Школьный портал для учителей и учеников
Самостоятельная работа по биологии 9 класс 1 четверть Школа России
04 Дек 2015 Ваш отзыв Биология
Часть А.Выберите один правильный ответ.
1. Какой фенотип можно ожидать у потомства двух морских свинок с белой шерстью
1) 100% белые 2) 25% белых особей и 75% черных
1)Половые хромосомы 2)Все хромосомы особи
3)Генотип + фенотип 4)Соматические хромосомы
3.Сцепленное с полом наследование определяется расположением гена в
1)В определенном локусе хромосом 2)Половой хромосоме 3)Аутосоме
4.Третий закон Менделя:
1)Описывает моногибридное скрещивание
2)Это закон независимого наследования признаков
5.При полном доминировании рецессивный ген подавляется доминантным
1)Часто 2)Иногда 3)Всегда 4)Никогда
6. В основе создания новых пород сельскохозяйственных животных лежит:
правильное содержание организмов;
скрещивание и искусственный отбор;
влияние на организмы условий среды;
правильное кормление.
7. Согласно закону гомологических рядов наследственной изменчивости близкие виды:
не могут скрещиваться;
могут иметь сходные наследственные изменения;
не могут иметь сходные наследственные изменения;
могут долго существовать на одной территории.
8. Центром происхождения культурного растения является регион, в котором:
данный вид возделывается наиболее интенсивно;
данный вид наиболее востребован;
отмечается наибольшее генетическое разнообразие данного вида;
климатические условия для этого вида наиболее благоприятны.
9. Результатом естественного отбора не является:
многообразие органического мира;
приспособленность организмов к среде обитания;
многообразие пород домашних животных;
появление новых видов.
10. Предупреждающая окраска у животных:
делает животных менее заметными;
отпугивает самцов своего вида;
делает животных похожими на неживые предметы;
отпугивает врагов.
11. Сходство зародышей позвоночных на ранних стадиях развития является примером доказательств:
эмбриологических; 3) сравнительно-анатомических;
палеонтологических; 4) биохимических.
12. Филогенетический ряд лошади — пример доказательств эволюции:
биохимических; 3) палеонтологических;
биогеографических; 4) эмбриологических.
13. Наибольшее сходство в строении ДНК будет наблюдаться у организмов:
обитающих в одной среде;
ведущих ночной образ жизни;
имеющих общее происхождение;
питающихся сходной пищей.
Часть В.Вставьте пропущенные слова.
В1.Факторы, порождающие мутации – это …
Часть С. Задачи. С1.У человека шестипалость является доминантным геном по отношению к пятипалости. Какова вероятность рождения пятипалого ребенка в семье, где оба родителя гетерозиготные шестипалые?
Тест по биологии, помогите пожалуйста !
Часть А. Выберите один правильный ответ.
А1.
Какой фенотип можно ожидать у потомства двух морских свинок с белой шерстью
1)
100% белые 2) 25% белых особей и 75% черных
А2.Укажите
вид взаимодействия аллелей, при котором гибриды первого поколения отличаются
по
фенотипу от обеих гомозиготных родительских особей
1)Половые хромосомы 2)Все хромосомы
особи
3)Генотип +
фенотип 4)Соматические хромосомы
А4.Пол потомства определяется
1)Типом
яйцеклетки 2)Типом сперматозоида
3)Случайно 4)Временем оплодотворения
А5.Сцепленное с полом наследование определяется расположением гена в
1)В определенном
локусе хромосом
1)Это скрещивание
по двум парам аллельных генов
2)Принципиально отличается
от моногибридного
2)Это закон
независимого наследования признаков
1)Проводят с
целью выяснения генотипа особи
2) Скрещивание
любой особи с гетерозиготной
А9.При полном
доминировании рецессивный ген подавляется доминантным
1)Часто 2)Иногда
3)Всегда 4)Никогда
А10.Какой закон проявляется во втором
поколении при моногибридном скрещивании?
Часть В. Вставьте пропущенные слова.
В1.Факторы, порождающие мутации – это …
В2Норма реакции – это пределы
…изменчивости. Она определяется генотипом и поэтому …из поколения в поколение.
С1.У человека шестипалость
является доминантным геном по отношению к пятипалости. Какова вероятность
рождения пятипалого ребенка в семье, где оба родителя гетерозиготные
шестипалые?
С2.У
человека ген мелковьющихся волос является геном неполнонго доминирования по отношению к гену
прямых волос. Какого типа волосы можно ожидать у детей, если в брак
вступили мужчина с прямыми волосами и женщина с волнистыми
Тест по теме «Генетика»
Контрольная работа для учащихся 9 класса по главе «Основы учения о наследственности и изменчивости» по учебнику Пономаревой
Просмотр содержимого документа
«Тест по теме «Генетика»»
9 класс КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по теме «ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ»
Часть А. Выберите один правильный ответ
1) место гена в хромосоме 2) общее количество генов в хромосоме
3) форма существования гена 4) гомологичная хромосома
А2. Моногибридное гомозиготное скрещивание записывается следующим образом:
АА х аа 2) ААВВ х вваа 3) Аа х аа 4) АаВа х аавв
А3.Способность организма передавать особенности строения, функции своему потомству, —
А4. Способность организмов воспроизводить себе подобных —
А5.Совокупность генов в диплоидном наборе хромосом организма человека называют –
А6. Укажите генотип гетерозиготной особи
А7.Признак, проявляющийся у гибридов и подавляющий развитие другого признака, называют
А8. Второй закон Г. Менделя называется законом
1) чистоты гамет
4) неполного доминирования
А9. Полный ответ
Какова вероятность рождения детей с веснушками у супружеской пары, если генотип женщины Аа, а у мужчины – аа (А-наличие веснушек)
А10. Если родительские организмы отличаются друг от друга по одному признаку, скрещивание называется:
А11. Если гены расположены в разных парах негомологичных хромосом, то проявляется закон:
1)неполного доминирования 2)полного доминирования
3)независимого наследования 4)расщепление признаков
А12. Сцепленными называют гены, находящиеся в:
1) одной хромосоме
2) половых хромосомах
3) гомологичных хромосомах
А13. Пределы, в которых возможно изменение признаков генотипа, называются:
нормой реакции 2) модификацией
3) фенотипом 4) мутацией
А14. Женские хромосомы (у человека):
1) ХХ; 2) ХY; 3) Х0; 4) YХ.
А15.Какие гены называют неаллельными?
1) Гены, которые находятся в одной хромосоме
2) Гены, которые находятся в половых хромосомах
3) Гены, которые находятся в разных негомологичных хромосомах
4) Гены, которые находятся в гомологичных хромосомах
Часть В.Вставьте пропущенные слова
В1.Факторы, порождающие мутации – это …
В2. Норма реакции – это пределы …изменчивости. Она определяется генотипом и поэтому …из поколения в поколение.
В3. ____ — это патологическое состояние организма, которые возникают в результате мутации в каком-либо гене.
В4. Срещивание по двум и более признаком называется ______.
Часть С. Решить задачи
С1. Черный цвет щетины у свиней доминирует над рыжим. Какое потомство следует ожидать от скрещивания черной свиньи с генотипом FF и черного хряка с генотипом Ff?
Нормальный слух у человека обусловлен доминантным геном S, а наследственная глухонемота определяется рецессивным геном s. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребенок. Определите генотипы родителей
9 класс КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по теме «ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ»
Часть А. Выберите один правильный ответ
А1. Какой фенотип можно ожидать у потомства двух морских свинок с белой шерстью (рецессивный признак)?
1) 100% белые 2) 25% белых особей и 75% черных
3) 50% белых особей и 50% черных 4) 100% черные особей
А2. Какие хромосомы называются аутосомами?
1) Все хромосомы в клетках мужских и женских организмов
2) Все хромосомы в клетках мужских и женских организмов, за исключением половых
3) Отдельные хромосомы в клетках мужских и женских организмов
4) Половые хромосомы в клетках мужских и женских организмов
А3. Кариотип – это:
1) половые хромосомы
2) все хромосомы особи
3) генотип + фенотип
4) соматические хромосомы
А4. Пол потомства определяется
1) типом яйцеклетки
2) типом сперматозоида
4) временем оплодотворения
А5. Сцепленное с полом наследование определяется расположением гена в
1) в определенном локусе хромосом
2) половой хромосоме
А6. Дигибридное скрещивание:
1) это скрещивание по двум парам аллельных генов
2) принципиально отличается от моногибридного
3) это скрещивание по одному признаку
4) это скрещивание по разным признакам
А7. Анализирующее скрещивание:
1) проводят с целью выяснения генотипа особи
2) скрещивание любой особи с гетерозиготной
3) скрещивание любой особи с гомозиготной
4) скрещивание двух и более гомозиготных особей
А8. Какой закон проявляется во втором поколении при моногибридном скрещивании?
1) взаимодействия генов
3) полного доминирования
4) неполного доминирования
А9. Совокупность генов всех особей в популяции – это:
1) генотип 2) кариотип 3) ген
А10. Если родительские организмы отличаются друг от друга по двум и более признакам, скрещивание называется:
А11. При скрещивании родительских растений ночной красавицы из чистых линий с красными и белыми цветками все гибриды имели розовую окраску цветков. Это явление называют:
1) полным доминированием 2) неполным доминированием
3) полимерным доминированием 4) кодоминированием
А12. Фенотип особи – это:
1) совокупность всех признаков организма, за исключением наследственного материала
2) совокупность всех признаков популяции
3) совокупность признаков вида
4) совокупность признаков рода
А13. Буквой «Р» обозначают:
1) скрещивание; 2) родителей; 3) потомство; 4) пол.
А14. Знаком «×» обозначают:
1) мужчин; 2) женщин; 3) гены; 4) скрещивание.
А15. Дигибридное гетерозиготное скрещивание записывается следующим образом:
АА х аа 2) ААВВ х вваа 3) Аа х аа 4) АаВа х АаВв
Часть В. Вставьте пропущенные слова
В1. Хромосомы, одинаковые у обоих полов, называются_________________, а одна пара различных хромосом называется ___________________.
В2. Все хромосомы, кроме половых, называются — …. .
В3. Тип взаимодействия аллельных генов, при котором у гетерозиготных организмов проявляются оба аллельных гена называется _________.
В4. ______- изменчивость организма, возникающая под действием факторов внешней среды и не затрагивающая генотип.
Часть С Решить задачи:
С1. У человека альбинизм – аутосомный рецессивный признак. Мужчина альбинос женился на женщине с нормальной пигментацией. У них родилось двое детей – нормальный и альбинос. Определить генотипы всех указанных членов семьи.
С2. При скрещивании между собой растений красноплодной земляники всегда получаются растения с красными ягодами, а белоплодной – с белыми. В результате скрещивания обоих сортов получаются розовые ягоды. Какое потомство получится при опылении красноплодной земляники пыльцой растения с розовыми ягодами?
Побиологии.рф
Сцепленное наследование. Генетика пола.
В 1911 —1912 годах Т. Морган и сотрудники проверили проявление третьего закона Менделя на мухах-дрозофилах. Они учитывали две пары альтернативных признаков: серый (В) и черный (Ь) цвет тела и нормальные (V) и короткие (v) крылья. При скрещивании гомозиготных особей с серым цветом тела и нормальными крыльями с мухами с черным цветом тела и короткими крыльями получили единообразие гибридов первого поколения — мух с серым телом и нормальными крыльями. Подтвердился I закон Менделя.
Далее Морган решил провести анализирующее скрещивание гибридов первого поколения. Рецессивную гомозиготную самку он скрестил с дигетерозиготным самцом.
Морган ожидал получить, согласно третьему закону Менделя, мух четырех разных фенотипов в равном количестве (по 25%), а получил двух фенотипов (по 50% каждого). Морган пришел к выводу, что поскольку у организмов генов много, а хромосом относительно мало, то, следовательно, в каждой хромосоме содержится большое количество генов, и гены, локализованные в одной хромосоме, передаются вместе (сцепленно). Цитологические основы этого явления можно пояснить следующей схемой (рис. 1). Одна из пары гомологичных хромосом содержит два доминантных гена (BV), а другая — два рецессивных (bv). При мейозе хромосома с генами BV попадет в одну гамету, а хромосома с генами bv в другую.
Рис. 1. Схема расхождения гомологичных хромосом в мейозе при полном сцеплении.
Таким образом, у дигетерозиготного организма образуются не четыре типа гамет (когда гены расположены в разных хромосомах), а только два, и, следовательно, потомки будут иметь два сочетания признаков (как у родителей).
Гены, локализованные в одной хромосоме, обычно передаются вместе и составляют одну группу сцепления. Так как в гомологичных хромосомах локализованы аллельные гены, то группу сцепления составляют две гомологичные хромосомы, и, следовательно, количество групп сцепления соответствует количеству пар хромосом (или гаплоидному числу хромосом). Так, у мухи-дрозофилы всего 8 хромосом — 4 труппы сцепления, у человека 46 хромосом — 23 группы сцепления.
Если гены, локализованные в одной хромосоме, передаются всегда вместе, то такое сцепление называется полным. Однако при дальнейшем анализе сцепления генов было обнаружено, что в некоторых случаях оно может нарушаться. Если дигетерозиготную самку мухи-дрозофилы скрестить с рецессивным самцом, результат будет следующий:
Морган предполагал получить опять мух четырех фенотипов по 25%, а получил потомков четырех фенотипов, но в другом соотношении: по 41,5% особей с серым телом и нормальными крыльями и с черным телом и короткими крыльями и по 8,5% мух с серым телом и короткими крыльями и с черным телом и нормальными крыльями. В этом случае сцепление генов неполное, т.е. гены, локализованные в одной хромосоме, не всегда передаются вместе. Это связано с явлением кроссинговера, которое заключается в обмене участками гомологичных хроматид в процессе их конъюгации в профазе мейоза I (рис. 2). Кроссинговер у гетерозиготных организмов приводит к перекомбинации генетического материала.
Рис. 2. Схема кроссинговера
Каждая из образовавшихся хроматид попадает в отдельную гамету. Образуются 4 типа гамет, но в отличие от свободного комбинирования их процентное соотношение будет неравным, так как кроссинговер происходит не всегда. Частота кроссииговера зависит от расстояния между генами: чем больше расстояние, тем чаще может происходить кроссинговер. Расстояние между генами определяется в процентах кроссииговера — 1 морганида равна 1 % кроссинговера.
Итак, свободное комбинирование генов, согласно третьему закону Менделя, происходит в том случае, когда исследуемые гены расположены в разных хромосомах. Неполное сцепление наблюдается тогда, когда происходит перекомбинация генов (кроссинговер), расположенных в одной хромосоме. Если гены расположены в одной хромосоме и кроссинговер не происходит, сцепление будет полным. Кроссинговер имеет место у всех растений и животных, за исключением самца мухи-дрозофилы и самки тутового шелкопряда.
Основные положения хромосомной теории наследственности:
— гены расположены в хромосомах линейно в определенных локусах (участках); аллельные гены занимают одинаковые локусы в гомологичных хромосомах;
—гены гомологичных хромосом образуют группу сцепления; число их равно гаплоидному набору хромосом;
—между гомологичными хромосомами возможен обмен аллельными генами (кроссинговер);
—расстояние между генами пропорционально проценту кроссииговера и выражается в морганидах.
Пол организма — это совокупность признаков и анатомических структур, обеспечивающих половой путь размножения и передачу наследственной информации.
В определении пола будущей особи ведущую роль играет хромосомный аппарат зиготы — кариотип. Различают хромосомы, одинаковые для обоих полов — аутосомы, и половые хромосомы.
В кариотипе человека содержится 44 аутосомы и 2 половых хромосомы — Х и Y. За развитие женского пола у человека отвечают две Х-хромосомы, т. е. женский пол гомогаметен. Развитие мужского пола определяется наличием Х- и Y-хромосом, т. е. мужской пол гетерогаметен. Сочетание половых хромосом в зиготе определяет пол будущего организма (рис. 3).
Рис. 3. Схема определения пола у человека. Половина сперматозоидов несет X -хромосому, а другая половина — Y -хромосому. Пол ребенка зависит от того, какой сперматозоид оплодотворит яйцеклетку
У всех млекопитающих, человека и мухи-дрозофилы, гомогаметным является женский пол, а гетерогаметным — мужской. У птиц и бабочек, наоборот, гомогаметен мужской пол, а женский — гетерогаметен.
Признаки, сцепленные с полом
Это признаки, которые кодируются генами, находящимися на половых хромосомах. У человека признаки, кодируемые генами Х-хромосомы, могут проявляться у представителей обоих полов, а кодируемые генами Y-хромосомы — только у мужчин.
Следует иметь в виду, что в мужском генотипе только одна Х-хромосома, которая почти не содержит участков, гомологичных с Y-хромосомой, поэтому все локализованные в Х-хромосоме гены, в том числе и рецессивные, проявляются в фенотипе в первом же поколении.
В половых хромосомах содержатся гены, регулирующие проявление не только половых признаков. Х-хромосома имеет гены, отвечающие за свертываемость крови, цветовое восприятие, синтез ряда ферментов. В Y-хромосоме содержится ряд генов, контролирующих признаки, наследуемые по мужской линии (голандрические признаки): волосистость ушной раковины, наличие кожной перепонки между пальцами и др. Известно очень мало генов, общих для Х- и Y-хромосом.
Различают Х-сцепленное и Y-сцепленное (голандрическое) наследование.
Х-сцепленное наследование
Так как Х-хромосома присутствует в кариотипе каждого человека, то и признаки, наследуемые сцеплено с Х-хромосомой, проявляются у представителей обоих полов. Женщины получают эти гены от обоих родителей и через свои гаметы передают их потомкам. Мужчины получают Х-хромосому от матери и передают ее своему потомству женского пола.
Различают Х-сцепленное доминантное и Х-сцепленное рецессивное наследование. У человека Х-сцепленный доминантный признак передается матерью всему потомству. Мужчина передает свой Х-сцепленный доминантный признак лишь своим дочерям. Х-сцепленный рецессивный признак у женщин проявляется лишь при получении ими соответствующего аллеля от обоих родителей. У мужчин он развивается при получении рецессивного аллеля от матери. Женщины передают рецессивный аллель потомкам обоих полов, а мужчины — только дочерям.
При Х-сцепленном наследовании возможен промежуточный характер проявления признака у гетерозигот.
Y-сцепленные гены присутствуют в генотипе только мужчин и передаются из поколения в поколение от отца к сыну.
Сцепленное с полом наследование определяется расположением гена
Цель. Изучить основные положения хромосомной теории наследственности Т.Х. Моргана. Ознакомиться с методами картирования хромосом человека. Научиться определять расстояние между генами, решать задачи на аутосомное сцепление и сцепленное с полом наследование.
Задание для студентов
Работа 1. Расположение генов в хромосомах при сцепленном наследовании
Изучите и зарисуйте рис. 15.
Рис. 15. Полное и неполное сцепление генов:
а — полное сцепление (гены А и В тесно сцеплены); б — неполное сцепление (расстояние между генами А и В 10 морганид)
Работа 2. Частоты генотипов при анализирующем скрещивании дигетерозигот в случаях независимого и сцепленного наследования
Изучите и перепишите таблицу.
Работа 3. Определение расстояния между генами по результатам анализирующего скрещивания Задача. Черные мухи-дрозофилы с короткими крыльями (рецессивные признаки) скрещены с серыми длиннокрылыми (доминантные признаки). Затем самки F1 были скрещены с черными самцами, имеющими короткие крылья. В F2 получено: серых длиннокрылых — 1840 особей, серых с короткими крыльями — 1255, черных длиннокрылых — 1145, черных с короткими крыльями — 1760 особей.
Вычислите расстояние между генами в морганидах по результатам анализирующего скрещивания, используя формулу:
где X-% кроссинговера; а — количество некроссоверных форм; в — количество кроссоверных форм.
Работа 4. Определение порядка расположения генов в хромосоме
Определите порядок расположения генов в хромосоме, если известно, что расстояния между генами равны:
А-В — 3 морганиды; В-С — 5 морганид; А-С — 8 морганид; С-В — 2 морганиды;
А-О — 6 морганид; В-Е — 17 морганид; С-Е — 12 морганид.
Составьте карту хромосомы с учетом того, что А-В = m, В-С = n, тогда А-С = (m + n) или (m — n).
Работа 5. Хромосомный механизм определения пола
Пол большинства организмов определяется сочетанием половых хромосом, которое возникает в зиготе в процессе оплодотворения. При изучении хромосом половых и соматических клеток животных было установлено, что самцы и самки различаются по набору хромосом. Это различие связано с половыми хромосомами, которых в соматических клетках любой особи две. Пол, имеющий две одинаковые половые хромосомы, называется гомогаметным. Пол, у которого половые хромосомы разные, — гетерогаметным.
Изучите и перепишите таблицу.
Работа 6. Геном человека
Международная программа «Геном человека» явилась одним из наиболее значительных научных достижений в настоящее время. Основные результаты программы:
• полностью расшифрована последовательность нуклеотидов ДНК человека (около 3 млрд пар нуклеотидов);
• определено около 30 тыс. генов; получены сведения об их строении, функционировании;
• созданы библиотеки генов, позволяющие использовать отдельные гены человека в генной инженерии и генной терапии;
• выявлены нарушения в генах, являющиеся причиной наследственных заболеваний человека;
• усовершенствованы способы диагностики генных заболеваний, стала возможной генетическая паспортизация.
Огромный объем полученной информации сделал невозможными традиционные способы ее обработки и хранения. Для того, чтобы опубликовать данные о последовательности ДНК человека, потребовалось бы напечатать 1,5 тыс. томов по 1000 страниц в каждом, поэтому результаты заносятся в электронные базы данных (Pub Med и Medline). Доступ к этой информации позволяет быстро получить любые данные по геному человека.
Электронная база данных позволяет получить через Интернет информацию о любой хромосоме человека: на цитогенетической карте хромосом указаны гены, расположенные в определенном ее плече и сегменте. Дополнительный запрос дает информацию о конкретном гене и кодируемом им белке, включая последовательность нуклеотидов и последовательность аминокислот в белке.
Ознакомьтесь с генетическими картами хромосом, указывающими расположение аномалий начального отдела пищеварительной системы человека. На рис. 16 представлена локализация этих заболеваний в хромосомах человека.
Рис. 16. Генетические карты хромосом с генами аномалий начального отдела пищеварительной системы человека:
а — Х-хромосома; б — 1-я хромосома; в — 4-я хромосома; г — 10-я хромосома; д — 13-я хромосома; е — 17-я хромосома
Работа 7. Сцепленное с полом наследование
Изучите, как определяют сцепленное с полом наследование, и перепишите задачу.
При наследовании генов, расположенных в половых хромосомах, наблюдается неравномерное распределение этих генов и соответствующих им фенотипических признаков между потомками разных полов. Так, у потомков женского пола нет генов, локализованных в Y-хромосоме (голандрический характер наследования — гены передаются только по мужской линии), а к потомкам мужского пола попадают только материнские аллели генов, локализованных в Х-хромосоме. Наследование признаков, гены которых локализованы в Х-хромосоме, наследуется сцеплено с полом. Сцепленное с полом наследование происходит крестнакрест (крис-кросс): сыновья наследуют фенотипический признак матери, а дочери — признак отца.
Для определения, в какой хромосоме локализован ген (в аутосоме или Х-хромосоме), проводят реципрокное скрещивание. В каждом из этих скрещиваний родительские организмы разного пола имеют противоположные варианты анализируемого признака. Например, у дрозофил скрещиваются красноглазые самки с белоглазыми самцами; белоглазые самки с красноглазыми самцами. Если потомки мужского пола будут иметь признак, характерный для женского пола родительского поколения, можно утверждать, что соответствующий ген локализован в Х-хромосоме.
Работа 8. Решите задачи на аутосомное сцепление и сцепленное с полом наследование
1. Слияние нижних молочных резцов наследуется по аутосомнодоминантному типу. Ген находится в 17-й хромосоме. В этой же хромосоме на расстоянии 30 морганид локализован рецессивный ген
конической формы зубов. Какова вероятность рождения детей с двумя аномалиями, если известно, что каждый из родителей имел одну аномалию, полученную от одного из родителей?
2. Одна из форм дефекта зубной эмали контролируется доминантным геном, расположенным в первой хромосоме, в этой же хромосоме расположен рецессивный ген расщелины верхней губы. Гены тесно сцеплены между собой. Что можно ожидать в потомстве: отсутствие аномалий, проявление двух или одной аномалии, если у отца присутствуют обе аномалии, а мать здорова и гомозиготна?
3. У человека тремы и нарушение прикуса наследуются сцепленно, как аутосомно-доминантные признаки. Гены данных аномалий расположены в 3-й паре хромосом на расстоянии 12 морганид. Какова вероятность рождения детей с двумя аномалиями в семье, где отец здоров и гомозиготен, а мать имеет обе аномалии, одну из которых она получила от одного родителя, а другую — от другого?
4. В семье, где родители здоровы, родился ребенок с аномалией полости рта: расщелиной твердого нёба и гипоплазией гортани. Определите, как наследуются признаки, если гены тесно сцеплены и находятся в 22-й хромосоме. Какова вероятность рождения второго ребенка с этими аномалиями?
5. Отсутствие верхних боковых резцов наследуется как рецессивный признак, сцепленный с Х-хромосомой. Отосклероз — аутосомнодоминантный признак с пенетрантностью 30%. Определите вероятность рождения детей с двумя аномалиями, если:
а) мать дигетерозиготна, отец нормален в отношение этих признаков;
б) мать нормальна в отношение этих признаков, отец страдает отосклерозом и не имеет верхних боковых резцов.
6. Одна из форм дефекта зубной эмали контролируется доминантным геном, локализованным в Х-хромосоме. Какова вероятность рождения детей с этим заболеванием, если оно имелось:
7. Гипоплазия зубной эмали наследуется как сцепленный с Х-хромосомой доминантный признак. В семье, где оба родителя страдали отмеченной аномалией, родился сын с нормальными зубами. Каким будет их второй сын?
8. У человека в Y-хромосоме локализован ген, определяющий развитие перепонки между II и III пальцами ног. Определите, какие будут дети и внуки у мужчины, имеющего этот признак, и здоровой женщины.
9. Аллергическое заболевание — геморрагический диатез у человека наследуется как рецессивный признак. Аллели этого гена расположены в Х-хромосоме и в Y-хромосоме. Каких детей можно ожидать от брака больной женщины и здорового мужчины?
10. Потемнение зубов может определяться двумя доминантными генами, один из которых расположен в аутосоме, другой в Х-хромосоме. В семье родителей, имеющих темные зубы, родились дочь и сын с нормальным цветом зубов. Определите вероятность рождения в этой семье следующего ребенка без аномалий, если установлено, что темные зубы матери обусловлены лишь геном, сцепленным с Х-хромосомой, а темные зубы отца — аутосомным геном, по которому он гетерозиготен.
Выберите один правильный ответ.
1. КОЛИЧЕСТВО ГРУПП СЦЕПЛЕНИЯ У ЧЕЛОВЕКА:
2. НАРУШАЕТ СЦЕПЛЕНИЕ ГЕНОВ:
1. Репликация ДНК
3. Конъюгация хромосом
3. Х-СЦЕПЛЕННЫМИ ПРИЗНАКАМИ МОГУТ ОБЛАДАТЬ:
1. Только женщины
2. Только мужчины
3. Женщины и мужчины с равной вероятностью
4. Женщины и мужчины с разной вероятностью
Выберите несколько правильных ответов.
4. ЕСЛИ В АУТОСОМЕ РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ ГЕНАМИ А И В СОСТАВЛЯЕТ 40 МОРГАНИД, ТО ДИГЕТЕРОЗИГОТНЫЙ
ОРГАНИЗМ ОБРАЗУЕТ КЛАССОВ ГАМЕТ:
1. По 25% всех типов
2. 60% некроссоверных
3. 40% некроссоверных
4. 20% кроссоверных
5. 40% кроссоверных
5. КОЛИЧЕСТВО ГЕНОВ, СЦЕПЛЕННЫХ С Х-ХРОМОСОМОЙ
2. Может меняться
3. Такое же, как сцепленных с Y-хромосомой
4. Больше, чем сцепленных с Y-хромосомой
6. У МУЖЧИН ЧАЩЕ, ЧЕМ У ЖЕНЩИН, ВСТРЕЧАЮТСЯ
7. В СЕМЬЕ, ГДЕ ОБА РОДИТЕЛЯ СТРАДАЮТ ДАЛЬТОНИЗМОМ, ДЕТИ МОГУТ БЫТЬ:
1. Девочки только здоровые
2. Мальчики только здоровые
3. 100% больных девочек
4. 100% больных мальчиков
8. В СОМАТИЧЕСКИХ КЛЕТКАХ МУЖСКИХ ОСОБЕЙ НАБОР
ПОЛОВЫХ ХРОМОСОМ МОЖЕТ БЫТЬ:
9. ПРИ СКРЕЩИВАНИИ АаВb x aabb У ГИБРИДОВ ПЕРВОГО ПОКОЛЕНИЯ ВОЗМОЖНО РАСЩЕПЛЕНИЕ:
1. Независимое наследование
2. Полное сцепление
3. Неполное сцепление
а) АаВb: АаВb: ааbb: ааbb
в равном соотношении
б) АаВb: АаВb: ааbb: ааbb в разном соотношении
в равном соотношении
г) АаВb: ааbb в равном соотношении
3. Клоп Рrо1епоr
Биология / Под ред. В.Н. Ярыгина. — М.: Высшая школа, 2001. — Кн. 1. — С. 115-117, 137, 138, 212-218, 226, 227, 231-233.
Пехов А.П. Биология и общая генетика. — М.: Изд-во РУДН, 1993. — С. 83, 84, 131-143, 187-190.
Горбунова В.Н., Баранов В.С. Введение в молекулярную диагностику и генотерапию наследственных заболеваний. — СПб.: Специальная литература, 1997.
Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. — Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 2002.
Козлова С.И., Демикова Н.С. Наследственные синдромы и медикогенетическое консультирование. — М.: Товарищество научных изданий
Урок по теме «Генетика пола. Сцепленное с полом наследование»
Разделы: Биология
Цели:
- сформировать знания о хромосомном определении пола, сцепленном с полом наследовании признаков, за которые отвечают гены, локализованные в половых хромосомах;
- продолжить формирование навыков решения генетических задач;
- сформировать у учащихся познавательный интерес к изучению научных проблем и проблем здоровья, связанных с генетикой пола.
Задачи (планируемые результаты обучения):
Базисный уровень: знать группы хромосом (аутосомы и половые хромосомы). Знать механизм наследования признаков, сцепленных с полом.
Продвинутый уровень: приводить примеры к живой природе признаков, сцепленных с полом. Уметь решать задачи на сцепленное с полом наследование.
Репродуктивный: давать определения терминам. Называть группы хромосом.
Продуктивный: характеризовать группы хромосом (аутосомы и половые хромосомы), механизм наследования признаков, сцепленных с полом. Приводить примеры признаков, сцепленных с полом. Решать задачи на сцепленное с полом наследование.
2. Развивающая – развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с разными источниками информации; использование приобретенных знаний и умений для решения поставленных задач на разных уровнях
3. Воспитательная – воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, сознательного отношения к проблемам в здоровье людей, связанных с наследованием признаков, гены которых лежат в половых хромосомах.
Оборудование: таблица, схема на с. 115 учебника, диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Общая биология»
I. Организационный этап
– приветствие
– знакомство
– целеполагание
II. Повторение изученного материала, актуализация опорных знаний
Вопросы:
– В чем суть сцепленного наследования генов?
– Формулировка закона Т. Моргана.
III. Новый материал:
На доске записаны 2 проблемных вопроса, термины, изучаемые в ходе урока.
1) Постановка проблемы 1:
Чем отличается один пол от другого?
Элементы предполагаемого ответа:
- У некоторых организмов различий пола нет (простейшие, бактерии)
- Существуют обоеполые организмы – гермафродиты (формирующие и женские и мужские половые клетки) – плоские и кольчатые черви
- У некоторых организмов пол формируется в зависимости от условий среды и поведения (морской кольчатый червь Бонеллия зеленая – КП, низшее ракообразное Дафния – КП, некоторые рыбы)
- У большинства организмов пол формируется в момент оплодотворения и зависит от соотношения половых хромосом, попавших в зиготу.
Примеры:
1. КП – хромосомные наборы мужчины и женщины (уровень половых различий субклеточный), Термины: аутосомы, половые хромосомы, запись набора хромосом:
У женщины: 44А, ХХ;
У мужчины: 44А, ХУ
2. КП – механизм определения пола у человека, гомогаметный и гетерогаметный пол. Половые различия на уровне органов, организма – первичные половые признаки – органы репродуктивной системы, вторичные половые признаки – наличие определенного соотношения половых гормонов, тип фигуры, голос, обволосение, уровень природной агрессии.
Вопрос: Так от кого зависит пол будущего ребенка, от матери или от отца?
3. КП – механизм определения пола у дрозофилы
4. КП – типы хромосомного определения пола у некоторых птиц и насекомых.
Вывод 1: различия полов существуют на нескольких уровнях организации:
Молекулярном, субклеточном, клеточном, органов, организмов. У большинства организмов информация об этих признаках лежит в половых хромосомах. Остальные хромосомы называются аутосомами
2) Постановка проблемы 2:
Как наследуются признаки, за которые отвечают гены, также лежащие в половых хромосомах, но не кодирующие половые признаки? (свертываемость крови – гемофилия; нормальное цветоощущение – дальтонизм; окраска шерсти у кошек – черная, рыжая, черепаховая; волосатость ушей – отсутствие волос на ушах)
Ключ к решению – закон Моргана: Гены, находящиеся в одной хромосоме, при мейозе попадают в одну гамету, т.е. наследуются вместе (страница учебника 111)
Расположение генов в половой хромосоме называют сцеплением гена с полом. Наследование признаков, за которые отвечают такие гены, зависит от того кто является носителем гена – отец или мать.
Примеры:
1. КП: Наследование гемофилии – несвертываемости крови.
Анализ 2-х случаев наследования гемофилии, запись в тетради и на доске условий и решения задач.