Отказ в предоставлении земельного участка земельный кодекс

Обжалование отказа органов местного самоуправления в предоставлении земельных участков (Семенов А.В.)

Дата размещения статьи: 25.04.2016

Предоставляя земельные участки, уполномоченный орган, с одной стороны, решает вопрос об удовлетворении потребности граждан и юридических лиц, с другой стороны, реализует программы развития отдельных территорий, в том числе в соответствии с генеральными планами поселений. Публичность и прозрачность установленных процедур, их соблюдение уполномоченными органами являются залогом эффективного и рационального распределения такого ресурса, как земля, в интересах местного населения и муниципального образования.
Российским законодательством предусмотрено, что в процесс утверждения генеральных планов поселений, документации по планировке территории вовлекаются местное население, собственники и иные владельцы земельных участков, находящихся на соответствующей территории, с предварительным опубликованием информации о подготовке такой документации, предоставлением возможности всем заинтересованным лицам вносить свои предложения, соблюдением обязательной процедуры публичных слушаний по проектам таких документов и опубликованием утвержденных документов в порядке, установленном для нормативных правовых актов (ст. 28, 31 — 33, 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации ; подп. 4, 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации ).
———————————
Далее — ГрК РФ.
Далее — ЗК РФ.

Таким образом, подчеркивается важность территориального планирования и обязательность для всех заинтересованных лиц документов, принятых в установленном порядке: генеральных планов, правил землепользования и застройки, градостроительных регламентов, документов по планировке территории.
Предоставление земельных участков осуществляется с соблюдением территориального зонирования и градостроительных регламентов, а также с учетом категории земель (ст. 1; п. 4 ст. 34 ЗК РФ).
Открытость информации о деятельности органов власти, в том числе органов местного самоуправления, сведений о земельных участках из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, подлежащих предоставлению гражданам и юридическим лицам, наличие в свободном доступе нормативных правовых актов, определяющих процедуру предоставления земельных участков, — все это должно сводить к минимуму ситуации, когда заинтересованное лицо получает отказ в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка.
К сожалению, на практике зачастую ситуация складывается не так, как нам хотелось бы.
На сегодняшний день законодательство, регулирующее предоставление земельных участков, достаточно сложное и запутанное. Разобраться в особенностях предоставления земельных участков не всегда под силу даже профессиональному юристу. Это приводит, с одной стороны, к заблуждению заинтересованных лиц о наличии у них права на предоставление интересующих их участков, а с другой — к необоснованным отказам уполномоченных органов в предоставлении земельных участков или нарушению ими процедуры рассмотрения заявления и принятию незаконных решений.
Необходимо иметь в виду, что полномочия по предоставлению земельных участков, возложенные на органы, которые указаны в ст. 29 ЗК РФ, являются властными полномочиями и соответствующие решения подлежат обжалованию в порядке гл. 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ). На органы власти возложена обязанность доказать законность принятого решения, т.е. наличие соответствующих полномочий, законных оснований для принятия обжалуемого решения и соблюдение установленного порядка (ст. 249 ГПК РФ). На заявителе лежит лишь обязанность доказать наличие у него соответствующего права, которое нарушено обжалуемым решением.
Согласно пункту 2 ст. 15 ЗК РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность; земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Пунктом 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Даже ограниченные в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, предусмотренных федеральным законом, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц.
Вместе с тем анализ норм Земельного кодекса Российской Федерации и других федеральных законов показывает, что перечень исключений не является исчерпывающим. Законом могут быть предусмотрены и иные основания для отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, например, связанные с наличием льгот и преимуществ у отдельных категорий лиц, требованиями закона к характеристикам участков, установлением специального порядка и оснований для предоставления земельных участков в зависимости от категории земель и целевого назначения земельных участков.

Наличие льгот и преимуществ у отдельных категорий лиц при предоставлении земельных участков

Согласно подпункту 1 пункта 1 ст. 6 ЗК РФ, земельный участок является объектом земельных отношений, а в силу ст. 11.1 данного Кодекса земельный участок — часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Представляется, что в любом случае будет считаться незаконным отказ в предоставлении земельного участка, сформированного в установленном порядке и имеющего целевое назначение и параметры, соответствующие заявлению заинтересованного лица, при соблюдении им процедуры обращения в уполномоченный орган и отсутствии лиц, обладающих преимущественным или исключительным правом на приобретение указанного участка.
Незаконным также является отказ в предоставлении в собственность земельного участка, когда в соответствии с законом заявитель имеет исключительное (абз. 2 п. 1 ст. 36 ЗК РФ) или преимущественное (п. 8 ст. 22 ЗК РФ) право на приватизацию земельного участка.
Такой вывод прямо следует из положений закона и подтверждается многочисленной судебной практикой .
———————————
См.: Определение Верховного Суда Российской Федерации от 27 октября 2009 г. N 11-В09-19 // Бюллетень ВС РФ. 2010. N 7; Апелляционное определение Владимирского областного суда от 15 апреля 2014 г. по делу N 33-1062/2014 // Архив Владимирского областного суда.

Вместе с тем наличие у одних лиц исключительного или преимущественного права на предоставление в собственность земельного участка является законным основанием для отказа в его предоставлении другим лицам. Поскольку данное право является исключительным, никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением .
———————————
См.: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» // Вестник ВАС РФ. 2005. N 5; Определение Верховного Суда Российской Федерации от 8 октября 2014 г. N 310-ЭС14-3089 по делу N А08-4584/2010. Документ опубликован не был. Источник — СПС «КонсультантПлюс».

Наличие у арендатора преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок не препятствует отчуждению земельного участка, однако препятствует предоставлению его в аренду иным лицам до отказа арендатора от своего права (ст. 617 Гражданского кодекса Российской Федерации ).
———————————
Далее — ГК РФ.

Устанавливая льготы для определенной категории лиц, законодатель определяет критерии в отношении заявителя. Его несоответствие этим критериям также может повлечь отказ в предоставлении земельного участка.
Статья 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ) предусматривает право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
———————————
СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4563; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 25.

Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, первоочередное предоставление земельных участков исключает проведение торгов, предусмотренных ст. 30.1 ЗК РФ , вместе с тем для предоставления участка на льготных условиях указанные граждане должны быть в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий .
———————————
См.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года (утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2008 г.). Ответ на вопрос 2 по гражданским делам // Бюллетень ВС РФ. 2008. N 11.
Далее — ЖК РФ.
См.: Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за январь — июль 2014 года (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 1 сентября 2014 г.) // Бюллетень ВС РФ. 2014. N 11; Апелляционное определение Владимирского областного суда от 17 января 2013 г. по делу N 33-106/2014 // Архив Владимирского областного суда.

При рассмотрении жалобы таких лиц на отказ в предоставлении земельного участка следует иметь в виду, что без решения уполномоченного органа о признании заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий право заявителя на первоочередное предоставление земельного участка остается неподтвержденным в установленном порядке.
Отметим, что при реализации данного права местоположение участков определяется органом местного самоуправления, следовательно, лица, претендующие на получение участка на указанных условиях, не вправе требовать предоставления им конкретного земельного участка. Они не лишены возможности приобрести земельный участок на общих основаниях, но в этом случае не вправе ссылаться на наличие у них преимуществ.
Федеральным законодательством предусмотрены случаи, когда субъект Российской Федерации может самостоятельно установить требования к гражданам, имеющим льготы при реализации права на получение земельного участка.
Так, порядок реализации права многодетных семей на приобретение бесплатно, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, предусмотренного абзацем вторым п. 2 ст. 28 ЗК РФ, на территории Владимирской области установлен Законом Владимирской области от 11 марта 2010 г. N 11-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Владимирской области» .
———————————
Владимирские ведомости. 2010. N 64.

Как предусмотрено ст. 2-1 указанного Закона, осуществление права на приобретение земельного участка в собственность бесплатно на основании абзаца второго пункта 2 ст. 28 ЗК РФ возможно только при наличии сформированных для этих целей земельных участков. При этом семья должна быть признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма согласно ст. 51 ЖК РФ, быть зарегистрированной по месту жительства на территории Владимирской области не менее трех лет, и дети должны проживать совместно с родителями. Несоответствие указанным критериям является законным основанием для отказа в предоставлении земельного участка на льготных условиях.
———————————
Статья 2-1 «Порядок бесплатного предоставления в собственность гражданам, имеющим троих и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства» введена Законом Владимирской области от 9 ноября 2011 г. N 99-ОЗ // Владимирские ведомости. 2011. N 263.

Ограничения, связанные с характеристиками земельных участков

Законом могут быть установлены ограничения, связанные с характеристиками земельных участков и условиями их использования в зависимости от категории земель, целевого назначения и градостроительных регламентов.
Законным будет являться отказ в предоставлении земельного участка, если его заявленные характеристики не соответствуют предельным размерам или требованиям градостроительных регламентов. Исключение составляют случаи, когда участок предоставлен или сформирован до установления соответствующих параметров или введения градостроительных регламентов (ч. 8 ст. 36 ГрК РФ).
Так, максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га; максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз (п. 5 ст. 4 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (в редакции Федерального закона от 21 июня 2011 г. N 147-ФЗ )).
———————————
СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2881; 2011. N 26. Ст. 3652.

Законом Владимирской области «О регулировании земельных отношений на территории Владимирской области» предусмотрено, что гражданину, имеющему в праве собственности или на ином праве земельный участок (участки) соответствующего назначения, общая площадь которых превышает 2,5 га, не может быть предоставлен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства.
В силу пункта 9 ст. 2-1 Закона Владимирской области «О регулировании земельных отношений на территории Владимирской области» земельные участки предоставляются по выбору заявителя из утвержденного перечня в порядке очередности регистрации заявлений об их предоставлении.
Таким образом, многодетные семьи, проживающие на территории Владимирской области, не вправе требовать бесплатного предоставления земельных участков без проведения торгов, если истребуемый участок не включен в соответствующий перечень, однако вправе приобрести такой участок на общих основаниях.
По нашему мнению, на сформированные и включенные в такой перечень земельные участки не вправе претендовать иные лица, хотя из содержания Закона Владимирской области не усматривается запрета.
Не является незаконным отказ в предоставлении земельного участка, если такой участок еще не сформирован, а заявленные параметры участка (размеры, местоположение, целевое назначение, вид разрешенного использования) не соответствуют градостроительным регламентам с учетом зонирования территории, и в решении уполномоченного органа указано на эти обстоятельства.
Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (ст. 31 ЗК РФ).
Отсутствие возможности соблюсти указанные требования при выборе участка, необходимого заявителю, также является основанием для отказа в выборе и предоставлении участка для строительства. Такой отказ должен быть мотивирован, а соответствующие обстоятельства требуют документального подтверждения.

Законные ограничения, связанные с порядком предоставления земельных участков различного целевого назначения

При рассмотрении споров о предоставлении земельного участка необходимо иметь в виду, что законом может быть определен специальный порядок предоставления земельных участков в зависимости от их целевого назначения.
Так, установленные Земельным кодексом Российской Федерации порядок предоставления земельных участков для целей строительства, порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, и порядок предоставления земельных участков для целей жилищного строительства имеют свои особенности. Кроме того, данный Кодекс содержит отсылочные нормы, указывающие на федеральные законы, определяющие особенности предоставления земельных участков для личного подсобного хозяйства, крестьянского фермерского хозяйства, садоводства и огородничества, дачного строительства и других целей (ст. 79 — 81 ЗК РФ).
Например, земельный участок для индивидуального жилищного строительства (ИЖС) предоставляется без предварительного согласования места размещения объекта. Участок предоставляется с торгов (за исключением льготных категорий граждан). Статьями 30.1, 38.1 ЗК РФ предусмотрено, что предметом торгов может быть уже сформированный и поставленный на кадастровый учет земельный участок, в случае если определены разрешенное использование такого земельного участка, основанные на результатах инженерных изысканий параметры разрешенного строительства объекта капитального строительства, а также технические условия подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение (технологическое присоединение). Это, с одной стороны, препятствует формированию земельного участка для ИЖС на любой пустующей территории по усмотрению заявителя, а с другой стороны, дает дополнительные гарантии того, что предоставленный для ИЖС участок будет обеспечен необходимой инфраструктурой.
В силу пункта 1 ст. 13 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
———————————
СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1801.

Таким образом, непринятие мер к обеспечению граждан такими земельными участками, т.е. бездействие, может быть обжаловано в порядке гл. 25 ГПК РФ. Как следует из приведенной нормы Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», для указанных целей земельные участки могут быть предоставлены гражданам только органом местного самоуправления по месту их жительства.
На территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование, а именно: особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества (ст. 15 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»).
Отказ органа местного самоуправления предоставить заявителю интересующий его земельный участок, основанный на одном или нескольких таких обстоятельствах, является законным.
В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации земельное законодательство закрепляет возможность предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для осуществления садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства только гражданам, входящим в состав соответствующего некоммерческого объединения. Выделение указанных земель гражданам в индивидуальном порядке законом не предусмотрено .
———————————
См.: Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 4 июня 2014 г.). Ответ на вопрос 4 по гражданским делам // Бюллетень ВС РФ. 2014. N 9.

Таким образом, обращение гражданина по поводу предоставления ему земельного участка для указанных целей в индивидуальном порядке не может быть удовлетворено до внесения соответствующих изменений в законодательство.
В соответствии с положениями пункта 1 ст. 80 ЗК РФ предоставление земельных участков для сельскохозяйственного производства, осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности, создания и расширения личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения осуществляется из фонда перераспределения земель. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд (п. 2 ст. 80 ЗК РФ).
Использование земель фонда перераспределения земель имеет ограничения, установленные ст. 78 ЗК РФ, и осуществляется в порядке, определяемом законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, отказ в предоставлении земельного участка возможен не только по основаниям, предусмотренным пунктом 4 ст. 28 ЗК РФ, но и по иным законным основаниям.
В каждом конкретном случае решение вопроса о предоставлении земельного участка является индивидуальным и зависит от целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка, соответствия параметров истребуемого участка требованиям, предъявляемым к земельным участкам согласно их целевому назначению, и наличия установленных законом условий для предоставления такого земельного участка.

КАК ОСПОРИТЬ ОТКАЗ В ВЫКУПЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

КАК ОСПОРИТЬ ОТКАЗ В ВЫКУПЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА 2016

В данной статье не рассматриваются вопросы, связанные с «дачной амнистией»

Собственники недвижимости, в том числе физические и юридические лица, имеют право выкупить у муниципалитета земельный участок, который находится под этой недвижимостью. Это право им дает Земельный кодекс и Федеральный Закон «О приватизации государственного и муниципального имущества». Собственники земли имеют ряд преимуществ перед арендаторами, в особенности это касается бизнеса.

Не секрет, что земля является большой ценностью и представители Администрации города или поселения крайне неохотно соглашаются на продажу земельного участка гражданину, а тем более предпринимателю. Несмотря на то, что Земельный кодекс, в статье 39.16 содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в выкупе участка (таких оснований 25), практика показывает, что Муниципалитеты выходят за пределы перечня при обосновании своего отказа.

Если участок сформирован и в данном населенном пункте приняты правила Землепользования и Застройки, наиболее часто встречаемый отказ в приватизации земельного участка следующий: «площадь земельного участка существенно превышает необходимую площадь для эксплуатации здания, расположенного на земельном участке». Надо понимать, что закон такого основания для отказа не содержит, однако, судебная практика решает данный вопрос по-разному. Ситуацию усугубляет то, что в марте 2015 года были внесены существенные поправки в Земельный кодекс, на которые судебная практика не успела однозначно отреагировать. Все это позволяет отнести данный вопрос к категории «сложных».

Итак, вы получили отказ в выкупе земельного участка, алгоритм ваших дальнейших действий следующий:

  1. Подача Заявления в суд.
    • Если вы Физическое лицо, то подаете «Административное исковое заявление о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности» в районный суд по месту нахождения Администрации;
    • Если вы Юридическое лицо или Индивидуальный предприниматель, подаете «Заявление о признании незаконным отказа органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности за плату» в Арбитражный суд

При этом исковые требования должны быть сформулированы четко и аргументированно. Необходимо сослаться на пункты Земельного кодекса и Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», которые дают право собственнику недвижимости приватизировать соответствующий земельный участок:

— Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом;

— перечень оснований, для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является закрытым;

— Продажа земельных участков, на которых расположены здания, собственникам таких зданий, либо помещения осуществляется без проведения торгов;

Согласно п.5 ст.39.17, уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления либо отказывает в выкупе, либо осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи и направляет проект заявителю. По этой причине в исковых требованиях желательно добавить следующий пункт: обязать Администрацию составить проект договора купли-продажи и направить на адрес……

  1. Судебный процесс.
    • Предварительное заседание. На этой стадии будет целесообразно собрать, а при необходимости приобщить к делу следующие документы:

— Градостроительный отчет нормативной площади земельного участка, необходимого для эксплуатации нежилого здания;

— Технический отчет об инженерно-геодезических изысканиях по установлению и закреплению границ участка землепользователя с определением площади;

— Показания специалиста о соответствии площади испрашиваемого земельного участка фактического его использованию (специалистом может быть, например, Кадастровый инженер);

— Заключение эксперта о соответствии площади испрашиваемого земельного участка фактического его использованию.

2.2. Судебное заседание по нашему иску — наиболее сложный этап на пути к победе в судебном процессе. Поскольку позиции судей по данному вопросу неоднозначны, формирование судейского убеждения во многом будет зависеть от юристов каждой стороны. Необходимо быть подготовленным ко всем возможным вопросам со стороны ответчика и суда, а также иметь некоторые «козыри», например аргумент или довод, который вы будете использовать впервые, чтобы сработал «эффект неожиданности» у оппонента.

  1. Аргументы и контраргументы:
  1. В выступлении необходимо сослаться на то, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 АПК).

То есть, бремя доказывания на Администрации. Необходимо периодически уточнять, что поскольку не представлены доказательства нарушения требований градостроительного и земельного права при определении границ и площади участка, Администрация свою правоту не доказала.

  1. В том случае, если юрист Администрации укажет на правовую позицию Верховного суда, согласно которой «бремя доказывания того, какой размер земельного участка, подлежащего выкупу, является необходимым, возлагается на лицо, которое желает его выкупить», нужно подчеркнуть, что правовая позиция более не актуальна, так как с 03.03.2015 ст. 36 ЗК РФ утратила силу, особенности предоставления находящегося в государственной (муниципальной) собственности земельного участка, на котором расположены здание, сооружение, урегулированы в ст. 39.20 ЗК РФ.
  2. Если Администрация сошлется на то, что местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, надо привести контраргумент, что это было закреплено в п. 7 ст. 36 ЗК, а в настоящий момент статья утратила силу (с 03.03.2015), соответственно на эту норму нельзя сослаться.
  3. Следующий аргумент:

Земельный участок испрашиваемой Заявителем площади эксплуатируется не только в связи с использованием объектов недвижимости, но и для ведения коммерческой деятельности с использованием прилегающей к объектам территории (для юр. лиц и ИП).

  1. Согласно п.5. ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N178-ФЗ земельный участок отчуждается в границах, которые определяются на основании представляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка, если иное не установлено федеральным законом.

Данная норма является императивной.

  1. На момент обращения Общества с заявлением о выкупе, земельный участок, занятый принадлежащими Обществу на праве собственности зданиями, в установленном порядке сформирован и поставлен на кадастровый учет.

Компания «Силкин и партнеры» проанализирует практику, найдет применимое право вашем конкретном случае и окажет услугу надлежащего качества.

Прокуратура Саратовской области

Порядок предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства

Земельный участок представляет собой часть поверхности земли, границы которого были удостоверены в установленном порядке. Гражданам России гарантируется равный доступ к земле. Государственные и муниципальные власти вправе передавать землю в аренду (собственность) на платной либо на бесплатной основе.

Порядок предоставления земель, которые находятся в собственности государственных и муниципальных властей, регламентирован Земельным кодексом Российской Федерации. Отдельные положения содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации.

С 1 марта 2015 года в России вступил в силу новый порядок формирования и предоставления земель из государственной и муниципальной собственности физическим и юридическим лицам. Ключевые моменты отражены в Федеральном законе от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Указанными изменениями установлен закрытый перечень оснований перехода прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. В соответствии с п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации основаниями возникновения прав на земельные участки, предоставляе­мые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, являются:

решение органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

договор купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за ­плату;

договор аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

договор безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Земельное законодательство предусматривает две процедуры предоставления участков под индивидуальное жилищное строительство без торгов и с торгов в форме аукционов.

Основания предоставления земельных участков без торгов закреплены:

в п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации — продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

в ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации — предоставление земельного участка бесплатно;

в п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации — заключение договора аренды без торгов;

в ст. 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации — предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование.

Таким образом, земельный участок под индивидуальное жилищное строительство можно получить безвозмездно без торгов.

Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства регламентированы ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Так, лицо, заинтересованное в получении земельного участка подготавливает схему расположения земельного участка и подает в уполномоченный орган заявление о его предварительном согласовании.

При поступлении заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее — извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка.

В случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Граждане, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:

осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;

принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю.

Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

После получения на руки решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка заинтересованное лицо проводит кадастровые работы в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка либо кадастровые работ, необходимые для уточнения границ земельного участка. Указанные работы проводятся специализированной организацией (являются платными) кадастровым инженером.

В соответствии с п. 15 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации решение об утверждении схемы расположения земельного участка действительно в течение двух лет и оно гарантирует предоставление лицу, которому согласована схема расположения земельного участка именно этого земельного участка

Далее заинтересованным лицом осуществляется государственный кадастровый учет земельного участка или государственный кадастровый учет в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственная регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена.

После совершения вышеуказанный действий гражданин обращается в уполномоченный орган повторно с заявлением о предоставлении земельного участка без проведения торгов. При этом повторная публикация сообщения исполнительным органом не требуется.

В 30-дневный срок, уполномоченный орган заключает договор купли-продажи, договор аренды земельного участка, договор безвозмездного пользования земельным участком, принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование либо отказывает в предоставлении земельного участка.

Прокурор учебно-методического отдела Н.А. Петрова

Практика по спорам о признании незаконным отказа в приватизации земельного участка и отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный до введение в действие Земельного кодекса РФ

Примечание. С 15.09.2015 дела об оспаривании отказа в приватизации земельного участка и отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ, рассматриваются по правилам гл. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ).

В данном материале приведены в том числе примеры судебных актов, принятых до 15.09.2015.

Примечание. С 01.03.2015 ряд норм Земельного кодекса РФ, регулирующих приватизацию земельных участков, утратил силу.

Вместе с тем Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ЗК РФ был дополнен новой гл. V.1 «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», которая содержит новые правила предоставления, в том числе, в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. В частности, действующая редакция ЗК РФ предусматривает возможность предоставления земельных участков в безвозмездное пользование граждан для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного и крестьянского (фермерского) хозяйства. Если указанные земельные участки использовались в соответствии с разрешенным использованием более пяти лет, граждане вправе получить их в собственность бесплатно (ст. 39.5 ЗК РФ).

Обратите внимание! В связи с вступлением в силу с 01.03.2015 поправок, внесенных в Земельный кодекс РФ Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ, и утратой силы ряда норм ЗК РФ о приватизации земельных участков информация об оспаривании отказа в приватизации, приведенная в данном материале, применима к ситуациям, когда заявление о приватизации было подано до 01.03.2015.

Федеральные нормативные правовые акты:

Кодекс административного судопроизводства РФ

— ст. 125 «Форма и содержание административного искового заявления»

— ст. 126 «Документы, прилагаемые к административному исковому заявлению»

— ст. 128 «Отказ в принятии административного искового заявления»

— ст. 129 «Возвращение административного искового заявления»

— ст. 130 «Оставление административного искового заявления без движения»

— гл. 22 «Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»

Гражданский кодекс РФ

— ст. 166 «Оспоримые и ничтожные сделки»

— ст. 218 «Основания приобретения права собственности»

— ст. 247 «Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности»

— ст. 253 «Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности»

— ст. 260 «Общие положения о праве собственности на землю»

— ст. 261 «Земельный участок как объект права собственности»

— ст. 264 «Права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков»

— ст. 273 «Переход права на земельный участок при отчуждении находящихся на нем зданий или сооружений»

— ст. 552 «Права на земельный участок при продаже здания, сооружения или другой находящейся на нем недвижимости»

Земельный кодекс РФ

— ст. 10 «Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений»

— ст. 25 «Основания возникновения прав на землю»

— ст. 27 «Ограничение оборотоспособности земельных участков»

— ст. 35 «Переход прав на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение»

— ст. 85 «Состав земель населенных пунктов и зонирование территорий»

Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»

— ст. 9 «Реестр прав на недвижимость»

— ст. 13 «Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости»

— ст. 28 «Удостоверение осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав»

— ст. 34 «Правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия»

— ст. 42 «Особенности государственной регистрации права общей собственности на недвижимое имущество»

— ст. 62 «Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости»

— ст. 63 «Плата за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости»

Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»

— ст. 28 «Отчуждение земельных участков»

Нормативные правовые акты г. Москвы:

Закон города Москвы от 17.12.2008 N 66 «О приватизации государственного имущества города Москвы»

Постановление Правительства Москвы от 28.08.2007 N 753-ПП «Об обременениях земельных участков и ограничениях их использования в городе Москве»

Постановление Правительства Москвы от 24.06.2008 N 532-ПП «Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2007 году и мерах по реализации задач в области земельных отношений на 2008 год»

Обратите внимание! Приведенные ниже позиции судов основаны в том числе на нормах Земельного кодекса РФ, утративших силу с 01.03.2015.

Федеральная судебная практика:

Передача земельных участков из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность в случае принятия соответствующего решения не означает разрешение на приватизацию земельных участков, находящихся в границах особо охраняемых природных территорий, которые в соответствии с п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и п. 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации отчуждению не подлежат. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ст. 95 Земельного кодекса РФ, ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

(Определение Верховного Суда РФ от 03.12.2013 N АПЛ13-524)

Пунктом 4 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

Приведенные нормы не содержат положений, ограничивающих право гражданина на бесплатное получение в собственность земельного участка, на котором находится принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости, в случае планируемого размещения на этом земельном участке объектов капитального строительства, дорог, улиц и т.д., то есть отнесения его к земельным участкам общего пользования.

(Определение Верховного Суда РФ от 27.10.2009 N 11-В09-19)

Никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этими зданием, строением, сооружением.

(Определение Верховного Суда РФ от 08.10.2014 N 310-ЭС14-3089 по делу N А08-4584/2010)

Решение об отказе в представлении в собственность земельного участка не противоречит ст. 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015). Земельные участки для размещения временных торговых объектов предоставляются исключительно в аренду без права приобретения земельного участка в собственность. Предприниматель не является лицом, имеющим исключительное право на приватизацию участка по правилам ст. 36 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015.

(Определение Верховного Суда РФ от 31.08.2015 N 309-КГ15-10624 по делу N А50-19115/2014)

Практика Московского городского суда:

Если земельный участок был предоставлен истцу во временное пользование на определенный срок, который истек и не был продлен, то приватизировать такой участок нельзя.

Несмотря на длительность пользования участком, истец не обладал правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, поэтому оснований для признания права собственности на участок за истцом не имеется.

(Определение Московского городского суда от 03.06.2015 N 4г/7-5576/15)

Приватизировать земельный участок, границы которого не установлены согласно требованиям закона, нельзя.

Установление границ земельного участка является одним из правовых средств его индивидуализации как объекта права собственности и иных прав землепользования. Таким образом, в случае, когда границы земельного участка не определены, а на кадастровый учет он поставлен без установления границ в соответствии с требованиями земельного законодательства, такой участок не имеет индивидуально-определенных признаков, определяющих его как объект гражданских прав и не подлежит приватизации.

(Определение Московского городского суда от 18.12.2013 N 4г/4-13102)

Иск об оспаривании отказа в приватизации земельного участка подлежит отклонению, если спорный земельный участок расположен в границах земель, зарезервированных для государственных нужд. Согласно закону такие участки не подлежат представлению в частную собственность (приватизации).

(Определение Московского городского суда от 20.01.2014 N 4г/4-117)

Поскольку земельный участок расположен в зоне 1 пояса санитарной охраны и на основании Постановления Правительства Москвы от 28.08.2007 N 753-ПП «Об обременениях земельных участков и ограничениях их использования в городе Москве» для него установлено ограничение «не подлежит приватизации, изъят из оборота», такой участок нельзя приватизировать.

(Апелляционное определение Московского городского суда от 14.10.2014 по делу N 33-34910)

Коротко о важном:

В случае оспаривания отказа в приватизации земельного участка:

Основное: о признании незаконным отказа в передаче земельного участка в порядке приватизации.

Дополнительное: о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации.

В случае оспаривания отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ (до 30.10.2001):

Основное: о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок.

Дополнительное: об обязании уполномоченного органа осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок.

— С 15.09.2015 дела этой категории рассматриваются в соответствии с гл. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) Ранее дела указанной категории рассматривались в соответствии с гл. 25 ГПК РФ (утратила силу 15.09.2015 с принятием Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»).

— Согласно положениям КАС РФ стороны спора должны именоваться административным истцом и административным ответчиком (ч. 1 ст. 38 КАС РФ), а подаваемое в суд заявление — административным исковым заявлением (ст. 124 КАС РФ).

— Надлежащим административным ответчиком в спорах об оспаривании отказа в приватизации земельного участка является Департамент городского имущества (ДГИ) города Москвы. Именно этот орган уполномочен принимать решения о передаче в собственность граждан земельных участков от имени Правительства Москвы (например, Определение Московского городского суда от 17.12.2014 N 4г/7-13015/14).

— В случае оспаривания отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок надлежащим административным ответчиком является орган, осуществляющий государственную регистрацию, вынесший решение об отказе.

— Перед подачей административного искового заявления о признании незаконным отказа в передаче земельного участка в порядке приватизации рекомендуем ознакомиться с Постановлением Правительства Москвы от 24.06.2008 N 532-ПП. Этот документ утвердил Перечень территорий планируемого размещения объектов улично-дорожной сети города Москвы для государственных нужд, который на текущий момент сохраняет свое действие. Если спорный земельный участок включен в указанные в этом документе территории, приватизировать его не представляется возможным.

— Следует иметь в виду, что в силу прямого указания закона также невозможна приватизация земельных участков, находящихся в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов (абз. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ и п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального фонда»).

— Административное исковое заявление как по иску о признании незаконным отказа в передаче земельного участка в порядке приватизации, так и по иску о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на предоставленный ранее земельный участок должно быть подано в суд не позднее трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов (п. 1 ст. 219 КАС РФ). Однако несоблюдение этого срока не влечет автоматического отказа в принятии административного искового заявления к производству. Как следует из п. 5 ст. 219 КАС РФ, причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или в судебном заседании.

— В отношении подсудности данной категории споров следует знать, что административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу (за исключением судебного пристава-исполнителя), государственному или муниципальному служащему — по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности (п. 1 ст. 22 КАС РФ). При этом административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может также подаваться в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом (ч. 3 ст. 24 КАС РФ).

— Следует учитывать, что с 01.01.2017 действует Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Он предусматривает ведение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), в состав которого входят, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестр прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость), реестровые дела и кадастровые карты (ст. ст. 1, 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

Обращаем внимание, что с 15.07.2016 проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверялась только выпиской из ЕГРП, а не свидетельством о государственной регистрации прав или выпиской из ЕГРП по выбору правообладателя, как предусматривалось ранее (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ признан утратившим силу с 01.01.2017 согласно Федеральному закону от 03.07.2016 N 361-ФЗ).

С 01.01.2017 государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из ЕГРН (ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

— Размер госпошлины при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций, составляет 300 рублей (пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).

— Обращаем внимание, что с 01.01.2017 административное исковое заявление может быть подано в суд как на бумажном носителе, так и в электронном виде — в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, — посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети Интернет (ч. 2 ст. 45 КАС РФ в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 220-ФЗ, ч. 8 ст. 125 КАС РФ).

Рекомендации административному истцу:

— Если причиной отказа в приватизации стало то, что часть спорного земельного участка является земельным участком общего пользования, который не подлежит приватизации в силу п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, можно обратить внимание суда на то, что данная норма не допускает приватизации земельных участков общего пользования, только если они уже заняты площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования (например, Определение Верховного Суда РФ от 27.10.2009 N 11-В09-19).

— Необходимо иметь в виду, что земельным законодательством не предусмотрена возможность трансформации права временного пользования земельным участком в право постоянного (бессрочного) пользования или пожизненно наследуемого владения, несмотря на длительность пользования участком. Кроме того, законодательство не допускает предоставления временно выделенных земельных участков в собственность в порядке бесплатной приватизации, поскольку это означало бы изменение вида пользования земельным участком, что не допускается законом (например, Определение Московского городского суда от 03.06.2015 N 4г/7-5576/15).

— Несоответствие фактического вида использования земельного участка содержащемуся в государственном кадастре недвижимости (до 01.01.2017)/ЕГРН (после 01.01.2017) виду разрешенного использования этого участка не отнесено законодательством к числу оснований для отказа в приватизации земельного участка. Такой отказ не соответствует закону и подлежит отмене (например, Определение Верховного Суда РФ от 30.05.2016 N 308-КГ16-4772 по делу N А53-7475/2015).

— Что касается дел о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на предоставленный ранее земельный участок, то следует иметь в виду, что для участков, предоставленных до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (т.е. до 30.10.2001) на основании документов, в которых не указано право, на котором представлен такой земельный участок, действует порядок государственной регистрации права собственности, определенный в ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно ч. 1 этой статьи государственная регистрация права собственности гражданина на такой земельный участок осуществляется на основании: 1) акта органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка; 2) акта (свидетельства) о праве гражданина на указанный земельный участок; 3) выдаваемой органом местного самоуправления выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок (в случае если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); 4) иного документа, устанавливающего или удостоверяющего право гражданина на земельный участок.

— Государственная регистрация права собственности на участок, предоставленный до введения Земельного кодекса РФ, в пользу лица, к которому в порядке наследования или по иным основаниям перешло право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется в соответствии с положениями той же статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности могут быть представлены: 1) свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение (предоставление таких документов не требуется, если право собственности гражданина зарегистрировано в ЕГРН) (ч. 3 ст. 49 Закона N 218-ФЗ); 2) один из документов, предусмотренных ч. 1 ст. 49 Закона N 218-ФЗ и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина — любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок.

В отношении процессуальных правил, предусмотренных КАС РФ, необходимо помнить следующее:

— Перед обращением в суд следует убедиться, что административным истцом соблюдены все требования к форме и содержанию административного искового заявления.

— Административное исковое заявление должно содержать сведения, перечисленные в п. п. 1 — 10 ч. 2 ст. 220 КАС РФ.

— К административному исковому заявлению следует приложить документы, перечисленные в ч. 1 ст. 126 КАС РФ. Кроме того, если перед обращением в суд административный истец обращался в вышестоящий орган или к вышестоящему лицу с жалобой на оспариваемое решение, к иску нужно приложить копию ответа, поступившего на эту жалобу (ч. 3 ст. 220 КАС РФ). Направление подобной жалобы перед обращением в суд с требованиями по данной категории споров не обязательно.

— Несоблюдение перечисленных выше требований к форме и содержанию административного искового заявления влечет его оставление без движения на основании ч. 1 ст. 130 КАС РФ (ч. 3 ст. 222 КАС РФ). При этом судья устанавливает разумный срок, в течение которого административный истец должен устранить причину оставления иска без движения. Если указанные судом недостатки будут устранены, заявление считается поданным в день первоначального обращения в суд. Если недостатки устранены не будут, административное исковое заявление считается не поданным и возвращается заявителю со всеми приложенными к нему документами в порядке, установленном ст. 129 КАС РФ (ч. 2 ст. 130 КАС РФ).

— Перед подачей административного искового заявления необходимо убедиться в отсутствии оснований для отказа в его принятии, перечисленных в ч. 1 ст. 128 КАС РФ. При наличии хотя бы одного из них суд откажет в принятии административного искового заявления, при этом повторное обращение в суд с аналогичными требованиями будет невозможно (ч. 3 ст. 128, ч. 1 ст. 222 КАС РФ).

— При наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в ч. 1 ст. 129 КАС РФ, суд вправе вернуть административному истцу административное исковое заявление. При этом административный истец сохраняет право на повторное обращение в суд с теми же исковыми требованиями (ч. 3 ст. 129, ч. 2 ст. 222 КАС РФ).

Для принятия решения в пользу административного истца необходимо доказать обстоятельства, указанные в таблице:

Примечание. В данном материале таблица содержит в том числе примеры судебных актов, принятых до вступления в силу КАС РФ — 15.09.2015.

Популярное:

  • Комментарии ст 779 гк рф Статья 779. Договор возмездного оказания услуг Статья 779. Договор возмездного оказания услуг См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 779 ГК РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 23 января 2007 г. N 1-П положения пункта 1 статьи 779 и пункта 1 […]
  • Госпошлина расчет калькулятор суд общей юрисдикции Калькулятор расчета госпошлины Предназначен для расчета суммы государственной пошлины, которую необходимо оплатить при подаче искового или иного заявления в суд общей юрисдикции или арбитражный суд, а также для ознакомления с суммами государственных пошлин […]
  • Тк рф оплата по среднему заработку Средний заработок для оплаты командировки Статья 167 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) гарантирует работнику, направленному в служебную командировку, сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со […]
  • Федеральный суд общей юрисдикции г новосибирска Федеральные и мировые суды в Новосибирской области Адрес: 630099, г.Новосибирск, ул. М. Горького, 89 Часы приема исковых заявлений: ПН,СР с 16 до17 Канцелярия тел: 223-45-03, 223-24-41 Администратор тел: 218-34-51 Мировые судьи судебных участков Центрального […]
  • Выслуга лет в мчс для звания Приказ МЧС России от 28 апреля 2017 г. № 197 "Об утверждении Порядка присвоения первых и очередных специальных званий, соответствующих должностям рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава” (не вступил в силу) В соответствии с […]
  • Статья 1 59-фз Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2012 г. N 19-П взаимосвязанные положения части 1 статьи 1 и статьи 3 настоящего […]
  • Военный комиссариат самарской области октябрьского района Военкоматы Самары: адреса и телефоны На данной странице находятся адреса и контактные телефоны военных комиссариатов в Самаре. С помощью данного списка вы можете с легкостью найти интересующий вас ОВК. Для удобства рекомендуем пользоваться специальной […]
  • Глава 24 ук рф комментарий Глава 11. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Информационно-справочный материал Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ “О противодействии терроризму” // СЗ РФ. 2006. N 11. Ст. 1146; Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.01.1997 N 1 “О […]
Отказ в предоставлении земельного участка земельный кодекс