Трудовой кодекс 180

Трудовой кодекс 180

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 180 ТК РФ. Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации

Трудовой кодекс Российской Федерации:

Статья 180 ТК РФ. Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации

При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса.

О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока, указанного в части второй настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

При угрозе массовых увольнений работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации принимает необходимые меры, предусмотренные настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашением.

Вернуться к оглавлению : Трудовой кодекс РФ в действующей (последней) редакции

Комментарии к статье 180 ТК РФ, судебная практика применения

КС РФ: ч. 1 ст. 180 ТК РФ об обязанности предложить работнику другую работу не противоречит Конституции

Часть первая статьи 180 Трудового кодекса РФ, являясь элементом правового механизма увольнения по сокращению численности или штата работников и не предполагая ограничения прав работодателя на принятие кадровых решений, в том числе по формированию и оптимизации штатного расписания, предусматривает для работника, подлежащего увольнению, дополнительные гарантии, позволяющие в случае наличия соответствующих вакансий продолжить трудовую деятельность у работодателя, с которым он состоит в трудовых отношениях. Таким образом, оспариваемая норма носит гарантийный характер и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права граждан (Определение Конституционного Суда РФ от 20.03.2014 N 475-О)

КС РФ: ч. 2 ст. 180 ТК РФ о предупреждении работников о предстоящем увольнении не противоречит Конституции

Часть вторая статьи 180 Трудового кодекса РФ является элементом правового механизма увольнения по сокращению численности или штата работников, позволяет работнику, подлежащему увольнению, заблаговременно, не менее чем за два месяца, узнать о предстоящем увольнении и с момента предупреждения об увольнении начать поиск подходящей работы. По буквальному смыслу указанной нормы, этот срок является минимальным и не исключает возможность предупреждения работника о предстоящем увольнении за более продолжительное время, что обеспечивает наиболее благоприятные условия для последующего трудоустройства.

Таким образом, оспариваемая норма носит гарантийный характер и также не может рассматриваться как нарушающая конституционные права граждан (Определение Конституционного Суда РФ от 23.06.2015 N 1242-О)

Главная | Трудовой кодекс РФ | Статья 180. Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации

Статья 180. Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации

По вопросу, касающемуся предоставления дополнительных гарантий гражданам, увольняемым из организаций в связи с сокращением численности или штата, см. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1.

При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока, указанного в части второй настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

(часть третья в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При угрозе массовых увольнений работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации принимает необходимые меры, предусмотренные настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашением.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:

Статья 180. Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации

При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса.

О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока, указанного в части второй настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

При угрозе массовых увольнений работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации принимает необходимые меры, предусмотренные настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашением.

Комментарии к СТ 180 ТК РФ

Статья 180 ТК РФ. Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации

1. В ч. 1 ст. 180 на работодателя возлагается обязанность при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников обеспечить внутреннее трудоустройство высвобождаемого работника, предложив ему другую имеющуюся работу. Среди критериев, предъявляемых к другой работе, определено, что должна предлагаться вакантная должность. Другие требования, которым должна отвечать предлагаемая работа, закреплены в ч. 3 ст. 81 ТК РФ.

Работодатель может предложить выполнение работы временно отсутствующего работника в связи с длительной болезнью, пребыванием в командировке, нахождением в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и т.д.

Предлагая другую работу, руководитель указывает, в чем будут состоять трудовые обязанности работника, каков размер оплаты труда. С таким предложением он обращается к работнику не только в день предупреждения о предстоящем увольнении, но и в течение всего срока предупреждения, если в организации появляются новые вакансии. Несоблюдение этого правила свидетельствует о том, что работодатель ненадлежащим образом выполняет возложенную на него обязанность по трудоустройству увольняемого работника.

2. Работник, предупрежденный о предстоящем увольнении, не вправе требовать от работодателя предоставления возможности пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку, если в организации есть соответствующие вакансии, куда он мог бы быть трудоустроен после обучения.

Однако в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда работник на основании ст. 219 ТК имеет право на дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя.

3. Каждый увольняемый работник должен быть лично письменно предупрежден о предстоящем увольнении не менее чем за два месяца. Свое ознакомление он удостоверяет подписью и указывает дату, когда он был предупрежден. При отказе от подписи работодатель составляет соответствующий акт. На следующий день после ознакомления начинает исчисляться установленный ч. 2 ст. 180 срок предупреждения.

Работодатель, предупреждая работника о предстоящем высвобождении, указывает конкретную дату увольнения. Перенесение в дальнейшем по инициативе работодателя срока увольнения на более позднее время свидетельствует о продлении трудовых отношений, что повышает возможность трудоустройства работника. Правомерность таких действий работодателя обусловлена его инициативой в расторжении трудового договора. Если высвобождаемый работник к исходу срока предупреждения был болен, то работодатель расторгает с ним трудовой договор по окончании временной нетрудоспособности. Работники, которые оказались временно нетрудоспособными после предупреждения, но до истечения его срока, не вправе требовать продления срока на период временной нетрудоспособности.

4. Часть 3 ст. 180 предоставляет работодателю возможность расторгнуть трудовые отношения с работником в течение срока предупреждения о предстоящем увольнении.

В этом случае прекращение трудового договора возможно при соблюдении следующих условий:

— работник должен быть предупрежден не менее чем за 2 месяца о предстоящем увольнении;

— обращение работодателя с предложением прекратить трудовые отношения в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников должно быть направлено к работнику именно после предупреждения об увольнении, а не до предупреждения;

— от работника должно быть получено письменное согласие расторгнуть трудовой договор до истечения срока предупреждения.

Поскольку инициатива в прекращении трудовых отношений принадлежит, как правило, работодателю, следовательно, он и определяет дату прекращения трудового договора.

С предложением о прекращении трудовых отношений до окончания срока предупреждения может обратиться и работник. Расторжение трудового договора в этом случае зависит от усмотрения работодателя.

Дополнительная компенсация выплачивается работнику в день увольнения одновременно с выплатой выходного пособия.

5. При принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров работодатель-организация не позднее чем за два месяца, а работодатель — индивидуальный предприниматель не позднее чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий обязаны в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, — не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий (ст. 25 Закона о занятости).

Массовое высвобождение работников организации может быть обусловлено различными причинами: рационализацией производства, совершенствованием организации труда, перепрофилированием предприятия или его структурных подразделений, полной или частичной приостановкой производства и т.д.

Ликвидация организации, ее подразделений, изменение формы собственности или организационно-правовой формы организации, полное или частичное приостановление производства (работы), влекущие сокращение количества рабочих мест или ухудшение условий труда, могут осуществляться только после предварительного уведомления (не менее чем за три месяца) соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров о соблюдении прав и интересов членов профсоюза (ст. 12 Закона о профсоюзах).

Профсоюзы имеют право вносить на рассмотрение органов местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников (ст. 12 Закона о профсоюзах).

Предложения выборных профсоюзных органов, иных представительных органов работников в связи с массовым увольнением работников, направленные в соответствующие органы власти и работодателям, подлежат рассмотрению в установленном законодательством РФ порядке (ст. 21 Закона о занятости).

В силу ст. 82 ТК критерии массового увольнения работников в связи с сокращением численности или штата закрепляются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях. Если на организацию не распространяется действие названных соглашений или в соглашениях критерии массового увольнения не названы, то в этом случае следует руководствоваться Положением об организации работы по содействию занятости, где также определены такие критерии, а именно показатели численности увольняемых за определенный календарный период.

Мероприятия, призванные уменьшить численность увольняемых работников, обеспечить их занятость, предусматриваются в разделе коллективного договора организации и осуществляются работодателем. В этот раздел могут включаться: мероприятия, которые сократят рабочее время без сокращения численности работников; льготы и компенсации увольняемым работникам (сверх установленных законодательством), предоставляемые работодателем; порядок организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников до наступления срока расторжения трудового договора; другие меры, способствующие социальной защищенности работников. При кратковременном снижении объемов производства могут предусматриваться мероприятия, позволяющие избежать сокращения численности работников, например временное приостановление найма новых работников на вакантные рабочие места, и другие мероприятия (п. 6 Положения об организации работы по содействию занятости).

Органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления по предложению службы занятости и профсоюзных органов могут приостанавливать на срок до 6 месяцев решение работодателей о массовом высвобождении. Конкретные сроки приостановки массового высвобождения определяются решением органов государственной власти и могут устанавливаться в зависимости от уровня безработицы в регионе в следующих пределах: если уровень безработицы (в процентах от численности занятых в регионе) составляет 3 — 5%, то возможный срок приостановки высвобождения — один месяц; соответственно 5 — 7% — два месяца, 7 — 9% — три месяца, 9 — 11% — четыре месяца, свыше 11% — шесть месяцев. Если уровень безработицы в регионе превышает 11%, поэтапное высвобождение работников может осуществляться в следующие сроки: когда численность увольняемых работников 50 и более человек, устанавливаемый срок поэтапного высвобождения составляет восемь месяцев; соответственно 200 и более человек — 10 месяцев, 500 и более человек — 12 месяцев. С учетом ситуации, складывающейся на региональном рынке труда, приостановка или поэтапное высвобождение работников могут осуществляться и при более низких уровнях безработицы (п. 17 Положения об организации работы по содействию занятости).

Финансирование мероприятий по приостановке или поэтапному высвобождению работников в регионах осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов. Работодатели могут участвовать в подготовке решений органов государственной власти о приостановке или поэтапном высвобождении работников по вопросам взаиморасчетов с соответствующими бюджетами (п. 18 Положения об организации работы по содействию занятости).

6. Органы государственной власти субъектов РФ осуществляют полномочия по разработке и реализации региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (подп. 3 п. 1 ст. 7.1 Закона о занятости).

7. Установлены критерии, определяющие отнесение субъектов РФ к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, что обеспечивает принятие мер по стабилизации положения на рынке труда (Правила отнесения территорий к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.11.2000 N 875).

Приказом Минтруда России от 29.05.2013 N 230н утвержден Перечень территорий, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда в 2013 году.

8. Если изменение организационных или технологических условий труда влечет изменение определенных сторонами условий трудового договора работников, что может привести к их массовому увольнению, работодатель вправе с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ, вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев (см. коммент. к ст. 74).

9. Обеспечению трудоустройства увольняемых работников способствует опережающее профессиональное образование и профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование (см. коммент. ст. 196 ТК РФ).

10. В период срока предупреждения работник может выбрать новое место работы, обратившись в службу занятости, к другим работодателям. В целях содействия гражданам в поиске нового места работы в коллективные договоры включается, например, положение о предоставлении увольняемому (в период действия срока предупреждения) одного свободного дня в неделю с сохранением заработной платы.

11. Безработным гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной ст. ст. 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях, уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для их трудоустройства с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в т.ч. досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за 2 года до наступления соответствующего возраста. Размер этой пенсии определяется по нормам базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости, установленным Законом о трудовых пенсиях. По достижении возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, в т.ч. досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости, получатель пенсии, назначенной в соответствии с названным положением, вправе осуществить переход на трудовую пенсию по старости (часть трудовой пенсии по старости). К назначаемой пенсии может быть установлена пенсия за выслугу лет в соответствии со ст. 7 Закона о государственном пенсионном обеспечении. При поступлении на работу или возобновлении иной деятельности выплата пенсии, установленной безработным гражданам, прекращается. После прекращения указанной работы и (или) деятельности выплата этой пенсии восстанавливается (см. ст. 32 Закона о занятости).

Правила, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют выдачу предложений о досрочном назначении пенсии безработным гражданам, указанным в настоящем пункте, определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (абз. 4 п. 2 ст. 32 Закона о занятости).

Граждане, относящиеся к специалистам ядерного оружейного комплекса, вышедшие на досрочно оформленную пенсию в соответствии с Законом о занятости, имеют право на получение дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения в соответствии с Указом Президента РФ от 23.08.2000 N 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации».

12. Ежемесячная компенсационная выплата выплачивается нетрудоустроенным женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, если они находились на момент увольнения в отпуске по уходу за ребенком и не получают пособия по безработице (Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 N 1206 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан»). Постановлением Правительства РФ от 04.08.2006 N 472 определено финансирование ежемесячных компенсационных выплат нетрудоустроенным женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией организации. Приказом Минздравсоцразвития России от 03.03.2009 N 85н решены вопросы организации работы по предоставлению ежемесячных компенсационных выплат нетрудоустроенным женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией организации.

13. Статьей 23 Закона об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности установлена следующая поддержка, предоставляемая увольняемым работникам:

— увольняемым при ликвидации организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), имеющим на день увольнения стаж работы в таких организациях не менее пяти лет и право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ, предоставляется единовременное пособие в размере 15% среднего заработка за каждый год работы в организациях по добыче (переработке) угля (горючих сланцев);

— работникам, высвобождаемым при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), имеющим стаж подземной работы не менее 10 лет и достигшим пенсионного возраста, предоставляется жилье по новому месту жительства в соответствии с законодательством РФ;

— для работников, имеющих право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ и стаж работы не менее 10 лет в организациях по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), подразделениях военизированных аварийно-спасательных частей, шахтостроительных организациях, при увольнении в связи с ликвидацией этих организаций или при увольнении из организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) до продажи пакета акций этих организаций, находящегося в федеральной собственности, предусматривается дополнительное пенсионное обеспечение (негосударственные пенсии);

— в случае продажи пакета акций организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), находящегося в федеральной собственности, или ликвидации шахт (разрезов) угольной промышленности, подразделений военизированных аварийно-спасательных частей бесплатный пайковый уголь предоставляется следующим категориям лиц, если они проживают в угледобывающих регионах в домах с печным отоплением или в домах, кухни в которых оборудованы очагами, растапливаемыми углем, и если они пользовались таким правом до продажи пакета акций организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), находящегося в федеральной собственности, или до ликвидации шахт (разрезов) угольной промышленности, подразделений военизированных аварийно-спасательных частей: семьям работников шахт (разрезов) угольной промышленности и подразделений военизированных аварийно-спасательных частей, погибших (умерших) при исполнении ими своих трудовых обязанностей или вследствие профессионального заболевания, если жена (муж), родители, дети и другие нетрудоспособные члены семей этих работников получают пенсию по случаю потери кормильца; пенсионерам, проработавшим не менее 10 лет на шахтах (разрезах), в подразделениях военизированных аварийно-спасательных частей, пенсии которым назначены в связи с работой в организациях по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) и подразделениях военизированных аварийно-спасательных частей; вдовам (вдовцам) бывших работников организаций; инвалидам труда, инвалидам по общему заболеванию, если они пользовались правом получения пайкового угля до наступления инвалидности;

— высвобождаемые при ликвидации работники имеют приоритетное право на приобретение производственных помещений ликвидируемых организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) или на их аренду для организации предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности.

14. При расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования либо сокращением штата работников органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации. Законами субъекта РФ и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии (ч. ч. 2, 3 ст. 23 Закона о муниципальной службе).

Законами субъектов РФ муниципальным служащим предоставляются следующие дополнительные социальные гарантии:

— предоставляется единовременная выплата средней месячной заработной платы по замещаемой должности при увольнении муниципального служащего в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, сокращением численности или штата (ст. 11 Закона Московской области от 24.07.2007 N 137/2007-ОЗ «О муниципальной службе в Московской области»);

— в соответствии с уставом муниципального образования за счет средств местного бюджета могут быть предоставлены дополнительные гарантии в размерах, не превышающих аналогичные гарантии, установленные для государственных гражданских служащих (ст. 9 Закона Республики Алтай от 18.04.2008 N 26-РЗ «О муниципальной службе в Республике Алтай»).

15. В принимаемых соглашениях устанавливаются дополнительные гарантии и компенсации, меры социальной поддержки работникам, увольняемым при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации. К ним относятся:

— предоставление работникам преимущественного права трудоустройства в соответствии с его квалификацией в той же организации в случае создания в ней новых рабочих мест или возникновения вакансий (Отраслевое соглашение по организациям и медицинским учреждениям, находящимся в ведении Федерального медико-биологического агентства на 2013 — 2015 годы; Отраслевое соглашение по федеральным государственным бюджетным и казенным учреждениям, находящимся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, на 2013 — 2016 годы);

— предоставление работникам, уволенным из организации, преимущественного права приема на работу в организацию в течение 6 месяцев с момента увольнения (при наличии вакансий с учетом их квалификации и компетенции) (Отраслевое соглашение по угольной промышленности РФ на период с 1 апреля 2013 года по 31 марта 2016 года);

— предоставление оплачиваемого времени (не менее одного дня в неделю) для трудоустройства (Федеральное отраслевое соглашение по организациям связи и информационных технологий Российской Федерации на 2012 — 2014 годы);

— предоставление возможности переобучения новым профессиям (Межрегиональное отраслевое соглашение по алмазно-бриллиантовому комплексу Российской Федерации на 2013 — 2015 годы);

— организация опережающей профессиональной переподготовки высвобождаемых работников до наступления срока расторжения трудового договора (Отраслевое соглашение по организациям Российской академии медицинских наук на 2009 — 2011 годы (продлено на 2012 — 2014 годы));

— выплата работникам предпенсионного возраста (за два года до выхода на пенсию), увольняемым из организации в связи с ее ликвидацией, сокращением численности или штата работников (имеющим на день увольнения стаж работы в угольной промышленности РФ не менее 10 лет с учетом стажа работы в угольной промышленности СССР), единовременного вознаграждения в размере 15% среднемесячного заработка. Конкретный порядок обеспечения выплаты вознаграждения работникам определяется в коллективном договоре (Отраслевое соглашение по угольной промышленности РФ на период с 1 апреля 2013 года по 31 марта 2016 года);

— предупреждение о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата или численности персонально под роспись не позднее чем за три месяца (Федеральное отраслевое соглашение по лесному хозяйству Российской Федерации на 2013 — 2015 годы; Отраслевое соглашение по угольной промышленности Российской Федерации на период с 1 апреля 2013 года по 31 марта 2016 года).

Часть 3 ст. 180 Трудового кодекса не допускает произвольного толкования

Не задумывались над вопросом: за что в нашей стране чаще всего увольняют? Думаете, за нарушения? Ничего подобного, сокращение штата — вот наиболее распространенная и, можно сказать, безобидная формулировка увольнения. Казалось бы, как для работника, так и для работодателя все должно быть просто и понятно. Однако именно по поводу увольнения по сокращению штата в судах чаще всего разворачиваются настоящие баталии. Складывается впечатление, что правильно увольнять в нашей стране попросту разучились.

. Процедура сокращения штата на Хабаровской телефонно-телеграфной станции ОАО “Электросвязь” имела все шансы пройти безболезненно. Во-первых, связисты в силу своих высоких доходов имеют хороших юристов и опытных кадровиков. Во-вторых. Некоторые работники вовсе не были настроены конфликтовать. Кто-то даже смирился с тем обстоятельством, что его уволят по сокращению. Например, оператор связи Анна Т. Как только начальство запустило процедуру сокращения штата, Анна Т. тут же написала заявление примерно следующего содержания: прошу уволить меня без отработки двухмесячного срока.

Напомним, что при увольнении по сокращению штата (п. 2 ст. 81 ТК РФ) работодатель обязан предупредить работника о предстоящем в его жизни малоприятном событии по крайне мере за два месяца. И в течение этого времени “стороны” будут терпеть друг друга. Обиженный работник станет делать вид, что работает, а работодатель с нетерпением ожидать, когда же два месяца истекут.

Оказывается, можно обойтись и без такого сомнительного “удовольствия”. Часть 3 ст. 180 ТК РФ гласит: “Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор без предупреждения об увольнении за два месяца с одновременной выплатой дополнительной компенсации в размере двухмесячного среднего заработка”.

Казалось бы, чего проще — заплати работнику компенсацию за два месяца и спи спокойно! Однако в нашем случае произошло по-другому. Когда Анна Т. пришла за окончательным расчетом, она не досчиталась кругленькой суммы. Аккурат суммы двухмесячной компенсации.

Переговоры с руководством “Электросвязи” ни к чему не привели, поэтому пришлось обращаться в суд.

Опять же, казалось бы, дело — проще пареной репы. Есть упомянутая выше норма ст. 180 Трудового кодекса, обязывающая работодателя в случае увольнения работника с его согласия без предварительного предупреждения выдать ему двухмесячный средний заработок. Есть соответствующее согласие работника. Нет только положенных по закону денег, которые требовалось взыскать по суду.

Но мировой судья судебного участка № 27 Центрального района города Хабаровска в иске отказала на том основании, что, оказывается, инициатива увольнения без двухмесячной “отработки” исходила от самой Анны Т. О чем оная подала соответствующее заявление. А работодатель тут как бы ни при чем.

Специалисты правовой службы Хабаровского краевого объединения профсоюзов помогли Анне Т. составить апелляционную жалобу и представляли ее интересы в ходе дальнейшего судебного разбирательства.
Судья Центрального районного суда города Хабаровска В.П. Безюкевич согласился с доводами профсоюзного юриста о том, что решение мирового судьи по иску Анны Т. не соответствует закону, поскольку основано на неправильном толковании ч. 3 ст. 180 ТК РФ. По мнению судьи, законодатель вложил в данную статью совершенно другой смысл: право на получение компенсации за два месяца никак не связано с тем обстоятельством, от кого именно исходила инициатива увольнения без предварительного предупреждения — от работодателя или от работника.

Очевидно, что применение этой нормы невозможно без инициативы работодателя провести сокращение штата, а работник всего лишь дает (или не дает) свое согласие. Работник, по идее, может выступить с соответствующей инициативой (как в случае с Анной Т.), однако, опять же, без решающего слова работодателя инициатива работника так и останется инициативой. Если же стороны пришли к обоюдному согласию — расстаться как можно скорее, это оформляется в виде приказа работодателя с приложением письменного согласия работника.

Не исключаю, что все эти прописные истины не были секретом для кадровиков из “Электросвязи”. Видимо, воспользовавшись тем, что простой оператор не владеет всеми нюансами трудового законодательства, решили попросту сэкономить. Экономия вышла боком: по решению Центрального райсуда с “Электросвязи” в пользу Анны Т. была взыскана дополнительная компенсация в размере 6812,5 руб. и еще 282,5 руб. — в виде пошлины в доход государства. Соответственно, незаконное решение мирового судьи было отменено.

Трудовой кодекс 180

Комментарий К. Я. Ананьевой

При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников работодатель обязан:

– предложить работнику в соответствии с его квалификацией другую имеющуюся работу (вакантную должность) в той же организации;

– предупредить работника персонально (под расписку) не менее чем за 2 месяца до предстоящего увольнения по обстоятельствам, предусмотренным данной статьей.

С письменного согласия работника работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор без предварительного предупреждения за 2 месяца до увольнения с обязательной единовременной выплатой работнику дополнительной компенсации в размере двухмесячного среднего заработка.

Комментарий К. Н. Гусова

§ 1. Обязательным условием правомерности расторжения трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации является выполнение работодателем обязанности по принятию мер, направленных на трудоустройство работника. Эти меры заключаются в подборе работодателем для данного работника другой работы в этой же организации. Кодекс обязывает работодателя предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в той же организации, соответствующую квалификации работника. Очевидно, что предлагаемая работа должна соответствовать не только квалификации работника, но и его профессии, специальности. Кроме того, обязанность работодателя по трудоустройству работника, подлежащего сокращению, следует считать выполненной в том случае, когда при отсутствии работы по специальности, квалификации работника ему была предложена и другая работа в этой организации, от выполнения которой он отказался.

§ 2. Другим непременным условием законности расторжения трудового договора в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников является обязательное предупреждение работника работодателем персонально под расписку не менее чем за два месяца до увольнения. Предупреждение работника может иметь место и за больший срок, что не является нарушением закона.

Персональное предупреждение означает, что каждый работник в отдельности должен быть лично предупрежден о предстоящем увольнении. Поэтому данное условие не считается выполненным, если работники получили такое предупреждение, например, на общем собрании трудового коллектива либо на собрании работников отдельного структурного подразделения организации. Персональное предупреждение должно подтверждаться личной росписью работника.

Кодекс закрепляет новое правило, в силу которого трудовой договор может быть расторгнут с письменного согласия работника и без предупреждения его об увольнении за два месяца с одновременной выплатой дополнительной компенсации в размере двухмесячного заработка (о выплате выходного пособия при увольнении см. комментарий к ст. 178 ТК). В этом случае при увольнении работнику должна быть выплачена сумма, равная трехмесячному среднему заработку, затем сохранен средний месячный заработок на период трудоустройства за второй, а по решению органа службы занятости – и за третий месяц. Увольнение работника по его письменному заявлению до истечения срока предупреждения без выплаты дополнительной компенсации по пп. 1, 2 ст. 81 Кодексом не предусмотрено, поскольку увольнение в этих случаях производится по инициативе работодателя, а не работника.

§ 3. При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации, которые могут привести к массовым увольнениям, работодатель с учетом мнения выборного профсоюзного органа принимает необходимые меры, например вводит режим неполного рабочего времени (см. комментарий к ст. 73 ТК); не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий в письменной форме сообщает об этом профсоюзному органу (см. комментарий к ст. 82 ТК), принимает иные необходимые меры, предусмотренные Кодексом, федеральными законами, коллективным договором, соглашением.

Комментарий С. А. Панина

1. Трудовой кодекс РФ обязывает работодателя принять меры по трудоустройству работника, место работы (должность) которого подлежит сокращению, и прежде всего предложить работу в той же организации. Работнику должна быть предложена работа по его профессии, специальности, квалификации, а при отсутствии такой работы – другая работа, на которую он может быть переведен с его согласия в той же организации.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что работник не вправе требовать от работодателя вакантной вышестоящей должности либо работы, выполнение которой требует переобучения работника с получением им другой профессии, специальности.

2. О предстоящем увольнении работник должен быть предупрежден персонально под расписку не менее чем за два месяца. Об увольнении работник может быть предупрежден и более чем за два месяца, т. е. увольнение, проведенное, например, через три месяца со дня предупреждения, не считается нарушением требований, установленных настоящим Кодексом.

В течение срока предупреждения работник должен исполнять обязанности, предусмотренные трудовым договором, на него распространяются правила внутреннего трудового распорядка организации. При нарушении этих правил работник может быть подвергнут дисциплинарному взысканию и уволен по другому основанию, например за прогул.

3. Увольнение по пп. 1 и 2 ст. 81 Кодекса до истечения срока предупреждения возможно в двух случаях.

Работодатель вправе с письменного согласия работника уволить его без предупреждения об увольнении с выплатой соответствующей компенсации.

Работник имеет право попросить работодателя в письменной форме о расторжении трудового договора по пп. 1 и 2 ст. 81 Кодекса до истечения срока предупреждения. Следует иметь в виду, что в этом случае Кодексом выплата дополнительной компенсации не предусмотрена, а само увольнение является правом, а не обязанностью работодателя.

4. О мерах, которые работодатель должен принять в случае угрозы массовых увольнений, см. комментарии к ст. 73 и 82 Кодекса.

Комментарий Е. А. Шаповал

Данной статьей Трудового кодекса, как и КЗоТ РФ, предусматривается ряд мероприятий, которые работодатель обязан провести при сокращении численности или штата работников. А именно:

– предложить работнику в соответствии с его квалификацией другую имеющуюся работу (вакантную должность) в той же организации;

– предупредить работника персонально под расписку не менее чем за два месяца до предстоящего увольнения. Следует отметить, что теперь работодатель с согласия работника имеет право расторгнуть трудовой договор без предварительного предупреждения за два месяца до увольнения с обязательной единовременной выплатой работнику дополнительной компенсации в размере двухмесячного среднего заработка.

Популярное:

  • Статья алименты семейного кодекса рф Статья алименты семейного кодекса рф Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, […]
  • Ст 178 180 тк Статья 178. Выходные пособия СТ 178 ТК РФ. При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 […]
  • Как подать в суд на триколор тв Триколор ТВ Сайт о Трикорол ТВ. Услуги, обзор пакетов, список каналов, новости, акции и обзоры оборудования, обсуждение. Помощь абонентам. Форум Триколор ТВ. Официальный сайт, главная страница tricolor.tv Главная […]
  • Выплаты компенсации при увольнении по сокращению штатов Какие выплаты полагаются работнику при увольнении по сокращению? Юридический Яндекс Дзен! Там особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас. Трудовой договор с работником может быть расторгнут работодателем, в […]
  • Тк рф о сокращении численности Статья 180. Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации Информация об изменениях: Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ в статью 180 настоящего Кодекса внесены изменения, […]
  • Пункт 2 статьи 192 тк рф Пункт 2 статьи 192 тк рф Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии […]
  • Тк рф ст 77 п 11 Тк рф ст 77 п 11 Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии Главная […]
  • За рождение третьего ребенка в самарской области Детские пособия в Самаре и Самарской области в 2018 году Пособия на малолетних жителей в Самарской области предназначены гражданам, воспитывающим дошкольников и учащихся. При выделении средств во внимание принимаются не только соответствие получателей […]
Трудовой кодекс 180