Система международного права п

Система международного права

Система международного права – это совокупность взаимосвязанных принципов и норм, регулирующих международно-правовые отношения.

В систему международного права входят, с одной стороны, общеправовые принципы и юридические нормы, с другой – отрасли как однородные комплексы норм и внутриотраслевые институты.

Таким образом, систему международного права можно разделить на следующие категории:

  1. общепризнанные принципы международного права, которые составляют его ядро и имеют основополагающее значение для международно-правового механизма регулирования отношений;
  2. нормы международного права, являющиеся общеобязательными правилами взаимоотношений государств или иных субъектов международного права;
  3. общие для международного права институты, представляющие собой комплексы норм определенного функционального назначения. Институт международного права о международной правосубъектности, о международном правотворчестве, о международной ответственности, о правопреемстве государств;
  4. отрасли международного права, которые являются наиболее крупными структурными подразделениями системы международного права и регулирующие наиболее обширные сферы общественных отношений.

Классифицировать отрасли международного права можно по различным основаниям. Отрасли в международном праве можно выделять как по основаниям принятым во внутригосударственном праве, так и по специфическим основаниям международно-правового характера. К общепризнанным отраслям международного права относят право международных договоров, право внешних сношений, право международных организаций, право международной безопасности, международное морское право, международное космическое право, международное право по охране окружающей среды, международное гуманитарное право.

В отрасль международного права могут входить подотрасли, если отрасль регулирует широкий круг отношений, институты данной отрасли, которые представляют собой мини-комплексы по регулированию каких-либо отдельных вопросов.

Подотраслями в праве международных сношений являются консульское и дипломатическое право, институтами данной отрасли права являются институты формирования представительств, функции представительств, иммунитеты и привилегии дипломатических представительств, в праве вооруженных конфликтов – группы норм, регламентирующих режимы военной оккупации, военного плена.

Из вышеизложенного следует, что система международного права – это совокупность взаимосвязанных элементов, общепризнанных принципов, юридических норм, а также институтов международного права.

Различное сочетание данных элементов образует отрасли международного права.

Система международного права

Главная > Реферат >Государство и право

Система международного права.

Понятие и специфика международного права как особой системы права………………………………………………………………ст. 4

Источники международного права……………………………………ст. 7

Система и структура международного права…………ст. 8

Профессионализм юриста заключается в его знании и умении ориентироваться в различных отраслях права. Международное право занимает важное место среди остальных отраслей права.

Известно, что Советский Союз скептически относился к концепции примата международного права, поскольку его внут­ригосударственное право в значительной степени диссонирова­ло международно-правовым обязательствам, взятым СССР.

В Декларации о государственном суверенитете Украина тор­жественно провозгласила, что «признает преимущество общече­ловеческих ценностей над классовыми, приоритет общеприз­нанных норм международного права перед нормами внутриго­сударственного права». Тем самым в первом конституционном акте независимой Украины было выражено признание концеп­ции примата международного права. Таким образом, Украина отказывалась от советской практики двойных стандартов: одни для международного сообщества, а другие для внутреннего пользования. Такая порочная практика СССР особенно была характерна для сферы прав человека. Конечно, провозгласить свою приверженность примату международного права проще, чем реализовывать эту концепцию в деятельности государствен­ных органов, тем более имея такое тяжелое наследие тоталитар­ного периода. Вместе с тем большим политико-правовым дос­тижением Украины является закрепление идеи верховенства норм международного права над нормами внутригосударственного права в своем конституционном и текущем законодательстве. Так, ч.1 ст.9 Конституции Украины устанавливает: «Действую­щие международные договоры, согласие на обязательность ко­торых дано Верховной Радой, являются частью национального законодательства Украины».

В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона Украины «О междуна­родных договорах Украины» при расхождении правил междуна­родного договора Украины с правилами внутреннего законода­тельства нашего государства следует применять правила между­народного договора 1 . Данные положения свидетельствуют о признании Украиной авторитета международного права и его верховенства над нормами внутригосударственного права.

Поэтому всестороннее познание и сис­темное изучение международного пра­ва имеет важное практическое значение для подготовки юри­стов высшей квалификации.

1. Понятие и специфика международного права

как особой системы права

Международное право — это система юридических норм, ре­гулирующих отношения между государствами и иными субъектами международного права, создаваемых путем согласования позиций участников этих отношений и обеспечиваемых в случае необ­ходимости индивидуальным или коллективным принуждением.

Международное право является особой системой права, от­личной от внутригосударственной системы права. Специфика системы международного права объясняется, прежде всего, осо­бенностями объекта регулирования, его субъектов, порядком создания и функционирования норм международного права.

Объектом регулирования нормами международного права выступают общественные отношения, складывающиеся между акторами (действующими лицами) международной системы. Причем сама эта система имеет существенные отличия от внут­ригосударственной системы по образующим ее элементам, характеру их связи, взаимодействия и взаимопроникновения, пре­дупреждению и устранению конфликтных ситуаций.

Так, главными элементами внутригосударственной системы являются граждане, юридические лица и государственные орга­ны. Отношения во внутригосударственной системе — это, прежде всего, властные отношения, осуществляемые законодательными, исполнительными и судебными органами власти. Основными же акторами международной системы выступают суверенные го­сударства, народы, реализующие право на самоопределение, и межправительственные организации, над которыми нет органи­зации политической власти. Отношения между ними носят не субординационный, а координационный характер.

Субъектами внутригосударственного права являются инди­виды, юридические лица и государственные органы. При этом главным актором внутригосударственной системы выступает гражданин. Именно граждане создают государство и его орга­ны, чтобы они служили ему в соответствии с нормами внутри­государственного права. Субъекты международного права — это суверенные государства, народы, реализующие право на само­определение, межправительственные организации (ООН, МОТ, ИМО и др.), государственноподобные образования (ранее — Данциг, Западный Берлин, ныне — Ватикан). Следует под­черкнуть, что правоприменительной международной правосубъ­ектностью обладают индивиды и неправительственные орга­низации (Гринпис, Международная амнистия, Ассоциация международного права и др.). Главными же акторами междуна­родной системы являются суверенные государства, на основа­нии волеизъявления которых образуются вторичные или произ­водные субъекты международного права — межправительствен­ные организации и государственноподобные образования.

Для международной системы характерно отсутствие законо­дательного органа. Поэтому порядок создания норм междуна­родного права отличен от процедуры создания внутригосудар­ственных норм права. Нормы международного права создаются путем согласования позиций субъектов международного права и воплощаются в международных договорах или обычаях.

Особенностью международной системы является также то обстоятельство, что в ней нет судебных и исполнительных орга­нов с функциями, идентичными тем, что есть в любой внутри­государственной системе. А это означает, что порядок функционирования и применения норм международного права отлича­ется от аналогичного порядка внутригосударственного права. В международном праве главенствующими принципами осуще­ствления его норм являются добросовестное выполнение взя­тых обязательств и факультативная судебная юрисдикция.

Все эти факты свидетельствуют о том, что международное право — это самостоятельная и специфическая система права. Однако, несмотря на специфику этой системы регулирования международных отношений, она является системой правовых норм, т.е. юридически обязательных предписаний. Именно это отличает данную систему от других способов регулирования международных отношений, например от международной мо­рали и международной вежливости, с которыми международное право взаимодействует. Также существует взаимовлияние меж­дународного права и внешней политики государства, под кото­рой понимается общий курс его деятельности на международ­ной арене. Внешняя политика должна осуществляться в право­вых рамках, т.е. соответствовать нормам международного права. Ни в коем случае внешнеполитические интересы государства не могут служить оправданием отступления от требований между­народного права. В свою очередь внешняя политика и диплома­тия как важнейший способ ее осуществления призваны содей­ствовать ускорению создания международно-правовых норм, необходимых для регулирования определенных отношений, с целью обеспечения их стабильности и поступательного раз­вития.

Следует также подчеркнуть, что международное право — это не просто совокупность юридических норм, а система права, состоящая из тесно взаимосвязанных элементов (отраслей, ин­ститутов и норм), объединенных вокруг системообразующего элемента — основных принципов международного права.

Необходимо обратить внимание на то, что международное публичное право или просто международное право (оба поня­тия идентичны и широко используются в юридической литера­туре) отличается от международно-частного права. Последнее представляет собой комплексное правовое образование, состоя­щее из норм внутригосударственного права, регулирующих граж­данско-правовые, трудовые и семейные отношения с иностран­ным компонентом. Международное право и международное част­ное право взаимодействуют друг с другом, но, по сути, это разные правовые явления.

2. Источники международного права

Термин «источники международного права» давно нашел признание в теории и практике. Юрист из Финляндии В. Хей-сканен пишет, что «концепция источников представляется од­ной из наиболее устоявшихся и вместе с тем сложных творе­ний международно-правовой доктрины». Посвященная источ­никам литература весьма обширна.

Поскольку источники являются официально-юридической формой существования норм, то круг источников должен быть установлен самим международным правом.

В п. 1 ст. 38 Ста­тута Международного Суда ООН закреплено общее положение в отношении источников международного права: «Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании междуна­родного права, применяет:

а) международные конвенции, как общие, так и специаль­ные, устанавливающие правила, определенно признанные спо­рящими государствами;

b) международный обычай как доказательство общей прак­тики, признанной в качестве правовой нормы;

с) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

d) с оговоркой, указанной в статье 59 (в которой устанавливается, что решения Суда обязатель­ны только для участвующих в деле сторон и только по данному делу, не являются источником права, а признаются лишь вспо­могательным средством, позволяющим определить правовые нормы), судебные решения и доктрины, наиболее квалифицированных специалистов по пуб­личному праву различных наций, в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм».

Следует отметить, что толкование положений данной статьи не отличается единообразием оценок среди специалистов. Од­нако юристы-международники и международное сообщество практически единодушны в признании в качестве основных ис­точников международного права международного договора и международного обычая.

3. Система и структура международного права

Система международного права представляет собой комплекс юридических норм, характеризующийся принципиальным един­ством и одновременно упорядоченным подразделением на от­носительно самостоятельные части (отрасли, подотрасли, ин­ституты). Материальным системообразующим фактором для международного права служит система международных отно­шений, которую оно призвано обслуживать. Основными юриди­ческими и морально-политическими системообразующими фак­торами выступают цели и принципы международного права.

Системе международного права присуща характерная для нее структура. Под структурой понимаются внутренняя ор­ганизация системы, расположение и соединение ее элемен­тов, характер их взаимосвязи. Иными словами, это внутрен­няя форма системы, определенная упорядоченность ее час­тей. Устойчивость целого зависит от устойчивости связей между его частями. От характера связей зависит характер системы в целом.

Таким образом, система международного права опирается на комплекс целей и принципов, обладает характерной для нее структурой, определенными методами формирования и функционирования, развивается в соответствии с присущими ей закономерностями. Существование этой системы объектив­но обусловлено, поскольку лишь в качестве достаточно организованной системы современное международное право в со­стоянии выполнять свои функции.

Система международного права

Международное право как особая система права представляет собой довольно сложное юридическое образование, состоящее из различных элементов.

Ядро современного международного права, его «конституцию» образуют основные принципы международного права. Основные принципы — это основополагающие международно-правовые нормы, носящие универсальный характер и обладающие высшей юридической силой. Они пронизывают всю международно-правовую систему; все остальные международно-правовые нормы, а также поведение субъектов международного права должны соответствовать положениям основных принципов.

Международное право, как и внутреннее право любого государства, подразделяется на отрасли. Отрасли международного права регулируют крупные «блоки» международных отношений определенного вида и представляют собой совокупность международно-правовых институтов и норм, регламентирующих более или менее обособленные отношения, отличающиеся качественным своеобразием.

Например, отрасль «право международной безопасности» регулирует отношения по обеспечению международного мира и безопасности, «право международных организаций» — порядок создания и деятельности международных организаций, их отношения с другими субъектами международного права и т.д. В качестве «несущей конструкции» каждой отрасли выступают основные принципы международного права, однако каждая отрасль имеет и свои, отраслевые принципы (например, принцип запрещения национального присвоения космического пространства в космическом праве).

Относительно числа и названия отраслей международного права в международно-правовой науке имеется множество точек зрения.

На мой взгляд, в международном праве сформировались следующие отрасли:

  • право международной правосубъектности (регламентирует правовое положение государств, наций и народов, борющихся за независимость, международных организаций и государствоподобных формирований как субъектов международного права и включает в себя также институты признания и правопреемства);
  • право международных договоров;
  • право международных организаций;
  • право международных конференций и совещаний;
  • право внешних сношений;
  • право международной безопасности;
  • международное гуманитарное право;
  • международное право в период международных конфликтов;
  • право международного сотрудничества в борьбе с преступностью;
  • международное морское право;
  • международное воздушное право;
  • международное космическое право;
  • международное атомное право;
  • право охраны окружающей среды;
  • международное экономическое право.

Отрасли международного права в свою очередь состоят из более простых образований — подотраслей и институтов.

Международное гуманитарное право, например, образуют две подотрасли: «гуманитарное право в мирное время» и «гуманитарное право в период вооруженных конфликтов». Предмет регулирования этих подотраслей един — обеспечение и защита прав человека. В период вооруженных конфликтов «включается» в действие целый комплекс не применявшихся в мирное время международных норм о повышенной защите человека в условиях военного конфликта. Эти нормы и образуют подотрасль «гуманитарного права в период вооруженных конфликтов».

Международно-правовой институт — более мелкий элемент правовой системы. Он представляет собой группу международных норм, регламентирующих более или менее однородные отношения; однако отношения, составляющие предмет регулирования института, хотя и отличаются качественным своеобразием, позволяющим вычленить их из массы других, «не дотягивают» до статуса отраслевых. Примерами могут служить институт гражданства в гуманитарном праве, институт действительности договоров в праве международных договоров и др.

Необходимо заметить, что некоторые отрасли и институты международного права носят комплексный характер: значительная часть норм этих образований входит в состав двух или нескольких отраслей международного права или институтов. Так, нормы института консульской защиты граждан, задержанных в иностранном государстве за совершение преступления, имея свою «основную прописку» (С.С. Алексеев) в отрасли «право внешних сношений», входят в состав и международного гуманитарного права, и права международного сотрудничества в борьбе с преступностью.

Наконец, первичными «кирпичиками», из которых образовано международное право, являются международно-правовые нормы (см. гл. 3).

3. Система современного международного права, его отрасли и институты

Система международного права — это порядок расположения принципов и норм в логической последовательности или по предметом регулирования.

По своей структуре современное международное право является многоуровневым. Можно говорить о элементарный структурный уровень — структуру нормы, компонентную структуру на уровне института и отрасли международного права. Кроме того, следует иметь в виду, что современное общее международное право є ядром ныне функционирующей системы. Существуют также региональные международно-правовые комплексы (например европейское право человека, право ПЬЕС, комплекс межамериканских норм права и т.п.), которые регулируют специфические межгосударственные отношения стран конкретного региона. Значительной является количество правовых норм, которые регулируют локальные, партикулярные отношения и которые могут не вписываться в определенный институт, и т.д. Международное право представляет собой не только многофункциональную систему, но и структурированную. Отсюда следует, что структурные связи по линии норма — институт — отрасль — система составляют только одну сторону структурированности.

Современное практическое международное право в таком упрощенном виде почти не функционирует. Нормативный массив международного права структурированный во многих плоскостях, в частности в иерархии его норм. Когда речь идет о иерархическую структуру международного права, целесообразно выделить основные принципы международного права как главные провоутворюючі основы этой системы права. Вне основными принципами не может функционировать ни один институт или отрасль, и даже система международного права.

В международном праве играют основную, часто основополагающую роль общесистемные институты международного права. Общесистемные институты международного права — это особая совокупность норм, призванных обеспечивать устойчивость системы права. В системе международного права они являются тем ядром, вокруг которого формируются отрасли международного права. К таким институтам относятся институт международной правосубъектности, институт международного правотворчества, институт применение норм международного права, институт международно-правовой ответственности, институт восстановления нарушенных правоотношений (институт разрешения международных противоречий) и др.

Отрасль международного права — это комплекс однородных норм определенного функционального назначения. В системе международного права различают основные, профильные, традиционные и комплексные отрасли.

Практической целесообразностью руководствуются ученые, когда вводят понятие профильной отрасли — это всеобъемлющий массив норм регулирования конкретного вида международных отношений. Например, в межгосударственных отношениях по освоению космического пространства задействовано нормы права международных договоров, права международных организаций, права внешних отношений и др. Но профильной отраслью в этой сфере выступает международное космическое право. Профильным для международных морских отношений является международное морское право, для сотрудничества в сфере воздушных сообщений — международное воздушное право, в дипломатично-консульских отношениях — право внешних отношений, в деятельности межгосударственных организаций — право международных организаций и др.

Под традиционными отраслями часто имеют в виду те отрасли, которые сложились еще в так называемом классическом («старом») международном праве: дипломатическое право, право международных договоров, международное морское право и др.

Для комплексных отраслей международного права характерно интегральное, «межотраслевое» регулирование складноструктурованих международных отношений. Комплексные отрасли являются особыми ассоциациями норм права, которые могут функционировать в сфере смежных объектов правового регулирования.

Структурными компонентами отраслей международного права являются институты права. Как особый обособленный комплекс (совокупность) норм международного права институт регулирует определенный вид (подвид) международных отношений соответствующей отрасли права. Иногда институты регулируют межотраслевую сферу отношений. В таком случае они не являются составными определенной отрасли и функционируют как межотраслевые, пограничные институты.

Элементарный разделение системы международного права осуществляется на уровне нормы права. Нормы международного права — это общеобязательные, формально выдающиеся правила деятельности субъектов международного права, которые устанавливают для них права и обязанности, реализация которых обеспечивается юридическим механизмом.

В зависимости от юридической силы, функций в механизме международно-правового регулирования, сферы действия, содержания и места в системе права, особенностей связи с конкретной ситуацией или субъектами, их разделяют на императивные (норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только такой же следующей нормой; как правило, однозначно формулирует права и обязанности); диспозитивные (допускают отклонения от нее по взаимному согласию сторон, которых она касается, и если такое отклонение не затрагивает прав и законных интересов третьей стороны); материальные (регулирующие конкретные отношения между субъектами права); процессуальные (регулирующих сам процесс создания и применения международного права); универсальные нормы общего международного права); региональные (характерные для определенного региона); партикулярные (нормы, обязательные для двух-трех субъектов права, или такие, которые действуют в ограниченном пространстве — локальные); цель-норма , что фиксирует желаемое состояние в будущем); принщши (основные идеи, обобщенные правила высшей юридической силы); четко определены нормы (те, что четко формулируют юридические факты, права и обязанности и т.д.); неопределенные (дающие право органам применения права решать дело с учетом конкретных обстоятельств); альтернативные (дают возможность выбрать правило поведения или санкцию); факультативные (дают возможность применить другую (не основной) норму, если при этом не нарушается законность) и т.д.

32.5. Система и принципы международного права

Система международного права — это объективно сложившееся функциональное единство (целостность) взаимодействующих элементов: общепризнанных принципов, норм международного права (договорных и обычно-правовых), а также имеющих нормативный характер решений международных организаций и международных судебных органов; упорядоченных и сгруппированных в институты и отрасли международного права.

Система международного права представляет собой сложноорганизованный комплекс, исходным компонентом которого выступает международно-правовая норма. Нормы объединяются в институт международного права (институт правопреемства государств, институт ответственности государств и т.п.), многие институты составляют отрасли, имеющие собственный предмет регулирования — группу однотипных международных отношений (международное морское право, дипломатическое и консульское право и т.п.). Современное международное право имеет ряд отраслей и институтов, общих для всего сложноорганизованного комплекса: субъекты международного права, нормообразование (источники международного права), принципы международного права, ответственность в международном праве и т.п. Другие отрасли международного права регулируют более специальный вопрос: право между народ ной безопасности, международное воздушное право, международное космическое право, международное право окружающей среды, международная борьба с преступностью, международное экономическое право, право вооруженных конфликтов и т.п.

Нормы международного права в его системе имеют неодинаковую юридическую силу и сферу применения. Более общим характером и наивысшей юридической силой обладают основные принципы международного права, которые являются общепризнанными императивными нормами. Основные принципы международного права — это обязательные для всех его субъектов международно-правовые нормы, имеющие наиболее важное значение для обеспечения нормального функционирования международных отношений, для поддержания международного правопорядка. Основные принципы международного права закреплены прежде всего в Уставе ООН, их содержание раскрывается также в других международно-правовых документах.

1) Принцип равноправия и самоопределения народов. Все государства обязаны уважать право каждого народа свободно определять свой политический статус и осуществлять экономическое, социальное и культурное развитие; государства должны воздерживаться от любых насильственных действий, которые могут помешать народам осуществить процесс самоопределения; содействовать этому процессу путем совместных и самостоятельных мер. Осуществление права самоопределения наций и народов может происходить в различных формах — создание суверенного национального государства, свободное присоединение к другому государству или объединение с ним, установление любого иного политического статуса. Важно, чтобы народ самостоятельно решал свою судьбу, не происходило навязывание ему вариантов, выгодных для какой-либо группы лиц или государств. Равноправие народов означает, что каждый народ, включая малочисленный, вправе добиваться самостоятельности в решении собственных дел, и государства обязаны уважать и гарантировать права любого народа. Этот принцип направлен против колониализма и подчинения народа иностранному господству.

2) Принцип суверенного равенства государств. Он означает уважение суверенитета всех государств, их юридическое равноправие в международных отношениях независимо от различий экономического, политического, социального или иного характера.

3) Принцип неприменения силы или угрозы силой. Все государства обязаны воздерживаться в международных отношениях от угрозы силой или от ее применения любым образом, включая как действия против территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, в качестве средств разрешения территориальных споров, так и организацию вооруженных банд на своей территории, пропаганду войны.

4) Принцип мирного разрешения международных споров. Он означает обязанность государств разрешать все возникающие между ними споры и конфликты только мирными средствами: путем переговоров, примирения, судебного или арбитражного разбирательств и т.п. Если спор не удается решить одним из мирных средств, следует применять другие чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность.

5) Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государства. Этот принцип запрещает вмешательство государств или международной организации во внутренние дела другого государства или других государств (неправомерно вмешательство в осуществление договора, если он не затрагивает права и интересы третьих государств). Однако не все события на территории государства являются его внутренними делами, например, если Совет Безопасности ООН установит, что они угрожают международному миру и безопасности, действия в отношении этих событий со стороны ООН будут правомерны.

6) Принцип сотрудничества (обязанность государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом ООН). Государства обязаны сотрудничать друг с другом в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера; поддерживать международный мир и безопасность независимо от каких-либо различий. Кроме того, государства обязаны сотрудничать с ООН для достижения тех же целей.

7) Принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Государство должно добросовестно выполнять все международные обязательства, принятые им в соответствии с Уставом ООН, вытекающие из международных договоров, из общепризнанных обычных норм и принципов международного права, а также из обязательных решений международных органов и организаций. Принцип запрещает односторонний отказ или пересмотр международных обязательств. Однако на неравноправные договоры и на договоры, противоречащие императивной норме международного права этот принцип не распространяется — такие договоры являются недействительными.

Закрепление перечисленных принципов в Уставе ООН не означает, что в международном праве только семь основных принципов. Декларация о принципах международного права, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1970 году, не ставила своей задач ей дать их полный перечень. В качестве обычно-правовых норм в международном праве постепенно складываются и другие основные принципы, они были сформулированы в 1975 году в Заключительном акте Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе:

8) Принцип нерушимости границ (признание существующих границ между государствами и отказ от каких-либо территориальных притязаний).

9) Принцип территориальной целостности государств — означает недопустимость действий, нарушающих права суверенного государства на его территории и посягательств на территориальную неприкосновенность государства (разработка без согласия государства природных ресурсов, оккупация части территории и т.п.).

10) Принцип всеобщего уважения прав человека. Права и свободы человека подлежат соблюдению во всех государствах в отношении всех лиц без какой-либо дискриминации (независимо от расы, пола, языка и религии). Государство обязано содействовать человеку в защите его прав и свобод, стремиться к устранению нарушений в этой части (в том числе влиять на государство-нарушителя).

Кроме перечисленных основных принципов современного международного права в нем существуют и другие принципы, имеющие более специальное назначение (принципы отдельных отраслей международного права).

Система международного права

Система международного права представляет собой взаимосвязанную и взаимозависимую совокупность следующих ее структурных элементов (компонентов):

– принципов международного права;

– институтов международного права;

– отраслей международного права.

Ядром (центром) системы международного права являются основные принципы международного права, закрепленные в Уставе ООН 1945 г., Декларации «О принципах международного права» 1970 г., Заключительном Акте Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и иных источниках международного права.

Международно-правовые нормы – это правила поведения субъектов международного права, созданные ими на основе добровольного волеизъявления их воль в целях регулирования международных межгосударственных отношений в различных сферах международного сотрудничества. Нормы международного права содержатся в международных соглашениях и носят общеобязательный для всех субъектов международных отношений характер.

Классификация международно-правовых норм имеет ярко выраженный условный характер. Их можно классифицировать на:

императивные (общеобязательные) и диспозитивные (предусматривающие свободу выбора правил поведения для субъектов международного права);

персонифицированные (адресованные узкому кругу участников международных отношений, например, содержащиеся в двусторонних международных соглашениях) и не персонифицированные (адресованные всем без исключения субъектам международного права, являющиеся общеобязательными, за невыполнение которых могут последовать меры международно-правовой ответственности).

Институты международного права – это комплекс (совокупность) международно-правовых норм, касающихся разнообразных отношений субъектов международного права по какому-либо объекту международно-правового регулирования либо регламентирующие, устанавливающие международно-правовой статус или режим использования определенного района, объекта, сферы или пространства. Например, институт открытого моря, институт международно-правовой ответственности, правопреемства государств и др.

Институты международного права могут быть классифицированы на две группы:

общие для всего международного права институты, например, международно-правовой ответственности, международного правопреемства;

отраслевые институты, т.е. функционирующие лишь в рамках одной отрасли международного права, например, институты территориального и открытого моря в международном морском праве.

Отрасли международного права – это более объемный компонент системы международного права, включающий в себя следующие взаимосвязанные друг с другом категории: международно-правовые нормы, отраслевые принципы и институты, регулирующие международные межгосударственные отношения только лишь в одной, более широкой сфере сотрудничества субъектов международного права.

Отрасли международного публичного права можно классифицировать па две группы:

традиционные, которые сформировались в таковые достаточно давно, например, право международных договоров, право международной безопасности, международное экономическое право, права человека и др.;

молодые отрасли международного права, сложившиеся в таковые относительно недавно: международное экологическое право, международное космическое право и др.

Можно выделить следующие основные особенности современной системы международного права.

1. Все выше перечисленные элементы (компоненты) системы международного права базируются на основных принципах международного права, которые представляют собой логическую, целостную систему основополагающих, императивных и универсальных норм международного права. Они составляют фундамент всей системы современного международного публичного права, им не может противоречить ни одна норма международного права, а наоборот, должны основываться на них.

2. В своей совокупности все структурные компоненты (элементы) системы международного права образуют логическую, взаимосвязанную и целостную систему, в которой каждый компонент (элемент) регламентируется в определенных международных соглашениях.

3. Современная система международного права представляется весьма динамичной категорией, поскольку все изменения, которые происходят в рамках современных международных отношений, безусловно, отражаются в международных соглашениях.

4. Степень реализации всех компонентов системы международного права зависит нс только от добросовестного выполнения собственных международных обязательств субъектов международного права в рамках двухсторонних и многосторонних соглашений, но и обеспечения применения принципов международного права, от уровня международно-правовой культуры субъектов международного права. Только в этом случае возможно достижение глобальной цели международного права – обеспечение всеобщего мира и международной безопасности.

Популярное:

  • Земельное право как отрасль права принципы Система земельного права. Земельное право как отрасль науки и как учебная дисциплина Система земельного права - совокупность правовых институтов, каждый из которых состоит из группы юридических норм, регулирующих однородные земельные отношения, обладающие […]
  • Сколько стоит госпошлина на водительские права в гаи 2018 Стоимость госпошлины на получение водительского удостоверения Внесение госпошлины за водительское удостоверение является обязательным этапом получения прав. Ее необходимо оплачивать после того, как водитель успешно сдаст в ГИБДД все экзамены. У […]
  • Земельный участок дедовск Земельный участок дедовск Метр квадратный – Вся недвижимость России Недвижимость Подмосковья Земельные участки в Подмосковье Дедовск Волоколамское шоссе 20 км от МКАД, Дедовск, СНТ Прожектор. Участок 6.7 соток. Населенный пункт: Дедовск […]
  • Кредитование под залог недвижимости в москве Кредит под залог недвижимости - Инвестиционная компания «М-Инвестор» Предоставление кредитов под залог недвижимости является одним из приоритетных видов деятельности нашей организации. Имея солидный опыт работы в сфере залогового кредитования и операций с […]
  • Общество защиты прав потребителей бобруйск Общество защиты прав потребителей бобруйск Главная Власть / Исполнительная власть / Заместители председателя Первый заместитель председателя ­ городского исполнительного комитета­ КОВЕЛЬ Олег Валерие­вич­ ­Осуществляет общее руководство […]
  • Перечень документов ипотека материнский капитал Ипотека в Сбербанке под материнский капитал В перечне финансовых учреждений Российской Федерации, имеющих право на работу с материнским капиталом, Сбербанк по праву занимает одно из ведущих мест. Главный плюс использования данного вида пособия в Сбербанке — […]
  • Перечень документов вид на жительство в россии уфмс Получаем ВНЖ: перечень необходимых документов в 2018 году Получение вида на жительство предусматривает определенную процедуру работы с документами. Как правило, список необходимых заявлений и сертификатов одинаковый для всех категорий иностранцев, желающих […]
  • 42 юриста переуступка долга имексбанка компании дасти 42 юриста переуступка долга имексбанка компании дасти Судебное административное дело "Имэксбанк - Компания Дасти": определение от 16.12.2015 (04.01.2015) Судебный процесс "Имэксбанк - Компания Дасти": варианты развития. Что делать заемщику? (14.08.15) […]
Система международного права п