Тк рф ст83 п4

Ст. 83 ТК РФ: вопросы и ответы

Ст. 83 ТК РФ: официальный текст

Ст. 83 ТК РФ: вопросы и ответы

Ст. 83 ТК РФ содержит основания для прекращения трудовых взаимоотношений, которые не зависят от воли сторон. Рассмотрим, какие вопросы возникают в связи с этим, в нашей статье.

Какие причины для увольнения приведены в статье 83 Трудового кодекса РФ (с комментариями 2017 года)?

Причины увольнения, возникающие вне зависимости от воли сторон, приведены в статье 83 ТК РФ (с комментариями 2017 года). Они могут быть обусловлены:

  1. Волей (решением) третьей стороны:
    • военкомата — призыв на военную или альтернативную ей службу (п. 1);
    • суда или государственной инспекции по труду — восстановление ранее работавшего сотрудника на прежнем месте (п. 2);
    • конкурсной комиссии — неизбрание на выборную должность (п. 3);
    • суда — лишение права заниматься определенной деятельностью или ограничение свободы (п. 4);
    • учреждения медико-социальной экспертизы — полное признание неспособным к труду (п. 5);
    • суда — дисквалификация (п. 8);
    • суда или иного специально уполномоченного органа — лишение возможности использовать имевшееся у работника специальное право (п. 9);
    • суда или иного специально уполномоченного органа — лишение доступа к государственной тайне (п. 10);
    • суда — отмена выполненного решения о восстановлении сотрудника на работе (п. 11);
    • законодателя — установление ограничений на занятие определенной деятельностью (п. 13).
  2. Посторонними факторами:
    • смертью или безвестным отсутствием работника или работодателя-физлица (п. 6);
    • чрезвычайными обстоятельствами: войной, аварией, катастрофой, стихийными бедствиями (п. 7).

Действие п. 12 ст. 83 ТК РФ и комментариев к нему с 13.12.2014 прекращено в связи со вступлением в силу закона «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства» от 01.12.2014 № 409-ФЗ.

Отличительными чертами увольнения по этим причинам являются:

  • необходимость их документального подтверждения;
  • ненужность заявления работника об увольнении;
  • обязательность попытки трудоустройства подлежащего увольнению по пп. 2, 8–10, 13 ст. 83 работника на иную должность (при его согласии);
  • необходимость выплаты 2-недельного выходного пособия (ст. 178 ТК РФ) при увольнении по пп. 1, 2, 5 ст. 83;
  • отсутствие необходимости в удержании излишне выплаченных отпускных (ст. 137 ТК РФ) при увольнении по пп. 1, 2, 5–7 ст. 83;
  • отсутствие ответственности за несвоевременную выдачу трудовой книжки (ст. 84.1 ТК РФ) при увольнении по п. 4 ст. 83.

О том, каковы правила ведения трудовой книжки, читайте в материале «Порядок заполнения трудовой книжки — образец 2017».

Как по п. 1 ст. 83 увольняют при призыве в армию?

Увольнение по этому основанию происходит при наличии выданных военным комиссариатом:

  • повестки о необходимости явиться на призывной пункт (для призыва на военную службу);
  • предписания о прибытии к месту, где будет проходить служба (для направления на альтернативную военной службу).

Заявления работника не требуется. Увольнение сопровождается выплатой 2-недельного выходного пособия.

О том, как оформить увольнение работника, призванного на военную службу, читайте в статье «Порядок увольнения в связи с призывом в армию (нюансы)».

Трудоустройство после окончания службы происходит в обычном порядке на общих основаниях к любому работодателю (в т. ч. тому, у которого отслуживший работал до призыва в армию).

Из этого правила есть только 1 исключение: если до призыва человек работал в государственной организации, то в течение 3 месяцев со дня завершения военной службы у него есть право на трудоустройство в ту же организацию, причем на должность не ниже той, которую он занимал до ухода в армию (п. 5 ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ).

В чем нюансы увольнения осужденного (п. 4)?

Для увольнения по п. 4 ст. 83 ТК РФ необходимо наличие приговора суда, результатом которого стали:

  • лишение права занимать прежнюю должность или осуществлять деятельность (ст. 47 УК РФ);
  • арест (ст. 54 УК РФ);
  • ограничение свободы на определенный срок (ст. 56 УК РФ) или пожизненно (ст. 57 УК РФ).

Обязательными условиями для применения этого основания являются:

  • невозможность выполнять прежнюю работу;
  • наличие судебного решения, вступившего в законную силу.

Если речь идет об освобождении от выполнявшейся до приговора суда работы, это решение должно быть исполнено в течение 3 календарных дней после получения соответствующего документа работодателем (подп. «а» п. 2 ст. 34 УИК РФ).

Освобождение необязательно предполагает увольнение и может быть заменено переводом на другую работу. Но если оно происходит, в трудовую книжку вносится полная информация о том, на каком основании, на какой срок и какую должность (деятельность) человек лишен права занимать (вести).

Если работник оказывается под арестом, он прекращает работу до вынесения приговора суда. В этом случае уволить его нужно последним днем фактической работы (ст. 84.1 ТК РФ), но только после того, как приговор вступит в законную силу. Т. е. даты увольнения и издания приказа о нем не совпадут.

О том, каких действий потребует процедура перевода на другую работу, читайте в материале «Ст. 72 ТК РФ: вопросы и ответы».

Как уволить работника, неспособного продолжать работу (п. 5)?

Признание того факта, что работник полностью неспособен к продолжению какой-либо работы, осуществляется медицинским учреждением, имеющим право делать такие заключения. Выданный им документ дает право на увольнение по п. 5 ст. 83 ТК РФ.

Если же работник признан ограниченно годным к труду, работодатель должен предложить ему другую работу, подходящую по состоянию здоровья (ст. 73 ТК РФ). Если работник не согласен на перевод или у работодателя нет подходящей работы, действие трудового соглашения с этим работником будет прекращено по п. 8 ст. 77 ТК РФ с выплатой, так же как при увольнении по п. 5 ст. 83 ТК РФ, 2-недельного выходного пособия.

Каковы особенности увольнения в связи со смертью (п. 6)?

Увольнение по этому пункту происходит, когда работник или работодатель-физлицо:

  • умирает;
  • признается в судебном порядке умершим (ст. 45 ГК РФ) или без вести отсутствующим (ст. 42 ГК РФ).

В 1-м случае документом, подтверждающим данный факт, будет свидетельство о смерти, во 2-м — решение суда, вступившее в законную силу. В случае признания человека умершим днем смерти будет считаться дата вступления в силу решения суда (п. 3 ст. 45 ГК РФ), хотя суд может принять и иное решение (о признании этим днем дня предполагаемой гибели).

Признание без вести отсутствующим происходит 1-го числа месяца, наступающего за тем, в котором поступали последние сведения об этом человеке, если же установить такой месяц невозможно, то 1-го числа года, наступающего за годом исчезновения.

Увольнение по п. 6 ст. 83 ТК РФ осуществляется в дату, которая является или признается датой смерти (исчезновения), но она так же, как при увольнении по п. 4 ст. 83, может не совпадать с датой издания приказа об увольнении.

Статья 83 ТК РФ. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон

Увольнение работника, который по состоянию здоровья не может подписывать документы

По причине резкого ухудшения здоровья граждане могут стать не способными к труду. П 5 ст 83 ТК РФ как раз предусматривает такое основание завершения трудовых отношений как признание сотрудника неспособным выполнять свою работу по медицинским показаниям.

Если человек парализован, даже при желании уволиться, он не сможет подписать необходимые документы. Или сотрудник может вовсе находиться в коме. Как быть в этом случае работодателю — каким образом оформляется такое увольнение и кто подписывает за больного сотрудника бумаги?

Чтобы соблюсти процедуру увольнения по п 5 ст 83 ТК РФ, необходимо участие сотрудника — нужно ознакомить его с приказом, выдать трудовую книжку под роспись. Так как сам работник из-за здоровья не может подписывать бумаги, за него это делает доверенное лицо. Оставлять документы вовсе без подписи работодатель не может. Поэтому трудовая книжка выдаётся другому человеку по доверенности под его роспись.

ТК РФ не описывает процедуру выдачи такой доверенности, поэтому она оформляется в соответствии с гражданским законодательством. Закономерен вопрос — как же человек, неспособный двигать руками, оформляет саму доверенность? По ст 160 ГК РФ при неспособности гражданина собственноручно подписать документ подпись может поставить другой человек в присутствии нотариуса. В доверенности объясняются причины этого нюанса. Еще в доверенности указываются:

  • сведения о представляемом и его представителе;
  • для чего выдаётся доверенность — получение трудовой книжки;
  • срок действия документа;
  • образец подписи доверенного лица.

По п 3 ст 185.1 ГК РФ доверенность и подпись лица могут быть бесплатно удостоверены организацией-работодателем или администрацией лечебного учреждения, в котором пребывает гражданин, если это необходимо для получения зарплаты или иных выплат.

Однако следует учитывать, что для увольнения по п 5 ст 83 ТК РФ недостаточно одного факта болезни — обязательно необходимо медицинское заключение, оформленное и выданное в соответствии со всеми правилами. Порядок выдачи таких мед. заключений устанавливается Приказом Минздравсоцразвития от 02.05.2012. Заключение должно доказывать, что работник полностью не способен к труду. Только тогда его увольнение может происходить по причине, не зависящей от воли сторон. Необходимость медицинского подтверждения неспособности трудиться установлена в законе не случайно. Это мера, которая помогает исключить произвольное применение указанного основания для увольнения граждан. Прекращение труд. отношений по указанной статье без медицинского подтверждения влечёт отмену приказа и применение административной ответственности к работодателю, даже если сотрудник действительно серьезно болен.

Заключение о состоянии здоровья может быть выдано учреждениями медико-социальной экспертизы. Для увольнения по п 5 ст 83 ТК РФ представитель работника или сам работник предъявляют работодателю листок нетрудоспособности и справку об инвалидности. Это и есть необходимое медицинское заключение, подтверждающее неспособность гражданина более трудиться.

Последним рабочим днём будет считаться день, предшествующий установлению инвалидности. Дата установления инвалидности — это день, с которого у человека появляется право на соц. пенсию. Помимо ЗП и возмещения за отпуск, работнику положено выходное пособие в сумме двухнедельного заработка (ст 178 ТК РФ).

Стоит добавить еще одно уточнение, касающееся выдачи трудовой книжки инвалиду, не способному расписаться в её получении. Если случиться, что у работника не будет поручителя, который мог бы забрать документ, то работодатель может снять с себя ответственность за задержку выдачи следующим образом. Необходимо направить сотруднику уведомление о необходимости явки за книжкой или о необходимости согласия на отправку её по почте. Правила ведения и хранения трудовых книжек от 16.04.2003 N 225 гласят, что с момента направления такого уведомления организация освобождается от штрафа за задержку выдачи ТК. Далее трудовая книжка может хранится у работодателя до востребования.

Статья 83. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон

Статья 83. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон

1. Статья 83 посвящена обстоятельствам, которые возникают независимо от воли сторон и влекут за собой прекращение трудового договора. Перечислим эти обстоятельства:

1) призыв работников на военную службу или направление их на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе».

Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. Решение о призыве может быть принято только после достижения гражданами 18 лет. Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента РФ.

В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» граждане, не пребывающие в запасе, призываются на военную службу два раза в год — с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента РФ, за следующими исключениями:

а) граждане, проживающие в отдельных районах Крайнего Севера и отдельных местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, перечень которых определяется Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ, призываются на военную службу с 1 мая по 15 июля и с 1 ноября по 31 декабря;

б) граждане, проживающие в сельской местности и непосредственно занятые на посевных и уборочных работах, призываются на военную службу с 15 октября по 31 декабря;

в) граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных учреждений, — с 1 мая по 15 июля.

Согласно ст. 3 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» на такую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых призывной комиссией района, города без районного деления, иного муниципального (административно-территориального) образования принято соответствующее решение.

Основанием для прекращения трудового договора с работником, призванным на военную службу, является повестка военного комиссариата о явке на призывной пункт для отправки по месту прохождения военной службы, а направленным на альтернативную гражданскую службу — предписание военного комиссариата для убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы (см. Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663*(72), ст. 14 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе»).

Если трудовой договор прекращается в связи с призывом на военную службу (направлением на альтернативную гражданскую), работнику выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (ч. 3 ст. 178 ТК);

2) восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу. Пункт 2 ч. 1 ст. 83 применим только к лицам, которые приняты на работу на место (должность) работника, незаконно уволенного и позднее восстановленного на прежнее место работы (в должности) решением государственной инспекции труда или суда. Основанием для увольнения в данном случае будет являться соответствующее решение о восстановлении на этой работе работника, ранее ее выполнявшего.

Таким образом, по п. 2 ч. 1 комментируемой статьи нельзя уволить работника, если нет решения государственной инспекции труда или суда о восстановлении на том же рабочем месте (в той же должности) ранее уволенного работника. Так, не может быть уволен работник, принятый на место уволенного и восстановленного на прежнее место работы работника по решению самого работодателя. То же касается работника, принятого вместо лица, призванного на военную службу, но впоследствии освобожденного от несения службы и возвратившегося на работу в ту же организацию, если вопрос о его восстановлении на прежней работе не решен судом или государственной инспекцией труда.

Согласно ч. 2 ст. 83 работнику, подлежащему увольнению с работы в связи с восстановлением ранее уволенного, работодатель обязан предложить другую имеющуюся в организации работу. И только в том случае, если он не имеет такой возможности или работник отказывается от перевода на другую работу, прекращение трудового договора по п. 2 ч. 1 ст. 83 будет правомерным.

Работникам, увольняемым на основании п. 2 ч. 1 ст. 83, выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (ч. 3 ст. 178 ТК);

3) неизбрание на должность. Это обстоятельство прекращает трудовой договор лишь в том случае, если он был заключен в связи с избранием данного работника на должность на определенный срок, в том числе по результатам конкурса.

При этом выборы (неизбрание) или конкурс должны проводиться в точном соответствии с условиями и порядком проведения выборов (конкурса), установленными законом, иным нормативным правовым актом или уставом организации. Если же будут установлены существенные нарушения, то прекращение трудового договора нельзя считать обоснованным;

4) осуждение работника к наказанию. Данное обстоятельство прекращает трудовой договор только при наличии следующих условий:

а) работник осужден к наказанию, исключающему возможность продолжения прежней работы;

б) приговор суда, которым работник осужден к такому наказанию, вступил в законную силу.

К числу наказаний, исключающих возможность продолжения прежней работы, относятся:

— лишение права занимать определенные должности (ст. 47 Уголовного кодекса РФ);

— арест (ст. 54 Уголовного кодекса РФ);

— лишение свободы (ст. 56, 57 Уголовного кодекса РФ).

Если примененная к работнику мера наказания не исключает возможность продолжения прежней работы, он не может быть уволен по п. 4 ч. 1 ст. 83;

5) признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности. Оно служит основанием для прекращения трудового договора по п. 5 ч. 1 ст. 83 при условии, что этот факт установлен медицинским заключением.

Такое заключение может быть выдано федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро (см. Правила признания лица инвалидом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»*(73)).

При увольнении работников, признанных полностью неспособными к трудовой деятельности, им выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (ч. 3 ст. 178 ТК);

6) факт смерти работника либо работодателя — физического лица, являющийся основанием для прекращения трудового договора по п. 6 ч. 1 ст. 83, устанавливается органами записи актов гражданского состояния в соответствии с Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»*(74). Трудовой договор в связи со смертью работника (работодателя — физического лица) прекращается на основании копии свидетельства о смерти, выданного в установленном порядке соответствующим органом записи актов гражданского состояния.

Признание работника либо работодателя — физического лица умершим или безвестно отсутствующим осуществляется судом в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Гражданин может быть объявлен умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного случая, — в течение шести месяцев (ст. 45 Гражданского кодекса РФ). Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.

По заявлению заинтересованных лиц гражданин может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания (ст. 42 Гражданского кодекса РФ).

Требование о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим рассматриваются в порядке особого производства. Он заключается в том, что лицо, обратившееся в суд, должно объяснить, для какой цели ему необходимо такое признание. Например, работник просит признать безвестно отсутствующим работодателя — физического лица для прекращения с ним трудового договора и получения не выплаченной ему заработной платы. Или работодатель выдвигает данное требование в отношении работника, с которым не может прекратить трудовой договор до признания его безвестно отсутствующим.

Обращаясь в суд с требованием о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим, заявитель должен доказать не только отсутствие сведений о таком гражданине, но и то, что невозможно установить место его нахождения;

7) прекращение трудового договора по п. 7 ч. 1 ст. 83, т.е. в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений, допускается только в том случае, если это обстоятельство (т.е. невозможность продолжения трудовых отношений в связи с чрезвычайными ситуациями) признано таковым решением Правительства РФ или органа государственной власти соответствующего субъекта РФ. Полномочия Правительства РФ и органов государственной власти субъектов РФ в данной области определены Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»*(75).

Правительство РФ в соответствии с этим Законом, а также на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных актов Президента РФ издает постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечивает их исполнение (ст. 10). Так, для установления единого подхода к оценке чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определения границ зон чрезвычайных ситуаций и адекватного реагирования на них применяется положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденное постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 г. N 304*(76).

Органы государственной власти субъектов РФ принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (ст. 11).

Под чрезвычайной ситуацией данный Закон (ст. 1) понимает обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Чрезвычайное положение в соответствии со ст. 56 и 88 Конституции РФ может вводиться на территории РФ или в отдельных ее местностях при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»*(77). Чрезвычайное положение на всей территории РФ или в ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания РФ.

Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:

— попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межрелигиозные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

— чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ (ст. 3 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»*(78));

8) дисквалификация или иное административное наказание, если это наказание исключает возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

Если же к работнику применено, например, административное наказание в виде предупреждения (ст. 3.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях) или штрафа (ст. 3.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях), то он не может быть уволен на основании п. 8 ч. 1 ст. 83, так как подобные наказания не мешают исполнению обязанностей по трудовому договору. В то же время дисквалификация работника исключает возможность выполнения им работы, предусмотренной трудовым договором.

Дисквалификация (как вид административного наказания) применяется к работникам, занимающим руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим, осуществляющим предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ (ст. 3.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях), а суть дисквалификации заключается в лишении работника права занимать указанные должности или осуществлять указанные функции. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей и устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Прекращение трудового договора на основании п. 8 ч. 1 ст. 83 возможно независимо от того, на какой срок дисквалифицирован работник. Однако следует учитывать, что в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи увольнение работника по данному основанию допускается, если работодатель лишен возможности перевести работника с его письменного согласия на другую работу.

Положение о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 805*(79), определяет Порядок формирования и ведения реестра лиц, подвергнутых дисквалификации в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Реестр дисквалифицированных лиц формируется и ведется Министерством внутренних дел РФ (далее именуются соответственно — реестр, уполномоченный федеральный орган) и министерствами внутренних дел, управлениями (главными управлениями) внутренних дел субъектов РФ в целях обеспечения учета лиц, дисквалифицированных на основании вступивших в силу постановлений судов о дисквалификации, а также для обеспечения заинтересованных лиц информацией о дисквалифицированных лицах. Копии указанных постановлений направляются вынесшими их судами в Министерство внутренних дел РФ, министерство внутренних дел, управление (главное управление) внутренних дел соответствующего субъекта РФ по месту вынесения постановления.

Информация, содержащаяся в реестре, является открытой. Срок предоставления информации, содержащейся в реестре, составляет пять дней с даты получения уполномоченным федеральным органом соответствующего запроса.

Запросы о предоставлении информации, содержащейся в реестре, фиксируются в реестре с указанием лица, обратившегося с запросом, даты запроса и даты предоставления информации.

Соответствующий федеральный орган в 10-дневный срок со дня внесения в реестр сведений о дисквалифицированном лице направляет сведения о нем в те федеральные органы исполнительной власти, должностные лица которых в соответствии с Кодексом составили протоколы об административных правонарушениях, предусматривающих наказание в виде дисквалификации.

Исключение из реестра дисквалифицированных лиц производится:

— по истечении срока дисквалификации;

— во исполнение вступившего в силу судебного акта об отмене постановления о дисквалификации, заверенная копия которого поступила в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц, из суда либо от ранее дисквалифицированного лица в составе приложения к заявлению об исключении из реестра дисквалифицированных лиц;

9) истечение срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение работника специального права (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права). Эти обстоятельства служат основанием для прекращения трудового договора, если влекут за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору (п. 9 ч. 1 ст. 83).

По данному основанию трудовой договор прекращается только в случае, если работник с его письменного согласия не может быть переведен на другую имеющуюся у данного работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом состояния его здоровья.

Необходимо обратить внимание на двухмесячный срок, о котором говорит законодатель в п. 9 ч. 1 комментируемой статьи. Если же срок, на который приостановлено специальное право, не превышает двух месяцев, то работодатель в соответствии со ст. 76 ТК должен отстранить работника от работы на соответствующий срок (см. комментарий к этой статье);

10) прекращение допуска к государственной тайне, когда выполняемая работа требует такого допуска. Данное обстоятельство влечет прекращение трудового договора, если:

— условие о неразглашении государственной тайны предусмотрено трудовым договором с работником;

— исполнение обязанностей по занимаемой в соответствии с договором должности связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

— основание прекращения допуска к государственной тайне соответствует действующему законодательству (см. комментарий к ст. 57 и пп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК).

В ст. 22 Закона РФ «О государственной тайне» перечислены следующие основания для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне:

— признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;

— наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;

— постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;

— выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

— уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти или организации в случаях:

— расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;

— однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

— возникновения обстоятельств, являющихся согласно ст. 22 Закона РФ «О государственной тайне» основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

Работник вправе обжаловать решение руководителя организации о прекращении допуска его к государственной тайне и расторжении на основании этого трудового договора с ним в вышестоящую организацию или в суд.

Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает работника от взятых обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

Прекращение трудового договора по п. 10 ч. 1 ст. 83 в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи не допускается, если работодатель имеет возможность перевести работника с его согласия на другую работу;

11) отмена решения суда или отмена (признание незаконным) решения государственной инспекции труда о восстановлении работника на работе.

Данное основание прекращения трудового договора дает работодателю право прекратить трудовой договор с работником, неправомерно восстановленным на работе, независимо от того, как долго работник проработал после восстановления. При этом работодатель не обязан предлагать увольняемому работнику другие имеющиеся у него вакантные должности. Однако он вправе это сделать, если сочтет необходимым;

12) прекращение трудового договора с иностранными гражданами или лицами без гражданства по п. 12 ч. 1 ст. 83 допускается, если количество указанных работников у данного работодателя превышает их допустимую долю, предусмотренную постановлением Правительства РФ для работодателей, осуществляющих определенные виды экономической деятельности на территории РФ.

С учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан РФ Правительство РФ вправе ежегодно устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на всей территории РФ.

При установлении указанной допустимой доли Правительство РФ определяет срок приведения в соответствие с ней хозяйствующими субъектами численности используемых ими иностранных работников. Такой срок устанавливается с учетом необходимости соблюдения работодателями порядка расторжения трудового договора (контракта), установленного трудовым законодательством РФ (ст. 18.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

По данному основанию трудовой договор прекращается не позднее окончания срока, установленного Правительством РФ для приведения работодателями, осуществляющими на территории Российской Федерации определенные виды экономической деятельности, общего количества работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в соответствие с допустимой долей таких работников (ч. 3 ст. 83).

Потребность в привлечении иностранных работников, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации, а также в целях оценки эффективности использования иностранной рабочей силы ежегодно определяет Правительство РФ. Исполнительные органы государственной власти субъекта РФ ежегодно определяют потребность в привлечении иностранных работников, оценивают эффективность использования иностранной рабочей силы, вклад иностранных работников в социально-экономическое развитие данного субъекта РФ. Определение органами государственной власти субъекта РФ потребности в привлечении иностранных работников осуществляется в соответствии с правилами, установленными уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан РФ, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства Правительство РФ вправе устанавливать квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на всей территории РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 18.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»*(80) квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу могут устанавливаться в зависимости от профессии, специальности, квалификации иностранных граждан, страны их происхождения, а также в зависимости от иных экономических и (или) социальных критериев с учетом региональных особенностей рынка труда.

Указанные квоты не распространяются на иностранных граждан — квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности) в соответствии с перечнем профессий (специальностей, должностей), утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию занятости населения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития и торговли;

13) возникновение установленных ТК, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности, если эти ограничения исключают возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

Так, ст. 351.1 ТК перечисляет сферы трудовой деятельности, к которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности. Это следующие сферы: образование, воспитание, развитие несовершеннолетних, организация их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, детско-юношеский спорт, культура и искусство с участием несовершеннолетних.

2. Как уже отмечалось, прекращение трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 2, 8, 9, 10 или 13 ч. 1 комментируемой статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу).

При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Иначе говоря, работодатель обязан в этой ситуации предлагать работнику соответствующие вакансии не только непосредственно в организации, где занят работник, но и в ее структурных подразделениях, если они расположены в той же местности. Если же вакансии имеются в структурных подразделениях, расположенных в других местностях (например, в филиале или представительстве организации), работодатель обязан предлагать их при условии, что это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Если у работодателя отсутствует соответствующая работ или работник отказывается от предложенной ему другой работы, трудовой договор с ним прекращается со ссылкой на соответствующее основание, предусмотренное комментируемой статьей.

Популярное:

  • К каким расходам относится материальная помощь Отражаем материальную помощь при УСН «доходы минус расходы» Материальная помощь при УСН доходы минус расходы может учитываться по-разному. Все зависит от того, на что были выданы средства и как именно бухгалтер будет их оформлять. Рассмотрим подробнее […]
  • Материальная помощь сотруднику на лекарство Облагается ли материальная помощь НДФЛ Актуально на: 17 февраля 2017 г. Материальная помощь выплачивается работнику или иному лицу в качестве формы поддержки при особых жизненных обстоятельствах: при необходимости оплаты дорогостоящего лечения, при рождении […]
  • Продаю жилой гараж в адлере Продаю жилой гараж в адлере Продаю гостиницу (эллинг) Лазаревский. Жилые гаражи и эллинги Продается жилой 2-этажный гараж ПГСКА. Жилые гаражи и эллинги Продается дом 105 м2 с участком 5,5. Жилые гаражи и эллинги семья из 3 человек снимет жилой гараж […]
  • Можно ли ооо работать без кассового аппарата на усн Кто может работать без кассового аппарата? 15 ноября 2017 года в Государственной Думе был рассмотрен законопроект 186057-7 по которому в статью 7 закона номер 290-ФЗ вносятся правки, касающиеся изменения сроков перехода на онлайн кассы некоторым категориям […]
  • Правоустанавливающий документ на жилое помещение Правоподтверждающие документы на жилое помещение 1. Собственник жилого помещения - физическое лицо, индивидуальный предприниматель: Договор купли-продажи Договор мены Договор дарения Договор приватизации Свидетельство о праве на наследство […]
  • Тк рф ст81 ч 6 Ст. 81 ТК РФ: вопросы и ответы Ст. 81 ТК РФ: официальный текст Ст. 81 ТК РФ: вопросы и ответы Ст. 81 ТК РФ содержит не только перечень оснований, по которым работодатель может инициировать увольнение работника, но и ряд основных правил применения этих […]
  • Как выставить счет в 1с 111 предприятие Бухучет инфо Как сделать и выставить счет-фактуру в 1С 8.3 Выставление счет-фактуры по базе 1С 8.3 Бухгалтерия В программах 1С 8.3 есть всего два вида счетов-фактур: Счет-фактура выданный Счет-фактура полученный Однако каждый имеет несколько […]
  • Счет фактура на аванс полученный в книге покупок Счет фактура на аванс полученный в книге покупок Учимся работать с НДС часть 2 - авансы от покупателей (1С:Бухгалтерия 8.3, редакция 3.0) Продолжаем серию уроков (предыдущая часть) по работе с НДС в 1С:Бухгалтерия 8.3 (редакция 3.0). Сегодня мы рассмотрим: […]
Тк рф ст83 п4