Уголовный кодекс ирака

Законы Ирака

Гражданское и смежные с ним отрасли права

Гражданское право Ирака наиболее ярко отражает смешанный характер его правовой системы.

Основным его источником является Гражданский кодекс, принятый в 1951 г. и вступивший в силу в 1953 г. Этот Кодекс содержит нормы, посвященные только праву собственности и обязательствам. Основываясь в целом на положениях романо-германского права, ГК 1951 г. закрепил в своих статьях ряд положений шариата: о злоупотреблении правом, непредвиденных обстоятельствах, аренде земли, переводе долга и др.

Семейные и наследственные отношения регулируются упомянутым Законом о личном статусе, основанным на мусульманском праве. При пробельности норм Закона должны использоваться «принципы мусульманского права», т.е. выводы мусульманско-правовой доктрины. К представителям немусульманского населения (христианам, иудеям) применяются нормы их личного права (канонического либо иудейского) во всех случаях, за исключением наследственных отношений.

Специальными актами регламентируются также имущественные права несовершеннолетних и иных недееспособных лиц. Вопросы право — и дееспособности урегулированы, однако, в Гражданском кодексе.

Право собственности регламентируется ГК Ирака исходя из определения его Временной конституцией 1970 г. как «социальной функции, подлежащей выполнению в рамках установленных социальных целей и государственных программ в соответствии с законом» (ст.16). Наряду с ГК важное значение в этой сфере имеют специальные законы. Основным из них является Закон об аграрной реформе 1970 г. Установленные им пределы объема права частной собственности на землю зависят от плодородия и способов орошения, но в любом случае не могут превышать 2000 га земли. Особое значение придается праву собственности на основные средства производства, закрепленному не только в Кодексе, но и в Конституции. «Основные средства производства, непосредственно используемые центральными органами власти в соответствии с требованиями Генерального плана развития национального хозяйства, являются народной собственностью» (ст.13 Временной конституции 1970 г.). Поощряется, кроме того, собственность кооперативных организаций во всех главных формах производственной, потребительской и сбытовой. Аренда недвижимости регулируется Специальным законом 1979 г.

В области торгового права в Ираке первоначально применялся османский Кодекс сухопутной торговли 1850 г., скопированный с французского Торгового кодекса 1807 г., а также османский Кодекс морской торговли 1864 г. Первый из них был заменен в 1943 г. собственно иракским Кодексом. В настоящее время действует Торговый кодекс 1984 г., который определяет статус коммерсанта, регулирует торговые сделки, банкротство, ценные бумаги и ряд других вопросов. Кроме того, принят Закон об организации торговли 1970 г., в соответствии с которым создан Совет по вопросам торговли, определяющий государственную политику в отношении производства и внешней торговли.

Важнейший источник торгового права — законодательство о торговых компаниях. В настоящее время действует Закон о компаниях 1983 г., определяющий правовое положение различного рода коммерческих организаций: акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, ограниченных товариществ и т.д.

Законодательство об интеллектуальной собственности включает Закон о торговых марках 1957 г., Закон о патентах и промышленных образцах 1970 г., Закон 1959 г. (о фирменных наименованиях).

Действующее трудовое право сложилось в период социалистической ориентации. Принятый в 1970 г. Трудовой кодекс отразил происшедшие социально-экономические преобразования, но одновременно усилил государственный контроль над профсоюзами, урегулированием трудовых конфликтов, забастовками. Ныне действующий Трудовой кодекс 1987 г. серьезно ограничивает право на забастовку, хотя на практике забастовки вообще не допускаются под угрозой уголовных репрессий. Право на коллективные переговоры не признается. К актам социального законодательства относятся Закон 1980 г. о социальном обеспечении и Закон 1980 г. о защите несовершеннолетних.

Первой кодификацией норм о гражданском процессе, действовавшей на территории Ирака, был османский Гражданский процессуальный кодекс 1871 г. В настоящее время действует ГПК Ирака 1970 г.; он содержит специальный раздел (книга IV), статьи которого применяются исключительно шариатскими судами при рассмотрении дел личного статуса. Нормы ГПК регулируют производство как по гражданским, так и по торговым делам. Отдельные его статьи касаются третейского разбирательства. Принят также Закон об исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам 1980 г.

Уголовное право и процесс

До 1918 г. на Ирак распространялось уголовное законодательство Османской империи, заимствовавшее еще в 1840 г. французский образец (см. раздел «Турция»).

Это законодательство сменил «Багдадский уголовный кодекс», введенный английскими оккупационными властями в Ираке в 1918 г. (вступил в силу 1 января 1919 г.). Он включал 330 статей и испытывал значительно более глубокое влияние англосаксонского права, чем французского.

В 1969 г. на базе старого Кодекса был принят новый, проект которого начал разрабатываться еще до перехода страны на социалистический путь. По структуре и содержанию он во многом сходен с буржуазными уголовными кодексами. Кодекс 1969 г., как и УК 1918 г., состоит из 4 книг: общие положения, преступления против всеобщих интересов, преступления против личных интересов, мелкие правонарушения. Таким образом, УК 1969 г. исходит из романо-германской доктрины о делении права на частное и публичное. Ответственность за воинские преступления предусматривает Уголовный кодекс Народной армии 1984 г. Помимо этого источниками иракского уголовного права являются отдельные законы и имеющие силу закона резолюции СРК. Вопреки нормам УК некоторые акты, устанавливающие уголовную наказуемость деяний, имеют обратную силу.

Одним из основных видов наказаний в уголовном праве Ирака остается смертная казнь. Она сохраняется как обязательное или альтернативное наказание за большое число уголовных и политических преступлений по УК 1969 г. и многочисленным (имеющим силу закона) резолюциям, принятым СРК. Она предусмотрена, в частности, за проникновение в помещение и кражу в военное время; преднамеренное убийство; дезертирство; измену, саботаж с использованием оружия и взрывчатых веществ; подделку официальных документов и экономическую коррупцию; публичное или скандальное оскорбление Президента Республики или его заместителя, членов СРК, партии Баас, Национального совета или правительства.

Смертные приговоры исполняются через повешение или расстрел, часто публично. По сообщениям наблюдателей, в Ираке каждый год производятся сотни казней.

Уголовный процесс в Ираке строится в целом по романо-германской модели. Основным его источником является УПК 1971 г., разработанный по образцу УПК Франции 1958 г. Хотя закон предусматривает обычные процессуальные гарантии (гласность судебного разбирательства, право на адвоката, право на обжалование приговора и др.), на практике многие из них не соблюдаются. По мнению международных наблюдателей, в Ираке широко распространены произвольные аресты, пытки обвиняемых, несправедливые судебные процессы и внесудебные расправы. Это особенно характерно для деятельности специальных судов безопасности и военных трибуналов, обычно рассматривающих дела по упрощенной процедуре без соблюдения обычных процессуальных гарантий. В частности, весьма ограничено право пользоваться услугами адвоката, процессы почти всегда закрытые, отсутствует право обжалования приговоров, вынесенных Революционным судом и временными специальными судами.

С такой практикой контрастирует предусмотренная законом сложная процедура проверки и утверждения смертных приговоров. Решения уголовных судов, вынесших приговор, должны автоматически в течение 10 дней передаваться для проверки в Кассационный суд, даже при отсутствии жалобы. Смертные приговоры должны проверяться Генеральной коллегией, состоящей из всех судей Кассационного суда. Приговоры, подтвержденные Кассационным судом, передаются министру юстиции, который посылает приговор для утверждения Президенту Республики.

Судебная система. Органы контроля

Временная Конституция Ирака 1970 г. объявляет принцип независимости суда и декларирует гарантии права каждого гражданина на обращение в судебные органы за защитой своих прав. Предусматривается, что организация судебных органов и органов прокуратуры регулируется специальным законодательством.

В первые годы после прихода к власти в Ираке ПАСВ действовал Закон о судебной власти 1963 г., но в настоящее время вопросы организации и деятельности судебных органов регулируются Законом о судоустройстве 1979 г. В соответствии с ним в стране сформировалась достаточно сложная система судов, включающая: Кассационный суд, 7 апелляционных судов, суды первой инстанции, административные суды, суды личного статуса, уголовные суды, суды по рассмотрению незначительных преступлений, суды для несовершеннолетних, Верховный и обычные трудовые суды, а также следственные суды.

Высшей судебной инстанцией является Кассационный суд, который может заседать в полном составе (в частности, при рассмотрении жалоб на смертные приговоры), расширенном составе (для рассмотрения споров о юрисдикции судов) либо рассматривать дела в палатах — гражданской, по личному статусу, административной и уголовной. Апелляционные суды осуществляют контроль за работой судов первой инстанции и судов личного статуса. Каждый административный суд действует в пределах территориальной юрисдикции апелляционного суда. Суды первой инстанции и личного статуса создаются в центрах провинций и областей. На этом же уровне административно-территориального деления действует система судов по рассмотрению незначительных преступлений. В отличие от них уголовные суды созданы в центрах провинций. Суды для несовершеннолетних применяют Специальный закон 1983 г., предусматривающий уголовное наказание несовершеннолетних. Трудовые суды действуют в центрах провинций и рассматривают трудовые споры. Их решения могут быть обжалованы в Верховный трудовой суд. Наконец, следственные суды создаются там, где действуют суды первой инстанции и ведут расследование преступлений.

Вне рамок системы общих судов находятся специальные суды, рассматривающие дела, связанные с безопасностью государства. Главным из них является Революционный суд — постоянный специальный суд, учрежденный в 1968 г. Он может выносить приговоры по делам о преступлениях против внутренней и внешней безопасности государства и широкому кругу других преступлений. Процесс в нем должен вестись на основании Уголовно-процессуального кодекса 1971 г., но приговоры, вынесенные этим судом, являются окончательными и не подлежат обжалованию или кассации. Специальный суд Киркука (еще один постоянный специальный суд), учрежденный в 1974 г. для рассмотрения дел курдов, обвиняемых в политических преступлениях, был упразднен в августе 1982 г. Его приговоры не подлежали обжалованию.

Кроме того, Совет революционного командования периодически создает временные специальные суды безопасности по принципу ad hoc, рассматривающие дела определенных групп обвиняемых (по таким преступлениям, как шпионаж, измена, «антигосударственная» деятельность). Рассмотрение дел в специальных судах обычно закрытое.

Дела военнослужащих разбираются постоянными военными трибуналами. Вышестоящей инстанцией по отношению к ним является Военный кассационный трибунал.

Система органов прокуратуры и их полномочия регулируются Законом о прокуратуре 1979 г., который возлагает на данные органы две основные функции: возбуждать уголовные дела и поддерживать государственное обвинение в суде; надзирать за расследованием преступлений.

Amin S. H. Middle East Legal Systems. Glasgow, 1985. P. 150-243.

I-Hakim A. Iraq // International Encyclopedia of Comparative Law. Vol. 1. 1972. P. Ef55-62.

Уголовный кодекс Республики Ирак: характеристика Общей части (Хасан Х.А.Х.)

Дата размещения статьи: 08.05.2015

Основным источником иракского законодательства, включая уголовное, является ислам. Согласно ст. 2 Конституции Ирака, принятой в 2005 г., «ни один закон не может быть принят, если он противоречит установленным нормам ислама».
Источниками уголовного права Ирака следует считать также отдельные нормы и принципы самой Конституции. Здесь следует сказать, что согласно ст. 1 Конституции Ирак является федеративным государством, состоящим из 15 децентрализованных провинций и Федерального района Курдистан (далее — Курдистан), включающего 3 северо-восточные провинции (Эрбиль, Сулеймания и Дохук) . Статьи 107 и 110 Конституции перечисляют, соответственно, исключительные полномочия федеральных органов власти и полномочия, находящиеся в совместном ведении органов Федерации и ее субъектов. Об уголовном законодательстве прямо ничего не сказано ни в ст. 107, ни в ст. 110 Конституции. Из сказанного следует, что оно должно быть отнесено к ведению субъектов Иракской федерации. Однако в действительности в Ираке действует один Уголовный кодекс (далее — УК) — федеральный.
———————————
Конституция Ирака (последнее посещение — 07.11.2013). Конституция Ирака не запрещает создание других районов (ст. 112), однако на момент ее принятия и по настоящее время таким районом является только Курдистан.

Данный УК был принят в 1969 г. сразу же после государственного переворота, совершенного Партией арабского социалистического возрождения (БААС). Однако после свержения режима БААС во главе с Саддамом Хусейном действие УК не было отменено. Пол Бремер, руководитель Временной коалиционной администрации Ирака (май 2003 г. — июль 2004 г.), распорядился лишь внести определенные коррективы в ряд статей УК. В частности, смертная казнь как максимальное наказание за многие преступления была заменена пожизненным тюремным заключением. Кроме того, был сокращен максимальный срок тюремного заключения (до 15 лет) .
———————————
При режиме Саддама Хусейна смертная казнь могла быть вынесена за 200 преступлений (без права замены на пожизненное лишение свободы). Это были преступления, предусмотренные не только УК, но также актами Совета революционного командования Ирака.
http://ru.encydia.com/en/ (последнее посещение — 13.11.2013). В годы правления Саддама Хусейна максимальный срок лишения свободы составлял 25 лет.

Структура УК Ирака . Действующий УК 1969 г. (с изменениями от 14 марта 2010 г.) состоит из 506 статей, объединенных в 4 части (книги):
———————————
Здесь и далее текст УК приводится по сайту: (последнее посещение — 13.11.2013).

1. Общие положения.
2. Преступления против общественного благосостояния.
3. Преступления против личности.
4. Нарушения.
В свою очередь, часть 1 «Общие положения» (статьи 1 — 152) содержит следующие главы:
1. Уголовное законодательство.
2. Общие принципы и определения.
3. Уголовное преступление.
4. Преступник.
5. Наказание.
6. Исключения из положений о преступлениях и наказаниях.
Классификация преступлений. Согласно ст. 20 УК все преступления по своему характеру делятся на политические и общеуголовные. Политическим признается преступление, которое совершается по политическому мотиву или нарушает политические права как государственного деятеля, так и частного лица. Все остальные преступления считаются общеуголовными.
Признание преступления политическим должно быть мотивировано судом.
Не признаются политическими следующие преступления (даже в случае их совершения по политическому мотиву):
(1) преступления, совершенные с корыстным или низменным мотивом;
(2) преступления, затрагивающие внешнюю безопасность государства;
(3) умышленное убийство и покушение на убийство;
(4) покушение на жизнь главы государства;
(5) терроризм;
(6) кража, присвоение имущества, подделка документов, нарушение доверия, мошенничество, взяточничество и изнасилование.
Категории преступлений. Уголовные преступления делятся на три категории: преступления (фелонии), проступки (мисдиминоры) и нарушения (ст. 23). Наказаниями за совершение преступления являются:
(1) смертная казнь;
(2) пожизненное лишение свободы;
(3) лишение свободы на срок от 5 до 15 лет.
Наказаниями за совершение проступка являются:
(1) лишение свободы с каторгой или без нее на срок от 3 месяцев до 5 лет;
(2) штраф.
За нарушение могут быть назначены:
(1) лишение свободы на срок от 24 часов до 3 месяцев;
(2) штраф, не превышающий 45 000 динаров.
Структура преступления. Преступление образуют два элемента:
физический (противоправное действие или бездействие, предусмотренное УК);
психический (умышленное совершение преступления и неумышленное его совершение).
———————————
УК подразделяет умысел на простой и специальный («преднамеренный»).

Незнание закона не освобождает от уголовной ответственности. Наряду с тем своеобразное исключение установлено для иностранцев: они не подлежат уголовной ответственности за преступление, совершенное ими в течение 7 дней со дня их прибытия в Ирак, при условии, что доказано незнание ими закона и что совершение подобного преступления не наказуемо в государстве их проживания (ст. 37 УК).
Мотив преступления не подлежит установлению, если иное не предусмотрено законом (ст. 38 УК).
Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. К ним УК относит исполнение обязанностей, осуществление законного права, право на правомерную защиту, а также невменяемость, принуждение, необходимость и недостижение возраста, с которого лицо может быть привлечено к уголовной ответственности (7 лет).
Совершение преступления под воздействием алкоголя или наркотических средств, умышленно примененных виновным, УК (ст. 61) относит к обстоятельствам, отягчающим наказание.
Соучастие. Исполнителями преступления УК (ст. 47) признает исполнителя, соисполнителя, а также лицо, использовавшее другое лицо, заведомо не подлежащее уголовной ответственности.
Соучастниками являются, согласно ст. 48 УК, подстрекатель, лицо, вступившее в сговор с другими лицами с целью совершения преступления и совершившего преступление в сговоре, а также пособник.
Соучастники наказываются так же, как и исполнитель преступления, если иное не предусмотрено законом (ст. 50 УК). Обстоятельства, отягчающие наказание, вменяются всем соучастникам независимо от того, известны они им или нет, за исключением обстоятельств, носящих личный характер (ст. 51 УК).
Преступным сговором считается соглашение между двумя или более лицами совершить преступление или проступок (ст. 55 УК). При этом цель может быть как преступной, так и законной. УК предусматривает наиболее строгое наказание для того лица, кто играет в сговоре «главную роль», — тюремное заключение до 10 лет (ст. 57 УК), тогда как остальные могут быть наказаны тюремным заключением на срок до 7 лет.
Субъект преступления. Несовершеннолетним УК (ст. 66) считает лицо в возрасте от 7 до 18 лет. Причем лицо в возрасте до 15 лет считается ребенком, а с 15 до 18 лет — молодым человеком. Максимальное наказание — помещение в учреждение для молодых преступников на срок от 2 до 15 лет (за преступления, за которые совершеннолетний преступник может быть наказан смертной казнью или пожизненным тюремным заключением). Лицо, совершившее преступление в возрасте от 18 до 20 лет, не может быть приговорено к смертной казни: она заменяется пожизненным тюремным заключением (ст. 79 УК).
Иракский УК (ст. 80) предусматривает уголовную ответственность юридических лиц (кроме правительства и его агентств) за преступления, совершенные их руководителями, сотрудниками или агентами, работающими на них или от их имени. Наказаниями могут быть: штраф; конфискация; другие меры, предусмотренные нормой закона за совершение данного преступления.
УК содержит целый раздел, посвященный ответственности за совершение преступлений с помощью публикаций. Статья 81 говорит об ответственности наряду с автором материала главного редактора (редактора, завотделом, ответственного за выпуск) газеты за преступление, совершенное посредством использования газеты. Ответственность исключается, если эти лица докажут, что публикация произведена без их ведома, и они будут оказывать помощь в идентификации лица, ответственного за публикацию.
Наказания. Согласно ст. 85 УК основными видами наказания являются:
(1) смертная казнь;
(2) пожизненное лишение свободы;
(3) лишение свободы на определенный срок;
(4) каторга;
(5) арест;
(6) штраф;
(7) помещение в учреждение для молодых преступников;
(8) помещение в исправительное учреждение.
Смертная казнь приводится в исполнение через повешение (ст. 86 УК). Она может быть заменена пожизненным тюремным заключением или заключением на срок не менее 15 лет (ст. 132 УК). С другой стороны, если наказанием за преступление является пожизненное тюремное заключение, то допускается назначение за него смертной казни (ст. 136 УК). Полагаем, что именно данное обстоятельство делает возможным широкое применение смертной казни в отношении бывших лидеров режима БААС и нынешних террористов из «Аль-Кайды» .
———————————
Согласно докладу «Amnesty International», в 2003 г. применение смертной казни в Ираке достигло самого высокого уровня с момента свержения Саддама Хусейна. По некоторым данным, Ирак занимает третье место в мире по их количеству // В Ираке хотят отменить смертную казнь (последнее посещение — 26.11.2013).

Максимальный срок лишения свободы не должен превышать 25 лет (ст. 87 УК).
Срок каторги составляет от 3 месяцев до 5 лет, если иное не предусмотрено законом (ст. 88 УК). Она назначается лицу за преступление, которое наказывается тюремным заключением на срок более 1 года.
Срок ареста составляет от 24 часов до 1 года, если иное не предусмотрено законом (ст. 89 УК). В этот период осужденный не привлекается к обязательному труду.
Штраф — это принудительное внесение в государственную казну определенной приговором суда суммы денег (ст. 91 УК). При определении размера штрафа суд принимает во внимание все обстоятельства преступления, в частности финансовые и социальные обстоятельства, касающиеся личности осужденного, доходы, им полученные в результате совершения преступления, и т.д. Размер штрафа не должен быть меньше 7500 динаров и больше 45 000 динаров, если иное не предусмотрено законом. В случае неуплаты штраф заменяется арестом.
Связанными видами наказания (ст. 95 УК) являются наказания, которые сопровождают основные виды наказания и назначаются даже при отсутствии их в законе:
(1) лишение определенных прав и льгот (при осуждении к смертной казни или тюремному заключению: права быть избранным или голосовать, быть опекуном или владельцем газет и т.д.);
(2) полицейский надзор на срок до 5 лет (при осуждении к лишению свободы за ряд преступлений: посягательство на внутреннюю или внешнюю безопасность государства, подделка денежных знаков, подделка печатей и штампов, государственных облигаций или официальных отчетов, а также взяточничество, казнокрадство, хищения, умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах).
Дополнительными наказаниями (статьи 100 — 102 УК) являются:
(1) лишение определенных прав или льгот на срок не более 2 лет (прав на занятие государственных должностей, владение оружием, ношение медалей и т.д.);
(2) конфискация;
(3) публикация (афиширование) приговора.
УК (ст. 104) предусматривает также меры предупреждения, заключающиеся в ограничении или лишении свободы либо определенных прав и собственности. Они применяются к лицу, личность которого представляет опасность для общества. Об этом могут свидетельствовать его прошлое и настоящее, совершенное им преступление и мотивы такого преступления. К мерам предупреждения относятся:
а) меры предупреждения, лишающие свободы или ограничивающие ее:
заключение в терапевтическое (медицинское) подразделение;
лишение лицензии;
ограничение посещения определенных мест;
полицейский надзор;
б) меры предупреждения, заключающиеся в лишении определенных прав:
лишение права быть опекуном, душеприказчиком или попечителем;
лишение права заниматься профессиональной деятельностью или бизнесом или промышленной, коммерческой или технической деятельностью, осуществление которой возможно лишь при условии получения разрешения от соответствующего органа;
лишение права на управление транспортным средством.
УК (статьи 117 — 123) также выделяет основные меры предупреждения, к которым относит:
конфискацию;
обязательство о хорошем поведении;
закрытие помещения, используемого для ведения бизнеса;
приостановление и прекращение деятельности юридического лица.
Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание. Смягчающими наказание обстоятельствами УК (ст. 128) признает только те, которые предусмотрены законом. Совершение преступления вследствие провокационного поведения самого потерпевшего или по «мотиву чести» относится к таким обстоятельствам .
———————————
Данное обстоятельство не сможет не сказаться на общем положении женщин в Ираке. Согласно докладу «Томсон Рейтерс Фаундейшн», Ирак — «наихудшая», после Египта, «арабская страна для женщин» // Egypt is worst Arab state for women, Comoros best (последнее посещение — 14.11.2013).

УК (ст. 135) признает отягчающими обстоятельствами совершение преступления:
по низменным мотивам;
с использованием беспомощного состояния жертвы;
с использованием жестоких методов;
с использованием своего служебного положения.
УК также подробно рассматривает порядок назначения наказания при множественности преступлений (статьи 141 — 143), отсрочку исполнения приговора (статьи 144 — 149) и содержит оговорки о преступлениях и наказаниях (статьи 150 — 151).
Завершают часть I УК Ирака общие и специальные положения, включающие нормы о смерти обвиняемого (осужденного), общей и специальной амнистии (статьи 152 — 155).

Уголовный кодекс ирака

Уголовный кодекс Республики Ирак: характеристика Общей части

Предметом исследования являются положения и нормы одной из четырех книг Уголовного кодекса Республики Ирак — Общей части. В частности, обращено внимание на то, что из него (после свержения режима Саддама Хусейна) исключена смертная казнь за многие преступления и сокращен максимальный срок лишения свободы — за другие. Рассмотрены законодательные определение и классификация преступления: действующий Уголовный кодекс Ирака придерживается формального определения преступления и предлагает деление уголовных преступлений на мисдиминоры, фелонии и нарушения (на этой классификации построена система наказаний). Само же преступление, согласно закону, есть единство психического и физического элементов. При рассмотрении субъекта преступления показано, что Уголовный кодекс Ирака им признает как физическое лицо (достигшее 7 лет), так и юридическое лицо. Также описано имеющееся в законе деление наказаний на основные, «связанные» и дополнительные. Кроме того, УК содержит перечень мер предупреждения и основных мер предупреждения. При проведении исследования применены, в частности, исторический и сравнительный методы исследования. Оценивались нормы, действующие в годы диктатуры Саддама Хусейна, и введенные в УК уже после свержения его режима. Настоящая статья — одно из первых в отечественной уголовно-правовой науке исследований действующего УК Ирака. Однако реформа УК еще не завершена. Очевидно, в обозримом будущем предстоит решить вопрос о принятии нового УК Ирака, поскольку ныне действующий (несмотря на большое количество внесенных в него изменений и дополнений) – всего лишь видоизмененный УК Саддама Хусейна.

Количество просмотров статьи (c 01/12/2014): 1993

Развитие уголовного законодательства Ирака текст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.08 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

На правах рукописи

МУХАММЕД МЕХДИ МУХАММЕД

РАЗВИТИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Специальность 12.00.08. Уголовное право и криминология; исправительно-трудовое право

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Работа выполнена в секторе уголовного права и криминологии Института государства и права Российской Академии Наук.

Научный руководитель — кандидат юридических наук Кригер Г. Л.

доктор юридических наук, профессор Игнатов А. Н.,

кандидат юридических наук Мельникова Ю. Б.

Ведущая организация — Институт законодательства и сравнительного правоведения Российской Академии Наук.

Защита диссертации состоится « » Х\\ 1992 г.,

в « » час., в ауд. « » на заседании специализированного совета Д.002.09.01 по присуждению ученой степени доктора (кандидата) юридических наук при Институте государства и права РАН (Москва, улица Знаменка, 10).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института государства и права Российской Академии Наук.

Автореферат разослан « » XI « 1992 г.

Ученый секретарь специализированного совета Д.002.09.01

при Институте государства и права РАН,

доктор юридических наук Л. Р. Сюкийяйнен

Актуальность темы исследования. Впервые Ирак как самостоятельное государство /королевство/ образовался б января 1921 года. До этого момента он существовал в виде трех вилайетов Османской империи, на которые была разделена его территория до распада Османской империи в результате поражения Турции в Первой мировой войне.

Первая Конституция Ирака была принята в 1925 г. Правление английского ставленника короля Фейсала I вызвало недовольство народных масс и привело в дальнейаем к низложении монархии в результате революции 1958 г., итогом которой стало установление буржуазно-демократической республики в Ираке, ггросукествовав-ией вплоть до государственного переворота 1968 г., в результате которого к власти припла Партия арабского социалистического возрождения /БААС/, приведшая в дальнейшем к серьезным политическим и социально-экономическим переменам в Ираке.

Ирак, принадлежащий к числу наиболее развитых государств арабского мира, обладасций богатыми природными ресурсами /он является одним из основных поставщиков нейти на мировой рынок/ и мощной экономикоЛ, занимает особое географическое положение, являясь как бы мостом между тремя континентам» Старого Света -Европой, Азией, Африкой, будучи переходом от Средиземного моря к Индийскому океану, — представляет собой важный стратегический объект, который издавна привлекал к себе пристальное внимание различных политических сил, ведущих борьбу за установление влияния в мировом сообществе.

Ирак имеет богатеДпуо истории, которая начинается с возникновения одной из первых развитых рабовладельческих цивилизаций за 60 веков до н.я., существовавшей на территории Ирака /его иной части/, — культуры, в частности, подарившей человечеству одно из первых развитых законодательств в мировой истории — законы Орнаму, законодательство древних вавилонских городов, в результате обобщения которого был создан знаменитый Законник Хаыураби, в свое очередь послуживпий для дальнейшего развития шумерского, ассирийского законодательства.^

I/ Ирак — делил — сияхи — Багдад, 1982 /на арабском языке/.

Это древнейшая цивилизация погибла в 562 г. до н.а. под ударами персидских и греческих завоевателей, уступив место для продолкительной межплеменной розни, конец которой Автор Мухаммед, Мехди Мухаммед Город Москва Год 1992 Звание кандидата юридических наук КОД ВАК 12.00.08

Уголовный кодекс ирака

Индекс МА: MDE 14/181/2003 (Для свободного использования)

№ службы новостей: 280

10 декабря 2003

«Международная Амнистия» выражает озабоченность решением Коалиционного временного правительства (КВП) и Управляющего совета Ирака учредить специальный трибунал по Ираку. Это решение принято без предварительных консультаций с гражданским обществом самого Ирака и международным сообществом.

«Ранее мы неоднократно призывали к тому, что предложения об учреждении трибунала следует всестороннее обсудить с представителями гражданского общества Ирака, в первую очередь с юристами и правозащитниками, а также с мировым сообществом», — заявила сегодня «Международная Амнистия». — «К сожалению, проект устава нового трибунала не был опубликован до его принятия».

Согласно международному гуманитарному праву, право КВП в качестве органа оккупирующей державы учреждать трибунал, наделённый такими полномочиями, которые предусмотрены для специального трибунала по Ираку, по меньшей мере, вызывает сомнение. «Международная Амнистия» озабочена поступившими сообщениями о том, что трибунал будет опираться на иракский уголовный кодекс, регламентирующего процедуру суда, виды преступлений и соответствующие виды наказаний. Некоторые элементы этого кодекса не соответствуют международным нормам в сфере прав человека.

«Особое беспокойство вызывает тот факт, что иракский уголовный кодекс предусматривает смертную казнь за преступления, которые попадают под юрисдикцию трибунала», — заявила «Международная Амнистия».

В настоящее время «Международная Амнистия» предпринимает попытки получить экземпляр принятого устава с тем, чтобы детально проанализировать его.

Уголовный кодекс ирака

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ

Развитие уголовного законодательства Ирака :

Мухаммед Мехди Мухаммед.
Развитие уголовного законодательства Ирака :Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата
юридических наук.

Актуальность темы исследования. Впервые Ирак как самостоятельное государство /королевство/ образовался 6 января 1921 года. До этого момента он существовал в виде трех вилайетов Османской империи, на которые была разделена его территория до распада Османской империи в результате поражения Турции в Первой мировой войне.

Первая Конституция Ирака была принята в 1925 г. Правление английского ставленника короля Фейсала I вызвало недовольство народных масс и привело в дальнейшем к низложению монархии в результате революции 1958 г., итогом которой стало установление буржуазно-демократической республики в Ираке, просуществовавшей вплоть до государственного переворота 1968 г., в результате которого к власти пришла Партия арабского социалистического возрождения /БААС/, приведшая в дальнейшем к серьезным политическим и социально-экономическим переменам в Ираке.

Ирак, принадлежащий к числу наиболее развитых государств арабского мира, обладающий богатыми природными ресурсами /он является одним из основных поставщиков нефти на мировой рынок/ и мощной экономикой, занимает особое географическое положение, являясь как бы мостом между тремя континентами Старого Света — Европой, Азией, Африкой, будучи переходом от Средиземного моря к Индийскому океану, — представляет собой важный стратегический объект, который издавна привлекал к себе пристальное внимание различных политических сил, ведущих борьбу за установление влияния в мировом сообществе,

Ирак имеет богатейшую историю, которая начинается с возникновения одной из первых развитых рабовладельческих цивилизаций за 60 веков до н.э., существовавшей на территории Ирака /его южной части/, — культуры, в частности, подарившей человечеству одно из первых развитых законодательств в мировой истории — законы Орнаму, законодательство древних вавилонских городов, в результате обобщения которого был создан знаменитый Законник Хамураби, в свою очередь послуживший для дальнейшего развития шумерского, ассирийского законодательства»[1]

Эта древнейшая цивилизация погибла в 562 г. до н.э. под ударами персидских и греческих завоевателей, уступив место для продолжительной межплеменной розни, конец которой был положен принятием ислама в VII в. н.э.[2]

В это время становления мусульманской государственности Ирак становится одной из областей первого мусульманского феодального государства — Арабского халифата. К 750 г. н.э. до 1258 г. Ирак становится уже центром одного из мусульманских халифатов — Аббасийского хавкфата, столицей которого стал Багдад. Аббасийский халифат распался в результате татаро-монгольских завоеваний. Период после его распада иракские историки справедливо называют темным временем упадка культуры, экономического ослабления, утраты политической независимости, национальной дискриминации, что и сделало возможным впоследствии завоевание территории Ирака Османской империей в XVI в. с разделением ее на три вилайета Империи, которыми управление осуществлялось из ее центра. В таком качестве Ирак просуществовал в составе Османской империи до конца Первой мировой войны и вызванного ею распада Османской империи в результате военного поражения Турции.

Победившая в Первой мировой войне Великобритания получила благоприятную возможность для значительного расширения своего влияния на Арабском Востоке, в сферу которого попал и Ирак, который стал формально независимым государством в 1921 г. /королевством/, а фактически — британской колонией вплоть до произошедшей в 1958 г. буржуазно-демократической революции, которая свергла английского ставленника короля Фейсала I и установила буржуазно-демократическую республику в Ираке.

Государственный переворот 1968 г. свел на нет завоевания буржуазно-демократической революции и привел к установлению единоличной диктатуры в Ираке, значительным политическим репрессиям, ограничению прав и свобод граждан Ирака, грубым нарушениям международных норм о правах человека и, наконец, к бесславной войне в Персидском заливе, закончившейся сокрушительным поражением Ирака.

Изучение современного уголовного права Ирака, которое до сих пор не было предметом специального исследования в советской правовой литературе, способно оказать значительную помощь в уяснении сущности и изучении политической эволюции современного Ирака, более полному пониманию роли Иракского государства как во внутриполитическом, так и в международном аспекте, дающему основу для долговременного политического прогнозирования дальнейшего развития Ирака, анализа и изучения правового статуса личности в современном Ираке в аспекте уголовно-правовых отношений с выявлением тенденций его изменения.[3]

Все это свидетельствует об актуальности темы диссертации.

Цель настоящей работы — исследование истоков и тенденций развития уголовного права Ирака, правового статуса личности в иракском обществе, проблемы соблюдения прав человека, степени, форм и способов уголовно-правового воздействия государства на личность нарушителя закона в уголовном и исправительном законодательстве, изучение и обобщение соответствующей практики их применения.

Задачи исследования определяются указанной выше целью. К конкретным задачам настоящего исследования относятся:

— исторический обзор уголовного права Ирака;

— уяснение факторов, оказавших влияние на современное законодательство;

— уяснение места и роли уголовного права в определении правового статуса личности;

— рассмотрение системы уголовного права, анализ систем Общей и Особенной частей Уголовного кодекса Ирака;

— анализ соответствующей судебной практики;

— прогнозирование дальнейшего развития законодательной и правоприменительной практики в этой области, а также выработка рекомендаций для ее совершенствования.

Исследование проводится на основе диалектического и историко-правового методов.

Нормативной, базой исследование является УК, а также другие источники уголовного законодательства Ирака — Конституция Ирака, акты Совета революционного командования, Народного Совета, которые могут изменять статьи Конституции и вносить изменения в Уголовный кодекс Ирака.

Объектом исследования является уголовно-правовая охрана общественных отношений в Ираке.

Предметом исследования является уголовное законодательство Ирака и правоприменительная практика в этой области.

Автор в своей работе опирался прежде всего на труды арабских исследователей: Абдула Вахаба /Толкование уголовного права Кувейта/, Абдула аль-Мухина Бакра /Толкование УК Кувейта. Особенная часть — Кувейт, 1973, на арабском языке/, Абдула-Саттара Джумайли /Преступления против личности — Багдад, 1972/, Аль-Давуди Галеба /Толкование УК Ирака, 1969, Басра, на арабском языке/, Мустафы Кямиля /Толкование УК Ирака — Багдад, 1949, на арабском языке/, Ас-Саади Хамида /Толкование нового УК Ирака — Багдад, 1989, на арабском языке/, Хади аль-Алави /Наказание в исламе. — Дамаск, 1986, на арабском языке/, Хамуди Аль-Джасема /Толкование понятия наказания по Багдадскому УК Ирака. — Багдад, 1963, на арабском языке/ и многие другие.

Значительную помощь при исследовании оказали труды советских авторов, в частности, Козочкина И.Д., Лихачева В.А., Пантелеева В.А. /Уголовное право развивающихся стран. — Москва, 1988/, /Уголовное право в освободившихся странах. — Москва, 1968/, Сюкийяйнена Л.Р. /Мусульманское право — Москва, 1986/, а также труды западных авторов — Х.Брошо, Т.Лянбера, Т. Лалоза, С. Ротеера, Р. Давида и др.

Научная новизна работы состоит в том, что она является первым комплексным исследованием проблем уголовного права Ирака.

В результате исследования сделаны следующие выводы:

I/ Воздействие традиционного мусульманского права на современное иракское уголовное законодательство является незначительным и уступает место правовым традициям западных государств, в особенности, французскому праву.

2/ Можно выделить 4 источника уголовного права Ирака. Ими являются: Конституция Ирака 1970 г., резолюции Совета революци-

онного командования и Народного Совета /Меджлиса аль-Ватани/ Уголовный кодекс 1969 г. и судебная практика. В качестве дополнительного источника уголовного права с оговорками можно назвать обычай, который в соответствии с действующим законодательством хотя и не должен применяться в решении вопросов уголовного характера, но на практике продолжает сохраняться его роль в разрешении межплеменных споров.

3/ Действующий в настоящее время УК Ирака 1969 г. представляет собой качественно новое явление в развитии уголовного законодательства страны. Хотя в нем и был устранен такой недостаток прежнего УК как расплывчатость и неясность многих положений закона, а также указаны элементы преступления /легальный, материальный, моральный/, хотя и отсутствует само общее определение понятия преступления, тем не менее даны определения отдельных видов преступлений, в частности, политических преступлений, отменены 2 статьи о телесных наказаниях в отношении гражданских лиц, содержавшиеся в прежнем УК 1919 г., основная тенденция — резкое ужесточение наказаний.

Так, значительно расширился перечень деяний, влекущих смертную казнь — до 200 в новом законодательстве против 27 в прежнем УК, увеличился максимальный срок лишения свободы до 20 лет /прежний УК предусматривал 15 лет/, не допускается замена тюремного заключения исправительными работами, предусмотренная прежним Багдадским УК 1919 р., не допускается также замена смертной казни пожизненным тюремным заключением, предусмотренная прежним УК, значительно расширился перечень деяний, влекущих уголовное наказание.

Все вышеизложенное позволяет охарактеризовать правовой статус личности как значительно урезанный, констатировать грубое нарушение основных прав и свобод человека, сделать вывод о дальнейшей эволюция политического режима в Ираке в направлении ужесточения единоличной диктатуры, позволяющей говорить о воспроизведении в новых исторических условиях на новой социально-экономической основе того типа государства, который в теории исторической науки получил название восточной деспотии. Таким образом в новейшей истории Ирака, в ныне действующем уголовном

праве проявляется своеобразная преемственность с Законами Хамураби.

4/Хотя, как уже отмечено, в уголовном праве Ирака отсутствует общее определение преступления, исходя из смысла действующего уголовного законодательства можно сформулировать преступление как запрещенное государством деяние в форме действия или бездействия, за совершение которого предусмотрено уголовное наказание. Это так называемое формальное определение преступления, принятое в континентальной системе западноевропейского уголовного права по образцу французского уголовного зако­нодательства, исключающий такой материальный признак преступления как его общественная опасность, отмеченный, например, в советском уголовном законодательстве.

Теоретическая значимость исследования состоит в анализе понятия и признаков /элементов/ преступления, видов и целей наказания, раскрытии содержания конкретных преступлений /политических преступлений или преступлений против государственной безопасности, имущественных преступлений, преступлений против личности, семейных устоев и религиозных нарушений/, кроме того, выявлении степени воздействия ислама на действующее уголовное законодательство и практику его применения, констатируется тенденция к ужесточению уголовного права Ирака.

Преступлением в уголовном законодательстве Ирака является запрещенное государством деяние в форме действия или бездействия, за совершение которого государством установлено уголовное наказание.

Преступление имеет три элемента — легальный, материальный, моральный. Легальный элемент означает, что данное деяние признано законом как уголовно наказуемое, материальный элемент требует, чтобы вменяемое в вину, предусмотренное законом деяние было совершено в действительности, т е. наличие объективной стороны преступления, моральный элемент преступления предполагает, что деяние, предусмотренное законом, объективированное во вне, было совершено лицом вменяемым, достигшим определенного возраста и действовавшим виновно, т.е. содержанием этого элемента является связь между деянием, составляющим материаль-

ный элемент, и лицом, его совершившим, характеризует субъект и субъективную сторону преступления.

Наказанием по иракскому законодательству /определение в самом законодательстве отсутствует/ является мера государственного принуждения, определяемая судом в отношении лица, признанного виновным в совершении преступления. УК Ирака предусматривает сложную систему наказаний, в которую входят основные, вторичные и дополнительные наказания, цель которых не указывается в законодательстве Ирака.

Уголовный кодекс Ирака предусматривает следующую систему преступлений — преступления против государственной безопасности, преступления против личности и имущества /в таком порядке изложены преступления в книгах Особенной части УК/ причем критерием разграничения преступлений, проступков и нарушений служит мера наказания. Так карой за совершение преступления служат смертная казнь, а также тюремное заключение сроком от 5 лет до пожизненного, проступки наказываются тюремным заклю­чением от 3 месяцев до 5 лет, нарушения — лишением свободы на срок от 24 часов до 3 месяцев и денежным штрафом не более 30 динаров. Тенденция ужесточения уголовного законодательства Ирака помимо указанных признаков находит свое выражение в возврате к давно забытой всеми цивилизованными государствами мира практике объективного вменения выражающейся, в частности, в преследованиях членов семей лиц, совершивших преступления против государственной безопасности, ограничения их прав.

Практическая значимость результатов исследования заключаться в том, что изучение описанных в диссертации проблем необходимо для повышения эффективности борьбы с преступностью на практике. Изложенные в диссертации положения могут быть исполь­зованы в процессе совершенствования иракского уголовного законодательства и других нормативных актов. Кроме того, положения диссертации могут быть использованы для разработки соответствующих учебников для высших юридических учебных заведений.

Апробация результатов исследование. Основные теоретические и практические рекомендации изложены автором в сообщениях на заседаниях сектора государства и права освободившихся стран Института государства и права РАН.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, охарактеризованы его цели и задачи, объект и предмет, методология, новизна и достоверность результатов, теоретическая и практическая значимость, положения, выносимые на защиту, структура и объем работы.

Глава первая «История развития уголовного законодательства Ирака» состоит из трех параграфов.

Первый параграф посвящен ранним законодательным актам Ирака. Отмечается, что уголовное законодательство Ирака имеет богатую историю.

Ранние формы законодательных актов Ирака не различали гражданское и уголовное право, об этом свидетельствует древнейший Закон Орнаму /2111-2003 гг. до н.э./[4]

По своему характеру этот Закон приближался к нормам морали. Большая часть его положений касалась форм возмездия за нанесенный ущерб.

Аналогичный характер имело и последующее шумерское законодательство. Правители древних городов издали законы о социальной реформе с целью воспрепятствовать господству богатых над бедными, устанавливали ответственность за ростовщичество воровство и убийство.

Более совершенным, чем шумерское право, было право Вавилона — государства, возникшего на территорий Ирака. Оно достигло своего наивысшего расцвета при царе Хамураби /1792-1750 гг. до н.э./.[5]

Уголовно-правовые нормы этого государства содержались в Законах Хамураби. Они вобрали в себя законы различных городов.[6]

Ряд норм Законов Хамураби закрепил старые обычаи родового строя, предусматривающие, например, коллективную ответственность общины за преступления, совершенные на ее территории, в

соответствии с которой, если преступник не был найден, ответственность родственников преступника, самосуд и т.д.

Как и в других древневосточных памятниках права, в Законах Хамураби нормы уголовного права чередуются с нормами процессуальными и нормами, регулирующими имущественные отношения. Это однако не делает менее значительным этот выдающийся памятник древнего права.

Второй параграф посвящен мусульманскому праву, действовавшему в Ираке до начала XX века.

С установлением власти Арабского Халифата на территории Ирака стала действовать система мусульманского права, важной составной частью которого явилось уголовное право.

Мусульманские исследователи выделяют две группы взаимосвязанных источников этого права. К первой относятся Коран /священная книга мусульман, содержащая высказывания пророка Мухаммеда/ и сунна /предания о решениях пророка/, а ко второй — нормы, сформулированные мусульманской правовой доктриной на основании иджмы /единогласного мнения наиболее авторитетных знатоков ислама/и кияса /суждения по аналогии/. Коран и сунна представляют собой идейно-теоретическую базу мусульманского права, но в них содержится немного конкретных уголовно-правовых норм /их, к примеру в Коране — не более десяти/. Значительное большинство конкретных норм — результат доктринальной разработки.[7]

Разрабатывая теорию правонарушения, мусульманские правоведы исходили из двух основополагающих философско-богословских начал. Прежде всего они считали, что все поступки и даже мысли людей предопределяются .волей Аллаха. По мнению представителей большинства мусульманских правовых школ, установленные Божественным Откровением рамки достаточно гибки, чтобы позволить человеку во многих случаях самостоятельно выбрать вариант своего поведения.[8] Поэтому любой серьезный проступок рассматривался как наказуемое нарушение мусульманских запретов, смысл которых заключается в общей направленности ислама, в частности, его

правовых принципов и норм на защиту пяти основных ценностей -религии, жизни, разума, продолжения рода и собственности[9]. Другим принципиально важным моментом является рассмотрение правонарушения как непослушания воле Аллаха. Поэтому, по мнению мусульманских ученых-юристов, любое неправомерное в юридическом смысле поведение — не просто отклонение от предписаний мусульманского права, за которое следует соответствующая «земная» санкция, но в то же время — религиозный грех, влекущий потустороннюю кару.

Согласно мусульманскому праву преступления разделяются на преступления против Бога или общества и преступления против людей или частных лиц.

Кроме того, существует категория преступлений, которая стоит как бы между этими группами. По первым группам преступлений не допускается помилование и примирение. Ради интересов общества /мусульманской общины/, по утверждению мусульманских юристов, люди, совершившие преступления, относящиеся к первой группе, должны быть строго наказаны. К этой категории преступлений относятся: измена исламу /отступничество/, преступления против правителей /бунт/, кража, разбой, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние, незаконное обвинение в прелюбодеянии.

Ко второй категории преступлений /преступления против отдельных личностей/ или преступлений группы кисас относятся: убийство, телесные повреждения, незаконное обогащение, нанесение повреждений и ущерба другим лицам, мелкие преступления, преступления против животных и т.д.

К третьей категории относятся те преступления, которые одновременно совершаются против общества и личности. В определении этой категории существуют разногласия между правоведами. Например, некоторые теоретики расценивают прелюбодеяние как преступление лишь против частных лиц. А Абу Ханифа и его сторонники видят в этом преступлении больше угрозу общественной безопасности, чем частным интересам. Поэтому они считают необходимым включить его в первую категорию.

Третий параграф посвящен Багдадскому уголовному кодексу 1919 г. Отмечается, что начиная со второй половины XIX в., в системе мусульманского права произошли серьезные изменения, связанные прежде всего с тем, что в правовых системах мусульманских стран, в частности, в Ираке, мусульманское право постепенно уступило свое место законодательству, основанному на западноевропейских образцах.

К этому свелись, например, реформы в области правовой надстройки, которые были проведены в Османской империи, будучи объективно обусловленными, о одной стороны, развитием капиталистических отношений, все большим предоставлением расширяющегося круга определенных экономических и политических прав местной буржуазии, а с другой — экспансией и укреплением позиций западноевропейских держав, усилением их влияния на социальное развитие всех областей, которые входили в состав Империи. Феодальное по своей сущности и крайне архаичное по форме традиционное мусульманское право в этих условиях оказалось не в состоянии отвечать все расширяющимся потребностям регулирования широкого круга общественных отношений и постепенно уступило ведущие позиции буржуазной правовой форме, сохраняя свою монополию лишь в регламентации вопросов личного статуса.

Намечавшиеся реформы в целом были нацелены на удовлетворение интересов нарождающейся местной буржуазии, а также европейского торгового капитала, ускоренными темпами активно укреплявшего свой позиций в экономике Империи. Это, в свою очередь, требовало принятия новых правовых актов, которые были бы ориентированы на буржуазные западноевропейские образцы, в особенности на французское законодательство /континентальную правовую систему/. Примерами таких правовых актов могут служить Уголовный кодекс Османской империи 1840 г., а также Багдадский уголовный кодекс, введенный английскими оккупационными властями в ставшем самостоятельным государством Ираке в 1918 г. /вступил в силу в 1919 г./. Указанный кодекс действовал до принятия нового УК 1969 г. В нем была дана тройственная классификация преступлений — преступления, проступки и нарушения, предусмотрена обширная система наказаний.

Багдадский УК разрабатывался наспех в расчете на то, что он будет временным. В его основу британские оккупационные власти положили турецкое уголовное законодательство, которое в свою очередь основывалось на французском. Кроме того, были внесены некоторые поправки и дополнения, опиравшиеся по большей части на египетский Закон об уголовных наказаниях, который так-же испытал значительное влияние французского уголовного права, и, в несколько меньшей степени — английского. Это объясняется значительном сходством в обычаях и традициях этих двух стран, — многие тексты статей полностью заимствованы преимущественно из французских источников.

Вторая глава «Преступления и наказания по действующему уголовному законодательству Ирака» состоит из двух параграфов.

Первый .из них посвящен понятию преступления. Диссертант отмечает, что в УК Ирака отсутствует общее юридическое понятие преступления. Это можно объяснить следствием соответствующего подхода, сложившегося в большинстве западных государств, в своих уголовных кодексах дающих формальное определение преступления.

Определенный теоретический вывод о юридическом понятии преступления по иракскому УК можно сделать, исходя лишь из тщательного анализа уголовно-правовых положений соответствующего содержания, в частности, положений, посвященных классификации уголовно наказуемых деяний.

В УК дается классификация преступлений, разделяющая их на две большие группы — политические преступления и общеуголовные. Указание на эту классификацию содержится в от. 21 УК, которая гласит: «Политические преступления — это преступления, совершенные против официальных представителей другого государства, или преступления против общих иди личных политических прав. Все остальные преступления считаются общеуголовными».

По степени тяжести преступления делятся на категории в зависимости от наказания, которое может быть применено за их совершение — преступления, проступки и нарушения. Таким образом, в несколько измененном виде используется классическая французкая классификация, принятая в уголовном законодательстве — преступление , проступок, правонарушение.

УК Ирака говорит о трех элементах преступления: легальном, материальном, моральном.

Легальный элемент предполагает установление того, что каждое конкретное деяние до его совершения было предусмотрено законом.

В соответствующем разделе УК Ирака, посвященном легальному элементу, содержится указание на обстоятельства, в силу которых деяние не является преступлением в случаях реализации права — необходимая оборона /от 43/, исполнение закона или законного приказа.

Материальный элемент требует, чтобы вменяемое в вину, предусмотренное законом деяние было совершено в действительности. Иными словами, этот элемент преступления предполагает материальную реализацию намерения, так как простого обнаружения умысла для привлечения лица к уголовной ответственности и наказанию недостаточно.

Материальный элемент, как отмечается в юридической литературе группы мусульманских стран, находит выражение в принципе «нет преступления без материальной деятельности». В сущности, этот элемент представляет собой то, что в советской теории уголовного права охватывается понятием объективной стороны преступлении. В рамках материального элемента преступления рассматривается вопроси содержания деяния /в форме действия или бездействиия/, его последствий, причинной связи, а также стадий совершения преступления.

Наличие материального элемента в деяния предполагает существование трех условий:

1/ совершение деяния;

2/ возникновение последствий в результате совершения деяния;

3/ наличие причинной связи между деянием и результатом.

Характерным для Ирака является то обстоятельство, что в ряде случаев деяние признается преступлением и при отсутствии одного из вышеуказанных условий.

Так, например, иракский УК /ст. 55, ч. 2/ считает проступком «соглашение преступников». Указанное соглашение считается преступным, если его конечной целью было совершение преступлений или

если оно рассматривалось как средство для достижения каких-либо преступных целей. Согласно от. 430 УК считаются преступными даже некоторые способы и образы существования человека, которые, по мнению законодателей, могут привести к возникновению опасной ситуации. В данном случае речь заходит, в частности, о бродяжничестве, попрошайничестве, нищенстве.

Преступное деяние является материальным элементом как умышленного, так и неумышленного преступления. Оно выражает поведение виновного и включает в себя не только позитивное действие, но и негативную позицию, которая проявляется в бездействии. Такая точка зрения получила свое отражение в статье 19 действующего УК.

«Преступное деяние — это любое действие, которое преследуется по закону, будь оно позитивным, или негативным, как, например, бездействие». Иначе говоря, только закон определяет форму, которую будет иметь материальный элемент преступления в качестве позитивного иди негативного поведения.[10]

Ст. 34 УК Ирака указывает: «Преступление является умышленным, если у его исполнителя была преступная цель; преступление также является умышленным, если закон или договор .наложили на лицо обязанность, а оно намеренно уклонилось от ее исполнения, и преступление прямо вытекает из этого бездействия.»

Из этого положения становится ясно, что УК Ирака делает различие между воздержанием, нарушающим законную обязанность и обязательство лица, и воздержанием, не составляющим нарушения постановления закона или договора. Согласно УК, следовательно, воздержание или бездействие, нарушающее закон иди договор, может стать мотивом /причиной/ совершения умышленного преступления в том смысле, что виновный, желавший совершить позитивное преступление посредством отказа от выполнения обязанности по закону или в силу личного договора, будет признаваться умышленно совершившим преступление.

Понятие материального элемента охватывает также и причинную связь между деянием и результатом преступления. Лицо не отвечает

за преступление, которое не было результатом его преступного образа действий, однако оно отвевает за преступление, даже если наряду с его преступным образом действий совершению преступления способствовала какая-либо другая, предшествующая, настоящая или последующая причина, о которой он даже не знал. Если эта причина сама по себе являлась достаточной для совершения результата преступления, то исполнитель отвечает в этом случае только за деяние, которое он совершил.

Диссертант замечает, что иракское уголовное законодательство указывает на наличие причинности, даже если исполнитель не знал о существовании внешней причины, которая обнаруживается в нанесении ущерба.

Моральный элемент преступления предполагает, что деяние, предусмотренное законом, объективированное во вне, было совершено лицом вменяемым, достигшим определенного возраста и действовавшим виновно. Содержанием этого элемента является связь между деянием, составляющим материальный элемент, и лицом, его совершившим. Моральный элемент характеризует субъект и субъективную сторону преступления. Считается, что он присутствует, когда у лица есть свобода воли, т.е. возможность свободного выбора между правомерным и неправомерным поведением. Такая возможность отсутствует или существенно ограничена, если, во-первых, человек не достиг определенного возраста, во-вторых, если его воля нарушена или вообще парализована.

Определение вины в иракском уголовном законодательстве отсутствует. Однако, исходя из содержания статей, которые регламентируют вопросы вины, можно сделать вывод, что она понимается законодателем как психическое отношение лица к совершенному деянию и его последствиям.

Различаются две формы вины — умышленная и неумышленная. Умысел предполагает наличие сознания действовать определенным образом, когда совершение деяния предусматривается законом и является наказуемым.

Иракский УК разделяет умысел на преднамеренный умысел и простой умысел.

Преднамеренный умысел согласно ст.33 ч.3 представляет собой

«запланированное обдумывание совершения преступления до его осуществления, не связанное с приступом гнева и психологического возбуждения».

Иначе говоря, преднамеренная вина понимается как сознательное принятие заранее решения о совершении преступления, если принятие такого решения не имело место в результате психического раздражения или душевного волнения.

Что касается понятия простого умысла, то оно сформулировано не вполне четко. Согласно ст. 33 /ч. 1/ действующего УК простой умысел; заключается в направлении исполнителем своего желания на совершение деяния, составляющего преступление.

Сопоставив обе нормы, можно легко заключить, что намерение, которое возникло без предварительного обдумывания, плана или способа совершения преступления, будет относиться к простому умыслу.

Из анализа данной статьи ясно видно, что понятие неумышленной вины четко не сформулировано. В ней лишь перечислены различные формы отношения лица к своему поведению, с которыми связывается понятие этой вины.

В диссертации подробно анализируется трехзвенное деление противоправных деяний: преступление, проступок, нарушение.

По мнению диссертанта, следует отметить, что тройственная классификация преступления только лишь на основании степени тяжести наказаний, предусмотренных за их совершение, не может считаться логичной и научно обоснованной. Здравый смысл должен исходить из опасности того, или иного преступления для общества; из этой посылки исходит, в частности, советское уголовное законодательство, указанная позиция и разделяется диссертантом. Прежде всего надо принять во внимание опасность и серьезность преступного деяния с точки зрения всего общества, а не давать ему определения только лишь на основании предусмотренных для него уголовных наказаний.

Говоря об уголовных преступлениях, проступках и нарушениях, необходимо иметь в виду, что большинство их совершается по преступному умыслу.

Значительное место посвящено рассмотрению политических преступлений.

3 УК Ирака политическое преступление определяется как «преднамеренное преступление, направленное против внутреннего или внешнего политического статуса государства, на которое идет виновный по политическим мотивам с целью изменить режим государственной власти или изменения Конституции. Преступление является также политическим, если оно совершено против общественных или личных политических прав».

В диссертации указывается на значительный удельный вес приговоров по политическим преступлениям.

Второй параграф посвящен системе и видам наказаний.

Иракский законодатель как в старом, так и в действующем УК не дает также общего юридического понятия наказания, а также не указывает его цели, ограничившись только лишь перечислением наказаний.

Советский правовед В.А. Лихачев писал в этой связи: «В уголовном законодательстве развивающихся стран нельзя встретить определение понятия наказания. Наказание — это мера государственного принуждения, определяемая судом в отношении лица, признанного виновным в совершении преступлений, и выражающаяся в причинении ему определенных лишений, предусмотренных действующим уголовным правом».

Новый УК Ирака отличаемой .от подавляющего большинства законодательств Мира суровостью. Причем наиболее жестоко наказываются политические преступления.

Современное законодательство содержит следующие юридические характеристики наказания:

2/ личный характер наказания;

3/ равенство лиц перед законом в том, что касается применения наказания

К основным наказаниям согласно от. 65 УК относятся следующие:

1. Смертная казнь.

2. Пожизненное тюремное заключение.

3 Теремное заключение строгого режима.

4 Тюремное заключение обычного режима.

6. Содержание в исправительной колонии.

УК Ирака содержит 74 статьи, предусматривающее смертную казнь. Наряду с этим действуют законы и постановления Совета революционного командования и Народного Совета, как секретные, так и опубликованные, допускающие смертную казнь. Всего в Ираке в настоящее время имеется около 200 оснований, по которым может быть вынесен смертный приговор, и это побудило различные общественные организации Ирака потребовать от правительства страны ограничения применения смертной казни.

Согласно действующему уголовному законодательству Ирака наказание в виде лишения свободы является средством кары виновного, его исправления, устрашения, изоляции от общества. Оно включает в себя различные виды этого наказания. В УК Ирака предусмотрен 25-летний срок лишения свободы в качестве максимального предела.

По мнению диссертанта, максимальный предел лишения свободы не должен превышать 15 лет. Предполагается также включить в действующее уголовное законодательство норму об условном освобождении.

Подробно анализируется такая мера наказания как штраф. Штраф имеет двойственный характер. Это — основное наказание, применяемое к различного рода нарушениям, а также дополнительное наказание по отношению к уголовным преступлениям и проступкам. По действующему УК эти два вида преступлений зачастую наказываются и лишением свободы и штрафом. Багдадский УК и ныне действующий УК рассматривают штраф как основное наказание за проступки и ряд нарушений /соответственно ст.ст. 8, 9, 26, 27/. Считается, что это наказание согласуется с характером этих преступлений. Штраф считается дополнительным наказанием по делам об уголовных преступлениях, хотя о нем и не упоминается в списке производных /вторичных/ наказаний. Как правило, сфера применения наказания штрафом — это проступки и незначительные нарушения[11]. По большинству преступлений этих видов за судьей остается право применять наказания в виде лишения свободы или штрафа.

Третья глава «Общая характеристика Особенной части УК Ирака» состоит из двух параграфов.

В первом параграфе рассматривается система Особенной части УК. Особенная часть Иракского УК представлена тремя книгами /второй, третьей, четвертой/. Вторая книга посвящена преступлениям, предусматривающим ответственность за нарушения, наносящие ущерб общественным интересам. Третья книга посвящена преступлениям, совершаемым против отдельных лиц и их имущества. Четвертая книга содержит нормы о различных проступках.[12]

Представленная система Особенной части УК свидетельствует о том, что структурные части УК сконструированы с учетом западной доктрины о делении права на частное и публичное.

УК Ирака не содержит ответственности за воинские преступления; эта ответственность предусмотрена специальным нормативным актом — Военным уголовным кодексом 1940 г.

Второй параграф посвящен преступлениям против алчности.

Диссертант акцентирует внимание на убийстве. УК Ирака различает три вида убийства: I. Простое умышленное убийство. 2. Умышленное убийство, связанное со смягчающими вину обстоятельствами. 3. Умышленное убийство с отягчающими вину обстоятельствами.

Смягчающими вину обстоятельством по УК Ирака признается, например, состояние аффекта. Учеными-правоведами Ирака смягчающе вину обстоятельства толкуются как предоставление некоторым виновным определенных льгот. Они полностью или частично освобождаются от наказания, которое в случае .отсутствия этих обстоятельств было бы полным. Названные обстоятельства называются законными, т.к. их источник — закон. Вопрос об их наличии или отсутствии решается в каждом конкретном случае судьей. Например, состояние аффекта, вызванное неожиданным обнаружением жены на месте прелюбодеяния; убийство матерью новорожденного с целью сокрытия позора. Право на смягчение наказания за эти преступления имеют только эти лица.

По УК Ирака отягчавшие вину обстоятельства могут иметь общий и частный характер, Обстоятельства общего характера — это те, о которых говорит законодатель в Общей части УК. Они применяются ко всем преступлениям, независимо от их характера и категории.

Частные /особые/ обстоятельства — это те, о которых законодатель говорит в Особенной части УК, и их положения распространяются только на преступления, специально, оговоренные в соответствующей норме.

Отягчающие обстоятельства общего характера имеют место в следующих случаях:

1. Совершение преступления из низменных побуждений. На первый взгляд кажется, что этого условия нет в действиях, например, подпадающих под признаки ст. 409 УК. Но мы можем себе представить возможность наличия этого условия, когда муж убивает любовника своей жены по мотиву ревности и оставляет живой свою жену, которую он любит, чтобы наслаждаться ею. Не является ли это низменным побуждением преступления? Ведь он убивает из ревности, а не по причине оскорбления его чести.

2. Совершение преступления с использованием умственной отсталости потерпевшего или его неспособности к сопротивлению, или в условиях, когда никто не может защитить его.

3. Использование жестоких методов при совершении преступления или истязание потерпевшего.

4. Использование преступником при совершении преступления своего служебного положения и своей власти, вытекающей из этого положения.

Частные отягчающие вину обстоятельства указаны в ряде статей Особенно части УК Ирака. Например, ст. 206 УК в качестве отягчающего обстоятельства называет убийство государственного служащего при исполнении служебных обязанностей.

[1] Ирак — делил — сияхи — Багдад, 1982 /на арабском языке/,

[2] Фаузи Рашид — Аль Шрак Аль Иракия Аль Кадима. — Багдад, 1973, с.40 /на арабском языке/.

[3] Аль-Трианими. Аль Тарих аль-нудм уэ аль шариа — Кувейт, 1975, с. 63 /на арабском языке/.

[4] Рашид Фаузи. Аш-Шараа Аль Иракие аль-Кадима Багдад, 1973,- С.4.

[5] Хашим Аль-Хафиз. Лекция по истории Ирака. Багдад, 1963,-С.34.

[6] Салям А. Тарих аль нузун аш-Шарая. — Кувейт, 1975 — С.154

[7] Сюкийяйнен Л.Р. — Мусульманское право. М., 1986 — С.65.

[8] Лихачев В.А. — Мусульманское право. М., 1984 – С.77.

[9] Вахба аз-зазили. Принципы уголовной ответственности в мусульманском праве. — «Аль-Уай аль-Ислами», Кувейт, 1970, № 65, с. 46, 47. /на арабском языке/.

[10] См. Хамид ас-Саади. Толкование нового Иракского УК. — Багдад, 1970. — С.145 /на арабском языке/.

[11] Мохаммед Али Хасан. Штраф в современном УК. — Багдад, 1954, С.98 /на арабском языке/.

[12] В советской правовой литературе, касающейся развивающая стран наряду с термином «проступок» применяется также термин «мелкое правонарушение». — См. Пантелеев В.А., Лихачев В.А. Уголовное право развивающихся стран. — М., 1988. — С. 23.

Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст книги, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

Популярное:

  • Написать письмо жириновскому в госдуму Жириновский Владимир Вольфович Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 7-го созыва. Избран во главе общефедеральной части федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией "Либерально - демократическая партия […]
  • Донец сергей петрович адвокат Донец сергей петрович адвокат Председатель Президиума Коллегии адвокатов «Сфера» (Вологда) с 18 августа 2006 г. Родился 18 августа 1952 г. С 1970 по 2002 г. проходил службу в силовых структурах РФ, полковник запаса. В реестре адвокатов Вологодской […]
  • Мировой суд красноглинского района самара Красноглинский районный суд г. Самара Самарской области Красноглинский районный суд г. Куйбышева начал осуществлять свою деятельность на базе народного суда I-го участка Кировского района г. Куйбышева с апреля 1952 года после образования Красноглинского […]
  • Мошенничество ч 4 ст 159 ук рф Мошенничество ст. 159, какая ответственность и как пользоваться этой статьей для доказательства и защиты? Мошенничество определяется законом, как совершение противоправного действия, которое направлено на присвоение чужого имущества путем обмана либо […]
  • Экологические права граждан ответственность за экологические правонарушения Экологические права граждан ответственность за экологические правонарушения Эколого-правовая ответственность является разновидностью общеюридической ответственности, но в то же время отличается от иных видов юридической ответственности. Эколого-правовая […]
  • Пособия на третьего ребенка в воронежской области Пособия на ребенка в Воронеже Каждая женщина имеющая ребенка или вынашивающая ребенка имеет право получать от государства определенную сумму денег в виде детского пособия. Молодая мама имеет право получать пособие даже на ранних сроках беременности, когда […]
  • Военный комиссариат нижнекамского района Защита прав призывников и военнослужащих Работаем по всей России Список военкоматов Республики Татарстан (Казань) Военкоматы Республики Татарстан Военный комиссариат Советского района г. Казани 420088, г. Казань, ул. Журналистов, 38 Телефон: +7 (843) 279 […]
  • Управление имуществом некоммерческой организации Статья 16. Договор доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал Статья 16 . Договор доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал Информация об изменениях: Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 328-ФЗ в часть 1 […]
Уголовный кодекс ирака