Заявление на приостановление предпринимательской деятельности украина

Оглавление:

Основные аспекты приостановления деятельности индивидуального предпринимателя

Случается, что ИП по каким-либо причинам задумывается о приостановлении на время своей деятельности. Тут возникает множество вопросов: от того как это сделать, какие документы оформить и т.п. Данная статья поможет разобраться в данном процессе.

Можно ли ИП приостановить деятельность

Вообще, законодательство Российской Федерации не содержит такого понятия как «приостановление деятельности частного предпринимателя». Получается, что бизнес можно лишь прекратить, а остановить на время нельзя? Документально, да. Так сделать не получится. Если предприниматель не ведет бизнес, то до того, как он ликвидирует свой статус ИП, никакие юридические последствия не последуют.

Таким образом, на вопрос: можно ли приостановить деятельность ИП, ответ будет отрицательный. Ни Гражданский кодекс, ни иные законодательные акты не предусматривают порядка временной остановки деятельности ЧП. Соответственно, и нет законодательного понятия «заявление на приостановку индивидуальной деятельности». Другие виды бланков и форм, для оформления остановки бизнеса тоже не найти. То есть, закрыв свои точки продаж, либо иным образом перестав осуществлять свой бизнес, уведомлять территориальный отдел налоговой инспекции вам не нужно.

Если вы все же не можете вести дела, то перед тем, как приостановить деятельность ИП (не осуществлять никаких действий с целью извлечения дохода), следует разобраться в последствиях.

Не редки случаи, когда временное прекращение предпринимательской деятельности неизбежно. Тут запретов нет. Хотите – работайте, хотите – нет. Но от налогов и отчетов вас никто не освободит.

Статус ИП для физического лица является бессрочным, каких-то ограничений по времени действия регистрации физического лица в качестве ИП не предусмотрено. Никто не заставит вас работать и вести дела.

Главное, останавливая свою частную практику, нужно знать, что от обязанностей перед государственными органами и фондами вас никто не освободит.

Как и прежде придется отчитываться в налоговую инспекцию, сдавать документы в Фонд соцстраха, Пенсионный фонд и т.д.

При некоторых системах налогообложения нужно будет сдавать нулевую декларацию, и платить не нужно. Если применяется единый налог на вменяемый доход, то платеж остается. Фиксированный сбор в ПФР отменить тоже нельзя. Если вы просто перестанете сдавать отчетность и платить сборы, то на вас обязательно будут наложены штрафы и начислены пени. Через суд вы этот вопрос не решите, так как по закону это правомерно.

Единственный выход, не платить налоги и штрафы – это ликвидировать статус ИП, а когда решите возобновить бизнес, вновь пройти регистрацию в качестве бизнесмена. Из затрат в этом случае, будет лишь оплата государственных пошлин: за закрытие статуса ЧП – сто шестьдесят рублей, и за открытие ИП вновь – восемьсот рублей. По сравнению с постоянными затратами при приостановке бизнеса (налоги, отчеты, отчисления в фонды), расходы на пошлины будут невелики.

Приостановление деятельности ИП

Для многих предпринимателей актуальным является вопрос о том, можно ли не прибегать к процедуре банкротства, а сделать перерыв в своей деятельности.
Иногда для того, чтобы не допустить разорения или убытков, дождаться более благоприятного времени или успеть решить личные проблемы, мешающие ведению бизнеса, бывает просто необходимо взять некоторый тайм-аут.

  • Неужели для этого придется закрывать дело?
  • А если планируется возвращение, придется проходить процедуру открытия снова?
  • Как выгоднее и проще поступить частному предпринимателю в такой ситуации?
  • Как правильно оформить такой процесс документально?
  • Какими могут быть варианты несоблюдения «протокола» и чем они чреваты для владельца бизнеса?

Разрешит ли закон «затаиться на время»

Индивидуальный предприниматель потому так и называется, что ведет бизнес на свой страх и риск, по своему разумению, отчитываясь перед законом в установленные сроки и отчисляя положенные взносы и налоги. Какова стратегия ведения дел в частной фирме, ООО или у бизнесмена-одиночки, закон не регламентирует. Поэтому на случай возникновения ситуации, когда предприниматель не считает возможным временно заниматься своим «детищем», в российском законодательстве не предусмотрено специальных нормативных актов.

Поэтому на вопрос, можно ли на время приостановить деятельность индивидуального предпринимателя, закон не дает положительного ответа. Действовать или нет в интересах бизнеса, совершать ли какие-либо действия для получения прибыли либо оставить все как есть – личное решение индивидуального предпринимателя. Пока предприятие не снято с учета, оно считается действующим, так же, как остаются действительными все лицензии, разрешения, патенты и свидетельства.

Зарегистрированный бизнесмен является частным предпринимателем, пока он не выполнил предписанных законодательством действий по лишению себя этого статуса, то есть не закрыл ИП.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Закон позволяет проводить процедуру закрытия и открытия ИП неограниченное количество раз.

Отчет не подождет

Поскольку деятельность официально не закрыта, для государства не имеет значения, происходят ли какие-то движения для извлечения прибыли, это компетенция хозяина бизнеса.

Раз предприятие официально числится работающим, о деятельности его надо отчитываться, даже если деятельности нет. Обязанность предпринимателя перед страховым и Пенсионным фондом, а также перед налоговиками, отмене не подлежит. Если на бизнесмена работают наемные работники или просто числятся в штате, им придется продолжать начислять гарантированную заработную плату.

Налоговая отчетность, как и положенные взносы, должна быть сдана вовремя. Если предприниматель, прекратив работу, просто перестанет сдавать декларации и платить положенные взносы, ему будут начислены не только штрафы, но и пени за просрочку. Пени, кстати, можно рассчитать прямо на нашем сайте. Суд в этом случае не будет на стороне бизнесмена, поскольку закон считает его предприятие «живым», пока оно не закрыто официально.

Кому как выгоднее?

Перед предпринимателем, решившим временно отойти от дел, встает выбор из двух вариантов:

  • фактически не работая, продолжать вовремя отчитываться перед государством и платить положенные сборы;
  • официально закрыть ИП по предусмотренной законом процедуре и быть свободным в своих действиях вплоть до последующего открытия вновь, если такое решение будет принято.

Вы ­– «упрощенец»? Вам проще

Первый вариант будет более выгодным бизнесменам, чья работа строится на упрощенной системе налогообложения. Да, им также придется подавать налоговую декларацию, но, поскольку деятельность не ведется, прибыль в ней будет указана как нулевая. В таком случае, налоги к уплате начисляться не будут, останется только фиксированный взнос в Пенсионный фонд. Предприниматель должен решить сам, стоят ли эти средства и хлопоты статуса ИП. Обычно предпринимателям не так уж сложно подавать нулевую декларацию и обеспечивать свою будущую пенсию. А вернуться к деятельности они могут тогда, когда пожелают.

«Пустая» декларация (так называемая нулёвка), даже подаваемая в течение длительного времени, никаких последствий для бизнесмена иметь не будет.

Плательщик единого налога, подумай дважды

Для тех предпринимателей, кто находится на общей системе налогообложения, приостановка деятельности окажется невыгодной. Фактической прибыли извлекать бизнесмен не будет, а расходы останутся прежними, ведь взыскания будут стабильными, не смотря ни на что.

Стоит подумать, что перевесит: постоянные отчеты и выплаты, отменить которые нельзя, или хлопоты и пошлины, связанные с процедурой закрытия и, по необходимости, последующего открытия ИП.

Имеет значение и срок, на который предприниматель собирается оставить деятельность. При долгом времени ожидаемого бездействия целесообразнее будет закрыть предприятие. Ничто не помешает открыться вновь, если планы предпринимателя изменятся.

Документы и оформление

Каких заявлений вправе ожидать официальные инстанции от предпринимателя, приостанавливающего деятельность? Никаких, поскольку формально остановки работы не происходит. Заявление на приостановление деятельности ИП не может быть написано, раз не существует законных оснований для такого акта. Каких же документов вправе ждать налоговые органы от неработающего предпринимателя, кроме налоговой декларации?

  1. Заявление на закрытие. Если налоговики и получат от предпринимателя какое-либо законное заявление, это может быть только форма Р65001, в которой предприниматель просит закрыть ИП. Не имеет значение заполнение формы на компьютере или от руки, главное, чтобы в ней не было помарок, ошибок и исправлений.
  2. Справка из ПФР. К такому заявлению нужно приложить справку из Пенсионного фонда о том, что вы там зарегистрированы и платите положенные взносы. Если бизнесмен не успел получить такую справку, налоговая запросит ее в ПФР сама.

ВАЖНО! Задолженность перед Пенсионным фондом, если она есть, не интересует налоговиков, ведь это различные ведомства. Положенные взносы можно совершить и позже, главное, чтобы это произошло без просрочки по пенсионному законодательству, если не улыбается платить штраф.

Что дальше?

  • Спустя 5 суток в налоговой предпринимателю выдадут удостоверение о том, что отныне он – бывший предприниматель: деятельность его ИП прекращена.
  • Еще через 12 дней ему будет нужно отчитаться перед Фондом социального страхования и известить ПФР о прекращении своего статуса.
  • Если был открыт расчетный счет, необходимо позаботиться о его закрытии, иначе с него ежемесячно будет взиматься плата за обслуживание, даже если никаких средств на него более не поступает.
  • Если у предпринимателя имелся для расчетов кассовый аппарат, его надо снять с регистрации, иначе начислят штраф.

А я опять хочу работать!

Закон предоставляет ИП возможность самому принять решение о том, хочет ли он осуществлять предпринимательскую деятельность, и как скоро к ней возвращаться, если это вопрос решенный. Срок между закрытием и открытием ИП может быть абсолютно любым. Повторная регистрация проходит по установленной процедуре в том же налоговом органе.

Приостановка деятельности ООО без ликвидации

Ликвидация ООО означает полное прекращение его существования, закрытие счетов, увольнение персонала, разрыв сотрудничества с контрагентами. Если компания находится в кризисной ситуации, а у учредителей есть желание переждать неблагоприятное время без критических мер, на практике применяется временное прекращение деятельности. Что оно собой представляет и как оформляется?

Нет такого нормативного акта, который позволил бы предпринимателям заморозить на какое-то время свою работу. Но есть несколько ситуаций, в которых причиной вашей заморозки может быть решение суда. Согласно ст. 3.12 КоАП РФ, приостановление деятельности ООО может быть одним из видов административного наказания.

Приостановить деятельность ООО суд может, если:

  • Деятельность компании представляет угрозу жизни или здоровью людей.
  • По причине деятельности компании может произойти радиационная авария или катастрофа.
  • Компания существенно загрязняет окружающую среду.
  • Компания финансирует терроризм.
  • Компания связана с наркотическими средствами и т.д.

Как вы видите, причиной приостановки может стать лишь серьезное правонарушение. Срок такого приостановления составляет не больше 90 суток. Основание для вынесения решения – протокол административного правонарушения. Кроме того, для обеспечения производства по рассматриваемому в суде делу вашу деятельность также могут временно запретить (п. 10 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ).

Добровольная приостановка деятельности ООО

Хотя законом не обозначено право компаний останавливать свою деятельность на определенное время, в реальности это встречается довольно часто. Важно соблюсти порядок и не допустить ошибок, которые могут привести к плачевным последствиям. Приостановка деятельности ООО без ликвидации осуществляется в несколько этапов.

Пошаговая инструкция по временному приостановлению деятельности ООО:

1. Нужно оформить приказ о приостановке деятельности в обществе.

В нем отразить причины и все процедуры, которые необходимо провести перед временным закрытием, назначить ответственных.

2. Ознакомить с приказом каждого сотрудника под подпись за 2 месяца.

Если кто-то не может или не хочет ждать возобновления работы, он имеет право написать заявление об увольнении. Остальные пишут заявления на неоплачиваемый отпуск, в том числе и руководитель ООО. Образец заявления тут. Издать приказы о предоставлении отпусков для всех. Также, согласно ст. 157 ТК РФ, время простоя оплачивается в размере 2/3 от средней зарплаты работников, поэтому, если большая их часть будет против внезапного отпуска без содержания, вы должны обойтись без заявлений и оплатить каждому сотруднику простой.

3. Отправить уведомление в налоговую о том, что вы будете сдавать нулевую отчетность. Например, оно может выглядеть так.

4. Погасить все имеющиеся задолженности перед кредиторами и взыскать долги перед обществом.

Это позволит избежать штрафов и пеней, а также убережет от внезапных поступлений на расчетный счет, который должен быть тоже «заморожен». Поступившие невовремя доходы уже обязывают вас указывать данные в отчетах и платить налоги, поэтому будьте внимательны.

5. Направить письмо в банк о временной блокировке расчетного счета.

6. Сдать вовремя всю отчетность в налоговую, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Росстат, пусть и с нулевыми показателями. Эту обязанность с вас никто не может снять. Если вы не можете сами предоставлять отчеты и декларации, напишите доверенность своему представителю.

Срок, на который вы можете временно приостановить деятельность, ограничивается 1 годом. После того, как это время выйдет, даже если вы вовремя сдавали все нулевые отчеты и по банковским счетам не прошло ни одной операции, инспекция ФНС вправе требовать в судебном порядке вашей ликвидации (п. 1 ст. 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ). Потом что-либо восстановить будет невозможно, поскольку полное закрытие компании предполагает исключение ее из ЕГРЮЛ.

Временно неработающее ООО, в отличие от ликвидированного, существует, числится в реестре, имеет банковские счета и кредиторов. Общество при этом свободно от доходов и расходов, поэтому не платит налогов и взносов. Такая мера порой очень помогает компании переждать трудную ситуацию с финансами, кризис в стране или личных делах.

Migrant RU

Инфолинии предоставляют информацию по вопросам, касающимся иностранцев, приезжающих и пребывающих в Польше, которые являются гражданами стран, не входящих в Европейский Союз.

Инфолинии не предоставляют информацию, связанную с предоставлением статуса беженца в Польше.

Инфолиния в Польше:

22 490 20 44 — с понедельника по пятницу с 9.00 до 17.00 (GTM +1)

Плата за подключение в соответствии с прейскурантом цен оператора

Пожалуйста, имейте в виду, что 31 июля 2018 года инфолиния Мигрант Инфо прекращает свою деятельность. Приносим извинения за неудобства.

Приостановление предпринимательской деятельности печать

Приостановление предпринимательской деятельности означает временный перерыв в функционировании фирмы. Приостановить предпринимательскую деятельность можно по любой причине – причиной могут быть финансовые или личные планы предпринимателя.

Фирмы, которые внесены в Государственный судебный реестр (ГСР/KRS), подают заявления о приостановлении предпринимательской деятельности в регистрационном суде.

Фирмы, зарегистрированные в Центральном учёте предпринимательской деятельности (ЦУИПД/CEIDG) могут подать заявление о приостановлении предпринимательской деятельности on-line на сайте ЦУИПД/CEIDG. Формуляр заявления регистрации в ЦУИПД/CEIDG является одновременно формуляром о приостановлении или возобновлении предпринимательской деятельности. Taкое заявление можно также подать в управлении гмины – лично или заказным письмом.

Примечание :Приостановить предпринимательскую деятельность может исключительно предприниматель, который не трудоустраивает работников. Предпринимателем, не трудоустраивающим работников, является предприниматель, который не установил трудовых отношений с работниками в понимании Трудового кодекса. Так что это не относится к фирмам, которые устанавливают сотрудничество на основании договора с исполнителем или договора поручения (это гражданско-правовые договоры). Приостанавливающий деятельность не перестаёт быть предпринимателем.

В период приостановления осуществления предпринимательской деятельности предприниматель:

1. имеет право осуществлять все действия, необходимые для сохранения и обеспечения источника дохода;

2. имеет право на получение долгов или обязан отвечать по обязательствам, которые возникли до даты приостановления им предпринимательской деятельности;

3. имеет право распоряжаться своими активами и оборудованием;

4. имеет право или обязанность участвовать в судебных процессах, налоговых или административных процессах, связанных с предпринимательской деятельностью, осуществляемой до приостановления предпринимательской деятельности;

5. выполняет все обязанности, предписанные законом;

6. имеет право получать финансовую прибыль, также по деятельности, осуществляемой до приостановления предпринимательской деятельности;

7. может быть подвергнут контролю, по правилам предусмотренным для предпринимателей, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Во время приостановления предпринимательской деятельности предприниматель не должен платить аванса на подоходный налог и предоставлять декларации НДС. Предприниматель не должен также платить взносов на медицинское страхование, остальные взносы (пенсии по болезни и пенсии по возрасту) являются добровольными в этот период. Несмотря на приостановку предпринимательской деятельности, предприниматель платит налог на недвижимое имущество, которые связано с предпринимательской деятельностью.

Предприниматель может приостановить предпринимательскую деятельность сроком от 30 дней до 24 месяцев. Если предприниматель не возобновит свою работу до окончания 24 месяцев, его регистрация будет удалена.

Обе даты приостановления и возобновления предпринимательской деятельности не могут быть ранее даты подачи заявления.

Возобновление осуществления предпринимательской деятельности происходит по заявлению предпринимателя. Если компания была зарегистрирована в ГСР/KRS — предприниматель подает заявление в Районный суд лично, по почте или в электронном виде на сайте электронного доступа к ГСР/KRS.

Возобновление предпринимательской деятельности в ЦУИПД/CEIDG может проходить двояко:

— заявление на возобновление предпринимательской деятельности можно подать в электронном виде, заполнив соответствующий формуляр на сайте СEIDG

— заявление также можно подать в любом выбранном управлении гмины, откуда формуляр будет отправлен в ЦУИПД/CEIDG

Приостановление деятельности ИП

Ошибочно мнение, что индивидуальный предприниматель может лишь вести активную деятельность. А не получается – надо закрываться. Есть еще один вариант: деятельность можно на время приостановить. Как грамотно провести временное приостановление деятельности ИП и не заработать лишних проблем?

Как приостановить деятельность

Для начала оцените, как долго вы не сможете выполнять свои функции. Если предстоит продолжительное прекращение деятельности, то можно на время закрыть ИП, подав соответствующее заявление в ФНС. Законом предусмотрена возможность неограниченного количества открытий и закрытий своего дела, а сам статус предпринимателя не имеет срока действия.

Порядок закрытия ИП в 2017 году проходит по стандарту: вы подаете заявление по форме №Р26001, уплачиваете госпошлину и снимаете с учета контрольно-кассовый аппарат (ККМ). Образец заполнения можете скачать тут.

Если вы решили приостановить свою деятельность на короткий срок, то дальнейшие действия зависят от налогового режима, на котором вы находитесь. ОСНО и УСН – те системы, на которых налоги отчисляются в зависимости от доходов, приносимых бизнесом. Доходов не будет – не станет и выплат в налоговую службу. Однако декларации, хоть и нулевые, подавать вы обязаны.

Налоговые режимы ЕНВД, ЕСХН и ПСН предусматривают фиксированные выплаты, поэтому временное приостановление деятельности ИП на них никак не отражается – выплаты должны производиться регулярно. Если вы работаете в режиме ЕНВД, то можете подать заявление в ФНС для снятия с учета в качестве плательщика данного налога. Как только деятельность будет возобновлена, вновь подайте заявление для постановки на учет по выплате «вмененки».

Обязанности ИП

Так устроена система, что фактическое прекращение деятельности ИП не освобождает его от ответственности перед налоговой инспекцией (ФНС), Пенсионным фондом (ПФР) и Фондом социального страхования (ФСС).

Рассмотрим обязанности предпринимателя, которые сохраняются за ним на время перерыва в работе:

  1. Предприниматель обязан подавать в установленные сроки всю необходимую отчетность в ФНС, ПФР и ФСС. Отсутствие доходов при этом не имеет никакого значения – ряд деклараций будет нулевым.
  2. Обязательно нужно оплатить фиксированные взносы в Пенсионный фонд (ПФР) и Фонд социального страхования (ФСС).
  3. Необходимо подавать сведения о среднесписочной численности сотрудников (ССЧ). Нельзя забывать, что, если у вас есть сотрудники, вы несете ответственность как работодатель. У принятых на работу людей есть трудовые права – не стоит их игнорировать, чтобы потом не было проблем с законом.
  4. Предпринимателю необходимо продолжать вести книгу учета доходов и расходов (КУДиР). Это нужно как для отчетов, так и для вашего спокойствия.

Приостановление деятельности подходит для тех предпринимателей, которые не хотят собирать пакеты документов для закрытия и открытия бизнеса дважды. Если вы решили взять паузу, то помните, что это не освобождает вас от обязанностей перед ведомствами и своими сотрудниками. А забытые декларации или отчеты повлекут за собой многочисленные штрафы и пени.

Порядок приостановления, прекращения предпринимательской деятельности.

  1. Случаизапретазанятия предпринимательской деятельностьюфизическимлицам
  2. Государственная регистрация прекращения субъектов хозяйствования
  3. Отменагосударственнойрегистрациисубъектов предпринимательскойдеятельности.
  4. Лицензирование предпринимательской деятельности.
  5. Легализация субъектов предпринимательства

    Случаи запрета занятия предпринимательской деятельностью физическим лицам

    Право на осуществление не запрещенной законом пред­принимательской деятельности, и, соответственно, получе­ние статуса гражданинапредпринимателя имеет физическое лицо с полной гражданской дееспособностью. Но достижение определенного возраста (регистрация брака, рождение ре­бенка и т.п.) не является безусловным свидетельством нали­чия у лица полной гражданской дееспособности.

    Гражданская дееспособность ограничивается у физиче­ских лиц, страдающих психическим расстройством, что существенным образом влияет на их способность сознавать значение своих действий и (или) руководить ими; у лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, наркотически­ми средствами, токсичными веществами и т.п. и тем самым ставящих себя или свою семью, а также других лиц, кото­рых они по закону обязаны содержать, в затруднительное материальное положение (ст. 36). Гражданская дееспособ­ность ограничивается у физических лиц, признанных не­дееспособными, если они вследствие хронического, стой­кого психического расстройства не способны осознавать значение своих действий и (или) руководить ими (ст. 39 ). На объем дееспособности и, соответственно, на возмож­ность получить статус субъекта предпринимательской деятельности влияют и другие факторы, в частности, вид трудовой деятельности физического лица.

    Так, не допускается занятие предпринимательской дея­тельностью должностными лицами органов государствен­ной налоговой службы (ч. 4 ст. 15 Закона России от 4 декабря 1990 г. «О государственной налоговой службе в Украине» (в редакции Закона от 24 декабря 1993 г.); про­курорами и следователями прокуратуры (ч. 5 ст. 46 Закона России от 5 ноября 1991 г. «О прокуратуре»); военнослу­жащими (абз. 4 ч. 1 ст. 8 Закона России от 20 декабря 1991 г. «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей»); нотариусами (ч. 2 ст. 3 Закона России от 2 сентября 1993г. «Онотариате»); государственными служащими (п. «б» ч. 1 ст. 5 Закона России от 5 октября 1995 г. «О борьбе с коррупцией»); соответствующими долж­ностными лицами органов местного самоуправления (см., в частности, ч. 4 ст. 12, ч. 2 ст. 50, ч. 3 ст. 55 Закона России от 21 мая 1997 г. «О местном самоуправлении в Украи­не») и т.п.

    Наконец, согласно ст. 5 Декрета Кабинета Министров России от 31 декабря 1992 г. № 2492 «Об упорядочении деятельности субъектов предпринимательской деятельно­сти, созданных с участием государственных предприятий» руководителям, заместителям руководителей государст­венных предприятий, учреждений и организаций, их структурных подразделений, а также должностным лицам государственных органов, органов местного и региональ­ного самоуправления запрещается непосредственно зани­маться предпринимательской деятельностью.

    Государственная регистрация прекращения субъектов хозяйствования

    Государственная регистрация прекращения юридического лица или прекращения предпринимательской деятельности физического лица осуществляется по его (или его органов) решению (добровольное прекращение), либо на основании решения суда или в результате смерти гражданина (принудительное прекращение).

    Обращает на себя внимание то, что законодатель в ряде законодательных актов (например, ст.ст. 58, 247 ХК России, ст. 32 Закона «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом») применяет понятия «отмены (прекращения) государственной регистрации«, «исключения из государственного реестра» и т.п. В связи со вступлением в силу Закона «О государственной регистрации …» следует говорить о том, что все названные процедуры осуществляются путем государственной регистрации прекращения юридического лица или прекращения предпринимательской деятельности гражданина.

    Государственную регистрацию прекращения (деятельности) субъекта хозяйствования следует отличать от его ликвидации.

    Во-первых, ликвидация может быть применена лишь к субъектам хозяйствования – юридическим лицам. Граждане предпринимателя для прекращения своей предпринимательской деятельности осуществляют «подготовительные мероприятия», требуемые законом для лишения их статуса предпринимателя (в основном они заключаются в процедуре снятия граждан с учета как предпринимателей в налоговых и других органах).

    Во-вторых, ликвидация является организационноимущественной процедурой, направленной на фактическое прекращение субъекта хозяйствования – юридического лица, необходимым условием которого являются расчеты с кредиторами и дебиторами, составление ликвидационного баланса, передача документов в архив, уничтожение печатей, закрытие счетов, снятие такого субъекта с учета в контролирующих органах и т.п. В то время как государственная регистрация такого прекращения – формальная процедура, представляющая собой запись об исключении соответствующего субъекта из государственного реестра.

    В-третьих, ликвидация осуществляется органом, назначенным самим субъектом хозяйствования (при добровольном прекращении) или органом, назначенным судом (при принудительном прекращении), а государственная регистрация прекращения юридического лица – государственным регистратором.

    Процедура прекращения (деятельности) субъекта хозяйствования различна для физических и юридических лиц.

    Государственная регистрация прекращения юридических лиц – субъектов хозяйствования охватывает два формальных и один фактический (второй из нижеуказанных) этапы:

    • государственная регистрация решения учредителей юридического лица либо судебного решения о прекращении юридического лица;
    • проведение ликвидационной процедуры либо мероприятий по реорганизации (слияния, присоединения, разделения, преобразования);
    • внесение записи в реестр о государственной регистрации прекращения юридического лица.

    При банкротстве процедура государственной регистрации прекращения юридического лица имеет свои особенности связанные с тем, что ликвидационная процедура может не повлечь прекращение субъекта хозяйствования. Поэтому первой стадией в этом случае выступает регистрация судебного решения о возбуждении производства по делу о банкротстве. Окончательная – третья стадия – может наступить лишь в том случае, если суд по результатам ликвидационной процедуры вынесет решение о прекращении юридического лица – банкрота. Однако возможна ситуация, когда удовлетворение должником требований кредиторов повлечет прекращение процедуры банкротства. В этом случае не только не производится государственная регистрация прекращения юридического лица, но и вносится запись в Единый государственный реестр о прекращении процедуры банкротства.

    Закон «О государственной регистрации …» выделяет исчерпывающий перечень оснований для принятия решения суда о прекращении юридического лица, не связанного с банкротством (ст. 38):

    • признание недействительной записи о проведении государственной регистрации за нарушения закона, допущенные при создании юридического лица, которые нельзя устранить.
    • осуществление им деятельности, противоречащей учредительным документам, или запрещенной законом;
    • несоответствие минимального размера уставного фонда юридического лица требованиям законодательства;
    • непредставление в течение года в налоговые органы налоговых деклараций, документов финансовой отчетности в соответствии с законом;
    • наличие в Едином государственном реестре записи о об отсутствии юридического лица по указанному им местонахождению.

    Обращает на себя внимание тот факт, что государственный регистратор, выявив какиелибо нарушения закона, имевшие место при регистрации субъекта хозяйствования – юридического лица, не может самостоятельно отменить запись о государственной регистрации или произвести запись о прекращении зарегистрированного субъекта. Только судебное решение может служить основанием для принудительного прекращения юридического лица.

    В содержании данных оснований можно отметить ряд законодательных новелл по сравнению с ранее действовавшим Законом «О предпринимательстве».

    Во-первых, устранено такое основание отмены государственной регистрации (сейчас – государственной регистрации прекращения юридического лица), как несвоевременное (в течение 30–дневного срока) уведомление субъектом предпринимательства об изменении его названия, организационной формы или формы собственности. Сейчас единственным последствием такого поведения выступает отсутствие юридической силы изменений в учредительные документы до их государственной регистрации.

    Во-вторых, законодатель отказался от процедуры отмены государственной регистрации при отсутствии уведомления субъекта предпринимательства об изменении своего местонахождения свыше 7 дней. Такая санкция была излишне репрессивной. Сейчас аналогичную меру можно применить лишь по результатам окончания календарного года, когда юридическое лицо в течение месячного срока не предоставит государственному регистратору новую регистрационную карточку о подтверждении сведений о себе, а дополнительное уведомление государственного регистратора останется без внимания (ч. 7 ст. 19 Закона «О государственной регистрации…»).

    В-третьих, нарушения закона, допущенные при создании субъекта хозяйствования – юридического лица, теперь могут служить основанием для принятия судебного решения о прекращении юридического лица лишь в том случае, когда их нельзя устранить.

    В-четвертых, введено такое основание судебного решения о прекращении юридического лица как несоответствие минимального уставного фонда юридического лица требованиям законодательства.

    Данная новелла связана с соответствующими положениями ст. 144, 155 и ст. 74 ХК России относительно необходимости соответствия чистых активов акционерного общества, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, государственного коммерческого предприятия минимальному размеру уставного фонда (капитала), установленному законодательством. Последствием такого несоответствия является ликвидация субъекта хозяйствования.

    Государственная регистрация прекращения предпринимательской деятельности физического лица регулируется разделом VI Закона «О государственной регистрации …», который предусматривает основания прекращения предпринимательской деятельности физического лица, отличающиеся от оснований прекращения юридического лица. Разумеется, что при таком прекращении физическое лицо лишается правового статуса предпринимателя, но не лишается прав человека и гражданина. Например, в результате такого прекращения, гражданин утрачивает право заключать договор аренды государственного имущества согласно ст. 6 Закона «Об аренде государственного и коммунального имущества» в редакции от 14.03.95, так как такое право предоставлено только гражданампредпринимателям и юридическим лицам.

    Добровольное прекращение предпринимательской деятельности гражданина может осуществляться в любое время по его решению.

    Принудительное прекращение предпринимательской деятельности гражданина осуществляется в случае его смерти либо постановления судебного решения. Указанные судебные решения могут быть трех видов:

    • судебное решение об объявлении физического лица умершим или признании безвестно отсутствующим;
    • судебное решение о признании физического лица недееспособным или об ограничении его дееспособности;
    • судебное решение о прекращении предпринимательской деятельности физического лица в качестве хозяйственной санкции при:
    • признании физического лица банкротом;
    • осуществлении им предпринимательской деятельности, запрещенной законом;
    • непредставлении в течение года налоговым органам налоговых деклараций, документов финансовой отчетности, требуемых законом.

    Процедура государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности гражданина основывается на тех же принципах, что и регистрация прекращения юридического лица: (1) первоначально регистрируется решение предпринимателя либо суда о прекращении соответствующей деятельности, (2) затем оформляются документы, подтверждающие снятие предпринимателя с учета в контролирующих органах, и (3) в завершение, по результатам получения этих документов и заполненной регистрационной карточки государственный регистратор вносит в Единый государственный реестр запись о прекращении предпринимательской деятельности физического лица. Предоставление соответствующих документов государственному регистратору осуществляется самим предпринимателем либо органом, уполномоченным судом.

    Упрощенный порядок государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности гражданина применяется при его смерти либо вынесении судебного решения об объявлении физического лица умершим или признании его безвестно отсутствующим. В этих случаях государственный регистратор на основании свидетельства о смерти гражданина или судебного решения самостоятельно заполняет соответствующую регистрационную карточку и вносит запись в Единый государственный реестр о прекращении предпринимательской деятельности физического лица.

    1. Отменагосударственнойрегистрациисубъектов предпринимательскойдеятельности.

    В процессе осуществления предпринимательской деятельности возникают различные ситуации, которые влекут за собой реорганизацию, слияние, приоста­новку деятельности юридического лица, отмену государственной регистрации. В связи с этим отмена государственной регистрации юриди­ческих лиц проводится в результате передачи всего своего имущества, прав и обязательств другим юридическим лицам — правопреемникам в случае слияния, присоединения, разделения, реорганизации или в ре­зультате ликвидации.

    Для внесения в Единый государственный реестр записи о ликвида­ции юридического лица учредители (участники) юридического лица или уполномоченный ими орган, или лицо должны подать государ­ственному регистратору следующие документы:

    • нотариально заверенную копию решения учредителей или упол­номоченного ими органа о ликвидации юридического лица;
    • публикации в периодической печати сведений о ликвидации предпринимателя;
    • в случаях, предусмотренных законодательством (для юридиче­ских лиц, которые создаются или ликвидируются по распоряжению го­сударства), предоставляется документ, подтверждающий получение разрешения на отмену государственной регистрации.

    При отмене государственной регистрации вследствие слияния юри­дических лиц или присоединения решение в отношении ликвидации юридического лица или юридических лиц скрепляются подписью уполномоченного лица субъекта, который ликвидируется, и подписью юридического лица — правопреемника.

    При принятии решения государственным регистратором о допуске поданных документов по ликвидации юридического лица к рассмотре­нию учредители или уполномоченный ими орган обязаны не позднее двух рабочих дней с момента поступления документов государственно­му регистратору согласовать с государственным регистратором назна­чение комиссии: ликвидатора, ликвидационной комиссии, порядок и сроки ликвидации юридического лица.

    Для проведения отмены государственной регистрации юридическо­го лица вследствие его ликвидации председатель ликвидационной ко­миссии после окончания процедуры лик­видации, которая предусмотрена законом, но не раньше двух месяцев с дня публикации в специализированном издании объявлении о ликви­дации юридического лица должен подать государственному регистра­тору следующие документы:

    • заполненную регистрационную карточку на проведение государ­ственной регистрации, аннулирования юридического лица в связи с его ликвидацией;
    • свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
    • оригинал учредительных документов;
    • акт ликвидационной комиссии с ликвидационным балансом, утвержденный решением учредителей или уполномоченным ими орга­ном;
    • справку с государственного налогового органа о снятии юриди­ческого лица с учета плательщика налогов;
    • справку с Пенсионного фонда о снятии с учета;
    • справку с органов социального страхования о снятии с учета;
    • справку с архивного управленім о принятии документов, кото­рые в соответствии с законом подлежат долгосрочному хранению.

    В случаях, установленных законом, необходимо дополнительно предоставить государственному регистратору выводы аудитора в отно­шении достоверности и полноты ликвидационного баланса.

    При отсутствии оснований для отказа в рассмотрении дела по отме­не государственной регистрации юридического лица вследствие его ликвидации государственный регистратор должен внести в Единый государственный реестр запись о проведении государственной регис­трации отмены юридического лица вследствие его ликвидации.

    Аннулировать регистрацию, а вместе с ней и прекратить деятель­ность юридического лица можно и по решению суда, не связанного с признанием субъекта банкротом.

    Основанием для вынесения судебного решения прекращения юриди­ческого лица, не связанного с признанием его банкротом, являются:

    • признание недействительной записи о проведении государствен­ной регистрации на основании нарушения закона, допущенного при создании юридического лица, которые невозможно устранить;
    • осуществление юридическим лицом деятельности, которая про­тиворечит учредительным документам, или она признана такой, что противоречит закону;
    • несоответствие минимальным требованиям в отношении устав­ного фонда;
    • не подача на протяжении года в органы налоговой службы дек­лараций, документов финансовой отчетности в соответствии с действу­ющим законодательством;
    • наличие в Едином государственном реестре записи об отсут­ствии юридического лица по указанному местонахождению.

    Прекращение предпринимательской деятельности физического лица предпринимателя

    Прекращение предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя проводится на основании:

    • личного решения предпринимателя прекратить предпринимательскую деятельность;
    • в связи со смертью физического лица — предпринимателя;
    • в связи с решением суда о признании физического лица умер­шим или безвести пропавшим;
    • судебного решения о признании физического лица недееспособ­ным или ограниченным в дееспособности;
    • решения суда о прекращении предпринимательской деятельнос­ти физического лица — предпринимателя.

    Основанием для решения суда о прекращении предпринимательской деятельности физическим лицом — предпринимателем является:

    • признание физического лица предпринимателя банкротом;
    • осуществление предпринимателем деятельности, запрещенной законом;
    • не подача на протяжении года в органы налоговой службы дек­лараций, документов финансовой отчетности в соответствии с действу­ющим законодательством.

    Для прекращения предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя предприниматель или уполномоченное им лицо должны подать государственному регистратору следующие доку­менты:

    • заявление собственника;
    • документы, подтверждающие факт сдачи отчетности по не бюд­жетным фондам и налоговой администрации;
    • справку из архива о факте сдачи документов.

    Лицензирование предпринимательской деятельности.

    Понятие лицензирования. Виды лицензий

    Государственную политику в сфере лицензирования осуществляет Кабинет Министров России, специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования, а также орган исполнительной власти, ус­тановленный Кабинетом Министров России, специально уполномо­ченные исполнительные органы советов, уполномоченные проводить лицензирование определенных видов хозяйственной деятельности.

    Перечень лицензируемых видов деятельности, порядок получения лицензии, государственный контроль в сфере лицензирования, ответ­ственность субъектов хозяйствования и органов лицензирования за нарушение законодательства в данной сфере лицензирования предус­мотрены Законом России «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности».

    Лицензированию предшествует ряд предпосылок общего и специ­ального характера. К предпосылкам общего характера относятся: вопервых, прохождение субъектами предпринимательства в установ­ленном порядке государственной регистрации и, вовторых, наличие в учредительных документах юридических лиц — субъектов пред­принимательства видов деятельности, подлежащих лицензированию. К предпосылкам специального характера относятся, например, соот­ветствие хозяйственного субъекта специальным требованиям, предус­мотренным лицензионным условиям.

    Лицензирование осуществляется добровольно, исключительно по воле субъекта предпринимательства, поэтому для предпринимателей лицензирование можно рассматривать и как соглашение, направленное на получение необходимого элемента предприниматель­ской дееспособности. Однако до момента получения лицензии субъек­ты предпринимательства не вправе заниматься соответствующими видами деятельности. Для государственных органов, уполномоченных проводить лицензирование, поданное хозяйствующим субъектом в над­лежащей форме заявление и установленный перечень документов для получения лицензии является обязательным. Без достаточных основа­ний, предусмотренных ст. 11 указанного закона, орган лицензирования не вправе отказать в выдаче лицензии.

    Согласно ст. 1 Закона России «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» (далее Закон о лицензировании) лицензирование — это выдача, переоформление и аннулирование ли­цензий, выдача дубликатов лицензий, ведение лицензионных дел и лицензионных реестров, контроль за соблюдением лицензиатом лицензи­онных условий, вынесение распоряжений об устранении нарушений лицензионных условий, а также распоряжений об устранении наруше­ний законодательства в сфере лицензирования. Под лицензированием следует понимать деятельность лицензион­ных органов по выдаче, переоформлению, аннулированию лицензий и совершению иных действий в области осуществления лицензирова­ния.

    Лицензирование согласно ст. 3 Закона осуществляется на основа­нии следующих принципов:

    • обеспечения равенства прав, законных интересов всех субъектов хозяйствования;
    • защиты прав, законных интересов, жизни и здоровья граждан, защиты окружающей природной среды и обеспечения безопасности государства;
    • установления единого порядка лицензирования видов хозяй­ственной деятельности на территории России;
    • установления единого перечня видов хозяйственной деятельно­сти, подлежащих лицензированию.

    Сам термин «лицензия» имеет несколько толкований. Его можно рассматривать, по крайней мере, в трех аспектах:

    • как разрешение на экспорт (импорт) товаров в течение опреде­ленного периода времени (в соответствии со ст. 1 Закона России «О внешнеэкономической деятельности» от 16.04.91 г.);
    • как разрешение на использование в предпринимательской дея­тельности запатентованного объекта промышленной собственности (Закон России «Об охране прав на изобретения и полезные модели» от 15.12.98 г.);
    • как специальное разрешение, которое выдается органом испол­нительной власти, установленным Кабинетом Министров России или специально уполномоченным органом лицензирования некоторых видов хозяйственной деятельности (ст. 1 Закона России «О лицензи­ровании определенных видов хозяйственной деятельности»).

    Лицензия является единственным документом разрешительного харак­тера, который дает право на занятие определенными видами деятель­ности, которые в соответствии с законодательством подлежат ограни­чению.

    Лицензии согласно ст. 1 Закона России «О внешнеэкономической деятельности» подразделяются на:

    открытые (индивидуальные) лицензии — это разрешение на экспорт (импорт) товаров в течение определенного периода времени (но не менее одного месяца) с определением его общего объема;

    • генеральные лицензии — это открытое разрешение на экспорт­ные (импортные) операции по определенному товару (товарам) и/или с определенной страной (группой стран) в течение периода действия режима лицензирования по этому товару (товарам);
    • исключительные лицензии — предоставляют монопольное пра­во на осуществление определенного вида деятельности. Выдается крайне редко и зачастую связаны с использованием объекта права ин­теллектуальной собственности;
    • разовые лицензии разовое разрешение, имеющее именной характер, выдается для осуществления каждой отдельной операции конкретным субъектам предпринимательства на период не более, чем технологично необходимый для осуществления такой лицензионной операции.

    В соответствии с Законом о лицензировании субъект хозяйствова­ния, получивший в установленном порядке лицензию, получает осо­бый статус и будет именоваться «лицензиатом», до получения лицен­зии он именуется «заявителем».

    1. Видыдеятельности,подлежащиелицензированию

    Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, пре­дусмотрен ст. 9 Закона России «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности».

    Действие данного Закона распространяется на всех субъектов хо­зяйствования. В то же время необходимо отметить, что существует отдельный порядок лицензирования некоторых видов деятельности.

    В соответствии со ст. 9 Закона России «О лицензировании опре­деленных видов хозяйственной деятельности» приведен пример нескольких видов деятельности подлежащих лицензированию:

    • поиск (разведка) полезных ископаемых;
    • производство и ремонт огнестрельного оружия невоенного на­
      значения и боеприпасов к нему, холодного оружия, пневматического
    • производство особо опасных химических веществ (по перечню,
      который определяется Кабинетом Министров России);
    • добыча полезных ископаемых
    • добыча драгоценных металлов и драгоценных камней.

    Лицензирование иных видов деятельности, не вошедших в перечень ст.9 ЗУ, запрещено.

    1. Порядоквыдачи,переоформлениялицензий,получениядубликатов

    Лицензия выдается на основании заявления субъекта предпринима­тельской деятельности установленного образца уполномоченным Ка­бинетом Министров России государственным органом.

    Согласно требованиям ст. 10 Закона о лицензировании заявление о выдаче лицензии должно содержать следующие данные:

    — сведения о заявителе (для физических лиц, субъектов предпри­нимательской деятельности: Ф.И.О., паспортные данные, идентифика­ционный номер физического лица — плательщика налогов и других обязательных платежей; для юридического лица — наименование, место нахождения, банковские реквизиты, идентификационный код);

    — вид хозяйственной деятельности, предусмотренный ст. 9 Закона о лицензировании, на осуществление которого заявитель имеет наме­рение получить лицензию.

    При наличии у заявителя филиалов и других обособленных подраз­делений, осуществляющих деятельность на основании полученной лицензии, в заявлении указывается их место нахождения.

    К заявлению о выдаче лицензии прилагается копия свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательства (или копия справки о внесении в Единый государственный реестр предпри­ятий и организаций России, засвидетельствованная нотариально или органом, который ее выдал).

    Легализация субъектов предпринимательства Понятие и виды легализации предпринимательства

    Занятие предпринимательством возможно лишь при условии его легализации, что вытекает из определения предпринимательства. Для предпринимательства харак­терен признак легальности. Лишь тот субъект, который выполнил все предусмотренные законом требования относительно получения необхо­димых разрешений и представился уполномоченным государственным органам как предприниматель, может им считаться и получить государ­ственную поддержку и защиту в случае нарушения его законных прав и интересов. В противном случае осуществление предпринимательства без регистрации (легализации) рассматривается как теневое и пресле­дуется в уголовном порядке (установлена уголовная ответственность). Следовательно, деятельность предпринимателя должна протекать с раз­решения уполномоченных на то органов. Это касается как самой дея­тельности, так и ее вида, места способа, характера, объемов.

    Легализация (legalize с англ. — узаконивать) рассматривается как узаконение или предоставление законной силы, переход на легальное положение, то есть чтобы получить статус предпринимателя, лицо должно в установленном законом порядке выполнить все необходимые для этого условия, а в дальнейшем получить соответствующие разре­шения. Практически все виды деятельности предпринимателей за ред­ким исключением проходят процесс легализации. Некоторые виды из них имеют перманентный характер, например лицензирование, патен­тование. Предприниматель, который предусмотрел в учредительных документах значительное количество видов деятельности, получает лицензии по мере необходимости и наличия средств для их оплаты. Начиная с одной двух лицензий, он с течением времени приобретает еще и тем самым постоянно расширяет свою правосубъектность. В слу­чае истечения срока действия лицензии, ее приостановления или изъя­тия, он не может заниматься соответствующей деятельностью, т. к. его правосубъектность суживается. Это касается также патентов и серти­фикатов.

    Легализация субъектов предпринимательской деятельности — не­обходимая обязательная предпосылка для участия в конкретных предпринимательских правоотношениях и функционирования на рынке. Лица, которые занимаются предпринимательством, но не прошли ле­гализацию, охватываются понятием теневого бизнеса и, соответствен­но, в зависимости от квалификации такой деятельности подлежат ад­министративной или уголовной ответственности.

    Легализация свидетельствует о намерении лица заниматься предпри­нимательской деятельностью на законной основе, иметь соответствую­щие права и нести юридические обязанности (быть «прозрачным» для потребителя и государства). В значительной мере легализация как пра­вовая категория предпринимательства характеризует существующий в государстве правовой механизм предпринимательства и степень ува­жения к нему со стороны физических лиц. Легализация подытоживает социальные результаты правового регулирования и состояние упорядо­ченности предпринимательских правоотношений в области предприни­мательства.

    Как было уже сказано, лишь через легализацию лица, которые реши­ли реализовать свое право на занятие предпринимательской деятельно­стью, приобретают предпринимательскую правосубъектность — воз­можность приобретать предпринимательские права и юридические обязанности. Эти права сводятся к возможности как заниматься самой предпринимательской деятельностью, так и быть субъектом коммер­ческого товарооборота.

    Легализация предпринимательской деятельности — необходимое для государства явление, ведь по разным данным от 50 до 60 процен­тов украинской экономики имеет теневой характер. Легализация те­невого сектора экономики, его перевод в правовое поле даст возмож­ность снизить налоговое давление на легальный сектор и открыть возможности ее государственного инвестирования и выполнения про­грамм социальноэкономического развития.

    Сущность легализации проявляется в осуществлении ряда последо­вательных, юридически значимых действий, направленных на приобретение прав и обязанностей предпринимателя (правосубъектности). С этой точки зрения легализация может рассматриваться как юриди­ческий состав — совокупность ряда необходимых юридических фак­тов. Учитывая это, можно выделить две группы правовых действий: внутренние и внешние. Соответственно и легализация бывает внутрен­няя и внешняя. Внутренняя легализация проявляется в инициативной стадии, проходит через организационную и заканчивается формализа­цией.

    Иначе говоря, на этой стадии собственник наиболее удобным и без­опасным образом определяет свою роль, права и обязанности, органи­зационноправовую форму и ее структуру. На внутренней стадии опре­деляется, кто, собственно, будет главным, кто будет руководителем, от кого будет зависеть деятельность будущего предприятия и какова его организационноправовая форма. Недооценивать субъективный фактор руководства субъектом предпринимательской деятельности крайне близоруко. Поэтому именно на стадии создания предпринимательской структуры появляется лидер — формальный или неформальный, кото­рый и берет на себя организацию бизнеса. Даже если юридическое лицо имеет коллективное устройство, лидеру, специалисту отводиться особая роль. Именно руководитель представляет субъекта предприни­мательства во всех правоотношениях, определяет стратегию и тактику при осуществлении предпринимательской деятельности. Он и формиру­ет команду специалистов — исполнительный орган. Роль руководителя чрезвычайно важна: умный руководитель — коммерческая структура процветает, нет — рано или поздно станет банкротом. Руководитель коммерческой структуры должен быть указан уже при регистрации в регистрационной карточке.

    К внутренней легализации относятся определение организационноправовой формы субъекта предпринимательства, вида его деятельнос­ти, месторасположения, структуры руководящих органов и их полно­мочий, правового положения собственника и учредителей, а при создании структурных подразделений и их правовое положение. Это находит свое закрепление в учредительном договоре, уставе, поло­жениях о структурных подразделениях, приказах собственника и т. д. Внутренняя легализация является предпосылкой внешней легализа­ции, ее стартовой позицией, определяет ее вид, порядок, схему.

    Внешняя легализация начинается процедурой государственной ре­гистрации предпринимателя, после которой следует статистическая, разрешительная, налоговая, банковская, пенсионная, страховая, пожар­ная, санитарная и т. п.. После этого в рамках внешней легализации идет специальная лицензирование, патентование, сертификация, квоти­рование, аккредитация и прочее.

    Таким образом, легализация имеет перманентный характер и, учиты­вая вид деятельности и организационноправовую форму, идет постоян­но. Чем больше необходимых лицензий получил субъект предприни­мательской деятельности, тем шире объем его правосубъектности, тем больше его возможности участия в предпринимательских правоотно­шениях. Кроме этого, в процессе легализации уполномоченные на то государственные органы получают информацию о данном субъекте и могут осуществлять предписанные им права и исполнять обязанно­сти. На основании этого государство может прогнозировать экономи­ческие, социальные и иные процессы.

    Таким образом, легализация это последовательные юридически значимые действия лица, направленные на реализацию права на заня­тие предпринимательством, с целью узаконения этой деятельности и установления взаимоотношений с властнораспорядительными органами государственной власти.

    Легализация является процессом узаконения этой деятельности. Важное значение для определения направления развития процесса и содержания внешней легализации имеет Указ Президента России «Об устранении ограничений, сдерживающих развитие предпринима­тельской деятельности» от 3 февраля 1998 года, который направлен на осуществление комплекса мероприятий по устранению ограничений, которые сдерживают предпринимательскую деятельность, введение новых подходов к государственному регулированию предприниматель­ства. Основой такого подхода является дерегуляция предпринима­тельства — совокупность мероприятий, направленных на уменьше­ние вмешательства государственных органов в предпринимательскую деятельность, устранение правовых, административных, экономиче­ских и организационных преград на пути развития предприниматель­ства. Эти мероприятия направлены на:

    — упрощение порядка создания, регистрации и ликвидации субъек­тов предпринимательства;

    — сокращение перечня видов предпринимательской деятельности, которые подлежат лицензированию и патентованию, нуждаются в получении сертификатов и других дорогих разрешений на осуществление предпринимательской деятельности;

    • лимитирование проверок и иных форм контроля за деятельнос­тью субъектов предпринимательской деятельности;
    • упрощение процедур таможенного оформления грузов при осуществлении экспортноимпортных операциях;
    • обеспечение последовательности и стабильности нормативно
      правового регулирования и т. д.

    Вместе с тем некоторые из процедур легализации приобрели уже оптимальный вариант, однако сдерживаются имеющейся оргтехникой, что приводит к тому, что дерегулирование их не всегда оправданно.

    Легализация предпринимательства, прежде всего, зависит от дей­ствий лица и проводится в заявительном и разрешительном порядке (выдача разрешений на изготовление штампов, печатей), лицензирова­ние, патентование.

    Как контрольная функция, регистрация преследует ряд целей со­блюдения законодательства относительно:

    • выполнения заявителем условий для занятия предпринимательской деятельностью;
    • получения достоверных данных для статистики и органов управ­ления предпринимательской деятельностью, о состоянии рынка пред­ложений;
    • ведения Единого государственного реестра, а через него — воз­можности заинтересованному лицу обнаружить контрагентов, конкурентов и получить данные для составления бизнеспланов или прогно­зов и программ;
    • разработки конкретных мероприятий по борьбе с теневым бизне­сом;
    • проведения политики налогообложения;
    • обеспечения приоритетов национального товаропроизводителя;
    • обеспечения интересов потребителей и безопасности их жизни и здоровья; обеспечения экономической, экологической безопасности, а также условий для эффективного функционирования рынка и т. д.

    Популярное:

    • Задачи по уголовный процессуальный кодекс Уголовный процесс Сайт Константина Калиновского Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс. СПб.: Питер, 2005. 272 с. – (Серия «Краткий курс»). Раздел I. Общая часть Глава 1. Понятие уголовного судопроизводства § 2. Цели и задачи уголовного […]
    • Военная служба вмф Военная служба по контракту на Черноморском флоте Поговорим о службе по контракту на Краснознаменном Черноморском флоте С момента воссоединения Крыма с Российской Федерацией прошло уже более двух лет и за это время Министерство обороны России создали мощную […]
    • Выплаты при рождении ребенка красноярск Единовременное пособие в Красноярске при рождении ребенка в 2018 году С появлением в семье ребенка родители сталкиваются с необходимостью оформления множества документов. Кроме того, расходы семьи резко возрастают. Это не удивительно, ведь маленький человек […]
    • Ст 55-56 гпк рф Статья 55. Доказательства СТ 55 ГПК РФ 1. Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения […]
    • Понятие преступление в ук рф Понятие и признаки преступления. Категории преступлений. Отличие преступлений от иных правонарушений Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания (ч. 1 ст. 14 УК РФ). Признаки […]
    • Экологические права граждан ответственность за экологические правонарушения Экологические права граждан ответственность за экологические правонарушения Эколого-правовая ответственность является разновидностью общеюридической ответственности, но в то же время отличается от иных видов юридической ответственности. Эколого-правовая […]
    • Какая сейчас минимальная оплата С 1 мая 2018 года минимальный размер оплаты труда будет повышен до прожиточного минимума Повышение зарплат, решение квартирного вопроса — вот что нужно молодым кадрам. Эту тему Владимир Путин обсудил на «Уралвагонзаводе». Это оборонное предприятие, которое […]
    • Договор на оказание технического обслуживания Договоры технического обслуживания Договоры технического обслуживания и ремонта являются одним из видов договоров возмездного оказания услуг. В разделе можно скачать образцы и бланки всех видов договоров технического обслуживания с рекомендациями по […]
    Заявление на приостановление предпринимательской деятельности украина