Проблема дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей

Проблема устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Главная > Курсовая работа >Социология

1. Понятие усыновления

1.1 История усыновления детей в России

1.2 Формы устройства детей-сирот

2. Приемная семья

2. 1 Причины, побуждающие людей к усыновлению

2.2 Понятие и порядок образования приемной семьи

3. Усыновление в Ярославской области

Список использованных источников и литературы

Проблема устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несомненно, носит актуальный характер. В современной России число социальных сирот и просто детей-сирот неумолимо растет с каждым годом. Поэтому содержать таких детей очень сложно. А те условия, в которых они содержатся в большинстве детских домов, просто ужасны. Неблагоприятная обстановка таких учреждений препятствует нормальному физическому и психическому развитию здоровья у таких детей. Поэтому так важно, чтобы ребенок воспитывался в семье, ее тепле и уюте, среди любящих его родных и близких людей. Ребенку необходимо иметь свой дом и свою семью, любящую и заботящуюся о нем.

2008 год в России объявлен годом семьи. Это означает, что государство начинает серьезно задумываться о семейной политике, в частности о семье, ее месте в обществе, о положении детей.

Сегодня на всех уровнях государственного управления и общественной жизни активно формируется понимание того, что маленький человек нуждается в помощи, которая может и не должна ограничиваться помещением его в детское учреждение. Самое оптимальное решение судьбы осиротевшего ребенка – найти для него новую семью. Поэтому необходимость развития различных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время не вызывает сомнений.

Целью данной исследовательской работы является изучение проблемы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

изучить понятие усыновления детей, то есть:

рассмотреть исторический аспект устройства детей в семьи в России;

выяснить какие формы устройства детей существуют в настоящее время;

рассмотреть понятие приемной семьи;

выяснить какие причины побуждают людей к усыновлению детей;

рассмотреть порядок образования приемной семьи;

изучить проблему усыновления в Ярославской области.

Объектом данной исследовательской работы являются кандидаты в приемные родители.

Предметом исследования данной работы являются формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи.

Литературоисточниковедческой базой данного исследования послужили:

официальные источники и документы, регламентирующие формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки (Приказ Государственного комитета СССР по народному образованию от 23 октября 1989 г. № 800, Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ, ст. 123, Федеральный закон № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 «О приемной семье», Закон Ярославской области от 6 июня 1997 г. № 12-з «О размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье», Постановление Губернатора Ярославской области А.И. Лисицына от 5 апреля 1996г. №152 «Об учреждении Центра по усыновлению, опеки и попечительства»);

интернет-ресурсы (Интернет-проект «Усыновите – точка – ру» / http :// www . usynovite . ru , http://www.7ya.ru/, http :// home . damotvet . ru , http://www.edu.yar.ru);

литература по истории устройства детей в семьи (Нечаева А.М. «Россия и ее дети», Довгалевская А.И. «Семейное воспитание приемных детей»и др.);

1. Понятие усыновления


1.1 История усыновления детей в России

Социальное сиротство – это социальное явление, при котором родители по разным причинам не воспитывают своих детей. История детского призрения на Руси началась и развивалась вместе с внедрением христианства и возлагалась на князей и церковь.

После крещения на Руси (988 год) то, что раньше регулировалось обычным правом, постепенно начинает брать на себя церковь. Теперь Русь берет жизнь детей под сохранение своих законов.

Когда Русь еще не была единым государством Российским, призрение детей-сирот было частным делом князей, или же возлагалось на церковь. В любом случае оно осуществлялось из религиозных, моральных побуждений, рассматривалось как богоугодная акция.

В древние времена существовали и конкретные способы защиты осиротевшего ребенка – это усыновление или передача под опеку. В те времена это называлось «сыновство», прием «стороннего» в состав семьи. Причем такие формы совершались еще в те времена, когда существовала древняя семья с патриархальным отцом семейства во главе, в которую одинаково входили «и дети, и рабы, и принятые в семью (примаки) из чужой семьи». Со временем все более отчетливым становится намерение усыновителя иметь наследника, который бы поминал души бездетных супругов.

Опека над несовершеннолетними имеет свою глубокую историю. Первый случай опеки над ребенком упоминается в летописи в 879 году. После смерти родителей опекунами становились ближайшие родственники, которые в роде занимали место умерших. По существу опекунские отношения были только личными. Опекун заботился только о воспитании и кормлении сироты, о его защите. Имущество же принадлежало всему роду. Возможно именно потому, что опекуну принадлежали только права без имущественных обязанностей, он был безответственен.

С возникновением Московского государства положение детей в основном оставалось прежним. Осиротевшие дети либо отдавались в монастырь, либо же их брали в зажиточный дом, где их воспитывали и обучали какому-нибудь занятию, а по достижении совершеннолетия отпускали.

Крестьянских детей, оставшихся без родителей, отдавали на воспитание родственников или посторонних людей вместе с их имуществом. Если у ребенка не было никакого имущества, то он жил мирским подаянием.

В дальнейшем, помощь бедным стала считаться не только частным делом, но и делом правительственной власти.

Ближе к концу XVII века ставился вопрос о создании специальных домов для осиротевших детей. Тогда же зародилась идея государственного призрения.

В эти времена, в связи с недостатком рабочих рук, к ребенку-сироте относились как к будущему работнику. Именно поэтому такие дети отдавались государством как частным лицам, так и церковным учреждениям, причем труд беспризорников был бесплатным. Это отражает наиболее примитивную форму общественной и государственной заботы.

Помимо этого продолжали существовать и две основные формы устройства осиротевших детей в семью – усыновление и опека. Опека начинает подвергаться более детальному правовому регулированию. Более четким становится круг возможных опекунов, куда могут входить: отчим, ближайшие родственники ребенка. Кроме того, опекун превращается в представителя интересов опекаемого.

С началом XVIII века на исторической сцене появляется личность, происходит ограничение церковной власти над брачно-семейными отношениями.

Петр I уделял достаточное внимание реформам в сфере опеки детей. Он повелевал призревать сирот «без призрения после родительства оставшихся подкидышей или явленных таких, которых воспитывать мужского пола до 7 лет, а потом посылать в школы определенные, а женского пола обучать грамоте, також следующих мастерств. «. Что же касается непосредственно опеки как формы устройства ребенка в семью, то на этот счет появилось следующее указание: магистраты (а не церковь) обязаны смотреть, «чтобы сироты не оставались без опекунов, назначение которых и наблюдение за которыми поручает магистратам же».

Таким образом, во времена Петра опека становится особой функцией государства.

При Екатерине II российское законодательство по-прежнему не давало перечня ограничений родительской власти на случай злоупотребления ею.

В годы ее царствования имело место одно существенное нововведение, имеющее отношение к положению детей. Если раньше, незаконнорожденные подкидыши закрепощались путем их закрепления за воспитателями, чьими крепостными они становились, то теперь они стали поступать до совершеннолетия в ведомство приказов общественных учреждений, после чего становились вольными. За владельцами закреплялись только незаконнорожденные дети крепостных матерей.

Продолжала развиваться опека, очень большой отпечаток на воспитание накладывала сословность. Требования к воспитанию малолетнего дворянина отличались от требований к воспитанию мещан и купцов. Однако при всех более или менее значительных различиях в регламентации отношений по опеке всякий раз устанавливались правила, относящиеся к имущим группам населения. Не случайно, поэтому, речь идет об опеке над имением (имуществом) и личностью ребенка.

Следовательно, состоявшиеся при Екатерине Великой перемены в правовом регулировании отношений, связанных с опекой, поставили эту деятельность в законные рамки.

Особо следует выделить Указ «Учреждения для управления губерний». В нем предлагалось устраивать детей в семьи: «Приказ отдает неимущих сирот за умеренную плату надежным добродетельным и добронравным людям для содержания и воспитания с обязательством, чтобы предоставить их во всякое время Приказу», кроме того, указывалось, что ребенок передается воспитателям «дабы научился науке или промыслу или ремеслу, и доставлен был ему способ учиться добрым гражданином».

Деревенским семьям устанавливались выплаты за воспитание ребенка – 2 рубля в месяц.

Что касается усыновления крестьянских детей, оставшихся без родителей, то в крестьянском быту оно имело место только тогда, когда в семействе не было прямых наследников, обычно же крестьянские дети поступали на воспитание родственников или посторонних людей.

Первая половина XIX века не принесла существенных изменений в правовое регулирование семейных отношений, касающихся родителей и детей.

Усыновление же подверглось более тщательной и подробной правовой регламентации. 11 октября 1803 года вышел Указ, позволяющий бездетным дворянам усыновлять ближайших законнорожденных родственников путем передачи им при жизни фамилии и герба и оставление по смерти в наследство недвижимого имущества. Усыновленные дети признавались как бы родными и имели все родственные права.

В то же время начинает вводиться патронат или патронаж, то есть помещение беспризорных детей, больных и других лиц, нуждающихся в домашнем уходе, в частные семьи. Семье, принявшей к себе на патронат ребенка, выплачивалось разное по размерам пособие: 5 рублей на маленького ребенка, потому что он ничем не помогал по хозяйству, и гораздо меньше – на старших, так как они уже могли помогать по хозяйству и соответственно зарабатывать деньги. К 14 годам выплаты прекращались. В таком случае детей брали бедные сельские семьи, для которых патронат был обычным промыслом.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей: проблема реабилитации

В ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОПОЛНЯЕТСЯ ВОСПИТАНИЕМ, РАСТВОРЯЕТСЯ В ЛЕЧЕНИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ ВОЗДЕЙСТВИЯ.

Цель: расширить понятия о приемах реабилитационной педагогики в создании реабилитационного пространства вокруг ребенка, воспитывающегося вне семьи.

В условиях глубоких социальных, экономических, демографических изменений чрезвычайно обострилась проблема сиротства. Целый ряд фактов повлиял на ослабление внутрисемейных связей: это ухудшение жизни российских семей, падение нравственных устоев, изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей.

Где берет начало детское одиночество? Где истоки того ручейка, который со временем превращается в широкую реку обиды, печали и слез, отторжения от семьи, вечного ощущения великой несправедливости?

Статистика констатирует: ведущая причина социального сиротства — лишение родительских прав, отказ от воспитания в семье ребенка, пребывание родителей в тюрьме, родители-инвалиды или умерли.

Современная экономическая и социальная ситуация в нашей стране характеризуется высокой нестабильностью и сказывается на жизни детей. Им живется все хуже и хуже. Детская память, сохранившая непривлекательные стороны супружеских отношений родителей, является благодатной почвой для повторения собственных неудач.

Сегодня совершенно очевидно — нужна государственная политика возрождения лучших традиций и духовных ценностей российской семьи с учетом национальных, демографических и социально-культурных факторов.

Единообразная система интернатных учреждений заменяется многофункциональной для решения острейших проблем выживания, развития, защиты и социализации детей, живущих вне семьи с использованием разнообразных педагогических средств превентивного и реабилитационного характера. Сегодняшняя практика показывает, что в благоприятной человеческой среде в детях пробуждаются значимые социальные потребности и роли: они пытаются понять и самоосознать себя, стать лучше и благороднее, чем их родители.

Решают проблемы и задачи современного сиротства воспитатели-реабилитаторы, дефектологи, психологи, медики. Понятие “реабилитационная педагогика” означает тесные взаимодействия педагогов с медиками.

РЕАБИЛИТАЦИЯ — означает восстановление (от латинского). Восстановление частично утраченных или ослабленных свойств и функций организма, личности ребенка, отдельных ее сторон в целях максимально полного развития его индивидуальных возможностей и адаптации к окружающему миру.

По своей совокупности реабилитация представляет синтез медико-психолого-педагогических приемов специальной коррекции как в обучении, так и в воспитании. Только на основе объективных Знаний особенностей физического, психического, умственного развития возможно профессиональное познание и осуществление психолого-педагогической реабилитации ребенка-сироты.

В процессе реабилитационной работы с детьми необходимо соблюдать ряд требований, обеспечивающих эффективность оказываемой помощи:

  • любые виды помощи не должны прямо или косвенно приносить вред ребенку;
  • отклонения и трудности развития должны устраняться вовремя и обязательно природосообразно;
  • целевая программа развития личности, вписывающаяся в систему всех жизненных отношений, в которых пребывает ребенок или подросток;
  • не должны унижаться честь и достоинство ребенка, его самооценки, отношение к родителям, сверстникам, близким;
  • помощь должна быть комплексной, направлена не только на самого ребенка, но и на все его микросоциальное окружение и, прежде всего, на семью.

Задача воспитателя-реабилитатора — возвратить ребенку, подростку, веру в себя, в свои силы, придать ему чувство полноценности собственной личности, которая должна и может максимально реализовать свои физические и духовные потенции.

ВОЗМОЖНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ.

Основными методами психолого-педагогического исследования являются наблюдение, эксперимент, изучение результатов деятельности, беседа, анкетирование, интервью и др. Все они связаны со сбором и анализом субъективной информации.

Самым распространенным способом психолого-педагогического исследования является наблюдение. Суть метода состоит в систематическом и преднамеренном восприятии ребенка с целью изучения его психических особенностей. Наблюдение — активная форма чувственного познания, оно предполагает ряд этапов деятельности наблюдателя:

  • постановку цели и задач наблюдения;
  • выбор объекта и ситуаций;
  • определение вида наблюдения;
  • фиксацию данных;
  • обработка полученной информации;
  • формулирование выводов исследования.

Итогом целенаправленных наблюдений воспитателя становится характеристика воспитанника.

Основные параметры наблюдения,

  1. Особенности внешнего вида (стиль одежды, прическа; стремление быть как все или выделяться, привлекать внимание; равнодушен к своему внешнему виду или придает ему особое значение).
  2. Пантомимика (осанка, характерные индивидуальные позы, особенности походки, жестикуляция, движения рук (обильные, скудные, быстрые, медленные, резкие, плавные, скованные и напряженные, свободные и естественные).
  3. Мимика (общее выражение лица, глаз, рта).
  4. Речевое поведение (молчаливость, разговорчивость, многословие, лаконизм, содержание и культура речи, темп).
  5. Поведение по отношению к другим людям (положение в коллективе и отношение к нему, способ установления контакта, характер и стиль общения, наличие противоречий в поведении).
  6. Поведенческие проявления отношения к самому себе, к своей внешности, недостаткам, преимуществам, возможностям, к своим личным вещам.
  7. Поведение в психологически значимых ситуациях (выполнение сложного задания, ситуация конфликта).

Для фиксации данных наблюдений воспитателю необходимо вести дневник по данной схеме

ПОЗНАНИЕ ЭМОЦИАНАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ ДЕФЕКТОВ РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ.

1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И СОСТОЯНИЯ.

Знание особенностей эмоционально-волевой характеристики воспитанника того или иного возраста поможет воспитателю объяснить многие их поступки, которые выражаются перестройкой гормональных и физиологических процессов, увидеть причины затруднений в установлении нормальных отношений между сверстниками и взрослыми. Наиболее выраженная эмоциональная неустойчивость и смена настроения отмечается в возрасте 12-17 лет. В это время наиболее остро начинают проявляться некоторые особенности характера, которые определяют форму поведения. Психологи отмечают, что воля есть функция мозга, которая выражена в способности человека управлять своим поведением, в особенности преодолевать препятствия, стоящие на пути к задуманной цели. Для воспитанника цель должна быть конкретной.

Практика показывает, что отрицательное поведение у подростков в значительной мере связано с эмоциональным состоянием и недостатками волевой регуляции. Воспитателю важно уметь наблюдать за эмоциональным состоянием, правильно определять его, формировать волевые поступки воспитанника.

К числу эмоциональных состояний относятся НАСТРОЕНИЯ. Пребывающий в плохом настроении воспитанник испытывает грусть и раздражение по любому поводу, причем без достаточных к тому оснований, а находящийся в хорошем настроении — весел без особых к тому причин. Можно выделить некоторые причины того или иного настроения: физиологическое состояние организма, складывающиеся отношения с педагогами, товарищами по коллективу. Для воспитателя важно установить: какое настроение преобладает у ребенка и в наших ситуациях.

Следующее эмоциональное состояние, в котором может пребывать воспитанник, — АФФЕКТЫ. Это очень сильное, бурное и кратковременное переживание, проявляющееся в виде вспышки

гнева или радости, чаще при этом ребенок теряет над собой власть и становится неуправляемым. Аффективное состояние воспитанников чаще всего наступает при отрицательной оценке его личности, плохой отметке в школе, несправедливом, по его мнению наказании. Особым видом эмоциональных состояний являются СТРАСТИ. Это длительные и сильные чувства, связанные с каким-либо интересом, стремлением, увлечением, есть страсти, которые положительно влияют на поведение воспитанника (спорт, музыка, коллекционирование). Однако, есть и такие стремления, которые губительно отражаются на психическом и физическом состоянии личности (алкоголь, наркотики, азартные игры).

Эмоциональное состояние воспитанника может проявляться и в виде СТРЕССА. Это состояние психофизического напряжения, возникающее под влиянием сильных воздействий.

Задача воспитателя — научить воспитанников управлять собой, владеть искусством самопомощи на острые раздражители и состояния.

2. ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ.

Наиболее характерными для раннего подросткового возраста являются реакции протеста или оппозиции, имитации и компенсации. Эти реакции периодически возникают в школьном микроколлективе (классе, группе) в связи с неблагоприятно сложившейся для подростка ситуацией, имеют четкую направленность против тех лиц, которые, по его мнению, повинны в ее возникновении.

Может быть вызвана чрезвычайными требованиями к ребенку, непосильной для него учебной или другой нагрузкой. Причиной ее возникновения могут быть также конфликты между взрослыми, несправедливые, по мнению ребенка, наказания, школьная неуспеваемость. Протест может проявляться в активной и пассивной форме.

Активная форма протеста — грубость, агрессивность, жесткие поступки, наговоры, кражи и др. Пассивная форма протеста обычно проявляется в отказе от еды, прогулок, занятий, побегах из школы-интерната, детдома.

Для подростков также характерна реакция ИМИТАЦИИ — подражание поведению окружающих, авторитетных в их глазах. Имитируются формы поведения родителей, родственников, воспитателей, героев книг и кино. Реакция имитации может стать

причиной серьезного нарушения поведения подростков, если в качестве объекта подражания избирается отрицательный “герой”.

Возникает как своеобразная “психологическая защита” личности, восполнение неудач в одной области, успехами в другой. Эта реакция часто возникает у подростков в связи с мучительными переживаниями какого-либо физического или психического дефекта.

Стремление высвободиться из-под контроля, руководства и опеки родных, учителей, воспитателей и наставников. Эта реакция связана с борьбой за самоутверждение, может проявляться в желании всегда и во всем поступать по-своему, самостоятельно. В крайних проявлениях это выражается в побегах из дома, школы, бродяжничестве, стремлении почувствовать себя полностью свободным.

РЕАКЦИЯ ГРУППИРОВАНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ, в ней проявляется инстинктивное тяготение к сплочению. В подростковых группировках устанавливаются определенные отношения с наличием лидерства и распределением мест в группе.

РЕАКЦИЯ УВЛЕЧЕНИЯ — ХОББИ — реакция — это:

  • телесномануальные увлечения, направленные на укрепление силы, выносливости, ловкости;
  • интелектуально-эстетические увлечения, связанные с углубленным интересом к музыке, литературе, рисованию, радиотехнике;
  • лидерские увлечения — стремление предводительствовать;
  • накопительские увлечения — все виды коллекционирования;
  • эгоцентрические увлечения связаны со стремлением быть в центре внимания (участие в художественной самодеятельности, спортивных выступлениях и т.п.);
  • азартные увлечения проявляются в тяготении к азартным играм.

Реакции, обусловленные формирующимся СЕКСУАЛЬНЫМ влечением, мало дифференцируются в младшем и среднем подростковом возрасте и бурно представлены “юношеской гиперсексуальностью” в старшем подростковом возрасте. К этим реакциям относятся онанизм, ранняя половая жизнь, гомосексуальные действия.

КОРРЕКЦИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИИ.

Коррекция — это комплексная программа воздействия на психическую деятельность ребенка, с учетом его индивидуальности, это комплекс особых упражнений и игр, позволяющий детям снимать чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение.

Применяемые воспитателями методики помогают детям избавиться от таких трудностей, как повышенная возбудимость, усталость, скованность, утомляемость, настраивая на отдых или конкретный вид деятельности.

Эмоции — это резерв возможностей нашего организма, который нужно уметь использовать. Чувствовать эмоциональное состояние воспитанника, мотивы его поведения, тревоги, опасения и при этом обладать умением оказывать необходимую помощь — есть залог профессионального успеха воспитателя,

ГИМНАСТИКА ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ.

Она проста, доступна каждому и в то же время позволяет долго удерживать себя в диапазоне положительных эмоций, научит снимать отрицательные состояния: гнев, страх, неприязнь, отвращение.

Достаточно ежедневно выделять на эту гимнастику несколько минут.

Упр. 1. Встать и потянуться руками вверх, как можно выше, затем опустить руки. При этом дыхание свободное, произвольное (5-6 раз).

Упр. 2. Представить, что нюхаете цветок. Вдох и выдох в течение минуты.

Упр. 3. Встать прямо с вытянутыми перед собой на уровень плеч руками, ладони рук должны быть обращены вниз, пальцы вытянуты. Нагибать верхнюю часть туловища вперед, руки держать в напряжении и не сгибать колени (5-6 раз).

Упр. 4. Встать прямо, голову держать прямо, плечи отвести назад, руки вдоль туловища. Медленно отделить пятки от пола, поднимать руки, словно крылья. Вдыхать воздух медленно, постоянно опускаясь на пятки и приводя руки в исходное положение (5-6 раз).

Упр. 5. Игра “Холодно-жарко”.

Холодно — сжаться в клубочек, жарко — развернуться (5-6 раз).

Упр.6. Игра “Сосулька”.

У нас под крышей
Белый гвоздь висит.
Солнце взойдет
Гвоздь упадет.

1-2 строчка: руки над головой.

3-4 строчка: уронить расслабленные руки и присесть.

Стоя на качелях, делать выразительные движения:

1 . Ноги слегка расставить, переносить тяжесть тела с одной ноги на другую.

2. Выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее тяжесть тела, покачиваться вперед — назад. Для большей экспрессии сгибать и выпрямлять колени.

Литература:

А.В.Гордеева, В.В.Морозова “Практическая реабилитационная педагогика”. 1996 г.

Проблема дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей

АРХИВ «Студенческий научный форум»

Просмотров научной работы: 12719

Комментариев к научной работе: 0

Поделиться с друзьями:

В последние годы увеличивается количество государственных учреждений, в которые помещаются разные категории детей. В основном это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Сиротами считаются дети, родители которых умерли или не установлены. К этой категории относятся также дети, оставшиеся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания в установленном порядке родителей нетрудоспособными, безвестно отсутствующими и т.д. В последнее время значительно увеличилось число детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях, в результате чего последние тоже оказываются в категории детей-сирот.

В современной России интернатные учреждения для детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, принадлежат нескольким ведомствам: дети от рождения до 3-х лет воспитываются в домах ребенка Минздравмедпрома России; в возрасте от 3-х лет до совершеннолетия — в детских домах и интернатах Министерства Образования РФ или Министерства социальной защиты населения РФ (дети-инвалиды); дети-сироты с отклонениями в поведении, правонарушители — в спецшколах МО РФ.

Такими авторами, как Л.Л. Олиференко, Т.И.Шульга, И.Ф.Дементьева отмечается, что сохраняющаяся межведомственная разобщенность негативно сказывается на создании единой системы предупреждения социального сиротства и создания единых критериев, которые позволяют отнести определенных детей к категории нуждающихся в государственной поддержке и помощи. А также это объясняется следующими причинами: резким увеличением количества детей, которые нуждаются в такой помощи; недостаточной профессиональной подготовкой специалистов по охране прав детей, опеке и попечительству; отсутствием государственной семейной политики в России, что приводит не только к росту семейного неблагополучия, но и появлению все более разнообразных категорий детей, нуждающихся в помощи государства; отсутствием в муниципальных образованиях системы оказания помощи и поддержки детям и подросткам; отсутствием комплексного подхода к решению проблем детей и подростков, нуждающихся в государственной помощи; необходимостью совершенствования нормативно-правового обеспечения охраны и защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; необходимостью власти на местном уровне привлекать к социальной работе существующие организации любого подчинения после их соответствующего перепрофилирования; необходимостью координации усилий всех заинтересованных ведомств по защите прав и законных интересов детей и подростков.

Сложившаяся система диктует необходимость реформирования деятельности органов опеки и попечительства разной ведомственной подчиненности, внесения корректив в работу данных учреждений, коренную перестройку и реорганизацию их деятельности.

Главными ориентирами при выработке Правительством Российской Федерации приоритетных направлений является деятельность по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, последовательная реализация комплекса мер, направленных на защиту прав и интересов несовершеннолетних.

В настоящее время широкое распространение и развитие получил программно-целевой метод решения наиболее актуальных проблем улучшения положения детей, основанный на межведомственном взаимодействии. Использование этого метода позволяет обеспечить тесное межведомственное взаимодействие, концентрацию и целевую направленность всех выделяемых ресурсов. Примером такого взаимодействия может служить Президентская целевая программа «Дети России».

Анализ причин попадания детей в разного вида учреждения показывает, что они напрямую связаны с падением социального престижа семьи, ее материальными и жилищными трудностями, увеличением внебрачной рождаемости (каждый третий ребенок растет и воспитывается в неполноценной семье), снижением стабильности брака, большим количеством детей с врожденными хроническими патологиями и инвалидностью, резким изменением ответственности семьи за воспитание и обучение ребенка, вынужденной миграцией семьи и т.д.

В современных условиях функции семьи разрушаются: во-первых, ребенок раньше уходит из семьи в ясли, сад, школу; во-вторых, семья перестает быть фабрикой рождаемости; в-третьих, эмансипация женщин и детей выводит их из экономической зависимости от мужа и семьи. Все эти симптомы говорят об упадке семьи.

Перечень причин попадания детей в государственные учреждения довольно разнообразен. Проблема заключается в том, что момент выявления детей, которые оказались в тяжелых жизненных ситуациях, значительно отстает от возможности оказания им помощи. Существуют разработанные критерии и показатели отнесения детей к категории нуждающихся в государственной помощи и поддержке. К ним относят медицинский, психологический, педагогический, социально-педагогический, социальный, правовой. Оказывая разные виды помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, специалисты сталкиваются с трудностями социальной адаптации и реабилитации, которые наблюдаются как при помещении детей в государственные и частные учреждения, так и в замещающие семьи.

Ребенок, который не получает достаточно тепла, любви, заботы, взаимопонимания, а постоянно испытывает чувство беззащитности, боль, унижение, насилие начинает отстаивать свое право на выживание и существование собственными способами, часто незаконными, что и приводит к побегам, девиантным и деликвентым формам поведения и т.д. Жизнь детей в кризисных, неблагополучных семьях приобретает настолько тяжелые формы, что приводит к риску для развития самого ребенка и социальному риску.

Необходимость активных действий по созданию условий оказания детям государственной помощи и поддержки требует современных методов работы, прежде всего новых форм работы с неблагополучной семьей, имеющей детей, быстрого реагирования на нужды и запросы детей, приложению усилий специалистов для того, чтобы ребенок оставался в своей кровной семье. Привычные принципы работы не обеспечивают потребности детей и семей, нуждающихся в государственной защите, помощи и поддержке.

Рост числа детей, нуждающихся в государственной помощи и поддержке, профилактике, выявлении, устройстве этой категории несовершеннолетних значительно расширяет функции и полномочия специалистов, занимающихся защитой и охраной прав, опекой и попечительством детей и подростков. Сложность нахождения таких детей и семей с детьми в трудной жизненной ситуации требует согласованных межведомственных мер оказания помощи и поддержки. Эти меры влекут за собой введение межведомственных программ по социально-педагогической защищенности детей и подростков, оказанию своевременной и действенной помощи и поддержки неблагополучным семьям с детьми, раннему выявлению категории детей, которая нуждается в помощи со стороны государства.

Научные исследования и практика показывают, что дети, лишенные родительского попечения, имеют немало отклонений в психическом развитии, нарушений в эмоциональной сфере, в самосознании. Они не умеют общаться, что влечет за собой доминирование защитных форм поведения, таких, как неадекватная лояльность или агрессивность (например, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признать свою вину и др.). Наблюдаются серьезные нарушения произвольной деятельности и саморегуляции поведения.

Выпускники детских домов продолжают и во взрослой самостоятельной жизни испытывать недоверие ко всем людям, бывают либо зависимыми, либо чрезмерно критичными к другим, неблагодарными, ждущими постоянного подвоха со стороны окружающих, при желании создать семью часто терпят неудачу.

Слабое осознание собственной жизнедеятельности порождает потребительское отношение к жизни, психологический инфантилизм. Недостаточная самостоятельность, зависимость от группы, доверчивость, хрупкая эмоциональность, подчиняемость толкают их порой в группы социального риска.

Основными социальными причинами попадания детей в детские дома являются: пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и т.д.); устройство на квартире притонов для криминальных и асоциальных элементов; сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими; отсутствие в доме пищи, оставление малолетних детей одних на несколько дней без пищи и воды; убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками или другим родителем; отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение единственного из родителей от алкоголизма, психического заболевания; жестокое обращение с детьми (побои, избиения с нанесением тяжелых травм, голод и т.д.); смерть родителей; отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию, отсутствие постоянного места жительства; побеги из дома, конфликты со сверстниками, требовавшими незамедлительной смены жительства и т.д.

Анализ условий жизни детей и подростков до попадания в детские дома показывает, что невозможно выделить одну главную причину определения ребенка в детский дом. Специалисты детского дома чаще всего фиксируют достаточно большое сочетание неблагополучных условий, которые делали невозможным дальнейшее проживание детей в семьях, где создавалась прямая угроза их жизни и здоровью.

Основной контингент в детских домах, школах-интернатах, приютах, кризисных центров составляют дети, имеющие родителей, т.е. «социальные сироты». Эти родители больные, недееспособные, уклоняющиеся от своих обязанностей по воспитанию детей, злоупотребляющие правами, оказывающие на детей вредное влияние, страдающие алкоголизмом. Дети, воспитывающиеся в детских домах, имеют специфику психологического развития, которая не может быть определена по критерию нормы и патологии. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути. У него формируются специфические черты характера, особое поведение, отличительное личностное развитие.

Воздействие неблагоприятных, а часто нечеловеческих условий жизни детей в семьях достаточно длительное время вызывало негативные психические, физические и другие изменения в организме ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям в их развитии.

Анализ практики работы детских домов показывает, что система воспитания детей в детских домах не готовит их к самостоятельной жизни, и воспитанники после выхода из детских домов испытывают глобальные трудности в адаптации к окружающему миру.

Опыт работы в детских домах позволяет говорить о том, что сегодня на первый план выходят проблемы не материальные, а социальные и психологические. Дети, живущие в детских домах, к сожалению, будут копировать ту модель в своей будущей жизни, какую они видят каждодневно -контакты, основанные на подчиненности, жесткая вертикаль зависимости от старших, доминирование авторитарной системы.

Взрослые ориентируют воспитанников на абсолютную дисциплину, подчинение и выполнение требований взрослых. Отсутствие похвалы за собственную деятельность воспитанников формирует чувство вины, постоянный контроль оценки поведения ребенка, заставляет его делать все как надо, как требуют взрослые. Это создает атмосферу «холода», формализма, вызывает чувство тревоги, страха, проявление агрессии. Активность детей не находит отклика, так как отсутствуют условия ее поддержания. Свобода выбора и возможность самостоятельного принятия решения исключаются. Личность ребенка подавляется, деформируется, что приводит к осложненному поведению.

Таким образом, ребенок, наблюдая и проживая жизнь в детском доме, получает личностный опыт, из которого исключаются его чувства. У него остаются всегда два выбора: или быть пассивным, подчиненным, или сильным, властным, жестоким. Альтернативы — быть открытым, активным, не безразличным к другим — детские дома практически своим воспитанникам не предлагают.

Таким образом, сохранение семьи как одного из основных институтов позитивной социализации детей имеет все основания для того, чтобы получить признание общенациональной идеи, способной консолидировать общество, стимулировать его самовозрождение.

Брутман В.И. Причины социального сиротства: аналитический взгляд на проблему. М.,2009г.

Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика. М.,2008г.

Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Критерии и показатели отнесения детей к категории нуждающихся в государственной помощи и поддержке. М., 2010г.

Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И., Ярославцева Н.Д., Олиференко Л.А.Реабилитация детей в приюте. М., 2008г.

УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ

Интернет-проект Министерства образования и науки РФ
Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

Проблемы детей-сирот и пути их решения на этапе предупреждения и профилактической работы: взгляд из регионов

Рязанская область: по данным комиссии по делам несовершеннолетних, сегодня в области более 1000 безнадзорных детей

B большом зале регионального правительства прошло совещание с заместителями глав муниципальных образований по вопросам реализации мер государственной семейной политики на территории Рязанской области.

Как сообщила в своём выступлении начальник отдела по демографической политике аппарата губернатора и правительства Рязанской области Надежда Бушкова, ежегодно выявляется большое число детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, по данным комиссии по делам несовершеннолетних сегодня 1088 детей в области являются безнадзорными и 10 беспризорными. Поэтому в области необходимо принимать меры по предупреждению семейного неблагополучии и социального сиротства, ведь если государство не будет вмешиваться в эту проблему, то в конечном итоге мы получим круг проблем, которые будут повторяться из поколения в поколение.

Н. Бушкова отметила, что в настоящее время в области ведётся разработка программы по созданию электронного банка данных о семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями.

Нижегородская область: для помощи подросткам объединятся милиция, власть и религиозные организации

Беспризорники становятся угрозой национальной безопасности страны, считает начальник ГУВД по Нижегородской области Виктор Братанов. Главная проблема детей-сирот на сегодняшний день — не отсутствие еды и одежды (сейчас детские дома становятся все более обеспеченными в этом отношении), а именно отсутствие должной защиты детей от преступных посягательств и вовлечения их в противоправную деятельность.

Именно поэтому по инициативе Министерства внутренних дел стартовала благотворительная акция «Участие». В.Братанов уверяет, что в Нижегородской области акция продлится не только в ноябре-декабре, как по всей России, но и станет своего рода постоянной благотворительной программой.

Но силами одной только милиции проблему вряд ли удастся решить. Поэтому сегодня к участию в акции приглашаются все сегменты общества — власть, религиозные организации и общины, а также простые люди.

Акция «Участие», — отмечает В.Братанов, — единственная, которая объединяет все сегменты общества в вопросах оказания помощи детям и подросткам. Уникальность акции в том, что она не ставит перед собой целей и задач по организации каких-либо фондов и открытия благотворительных счетов. Помощь будет оказываться адресно: конкретным людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию.

Например, летом этого года у каждого территориального ОВД появился подшефный детское социальное учреждение, которому сотрудники милиции стали оказывать посильную помощь.

В ближайшее время планируется:

  • 6 декабря дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, посетят ОМОН «Нижегородская гвардия», где для них будут организованы показательные выступления и чаепитие.
  • 7 декабря для воспитанников Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей откроет свои двери Отдельный кавалерийский взвод.
  • 11 декабря в Зональном кинологическом центре детям покажут дрессированных собак и вручат подарки. Также будут проводиться спортивные мероприятия.

При этом представители трех религиозных конфессий (Православной церкви, ДУМНО и Еврейской религиозной общины) пообещали помочь в реализации данной акции. В частности организовывать благотворительные обеды для детей-беспризорников, проводить встречи с ними, помогать организовывать их досуг.

Представитель областной администрации Николай Серагин отметил, что правительство в свою очередь, также будет помогать решать проблему, в частности организовывать досуг детей, расширять занятость детей в неурочное время, развивать спорт в Нижегородской области.

Все участники сегодняшней встречи сошлись во мнении, что, прежде всего, детям нужно внимание и любовь.

Москва: юные музыканты, артисты и художники протянули руку помощи детям-сиротам

Во Всемирный день ребенка ООН, отмечаемый 20 ноября, Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова совместно с Благотворительным фондом поддержки детей, семьи и молодежи «Наша семья»открыли общероссийскую социально-культурную Кампанию «Дай руку другу». На праздник в московский детский дом N19 «Наша семья» пришли дети, которым когда-то «посчастливилось» в нем оказаться. Бывшие воспитанники, которых уже не назовешь сиротами, их патронатные мамы и папы, друзья проекта — люди, небезразличные к судьбе детей-сирот и их социальному положению в современной России, собрались в актовом зале этого уникального Детского дома на Спартаковской.

Общероссийской кампанией «Дай руку другу» запланирована годовая серия концертов в сиротских учреждениях. В этой связи, одной из важнейших социальных задач культурной программы фонда Спивакова является привлечение внимания к актуальной проблеме сиротства и помощь фонду «Наша семья» в распространении опыта во всероссийском масштабе.

Профессиональная служба по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Наша семья» — первая в России патронатная площадка. Уникальная методика сопровождения семей с приемными детьми позволила минимизировать их повторные возвраты в сиротские учреждения до 5-7%, что по статистике в 5-10 раз меньше, чем при других формах семейного устройства.

В концерте, состоявшемся в честь праздника детей, принимал участие ансамбль гусляров «Россияночка» под управлением Елены Костиной, Андрей Чолокян, Анастасия Уколова и Анна Соседова, ансамбль домристов под управлением Татьяны Павловны Острецовой, Анастасия Кобекина, недавно получившая престижную премию «Золотой щелкунчик». Закрывали программу аккордеонист Дмитрий Мирзоев и Григорий Цветков, исполнивший на балалайке «Калинку».

Хозяева праздника, воспитанники «Нашей семьи» не остались в долгу, показав, что тоже неравнодушны к творчеству. «Мы не профессионалы, но большие любители» — этими словами они открыли собственный небольшой концерт. В этот день творчество сплотило детей и взрослых, профессионалов и любителей, явившись главной объединяющей силой, дающей надежду на светлое будущее каждого ребенка, на его семейное счастье.

Популярное:

  • Страхование нежилое помещение Страхование нежилых помещений Страхование нежилых помещений, арендуемых или сдаваемых в аренду, с каждым годом вызывает все больший интерес бизнеса. Помещения, которые арендуют у государственных структур через электронные торги , как правило в условия […]
  • Новогорный воинская часть 978 учебный спасательный центр МЧС России поселка Новогорный г. Озёрска (войсковая часть 63330) 2 июня 978 учебный спасательный центр МЧС России поселка Новогорный г. Озёрска (войсковая часть 63330) На основании Директивы Начальника Гражданской обороны – […]
  • Куплю земельный участок киевской области Продажа земли Киевская область. Купить землю в Киевской области. Украина, Киевская область. Продажа земельных участков показать таблицей Пересортировать по : расположению цене дате Цена: 72 040 грн. ($ 2572) 2119 грн. ($ 76) за сотку Цена: 5 602 000 […]
  • Бюджетные правонарушения и ответственность за их совершение Бюджетные правонарушения и ответственность за их совершение §2. Понятие ответственности за нарушение бюджетного законодательства Юридическая ответственность – это реакция на правонарушение. Правонарушение выступает основанием ответственности; без […]
  • Договор на оказание медицинских услуг между медицинскими учреждениями Договор на оказание медицинских услуг между медицинскими учреждениями Представляем вниманию пользователей нашего портала очередной возмездный договор оказания услуг. В данном случае - образец договора с медицинским учреждением, медицинским центром на […]
  • Промсвязьбанк вклады 2018 и проценты калькулятор Калькулятор вкладов Рассчитает за вас сумму любого вклада Промсвязьбанк Промсвязьбанк был основан в 1995 году, по размеру активов (1 412 102 968 тыс. руб.) занимает 10 место в общем рейтинге банков России. Филиальная сеть банка состоит из 302 отделений в […]
  • Опасный груз гпк Опасный груз Данная запись является собственностью сайта Corsairs-Harbour.ru. Для взятия квеста требуется репутация выше "Обыкновенный идальго". Начальник тюрьмы просит доставить ему партию орудийного пороха в количестве 50 000 картузов. За работу […]
  • Статья имею право не свидетельствовать против себя Статья имею право не свидетельствовать против себя 1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. 2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи […]
Проблема дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей