Статья 7 тк рф с комментариями 2014

Оглавление:

Ст. 117 ТК РФ с комментариями — 2017: вопросы и ответы

Ст. 117 ТК РФ: официальный текст

Ст. 117 ТК РФ: вопросы и ответы

Ст. 117 ТК РФ с комментариями 2017 года предусматривает дополнительные гарантии для работающих во вредных и опасных условиях. Из нашей статьи вы узнаете о нюансах дополнительного отпуска для них и возможных денежных надбавках.

Кому по статье 117 Трудового кодекса РФ положен удлиненный отпуск?

В ст. 117 ТК РФ устанавливается добавочный платный отдых только для 1 категории трудящихся — «вредников».

«Вредник» — это работник компании, выполняющий свои обязанности в особых условиях: при воздействии факторов, способных негативно повлиять на его здоровье и (или) работоспособность.

Признать рабочее место потенциально ухудшающим здоровье может только группа экспертов после проведения специального обследования. Эта процедура называется спецоценкой условий труда (СОУТ).

Приведем ее краткую характеристику:

  • СОУТ обязаны проводить все компании (в том числе малые) и ИП;
  • методику ее проведения утвердил Минтруд России (приказ от 24.01.2014 № 33н);
  • обследованию подлежат все рабочие места (за исключением рабочих мест дистанционных сотрудников, надомников и работающих у физлиц — не ИП);
  • для проведения СОУТ приглашается спецкомпания из списка, размещенного на сайте Минтруда;
  • работодатель организует комиссию, в состав которой входят представители администрации, специалист по охране труда, профсоюзный работник и эксперты спецкомпании;
  • работы по СОУТ проводятся по утвержденному руководителем графику;
  • результаты обследования являются основанием для присвоения рабочим местам класса вредности.

Рассчитывать на дополнительный отпуск по ст. 117 ТК РФ могут работники, чьи условия труда комиссия охарактеризовала как опасные или присвоила им 2, 3 и (или) 4-й класс вредности.

Сколько дней прибавлять к отпуску предписывает ст. 117 ТК РФ?

Вст. 117 ТК РФ дается 1 вариант ответа на этот вопрос: добавка к отпуску «за вредность» не может быть менее 7 календарных дней. При этом верхняя граница не установлена.

ВАЖНО! Вопрос о продолжительности дополнительного отпуска «за вредность» решается индивидуально с каждым «вредником» и прописывается в трудовых договорах или внутрифирменных локальных актах.

При этом работодателю необходимо:

  • предоставлять дополнительный отпуск за вредные условия труда ежегодно;
  • оплачивать все оговоренные в трудовом договоре дни такого отдыха.

Дополнительные гарантии по ст. 117 ТК РФ предоставляются вне зависимости от стажа, уровня образования или иных параметров.

Изучайте вредные и опасные факторы с помощью материалов, размещенных на нашем сайте:

Как рассчитать дополнительный отпуск?

По ст. 121 ТК РФ продолжительность отпуска «за вредность» напрямую зависит от периода, в течение которого сотрудник трудился в потенциально опасных для его здоровья условиях. При этом при расчете отпускного стажа из него исключаются промежутки, когда работник был сам виноват в своем отсутствии на работе, а именно:

  • прогулял;
  • был отстранен от работы по своей вине;
  • находился в отпуске по уходу за ребенком.

ВАЖНО! Формула расчета продолжительности отпуска «за вредность» (По) содержится в п. 8 инструкции «О порядке применения списка производств, цехов, профессий и должностей…», утвержденной постановлением Госкомтруда СССР, президиума ВЦСПС от 21.11.1975 № 273/П-20 (далее — инструкция № 273/П-20).

Формула имеет следующий вид:

где: Кпм — количество полных месяцев, проработанных во вредных условиях;

Ди и До — использованные дни дополнительного отпуска и норматив доп. отпуска по договору соответственно.

Из всех составных частей формулы отдельного расчета требует параметр Кпм. Он определяется по алгоритму, приведенному в п. 10 инструкции № 273/П-20:

где: Дф иДр — дни, отработанные во вредных условиях, и рабочие дни в расчетном году соответственно.

С дополнительными платными добавками к отпуску помогут разобраться материалы нашего сайта:

Позволяет ли ст. 117 ТК РФ заменять дополнительный отпуск денежной компенсацией?

Ст. 117 ТК РФ разрешает частично заменять дополнительный отпуск «за вредность» деньгами.

ВАЖНО! Получить деньги вместо отпуска получится только в 1 случае — если продолжительность «вредного» отдыха превышает 7 календарных дней.

Это означает, что «вредник» вправе:

  • использовать по назначению все дни дополнительного отпуска (не работать);
  • отдохнуть 7 дней и выйти на работу, получив за оставшиеся дни отдыха денежную компенсацию.

К примеру, 2 специалиста выполняют идентичную работу в опасных условиях в разных компаниях, расположенных в разных регионах. Их рабочие места по условиям спецоценки признаны потенциально опасными для здоровья. При этом в коллективном договоре одной фирмы для данного работника прописан дополнительный отпуск длиной 9 календарных дней, а другая компания ограничилась минимально допустимыми по ст. 117 ТК РФ 7 днями.

В данной ситуации работник первой компании вправе претендовать на денежную компенсацию 2 дней дополнительного отпуска (9 – 7 = 2), а у второго работника такая возможность отсутствует (7 – 7 = 0). Но в любом случае ежегодный оплачиваемый отдых обоих работников должен составлять не менее 7 календарных дней.

ВАЖНО! Условия замены части ежегодного оплачиваемого дополнительного отпуска «за вредность», превышающего установленную законом минимальную продолжительность, определяются отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями и коллективными договорами.

Статья 133 ТК РФ. Установление минимального размера оплаты труда

Текущая редакция ст. 133 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения .
Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:
организациями, финансируемыми из федерального бюджета, — за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности ;
организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности ;
организациями, финансируемыми из местных бюджетов, — за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности ;
другими работодателями — за счет собственных средств.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда .
Часть утратила силу с 1 сентября 2007 года — Федеральный закон от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ.

Комментарий к статье 133 ТК РФ

1. Установление МРОТ является одной из социальных гарантий, предусмотренных Конституцией РФ (ч.2 ст. 7 Конституции РФ). В соответствии с ч.3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом МРОТ. Согласно ст. 130 ТК РФ величина МРОТ в Российской Федерации включена в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников. МРОТ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

С 1 января 2015 года МРОТ установлен в сумме 5965 руб. в месяц (ст. 1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»).

Статьей 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» предусмотрено, что величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации определяется Правительством РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2015 года N 260 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за 4 квартал 2014 года» установлена величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за 4 квартал 2014 года на душу населения 8234 руб., для трудоспособного населения — 8885 руб., пенсионеров — 6785 руб., детей — 7899 руб.

Таким образом, положение ст. 133 ТК РФ о том, что МРОТ не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, до настоящего времени не исполнено.

В соответствии со ст. 421 ТК РФ порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до размера, предусмотренного ч.1 ст. 133 ТК РФ, устанавливаются федеральным законом. Однако до настоящего времени указанный нормативно-правовой акт не принят.

2. Действующая редакция нормы ч.2 ст. 133 ТК РФ существенно расширила перечень средств, за счет которых обеспечивается МРОТ.

К таким средствам в настоящее время относятся средства бюджетов разных уровней, внебюджетные средства, а также средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Согласно ч.1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) — это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты.

Часть 3 ст. 133 ТК РФ устанавливает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.

Однако необходимо учитывать, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее МРОТ при условии, что их заработная плата без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы будет не менее установленного федеральным законом МРОТ (см., например, определение Верховного Суда РФ от 30 августа 2013 года N 93-КГПР13-2).

Следует отметить, что в 2007 году Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из ст. 129 ТК РФ была исключена ч.2, которая определяла минимальную заработную плату (МРОТ) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала на то, что в величину МРОТ не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

Согласно динамике изменения МРОТ в России с 2000 по 2015 год МРОТ в стране увеличился со 132 руб. до 5965 руб.

Другой комментарий к ст. 133 ТК РФ

1. Традиционно в науке трудового права и на практике под минимальным размером оплаты труда понимался размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Действовавшая до 20 апреля 2007 г. редакция ст. 129 ТК закрепляла данное определение на законодательном уровне. В настоящее время законодатель изъял его из ст. 129 ТК.

2. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом.

В настоящее время минимальный размер заработной платы установлен Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» и с 1 января 2014 г. составляет 5554 руб. в месяц.

3. Комментируемая статья устанавливает зависимость минимального размера оплаты труда от размера прожиточного минимума трудоспособного населения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина, т.е. необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания, формируется для основных социально-демографических групп населения (трудоспособного населения, пенсионеров, детей) в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ не реже одного раза в пять лет. Потребительская корзина в целом по Российской Федерации разрабатывается на основе методики, которая вносится в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о потребительской корзине. В настоящее время потребительская корзина в целом по Российской Федерации утверждена Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».

Потребительская корзина в субъектах РФ устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов РФ с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения на основании методических рекомендаций, утверждаемых Правительством РФ. В настоящее время такие методические рекомендации утверждены Постановлением Правительства РФ от 28 января 2013 г. N 54.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по отдельным социально-демографическим группам определяется Правительством РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике (Федеральной службы государственной статистики) об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Порядок исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации установлен Постановлением Правительства РФ от 29 января 2013 г. N 56. В субъектах РФ величина прожиточного минимума устанавливается в порядке, утвержденном их законами.

4. Вопрос о повышении минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума был поставлен еще в Федеральном законе «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», ч. 2 ст. 5 которого предусматривала их поэтапное сближение. Для этого ежегодно в законе о федеральном бюджете должно было устанавливаться их соотношение, что и делалось в 2001 — 2004 гг. В настоящее время это соотношение не устанавливается.

Утверждение минимальной заработной платы не ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения требует значительного увеличения расходов на оплату труда. С учетом этого обстоятельства ч. 1 комментируемой статьи вводится в действие по специальным правилам, предусмотренным ст. 421 ТК, в соответствии с которой порядок и сроки поэтапного повышения размера минимальной заработной платы до величины прожиточного минимума устанавливаются федеральным законом. В настоящее время такой закон не принят.

5. Часть 2 комментируемой статьи определяет источники, за счет которых обеспечивается минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом. Для организаций, финансируемых из бюджетов, это средства бюджетов и средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для других работодателей — их собственные средства.

6. Законодательство предусматривает возможность устанавливать минимальный размер оплаты труда в субъекте РФ, превышающий уровень минимального размера оплаты труда, установленный федеральным законом (см. ст. 133.1 ТК и комментарий к ней).

7. Помимо определения критериев для установления минимального размера оплаты труда, комментируемая статья предусматривает также право каждого работника, отработавшего за месяц норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), на заработную плату не ниже установленного минимального размера. Следовательно, заработная плата ниже установленного минимального размера может быть выплачена в случаях, если работник либо не отработал в течение месяца норму рабочего времени, либо отработал норму рабочего времени, но не выполнил установленную норму труда, либо не отработал норму рабочего времени и при этом не выполнил норму труда. Это может иметь место в следующих случаях: а) работник приступил к работе не с начала расчетного месяца; б) работник прекратил трудовые отношения до истечения месяца; в) работник имел прогул в течение месяца; г) работник был отстранен от работы в течение месяца; д) работник исполнял государственные или общественные обязанности; е) работнику был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы; ж) работник работает на условиях неполного рабочего времени; з) работник находился в состоянии простоя; и) работник допустил брак, не подлежащий оплате или подлежащий оплате по пониженным расценкам; к) работник не выполняет нормы труда (должностные обязанности).

8. Изъяв из текста ч. 4 комментируемой статьи, предусматривавшую, что размеры тарифных ставок, окладов, базовых окладов и базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, законодатель закрепил возможность установления окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда. Эта позиция отражена и в судебной практике (см. Определения ВС РФ от 7 октября 2011 г. N 3-В11-31; от 21 декабря 2012 г. N 72-КГ12-6; от 17 мая 2013 г. N 73-КГ13-1; от 30 августа 2013 г. N 93-КГПР13-2).

Консультации и комментарии юристов по ст 133 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 133 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Трудовой Кодекс 2018 — 2017 / ТК РФ / Кзот РФ / Законы о труде — Москва, Cанкт-Петербург

Трудовой Кодекс

Актуальность Сентябрь 2018

  • Увольнение по собственному желанию ЧИТАТЬ
  • Компенсация при увольнении
    по инициативе работодателя ЧИТАТЬ
  • Увольнение по сокращению ЧИТАТЬ
  • Компенсация неиспользованного
    отпуска при увольнении ЧИТАТЬ
  • Статья 77 Трудового Кодекса РФ
    Общие основания прекращения
    трудового договора ЧИТАТЬ
  • Статья 81 Трудового Кодекса РФ
    Расторжение трудового договора
    по инициативе работодателя ЧИТАТЬ
  • Трудовой кодекс РФ увольнение
    по инициативе работодателя ЧИТАТЬ

Комментарии к Трудовому Кодексу, как правило,
имеют авторство и не могут быть
выложены в свободном доступе.
Приобрести комментарии к трудовому кодексу
вы можете в любом книжном магазине
или интернет магазине за символическую цену.

Как самостоятельно рассчитать компенсацию

Через пять дней у меня заканчивается двухнедельный обязательный срок, который отрабатывают сотрудники при увольнении. У руководства предприятия негативная репутация, проявляемая при расчетах с бывшим персоналом. Поэтому, чтобы не попасться на обман, хотелось бы знать, как считать компенсацию при увольнении?

Как законно уволить сотрудников, которые игнорируют нормы законодательства

Моя фабрика подписала неудачный контракт, из-за которого весь бизнес находится на стадии банкротства. Чтобы выйти из положения, необходимо часть персонала увольнять. Проблем в том, что сотрудники не желают идти на контакт, и я даже не могу их правильно оповестить о предстоящей процедуре (письменно, за два месяца, под роспись). Подскажите, как правильно уведомить этих работников и при этом не нарушить порядок увольнения по сокращению?

Как избежать увольнения по инициативе работодателя

Несколько дней назад с руководством предприятия у меня возникла конфликтная ситуация, после которой меня обещают уволить за низкую квалификацию и предвзятое отношение к коллегам. Подскажите, достаточны ли эти основания для увольнения работника по инициативе работодателя, и как в данной ситуации отстоять свои интересы?

Что делать, если родители ребенка требуют его увольнения преподавателя

Я учитель физической культуры одной из общеобразовательных школ. Недавно меня на беседу вызывал директор школы и намекнул на возможное увольнение в связи с тем, что двое из родителей пожаловались на мое аморальное поведение (по их мнению, я чрезмерно требователен к классу и повышаю голос на детей). Проблема в том, что у меня параллельно занимаются порядка пяти классов, и за всю мою трехлетнюю карьеру со мной такое происходит впервые. Подскажите, как поступить в столь запутанной ситуации и избежать потенциального увольнения?

Что делать, если работодатель шантажирует прогулом

У моей супруги нет привязанности к рабочему месту и времени. Неделю назад около 20.00 ей позвонил работодатель и сообщил, что она является членом комиссии и должна присутствовать во время внеплановой ревизии предприятия. Согласиться она не могла, поскольку неважно себя чувствовала после 10 уже отработанных часов. Теперь работодатель хочет разорвать с ней трудовые отношения. Подскажите, какой в данном случае будет ориентировочная дата увольнения за прогул и можно ли отстоять свои интересы в суде?

Могут ли уволить, если на руках поддельный больничный

Около недели назад я развелся с женой. Вследствие тяжелого психологического состояния я перебрал с алкоголем и не вышел на работу (работодателя предупредил по телефону). В этот же день через знакомого врача я купил больничный на целую неделю. Завтра выходить на работу, однако мне уже сообщили, что я буду уволен за прогулы. Подскажите, если документы легальны, есть ли у руководителя основания для разрыва трудовых отношений с сотрудником?

Как правильно уволить скандального работника

Четыре месяца назад к нам устроился недобросовестный сотрудник, который регулярно нарушает трудовую дисциплину, не уважает коллектив и начальство. Никакие беседы и профилактические меры не действуют. Подскажите полный порядок увольнения работника за прогул, после соблюдения которого, к работодателю не может быть никаких вопросов.

Что делать, если обманом хотят уволить за прогулы

Недавно я заболела и около двух недель находилась на больничном (документы на руках). В день выхода на работу недомогание повторилось, и я вынуждена была поехать к своему лечащему доктору (работодатель в телефонном режиме предупрежден). Из-за большой нагрузки, на прием я к нему в тот день не попала. Вечером от своих коллег я узнала, что работодатель будет меня увольнять за прогул. Беседовать и давать какие-либо комментарии ни работодатель, ни его помощники не захотели. На следующий день ситуация повторилась и к врачу я попала только на третьи сутки. Подскажите, что мне делать и имеет ли право работодатель уволить за прогулы при сложившихся обстоятельствах?

Инициатива работника при увольнении

Работаю кассиром на автозаправке. Недавно у нас сменился директор. Новый босс постоянно контролирует наши передвижения. Запрещает пить чай на рабочем месте, также нельзя отлучаться в санитарную комнату более, чем на 5 минут. Мне надоел такой порядок, и я хочу уволиться по своей инициативе. Какая статья описывает увольнение по собственному желанию?

1. Автор: Ольга Перова
Прислано 04.12.2012
. Ему на замену перевели нового человека из другого нашего офиса. Ох. что началось! В США это называется сексуальные домогательства. подробнее.

2. Автор: Николай Антонович Иванченко
Прислано 19.04.2011
Я 12 лет работал на предприятии столяром. Недавно у нас сменился директор и все пошло наперекосяк. Я получил травму и оказался в больнице всего на 2 недели, а когда я вышел на работу начались придирки. подробнее.

Статья 133. Установление минимального размера оплаты труда

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения .
Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:
организациями, финансируемыми из федерального бюджета, — за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности ;
организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности ;
организациями, финансируемыми из местных бюджетов, — за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности ;
другими работодателями — за счет собственных средств.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда .
Часть утратила силу с 1 сентября 2007 года — Федеральный закон от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ.

Комментарий к статье 133 ТК РФ

С 1 сентября 2007 г. название данной статьи изменено. В действующей редакции оно в большей степени отвечает ее содержанию, поскольку статья определяет порядок установления именно минимального размера оплаты труда, а не минимальной заработной платы.

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ в ч. 1 данной статьи определено, что МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, что соответствует ст. 7 Международного пакта «Об экономических, социальных и культурных правах» (1966 г.) о праве каждого на вознаграждение, обеспечивающее как минимум всем трудящимся справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия, удовлетворительное существование для них самих и их семей.

Однако данная норма пока носит декларативный характер.

Вместе с тем ст. 421 ТК в редакции, действующей с 1 января 2005 г., предусматривает, что порядок и сроки поэтапного повышения размера минимальной заработной платы до размера, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, а также механизм, гарантирующий выплату минимальной заработной платы в указанном размере, устанавливаются федеральным законом (см. коммент. к ст. 421).

Определение прожиточного минимума в целом по Российской Федерации используется для оценки уровня жизни населения, обоснования устанавливаемого на федеральном уровне МРОТ, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат, устанавливаемых на федеральном уровне (ст. 2 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (в ред. от 24.07.2009) ).

———————————
СЗ РФ. 1997. N 43. Ст. 4904; 2000. N 22. Ст. 2264; 2004. N 35. Ст. 3607; 2009. N 30. Ст. 3739.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ определяется ежеквартально на основании потребительской корзины. Стоимостная оценка потребительской корзины определяется не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Указанные Методические рекомендации утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.02.1999 N 192 (в ред. от 04.06.2007) .

———————————
СЗ РФ. 1997. N 43. Ст. 4904; 2000. N 22. Ст. 2264; 2004. N 35. Ст. 3607.

В 2000 — 2004 гг. действовал Федеральный закон от 20.11.1999 N 201-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации», на основе которого и утверждалась величина прожиточного минимума в целом по России.

На 2011 — 2012 гг. потребительская корзина в целом по Российской Федерации установлена в составе и объемах (в натуральных показателях), определенных Федеральным законом от 31.03.2006 N 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» (в ред. от 08.12.2010) , который действует с 1 января 2005 г.

До 1 января 2005 г. величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливалась ежеквартально Правительством РФ. Так, за IV квартал 2004 г. размер прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации составил 2451 руб. (см. Постановление Правительства РФ от 02.03.2005 N 105 ), что было больше действовавшего тогда МРОТ 600 руб. в месяц почти в четыре раза. Величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации поквартально за период с I квартала 2005 г. по II квартал 2007 г. была определена Правительством РФ только в декабре 2007 г. (Постановление Правительства РФ от 04.12.2007 N 841 ). С III квартала 2007 г. величина прожиточного минимума утверждается Правительством РФ ежеквартально.

———————————
СЗ РФ. 2005. N 10. Ст. 846.
СЗ РФ. 2007. N 50. Ст. 6303.

Минимальный размер оплаты труда в целом на территории РФ в настоящее время определяется ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в ред. от 01.06.2011) . В соответствии с указанной статьей с 1 июня 2011 г. МРОТ составляет 4611 руб. Отметим, что Правительством РФ величина прожиточного минимума определена в размере 7023 руб. в расчете на душу трудоспособного населения за II квартал 2011 г. (Постановление Правительства РФ от 14.09.2011 N 772 ).

———————————
СЗ РФ. 2000. N 26. Ст. 2729; 2002. N 18. Ст. 1722; N 48. Ст. 4737; 2003. N 40. Ст. 3818; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 24; СЗ РФ. 2007. N 17. Ст. 1930; СЗ РФ. 2008. N 26. Ст. 3010; 2009. N 30. Ст. 3739; 2011. N 23. Ст. 3246.
СЗ РФ. 2011. N 38. Ст. 5392.

Заметим, что в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2008 — 2010 гг. впервые за 15 лет (это уже десятое Генеральное соглашение) стороны, подписавшие его, договорились по такому спорному пункту, как повышение МРОТ до уровня прожиточного минимума. Соглашение предусматривало возможность установления МРОТ на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения уже с 1 декабря 2008 г. Однако при этом повышение МРОТ не должно было оказывать негативного влияния на экономику России и экономическое положение субъектов РФ. С этой целью должны были быть проведены:

— анализ социально-экономических последствий повышения с 1 сентября 2007 г. МРОТ со 1100 до 2300 руб. в месяц и практики установления регионального МРОТ;

— консультации сторон Соглашения в апреле 2008 г., по результатам которых и должно быть принято окончательное решение.

Однако данная договоренность так и не была реализована из-за финансового кризиса.

Данная статья определяет источники финансирования, за счет которых обеспечивается МРОТ. В организациях, финансируемых из федерального бюджета, МРОТ обеспечивается за счет средств федерального бюджета; в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, — за счет средств бюджетов субъектов РФ; в организациях, финансируемых из местных бюджетов, — за счет средств местных бюджетов, в небюджетных организациях — за счет собственных средств.

ТК определяет МРОТ как установленный законом уровень месячной оплаты труда, который должен быть выплачен каждому работнику, отработавшему полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившему свои трудовые обязанности (нормы труда). Это означает, что он представляет собой минимальное вознаграждение за труд, ниже которого никто не может его оплачивать. При этом для работника, который проработал неполный месяц, МРОТ определяется пропорционально времени, проработанному в данном месяце.

Другой комментарий к статье 133 ТК РФ

1. Установление МРОТ является одной из социальных гарантий, предусмотренных Конституцией РФ (ч.2 ст.7 Конституции РФ). В соответствии с ч.3 ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом МРОТ. Согласно ст.130 ТК РФ величина МРОТ в Российской Федерации включена в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников. МРОТ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

С 1 января 2015 года МРОТ установлен в сумме 5965 руб. в месяц (ст.1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»).

Статьей 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» предусмотрено, что величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации определяется Правительством РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2015 года N 260 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за 4 квартал 2014 года» установлена величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за 4 квартал 2014 года на душу населения 8234 руб., для трудоспособного населения — 8885 руб., пенсионеров — 6785 руб., детей — 7899 руб.

Таким образом, положение ст.133 ТК РФ о том, что МРОТ не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, до настоящего времени не исполнено.

В соответствии со ст.421 ТК РФ порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до размера, предусмотренного ч.1 ст.133 ТК РФ, устанавливаются федеральным законом. Однако до настоящего времени указанный нормативно-правовой акт не принят.

2. Действующая редакция нормы ч.2 ст.133 ТК РФ существенно расширила перечень средств, за счет которых обеспечивается МРОТ.

К таким средствам в настоящее время относятся средства бюджетов разных уровней, внебюджетные средства, а также средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Согласно ч.1 ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) — это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты.

Часть 3 ст.133 ТК РФ устанавливает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.

Однако необходимо учитывать, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее МРОТ при условии, что их заработная плата без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы будет не менее установленного федеральным законом МРОТ (см., например, определение Верховного Суда РФ от 30 августа 2013 года N 93-КГПР13-2).

Следует отметить, что в 2007 году Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из ст.129 ТК РФ была исключена ч.2, которая определяла минимальную заработную плату (МРОТ) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала на то, что в величину МРОТ не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

Согласно динамике изменения МРОТ в России с 2000 по 2015 год МРОТ в стране увеличился со 132 руб. до 5965 руб.

Новые поправки в ТК РФ вступят уже 3 октября 2016. К чему нужно подготовиться заранее?

Федеральным законом от 03.07.2016 № 272-ФЗ внесены изменения в ТК РФ (ст. 136, 236 и 392), КоАП РФ (ст. 5.27, 23.1, и 28.3) и ГК РФ (ст. 29). Закон вступает в силу с 3 октября 2016 года.

Изменения, вносимые в ТК РФ, коснутся:

1. Увеличения размера материальной ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику

2. Конкретизации срока выплаты заработной платы работникам

3. Введения дополнительных оснований для проведения внеплановых проверок работодателей

4. Права работника обратиться в суд за решением трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику.

Изменения КоАП РФ направлены на ужесточение административной ответственности работодателей за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы права (в новой редакции изложены положения ст. 5.27 КоАП РФ). Ниже в форме таблицы приведем сравнительный анализ размера ответственности, установленной ст. 5.27 КОАП РФ, в редакции, применяемой сейчас, и после 3 октября 2016 года.

Ст 74 ТК РФ с комментариями 2018 – условия труда

Статьи по теме

На любом предприятии рано или поздно могут возникнуть обстоятельства, которые заставят руководство изменить условия в трудовых договорах, например – неизбежные перемены после проведения очередной спецоценки. Разумеется, порядок действий в подобных ситуациях прописан в Трудовом кодексе РФ, а точнее в статье 74. О ней и пойдет речь.

Из этой статьи вы узнаете:

  • каково содержание 74 статьи ТК РФ;
  • что понимают под организационными условиями труда, и на что влияет их изменение;
  • в каких случаях происходит изменение технологических УТ;
  • что называют существенными условиями труда;
  • как оформить приказ об изменении условий труда на предприятии.

Текст статьи 74 Трудового Кодекса

Ниже мы рассмотрим ст 74 ТК РФ с комментариями, а пока нам нужно разобраться, за что конкретно отвечает эта статья. В ней прописаны возможные варианты действий работодателя и работника, если наступили какие-то изменения организационных или технологических условий труда.

Скачайте документы из статьи:

Задача статьи 74 Трудового кодекса РФ – установление требований с целью соблюдения интересов и работодателя, и работника в подобных ситуациях.

Предлагаем вашему вниманию полный текст статьи:

Статья 74. Изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда

В случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 настоящего Кодекса.

В случае, когда причины, указанные в части первой настоящей статьи, могут повлечь за собой массовое увольнение работников, работодатель в целях сохранения рабочих мест имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и в порядке, установленном статьей 372настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев.

Если работник отказывается от продолжения работы в режиме неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, то трудовой договор расторгается в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса. При этом работнику предоставляются соответствующие гарантии и компенсации.

Отмена режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели ранее срока, на который они были установлены, производится работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Изменения определенных сторонами условий трудового договора, вводимые в соответствии с настоящей статьей, не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями.

Комментарии к статье 74 ТК РФ

На первый взгляд текст этой небольшой статьи не должен вызывать затруднений, но на практике он нуждается в подробных комментариях. Работодателю важно понимать, что скоропалительные решения или ошибки в оформлении документов при пересмотре условий трудового договора могут привести к нарушению прав сотрудника и, соответственно, к судебному иску.

Работодателю нужно предложить сотруднику несколько вариантов рабочих мест (далее РМ), если его РМ в связи с предстоящими изменениями должно быть упразднено. Новая работа должна соответствовать уровню квалификации и состоянию здоровья сотрудника. При отсутствии подходящего рабочего места нужно предложить нижестоящую должность, либо в другом подразделении, но в той же местности.

В крайнем случае, работодатель может предложить работу в подразделении, расположенном в другой местности. Только когда ни один из этих вариантов не подходит работнику, работодатель вправе прекратить с ним трудовой договор (ст. 77 ТК РФ). Если не соблюсти этот порядок, то это может стать основанием для обращения в суд.

Теперь расскажем, что подразумевают под изменением организационных или технологических условий труда.

Изменение организационных условий труда – что подразумевается

Здесь начинаются первые сложности. В законодательстве пока нет четкого определения того, что следует считать изменением организационных условий. Существует Постановление пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 № 2, однако оно не вносит ясности в этот вопрос. В нем есть только открытый список примеров того, что можно относить к этой категории.

Что такое организационные условия труда

Нам придется самостоятельно формулировать определение. Исходя из существующих законодательных норм, можно сказать, что организационные условия труда – это:

  • управленческая структура предприятия;
  • форма организации труда (арендная, подрядная, бригадная и пр.);
  • график труда и отдыха и т.п.

Изменение организационных условий труда подразумевает определенные перемены в структуре организации. Оно может быть вызвано разными причинами (например, итогами СОУТ), но всегда влечет за собой изменение режима работы, назначение сотрудников на другие должности, перемещение их в другие подразделения, сокращение персонала и т.п.

Организационные условия труда – перечень

Имея определение, мы можем яснее представить, какие изменения условий труда можно отнести к организационным:

  • изменения в структуре управления организации;
  • введение новых форм организации труда (бригадные, арендные, подрядные и т. д.);
  • перемены в режимах труда и отдыха;
  • замена, пересмотр или введение новых норм рабочего процесса;
  • перераспределение нагрузки между подразделениями или должностями с последующим изменением систем оплаты труда.

Заметим, что этот перечень организационных условий труда носит оценочный характер и на практике может быть дополнен новыми примерами.

Изменение технологических условий труда

Перемены могут носить не только организационный характер. Например, обновление парка машин или переход на другие технологические стандарты также наверняка приведет к изменению режима работы предприятия. Следствием этого может стать пересмотр условий трудовых договоров. В таких случаях можно говорить об изменении технологических условий труда.

Что такое технологические условия труда

Технологические условия труда – это перемены, связанные с нововведениями в техпроцессах при выполнении работ, производстве товаров или оказании услуг.

Перечень подобных изменений выглядит так:

  • введение новых технологий производства;
  • переход на новые станки, агрегаты, механизмы;
  • внедрение усовершенствований на рабочих местах;
  • переход к выпуску новых видов продукции;
  • изменение действующих или внедрение новых технических регламентов.

Изменение существенных условий труда

Мы рассмотрели два типа изменений в условиях труда, однако существует статья 57 Трудового кодекса РФ, в которой дается понятие «существенных условий» при заключении трудового договора. Из текста статьи становится понятно, что к существенным условиям труда можно отнести как организационные, так и технологические. Попробуем разобраться, что же это такое.

Существенными называют обязательные условия, которые необходимо прописать в трудовом договоре и которые регламентируют весь режим работы специалиста.

Также есть дополнительные условия, которые прописывают при необходимости. Из обязательного характера обсуждаемых условий следует то, что любое их изменение возможно либо по согласованию с работником, либо в порядке, установленном ст. 74 ТК РФ. При этом не имеет значения, вызвано это организационными или технологическими нововведениями на предприятии.

Если изменение происходит по соглашению сторон, то с сотрудником необходимо заключить дополнительное соглашение, в котором оговариваются новые условия. Если же необходимость изменения существенных условий труда в договоре вызвана организационными или технологическими переменами на предприятии, то согласие работника не потребуется, но нужно будет соблюсти особый порядок:

  • документально зафиксировать изменение организационных или технологических условий труда;
  • за два месяца до вступления их в силу предупредить работника (за 14 календарных дней, если работодатель – физическое лицо) и известить его под расписку либо при помощи письма с уведомлением о вручении;
  • если работник согласен с изменениями, то следует подтвердить согласие документально (его можно оформить в виде дополнительного соглашения к трудовому договору);
  • закрепить в соответствующих локальных актах (изменение режима работы – в Правилах внутреннего трудового распорядка, изменение условий оплаты труда – в Положении об оплате труда и премировании, технологические изменения – в Инструкции по технике безопасности, Положении о коммерческой тайне и т. д.).
  • со всеми поправками локальных актов работников нужно ознакомить под роспись

Приказ об изменении условий труда на предприятии

Заключительной частью принятия изменений организационных или технологических условий труда на предприятии станет издание приказа. Какой-то единой формы такого документа пока не существует, поэтому составлять его придется в свободной форме, принятой на предприятии.

В приказе об изменении существенных условий труда нужно отразить следующие сведения:

  • дать обоснование внедрению новшеств в рабочий процесс;
  • привести список работников, к которым они имеют отношение;
  • назначить ответственных лиц и дать им необходимые поручения.

Далее все будет зависеть от того, каким способом происходит изменение существенных условий труда. Если они внедряются по согласованию с работником и не связаны с новшествами в организационных или технологических условиях труда, то оформляется допсоглашение к трудовому договору. В противном случае потребуется оформить письменное уведомление для работников.

Как оформить уведомление, читайте>>>

В завершение процесса потребуется ознакомить с содержанием приказа всех работников, которых касаются грядущие изменения. Это нужно сделать в течение двух месяцев.

Приказ об изменении условий труда – образец

Скачайте документы из статьи:

Для вашего удобства мы размещаем типичный образец приказа об изменении условий труда.

Популярное:

  • Материнский капитал в россии на 2 ребенка Получение материнского капитала на 2 ребенка Одним из самых существенных инструментов материальной поддержки молодых российских семей является материнский капитал на второго ребенка. Этот вид государственной помощи выдается на всей территории страны по […]
  • Договор купли продажи дачи 2014 Договор купли-продажи земельного участка 2017-2018 (образец) Договор купли-продажи земельного участка - образец 2017-2018 годов относится к документации, служащей основанием для регистрации перехода права собственности на указанную недвижимость. Сделка с […]
  • Защита интеллектуальных прав курсовая работа Защита авторских и смежных прав Готовая курсовая работа по гражданскому праву Выполнена в 2015 г., 42 стр., 37 сносок по тексту. ОГЛАВЛЕНИЕ ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ 7 1.1. Понятие и правовая регламентация защиты авторских […]
  • Страховая пенсия по случаю потери кормильца заключение Страховые пенсии по случаю потери кормильца Готовая курсовая работа по праву социального обеспечения Выполнена в 2017 году, 28 страниц, 20 сносок по тексту. Оригинальность в системе Антиплагиат.ру - 67%. СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВЫХ […]
  • Применение ст 141 коап Вопрос по ст. 14.1 КоАП РФ. Повторное нарушение В статье по ст. 14.1 КоАП РФ. есть пункт 1, по нему есть вопрос. 1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без […]
  • Росвоенипотека заявление на возврат Какие расходы на военную ипотеку можно компенсировать Вопрос задала Мария Скажите пожалуйста могу ли я вернуть деньги, которые я потратила на приобретение своей квартиры по военной ипотеке. Все затраты связанные с приобретением! 1) Открытие счета 2) Оценка […]
  • Фз 166 статья 7 Статья 7. Условия назначения пенсий федеральным государственным гражданским служащим Информация об изменениях: Федеральным законом от 18 июля 2009 г. N 187-ФЗ статья 7 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции Размеры пенсий за выслугу лет, […]
  • Приказ 269 денежное довольствие Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 23 апреля 2018 г. N 348 “О внесении изменения в Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденный приказом ФСИН России от 27 мая 2013 г. N 269 "Об утверждении […]
Статья 7 тк рф с комментариями 2014