Тк рф режим работы водителей

Режим труда и отдыха

Актуально на: 28 августа 2017 г.

Рабочее время по Трудовому кодексу – это время, в течение которого работник должен выполнять свои трудовые обязанности. При этом контроль рабочего времени сотрудников осуществляет работодатель (ст. 91 ТК РФ). А распределение работы в течение конкретного календарного периода, то есть сколько часов и в какой день должно быть отработано, определяется режимом труда или режимом рабочего времени (ст. 100 ТК РФ).

Режим труда и отдыха работников закрепляется в правилах внутреннего трудового распорядка (ПВТР).

Какие вопросы регулирует режим труда и отдыха на предприятии

Режим рабочего времени по Трудовому кодексу должен предусматривать (ст. 100 ТК РФ):

  • продолжительность рабочего времени в неделю (это может быть 5-днев ная неделя с 2 выходными днями, 6-днев ная неделя с 1 выходным днем, рабочая неделя с выходными по скользящему графику, неполная рабочая неделя);
  • продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе и для лиц, работающих неполный рабочий день;
  • время начала и окончания работы;
  • время перерывов в работе.

Кроме того, режимом рабочего времени могут устанавливаться категории работников с ненормированным рабочим днем, а также число смен в сутки и чередование рабочих, нерабочих дней, определяемые при сменной работе (ст. 103 ТК РФ). Помимо этого, он может предусматривать разделение рабочего дня на части, суммированный учет рабочего времени, применение режима гибкого рабочего времени (ст. 102, 104, 105 ТК РФ).

Если режим работы сотрудника совпадает с общеустановленным режимом рабочего времени в организации, который прописан в ПВТР, то отдельно указывать в трудовом договоре с работником продолжительность его ежедневной работы не нужно. А если работник будет работать по другому графику, то его необходимо установить трудовым договором (ст. 100, ст. 57 ТК РФ).

Отметим, что режим работы компании и режим рабочего времени сотрудников – это разные «вещи». Организация может работать и круглосуточно, но не ее работники. У них может быть, к примеру, сменный график работы. И конечно, работники одного предприятия могут работать как в едином режиме рабочего времени, так и в соответствии с разными режимами.

Для отдельных категорий работников законодательством предусмотрены свои особенности установления режима труда и отдыха. К примеру, для лиц, чей труд связан с движением транспортных средств, то есть для водителей (ст. 329 ТК РФ, Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15).

Изменение режима работы по инициативе работодателя

Изменение режима рабочего времени по инициативе работодателя возможно в связи с организационными или технологическими изменениями условий труда (ст. 74 ТК РФ). Предположим, раньше торговая точка работала круглосуточно, а теперь будет работать ежедневно с 8-00 до 22-00, в связи с чем меняется и режим рабочего времени сотрудника. Это значит, что меняются условия трудового договора с работником, но не меняется его трудовая функция.

В такой ситуации работодатель должен издать приказ о внесении изменений в ПВТР и как минимум за 2 месяца до введения изменений уведомить работника о новых условиях трудового договора (ст. 74 ТК РФ). Если сотрудник согласен перейти на другой режим работы, то с ним необходимо подписать дополнительное соглашение к трудовому договору.

Режим работы водителей

Актуально на: 14 июня 2018 г.

ТК РФ предусматривает, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются Министерством транспорта (ч. 2 ст. 329 ТК РФ, Постановление Правительства от 30.07.2004 № 395).

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей установлены Положением, утвержденным Приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15.

С 05.06.2018 вступили в силу изменения в режиме работы водителей автомобилей. Об обновленном режиме работы водителей по Трудовому кодексу с учетом требований Минтранса расскажем в нашей консультации.

Новый режим работы и отдыха водителей автомобильного транспорта

Новый Приказ Минтранса о режиме работы водителей, который вступил в силу с 05.06.2018, – это Приказ от 03.05.2018 № 170. Приведем некоторые новшества, вводимые данным приказом.

Теперь указывается, что Положение не распространяется не только на водителей, занятых на международных перевозках, или работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ, но и на водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей (п. 2 Положения).

Если работодатель ведет суммированный учет рабочего времени водителей, то суммарная продолжительность управления автомобилем за неделю не может превышать 56 часов, при этом неделей считается период времени с 00 часов понедельник до 24 часов воскресенья. Раньше суммарная продолжительность устанавливалась только на 2 недели подряд и составляла 90 часов, при этом не указывалось, как считать недели (п. 17 Положения). Учитывая, что ежедневное время управления автомобилем не может превышать 9 часов, а при суммированном учете рабочего времени – 10 часов не более 2 раз в неделю, то максимальная продолжительность времени управления автомобилем при суммированном учете рабочего времени составляет в неделю: 2 дня по 10 часов и 4 дня по 9 часов, т. е. 56 часов. Следовательно, во вторую неделю водитель сможет быть за рулем лишь 34 часа (90 часов – 56 часов).

Напомним, что, как и раньше, время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, если водитель перевозит в условиях горной местности пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра или тяжеловесные, длинномерные и крупногабаритные грузы. При этом при суммированном учете рабочего времени таких водителей также допускается дважды в неделю увеличить время управления автомобилем до 10 часов (п.п. 16, 17 Положения).

Кроме того, раньше предусматривалось, что на междугородных перевозках после первых 4 часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха. Теперь указывается, что не позже, чем через 4 часа управления автомобилем водитель обязан сделать специальный перерыв для отдыха. То есть по обновленным правилам отдых от управления автомобилем – не право, а обязанность водителя (п. 19 Положения).

Режим работы водителя по тахографу

Контроль соблюдения режима труда и отдыха может производиться в том числе на основании показателей тахографов. Напомним, что тахограф устанавливается на транспортное средство для обеспечения непрерывной, некорректируемой регистрации информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей.

Категории и виды транспортных средств, которые должны быть оснащены тахографами, приведены в Приложении № 2 к Приказу Минтранса от 13.02.2013 № 36.

К таким транспортным средствам относятся:

  • транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более 8 мест для сидения (категории M2 и М3 );
  • транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонны (категории N2 и N3).

При этом исключения касаются, в частности, следующих категорий и видов транспортных средств:

  • транспортные средства, допущенные к международным автомобильным перевозкам в соответствии с карточкой допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок;
  • автобетононасосы, автобетоносмесители, автокраны, транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог, специализированные транспортные средств (специально оборудованные молоковозы, скотовозы, машины для перевозки птицы, яиц, живой рыбы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений), транспортные средства категорий N2 и N3, используемые сельхозтоваропроизводителями при внутрихозяйственных перевозках.

Статья 100 ТК РФ. Режим рабочего времени

Новая редакция Ст. 100 ТК РФ

Режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, — трудовым договором.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Статье 100 ТК РФ

Режим рабочего времени регламентируется главой 16 Трудового кодекса РФ. Под режимом рабочего времени в трудовом праве понимается распределение нормы рабочего времени для данной категории работников в рамках определенного календарного периода.

Согласно статье 100 Трудового кодекса РФ режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (5-дневная с двумя выходными днями, 6-дневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику; поденный и суммированный учет рабочего времени); работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников; продолжительность ежедневной работы (смены); время начала и окончания работы; время перерывов в работе; число смен в сутки; чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации.

Режим рабочего времени может устанавливаться только правилами внутреннего трудового распорядка, в отличие от действующей сейчас нормы, которая позволяет закреплять его в коллективном договоре. Для работников с индивидуальным режимом он устанавливается трудовым договором.

Неполное рабочее время выделяется в качестве отдельного режима рабочего времени.

Режим рабочего времени устанавливается для лиц, заключивших трудовой договор, т.е. для работников. В связи с этим необходимо различать режим рабочего времени работников и режим работы самой организации. Например, организация является непрерывно действующей (работает круглосуточно), а работники работают посменно. В настоящее время режим рабочего времени для всех работников может быть единым. Для работников отдельных подразделений он может быть различным. Стороны трудового договора по взаимному соглашению могут устанавливать также индивидуальный режим работы, если это не будет ухудшать условий труда работника по сравнению с действующим законодательством или коллективным договором.

Правительство РФ приняло Постановление от 10 декабря 2002 г. N 877 «Об особенностях рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы», которое устанавливает, что в соответствии со статьей 100 Трудового кодекса РФ Правительство РФ постановляет установить, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития РФ и Министерством здравоохранения РФ.

На данный момент утверждены следующие положения:

1) Приказ Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. N 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»;

2) Приказ МПС РФ от 5 марта 2004 г. N 7 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов»;

3) Приказ Минтранса РФ от 30 января 2004 г. N 10 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации»;

4) Приказ Росгидромета от 30 декабря 2003 г. N 272 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников оперативно-производственных организаций Росгидромета, их структурных подразделений, имеющих особый характер работы»;

5) Приказ Минсвязи РФ от 8 сентября 2003 г. N 112 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников связи, имеющих особый характер работы»;

6) Приказ Роскомрыболовства РФ от 8 августа 2003 г. N 271 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников рыбохозяйственного комплекса, имеющих особый характер работы»;

7) Приказ Минтранса РФ от 16 мая 2003 г. N 133 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта»;

8) Приказ Минобороны РФ от 16 мая 2003 г. N 170 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации»;

9) Приказ Минфина РФ от 2 апреля 2003 г. N 29н «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников организаций, осуществляющих добычу драгоценных металлов и драгоценных камней из россыпных и рудных месторождений»;

10) Постановление Минтруда РФ от 12 июля 1999 г. N 22 «Об установлении продолжительности рабочей недели членам экипажей воздушных судов гражданской авиации»;

11) Постановление Минтруда РФ от 20 февраля 1996 г. N 11 «Об утверждении Положения о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота».

Трудовой кодекс РФ регламентирует следующие разновидности режима рабочего времени, которые устанавливаются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка:

1) поденный учет рабочего времени;

2) суммированный учет рабочего времени;

3) режим ненормированного рабочего дня;

4) режим гибкого рабочего времени;

5) многосменный режим работы;

6) режим рабочего дня, разделенного на части.

Другой комментарий к Ст. 100 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Под режимом рабочего времени (режимом труда) понимается распределение работы в течение определенного календарного периода. Статья 100 ТК РФ содержит перечень элементов режима рабочего времени и определяет порядок его установления.

2. Режим рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка. При его установлении должны соблюдаться требования закона относительно нормальной и сокращенной продолжительности рабочего времени, ограничения продолжительности смен для отдельных категорий работников, сокращения продолжительности работы в ночное время и накануне нерабочих праздничных и выходных дней (ст. ст. 91, 92, 94 — 96 ТК РФ).

3. Трудовой кодекс предусматривает возможность установления в организациях различных типов рабочей недели, отличающихся друг от друга количеством рабочих дней и порядком предоставления выходных дней: пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, шестидневной с одним выходным днем, рабочей недели с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполной рабочей недели. О правилах предоставления выходных дней при каждом виде рабочей недели см. ст. 111 ТК РФ и комментарий к ней.

4. При сменной работе режим рабочего времени должен определять число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней. Работа может быть организована в одну, две, три или четыре смены (см. ст. 103 ТК РФ и комментарий к ней).

5. Продолжительность ежедневной работы (смены), как и иные элементы режима рабочего времени, регулируется правилами внутреннего трудового распорядка, причем предельная продолжительность ежедневной работы законом не установлена (исключение составляет продолжительность смены для работников с сокращенным рабочим днем — см. ст. 94 ТК РФ и комментарий к ней).

6. Режим рабочего времени может предусматривать разделение рабочего дня на части, суммированный учет рабочего времени; возможно также применение режима гибкого рабочего времени (см. ст. ст. 102, 104, 105 и комментарий к ним).

7. Режим рабочего времени может быть единым для всех работников организации либо различным для работников отдельных подразделений.

Поскольку режим рабочего времени для отдельных работников может отличаться от общих правил, установленных у данного работодателя (неполная рабочая неделя, неполный рабочий день и т.п.), ч. 1 ст. 100 особо оговаривает, что в этих случаях режим рабочего времени устанавливается трудовым договором. Режим рабочего времени, установленный для работника трудовым договором, не должен ухудшать условия его труда по сравнению с установленными законодательством или коллективным договором.

8. О режиме ненормированного рабочего дня для отдельных категорий работников см. ст. 101 ТК РФ и комментарий к ней.

9. Необходимо различать режим рабочего времени работников и режим работы организации. Организация, например, может работать круглосуточно, а работники заняты на работе посменно.

10. Особенности режима рабочего времени, устанавливаемые в соответствии с ч. 2 ст. 100 ТК, распространяются на работников транспортных организаций, организаций связи, аварийно-спасательных служб и некоторых других. Порядок определения особенностей режима рабочего времени и времени отдыха работников, имеющих особый характер работы, установлен Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. N 877. Согласно этому Постановлению особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников, имеющих особый характер работы, определяется федеральными органами исполнительной власти с соответствующими согласованиями.

11. Во исполнение этого Постановления Правительства Приказом Министерства РФ по связи и информатизации от 8 сентября 2003 г. N 112 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников связи, имеющих особый характер работы. Положение предусматривает возможность введения для работников подразделений связи, непосредственно занятых эксплуатационно-техническим обслуживанием средств связи или предоставлением услуг связи, суммированного учета рабочего времени за периоды от одного до трех месяцев, установления разделенного на части рабочего дня, применения режима гибкого рабочего времени. Этим же Приказом утверждены Перечни категорий работников связи, для которых может устанавливаться разделенный на части рабочий день и режим гибкого рабочего времени.

12. Приказом Росгидромета от 30 декабря 2003 г. N 272 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников оперативно-производственных организаций Росгидромета, их структурных подразделений, имеющих особый характер работы.

13. В отношении работников организаций, осуществляющих добычу драгоценных металлов и драгоценных камней из россыпных и рудных месторождений, действует Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 2 апреля 2003 г. N 29н. Положением предусмотрено установление суммированного учета рабочего времени с учетным периодом продолжительностью в один календарный год; рабочее время и время отдыха в пределах учетного периода устанавливается графиком работы, который утверждается работодателем; в зависимости от конкретных условий производства графиком работ может быть установлена продолжительность рабочей смены не более 12 часов.

14. Об особенностях режима рабочего времени работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, см. ст. 329 ТК РФ и комментарий к ней.

Особенности учета рабочего времени водителей автомобилей

Профессия водителя связана с управлением автотранспортными средствами и, следовательно, безопасностью дорожного движения. Как известно, транспорт является средством повышенной опасности, и водители, управляя транспортным средством, порой рискуют не только материальными ценностями, но и жизнью своей и пассажиров. По этой причине гл. 51 ТК РФ предусмотрены особенности регулирования труда работников транспортных предприятий, в том числе особенности учета рабочего времени водителей (ст. 329 ТК РФ), которые и являются предметом рассмотрения данной статьи.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ

В ч. IV ТК РФ содержатся нормы, которые частично ограничивают применение общих правил либо предусматривают для отдельных категорий работников дополнительные правила.

Главой 51 ТК РФ установлены особенности регулирования труда работников транспорта. Постановлением Правительства РФ от 19.01.2008 № 16 утвержден Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств (далее — Перечень работ).

К работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами, относятся, в частности, водители автомобилей.

Трудовое законодательство предъявляет особые требования к приему на работу лиц, работа которых непосредственно связана с движением транспортных средств.

Так, например, ст. 328 ТК РФ обязывает водителей проходить профессиональный отбор, подготовку и обязательные медицинские осмотры (обследования). Требование о медицинском обследовании содержится также в ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в ред. от 19.07.2011) и ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

При трудоустройстве водитель, кроме документов, установленных ст. 65 ТК РФ, обязан предъявить водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, которое подтверждает его профессиональную подготовку, а также представить медицинскую справку о пригодности к выполнению работ, связанных с управлением автомобильным транспортом.

Организация труда водителей регламентирована Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (утверждено Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15; далее — Положение о работе и отдыхе водителей).

Обратите внимание! Действие Положения о работе и отдыхе водителей распространяется на водителей организаций всех форм собственности и ведомственной принадлежности, кроме водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ (п. 2 Положения о работе и отдыхе водителей).

ПЕРИОДЫ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ВОДИТЕЛЯ

Согласно ст. 91 ТК РФ к рабочему времени относится не только время, в течение которого работник исполняет трудовые обязанности, но и другие периоды.

Пунктом 15 Положения о работе и отдыхе водителей установлено, что рабочее время водителей включает:

время управления автомобилем;

время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах.

В рабочее время водителя включаются также иные периоды:

• подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

• время проведения медосмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;

• время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

• время простоев не по вине водителя;

• время проведения работ по устранению возникших в течение работы неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

• время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

• время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей;

• время в других случаях, предусмотренных законодательством.

ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ВРЕМЕНИ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ

По общему правилу время управления автомобилем в течение ежедневной работы (смены) не может превышать 9 ч.

При этом п. 16 Положения о работе и отдыхе водителей установлено, что в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 м и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов время управления не должно быть более 8 ч в день (смену).

Введение суммированного учета рабочего времени предполагает, что время управления автомобилем может быть увеличено до 10 ч работы в день, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 ч[1].

Кроме того, для водителей предусмотрены специальные перерывы для отдыха.

Так, например, на междугородных перевозках после первых трех часов непрерывного управления автомобилем водителю должен быть предоставлен специальный перерыв от управления автомобилем в пути[2]. Продолжительность такого отдыха составляет не менее 15 мин. В дальнейшем такие перерывы предусматриваются не более чем через каждые два часа.

В том случае, когда время специального перерыва совпадает со временем перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется.

Обратите внимание, что специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем в пути включаются в рабочее время водителя.

К другим особенностям учета рабочего времени водителей относится расчет времени охраны груза и рабочего времени, когда в длительной поездке для управления автомобилем направляют двух водителей.

Так, время охраны груза и автомобиля засчитывают водителю в рабочее время в размере не менее 30 %[3]. А при направлении в рейс двух водителей время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, засчитывают ему в рабочее время в размере не менее 50 %[4].

Конкретные нормативы устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Обратите внимание! Согласно ст. 329 ТК РФ работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств.

При определении, каким работникам не разрешается работа по совместительству, следует руководствоваться Перечнем работ.

Словарь. Ненормированный рабочий день — это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени (ст. 101 ТК РФ).

НЕНОРМИРОВАННЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ ВОДИТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ

У водителей, как и у остальных работников, нормальная продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 ч в неделю[5].

При этом для водителей, трудящихся по календарю пятидневной рабочей недели, длительность ежедневной работы (смены) не должна быть более 8 ч, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели — 7 ч[6].

Тем не менее из данного правила есть и исключения. Так, например, в п. 14 Положения о работе и отдыхе водителей сказано, что водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей такси) может устанавливаться ненормированный рабочий день.

При этом количество и продолжительность рабочих смен определяют исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляют на общих основаниях.

Нередко руководители фирм устанавливают для персональных водителей ненормированный режим рабочего времени, забывая при этом, что привлечение водителей к работе за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени должно носить не систематический характер[7], а происходить время от времени (то есть эпизодически) и при достаточных основаниях, обусловленных производственными причинами[8].

Иными словами, работодатель может установить для водителей режим ненормированного рабочего дня, но только для водителей легкового автомобиля и за исключением водителей такси[9]. Поэтому такой режим, как правило, устанавливают персональным водителям.

В трудовой договор с водителем может быть включено условие о режиме ненормированного рабочего дня, если данная профессия предусмотрена перечнем должностей с ненормированным рабочим днем. Такой перечень устанавливается локальным нормативным актом организации 7 .

Привлекать к работе водителя, которому установлен ненормированный рабочий день, можно как до начала рабочего дня, так и после его окончания 8 . При этом получать согласие работника на привлечение его к работе в данном режиме не требуется. Необходимо помнить, что при таком режиме работник обязан приходить на работу к началу рабочего дня, как и остальные, а уходить с работы — не раньше окончания рабочего дня. Иными словами, на него распространяется правило, установленное в локальном акте работодателя, о времени начала и окончания рабочего дня так же, как и на остальных работников.

Обратите внимание! Систематическое привлечение работника к работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени может рассматриваться органами, осуществляющими надзор и контроль, и судебными органами как сверхурочная работа, за которую положена соответствующая компенсация.

В соответствии со ст. 119 ТК РФ работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка.

Следует отметить, что продолжительность такого отпуска не может быть менее трех календарных дней[10].

СУММИРОВАННЫЙ УЧЕТ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ВОДИТЕЛЕЙ

Как следует из ст. 104 ТК РФ, основанием для введения суммированного учета рабочего времени являются условия работы, которые не позволяют соблюдать установленную для данной категории работников ежедневную или еженедельную продолжительность рабочего времени.

В случае, если по условиям работы для отдельных категорий работников не может быть соблюдена нормальная продолжительность рабочего времени, им устанавливают суммированный учет рабочего времени[11]. При этом продолжительность учетного периода, как правило, составляет один месяц.

Трудовой кодекс РФ предусматривает, что порядок ведения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка. В свою очередь, вышеуказанные правила утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или при утверждении коллективного договора, если эти правила являются приложением к нему[12]. В правилах внутреннего трудового распорядка должно быть указано основание для введения суммированного учета рабочего времени и должна быть установлена длительность учетного периода 11 .

Кстати. Пункт 8 Положения о работе и отдыхе водителей предусматривает, что на перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до шести месяцев.

При приеме нового сотрудника на работу, выполнение которой осуществляется по правилам суммированного учета рабочего времени, его следует ознакомить с правилами внутреннего трудового распорядка под роспись. Если суммированный учет рабочего времени введен не во всей организации, а лишь для некоторых видов работ или отдельных категорий работников, то режим рабочего времени и времени отдыха для таких работников становится индивидуальным и обязательным условием трудового договора.

В трудовом договоре возможна следующая формулировка:

Работнику устанавливается нормальная продолжительность рабочего времени 40 ч в неделю с суммированным учетом рабочего времени, учетный период — месяц (квартал, но не более шести месяцев). Порядок ведения суммированного учета рабочего времени определяется правилами внутреннего трудового распорядка. Графики сменности доводятся до работника не позднее одного месяца до дня введения их в действие.

Суммированный учет рабочего времени, применяемый согласно Положению о работе и отдыхе водителей, — это фактически специальный режим рабочего времени и времени отдыха, основанный на графиках сменности.

График сменности утверждается приказом руководителя с учетом мнения выборного профсоюзного органа организации, если таковой имеется, и доводится до сведения сотрудников не позднее чем за месяц до введения его в действие[13]. Продолжительность работы по графику сменности не может превышать норму рабочего времени в учетном периоде. При этом недопустима и недоработка до нормы рабочего времени.

При составлении графика сменности следует иметь в виду, что работа в течение двух смен подряд запрещается 13 .

Для формирования графика сменности можно использовать форму, предусмотренную для табеля учета рабочего времени (унифицированная форма № Т-12 или № Т-13[14]).

Однако к уже имеющимся графам (1–6) необходимо добавить еще одну графу для подписи каждого работника. В ней сотрудник организации указывает, что с документом ознакомлен, проставляет дату и подпись.

При сменном режиме рабочего времени предусматривается, что выходные дни в течение рабочей недели предоставляются по скользящему графику[15].

Таким образом, введение суммированного учета рабочего времени для водителей автомобилей предполагает установление:

• продолжительности учетного периода (месяц, в отдельных случаях до шести месяцев);

• нормы рабочих часов за учетный период;

Целесообразность введения суммированного учета рабочего времени подтверждается тем, что при таком режиме рабочего времени сверхурочная работа определяется по количеству часов за пределами учетного периода. В то время как при обычном режиме сверхурочной считается работа, которую работник выполняет по инициативе работодателя за пределами рабочего дня (смены).

Иными словами, при суммированном учете рабочего времени сверхурочной признается работа, выполняемая по инициативе работодателя сверх нормального числа рабочих часов за учетный период[16].

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ УЧЕТА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ВОДИТЕЛЯ

В соответствии со ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Это позволяет контролировать соблюдение трудовой дисциплины, отсутствие прогулов, опозданий, а также правильно определять заработную плату за фактически отработанное время.

Для учета рабочего времени водителей используются табели учета рабочего времени (унифицированная форма № Т-12 или № Т-13 14 ).

В случаях введения суммированного учета рабочего времени для водителей составляются графики сменности заранее на весь учетный период.

Данное требование вытекает из самого понятия учетного периода и условий правомерности его введения, предусмотренных ст. 104 ТК РФ и Положением о работе и отдыхе водителей. Ведь работодатель должен быть уверен в том, что нормальное число рабочих часов не превышено за учетный период, а работник должен убедиться в том, что в график не заложены сверхурочные, а также иметь возможность соотносить свои жизненные планы с загрузкой на работе.

Помимо указанных документов, основанием для начисления заработной платы водителю является путевой лист[17], который действителен только один день (смену). Исключение составляют случаи, когда рабочая поездка водителя может занять более чем одни сутки.

В путевом листе должны отражаться дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда и заезда автомобиля на место его постоянной стоянки[18]. Таким образом, на основании путевого листа можно определить, соблюдается ли режим рабочего времени и времени отдыха водителя, а также установить продолжительность фактически отработанного работником времени.

Непроставление в путевых листах обязательных отметок о рабочем времени водителя может служить основанием для привлечения работодателя к административной ответственности.

Например, в решении Арбитражного суда Свердловской области от 26.03.2009 по делу № А60-8739/2009-С6 указано, что в путевых листах не было отражено время возврата автомобиля к месту стоянки. На основании этого суд сделал вывод о том, что работодатель вел учет рабочего времени и времени отдыха водителей ненадлежащим образом.

Следует учитывать, что сведения, указанные в табеле учета рабочего времени и путевом листе, должны совпадать. Суды неоднократно указывали на то, что расхождение в этих сведениях не позволяет определить фактическую продолжительность времени, отработанного водителем[19].

Ответственность за нарушения в учете рабочего времени

При проверках контролирующими органами отсутствие у предприятия графика сменности или оставление работника на производстве в течение двух смен подряд квалифицируются инспекциями труда как административные правонарушения.

Ответственность за подобные действия предусмотрена ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ):

• для должностных лиц — в размере от 1 000 до 5 000 руб.;

• для предпринимателей — от 1 000 до 5 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

• для юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

• если должностное лицо ранее уже подвергалось административному наказанию по этой статье, ему грозит дисквалификация на срок от одного года до трех лет.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что учет рабочего времени водителей, труд которых непосредственно связан с движением автотранспортных средств, регулируется как Трудовым кодексом РФ, так и специально разработанными нормативными документами.

Проведенный выше анализ раскрывает специфические особенности, которые необходимо принимать во внимание работникам кадровых служб организаций, чтобы в непростых жизненных ситуациях учитывать интересы водителей автотранспортных средств на основе соблюдения нормативных документов и требований трудового законодательства.

[1] Пункт 17 Положения о работе и отдыхе водителей.

[2] Пункт 19 Положения о работе и отдыхе водителей.

[3] Пункт 21 Положения о работе и отдыхе водителей.

[4] Пункт 22 Положения о работе и отдыхе водителей.

[5] Статья 91 ТК РФ.

[6] Пункт 7 Положения о работе и отдыхе водителей.

[7] Статья 101 ТК РФ.

[8] Письмо Роструда от 07.06.2008 № 1316-6-1.

[9] Статья 101 ТК РФ, п. 14 Положения о работе и отдыхе водителей.

[10] Часть 1 ст. 119 ТК РФ.

[11] Пункт 8 Положения о работе и отдыхе водителей.

[12] Статья 190 ТК РФ.

[13] Статья 103 ТК РФ.

[14] Утверждены Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1.

[15] Статья 100 ТК РФ.

[16] Статья 99 ТК РФ.

[17] Типовая межотраслевая форма № 3 «Путевой лист легкового автомобиля» (утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78).

[18] Подпункт 4 п. 6 обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов (утверждены Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152).

[19] Постановление ФАС Уральского округа от 25.01.2010 № Ф09-11338/09-С1 по делу № А60-40784/2009, Решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.04.2009 по делу № А60-8447/2009-С10.

Е. Н. Селянина,
аудитор

Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 3, 2012.

Популярное:

  • Адвокат принимает участие в качестве защитника по уголовному делу Статья 49. Защитник СТ 49 УПК РФ 1. Защитник - лицо, осуществляющее в установленном настоящим Кодексом порядке защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающее им юридическую помощь при производстве по уголовному делу. 2. В качестве […]
  • Статья 30 фз 273 Имеет ли право орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования издавать распорядительный акт о режиме работы общеобразовательных учреждений (заставлять 100% учащихся общеобразовательных учреждений переводить на пятидневную […]
  • 200 гражданский кодекс Статья 200. Начало течения срока исковой давности Информация об изменениях: Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 100-ФЗ статья 200 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2013 г. Статья 200. Начало течения срока исковой […]
  • Военный комиссариат республики крым по ленинскому району военный комиссариат республики крым по ленинскому району Военкоматы в Республике Крым Военкоматы армии РФ в Крыму в 2018 году в Красногвардейском, Кировском, Черноморском и др. районах: нужные документы, как пройти медкомиссию в военкоматах Крыма, часы […]
  • П 1 ст 88 нк рф Ст. 88 НК РФ (2016): вопросы и ответы Ст. 88 НК РФ: официальный текст Ст. 88 НК РФ (2016): вопросы и ответы Ст. 88 НК РФ, посвященная камеральной проверке, в течение 2015–2016 годов подверглась очередной порции изменений. Однако вопросы остались — […]
  • Дома в иглино покупка Тип: Дома и коттеджи Каждый человек мечтает об уютном доме вне города. Загородные дома и коттеджи пользуются популярностью у людей, питающих страсть к чистому, свежему воздуху, без шума и городской суеты. Агентство недвижимости «Кадастровое бюро» предлагает […]
  • Изменения в уголовный кодекс рф 2014 года Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 370-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 370-ФЗ"О внесении изменений в Уголовный кодекс […]
  • Статья 12 25 Статья 25. Виды использования лесов Статья 25 . Виды использования лесов См. комментарии к статье 25 ЛК РФ 1. Использование лесов может быть следующих видов: Информация об изменениях: Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ пункт 5 части 1 статьи 25 […]
Тк рф режим работы водителей