Статьи про закон о полиции

Статья 23 закона «О полиции»

По закону, «полиция» представляет собой государственный орган, который является составной частью единой централизованной системы Министерства Внутренних дел России. Частью МВД Российской Федерации она была признана в 2011 году. Всю деятельность данного органа регламентирует Федеральный Закон «О Полиции».

Статья 23: применение огнестрельного оружия

По закону, полиция создана для осуществления:

  • защиты граждан от умышленных и не умышленных действий третьих лиц;
  • для обеспечения охраны здоровья населения;
  • охраны прав и свободы граждан Российской Федерации, иностранных персон, лиц без гражданства;
  • охраны общественного порядка;
  • для сохранения общественной безопасности.

Для выполнения своих функций, сотрудникам полиции разрешается пользоваться оружием.

23 статья раскрывает положения об использовании и применении огнестрельного оружия. Состоит 23 статья ФЗ «О полиции» из 6 пунктов:

1-ый пункт содержит информацию о правах сотрудника полиции применять огнестрельное оружие:

  • сотрудник полиции вправе воспользоваться им для осуществления защиты себя от неправомерных действий третьих лиц;
  • сотрудник полиции вправе применять огнестрельное оружие с целью защиты другого лица от посягательства на его здоровье или жизнь;
  • при возникновении ситуации, когда третье лицо пытается завладеть имуществом полиции (специальной техникой, боевой техникой, транспортным средством полиции, оружием), работник полицейского участка обязан применять в действие огнестрельное оружие;
  • оружие используется при захвате заложников;
  • применяется оружие при задержании третьего лица, которого застали при совершении преступления. При условии, что преступление соответствует критериям — особо тяжкое против жизни, тяжкое, угрожающее здоровью и безопасности. Также если преступник пытается скрыться и иными способами его не задержать;
  • по закону, полиция использует оружие для проведения задержания лица, которое отказывается выполнять требования полиции. Например, отказывается сдать имеющееся при себе оружие, боеприпасы, взрывные устройства, ядовитые и опасные для здоровья вещества;
  • полиция применяет оружие, чтобы отразить нападение на охраняемый объект одного или группы преступников.

2-ой пункт обуславливает значение «вооруженного сопротивления». Данный термин означает совершение нападения с применением какого-либо оружия.

3-ий пункт указывает на ситуации, при которых работнику полицейского участка разрешено использовать огнестрельное оружие:

  • чтобы обезвредить животное, угрожающее здоровью или жизни человека;
  • при обоснованном проникновении в здание (основания указаны в 15 ст. ФЗ №3) разрешается применять оружие для разрушения замков и других деталей конструкций, которые преграждают путь;
  • сотрудник полиции применяет оружие для выстрела вверх, означающего сигнал тревоги или вызова подкрепления (выстрел может быть произведен и в ином направлении, при условии — не нанести вред кому-либо).

4-ый пункт обозначает на основании каких положений настоящего закона «О полиции» работник полиции может использовать огнестрельное оружие.

5-ый пункт характеризует категорию лиц, в отношении которых запрещено производить выстрелы. К указанной категории граждан относятся:

  • женщины;
  • люди с явными признаками инвалидности;
  • несовершеннолетние дети.

По закону, работникам полиции разрешено использовать огнестрельное оружие в отношении несовершеннолетних, когда те оказывают вооруженное нападение (сопротивление), угрожающее жизни или здоровью полицейского (гражданских лиц).

6-ой пункт — работникам полиции законом запрещается применять огнестрельное оружие в месте, где находится большое скопление людей, т.к. при совершении подобных действий могут пострадать невинные люди.

Изучите также положения статьи 13 ФЗ о полиции и последние изменения, внесенные в ФЗ 144 об ОРД.

Последние изменения ст 23 ФЗ «О полиции»

Федеральный Закон «О полиции» был принят членами Государственной Думы 28 января 2011 года. В законную силу вступил закон 7 февраля того же года. Последние изменения были внесены в закон 18 июня 2016 года. Изменения коснулись 8 главы статьи 45.

Ст 45 Федерального Закона «О полиции»

Данная статья содержит положения, касающиеся прав сотрудника полиции и всех членов его семьи на медицинское обеспечение. Положения о медицинском обеспечении указаны в 5 пунктах. Данные пункты гласят, что мед. обеспечение работника полицейского участка проводится в специализированных медицинских учреждениях федерального органа исполнительной власти в области МВД. Полицейский имеет право на получение бесплатной медицинской помощи. Бесплатная помощь также распространяется на изготовление и ремонт зубных протезов. Бесплатная медицинская поддержка касается и получения лекарственных препаратов, по назначенному врачом рецепту.

Часть 3 ст 45 ФЗ №3 претерпела изменения 18 июня 2017 года

3-ий пункт рассматриваемой статьи указывает на права членов семьи пользоваться медицинскими услугами в мед. организациях федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел. К членам семьи относятся:

  • супруг (супруга);
  • несовершеннолетние дети;
  • дети-инвалиды от 18 лет и более;
  • 23-летние дети, обучающиеся в высшем учебном заведении на дневном отделении;
  • граждане, которые находятся на иждивении у сотрудника полиции (в новой редакции данный пункт был дополнен фразой «и проживающие совместно с ним»).

Ст 23 закона «О полиции»

Данная статья закона раскрывает положения о применении огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов. Написана она была при издании настоящего закона. В последней редакции изменения не вносились.

Наказание по ст 23

По закону Российской Федерации, сотрудник правоохранительных органов вправе применять:

  • физическую силу (ст. 18-20);
  • специальные средства (ст. 21-22);
  • огнестрельное оружие (ст. 23).

По закону, в случае применения вышеуказанных действий свыше своих полномочий — сотруднику полиции грозит привлечение к ответственности. Согласно закону, за неправомерное применение оружия наступает ответственность:

  • дисциплинарная;
  • материальная;
  • уголовная.

При неправомерном использовании оружия, в следствии чего произошло убийство — ответственность наступает по 105 статье УК РФ.

П 1 ст 105 УК России

Умышленное причинение смерти иному человеку карается в виде лишения свободы, срок составляет от 6-15 лет.

П 2 ст 105 Уголовного Кодекса

Данный пункт предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком от 8-20 лет, либо пожизненное лишение свободы, либо смертная казнь. Мера наказания зависит от тяжести совершенного преступления.

Применение оружия по ст 112 УК

Положения данной статьи указывают на меры наказания за совершенное преступление с причинением средней тяжести вреда здоровью. Мера наказания за применение огнестрельного оружия зависит от причиненного вреда:

  • лишение свободы на срок до 3-х лет;
  • принудительные работы на срок до 3-х лет;
  • арест на срок до 6 месяцев;
  • лишение свободы на срок до 5-и лет.

Применение оружия по закону — ст 107 УК РФ

Данная статься содержит положения о совершенном убийстве в состоянии аффекта. Согласно закону, следует наказание:

  • по п 1, убийца наказывается двумя годами исправительных работ, либо попадает в тюрьму на период — 3 года;
  • по п 2 за убийство двух и более человек, убийцу приговаривают к тюремному заключению на период более 5 лет, либо наказывают принудительными пятилетними работами.

Ст 115 Уголовного Кодекса

Она обуславливает положения о причинении легкого вреда здоровью, содержит следующие меры ответственности:

  • за совершенное деяние по п 1 — предусматривается штраф (размер до 40 000 руб.), либо размер заработной платы за последние 3 месяца;
  • за содеянное по п 2 настоящей статьи — обязательные работы сроком до 360 часов, либо исправительные работы на период до 1 года.

В соответствии с положениями Уголовного Кодекса, сотрудника полиции при неправомерном применении огнестрельного оружия, ожидает наказание по 286 ст. Данная статья раскрывает положения о превышении должностных полномочий.

По закону, наказание за применение огнестрельного оружия, применяется в виде:

  • Наложения штрафных санкций. Штраф взимается в размере до 80 000 руб. или в размере 6-и заработных плат;
  • Лишения права занимать определенные должности или осуществлять определенный вид деятельности на срок до 5-и лет;
  • Ареста на период 4-6 месяцев;
  • Ограничения свободы до 4-х лет.

Согласно закону, полицейский, нарушивший положения ст. 23 закона «О полиции» ждет наказание:

  • Штраф — от 100 000 до 300 000 руб.;
  • Принудительные работы на период 5 лет, с лишением права занимать определенные должности и заниматься некоторыми видами деятельности сроком на 3 года;
  • Ограничение свободы — до 7 лет.

Согласно данному пункту настоящего закона, полицейский привлекается к ответственности за:

  • насилие и угрозы;
  • применение огнестрельного оружия;
  • причинение тяжких последствий.

За содеянное по вышеуказанным пунктам предусматривается наказание — тюремное заключение на срок до 10 лет.

Все аспекты применения огнестрельного оружия полицейскими указаны в законе «О полиции». Чтобы знать в каких ситуациях разрешено применять пистолеты, ружья, винтовки и прочее, необходимо изучить статью 23 настоящего закона. В случае несоблюдения правил настоящего закона, следует обращаться к правовым нормам Уголовного Кодекса Российской Федерации. Скачать последнюю редакцию УК РФ можно по ссылке.

В законе «О полиции» содержатся не только критерии пользования огнестрельным оружием, но также и правила применения физической силы, специальных средств и так далее. Чтобы ознакомиться со всеми положениями настоящего закона, необходимо его детальное рассмотрение. Скачать последнюю редакцию закона можно здесь.

Основные положения Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»

7 февраля 2011 года Президент Российской Федерации Д.А. Медведев подписал им же внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы Федеральный закон «О полиции».

Этим актом возрожден правоохранительный институт, просуществовавший в России почти два века — с 1718 г., когда Указом Петра I в Санкт-Петербурге была учреждена должность генерал-полицеймейстера, и до весны 1917 г.

Рождение профессиональной полиции в России связано с именем Петра I, который в 1718 году учредил должность генерал-полицмейстера Петербурга.

В специальных пунктах указа были определены основные обязанности полиции: контроль за градостроительством, надзор за благоустройством, санитарией и торговлей города, пресечение преступлений, обеспечение общественного порядка, пожарная охрана города.

Позднее были образованы полицейские структуры в других городах. Полиция в Российской империи просуществовала до 1917 года. Но на протяжении этого времени функции полиции в сфере государственного управления постепенно сужались, и она всё более превращалась в специализированный правоохранительный орган.

В советский период развития российского общества, а также в новой России до марта 2011 года полицейские функции выполняла милиция. Идея создания общей полиции вместо милиции на современном российском политическом небосклоне появилась сразу же после обретения страной независимости в июне 1990 года.

Еще при разработке первого закона новой России «О милиции» этот вопрос активно обсуждался и продвигался. Более того, в конце 1990 года проект закона был направлен в регионы для обсуждения с двойным названием: «О полиции (милиции)». Но в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 февраля 1991 года слово «полиция» было исключено. Однако в ходе обсуждения поправок в Верховном Совета РСФСР этот вопрос снова был поднят. И лишь десятка голосов депутатов не хватило для того, чтобы еще 18 апреля 1991 года в стране появился правоохранительный орган под названием «полиция».

Закон о полиции — без преувеличения эпохальное событие в развитии не только полицейского законодательства, но и всей правовой системы России. Он имеет основополагающее значение для организации практической работы по защите прав и свобод граждан, противодействию преступности, охране собственности, обеспечению общественного порядка и безопасности в стране, отвечая на вопросы, кто это будет делать, на каких принципах, какими методами и при каких условиях. В нем дан исчерпывающий перечень полномочий полиции, что позволяет сделать работу сотрудника органа внутренних дел более прозрачной для простого гражданина, а для самих сотрудников дает четко очерченную систему законодательных координат.

С принятием Закона о полиции завершилась эпоха карательного милицейского законодательства, сформировавшегося еще в советский период.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (далее Закон о полиции или Закон) значительно отличается от других профильных законов тем, что он не только уполномочивает полицию, но и определяет стратегию ее деятельности.

В основу Закона о полиции положено несколько концептуальных идей.

Прежде всего, Закон закрепляет правоохранительное предназначение полиции в обществе. Как и во всем мире, российская полиция, являясь составной частью общества, решает задачи, связанные с обеспечением спокойствия и безопасности населения.

В статье 1 Закона указано, что полиция призвана защищать права и свободы человека и гражданина, противодействовать преступности, охранять общественный порядок, собственность и обеспечивать общественную безопасность.

Выделено 12 основных направлений деятельности полиции, которые перечислены в статье 2: защита личности, общества и государства от преступных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; розыск лиц; производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний; охрана общественного порядка; обеспечение безопасности дорожного движения; контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной и охранной деятельности; охрана имущества и объектов на договорной основе; государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц; экспертно-криминалистическая деятельность.

В новом Законе в отличие от предыдущего меры государственного воздействия объединены и локализованы, детально регламентированы и уточнены в части условий их осуществления (главы 4 и 5).

Так, отдельными статьями определены порядок и обстоятельства задержания граждан (статья 14), проникновения в их жилье и иные помещения, на земельные участки (статья 15), применения полицией физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия (статьи 18–23). Очевидно, что гарантии законности деятельности полиции в этой весьма конфликтной сфере стали более весомыми.

С позиций обеспечения гуманистического характера деятельности полиции заслуживают быть отмеченными следующие положения Закона:

соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина являются принципами деятельности полиции (часть 1 статьи 5);

деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан (часть 2 статьи 5);

сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению, он обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание (часть 3 статьи 5);

полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (часть 6 статьи 5);

сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий (часть 3 статьи 6);

полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (часть 1 статьи 7);

деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, производстве по делам об административных правонарушениях, оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает права граждан, общественных объединений и организаций (часть 1 статьи 8);

полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку со стороны граждан (часть 1 статьи 9);

действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан (часть 2 статьи 9);

в случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры к восстановлению нарушенных прав и свобод, принести извинения гражданину, чьи права и свободы были нарушены, по месту нахождения, работы, учебы или по месту жительства гражданина в соответствии с его пожеланиями (часть 3 статьи 9).

Предупреждение и профилактика преступлений как главное направление работы полиции закреплены в статьях 2 и 12 Закона.

Полиция в этой связи обязана (пункт 4 части 1 статьи 12):

1) выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению;

2) принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению;

3) выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу;

4) участвовать в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

5) участвовать в пропаганде правовых знаний.

Часть 3 статьи 10 Закона также устанавливает, что полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также поддерживает гражданские инициативы в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка.

Применение силы сотрудниками полиции допускается лишь в случаях, когда несиловые методы не обеспечивают выполнение возложенных на них обязанностей (статьи 6, 18 и 19).

Правовыми средствами воплощения в жизнь партнерской модели взаимоотношений полиции и общества выступают принципы деятельности полиции, закрепленные в главе 2 Закона.

Во главу угла поставлены такие основополагающие начала деятельности полиции, как уважение и соблюдение прав человека и гражданина (статья 5), законность (статья 6), беспристрастность (статья 7), открытость и публичность (статья 8), общественное доверие (статья 9), сотрудничество (статья 10), научность (статья 11).

В числе основополагающих начал деятельности полиции названы ее открытость и прозрачность. Закреплено право граждан и организаций на получение от полиции сведений, непосредственно затрагивающих их права. Руководители и иные должностные лица полиции будут обязаны выступать как минимум ежегодно с отчетами о результатах своей работы перед законодательными органами субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами (часть 3 статьи 8).

Установлено, что полиция должна информировать средства массовой информации о проделанной работе: по запросам редакций предоставлять необходимые сведения, проводить пресс-конференции, рассылать справочные и статистические материалы, а также осуществлять взаимодействие в иных формах (части 4 и 5 статьи 8).

При МВД России и его территориальных органах предусмотрено создание общественных советов, в состав которых должны войти представители общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, деятели культуры, науки и искусства (части 7 и 8 статьи 9).

Закреплена система государственного контроля и надзора за деятельностью полиции (статьи 49, 51, 52, 53). Установлен общественный контроль за работой полиции (статья 50). Однако важно учитывать, что общественный контроль не должен мешать полиции выполнять ее обязанности.

Одной из задач Закона и его концептуальной идеей выступает нормативно- правовое закрепление нового облика сотрудника полиции, того облика, который воспринимается обществом и востребован им.

Нужно откровенно признать, что некоторое время назад в силу объективных и субъективных причин требования к сотрудникам милиции очевидно занижались. Закон о полиции является документом, определяющим дополнительные критерии, которым должен соответствовать блюститель порядка.

Большей частью решению задачи по улучшению реноме сотрудника полиции служат главы 2, 6 и 7 Закона, в которых предусмотрены его права и обязанности, ограничения, связанные со службой в полиции, запреты, требования, ответственность.

Смысл установленных требований сводится к тому, что сотрудник полиции — это человек высоких нравственных и профессиональных качеств, человек высокой культуры.

Сотрудник полиции в соответствии с частями 4 и 5 статьи 5 Закона при обращении к гражданину обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения, в случае же применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности.

При обращении гражданина к сотруднику полиции последний должен внимательно выслушать обратившегося, принять необходимые меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса (часть 5 статьи 5).

Перед тем как применить силу, полицейский обязан сообщить, что он является сотрудником полиции; в составе группы предупреждение делает один из сотрудников (часть 1 статьи 19).

Во всех случаях задержания сотрудник полиции обязан разъяснить задержанному лицу его право на получение юридической помощи (часть 3 статьи 14).

Предусмотрено, что на форменной одежде сотрудника полиции, несущего службу в общественных местах, должен размещаться нагрудный знак, позволяющий идентифицировать его (часть 5 статьи 25).

Как известно, одной из основных гарантий законности деятельности полицейского является его правовая грамотность. Закон вводит регулярную проверку знания сотрудниками полиции Конституции Российской Федерации, федеральных законов и других нормативных правовых актов, регламентирующих их деятельность (пункт 1 части 1 статьи 27).

Закон ориентирует на активное использование в деятельности полиции новейших электронных технологий и информационных систем, предусматривая в том числе прием заявлений о преступлениях и происшествиях в электронной форме (пункт 1 части 1 статьи 12), широкое внедрение средств фиксации поведения сотрудников полиции, в особенности при контактах с гражданами (статья 11).

Еще одна концептуальная идея Закона о полиции состоит в организационном единстве полиции и органов внутренних дел. Полиция выступает составной частью федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Это не самостоятельный орган исполнительной власти, каким являются органы внутренних дел, а их главенствующая, основная, но все-таки часть. Руководители органов внутренних дел несут всю полноту ответственности за надлежащее выполнение полицией возложенных на нее задач (части 1, 4 статьи 4).

В организационном плане полиция представляет собой совокупность подразделений, организаций и служб МВД России и его территориальных органов.

По сравнению с действующей организационной схемой милиции отсутствует ее деление на виды.

Состав, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции утверждается главой государства (часть 4 статьи 4).

Федеральный закон «О полиции» — это самый «полновесный» юридический документ среди статусных законов. Он содержит 56 статей, объединенных в 11 глав. Новым в архитектонике Закона является выделение трех глав — главы 2 «Принципы деятельности полиции», главы 4 «Применение полицией отдельных мер государственного принуждения» и главы 6 «Правовое положение сотрудника полиции».

Статьи про закон о полиции

На сайте общественных обсуждений проектов законодательных актов опубликован проект закона об изменении статьи 12 закона о Полиции, в которой предусматривалось совместное «наблюдение» полиции и органов здравоохранения за лицами с психическими расстройствами и зависимостями с целью предупреждения совершения ими правонарушений.

Ниже представлен текст проекта и пояснительная записка к нему

Внесен Правительством
Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 12 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ПОЛИЦИИ»

В пункте 35 части 1 статьи 12 Федерального закона

от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 7, ст. 900; № 27, ст. 3880, 3881; № 30, ст. 4595; № 48, ст. 6730; № 49, ст. 7018, 7020, 7067; № 50, ст. 7352; 2012, № 26, ст. 3441; № 50, ст. 6967; 2013, № 14, ст. 1645; № 26, ст. 3207; № 27, ст. 3477; № 48, ст. 6165; № 52, ст. 6953; 2014, № 6, ст. 558, 559, 566; № 30, ст. 4259; № 42, ст. 5615; № 52, ст. 7542; 2015, № 7, ст. 1022, 1105) слова «участвовать совместно с органами здравоохранения в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в наблюдении за лицами, страдающими психическими расстройствами, больными алкоголизмом или наркоманией и представляющими опасность для окружающих, в целях предупреждения совершения ими преступлений и административных правонарушений;» исключить.

Президент Российской Федерации В. Путин

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О полиции»

Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О полиции» (в части конкретизации функции полиции по участию в наблюдении за больными хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией и представляющими опасность для окружающих) разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 11 апреля 2014 г. № Пр-884 и поручением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2014 г. № РД-П4-8463 в целях избавления МВД России от несвойственных и избыточных функций.

В соответствии с пунктом 35 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возлагается обязанность участвовать совместно с органами здравоохранения в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в наблюдении за лицами, страдающими психическими расстройствами, больными алкоголизмом или наркоманией и представляющими опасность для окружающих, в целях предупреждения совершения ими преступлений и административных правонарушений.

Однако, механизм исполнения полицией данной обязанности, а также ее роль по участию в таком наблюдении за названной категорией лиц не урегулированы, что свидетельствует о фиктивности и практической невостребованности данной нормы.

В то же время законодательными актами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами предусматривается диспансерное наблюдение за указанной категорией лиц.

Так, Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 г. № 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»
предусматривается диспансерное наблюдение за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.

Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» устанавливается порядок диспансерного наблюдения за больными наркоманией.

Участие сотрудников полиции в диспансерном наблюдении за лицами, страдающими психическими расстройствами, больными алкоголизмом или наркоманией, не предусматривается.

Вместе с тем статьей 30 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» на полицию возлагается обязанность оказывать содействие медицинским работникам при осуществлении недобровольной госпитализации и обеспечивать безопасные условия для доступа к госпитализируемому лицу и его осмотра.

Данной норме корреспондирует пункт 12 части 2 статьи 14 Федерального закона «О полиции», наделяющий полицию правом задерживать лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение. Порядок такой передачи установлен пунктом 26 Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан, утвержденного приказом МВД России от 30 апреля 2012 г. № 389 (зарегистрирован Минюстом России 26 июня 2012 года, № 24696).

С учетом изложенного, исключение из Федерального закона «О полиции» данной обязанности не повлечет за собой наделения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих диспансерное наблюдение за лицами, страдающими психическими расстройствами, больными алкоголизмом или наркоманией, новыми полномочиями, а также не скажется на качестве реализации обязанности полиции по оказанию содействия государственным и муниципальным органам в пределах своей компетенции.

МВД России

. Инструкцией об организации взаимодействия органов здравоохранения и органов внутренних дел Российской Федерации по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами, утвержденной приказом Минздрава России и МВД России от 30 апреля 1997 г. № 133/269, предусматривается амбулаторное принудительное наблюдение и диспансерное наблюдение. При этом участие органов внутренних дел в данных мероприятиях не конкретизировано (в части конкретизации функции полиции по оказанию содействия медицинским работникам при осуществлении недобровольной госпитализации лиц, страдающих психическим расстройством, обеспечению безопасных условий для доступа к госпитализируемому лицу и его осмотра; участию в наблюдении за больными хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией и представляющими опасность для окружающих)

Также на сайте обсуждения законодательных актов открыт новый этап обсуждения приказа о переводе препарата прегабалин на предметно-количественный учет. Этот проект обсуждался на нашем форуме.

Закон о Полиции — официальный текст

Закон «О полиции» (в ступил в силу 1 марта 2011 г.) , предусматривает переименование милиции в полицию, а также сокращение личного состава на 20% после прохождения переаттестации.

Представляясь, страж порядка теперь обязан назвать свои должность, звание, фамилию и предъявить по требованию удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения к гражданину, а в случае задержания рассказать о правах. Все действия полицейских должны быть обоснованными и понятными для граждан.

По новому закону о полиции провинившийся полицейский должен извиниться перед гражданином, если он ущемил или нарушил его права.

На этом нововведения не заканчиваются. В документе представлен исчерпывающий перечень полномочий полицейских, их права и обязанности. Прописан порядок задержания гражданина и четко описана как сама процедура задержания, так и действия после.

В целом новый закон расшифровал многие спорные моменты и стал более понятен для обычных людей.

(актуальность июль 2014)

Глава 1. Общие положения

  • Статья 1. Назначение полиции
  • Статья 2. Основные направления деятельности полиции
  • Статья 3. Правовая основа деятельности полиции
  • Статья 4. Организация полиции

Глава 2. Принципы деятельности полиции

  • Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина
  • Статья 6. Законность
  • Статья 7. Беспристрастность
  • Статья 8. Открытость и публичность
  • Статья 9. Общественное доверие и поддержка граждан
  • Статья 10. Взаимодействие и сотрудничество
  • Статья 11. Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем

Глава 3. Обязанности и права полиции

  • Статья 12. Обязанности полиции
  • Статья 13. Права полиции

Глава 4. Применение полицией отдельных мер государственного принуждения

  • Статья 14. Задержание
  • Статья 15. Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории
  • Статья 16. Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов
  • Статья 17. Формирование и ведение банков данных о гражданах

Глава 5. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

  • Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
  • Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
  • Статья 20. Применение физической силы
  • Статья 21. Применение специальных средств
  • Статья 22. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств
  • Статья 23. Применение огнестрельного оружия
  • Статья 24. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции

Глава 6. Правовое положение сотрудника полиции

  • Статья 25. Сотрудник полиции
  • Статья 26. Специальные звания сотрудников полиции
  • Статья 27. Основные обязанности сотрудника полиции
  • Статья 28. Основные права сотрудника полиции
  • Статья 29. Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в полиции
  • Статья 30. Гарантии правовой защиты сотрудника полиции
  • Статья 30.1. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции
  • Статья 31. Право сотрудников полиции на объединение в профессиональные союзы (ассоциации)
  • Статья 32. Привлечение других сотрудников органов внутренних дел к выполнению обязанностей, возложенных на полицию
  • Статья 33. Ответственность сотрудника полиции

Глава 7. Служба в полиции

  • Статья 34. Правовое регулирование службы в полиции
  • Статья 35. Поступление на службу в полицию
  • Статья 36 (утратила силу)
  • Статья 37 (утратила силу)
  • Статья 38. Профессиональная подготовка сотрудников полиции
  • Статья 39 (утратила силу)
  • Статья 40 (утратила силу)
  • Статья 41. Гарантии сотруднику полиции, избранному (назначенному) в законодательный (представительный) или исполнительный орган государственной власти либо в орган местного самоуправления

Глава 8. Гарантии социальной защиты сотрудника полиции

  • Статья 42. Оплата труда сотрудника полиции
  • Статья 43. Страховые гарантии сотруднику полиции и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей
  • Статья 44. Право сотрудника полиции на жилищное обеспечение
  • Статья 45. Право сотрудника полиции и членов его семьи на медицинское обслуживание
  • Статья 46. Гарантии сотруднику полиции в связи с прохождением службы в полиции

Глава 9. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности полиции

  • Статья 47. Финансовое обеспечение деятельности полиции
  • Статья 48. Материально-техническое обеспечение деятельности полиции

Глава 10. Контроль и надзор за деятельностью полиции

  • Статья 49. Государственный контроль за деятельностью полиции
  • Статья 50. Общественный контроль за деятельностью полиции
  • Статья 51. Судебный контроль и надзор
  • Статья 52. Прокурорский надзор
  • Статья 53. Обжалование действий (бездействия) сотрудника полиции

Глава 11. Заключительные положения

  • Статья 54. Заключительные положения
  • Статья 55. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов РСФСР и отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации
  • Статья 56. Вступление в силу настоящего Федерального закона

ст 23 Закон О полиции 2018

Статья 23. Применение огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;

3) для освобождения заложников;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;

7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

2. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части 1 настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

3. Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:

1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;

3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона;

4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

4. Сотрудник полиции имеет право применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения во всех случаях, предусмотренных частями 1 и 3 настоящей статьи, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4, 7 и 8 части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона.

5. Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

6. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

Популярное:

  • Задачи по уголовный процессуальный кодекс Уголовный процесс Сайт Константина Калиновского Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс. СПб.: Питер, 2005. 272 с. – (Серия «Краткий курс»). Раздел I. Общая часть Глава 1. Понятие уголовного судопроизводства § 2. Цели и задачи уголовного […]
  • Что положено от государства при рождении третьего ребенка в 2018 Детские пособия при рождении третьего ребенка в 2018 году Начиная с 2013 года, в рамках государственной программы, жители 50 регионов Российской Федерации получают пособие за рождение третьего и последующих детей. Помимо этого, родители получают право на […]
  • Фнс заявление на возврат излишне уплаченного налога Утвержден электронный формат заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога ФНС России утвердила рекомендуемые форматы представления заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых […]
  • Заявление на возврат взносов пфр Форма 23-ПФР Актуально на: 13 сентября 2016 г. Излишне уплаченные страхователем взносы, а также пени и штрафы в ПФР и ФФОМС можно вернуть. Для этого в свое отделение ПФР по месту регистрации организация (ИП) должна подать форму 23-ПФР «Заявление о возврате […]
  • Заявление на пособие по уходу за ребенком в 2018 году образец Образец заявления на отпуск по беременности и родам в 2018 году Заботясь о будущей роженице и будучи заинтересованным в воспроизводстве населения, государство предоставляет возможность работающим женщинам находиться в оплачиваемом отпуске до и после родов […]
  • Глава 12 коап рф комментарии Практический комментарий к главе 12 коап рф "АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 23 августа 2011 года Учтены изменения, внесение которых в главу 12 КоАП РФ ожидается с 1 января и 1 […]
  • Материнский капитал алтайский край Региональный материнский капитал в Барнауле и Алтайском крае в 2018 году В 2010 году местными властями было принято решение установить губернаторский капитал в Алтайском крае, воспользоваться которым могут граждане, воспитывающие в семье трех и более родных […]
  • Материнский капитал с 2011 по 2018 ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ ознакомиться с инфографикой ознакомитьсяс инфографикой скачать брошюру (297 Кб) Материнский (семейный) капитал – это мера государственной поддержки российских семей, в которых с 2007 по 2021 год включительно […]
Статьи про закон о полиции