Судебные органы кассационной инстанции

Разделение института апелляционных и кассационных судов: что изменится в отечественной судебной системе, и какие проблемы еще предстоит решить?

Ирина Соловьева,
ведущий юрист-аналитик Европейской Юридической Службы

30 июля 2018 года вступил в силу Федеральный конституционный закон от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ (далее – Закон № 1-ФКЗ), внесший изменения в судебную систему федеральных судов общей юрисдикции. Все юридическое сообщество пристально следит за процессом реализации этой значимой реформы судебной системы. Интерес обусловлен вопросом степени влияния внесенных изменений на практические аспекты работы системы правосудия в нашей стране. «Создать суд скорый, правый, милостивый», – такую цель ставил перед собой еще автор первой российской судебной реформы 1864 года император Александр II.

Любой юрист, практикующий представительство по судебным делам, сталкивался с «минусами» пересмотра решения суда на территории того же субъекта Российской Федерации, а зачастую – и на территории того же города, где оно было принято. В случае с подачей кассационной жалобы приходится сталкиваться с тем, что пересмотр судебных постановлений производится президиумом того же суда, где ранее было вынесено апелляционное определение. По сути, постановление по пересмотру дела принимается людьми, ежедневно работающими бок о бок – встречающимися в одной «столовой», сидящими в кабинетах на одном этаже. Высокие принципы независимости, беспристрастности судей при пересмотре судебных решений в судах общей юрисдикции практически не работают, что, в том числе отражает сравнение статистических данных по пересмотру дел арбитражными судами и судами общей юрисдикции. По данным статистики, опубликованной на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации, арбитражными судами в 2017 году было удовлетворено 12% поданных кассационных жалоб (11 933 жалоб из 95 270 поданных), в то время как судами общей юрисдикции всего 1% (2227 жалоб из 212 137 поданных).

Кроме того, серьезное влияние на работу судов на местах оказывают местные органы власти. К сожалению, зависимые от региональной власти судьи зачастую не рискуют принимать решения, направленные против органов государственной власти, органов местного самоуправления, зачастую и, к сожалению, – независимо от того, каким образом вопрос урегулирован в законах.

Основной идеей, которой руководствовались разработчики законопроекта, ставшего на сегодня Законом № 1-ФКЗ, было распределение между разными судами функций по проверке и пересмотру судебных постановлений в апелляционном и кассационном порядке.

Всего будет создано пять апелляционных и девять кассационных судов общей юрисдикции. Организация работы данных судов планируется по тому же принципу, что и в арбитражных судах, поскольку, по мнению авторов реформы, такой принцип хорошо себя зарекомендовал.

Однако в России создан 21 апелляционный арбитражный суд, а также 10 арбитражных судов округов, на которые возложена роль кассационной инстанции, и это при том, что арбитражными судами рассматривается в целом гораздо меньше дел, чем судами общей юрисдикции. Так, согласно данным статистики, за 2017 год судами общей юрисдикции было рассмотрено 875 898 апелляционных жалоб и представлений, 212 137 кассационных жалоб, в то время как арбитражными апелляционными судами – 299 783 апелляционных и 95 270 кассационных жалоб и представлений. Поэтому планируемое к созданию количество апелляционных и кассационных судов не может не вызывать опасений, в силу того, что на суды общей юрисдикции нагрузка по количеству дел – гораздо выше, чем в арбитражных судах. Не исключено, что со временем потребуется вносить коррективы и создавать новые суды, учитывая нагрузку по количеству дел.

В результате проведения реформы судейский корпус России вырастет согласно планам на 723 судьи в кассационных судах и на 181 судью в апелляционных судах общей юрисдикции.

Кроме судей в апелляционных судах будет 362 вакансии работников аппарата, а в кассационных судах – 2049. Кроме того, открыты вакансии для 143 сотрудников охраны кассационных судов и 30 сотрудников охраны апелляционных судов.

Всего, по подсчетам ВС РФ, создание кассационных и апелляционных судов обойдется в 4,4 млрд руб., при этом около 3 млрд руб. придется на дополнительные бюджетные ассигнования. Эти цифры включают в себя оснащение техникой и мебелью, а также выплаты судьям и работникам аппаратов областных (и равных им) судов в связи с увольнением или переводом.

Однако даже если предположить, что меньшее количество самих судов будет компенсировано количеством судей в них, то вопрос территориальной доступности судебной власти при проводимой реформе все же остается открытым. Ведь зачастую – обратиться в суд мешает простое отсутствие времени на его посещение. А после создания новых судов для того чтобы обжаловать несправедливое по мнению человека решение тому зачастую придется преодолеть немалое расстояние. К примеру, первый апелляционный суд, который планируется разместить в Москве, будет рассматривать дела по жалобам, представлениям на судебные акты Псковского областного суда.

В арбитражном процессе такая ситуация сопряжена с меньшим количеством проблем, поскольку участниками процесса являются субъекты предпринимательской деятельности, для которых не составляет проблем оплатить услуги представителя.

Одним из решений данного вопроса является создание судебных присутствий апелляционных и кассационных судов. В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе апелляционного (кассационного) суда общей юрисдикции может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие апелляционного (кассационного) суда общей юрисдикции является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Законодатель определил понятие «постоянного судебного присутствия» через термин «обособленное подразделение», осуществляющее полномочия апелляционного (кассационного) суда. Термин «обособленное подразделение» встречается и в ст. 55 Гражданского кодекса применительно к филиалам и представительствам юридических лиц. Некоторое сходство с задуманной законодателем моделью апелляционного (кассационного) суда с обособленными подразделениями – постоянными судебными присутствиями, если проводить параллель, условно можно отметить с крупным юридическим лицом, имеющим обособленные подразделения. Институт судебных присутствий не является новым, он был создан ранее, в том числе применительно к районным, областным (иным) судам.

Институту судебных присутствий необходимо уделить отдельное пристальное внимание, так как от этого напрямую зависит достижение главной цели судебной реформы: повышение качества и доступности правосудия.

В результате проводимой реформы претерпит изменения и сама процедура обжалования.

В настоящее время процедура кассационного обжалования при подаче кассационных жалоб в президиум суда субъекта Федерации существенно не отличается от процедуры их рассмотрения судебной коллегией ВС РФ.

Сейчас же предлагается введение так называемой «сплошной кассации», то есть вопрос о передаче дела для рассмотрения в судах кассационной инстанции больше не будет зависеть от дискреционных полномочий судьи соответствующего суда кассационной инстанции.

Согласно планируемым поправкам предполагается, что отвечающие требованиям закона кассационные жалобы, представления подаются непосредственно в суд кассационной инстанции через вынесший обжалуемое решение суд первой инстанции, который, выполнив все необходимые подготовительные действия, направляет жалобу, представление вместе с делом в суд кассационной инстанции, где судья назначает дело к рассмотрению, то есть алгоритм производства в суде кассационной инстанции по существу будет аналогичен производству всуде апелляционной инстанции.

Представляется, что это позволит существенно увеличить объем дел, доходящих до рассмотрения коллегиальным составом судей. Ведь на настоящий момент податели кассационных жалоб в подавляющем большинстве случаев сталкиваются с тем, что жалоба их не передается на рассмотрение по существу коллегиальным составом судей, а решение, по сути, принимается судьей единолично. Это в свою очередь увеличивает нагрузку ВС РФ, поскольку податели жалобы вынуждены снова обращаться с ней уже в судебную коллегию ВС РФ.

Аргументом в пользу судебной реформы, как указано выше, является простой факт, а именно по данным статистики, опубликованной на официальном сайте ВС РФ, арбитражными судами в 2017 году было удовлетворено 12% поданных кассационных жалоб (11 933 из 95 270 поданных), в то время как судами общей юрисдикции всего 1% (2227 из 212 137 поданных). Каждый практикующий юрист понимает, что подобная разница вызвана отнюдь не низким качеством работы арбитражных судов первой инстанции. Как уже отмечалось ранее, кассационные жалобы в судах общей юрисдикции просто не рассматриваются по существу.

За проведение такой реформы высказался Председатель ВС РФ Вячеслав Лебедев. По его словам, только введение «сплошной кассации», а не выборочной, как сейчас, позволит в полной мере обеспечить права граждан на судебную защиту. Вячеслав Лебедев уверен, что эти меры повысят эффективность работы кассационной и надзорной инстанций, и называет их принципиальной позицией ВС РФ. С ним сложно не согласиться.

Однако, как уже говорилось ранее, опасение вызывает тот факт, достаточно ли будет создаваемых кассационных судов для рассмотрения потока кассационных жалоб, количество которых, как представляется, должно будет возрасти после введения процедуры «сплошной кассации».

Значимым также представляется то обстоятельство, что президиумы судов апелляционной и кассационной инстанции будут наделяться исключительно административными полномочиями, что также направлено на повышение реальной независимости и устранение коррупционной составляющей. Это позволит снизить фактор влияния межличностных трудовых отношений между судьями, принимающими процессуальные решения по одному делу.

В ходе проводимой реформы должна существенно снизиться нагрузка региональных судов. Количество дел, рассматриваемых такими судами в апелляционном и кассационном порядке, значительно превышает количество дел, по которым решение принимается ими по первой инстанции. Поскольку процессуальное законодательство построено таким образом, что региональные суды в качестве судов первой инстанции рассматривают наиболее сложные и значимые дела, то уменьшение их нагрузки само по себе положительно скажется на судопроизводстве.

Проводимая реформа призвана также снизить и нагрузку ВС РФ. К апелляционным судам отойдет часть и его функций. Из ведения Суда будет исключено рассмотрение дел по жалобам на не вступившие в законную силу судебные акты нижестоящих судов, что будет соответствовать экстраординарному характеру этой высшей судебной инстанции. Это позволит Суду сосредоточится на формулировании правовых позиций, обобщении судебной практики и руководстве всей судебной системой.

Также обращает на себя внимание то обстоятельство, что Законом № 1-ФКЗ унифицируются положения об ограничении срока полномочий председателей и заместителей председателей судов. По аналогии с арбитражными судами устанавливается, что в судах общей юрисдикции, председатели и их заместители смогут назначаться на должность не более двух сроков подряд. Данное правило призвано обеспечить сменяемость лиц, занимающих данную должность, что, безусловно, имеет большое значение для формирования независимых судов.

Законом № 1-ФКЗ увеличен предельный возраст для председателей новых кассационных судов общей юрисдикции до 76 лет. Это обусловлено требованиями к лицам, занимающим данную должность. В целях единства подхода, такой же предельный возраст устанавливается для председателей арбитражных судов округов и заместителей Председателя ВС РФ, заместителей Председателя КС РФ.

Согласно ст. 7 Закона № 1-ФКЗ кассационные суды общей юрисдикции и апелляционные суды общей юрисдикции считаются образованными со дня назначения на должность не менее одной второй от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о дне начала деятельности указанных судов примет Пленум ВС РФ и официально известит об этом не позднее 1 октября 2019 года.

Полномочия президиума суда субъекта по рассмотрению кассационных жалоб и представлений сохраняются, если эти жалобы, представления поданы до начала деятельности соответствующего кассационного суда общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года. Также и полномочия судебных коллегий ВС РФ и суда субъекта по рассмотрению апелляционных жалоб и представлений сохраняются, если эти жалобы, представления поданы до начала деятельности соответствующего апелляционного суда общей юрисдикции или апелляционного военного суда, но не позднее 1 октября 2019 года.

Таким образом, законодатель изначально предполагает, что возможно неравномерное формирование судов апелляционной и кассационной инстанции в различных регионах, когда в одних регионах уже будут созданы все условия, и начнется рассмотрение судебных споров «по-новому», в то время как в других – все еще будет действовать «старый» порядок обжалования. Также возможно, что при рассмотрении кассационной жалобы на судебный акт апелляционного суда, рассмотревшего апелляционную жалобу на решение суда субъекта РФ, будет предметом рассмотрения суда субъекта, так как суд кассационной инстанции просто не успел еще сформироваться.

Учитывая размеры нашей страны, и то, как по-разному складывается обстановка в разных ее субъектах, несложно представить, что временной разрыв в создании новых судов в Москве, Санкт-Петербурге и городах с меньшим числом населения будет очень существенно отличаться. Представляется, что законодатель был прав, прозорливо предусмотрев это, поскольку, установив единый «жесткий» срок для создания судов на всей территории России он бы вынудил либо его нарушить, либо провести подготовку к созданию судов не на должном уровне.

Судебной инстанцией

Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подразделение), выполняющий (или выполняющее) конкретную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности решения, вступившего или не вступившего в законную силу).

Судом первой инстанции называют суд, который уполномочен принимать решение по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела. По уголовным делам — это вопросы о виновности или невиновности подсудимого в совершении преступления, а в случае признания виновным— и о применении или неприменении уголовного наказания, конкретной его меры. По гражданским делам существо дела обычно составляет вопрос о доказанности или не доказанности предъявленного иска и о тех юридических последствиях, которые должны наступить. В отношении гражданских и уголовных дел судами первой инстанции могут быть почти все суды в пределах предоставленных им полномочий, которые более или менее четко определены в законе. Исключение составляют федеральные арбитражные суды округов: им не дано право быть судами первой инстанции.

Содержание и пределы компетенции всех судов первой инстанции устанавливаются действующим законодательством (см. § 3 гл. V , §1 гл. VI, § 3 гл. VII , § 3 гл. VIII , § 3 и 5 гл. IX учебника).

Суд второй (кассационной) инстанции призван проверять законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, как правило, не вступивших в законную силу . В систе­ме судов общей юрисдикции (гражданских и военных) в этом каче­стве могут выступать все суды, кроме гарнизонных военных судов. В подсистеме арбитражных судов функции кассационных инстанций выполняют федеральные арбитражные суды округов (как бу­дет показано ниже в гл. IX учебника, данная функция этих судов отличается существенным своеобразием). В общих (гражданских) судах среднего уровня и Верховном Суде РФ образуются коллегии, одной из задач которых является проверка законности и обоснован­ности не вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений нижестоящих судов. Такую проверку приговоров, вынесен­ных с участием присяжных заседателей, осуществляет кассационная палата, образуемая в составе Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ.

Широкое признание получил термин «надзорная инстанция«. В системе гражданских и военных судов общей юрисдикции в таком качестве могут выступать президиумы судов среднего звена, а так­же судебные коллегии по гражданским и уголовным делам. Военная коллегия и Президиум Верховного Суда РФ, а в системе арбитраж­ных судов — Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ. Основная задача этих инстанций — проверка законности и обоснованно­сти всех видов судебных решений, вступивших в законную силу с соблюдением особого порядка производства — надзорного.

Эти же инстанции в гражданских судах общей юрисдикции проверяют законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений по уголовным делам в порядке, который называется производством по вновь открывшимся обсто­ятельствам. Что касается вступивших в законную силу решений по гражданским (обычным и арбитражным) делам, а также, по уголовным делам, рассмотренным военными судами, то их закон­ность и обоснованность по вновь открывшимся обстоятельствам мо­жет проверяться теми же судами, которые вынесли проверяемые решения.

С принятием Закона об арбитражных судах от 28 апреля 1995г. российской судебной системе вновь (почти после семидесятилетне­го перерыва) стал известен термин «апелляционная инстанция«. Пока что такого рода инстанции есть в подсистеме арбитражных судов. По закону под ними понимаются суды, уполномоченные повторно и в полном объеме рассматривать дела, по кото­рым решение еще не вступило в законную силу, а какая-то из сто­рон не согласна с ним и подала апелляционную жалобу. В подобных случаях происходит новое разбирательство дела по существу и по его итогам выносится новое решение. Такую функцию могут выполнять только арбитражные суды субъектов Российской Федерации в отношении решений, вынесенных этими же судами по пер­вой инстанции

Вышестоящей инстанцией или вышестоящим судом обычно называют суды или их структурные подразделения, закипающие более высокую ступень. Как отмечено в ч. 2 ст. 36 Закона о судебной системе, » суды, рассматривающие дела в апелляционном или кассационном порядке, считаются вышестоящими по отношению к судам инстанции. Суды, рассматривающие дела в порядке надзора, считаются вышестоящими по отношению к судам, принимавшим решения по делу».

Пользуются также весьма созвучным термином «высшая судебная инстанция«. Этот термин является синонимом наименований Верховного Суда РФ или Высшею Арбитражного Суда РФ, а иногда— и Конституционного Суда РФ. Более подробно полномочия судов, входящих в судебную систему, и их организация освещаются в гл. V — XI учебника.

Инстанции судов: понятие, виды и описание. Суд кассационной инстанции

Различные инстанции судов осуществляют разные виды процессуальной деятельности. Одни учреждения занимаются первичным рассмотрением дел по существу, а другие — пересмотром и поиском ошибок и недоработок.

Определение понятия

Инстанции судов — это структурные подразделения, которые выполняют функции, определенные законом. Речь может идти о первичном рассмотрении дел или же проверке решения, вынесенного ранее. Таким образом, можно сказать, что понятие инстанции характеризует конкретный вид деятельности, которым занимается судебное учреждение.

Многие ошибочно отождествляют судебные звенья и судебные инстанции. В первом случае речь идет о том, какое место занимает учреждение в системе. Во втором же — об определении его полномочий и специфики деятельности.

Виды судебных инстанций

В соответствии с гражданским и уголовным законодательством выделяются определенные судебные инстанции:

  1. Деятельность учреждений первой инстанции связана с подробным рассмотрением существа дела.
  2. Пересмотр и повторное изучение дела, решение по которому еще не вступило в силу, осуществляется в апелляционном порядке.
  3. Суд кассационной инстанции осуществляет проверку законности и правомерности решений (исследование самого дела и доказательств по нему при этом не производится).
  4. Надзорные суды уполномочены проводить проверку законности любых решений судов.
  5. Отдельно выделяется инстанция, которая занимается рассмотрением дел в связи с новыми обстоятельствами.

Первая инстанция

Учреждения первой инстанции занимаются первичным рассмотрением дел. Во время заседания проводится следствие с рассмотрением доказательств и опросом участников процесса. Если речь идет об уголовном производстве, то данная инстанция определяет виновность или невиновность подсудимого, а также меру наказания. Также здесь могут рассматриваться гражданские и административные дела.

Вторая (апелляционная) инстанция

Довольно часто бывают допущены ошибки или неточности в деле. Суд апелляционной инстанции может принять соответствующее заявление на пересмотр, если решение еще не успело вступить в действие (обычно это происходит в течение 1 месяца).

Арбитражный суд апелляционной инстанции заново проводит судебное следствие. При этом рассматриваются все доказательства и допрашиваются все участники процесса. По итогам деятельности могут быть вынесены такие альтернативные решения:

  1. Постановление учреждения первой инстанции считается правомерным и остается в силе.
  2. Выносится принципиально новое решение, которое может быть обжаловано, если не устраивает заявителя.
  3. Дело передается на повторное рассмотрение в нижестоящую инстанцию.

Суд кассационной инстанции

Если возникает необходимость в проверке правомерности решения, вынесенного первой или второй судебной инстанцией, то дело в суде кассационной инстанции может быть рассмотрено и после того, как решение уже вступило в силу. При подаче жалобы или прошения о пересмотре дела в заявлении при этом стоит указать следующее:

  • наименование учреждения, которому адресуется заявление, а также реквизиты суда, решение которого требует проверки;
  • ФИО и биографические данные лица, которое подает жалобу;
  • конкретные требования, адресованные кассационной инстанции;
  • указание на нарушение норм законодательства, которое было допущено при вынесении решения;
  • опись приложенных документов.

Приложения к кассационной жалобе

К заявлению в кассационную инстанцию должны быть обязательно приложены следующие документы:

  1. Заверенная копия судебного акта, который подлежит обжалованию.
  2. Кассовые документы, подтверждающие внесение средств в счет государственной пошлины (чеки, квитанции, а также подтверждение льгот, если таковые имеются).
  3. Доверенность на подписание кассационной жалобы.

Полномочия кассационного органа

Арбитражный суд кассационной инстанции может признать правомерным решение апелляционного или первичного (то есть не удовлетворить жалобу). Кроме того он правомочен вынести собственное решение без отправления дела на повторный пересмотр. Это возможно, если расследование было проведено добросовестно, но была применена неправильная норма закона.

В случае, если были обнаружены нарушения процессуального права, решение низшей судебной инстанции отменяется, а дело отправляется на повторное рассмотрение. Кроме этого, арбитражный суд может прекратить производство по конкретному делу или не рассматривать иск, если он не имеет под собой достаточных оснований.

Чем отличается апелляция от кассации

Между апелляционным и кассационным производством существует ряд отличий. Так, апелляция представляет собой жалобу с требованием повторного проведения судебного следствия. А в кассационном порядке могут быть рассмотрены жалобы на действия учреждений как первой, так и второй инстанции.

Апелляционная инстанция обязана рассмотреть жалобу, а кассационная может отказать в иске.

Апелляционное производство подразумевает повторное рассмотрение существа дела и изучения доказательств, а кассационный суд лишь оценивает правомерность применения норм законодательства.

Соотношение инстанций судов

Первая и, соответствующая ей, вторая инстанции судов представлены в таблице:

Полномочия надзорных судов

Надзорному рассмотрению подлежат решения апелляционных и кассационных судов до или после того, как они вступили в силу. При этом заявление может быть принято не позднее, чем в течение 1 года. Подать соответствующую жалобу могут непосредственные участники процесса, а также лица, чьи интересы были затронуты вынесением того или иного решения.

Дело рассматривается в надзорном суде в течение 1 месяца с момента подачи заявления. При этом истец должен указать конкретные нарушения, которые были допущены в процессе производства и при вынесении решения.

В зависимости от предоставленных полномочий и выполняемых функций, выделяют различные инстанции судов. Так, первичным рассмотрением дел занимаются учреждения первой инстанции. Ими проводится судебное следствие с изучением доказательств и вынесением решения. Если кого-то из участников процесса постановление не устраивает, он имеет право его обжаловать.

Выделяют апелляционные и кассационные инстанции арбитражного суда. Первая проводит повторное рассмотрение дела с возможностью вынесения нового решения. Что касается процедуры кассации, то она направлена на проверку правильности применения норм закона. Также стоит отметить работу надзорных инстанций, в которые можно обратиться в течение года. Их деятельность направлена на то, чтобы проверить законность решений судов и выявить существенные нарушения в их работе.

Кассационная инстанция

Согласно статье 376 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Верховного Суда Российской Федерации, могут быть обжалованы в порядке, установленном главой 41 ГПК РФ, в суд кассационной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями.

Судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что лицами, указанными выше, были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.

Право на обращение в суд кассационной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют должностные лица органов прокуратуры, указанные в статье 377 ГПК РФ.

В соответствии со статьей 377 ГПК РФ порядок подачи кассационных жалобы, представления следующий:

1. Кассационные жалоба, представление подаются непосредственно в суд кассационной инстанции.

2. Кассационные жалоба, представление подаются:

1) на апелляционные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на апелляционные определения районных судов; на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей — соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;

2) на апелляционные определения окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов — в президиум окружного (флотского) военного суда;

3) на постановления президиумов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на апелляционные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, а также на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, — в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;

4) на постановления президиумов окружных (флотских) военных судов; на апелляционные определения окружных (флотских) военных судов, а также на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если указанные судебные постановления были обжалованы в президиум окружного (флотского) военного суда, — в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.

3. С представлениями о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений вправе обращаться:

1) Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители — в любой суд кассационной инстанции;

2) прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) — соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.

Требования к содержанию кассационных жалобы, представления приведены в ст. 378 ГПК РФ.

27. Понятие первой инстанции. Суды первой инстанции.

Судом I инстанции называется суд, рассматривающий и разрешающий дело по существу.

Этот суд первым принимает дело к производству. Суд I инстанции в условиях состязательного процесса в судебном разбирательстве исследует все доказательства, выслушивает доводы и аргументы сторон, после чего принимает решение по существу спора или обвинения. При рассмотрении уголовного дела это может быть обвинительный или оправдательный приговор или постановление о прекращении уголовного дела. При рассмотрении гражданского дела это может быть, например, решение об удовлетворении иска или отказе в его удовлетворении, постановление о мировом соглашении между сторонами.

В роли суда I инстанции может оказаться любой из судов общ.юрисдикции. В подсистеме арбитражных судов дела по I инстанции вправе рассматривать суды первого звена и Высший Арбитражный Суд РФ.

В зависимости от характера дела и предписаний процессуального закона, суд I инстанции может действовать или в составе судьи, единолично рассматривающего дело, или в коллегиальном составе (3 проф.судьи, или судья и 12 присяжных заседателей, или судья и 2 арбитражных заседателя).

28. Понятие апелляционной инстанции. Суды апелляционной инстанции.

Апелляционная инстанция судов общ.юрисдикции проверяет законность и обоснованность решения, не вступившего в законную силу, вынесенного мировым судьей.

Ей даны полномочия повторно исследовать доказательства по делу, в том числе и новые, которые не исследовались судом I инстанции. На основании непосредственного их исследования апелляционная инстанция дает оценку правосудности решения суда I

инстанции и может признать жалобу необоснованной и оставить решение суда I инстанции без изменения.

Признав жалобу обоснованной, она вправе отменить решение суда I инстанции и вынести новое решение по существу дела.

Функцию апелляционной инстанции выполняют только районные суды, где дела в апелляционном порядке рассматриваются единолично судьей данного дела.

Для арбитражных судов апелляционный порядок проверки установлен для решения суда субъекта РФ, не вступивших в законную силу. С целью выполнения этой ф-ции формируются 20 арбитражных апелляционных судов. Каждый из них будет обслуживать группу арбитражных судов субъектов РФ, определенную Законом об арбитражных судах. суд апелляционной инстанции рассматривает жалобы в составе трех проф.судей.

29. Понятие кассационной инстанции. Суды кассационной инстанции.

Кассационной инстанцией в подсистеме судов общ.юрисдикции называется суд, проверяющий не вступившие в законную силу решения, вынесенные федеральными судами в качестве суда I инстанции, а также решения апелляционной инстанции.

Полномочиями кассационной инстанции наделяются спец.судебные органы в составе вышестоящих судов. Так, для районного суда роль кассационной инстанции выполняют судебные коллегии вышестоящего суда субъекта РФ. Если I инстанцией был суд субъекта РФ, то для него кассационной инстанцией будет соответствующая коллегия ВС РФ. Решения ВС РФ, вынесенные по I инстанции, в кассационном порядке проверяются кассационной коллегией данного суда. Кассационная инстанция всегда действует в составе трех проф.судей вышестоящего суда.

Кассационная инстанция в подсистеме арбитражных судов – это судебный орган, проверяющий решения арбитражных судов субъектов РФ, вступившие в законную силу, и решения апелляционных судов, поэтому ее нельзя назвать II инстанцией.

Функции кассационной инстанции выполняют федеральные арбитражные суды округов (с. 24 Закона об арбитражных судах). Кассационная инстанция действует в составе трех проф.судей.

Структура судебной системы Российской Федерации

Структура судебной системы закреплена в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации», где в ч. 2 ст. 4 указано, что в России действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, а также мировые судьи субъектов РФ, которые и составляют судебную систему РФ.

Таким образом, все судебные органы образуют суды федерального уровня и уровня субъекта РФ. Такое разделение обусловлено необходимостью предоставления субъектам РФ ряда полномочий, в том числе касающихся создания некоторых органов правосудия.

Федеральными судами являются:

— Конституционный Суд РФ;

Верховный Суд РФ, суды субъектов РФ, районные суды, военные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

— Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ и специализированные арбитражные суды, составляющие систему арбитражных судов;

— Дисциплинарное судебное присутствие.

К судам, образуемым в субъектах РФ, относятся:

— конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

В соответствии со ст. 126 Конституционный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом формах процессуальный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Согласно ст. 127 Конституции РФ Высший Арбитражный Суд РФ представляет собой высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, который осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью по вопросам судебной практики.

В то же время высшие судебные органы не обладают по отношению к иным судам властными полномочиями. При производстве по уголовным и гражданским делам установлен иной порядок взаимодействия между судами различных уровней, который обусловлен существованием различных звеньев судебной системы и судебных инстанций.

Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ также не находятся между собой в отношениях власти и подчинения. Они осуществляют правосудие в рамках имеющихся у них полномочий и между собой никак не связаны.

Входящие в единую судебную систему суды вместе с тем различаются по объему своей компетенции. Принято выделять звенья судебной системы, т.е. совокупность судебных органов, наделенных полномочиями, которые выделяют их среди иных судов и по которым они одновременно совпадают по отношению друг к другу.

Поскольку Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ между собой организационно и функционально не связаны, они различных звеньев судебных органов не образуют. Звенья судебной системы выделяются в судах общей юрисдикции (при рассмотрении гражданских, уголовных дел и дел об административных правонарушениях), а также в арбитражных судах.

В судах общей юрисдикции все судебные органы подразделяются на суды следующих звеньев: основное звено -районные (межрайонные) суды; гарнизонные военные суды; мировые судьи; среднее звено — суды субъектов РФ; военные суды военных округов; высшее звено — Верховный Суд РФ.

В арбитражных судах имеются следующие судебные звенья: основное звено — арбитражные суды субъектов РФ; среднее звено — арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций; высшее звено — Высший Арбитражный Суд РФ.

Суды также подразделяются по инстанционному признаку в зависимости от того, какой вид деятельности они осуществляют. При рассмотрении гражданских, уголовных дел, а также дел об административных правонарушениях выделяются суды различных инстанций.

Судебная инстанция — это суд, который выполняет определенную функцию, связанную с рассмотрением и разрешением дел (рассмотрение дела по существу или проверка законности и обоснованности решения, вынесенного иным судебным органом). Процессуальным законодательством выделяются суды первой, второй и надзорной инстанций.

Судом первой инстанции именуется суд, который принимает решение по существу дела, находящегося в его производстве. В качестве судов первой инстанции в зависимости от категорий гражданских или уголовных дел могут выступать мировой судья, районный суд, суд субъекта РФ, а также соответствующие военные суды. В арбитражном процессе судом первой инстанции является арбитражный суд субъекта РФ. Дела об административных правонарушениях в качестве суда первой инстанции рассматривает мировой судья.

Суды второй инстанции представляют собой судебные органы, которые проверяют по жалобам заинтересованных лиц или по представлению прокурора законность и обоснованность судебных решений, не вступивших и вступивших законную силу.

В судах общей юрисдикции, действующих в качестве судов второй инстанции, осуществляется апелляционное и кассационное производство.

В апелляционном порядке рассматриваются гражданские и уголовные дела, если решения, вынесенные по ним судом первой инстанции, еще не вступили в законную силу. Сущность апелляционного производства состоит в том, что происходит повторное исследование доказательств, и новое решение по делу может существенно отличаться от первоначального.

В отличие от апелляционного, в кассационном производстве происходит пересмотр решений по гражданским или уголовным делам, которые уже вступили в законную силу. В качестве суда кассационной инстанции выступают судебные органы, которые являются вышестоящими по отношению к суду апелляционной инстанции. Например, если уголовное дело рассматривалось в первой инстанции районным судом, то в качестве суда апелляционной инстанции будет выступать Судебная коллегия по уголовным делам суда субъекта РФ, а в качестве суда кассационной инстанции — президиум суда субъекта РФ.

Что касается арбитражного процесса, то в соответствии со ст. 33.1 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» арбитражные апелляционные суды являются органами но проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции. Всего в России образованы 20 арбитражных апелляционных судов, каждый из которых осуществляет проверку судебных актов, принятых арбитражными судами нескольких субъектов РФ.

В ст. 24 этого же акта указано, что кассационной инстанцией в арбитражном процессе выступают федеральные арбитражные суды округов (территория РФ условно разделена на 10 таких округов). Они являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов.

Надзорную инстанцию образуют высшие судебные органы — Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. Президиумы данных судов проверяют в порядке надзора вступившие в законную силу судебные акты всех остальных судов.

Популярное:

  • Юрист бесплатно таганрог Юристы и адвокаты Таганрога проверенных юриста со всей страны лет — средний стажнаших специалистов Мы вернём деньги, если юрист не сможет вам помочь! Узнать больше Найдено 29 юристов: Таганрог Проверенный специалист Правовед.RU Буду рада помочь в решении […]
  • Гражданский кодекс рф утвержденный Гражданский кодекс рф утвержденный Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии […]
  • Трудовой кодекс военнослужащим Военнослужащие обязаны уплатить госпошлину при обращении в суд за выплатой зарплаты Минфин России рассказал, что на военнослужащих не распространяется льгота в виде освобождения от уплаты госпошлины при подаче исков о взыскании зарплаты (денежного […]
  • Устав оу 2018 Права и обязанности учающихся Права и обязанности учащихся в образовательной организации «СОШ №120» г. Перми Права и обязанности обучающихся муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №120» г. Перми […]
  • Бесплатный земельный участок в спб Бесплатный земельный участок в спб О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного или дачного строительства и дополнительной меры социальной поддержки гражданам, имеющим трех и более детей* (с изменениями на 10 мая 2016 года) […]
  • Расчетный период очередного отпуска Шаг 1. Какой период принимается в качестве расчетного при исчислении отпускных? 19.09.2018 Внимание! Документ устарел! Новая версия этого документа бесплатно в КонсультантПлюс Ситуация 1. Для работников, которые трудятся в организации больше года, расчетным […]
  • За сколько пишут заявление на увольнение Возможно увольнение работника сразу после отпуска? Без отработки? Здравствуйте! Вопрос такой: я нахожусь в отпуске в данный момент, и заодно ищу работу (настоящая работа меня не устраивает). Если я найду подходящую мне работу за период отпуска, то смогу ли […]
  • Закон о регистрации 218-фз Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ"О государственной регистрации недвижимости" С изменениями и дополнениями от: 30 декабря […]
Судебные органы кассационной инстанции