Закон о рекламе розыгрыш

Организация проводит розыгрыш призов (стимулирующую лотерею). Покупатели автомобилей автоматически становятся участниками розыгрыша. Разыгрываются автомобиль и другие ценные призы. Можно ли сумму «входного» НДС принять к вычету? Можно ли стоимость подарков включить в расходы для целей налогового учета?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Суммы НДС, предъявленного продавцами (изготовителями) указанных призов, подлежат вычету из бюджета в установленном законодательством порядке на основании ст.ст. 171 и 172 НК РФ.
Поскольку дохода от безвозмездной передачи призов физическим лицам у организации не возникает, в связи с совершением такой операции не образуется налоговой базы по налогу на прибыль.
Организация вправе учесть при налогообложении прибыли затраты на приобретение автомобиля и других ценных призов на основании пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ с учетом ограничений по сумме расходов, предусмотренных п. 4 той же статьи.

Обоснование вывода:
Согласно п. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 416-ФЗ из Федерального закона N 138-ФЗ «О лотереях» с 30.01.2014 исключено понятие «стимулирующая лотерея».
При этом участие в стимулирующей лотерее является следствием приобретения у организатора лотереи определенных товаров или услуг (то есть заключения договоров купли-продажи или оказания услуг).
В соответствии с разъяснениями Министерства экономического развития РФ, представленными в письме от 07.04.2014 N Д09и-451 «О проведении стимулирующих мероприятий» (доведено для сведения и использования в работе письмом ФНС России от 21.04.2014 N ЕД-4-2/7598), проведение стимулирующих мероприятий является предметом нормативного правового регулирования Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе).
Таким образом, в рассматриваемом случае проведение стимулирующей акции в виде розыгрыша автомобиля, условием участия в которой является приобретение какого-либо товара, осуществляется на основании положений Закона о рекламе.
Согласно п. 1 ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность. Дарением также является безвозмездная передача имущественного права (требования) к себе или к третьему лицу либо освобождение (обязательство освободить) от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом. При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением.
В рассматриваемом случае участие в стимулирующей лотерее является следствием приобретения покупателями у организатора лотереи автомобилей. Такие обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что при определении победителя акции (лица, имеющего право на получение приза) между этим лицом и организацией заключается договор дарения (п. 1 ст. 572 ГК РФ).

НДС

Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.
Налогоплательщик вправе предъявить к вычету НДС в том периоде, в котором выполнены все условия, предусмотренные ст.ст. 171, 172 НК РФ:
— товары (работы, услуги) приобретены для осуществления операций, облагаемых НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ);
— товары (работы, услуги) приняты к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ);
— имеется правильно оформленный счет-фактура поставщика (п. 2 ст. 169, п. 1 ст. 172 НК РФ).
Безвозмездная передача организацией призов является объектом обложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146, ст. 39 НК РФ).
При этом суммы «входного» НДС по товарам (работам, услугам), использованным при приобретении (изготовлении) рекламной продукции стоимостью менее 100 рублей, в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 170 и п. 2 ст. 171 НК РФ к вычету не принимаются и учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) (смотрите, например, письма Минфина России от 04.06.2013 N 03-03-06/2/20320, письма УФНС России по г. Москве от 09.02.2010 N 16-15/13276, от 10.01.2007 N 19-11/741, постановления ФАС Московского округа от 13.05.2014 N Ф05-2657/14, ФАС Северо-Западного округа от 16.10.2013 N Ф07-7727/13). При передаче данной продукции организация не должна исчислять НДС (пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ, смотрите также письма Минфина России от 04.06.2013 N 03-03-06/2/20320, от 25.10.2010 N 03-07-11/424, от 14.04.2008 N 03-07-11/144, УФНС России по г. Москве от 09.02.2010 N 16-15/13276).
Если стоимость единицы рекламной продукции (призов) превышает 100 руб., операция по ее безвозмездной передаче облагается НДС (смотрите, например, письма Минфина РФ от 16.07.2012 N 03-07-07/64, от 23.10.2014 N 03-07-11/53626, п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33). В таком случае «входной» НДС по сувенирной продукции, переданной безвозмездно, принимается к вычету в общеустановленном порядке на основании ст. 171 НК РФ и ст. 172 НК РФ (смотрите также письма Минфина России от 04.06.2013 N 03-03-06/2/20320, от 10.04.2006 N 03-04-11/64, УФНС России по г. Москве от 12.05.2008 N 19-11/45206).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации передача приза — это облагаемая НДС операция, следовательно, «входной» НДС, предъявленный продавцами указанных призов, организация имеет право принять к вычету при соблюдении общих условий ст. 171 и ст. 172 НК РФ.

Налог на прибыль

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, — убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Согласно п. 2 ст. 252 НК РФ расходы, в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика, подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
В соответствии с п. 2 ст. 253 НК РФ расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются на материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации, прочие расходы.
Расходы на рекламу включаются в состав прочих расходов налогоплательщика, связанных с производством и реализацией (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ).
В письме Минфина России от 30.11.2012 N 03-03-06/1/619 отмечается, что затраты на проведение розыгрыша призов (стимулирующей лотереи) должны признаваться в составе прочих расходов организации в порядке пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ, то есть нормироваться в числе расходов на рекламу в соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ. Согласно п. 4 ст. 264 НК РФ установлено, что расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
Таким образом, организация вправе учесть при налогообложении прибыли затраты на приобретение автомобиля и других ценных призов на основании пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ с учетом ограничений по сумме расходов, предусмотренных п. 4 той же статьи.
При этом, поскольку дохода от безвозмездной передачи товара физическому лицу у организации не возникает, в связи с совершением такой операции не образуется налоговой базы по налогу на прибыль (ст. 274 НК РФ).

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Учет расходов на рекламу;
— Энциклопедия решений. Расходы на рекламу (в целях налогообложения прибыли);
— Энциклопедия решений. Налогообложение НДС передачи в рекламных целях товаров (работ, услуг) стоимостью более 100 рублей.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Каратаева Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

2 октября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Розыгрыш подарков: как не «выиграть» штраф? (Стюфеева И.В.)

Дата размещения статьи: 28.11.2017

Для стимулирования интереса к компании и повышения уровня продаж руководство нередко прибегает к проверенному способу — разыграть среди покупателей ценные подарки. Как провести такой розыгрыш с учетом требований законодательства?

При проведении стимулирующей акции есть важные аспекты, которые необходимо соблюсти, чтобы не привлечь внимание не только соответствующих административных органов, но и бдительных потенциальных участников акции (см., напр., решение АС г. Москвы от 12.10.2016 по делу N А40-159782/16-94-1415, решение АС г. Москвы от 12.01.2016 по делу N А40-236250/2015-139-1964).
Начать необходимо с терминологии. Так, с 1 января 2014 г. ФЗ от 28.12.2013 N 416-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лотереях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что в соответствии с ФЗ «О лотереях» прерогатива проводить лотереи закреплена исключительно за государством в лице соответствующих госорганов. Частным компаниям остается только проводить стимулирующие акции, которые не должны иметь признаков лотереи. В противном случае можно понести административную ответственность по ст. 14.27 КоАП РФ, а именно проведение лотереи без решения Правительства РФ о ее проведении влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 2 500 руб.; на должностных лиц — от 8 000 до 20 000 руб.; на юрлиц — от 200 000 до 300 000 руб.
Итак, при проведении любой стимулирующей акции лучше избегать слова «лотерея» и по сути акция не должна ею являться. Так, из условий акции следует исключить:
— приобретение билета за деньги;
— розыгрыш приза с использованием специального оборудования;
— формирование призового фонда за счет выручки, полученной от продажи билетов;
— случайный способ определения победителей.
В соответствии с разъяснениями Минэкономразвития РФ, представленными в письме от 07.04.2014 N Д09и-451 «О проведении стимулирующих мероприятий», проведение стимулирующих мероприятий является предметом нормативного правового регулирования ФЗ от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) (см. также письмо ФНС России от 21.04.2014 N ЕД-4-2/7598).
Таким образом, проведение стимулирующей акции в виде розыгрыша каких-либо призов или подарочных сертификатов, условием участия в которой является приобретение товара, осуществляется на основании положений Закона о рекламе.
Как гласит п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Соответственно, стимулирующая акция, содержащая в себе указанные параметры, является рекламой.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана, и на восприятие которых реклама направлена (см. письмо ФАС от 05.04.2007 N АЦ/4624).
Согласно п. 2 ст. 3 названного Закона объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
При этом в силу п. 3 ст. 3 Закона о рекламе под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Согласно п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее — Постановление N 58) нормы ст. 9 Закона о рекламе применяются к стимулирующим мероприятиям, условием участия в которых является приобретение определенного товара и которые проводятся на конкурсной основе с розыгрышем призов или получением выигрышей.
Фактически стимулирующим мероприятием являются действия компании, побуждающие потребителей к приобретению товаров (получению услуг) за счет возможности получения приза.
В рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара в силу ст. 9 Закона о рекламе, должны быть указаны:
1) сроки проведения такого мероприятия;
2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения. При этом указание на источник информации должно быть сделано таким образом, чтобы потребитель имел безусловное понимание, что получит из этого источника весь объем информации о проводимой акции. Формулировка «подробности на сайте. » некорректна, ведь она лишь предлагает потребителю посетить данный сайт в сети Интернет, а не получить информацию о стимулирующем мероприятии. Лучше всего в тексте стимулирующей акции слово в слово изложить п. 2 ст. 9 Закона о рекламе и указать соответствующий источник (сайт, телефон и т.п.).
Таким образом, Закон о рекламе устанавливает необходимость доведения до сведения потребителей рекламы стимулирующего мероприятия условий и правил участия в таком мероприятии, при этом сроки проведения соответствующего мероприятия должны быть указаны непосредственно в тексте рекламы, а ссылка на информацию об организаторе стимулирующего мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения допускается путем указания на источник такой информации.
По смыслу ст. 9 Закона о рекламе ее действие направлено на защиту неопределенного круга лиц — потребителей рекламы от получения ими информации, способной вводить таких потребителей в заблуждение относительно сроков проведения соответствующего мероприятия и порядка участия в нем, с тем чтобы не порождать у таких потребителей иллюзии возможного участия в стимулирующем мероприятии, срок на проведение которого или на оформление участия в котором уже окончен (см., напр., решение АС г. Москвы от 12.10.2016 по делу N А40-159782/16-94-1415, Постановление 9 ААС N 09АП-34885/2013 от 13.11.2013 по делу N А40-83690/2013).
Несоблюдение указанных требований влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, а именно штраф на граждан в размере от 2 000 до 2 500 руб., на должностных лиц — от 4 000 до 20 000 руб., на юрлиц — от 100 000 до 500 000 руб.

С высоты букв

Однако даже если в тексте стимулирующей акции указаны все вышеуказанные требования законодательства, существуют некоторые подводные камни. Например, размер шрифта текста в рекламе розыгрыша также имеет значение.
Так, в феврале 2016 г. КИА Моторс РУС проводил акцию «Купи сейчас и выиграй», информация о которой была размещена на рекламных конструкциях на территории РФ и в эфире федеральных телеканалов. Согласно рекламе предлагалось купить автомобиль КИА до конца февраля с выгодой до 150 000 руб. и в 2018 г. обменять его на новый без доплаты. Потребитель вполне мог полагать, что каждый, купивший автомобиль, получит автоматически право обменять его на новый. Однако суть акции в том, что в рамках ее проведения предполагался розыгрыш призов среди купивших автомобиль и только его победители получают право на бесплатный обмен. Информация об этом формально присутствовала, но не в форме, рассчитанной на восприятие. Таким образом, потребитель фактически вводился в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги, что является нарушением законодательства о рекламе.
Однако суды не всегда встают на сторону административного органа. Так, на компанию наложили штраф 200 000 руб. за мелкий шрифт в рекламе розыгрыша. АС Новосибирской области Постановление о наложении штрафа отменил и в своем решении от 06.12.2016 по делу N А45-19627/2016 указал, что действующее законодательство не предусматривает ограничений размера шрифта для рекламы о стимулирующих акциях. Размещение рекламной информации, выполненной более мелким шрифтом, не свидетельствует об отсутствии части существенной информации о рекламируемом товаре. Само по себе использование рекламодателем такого визуального приема в рекламе, как неодинаковый размер шрифта, не исключает возможности прочтения потребителем в конкретных условиях всего объема размещенной информации.
Иной позиции относительно размера шрифта придерживается АС Ставропольского края. В своем решении от 23.12.2015 по делу N А63-12133/2015 он указал, что то обстоятельство, что в законе не прописан размер шрифта, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений ст. 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителя. Текст сноски указан несоизмеримо мелким шрифтом по отношению к привлекательному тексту рекламы.
Согласно п. 28 Постановления N 58 рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать требования, предъявляемые законом к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.
В связи с чем, если информация изображена таким образом, что она не воспринимается, или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования. При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
Информация, указанная мелким шрифтом в нижней части рекламы, является существенной, так как ее отсутствие вводит в заблуждение потребителей, умышленно создает об объекте рекламирования впечатление, которое на самом деле не соответствует действительности. Итог — штраф в размере 101 000 руб.
Также стоить иметь в виду, что согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ Постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о рекламе может быть вынесено в течение 1 года со дня совершения административного правонарушения. Поэтому об акции, возможно, уже все забыли, а административный орган еще может привлечь к ответственности, если обнаружит их после окончания акции.

Есть ли резон?

Так может вообще отказаться от проведения стимулирующих акций, ведь есть шанс навесить на себя существенный штраф? «Однозначного ответа нет, — объясняет Кузнецова Ольга, руководитель отдела маркетинга ООО «Родник» (ТЦ «Родник» и ТЦ «Алмаз»). — Проекты, направленные на стимулирование продаж и предполагающие ценный подарок, достаточно специфичны и индивидуальны. Эффективность оценивается организаторами, обладающими информацией об увеличении продаж в обозначенный период. Чем больше ценных призов в фонде, тем выше вероятность выполнения главной задачи. Немалую роль играют правила участия. Если они доступны, четко сформулированы и ни одно из звеньев в цепочке организации не ломается, результат не заставит себя ждать».
При формировании условий стимулирующей акции стоит избегать вышеописанных признаков лотереи и соблюсти требования ст. 9 Закона о рекламе.
Например, газета «Комсомольская правда» с 13 по 23 октября 2016 г. провела розыгрыш автомобиля среди своих подписчиков. Для участия в розыгрыше было необходимо оформить подписку на газету, заполнить анкету частника и отправить ее в редакцию издания. Победителем, по условиям розыгрыша, стал 5 000-й подписчик. В данном случае фактор случайного определения победителя (как в лотерее) исключен, т.е. требования Закона о рекламе соблюдены.
Если проводится розыгрыш, где условием участия является творческое задание, то логично, что победителя будет выбирать компетентное жюри. Условием победы будет талант участника, а не воля случая.
Во всех случаях само участие в розыгрыше должно быть бесплатным, что при этом не отменяет возможное условие организатора совершить покупку товара или совершение какого-либо действия, например, открыть банковский вклад. Нелишним будет условие заполнить анкету или заявку на участие в конкурсе, что подтвердит согласие участника на участие в розыгрыше и ознакомление с условиями его проведения.

Уплата налогов

Победителю прежде всего стоит помнить об уплате НДФЛ. Если подарок получен в результате проведения конкурса, игры и другого мероприятия, организованного в целях рекламы товаров, то он облагается НДФЛ по ставке 35% с суммы, превышающей 4 000 руб. (п. 2 ст. 224 НК РФ) (см. письма Минфина России от 13.05.2016 N 03-04-06/27433, от 30.12.2015 N 03-04-07/77606, письмо ФНС России от 11.03.2016 N БС-4-11/[email protected]). Если рекламного характера акция не носит, то доход победителей (являющихся резидентами РФ (п. 2 ст. 207 НК РФ)) облагается по ставке 13%.
«Могу дать совет, — говорит Ольга Кузнецова. — В случае предоставления ценных подарков обязательно подписывайте с победителями соглашение, в котором организатор будет иметь подтверждение о том, что победитель осведомлен об уплате НДФЛ».
Организатор стимулирующей акции является налоговым агентом, который подает соответствующие сведения о победителе и размеры выигрыша в налоговый орган (п. 1 ст. 226 НК РФ).
Налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном п. 5 ст. 226 НК РФ, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога (п. 6 ст. 228 НК РФ).
В соответствии с п. 28 ст. 217 НК РФ стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или ИП, а также стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг), если они не превышают 4 000 руб., освобождаются от налогообложения.
Что касается налога на прибыль, то поскольку дохода от безвозмездной передачи призов физлицам у организации не возникает, в связи с совершением такой операции не образуется налоговой базы по налогу на прибыль. Организация вправе учесть при налогообложении прибыли затраты на приобретение ценных призов на основании пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ с учетом ограничений по сумме расходов, предусмотренных п. 4 той же статьи.

Статья 9. Реклама о проведении стимулирующих мероприятий

В рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее — стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:

1) сроки проведения такого мероприятия;

2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 9 Закона о Рекламе

В рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее — стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:

1) сроки проведения такого мероприятия;

2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Комментируемая норма регламентирует рекламу стимулирующих мероприятий, под которыми понимаются мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара. К таким стимулирующим мероприятиям в том числе относятся организация и проведение игры, конкурса и стимулирующей лотереи.

Под стимулирующей лотереей понимается лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (статья 3 Федерального закона «О лотереях»). Право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи и указанный орган после получения такого уведомления не запретил проведение стимулирующей лотереи по законодательно установленным основаниям (статья 7 Федерального закона «О лотереях»). Реклама стимулирующей лотереи, которая проводится без уведомления уполномоченного органа власти или в случае запрета на ее проведение, не допускается согласно требованиям статьи 7 комментируемого Закона.

Реклама стимулирующих лотерей регулируется также нормами статьи 27 Федерального закона «О рекламе».

В рекламе стимулирующих мероприятий должны быть указаны:

1) сроки проведения такого мероприятия; 2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения. При этом в рекламе стимулирующих мероприятий следует указывать не только источник информации, но и сообщать о том, какого рода сведения может получить потребитель рекламы, обратившись к данному источнику информации, а именно информацию об организаторе мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Ответственность за нарушение требований данной статьи несут рекламодатель и рекламораспространитель.

Стимулирующая лотерея

Здравствуйте! Нужно ли сейчас направлять уведомление в органы власти о проведении стимулирующей лотереи? Спасибо!!

Ответы юристов (9)

Здравствуйте, ст. 7 (Уведомление о проведении стимулирующей лотереи) Федерального закона о лотереях утратила силу с 28.12.2013 года

Уточнение клиента

Это я и так знаю))

06 Февраля 2014, 23:14

Есть вопрос к юристу?

Там если честно весь закон практически пересмотрен, негосударственные стимулирующие лотереи запретили, теперь они проводятся только государством

Уточнение клиента

Да нет, стимулирующие лотереи вообще убраны из этого закона. Государством проводятся лотереи , где призовой фонд формируется путем продажи лотерейных билетов. Стимулирующая лотерея, это где призовой фонд создается за счет организатора лотереи, а билеты раздаются бесплатно но только покупателям, например, того или иного товара и т.д. Затем проводится розыгрыш призов. Только если стимулирующая лотерея вообще не упоминается в законе о лотереях, получается никого не нужно уведомлять??

06 Февраля 2014, 23:23

С 30.01.2014 года прекращена регистрация стимулирующих лотерей в связи со вступившими в силу изменениями в Закон о лотереях и Закон о рекламе.

ФЗ «О лотереях» от 28.12.2013г.

п. 6 организатор лотереи — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в установленном порядке на проведение лотереи. Организатор лотереи проводит лотерею через оператора лотереи посредством заключения с ним контракта.

Уточнение клиента

Это не о стимулирующих лотереях..

06 Февраля 2014, 23:26

Конечно не о них, их отменили, теперь государство будет играть с населением по своим правилам, как и всегда вообщем

Приказом Минфина России от 26.04.2012 N 53н (ред. от 05.02.2013) «Об утверждении Форм и сроков представления отчетности о лотереях» установлено, что отчет о всероссийской негосударственной лотерее и отчет о всероссийской стимулирующей лотерее представляются организатором всероссийской негосударственной лотереи и организатором всероссийской стимулирующей лотереи в территориальные органы Федеральной налоговой службы по месту постановки на учет организатора всероссийской негосударственной лотереи, организатора всероссийской стимулирующей лотереи, отчет о региональной негосударственной лотерее и отчет о региональной стимулирующей лотерее представляются организатором региональной негосударственной лотереи и организатором региональной стимулирующей лотереи в уполномоченный орган исполнительный власти субъекта Российской Федерации.
Отчет о зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации региональных негосударственных и стимулирующих лотереях, а также муниципальных лотереях представляется уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в Федеральную налоговую службу.
Данные в квартальной отчетности указываются нарастающим итогом с начала отчетного года, в годовой — суммарно за I, II, III и IV кварталы отчетного года.

Уточнение клиента

06 Февраля 2014, 23:35

Да, действительно. Теперь в Законе вообще не существует понятия «стимулирующая лотерея», а скорее «рекламная акция». В таком случае, уведомлять никого не нужно.

Если теперь, после пересмотра закона о лотереях, все что касалось стимулирующих лотерей из закона убрано, ст. 7 накладывающая обязательство по уведомлению утратила силу, то возникает вопрос как вы собираетесь ее проводить? до 1 июля 2014 года ее смогут провести только те кто успел получить разрешение на ее проведение до вступления в силу изменений в законе

Уточнение клиента

Уже открыла закон о рекламе. Здесь она))) Спасибо всем!

06 Февраля 2014, 23:43

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Кое-что о ваших хитростях. Розыгрыш или лотерея?

Коснемся проблемы лицензирования организации и проведения лотерей.

Анализ сегодняшнего рынка рекламы позволяет отметить убедительное доминирование термина «розыгрыш» над практически никем не применяемого, но законодательно определенного термина «лотерея». В то время, как законодательство Российской Федерации сегодня говорит о том, что единственный субъект Федерации, в котором достаточно четко регламентирован процесс организации и проведения лотерей — это Москва. Несмотря на то, что для местного бюджета платежи за различные организационные действия, связанные с проведением лотерей, являются неплохим доходом, остальные субъекты не торопятся законодательно регулировать данный процесс. А на практике это означает, что пока не принят конкретный Порядок или Инструкция на местах, смело можно работать без лицензии хотя бы потому, что ее никто не выдает.

Необходимость лицензирования деятельности по организации и проведению лотерей возникла в связи с появлением Закона РФ № 158 «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25.09.98. Лицензия — это разрешение, выданное на осуществление определенного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий. Лицензирование осуществляется в целях упорядочения лотерейной деятельности, защиты прав граждан, принимающих участие в лотереях и интересов государства, установления государственного контроля за проведением лотерей.

В Москве выдачей лицензий на организацию и проведение лотерей занимается Московская лицензионная палата. Перед получением лицензии ее учредитель должен пройти достаточно тернистый путь, который регламентирован Законом Москвы «О проведении лотерей и регулировании лотерейной деятельности в Москве» от 28.04.99 № 18. Данный Закон определяет лотерею как «групповую или массовую игру, в ходе которой организатор лотереи проводит между участниками лотереи — собственниками лотерейных билетов розыгрыш призового фонда лотереи; при этом выпадение выигрыша на какой-либо из лотерейных билетов не зависит от воли и действий всех субъектов лотерейной деятельности, является делом случая и не может быть никем специально устроено».

Между тем, большинству устроителей лотерей, или, как дальше будет пояснено, розыгрышей, небезынтересно будет узнать, как определяет закон термин «лотерейный билет». «Лотерейный билет — соответствующий конкретной лотерее носитель информации, необходимой для определения с абсолютной степенью достоверности факта выпадения или невыпадения на него выигрыша в этой лотереи». Если рассматривать лотереи производителей различных товаров, например, чипсов Lay’s, йогуртов Danone, напитков Pepsi, сигарет Pall Mall, LM, Ява Золотая и т.д., то лотерейным билетом здесь является этикетка, пачка, крышка, купон. По всем этим предметам должен абсолютно определяться факт выпадения или невыпадения на него выигрыша. То есть, каждая крышка должна иметь какие-то индивидуализирующие признаки. На крышках и этикетках Coca Cola сразу стоит выигрыш и при вскрытии бутылки можно определить, удачно ты поучаствовал в лотерее или нет.

Но во всех вышеперечисленных рекламных кампаниях в первую очередь бросается в глаза тотальное отсутствие самого термина «лотерея», в то время как присутствует законодательно не регламентированный термин «розыгрыш призов» с явной целью коварно уклониться от всех законом установленных платежей и предварительной суеты, связанной с получением лицензии.

Однако вышеизложенные положения закона позволяют при необходимости оценить все данные мероприятия как лотерейную деятельность. (Такая необходимость может возникнуть у любого участника лотереи, а также у контролирующего государственного органа). Далее, на все лотереи, проведение которых предполагается в Москве, необходимо получить разрешение Правительства Москвы посредством их регистрации.

В каждой лотерее должны быть зарегистрированы: разрешение на проведение лотереи и оператор лотереи. Оператор лотереи — юридическое лицо, имеющее лицензию, соответствующие материальные и технические средства, сеть реализации для осуществления деятельности по проведению лотереи на территории Москвы.

Далее, на проведение каждой лотереи необходимо получить лицензию. Право на осуществление лотерейной деятельности возникает только с момента выдачи лицензии. Без лицензии ведение такой деятельности запрещено.

Что же необходимо представить соискателю лицензии в Московскую лицензионную палату? Кроме обычного набора учредительных документов и заявления для получения лицензии представляются:

  • утвержденные условия лотереи;
  • документы, подтверждающие наличие у соискателя возможностей обеспечения ликвидности лотереи;
  • копию договора об обслуживании лотереи, заключенного соискателем лицензии с кредитной организацией, имеющей соответствующую лицензию Центрального банка Российской Федерации;
  • сведения о материальных и технических средствах, использование которых предполагается при проведении лотереи;
  • сведения о квалификации и профессиональной подготовке персонала;
  • документы, подтверждающие права владения зданиями (помещениями), в которых будет осуществляться лицензируемая деятельность.

Кроме того, соискатель лицензии обязан внести при обращении в лицензирующий орган за рассмотрение его документов плату, равную трехкратному размеру минимальной месячной оплаты труда, и за выдачу лицензии — лицензионный сбор в десятикратном размере минимальной месячной оплаты труда.

Очевидно, что подготовка сложных документов и последующие платежи не вызывают энтузиазма у организаторов лотереи, которые предпочитают просто не обращаться за лицензией, тем более, что ответственность за нарушение данного закона достаточно размыта по всему российскому законодательству. Но все же она существует. Начнем с самого сурового.

Уголовный кодекс РФ (ст.171) предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если эта деятельность причинила крупный ущерб гражданам, организациям или государству или сопряжена с извлечением дохода в крупном размере (более 200 минимальных размеров оплаты труда). В данном случае по усмотрению суда применяются санкции начиная от штрафа в размере от трехсот до пятисот МРОТ и до лишения свободы на срок до трех лет. Если же эта деятельность совершена организованной группой или лицом, ранее судимым за незаконное предпринимательство или незаконную банковскую деятельность, или сопряжена с извлечением дохода в особо крупном размере (свыше 500 минимальных размера оплаты труда), то ответственность следует в размере от штрафа от семисот до тысячи минимальных размера оплаты труда и вплоть до 5 лет лишения свободы (ст.171 ч.2).

Необходимым условием наступления уголовной ответственности является крупный ущерб гражданам или государству или извлечение нарушителем дохода в крупном размере. Что можно посчитать за крупный ущерб государству? Те суммы лицензионных сборов, которые оно должно получать с организаторов лотереи в связи с выдачей лицензии и не получило. Получение дохода в особо крупном размере от лотереи тоже возможно доказать, если привлечь, например, налоговые органы и сравнить объем прибылей до начала проведения лотереи и после нее.

Далее. Рекламная кампания по проведению лотерей может быть начата лишь после получения лицензии на ее проведение. Ответственность за нарушение настоящего положения несет в том числе рекламодатель.

Во-первых, по предписанию Федерального антимонопольного органа по государственному контролю в области рекламы у средства массовой информации, рекламирующего лотерею, за нарушение законодательства о рекламе может быть отозвана лицензия на осуществление издательской деятельности.

Во-вторых, по инициативе налоговых органов, СМИ может быть лишено всех налоговых и таможенных льгот, предусмотренных законодательством о государственной поддержке средств массовой информации.

В-третьих, антимонопольный орган вправе направить рекламодателю, рекламопроизводителю или рекламораспространителю предписание о прекращение нарушений законодательства о рекламе. В случае неисполнения такого предписания в установленный срок антимонопольный орган вправе наложить штраф в размере до 5000 минимальных размеров оплаты труда, что составляет на сегодня (пока МРОТ не увеличился) примерно 16 тысяч долларов.

В свете изложенного логично будет задать самому себе вопрос, готов ли я спорить в суде о значении слова «розыгрыш» или «лотерея» и не дешевле ли будет не прибегать к этим «маленьким хитростям»?

9 нюансов о призовых розыгрышах

1. Правовая основа

По Федеральному закону от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ «О лотереях», который определяет правовую основу государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, в том числе и стимулирующих, говорится: «Стимулирующая лотерея – лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (п.п. 2 ст. 3 ФЗ «О лотереях»).

2. Что признается стимулирующей лотереей

В соответствии с содержанием подпункта 2 пункта 3 статьи 3 ФЗ «О лотереях» стимулирующей лотереей признается лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи. Понятие лотереи устанавливает пункт 1 статьи 2 ФЗ «О лотереях».

Как следует из ФЗ «О лотереях», стимулирующая лотерея – это определенный вид лотереи, который соответствует всем признакам лотереи и подразумевает отсутствие платы за участие.

Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормами, можно выделить следующие определяющие признаками лотереи:

1) мероприятие проводится в виде игры;

2) проводимая игра основана на риске;

3) наличие призового фонда;

4) случайное определение выигравших участников путем проведения розыгрыша.

Получается, что в целом, стимулирующая лотерея – это игра, основанная на риске и проводимая в соответствии с договором, заключаемом в порядке, определяемом организатором. В соответствии с договором одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями игры. Право на участие в игре не связано с внесением платы, и призовой фонд формируется за счет средств организатора.

Если говорить проще, то это игра, в которой организатор устанавливает правила и предоставляет призы, а участник выполняет правила и без внесения платы получает негарантированную возможность получения приза, причем эта возможность зависит от воли случая.

Таким образом, сформулируем обязательные признаки стимулирующей лотереи:

1) участник не вносит платы за участие (сопутствующее приобретение товара не является платой за участие, так как цель продажи товара – получение прибыли в рамках обычной деятельности);

2) призовой фонд формируется за счет средств организатора;

3) между организатором и участником в порядке, определяемом организатором, заключается договор, в соответствии с которым организатор производит розыгрыш призов, а участник приобретает право на приз, если он будет признан победителем в соответствии с условиями лотереи;

4) участник розыгрыша рискует, подвергается случайности, результат проведения розыгрыша невозможно предопределить (фактор риска).

3. Понятие выигрыша

Согласно п. 2 ст. 2 ФЗ «О лотереях» понятие выигрыша определяется как «часть призового фонда лотереи, определяемая согласно условиям лотереи, выплачиваемая в денежной форме участнику лотереи, передаваемая (в натуре) в собственность или предоставляемая участнику лотереи, признанному выигравшим в соответствии с условиями лотереи».

4. Понятие призового фонда

Согласно п. 3 и п. 4 ст. 2 ФЗ «О лотереях» устанавливаются понятия призового фонда и розыгрыша лотереи:

– призовой фонд лотереи – «совокупность денежных средств, иного имущества или услуг, предназначенных для выплаты, передачи или предоставления выигрышей согласно условиям лотереи»;

– розыгрыш призового фонда лотереи – «процедура, которая проводится организатором лотереи или по его поручению оператором лотереи с использованием лотерейного оборудования, которая основана на принципе случайного определения выигрышей и с помощью которой определяются выигравшие участники лотереи и подлежащие выплате, передаче или предоставлению этим участникам выигрыши».

5. Договор между организатором и участником игры

В свою очередь лотерея – игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи (п. 1 ст. 2 ФЗ «О лотереях»).

В соответствии с Гражданским кодексом РФ отношения между организатором лотереи и ее участником основаны на договоре (п. 1 ст. 1063). В соответствии с законом договор между организатором и участником игр заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции или иного документа

или иным предусмотренным условиями лотереи способом (п. 1 ст. 2 ФЗ «О лотереях»). Таким образом, обязательная письменная форма договора не установлена, порядок его заключения устанавливается организатором.

6. Регламентирующие документы

К документам регламентирующим отношения в области проведения стимулирующих акций относятся:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

2. Федеральный закон от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ «О рекламе».

3. Федеральный закон от 11 ноября 2003 года № 138-ФЗ «О лотереях».

4. Федеральный закон от 08 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В п. 2 ст. 7 закона «О лотереях» сказано, что стимулирующая лотерея всегда связана с реализацией товара (услуги). Организатор формирует призовой фонд такой лотерей не за счет выручки от продажи билетов, а за счет собственных средств (ч. 2 п. 3 ст. 3 закона «О лотереях»). Для участников стимулирующая лотерея всегда бесплатна, но организатор такой лотереи имеет право требовать от участника совершения определенных действий (п. 1 ст. 16 закона «О лотереях»). Чаще всего условия стимулирующие лотереи обязывают участника приобрести у организатора товар (услугу). Таким образом, единственно возможная цель стимулирующей лотереи – это стимулирование продаж. То есть стимулирующая лотерея – это один из множества способов проведения рекламной акции (когда среди покупателей разыгрываются призы). Что прямо подтверждается в ст. 9 закона «О рекламе», которая относит стимулирующую лотерею к рекламе.

7. Ограничения и нововведения

Примечательно, что 10 августа 2010 года, вступили в силу изменения к закону «О лотереях». Законодатель ввел ряд положений в лотерейное законодательство, которые предоставляют гослотереям серьезные преференции по сравнению с остальными игроками лотерейного бизнеса.

Здесь, в первую очередь, удар был нанесен по рекламному рынку, так как возможности проведения розыгрышей стимулирующих лотерей теперь серьезно ограничены, а все лотереи, уведомление по которым было подано до 10.08.2010, должны были быть завершены до 2011 года. Раньше в законе «О лотереях» устанавливалось, что только государство обязано ежегодно публиковать отчет о проведении всероссийских государственных лотерей (п. 6 ст. 13 закона «О лотереях»). Теперь организатор стимулирующей лотереи обязан формировать и публиковать годовой отчет. Но законодатели не учли, что чаще всего стимулирующая лотерея – это краткосрочная акция. Средний срок проведения (от начала до вручения выигрышей) составляет порядка трех месяцев. Раньше у организатора подобной лотереи была обязанность отчета о проведении лотереи только по итогам проведения лотереи и по итогам каждого квартала, если срок проведения растягивался. Получается, что теперь у организаторов стимулирующих лотерей, срок которых составляет менее одного года, появилась дополнительная обязанность. Им необходимо формировать и, по всей видимости, предоставлять в уполномоченные органы, а затем публиковать в общем порядке еще и годовую отчетность.

Кроме того, снято ограничение в выручке, передаваемой на формирование призового фонда. Раньше ч. 1 п. 1 ст. 10 закона «О лотереях» определяла, что размер призового фонда лотереи по отношению к выручке от проведения лотереи должен составлять не менее чем 50 %, но не более чем 80 %. Теперь верхнее ограничение снято. Организатор может направить на призовой фонд сколько угодно много средств, главное, чтобы эта сумма была не меньше 50 % от выручки.

А также по новым правилам розыгрыш призового фонда тиражных лотерей должен проводиться не чаще, чем раз в двенадцать часов.Зародились эти изменения, по всей видимости, из желания ограничить возможности лже-лотерейных клубов, ибо, как показывает практика, чаще всего именно в них розыгрыши проводятся в режиме онлайн. Обычно лотерейщики разыгрывают призы не так часто, хотя и среди добросовестных лотерей встречаются случаи проведения более частых розыгрышей. Например, в стимулирующих лотереях «Магнат. Карта удовольствия каждый час!» (ООО «Инмарко») розыгрыши призов производились каждый час.

Однако в любом случае изменения своей конечной цели не достигли, ибо никаких дублирующих изменений не внесено ни в определение тиражной лотереи (ч. 2 п. 2 ст. 3 закона «О лотереях»), ни в порядок проведения розыгрыша тиражной лотереи (ст. 18 закона «О лотереях»). А это значит, что сама тиражная лотерея может предусматривать более частые розыгрыши, а вот каждый экземпляр лотерейного оборудования должен использоваться только один раз в двенадцать часов. Получается, организатор, который хочет проводить более частые розыгрыши, может использовать несколько экземпляров оборудования, соблюдая при этом временное ограничение в отношении каждого из них. В итоге сложилось так, что законодатель порядок проведения розыгрышей не изменил, но неимоверно усложнил. Да и стоимость самого оборудования возрастет. Теперь даже самый простейший (с механизмом ручной прокрутки) лотерейный барабан необходимо оснащать какими-то автоматическими блокирующими устройствами.

Также закон «О лотереях» (п. 5 ст. 18) раньше определял, что итоги розыгрыша каждого тиража должны публиковаться в средствах массовой информации. Теперь законодатель уточнил, что организатор дополнительно обязан размещать итоги розыгрышей и в Интернете.

8. Как провести без статуса «Стимулирующая лотерея»

Нужно научиться сходу определять, может ли ваша акция попасть под «стимулирующую лотерею» и соответствующую ответственность или нет. Приведем пример. Не так давно финишировала рекламная акция, проводимая известным российским производителем косметических средств. Приз – победитель каждого месяца отправиться в увлекательную поездку в один из городов Европы. Условие участия в розыгрыше сводилось к следующему: вырезать купон из упаковки товара, заполнить анкету и отправить организатору, который определяет победителя. Но алгоритм определения победителя не был раскрыт. Проанализируем следующие пункты:

– участник не вносит платы за участие – да;

– призовой фонд формируется за счет средств организатора – да;

– организатор определяет порядок заключения договора – да, для заключения договора участнику необходимо вырезать купон, заполнить анкету и отправить ее организатору;

– фактор риска – да, только один участник получает приз.

Таким образом, по данному анализу это стандартная тиражная стимулирующая лотерея. Но, к слову, таковой она заявлена не была.

Но если ваша акция является стимулирующей лотерей, а вы таковой ее позиционировать не успели или не имели возможности – что делать? Эксперты здесь советую идти по одному из нижеперечисленных вариантов.

Главная цель здесь – лишить рекламную акцию признаков стимулирующей лотереи.

Один из таких способов – это проведения рекламной акции, связанной с выдачей призов на основе договора дарения. Когда абсолютно все участники, подавшие заявку на участие в акции, получают приз. У организатора рекламной акции существует возможность лавирования единственным признаком стимулирующей лотереи – фактором риска.

В данном случае участник ничем не рискует, получение приза зависит не от «воли судьбы», а только от его физических усилий.

Зачастую организаторы, желая привлечь более широкий круг участников, предлагают несколько вариантов призов и хорошо, если участник имеет возможность свободного выбора приза. Бывает так, что вид приза определяется путем розыгрыша (необходимо стереть защитный слой карточки, приз назначается программой, вытаскивается игроком из мешка и т. д.) – и снова нарушается хрупкая грань между обычной раздачей призов и стимулирующей лотереей. Уводя участника от случайности при получении приза, организатор вовлекает его в другой вид риска – теперь от воли случая зависит вид получаемого приза.

Второй способ сводится к превращению рекламной акции в творческий конкурс. Кажется, это самый популярный способ ухода от стимулирующей лотереи. Рекламодатель предоставляет призы тем, кто лучше всего справился с творческим заданием (написал самое романтическое письмо, эффектнее всех рассказал о своей любви к товару, придумал самое оригинальное использование упаковки и т. д.). В данной ситуации участник по-прежнему рискует в вопросе получения приза, но конечный результат зависит уже не от случайности, а от его творческих способностей и предопределяется компетентным жюри.

9. Ответственность

Для того чтобы понимать, кто конкретно в каком случае будет оштрафован за несоблюдение закона «О рекламе», необходимо оперировать следующими понятиями:

Рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В зависимости от того, какую роль вы занимаете в каждом конкретном случае (являетесь ли вы рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем), вас могут привлечь к административной ответственности за нарушение различных норм.

Организатору может закрасться в голову мысль – почему бы не провести стимулирующую лотерею представления уведомления, если негативные последствия могут и не наступить. Тем не менее ФЗ «О лотереях» декларирует, что лица, виновные в нарушении законодательства о лотерее, несут следующую ответственность:

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья 14.27. Нарушение законодательства о лотереях

1. Проведение лотереи без полученного в установленном порядке разрешения или без направления в установленном порядке уведомления влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

2. Несвоевременное перечисление целевых отчислений от лотереи, а также их направление на иные цели, чем те, которые предусмотрены законодательством о лотереях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

3. Отказ в выплате, передаче или предоставлении выигрыша, а также нарушение порядка и (или) сроков выплаты, передачи или предоставления выигрыша, предусмотренных условиями лотереи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии со статьей 24 закона «О лотереях» уполномоченный орган выдает организатору лотереи предписание об устранении нарушений в связи с представлением организатором лотереи в указанный уполномоченный орган неполной или недостоверной информации.

Уполномоченный орган также вправе обратиться с заявлением об отзыве действия стимулирующей лотереи с одновременным вынесением решения о приостановлении действия стимулирующей лотереи до вступления в законную силу решения суда (Приказ Минфина РФ от 9 августа 2004 г. N 66н) в случае нарушения организатором лотереи требований действующего законодательства Российской Федерации.

Также следует учесть, что в том случае, когда уполномоченный орган – это налоговая инспекции, отсутствие отчета о стимулирующей лотереи может повлечь включение организатора лотереи в план проведения выездных проверок. Как минимум, руководитель организатора будет приглашен в налоговый орган для дачи пояснений.

В соответствии со статьей 23 закона «О лотереях» ведение бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организатором лотереи (за исключением организатора лотереи, который выступает от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования) и оператором лотереи подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. Аудиторская проверка проводится в соответствии с законодательством РФ об аудиторской деятельности.

Согласно новой редакции п. 3 ст. 21 закона «О лотереях» проверка соответствия лотерей их условиям будет теперь проводиться раз в 3 года. И это хороший повод, чтобы порадоваться. Не смотря на то что и раньше организаторов лотерей уполномоченные органы не особо тревожили (времени и сил на проведение проверок не хватало), в последнее время контролирующая функция стала нарастать, как минимум, в отношении всероссийских лотерей.

Горобец Виктория,
Account Director CA коммуникационной группы «МАЙЕР»

Популярное:

  • Задачи по уголовный процессуальный кодекс Уголовный процесс Сайт Константина Калиновского Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс. СПб.: Питер, 2005. 272 с. – (Серия «Краткий курс»). Раздел I. Общая часть Глава 1. Понятие уголовного судопроизводства § 2. Цели и задачи уголовного […]
  • Образец декларации 3 ндфл 2018 при покупке квартиры в ипотеку Декларация 3-НДФЛ в 2018: бланк Актуально на: 5 февраля 2018 г. Форма 3-НДФЛ 2017 (пример заполнения) Форма 3-НДФЛ – это Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц. Представлять ее по итогам 2017 года должны физические лица-налогоплательщики, […]
  • Что лучше договор дарения или договор купли-продажи автомобиля Дарение и купля-продажа Дарение (гл. 32 Гражданского кодекса (ГК) РФ) и купля-продажа (гл. 30 ГК РФ) — кардинально отличающиеся по своей природе двусторонние сделки, направленные на отчуждение имущественных благ одной стороной (их собственником) в пользу […]
  • Земля с домом екатеринбург Земля с домом екатеринбург АКЦИИ «Участок 10 соток под дачу за 180 000 рублей»* Только до 30 июня действует специальная цена на любые участки в 1 очереди поселка. Все готово: электричество, дороги, охрана, собственный лес на участках! *Количество […]
  • Гк рф ст 144 Статья 144. Исполнение по документарной ценной бумаге 1. Надлежащим исполнением по документарной ценной бумаге признается исполнение лицу, определенному пунктами 2 — 4 статьи 143 настоящего Кодекса (владельцу ценной бумаги). 2. Если ответственное за […]
  • Мировой суд советский район участок 8 Департамент по обеспечению деятельности мировых судей Ростовской области г. Ростов-на-Дону, ул. Дранко, 108 б, 344018телефоны: 8 (800) 200 5044, (863) 234 50 44факс: (863) 234 50 44 Судебные участки Советского судебного района города Ростова-на-Дону Судебный […]
  • Что нужно брать для развода Чтобы подать заявление на развод, какие документы нужно брать с собой? Общий список документов, необходимых при разводе в суде: 1. Копия свидетельства о заключении брака2. Копии свидетельств о рождении детей3. Справки о зарплате истца и ответчика4. Квитанция […]
  • Мировой суд канавинского района участок Участки мировых судей Канавинского района города Нижнего Новгорода Судебный участок № 1 Канавинского судебного района города Нижний Новгород Нижегородской области Шмырина Галина Владимировна 603950, г. Нижний Новгород, ул. Гордеевская, д. 42 а 241-55-17 […]
Закон о рекламе розыгрыш