Ст 57 жк рф с комментариями 2018

Оглавление:

Статья 57. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Статья 57. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 57 ЖК РФ

1. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

О перечне основных категорий лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принятых на учет до 1 марта 2005 года, и имеющих право на первоочередное предоставление жилого помещения, см. справку

О конституционно-правовом смысле положений пункта 1 части 2 статьи 57 настоящего Кодекса см. Определение Конституционного Суда РФ от 5 марта 2009 г. N 376-О-П

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

2) утратил силу с 1 января 2013 г.;

Информация об изменениях:

Действие положений настоящего Кодекса в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу названного Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу названного Федерального закона

О конституционно-правовом смысле положений пункта 3 части 2 статьи 57 настоящего Кодекса см. Постановление Конституционного Суда РФ от 22 января 2018 г. N 4-П

3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

3. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

4. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 17 декабря 2009 г. N 316-ФЗ в часть 5 статьи 57 настоящего Кодекса внесены изменения

5. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

6. Комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном частью 4 статьи 59 настоящего Кодекса.

7. При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

8. При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

9. Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 58 ЖК РФ. Учет законных интересов граждан при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма

Новая редакция Ст. 58 ЖК РФ

1. При предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия.

2. Жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Комментарий к Статье 58 ЖК РФ

1. Для сравнения напомним, что ЖК 1983 г. вообще запрещал заселение одной комнаты лицами разного пола старше девяти лет, кроме супругов. В настоящее время при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, которые не являются супругами, допускается, но при наличии их согласия. Такое согласие, как представляется, должно быть оформлено письменно.

2. Норма предоставления — это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления либо федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъектов Российской Федерации, определяющими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма отдельным категориям граждан (см. ст. 50 Кодекса и комментарий к ней).

Общая площадь жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, может превышать норму предоставления на одного человека только в двух случаях, исчерпывающим образом указанных в ч. 2 ст. 58 Кодекса: а) если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру; б) если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний (в данном случае это может быть также индивидуальный жилой дом либо квартира, состоящая из двух или более комнат). О перечне тяжелых форм хронических заболеваний см. комментарий к ч. 1 ст. 51 Кодекса.

В любом случае общая площадь предоставляемого жилого помещения может превышать норму предоставления на одного человека не более чем в два раза.

Другой комментарий к Ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья обязывает органы, предоставляющие жилые помещения по договорам социального найма, учитывать законные интересы граждан.

В части 1 статьи говорится, что заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия. Данная норма не ограничивает возможность получения комнаты возрастом членов семьи, как это предусматривалось ранее действовавшим законодательством (ст. 41 ЖК РСФСР не допускала заселение одной комнаты лицами разного пола старше 9 лет, кроме супругов).

Часть 2 ст. 58 допускает возможность превышения нормы предоставления на одного человека, но не более чем в 2 раза.

Трудности в реализации этого правила возникнут, в частности, при обеспечении жильем больных тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, которые по характеру заболевания должны проживать в отдельной комнате (см. также комментарий к ст. 57).

2. Согласно ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Отсюда следует, что жилищные отношения подлежат регламентации субъектами РФ в той мере, в какой они не урегулированы Российской Федерацией. Субъекты РФ регулируют также вопросы, отнесенные к их ведению.

В связи с этим немалый интерес представляет вопрос реализации субъектами РФ своих полномочий в данной сфере, в том числе по обеспечению законных интересов граждан.

Жилищная практика многих регионов исходит из того, что инвалидам, престарелым, больным сердечно-сосудистыми и другими тяжелыми заболеваниями жилые помещения предоставляются (с учетом пожеланий) на нижних этажах или в домах, имеющих лифт. При определении размера жилья учитывается наличие в семье беременной женщины. Когда жилое помещение предоставляется инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, учитываются рекомендации индивидуальной программы реабилитации инвалида, состояние его здоровья, другие обстоятельства (приближение к лечебно-профилактическому учреждению, месту жительства родных, близких и т.п.).

Лицам, нуждающимся в социальной защите, всегда уделялось значительное внимание, изыскивались меры для решения их жилищных проблем. Жилые помещения, занимаемые инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, заменялись на другое равноценное жилье в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (переселение с верхних этажей домов на нижние, приближение к месту жительства родных, близких и т.п.).

Статья 57. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

1. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

3. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

4. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

5. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

6. Комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном частью 4 статьи 59 настоящего Кодекса.

7. При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

8. При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

9. Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Комментарий к статье 57 Жилищного Кодекса РФ

1. В соответствии с комментируемой статьей жилье по договорам социального найма предоставляется гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет. Иными словами, очередность предоставления жилья совпадает с хронологической последовательностью учета граждан как нуждающихся в жилых помещениях.

2. Жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются по решению соответствующего органа местного самоуправления. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма.

Практически данная норма исключила понятие «ордер на занятие жилого помещения», существование которого противоречило нормам ГК РФ (раньше договор социального найма заключался на основании такого ордера).

В решении о предоставлении жилья устанавливается срок заключения договора социального найма; по этому договору наймодатель обязан передать нанимателю жилое помещение во владение и пользование для проживания (ст. 49 ЖК РФ).

3. Заключение договора социального найма позволяет говорить о заселении гражданином предоставленного ему жилья, в чем заинтересован наймодатель. Дело в том, что согласно ч. 3 ст. 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов расходы на содержание жилья и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и местного самоуправления (или управомоченные ими лица).

В соответствии с Типовым договором социального найма наймодатель обязан передать нанимателю свободное от прав иных лиц и пригодное для проживания жилое помещение в 10-дневный срок с момента подписания договора (п. 5).

4. Предоставляемое жилое помещение должно:

быть изолированным от смежных жилых и нежилых помещений (см. комментарий к ст. 62);

отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам (см. комментарий к ст. 15);

быть благоустроенным (применительно к условиям данного населенного пункта). Благоустройство жилья характеризуется оснащенностью его водопроводом, центральным отоплением, снабжением газом и т.п. (см., в частности, комментарий к ст. 15);

быть юридически и фактически свободным. Иными словами, у него не должно быть законных пользователей (например, в случае временного выбытия с сохранением права пользования жильем); оно не должно быть фактически занятым лицами, не имеющими права им пользоваться (например, в случае проживания поднанимателя, когда наниматель выехал из этого помещения, т.е. договор найма расторгнут). Лица, занявшие жилое помещение с нарушением установленного порядка, подлежат выселению;

находиться в черте соответствующего населенного пункта, являющегося местом жительства гражданина (см. комментарий к ст. 51), и быть общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (см. комментарий к ст. 50).

Комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случаях заселения освободившихся помещений в коммунальной квартире (ч. 4 ст. 59 ЖК РФ).

В то же время комната (комнаты) может быть предоставлена по договору социального найма в связи с выселением по основаниям, предусмотренным ст. 89 ЖК РФ. Согласно ч. 2 этой статьи, если наниматель и члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право получить квартиру или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире (см. также ч. 2 ст. 58 ЖК РФ).

5. Если у гражданина, подлежащего обеспечению жильем по договору социального найма, есть жилое помещение на праве собственности, площадь этого помещения учитывается при определении размера жилья, предоставляемого по договору социального найма. Порядок определения общей площади жилья, предоставляемого по договору социального найма, устанавливается в этих случаях законодательством субъектов РФ.

6. В соответствии с ч. 8 ст. 57 органы, предоставляющие жилье по договору социального найма, должны учитывать действия и сделки граждан с жилыми помещениями, в результате которых уменьшился размер жилых помещений или произошло их отчуждение.

7. Комментируемая статья устанавливает категории граждан, имеющих право получить жилое помещение вне очереди.

В п. 1 ч. 2 ст. 57 указаны граждане, жилье которых в установленном порядке признано непригодным для проживания, если оно не подлежит ни ремонту, ни реконструкции.

Подобное положение содержалось в ст. 37 ЖК РСФСР. Однако по сравнению с этой нормой круг случаев обеспечения жильем по основанию непригодности расширен.

Так, если по ЖК РСФСР вне очереди обеспечивались жильем граждане, жилище которых стало непригодным в результате стихийного бедствия (т.е., как правило, аварийным), то ЖК РФ не связывает непригодность только со стихийными бедствиями. Она может наступить и вследствие, например, неграмотного содержания жилищного фонда.

В Положении о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания речь идет о жилье, находящемся в ветхом, аварийном состоянии, а также домах, в которых выявлено вредное воздействие факторов среды обитания.

Уточнение, содержащееся в п. 1 ч. 2 комментируемой статьи (жилые помещения ремонту и реконструкции не подлежат), подчеркивает определенное техническое состояние жилья, т.е. законодатель имеет в виду такое жилье, которое не может стать пригодным для проживания даже в результате капитального ремонта.

На практике могут возникнуть вопросы и в отношении жилых домов индивидуального жилищного фонда. В частности, подлежат ли собственники этих домов обеспечению жильем, если дом пришел в непригодное состояние (и подлежит сносу) либо уничтожен, например, в результате пожара.

Государство (муниципалитет) берет на себя обязанность решать вопросы «расчетов» с собственником только при сносе жилого дома в связи с отводом земель для государственных или общественных нужд (см. комментарий к ст. 32).

Если земельный участок не изымается для указанных нужд, собственник дома сам изыскивает способ решения проблемы с жильем в связи с приведением дома в непригодное состояние. Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, а под этим бременем понимаются, прежде всего, поддержание дома в надлежащем состоянии и его ремонт.

В то же время собственник индивидуального дома, ставшего непригодным в результате чрезвычайных обстоятельств, может быть обеспечен жильем, если состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях. Если же собственник не был очередником на получение жилья, то в рассматриваемом случае можно обратиться к ст. 95 ЖК РФ. Согласно п. 3 этой статьи жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания граждан, единственное жилье которых стало непригодным в результате чрезвычайных обстоятельств. А далее следует обратиться к п. 1 ч. 1 ст. 51 (см. комментарий к ней).

8. Вторая категория граждан, имеющих право получить жилье вне очереди, — дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (п. 2 ч. 2 комментируемой статьи). Круг этих лиц установлен Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» .

СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5880.

Вместе с тем непонятно исключение из перечня ст. 57 детей-сирот, пребывающих у родственников (такой случай в числе прочих предусматривался ст. 37 ЖК РСФСР).

9. Наконец, в п. 3 ч. 2 ст. 57 предусматривается внеочередное обеспечение жильем граждан, страдающих тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний (Перечень заболеваний устанавливается Правительством РФ — см. п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ).

Следует отметить, что данная категория граждан подлежала обеспечению жильем в первоочередном порядке (ст. 36 ЖК РСФСР) и при его предоставлении руководствовались Списком заболеваний, дающих право лицам, страдающим этими заболеваниями, на первоочередное получение жилой площади, утв. Приказом Минздрава СССР от 28.03.1983 N 330.

Вместе с тем напомним, что по ранее действовавшему законодательству эта категория граждан, кроме права на льготное обеспечение жильем, имела право на дополнительную площадь. Правда, по смыслу ст. 58 ЖК РФ (ч. 2) повышенная норма предоставления им жилья компенсирует это утраченное право, но не в полной мере.

Однако ограничение размера такой площади не позволяет (в ряде случаев) создать этим лицам условия проживания, необходимые по характеру их болезни. Вспомним, что Постановлением Правительства РФ от 28.02.1996 N 214

был утвержден Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты (утратило силу — см. Постановление Правительства РФ от 21.12.2004 N 817).

СЗ РФ. 1996. N 10. Ст. 954.

Необходимость предоставления дополнительной площади в виде отдельной комнаты обусловлена тем, что из-за некоторых видов тяжелых заболеваний недопустимо проживание в одной комнате с лицами, страдающими этими заболеваниями.

10. Представляется уместным уделить некоторое внимание институту дополнительной площади.

Как уже отмечалось, ЖК РФ не содержит положений в части права граждан на дополнительную площадь. Вместе с тем Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

(далее — Закон N 122) предусматривается определение перечня заболеваний для решения вопроса о предоставлении лицам, страдающим ими, дополнительной площади.

СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607.

Статьей 14 Закона N 122 введена новая редакция п. 3 ст. 19 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» : «Судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв. м или в виде отдельной комнаты.»

Ведомости РФ. 1992. N 30. Ст. 1792.

Право на дополнительную площадь предусматривается также для сотрудников органов внутренних дел. Причем говорится, что порядок предоставления «дополнительной площади или дополнительной комнаты и ее размеры устанавливаются законодательством Российской Федерации» (ст. 21 Закона N 122).

11. Коснемся и вопроса упразднения другого института жилищного законодательства — первоочередного обеспечения жильем. Статья 36 ЖК РСФСР содержала большой перечень категорий граждан, имеющих право на получение жилья в таком порядке. Ряд законов предусматривает право определенных категорий граждан на получение жилья в первоочередном порядке (в т.ч. и в отношении некоторых категорий, указанных в ст. 36 ЖК РСФСР). Это, в частности, Закон РФ от 15.01.1993 N 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»; Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1 «О милиции».

Вместе с тем в упомянутые выше Законы вносятся изменения, которые касаются жилищных проблем этих граждан.

Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах»

дополнен ст. 23.2, согласно которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по обеспечению жилыми помещениями граждан, вставших на учет до 1 января 2005 г., с выделением на эти цели субвенций из федерального бюджета. Законом N 122 и Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований»

в Федеральный закон «О ветеранах» внесены изменения (в ст. 14, 15, 16 и др.), согласно которым обеспечение жильем инвалидов, участников Великой Отечественной войны и др., вставших на учет до 1 января 2005 г., осуществляется в соответствии со ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», а вставших на учет после 1 января 2005 г., — в соответствии с жилищным законодательством.

СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 168.

СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 25.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 N 866 «О порядке обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненных к ним лиц»

установлено, что основной формой обеспечения жильем этих лиц является предоставление им субсидий на приобретение жилого помещения.

СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. II). Ст. 111.

При этом из числа категорий граждан, имеющих право на первоочередное обеспечение жилыми помещениями (ст. 36 ЖК РСФСР), «выпадают» отдельные категории, в частности учителя, многодетные матери, семьи при рождении близнецов.

Отмена права ряда категорий граждан на получение жилья в первоочередном порядке вступает в противоречие с положениями ст. 55 Конституции РФ. Этот вопрос рассматривался ранее, однако представляется необходимым еще раз обратить внимание на следующие обстоятельства.

Бесспорно, совершенствование жилищного законодательства требует решения вопроса об упорядочении жилищных льгот, в частности, по предоставлению жилых помещений в льготном порядке.

Однако правомерна ли позиция об отмене таких льгот без какой-либо компенсации? Основательны опасения, что это в определенной степени снизит доверие к государству и его Конституции. Согласно ст. 2 Конституции РФ «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Вряд ли следует говорить о нарушении в данном случае ст. 40 Конституции РФ, провозглашающей право на жилище, речь идет только о льготных основаниях обеспечения жильем.

Вместе с тем ч. 1 ст. 55 Конституции РФ установлено, что перечисление в Конституции РФ основных прав (к которым относится и право на жилище) и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, а следующая затем ч. 2 ст. 55 устанавливает, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

В связи с изложенным уместно упомянуть Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 N 415-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности части первой статьи 128 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год» и подпункта 16 пункта 1 приложения 20 к данному Федеральному закону» . Конституционный Суд РФ отметил следующее: «Внося в действующее правовое регулирование изменения, оказывающие неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, законодатель должен обеспечивать соблюдение конституционных требований, в частности, вытекающих из принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает оптимальное сочетание разумной стабильности законодательства, предсказуемости его развития и недопустимости произвольных конституционно не обоснованных изменений, затрагивающих права граждан».

СЗ РФ. 2004. N 2. Ст. 162.

Данные позиции можно отнести и к вопросу о праве на дополнительную площадь.

Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

СТ 51 ЖК РФ.

1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам
социального найма, признаются (далее — нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма,
договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами
семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого
помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений
или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма,
договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами
семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого
помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений
или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого
помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений
требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма,
договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами
семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого
помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений,
членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими
семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического
заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не
имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору
найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на
праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным
Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений,
занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного
фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение
уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной
общей площади всех указанных жилых помещений.

Комментарий к Ст. 51 Жилищного кодекса РФ

1. 1) Признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, граждане:

а) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи такого нанимателя. Это означает, что эти категории граждан не имеют жилого помещения, являющегося постоянным, устойчивым и гарантированным местом проживания. К ним относятся временные жильцы, поднаниматели, другие категории граждан, вообще не имеющие крышу над головой (бездомные, бомжи);

б) не являющиеся собственниками жилых помещений. Гражданину может быть отказано в приеме на учет, если дом, принадлежащий ему на праве собственности, находится в той местности, где он проживает и (или) трудится (учится), пригоден для проживания по своим санитарно-техническим характеристикам и соответствует социальной норме (установленной органами местного самоуправления норме проживания на одного человека);

в) пользующиеся равными правами на жилое помещение наравне с собственником жилого помещения (ч. 2 ст. 31 ЖК РФ).

В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования этим жилым помещением за бывшим членом семьи собственника жилого помещения не сохраняется. И если не представляется возможным обеспечить бывшего члена семьи по правилам ч. 4, 5 ст. 31 Кодекса жильем, он подлежит выселению без предоставления другой жилплощади.

Такие лица должны быть приняты на учет как нуждающиеся в жилье.

2) Наниматели жилых помещений по договорам социального найма, члены их семей, собственники жилых помещений, члены семей собственников, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, должны быть приняты на учет.

Факты проживания по найму нанимателей и их членов семьи, членов семьи собственника жилого помещения должны подтверждаться соответствующими договорами, документами о родственных отношениях, о времени и порядке вселения указанных лиц в помещение собственника.

3) «Проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям», означает:

а) проживание в помещениях, не являющихся по целевому назначению жилыми (подвальные, складские помещения, чердаки, вагончики, охранные будки и т.п.);

б) проживание в жилых помещениях, но не соответствующих санитарно-техническим, иным требованиям ко времени принятия нуждающихся на учет (см. комментарий к п. 4 ч. 1 ст. 4; ст. 15 Жилищного кодекса России).

На эти категории проживающих не распространяются требования законодательства относительно учетной нормы.

4) Согласно статье 51 ЖК РФ также признаются нуждающимися в обеспечении жильем граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

К этим заболеваниям по аналогии закона относятся:

— активные формы туберкулеза всех органов и систем с выделением туберкулезной палочки;

— психические заболевания с хроническим течением, стойкой психотической симптоматикой и выраженными изменениями личности (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эпилептическая болезнь, пресенильные и сенильные психозы);

— органические поражения центральной нервной системы со стойкими тяжелыми нарушениями функции конечностей и функции тазовых органов (последствия перенесенных тяжелых черепно-мозговых травм, травм позвоночника и спинного мозга, рассеянный склероз, боковой амиотрофический склероз, сирингомиелия, детский церебральный паралич);

— каловые, мочевые и влагалищные свищи, стома мочевого пузыря, противоестественный анус;

— тяжелая форма бронхиальной астмы с частыми приступами, осложненной дыхательной недостаточностью II — III степени;

— гемофилия и болезнь Виллибранда;

— тяжелые формы наследственных прогрессирующих нервно-мышечных дистрофий;

— сахарный диабет (I тип, средняя и тяжелая формы ).
———————————
Продолжает действовать Приказ Минздрава СССР от 28 марта 1983 г. (с изм. и доп. от 6 июня 1991 г.) «Об утверждении Списка заболеваний, дающих право лицам, страдающим этими заболеваниями, на первоочередное получение жилой площади» (текст Приказа официально не опубликован).

2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

При этом не имеет значения, находятся ли эти жилые помещения в том городе, селе, где гражданин проживает и работает, или в разных населенных пунктах.

Например, одно жилое помещение гражданина на основе договора социального найма может находиться в городе, где он проживает, а другое помещение на праве собственности — в районном центре. Уровень обеспеченности жильем этого гражданина и членов его семьи определяется исходя из суммы общей площади городского жилья и дома на праве собственности в районном центре.

Статья 57 ЖК РФ. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Новая редакция Ст. 57 ЖК РФ

1. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

2) утратил силу с 1 января 2013 г.;

3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

3. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

4. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

5. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

6. Комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном частью 4 статьи 59 настоящего Кодекса.

7. При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

8. При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

9. Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Комментарий к Статье 57 ЖК РФ

1. Комментируемая статья ввела новые правила предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях. Как и ранее, жилые помещения предоставляются по общему правилу в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет (ч. 1 ст. 57).

2. Из указанного выше общего правила предусмотрены исключения — вне очереди жилые помещения предоставляются по договорам социального найма категориям граждан, указанным в ч. 2 ст. 57 Кодекса.

Данная норма не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права — права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников) .
———————————
См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2008 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 4 и 25 марта 2009 г. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2009. N 5.

Напомним, что подобные основания внеочередного предоставления жилья содержались и в ЖК РФ 1983 г. (ст. ст. 36, 37). Кроме того, прежде предусматривалась также возможность внеочередного предоставления жилых помещений, в частности лицам, окончившим аспирантуру, клиническую ординатуру, высшие, средние и иные учебные заведения, направленным в порядке распределения на работу в другую местность, а также другим категориям граждан, упомянутым в ст. 37 ЖК РФ 1983 г.

Новые принципы предоставления социального жилья не в лучшую сторону отличают Кодекс от ЖК РФ 1983 г., который предусматривал также возможность не только внеочередного, но и первоочередного предоставления жилья (ст. ст. 33, 36, 37). В первую очередь жилые помещения по прежнему законодательству предоставлялись инвалидам Великой Отечественной войны, лицам, награжденным особо почетными государственными наградами, лицам, принимавшим участие в боевых операциях по защите Родины, инвалидам труда I и II групп и инвалидам I и II групп из числа военнослужащих, матерям-героиням, многодетным семьям, семьям при рождении близнецов, спасателям и многим другим категориям граждан, указанным в ст. 36 ЖК РФ 1983 г. Кодексом такая возможность не предусмотрена.

При этом уместно отметить, что Президентом РФ 29.12.2004 был подписан ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований» . Указанным Федеральным законом установлено, в частности, что нуждающиеся в улучшении жилищных условий инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий и некоторые другие категории граждан, вставшие на учет после 01.01.2005, «обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации» (ст. 2). Аналогичное правило установлено также в отношении инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (ст. 5).
———————————
РГ. 2004. 30 декабря.

Пункт 1 ч. 2 ст. 57 Кодекса по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, как лишившимся своих жилых помещений в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом РФ в Определении от 05.03.2009 N 376-О-П «По жалобе гражданина Алексеева Романа Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации» , является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.
———————————
СЗ РФ. 2009. N 26. Ст. 3264.

Федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения. Поэтому малоимущим гражданам, проживающим в жилых помещениях, принадлежащих им на праве собственности, если эти помещения в установленном порядке признаны непригодными для проживания и не подлежат ремонту или реконструкции, взамен могут быть вне очереди предоставлены жилые помещения по договору социального найма (см. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за IV квартал 2009 г., утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10.03.2010) .
———————————
Бюллетень Верховного Суда РФ. 2010. N 5.

В судебной практике возникал вопрос: является ли достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма? Отвечая на него, Президиум Верховного Суда РФ указал, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до достижения ими указанного возраста.

Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью может быть реализована только после предоставления жилого помещения. Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

Следовательно, достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возраста 23 лет, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является (см. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2006 г., утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.09.2006) .
———————————
Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. N 1.

О перечне тяжелых форм хронических заболеваний см. комментарий к ч. 1 ст. 51 Кодекса.

3 — 4. Основанием для заключения договора социального найма с лицом, состоящим на учете, является административный акт — решение о предоставлении жилого помещения (ч. ч. 3, 4 ст. 57 Кодекса), принятое с соблюдением требований Кодекса органом местного самоуправления или иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации (п. 6 ст. 12, п. 5 ст. 13, ч. ч. 3 и 4 ст. 49 Кодекса).

В свою очередь, договор социального найма в настоящее время фактически служит основанием для вселения соответствующего гражданина в предоставленное жилое помещение. Это является новеллой: по ранее действовавшим правилам на основании решения о предоставлении жилого помещения гражданину выдавался ордер на жилое помещение, который признавался единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение (см. ст. 47 ЖК РФ 1983 г., ст. ст. 13, 21 Основ).

В п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» указано на то, что Кодекс не предусматривает оснований, порядка и последствий признания решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным.
———————————
Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. N 9.

В связи с этим судам следует исходить из того, что нарушение требований Кодекса при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом положений п. 2 ч. 3 ст. 11 и ч. 4 ст. 57 Кодекса может служить основанием для предъявления в судебном порядке требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора социального найма недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц. Поскольку указанные требования связаны между собой, в целях правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела они подлежат рассмотрению судом в одном исковом производстве (ст. 151 ГПК РФ).

Требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма подлежат разрешению исходя из аналогии закона (ч. 1 ст. 7 Кодекса) применительно к правилам, установленным ст. 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, а также п. 1 ст. 181 ГК РФ, предусматривающим трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

С требованием о признании недействительными решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма вправе обратиться гражданин, организация, орган местного самоуправления или иной уполномоченный орган, принявший решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, если они считают, что этими решением и договором нарушены их права (п. п. 2, 6 ч. 3 ст. 11 Кодекса, абзац пятый ст. 12, п. 2 ст. 166 ГК РФ), а также прокурор (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ).

Суд вправе признать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, если будет установлено, что:

а) гражданами были предоставлены не соответствующие действительности сведения, послужившие основанием для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (например, о составе семьи, об источниках и уровне доходов, а также об имуществе членов семьи, подлежащем налогообложению);

б) нарушены права других граждан на указанное жилое помещение (например, нарушена очередность предоставления жилого помещения);

в) совершены неправомерные действия должностными лицами при решении вопроса о предоставлении жилого помещения;

г) имели место иные нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъекта Российской Федерации.

Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и она недействительна с момента ее совершения (п. 1 ст. 167 ГК РФ). Поэтому в случае признания недействительным решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма признается недействительным также и заключенный на основании данного решения договор социального найма, а лица, проживающие в жилом помещении, подлежат выселению из него в ранее занимаемое ими жилое помещение, а в случае невозможности выселения в ранее занимаемое жилое помещение им исходя из конкретных обстоятельств дела может быть предоставлено жилое помещение, аналогичное ранее занимаемому (п. 2 ст. 167 ГК РФ).

5. Место жительства гражданина в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма определяется границами соответствующего населенного пункта. О норме предоставления жилой площади см. ст. 50 Кодекса и комментарий к ней.

6. Комнаты могут предоставляться в случаях, когда в коммунальной квартире, в которой по тем или иным причинам освободилось жилое помещение (изолированная комната или несколько комнат) отсутствуют граждане (наниматели и (или) собственники), указанные в ч. ч. 1 — 3 ст. 59 Кодекса, которые вправе требовать предоставления им освободившегося жилого помещения.

Представляется, что положения ч. 6 ст. 57 и ч. 4 ст. 59 Кодекса целесообразно толковать расширительно: освободившиеся комнаты в коммунальной квартире могут предоставляться не только в случаях отсутствия названных выше граждан, но и в случаях, когда такие граждане в коммунальной квартире проживают, но не заявляют требований о предоставлении им освободившегося жилого помещения. В таких случаях вселение в освободившееся жилое помещение может осуществляться на основании договора социального найма в порядке, предусмотренном Кодексом (см. также ст. 59 Кодекса и комментарий к ней).

7 — 9. В нормах ч. ч. 7, 8 и 9 ст. 57 Кодекса предусмотрен ряд критериев определения общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

В императивных нормах установлена обязанность органов, предоставляющих жилые помещения по договорам социального найма: а) учитывать площадь жилого помещения, находящегося у гражданина в собственности; б) учитывать действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Поэтому порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения, установленный законодательством субъектов Российской Федерации, не может исключить или ограничить применение указанных правовых норм.

Другой комментарий к Ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации

1. В соответствии с комментируемой статьей жилье по договорам социального найма предоставляется гражданам:

состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

в порядке очередности исходя из времени принятия на учет, т.е. чем раньше гражданин был поставлен на учет, тем раньше ему должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма.

2. Жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются по решению соответствующего органа местного самоуправления. На основании такого решения заключается договор социального найма.

Практически данная норма исключила понятие «ордер на занятие жилого помещения», существование которого противоречило принципам, установленным ст. 1 ГК РФ.

В решении о предоставлении жилья устанавливается срок заключения договора социального найма; по этому договору наймодатель обязан передать нанимателю жилое помещение во владение и пользование для проживания (ст. 49 ЖК РФ).

3. Заключение договора социального найма позволяет говорить о возможности заселить жилье, в чем заинтересован наймодатель. Дело в том, что согласно ч. 3 ст. 153 ЖК до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов расходы на содержание жилья и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления (или управомоченные ими лица).

В соответствии с Типовым договором социального найма наймодатель обязан передать нанимателю свободное от прав иных лиц и пригодное для проживания жилое помещение в 10-дневный срок с момента подписания договора (п. 5).

4. Предоставляемое жилое помещение должно:

быть изолированным от смежных жилых и нежилых помещений (см. комментарий к ст. 62);

отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам (см. комментарий к ст. 15);

быть общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления;

быть благоустроенным (применительно к условиям данного населенного пункта). Благоустройство жилья характеризуется наличием водопровода, центрального отопления, газовых коммуникаций и т.п.;

быть юридически и фактически свободным. Иными словами, у него не должно быть законных пользователей (например, в случае временного выбытия граждан, когда за ними сохраняется право пользования); оно не должно быть фактически занятым лицами, не имеющими права им пользоваться (например, в случае проживания поднанимателя, когда наниматель выехал из этого помещения, т.е. договор найма расторгнут). Лица, занявшие жилье с нарушением установленного порядка, подлежат выселению;

находиться в черте соответствующего населенного пункта, являющегося местом жительства гражданина (см. комментарий к ст. 51), и быть общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (см. комментарий к ст. 50).

Комнаты по договорам социального найма согласно ч. 6 ст. 57 ЖК могут предоставляться только в случаях заселения освободившихся помещений в коммунальной квартире (ч. 4 ст. 59 ЖК РФ).

В то же время комната (комнаты) может быть предоставлена по договору социального найма в связи с выселением по основаниям, предусмотренным ст. 89 ЖК РФ. Согласно ч. 2 этой статьи, если наниматель и члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право получить квартиру или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире (см. также ч. 2 ст. 58 ЖК РФ).

5. Если у гражданина (подлежащего обеспечению жильем по договору социального найма) есть жилое помещение на праве собственности, площадь этого помещения учитывается при определении размера жилья, предоставляемого по договору социального найма. Порядок определения общей площади жилья, предоставляемого в этих случаях, устанавливается законодательством субъектов РФ.

6. В соответствии с ч. 8 ст. 57 органы, предоставляющие жилье по договору социального найма, должны учитывать действия и сделки граждан, в результате которых уменьшился размер жилых помещений или произошло их отчуждение (продажа, дарение и т.п.).

7. Комментируемая статья устанавливает категории граждан, имеющих право получить жилое помещение вне очереди.

В п. 1 ч. 2 ст. 57 указаны граждане, жилье которых в установленном порядке признано непригодным для проживания, если оно не подлежит ни ремонту, ни реконструкции.

Уточнение, содержащееся в п. 1 ч. 2 комментируемой статьи (жилые помещения ремонту и реконструкции не подлежат), подчеркивает определенное техническое состояние жилья, иначе говоря, речь идет об аварийности дома, поскольку жилье при иных показателях непригодности может быть приведено в состояние, пригодное для использования, в результате капитального ремонта.

На практике могут возникнуть вопросы и в отношении жилых домов индивидуального жилищного фонда. В частности, подлежат ли собственники этих домов обеспечению жильем, если дом пришел в непригодное состояние (и подлежит сносу) либо уничтожен, например в результате пожара.

Государство (муниципалитет) берет на себя обязанность решать вопросы «расчетов» с собственником только при сносе жилого дома в связи с отводом земель для государственных или общественных нужд (см. комментарий к ст. 32).

Если земельный участок не изымается для указанных нужд, собственник дома, приведенного в негодное состояние, сам изыскивает способ решения этой проблемы. Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, а под этим бременем понимаются, прежде всего, поддержание дома в надлежащем состоянии и его ремонт.

В то же время собственник индивидуального дома, ставшего непригодным в результате чрезвычайных обстоятельств, может быть обеспечен жильем, если состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях. Если же собственник не был очередником на получение жилья, то в рассматриваемом случае можно обратиться к ст. 95 ЖК РФ. Согласно п. 3 этой статьи жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания граждан, единственное жилье которых стало непригодным в результате чрезвычайных обстоятельств. А далее следует обратиться к п. 1 ч. 1 ст. 51 (см. комментарий к ней).

8. Вторая категория граждан, имеющих право получить жилье вне очереди, — дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (п. 2 ч. 2 комментируемой статьи). Круг этих лиц установлен Федеральным законом от 21.12.96 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» .
———————————
СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5880.

9. Наконец, согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 вне очереди жильем обеспечиваются граждане, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний. Перечень таких заболеваний установлен Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N 817 .
———————————
СЗ РФ. 2004. N 52 (ч. 2). Ст. 5488.

Следует отметить, что данная категория граждан подлежала обеспечению жильем в первоочередном порядке (ст. 36 ЖК РСФСР) и при его предоставлении руководствовались Списком заболеваний, дающих право лицам, страдающим этими заболеваниями, на первоочередное получение жилой площади, утв. Приказом Минздрава СССР от 28.03.83 N 330.

Вместе с тем напомним, что по ранее действовавшему законодательству эта категория граждан, кроме права на льготное обеспечение жильем, имела право на дополнительную площадь в виде отдельной комнаты. Так, Постановлением Правительства РФ от 28.02.96 N 214 был утвержден Перечень заболеваний, дающий инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты (утратило силу — см. Постановление Правительства РФ от 21.12.2004 N 817).
———————————
СЗ РФ. 2004. N 52 (ч. 2). Ст. 5488.

Необходимость предоставления дополнительной площади в виде отдельной комнаты обусловлена тем, что из-за некоторых видов тяжелых заболеваний недопустимо проживание в одной комнате с лицами, страдающими этими заболеваниями .
———————————
Сейчас действует повышенная норма предоставления жилья этим лицам (ч. 2 ст. 58 ЖК РФ), но она не может компенсировать утраченное право на дополнительную площадь в полной мере (см. комментарий к ст. 58).

По смыслу ст. 58 (ч. 2) ЖК превышение нормы предоставления жилого помещения указанной категории граждан некоторым образом позволяет вести речь о сохранении за ними «права на дополнительную площадь». Однако ограничение (но не более чем в 2 раза) не позволяет в полной мере создать этим лицам необходимые по характеру заболевания условия.

10. Уделим некоторое внимание вопросу дополнительной площади.

Как уже отмечалось, ЖК не содержит положений по данному вопросу. Вместе с тем Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ предусматривается определение перечня заболеваний для решения вопроса о предоставлении лицам, страдающим ими, дополнительной площади.

Статьей 14 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ введена новая редакция п. 3 ст. 19 Закона РФ от 26.06.92 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» : «Судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв. м или в виде отдельной комнаты. »
———————————
Ведомости РФ. 1992. N 30. Ст. 1792.

Право на дополнительную площадь предусматривается также для сотрудников органов внутренних дел. Причем говорится, что порядок предоставления «дополнительной площади или дополнительной комнаты и ее размеры устанавливаются законодательством Российской Федерации» (ст. 21 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

11. Коснемся и вопроса упразднения другого института жилищного законодательства — первоочередного обеспечения жильем. Статья 36 ЖК РСФСР содержала большой перечень категорий граждан, имеющих право на получение жилья в таком порядке.

К сожалению, из числа категорий граждан, имевших право на первоочередное обеспечение жилыми помещениями (ст. 36 ЖК РСФСР), «выпадают» отдельные категории, в частности учителя, многодетные матери, семьи при рождении близнецов .
———————————
В отношении ряда иных льготников приняты законы (о ветеранах, Героях Российской Федерации и др.).

Отмена права ряда категорий граждан на получение жилья в первую очередь вступает в противоречие с положениями ст. 55 Конституции РФ. При этом необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства.

Бесспорно, совершенствование жилищного законодательства требует решения вопроса об упорядочении жилищных льгот, в т.ч. по предоставлению жилья.

Однако правомерна ли позиция об отмене таких льгот без какой-либо компенсации? Основательны опасения, что это в определенной степени снизит доверие к государству и его Конституции. Согласно ст. 2 Конституции РФ «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Вряд ли следует говорить о нарушении в данном случае ст. 40 Конституции РФ, провозглашающей право на жилище; речь идет только о льготных основаниях обеспечения жильем.

Вместе с тем ч. 1 ст. 55 Конституции РФ установлено, что перечисление в Конституции РФ основных прав (к которым относится и право на жилище) и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина; а следующая затем ч. 2 ст. 55 устанавливает, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

В связи с изложенным уместно упомянуть Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 N 415-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности части первой статьи 128 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год» и подпункта 16 пункта 1 приложения 20 к данному Федеральному закону» . Конституционный Суд РФ отметил следующее: «Внося в действующее правовое регулирование изменения, оказывающие неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, законодатель должен обеспечивать соблюдение конституционных требований, в частности, вытекающих из принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает оптимальное сочетание разумной стабильности законодательства, предсказуемости его развития и недопустимости произвольных конституционно не обоснованных изменений, затрагивающих права граждан».
———————————
СЗ РФ. 2004. N 2. Ст. 162.

Популярное:

  • Исковая давность по налогам статья Срок исковой давности по правонарушениям, связанным с уплатой налогов, начинается с налогового периода, следующего за тем, в котором не был выплачен налог ФНС России на своем официальном сайте напомнила, что привлечь налогоплательщика к ответственности за […]
  • Нк рф п 2 ст 286 Статья 286. Порядок исчисления налога и авансовых платежей 1. Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемой в соответствии со статьей 274 настоящего Кодекса. 2. Если иное не установлено пунктами 4, 5 и 7 […]
  • Расчетный период очередного отпуска Шаг 1. Какой период принимается в качестве расчетного при исчислении отпускных? 19.09.2018 Внимание! Документ устарел! Новая версия этого документа бесплатно в КонсультантПлюс Ситуация 1. Для работников, которые трудятся в организации больше года, расчетным […]
  • Закон страховании пассажиров Федеральный закон от 14 июня 2012 г. N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров […]
  • Задачи по уголовный процессуальный кодекс Уголовный процесс Сайт Константина Калиновского Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс. СПб.: Питер, 2005. 272 с. – (Серия «Краткий курс»). Раздел I. Общая часть Глава 1. Понятие уголовного судопроизводства § 2. Цели и задачи уголовного […]
  • Экзамен на вид на жительство тюмень Центр тестирования "Дружба народов" Тестирование трудовых мигрантов, оформление патента, РВП, ВНЖ, гражданство Тестирование Комплексный экзамен по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ В соответствии с Федеральным законом № 185-ФЗ от […]
  • Статья 13 фз 402 Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ"О бухгалтерском учете" С изменениями и дополнениями от: 28 июня, 2, 23 июля, 2 ноября, 21, 28 декабря 2013 […]
  • Государственное обязательное страхование жизни и здоровья военнослужащих Статья 5. Страховые суммы, выплачиваемые выгодоприобретателям. Страховая сумма, применяемая для расчета страховой премии Информация об изменениях: Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 165-ФЗ наименование статьи 5 настоящего Федерального закона изложено в […]
Ст 57 жк рф с комментариями 2018