял мер к устранению в установленный срок допущенных нарушений.

Вопрос 43 Виды юридической ответственности за нарушение земельного за-ва.

Административная ответственность за земельные правонарушения конкретизирована в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за следующие земельные правонарушения:

1) нарушение порядка использования земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

2) нарушение порядка использования земли и требований по ее охране;

4) самовольное отступление от схем или проектов землеустройства;

5) уничтожение либо повреждение межевых знаков;

6) нарушение правил использования участков земель лесного фонда;

7) повреждение сенокосов или пастбищных угодий и т. д.

Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства.

Ст. 269 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее УК) предусматривает ответственность за порчу земель. Под порчей земель понимается:

1) уничтожение плодородного слоя почвы;

2) невыполнение правил рекультивации земель;

3) загрязнение земель химическими или радиоактивными веществами, отходами производства и потребления, сточными водами, бактериально-паразитическими вредными организмами;

4) иное незаконное повреждение земель.

Под загрязнением земель следует понимать изменение качества плодородного слоя почвы.

Загрязнение земель может иметь место вследствие нарушения правил эксплуатации очистных сооружений; эксплуатации очистных сооружений, не удовлетворяющих требованиям охраны окружающей природной среды и т. д.

В соответствии с частью первой ст. 269 УК уголовная ответственность наступает, если порча земель произведена в течение года после наложения административного взыскания за такие нарушения.

Часть вторая ст. 269 УК устанавливает ответственность за порчу земель, совершенную в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, либо если порча повлекла умышленное или по неосторожности причинение ущерба в особо крупном размере.

Особо крупным размером признается размер ущерба на сумму, в тысячу и более раз превышающую размер минимальной заработной платы, установленный на день совершения преступления.

Ст. 386 УК Республики Беларусь предусматривает уголовную ответственность за самовольное занятие земельного участка, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение. Под самовольным занятием понимается пользование земельным участком без правоустанавливающих документов.

Уголовная ответственность за самовольное занятие земельного участка наступает независимо от того, стремился ли виновный извлечь в результате такого нарушения материальную выгоду. Отсутствие корыстной цели может быть учтено при определении наказания.

Ст. 264 УК устанавливает уголовную ответственность за нарушение режима заповедников, национальных парков, заказников, памятников природы и других особо охраняемых природных территорий и объектов, повлекшее умышленное или по неосторожности причинение ущерба в крупном размере. Крупным размером признается размер ущерба на сумму, в двести пятьдесят и более раз превышающую размер минимальной заработной платы, установленный на день совершения преступления.

Ст. 265 УК устанавливает уголовную ответственность за нарушение требований экологической безопасности при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию или в процессе эксплуатации промышленных, научных или иных объектов лицом, ответственным за их соблюдение. Уголовная ответственность наступает в случае, если нарушение требований экологической безопасности повлекло по неосторожности смерть человека, либо заболевания людей, либо причинение ущерба в особо крупном размере, а также если оно не повлекло, но заведомо создавало угрозу наступления таких последствий.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение земельного зак-ва.

Одной из мер гражданско-правовой ответственности является возмещение вреда, причиненного в результате нарушения земельного законодательства.

Вред, как правило, причиняется двумя путями:

1) приведением земель в состояние, непригодное для использования по основному назначению;

2) незаконным удержанием земельного участка (самовольное занятие, несвоевременный возврат временно используемых земель).

В обоих случаях землепользователь лишается возможности использовать участок по назначению и несет убытки. В первом случае, кроме того, он вынужден производить дополнительные затраты для приведения земель в пригодное состояние.

Возмещение вреда, причиненного землепользователю, производится в соответствии с общими принципами гражданского права. В соответствии со ст. 933 ГК Республики Беларусь причинитель вреда обязан возместить его в полном объеме. Законом или договором может быть возложена обязанность возмещения вреда на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть также установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшему компенсацию помимо возмещения вреда.

Причинивший вред освобождается от его возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Однако в приостановлении или прекращении деятельности может быть отказано, если это противоречит государственным или общественным интересам.

Согласно СТ. 952 ГК Республики Беларусь суд может уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, в зависимости от его имущественного положения, за исключением случаев, когда вред причинен умышленными действиями.

Дата добавления: 2015-02-05 ; просмотров: 493 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Понятие и состав земельного правонарушения в Республике Беларусь

Объекты земельного правонарушения. Виды земельных правонарушений. Виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства. Особенности дисциплинарной ответственности за нарушение земельного законодательства в Республике Беларусь.

Подобные документы

Основные виды и признаки земельных правонарушений, влекущих юридическую ответственность правонарушителей. Содержание юридической ответственности за нарушение земельного законодательства. Порядок привлечения правонарушителей к ответственности.

курсовая работа, добавлен 28.08.2008

Правовые нормы пожизненного наследуемого владения земельным участком: определение, содержание, субъекты. Понятие, основания и виды юридической ответственности за совершение земельных правонарушений. Примеры нарушений земельного законодательства.

контрольная работа, добавлен 03.02.2011

Ответственность за нарушение земельного законодательства в Республике Беларусь. Лишение права на земельный участок в форме изъятия земельного участка как мера правового воздействия. Пути совершенствование института земельно-правовой ответственности.

реферат, добавлен 13.08.2012

Понятие и виды юридической ответственности за земельные правонарушения. Административная, уголовная, дисциплинарная ответственность. Административные правонарушения в области охраны собственности, охраны окружающей природной среды и природопользования.

реферат, добавлен 08.09.2008

Изучение института ответственности за правонарушения в области охраны и использования земель. Исследование понятия земельного правонарушения. Анализ дисциплинарной, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности за правонарушения.

курсовая работа, добавлен 15.06.2012

Административная, материальная и дисциплинарная ответственность за нарушение норм земельного законодательства. Земельные преступления, влекущие за собой уголовную ответственность. Основания и порядок принудительного изъятия земли у собственников участков.

реферат, добавлен 29.01.2015

Конституционная характеристика земли. Земельный кодекс РФ. Состав, виды земельных правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности за нарушения земельного законодательства. Гражданско-правовая ответственность за порчу и загрязнение земель.

контрольная работа, добавлен 22.12.2008

Нормативные правовые акты как источники права в формальном смысле. История земельных кодексов Республики Беларусь. Механизм действия земельного законодательства. Согласование нормативно-правовых актов Президента и Конституции Республики Беларусь.

реферат, добавлен 22.01.2009

Понятие ответственности за земельные правонарушения. Классификация составов земельных преступлений. Факультативные признаки состава правонарушения. Имущественная, административная и дисциплинарная ответственность за нарушения земельного законодательства.

контрольная работа, добавлен 06.10.2011

Предмет и правовое регулирование земельного права. Понятие земельного процесса в теории земельного права. Земельно-процессуальные нормы и их виды. Соотношение земельного процесса с гражданским и уголовным процессом. Экологизированные нормы охраны земель.

контрольная работа, добавлен 25.04.2013

Понятие и состав земельного правонарушения в Республике Беларусь

ПОНЯТИЕ И СОСТАВ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Земельным правонарушением следует признать виновное, противоправное действие или бездействие, посягающее на земельный правопорядок и наносящее вред государственным или частным интересам собственников, владельцев или пользователей, в том числе арендаторов земли.
Земельное правонарушение имеет четыре основных элемента:
♦ объект;
♦ круг субъектов;
♦ объективную сторону;
♦ субъективную сторону.
Объектом земельного правонарушения являются земельные общественные отношения, регулируемые и охраняемые нормами права. Объекты земельных правонарушений — земельный правопорядок, права и охраняемые законом интересы собственников, владельцев и пользователей земли. Предметом земельного правонарушения может быть как отдельный земельный участок, так и его часть, а также права на землю, включая земельные сервитуты.
Субъектами земельных правонарушений являются от дельные граждане и юридические лица Республики Беларусь, в том числе коммерческие организации с иностранными инвестициями. Должностные лица могут быть субъектами земельных правонарушений, например, бесхозяйно го использования земли. Правонарушителями могут быть как участники земельных правоотношений, так и иные организации и лица (как титульные собственники, владельцы и пользователи земли, так и лица, не имеющие прав на землю и никогда не получавшие земельный участок в пользование). Так, лицо, самовольно использующее земельный участок, участником земельных правоотношений не является. Аналогичным образом субъектами земельных право нарушений могут быть проектные организации, институты, проектирующие мелиоративные работы, разрабатывающие проекты планировки и застройки городов и других населенных пунктов, действиями которых может быть причинен вред правам и охраняемым законом интересам государства, физических и юридических лиц.
Субъективной стороной рассматриваемого нарушения является психическое отношение лица как к самому деянию, так и к его последствиям. Вина правонарушителя может про являться в форме умысла или неосторожности. Отдельные правонарушения могут быть совершены только при наличии прямого умысла (самовольный захват земель, самовольное строительство), другие, составляющие большинство правонарушений, — по неосторожности. Во всех случаях установление формы вины обязательно, поскольку этим определяется общественная опасность земельного правонарушения, размер ответственности за него. Исключение составляют случаи ответственности владельца источника повышенной опасности, которая наступает без вины.
Земельными правонарушениями могут стать действия, совершаемые в активной форме (порча сельскохозяйственных и других земель, загрязнение их химическими и радиоактивными веществами, устройство свалок производственных отходов и др.)» и бездействие правонарушителей, связанное с невыполнением или ненадлежащим выполнением пользователями земли обязанностей и требований, условий снятия, хранения и нанесения плодородного слоя почвы, ряд других.
Земельное правонарушение как основание ответственности имеет ряд особенностей. Составы земельных право нарушений содержатся в нормах земельного, гражданского, административного права, а составы преступлений — в нор мах уголовного права. Земельное правонарушение во всех случаях проявляется в невыполнении требований земельного законодательства.
Виды земельных правонарушений молено подразделить на три группы:
♦ земельные правонарушения, направленные против установленного порядка распоряжения землей. Действующее законодательство устанавливает запрет на сделки с землей, которые совершались бы владельцами или пользователями земли (договоры купли-продажи, аренды, дарения, залога, самовольный обмен земельных участков, находящихся в пользовании, пожизненном наследуемом владении);
♦ земельные правонарушения, направленные против требований целевого, рационального использования земли в сельском, лесном хозяйстве, других областях производственной деятельности (самовольное занятие их, использование земельных участков не в соответствии с заявленными целями, несвоевременный возврат временно занимаемых земель или невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования);
♦ земельные правонарушения, предполагающие не выполнение или ненадлежащее выполнение экологических предписаний (порча сельскохозяйственных и других земель, загрязнение их химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами, размещение, строительство, проектирование, введение в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на со стояние земель, невыполнение требований природоохранного режима, невыполнение условий снятия, хранения и нанесения плодородного слоя почвы и др.).
Земельные правонарушения могут быть классифицированы и с отраслевых позиций на
♦ чисто земельные правонарушения,
♦ земельные и экологические правонарушения.
К числу чисто земельных правонарушений можно отнести:
♦ использование земельных участков не по назначению;
♦ нерациональное использование сельскохозяйственных земель, невыполнение обязанностей по приведению земельных участков в состояние, пригодное для использования;
♦ систематическое невнесение земельных платежей, искажение сведений о состоянии и использовании земель;
♦ уничтожение межевых знаков и ряд других.
К числу и земельных, и экологических правонарушений относятся:
♦ загрязнение земель;
♦ использование их способами, приводящими к порче земель;
♦ проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель;
♦ ряд других.
Конкретное земельное правонарушение характеризуется своими отличительными качествами. Так, например, одним из самых распространенных земельных правонарушений является самовольное занятие земельных участков (пользование им без надлежащим образом оформленного права).
Например:
1) захват земель предприятиями, организациями, гражданами, не имеющими правовых оснований пользования ими;
2) использование земель владельцами, пользователями земли до оформления их прав на землю в установленном порядке (т.е. до отвода земли в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право владения или пользования землей);
3) самовольный обмен земельными участками;
4) пользование земельным участком, выделенным по решению органа, не правомочного разрешать вопросы пре доставления земель или превысившего свою компетенцию;
5) присоединение гражданином к земельному участку, выделенному в установленном порядке, земель сельскохозяйственных предприятий, лесного фонда и т.п.
Объектом самовольного захвата могут быть как земли, находящиеся в собственности государства, так и земельные участки, предоставленные в собственность, владение или пользование граждан и юридических лиц.
Самовольно занятые земельные участки возвращаются по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования. Восстановление затрат производится за счет юридических или физических лиц, самовольно занявших земельные участки.
Возврат самовольно занятого участка производится по решению соответствующего органа: сельского (поселкового), городского (городов областного подчинения и города Минска), районного исполнительного и распорядительного органа или суда.
До 1 мая 1994 г . самовольным признавалось строительство без надлежащим образом утвержденного проекта или с существенными отступлениями и грубым нарушением основных строительных норм и правил. Гражданин, осуществивший такое строительство, не мог стать собственником самовольно возведенного строения, не вправе был самостоятельно распорядиться им: продать, подарить, сдать в аренду и т.п. По решению соответствующего исполкома Совета депутатов такой дом (дача) или часть дома (дачи) Должны быть снесены гражданином, осуществившим такое строительство, или за его счет либо безвозмездно изъяты и зачислены в фонд местного Совета депутатов (ст. 104 ГК 1964 г .).
В настоящее время в соответствии со ст. 223 ГК Республики Беларусь самовольной постройкой (самовольным строительством) является строительство, а также пристройка, надстройка, перестройка дома, другого строения, сооружения или создание иного недвижимого имущества на земельном участке, не отведенном для этих целей, а также без получения на это необходимых разрешений либо с существенными отступлениями от проекта или с существенными нарушениями градостроительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не при обретает на нее права собственности, не вправе пользоваться и распоряжаться ею — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольное строительство незамедлительно приостанавливается. Снос самовольной постройки или приведение ее в прежнее состояние выполняется лицом, осуществившим самовольное строительство, или за его счет.
Для признания строительства самовольным требуется, чтобы оно велось без установленного разрешения либо с существенными отступлениями от проекта или с нарушениями градостроительных норм и правил. Законодатель для отдельных случаев самовольного строительства установил порядок признания права собственности на самовольную постройку: например, за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном порядке пре доставлен этому лицу под возведенную постройку.
Гражданин, осуществивший самовольное строительство, вправе обратиться с заявлением в соответствующий исполнительный и распорядительный орган о предоставлении земельного участка для возведения строения, принятия строения в эксплуатацию и регистрации в установленном порядке. Исполком обязан решить вопрос, либо удовлетворив просьбу гражданина, либо отказав ему в удовлетворении ходатайства. Причем право собственности на само вольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Среди распространенных земельных правонарушений — порча сельскохозяйственных и других земель, загрязнение их химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.
В числе опасных загрязняющих веществ — кислотные дожди (оксиды серы, азота), тяжелые металлы (свинец, кадмий, ртуть), фтор, углеводороды, нефть и нефтепродукты. Реальный ущерб земельных потерь от химических загрязнений подсчитать невозможно. По мнению ряда ученых, при содержании в почве даже нескольких процентов нефти она может превратиться в бесплодную массу, поскольку до настоящего времени не разработано методов рекультивации таких земель.
В интересах охраны здоровья человека и охраны окружающей среды в законодательном порядке устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, микроорганизмов и других вредных микро биологических веществ, загрязняющих землю, сорных растений, вредителей и болезней. При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструируемых объектов, строений и сооружений, а также внедрении новых технологий, отрицательно влияющих на состояние земель, должны предусматриваться мероприятия по охране земель.
Оценка отрицательного влияния на состояние земель производится по результатам экологической экспертизы, без положительного заключения которой запрещается внедрение новой техники и технологии. Невыполнение выше указанных требований влечет за собой применение мер ответственности.
К числу земельных правонарушений относят и несвоевременный возврат временно занимаемых земель или не выполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по назначению. Такое право нарушение предполагает пользование этими землями после предупреждения об истечении сроков пользования.
Лица, виновные в нарушении земельного законодательства, несут гражданскую, административную или уголовную ответственность (ст. 158 Кодекса о земле). Возможна дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения. В науке земельного права признается существование земельно-правовой ответственности в качестве самостоятельного вида юридической ответственности.
Юридическая ответственность — особый вид право отношений. Она характеризуется рядом обязательных при знаков:
♦ это мера государственного принуждения;
♦ она предполагает применение к нарушителям мер воздействия;
♦ меры этой ответственности применяются компетентными органами;
♦ реализация этих мер обеспечивается государственным принуждением.
Юридическая ответственность как мера государственного принуждения выражается в том, что ее виды устанавливаются в правовых нормах, а их реализация обеспечивается принудительной силой государства. Одним из условий для привлечения правонарушителей к ответственности является наличие в этих нормах санкций — то есть видов ответственности за то или иное правонарушение. Санкции за земельные правонарушения могут быть карательными, правовосстановительными и компенсационными. Эти санкции установлены в материальных нормах права раз личных отраслей.
Существует ряд общепризнанных принципов ответственности, в том числе:
♦ принцип неотвратимости ответственности (неизбежное применение ответственности за любое правонарушение в отношении каждого правонарушителя);
♦ принцип индивидуализации ответственности, учет степени общественной опасности, формы вины правонарушителя, а также других факторов;
♦ принцип полного возмещения вреда, означающий полное восстановление имущественного положения потер певшей стороны.
Дисциплинарная ответственность за нарушение земельного законодательства характеризуется следующими особенностями. Она регламентируется Трудовым кодексом Республики Беларусь, а также уставами и положениями, иным законодательством о труде. Дисциплинарная ответственность наступает за дисциплинарные проступки, то есть нарушения трудовой дисциплины, меры воздействия при меняются руководителем предприятия.
К нарушителям трудовой дисциплины могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение. В качестве дисциплинарного взыскания допускаются принудительные переводы работников на другую работу, которые предусмотрены нормами уставов и положений о дисциплине.
Трудовым кодексом регламентирован и порядок при влечения к дисциплинарной ответственности. До наложения взыскания от работника должно быть истребовано объяснение, приказ работнику объявляется под расписку. Работник, не ознакомленный с распоряжением или приказом нанимателя о наложении на него дисциплинарного взыскания, считается не имеющим такового (ст. 199 Трудового кодекса). Дисциплинарное взыскание может быть применено не позднее одного месяца со дня обнаружения (не считая времени болезни работника или пребывания его в от пуске) и не позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка.
Применение мер дисциплинарной ответственности не исключает возможности привлечения виновного к другой ответственности — гражданско-правовой, административной, уголовной.
Административная ответственность выражается в применении мер административного взыскания за совершение земельного административного правонарушения. Она установлена КоАП Республики Беларусь.
Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Данный вид ответственности наиболее распространен в области землепользования.
По своим признакам административное правонарушение сходно с преступлением, оно наступает, если правонарушения не влекут за собой уголовной ответственности.
Так, административная ответственность в соответствии со ст. 47 КоАП Республики Беларусь предусмотрена за самовольное занятие земельных участков или совершение сделок, в прямой или скрытой форме нарушающих право государственной собственности на землю, если эти действия совершены впервые и ими не причинен значительный вред государству.
Значительная часть составов земельных правонарушений, за которые может наступить административная ответственность, содержится в главе 7 КоАП Республики Беларусь «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды, памятников истории и культуры».
К административной ответственности на основании ст. 52 КоАП Республики Беларусь привлекаются граждане, а также должностные лица, виновные в неиспользовании земель в течение одного года без уважительных причин, не соблюдении требований природоохранного режима их использования, а также за невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и иных процессов, ухудшающих состояние почв, либо в использовании земель не в соответствии с те ми целями, для которых они предоставлены.
Такие административные правонарушения влекут наложение штрафа на граждан в размере от одной до трех минимальных заработных плат и на должностных лиц — от трех до десяти минимальных заработных плат.
В соответствии со ст. 52′ КоАП административная ответственность на граждан и на должностных лиц в виде штрафа может быть наложена за нарушение правил использования земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению.
Ст. 53 КоАП предусмотрена административная ответственность за порчу земель. Так, уничтожение плодородного слоя почвы, либо невыполнение правил рекультивации земель, либо загрязнение их химическими или радиоактивными веществами, отходами производства и потребления, сточными водами, бактериально-паразитическими вредны ми организмами, либо иное незаконное повреждение земель — влечет наложение штрафа на граждан в размере от одной до двадцати минимальных заработных плат и на должностных лиц — от пяти до тридцати минимальных за работных плат.
Отдельный состав административного правонарушения образуют действия по засорению земель строительными, бытовыми и другими отходами и отбросами. Ответственность в виде штрафа в этих случаях возлагается на граждан в размере от одной до трех минимальных заработных плат и на должностных лиц — от трех до десяти минимальных заработных плат.
Самостоятельным видом административного право нарушения в рассматриваемой области является несвоевременный возврат временно занимаемых земель либо невыполнение обязанностей по приведению их в состоя ние, пригодное для использования по назначению (ст. 54 КоАП). Данное правонарушение влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от трех до десяти минимальных заработных плат.
В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях административная ответственность применяется также за:
♦ нарушение правил безопасности при обращении с экологически опасными веществами и отходами (ст. 53 );
♦ самовольное отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства (ст. 55);
♦ уничтожение межевых знаков границ землевладений и землепользовании (ст. 56);
♦ размещение, строительство и ввод в эксплуатацию
объектов без устройств, предотвращающих их вредное воз
действие на состояние земель (ст. 56 1 );
♦ искажение сведений государственной регистрации, учета и оценки земель (ст. 56″);
♦ реализацию проектов, подлежащих государственной экологической экспертизе, без положительного заключения государственной экологической экспертизы (ст. 56);
♦ загрязнение леса строительными и бытовыми отходами или сточными водами, либо путем размещения вредных отходов производства, либо иным способом (ст. 73);
♦ нарушение правил строительства летних садовых домиков, а также организации и ведения коллективного садоводства (ст. 142 1 );
♦ действия, связанные с предоставлением и изъятием земельных участков, произведенные без разработки и утверждения соответствующей градостроительной документации (ст. 143′), а также за некоторые иные правонарушения.
При выявлении нарушений земельного законодательства должностные лица, на которых возложено осуществление государственного контроля за использованием и ох раной земель, составляют протокол об административном правонарушении.
В протоколе указываются:
♦ дата и место его составления;
♦ фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;
♦ сведения о личности правонарушителя;
♦ место, время и существо административного право нарушения;
♦ нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное нарушение;
♦ фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если
они имеются;
♦ иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола нарушителю разъясняются
его права и обязанности, предусмотренные ст. 247 КоАП Республики Беларусь, о чем делается отметка в протоколе.
Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемое к протоколу замечание по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от под писания. Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение. При наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан также этими лицами.
При необходимости к протоколу прилагаются: выкопировка из плана землевладения или землепользования с на несением участка, на котором совершено нарушение.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, в течение 10 дней в вышестоящий по подчиненности орган, осуществляющий государственный контроль за использованием и охраной земель (вышестоящему должностному лицу), или в районный суд, решение которого является окончательным.
Постановление может быть опротестовано прокурором. Подача жалобы или принесение прокурором протеста при останавливает исполнение постановления до рассмотрения жалобы или протеста.
Уголовный кодекс Республики Беларусь 1999 г . в группу преступлений против экологической безопасности и природной среды включил статью 269. Она предусматривает несколько составов преступлений, объединенных одним названием «Порча земель»:
1. Уничтожение плодородного слоя почвы, либо невыполнение правил рекультивации земель, либо загрязнение их химическими или радиоактивными веществами, отхода ми производств и потребления, сточными водами, бактериально-паразитическими вредными организмами, либо иное незаконное повреждение земель (порча земель), совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие нарушения,
— наказываются штрафом, или арестом на срок до трех
месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет,
или лишением свободы на тот же срок.
2. Порча земель, совершенная в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации либо повлекшая умышленное или по неосторожности причинение ущерба в особо крупном размере,
— наказывается ограничением свободы на срок до пяти
лет или лишением свободы на тот же срок.
Как мы видим, порча земель как собирательное понятие включает несколько действий. Это — уничтожение самого плодородного слоя почвы, это и загрязнение земель, невыполнение правил рекультивации земель, а также иное незаконное повреждение земель. По конструкции ч. 1 ст. 269 УК предполагает административную преюдицию, т.е. уголовная ответственность наступает лишь в случае, если лицо подвергалось административному взысканию и в течение года после наложения административного взыскания со вершило новое деяние.
Часть вторая этой статьи содержит квалифицированный состав — по признаку совершения действий, охватываемых понятием «порча земли», но в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.
При совершении земельных правонарушений может быть применена гражданско-правовая ответственность (выражается в виде неблагоприятных последствий имущественного и неимущественного характера со стороны право нарушителя и состоит во взыскании с виновных причиненного по их вине имущественного вреда и признании недействительными противозаконных имущественных сделок с землей).
В соответствии со ст. 160 Кодекса о земле юридические лица, независимо от форм собственности, и физические лица обязаны возместить вред, причиненный ими в результате нарушения земельного законодательства.
Имущественный вред, согласно ст. 933 ГК Республики Беларусь, подлежит возмещению в полном объеме. Под убытками, подлежащими возмещению, понимаются расходы, произведенные за время пользования землей, стоимость недополученной продукции, иных доходов, которые сторона получила бы при отсутствии нарушения земельного законодательства. К числу таких убытков следует отнести все вынужденные затраты собственников, владельцев и пользователей земли, связанные с восстановлением имущественного положения в результате правонарушения.
Земельно-правовая ответственность состоит в применении особых земельно-правовых санкций. Такой санкцией является изъятие земельного участка за использование его не по целевому назначению, нерациональное использование земельного участка, систематическое невыполнение мероприятий по охране и защите земель.
Решение о принудительном изъятии земельного участка принимается на основании материалов, свидетельствующих о том, что после получения письменного предупреждения от уполномоченного липа землевладелец, землепользователь, собственник земельного участка не приняли мер к устранению в установленный срок до пущенных нарушений.
В науке земельного права к числу мер земельно-правовой ответственности отнесены:
♦ отказ в предоставлении земельного участка нарушителю правил пользования землей,
♦ земельная реституция (возвращение законному собственнику, владельцу или пользователю земли незаконно отторгнутого у него земельного участка).
Судьба земельного участка должна быть решена всякий раз, когда имеют место незаконные сделки с землей. Само вольно обмененные участки по сложившейся практике воз вращаются их прежним владельцам (пользователям). Как правило, должны подлежать принудительному изъятию земельные участки, проданные или сданные в аренду с на рушением установленного порядка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Популярное:

  • Ст 126 нк рф и ст 1291 нк рф Статья 126. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля 1. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы […]
  • Расчет страховки с апреля 2018 Вот как подорожает полис ОСАГО с 1 сентября 2018 года Вот что изменится в ОСАГО в ближайшие несколько лет Со вчерашнего дня известно о надвигающемся новом поднятии тарифов обязательного страхования гражданской ответственности (стоимости полисов ОСАГО). […]
  • Как проверить долги гибдд Срок давности по штрафам ГИБДД — какой срок оплаты штрафов ГИБДД в 2018 году 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. 10 дней с момента вручения. 3 месяца - если дело рассматривается судьей; 2 месяца - […]
  • Как написать письмо губернатору приморского края миклушевскому вВ Общественные приемные во Владивостоке Прием граждан по вопросам, связанным с социальным обеспечением, работой коммунальных служб и т.п., осуществляется общественными приемными города Владивостока. На ваши вопросы отвечают депутаты, госслужащие и политические […]
  • Госпошлина в мировой суд нк Статья 333.19 НК РФ. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями СТ 333.19 НК РФ. 1. По делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с […]
  • Кредит под залог недвижимости дома Деньги под залог квартиры Коротко о главном: Процентная ставка: от 4 % в месяц. Кому мы даем заем: физические лица (возраст от 18 лет) – собственники объектов недвижимости даже с плохой кредитной историей. Размер займа под залог […]
  • Земельный участок площадью 600 м2 Продается земельный участок под застройку общей площадью 600 м2, г. Москва, Ленинградское шоссе Уникальное предложение для придорожного бизнеса - участок 12-ть соток, в 27 метрах от трассы М5 - Москва - Рязань. Огромный автомобильный. Объявление: Продается […]
  • Мировой суд г Новочеркасск Департамент по обеспечению деятельности мировых судей Ростовской области г. Ростов-на-Дону, ул. Дранко, 108 б, 344018телефоны: 8 (800) 200 5044, (863) 234 50 44факс: (863) 234 50 44 Судебные участки №1-9 Новочеркасского судебного района Ростовской […]
Земельные правонарушения в рб