Понятие предмет метод источники муниципального права

Понятия, предмет и метод муниципального права как отрасли российского права.

Концепция муниципального права как комплексной отрасли права начала развиваться менее десяти лет назад. Правовой основой этого процесса служит становление и развитие местного самоуправления в Российской Федерации. Сам факт базирования муниципального права на местном самоуправлении как самостоятельном институте власти дает основания отнести муниципальное право к самостоятельной отрасли права.

Муниципальное право — это комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, в процессе реализации населением права на местное самоуправление непосредственно, а также через органы местного самоуправления.

муниципальное право обладает собственным кругом источников права, главным из которых является ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ»; имеется собственное законодательство, которое в своей совокупности образует правовые основы местного самоуправления.

Источниками муниципального права являются:

1. Конституция РФ, которая закрепила местное самоуправление как одну из основ конституционного строя, а также установила, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12).

гл. 8 «Местное самоуправление»:

население муниципального образования самостоятельно решает вопросы местного значения;

экономической основой местного самоуправления является муниципальная собственность, право и бремя владения, пользования и распоряжения которой принадлежит населению муниципального образования;

система местного самоуправления включает институты непосредственной и представительной демократии, при этом система осуществления местного самоуправления через представителей не исчерпывается выборными органами, а включает в себя и иные органы (исполнительно-распорядительные, контрольные и т.д.);

местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций; изменение границ таких территорий допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий;

органы местного самоуправления имеют самостоятельные полномочия по решению вопросов местного значения т д

2. Федеральное законодательство. ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ» устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы местного самоуправления и определяет государственные гарантии его осуществления.

Другие законы РФ и ФЗ,:

«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»;

«Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»;

«Об основах муниципальной службы в РФ»;

Бюджетный, Налоговый, Градостроительный кодексы, Гражданскый кодекс,

«О приватизации государственного и муниципального имущества в Российской Федерации».

В указах Президента РФ, постановлениях Правительства, иных нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, как правило, детализируются полномочия органов местного самоуправления в различных сферах жизнедеятельности муниципальных образований.

Особое значение имеют решения судебных органов. В российской юридической науке судебный прецедент традиционно не считается источником права. Однако в настоящее время постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации играют важную роль в правовом регулировании местного самоуправления в России. С их помощью разрешаются правовые коллизии в сфере местного самоуправления, вызванные принятием нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации.

3. Конституции (уставы), законы и иные акты органов государственной власти субъектов РФ. Российская Федерация является федеративным государством, и в становлении и развитии местного самоуправления достаточно значительную роль играют органы государственной власти субъектов Федерации.

4. Муниципальные правовые акты. В систему муниципальных правовых актов входят: устав МО; правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы МО, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Особое значение принадлежит уставу МО. В уставе указываются основные положения по организации и деятельности местного сообщества. Как правило, в уставе МО содержатся не только нормы об организации местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании, но и перечень основных актов местного самоуправления, подлежащих принятию представительным органом и главой муниципального образования, а также порядок подготовки и принятия таких актов, механизм их отмены.

5. Нормы международного Весьма важное значение в регулировании МСУ в РФ имеет Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г. Россия, подписав вышеназванную хартию 28 февраля 1996 г., а 20 марта 1998 г. ратифицировав ее, взяла на себя обязательство соблюдать следующие положения в сфере местного самоуправления

Понятие, предмет, источники и система муниципального права

Главная > Реферат >Государство и право

Муниципальное право — комплексная отрасль права.

Понятие и предмет муниципального права.

Источники муниципального права.

Система муниципального права.

Муниципальное право — комплексная отрасль права

Понятие “муниципальное право” — новое для нашего государ-ствоведения, хотя вопросы муниципального управления, муниципального хозяйства в свое время являлись предметом исследования юристов и деятелей земского движения дореволюционной России, а также отдельных ученых 20-х годов’.

Термины “муниципалитет”, “муниципальное хозяйство” отражали политико-правовое и экономическое своеобразие исторически сложившейся городской общины. Слово “муниципалитет” происходит от латинского “тишсршт”. “Мипиз” по латыни значит тяжесть, тягота, бремя, а “сарю”, “гестрю” — беру, принимаю. Поэтому муниципалитетом называлось городское управление, берущее на себя бремя решения общегородских задач, распоряжения хозяйственными средствами. Появление термина “муниципалитет” относится к республиканской эпохе истории Древнего Рима: так назывались города, пользовавшиеся правами самоуправления. В настоящее время “муниципалитеты” — это избираемое городское и сельское самоуправление, хотя надо иметь в виду, что в некоторых странах (например, в США) муниципальным именуется лишь городское самоуправление.

В законодательстве Российской федерации термин “муниципальный” применяется для характеристики как городского, так и сельского самоуправления. При этом, однако, надо учитывать, что в Конституции Российской Федерации используются понятия не “муниципалитет”, “муниципальные органы”, “муниципальное право”, а “местное самоуправление”, “органы местного самоуправления”. Но вместе с тем в качестве одной из форм собственности Конституция Российской Федерации закрепляет муниципальную собственность, признавая право самостоятельного управления ею за органами местного самоуправления как городских, так и сельских поселении. Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации” от 28 августа 1995 г.’ устанавливает, что термины “муниципальный” и “местный” и словосочетания с этими терминами применяются в отношении органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления (ст. 1). Этот же Закон, регулируя вопросы законодательной базы местного самоуправления, прямо говорит о нормах муниципального права (ст. 7). Таким образом, имеются все основания именовать новую отрасль российского права муниципальным правом, которое по существу является правом местного самоуправления.

Термин “муниципальное право Российской Федерации” употребляется в двух основных значениях. Во-первых, так называется совокупность правовых норм, регулирующих определенную область общественных отношений и составляющих отрасль правовой системы Российской Федерации, и во-вторых, так именуется научная дисциплина — совокупность научных теорий и знаний, обобщающих данную область общественных отношений, практику реализации норм муниципального права. Кроме того, в соответствии с наименованием отрасли права и научной дисциплины муниципальным правом называется учебная дисциплина, изучение которой предусматривается учебными планами юридических вузов. Все эти понятия тесно взаимосвязаны друг с другом, ибо имеют общий источник: одну и ту же сферу общественных отношений, в которых находит свое воплощение местное самоуправление — признаваемая и гарантируемая государством самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения муниципальных образований по решению вопросов местного значения. Однако каждое из этих понятий — и отрасль права, и научная дисциплина, и учебная дисциплина, носящее одно и то же наименование, имеет свое специфическое содержание, свой предмет.

Понятие и предмет муниципального права

Муниципальное право подобно любой другой отрасли права представляет собой совокупность связанных между собой правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений. Известно, что отрасли права различаются, прежде всего, по предмету регулирования. Поэтому, чтобы дать понятие муниципального права, необходимо выявить специфику общественных отношений, составляющих его предмет. Это позволит отграничить муниципальное право от других отраслей российского права и определить, что же обусловливает объединение данных отношений в самостоятельный вид общественных отношений, объективно требующий муниципально-правового регулирования.

Своеобразие отношений, регулируемых нормами муниципального права, состоит в том, что они возникают в особой сфере жизни общества, которую Конституция Российской Федерации определяет как “местное самоуправление”.

Местное самоуправление представляет собой целостную систему общественных отношений, связанных с территориальной самоорганизацией населения, самостоятельно решающего вопросы местного значения, вопросы устройства и функционирования местной (муниципальной) власти. Ибо местное самоуправление — это не только область гражданской самостоятельности и общественной активности населения, но и специфический уровень власти, организационные формы осуществления которой определяются населением муниципального образования самостоятельно на основе федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации.

Муниципальные образования, т.е. городское, сельское поселение, иная населенная территория, предусмотренная законодательством о местном самоуправлении, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеют необходимые для решения вопросов местного значения муниципальную собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. При этом решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что местное самоуправление, представляя особый уровень власти, являясь выражением власти народа, организационно обособлено в системе управления обществом и государством. Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Можно выделить следующие отличительные признаки отношений, составляющих предмет муниципально-правового регулирования.

Во-первых, данные отношения имеют локально-территориальный характер. Они возникают на местном (муниципальном) территориальном уровне в процессе осуществления местного самоуправления населением городских, сельских поселений и других муниципальных образований, территории которых устанавливаются в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций. Таким образом, речь идет об отношениях, возникающих в границах городов, поселков, станиц, сельских округов (волостей, сельсоветов), районов (уездов) и т.п.

Во-вторых, эти отношения носят комплексный характер, так как связаны с реализацией задач и функций местного самоуправления во всех сферах местной жизни: экономической, бюджетно-финансовой, социально-культурной, охраны общественного порядка и др. Общность данных отношений, обусловливающая их объединение в рамках предмета муниципального права, определяется природой местного самоуправления. Суть местного самоуправления — в самостоятельном решении населением вопросов местного значения.

Конституция Российской Федерации, гарантируя местное самоуправление, не раскрывает, какие вопросы следует считать местными. Ответ на этот вопрос имеет принципиальное значение, ибо самостоятельность населения муниципальных образований Конституция Российской Федерации связывает именно с решением вопросов местного значения (ст. 130). Круг данных вопросов определяется федеральными законами и законодательством субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении и находит свое конкретное выражение в уставах местного самоуправления муниципальных образований. Вопросы местного значения, согласно законодательству о местном самоуправлении, затрагивают все области жизнедеятельности населения городских, сельских поселений и других муниципальных образований. Поэтому предмет муниципального права охватывает различные по своему конкретному содержанию и характеру общественные отношения: организационные, управленческие, имущественные, финансовые и т.д. Однако все эти отношения объединяет в самостоятельный вид общественных отношений общий признак: они возникают в процессе решения населением муниципальных образований вопросов местного значения непосредственно или через органы местного самоуправления.

В-третьих, обязательным субъектом муниципально-правовых отношений выступает либо население муниципального образования, которое непосредственно, т.е. путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, решает вопросы местного значения, либо орган или должностное лицо местного самоуправления, наделенные полномочиями по решению данных вопросов.

Таким образом, муниципальное право закрепляет и регулирует общественные отношения, которые возникают в процессе организации и деятельности местного самоуправления в городских, сельских поселениях и других муниципальных образованиях.

Более полное представление о структуре предмета муниципального права дает его подразделение на следующие группы общественных отношений:

1. Отношения, возникающие в процессе решения вопросов местного значения путем непосредственного выражения гражданами своей воли.

К данной группе отношений относятся, возникающие в связи с проведением местного референдума, схода, на которых может утверждаться, например: устав местного самоуправления, закрепляющий вопросы организации и структуры органов местного самоуправления муниципального образования. Кроме того, на местном референдуме, сходе граждан могут решаться и другие вопросы местной жизни. К формам прямого волеизъявления, посредством которых граждане могут участвовать в осуществлении местного самоуправления, относятся выборы органов и должностных лиц местного самоуправления, а также индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления, правотворческая инициатива населения в вопросах местного значения и др. Перечень вопросов, которые решаются (или могут решаться) населением непосредственно, а также формы и институты прямой демократии, обеспечивающие выражение воли граждан по данным вопросам, закрепляются в уставах местного самоуправления муниципальных образований на основе федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении.

2. Отношения, связанные с деятельностью выборных и других органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью, объектами муниципального хозяйства, формированием и исполнением местного бюджета, а также иной их деятельностью в различных сферах местной жизни. Направленной на обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования, решение других вопросов местного значения, включая и вопросы организации своей работы, муниципальной службы.

Осуществляя задачи и функции местного самоуправления, выборные и другие муниципальные органы взаимодействуют между собой, с предприятиями, учреждениями, организациями, расположенными на территории муниципального образования, с государственными органами, общественными объединениями, гражданами. Возникающие в процессе взаимодействия общественные отношения регулируются нормами муниципального права, поскольку одной из сторон этих отношений выступают орган местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, муниципальный служащий, осуществляющие полномочия по решению вопросов местного значения.

К этой группе отношений относятся также отношения, связанные с реализацией органами местного самоуправления конституционного права на судебную защиту, на компенсацию расходов, возникающих в связи с реализацией решений, принятых государственными органами.

3. Отношения, возникающие я процессе реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им в соответствии с законодательством. А также в процессе организации и исполнения органами местного самоуправления законодательных и правовых актов федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

2.4. Метод муниципального права

Муниципальное право выполняет свою регулятивную роль разными способами и использует те же методы регулирования, что и другие отрасли публичного права. Едва ли можно говорить о серьезных отличиях методов муниципального регулирования от методов конституционного (государственного), административного права. К примеру, процедуры разработки, принятия муниципальных нормативных актов имеют много об- щего с процедурами разработки, принятия нормативных актов регионального уровня. Статус органов местного самоуправления, закрепляется с помощью тех же правовых средств, что и статус субъектов федерации.

Методы правового регулирования во многом ориентированы на способы правово- го регулирования (правового воздействия). В теории государства и права выделяются три способа правового регулирования1:

— дозволение — предоставление лицу права на определенное собственное поведе- ние, совершение тех или иных действий;

— запрещение — возложение на лицо обязанности воздержаться от определенного поведения, совершения тех или иных действий;

— обязывание (предписание) — возложение на лицо обязанности определенного по- ведения, совершения тех или иных активных действий.

В муниципальном праве дозволения используются преимущественно при уста- новлении правовых возможностей граждан, местного населения. Обязывание использует- ся для определения компетенции органов местного самоуправления. На основе запретов строятся взаимоотношения государства и местного самоуправления, государственное га- рантирование местного самоуправления, его самостоятельности.

Доминирующим способом муниципального регулирования общественных отно- шений является императивное (односторонне властное) регулирование. Императивно определяются основные параметры местного самоуправления. Примером могут служить нормы об отделении органов местного самоуправления от системы органов государст- венной власти, обязательности государственной регистрации уставов муниципальных образований, наличия выборных представительных органов местного самоуправления. Императивность свойственна и правотворчеству самих органов местного самоуправле- ния, на началах императивности строится ответственность их и должностных лиц мест- ного самоуправления перед населением и государством.

Диспозитивный метод используется, в первую очередь, при закреплении статуса местного населения. Его суть заключается в том, что законодателем очерчиваются преде- лы усмотрения, в том числе нормативного, какого-либо субъекта, в которых он сам изби- рает линию своего поведения. Например, согласно ч. 1 ст. 131 Конституции РФ, структу- ра органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Данная конституционная установка не запрещает федеральному, региональному законодателю вводить те или иные схемы организации местной власти. Однако подобное законода- тельное регулирование должно быть вариативным и предусматривать разные модели ор- ганизации местной власти, перечень которых является открытым. Так Федеральный за- кон о местном самоуправлении от 2003 г.2 расширил число базовых территориальных, организационных моделей местного самоуправления по сравнению с Федеральным за- коном от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».3 Выбор же определенной модели осуществляется населением муниципального образования.

Выделяется также в муниципальном праве метод гарантий. Его раскрывают

О.Е. Кутафин и В.И. Фадеев. Федеральные органы государственной власти, органы госу- дарственной власти субъектов Федерации обязаны обеспечивать муниципальным обра- зованиям минимальные местные бюджеты на основе нормативов минимальной бюджет- ной обеспеченности. Авторы выделяют метод рекомендательного регулирования.1 В му- ниципальном праве (как и в конституционном, административном праве) имеются нор- мы, исполнение которых желательно, но не обязательно. Данный метод учитывает и под- черкивает самостоятельность местного самоуправления.

Для юридического режима муниципального права как комплексной отрасли ха- рактерно ориентирование на дозволение и обязывание. Иными словами, муниципальное право отличается от других отраслей права сочетанием императивного и диспозитивного ме- тодов регулирования отношений. Его специфика состоит в комбинации различных спосо- бов правового регулирования, свойственных другим отраслям права, применительно к разным объектам муниципальной действительности.2

Нормы муниципального права, направляя нормы иных отраслей в рамках муни- ципального права, обретают качество общеотраслевых обобщений, образуют общую часть муниципального права, что также является обстоятельством, характеризующим муниципальное право как самостоятельную отрасль права. Общеотраслевые обобщения содержатся главным образом в Конституции РФ и Федеральном законе о местном само- управлении 2003 г.

Итак, муниципальное право выступает одновременно и как комплексное межот- раслевое образование,3 включающее в себя нормы разных отраслей права, и как обособ- ленная по предмету регулирования часть российского права.

Целостность муниципального права обеспечивается, прежде всего, наличием еди- ной конституционной основы территориальных, организационных, функциональных, материально-финансовых форм местного самоуправления.

§ 1. Понятие, предмет и источники муниципального права как науки

Значение местного самоуправления в современном общественно-политическом устройстве Российской Федерации, те надежды, которые связывают с ним, развитие демократии, укрепление государственности, совершенствование и повышение эффективности управления предопределяют необходимость всестороннего научного осмысления всего спектра вопросов, связанных с муниципальным правом, регулирующим эту сферу общественных отношений.

Предметом науки муниципального права является новая, находящаяся в стадии развития комплексная отрасль российского права — муниципальное право. Тесная связь муниципального права как отрасли права с одноименной научной дисциплиной естественна. Наука муниципального права является составной частью российского государствоведения, в центре ее внимания находятся проблемы, связанные со всесторонним изучением отрасли муниципального права, муниципально-правовых норм и институтов муниципального права как правовой отрасли. Комплексный характер муниципального права предопределяет ее связь с идеями и теориями соответствующих родственных отраслей права.

В центре внимания муниципально-правовых научных исследований находятся проблемы природы местного самоуправления как одной из форм публичной власти, его места в общей системе публичной власти. Наука муниципального права исследует принципы организации местного самоуправления, его правовую, экономическую, территориальные основы. Предметом науки муниципального права являются вопросы местного значения, полномочия органов местного самоуправления по их решению, принципы правового регулирования полномочий органов местного самоуправления.

Если муниципальное право для современной России является новой отраслью права, то само по себе местное самоуправление как явление общественно-государственной жизни имеет многовековую историю. В мире есть богатый опыт реализации различных вариантов организации местного самоуправления и управления. Естественно, что самоуправленческие традиции в той или иной степени были и остаются предметом внимания российского и зарубежного государствоведения. Поэтому к предмету муниципального права как науки относятся и исторический аспект развития самоуправления в его сословном и земском вариантах, организация на местах публичной власти в советский период, так же как и ее эволюция в постсоветский период отечественной истории, когда, несмотря на краткость времени, местное самоуправление пережило и переживает различные процессы реформирования.

Отсюда очевидна еще одна задача науки муниципального права: беспристрастное теоретическое осмысление накопленного опыта, идей и концепций позволяет определить наиболее приемлемые и соответствующие традициям российской государственности пути развития местного самоуправления, дать ему объективные оценки, найти лучшее, выработать рекомендации, которые помогут избежать ошибок, отказаться от не оправдавших себя форм организации и деятельности местного самоуправления.

Местное самоуправление является предметом изучения многих отраслей науки: истории, философии, социологии, политологии, экономической науки и т.д. Такой многоаспектный подход требует в допустимой мере осмысления этого предмета как единого целого. В основе муниципально-правовой науки находится ее сложный социально-правовой характер. Основной объект исследования требует особого подхода в изучении, так как связан не только с общественными отношениями в сфере местного самоуправления, субъектами которых являются органы муниципальных образований и государства, но и широкий спектр отношений с участием муниципальных органов и многочисленных элементов гражданского общества. Значимым объектом науки муниципального права является местное самоуправление как важное связующее звено между государством и гражданским обществом.

В муниципально-правовой науке используется широкий спектр методов научного познания: исторический, статистический, социальный, сравнительный, системный и др.

Особое место в российской науке муниципального права имеет изучение зарубежного муниципального опыта. Надо признать, что исторический опыт развития местного самоуправления в нашей стране в определенной степени связан с заимствованием и переносом на российскую почву различных зарубежных муниципально-правовых институтов, что не всегда обеспечивало позитивное развитие. В современной России проблема целесообразности использования тех или иных зарубежных форм организации местного самоуправления также является весьма острой. Наука муниципального права призвана содействовать выбору наиболее удачных вариантов.

Одной из важнейших задач науки муниципального права является ее объединительная функция. Сущностное значение местного самоуправления не ограничивается вопросами организации территориального (местного) самоуправления. Его роль значительно шире. В Российской Федерации местное самоуправление является основой государственности, мощным элементом, укрепляющим и развивающим ее федеративную основу.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что наука муниципального права — это система научных знаний, идей, концепций, в основе которых находятся исторические, международные и современные отечественные представления о закономерностях становления и развития местного самоуправления, а также самого муниципального права.

Таким образом, предметом науки муниципального права России являются:

муниципальное право как комплексная отрасль права;

комплекс общественных отношений в сфере местного самоуправления (муниципально-правовых отношений);

организация непосредственного осуществления местного самоуправления населением и деятельности органов местного самоуправления;

государственная политика по обеспечению реализации гражданами (населением) права на местное самоуправление;

исторический аспект российского опыта местного самоуправления (и местного управления);

международный (зарубежный) опыт организации местного самоуправления.

В основу системы науки муниципального права положена структура муниципального права как отрасли права. Однако следует иметь в виду, что предмет науки значительно шире, нежели количество элементов, входящих в систему муниципального права как отрасли права. Система науки муниципального права своей целью предполагает такую очередность изучения проблем, которая основана на логически определенной последовательности обобщения и усвоения всего многообразия отдельных сторон местного самоуправления как единого целого. Если отрасль состоит из актов и норм, строго направленных на регулирование общественных отношений, а соответствующие концепции и подходы надо искать в содержании этих актов и норм, то наука муниципального права специально занимается анализом различных теорий, кроме того, дает характеристику актам и нормам, много внимания уделяет эффективности муниципальных конструкций и их правового оформления, реальной практике местного самоуправления и т.д.

Следовательно, система науки муниципального права должна обеспечивать реализацию основных функций, свойственных в целом правовой науке: 1) познавательной; 2) практической; 3) прогностической.

Источники муниципального права как научного направления представляют собой носители информации, которые могут быть разделены на группы.

Во-первых, это нормативно-правовые акты, являющиеся источниками муниципального права как отрасли права.

Во-вторых, это практика муниципальной деятельности, включающая в себя как правоприменение, так и сопутствующие явления. Практика является носителем важнейшей информации, обращение к ней предполагает охват всего диапазона проблем муниципального строительства, определение его особо значимых сторон.

В-третьих, наука муниципального права, как всякая наука, не может изучать свой предмет в отрыве от исторического развития. Глобальные преобразования, имевшие место в жизни нашего Отечества: сначала введение начал местного самоуправления, последующее отрицание опыта местного самоуправления в период предыдущих социально-экономических формаций, затем обращение вновь к институтам местного самоуправления, — ставят перед российской наукой муниципального права особо важную задачу поиска научной связи между различными историческими периодами. Для современных исследователей теоретической базы и правоприменительной практики в равной степени полезны и востребованы опыты организации земского местного самоуправления (на всех его этапах), реформ Временного правительства, организации власти на местах в советский период. Современная модель местного самоуправления во многом предопределена как реформенными преобразованиями Советов начала последнего десятилетия ХХ в., так и отдельными предшествующими этапами их развития, особенно в 1920-е гг. В то же время развитие местного самоуправления обусловливается особенностями политической и правовой культуры россиян, в основе которой лежат общинный идеал, преобладание коллективных форм собственности, сильная государственная идея.

В-четвертых, наука муниципального права обстоятельно изучает богатство научной мысли, теорий, концепций, относящихся как в целом к сущности, состоянию и развитию местного самоуправления, так и к конкретным муниципально-правовым институтам. Не следует забывать о том, что само появление местного самоуправления как способа организации публичного управления в значительной мере обязано в исторической ретроспективе именно научной мысли. Модели местного самоуправления, прежде чем стать содержанием нормативных актов, зачастую проходят научную апробацию и обычно лишь в этом случае дают последующий эффект. А поспешно включенные в законы новации далеко не всегда оправдывают себя в перспективе. Сказанное относится и к российской действительности. Участие крупных исследователей в формировании современной научной концепции местного самоуправления призвано способствовать его эффективному развитию. Соответственно многие глубокие исследования становятся своеобразным национальным богатством и источниками науки муниципального права России*(26).

Понятие, предмет, методы, система и источники отрасли муниципального права России. Муниципальное право как наука и учебная

Понятие, предмет, методы, система и источники отрасли муниципального права России. Муниципальное право как наука и учебная дисциплина.

1. Понятие, предмет и методы отрасли муниципального права.

2. Муниципально-правовые нормы и институты, их система. Муниципально-правовые отношения.

3. Понятие и виды источников муниципального права.

4. Место муниципального права в системе права России. Взаимосвязь муниципального права с другими отраслями права.

5. Муниципальное право как наука и учебная дисциплина.

1. В 1990-ых годах в системе права России возникла новая отрасль – муниципальное право.

В современном законодательстве термины «муниципальный» и «местный» употребляются как равнозначные применительно к самоуправленческим отношениям. Таким образом, муниципальное право можно охарактеризовать как право местного самоуправления. Причем термины «муниципальный», «муниципалитет» (орган местного самоуправления, низшая административно-территориальная единица в государстве) применимы в нашей стране как к городскому самоуправлению и его органам, так и к самоуправлению, осуществляемому в сельских поселениях и на других территориях.

Профессора О.Е.Кутафин и В.И.Фадеев дают следующее определение муниципального права: «Муниципальное право Российской Федерации – это комплексная отрасль российского права, представляющая совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления и решения населением муниципальных образований непосредственно, через выборные и другие органы местного самоуправления вопросов местного значения, а также в процессе реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления».

Комплексная отрасль – это отрасль права, многие нормы которой являются одновременно нормами других отраслей права. Так, некоторые нормы муниципального права являются одновременно нормами конституционного, финансового, гражданского, земельного и других отраслей права.

Предметом муниципального права является совокупность общественных отношений, лежащих в основе организации и деятельности местного самоуправления, которое представляет собой особый уровень власти (власти народа), стоит несколько обособленно в общей системе власти и управления. Особенность этого уровня власти заключается прежде всего в том, что его органы (органы местного самоуправления) в силу положений статьи 12 Конституции России не входят в систему органов государственной власти, должны быть подчинены интересам населения, осуществляющего самостоятельное решение вопросов местного значения на своей территории, хотя в соответствии со статьей 132 Конституции РФ и могут быть наделены отдельными государственными полномочиями (к примеру, полномочиями по регистрации актов гражданского состояния, по проведению медико-социальной экспертизы, по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции, et cetera).

Правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления, как показывает зарубежный опыт, может осуществляться на основании двух главных принципов:

а) муниципальные органы вправе делать только то, что им прямо разрешил закон;

б) органы местного самоуправления вправе осуществлять любую деятельность, прямо не запрещенную законом.

В России органы местного самоуправления с одной стороны действуют в пределах полномочий, которые закрепило за ними законодательство о местном самоуправлении, а с другой стороны, они вправе принять к своему рассмотрению любые вопросы, не исключенные из их ведения и в то же время не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

Особенность муниципального права как комплексной отрасли права проявляется в том, что, поскольку его предмет охватывает круг общественных отношений как публично-правового, так и частноправового характера, то и метод правового регулирования здесь носит комплексный характер, сочетающий в себе как императив, так и диспозитив.

Императивный и диспозитивный методы дополняются методом гарантий. В статье 133 Конституции РФ местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

2. Муниципально-правовые нормы – нормы права, регулирующие общественные отношения, входящие в предмет отрасли муниципального права, то есть отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления и решения населением муниципальных образований вопросов местного значения.

Муниципально-правовые нормы имеют следующие особенности:

а) многие нормы муниципального одновременно являются нормами других отраслей российского права. Данная особенность обусловлена тем, что муниципальное право является комплексной отраслью права, соответственно, эта особенность также присуща нормам других комплексных отраслей права (к таким, в частности, относятся предпринимательское право, аграрное право);

б) ряд муниципально-правовых норм закреплен в актах органов местного самоуправления. Как правило, нормы права закрепляются в актах, исходящих от государственных органов. Данная особенность характерна только для норм муниципального права.

Муниципально-правовые нормы классифицируются:

по объекту правового регулирования – на нормы, закрепляющие:

а) местное самоуправление в системе народовластия (понятие, принципы, функции местного самоуправления);

б) основы деятельности местного самоуправления (территориальная, организационная, экономическая основы);

в) предметы ведения и полномочия местного самоуправления (муниципальных образований);

г) гарантии местного самоуправления;

д) ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

по территории действия на:

по характеру правовых предписаний на:

по методу правового регулирования на:

Муниципальное право, являясь совокупностью норм, представляет собой упорядоченную систему. Нормы муниципального права правомерно можно подразделить на нормы Общей и Особенной частей, которые в свою очередь состоят из институтов.

Правовой институт в муниципальном праве представляет собой совокупность муниципально-правовых норм, регулирующих определенный круг общественных отношений, которые в рамках предмета муниципального права образуют относительно самостоятельную и вполне обособленную группу.

Общая часть муниципального права может быть представлена как совокупность следующих институтов муниципального права:

1) системы муниципального права;

2) предметов ведения местного самоуправления;

3) территориальной, организационной, экономической основ;

4) института непосредственного участия граждан в муниципальных правоотношениях (местный референдум, муниципальные выборы и т.д.);

5) института органов местного самоуправления;

7) контроля над осуществлением местного самоуправления;

8) ответственности за нарушение законодательства о местном самоуправлении.

Особенная часть муниципального права также представляет собой совокупность муниципальных правовых институтов, а именно:

1) компетенции муниципальных образований, населения, органов и должностных лиц местного самоуправления, других субъектов муниципальных правоотношений;

2) полномочий органов местного самоуправления в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований;

3) взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти;

4) осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;

5) организации местного самоуправления на отдельных территориях.

Муниципальное право в общественной жизни выступает в нескольких позициях: как отрасль права, как отрасль правовой науки и как учебная дисциплина.

В системе науки муниципального права целесообразно выделить специальную часть, содержащую основные теории местного самоуправления, правовые основы местного управления в России до 1993 года (года принятия и введения в силу ныне действующей Конституции РФ), современные системы местного самоуправления в зарубежных странах.

Муниципально-правовые отношения – это урегулированные нормами муниципального права общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе организации деятельности местного самоуправления в городских, сельских поселениях и других муниципальных образованиях.

Объектом муниципально-правовых отношений является деятельность местных жителей (жителей муниципальных образований) и формируемых ими муниципальных органов, направленная на решение вопросов местного значения, а также на выполнение отдельных государственных полномочий, переданных муниципальным образованиям.

Основной отличительной чертой муниципально-правовых отношений выступают их специфические субъекты, которыми являются:

1) муниципальные образования;

4) группы граждан;

5) органы местного самоуправления;

6) ассоциации и союзы муниципальных образований, органов местного самоуправления;

7) органы территориального общественного самоуправления;

8) органы государственной власти;

9) коммерческие и некоммерческие юридические лица.

3. Понятие «источники муниципального права» можно рассматривать в двух аспектах: в материальном и формально-юридическом.

Источником муниципального права в материальном смысле являются общественные отношения – носители местного самоуправления в стране, а также та реальная социально-экономическая и политическая действительность, порождением которой и явилось муниципальное право.

Источником муниципального права в формально-юридическом смысле являются внешние формы выражения и существования правовых норм данной отрасли права. Здесь следует отметить усиливающуюся в последние годы роль такого вида источников, как общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации. Кроме того, как и в других отраслях права, среди них можно выделить:

1) нормативно-правовые акты (таковых среди источников большинство);

2) муниципально-правовые обычаи (к примеру, традиции и обычаи казачьего самоуправления и т.д.);

3) нормативные договоры (договоры о перераспределении полномочий между различными органами одного и того же муниципального образования; договоры по созданию союзов и ассоциаций муниципальных образований, et cetera);

4) юридические (судебные либо административные) прецеденты, которые хотя и играют в нашей правовой системе весьма ограниченную роль, но все же имеют место в правоприменительной практике (к примеру, постановления пленумов Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ).

Далее отметим, что федеративное устройство России накладывает свой отпечаток на классификацию нормативно-правовых актов как источников муниципального права. Здесь можно выделить

1) федеральный уровень:

а) Конституция Российской Федерации;

б) федеральные законы (от 28 августа 1995 года №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», одноименный Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ, от 26 ноября 1996 года №138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», от 25 сентября 1997 года №126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления», от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и др.).

в) подзаконные нормативные акты федерального уровня (указы Президента РФ, постановления палат Федерального Собрания РФ, постановления Правительства РФ).

2) региональный уровень (уровень субъектов РФ) – это прежде всего конституции, уставы субъектов РФ, законы, регламентирующие выборы органов и должностных лиц местного самоуправления, порядок проведения местных референдумов в субъектах РФ, регламентирующие муниципальную службу в субъектах РФ, бюджетное устройство, бюджетный процесс, порядок регистрации уставов муниципальных образований в субъектах Федерации и другие вопросы, а также акты подзаконного характера, регламентирующие те или иные аспекты жизни и деятельности муниципальных образований;

3) уровень муниципальных образований.

На местном уровне в качестве источников муниципального права выступают следующие виды нормативно-правовых актов:

-устав муниципального образования;

-регламент представительного органа муниципального образования, в котором определяется порядок его работы;

-решения представительных органов муниципальных образований;

-постановления глав муниципальных образований (глав местных администраций), а также другие нормативные правовые акты муниципальных образований.

4. Муниципальное право не относится к числу основных (базовых) отраслей права. Место муниципального права в системе национального права России определяется его вторичностью, поскольку это производное образование, возникшее в результате развития местного самоуправления и законодательства о нем. Такие образования в науке именуются комплексными отраслями (например, хозяйственное, морское, банковское, экологическое, водное, лесное, торговое, военное и другие отрасли права).

Правоотношения в сфере организации и деятельности местного самоуправления, сочетая в себе как публичные, так и частные начала, регулируются нормами различных отраслей права: конституционного, административного, гражданского, финансового, земельного, экологического и ряда других. Все эти разнородные по своему характеру правоотношения имеют общий объединяющий их признак – они всегда возникают в связи и по поводу организации и деятельности местного самоуправления в городских, сельских поселениях и других муниципальных образованиях.

Муниципальное право тесно связано с конституционным правом, нормы которого закрепляют основные принципы формирования местного самоуправления, основные формы непосредственного волеизъявления граждан, основы территориальной организации местного самоуправления, гарантии местного самоуправления.

Связь муниципального права с административным определяется тем, что управленческие отношения в сфере деятельности органов местного самоуправления являются объектом административного регулирования, конкретные способы проявления которого весьма разнообразны.

Частно-правовые начала муниципально-правового регулирования обусловливают теснейшую связь этой отрасли с гражданским правом, нормы которого в достаточной степени регулируют имущественные отношения с участием муниципальных образований, других субъектов местного самоуправления, выступающих в этот момент одновременно и субъектами гражданского права. В то же время имеются и некоторые особенности участия муниципальных образований в гражданском обороте.

Аналогичным образом проявляется связь муниципального права с рядом иных отраслей российского права, например, финансового по вопросам формирования и использования местных финансов и пр., поскольку комплексность муниципального права как отрасли означает как бы два адреса «прописки» его норм, которые являются одновременно нормами других отраслей права.

5. Термин «муниципальное право» используется для обозначения не только отрасли права, но и научной дисциплины.

Наука муниципального права – это совокупность знаний, идей, теорий о местном самоуправлении, о целях, задачах, функциях и формах его осуществления и правового регулирования.

Муниципальное право как научная дисциплина является составной частью юридической науки. Возникновение науки муниципального права датируется началом 1990-х гг. вместе с тем проблемы организации органов местного управления изучались еще задолго до этого. Поэтому при исследовании проблем местного самоуправления часто приходится обращаться к дореволюционному опыту организации земской власти в Российской империи, а также опыту организации местных советов в СССР.

Предметом науки муниципального права является то, на что направлено научное познание. Это муниципальные правовые нормы, муниципальные правовые категории, практика применения норм муниципального права, осуществление местного самоуправления на предыдущих этапах истории.

Научная дисциплина муниципального права изучает нормы муниципального права и регулируемые ими общественные отношения, используя при этом присущие всему правоведению научные методы, как общенаучные (диалектический, системный, конкретно-социологический), так и специальные (сравнительно-правовой, статистический, нормативно-логический, структурно-функциональный, историко-юридический и др.).

К числу источников науки муниципального права относятся прежде всего правовые акты, содержащие муниципальные правовые нормы, а также научные труды ученых и специалистов, практика осуществления местного самоуправления в России и зарубежных странах как на современном этапе, так и в прошлом.

Система науки муниципального права представляет собой логически обоснованное расположение в определенной последовательности теоретических положений, знаний, составляющих ее содержание. Основные институты муниципального права как отрасли права и институты науки муниципального права соответствуют друг другу. Однако в целом система науки муниципального права по своим подразделениям шире, чем система отрасли права. Термин «муниципальное право» понимается также в качестве учебной дисциплины.

Муниципальное право как учебная дисциплина – это совокупность первичных знаний об основах науки муниципального права, о местном самоуправлении и его правовом регулировании.

Целью преподавания курса муниципального права России является подготовка специалистов высокой квалификации в области правового регулирования организации и функционирования местного самоуправления.

Задачами данного учебного курса являются:

изучение принципов организации и деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации;

изучение российского дореволюционного и зарубежного опыта местного самоуправления государств с давними традициями местного самоуправления;

изучение территориальной, организационной, экономической основ местного самоуправления;

изучение основных форм и методов деятельности местного самоуправления;

изучение законодательства всех трех уровней правового регулирования (федерального, регионального, муниципального) о местном самоуправлении;

выработка практических навыков применения законодательства о местном самоуправлении.

Популярное:

  • Охарактеризуйте признаки административного правонарушения Лекция 8. Административная ответственность 8.2. Административное правонарушение и его признаки Административные правонарушения — достаточно разнообразный и распространенный вид юридических проступков, общим объектом которых выступают отношения в сфере […]
  • Форма сделок и последствия ее несоблюдения шпаргалка Форма сделок и последствия ее несоблюдения. Форма сделки – способ выражения воли, т.е. способ волеизъявления. 1) Устная сделка – путем словесного выражения воли. Сделка, которая может быть совершена устно, считается совершенной и при отсутствии словесного […]
  • Поставили на учет в наркологический диспансер без согласия Поставили на учет в наркологический диспансер без согласия 1. Основания и порядок постановки на учет Пример из жизни Здравствуйте! Ситуация такая: на улице подобрал наркоконтроль, отвезли на освидетельствование, тест показал положительно, хотя употреблял […]
  • Перечень отчетов ооо на усн Перечень отчетов ооо на усн Уведомление о переходе на УСН необходимо подать в ИФНС в течение 30 дней со дня регистрации. Сдача отчетности в Инспекцию Федеральной налоговой службы (ИФНС): 1) Декларацию по УСН в срок не позднее 31 марта следующего года (1 раз […]
  • Система таможенных органов рф определение Система таможенных органов рф определение §1. Понятие, задачи и система таможенных органов Таможенные органы - одни из старейших правоохранительных органов, история возникновения и развития которых неразрывно связана с формированием государственной и […]
  • 3 система права рф СИСТЕМА ПРАВА Система права – это представленная в совокупной связи отраслей права общеобязательная воля господствующего класса или всего общества. В юридической литературе система права определяется как его внутреннее строение, которое выражается в […]
  • Уголовный кодекс ст 228 ук рф Уголовный кодекс ст 228 ук рф Законодательство Российской Федерации Поправки в УК РФ, вступившие в силу с 12 мая 2004 года, существенно изменили ситуацию уголовно-правового регулирования ответственности за незаконный оборот наркотических средств и […]
  • Права и обязанности муниципального работника Лекция 6: «Муниципальная служба» 6.3. Права и обязанности муниципального служащего Права и обязанности муниципального служащего устанавливаются уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в […]
Понятие предмет метод источники муниципального права