Защита интеллектуальных прав курсовая работа

Оглавление:

Защита авторских и смежных прав

Готовая курсовая работа по гражданскому праву

Выполнена в 2015 г., 42 стр., 37 сносок по тексту.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ 7

1.1. Понятие и правовая регламентация защиты авторских и смежных прав 7

1.2. Формы и способы защиты авторских и смежных прав 15

1.3. Субъекты защиты авторских и смежных прав 18

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ СПОСОБОВ ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ 21

2.1. Гражданско-правовые способы защиты авторских и смежных прав 21

2.2. Самозащита авторских и смежных прав 31

Список используемых источников 39

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
  2. Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Заключена в г. Риме 26.10.1961) // Бюллетень международных договоров. – 2005. – № 7. – С. 3 — 11.
  3. Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 (ред. от 28.09.1979) // Бюллетень международных договоров. – 2003. – №9.
  4. Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Заключена в г. Женеве 29.10.1971) // Бюллетень международных договоров. – 1999. – №8.
  5. Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (Подписан 20.12.1996) // СПС КонсультантПлюс.
  6. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Заключено в г. Марракеше 15.04.1994) // Собрание законодательства РФ. – 2012. – №37. – С. 2336 — 2369.
  7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 22.10.2014) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – №32. – Ст. 3301.
  8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Собрание законодательства РФ. – 2006. – №52 (1 ч.). – Ст. 5496.
  9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №N 63-ФЗ (ред. от 08.03.2015) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – №25. – Ст. 2954.
  10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 08.03.2015) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – №1 (ч. 1). – Ст. 1.
  11. Федеральный закон от 12.03.2014 № 35-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2014. – №11. – Ст. 1100.
  12. Федеральный закон от 04.10.2010 № 259-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2010. – №41 (2 ч.). – Ст. 5188.

Материалы судебной практики

  1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. – 2009. – №6.
  2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.04.2007 № 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знак» // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2007. – №7.
  3. Постановление Президиума ВАС РФ от 19.07.2011 № 3255/11 по делу № А05-8003/2010 // Вестник ВАС РФ. – 2011. – №10.
  4. Определение Арбитражного суда Нижегородской области по Делу № А43-10517/2011 // www.arbitr.ru.
  5. Постановление ФАС Московского округа от 7 октября 2009 г. № КГ-А40/9965-09 по делу № А40-6247/09-93-61 // СПС «КонсультантПлюс».

Учебная и научная литература

  1. Андреев Ю.Н. Судебная защита исключительных прав: цивилистические аспекты: монография. – М.: Норма, Инфра-М, 2011.
  2. Андреев Ю.Н. Механизм гражданско-правовой защиты. – М.: Норма, Инфра-М, 2010.
  3. Ворожевич А.С. Патентный троллинг: сущность, история, правовые механизмы борьбы // Закон. – 2013. – № 9. – С. 68 — 79.
  4. Гатин А.М. Гражданское право: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2012.
  5. Гражданское право: Учебник. В 3 т. / Под ред. А.П. Сергеева. – М.: Проспект, 2013.
  6. Еременко В.И. Вопросы ответственности за нарушение авторских и смежных прав в Российской Федерации // Законодательство и экономика. – 2011. – № 8. – С. 42 — 52.
  7. Еременко В.И. Ответственность за нарушение исключительного права на товарный знак // Биржа интеллектуальной собственности. – 2009. – Т. VIII. – № 6. – С.112-115.
  8. Каминская Е.И. Авторские права как права человека // Журнал российского права. – 2014. – № 10. – С. 66 — 71.
  9. Кондратьева Е.А. Объекты интеллектуальных прав: особенности правовой охраны. – М.: Статут, 2014.
  10. Кондратьева Е. Критерии отнесения произведений к объектам авторских прав: Проблемы правового регулирования // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. – 2010. – № 8. – С. 22 — 29.
  11. Луховская Ю.О. Некоторые аспекты защиты права использования результата интеллектуальной деятельности // Московский юрист. – 2013. – № 2. – С. 72 — 77.
  12. Матвеев А.Г. Взыскание компенсации за нарушение исключительных авторских прав независимо от вины: противоречие между законом и судебной практикой // Российский судья. – 2014. – № 1. – С. 15 — 18.
  13. Петров Е.Н. Организационно-правовые проблемы, препятствующие противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2013. – № 12. – С. 95 — 108.
  14. Право интеллектуальной собственности: актуальные проблемы: монография / С.М. Михайлов, Е.А. Моргунова, А.А. Рябов и др.; под общ. ред. Е.А. Моргуновой. – М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2014.
  15. Рекомендации ICC по интеллектуальной собственности. Обзор актуальных вопросов для предпринимателей и органов власти // Международная торговая палата. – 2012. – Выпуск № 11.
  16. Российское гражданское право: учебник: в 2 т. / В.С. Ем, И.А. Зенин, Н.В. Козлова и др.; отв. ред. Е.А. Суханов. – М.: Статут, 2014. – Т. 1.
  17. Савосина Н.Г., Вологдина Е.С. К вопросу о защите таможенными органами прав на объекты интеллектуальной собственности // Право и кибербезопасность. – 2014. – N 1. – С. 38 — 45.
  18. Семенихин В.В. Ответственность организаций и их руководителей. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2014.
  19. Судариков С.А. Право интеллектуальной собственности: учебник. – М.: Проспект, 2010.
  20. Чхутиашвили Л.В. Проблемы защиты авторских прав // Цивилист. – 2010. – № 4. – С. 71 — 76.

ИНФОРМАЦИЯ О ПОКУПКЕ ЭТОЙ РАБОТЫ

Эта работа была выполнена по индивидуальному заказу и была успешно защищена. В интернете эта работа не выложена, только краткое содержание этой странице для ознакомления.

Каждая работа перед отсылкой клиенту проверяется на актуальность законодательства. Мы можем дополнить работу свежими источниками литературы, добавить свежую судебную практику, изменить оформление по Вашей методичке. Это все входит в стоимость готовой работы.

Стоимость данной работы вы можете назначить сами. Отправьте заявку ниже и укажите свою цену. Если цена справедливая и соответствует качеству работы, мы готовы продать вам эту работу по указанной вами стоимости.

Оплатить можно на карточку Сбербанка, на Яндекс.Деньги, на кошелек Qiwi, в любом отделении Евросети или Связного и т.д.

Защита авторских и смежных прав в России

Главная > Курсовая работа >Государство и право

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал

Российской таможенной академии

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

по дисциплине «Гражданское право»

на тему «Защита авторских и смежных прав в РФ»

Выполнила: студентка 3 курса

очной формы обучения

группы 3522 Ляпина А.В.

Тема: «Защита авторских и смежных прав в РФ»

Ляпина Алиса Владимировна группа 3522

Глава 1. История и содержание авторских и смежных прав

История института авторского и смежного права

Понятие и содержание авторских и смежных прав

Понятие и виды авторских прав

Личные неимущественные права авторов

Имущественные права авторов

Понятие и сущность смежных прав

Глава 2. Защита авторских и смежных прав в РФ

Правовое регулирование защиты авторских и смежных прав

2.1.1. Понятие «защиты авторских и смежных прав»

2.1.2. Формы защиты авторских и смежных прав

2.2. Гражданско-правовые способы защиты авторских и смежных прав

Выбранная мною тема, на мой взгляд, наиболее актуальна, поскольку защита авторских и смежных прав принадлежит к числу наиболее сложных проблем, имеющих научную и практическую значимость.

В России, как и во многих других странах мира, авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

Помимо широко известных объектов авторского права, к объектам авторского права также относятся производные произведения и различные творческие составные произведения (различные сборники). При этом необходимо напомнить, что авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.

Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме: письменной, устной, звуко — или видеозаписи, изображения или любых других формах выражения.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Интеллектуальная собственность охраняется законом. 1

Все объекты, которые создаются творческими усилиями людей, представляют ценность для общества и также нуждаются в общественном признании и правовой охране.

Глава 1. История и содержание авторских и смежных прав.

История института авторского и смежного права.

Впервые положения об авторском праве в России получили свое отражение в Цензурном уставе 1828г., а именно в главе «О сочинителях и издателях» России и в Положении о правах сочинителей, которое являлось приложением к Цензурному уставу.

В 1830 году было утверждено Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей, а в 1877г. нормы об авторском праве были предусмотрены в части первой Свода законов Российской империи.

Первый специальный закон в сфере авторского права в России был принят 20 марта 1911г. и назывался «Положение об авторском праве». Этот закон, как по содержанию, так и по форме был «на голову выше» актов западноевропейских государств.

В 1917г. Положение об авторском праве 1911г. было отменено. Кроме того, был принят ряд декретов ЦИК и СНК, многие из которых были направлены на установление государственной монополии на произведения науки, литературы и искусства.

Важную роль в регулировании отношений в области авторского права с середины 20-х годов вплоть до 1962г. играли Основы авторского права 1925 и 1928гг., а также Закон РСФСР «Об авторском праве» 1928г. В этот период был принят также ряд постановлений ЦИК и СНК. Постановление ЦИК и СНК СССР, один из первых полновесных нормативных правовых актов в области авторского права, принятых после Октябрьской революции 1917 года.

Одной из особенностей Основ 1928 года являлось наличие норм, вводящих государственное регулирование отрасли. Так, условия договора об уступке прав на публичное исполнение произведений, издательского договора регламентировались законодательством союзных республик. Устанавливалась возможность принудительного выкупа авторского права на произведение правительством СССР.

В 1961г. были приняты Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик, которые были введены в действие с 1 мая 1962 года. Исходя из Основ, был разработан и принят 11 июня 1964г. Гражданский кодекс РСФСР, который был введен в действие на территории России с 1 октября 1964г. В Основы и Гражданский кодекс РСФСР были включены отдельные разделы об авторском праве. 27 мая 1973г. СССР стал членом Всемирной конвенции об авторском праве.

С 3 августа 1992г. на территории России были введены в действие Основы гражданского законодательства СССР и республик 1991г., положения раздела IV которого впервые признали смежные права, кроме того, ими был увеличен срок действия авторского права до 50 лет, исключены содержащиеся в предыдущем законодательстве многие случаи использования произведений без согласия правообладателей и без выплаты им вознаграждения. Однако раздел IV настоящих Основ действовал на территории России недолго, 3 августа 1993г. он был признан не действующим. Именно с этого числа вступил в силу Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах».

13 марта 1995г. – присоединение Российской Федерации к Всемирной Конвенции об авторском праве в редакции 1971 года (Парижская редакция) и Бернской Конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 года (в редакции Парижского акта 1979 года)

2004г. – внесение поправок в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах».

В целом, в настоящее время Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» полностью соответствует международному законодательству об авторском праве, отвечает современным запросам в сфере законодательства, связанных с использованием произведений в цифровых сетях и продуктах мультимедиа.

Для многих изобретателей, писателей, композиторов и других представителей сферы интеллектуальной собственности в России 2006-й год стал знаковым: почти «под занавес» парламентского года, 24 ноября, Госдума приняла четвертую часть Гражданского кодекса, регулирующую отношения в области авторского права.

Во-первых, документ вводит полный перечень объектов интеллектуальной собственности, впервые причисляя к ним коммерческие обозначения и ноу-хау.

Во-вторых, предусматривает дополнительные гарантии защиты прав авторов, в частности, описывает понятие исключительного права автора на результат интеллектуальной деятельности и право публикатора.

Кроме того, в новой редакции 4-й части Гражданского кодекса есть и другие нововведения: государственная аккредитация коллективных управляющих правами, охрана исключительных прав изготовителей баз данных.

Как поясняют разработчики этого кодекса интеллектуальной собственности, он систематизирует и заменяет все действующие законы в этой сфере. Конкретно — закон «Об авторском праве и смежных правах» (1995 г.), Патентный закон (1992 г.), закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (1992 г.) и другие.

Историю развития законодательства об авторском праве на протяжении последних столетий можно рассматривать как поиск разумного баланса интересов, между автором и обществом, как беспрерывный ряд попыток сбалансировать потребности общества в свободном потоке идей и знаний с заинтересованностью автора в справедливом вознаграждении за творческий труд. 2

Понятие м содержание авторского и смежных прав.

Проблема защиты авторских прав

История развития авторского права. Защита авторских и смежных прав. Российское законодательство и международные договоры в области защиты авторских прав. Гражданско-правовые, административно- и уголовно-правовые способы защиты авторских и смежных прав.

Подобные документы

Понятие авторских и смежных прав. Защита авторских и смежных прав. Гражданско–правовые способы защиты авторских и смежных прав. Авторский договор и его значение. Управление имущественными правами на коллективной основе. Понятие авторства и Интернет.

курсовая работа, добавлен 10.09.2008

Понятие и содержание авторских и смежных прав. Авторские права — совокупность правомочий автора, закрепленных действующим законодательством. Предоставление правовой охраны авторским правам. Виды авторских прав. Формы защиты авторских и смежных прав.

курсовая работа, добавлен 30.04.2009

Становление института защиты авторских прав. Классификация мер и становление законодательства о защите авторских прав и его применение. Гражданско-правовые средства, формы и способы защиты авторских прав на программы ЭВМ, в Интернете и локальных сетях.

дипломная работа, добавлен 25.02.2015

Понятия «защита права», «форма защиты» и «способ защиты» применительно к сфере авторского права. Анализ нормативно-правовой основы регулирования авторских отношений, материалов суда. Гражданско-правовые способы защиты авторских прав и их применение.

курсовая работа, добавлен 19.03.2011

Гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность за нарушения авторских и смежных прав. Разновидности технических средств защиты авторских прав в российском законодательстве. Причины возникновения особых положений о защите информации.

курсовая работа, добавлен 04.05.2015

Понятие, правовая природа авторских и смежных прав. Личные неимущественные и неимущественные права авторов. Виды смежных прав и их характеристика. Виды нарушения авторских и смежных прав, способы защиты и ответственность за них согласно законодательству.

дипломная работа, добавлен 17.11.2010

Сущность и общие принципы защиты интеллектуальных прав в Российской Федерации, отражение данного процесса в современном законодательстве. Проблемы и перспективы защиты авторских и смежных прав. Особенности защиты права на исполнение, фонограмму.

дипломная работа, добавлен 21.07.2013

Понятие авторских прав как интеллектуальных прав на произведения науки, литературы и искусства. Характеристика способов защиты авторских прав. Защита личных неимущественных и исключительных прав. Обеспечение иска по делам о нарушении авторских прав.

курсовая работа, добавлен 02.08.2011

Понятие и сущность авторского права в международном частном праве. Институты права интеллектуальной собственности. Основные значения понятия «авторское право». Правовое регулирование защиты авторских прав. Международные организации по защите смежных прав.

контрольная работа, добавлен 12.12.2010

Рассмотрение понятия, условий идентификации и особенностей регистрации авторских производный, составных, аудиовизуальных произведений. Ознакомление с видами нарушений (контрафакция, плагиат, пиратство) и способами защиты авторских и смежных прав.

дипломная работа, добавлен 16.07.2010

Курсовая работа — Защита авторских прав

Скачивание файла

Введите число с картинки:

Поделись с друзьями!

Общая характеристика и понятие защиты авторских прав
Формы защиты прав авторов
Способы защиты прав авторов

Гражданско-правовые способы защиты авторских прав и их правовая регламентация
Отдельные способы защиты личных неимущественных
и исключительных прав
Компенсация при нарушении авторских прав

Алтайский государственный университет, 3 курс, 2009г.rn

Комментарии

Смотрите также

Научная работа — Защита авторских прав

2009г. , 38с., БелГу, юридический факультет, 4 курс, г. Белгород, Преподаватель — Каменева З. В.

Оглавление:
Введение
Глава Общие положения о защите авторских прав.
Понятие и способы защиты авторских прав, их правовая регламентация.
Подведомственность авторских споров.
Глава Защита авторских прав в г.

Курсовой проект — Проблема реализации авторских прав

Дипломная работа — Понятие авторских и смежных прав, их правовая защита

Контрольная работа — Защита интеллектуальной собственности

Курганский государственный университет.
Кафедра «Технология машиностроения».
Тема: «Защита авторских и смежных прав».

Работа написана по утратившему силу закону «Об авторском праве и смежных правах»

Носов И.Н. Международная защита авторских прав

Казань, 1996 г. — 39 с.

Введение.
Развитие системы международной охраны авторских прав.
Основные институты и понятия международного авторского права.
Участие РФ в международной охране авторских прав.
Заключение.

Носов ИН. Международная защита авторских прав

Чертков В.Л. Судебная защита прав и интересов авторов

М.: Юридическая литература, 1970. — 112 с.

В книге описываются порядок и особенности рассмотрения авторских споров в суде. При этом исследуются вопросы подведомственности и подсудности указанных споров, участники судебного разбирательства и положение управлений по охране авторских прав, подготовка дел к судебному разбир.

Методическое пособие — Международное право интеллектуальной собственности

Иоффе О.С. Основы авторского права. Авторское, изобретательское право, право на открытие

Учебное пособие/ Народный университет правовых знаний. М.: Знание, 1969

Введение
Авторское право
Общие положения об авторском праве
Права автора
Авторские договоры
Защита авторских прав
Изобретательское право
Общие положения об изобретательском праве
Право на изобретение

Курсовая работа — Интеллектуальная собственность и ее юридические основы

Понятие и виды права интеллектуальной собственности, Авторское право и смежные права, Гражданско-правовые способы защиты авторских и смежных прав, Право на открытие, Право на иные результаты творческой деятельности, используемые в производстве, Библиографический список.

Работа адаптирована на законодательство Украины. .

Защита авторских прав

Становление института защиты авторских прав. Классификация мер и становление законодательства о защите авторских прав и его применение. Гражданско-правовые средства, формы и способы защиты авторских прав на программы ЭВМ, в Интернете и локальных сетях.

Подобные документы

Понятие авторских прав как интеллектуальных прав на произведения науки, литературы и искусства. Характеристика способов защиты авторских прав. Защита личных неимущественных и исключительных прав. Обеспечение иска по делам о нарушении авторских прав.

курсовая работа, добавлен 02.08.2011

Понятие авторских и смежных прав. Защита авторских и смежных прав. Гражданско–правовые способы защиты авторских и смежных прав. Авторский договор и его значение. Управление имущественными правами на коллективной основе. Понятие авторства и Интернет.

курсовая работа, добавлен 10.09.2008

Понятия «защита права», «форма защиты» и «способ защиты» применительно к сфере авторского права. Анализ нормативно-правовой основы регулирования авторских отношений, материалов суда. Гражданско-правовые способы защиты авторских прав и их применение.

курсовая работа, добавлен 19.03.2011

Интернет как всемирная сеть интеллектуальной собственности. Особенности реализации, содержание, способы и механизм защиты авторских прав в сети Интернет. Анализ действующего законодательства и правовых проблем в области защиты авторских прав в Интернете.

дипломная работа, добавлен 01.06.2010

Понятие и содержание авторских и смежных прав. Авторские права — совокупность правомочий автора, закрепленных действующим законодательством. Предоставление правовой охраны авторским правам. Виды авторских прав. Формы защиты авторских и смежных прав.

курсовая работа, добавлен 30.04.2009

Гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность за нарушения авторских и смежных прав. Разновидности технических средств защиты авторских прав в российском законодательстве. Причины возникновения особых положений о защите информации.

курсовая работа, добавлен 04.05.2015

Общие положения и правовое регулирование авторских прав на программы для ЭВМ и базы данных. Понятие, сущность, функции и субъекты авторских прав; формы, средства и способы их защиты; государственная регистрация. Правовой режим контрафактных экземпляров.

дипломная работа, добавлен 19.04.2014

Общая характеристика, понятие и виды авторских прав, их субъекты и объекты. Система охраны и международно-правовые акты защиты авторских прав. Анализ участия Российской Федерации в международных соглашениях об охране прав интеллектуальной собственности.

контрольная работа, добавлен 16.01.2013

Понятие защиты авторских прав, основания применения и особенности использования гражданско-правовых способов защиты (признание права, самозащита, пресечение действий, признание сделки недействительной). Способы защиты абсолютных и исключительных прав.

курсовая работа, добавлен 16.05.2012

Положения Закона «Об авторском праве и смежных правах». Защита прав на контент сайта. Защита доменных имен в российской практике. Способы защиты сетевых публикаций. Ответственность за нарушение авторских прав. Использование чужих материалов.

КУРСОВАЯ РАБОТА. Защита авторских прав;

Защита авторских прав

Авторский договор

Доп

Права авторов произведений науки, литературы, искусства и их защита.

Произведения — объекты охраны. Авторское право охраняет произведения науки, литературы и искусства (п. 1 ст. 6 Закона об авторском праве). Произведением считается результат творческой деятельности человека, выраженный в объективной форме.

Результаты творческой деятельности очень разнообразны. Их примерный перечень содержится в ст. 7 Закона об авторском праве. Развитие техники и технологии постоянно приводит к появлению новых форм выражения творческих результатов; они автоматически становятся объектами авторского права.

Творческая деятельность приводит к созданию не материального, а идеального, духовного результата. Значит, и само произведение — не материальный, а идеальный объект.

Вместе с тем авторско-правовая охрана возникает лишь с того момента, как этот идеальный объект будет выражен в какой-либо объективной (материальной) форме: письменной, в виде звуко- или видеозаписи, в виде изображения и т.п.; произведения, которые не были зафиксированы иным образом, получают охрану, если они публично произнесены или публично исполнены. В любом случае обнародование произведения (т.е. действие, которое делает произведение общедоступным) приводит к возникновению правовой охраны.

Авторское право охраняет только оригинальные творческие результаты — это установлено судебной практикой (см., в частности, п. 1 и 2 Письма Президиума ВАС № 47). Оригинальность понимается как уникальность, неповторимость в случаях параллельного творчества: два автора, работающие независимо друг от друга, не могут создать одинаковые оригинальные результаты, а если таким образом все же созданы одинаковые результаты, то значит, что они не являются оригинальными, и потому авторским правом не охраняются.

Любое произведение состоит из отдельных структурных элементов. Так, художественный рассказ включает: язык, художественные образы, сюжет, тему, идею; научная статья — язык, систему изложения, научные обоснования, гипотезы, факты, открытия; музыкальное произведение — мелодию, ритм и т.п. Некоторые из этих элементов воспринимаются непосредственно; такие элементы относятся к форме произведения. Другие скрыты, они могут быть познаны лишь посредством анализа — такие элементы составляют содержание произведения. Практика показала, что элементы содержания любого авторского произведения могут появляться в творчестве разных лиц, работающих независимо друг от друга. Иными словами, элементы содержания не являются оригинальными, а потому не охраняются авторским правом; они получают правовую охрану лишь через форму произведения. В этом и состоит смысл п. 4 ст. 6 Закона об авторском праве: идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты — все это элементы содержания произведения, которые не охраняются сами по себе, в отрыве от той формы, в которой они выражены.

В зависимости от того, были ли при создании произведения использованы элементы формы других произведений, все они делятся на самостоятельные и производные.

Если автор создал произведение, не заимствуя формы и содержания других произведений, то оно является самостоятельным. Самостоятельным будет и такое произведение, форма которого создана самим автором, а элементы содержания совпадают с элементами содержания чужого произведения (в результате заимствования или объективного совпадения).

Однако если автор использовал при создании своего произведения отдельные элементы формы другого произведения, то такое произведение является зависимым. К зависимым произведениям относятся переводы, переработки и сборники (составные произведения). При использовании зависимого произведения должно указываться имя автора того произведения, которое было использовано (например, имя автора оригинала, если используется перевод); кроме того, если произведение, которое было переведено, переработано или использовано в сборнике, охраняется авторским правом, то на использование должно быть получено согласие его автора.

Произведение может состоять из отдельных оригинальных частей. Каждая из них охраняется авторским правом сама по себе. Так, авторское право охраняет не только стихотворение целиком, но и отдельные четверостишия и даже оригинальные (узнаваемые) строчки («Я помню чудное мгновенье. », «Отговорила роща золотая. »). Однако отдельные слова не охраняются; как правило, не получают охраны и выражения, состоящие из двух слов. «Дядя Федор» как название персонажа книги и «Петербургские тайны» как название телесериала и книги суд признал не охраняемыми авторским правом, поскольку они повторялись в произведениях различных авторов.

Понятие, субъекты и объекты авторского права

Конституция Российской Федерации предусматривает «правовое регулирование интеллектуальной собственности». В понятие «интеллектуальной собственности» входят: авторское право и смежные права, а также промышленные права (права на товарные знаки, изобретения, полезные модели, промышленные образцы и некоторые другие объекты). Статьей 1225 ГК РФ установлен перечень охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, который включает в себя, в том числе, произведения науки, литературы и искусства.В соответствии со ст. 1226 ГК РФ интеллектуальные права включают исключительное право, являющееся имущественным правом.

Согласно ст. 1255 ГК, интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами. В объективном смысле авторское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу создания и использования произведений науки, литературы и искусства.

В субъективном смысле авторское право — те личные неимущественные и имущественные права, которые принадлежат лицам, создавшим произведения литературы, науки и искусства.

Автору произведения принадлежат следующие права:

1) исключительное право на произведение;

2) право авторства;

3) право автора на имя;

4) право на неприкосновенность произведения;

5) право на обнародование произведения.

В случаях, предусмотренных ГК, автору произведения наряду с этими правами, принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Исключительное право на произведения науки, литературы и искусства распространяется:

1) на произведения, обнародованные на территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства;

2) на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается за авторами, являющимися гражданами Российской Федерации (их правопреемниками);

3) на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается на территории Российской Федерации за авторами (их правопреемниками) — гражданами других государств и лицами без гражданства в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Произведение также считается впервые обнародованным путем опубликования в Российской Федерации, если в течение тридцати дней после даты первого опубликования за пределами территории Российской Федерации оно было опубликовано на территории Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 1227 ГК РФ интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации.

В соответствии с п. 2 ст. 1227 ГК РФ переход права собственности на вещь не влечет перехода или предоставления интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, выраженные в этой вещи, за исключением случая, предусмотренного п. 2 ст. 1291 ГК, в котором указано, что при отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное.

Схожий подход отражен в п. 23 Постановления N 15, согласно которому авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Передача прав на материальный объект не влечет передачу прав на использование произведения.

В соответствии с п. 1 ст. 1228 ГК РФ автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат. Так, по одному из дел арбитражный суд установил, что рисунок, а также эскиз этикетки с использованием при его создании данного рисунка, созданные разными художниками, являются самостоятельными объектами защиты авторского права. Постановление ФАС Московского округа от 27.12.2005, 21.12.2005 по делу N КГ-А40/12762-05

Арбитражные суды подчеркивают, что творческая деятельность является особым видом деятельности и не относится к предпринимательской и иной экономической деятельности. Постановление ФАС Московского округа от 14.08.2006, 21.08.2006 N КГ-А40/7525-06 по делу N А40-44964/05-26-245

При этом не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ.

Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.

В соответствии с п. 4 ст. 1228 ГК РФ права на результат интеллектуальной деятельности, созданный совместным творческим трудом двух и более граждан (соавторство), принадлежат соавторам совместно. По этому вопросу в п. 30 Постановления N 15 даны следующие разъяснения. При рассмотрении споров о соавторстве на произведения, составляющие неразрывное целое, судам следует исходить из факта признания соавторства на момент обнародования произведения. Это может быть подтверждено волеизъявлением соавторов, выраженным в договорах о передаче прав, публичных заявлениях и т.д.

Устанавливается, что авторское право распространяется на произведения независимо от их достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Под «достоинствами» понимаются различные положительные качества произведения, относящиеся к форме или содержанию: актуальность темы, художественные образы, научная глубина и достоверность и т.п. Авторским правом охраняются как высокохудожественные, глубоко научные, ценные произведения, так и те произведения, которые слабы в научном или художественном отношении. Правда, последние не должны обнародоваться, публиковаться и вообще использоваться в связи с их низкими характеристиками. Но это не значит, что они вообще не охраняются авторским правом. Закон подчеркивает охраняемость любого оригинального творческого результата.

Произведение, признаваемое объектом авторского права, возникает в результате творческой деятельности, но не всякой, а лишь той, которая непосредственно относится к области литературы, науки и искусства. Для творческой деятельности характерны два момента: а) сознательный, интеллектуальный характер работы; б) новизна созданного произведения.

Другой признак произведения — объективная форма выражения. Объективная форма произведения означает любое выражение вовне идеи, образа, мысли, доступной для восприятия другими лицами (кроме автора). Каждое произведение имеет конкретную форму выражения. Оно может быть устным, письменным, в форме звуко- и видеозаписи, изображения, скульптуры и т. д.

Пока замысел автора не проявился вовне, нет объекта охраны. Его воплощение в произведение литературы, науки и искусства требует соответствующего правового регулирования.

Для признания произведения объектом авторского права закон не требует завершенности работы. Произведение может быть незаконченным, но обеспечивается правовой охраной.

Закон связывает объективную форму выражения произведения творчества с возможностью его воспроизведения, повторения. Так, рукопись, в которой воплощен замысел автора, может быть издана, экранизирована, использована иным образом.

Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

Закон устанавливает примерный перечень произведений, охраняемых авторским правом. Цель этого перечня — информировать лиц, занимающихся творческим трудом или интересующихся вопросами авторского права, о том, какие объекты могут получать авторско-правовую охрану. Приводимый в Законе перечень таких объектов очень широк. Он подтверждает универсальный характер авторского права.

Перечень ориентирован на ныне существующие общественные отношения. В нем упоминаются объекты, которые представляются законодателю наиболее распространенными и важными сегодня. Совершенно естественно, что через некоторое время могут измениться названия таких объектов, а развитие технических средств приведет к появлению совершенно новых объектов авторского права. Эти новые — по названию и по своим видам — объекты должны охраняться авторским правом, если они будут отвечать предъявляемым к произведениям требованиям, которые указаны в п.1 ст. 6 Закона. Приводимый в перечень не является исчерпывающим, закрытым: охраняться могут и «другие произведения».

В соответствии со ст.1259 ГК объектами авторских прав являются следующие произведения науки, литературы и искусства:

драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

хореографические произведения и пантомимы;

музыкальные произведения с текстом или без текста;

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

К объектам авторского права относятся также сборники произведений. В сборники могут включаться произведения, не являющиеся предметом чьего-либо авторского труда (законы, судебные решения и т.д.), а также произведения отдельных авторов. Творческий характер труда составителя выражается в подборе и расположении материала. Авторское право составителя сборника не мешает другому лицу самостоятельно систематизировать, обрабатывать и выпускать в свет те же произведения.

Не являются объектами авторского права:

1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Субъектами авторского права выступают лица, создавшие творческим трудом произведения литературы, науки и искусства (авторы). Возникновение субъективных авторских прав у гражданина не зависит от возраста, состояния здоровья, имущественного положения, места создания и выпуска произведения в свет и т.д.

Субъективные авторские права возникают у автора в результате факта создания произведения. Его права в юридической литературе принято называть первоначальными.

Наряду с авторами к субъектам авторского права относятся лица (граждане и организации), которые не участвуют в создании произведений литературы, науки и искусства. Их называют правопреемниками. К правопреемникам переходит определенный круг авторских правомочий по использованию произведения автора. Основаниями такого перехода служат закон, наследование или договор с автором.

Правопреемниками становятся наследники, государство, организации (издательства, театры и др.), оформившие с автором договорные отношения по использованию его произведения. Круг правомочий указанных лиц уже, чем у автора, а по характеру правомочия производны, так как переходят от автора.

Согласно ст. 1285 ГК исключительное право на произведение может быть предоставлено иным лицам на основании авторского договора. «По авторскому договору автор передает, или обязуется передать, приобретателю свои права на использование произведения в пределах и на условиях согласованных сторонами». Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в РФ: Учебник — М.: Проспект. 2000.С.260.

Авторский договор имеет гражданско-правовой характер (поскольку пред-ставляет собой соглашение двух или более лиц, направленное на установление, изменение или прекращение взаимных прав и обязанностей), но одновременно подчеркивается его само-стоятельность среди других гражданско-правовых договоров.

Авторский договор следует отличать от иных форм договорного регулирования отношений по созданию и использованию произведений науки, литературы и искусства. Так, на практике нередко возникает вопрос о разграничении авторского и трудового договоров, что имеет большое значение для установления объема прав создателя творческого произведения и его пользователя. Если произведение создано в рамках выполнения служебного задания, права по его использованию принадлежат работодателю, который должен обеспечить лишь соблюдение личных и имущественных прав автора.

Нередко особенно при заключении договоров на создание произведений изобразительного искусства возникает вопрос о разграничении авторского договора и договора подряда. Разграничение авторского и подрядного договоров производится, прежде всего, по их предмету. Если предметом договора подряда является результат обычной, технической деятельности подрядчика, то предметом авторского договора является произведение науки, литературы, искусства как результат творческой работы автора.

Например, по одному из споров арбитражный суд признал, что к организации перешли все исключительные права на произведение по договорам, заключенным с его авторами. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2005 по делу N 09АП-3197/05-ГК

Авторский договор имеет несколько видов.

Договор об отчуждении исключительного права на произведение. По договору об отчуждении исключительного права на произведение автор или иной правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права (статьи 1234 и 1285 ГК РФ).

Если автор произведения рас-стался со своими исключительными правами вследствие заклю-чения договора о передаче исключительных прав на произве-дение, он все равно сохраняет личные неимущественные пра-ва, а также право наблюдать за использованием пользователем прав на произведение и предпринимать некоторые действия в отношении третьего лица, если им нарушены права пользова-теля. Другими словами, автор может вмешиваться в отношения между пользователем и третьим лицом.

Лицензионный договор о предоставлении права использования произведения. Эти договоры пришли на смену ставшим уже привычными авторским договорами о предоставлении прав на исключительной или неисключительной основе. По лицензионному договору одна сторона — автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах.

Лицензионный договор заключается в письменной форме. Договор о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании может быть заключен в устной форме.

Договор авторского заказа также является одним из видов ав-торского договора. По договору авторского заказа одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме.

Материальный носитель произведения передается заказчику в собственность, если соглашением сторон не предусмотрена его передача заказчику во временное пользование.

Договор авторского заказа является возмездным, если соглашением сторон не предусмотрено иное.

Договором авторского заказа может быть предусмотрено отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, или предоставление заказчику права использования этого произведения в установленных договором пределах.

Еще одним видом авторского договора является авторский договор на готовое произведение. Фактически данный договор представляет собой договор купли-продажи имущественных прав. В соответствии с п. 3 ст. 454 ГК РФ к указанным отноше-ниям применяются общие положения о купле-продаже, при ус-ловии, что из содержания или характера предаваемых прав не вытекает иное. Исходя из данной статьи, можно сделать вывод, что к авторскому договору на готовое произведение применя-ются общие нормы гражданского права об обязательствах и до-говорах, а также общие положения о купле-продаже.

Издательский договор является одним из самых распростра-ненных видов авторского договора. Данным договором регули-руются вопросы, связанные с изданием и переизданием произ-ведений, которые могут быть представлены на бумажном носи-теле. К таковым относятся произведения литературы (научные, художественные и др.), музыкальные произведения, произведе-ния изобразительного искусства и т.п.

Обязательным субъектом авторского договора является автор произведения или его правопреемник. Если авторский договор за-ключается по поводу использования коллективного произведе-ния, то необходима согласованная воля всех соавторов. При этом все они имеют право принимать участие в согласовании условий и подписании договора, хотя это может сделать и один из них по поручению остальных. Если имеет место работа по подготовке сборника, то, помимо заключения договоров с составителем (со-ставителями), необходимо также заключить договоры со всеми авторами, произведения которых планируется включить в сбор-ник.

Вторая сторона авторского договора — пользователь произве-дения. Как правило, это специализированная организация, ос-новным родом деятельности которой является осуществление из-дательских, выставочных и других аналогичных функций. Одна-ко заключение авторских договоров не возбраняется любым иным организациям, при условии, что использование определен-ных произведений не противоречит их уставным целям.

Поскольку авторский договор действует сравнительно дли-тельный период времени, то не исключена ситуация с переме-ной участвующих в обязательстве лиц. Данный момент имеет определенные особенности по сравнению с общегражданскими правилами об уступке права требования и переводе долга. Если возникает необходимость замены автора, изменения авторского коллектива, привлечения соавторов, то данный вопрос обычно решается положительно только с согласия пользователя произведения.

По общему правилу, авторский договор является консенсуальным, возмездным и взаимным. Но это не исключает сущест-вования реальных, безвозмездных и односторонних авторских договоров. Авторский договор считается реальным в том случае, если одновременно с согласованием всех необходимых условий договора стороны предоставляют друг другу всё причитающее-ся по договору.

Помимо общего срока действия, авторский договор, как пра-вило, фиксирует сроки выполнения контрагентами договорных обязательств. Например, авторский договор заказа предусмат-ривает срок создания и предоставления автором заказанного произведения; помимо этого, договор такого типа может преду-сматривать дополнительные льготные сроки для предоставления автором произведения, сроки для устранения замечаний и др.

Еще одним немаловажным условием авторского договора является его цена. Под ценой авторского договора подразуме-вается авторское вознаграждение, которое пользователь обязан уплатить автору за получение права на использование кон-кретного произведения.

Если в договоре не определен размер вознаграждения или порядок его исчисления, подобный договор будет считаться незаключенным (статьи 1234 и 1235 ГК РФ). Следовательно, использование произведений по такому договору будет признано незаконным и у автора появится возможность взыскания компенсации за нарушения его прав.

В ряде случаев закон допускает переход исключительного права к другим лицам без договора. Так, согласно ст. 1241 ГК РФ переход исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации к другому лицу без заключения договора с правообладателем допускается в случаях и по основаниям, которые установлены законом, в том числе в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) и при обращении взыскания на имущество правообладателя.

Отсюда следует, что при недостаточности денежных средств должника кредиторы вправе истребовать у правообладателя исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации. При этом в качестве кредиторов правообладателя могут выступать как коммерческие организации, так и государственные структуры, например налоговые органы. В п. 7 ст. 46 Налогового Кодекса РФ указано, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47 Налогового Кодекса.

Авторский договор заключается в простой письменной форме. Закон не требует нотариального удостове-рения такого договора, но стороны могут это сделать по собст-венной инициативе.

Несоблюдение письменной формы договора, как теперь специально указано в статьях 1334 и 1235 ГК РФ, повлечет признание договора недействительным. В случае, когда авторский договор был заключен без соблю-дения требований о простой письменной форме, это еще не де-лает его недействительным, но влечет за собой последствия, предусмотренные п. 1 ст. 162 ГК РФ. А именно, в этом случае стороны при возникновении спора лишаются права ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские пока-зания, сохраняя право приводить письменные и другие пока-зания.

В устной форме мо-жет быть заключен авторский договор об использовании произ-ведения в периодической печати.

Содержание любого граждан-ско-правового договора вообще и авторского в частности со-ставляют права и обязанности сторон. Авторский договор является взаимным, т. е. обе стороны на-деляются правами и несут корреспондирующие им обязанно-сти. Следует отметить, что дейст-вующее законодательство фактически не регулирует содер-жание авторских договоров, оставляя данный вопрос полно-стью на усмотрение сторон.

При неисполнении или ненадлежащем исполнении своих обя-занностей по авторскому договору стороны несут гражданско-правовую ответственность. Под ответственностью по авторско-му договору понимается мера государственного принуждения имущественного характера, применяемая в целях восстановле-ния нарушенного состояния и удовлетворения потерпевшей стороны за счет стороны, нарушившей договорную обязанность. Ее реализация происходит в рамках особого охранительного правоотношения, имеющего ряд специфических особенностей, отличающих его от других видов гражданско-правовых отно-шений. Эти особенности проявляются в том, что количество мер принуждения значительно меньше, чем в других гражданско-правовых обязательствах. В перечень таких мер входят расторжение договора и возвращение сторон в первоначальное положение, взыскание убытков и некоторые другие. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть четвертая. // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров.- 2007.-N 4.

Защита авторских прав и охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты. Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом инте-ресов. Различают две основные формы защиты — юрисдикционную и неюрисдикционную.

Юрисдикционная форма защиты есть деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспа-риваемых субъективных авторских и смежных прав. Суть ее выражается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправо-мерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, например, в суд, в третейский суд, в вышестоящий орган и т.п., которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения.

В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяются общий и специальный порядки защиты нарушенных авторских прав. По общему правилу, защита авторских прав и охраняемых законом интересов осуществляется в судебном порядке. Основная масса авторско-правовых споров рассматривается районными, городскими, об-ластными и иными судами общей компетенции. Если обоими участниками спорного правоотношения являются юридические лица, возникший между ними спор относится к подведомственности арбитражного суда. По согла-шению участников авторского правоотношения спор между ними может быть передан на разрешение третейского суда. В качестве средства судебной защиты авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов выступает иск, т. е. обращенное к суду требование об отправлении право-судия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности или о признании наличия или отсутствия правоотношения, с другой стороны. Судебный, или, как его еще называют, исковой порядок защиты применяется во всех случаях, кроме тех, которые прямо указаны в законе.

Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите авторских прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным или иным компетентным органам. Разуме-ется, в данном случае имеются в виду лишь законные средства защиты, которые следует отличать от произвольных самоуправных действий, запре-щенных законодательством. Типичным примером таких допускаемых за-коном средств самозащиты выступают в гражданском праве действия, совершаемые в порядке необходимой обороны и крайней необходимости. В рассматриваемой области спектр неюрисдикционных мер защиты доста-точно узок и по сути дела сводится к возможности отказа совершить определенные действия в интересах неисправного контрагента, например, отказаться от внесения в произведение изменений и дополнений, не предусмотренных авторским договором, либо к отказу от исполнения договора в целом, например, в случае его недействительности.

Под способами защиты авторских прав понимаются закреп-ленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушен-ных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя.

В соответствии с п. 1 ст. 1252 ГК РФ защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется, в частности, путем предъявления требования:

1) о признании права — к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя;

2) о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, — к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним;

3) о возмещении убытков — к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб;

4) об изъятии материального носителя к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю;

5) о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя — к нарушителю исключительного права.

Следует отметить, что согласно п. 44 Постановления N 15 выбор способа защиты принадлежит автору, обладателю смежных прав или иному обладателю исключительных прав.

Возмещение убытков, взыскание с нарушителя незаконно полученного дохода или выплата им компенсации представляют собой один из наиболее действенных способов защиты авторских и смежных прав. В данном случае имущественный интерес потерпевшего удовлетворяется за счет денежной компенсации понесенных им имущественных потерь.

В случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 ГК требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда;

в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.

Кроме гражданско-правовых мер защиты, существует уголовная ответственность за нарушение авторских прав, предусмотренная в ст.146 Уголовного кодекса Российской Федерации. Поэтому, если автор считает, что нарушение его авторских прав носит особо опасный — преступный характер, то он вправе поставить вопрос о привлечении нарушителей к уголовной ответственности.

В силу ст. 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) иск о защите авторского права и (или) смежных прав предъявляется в суд по месту жительства или по месту нахождения ответчика. Иски, вытекающие из авторских договоров, в которых указано место исполнения, могут быть предъявлены также в суд по месту исполнения договора (ч. 9 ст. 29 ГПК РФ).

Согласно п. 9 Постановления N 15 примерами исполнения договора являются представление рукописи в редакцию, выплата гонорара, представление авторских экземпляров. Практика показывает, что при предъявлении требования о пресечении действий, нарушающих право, к лицу, совершающему такие действия, важно доказать наличие исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности.

Так, арбитражный суд отказал издательскому дому в удовлетворении иска о запрещении выпускать в гражданский оборот книгу автора, изданную другим издательством, поскольку истец не доказал наличие у него исключительных авторских прав на произведение. Постановление Президиума ВАС РФ от 27.06.2006 N 2039/06 по делу N А56-10018/2005

В соответствии с п. 17 Постановления N 15 к исковым требованиям имущественного характера, например к взысканию гонорара по договору автора с пользователем, применяется общий срок исковой давности в соответствии со ст. 196 ГК РФ. Обобщение арбитражной практики показывает, что суды пресекают действия, нарушающие исключительные права правообладателя. Постановление Президиума ВАС РФ от 14.03.2006 N 13421/05 по делу N А41-К1-5684/2004

Арбитражные суды отмечают, что обладатели исключительных прав имеют право требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования произведений или объектов смежных прав за допущенные правонарушения в целом. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения независимо от наличия или отсутствия убытков. Постановление ФАС Московского округа от 29.11.2006, 01.12.2006 N КГ-А40/11644-06 по делу N А40-38123/06-26-270

Согласно п. 3 ст. 1252 ГК РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом для отдельных видов результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, при нарушении исключительного права правообладатель имеет право вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение вышеуказанного права. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков.

Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных ГК РФ, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости. Правообладатель имеет право требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации либо за допущенное правонарушение в целом.

Практика показывает, что суды взыскивают с нарушителей исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности суммы соответствующих компенсаций. Так, по одному из дел арбитражный суд установил, что ООО реализовало две видеокассеты с записью фильмов «Комната страха» и «Корпорация монстров».

Вышеуказанное обстоятельство послужило основанием для обращения правообладателя с требованием о взыскании с ООО компенсации за нарушение исключительных имущественных прав правообладателя на эти аудиовизуальные произведения. Суд отметил, что обладатель исключительных авторских и смежных прав может требовать от нарушителя выплаты компенсации, определяемой по усмотрению арбитражного суда, вместо возмещения убытков и взыскания дохода.

Поскольку ООО не представило доказательств, свидетельствующих о том, что распространение спорных фильмов осуществлялось им с согласия правообладателя, суд признал вышеуказанные экземпляры видеофильмов контрафактными и взыскал с ООО в пользу правообладателя 10 000 руб. компенсации за нарушение права на использование аудиовизуальных произведений. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.12.2003 по делу N А56-29234/02

В соответствии с пунктом 3 статьи 1252 ГК в случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель, наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации: в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда; в 2-м размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.

В соответствии с п. 4 ст. 1252 ГК РФ в случае, если изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение материальных носителей, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство, такие материальные носители считаются контрафактными и по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации, если иные последствия не предусмотрены ГК РФ.

Пунктом 5 ст. 1252 ГК РФ предусмотрено, что оборудование, прочие устройства и материалы, главным образом используемые или предназначенные для совершения нарушения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению за счет нарушителя, если законом не предусмотрено их обращение в доход РФ.

15. Права патентообладателя и их гражданско-правовая защита Право на товарный знак, знак обслуживания и другие средства

Популярное:

  • Страховая пенсия по случаю потери кормильца заключение Страховые пенсии по случаю потери кормильца Готовая курсовая работа по праву социального обеспечения Выполнена в 2017 году, 28 страниц, 20 сносок по тексту. Оригинальность в системе Антиплагиат.ру - 67%. СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВЫХ […]
  • Гк рф ст 144 Статья 144. Исполнение по документарной ценной бумаге 1. Надлежащим исполнением по документарной ценной бумаге признается исполнение лицу, определенному пунктами 2 — 4 статьи 143 настоящего Кодекса (владельцу ценной бумаги). 2. Если ответственное за […]
  • Ст 46 жк рф с изменениями Статья 46. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме Статья 46. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 46 ЖК РФ Информация об изменениях: Часть 1 […]
  • Ст 63 закон об административных правонарушениях Закон Республики Адыгея от 19 апреля 2004 г. N 215 "Об административных правонарушениях" (с изменениями и дополнениями) Закон Республики Адыгеяот 19 апреля 2004 г. N 215"Об административных правонарушениях" С изменениями и дополнениями от: 25 мая, 4 августа, […]
  • Фз 166 статья 7 Статья 7. Условия назначения пенсий федеральным государственным гражданским служащим Информация об изменениях: Федеральным законом от 18 июля 2009 г. N 187-ФЗ статья 7 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции Размеры пенсий за выслугу лет, […]
  • Статья 169 ч 4 О практике привлечения к уголовной ответственности по статье 169 УК РФ (Разуваев Д.П.) Дата размещения статьи: 14.04.2017 Актуальность стоящей перед всеми органами власти задачи обеспечения свободы предпринимательства обусловливает необходимость […]
  • Адвокат желновод Желновод Павел Викторович Реестровый номер: 66/487 Адвокат, Свердловская область Подразделение(адрес): не указан Телефон: не указан Страница на портале об Адвокате сделана в соответствии с данными Министерства юстиции Российской Федерации. В соответствии с […]
  • Оквэд 7032 управление недвижимым имуществом Новый и старый ОКВЭД: соответствие 2018-2019 (одновременно два вида кодов) Новый ОКВЭД2 (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности) ОК 029–2014 существенно отличается от старого по цифрам. Коды там не совпадают. ОКВЭД 2 ввели с 1 февраля […]
Защита интеллектуальных прав курсовая работа