Паспортные данные гк рф

Оглавление:

Представитель имеет доверенность на совершение сделки, оформленную у нотариуса в прошлом году и выданную на три года. В этом году представитель меняет паспорт (в связи с достижением предусмотренного возраста). Надо ли представителю менять доверенность, или достаточно внесения в новый паспорт информации о ранее выданном паспорте?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Выданную представителю доверенность в связи с заменой паспорта представителя менять не нужно.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Детальных требований к содержанию доверенности правила ГК РФ не предусматривают. Вместе с тем по смыслу положений п. 1 ст. 182, п. 1 ст. 185 ГК РФ содержание доверенности должно позволить идентифицировать представителя, то есть установить, что сделку совершает именно то лицо, которое указано в доверенности в качестве представителя.
Согласно ст. 19 ГК РФ гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая. Следовательно, в доверенности как минимум должны быть указаны фамилия, имя и отчество представителя (если указание отчества не противоречит закону или национальному обычаю). Включение в доверенность иных данных (например реквизитов документа, удостоверяющего личность) на практике широко распространено, поскольку это позволяет с наибольшей достоверностью установить личность представителя. В частности, пунктом 2 Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами РФ, утвержденных приказом Минюста РФ от 15.03.2000 N 91, установлено, что в удостоверяемых или выдаваемых нотариусом документах хотя бы один раз указываются фамилии, имена и отчества физических лиц полностью, дата рождения, удостоверяющий личность документ и его реквизиты, адрес постоянного места жительства или преимущественного пребывания (при совершении нотариальных действий от имени иностранных граждан также указывается их гражданство). Однако законодательно такие требования не закреплены.
Отметим также, что истечение срока действия паспорта представителя не включено в предусмотренный ст. 188 ГК РФ перечень оснований прекращения доверенности.
Таким образом, замена паспорта в связи с истечением срока его действия не отменяет действие ранее выданной гражданину доверенности. Такая доверенность сохраняет силу, что подтверждается и судебной практикой (смотрите, например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 06.04.2011 N Ф04-1475/11).
Следует заметить, что в силу п. 5 Положения о паспорте гражданина РФ, п. 15 описания бланка паспорта гражданина РФ (утверждены постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828) в паспорт должна вноситься отметка о ранее выданных основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории России.
В связи с этим мы полагаем, что тождество лица, выступающего перед третьим лицом в качестве представителя по доверенности, с лицом, указанным в доверенности (при том, что паспортные данные в доверенности не совпадают с данными действующего паспорта этого лица), может быть установлено на основании отметки в новом паспорте о ранее выданном паспорте. Менять доверенность для такой идентификации не требуется.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Мария

Статья 51 ГК РФ. Государственная регистрация юридических лиц

Новая редакция Ст. 51 ГК РФ

1. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.

2. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

Юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц.

3. До государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.

4. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц, уполномоченный государственный орган обязан заблаговременно сообщить заинтересованным лицам о предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица и о предстоящем включении данных в единый государственный реестр юридических лиц.

Заинтересованные лица вправе направить в уполномоченный государственный орган возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения данных в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Уполномоченный государственный орган обязан рассмотреть эти возражения и принять соответствующее решение в порядке и в срок, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц.

5. Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также во включении данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц допускается только в случаях, предусмотренных законом о государственной регистрации юридических лиц.

Отказ в государственной регистрации юридического лица и уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде.

6. Государственная регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Включение в единый государственный реестр юридических лиц данных о юридическом лице может быть оспорено в суде, если такие данные недостоверны или включены в указанный реестр с нарушением закона.

7. Убытки, причиненные незаконным отказом в государственной регистрации юридического лица, уклонением от государственной регистрации, включением в единый государственный реестр юридических лиц недостоверных данных о юридическом лице либо нарушением порядка государственной регистрации, предусмотренного законом о государственной регистрации юридических лиц, по вине уполномоченного государственного органа, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.

8. Юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр.

Комментарий к Ст. 51 ГК РФ

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров — Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, — регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Государственным органом, уполномоченным осуществлять регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, является Федеральная налоговая служба (Положение о Федеральной налоговой службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).

Законом установлен нормативно-явочный порядок образования юридического лица, когда для образования юридического лица не требуется согласия третьих лиц, включая государственные органы, на которые возложена лишь функция проверки учредительных документов на соответствие требованиям законодательства.

Другой комментарий к Ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. С целью ведения учета юридических лиц, контроля за их деятельностью, соответствия их учредительных документов требованиям закона предусмотрена государственная регистрация юридических лиц, порядок которой определяется Законом о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — государственная регистрация) представляет собой акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях.

Во исполнение ст. 2 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» (СЗ РФ. 2002. N 20. Ст. 1872; 2003. N 18. Ст. 1715; N 38. Ст. 3667) установлено, что уполномоченным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, является Министерство по налогам и сборам (которое в соответствии с абз. 1 п. 15 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945) преобразовано в Федеральную налоговую службу).

2. Федеральная налоговая служба ведет единый государственный реестр, содержащий сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, и соответствующие документы.

Согласно п. 1 ст. 5 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:

а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. В случае если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в Едином государственном реестре юридических лиц указывается также наименование юридического лица на этих языках;

б) организационно-правовая форма;

в) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;

г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);

д) сведения об учредителях юридического лица, а в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров;

е) копии учредительных документов юридического лица;

ж) сведения о правопреемстве — для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;

з) дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;

и) способ прекращения деятельности юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или путем исключения из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа);

к) размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или др.);

л) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством РФ, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;

м) сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом;

н) сведения о филиалах и представительствах юридического лица;

о) идентификационный номер налогоплательщика с указанием даты постановки на учет юридического лица в налоговом органе;

п) коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;

р) номер и дата регистрации юридического лица в качестве страхования:

в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации;

в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации;

в территориальном фонде обязательного медицинского страхования.

Сведения, указанные в пп. «м», представляются лицензирующими органами не позднее пяти рабочих дней с момента принятия соответствующего решения.

Юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения указанных в п. 1 ст. 5 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведений, за исключением тех, которые указаны в пп. «м», обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.

Содержащийся в ст. 5 указанного Закона перечень сведений, которые должны быть сообщены регистрирующему органу, является исчерпывающим. В соответствии со ст. 9 этого Закона запрещается требовать предоставления документов, не предусмотренных Законом.

Единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом и ведется на бумажных и электронных носителях. Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 (СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2585) утверждены Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, согласно которым государственный реестр состоит из книг учета государственной регистрации, отдельных листов записей реестра, содержащих перечисленные сведения о юридическом лице, и регистрационных дел, содержащих все документы, подаваемые при регистрации, и листы записей реестра.

3. Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (п. 1 ст. 8 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

4. Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр (ст. 11 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 (СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2586) утверждены форма свидетельства о государственной регистрации юридического лица, форма свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, форма свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 г.

Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр.

5. Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений о паспортных и других персональных данных физических лиц, которые могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, установленных Правительством РФ.

В соответствии со ст. 6 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц сведения и документы о конкретном юридическом лице могут предоставляться в виде:

выписки из соответствующего государственного реестра;

копии документа (документов), содержащегося в соответствующем государственном реестре;

справки об отсутствии запрашиваемой информации.

Указанные сведения и документы предоставляются за плату, если иное не установлено федеральными законами.

6. Согласно Закону о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и Федеральному закону от 21 марта 2002 г. «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» (СЗ РФ. 2002. N 12. Ст. 1093) внесение в государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации организаций всех организационно-правовых форм осуществляется единым уполномоченным органом государственной исполнительной власти России — Федеральной налоговой службой. Вместе с тем федеральными законами обязанность по государственной регистрации отдельных видов юридических лиц может быть возложена на иные федеральные органы государственной власти (ст. 10 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

В соответствии с п. п. 2, 6 ст. 9 Закона о торгово-промышленных палатах РФ и Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» решение о государственной регистрации торгово-промышленной палаты принимается Федеральной регистрационной службой Министерства юстиции или ее территориальным органом. На основании решения Федеральная налоговая служба (ее территориальный орган) в срок не более пяти рабочих дней со дня получения всех необходимых документов и сведений вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее одного рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации торгово-промышленной палаты.

Решение о государственной регистрации кредитных организаций принимается Банком России (ст. 12 Закона о банках). При этом Банк России в целях осуществления им надзорных и контрольных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций.

Государственную регистрацию общественных объединений осуществляет согласно ст. 21 Закона об общественных объединениях Федеральная регистрационная служба (для общероссийских и международных общественных объединений) и ее территориальные органы (для региональных и межрегиональных общественных объединений).

Согласно ст. 8 Закона от 27 декабря 1991 года N 2124-1 «О средствах массовой информации» (Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 7. Ст. 300; СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 169; N 24. Ст. 2256; 1996. N 1. Ст. 4; 2002. N 30. Ст. 3033; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607) на Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия и ее территориальные органы возложены функции по государственной регистрации средств массовой информации.

7. Гражданское законодательство исходит из принципа свободы деятельности участников гражданских правоотношений. Поэтому регистрирующие органы не вправе запрещать создание юридического лица по причине нецелесообразности его образования. В соответствии с абз. 2 п. 1 комментируемой статьи отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом. Данное право конкретизировано в п. 1 ст. 23 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, согласно которому отказ в государственной регистрации юридического лица допускается в случае:

непредставления определенных законом необходимых для государственной регистрации юридического лица документов;

представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

государственной регистрации юридических лиц, учредителем которых является юридическое лицо, находящееся в стадии ликвидации;

государственной регистрации юридических лиц, которые возникают в результате реорганизации юридического лица, находящегося в стадии ликвидации.

Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 утверждены форма решения об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов и форма решения об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, указанные в п. 1 ст. 23 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Действительна ли такая доверенность?

Председатель садоводства выдал доверенность гражданину на представление интересов в разных инстанциях.В доверенности отсутствуют паспортные данные гражданина, только ФИО и адрес, к тому же не правильный. Может ли гражданин по такой доверенности осуществлять действия ему доверенные?

Вопрос относится к городу Псков

Закондательство РФ не содержит прямого указания, какие данные о представителе должны содержаться в тексте доверенности. Однако исходя из общего смысла выдачи доверенности, которая представляет собой письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами (п.1 ст. 185 ГК РФ), и сложившейся практики, принято указывать те данные, которые позволяют бесспорно идентифицировать представителя, действующего от имени доверителя. К ним относятся, как правило, паспортные данные. Отсутствие их в доверенности не является основанием ее недействительности, так как сделка является недействительной по основаниям, установленным законом (п. 1 ст. 166 ГК РФ). Закон подобного основания не содержит.

Будет ли принята такая доверенность той или иной инстанцией/органом/учреждением, будет зависеть исключительно от так называемого человеческого фактора.

Безусловно, при наличии такой возможности, следует составить новую доверенность с учетом изложенного, чтобы можно было беспрепятственно представлять интересы доверителя.

Комментарии:

Валера 23:30 21/03 Спасибо за ответ.Как много пробелов в нашем законодательстве.

В соответствии с п. 1 ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. По общему правилу доверенность от имени юридического лица совершается в простой письменной форме за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации (п.п. 1 и 5 ст. 185 ГК РФ)

По смыслу п. 1 ст. 182 и п. 1 ст. 185 ГК РФ, в доверенности должны содержаться также предоставляемые по ней полномочия и сведения, позволяющие идентифицировать представляемого и представителя. Действующее законодательство не относит должность представителя к сведениям, которые подлежат обязательному указанию в доверенности, поскольку не установлено специальных ограничений относительно круга лиц, которым она может выдаваться. В качестве представителя организации может выступать любое лицо, как являющееся работником доверителя, так и не являющееся таковым. Соответственно, наличие или отсутствие в доверенности должности представителя не влияет на ее действительность. То же самое справедливо и для случаев, когда должность представителя была изменена, но изменения не были отражены в тексте доверенности.

Все вышесказанное в полной мере относится и к необходимости включения в текст доверенности паспортных данных представителя — законодательство подобных требований не содержит, отсутствие их недействительности доверенности не влечет. Вместе с тем указание в доверенности только имени гражданина зачастую не позволяет с достоверностью идентифицировать это лицо. Поэтому указание в доверенности паспортных данных представляется целесообразным (паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на ее территории (п. 1 Положения о паспорте гражданина РФ, образца бланка и описания паспорта гражданина РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828)).

Действителен ли договор займа без паспортных данных?

Действителен ли договор займа без паспортных данных?

Фактически, обязательно ли внесение в договор займа паспортных данных физического лица и требует ли этого закон? Какая практика в суде?

Ответы юристов (3)

Ст. 808 ГК Рф предусматривает следующее:

1. Договор займа между гражданами должен быть заключен в письменной форме, если его сумма превышает не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случае, когда займодавцем является юридическое лицо, — независимо от суммы.

2. В подтверждение договора займа и его условий может быть представлена расписка заемщика или иной документ, удостоверяющие передачу ему займодавцем определенной денежной суммы или определенного количества вещей.

Есть вопрос к юристу?

ГК РФ устанавливает требования к форме договора (ст. 434 ГК), а также требования к форме договора займа (ст. 808 ГК).

Такого требования как указание паспортных данных или иных реквизитов данные нормы не содержат.

Отсюда следует, что в договоре можно не указывать паспортные данные, хотя рекомендуется. Главное, чтобы полностью были указаны ФИО и адрес, а также договор должен быть подписан.

Пункт 2 ст. 808 ГК РФ прямо укпзывает на расписку, как на документ, которым может быть подтверждено заключение договора займа. Таким образом, расписка в получении денежных средств может не только удостоверять факт передачи объекта займа, но и выступать в роли договора займа.

Для того чтобы расписка являлась надлежащим доказательством передачи займа и возникновения заемных соглашений, при ее оформлении необ0одимо соблюдать ряд требований.

Согласно п. 2 ст. 808 ГК РФ расписка является документом, удостоверяющим передачу заимодавцем заемщику определенной денежной суммы. Таким образом, в расписке в обязательном порядке должны быть указаны:

Указание в расписке сведений о заемщике

Если заемщиком является физическое лицо, в расписке указываются полное имя заемщика и данные документа удостоверяющего личность

«Я, ______________ (указывается полное имя заемщика), паспорт гражданина РФ, серия N, выдан, кем и когда, получил от __________ (сведения о заимодавце) ________»

Судебная практика. Восточно-Сибирский округ.

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.05.2006 N A19-35884/05-17-Ф02-2435/06-С2 по делу N A19-35884/05-17

Вывод: Выдача расписки или иного документа, удостоверяющего передачу заимодавцем объекта займа, свидетельствует о соблюдении простой письменной формы

В связи с этим отстутствие расписки свидетельствует о не соблюдении простой письменной формы договора, что может повлечь его недействительность.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Обязательно ли указание паспортных данных в завещании?

Здравствуйте! ОБЯЗАТЕЛЬНО вписывать паспортные данные в завещание завещателя и завещаемому? как гласит закон?

Ответы юристов (4)

Доброго времени. ГК РФ не содержит требований по обязательному указанию в завещании паспортных данных, но все же рекомендую Вам их указать, чтобы в последующем исключить споры об идентификации наследника.

Уточнение клиента

У меня оспаривание завещания. В одном из документов , свидетельства , не правильно указано отчество завещателя..

15 Августа 2016, 10:22

Уточнение клиента

Спасибо за ответ! У меня идёт оспаривание наследства.. Во внимание мне необходимо всё учесть..

15 Августа 2016, 11:32

Есть вопрос к юристу?

Согласно ст. 1124 ГК РФ завещание должно быть составлено в письменной форме и по общему правилу удостоверено нотариусом. Если только завещание не носит закрытый характер, что встречается на практике не так часто (завещатель вправе совершить завещание, не предоставляя при этом другим лицам, в том числе нотариусу, возможности ознакомиться с его содержанием (закрытое завещание)), то завещание может быть написано собственноручно завещателем или записано с его слов нотариусом, в том числе с использованием технических средств. Как правило, завещание отпечатывается непосредственно нотариусом (сотрудником нотариальной конторы). Прежде нотариус обязан установить личность обратившегося к нему лица. Для этого завещатель в обязательном порядке предъявляет свой паспорт.

Ч. 3 статьи 45.1.Основ законодательства Российской Федерации о нотариате -требования к нотариально оформляемому документу:

В тексте нотариально оформляемого документа относящиеся к его содержанию суммы и сроки должны быть обозначены хотя бы один раз словами, в отношении юридического лица должны быть указаны его полное наименование, адрес, место нахождения и (при наличии) регистрационный номер, в отношении гражданина — фамилия, имя, и (при наличии) отчество полностью, и (при наличии) место жительства. Законодательством Российской Федерации могут быть установлены требования об обязательном указании иных сведений в текстах нотариально оформляемых документов.

Однако в нотариальной практике принято отражать полные паспортные данные лица, обратившегося за совершением нотариального действия, в том числе завещателя.

Что касается необходимости отражения паспортных данных лиц, в пользу кого составлено завещание, в тексте документа, то данный вопрос прямо не урегулирован законодательством. Однако, во избежание противоречий и возможных сомнений при толковании завещания, рекомендуется, особенно при наличии возможности, указать паспортные данные полностью, чтобы можно было максимально бесспорно идентифицировать личность. Если даже человек в последующем, к моменту вступления в наследство успеет поменять паспорт, это не повлечет никаких препятствий, так как в паспорте проставляются отметки о ранее выданных паспортах. Однако и указания фамилии, имени и при наличии отчества, а также даты рождения считается достаточным.

Уточнение клиента

Так я имею право требовать , что бы личность была подтверждена паспортными данными завещателя и завещаемого? У меня спорный иск по наследству.Кроме всего прочего в свидетельсве о гос. рег. неправильное отчество завещателя.

15 Августа 2016, 11:29

Не совсем поняла, где допущена ошибка — в завещании или в свидетельстве о смерти? Если в завещании в данных завещателя указано неверное отчество, то ответьте на вопрос — указаны ли были полностью паспортные данные и сам завещатель в строке росписи указал свои ФИО?

Уточнение клиента

в свидетельстве о государственной регистрации права , не правильно указано отчество завещателя Паспортных данных нет ни в одном документе.

15 Августа 2016, 11:12

Вы не раскрываете «полную картину», поэтому сложно давать определенный ответ. Если указаны данные, позволяющие абсолютно точно идентифицировать личность завещателя и того лица, в отношении которого было составлено завещание, то никаких сомнений в применимости завещания быть не может. Если в завещании указаны хотя бы фамилия, имя и отчество и дата рождения, а уж тем более если указан еще и адрес места жительства — этого вполне достаточно для действия завещания, особенно если в содержании завещания указано какое-то конкретное имущество, которое действительно принадлежало на момент смерти умершему.

Имейте в виду, что недействительность завещания регулируется прежде всего ст. 1131 ГК РФ:

1. При нарушении положений настоящего Кодекса, влекущих за собой недействительность завещания, в зависимости от основания недействительности, завещание является недействительным в силу признания его таковым судом (оспоримое завещание) или независимо от такого признания (ничтожное завещание).
2. Завещание может быть признано судом недействительным по иску лица, права или законные интересы которого нарушены этим завещанием.
Оспаривание завещания до открытия наследства не допускается.
3. Не могут служить основанием недействительности завещания описки и другие незначительные нарушения порядка его составления, подписания или удостоверения, если судом установлено, что они не влияют на понимание волеизъявления завещателя.
4. Недействительным может быть как завещание в целом, так и отдельные содержащиеся в нем завещательные распоряжения. Недействительность отдельных распоряжений, содержащихся в завещании, не затрагивает остальной части завещания, если можно предположить, что она была бы включена в завещание и при отсутствии распоряжений, являющихся недействительными.
5. Недействительность завещания не лишает лиц, указанных в нем в качестве наследников или отказополучателей, права наследовать по закону или на основании другого, действительного, завещания.

Обратите внимание на п. 3 указанной статьи. Кроме того, толкуется завещание согласно ст. 1132 ГК РФ:

При толковании завещания нотариусом, исполнителем завещания или судом принимается во внимание буквальный смысл содержащихся в нем слов и выражений.
В случае неясности буквального смысла какого-либо положения завещания он устанавливается путем сопоставления этого положения с другими положениями и смыслом завещания в целом. При этом должно быть обеспечено наиболее полное осуществление предполагаемой воли завещателя.
в свидетельстве о государственной регистрации права, не правильно указано отчество завещателя Паспортных данных нет ни в одном документе.
Любовь Николаевна

Ошибка в отчестве была допущена только в свидетельстве о гос. регистрации права либо неверное отчество и в правоустанавливающем документе (документ-основание возникновения собственности — договор, свидетельство и т.п.)? Если техническая ошибка была допущена регистратором, а в правоустанавливающем документе все указано верно, то наследник может попробовать обратиться с заявлением об исправлении технической ошибки в записях ЕГРП.

Статья 21. Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» — Исправление технических ошибок, допущенных при государственной регистрации прав:

1. Техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, при государственной регистрации права и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в Единый государственный реестр прав, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр прав (далее — техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора в трехдневный срок после обнаружения указанной ошибки или получения в письменной форме от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, информирует соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, в тот же срок об исправлении технической ошибки в записях в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав. Исправление технической ошибки в записях, допущенной при государственной регистрации прав, осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимого имущества.
Заявление об исправлении технической ошибки в записях может быть подано заинтересованным лицом в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя или его представителя, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.

Форма заявления об исправлении технической ошибки в записях и требования к его заполнению, а также требования к формату заявления об исправлении технической ошибки в записях в форме электронного документа определяются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 250-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие регистрационные записи, такое исправление производится по решению суда, арбитражного суда.

С заявлением об исправлении такой технической ошибки в суд, арбитражный суд также вправе обратиться соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию прав.
(абзац введен Федеральным законом от 21.12.2009 N 334-ФЗ)
3. В случае, если в результате технической ошибки физическим или юридическим лицам был причинен вред, такой вред возмещается в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона.

(п. 3 введен Федеральным законом от 29.12.2004 N 196-ФЗ)

Если ошибка в отчестве проходит во всех документах — и в документе-основании, и в свидетельстве, а также отражается и в выписке из ЕГРП на соответствующий объект, то в таком случае наследникам необходимо в судебном порядке установить факт возникновения права собственности на соответствующее имущество за умершим, ссылаясь на допущенную ошибку.

Как производится изменение паспортных данных в доверенности?

Добрый вечер! Моя мама собирается сделать доверенность на продажу комнаты своей внучке, там ведь будут указаны паспортные данные внучки, а в январе она (внучка) будет менять паспорт (25 лет). Будет ли доверенность, сделанная сейчас, действительна или придется делать другую доверенность. Спасибо за ответ.

Ответы юристов (2)

В данном случае, в новом паспорте должна быть информация о ранее выданных паспортах.

Если же, вдруг, информация ошибочно будет не соответствовать ранее выданному паспорту, то, несовпадающие обозначения будут поводом для отказа в совершении определённых уполномочием сделок.

Так что, можете делать доверенность на внучку, но обязательно перепроверьте девятнадцатую страницу нового паспорта на предмет соответствия серии и номера старого паспорта.

Надеюсь, информация была полезна для Вас

Представитель имеет доверенность на совершение сделки, оформленную у нотариуса в прошлом году и выданную на три года. В этом году представитель меняет паспорт (в связи с достижением предусмотренного возраста).
Надо ли представителю менять доверенность, или достаточно внесения в новый паспорт информации о ранее выданном паспорте?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Выданную представителю доверенность в связи с заменой паспорта представителя менять не нужно.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Детальных требований к содержанию доверенности правила ГК РФ не предусматривают. Вместе с тем по смыслу положений п. 1 ст. 182, п. 1 ст. 185 ГК РФ содержание доверенности должно позволить идентифицировать представителя, то есть установить, что сделку совершает именно то лицо, которое указано в доверенности в качестве представителя.
Согласно ст. 19 ГК РФ гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая. Следовательно, в доверенности как минимум должны быть указаны фамилия, имя и отчество представителя (если указание отчества не противоречит закону или национальному обычаю). Включение в доверенность иных данных (например реквизитов документа, удостоверяющего личность) на практике широко распространено, поскольку это позволяет с наибольшей достоверностью установить личность представителя. В частности, пунктом 2 Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами РФ, утвержденных приказом Минюста РФ от 15.03.2000 N 91, установлено, что в удостоверяемых или выдаваемых нотариусом документах хотя бы один раз указываются фамилии, имена и отчества физических лиц полностью, дата рождения, удостоверяющий личность документ и его реквизиты, адрес постоянного места жительства или преимущественного пребывания (при совершении нотариальных действий от имени иностранных граждан также указывается их гражданство). Однако законодательно такие требования не закреплены.
Отметим также, что истечение срока действия паспорта представителя не включено в предусмотренный ст. 188 ГК РФ перечень оснований прекращения доверенности.
Таким образом, замена паспорта в связи с истечением срока его действия не отменяет действие ранее выданной гражданину доверенности. Такая доверенность сохраняет силу, что подтверждается и судебной практикой (смотрите, например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 06.04.2011 N Ф04-1475/11).
Следует заметить, что в силу п. 5 Положения о паспорте гражданина РФ, п. 15 описания бланка паспорта гражданина РФ (утверждены постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828) в паспорт должна вноситься отметка о ранее выданных основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории России.
В связи с этим мы полагаем, что тождество лица, выступающего перед третьим лицом в качестве представителя по доверенности, с лицом, указанным в доверенности (при том, что паспортные данные в доверенности не совпадают с данными действующего паспорта этого лица), может быть установлено на основании отметки в новом паспорте о ранее выданном паспорте. Менять доверенность для такой идентификации не требуется.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Популярное:

  • Генеральная доверенность образец россия Генеральная доверенность образец россия Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, […]
  • Статья 156 статья 1 Статья 156. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего Информация об изменениях: Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в статью 156 внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г. Статья 156. Неисполнение обязанностей по […]
  • Права понятых упк Статья 170. Участие понятых 1. В случаях, предусмотренных статьей 182, частью третьей.1 статьи 183, статьями 184 и 193 настоящего Кодекса, следственные действия производятся с участием не менее двух понятых, которые вызываются для удостоверения факта […]
  • Изменения в уголовный кодекс рф 2014 года Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 370-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 370-ФЗ"О внесении изменений в Уголовный кодекс […]
  • Протокол общего собрания детского сада Протоколы родительских собраний в детском саду Представляем Вашему вниманию большой сборник протоколов родительских собраний на самые разнообразные темы. Среди них «Особенности психологического развития» и «Возрастные особенности» детей определённого […]
  • Бестопливный генератор развод КОМИССИЯ ПО БОРЬБЕ С ЛЖЕНАУКОЙИ ФАЛЬСИФИКАЦИЕЙ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙпри Президиуме Российской академии наук Home » Мониторинг лженауки » Как зарабатывают на вечных двигателях? Как зарабатывают на вечных двигателях? Свежие записи Опубликован бюллетень «В […]
  • Уголовный кодекс 185 статья часть 3 Статья 185. Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг 1. Внесение в проспект ценных бумаг заведомо недостоверной информации, утверждение либо подтверждение содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта или отчета (уведомления) об итогах выпуска […]
  • Не проходил техосмотр 5 лет как пройти Правда ли, что техосмотр с 2018 года придётся проходить по всей строгости? Выясняем, какие изменения ждут автомобилистов. Действительно, по поручению президента России Владимира Путина Минэкономразвития подготовило ряд поправок в действующее […]
Паспортные данные гк рф