Разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома 2018

Статья 55. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию

СТ 55 ГрК РФ.

1. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

2. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос», выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

3. Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;

3) разрешение на строительство;

4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда);

5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;

6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;

7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);

8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;

9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса;

10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

11) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования;

12) технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»;

13) подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описания местоположения границ охранной зоны, перечень координат характерных точек границ такой зоны в случае, если подано заявление о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, являющегося объектом электроэнергетики, системы газоснабжения, транспортной инфраструктуры, трубопроводного транспорта или связи, и если для эксплуатации этого объекта в соответствии с федеральными законами требуется установление охранной зоны. Местоположение границ такой зоны должно быть согласовано с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об установлении такой зоны (границ такой зоны), за исключением случаев, если указанные органы являются органами, выдающими разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Предоставление предусмотренных настоящим пунктом документов не требуется в случае, если подано заявление о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного объекта капитального строительства и в результате указанной реконструкции местоположение границ ранее установленной охранной зоны не изменилось.

3.1. Указанные в пунктах 6 и 9 части 3 настоящей статьи документ и заключение должны содержать информацию о нормативных значениях показателей, включенных в состав требований энергетической эффективности объекта капитального строительства, и о фактических значениях таких показателей, определенных в отношении построенного, реконструированного объекта капитального строительства в результате проведенных исследований, замеров, экспертиз, испытаний, а также иную информацию, на основе которой устанавливается соответствие такого объекта требованиям энергетической эффективности и требованиям его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов. При строительстве, реконструкции многоквартирного дома заключение органа государственного строительного надзора также должно содержать информацию о классе энергетической эффективности многоквартирного дома, определяемом в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

3.2. Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1, 2, 3 и 9 части 3 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в части 2 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

3.3. Документы, указанные в пунктах 1, 4, 5, 6, 7, 8, 12 и 13 части 3 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. Если документы, указанные в настоящей части, находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, такие документы запрашиваются органом, указанным в части 2 настоящей статьи, в органах и организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

3.4. По межведомственным запросам органов, указанных в части 2 настоящей статьи, документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), предусмотренные частью 3 настоящей статьи, предоставляются государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, в распоряжении которых находятся эти документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения соответствующего межведомственного запроса.

4. Правительством Российской Федерации могут устанавливаться помимо предусмотренных частью 3 настоящей статьи иные документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в целях получения в полном объеме сведений, необходимых для постановки объекта капитального строительства на государственный учет.

4.1. Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию разрешается требовать только указанные в частях 3 и 4 настоящей статьи документы. Документы, предусмотренные частями 3 и 4 настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме. Правительством Российской Федерации или высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (применительно к случаям выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления) могут быть установлены случаи, в которых направление указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи документов осуществляется исключительно в электронной форме.

5. Орган или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», выдавшие разрешение на строительство, в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязаны обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. В ходе осмотра построенного, реконструированного объекта капитального строительства осуществляется проверка соответствия такого объекта требованиям, указанным в разрешении на строительство, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка, ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства. В случае, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор, осмотр такого объекта органом, выдавшим разрешение на строительство, не проводится.

6. Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является:

1) отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи;

2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории;

3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;

4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации. Данное основание не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства;

5) несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка градостроительным регламентом.

6.1. Неполучение (несвоевременное получение) документов, запрошенных в соответствии с частями 3.2 и 3.3 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

7. Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, кроме указанных в части 6 настоящей статьи оснований, является невыполнение застройщиком требований, предусмотренных частью 18 статьи 51 настоящего Кодекса. В таком случае разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается только после передачи безвозмездно в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос», выдавшие разрешение на строительство, сведений о площади, о высоте и количестве этажей планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, одного экземпляра копии результатов инженерных изысканий и по одному экземпляру копий разделов проектной документации, предусмотренных пунктами 2, 8 — 10 и 11.1 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса, или одного экземпляра копии схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства, а в случае строительства или реконструкции объекта капитального строительства в границах территории исторического поселения также предусмотренного пунктом 3 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса раздела проектной документации объекта капитального строительства или предусмотренного пунктом 4 части 9 статьи 51 настоящего Кодекса описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства (за исключением случая, если строительство или реконструкция объекта капитального строительства осуществлялись в соответствии с типовым архитектурным решением объекта капитального строительства).

8. Отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть оспорен в судебном порядке.

9. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением линейного объекта) выдается застройщику в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос», выдавшие разрешение на строительство, передана безвозмездно копия схемы, отображающей расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка, для размещения такой копии в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.

10. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.

10.1. Обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию является представленный заявителем технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

10.2. В случае, предусмотренном пунктом 13 части 3 настоящей статьи, обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию являются представленные заявителем текстовое и графическое описания местоположения границ охранной зоны, перечень координат характерных точек границ такой зоны. При этом данное разрешение одновременно является решением об установлении охранной зоны указанного объекта.

11. В разрешении на ввод объекта в эксплуатацию должны быть отражены сведения об объекте капитального строительства в объеме, необходимом для осуществления его государственного кадастрового учета. Состав таких сведений должен соответствовать установленным в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» требованиям к составу сведений в графической и текстовой частях технического плана.

11.1. После окончания строительства объекта капитального строительства лицо, осуществляющее строительство, обязано передать застройщику такого объекта результаты инженерных изысканий, проектную документацию, акты освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства, иную документацию, необходимую для эксплуатации такого объекта.

11.2. При проведении работ по сохранению объекта культурного наследия разрешение на ввод в эксплуатацию такого объекта выдается с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия.

12. Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

13. В течение трех дней со дня выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию орган, выдавший такое разрешение, направляет копию такого разрешения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на ввод в эксплуатацию иных объектов капитального строительства.

Комментарий к Ст. 55 Градостроительного кодекса РФ

1. Проверка соблюдения градостроительных требований на стадии ввода объекта в эксплуатацию является дополнительной гарантией того, что даже при нарушении экологических и иных требований на более ранних стадиях проектирования и строительства объекта, такие объекты не будут работать без устранения выявленных нарушений. Достижению этой же задачи служит четкое закрепление взаимных прав и обязанностей застройщиков (заказчиков) и органов государственной власти и органов местного самоуправления, как в комментируемой статье, так и иных статьях данной главы.

Комментируемую статью ГрК РФ следует рассматривать в контексте Закона о техническом регулировании. До вступления в силу соответствующих технических регламентов действует старая схема по проверке соответствия параметров принимаемого в эксплуатацию объекта санитарным правилам приемочной комиссией в порядке, указанном ст.12 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и иных нормативно-правовых актах.

Согласно п.3 ст.7 Закона о техническом регулировании, в техническом регламенте в целях его принятия могут содержаться правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Оценка соответствия проводится в формах государственного контроля (надзора), аккредитации, испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме. Следовательно, предусмотренная комментируемой статьей процедура является одной из разновидностей форм оценки соответствия параметров объекта требованиям технических регламентов. При этом учет, например, экологических требований в свете Закона о техническом регулировании и норм данной главы будет происходить следующим образом. Как отмечается ч.6 комментируемой статьи, будет являться правомерным решение об отказе в выдаче разрешения на строительство, в случае отсутствия разрешения на строительство (когда оно необходимо в силу закона) либо иного документа, предусмотренного ч.3 комментируемой статьи, а также:

а) не соответствия объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка. Как следует из ч.3 ст.44 ГрК РФ, в составе градостроительного плана земельного участка указывается, например, информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на земельном участке. Однако не требуется предоставление градостроительного плана земельного участка для ввода объекта в эксплуатацию в случае, если разрешение на строительство выдано до введения в действие ГрК РФ, а также в некоторых иных случаях (ч.2 ст.4 Вводного закона).

Следовательно, если параметры построенного объекта капитального строительства не совпадают с предусмотренными градостроительным планом (построен экологически опасный объект, объемы негативного воздействия которого на состояние окружающей среды выходят за установленные рамки), то ввод такого объекта в эксплуатацию будет правомерно запрещен.

б) несоответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации. Согласно ч.12 ст.48 ГрК РФ, в состав проектной документации объекта капитального строительства в обязательном порядке включается раздел, содержащий перечень мероприятий по охране окружающей среды. Его отсутствие влечет за собой тот же запрет на ввод объекта в эксплуатацию.

в) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство. При выдаче разрешения на строительство в обязательном порядке к заявлению об его выдаче должно прикладываться положительное заключение государственной экспертизы проектной документации. Как следует из ч.5 ст.49 ГрК РФ, предметом данной экспертизы как раз и является оценка соответствия проектной документации экологическим, санитарно-эпидемиологическим и иным требованиям (например, требованиям о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию хозяйственных и иных объектов, влияющих на состояние водных биоресурсов и среду их обитания (ст.50 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»).

Следовательно, без учета экологических и иных требований безопасности объекта капитального строительства не будет положительного заключения экспертизы и, автоматически, разрешения на строительство.

Отслеживать исполнение указанных экологических, градостроительных и иных требований будут органы государственного строительного надзора. При этом примечательно, что ч.7 ст. 54 ГрК РФ не допускает осуществление при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства иных видов государственного надзора, кроме государственного строительного надзора. Данную норму нельзя толковать как возможность появления муниципального строительного надзора и контроля, поскольку органы местного самоуправления, как известно, не входят в систему органов государственной власти. Мы полагаем, что такие функции за органами местного самоуправления не закреплены ни комментируемым законом, ни Законом о местном самоуправлении. Другое дело, что орган исполнительной власти РФ или субъекта РФ может наделить на определенный срок или бессрочно конкретный орган местного самоуправления государственным полномочием в соответствующем порядке, в том числе и в части государственного надзора при строительстве, реконструкции, ремонте объектов капитального строительства.

2. Необходимо иметь в виду, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию имеет четко определенную сферу действия, привязанную к сфере действия разрешения на строительство. Поэтому не требуется получения на ввод объекта в эксплуатацию, например, при строительстве гражданином гаража либо садового домика (см. ч.17 ст.51 ГрК РФ). Разрешения же на ввод объекта в эксплуатацию, выданные физическим и юридическим лицам до введения в действие ГрК РФ, признаются действительными.

До установления Правительством РФ формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию определяется уполномоченными на выдачу разрешений на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления (ст.8 Вводного закона). При этом если бесплатность выдачи разрешения на строительство четко предусмотрена ч.15 ст.51 ГрК РФ, то комментируемая статья применительно к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию оставляет данный вопрос открытым.

Весьма характерным является установление четко определенных сроков выдачи государственными и муниципальными должностными лицами разрешений на ввод объекта в эксплуатацию. На проверку наличия и правильности оформления документов, осмотр объекта капитального строительства и принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) заявителю разрешения на строительство им отводится десять дней. При этом отказ в выдаче разрешения на строительство должен быть мотивирован и может быть оспорен в судебном порядке. Данная норма обеспечит своевременность и правильность выдачи разрешений на строительство и позволяет создать правовые основы борьбы с затягиванием сроков выдачи документов.

3. Правовые последствия получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию наиболее ярко показаны в Федеральном законе от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Они заключаются в том, что по договору участия в долевом строительстве застройщик может передать возведенный им многоквартирный дом участникам долевого строительства только после получения разрешения на ввод в эксплуатацию такого объекта (ст.4). При этом на застройщика возлагается обязанность по передаче объекта долевого строительства в срок не более двух месяцев (но не позднее предусмотренного договором срока) с момента получения разрешения на строительство (п.3 ст.8).

Кроме того, согласно ст.16 того же закона, основанием для государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства являются документы, подтверждающие факт его постройки (создания), — разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, и передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства. Застройщик передает разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости или нотариально удостоверенную копию этого разрешения в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации права собственности участников долевого строительства на объекты долевого строительства не позднее чем через десять рабочих дней после получения такого разрешения.

4. За нарушение предусмотренных законодательством требований о вводе объектов в эксплуатацию предусмотрена административная, дисциплинарная, уголовная и иные виды юридической ответственности. Так, КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических требований при вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов (ст.8.1), нарушение норм и правил безопасности при вводе в эксплуатацию гидротехнического сооружения (ст.9.2), нарушение правил приемки и ввода объектов в эксплуатацию, в том числе заселение жилых домов и использование гражданских и производственных объектов без оформления в установленном порядке документов о вводе в эксплуатацию (ч.2 ст.9.2), а также ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения соответствующих органов осуществляющих государственный надзор на указанных объектах (ст.9.9).

Согласно ст.246 УК РФ, нарушение правил охраны окружающей среды при вводе в эксплуатацию промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, могут быть привлечены к уголовной ответственности. Специальной нормой (ст.255 УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил охраны и использования недр при вводе в эксплуатацию горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба.

Разрешение на ввод в эксплуатацию дома застройщиком

Здравствуйте! Застройщик получил разрешение на ввод в эксплуатацию 28.12.2017. Нас пригласили на подписание передаточного акта и приёмку квартиры 17.01.2018 . Означает ли это, что застройщик ввёл дом в эксплуатацию и мы вправе потребовать у него документ о вводе дома в эксплуатацию до подписания нами акта передачи? Спасибо.

Ответы юристов (5)

Да, вы вправе потребовать с застройщика подписания Акта приема-передачи квартиры. Если у вас заключен ДДУ, вы также вправе требовать с застройщика выплаты неустойки за несвоевременную передачу квартиры. Закон на вашей стороне.

С уважением. С.Баландин

Уточнение клиента

Акт на приём-сдачу квартиры нам и предлагают подписать, я же спросила об акте приёма-передачи всего дома. Кто принимает дом? Спасибо.

13 Января 2018, 19:33

Есть вопрос к юристу?

Естественно, вы вправе потребовать с застройщика ознакомиться с оригиналом (либо нотариально удостоверенной копией) Акта о вводе дома в эксплуатацию. Подтверждение о наличии Акта вы также можете получить в органе местного самоуправления по месту размещения жилого дома. Удачи!

Уточнение клиента

Спасибо за ответ! А кто должен подавать документы на гос. регистрацию ? Есть ли срок подачи?

13 Января 2018, 21:05

Внимательно ознакомьтесь с положениями ДДУ. Как правило застройщик предлагает дополнительные услуги по регистрации права согласно отдельному договору. Срок подачи не регламентирован, однако право собственности возникает с момента гос.регистрации. Удачи!

Согласно ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, единственным документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации является Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, которое выдается уполномоченным органом.

Право на получение разрешения на ввод в эксплуатацию здания, в котором расположен объект долевого строительства, имеет только застройщик. Порядок получения застройщиком разрешения на ввод в эксплуатацию определен ГрК РФ.
После получения застройщиком в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости застройщик обязан передать объект долевого строительства не позднее предусмотренного договором срока. При этом не допускается досрочное исполнение застройщиком обязательства по передаче объекта долевого строительства, поскольку если застройщик передает объект долевого строительства участнику долевого строительства до ввода здания, в котором расположен такой объект в эксплуатацию, это является прямым нарушением требований Закона. Данное действие застройщика даже при наличии письменного согласия участника долевого строительства квалифицируется как ненадлежащее исполнение обязательства по передаче объекта долевого строительства. Равно как и эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию является административным правонарушением.

Таким образом, Вы вправе запросить информацию о вводе объекта в эксплуатацию как у застройщика, так и у уполномоченного органа, который осуществил выдачу разрешения, на территории Москвы таким органом является Комитет Государственного строительного надзора города Москвы (МОСГОССТРОЙНАДЗОР) 121059, г. Москва, ул. Брянская, д. 9 https://www.mos.ru/stroinadzor/

Желаю удачи! Надеюсь мой ответ был для Вас полезен.

Уточнение клиента

Здравствуйте! Вчера прочитала на сайте застройщика проект ДДУ на тот дом, в котором мы купили квартиру. И нашла несоответствие : в договоре,который подписали мы в 2015 году, назначен срок получения застройщиком разрешения на ввод в эксплуатацию IV квартал 2016 года, а в проекте договора, размещённом на сайте застройщика, эта дата изменена на IV квартал 2017 года. И они действительно получили разрешение на ввод в эксплуатацию дома 28.12.2017 .Хочу узнать : есть ли в данной ситуации нарушение сроков и законно ли они изменили дату? Спасибо.

16 Января 2018, 23:48

В случае, если строительство (создание) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости не может быть завершено в предусмотренный договором срок, застройщик не позднее чем за два месяца до истечения указанного срока обязан направить участнику долевого строительства соответствующую информацию и предложение об изменении договора.

Уведомление застройщиком участника долевого строительства о переносе сроков строительства не влечет изменения сроков, предусмотренных договором участия в долевом строительстве. Для их изменения необходимо заключение застройщиком и участником долевого строительства соглашения, подлежащего государственной регистрации.

Таким образом, застройщик может изменить срок завершения строительства, но обязан уведомить Вас не позднее чем за два месяца до истечения ранее обозначенного срока завершения строительства.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Ввод дома в эксплуатацию

Действующее российское законодательство гласит, что каждый объект жилого назначения может использоваться только после официального введения его в эксплуатацию и получения на руки соответствующего документа о готовности дома к проживанию. В рамках проверки специалисты проводят оценку объекта на соответствие строительным и санитарным нормам.

Стоит отметить, что любые сделки с недвижимостью требуют документального оформления, соответственно, полный пакет документов на жилой объект ИЖС может быть предоставлен собственником только при наличии документа, признающего частный дом законной постройкой. В частности, без разрешающего документа владелец не сможет получить кадастровый и технический паспорт на объект жилой недвижимости.

Основополагающими документами в общем перечне, определенном Градостроительным кодексом РФ, являются разрешение на строительство объекта ИЖС и акт ввода дома в эксплуатацию. Однако, с августа 2018 г. для строительства объектов ИЖС не требуется получения разрешения на строительство.

Важно! Даже если частный дом возводился несколько десятков лет назад, но владелец не оформлял на объект документы, для получения правоустанавливающей документации (к примеру, для продажи) потребуется наличие разрешения на ввод частного дома в эксплуатацию, подтверждающее соблюдение всех норм и требований проектно-строительной декларации.

Порядок проведения экспертной оценки и выдачи акта ввода дома в эксплуатацию

Оценка готовности к проживанию объекта индивидуального жилищного строительства проводится в два этапа:

  1. Выдача владельцу объекта жилой недвижимости «Заключения о соответствии построенного здания требованиям проектной документации и технических регламентов» (ЗОС)» на основании документов, составленных в результате проведения проверок стройнадзором в ходе строительства объекта и итоговой проверки завершения строительных работ.
  2. Выдача владельцу разрешения на ввод дома в эксплуатацию.

В качестве экспертной комиссии выступают органы местного самоуправления, в состав комиссии входят специалисты, отвечающие за полноценное функционирование и безопасность объекта жилой недвижимости (ст. 55 Градостроительного кодекса РФ): сотрудники Санэпиднадзора, пожарной и сантехнической службы, сотрудники водоканала и газовой службы, и другие.

Важно! Наличие документа, подтверждающего право собственности на земельный участок, на котором располагается объект ИЖС, является обязательным условием для выдачи разрешения на ввод дома в эксплуатацию.

Основной порядок действий для ввода индивидуального жилого дома в эксплуатацию включает в себя следующие шаги:

  • Сбор необходимого пакета документов (правоподтверждающие, разрешающие, промежуточные акты проверки).
  • Подача заявки на вызов приемной комиссии в администрацию по месту расположения строительного объекта.
  • Получение заключения о соответствии жилого объекта требованиям Градостроительного кодекса РФ.
  • Обращение в администрацию за разрешением зарегистрировать право собственности на объект.
  • Получение на руки акта ввода дома в эксплуатацию.

Важно! Акт ввода дома в эксплуатацию выдается на руки владельцу объекта только после подписания всеми членами приемной комиссии.

В случае выявления каких-либо несоответствий стандартам, проверяющими составляется отдельное заключение с установлением сроков для устранения недочетов. После этого необходимо снова вызвать приемную комиссию.

Что такое акт ввода дома в эксплуатацию?

Данный документ представляет собой заключение приемной комиссии о соответствии возведенного объекта требованиям государственных стандартов и признание его пригодным для проживания.

Акт ввода дома в эксплуатацию содержит следующую информацию:

  • месторасположение возведенного жилого объекта;
  • состав приемной комиссии;
  • дата проведенной проверки;
  • характеристика объекта (жилое);
  • перечень структурных частей объекта (строительная конструкция, инженерно-коммуникационные сети, электро- и пожаробезопасность, другое);
  • подписи членов приемной комиссии, которыми они подтверждают соответствие жилого объекта требованиям госстандартов.

Для ввода частного дома в эксплуатацию в органы, выдавшие разрешение на строительство, необходимо предоставить следующие документы:

  • Правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором расположен частный дом.
  • Градостроительный план участка.
  • Разрешение на строительство объекта и акт приема-передачи выполненных работ.
  • Документ, подтверждающий соответствие техническим условиям – выдается за подписью представителей организаций, которые осуществляют эксплуатацию инженерно-технический сетей.
  • Акт, подтверждающий соответствие параметров построенного дома проектной документации.
  • Документ, содержащий схему расположения инженерных сетей на объекте в пределах земельного участка – выдается за подписью ответственного лица.
  • Технический план дома.

Согласно п. 4.1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ иные документы в перечень необходимой документации для ввода дома в эксплуатацию не предусмотрены.

Срок, определяемый законом для проверки документов и осмотра объекта приемной комиссией, составляет 7 рабочих дней. По итогам проведенной проверки органы выдают разрешение на ввод дома в эксплуатацию либо предоставляют мотивированный отказ.

Основаниями для отказа могут являться (п. 6, п. 7 ст. 55 Градостроительного Кодекса РФ):

  1. в случае отсутствия необходимых документов;
  2. если возведенный объект не соответствует нормам строительных стандартов, проектной документации, разрешению на строительство;
  3. если возведенный дом ИЖС не соответствует градостроительному плану;
  4. в случае отказа застройщика передать один экземпляр схемы земельного участка, где обозначено месторасположения объекта в соответствующие органы.

Ввод частного дома в эксплуатацию: по упрощенной схеме

С 1 марта 2015 г. на территории РФ действует закон, в соответствии с которым ввод в эксплуатацию индивидуального жилого дома и регистрацию в Росреестре можно осуществить в упрощенном порядке, то есть без предоставления разрешения на строительство частного дома и акта ввода в эксплуатацию. Речь идет об объектах недвижимости, которые были построены до введения в действие Земельного кодекса РФ, то есть до 2001 г. Для этого достаточно предоставить документы:

  • паспорт владельца;
  • технический паспорт объекта, выданный в БТИ и подтверждающий текущее состояние жилого дома;
  • документ, которым подтверждается право собственности на земельный участок, на котором располагается объект ИЖС.

Ввод частного дома в эксплуатацию: подготовка объекта к осмотру комиссией

До момента вызова комиссии на осмотр возведенного объекта ИЖС, должны быть выполнены в полном объеме следующие работы:

  • строительно-монтажные;
  • инженерно-коммуникационные с заключением договоров на дальнейшее обслуживание;
  • благоустройство придомовой территории;
  • выполнены необходимые обмеры специалистами БТИ.

Примечательно, что при осмотре объекта приемной комиссией, в доме может быть не завершена до конца внутренняя отделка, однако основные коммуникации должны быть проведены в обязательном порядке.

Перед подачей заявления и вызова комиссии для осуществления контроля качества проведенных строительных работ и соответствие возведенного объекта ИЖС нормам госстандартов, важно, чтобы дом отвечал следующим запросам:

  • Требования к жилому помещению в общем:
  1. объект ИЖС обязательно должен иметь окна и двери;
  2. внутри должна быть выполнена, как минимум, черновая отделка, что является необходимым для обмера площади комнат специалистами БТИ;
  3. высота потолков в цокольном этаже должна быть не более 2,1 метра, иначе комиссией это помещение может быть признано первым этажом дома, которое также должно иметь внутреннюю отделку;

Важно! Ввод жилого индивидуального дома в эксплуатацию можно осуществить поэтажно, однако, при согласовании каждого этажа отдельно потребуется выполнение поэтапно всех действий в полном объеме (т.е. вызов комиссии, проверка объекта, ожидание разрешения и другое).

  • Требования к ограждениям, полам и потолкам:
  1. в жилых помещениях обязательно должен быть пол, независимо от того, деревянное это покрытие или бетонное;
  2. желательно, чтобы в помещениях кухни и ванной половое покрытие было выполнено согласно проекту;
  3. потолки должны иметь, как минимум, чистовую отделку;
  4. все лестничные марши и защитные ограждения (к примеру, на балконе), предусмотренные проектом, должны находиться на своих местах.
  • Требования к отоплению и электроснабжению:
  1. наличие системы отопления в жилом доме является обязательным требованием, неисполнение которого может стать основанием для признания объекта непригодным для проживания;
  2. внутри дома должны проходить трубы отопления, подсоединенные к котлу для обогрева;
  3. тоже самое касается и сетей электроснабжения: электропроводка должна быть разведена по дому, розетки и выключатели должны быть установлены и подключены в соответствии с проектом.

Обязанности владельца объекта ИЖС после введения дома в эксплуатацию

После того, как владелец объекта ИЖС получит на руки акт ввода дома в эксплуатацию, он вправе подать документы на регистрацию права собственности. Затем, после внесения соответствующей записи в ЕГРН, владелец объекта недвижимости будет являться его полноправным собственником.

Вместе с правами на недвижимое имущество собственник приобретает и обязанности: оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства и ежегодного налога на недвижимость. Соответственно, сразу после введения индивидуального жилого дома в эксплуатацию, все коммунальные службы должны быть об этом своевременно проинформированы.

Популярное:

  • 25 фз ст 32 Статья 32. Условия продления сроков выплаты пособия по безработице и досрочного выхода на пенсию Информация об изменениях: Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 8-ФЗ статья 32 настоящего Закона изложена в новой редакции Размеры пенсий, назначенных в […]
  • Выплаты за третьего ребенка в 2018 году в башкирии Детские пособия в Башкирии в 2018 году Региональные детские выплаты в Башкирии в 2018 г Пособия по беременности и родам Детские пособия 225 - базовый размер 450 - на детей одиноких матерей; 337,50 - рублей на детей, родители которых уклоняются от […]
  • Закон покупателя и продавца Продавцов нужно защищать от потребительского экстремизма Истории о том, как потребитель пострадал от действий нечестного продавца, не редкость, гораздо реже приходится слышать о тех случаях, когда в защите нуждаются продавцы. О том, как покупатели иногда […]
  • Кто может арендовать жилье у государства Аренда жилой площади ГУП «МГЦАЖ» предоставляет для длительного проживания на условиях коммерческого найма 1-но, 2-х, 3-х комнатные квартиры по адресу: г. Подольск, ул. 43-й Армии, д. 23. Квартиры с муниципальной отделкой, пригодны для проживания, оборудованы […]
  • Мировой суд томской области Закон Томской области от 14 февраля 2014 года №18-ОЗ "О внесении изменений в Закон Томской области "О мировых судьях в Томской области" Внести в Закон Томской области от 10 марта 2000 года N 7-ОЗ "О мировых судьях в Томской области" (Официальные ведомости […]
  • Мировой суд бирск участок 3 Судебный участок мирового судьи № 3 - Бирск Березовский сельсовет,деревня Айбашево, поселок Березовка, деревня Староежово,деревня Ежово, село Печенкино все улицы Пер. Больничный Пер. Гагарина Пер. Гоголя Пер. Зеленый Пер. Красноармейский Пер. Набережный […]
  • Статья 71 фз об образовании в российской федерации Статья 71 фз об образовании в российской федерации 1. Федеральным законом гарантирован прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым […]
  • 95 воинская часть Воинская часть 3272 Воинская часть 3272 — 95 дивизия войск национальной гвардии находится возле метро Митино. Выходим с метро и садимся в автобус №02. Остановка — «Военный городок». Точный адрес: Пятницкое шоссе, дом 32. Популярные страницы: 5 Comments […]
Разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома 2018