Уголовный кодекс франции новый

Уголовный Кодекс Франции 1810 г

Главная > Реферат >Государство и право

1. Разработка и структура Кодекса ___________________________________4

2. Характеристика основных положений, закрепленных в Кодексе _______14

Список использованной литературы _________________________________25

Уголовный Кодекс Франции 1810 года (далее — Кодекс) был принят в наполеоновской Франции. Он являлся своеобразным эталоном унификации и систематизации норм уголовного права и оказал большое влияние на буржуазное уголовное право всей Европы.

В рамках дисциплины истории государства и права зарубежных стран изучение данного правового документа не теряет актуальности, так как позволяет оценить в целом развитие буржуазного уголовного права периода нового времени.

Целью данной работы является изучение структуры, основных понятий, институтов, норм, закрепленных в Кодексе.

Для достижения указанной цели в работе были решены следующие задачи:

1. Исследование историко-правовых предпосылок создания Уголовного Кодекса 1810 года, в частности анализ несовершенства кодекса 1791 года;

2. Определение структуры Кодекса 1810 года;

3. Характеристика и анализ основных положений Кодекса.

Предметом исследования выступают непосредственно нормы уголовного закона Франции, а объектом — правовые отношения, регулируемые данными нормами.

Для получения объективной информации в исследовании применялись следующие методы научного познания:

Анализ и синтез — два взаимосвязанных общенаучных метода, предполагающих разделение проблемного вопроса на простые элементы, их последовательный анализ и сведение выводов воедино — на их основе строится план работы.

Индукция и дедукция — общенаучные методы, предопределяющие ход исследования как движение от конкретного к абстрактному, и от абстрактного к конкретному соответственно.

Формально-логический метод — общенаучный метод, предполагающий использование законов формальной логики.

Помимо общенаучных в исследовании применялись также частно-научные, присущие юридической науке методы, такие как формально-юридический метод и метод толкования норм права.

Теоретическую основу работы составили историко-правовые учения таких ученых как О.А. Жидков, П.И. Гришаев, Н.А. Крашенинникова и др.

1. Разработка и структура Кодекса

Работа над Кодексом продолжалась в течение 10 лет. Он был утвержден без прений Госсоветом в январе 1810 г. и введен в силу в 1811 г. вместе с Уголовно-процессуальным кодексом.

Кодекс начинается с предварительных положений, в которых преступные деяния подразделяются на виды, причем в основу деления положен характер наказания: преступное деяние, которое законы карают полицейскими наказаниями, является нарушением; преступное деяние, которое законы карают исправительными наказаниями, являются проступком; преступное деяние, которое законы карают мучительными или позорящими наказаниями, является преступлением (ст. 1). Таким образом, Кодекс устанавливает традиционную трехчленную классификацию преступных действий:

1) преступления – наиболее тяжкие преступные деяния,

Кодекс состоит из четырех книг, включающих две части, одна из которых излагала принципы различения деяний и лиц, подлежащих наказанию по закону, а вторая содержала нормы для оценки наказуемых законом деяний. Первую часть составляют краткие предварительные положения из первых двух книг: (они напоминают общую часть современных кодексов). Третья и четвертая книги образуют так называемую особенную часть Кодекса. Дефиниция преступления очень проста – преступлениями являются деяния, которые законы наказывают мучительным или позорящим наказанием (ст. 1)¹ Наиболее оригинальной структурной частью Кодекса следует считать способ

[1]. Уголовный Кодекс Франции 1810 года// Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: Новое и новейшее время.- М.: Юрайт, 1999.- С. 221

различения всевозможных видов действий, подлежащих наказанию по закону. Самих преступных действий существует несметное количество, однако законодатель и карательные учреждения имеют весьма немногочисленный арсенал видов наказания. Вид преступления (наказуемого деяния) определяется очень просто – в зависимости от меры наказания, предусмотренной законом.

Всего насчитывается три вида наказаний: полицейское (штраф, непродолжительное тюремное заключение и др.), исправительное (если есть надежда, что наказание исправит преступника) и мучительные и позорящие наказания, когда преступник настолько закоренелый и опасный, что его необходимо наказывать самым суровым образом и надежно изолировать от общества.

В итоге получается следующая классификация: полицейскими наказаниями караются нарушения (contraventions), исправительными – проступки (delits — деликты), а мучительными и позорящими – преступления (crimes)¹

Полицейские наказания – это тюремное заключение от одного до пяти дней, денежный штраф, конфискация определенных предметов.

Исправительные наказания – тюремное заключение на срок (исправительный дом), временное лишение некоторых прав (попечительских, гражданских и семейных), штраф.

Мучительные и позорящие наказания включают в себя множество видов и подвидов. Сюда включались:

1. Смертная казнь;

2. Бессрочные каторжные работы;

[1]. Ливанцев, К.Е. История буржуазного государства и права (Новое и новейшее время)/ Под ред. К.Е. Ливанцева.- М.: Знание, 1990.- С. 205

4. Каторжные работы на срок;

5. Смирительный дом (тюрьма строгого режима), иногда с клеймением и конфискацией имущества.

Работа над Кодексом продолжалась в течение 10 лет. Он был утвержден без прений Госсоветом в январе 1810 г. и введен в силу в 1811 г. вместе с Уголовно-процессуальным кодексом.

В следующей главе работы рассмотрим структуру Кодекса, а также проанализируем его основные положения. Только позорящие наказания включали в себя следующие:

1.Выставление у позорного столба в ошейнике (до 1832 г.);

3. Гражданскую смерть (гражданскую деградацию) – лишение избирательных прав и запрещение занимать должности присяжного, эксперта, а также выступать свидетелем, быть опекуном, попечителем; лишение права носить оружие и служить в войсках империи; снятие со всех публичных должностей.

Кодекс включает в себя ряд составов преступлений и наказаний, которые были упразднены в республиканский период. Восстановлена пожизненная каторга, смертная казнь с предварительным отсечением руки, депортация в колонии и гражданская смерть. Наряду с этими изменениями в Кодексе увеличилось число наказаний, карающихся смертной казнью, и число составов в защиту частной собственности. Введен новый и подробный раздел о государственных преступлениях, составы которых носят неопределенный

характер (призывы в публичных речах – ст. 102; посягательство на изменение формы правления – ст. 87).

Впоследствии наиболее существенным изменениям или полному упразднению подверглись составы, унаследованные от средневековых обычаев и традиций: отмена клеймения и отсечения руки отцеубийце (1832 г.), гражданская смерть (1854 г.). С 1885 г. вводится условное освобождение, которое вначале применялось лишь по отношению к лицам, отбывшим половину положенного срока тюремного заключения, но не касалось лиц, осужденных к депортации, каторге, пожизненному заключению¹

Итак, подытожив, сформулируем ключевые особенности структуры Уголовного кодекса 1810 года.

Уголовный кодекс Франции 1810г. состоит из Общей и Особенной частей. Общую часть кодекса образуют первые две книги, посвященные общим вопросам наказаний, их видам, уголовной ответственности. Особенную часть составляют третья и четвертая книги — в них содержится перечень преступных деяний.

Первая книга кодекса посвящена наказаниям уголовным (мучительным и позорящим) и исправительным.

Кодекс подробно описывает порядок применения каждого наказания. Мучительными и позорящими наказаниями были: смерть, каторжные работы, депортация, смирительный дом. В некоторых случаях одновременно с применением одного из указанных наказаний допускалось клеймение. Такие меры, как клеймение, выставление у позорного столба, Кодекс заимствовал из феодального уголовного права, что обусловило его архаичность в области наказаний.

[1]. История государства и права зарубежных стран: ч.2/под общ. ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой. М.: Юрайт, 1999.- С. 311

Среди исправительных наказаний Кодекс называет тюремное заключение на срок в исправительном заведении, временное лишение политических, гражданских и семейных прав, штраф.

Таким образом, можно сказать, что Кодекс предусматривает значительное количество довольно суровых наказаний, испытывая в этом плане влияние старого феодального права.

Кодекс подробно описывает порядок применения наказания. В ст. 12, 13 говорится об осуществлении смертной казни: “Всякому приговоренному к смерти отсекается голова. Приговоренный к смерти за отцеубийство препровождается на место казни в рубашке, босиком, с черным покрывалом на голове (он выставляется на эшафоте, в то время как судебный пристав читает народу обвинительный приговор; вслед за этим ему отсекается кисть правой руки и он предается немедленной смерти)”. Так же детально описывается исполнение других наказаний.

Публичное осуществление жестоких наказаний свидетельствует о том, что основной целью наказания по-прежнему остается устрашение.

К позорящим наказаниям относились: выставление у позорного столба в ошейнике, изгнание, лишение избирательных прав и запрещение занимать государственные должности.

Среди исправительных наказаний кодекс называет тюремное заключение в исправительном заведении, временное лишение политических, гражданских и семейных прав, штраф.

Вторая книга кодекса устанавливает основания ответственности и основания освобождения от ответственности. К последним относятся безумие и принуждение к совершению преступлений силой. Подробно описываются различные формы соучастия: подстрекательство, пособничество. Об этом говорится в следующих статьях:

И так в ст.59 гласит:

«Соучастники (complices) преступления или проступка подлежат тому же наказанию. Что и исполнители(auteurs) этого преступления или проступка, за исключением случаев, когда законом предписывается иное.»¹

«Нет ни преступления, ни проступка, если во время совершения деяния обвиняемый был в состоянии безумия или если он находился под принуждением силы, которой не мог противостоять».

«Никакое преступление и никакой проступок не могут быть признаны извинительными, а наказание за них смягчено, за исключением случаев и при обстоятельствах, когда закон объявляет деяние извинительным или разрешает применение менее строгого наказания».

Уголовный кодекс франции новый

Уголовное право и судебная система дореволюционной. Франции вызвали наибольшее возмущение всех слоев общества. Основным нормативным актом был»Большой уголовный ордонанс»1670. Людовика XIV, предусматривать бачав пытки и жестокие наказания. Во. Франции действовала система letters de cachet («письмо с печатью»). Это были приказы об аресте и внесудебное и бессрочное заключение. Внешне они оформлялись как бланки-нак азы с печатью короля и тысячами раздавались чиновникам, придворным и даже дамам. Достаточно было вписать в бланк фамилию нежелательной человека, и она могла навсегда остаться в казематах тюрьмыникнути в казематах тюрми.

Новое уголовное законодательство было привести уголовное право в соответствии с идей. Просвещения и очистить его от феодальных элементов поэтому уже на первом этапе. Великой. Французской революции в 1791 году бы было принято первой буржуазной. Уголовный кодекс. Франции. Но принятый в условиях революционной атмосферы, он имел определенные недостатки и оказался недолгийм.

Подготовительные работы по созданию нового. Уголовного кодекса начались одновременно с разработкой. Гражданского кодекса в период. Первой империи во. Франции. Проект. Уголовного кодекса разрабатывался комиссией во главе с. Та арже и был подан в 1804 году на рассмотрение. Государственной ралли. Через существенные противоречия обсуждения было прекращено и возобновилось только в 1806 году. Тогда же было принято решение о создании двух кодексов — уголовного и уголовно-процессуального. Последний был утвержден уже в 1803 году, но внедрению его к юридической практике препятствовало отсутствие. Кодекса об преступлений и наказаний. Такой. Кодекс был. СХУ. Алена в феврале 1810 года и вступил в силу с 1 января 1811 одновременно с. Процессуальным кодексом. Наиболее противоречивыми при обсуждении документа стали вопрос о существовании суда присяжных и сохранит ния смертной казни. Несмотря на жесткое сопротивление части французских правоведов и политиков, которые ссылались на текст»Декларации прав человека и гражданина»1789 года,. Таржи удалось отстоять смертную ка ру как один из мер наказания. Кодекс должен светский характер, в него не вошли религиозные преступления и винызлочини та провини.

Уголовный кодекс 1810 года закрепил основополагающие идеи. Великой. Французской революции и предусматривал строгое соблюдение принципа законности, направленного на максимальное ограничение судейского произвола. Этот пр ринцип было зафиксировано в ст 4. Кодекса, гласивший:»Ни одно нарушение, ни один проступок, ни одно преступление не может караться наказаниями, которые не были установлены законом к их совершения»Эта формула означала, что гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности только на основании действующего закона, запрещалось предоставлять уголовному закону обратной силы. Будучи классическим кодексом буржуазного п рава,. Уголовный кодекс. Франции 1810 года выходил из принципа равенства всех граждан перед законом перед законом.

Кодекс состоял из предыдущих постановлений четырех книг. Первые две книги в нашем современном понимании составляли. Общую часть, а третья и четвертая -. Особенную часть. Преступные деяния подразделялись на нарушите ения, проступки и преступления их разграничения зависело от вида предполагаемого наказания. Под преступлением понималось преступное деяние, за которое в соответствии с. Кодексом предусматривались мученические или позорные пока ранняя или только позорные. Проступки наказывались исправительными наказаниями, а нарушения — полицейскими (статья 1тя 1).

Наказаниями мученическими и позорными согласно статье 7. Уголовного кодекса были: I) смерть, 2) пожизненные каторжные работы, 3) депортация, 4) срочные каторжные работы; 5) направление в смирительные дома в. Одновременно с этими наказаниями могли применяться клеймение и конфискация имущества позорного наказания по статье 8. Кодекса были: 1) выставление у позорного столба, 2) изгнания, 3) гражданская деградация (лишение избирательных прав и запрещение занимать определенные должности). К списку исправительных наказаний статья 9. Кодекса включала: 1) тюремное заключение на определенный срок в исправительное учреждение, 2) временные ове лишение политических, гражданских или семейных прав; 3) штраф. Во полицейскими наказаниями в. Статья 464. Кодекса подразумевались тюремное заключение, денежный штраф и конфискация определенных предметов, на которые был наложен аренерешт.

Субъектом преступления признавалась любая вменяемое совершеннолетнее лицо. Для преступников моложе 16 лет предусматривались смягчены меры наказания, если было доказано, что в них отсутствовало четкое представление в тосовно последствий совершенного. В этом случае их отдавали родителям для исправления или отправляли в исправительного дома до достижения 20 лет. Смягчение наказания предусматривалось законом и для лиц старше 70 лет. В случае доказанной в ходе судебного разбирательства необходимой обороны. Кодекс предусматривал полное освобождение от ответственности. Вводилось положение о невменяемости как обстоятельство, исключала преступную деяния. Оно могло быть применено и в случае невменяемости обвиняемого в момент совершения преступления. В этом положении отразились гуманистические взгляды юристов и психиатров XVIII века, положили кр ай преследованию психически больных лиц. Более четко. Уголовный кодекс. Франции 1810 разграничивал покушение и завершен преступление. Если раньше согласно феодальному уголовного права человек мог быть привлечет на к ответственности даже за»преступные умонастроения», то теперь покушение должен проявляться в конкретных внешних действиях и сопровождаться началом выполнения преступного деянияя злочинного діяння.

При решении вопроса о уголовной ответственности составители. Кодекса исходили из теории утилитаризма. Они не верили в исправление преступника и утверждали, что буржуазия, пришедшая к власти и получила в собственность, должна быть защищена. Эта защита строился на страхе перед суровым наказанием, зафиксированным в. Кодексе. Страх перед наказанием должен быть сильнее предполагаемые блага, которые преступник мог оде ржать в результате совершения преступленияину.

Такая позиция законодателя привела к усилению уголовной ответственности сравнению с. Уголовным кодекс 1791 года количество действий, которые квалифицировались как преступления, выросла в полтора раза. В 30 случаях предусматривать ачалася смертная казнь смертной казни за покушение на жизнь и личность императора, а также за отцеубийство предшествовал средневековый ритуал отсечение руки. Пожизненная каторга применялась в 15 случаях. Таврув анню подвергались приговорены к каторге бродяги, нищие, рецидивисты и фальшивомонетчиктники.

Уголовный кодекс был создан с большим запасом прочности, и он просуществовал до 1992 года. Безусловно, за это время он претерпел существенных изменений в части наказаний реформа 1832 года исключались средневековые вид ди наказания: выставление у позорного столба, отсечение руки и клеймение. На волне буржуазной революции 1848 года была отменена смертная казнь за политические преступления, восстановленную в 1960 году. Как вид п окарання смертную казнь во. Франции была отменена в 1981 году. С 1854 года каторжные работы стали происходить в колониях, а в 1946 году — вовсе отмененовані.

Уголовный кодекс. Франции 1810 году произвел значительное влияние на развитие уголовного права стран континентальной правовой системы. В течении наполеоновских войн он применялся в странах, завоеванных. Франция семьей, а также был введен в ее колониях в. Азии,. Африке и. Латинской. Америкеі.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Уголовный кодекс Франции 1810 г. Эволюция уголовного права во Франции в XIX-XX вв. УК 1992 г.

Стройное и законченное выражение уголовно-правовая программа нового времени (классическая школа уголовного права) получила во французском Уголовном кодексе 1810 г., разработанном при Наполеоне I. Хотя Кодекс в ряде моментов представлял собой шаг назад по сравнению с законодательством эпохи революции, в целом он был прогрессивным для своего времени документом. Во Франции до 1992 г. с изменениями и дополнениями действовал УК 1810 г., который в зависимости от политической ситуации включал новые гуманистические или репрессивные положения.

В Уголовном кодексе 1810 г. краткие предварительные положения, а также книги первая и вторая были посвящены общим вопросам наказаний, их видам, уголовной ответственности. Они представляли собой своеобразную общую часть Кодекса, в которой излагались основные понятия и принципы уголовного права. В третьей и четвертой книгах содержался конкретный перечень преступных деяний, и определялись в каждом отдельном случае вид и мера наказания (особенная часть).

Эволюция:

Во Франции, в отличие от Англии, законодательство периода революции внесло’ радикальные изменения в уголовное право и перестроило его в соответствии с новыми представлениями о преступлениях и наказаниях. Как уже отмечалось выше, принятый в революционной обстановке УК Франции 1791 г. оказался недолговечным.

Стройное и законченное выражение уголовно-правовая программа нового времени (классическая школа уголовного права) получила во французском Уголовном кодексе 1810 г., разработанном при Наполеоне 1, Хотя Кодекс в ряде моментов представлял собой шаг назад по сравнению с законодательством эпохи революции, в целом он был прогрессивным для своего времени документом. В нем проводилась идея равенства лиц перед уголовным законом, вводились ясные критерии преступления, четко очерчивался круг наказаний и т.д.

Структура УК 1810 г., хотя и была более сложной, в принципе следовала структуре УК 1791 г. Краткие предварительные положения, а также книги первая и вторая были посвящены общим вопросам наказаний, их видам, уголовной ответственности. Они представляли собой своеобразную общую часть Кодекса, в которой излагались основные понятия и принципы уголовного права. В третьей и четвертой книгах содержался конкретный перечень преступных деяний и определялись в каждом отдельном случае вид и мера наказания (особенная часть).

В УК 1810 г. в соответствии с идеями классической школы уголовного права особо подчеркивалось, что преступлениями являются деяния, которые запрещены законом (ст. 1), что уголовный закон не имеет обратной силы (ст. 4). В Кодексе говорилось об ответственности соучастников преступления, предусматривалось освобождение от ответственности лиц, действующих в состоянии безумия или под принуждением силой.

Французский законодатель, однако, к этому времени еще не разработал многих общих вопросов уголовного права: не были определены формы вины, ничего не говорилось о давности, о совокупности преступлений. В УК упоминалось покушение, но оно полностью приравнивалось к законченному преступлению, если преступное действие прерывалось не по воле покушавшегося.

УК 1810 г. ввел трехчленную классификацию преступных действий, которые в зависимости от характера наказания делились на 3 группы. К первой относились наиболее тяжкие преступные деяния — преступления (crimes), которые карались мучительными или позорящими наказаниями. Вторую группу составляли проступки (delicts), наказывавшиеся исправительными мерами. Для третьей группы — полицейских правонарушений (contraventions) — были предусмотрены наказания полицейского характера.

В Кодексе четко очерчивался круг возможных уголовных санкций, закреплялся отказ от ряда жестоких наказаний средневековой эпохи. Но в области наказаний УК 1810 г. делал шаг назад по сравнению с УК 1791 г. В нем восстанавливались пожизненная каторга, смертная казнь с предварительным отсечением руки, депортация в колонии, гражданская деградация. В качестве дополнительного наказания предусматривалось также клеймение.

Исправительными наказаниями, по терминологии Кодекса (ст. 9), могли быть: тюремное заключение в исправительном заведении, временное лишение некоторых политических, гражданских и семейных прав, а также штраф.

В разделе о преступлениях и проступках против частных лиц более половины статей были посвящены охране собственности. Сурово наказывались кражи, которые во многих случаях влекли за собой каторжные работы, иногда — пожизненные. Кодекс запрещал коалиции и стачки рабочих, вводил уголовную репрессию против нищих и бродяг, не имевших определенного места жительства и средств к существованию.

В особенной части УК 1810 г. на первое место выносились преступления против публичных интересов. Наряду со статьями, говорящими об измене, шпионаже, посягательстве на внешнюю безопасность французского государства, содержались и специфические статьи, каравшие за покушения на особу императора и членов его семьи, за попытки ниспровержения или изменения образа правления.

Лица, произносящие речи, расклеивающие афиши с целью призыва граждан к совершению преступлений против внутренней и внешней безопасности государства, рассматривались как виновные в преступлениях и заговорах.

УК 1992 г.:

История принятия : Идея реформировать уголовный кодекс Наполеона имеет достаточно давнюю историю: так, ещё в 1887 году была создана первая комиссия по разработке нового уголовного закона; в 1892 году она представила проект Общей части нового кодекса, который так и не был принят[1].

Вторая комиссия по подготовке нового кодекса была создана в начале 1930-х годов и опубликовала свой проект кодекса в 1934 году; этот проект был построен на основе новейших достижений криминологии и отводил значительную роль мерам безопасности, однако законопроектная работа была приостановлена в связи с началом Второй мировой войны.

Следующая проектная комиссия собралась в ноябре 1974 года, первый результат её работы был опубликован в 1976 году, окончательный вариант проекта был подготовлен в 1978 году. Проект в течение долгого времени дорабатывался, что было связано с борьбой двух школ в уголовном праве и двух направлений в уголовной политике: теории новой социальной защиты и неоклассической уголовно-правовой школы. Приверженцы первой теории считали, что уголовное право нужно заменить правом социальной защиты, в котором наказание заменят меры социальной защиты, направленные на ресоциализацию лица; это предполагало, что в законе не будет жёстко установленных санкций, а мера, применяемая к преступнику, будет всецело зависеть от обстоятельств конкретного дела[2]. Сторонники неоклассической школы протестовали против предоставления каких-либо льгот преступникам, стоя на позиции умеренной и разумной, основанной на законе уголовной репрессии, предполагающей быстрое и неотвратимое применение наказания[3].

Если с 1970 по 1981 год в руководстве страны преобладали сторонники неоклассической теории, то в 1981 взяли верх сторонники теории социальной защиты; в 1986 году к власти вновь вернулись «правые» партии, стоящие на позиции применения более жёстких мер ответственности[4].

В таких условиях новый кодекс не мог быть принят, хотя проект постоянно совершенствовался. Новые тексты проекта были представлены в 1983 и 1985 годах, а в 1986 году проект был представлен Сенату. Проект был обсуждён и принят в двух чтениях в каждой из палат французского парламента (Сенате и Национальной Ассамблее); по итогам была создана паритетная комиссия, которая должна была согласовать поправки, предлагаемые палатами[5].

Окончательный текст кодекса был принят в третьем чтении каждой из палат 22 июля 1992 года

Структура кодекса:

Кодекс делится на законодательную и регламентационную часть. Регламентационная часть включает положения, принятые органами исполнительной власти в рамках собственной компетенции или делегированных законодательными органами полномочий[7].

Законодательная часть кодекса была принята 22 июля 1992 года и состоит из четырёх частей или «книг». Книга Первая включает общие положения уголовного права и по существу представляет собой Общую часть кодекса; Книга Вторая включает составы преступлений и проступков против личности; Книга Третья — составы имущественных преступлений и проступков; Книга Четвёртая — составы преступлений и проступков против нации, государства и общественного спокойствия. 16 декабря 1992 была принята Книга Пятая «Прочие преступления и проступки». Книга Шестая «О нарушениях» не содержит норм, так как все положения, касающиеся нарушений, устанавливаются исполнительными органами в регламентах[8]. Книга Седьмая «Положения, применяемые в заморских территориях и территориальной общности Майот» была введена 28 марта 1996 года.

Регламентационная часть была принята 29 марта 1993 года декретом в Государственном совете. Она содержит положения, уточняющие, разъясняющие и дополняющие законодательную часть. Система и структура регламентационной части соответствует системе и структуре законодательной части; положения, касающиеся отдельных видов нарушений включаются в Книгу Шестую УК[9].

Нумерация статей законодательной и регламентационной части не является сквозной и технически различается: статьи регламентационной части получают дополнительное обозначение буквой «R»

Изменения УК

УК Франции динамично изменяется. В 1993 и 1994 году, ещё до введения УК в действие он был дополнен нормами об отсрочке исполнения наказания с судебным задержанием, о периоде надёжности для лиц, совершивших тяжкие убийства и т. д.

Уточнению в 1992 и 1996 годах подверглись нормы о действии уголовного закона в пространстве: он был приведён в соответствие нормам международного права и потребностям борьбы с преступлениями транснационального характера[14].

В 1994 году была установлена ответственность за преступные деяния в сфере здравоохранения, а в 1996 — за отмывание денег[15].

В 1998 году в кодекс был включён новый институт социально-судебного наблюдения, вводимого за половые преступления[16].

Были и другие изменения. Совершенствование УК Франции продолжается и в настоящее время.

Ответственность за должностные преступления (к ним законодатель относит взяточничество, злоупотребление властью, разглашение профессиональной тайны и покушение на нее, хищение и присвоение вверенного имущества) предусмотрена в основном в гл. 2 «О покушениях на государственные органы, совершаемые лицами, исполняющими служебные функции» в III разделе Книги четвертой, которая посвящена ответственности за преступления и уголовные деликты, совершенные против нации, государства и общественного порядка. В этой главе предусмотрена ответственность за такие преступления, как злоупотребление властью против управления, а также в отношении частных лиц, дискриминация по мотивам проис-

хождения, пола, семейного положения, политических взглядов, профсоюзной деятельности, расовой или национальной принадлежности и т.п., если такая дискриминация осуществляется должностными лицами, покушение на неприкосновенность жилища, нарушение тайны корреспонденции, взяточничество и незаконное получение процентов. Новый кодекс 1992 года из числа должностных преступлений вывел злоупотребление доверием, совершаемое государственными служащими. Ответственность за него отныне включена в главу о преступном присвоении имущества и внесена в Книгу третью УК «Ответственность за преступления и уголовные деликты против собственности». Согласно ст. 314-3 УК, более строгую ответственность за это преступление несут должностные лица. Зло-, употребление доверием со стороны должностных лиц (к ним законодатель в этом случае относит судебного представителя, нотариуса или работников судебных органов) наказывается тюремным заключением на срок до 10 лет и штрафом до 10 млн. франков, в то время как остальные граждане наказываются тюремным заключением на срок до 3 лет и штрафом до 2,5 млн. франков (ст.ст. 314-1 — 314-3). Более строгая ответственность предусмотрена за совершение должностным лицом мошенничества. Например, согласно ст. 313-2, должностное лицо, виновное в мошенничестве, наказывается тюремным заключением на срок до 7 лет и штрафом до 5 млн. франков, в то время как за аналогичное преступление для недолжностного лица предусмотрена ответственность в виде лишения свободы на срок до 5 лет и штрафа до 2,5 млн. франков.
В отличие от Уголовного кодекса 1810 года, давшего в ст. 166 несколько патетическое определение должностного преступления («всякое преступление, совершенное должностным лицом при исполнении им своих обязанностей, является изменой долгу службы»), ст. 432-1 УК 1992 года говорит об ответственности представителя государственной власти, который умышленно нарушает закон своими действиями в ходе исполнения служебных обязанностей.
В Уголовном кодексе 1992 года французский законодатель отказался от ответственности за некоторые деяния, ранее составлявшие должностные преступле-
20

ния. Например, в нем вообще не предусмотрена ответственность за участие должностных лиц в делах и коммерческих сделках, несовместимых с их служебным положением, в то время как, согласно ст. 175 УК 1810 года, всякое должностное лицо, всякий государственный служащий, всякий агент правительства, которые открыто, либо посредством подложных актов, или с помощью подставных лиц получали или извлекали какую-либо выгоду из сделок, публичных торгов, из предприятий, полностью или в части находящихся или находившихся во время совершения этого деяния в их заведывании или под их надзором, наказывались тюремным заключением на срок не менее 6 месяцев и не более 2 лет и приговаривались к штрафу, который не мог превышать четвертой части суммы, потребной для восстановления прежнего состояния и вознаграждения за убытки, и быть ниже двенадцатой части этой суммы. Кроме того, они навсегда лишались права исполнять какую бы то ни было публичную обязанность.
Приведенные выше положения применялись ко всякому должностному лицу или агенту правительства, заинтересованным в деле, по которому они обязаны были сделать распоряжение об уплате или произвести расчет.
Такому же тюремному заключению и штрафу в размере от 360 до 15 000 франков подвергался всякий публичный служащий, всякий публичный агент или представитель публичной администрации, которые:
осуществляли наблюдательные или контрольные функции на частных предприятиях;
заключали от имени государства торговые сделки или контракты с частными предприятиями;
навязывали свое мнение во время заключения сделок и контрактов с частными предприятиями;
и которые в течение 5 лет с момента прекращения своих служебных функций продолжали принимать участие в виде работы, предоставления советов, денежных или материальных средств (исключая средства, полученные по наследству).
Начальники военных подразделений, коменданты департаментов, крепостей и городов, префекты или супре-фекты, которые в пределах подведомственной им терри-
21

тории занимались открыто, или посредством фиктивных актов, или с помощью подставных лиц торговлей зерном, хлебом, мякиной, мукой, винами или напитками, исключая те, что получались из их собственных владений, наказывались штрафом не менее 1500 и не более 60 000 франков и конфискацией пищевых продуктов, которыми производилась торговля.
Положения этих норм в той или иной форме вошли в новый текст французского УК, однако при этом была проделана большая редакторская работа.
Виды должностных преступлений.
Взяточничество. Ответственность за взяточничество регулируется ст.ст. 432-10—432-12 УК Франции. Взятка в новом Уголовном кодексе делится на: взимание должностным лицом непричитающихся сумм под видом предусмотренных законом (ст. 432-10), так называемое «пассивное взяточничество» (ст. 432-11) и незаконное получение процентов (ст. 432-12). До февраля 1945 г. взяточничество наказывалось гражданской деградацией. Это наказание применялось только к служащим и агентам правительственных учреждений и предусматривалось в следующих законах:
Законе об ответственности за взяточничество экспертов от 13 мая 1863 г.. Законе об ответственности военнослужащих, а также лиц, к ним приравненных от 9 марта 1928 г., Законе об ответственности за взяточничество служащих частных компаний от 16 февраля 1919 г. и ряде других. Ордонансом от 8 февраля 1945 г. положения всех этих законов, в той части, где речь идет об ответственности за взяточничество, были объединены и включены в Уголовный кодекс в виде ст.ст. 432-10 и 432-11. Преступление совершалось путем заключения соглашения между взяткодателем и подкупаемым служащим. Преступление являлось законченным, когда взяткодатель добивался от подкупаемого служащего согласия совершить правомерное или неправомерное действие, подлежащее оплате, или, наоборот, воздержаться от совершения какого-либо действия.
Во Франции традиционно закон не только расценивает взяткодателя и взяткополучателя как исполнителей, но и считает их соучастниками данного преступления. УК 1992 года предусматривает тесную
22

связь между этими двумя видами взяточничества в терминах: пассивное (получение взятки) и активное (дача взятки) взяточничество.
К простейшей форме взяточничества можно отнести действия, предусмотренные в ст. 432-10. Эти действия совершают лица, наделенные должностными функциями. Так, согласно этой статье, тюремным заключением на срок до 5 лет и штрафом до 500 000 франков наказываются представитель государственной власти или лицо, наделенное особыми полномочиями, если они требуют, получают или под предлогом законных полномочий приказывают взимать ненадлежащие налоги или иные сборы или сумма их превышает законно установленную (в этом случае виновное лицо должно знать, что взимаемая сумма превышает сумму, установленную для сбора или что налогообложение незаконно).
Эти же лица подвергаются такому же наказанию, если они согласятся под каким-либо предлогом освободить кого-нибудь от налогов или предоставить налоговые льготы вопреки всяким законам или регламентам.
К так называемой «пассивной» форме взяточничества относятся действия, предусмотренные в ст. 432-11. Тюремным заключением на срок до 10 лет и штрафом до 1 млн. франков наказываются представитель государственной власти или наделенное особыми полномочиями или обладающее выборным мандатом лицо, если они без всяких на то прав прямо или косвенно ходатайствуют или требуют дачи предложений, обещаний, подношений, подарков или каких-нибудь других выгод за выполнение или воздержание от выполнения своих обязанностей, поручений, представительских функций, а также за злоупотребление своим реальным или вымышленным влиянием с целью добиться от государственной или административной власти награды, должности, подряда на выполнение работ или иных благоприятных решений.
В ст. 432-12 УК 1992 года предусмотрена ответственность представителей государственной власти, лиц, наделенных полномочиями выполнять должностные функции, или лиц, обладающих выборным мандатом, „если они лично или через посредников будут брать,
23

получать или удерживать какие-либо проценты от деятельности предприятия или от совершения какой-нибудь операции в тот момент, когда они осуществляют полностью или частично руководящие или наблюдательные функции за деятельностью предприятия, процессом его ликвидации или проведением расчетов. Лица, виновные в этом преступлении, наказываются тюремным заключением на срок до 5 лет и штрафом до 500 000 франков.
Отличительная особенность нового УК Франции — ответственность за активное взяточничество (за дачу взятки) помещена не в гл. 2 «О должностных преступлениях», а в гл. 3 «О посягательствах против государственных учреждений, совершенных частными лицами» и предусмотрена в ст.ст. 433-1 — 433-2. Виновные в этом преступлении, как правило, должностными лицами не являются. Так, согласно этим нормам, наказывается тюремным заключением сроком до 10 лет и штрафом до 1 млн. франков всякий, кто, не имея на то прав, лично или через посредников путем предложений, обещаний, подношений, подарков или каких-либо выгод представителю государственной власти или лицу, наделенному полномочиями осуществлять должностные функции, или лицу, обладающему выборным мандатом, добивается от него, чтобы тот:
1) либо совершил или воздержался от совершения действия, входящего в его служебные функции, полномочия или предоставленного ему выборным мандатом;
2) либо’злоупотребил своим реальным или предполагаемым влиянием с тем, чтобы добиться от государственной или административной власти наград, должностей, заказов или иных других благоприятных решений.
Такому же наказанию подвергается любое ответственное должностное лицо, которое поддастся на вышеназванные действия взяткодателя и будет ходатайствовать лично или через посредников, о выполнении или воздержании от какого-либо действия, предусмотренного в п. 1, или о злоупотреблении влиянием для достижения целей, предусмотренных в п. 2.
24

Всякое лицо, которое ходатайствует или одобряет лично или через посредников путем предложений, обещаний, подарков, подношений или иных других выгод с тем, чтобы кто-либо злоупотребил своим реальным или предполагаемым влиянием в отношении государственной или административной власти для достижения наград, должностей, заказов или иных других благоприятных решений, наказывается тюремным заключением на срок до 5 лет и штрафом до 500 000 франков.
Такому же наказанию подвергается тот, кто уступит ходатайствам, предусмотренным в предыдущем абзаце, или, не имея на то прав, лично или через посредников путем предложений, подарков, обещаний, подношений или иных выгод лицу, имеющему реальное или предполагаемое влияние, будет добиваться от него, чтобы тот в свою очередь добился от государственной или административной власти наград, должностей, заказов или иных благоприятных решений.
В отличие от вновь принятого УК, в Уголовном кодексе 1810 года вопросам ответственности за взяточничество было посвящено больше статей: ст.ст. 177—183. В них, на наш взгляд, в отличие от УК 1992 года, где даются, как правило, общие формулировки, более конкретно назывались субъекты, которые могли быть привлечены к ответственности в качестве должностных лиц. Разумеется, обобщенные формулировки — свидетельство более высокой юридической техники, но они могут стать и предметом серьезных расхождений в толковании закона в судебной практике.
Прежний французский закон расценивал взяткодателя и взяткополучателя не только как исполнителей преступления, но и как соучастников данного единого преступления. Как и в действующем законе, взяточничество принято было подразделять на пассивное и активное. К пассивному взяточничеству закон относил действие, предусмотренное в ст. 177 УК 1810 года. Эта статья — наглядный пример казуистичное™ формулировок прежнего французского УК. Так, согласно этой статье, тюремным заключением на срок от 2 до 10 лет и штрафом в размере удвоенной стоимости принятых обещаний или полученного имущества, но не ниже 1500 франков наказывалось лицо,
25

которое требовало, принимало подарки или подношения. Этим наказаниям подвергались:
1) лицо, обладавшее выборным мандатом, публичное должностное лицо административного или судебного ведомства, всякий военнослужащий или лицо, приравненное к нему, всякий агент или доверенный государственного учреждения или учреждения, контролируемого государством, граждане, выполняющие свои обязанности в каком-нибудь государственном органе, если они получат взятку за совершение действия, входящего в круг их служебных обязанностей или должности, даже законного, но не подлежащего оплате;
2) арбитр или эксперт, назначенные либо судом, либо одной из сторон за предоставление благоприятного или не благоприятного для стороны решения или заключения;
3) врач, хирург, дантист, акушерка либо ложно подтверждающие или утаивающие существование заболевания, увечий, беременность, либо предоставляющие фиктивные показания о начале заболевания, причинах увечья или смерти.
Кроме того, наказывался тюремным заключением на срок от 1 года до 3 лет и штрафом от 900 до 20 000 франков или только одним из этих наказаний всякий приказчик, служащий или доверенный, состоявший на жалованье или в той или иной форме получавший вознаграждение от кого-нибудь, который непосредственно или через подставное лицо без ведома и согласия владельца предприятия домогался или принимал предложения или обещания, домогался или принимал подарки, подношения, комиссионные, проценты или премии за совершение действия, входившего в круг его обязанностей (как видно в этом случае, французский законодатель причислил к должностным преступлениям «коммерческое взяточничество», вопреки строгой доктрине уголовного права).
Если предложения, обещания, подарки или вознаграждения привели к выполнению или уклонению от действия, которое выходит за рамки личной компетенции лиц, указанных в п. 1, то виновный наказывался тюремным заключением на срок от 1 года до 3 лет и штрафом от 600 до 20 000 франков, а арбитры и
26

эксперты в этом случае — тюремным заключением на срок от 6 месяцев до 2 лет и штрафом от 300 до 15 000 франков или только одним из этих видов наказания (ст. 177).
В том случае, если одно из лиц, о которых идет речь в п. 1 ст. 177, принимало предложения или обещания, получало подарки или подношения за доставление или попытку доставления орденов, медалей, отличий или наград, мест, занятий и должностей, каких-либо льгот со стороны публичной власти, торговых сделок, подрядов или других преимуществ, вытекающих из договоров, заключенных с публичной властью или администрацией, контролируемой государством, и тем самым злоупотребляло действительным или предполагаемым влиянием, то оно наказывалось тюремным заключением на срок от 1 года до 5 лет и штрафом в размере удвоенной стоимости принятых обещаний или полученных вещей, но не ниже 1500 франков.
Однако если виновным в злоупотреблении действительным или предполагаемым влиянием, которое ему давал его мандат или должность, являлось лицо, указанное в п. 1 ст. 177, то оно наказывалось тюремным заключением на срок от 2 до 10 лет (ст. 178).
К активному взяточничеству относились уголовно наказуемые действия, предусмотренные в ст. 179 УК 1810 года. Так, согласно этой статье, всякий, кто принуждал или пытался принудить насилием или угрозами, кто подкупал или пытался подкупить обещаниями, предложениями, подарками или подношениями одно из названных в ст.ст. 177 и 178 лиц совершить или отказаться совершить какое-либо действие, а также добивался этим же путем какого-либо их покровительства или расположения, даже если все принуждения или взятки не приносили тех результатов, на которые рассчитывал взяткодатель, наказывался так же, как и взяткополучатель.
Французский законодатель ужесточал наказание виновных в совершении вышеназванных преступлений в случае, если целью подкупа или злоупотребления властью было совершение преступления (ст. 180 УК 1810 года). В этом случае к виновному, если он „являлся военнослужащим или лицом, приравненным
27

к нему, применялось наказание в виде тюремного заключения на срок от 6 дней до 6 месяцев (ст. 393 Кодекса военной юстиции). Кроме того, осужденный военнослужащий выплачивал назначенный трибуналом штраф по месту осуждения.
Если виновный являлся судьей, решавшим дела о преступлениях, или присяжным заседателем, то к нему, помимо штрафа, предусмотренного в ст. 177, применялось наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет (ст. 181 УК 1810 г.).
Если в результате подкупа обвиняемому назначалось наказание более строгое, чем лишение свободы на срок от 5 до 10 лет, то именно такое наказание применялось к виновному судье или присяжному заседателю.
В тех случаях, когда судья или представитель административной власти разрешали дело в пользу одной из сторон или против нее из-за неприязни к ней, то они признавались виновными в должностном преступлении, и к ним применялось наказание в виде гражданской деградации.
Кроме того, во всех случаях, предусматривавшихся ст.ст. 177—180, к виновным применялось положение ст. 42 УК (суды, вынося приговоры, могли в некоторых случаях запретить осужденному полностью или частично осуществлять следующие политические, гражданские и семейные права: участвовать в- выборах; быть выбранным; быть призванным или назначенным к исполнению обязанностей присяжного заседателя или других публичных обязанностей и административных должностей или отправлять эти обязанности или должности; носить оружие; участвовать в семейных советах и др.). Как видно, в прежнем французском УК предусматривалась более строгая система наказания за должностные преступления, иногда использовался принцип талиона, в частности, за вынесение неправосудного приговора к виновному применялось наказание, соответствовавшее провозглашенному.
Злоупотребление властью. В Уголовном кодексе Франции 1992 года ответственности должностных лиц за злоупотребление властью отведено значительное число статей. Следует отметить, что новый кодекс, как и прежний, делит этот вид преступления на два класса: 1) злоупотребление властью, на-
28

правленное против управления (ст.ст. 432-1 — 433-3), и 2) злоупотребление властью в отношении частных лиц (ст.ст. 432-4 — 432-9). Правда, в отличие от УК 1810 года, в УК 1992 года нормы об ответственности за злоупотребление властью в отношении частных лиц расположены после норм об ответственности за злоупотребление властью против управления.
Также, в отличие от норм УК 1810 года, в нормах УК 1992 года об ответственности за злоупотребление властью против управления не дается конкретного описания тех действий, которые признавались бы законодателем злоупотреблением. Так, в частности, наказываются как злоупотребление властью против управления действия представителей государственной власти, которыми в ходе осуществления своих служебных полномочий или предпринятых ими мер было нарушено осуществление закона. За данное преступление ст. 432-1 предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет и штрафа до 500 000 франков. Это наказание удваивается, если действия, предпринятые должностным лицом, имели какие-либо последствия.
Законодателем расцениваются как злоупотребление властью против управления действия представителей государственной власти, а также лиц, наделенных полномочиями осуществлять должностные функции, или лиц, обладающих выборным мандатом, которые продолжают выполнять свои обязанности после того, как их официально информировали о решении или обстоятельствах, прекращающих их служебную деятельность.

В случае такого неподчинения виновное лицо наказывается тюремным заключением на срок до 2 лет и штрафом до 200 000 франков (ст. 432-3).
Согласно же нормам УК 1810 года, всякое должностное лицо, агент или доверенный правительства, какого бы звания и чина он ни был, который требовал, или приказывал, или заставлял потребовать или приказать, чтобы была пущена в ход публичная сила в целях противодействия исполнению закона, или сбору законного налога, или исполнению судебного постановления, или приказа, или всякого иного распоряжения, исходящего от законной власти, наказывался лишением свободы на срок от 5 до 10 лет.
29

В случае когда это требование или приказание выполнялись, максимум наказания составлял лишение свободы на срок от 5 до 10 лет.
Эти наказания не применялись в отношении лиц, которые выполняли приказ своих начальников, но только в тех случаях, когда приказ отдавался начальником в пределах его компетенции и был обязателен в порядке служебной подчиненности. Во всех этих случаях к ответственности привлекался начальник, отдававший первым противоправный приказ. Если в ходе выполнения приказа или требований были совершены другие преступления, караемые более строгими наказаниями, чем лишение свободы на срок от 5 до 10 лет, или максимумом наказания, то эти более тяжкие наказания применялись к должностным лицам, агентам или доверенным, виновным в отдаче указанных приказов или предъявлении указанных требований.
Как видно, прежние нормы подробнее, чем нормы нового УК, раскрывают понятие «злоупотребление властью» и дают исчерпывающий перечень деяний должностного лица, подпадающих под действие названных норм. На наш взгляд, современный французский законодатель предоставил судебным органам возможность самим достаточно произвольно толковать положения ст.ст. 432-1 — 432-3 УК 1992 года, считая неоправданными чрезмерно казуистические формулировки прежнего УК.
Нормы УК 1992 года, направленные на защиту прав граждан от произвола должностных лиц, разбиты на четыре параграфа: § 1 предусматривает ответственность должностных лиц за покушение на личную свободу граждан (ст.ст. 432-4 — 432-6); § 2 — ответственность должностных лиц за дискриминацию (ст. 432-7):
§ 3 — ответственность за покушение на неприкосновенность жилища (ст. 432-8); § 4 — ответственность за нарушение тайны корреспонденции (ст. 432-9).
Самым серьезным преступлением, поскольку за него предусмотрены самые строгие санкции, является незаконное посягательство на личную свободу граждан. Согласно ст. 432-4 УК 1992 года, если представитель государственной власти или лицо, наделенное должностными полномочиями, в ходе осуществления или по случаю осуществления своих функций или полномочий прикажет или незаконно совершит дейст-
30

вие, посягающее на личную свободу, то виновное лицо будет наказано тюремным заключением на срок до 7 лет и штрафом до 700 000 франков. Это наказание ужесточается в случае, если вышеназванное действие выражается в задержании или удержании гражданина более 7 дней. Виновный наказывается тюремным заключением на срок до 30 лет с обязательным привлечением к труду и штрафом до 3 млн. франков.
Если представитель государственной власти или лицо, наделенное должностными полномочиями, в ходе выполнения или по случаю выполнения своих обязанностей или полномочий, осознавая незаконность лишения свободы, не примут мер, чтобы положить конец этому правонарушению, имея для этого властные полномочия, или спровоцируют компетентные власти на незаконное вмешательство, то они наказываются тюремным заключением на срок до 3 лет и штрафом до 300 000 франков (ст. 432-5).
Действия, совершаемые лицами, о которых говорилось выше, в ходе осуществления или по случаю осуществления ими своих обязанностей или полномочий, которые привели к незаконному лишению свободы и выразились в добровольном отказе от проведения необходимых проверок, если соответствующие лица имеют на это право, наказываются тюремным заключением на срок до 1 года и штрафом до 100 000 франков, если незаконное лишение свободы после всех принятых мер продолжает осуществляться. Такому же наказанию подвергается должностное лицо, которое отказалось передать жалобу о незаконном лишении свободы уполномоченному органу.
В УК 1992 года предусмотрена ответственность служащего пенитенциарного учреждения, который примет заключенного без распоряжения, судебного постановления или приказа, законным образом составленных или незаконно продлит его заключение. Виновное в этом преступлении лицо наказывается тюремным заключением на срок до 2 лет и штрафом до 200 000 франков (ст. 432-6).
Хотелось бы отметить, что в УК 1810 года ответственность за незаконное лишение свободы была предусмотрена в разделе III о преступлениях и уголовных деликтах против частных лиц. Новый Уголовный кодекс выделил эти нормы в отдельный параграф и
31

включил их в раздел о должностных преступлениях. Подробное описание состава преступления и условия применения наказания за него позволяют сделать вывод: законодатель склонен считать данное преступление чаще всего действиями лиц, наделенных должностными и распорядительными функциями, а не рядовых граждан. Что же касается похищения и лишения свободы граждан, осуществляемых частными лицами, то это преступление предусмотрено в разделе Особенной части «О посягательствах на свободу лица» (ст. 224-1).
Дискриминация. Дискриминацией французское право признает всякое различие, проводимое в отношении физических лиц по причине их происхождения, пола, семейного положения, состояния здоровья, обычаев, политических взглядов, участия в профсоюзной деятельности, их реальной или предполагаемой принадлежности или непринадлежности к какой-нибудь этнической группе, нации, расе или вероисповеданию. Дискриминацией признается также и проведение отличий в отношении всех или части членов какого-нибудь юридического лица (ст. 225-1). Лица, виновные в совершении названного преступления по отношению к физическим или юридическим лицам, наказываются тюремным заключением на срок до 3 лет и штрафом до 300 000 франков, если эта дискриминация заключается:
1) в отказе использовать права, предоставленные законом;
2) в воспрепятствовании нормальному осуществлению какой-нибудь экономической деятельности (ст. 432-7).
В УК 1810 года было дано более подробное описание условий применения наказания за дискриминацию и случаев, когда то или иное действие можно было считать дискриминацией, совершенной должностным лицом. Например, ст. 187-1 предусматривала ответственность всякого носителя государственной власти или гражданина, выполняющего обязанности, возложенные на них министерством общественных служб, если они умышленно отказывали какому-нибудь лицу в принадлежащих ему правах по причине его происхождения, пола, его обычаев, семейного по-
32

ложения или его этнической, национальной, расовой или религиозной принадлежности. В этом случае виновный наказывался тюремным заключением на срок от 2 месяцев до 2 лет и штрафом от 3000 до 40 000 франков или только одним из них.
Такое же наказание применялось и тогда, когда названные действия были совершены по отношению к каким-нибудь ассоциациям или обществам или к их членам или только к части из них по вышеназванным причинам.
Наказание, предусмотренное в ст. 187-1, в равной мере применялось и к носителям государственной власти, и к гражданам, выполнявшим обязанности, возложенные на них каким-нибудь министерством, если они своими действиями -или умолчанием при существовавших нормальных условиях затрудняли осуществление какой-нибудь экономической деятельности:
— всякому физическому лицу по причине его се мейного положения, национального происхождения, пола, его обычаев, его истинной или предполагаемой принадлежности или непринадлежности к какой-нибудь этнической группе, расе или религии;
— всяким юридическим лицам из-за семейного положения, национального происхождения, пола, обычаев, истинной или предполагаемой принадлежности или непринадлежности к какой-либо этнической группе, расе или религии всех его членов или только некоторых из них.
Разумеется, конструкция УК 1992 года, определившая общий состав дискриминации в ст.ст. 225-1 — 225-4 и состав дискриминации со стороны должностных лиц, представляется более логичной и экономичной. Столь же логичной, как и в случае с дискриминацией, в ст. 432-8 УК 1992 года определена ответственность должностных лиц за незаконное нарушение неприкосновенности жилища. Если должностные и иные лица, о которых говорилось выше, в ходе осуществления или по случаю осуществления своих обязанностей или полномочий проникнут или попытаются проникнуть в жилище какого-нибудь гражданина против воли последнего и помимо случаев, которые предусмотрены законом, то они наказываются тюремным заключением сроком до 2 лет и штрафом до 200 000
3-345333

франков Согласно же положениям УК 1810 года, наказывались тюремным заключением на срок от 6 дней до 1 года к штрафом от 500 до 15 000 франков всякое должностное лицо административного или судебного ведомства, всякий судебный или полицейский чиновник, всякий начальник или агент публичной силы, которые- действуя в качестве таковых, проникали в жилише гражданина против его воли в не предусмотренных законом случаях и без соблюдения предписанных им формальностей. Но законодатель не всегда наказывал виновного в совершении данного преступления. Виновное лицо, согласно ч. 2 ст. 14 УК, освобождалось от ответственности, если оно доказывало, что действовало в силу приказа своих начальников, отданного ими в пределах их компетенции и обязательного в порядке служебной подчиненности. В этом случае наказание применялось к начальнику, отдавшему приказ.
Как видно, последняя оговорка сохраняется и в новом УК Франции, где говорится «о проникновении в чужое жилище помимо случаев, предусмотренных законом»
В Уголовном кодексе 1992 года случаи нарушения тamp;йны корреспонденции и следующая за ним ответственность сформулированы более подробно, чем в нормах УК 1810 года. Например, согласно ст. 187 УК 181amp; года, если какое-нибудь должностное лицо, агент правительства или почтового управления или при их содействии другие лица вскрывали вверенные почте письма или их уничтожали, то они наказывались тюремным заключением на срок от 3 месяцев до 5 лет и штрафом от 500 до 15 000 франков. Кроме того, виновный лишался права исполнять какие-либо публичные должности на срок не менее 5 лет и не более 10 лет.
Помимо указанных случаев, всякое злонамеренное уничтожение, вскрытие корреспонденции третьих лиц наказывалось тюремным заключением на срок от 6 дней до 1 года и штрафом от 500 до 15 000 франков или только одним из них.
Статья 432-9 УК 1992 года отмечает, что если в ходе осуществления или по случаю осуществления представителем государственной власти или лицом, наделенным должностными полномочиями, своих
34

обязанностей или полномочий будет отдан приказ или предприняты меры, за исключением случаев, предусмотренных законом, облегчающие искажение, уничтожение или вскрытие корреспонденции или разглашение содержания этой корреспонденции, то виновные лица будут наказаны тюремным заключением на срок до 3 лет и штрафом до 300 000 франков.
Кроме того, в силу ст. Л.33-1 Кодекса почтовых отправлений и телекоммуникаций, аналогичному наказанию подвергаются вышеназванные лица, а также агенты, обслуживающие сеть телекоммуникаций, поставщики службы телекоммуникаций, если они в ходе осуществления своих обязанностей будут приказывать, совершать или облегчать, за исключением случаев, предусмотренных законом, перехват или искажение выпускаемых, транслируемых или получаемых телепередач, использовать или разглашать их содержание.
Служебный подлог.Новый УК Франции не предусматривает ответственности за служебный подлог. Общеуголовная ответственность за подлог включена в IV раздел «О покушениях на общественное доверие», который входит в Книгу четвертую Уголовного кодекса 1992 года.
К уголовной ответственности за подлог привлекаются как частные, так и должностные лица. Если виновным в подлоге является должностное лицо. то к нему применяется более строгое наказание, чем

Популярное:

  • Воинская часть свердловская область новости СМИ сообщили о массовой драке с поножовщиной в уральской воинской части Ножевые ранения получили 14 военнослужащих Еланского гарнизона В воинской части в поселке Елань Свердловской области произошла массовая драка. Об этом сообщает Ura.ru со ссылкой на […]
  • П 6 ст 243 тк рф Статья 243. Случаи полной материальной ответственности Статья 243. Случаи полной материальной ответственности 1. Привлечение к материальной ответственности работника, причинившего работодателю ущерб при исполнении трудовых обязанностей, осуществляется в […]
  • Окончание срока временной регистрации В какой срок мне необходимо продлить временную регистрацию? Уважаемый автор вопроса! В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах […]
  • Статья 18 закона о защите прав потребителя требований Статья 18. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков Новая редакция СТ 18 Закона о Защите Прав Потребителей России: 1. Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору […]
  • Ввод скважины на воду в эксплуатацию Эксплуатация скважины на воду Что нужно знать при эксплуатации скважины на воду Основные сведенияСкважина представляет собой горную вертикальную выработку, производимую с поверхности без доступа рабочей силы к забою. Она имеет круглое поперечное сечение при […]
  • Кто насчитывает алименты Алименты — расчет, начисление, размер, взыскание в 2016 — 2017 году Создавая или рождаясь в семье, у нас возникает главный моральный долг перед ее членами – это забота о близких нам людях, не способных самостоятельно позаботиться о себе, это воспитание и […]
  • Коап 23 ст Статья 23.1. Судьи СТ 23.1 КоАП РФ 1. Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.26, частями 2, 5 и 7 статьи 5.27, частью 5 статьи 5.27.1, статьями 5.35.1, 5.37 - 5.43, 5.45 - 5.52, 5.56 - 5.69, 6.1 - 6.2, […]
  • В каком случае развод необходим Когда развод — единственный выход (Когда развод необходим) Семья призвана поддерживать нас в трудные минуты жизни, быть опорой и источником любви и заботы. Но, к сожалению, так происходит не всегда. Каждый из нас знает супругов, которые тяготятся друг […]
Уголовный кодекс франции новый