Основные права и законные интересы осужденных

Права и обязанности осужденных к лишению свободы

Правила поведения осужденных к лишению свободы, их права, обязанности и запреты закреплены в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста РФ от 8 июля 2002 г.

В отличие от прав и обязанностей, прописанных в законе в общем виде, права и обязанности осужденных к лишению свободы регламентированы исключительно подробно – это обусловлено в том числе и стремлением иметь дополнительные гарантии обеспечения законности при исполнении лишения свободы.

Осужденные к лишению свободы имеют право: получать информацию о своих правах и обязанностях, распоряжаться личным временем, предусмотренным распорядком дня, не нарушая при этом установленных правил поведения; на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, на охрану здоровья и личную безопасность; участвовать в культурно-массовых и спортивных мероприятиях, пользоваться библиотекой, настольными играми; вступать в самодеятельные организации осужденных; пользоваться услугами адвокатов, а также других лиц, имеющих право на оказание юридической помощи; обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения, в вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы, суд, прокуратуру, органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты осужденных.

Осужденным гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания. Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным.

При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

При определении правового положения осужденных к лишению свободы принципиальным является прежде всего закрепление в законе их обязанностей.

Данные требования вытекают из обязанности исполнения приговора суда о применении наказания, которое должен исполнить и сам осужденный со всеми тяготами и лишениями, позором и неудобствами, утратой определенных благ и возможностей и многими другими негативными последствиями.

Осужденные к лишению свободы обязаны: выполнять требования Правил внутреннего распорядка исправительного учреждения; соблюдать распорядок дня, установленный в исправительном учреждении; являться по вызову администрации, давать письменные объяснения по ее требованию по фактам нарушения установленного порядка отбывания наказания и другим основаниям; проходить медицинское освидетельствование с целью своевременного обнаружения инфекционных заболеваний, а также выявления фактов употребления алкогольных, наркотических и сильнодействующих (токсических) веществ; бережно относиться к имуществу исправительного учреждения и другим видам имущества; соблюдать правила пожарной безопасности; добросовестно относиться к труду и учебе, содержать в чистоте и опрятности жилые помещения, рабочие места, одежду, по установленному образцу заправлять постель; следить за наличием и состоянием индивидуальных табличек на кроватях, тумбочках и вещевых мешках в помещениях отрядов, где хранятся их личные вещи; соблюдать правила личной гигиены, иметь короткую стрижку волос на голове, для мужчин – короткую правку бороды и усов, хранить продукты питания и предметы индивидуального пользования в специально оборудованных местах и помещениях.

Таким образом, права и обязанности заключенных регламентируются Уголовно-исполнительным кодексом и иными законодательными актами.

Основные права осужденных

В случае, если лицо осуждается к наказанию в виде лишения свободы, оно, безусловно, ограничивается в некоторых правах, гарантированных Конституцией Российской Федерации, например, в праве на свободу передвижения, однако, даже в местах лишения свободы осужденный обладает рядом прав, указанных в Конституции Российской Федерации, а также в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации.

Так, согласно ст.10 УИК РФ, Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. Осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В статье 12 УИК РФ указывается, что осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и условиях отбывания назначенного судом вида наказания, а администрация обязана предоставить такую информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказания.

В раскрытие принципа охраны достоинства личности государством, закрепленного в ст.21 Конституции РФ, ч.1 ст.12 УИК РФ указывает, что осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказание. Осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию.

Кроме того, осужденные имеют право на охрану здоровья, медико-санитарную, специализированную, а также на психологическую помощь. Осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским и иным опытам, которые ставит под угрозу их жизнь и здоровье (ч. 3 статьи 12 УИК РФ). Это запрещение носит абсолютный характер и должно неукоснительно исполняться.

В УИК РФ закреплено право обращения осужденных с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления данными структурами, в суд, органы прокуратуры, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

В УИК РФ закрепляется право осужденных пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание таковой.
Кроме того, УИК РФ закрепляет право осужденных на личную безопасность. При возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказания в виде принудительных работ, ареста или лишения свободы, с просьбой об обеспечении личной безопасности. В этом случае указанное должностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного.

Статья 14 УИК РФ, также как и статья 28 Конституции РФ, гарантирует свободу совести и свободу вероисповедания. Осужденные вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. При этом осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания не должно нарушать правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказание, а также ущемлять права других лиц.

Подготовлено Рязанской прокуратурой по надзору
за соблюдением законов в исправительных учреждениях

Права, законные интересы и обязанности осужденных, их понятие и социально-правовая характеристи

Главная > Закон >Государство и право

1.Права, законные интересы и обязанности осужденных, их понятие и социально-правовая характеристика…………………………………….3

2. Исполнение наказания в тюрьмах и его правовое регулирование. 13

3. Режим особых условий в исправительных учреждениях…………..18

3.1 Меры безопасности и основания их применения………………….19


Список литературы………………………………………………………22

1.Права, законные интересы и обязанности осужденных, их понятие и социально-правовая характеристика.

В нормах гл. 2 Уголовно-исполнительного кодекса впервые закреплена развернутая система субъективных прав и юридических обязанностей осужденных. В наименованиях ст. 11 и 12 УИК они названы основными обязанностями и основными правами осужденных. Закрепленные в ст. 13, 14 и 15 права осужденных на личную безопасность, свободу совести и обращения с заявлениями, предложениями и жалобами представляют собой элементы тех же самых основных прав осужденных.

Содержание основных прав сформировано исходя из их значимости, степени универсальности, а также общности для различных видов уголовного наказания.

К основным закон относит следующие права осужденных.

Право осужденных на получение информации о своих правах и обязанностях, об условиях отбывания наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний.

Законом гарантировано право на вежливое обращение со стороны персонала, что в сочетании с ч. 1 ст. 11 УИК, устанавливающей обязанность осужденных вежливо относиться к персоналу, образует правовой режим взаимоотношений между осужденными и персоналом во время отбывания наказания. Кроме того, осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Меры принуждения к лицам, отбывающим наказания могут быть применены не иначе как на основании закона.

Право на обращение с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе в межгосударственные органы (например, Комиссии и Комитеты ООН по защите прав и свобод человека). Реализация данного права раскрыта в ст. 15 УИК, устанавливающей порядок обращения осужденных с предложениями, заявлениями и жалобами в двух формах:

осужденные к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни направляют свои обращения только через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания;

осужденные к иным видам наказаний направляют свои обращения самостоятельно.

Соответственно на администрацию указанных в п. 1 учреждений и органов возлагаются обязанности по доведению обращений осужденных до конкретных адресатов. Одновременно приостанавливается цензура обращений осужденных, если последние направлены в органы, осуществляющие контроль за деятельностью учреждении и органов, исполняющих наказания.

Право обращения с предложениями, заявлениями и жалобами, дачи официальных объяснений и переписки на государственном языке Российской Федерации или ее субъектов по месту отбывания наказания.

Пользование осужденными родным языком данной статьей не гарантировано, так как в этом может не быть необходимости: в кодексе установлено, что осужденные отбывают наказание, как правило, по месту постоянного их проживания. Иностранные граждане и лица без гражданства могут пользоваться при отбывании наказания их родным языком или языком, которым они владеют. В этих случаях ответы осужденным даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на государственном языке Российской Федерации с переводом на язык обращения. Перевод обеспечивается учреждением или органом, исполняющим наказания.

Закон гарантирует лицам, отбывающим наказания заботу о сохранении его здоровья, его образования и нормальных бытовых условий отбывания наказания.

Осужденным разрешается приобретать по безналичному расчету продукты питания предметы первой необходимости, обувь, одежду и другие промышленные товары, не запрещенные к использованию в исправительном учреждении. Они могут оплачивать дополнительные лечебно-профилактические услуги, кроме бесплатного медицинского обслуживания в местах исполнения наказания, получать посылки и отправлять денежные переводы, заключать договоры о страховании со страховыми агентами, а также переводить имеющиеся в исправительном учреждении на их лицевых счетах средства на открываемые ими для этой цели лицевые счета в местных отделениях сбербанка, приобретать сертификаты, облигации внутренних займов, а также другие ценные бумаги, имеющие хождение на территории Российской Федерации.

Договоры о страховании, сберегательные книжки и другие ценные бумаги хранятся в личном деле. Администрация обеспечивает сохранность этих документов и выдает их лицам, отбывающим наказание при освобождении из мест отбывания наказания.

В ч. 3 ст. 12 УИК в развитие международных норм и Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (ст. 29) установлен запрет проведения с осужденными медицинских и иных опытов, ставящих под угрозу их жизнь и здоровье.

Право на охрану здоровья, включая получение всех видов медицинской помощи. Она включает в себя первичную медико-санитарную и специализированную медицинскую помощь как в амбулаторно-поликлинических, так и в стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

Право осужденных к лишению свободы на получение пенсии по старости (ч.7 ст.12 УИК), инвалидности и потере кормильца, также в ст. 98 УИК установлено, что привлеченные к труду осужденные подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины также обеспечиваются пособиями по беременности и родам .

Право осужденных пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание юридической помощи, обеспечивается всем осужденным, независимо от вида назначенного наказания.

Лица, отбывающие наказания получают питание, обеспечивающее нормальную жизнедеятельность организма. Нормы питания различны в зависимости от климатических условий и характера выполняемой данными лицами работы.

Беременным женщинам, кормящим матерям, больным и несовершеннолетним создаются улучшенные жилищно-бытовые условия и устанавливаются повышенные нормы питания.

Осужденные женщины, чьи дети находятся в домах ребенка при исправительных учреждениях имеют право на получение пособия по уходу за ребенком.

Администрация исправительных учреждений обеспечивает лечение от алкоголизма и наркотической зависимости во время отбывания наказания. Причем это лечение принудительно назначается судом в соответствии с Уголовным законом.

Право осужденных на личную безопасность гарантируется осужденным в нормах ст. 13 УИК, независимо от того, от кого исходит угроза их безопасности (от других осужденных, персонала и т. д.). В случае возникновения такой угрозы администрация обязана обеспечить безопасность, в том числе путем перевода осужденною в безопасное место. Это могут быть иные исправительные учреждения, исправительные центры или арестные дома либо какое-либо помещение ( камера ) внутри указанных мест отбывания наказания. Одновременно принимаются иные меры, устраняющие угрозу личной безопасности, выражающиеся в виде привлечения к дисциплинарной или уголовной ответственности лиц, от которых исходит угроза, переводе этих лиц в единые помещения камерного типа либо в тюрьму и т. п.

Законодатель рассматривает свободу совести и свободу вероисповедания осужденных в качестве основного права осужденных. В ст. 15 УИК урегулирована реализация указанного права осужденными к лишению свободы, ограничению свободы, аресту и смертной казни. В отношении других категорий осужденных (например, к штрафу, исправительным работам) какой-либо специфики в реализации данного права нет. Закон особо подчеркивает, что осуществление права на свободу совести и соответственно исповедание какой-либо религии либо сохранение атеистических убеждений является добровольным и не может проистекать под чьим-нибудь принуждением.

Надежная правовая и социальная защита осужденных способствует процессу исправления воздействия на осужденных, является важным условием эффективности уголовного наказания.

Придавая особое значение закреплению указанных выше основных прав осужденных, законодатель, тем не менее, устанавливает определенные порядок и пределы их реализации, которые заключаются в том, что они не должны нарушать порядок и условия отбывания наказания и ущемлять права и законные интересы других лиц.

Основные обязанности осужденных.

Осужденные должны исполнять установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены.

Осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.

Осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

Осужденные обязаны вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным.

Осужденные обязаны являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, и давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора. В случае неявки осужденный может быть подвергнут принудительному приводу.

Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.

При определении правового положения осужденных принципиальным является закрепление их обязанностей. Это требование вытекает из обязанности исполнения приговора суда о применении наказания. Ее должен выполнить и сам осужденный, т.е. понести наказание со всеми его тяготами и лишениями, позором и неудобствами, утратой определенных благ, возможностей и многими другими негативными последствиями.

Следующей выступает обязанность осужденных соблюдать требования федеральных законов, а также принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний. Такие требования должны быть в полном объеме доведены до осужденных, чтобы они могли с ними ознакомиться, иметь соответствующие выписки. Особенно это относится к нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, в которых детализируются общие положения, относящиеся к обязанностям и запретам. Значительное число данных обязывающих предписаний и запретов должны знать родственники осужденных, которые приезжают на свидания, пересылают посылки и корреспонденцию, передают передачи и т.п. Например, передача осужденному любой корреспонденции, минуя цензуру, запрещена: это является нарушением режима со всеми вытекающими отсюда последствиями как для осужденного, так и для посетившего его родственника (в результате такого нарушения свидание может быть прервано).

На осужденных возлагается специальная обязанность выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания; без этого невозможно в полном объеме, точно и в срок исполнить наказание. Речь идет о выполнении осужденными законных требований, а не любых приказов и указаний. Законность предъявляемого требования следует определять исходя из его общей характеристики, а не из того суждения о том, компетентен или нет данный сотрудник администрации требовать выполнения осужденным конкретных действий.

В целях обеспечения нормальных взаимоотношений между осужденными и персоналом в законе установлена специфическая обязанность осужденных вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным.

Еще одной специфической обязанностью осужденных выступает обязательность являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и давать объяснения по вопросам соблюдения требований приговора. Такая обязанность в большой мере является специфической для осужденных, в отношении которых исполняются наказания без изоляции от общества, где явка к соответствующему должностному лицу выступает формой и контроля, и проведения воспитательной работы. В случае неявки осужденный может быть подвергнут принудительному приводу.
Должностное лицо может предложить осужденному дать объяснения как в устной, так и письменной форме; отказ от дачи объяснений может повлечь применение предусмотренных законодательством мер воздействия.

Основные права и обязанности осужденных

Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Осужденные — иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, которые установлены международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, с изъятиями и ограничениями, предусмотренными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Права и обязанности осужденных закреплены в ст.ст.11, 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее УИК РФ) исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.

Согласно ст.12 УИК РФ осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Указанная информация предоставляется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказания, аналогично осуществляется ознакомление осужденных с изменениями порядка и условий отбывания наказаний.

Осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона.

Осужденные не могут быть подвергнуты медицинским, научным или иным опытам, связанным с испытанием лекарственных средств, новых методов диагностики, профилактики и лечения заболеваний, а также проведением биомедицинских исследований, даже при наличии их на то согласия.

Осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее — вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

Осужденные — граждане Российской Федерации дают объяснения, ведут переписку, а также обращаются с предложениями, заявлениями и жалобами на государственном языке Российской Федерации либо по их желанию на государственном языке субъекта Российской Федерации по месту отбывания наказания. Осужденные — иностранные граждане и лица без гражданства вправе давать объяснения и вести переписку, а также обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами на родном языке или на любом другом языке, которым они владеют, а в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика. Ответы осужденным даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на государственном языке Российской Федерации с переводом ответа на язык обращения, обеспечиваемым учреждением или органом, исполняющим наказания.

Осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения, на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи. Участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия.

Осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи.

Осужденные к принудительным работам, аресту или лишению свободы — иностранные граждане имеют право поддерживать связь с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своих государств в Российской Федерации, а граждане государств, не имеющих дипломатических представительств и консульских учреждений в Российской Федерации, — с дипломатическими представительствами государств, взявших на себя охрану их интересов, или с межгосударственными органами, занимающимися защитой указанных осужденных.

При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

В соответствии со ст.11 УИК РФ осужденные должны исполнять установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены.

Осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным.

Кроме того, осужденные обязаны являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, и давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора. В случае неявки может быть применён принудительный привод.

Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.

Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.

Законные интересы осужденных: правовые аспекты реализации (Давыденко А.В.)

Дата размещения статьи: 19.05.2015

В Конституции РФ закреплены основные права и свободы человека и гражданина. Наличие у гражданина какого-либо права означает, что он может свободно пользоваться определенным благом в установленном законом порядке, а также требовать от государственных организаций, общественных объединений, других лиц соблюдения своих прав и исполнения их обязанностей по реализации предоставленного права, в необходимых случаях прибегнуть к защите своего права или его восстановлению в случае нарушения, включая как внутригосударственные, так и международные средства защиты.
К основным правам человека и гражданина Конституция РФ относит право на жизнь (ст. 20), охрану достоинства личности (ст. 21), личную неприкосновенность (ст. 22), свободу вероисповедания (ст. 28), право на обращение в государственные органы (ст. 33), право на труд (ст. 37), социальное обеспечение (ст. 39), охрану здоровья (ст. 41), образование (ст. 43) и др. Вместе с тем частью 3 ст. 55 Конституции РФ предусмотрена возможность ограничения прав человека и гражданина. Однако такое ограничение возможно, во-первых, только федеральным законом, а во-вторых, в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Перечисленные, а также другие конституционные права граждан в полной мере принадлежат и осужденным. Так, право на жизнь гражданина, отбывающего наказание, защищается в том же объеме и теми же средствами, что и всех других граждан государства. Конституция РФ не содержит каких-либо норм, прямо или косвенно ограничивающих права граждан, в том числе осужденных. Исключение составляет часть 3 ст. 32 Конституции РФ, не допускающая участие осужденных в выборах и лишающая их возможности быть избранными в органы власти.
В то же время ряд прав осужденных ограничен федеральными законами, к которым, в частности, относятся Уголовный кодекс РФ и Уголовно-исполнительный кодекс РФ. При этом в ряде законов прямо указывается на ограничение того или иного права осужденного.
Так, уже само по себе назначение наказания в виде лишения свободы в соответствии с УК РФ ограничивает осужденного в реализации его конституционного права свободно передвигаться (ст. 27 Конституции РФ). Право на неприкосновенность личности и жилища ограничено статьей 82 УИК РФ. Согласно ей осужденные, а также помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску (судебного решения в этом случае не требуется).
Другие правоограничения носят косвенный характер, т.е. прямо в законе не указаны, но вытекают из содержания наказания, предусмотренного законом. Например, конституционное право на труд осужденный к наказанию в виде лишения свободы не может реализовать в полной мере. Он не может устроиться на работу по своему выбору или уволиться с работы без разрешения администрации исправительного учреждения. Во-первых, согласно статье 103 УИК РФ каждый осужденный обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительного учреждения. Во-вторых, условия содержания в местах лишения свободы не позволяют во всех случаях учитывать специальность осужденных, обеспечивать их теми видами работ, на которых они желали бы работать. Тем не менее оплата труда, продолжительность рабочего времени осужденных, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, а также некоторые другие вопросы, связанные с их трудовой деятельностью, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде — так, как и для всех других граждан (ст. 104 УИК РФ).
Некоторые осужденные, ссылаясь на Конституцию РФ (ст. 37 провозглашает, что труд свободен) и международно-правовые акты, полагают, что установленная статьей 103 УИК РФ обязанность осужденного трудиться является неправомерной, поскольку указанными актами принудительный труд запрещен. Следует отметить, что статья 103 УИК РФ в полной мере соответствует международно-правовым актам. В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными установлено, что «все заключенные обязаны трудиться в соответствии с их физическими и психическими способностями» (п. 71) . Международный пакт «О гражданских и политических правах» не рассматривает обязательный труд осужденных как вид принудительного труда.
———————————
Международные акты о правах человека: Сб. документов / Сост. и вступ. статья: В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. М.: Норма-Инфра, 1998. С. 123.
Там же.

Осужденные не могут в полной мере реализовать также и другое свое конституционное право — на получение высшего образования (в очной форме), поскольку вследствие вынесенного приговора они обязаны постоянно находиться на территории исправительного учреждения и физически не в состоянии ежедневно присутствовать на занятиях и выполнять другие обязанности студентов. При этом возможности получить высшее образование, обучаясь заочно или дистанционным методом, осужденные не лишены.
В то же время в научной литературе, а также при применении отдельных институтов уголовного и уголовно-исполнительного законодательства не всегда правильно трактуются права осужденных. Происходит это чаще всего вследствие того, что они воспринимаются более широко, чем это прописано в законе. Так, достаточно часто помилование, условно-досрочное освобождение и отбывание наказания по месту жительства понимается как право осужденного. В то же время ни в Конституции РФ, ни в других законах не закреплено право осужденных на помилование, условно-досрочное освобождение и отбывание наказания по месту жительства.
В соответствии с частью 3 ст. 50 Конституции РФ осужденные имеют право не на помилование, а на просьбу о помиловании. Решение вопроса о применении помилования, согласно статье 89 Конституции РФ, находится в исключительной компетенции Президента РФ. Это означает, что какое бы решение он ни принял, конституционное право осужденного просить о помиловании не может быть нарушено. Возникает другая ситуация, когда администрация исправительного учреждения по каким-либо причинам (умышленно или неумышленно) не направляет в соответствующие инстанции ходатайство осужденного о помиловании и другие необходимые для рассмотрения этого вопроса документы. В данном случае налицо нарушение конституционного права осужденного просить о помиловании, в связи с чем он может такие действия обжаловать в установленном порядке.
Аналогичным образом вопрос об условно-досрочном освобождении находится в исключительной компетенции суда (ст. 79 УК РФ), который при наличии указанных в законе оснований может принять решение о досрочном освобождении осужденного. Однако суд может и отказать в удовлетворении этого ходатайства (даже в случае выполнения осужденным всех формальных условий — отбытия определенной части срока наказания, наличия положительной характеристики и др.), если придет к выводу о том, что для своего исправления осужденный нуждается в дальнейшем отбывании наказания.
Претензии осужденного по поводу того, что администрация исправительного учреждения не направляет в суд представление о его условно-досрочном освобождении в любом случае неправомерны, поскольку суд рассматривает этот вопрос по ходатайству осужденного . Никакого представления от администрации исправительного учреждения закон не требует, он возложил на администрацию лишь обязанность направить ходатайство осужденного в суд. Если администрация в установленный законом срок не направит ходатайство осужденного об условно-досрочном освобождении в суд, то налицо нарушение не права на условно-досрочное освобождение, а установленного законом порядка подачи ходатайства.
———————————
См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 26.11.2002 N 16-П «По делу о проверке конституционности положений статей 77.1, 77.2, частей первой и десятой статьи 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статьи 363 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.А. Кизимова» // СЗ РФ. 2002. N 49. Ст. 4922.

К нарушениям требований закона относится и составление ходатайствующей об условно-досрочном освобождении администрацией исправительного учреждения характеристики на осужденного, не соответствующей его действительному поведению. В связи с этим закономерен вопрос о том, вправе ли осужденный в данном случае обжаловать действия администрации, если, как нами ранее отмечалось, условно-досрочное освобождение не является правом осужденного. По нашему мнению, такое право у осужденного есть, поскольку в данном случае речь идет о другом институте — законном интересе осужденного.
Очень часто к правам осужденного относят право отбывать наказание по месту жительства. Следует отметить, что статья 73 УИК РФ установила не право осужденных отбывать наказание по месту жительства или осуждения, а порядок их направления в исправительное учреждение. Направление осужденных в исправительные учреждения, удаленные от места их жительства, помимо смены привычного климата, обстановки, существенно затрудняет возможность свиданий с родственниками, адвокатами и др. Однако это не противоречит требованиям уголовно-исполнительного законодательства при соблюдении определенных условий. Так, часть 2 ст. 73 УИК РФ предписывает направлять осужденного в исправительное учреждение соответствующего вида в пределах региона его проживания. Если размещение в данном исправительном учреждении невозможно (например, вследствие его переполнения), то осужденный направляется в тот субъект Российской Федерации, где необходимые возможности имеются. Предусмотренный российским законодательством порядок направления осужденных для отбывания наказания не противоречит и международно-правовым актам, регламентирующим их правовое положение.
В рассмотренных, а также некоторых других случаях речь идет не о правах, а о так называемых законных интересах осужденных. Закон (ст. 10 УИК РФ) прямо указывает, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных. В отличие от прав и свобод, которые прямо называются в Конституции РФ, законодательных и иных нормативных правовых актах, понятие или перечень законных интересов легально не определены. Отнесение того или иного блага к понятию «законный интерес» возможно только на основе анализа его содержания и разграничения с институтом прав гражданина. В законодательстве законные интересы закрепляются, как правило, в виде формулировок «может», «может быть» и др. В отличие от прав, принадлежащих осужденным по рождению или в силу закона и соблюдение которых является прямой обязанностью государства, должностных лиц и граждан, законный интерес — это желание (стремление) осужденного воспользоваться важными, значимыми для него благами: освободиться условно-досрочно или по помилованию, отбывать наказание по месту жительства, проживать в период отбывания наказания за пределами исправительного учреждения и др. Эти блага должны быть обязательно зафиксированы в законе, ведь если интерес не закреплен в законе, он не может называться законным. При этом необходимо иметь в виду, что государство или должностное лицо не обязаны во всех случаях законный интерес удовлетворять. Так, для получения выезда за пределы исправительного учреждения осужденный должен иметь положительную характеристику, отбыть определенную часть срока наказания и др. Однако даже при соблюдении осужденным всех формальных, установленных законом условий, администрация исправительного учреждения или суд вправе не предоставить осужденному желаемое им благо, и это не может расцениваться как нарушение закона. В этом заключается принципиальная разница между правом осужденного, которое всегда должно быть реализовано безусловно, и его законным интересом, реализация которого не обязательна даже при соблюдении определенных законом условий. Помимо перечисленных, к законным интересам относятся: изменение вида исправительного учреждения (ст. 78 УИК РФ), замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания, перевод осужденных в более льготные условия содержания (ст. 87 УИК РФ), предоставление осужденным права передвижения без конвоя или сопровождения (ст. 96 УИК РФ), меры поощрения и некоторые другие.
Иногда под ограничением права осужденного ошибочно понимают невозможность реализации данного права в настоящий момент. Например, больным, отбывающим наказание в лечебных исправительных учреждениях, по медицинским показаниям не всегда может быть предоставлено свидание. Однако в связи с тем, что это право осужденный может реализовать позднее, когда состояние его здоровья это позволит, как такового ограничения или лишения его права на свидание в данном случае нет.
Помимо общих (конституционных) прав, у осужденных имеются и специальные права, присущие только им и вытекающие из уголовно-исполнительного законодательства. Это права на психологическую помощь, вежливое обращение со стороны персонала исправительного учреждения, свидания, прогулки (ст. ст. 12, 89, 93 УИК РФ) и др.
За последнее время Верховный Суд РФ рассмотрел несколько десятков жалоб осужденных, их представителей и адвокатов, касающихся норм, содержащихся в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее — Правила) . В большинстве из них речь шла о нарушении прав осужденных самим фактом регламентирования ведомственным нормативным актом прав осужденных и ограничения этих прав.
———————————
См.: Приказ Министерства юстиции РФ от 03.11.2005 N 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» (ред. от 12.02.2009, с изм. от 15.04.2009) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 47. С. 25.

Правила занимают особое место в регулировании уголовно-правовых правоотношений. Это предопределяется тем, что законом (ст. 82 УИК РФ) им делегировано установление в исправительных учреждениях норм поведения как осужденных, так и персонала колоний. В связи с этим, а также с учетом содержательной стороны наказания в виде лишения свободы запреты, установленные Правилами, на употребление алкоголя, иметь при себе оружие, паспорт, деньги, ценные вещи, игральные карты и другое не могут рассматриваться как ограничения прав осужденных, установленных не федеральным законом, а Приказом Минюста России. Данную позицию подтвердил и Конституционный Суд РФ .
———————————
Определение Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 N 378-О «По жалобе гражданина Владимирцева Александра Ивановича на нарушение его конституционных прав частями шестой и восьмой статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» // Решения Конституционного Суда Российской Федерации по делам о проверке конституционности уголовного и уголовно-процессуального законодательства России. 1995 — 2001. М., 2002. С. 388.

В течение многих лет велась дискуссия по поводу приведения российского пенитенциарного законодательства в соответствие с международными нормами и правилами обращения с заключенными. С принятием УИК РФ этот вопрос возникает все реже, в основном в связи с тем, что названный Кодекс был признан соответствующим международным стандартам.
Сопоставительный анализ российского законодательства и международно-правовых норм обращения с осужденными (заключенными) показывает, что наше законодательство по своему содержанию в части правовой регламентации вопросов материально-бытового обеспечения, предоставления свиданий, права на переписку, вежливого обращения со стороны персонала исправительного учреждения, направления осужденными предложений, заявлений, ходатайств, жалоб, прогулок, прослушивания радиопередач, приобретения и хранения литературы, а также применения мер принуждения только на основании закона, свободы совести и вероисповедания в полной мере соответствует международным стандартам. Некоторые права (на охрану здоровья, телефонные разговоры, получение посылок, передач, бандеролей) гарантированы российским законодательством даже в большем объеме, чем рекомендовано международно-правовыми актами. В части, касающейся обеспечения питанием и применения мер воздействия к нарушителям режима содержания, российское законодательство даже более гуманно, поскольку не предусматривает такого дисциплинарного наказания, как сокращение питания осужденных и применение смирительной рубашки.
В то же время общеизвестно, что в местах лишения свободы нередко нарушаются те или иные права осужденных. Причины этих нарушений чаще всего связаны не с отсутствием соответствующих норм в законодательстве, регламентирующих права осужденных, а с их неисполнением или прямыми нарушениями законов со стороны представителей администрации исправительных учреждений. С другой стороны, осужденные не всегда адекватно оценивают действия представителей администрации. В одних случаях при явном нарушении их прав осужденные никаким образом на это не реагируют, а в других случаях принимают за нарушения то, что на самом деле таковым не является.
Например, Верховный Суд РФ рассматривал жалобу осужденного, заявившего об унижении его человеческого достоинства, выразившемся в том, что в соответствии с Правилами он обязан носить нагрудный знак . Другой осужденный в жалобе в Верховный Суд РФ расценил как унижение и оскорбление своего достоинства предусмотренную Правилами обязанность следить за наличием прикроватной таблички, содержащей данные о его фамилии, имени, отчестве, годе рождения, статье УК РФ, начале и окончании срока отбывания наказания . На этом основании заявители просили отменить указанные нормы Правил. Рассмотрев эти жалобы, Верховный Суд не нашел нарушений прав осужденных, а также какого-либо унижения их человеческого достоинства в оспариваемых нормах Правил. Свое решение Суд мотивировал тем, что ношение нагрудного знака, где значатся фамилия, имя и отчество осужденного, полученные им при рождении, а также наличие прикроватной таблички, содержащей аналогичные данные, не являющиеся охраняемой законом тайной, не могут рассматриваться как унижение человеческого достоинства. На этом основании в удовлетворении обеих жалоб осужденным судом было отказано.
———————————
См.: Определение Верховного Суда РФ от 01.09.2009 N КАС09-394 «Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2009 N ГКПИ09-671, которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично действующими абзаца одиннадцатого пункта 14 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 03.11.2005 N 205, и пункта 22 Приложения N 1 к данным Правилам» // СПС «КонсультантПлюс».
См.: Определение Верховного Суда РФ от 06.07.2010 N КАС10-308 «Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Российской Федерации от 28.04.2010 N ГКПИ10-238, которым оставлено без удовлетворения заявление о признании недействующими некоторых положений Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 03.11.2005 N 205» // СПС «КонсультантПлюс».

В части 3 ст. 3 УИК РФ закреплена норма, согласно которой уголовно-исполнительное законодательство России и практика его применения основываются на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными. Под умалением достоинства личности человека и гражданина в российском законодательстве понимается такое действие, поведение кого-либо, которое в оскорбительной форме представляет человека менее значимым или в искаженном виде, причиняя ему тем самым нравственные страдания . Схожей по смыслу и содержанию категорией является понятие «обращение или наказание, унижающее человеческое достоинство».
———————————
Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2001. С. 117.

Конституционный Суд РФ также высказал свою позицию по данному вопросу. В частности, он указал, что достоинство — это неотъемлемое свойство человека как высшей ценности, составляющее основу признания и уважения всех его прав и свобод и принадлежащее ему независимо от того, как он сам и окружающие воспринимают и оценивают его личность .
———————————
Постановление Конституционного Суда РФ от 27.06.2000 N 11-П // Решения Конституционного Суда Российской Федерации по делам о проверке конституционности уголовного и уголовно-процессуального законодательства России. С. 245.

Еще более непонятным для осужденных является термин «пытка», под которым, на наш взгляд, порой понимаются любые действия и даже решения должностных лиц, с которыми они не согласны. Между тем названный термин имеет определенное юридическое толкование.
В статье 1 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания пытка определена как любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное . Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека, обобщив опыт рассмотрения случаев нарушения названной Конвенции, также определили критерии для разграничения понятий «пытка», «бесчеловечное обращение» и «унижающее достоинство обращение». Разграничивая эти понятия, Европейский суд по правам человека, в частности, определил, что пытка — это преднамеренное бесчеловечное обращение, которое вызывает серьезные и жестокие страдания.
———————————
Международная защита прав и свобод человека: Сб. документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 5 — 125.

Бесчеловечное обращение и наказание определено как причинение сильных физических и нравственных страданий.
Унижающее достоинство обращение или наказание — это плохое обращение, направленное на то, чтобы вызвать у жертв чувство страха, боли и неполноценности, на то, чтобы оскорбить, унизить или сломить их физическое и моральное состояние. Важно отметить, что такие действия признаются унижающими вне зависимости от того, совершаются ли они публично (т.е. при свидетелях), или без присутствия третьих лиц (т.е. один на один). Названный Суд также подчеркнул, что для констатации нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод достаточно выявления минимального уровня жестокости.
В российском законодательстве под пыткой понимается причинение физических или нравственных страданий в целях понуждения к даче показаний или иным действиям, противоречащим воле человека, а также в целях наказания либо в иных целях (ст. 117 УК РФ). Вместе с тем определений понятий «бесчеловечное обращение и наказание», «унижающее достоинство обращение или наказание» до настоящего времени в отечественном законодательстве не имеется. Однако отсутствие указанных понятий в законе, по нашему мнению, вовсе не означает, что лица, их совершившие, остаются безнаказанными.
В УК РФ предусмотрена ответственность за совершение деяний, схожих по содержанию с названными: «особая жестокость» (п. «д» ч. 2 ст. 105), «жестокость, издевательства, мучения» (ч. 2 ст. 111), «истязание» (ст. 117), «насилие» и др. Полагаем, что понятия, используемые в международно-правовых актах, применимы и в российском законодательстве.
В правоприменительной практике возникает ряд вопросов, связанных с защитой прав осужденных. В связи с нарушением прав осужденных со стороны сотрудников исправительного учреждения возникает вопрос о возможности компенсации морального ущерба.
Пленум Верховного Суда РФ, рассмотрев практику применения законодательства о компенсации морального вреда, усмотрел, что умаление достоинства личности или страдания, причиненные человеку в связи с посягательством на его достоинство, образуют моральный ущерб . Порядок и условия возмещения морального ущерба определяются гражданским законодательством, в соответствии с которым вред, причиненный гражданину, должен быть возмещен в полном объеме. Другими словами, компенсируется не только реальный ущерб и упущенная выгода (например, в связи с полученными травмами осужденный не мог работать и получать заработную плату), что составляет непосредственно материальный ущерб, но и моральный (нематериальный) вред (ст. ст. 15, 151, 1099, 1100, 1101 ГК РФ).
———————————
См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» // Российская газета. 1985. 8 февр.

Следует отметить, что в ГК РФ (ст. 1070) предусмотрено возмещение вреда в случае незаконного осуждения гражданина, незаконного привлечения его к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу, незаконного привлечения к административной ответственности, а также в случае незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекшей последствий, связанных с незаконным осуждением, привлечением к уголовной ответственности или лишением свободы.
Возмещение морального вреда осужденному в гражданском законодательстве прямо не предусмотрено. В то же время в ГК РФ имеется норма общего характера, т.е. относящаяся ко всем случаям, согласно которой вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий государственных органов, также подлежит возмещению (ст. 1069).
Несмотря на то что и в уголовно-исполнительном законодательстве прямо не говорится о праве осужденного на возмещение ему какого-либо вреда (за исключением части 4 ст. 98 УИК РФ, предусматривающей право осужденного, утратившего трудоспособность в период отбывания наказания, на возмещение ущерба в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации), указанная норма ГК РФ (ст. 1069) в равной степени должна применяться как к осужденным, так и к иным гражданам. Данный вывод основывается на том, что осужденные обладают всеми теми же правами, что и другие граждане России, за исключением тех прав, которые ограничены Конституцией РФ или федеральными законами.
Вместе с тем необходимо отметить, что согласно статье 1069 ГК РФ возмещение вреда гражданину, в том числе осужденному, возможно лишь при условии установления факта незаконных действий государственных органов или должностных лиц этих органов. Так, признание факта применения физической силы, спецсредств, оружия на законных основаниях делает невозможным возмещение причиненного осужденному вреда.
Моральный вред может быть причинен осужденному не только преступлением, но и другими действиями администрации исправительного учреждения. В этой связи при установлении факта незаконного применения мер взыскания (например, освобождение осужденного из штрафного изолятора прокурором или признание незаконности водворения в это помещение судом) осужденный также может потребовать в судебном порядке компенсации материального и морального вреда.
Вместе с тем незаконность действий должна быть объективно подтверждена. Таким подтверждением, на наш взгляд, могут быть следующие юридические факторы: приказ о наказании сотрудников, незаконно применивших меры взыскания либо физическую силу, спецсредства, оружие; представление прокурора о нарушении требований статей 115 — 117 УИК РФ; обвинительный приговор, вступивший в законную силу в отношении сотрудников, нарушивших закон, и др.
В связи с незаконным (необоснованным) наложением на осужденного дисциплинарного взыскания возникает вопрос о том, кто может отменить это незаконное решение. Среди сотрудников исправительных учреждений бытует мнение, что в связи с тем, что УИК РФ только предоставил определенным должностным лицам право налагать дисциплинарные взыскания, но не предусмотрел их права отменять наложенные ими взыскания, это может сделать только прокурор . Такая позиция представляется ошибочной. Думается, что в данном случае необходимо руководствоваться общим принципом, согласно которому, если должностному лицу законом предоставлено право издавать нормативные акты (приказы, распоряжения и др.), соответственно, он может такой акт и отменить.
———————————
Бабаян С.Л. Правовое регулирование применения мер поощрения и взыскания в воспитательном воздействии на осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы: Монография / Под общ. ред. заслуженного деятеля науки РФ, д-ра юрид. наук, проф. Ю.В. Наумкина. М., 2007. С. 46.

Важно отметить и другую специфику издания и отмены приказов о наказании осужденных.
В соответствии с законом меры взыскания к осужденным в полном объеме может применять только начальник исправительного учреждения либо лицо, его замещающее (ч. 1 ст. 119 УИК РФ). Начальники отрядов могут применять лишь устный выговор. Из смысла данной нормы закона следует, что не только применение, но и отмена мер взыскания входит в компетенцию лица, указанного в законе. Следовательно, отменить незаконное решение начальника исправительного учреждения, кроме него самого, никакое другое должностное лицо уголовно-исполнительной системы не может. В свою очередь, и незаконное решение начальника отряда о применении меры взыскания может быть отменено лишь им самим (либо прокурором или судом), но не начальником исправительного учреждения.
Такой вывод, по нашему мнению, следует из того, что, например, директору ФСИН России по должности подчинен начальник исправительного учреждения, которому соответственно подчинен начальник отряда. Однако правоотношения, возникающие в связи с прохождением службы, не порождают такого же подчинения в правоотношениях, возникающих между осужденными и сотрудниками администрации исправительного учреждения в связи с исполнением наказания. Это подтверждается и нормой, закрепленной в Положении о службе в органах внутренних дел России, применяемом и к службе в УИС, о том, что никто, кроме органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в деятельность сотрудника . В уголовно-исполнительном законодательстве подобных полномочий начальника исправительного учреждения относительно деятельности начальника отряда, как субъекта уголовно-исполнительных отношений, не предусмотрено. Другими словами, они действуют в соответствии с определенными УИК РФ для каждого из них полномочиями, за пределы которых выходить не вправе.
———————————
См.: Приказ Министерства юстиции РФ от 06.06.2005 N 76 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 27.

Библиография

Бабаян С.Л. Правовое регулирование применения мер поощрения и взыскания в воспитательном воздействии на осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы: Монография / Под общ. ред. заслуженного деятеля науки РФ, д-ра юрид. наук, проф. Ю.В. Наумкина. М., 2007.
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета. 1993. 25 дек.
Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный) / Под ред. Ю.А. Дмитриева. М.: Юстицинформ, 2007.
Международная защита прав и свобод человека: Сб. документов. М.: Юридическая литература, 1990.
Международные акты о правах человека: Сб. документов / Сост. и вступ. статья: В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. М.: Норма-Инфра, 1998.
Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2001.

Популярное:

  • Увольнение по собственному желанию какая статья 77 Увольнение по инициативе работника Содержание Самым распространенным общим основанием прекращения трудового договора является расторжение трудового договора по инициативе работника, закрепленное в пункте 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса РФ. Порядок […]
  • Воинская часть 29532 алтайский край Войсковая Часть 29532 информация актуальна на 24.09.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Ликвидация Реквизиты Арбитраж Связи Выписка из ЕГРЮЛ ФНС РФ"> Ликвидация Регистрация организации […]
  • Исковое заявление в суд по гпк Исковое заявление в суд по гпк Как оформить исковое заявление в суд Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (с изменениями по состоянию на 11 июня 2008 г.) Статья 131. Форма и содержание искового заявления 1. Исковое заявление […]
  • Глава 24 ук рф комментарий Глава 11. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Информационно-справочный материал Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ “О противодействии терроризму” // СЗ РФ. 2006. N 11. Ст. 1146; Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.01.1997 N 1 “О […]
  • Авто после дтп в новосибирске Битые (аварийные) авто Новосибирск и Продам Хондарик авто после аварии Продам Хонду Домани 1995 г после аварии, машина на ходу используется для передвижения каждый день. Ходовая Продам автомобиль после аварии на запчасти Продам после аварии Chevrolet Niva, […]
  • Ст245 тк рф Статья 245. Коллективная (бригадная) материальная ответственность за причинение ущерба При совместном выполнении работниками отдельных видов работ, связанных с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой, применением или иным использованием […]
  • Педагогический отпуск тк рф Статья 334 ТК РФ. Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск Новая редакция Ст. 334 ТК РФ Педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством Российской […]
  • Донец сергей петрович адвокат Донец сергей петрович адвокат Председатель Президиума Коллегии адвокатов «Сфера» (Вологда) с 18 августа 2006 г. Родился 18 августа 1952 г. С 1970 по 2002 г. проходил службу в силовых структурах РФ, полковник запаса. В реестре адвокатов Вологодской […]
Основные права и законные интересы осужденных