Ст1243 коап рб

«Комментарий к Федеральному закону «О животном мире» (постатейный) (под ред. С.А. Боголюбова) («Юстицинформ», 2002)

ИНСТИТУТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОММЕНТАРИЙ
К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ «О ЖИВОТНОМ МИРЕ»
(Постатейный)
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 13 марта 2002 года
Под редакцией
доктора юридических наук, профессора,
заслуженного деятеля науки РФ
С.А. БОГОЛЮБОВА
ОБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЮ
Вниманию читателей предлагается постатейный научно — практический комментарий Федерального закона «О животном мире», принятого в 1995 г.; при этом используются примыкающие к нему другие законы России и ее субъектов и ряд подзаконных нормативных правовых актов, приводятся их основное содержание и источники опубликования, иная могущая быть полезной литература.
Издание подготовлено известными специалистами в этой сфере общественных отношений и носит преимущественно правовой и прикладной характер, предназначено не только для зоологов, биологов, юристов, охотоведов, пчеловодов, экономистов, рыбаков, но и для более широкого круга читателей, интересующихся охраной и рациональным использованием животного мира и среды его обитания, гуманным отношением к животным.
Основной состав авторского коллектива создал и издал ранее комментарии к Земельному (1992, 1998, 2001, 2002 гг.), Водному (1997 г.), Лесному (1997 г.) кодексам России, к Федеральным законам «О мелиорации земель» (1998 г.), «О недрах» (2001 г.), «Об охране окружающей природной среды» (1997, 2000 гг.) и др.

Несмотря на прошедшее со дня принятия данного Закона длительное время его действия, в него не вносилось дополнений, что свидетельствует о качестве его разработки и стабильности предписаний (хотя работа по подготовке проекта изменений ведется постоянно), и автономных крупных комментариев к нему за этот период так и не последовало.
Тем не менее попытки по комментированию Закона предпринимались неоднократно. Наиболее серьезными можно считать помещенные в журнале «Законодательство и экономика»: 1996 г., N 1/2 (сост. Л.А. Заславская, авторы — О.С. Колбасов, И.Ф. Панкратов, А.А. Улитин, С.А. Боголюбов, О.С. Габузов, А.А. Сергеев); 2001 г. N 9 (О.И. Крассов).
Правовое комментирование Федерального закона «О животном мире» встречается со специфическими сложностями, обусловленными уникальным пересечением, «наездом» фаунистических отношений, т.е. отношений по охране и использованию объектов животного мира и среды его обитания, на смежные отношения — земельные, лесные, водные, административные, имущественные (гражданско — правовые), регулируемые другими отраслями права.
Кроме того, в охоте и рыболовстве, как ни в какой другой сфере общественных отношений, переплетаются так плотно и так зависимо друг от друга участие в совместном деле, сотрудничество и противостояние государственных органов и общественных организаций, должностных лиц, чиновников и граждан, населения.
Авторский коллектив не может претендовать на исчерпывающие ответы, которые ожидаются правоприменителями: по ряду вопросов их пока нет и не может быть из-за противоречивости и пробельности российского законодательства, не сформировавшейся окончательно практики; по некоторым проблемам у авторов сохраняются свои профессиональные мнения, которые не всегда удается привести к общему знаменателю. В отдельных случаях в интересах сохранения логики и полноты изложения не обошлось без повторов. Будем благодарны за отзывы, замечания и предложения.
Руководитель авторского коллектива
и ответственный редактор
С.А.БОГОЛЮБОВ
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ
Боголюбов Сергей Александрович, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий отделом аграрного и экологического законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (ИЗиСП) — ст. ст. 1, 5 — 8, 10, 18 — 20, 39, 55, 61.
Галиновская Елена Анатольевна, кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник того же отдела ИЗиСП — ст. ст. 50 — 52, 54, 60.
Емельянова Валентина Георгиевна, кандидат юридических наук — ст. ст. 14 — 16, 24, 32, 34.
—————————¬
¦Колбасов Олег Степанович,¦ доктор юридических наук, профессор,
L—————————
член — корреспондент Российской академии наук — ст. ст. 2, 3.
Краев Николай Васильевич, кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Всероссийского научно — исследовательского института охотничьего хозяйства (ВНИИОЗ) — ст. ст. 12, 13, 17, 27, 30, 31.
Краюшкина Елена Германовна, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник отдела аграрного и экологического законодательства ИЗиСП — ст. ст. 9, 22, 23, 25, 26, 28, 29, 42, 44 — 49 (кроме ст. 45).
Матвейчук Сергей Павлович, кандидат сельскохозяйственных наук, старший научный сотрудник ВНИИОЗ — ст. 11.
Панкратов Иван Ферисанович, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, главный научный сотрудник отдела аграрного и экологического законодательства ИЗиСП — ст. ст. 56 — 59.
Щеколодкин Анатолий Николаевич, старший инспектор государственного природного заповедника «Присурский» — ст. 45.
Шуплецова Юлия Игоревна, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник отдела аграрного и экологического законодательства ИЗиСП — ст. ст. 4, 21, 33, 35, 36.
Улитин Александр Александрович, доктор биологических наук, председатель центрального правления Ассоциации «Росохотрыболовсоюз» — ст. ст. 37, 38, 40, 41, 43, 53.
24 апреля 1995 года N 52-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ЖИВОТНОМ МИРЕ
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Комментарий к статье 1
Использование животного мира и иных природных ресурсов, охрана окружающей среды основываются на различных законоположениях, касающихся устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды), сочетания рационального использования и охраны природного ресурса и его части в границах территорий отдельных субъектов Российской Федерации (например, сочетание бассейнового и административно — территориального принципов) и всей страны в целом, разграничения функций управления в области использования и охраны животного мира и других природных ресурсов и функций их хозяйственного использования, что может обеспечить предупреждение деградации окружающей среды в целом.
Ряд законоположений может рассматриваться в качестве основных понятий, начал, под которыми понимаются общие исходные идеи, руководящие принципы, основные правила поведения. Задача законодателя состоит в том, чтобы были сформулированы и закреплены лишь основные понятия и принципы, т.е. те, которые могут помочь правоприменению, укреплению фаунистического, земельного, экологического правопорядка.
Гражданский кодекс Российской Федерации содержит ст. 1 «Основные начала гражданского законодательства». Иные федеральные законы, например Земельный кодекс, имеют статью «Основные принципы законодательства». Вступление в силу нового Земельного кодекса России вновь побуждает остановиться и рассмотреть значение основных понятий и принципов, закрепленных в законодательстве, в частности в природоресурсном, в фаунистическом, земельном законодательствах.
Принципы, основные понятия — это основополагающие начала, основные положения, подходы к решению вопроса, мероприятию, к содержанию концепции, целям и задачам ее. В области понятия принципы играют роль фундамента. На основе понятий, начал, принципов речь идет именно об основополагающих, принципиальных подходах к решению любых проблем.
Будучи закрепленными законом, они становятся «законными», «законодательными», обязательными для правоприменителя. Но в какой степени, насколько конкретно? Ведь норма призвана предоставлять права, налагать обязанности, предусматривать санкции за их нарушение, т.е. регулировать конкретный вид общественного отношения. В теории допускается возможность существования норм — принципов. Они служат упорядочению общественных отношений, обеспечивают общую направленность, единство юридической системы, единую основу правового регулирования (см. Общая теория права (под ред. А.А. Пиголкина). М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1995).
В конституционном праве нормы — принципы — понятия многими правоприменителями в поставторитарном, посттоталитарном государстве рассматриваются как необязательные декларации, далекие от повседневной деятельности, не играющие для них практической роли в отличие от актов непосредственно вышестоящего начальника — ближайшего субъекта управления.
В демократических государствах нормы — принципы воспринимаются населением как нечто само собой разумеющееся, не требующее включения в конституции и законы. Укрупненные, обобщенные предписания — нормы — цели, нормы — дефиниции (определения основных понятий), нормы — принципы — создают рамки развития общественных отношений, выступают в качестве ориентиров, имеют важные правовые последствия, служат средством унификации и связи различных правовых норм, средством их однозначного толкования и последующего применения (см.: Ю.А. Тихомиров, И.В. Котелевская. Правовые акты. М., 1999).
А.В. Мицкевич называет такие нормы учредительными, или отправными: они не формулируют деталей правового регулирования, но подлежат обязательному учету при применении соответствующих им конкретных норм права в целом либо отдельных его отраслей. Таким образом, принципы права вытекают как бы из всей совокупности, из общего смысла головного закона или кодекса для отдельной отрасли права (см.: Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов (под ред. В.В. Нерсесянца). М.: Норма, 1999). В какой мере это осуществимо и существенно для регулирования конкретных природоресурсных отношений?
Различные термины и понятия нуждаются в толковании. Бывает доктринальное (научное) толкование их, оно необходимо, но оно может быть субъективным. Когда основные начала, понятия и термины включаются в закон (в преамбулу или даже в статью), они получают официальное, принципиальное значение. По такому пути идет законотворчество РФ в последнее время: в законах даются перечни таких терминов и понятий и их раскрытие, толкование.
Тем большее значение это имеет для определения понятий, начал, принципов: они становятся «каркасом», на котором зиждется, строится все «здание» права и осуществляется вся многогранная деятельность в области природоресурсных, прежде всего — фаунистических, земельных, да и всех иных экологических отношений (см. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды». М.: Норма, 1997. 2001. С. 17).

Так, под фауной понимается эволюционно — исторически сложившаяся совокупность всех видов животных, обитающих или обитавших в геологическом прошлом на данной территории (акватории). Фауна страны включает около 300 видов рыб (пресноводных), 30 видов амфибий, 140 видов рептилий, 700 видов птиц, 300 видов млекопитающих (см.: Н.Ф. Реймерс. Природопользование. Словарь — справочник. М.: Мысль, 1990). Поэтому к законодательству о животном мире нередко применяется в целях упрощения название «фаунистическое законодательство».
Многие названные в фаунистическом, природоресурсном законодательстве основные принципы или начала означают устойчивое развитие — генеральное направление охраны окружающей среды и рационального использования фаунистических, земельных и иных природных ресурсов. Принцип устойчивого развития приобретает все большее значение.
В комментируемой ст. 1 Федерального закона «О животном мире» это понятие применяется неоднократно: «устойчивое существование животного мира», «устойчивое использование объектов животного мира», «устойчивое состояние животного мира», «устойчивое состояние и воспроизводство объектов животного мира».
Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г. N 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» утверждена представленная Правительством РФ Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Предложено при разработке прогнозов и программ социально — экономического развития, подготовке нормативных правовых актов, принятии хозяйственных и иных решений учитывать положения Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, разработать и внести на рассмотрение Президента Российской Федерации проект государственной стратегии устойчивого развития РФ.
Согласно Концепции представляется необходимым и возможным осуществить в России последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально — экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно — ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей.
Социально — экономическое развитие общества в XX веке, в основном ориентированное на быстрые темпы экономического роста, породило беспрецедентное причинение вреда животному миру, земле и всей окружающей среде. Человечество столкнулось с противоречиями между растущими потребностями мирового сообщества и невозможностью биосферы обеспечить эти потребности.
Богатства животного мира, земли, всей природы, их способность поддерживать развитие общества и возможности самовосстановления оказались небезграничными. Возросшая мощь экономики стала разрушительной силой для биосферы и человека. Возникла реальная угроза жизненно важным интересам нынешнего и будущих поколений человечества.
Идеи и принципы устойчивого развития оказываются созвучными традициям, духу и менталитету России. Они могут сыграть важную роль в консолидации российского общества, в определении государственных и общественных приоритетов и перспектив социально — экономических и нравственных преобразований.
Вывод Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио — де — Жанейро, 1992 г.) о том, что на пороге XXI века «человечество переживает решающий момент своей истории», особенно актуален для России, освобождающейся от не оправдавших себя политических и правовых догм, пробующей новые и утверждающей прежние принципы природопользования.
Изменение характера участия государства в хозяйственной деятельности, сокращение доли государственной собственности на земельные и иные природные ресурсы не исключают роли государства — гаранта сохранности территории, земель и всей окружающей среды и экологической безопасности граждан, повышает действенность государственного управления и контроля в области охраны животного мира, земель, вод и других природных ресурсов (см.: Современное экологическое право в России и за рубежом. М.: ИНИОН РАН, 2001; Мухитдинов М.Н. Право пользования. Алма — Ата, 2001; О.И. Крассов. Комментарий законодательства о животном мире // Законодательство и экономика. 2001. N 9).
Демократизация общественной жизни повышает шансы устойчивого существования и использования объектов животного мира, позволяет повысить роль граждан и общественных организаций

Правовая охрана музыкального произведения как результат авторского права

Музыкальное произведение как объект авторского права и правовой статус авторов. Механизм охраны и защиты авторских прав на музыкальные произведения, ответственность за их нарушение. Правовое регулирование отношений по использованию фонограмм с записями.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Разумеется, непосредственно с реализацией прав композиторов и иных обладателей прав на музыкальные произведения связаны случаи управления исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения и отрывки из музыкально — драматических произведений при их публичном исполнении и сообщении в эфир или по кабелю, включая ретрансляцию (подпункт 1 п. 1 ст. 1244 ГК РФ), и осуществления прав композиторов — авторов использованных в аудиовизуальном произведении музыкальных произведений на получение вознаграждения при публичном исполнении и сообщении в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения (подпункт 2 п. 1 ст. 1244).

В то же время управление правом следования, предусмотренное подпунктом 3 п. 1 ст. 1244 ГК РФ, должно осуществляться и в отношении авторских рукописей (автографов) музыкальных произведений согласно упомянутым выше положениям ст. 1293.

Обладатели прав на музыкальные произведения являются одними из основных потенциальных получателей вознаграждения, которое должно собираться при осуществлении прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за воспроизведение фонограммы и аудиовизуальных произведений в личных целях (подпункт 4 п. 1 ст. 1244 ГК РФ), о чем уже упоминалось ранее.

Сбор вознаграждения для исполнителей и изготовителей фонограмм за публичное исполнение и сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (подпункты 5 и 6 п. 1 ст. 1244 ГК РФ), также в значительной мере оказывается связан с использованием музыкальных произведений, поскольку именно музыка в большинстве случаев составляется содержанием таких фонограмм.

В отношении авторских прав на музыкальные произведения действуют общие ограничения авторских прав, устанавливаемые для всех видов произведений, а также весьма немногочисленные специальные положения, выводящие отдельные случаи использования музыкальных произведений из сферы авторско-правовой охраны. К числу последних относится ранее уже содержавшаяся в законодательстве Статья 22 Закона РФ от 09.07.1993г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах». возможность свободного публичного исполнения музыкального произведения во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии (ст.1277 ГК РФ).

Кроме того, новое для российского законодательства ограничение авторских прав, правда применимое не только в отношении музыкальных произведений, закреплено в п. 3 ст. 1274 ГК РФ, предусматривающем возможность создания произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и последующего использования этой пародии либо карикатуры без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведения и без выплаты ему вознаграждения. На наш взгляд, до тех пор, пока не будет сформирована необходимая судебная практика, применения данного положения может приводить к значительным злоупотреблениям и конфликтам.

Глава 2. Правовая охрана фонограмм с записями исполнений музыкальных произведений

2.1 Фонограмма как объект смежных прав. Субъект прав на фонограмму

История законодательства о правах на фонограмму невелика Впервые нормы, посвященные праву на фонограмму как объект смежного права, появились в 1936 г. в австрийском Законе об авторском праве. В нашей стране право, смежное с авторским, возникло в 1991 г. с принятием Основ гражданского законодательства. . Впервые нормы о праве на фонограмму как смежном праве появились в австрийском Законе об авторском праве 1936 г. В российском законодательстве это смежное право возникло совсем недавно — с принятием Основ гражданского законодательства 1991 г. (в виде «права создателя звукозаписи»). Дальнейшее развитие этот институт (уже как право производителя фонограммы) получил в рамках Закона об авторском праве — среди норм о смежных правах. И наконец, в четвертой части ГК РФ праву на фонограмму посвящен отдельный параграф (§ 3 гл. 71). Увеличение числа законодательных норм о фонограммах является свидетельством роста значимости фонограмм как объекта гражданского оборота.

Определение фонограммы дано в п. 1 (подп. 2) ст. 1304 ГК РФ: фонограмма — это любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение. В данном определении нужно отметить следующие моменты:

— должна наличествовать запись, т.е. определенная статичная фиксация соответствующих звуков. Срок существования такой записи принципиального значения не имеет: например, фонограммой можно признать и запись, произведенную в оперативную память компьютера, до тех пор, пока такая запись существует (пусть и непродолжительное время);

— фонограмма должна быть исключительно звуковой записью. Соответственно звуковая дорожка определенного аудиовизуального произведения (например, кинофильма) не может рассматриваться в качестве фонограммы, а значит, продюсер такого аудиовизуального произведения не получит в дополнение к приобретенным им авторским правам еще и смежные права на фонограмму. Это правило призвано исключить возможность двойной охраны одного и того же объекта и необходимость получения разрешения на использование аудиовизуального произведения отдельно у владельца прав на аудиовизуальное произведение и отдельно у изготовителя фонограммы;

— объектами записи могут быть не только исполнения произведений литературы, науки и искусства, но и вообще любые звуки и их комбинации независимо от происхождения, назначения и т.п. В качестве фонограммы может охраняться запись пения птиц, шума города, звуков работы различных технических устройств и т.д. Не имеет значения и наличие или отсутствие творческой составляющей в записываемом объекте. Возможна и ситуация, когда соответствующее произведение исключено из перечня объектов авторского права (например, Государственный гимн), но это не мешает изготовителю фонограммы приобрести права на соответствующую звукозапись. Однако если объект записи является самостоятельным объектом охраны (на него существуют авторские права или права исполнителя), то использование фонограммы должно осуществляться с соблюдением прав таких лиц (п. 2 ст. 1323 ГК РФ);

— звуковая запись может быть любой — не играет роли ни технология записи, ни вид носителя и т.д. Это означает, во-первых, что изготовитель фонограммы имеет полную свободу выбора подобных характеристик звукозаписи, его право возникнет в любом случае, во-вторых, что изменение вида носителя, формы записи и т.д. не дает возможности вывести фонограмму из-под контроля правообладателя. Так, например, лицо, создавшее MP3-файл на основе чужой фонограммы, точно так же должно получить согласие правообладателя на последующее использование созданной им записи, как и в случае, если бы речь шла о фонограмме в ее первоначальном формате. Если в будущем с развитием техники появится новый носитель, то право на фонограмму будет автоматически распространено и на использование фонограммы на этом носителе и т.д.;

— способы записи звуков могут быть самыми разными, это также не влияет на право изготовителя фонограммы. Фонограммой признается запись не только самих звуков, но и их отображений, позволяющих восстановить оригинальный звуковой ряд с помощью техники. В Гражданском кодексе под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств (ст. 1305). Это позволяет признавать фонограммами (что будет влечь предоставление их создателям соответствующего комплекса прав) также записи не только звуков, но и определенных инструкций, предназначенных для электронного устройства (например, сюда можно отнести звукозаписи в формате MIDI — Musical Instrument Digital Interface и др.).

Данное в ГК РФ определение соответствует определениям фонограммы, используемым в Римской конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (ст. 3, «b») и в Женевской конвенции об охране интересов производителей фонограмм (ст. 1, «a»). Подобный подход применяется и в законодательстве многих европейских стран. В то же время в странах англосаксонской правовой системы права на фонограмму охраняются в рамках авторского права, поскольку авторское право в этих странах не ограничивает сферу своего действия только объектами, имеющими творческое происхождение.

Нужно различать оригинал и экземпляры фонограммы. Оригинал фонограммы — это первоначальная фиксация определенных звуков. Экземпляром фонограммы согласно ст. 1305 ГК РФ будет признаваться любая копия фонограммы на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме.

Не требуется, чтобы экземпляр фонограммы был точным повторением оригинала. Более того, прямо допускается, что на экземпляре фонограммы будет зафиксирована лишь часть звуков, присутствующих в оригинале. Это правило введено в целях расширения защиты интересов правообладателя и дает ему возможность контролировать использование и фрагментов фонограммы. По этой же причине в законе не ограничен выбор носителя экземпляра фонограммы («любой носитель») или способа изготовления экземпляра. Даже если избранный способ изготовления или вид носителя объективно будет неудачен (например, тем, что он негативно скажется на качестве фиксации звукозаписи), это не приведет к тому, что созданная в результате неудачная копия фонограммы не будет признана ее экземпляром. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (поглавный) // Под ред. А.Л. Маковского. М., 2008. С. 387

В то же время признание подобной копии экземпляром фонограммы позволяет изготовителю фонограммы бороться против такого копирования, поскольку в комплекс прав изготовителя фонограммы входит и право на защиту фонограммы от искажения (подп. 3 п. 1 ст. 1323 ГК РФ).

Субъект права на фонограмму

Введение права на фонограмму в перечень смежных прав имеет целью защитить интересы лица, организующего создание звуковой записи. Из этого следует, что право будет предоставляться лицу независимо от наличия или отсутствия творческой составляющей в его деятельности. Для того, чтобы приобрести права на фонограмму, достаточно взять на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков (ст. 1322 ГК РФ).

Следует отметить, что Закон об авторском праве и смежных правах использовал такие термины, как «изготовитель фонограмм» и «производитель фонограмм». Первый термин в большей степени соответствует международной практике, и поэтому он применяется в действующем законодательстве. Гришаев С.П.Смежные права // СПС «КонсультантПлюс»

Указание на «инициативу и ответственность» означает, что для приобретения прав изготовителя фонограммы не всегда требуется совершение фактических действий по изготовлению фонограммы. Изготовление фонограммы можно заказать другому лицу, подобная практика является весьма распространенной. В таких случаях «взятие на себя инициативы и ответственности» должно быть осуществлено в определенных юридических формах: например, в виде договора на осуществление звукозаписи на концерте. Если лицо само осуществляет изготовление записи, то «взятие на себя инициативы и ответственности» будет выражаться в фактических действиях по осуществлению такой записи.

Важно заметить, что речь идет только о первой записи. Любая последующая перезапись фонограммы не будет приводить к возникновению новых прав на фонограмму. Например, если идет прямая трансляция концерта в эфир, то лицо, осуществившее его первую запись, может приобрести права на созданную фонограмму (разумеется, при условии соблюдения прав исполнителей — см. п. 1, подп. 3 п. 2 ст. 1317 ГК РФ). Но если в промежутке между исполнением и передачей в эфир создавалась запись такого исполнения и именно она потом передавалась в эфир (т.е. существовал некоторый, хоть и небольшой, сдвиг во времени между исполнением и его трансляцией), то лицо, записавшее концерт «с эфира», прав на фонограмму не приобретет. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации Российской Федерации (постатейный) // Под ред. В.В. Погуляева. М., 2008. С.86.

На практике осуществление записи может вестись одновременно несколькими лицами (в частности, речь политического деятеля может быть записана параллельно многими информационными агентствами). Поскольку в этом случае запись будет производиться такими лицами самостоятельно и одновременно (т.е. все подобные записи будут «первыми»), права таких лиц на созданные ими фонограммы также будут независимыми друг от друга.

Права на фонограмму могут принадлежать как российским, так и иностранным лицам, а также лицам без гражданства. При этом изготовителем фонограммы может быть как физическое, так и юридическое лицо.

Согласно статье 1328 ГК РФ исключительное право на фонограмму действует на территории Российской Федерации в следующих случаях: 1) если изготовитель фонограммы является гражданином Российской Федерации или российским юридическим лицом; 2) если фонограмма обнародована или ее экземпляры впервые публично распространялись на территории Российской Федерации, а также 3) в иных случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

В первом случае имеет значение только национальная принадлежность соответствующего физического или юридического лица, тогда как место изготовления фонограммы, место проживания этого лица и тому подобные обстоятельства во внимание не принимаются. Поэтому права на фонограмму будут признаваться по российскому праву, например, и в том случае, когда фонограмма была создана за пределами России постоянно проживающим в другой стране лицом, если оно сохранило российское гражданство.

Во втором случае, напротив, национальная принадлежность изготовителя фонограммы не имеет значения. Важно только, где фонограмма обнародована или где ее экземпляры впервые публично распространялись. В зависимости от того, произошло это в России или за ее пределами, исключительное право на фонограмму действует или не действует на территории Российской Федерации. Поскольку в нормах ГК РФ, посвященных праву на фонограмму, нет специального определения обнародования фонограммы, следует использовать по аналогии (п. 1 ст. 6 ГК РФ) определение, содержащееся в главе об авторском праве. Поэтому согласно пункту 1 статьи 1268 ГК РФ обнародованием фонограммы следует считать действие, которое впервые делает фонограмму доступной для всеобщего сведения любым способом. Это означает, что фонограмма будет признаваться обнародованной и в том случае, когда она лишь публично исполнена, но ее экземпляры не распространялись. Если же лишь распространяются экземпляры фонограммы, то такое распространение должно иметь характер публичности, что означает, в частности, необходимость обеспечить распространение такого количества экземпляров фонограммы, чтобы можно было удовлетворить разумные потребности публики. Поэтому распространение фонограммы впервые лишь в единичных экземплярах не может признаваться достаточным для того, чтобы считать его первым публичным распространением фонограммы.

По сравнению с Законом об авторском праве в ГК РФ круг отношений, для которых исключительное право на фонограмму признается по российскому праву (п. 2 ст. 1324 ГК РФ), стал значительно шире, поскольку указанный Закон говорил не об обнародовании, а лишь об «опубликовании» фонограммы, сводя возможные формы ее использования к выпуску в обращение экземпляров фонограммы (абз. 13 ст. 4 и подп. 2 п. 2 ст. 35).

Предусмотренная в статье 1328 ГК РФ третья группа случаев, в которых в России признается исключительное право на фонограмму, позволяет восполнить определенную ограниченность первых двух критериев, дополняя их правилами, установленными международными договорами Российской Федерации.

Международными договорами Российской Федерации, предусматривающими охрану прав изготовителей фонограмм, являются Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций, заключенная в Риме 26 октября 1961 г. (Римская конвенция), и Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм, заключенная в Женеве 29 октября 1971 г. (Женевская конвенция о фонограммах).

авторский право музыкальный фонограмма

Римская конвенция (ст. 5) предусматривает предоставление участвующими в ней государствами национального режима охраны производителям фонограмм при соблюдении любого из следующих условий:

a) производитель фонограммы является гражданином другого договаривающегося государства (критерий гражданства производителя);

b) первая запись звука осуществлена в другом договаривающемся государстве (критерий места первой записи);

c) фонограмма впервые опубликована в другом договаривающемся государстве (критерий места публикации).

В этом перечне присутствует критерий, которого нет в ст. 1328 ГК РФ, — критерий места первой записи. Дело в том, что ст. 5 Римской конвенции разрешает государствам-участникам Конвенции исключить в своем законодательстве критерий места первой записи или критерий места публикации по своему выбору. Российская Федерация воспользовалась этой возможностью и при присоединении к Римской конвенции оговорила неприменение критерия места первой записи. Таким образом, осуществление первой записи фонограммы на территории Российской Федерации само по себе не является основанием для возникновения в России исключительного права на фонограмму.

В свою очередь, Женевская конвенция (ст. 2) обязывает государства — участников Конвенции охранять интересы производителей фонограмм, являющихся гражданами других государств-участников, от производства копий фонограмм без согласия производителя и от ввоза таких копий всякий раз, когда упомянутые производство или ввоз осуществляются с целью их распространения среди публики, а также от распространения этих копий среди публики.

Учитывая, что обе эти Конвенции охватывают очень большое количество участников (на 1 августа 2007 г. в Римской конвенции участвовали 86 государств и 76 — в Женевской), можно считать, что иностранные правообладатели будут достаточно хорошо защищены в Российской Федерации.

Однако признание в России исключительного права за иностранными изготовителями фонограмм в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется при одновременном наличии двух условий, а именно: в отношении фонограмм, (1) не перешедших в общественное достояние в стране их происхождения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти объекты и (2) не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного ГК РФ срока действия исключительного права (п. 3 ст. 1304). Таким образом, если фонограмма переходит в общественное достояние в стране своего происхождения, то она не будет охраняться и в Российской Федерации, даже если в России срок охраны такой фонограммы не истек. Иными словами, если в стране происхождения фонограмма не охраняется, законодатель считает нецелесообразным охранять ее и в России. Это правило, конечно, не применяется к случаям, когда фонограмма создана российским гражданином или российским юридическим лицом.

И наоборот, иностранное лицо не может требовать защиты своих прав в Российской Федерации на основании международных договоров, если срок действия исключительного права, установленный в России, истек. Это исключает возможность для иностранного лица получать охрану своих прав в России в течение большего срока (когда такой больший срок предусмотрен в законодательстве страны происхождения фонограммы), чем это предусмотрено ГК РФ.

Стоит заметить, что в силу поправок, внесенных в Закон об авторских прав в 1995 г., смежные права иностранных физических и юридических лиц признавались на территории Российской Федерации только в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Фактически, в силу неудачной формулировки, с 1995 по 2003 г. (когда Россия присоединилась к Римской конвенции) к иностранным лицам правило о месте первого обнародования не применялось.

2.2 Правовое регулирование отношений по использованию фонограмм с записями исполнений музыкальных произведений

Значительное число предприятий сферы торговли и услуг, от самых крупных до совсем небольших, для привлечения клиентов и создания благоприятной атмосферы проигрывают в зале обслуживания различные звуковые записи (фонограммы). Это могут быть записи конкретных исполнителей, звуки для релаксации (шум воды, леса), передачи музыкальных радиостанций. Но часто ли предприниматели задумываются, насколько правомерно использование музыки и не нарушают ли они при этом права исполнителей и изготовителей фонограмм? Анализ законодательства в сфере интеллектуальной собственности свидетельствует о том, что бездоговорное и бесплатное использование фонограмм предпринимателями приводит к нарушению прав указанных лиц. К сожалению, не многие знают, что за звучание музыки в своем кафе или магазине предприниматель должен заплатить.

Рассмотрим более подробно, какие нормы действующего законодательства являются основанием для того, чтобы предприниматель «платил за музыку», каков размер таких выплат и что ждет того, кто все же решит не платить.

Как было сказано выше, до 1 января 2008 г. нормы, обязывающие производить выплаты за фонограммы, устанавливал Закон об авторских правах. После введения в действие части четвертой ГК РФ, включившей весь массив законодательства в сфере интеллектуальной собственности, следует руководствоваться положениями гл. 71 «Права, смежные с авторскими» части четвертой ГК РФ, где праву на фонограммы посвящен отдельный параграф.

Постановлениями Правительства РФ от 29.12.2007 № 988 и № 992 утверждены Положение о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, и Правила сбора, распределения и выплаты вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях.

Использование фонограмм в предпринимательской деятельности и ранее влекло обязанность по выплате вознаграждения за каждое такое использование (ст. 39 Закона об авторских правах). Но поскольку с 1 января 2008 года вступила в силу четвертая часть ГК РФ, посвященная вопросам использования результатов интеллектуальной деятельности, то в соответствии с ней и принимаются подзаконные нормативные акты, подробно регламентирующие новые нормы.

Сбор, распределение и выплата такого вознаграждения, как и ранее, осуществляются организациями, управляющими правами производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе. Но теперь это смогут делать только те управляющие организации, которые имеют государственную аккредитацию (ч. 2 ст. 1326 ГК РФ).

Такую аккредитацию будет проводить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере авторского права и смежных прав (Россвязьохранкультура) отдельно по каждой из шести сфер коллективного управления, названных в ст. 1244 ГК РФ. Одной из них и является осуществление прав изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях.

Основное отличие аккредитованной организации от иных организаций по управлению правами на коллективной основе состоит в том, что она вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми есть договорные правоотношения, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее договоры не заключены (ч. 3 ст. 1244 ГК РФ).

Новый подход решает проблему для тех организаций и предпринимателей, которые используют фонограммы путем включения различных радиопрограмм в магазине, ресторане и т.п. Поскольку они не знают заранее, чьи именно фонограммы будут звучать, то и не могут выявить все необходимые управляющие организации и заключить с ними соответствующие договоры. Таким образом, раньше они всегда могли быть обвинены в нарушении закона. Теперь же пользователям остается дождаться, когда аккредитация таких организаций будет произведена, и заключить договор с одной из них, не беспокоясь при этом о том, чьим представителем она является (на основе договора), а чьим нет.

Управляющим организациям также будет выгодно получить аккредитацию для обретения большей популярности у подобных пользователей.

Для получения аккредитации организации необходимо будет представить немало документов, в том числе копию бухгалтерского баланса с приложением аудиторского заключения и сведения о договорах с правообладателями, срок действия которых истекает не ранее чем через год после подачи документов заявителем, а также о лицензионных договорах и (или) договорах о выплате вознаграждения, по которым производится сбор и выплата вознаграждения.

Аккредитация первоначально будет предоставляться на 5 лет, далее организации, не имеющие замечаний к своей деятельности со стороны контролирующих органов, смогут получить ее на срок от 5 до 10 лет.

Как же будет производиться сбор и выплата вознаграждений? Вознаграждения должны будут выплачиваться отдельно за сообщение фонограмм в эфир или по кабелю (организациями эфирного или кабельного вещания) и отдельно за публичное исполнение фонограмм (организациями и предпринимателями, осуществляющими или организующими публичное исполнение фонограмм с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения).

Собранное аккредитованной организацией вознаграждение будет распределяться между изготовителем фонограммы и исполнителем поровну (ч. 3 ст. 1326 ГК РФ). Отметим, что ранее допускалось распределение и в иной пропорции при наличии соответствующего соглашения. Сроки выплаты вознаграждения, его размер, а также перечень сведений и документов, необходимых для сбора и распределения вознаграждения, определяются в договоре, заключаемом плательщиком вознаграждений с аккредитованной организацией. При расчете размера вознаграждения должны учитываться следующие моменты:

— минимальные ставки авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений и за сообщение произведений в эфир, а также за сообщение произведений по кабелю;

— является ли использование фонограмм основным видом деятельности для плательщика или нет;

— платность или бесплатность входа для слушателей (посетителей);

— размер вознаграждения, который при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичное использование фонограмм, в том числе за рубежом.

На сегодняшний день создано значительное число организаций, управляющих правами на коллективной основе. Согласно п. 3 ст. 1242 ГК РФ основанием для деятельности подобной организации является письменный договор, заключаемый такой организацией с правообладателями о передаче полномочий по управлению правами. С пользователями организация по управлению правами на коллективной основе заключает лицензионные договоры о предоставлении им прав, переданных ей в управление правообладателями, и собирает с пользователей вознаграждение за использование произведений (п. 1 ст. 1243 ГК РФ).

Анализ законодательства показывает, что законодателем сделан важный шаг в области некоторого упорядочивания правового регулирования коллективного управления правами. В частности, теперь прямо указывается, что организации по коллективному управлению:

1) должны основываться на членстве (ст. 1242 ГК РФ);

2) проходить государственную аккредитацию в случае, если они хотят действовать от имени всех правообладателей;

3) обязаны, если они претендуют на получение государственной аккредитации, принимать всех желающих правообладателей в свои члены (ст. 1244 ГК РФ).

В то же время произошло резкое сокращение количества сфер, в которых допускается «расширенное коллективное управление», т.е. возможность сборов для всех авторов и иных правообладателей соответствующей категории. Такая возможность предусмотрена только для специально указанных в ст. 1244 ГК РФ случаев, к числу которых оказались отнесены в основном случаи, связанные с публичным исполнением музыки, использованием музыкальных произведений и фонограмм на радио, некоторые сборы с телевидения.

Состоявшееся ограничение сфер, в которых допускается использование принципов расширенного коллективного управления правами, не только осложняет положение многих категорий пользователей, но одновременно также лишает многие категории правообладателей перспектив получения причитающегося им вознаграждения без внесения дополнительных изменений в положения ГК РФ. Близнец И.А. Изменение правового регулирования вопросов авторских и смежных прав // Закон. 2007. № 10. С. 39.

По-прежнему в сфере коллективного управления заметным остался перевес «музыкальных» прав по сравнению с правами авторов и издателей литературных, художественных, фотографических и иных видов произведений. Так, компенсационное вознаграждение за так называемое домашнее копирование (ст. 1245 ГК РФ) предполагается собирать только за использование фонограмм и аудиовизуальных произведений, несмотря на то что в настоящее время все большему копированию подвергаются выраженные в цифровой электронной форме аудиокниги, учебные материалы и другие объекты, содержащие литературные, научные, художественные, фотографические и иные «немузыкальные» произведения.

Согласно п. 3 ст. 1263 ГК РФ при публичном исполнении или сообщении в эфир аудиовизуального произведения, т.е. при его демонстрации в кинотеатрах или показе по телевидению, авторы музыкальных произведений обладают особым правом на получение дополнительного вознаграждения, которое будет собираться для них с кинотеатров и телекомпаний; остальные авторы такого права не имеют, а в результате изменения соответствующей формулировки такого права оказались лишены даже авторы текстов музыкальных произведений, поскольку все собираемое на основании указанной статьи вознаграждение будет распределяться только между композиторами.

Многие организации по управлению правами дублируют друг друга и устанавливают разные ставки, в том числе за использование фонограмм. Так, основными организациями в сфере коллективного управления смежными правами исполнителей и изготовителей фонограмм являются: Российское общество по управлению правами исполнителей (РОУПИ), Российское фонографическое агентство (РФА), Российский союз правообладателей (РСП), созданный недавно при поддержке РАО. Стоит отметить, что указанные организации находятся не в самых дружеских отношениях, поскольку конкурируют в борьбе за тех, кто заключит с ними договоры по выплате вознаграждения за использование фонограмм.

Главное отличие аккредитованной организации будет состоять в том, что кроме управления правами тех правообладателей, с которыми у организации заключены соответствующие договоры, она вправе управлять правами и собирать вознаграждение и для тех правообладателей, с которыми такие договоры отсутствуют. То есть она «по умолчанию» представляет интересы всех исполнителей и изготовителей фонограмм. На практике данное обстоятельство призвано значительно облегчить жизнь предпринимателя, использующего фонограммы, поскольку не важно, заключен у такой организации договор с конкретным исполнителем и изготовителем фонограмм или нет. Однако на сегодняшний день ни одна организация пока не получила государственную аккредитацию.

К плательщикам за использование фонограмм относятся клубы, Дворцы культуры, площади, улицы, театры, концертные площадки, клубы, дискотеки, парки, стадионы, кинотеатры, казино, бары, кафе, рестораны, магазины, парикмахерские и даже маршрутные такси. Данный перечень является открытым.

Так, в Положении Российского авторского общества (РАО) о ставках авторского вознаграждения за публичное исполнение музыкальных произведений (с текстом или без текста), отрывков музыкально-драматических и иных произведений (утв. Постановлением Авторского совета РАО от 12 декабря 2008 г. № 3) все плательщики поделены на 13 групп, для каждой из которых предусмотрен свой размер выплат http://rao.ru/orao/avsov/.

Согласно документу плательщиками вознаграждения за использование фонограмм являются:

1) в клубах, Дворцах и Домах культуры, Домах офицеров и на иных площадках при проведении концертов, театрализованных, эстрадных, новогодних елочных представлений, балов, шоу, программ варьете, цирковых и прочих представлений, показов мод, презентаций, предвыборных кампаний, фестивалей и конкурсов;

2) на улицах, площадях, открытых площадках (в том числе при проведении дня города, парадов, праздничных шествий, карнавалов и иных мероприятий, связанных с празднованиями или памятными датами, а также общественно-политических мероприятий и рекламных акций), в парках и садах культуры и отдыха (в том числе на аттракционах), на пляжах;

3) в ресторанах, кафе, барах и других предприятиях общественного питания;

4) в музыкальных клубах, ночных клубах, культурно-развлекательных центрах и казино, на дискотеках и танцевальных площадках;

5) в залах игры в боулинг, керлинг, на бильярде, в залах игровых автоматов, компьютерных клубах, интернет-кафе;

6) на территории музеев, а также в выставочных комплексах, выставочных залах, павильонах и на стендах при проведении выставок;

7) в предприятиях торговли, на торговых территориях и торговых точках;

8) в предприятиях сферы услуг, Дворцах бракосочетания и отделах ЗАГС, в иных предприятиях и организациях;

9) в организациях и учреждениях социальной сферы;

10) в гостиницах, мотелях, кемпингах, санаторно-курортных комплексах, пансионатах, на базах, в домах, и лагерях отдыха, в оздоровительных и спортивных лагерях;

11) в спортивных и спортивно-оздоровительных заведениях, клубах и центрах (фитнес-клубах, тренажерных залах, на стадионах, катках, роллердромах, в аквапарках, скейтпарках, на велотреках, горнолыжных спусках, в ледовых дворцах и т.п.);

12) в пассажирских транспортных средствах, в помещениях и на территории аэропортов, портов и вокзалов, на пристанях, платформах и перронах;

13) в кинотеатрах, видеосалонах и других общественных местах при публичном исполнении (показе) аудиовизуальных произведений.

Как видно из списка, платить должны все, даже ЗАГСы за исполнение вальса Мендельсона.

Для признания публичности использования фонограммы не требуется, чтобы конкретные люди фактически ее услышали, главное — создание такой возможности. Обратите внимание, что платить придется независимо от того, является ли использование фонограммы основным видом деятельности или нет (п. 2 Правил), а также от того, какая запись для этого использована — лицензионная или «пиратская».

Не секрет, что за использование фонограмм платят лишь немногие. Так, на сайте РОУПИ отмечается, что «в Новосибирске около полутора тысяч заведений общественного назначения, работа которых не мыслима без музыкального фона. И только один процент всех заведений отчисляет положенные по закону вознаграждения музыкантам, авторам текстов, исполнителям, создателям фонограмм и их родственникам, получившим права на эти записи. Оставшиеся 99 процентов заведений продолжают грубо нарушать закон» www.np-roupi.ru..

Для предпринимателя вопрос о том, сколько платить, безусловно, является актуальным. В Правилах, утвержденных Правительством РФ, отмечается, что при расчете вознаграждения во внимание принимаются следующие аспекты:

— какова минимальная ставка авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений и за передачу произведения в эфир по кабелю;

— является ли использование фонограмм основным видом деятельности для предпринимателя или нет;

— взимается ли плата за прослушивание с клиентов;

— каков размер вознаграждения, который при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичное использование фонограмм, в том числе за рубежом.

Как видно, ставки вознаграждения законодательно не установлены. Конкретный размер определяется аккредитованной организацией в договоре, заключаемом с предпринимателем.

Отметим для примера ряд цифр, зафиксированных в Положении о ставках авторского вознаграждения за публичное исполнение музыкальных произведений (с текстом или без текста), отрывков музыкально-драматических и иных произведений. Для каждой из 13 указанных выше категорий РАО установило различные ставки.

В дополнение к установленным ставкам РАО использует понижающие коэффициенты в зависимости от численности жителей в населенном пункте: чем меньше жителей, тем ниже ставка. Корректирующие коэффициенты предусмотрены и для сетевых предприятий. Для тех, кто впервые заключает лицензионный договор с РАО, плата за первый год снижается на 20% (исключением являются тарифы, установленные в процентах).

На первый взгляд несколько абсурдным кажется тот факт, что предприниматель должен платить и тогда, когда включает какую-либо радиостанцию. Однако судебная практика подтверждает обязанность внесения платы и в этом случае. В частности, судом было подтверждено, что публичная трансляция передач радиостанции «Европа Плюс» в качестве фона без заключения соответствующих договоров с авторами музыкальных произведений, включенных в радиопередачи, либо без заключения лицензионного договора является неправомерной.

Судебное решение, приведенное далее, было принято несколько лет назад, но пока судебной практики по делам, связанным с выплатой вознаграждения за использование фонограмм предпринимателями, совсем немного. В настоящее время в судебном порядке взыскивается невыплаченное вознаграждение в основном с юридических лиц. Однако в ближайшем будущем, после проведения государственной аккредитации, стоит ожидать усиления активности по борьбе с неплательщиками, в том числе и индивидуальными предпринимателями.

Судебно-арбитражная практика. Общественная организация «Российское авторское общество» (РАО) в интересах группы авторов — членов РАО обратилась в суд с иском к К. о взыскании денежной компенсации за нарушение авторских прав. В исковом заявлении было отмечено, что 17 октября 2004 г. в помещении ресторана, в котором ответчица осуществляла предпринимательскую деятельность по организации питания и досуга, были публично исполнены музыкальные произведения, стоящие в программных блоках радиостанции «Европа Плюс». Соглашения с авторами не были оформлены надлежащим образом, что привело к нарушению их имущественного исключительного права.

Решением городского суда от 20 мая 2005 г. в удовлетворении исковых требований РАО было отказано. Последующими судебными инстанциями данное Решение было оставлено без изменения.

Однако Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила Решение городского суда, определение судебной коллегии по гражданским делам верховного суда республики и постановление президиума верховного суда республики. Дело было направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции с указаниями на допущенные судами существенные нарушения норм материального права.

В частности, было отмечено следующее. Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом, в том числе при публичном исполнении произведения. Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что К. не осуществляла незаконное публичное исполнение музыкальных произведений, посетителям ресторана была лишь предоставлена возможность прослушивания программы эфирного вещания радиостанции «Европа Плюс». Последующие судебные инстанции согласились с данным выводом.

Вместе с тем согласно ст. 4 Закона об авторских правах публичный показ, публичное исполнение или сообщение для всеобщего сведения — это любой показ, исполнение или сообщение произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или вместе, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи.

Передача организации эфирного или кабельного вещания является объектом смежных прав таких организаций. Использование исполнения допускается при условии выплаты исполнителю вознаграждения. Право на вознаграждение — неотъемлемое право исполнителя, и его невыполнение должно квалифицироваться как нарушение смежных прав. Следовательно, в силу закона к публичному исполнению музыкальных произведений относится любое сообщение передач организаций эфирного вещания, включающих данные произведения, в месте, открытом для свободного посещения, которым и является ресторан.

Как установил суд и усматривается из материалов дела, трансляция передач радиостанции «Европа Плюс» осуществлялась в помещении ресторана не для личного, а для коллективного прослушивания. Таким образом, публичное использование ответчиком музыкальных произведений, транслируемых радиостанцией «Европа Плюс», без заключения соответствующих договоров с авторами произведений либо безлицензионного соглашения является неправомерным Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ N 42-В07-4.

Получателями вознаграждения являются исполнители и изготовители фонограмм, чьи исключительные права на фонограммы и исполнения действуют (признаются) на территории России в соответствии со ст. ст. 1321 и 1328 ГК РФ.

Правилами предусматривается, что если сбор вознаграждения осуществляется одной аккредитованной организацией в отношении исполнителей и изготовителей фонограмм, то распределяется он в следующей пропорции: 50% — исполнителям, 50% — изготовителям фонограмм. Ранее при наличии соглашения допускалось распределение в иной пропорции.

Что касается конкретных исполнителей и изготовителей фонограмм, то вознаграждение распределятся пропорционально их фактическому использованию на основании отчетов, которые предприниматели представляют в аккредитованную организацию. Для подсчета точных сумм вознаграждения используются и другие сведения, в том числе статистические данные.

Вознаграждение выплачивается в сроки, предусмотренные уставом организации, но не реже четырех раз в год самой организацией, осуществляющей сбор вознаграждения, либо иной организацией, управляющей правами получателя (п. 6 Правил). Организация по управлению правами на коллективной основе не только выплачивает правообладателям вознаграждение, но и представляет им отчет об использовании их прав, о размере собранного вознаграждения и о суммах, удержанных из него (п. 4 ст. 1243 ГК РФ).

Невыплата вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм является не чем иным, как нарушением смежных прав указанных лиц. За подобное нарушение действующее законодательство предусматривает различные виды ответственности.

Статья 1311 ГК РФ устанавливает гражданско-правовую ответственность. Так, если правообладателю удастся доказать нарушение его прав, то он вправе требовать от нарушителя по своему выбору возмещения убытков или выплаты компенсации. Ее сумма составляет от 10 тыс. до 5 млн руб. (точная сумма определяется судом) или двойную стоимость правомерного использования такого объекта при сравнимых обстоятельствах.

Административная ответственность установлена ст. 7.12 КоАП РФ: штраф должностных лиц — от 10 тыс. руб. до 20 тыс. руб., юридических лиц — от 30 до 40 тыс. руб. При этом квалифицирующим признаком по ст. 7.12 КоАП РФ признается такая цель нарушения, как извлечение дохода от незаконного использования смежных прав.

Следует иметь ввиду, что эти два вида ответственности могут быть применены одновременно.

ГК РФ допускает несколько случаев свободного использования фонограмм как объектов смежных прав, а именно:

— воспроизведение в личных целях (ст. 1273 ГК РФ);

— использование в информационных, научных, учебных или культурных целях (ст. 1274 ГК РФ);

— публичное исполнение музыкального произведения во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии (ст. 1277 ГК РФ);

— воспроизведение для целей правоприменения (ст. 1278 ГК РФ);

— запись организацией эфирного вещания в целях краткосрочного использования (ст. 1279 ГК РФ).

Как видно, ни один из перечисленных вариантов свободного использования фонограммы индивидуальному предпринимателю не подходит.

Еще одним случаем свободного использования фонограммы является ее переход в общественное достояние, который происходит после того, как истек срок действия исключительного права на нее. Исключительное право на фонограмму действует в течение пятидесяти лет считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. В случае обнародования фонограммы исключительное право действует в течение пятидесяти лет считая с 1 января года, следующего за годом, в котором она была обнародована (при условии, что обнародование состоялось в течение пятидесяти лет после записи). Следует иметь в виду, что в мировой практике пятидесятилетний срок является наиболее распространенным. Однако есть страны, в которых установлены иные сроки действия исключительного права. Так, в Бразилии он составляет 70 лет, в США — 75.

Фонограмма, перешедшая в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения (п. 2 ст. 1282 ГК РФ).

Таким образом, если фонограмма прозвучала (была обнародована) более пятидесяти лет назад, то платить за ее использование не нужно.

Допустим, срок исключительного права еще не истек, а изготовителя фонограммы уже нет в живых. Нужно ли платить в таком случае, ведь получается, что правообладатель отсутствует. Кому в этом случае пойдет вознаграждение? Согласно ГК РФ исключительное право на фонограмму в пределах оставшегося срока переходит к наследникам и другим правопреемникам изготовителя фонограммы, поэтому выплаты являются обязательными в течение всего срока.

Итак, действующее законодательство обязывает всех предпринимателей платить за использование фонограмм. Однако лишь немногие это делают. Вместе с тем суммы, подлежащие выплате, не настолько велики, чтобы стоило из-за их экономии подпадать под действие ответственности, установленной законом. Кроме того, учитывая усиление борьбы с нарушениями в области авторских и смежных прав, стоит ожидать более активной деятельности как государственных органов, так и организаций по управлению правами на коллективной основе, направленной на работу с неплательщиками.

Глава 3. Правовая охрана и защита музыкальных произведений

3.1 Механизм охраны и защиты авторских прав на музыкальные произведения

Одной из важнейших гарантий стабильности гражданского общества в любом государстве мира является предоставление субъектам гражданских прав юридической возможности по их защите.

В соответствии со сложившейся в российской юридической практике традицией принято различать охрану и защиту прав. В широком смысле понятием «охрана прав» охватывается вся совокупность мер, обеспечивающих нормальный ход реализации прав. В это понятие включаются меры правового, экономического, политического, организационного характера, направленные на создание необходимых условий для реализации субъективных гражданских прав.

Применительно к рассматриваемому вопросу охрана авторских прав представляет собой комплекс правовых средств, который включает в себя совокупность: международных и национальных законодательных актов, устанавливающих объекты, подлежащие охране; субъекты авторско-правовой охраны и их правовой статус; сроки и условия охраны; правовой механизм реализации законодательства об авторско-правовой охране Артамонова А.Е. Охрана авторских и смежных прав по международному частному и российскому гражданскому законодательству (сравнительно-правовой анализ): Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2005..

Защита гражданских прав и охраняемых законом интересов в современном российском законодательстве обеспечивается применением предусмотренных законом способов защиты, приведенных в статье 12 ГК РФ. К ним относятся: признание права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки; признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждение к исполнению обязанности в натуре; возмещение убытков; взыскание неустойки; компенсация морального вреда; прекращение или изменение правоотношения; неприменении судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

Однако не все из вышеперечисленных способов применимы к защите авторских прав. Так, для защиты авторских прав невозможно присуждение к исполнению в натуре.

Таким образом, авторские права можно защищать с помощью требований: о признании права; о восстановлении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; о возмещении убытков; о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий недействительности ничтожной сделки; о признании недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; самозащиты права; о взыскании неустойки; о прекращении или изменении правоотношения. Гришаев С.П. Правовая охрана произведений науки, литературы искусства как объектов авторского права по новому законодательству Российской Федерации // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007

Появление новых средств распространения результатов интеллектуальной деятельности, расширение возможностей пользователей сети Интернет по размещению музыкальных произведений, мгновенному копированию и передаче информации на расстояния независимо от территориальной юрисдикции государств, а также неурегулированность на законодательном уровне вопросов использования объектов авторских прав в сети Интернет часто приводят к судебным спорам.

На сегодняшний день авторские произведения, в том числе и музыкальные, размещенные в сети Интернет, встречаются на других сайтах, причем без указания имени автора, а также с редакционными исправлениями, далекими от оригинала. Именно подобные действия правонарушителя по воспроизведению произведения (создание копий произведения) без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения являются одними из самых часто встречающихся нарушений авторских прав в сети Интернет.

Популярное:

  • Ст3 15 коап рф Комментарии к СТ 19.15 КоАП РФ Статья 19.15 КоАП РФ. Проживание гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации Комментарий к статье 19.15 КоАП РФ: 1. Комментируемая статья предусматривает административную […]
  • Воинская часть 20312 Большой противолодочный корабль «Североморск» Корабль «Североморск» относится к большим противолодочным кораблям в составе Северного флота. Построен по проекту 1155 на заводе «Янтарь» в Калининграде. За период строительства менял названия – «Маршал […]
  • Посмертная экспертиза оспаривание завещание Посмертная экспертиза в вопросах недействительности завещания. Статьи по предмету Гражданское право ПОСМЕРТНАЯ ЭКСПЕРТИЗА В ВОПРОСАХ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ЗАВЕЩАНИЯ В.М. МАРУХНО Марухно Василиса Михайловна, кандидат юридический наук, ассистент кафедры […]
  • Исполнительная власть правительство судебная 7.4.1. Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации Согласно принципу разделения властей, на основе которого строится государственная власть в Российской Федерации, основное назначение исполнительной власти состоит в осуществлении […]
  • Байгускаров судебный пристав Байгускаров Зариф Закирович Зариф Байгускаров родился 30 июня 1967 года в деревне Кадырово Кугарчинского района. В 1984 году окончил среднюю школу в деревне Калдарово. В 1984-1986 годах работа в колхозе имени М.Горького Кугарчинского района. В 1986 1988 […]
  • Коап рсфср текст Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник. — М.: Энас . В.В. Красник . 2006 . Смотреть что такое "КоАП РФ" в других словарях: коап — сущ., кол во синонимов: 1 • кодекс (11) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов КоАП РФ — […]
  • Федеральный закон о замене паспорта Федеральный закон о замене паспорта Паспорт гражданина СССР образца 1974 года (старого образца) Паспорт СССР (старого образца), удостоверяющий личность гражданина РФ, является действительным до его замены на паспорт РФ (нового образца). Сроки замены паспорта […]
  • Приказ о составе комиссии по списанию основных средств Примерная форма приказа о создании комиссии по приемке, вводу в эксплуатацию и списанию основных средств (подготовлено экспертами компании "Гарант") Приказо создании комиссии по приемке, вводу в эксплуатацию и списанию основных средств [ число, месяц, год […]
Ст1243 коап рб