Оружие в украине закон

Оружие в Украине: кто и как может получить разрешение [ Редактировать ]

На сегодняшний день в Украине нет специального закона, который бы регламентировал использование огнестрельного оружия для простых граждан.

Podrobnosti.ua разобрались как и какое оружие может использовать украинский гражданин.

Статья 263 украинского Уголовного кодекса говорит, что за незаконное ношение, хранение, сбыт огнестрельного оружия, взрывчатки и патронов человеку грозит от 3 до 7 лет лишения свободы.

Любой человек, которому исполнилось 18 лет, имеет право на приобретение холодного, пневматического и охолощенного (стреляет холостыми патронами) оружия. С 21 года человек уже имеет право купить охотничье гладкоствольное оружие, а с 25 лет — охотничье нарезное.

Так, в Украине получить оружие может почти каждый желающий, но сама процедура в некоторых случаях очень сложная и проблемная.

Виды оружия:

Пневматическое оружие. Не требуется разрешения от властей. Продается в свободном доступе в специализированных магазинах.

Газовое оружие. Требуется разрешение на приобретение и ношение.

Травматическое оружие. Доступно лишь некоторым категориям населения.

— Огнестрельное оружие. Для приобретения необходимо огромное количество справок, разрешение, а также соответственная подготовка.

Кто имеет право на травматическое оружие:

работники правоохранительных органов и их близкие родственники;

— лица, принимающие участие в уголовном судопроизводстве;

— журналисты и внештатные журналисты;

— члены общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы;

— военнослужащие (кроме тех, кто проходит срочную военную службу);

— государственные служащие, имеющие категории и ранги.

Кроме того, это право имеют те люди, которых наградили в Министерстве внутренних дел, Службе безопасности и Министерстве обороны.

Как получить оружие:

1. Получить медицинскую справку. Необходимо пройти медицинское обследование по месту прописки или в частной клинике.

2. Пройти курс подготовки огнестрельным оружием. Обучить стрельбе могут в любом тире. Подготовительный курс длится 3 месяца. По окончанию нужно сдать экзамен и только потом получить справку для полиции.

3. Купить сейф для хранения. Согласно закону он должен быть прикреплен к полу и несущей стене. Участковый должен проверить наличие сейфа.

4. Оплатить услуги МВД. Затем со всеми полученными документами нужно идти в МВД и оплатить их услуги на право хранения оружия.

5. Получить разрешение на ношение оружия. После этого, в течение 30 дней вы должны получить само разрешение. За ним нужно прийти в райотдел разрешительной системы МВД.

Если за этот период вы еще не купили оружие, тогда нужно его приобрести в течение 3-х первых месяцев. с момента официального разрешения.

6. Купить страховку. Обязательно нужно купить страховой полис гражданской ответственности за вред, который может быть причинен третьим лицам от неосторожного поведения с оружием.

Сколько в Украине владельцев оружия

По данным Министерства внутренних дел Украины, по состоянию на начало 2017 года в Украине было зарегистрировано 909 тыс. единиц огнестрельного оружия.

В комментарии podrobnosti.ua глава Украинской ассоциации владельцев оружия Георгий Чайкин отметил, что всего в Украине зарегистрировано порядка 2,5 миллионов владельцев оружием. Он также отметил, что в тени находится 5 миллионов.

Легализация оружия в Украине

Ранее Главный военный прокурор Анатолий Матиос заявил, что в Украине необходимо легализировать оружие для того, чтобы уменьшить уровень преступности.

Podrobnosti.ua поговорили и с экспертом-криминологом Анной Маляр.

«По цій темі дуже багато міфів. Перший міф — легалізація зброї миттєво призведе до росту злочинності. Це не так. Це спростовує досвід країн, де вже була легалізована зброя. Злочини вчиняються зазвичай з нелегальної зброї. Тому що, зрозуміло, легальну зброю набагато простіше ідентифікувати, і, власне, людину, яка з неї стріляла», — рассказала эксперт-криминолог Анна Маляр.

Напомним, ранее мы поговорили с ведущими экспертами о главных вопросах легализации оружия в Украине.

Закон Украины об оружии

Вопрос о владении оружием гражданскими лицами, становится все более актуальным в нашей стране. Далее представлен Закон Украины об оружии, где можно найти всю необходимую информацию «из первых уст»

Статья 1: Общие положения и определение терминов

В этом Законе специальные термины употребляются в следующем значении:

  • Государственные органы — органы государственной власти и другие государственные органы;
  • Должностные лица — это лица, постоянно или временно осуществляют функции представителей власти, а также занимающие постоянно или временно на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от форм собственности должности, связанные с выполнением организационно — распорядительных или административно — хозяйственных обязанностей , или исполняют такие обязанности по специальному полномочию.
  • Предприятия, имеющие особые уставные задачи — предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, которым действующим законодательством Украины разрешено владение или пользование оружием для выполнения производственных, охранных или других, связанных с оборотом оружия, функций;
  • Оружие — устройства, приборы и предметы, специально изготовленные, конструктивно предназначенные и технически пригодные для поражения живой или иной цели и не имеющие иного производственного или хозяйственно-бытового назначения;
  • Основные части оружия — части оружия, определяющие его функциональное назначение и подлежат клеймению и нумерации на производстве;
  • Огнестрельное оружие — оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии метательным снарядом, приводимый в движение мгновенным высвобождением химической энергии заряда пороха или иного вещества;
  • Стрелковое огнестрельное оружие — огнестрельное оружие, калибр ствола которого не превышает 25 миллиметров;
  • Нарезное огнестрельное оружие — огнестрельное оружие, имеющее спиральные нарезы в направляющей части ствола и предназначена, в основном, для пулевой стрельбы;
  • Гладкоствольное огнестрельное оружие — это вид огнестрельного оружия с гладкими стволами, гладкоствольные ружья со скважиной «парадокс» с нарезами 100-140мм в начале или в конце ствола, гладкоствольные ружья с скважиной «Сюприм»;
  • Комбинированное оружие — вид огнестрельного оружия, одновременно сочетает нарезные и гладкие стволы или имеет при гладком канале ствола нарезное сверления у дульного среза;
  • Боевые припасы — устройства, конструктивно предназначенные и технически пригодные для выстрела из оружия соответствующего вида с целью поражения живой или иной цели снарядом (пулей, дробью и т.п.);
  • Пневматическое оружие — оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии метательным снарядом (пулей), приводимый в движение энергией сжатых газов или воздуха; — Холодное оружие — оружие, предназначенное для поражения цели путем использования только мускульной силы человека или механической энергии;
  • Холодная ручное оружие — холодное оружие, которое удерживается руками человека и используется для поражения цели при непосредственном контакте с ней;
  • Холодная метательное оружие — холодное оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии метательным снарядом, приведенным в действие механическим устройством или мускульной энергией человека;
  • Военное оружие — оружие, находящееся на вооружении Вооруженных Сил Украины и других воинских формирований и предназначена для решения боевых и оперативно-служебных задач в целях обеспечения исполнения возложенных на них функций;
  • Служебно-штатное оружие — служебно-штатным оружием считается короткоствольное нарезное (кроме автоматической), длинноствольное нарезное (кроме автоматической), гладкоствольное длинноствольное оружие, нарезное охотничье, приобретенная в порядке установленном настоящим Законом и другими законодательными актами Украины, министерствами, другими центральными органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, имеющие особые уставные задачи, для вооружения личного состава охраны, своих работников, должностных лиц, которым согласно законодательству и виду деятельности разрешено пользоваться оружием;
  • Гражданское оружие — оружие, предназначенное для использования гражданами в целях индивидуальной защиты, охоты и занятия спортом;
  • Несовременная оружие — снята с производства и вооружения Вооруженных Сил Украины и других воинских формирований оружие, к которой производятся боеприпасы, а также оружие указанного выше типа, изготовленная в современных условиях в единичных экземплярах и малых партиях специально для выставок (экспозиций) и коллекционирование;
  • Газовое оружие — вид ствольной оружия (пистолеты и револьверы калибра до 12 мм), предназначенной для временного поражения живой цели на ограниченном расстоянии или площади веществами слезоточивого и раздражающего действия;
  • Самодельное оружие — оружие, полностью или частично изготовлена в кустарных условиях без соответствующего разрешения;
  • Переработанная оружие — оружие заводского изготовления, в результате внесения технических изменений в кустарных условиях без соответствующего разрешения, приобрела новые качества (меньшие размеры, пригодность к автоматической стрельбы и т.д.);
  • Оборот оружия — производство, ремонт, реализация, приобретение, пользование, ношение, применение, хранение, коллекционирование, передача, перевозка, экспорт, импорт, ввоз, транзит и вывоз с территории Украины оружия и его основных частей;
  • Производство оружия и боеприпасов — это изготовление оружия, его основных частей и (или) составление оружия, изготовление или снаряжения боеприпасов или изготовление пиротехнических смесей к ним;
  • Реализация оружия — торговля оружием, основными частями к ней, боеприпасами, патронами согласно полученным лицензиям и на основании выданных разрешений;
  • Ремонт оружия — это ремонт, реставрация или переработка оружия путем устранения повреждений, замены, восстановления или соответствующей обработки изношенных деталей;
  • Хранение оружия (боеприпасов) — владение ими в месте, не находится непосредственно при особе;
  • Ношение оружия — ношение заряженной оружия лицом вне места его постоянного хранения;
  • Перевозки (перенос) оружия и боеприпасов — транспортировка их как багажа, или вместе с собой в состоянии, исключающем возможность мгновенного применения оружия;
  • Состояние, исключающее возможность мгновенного применения оружия — оружие в разряженном, разобранном состоянии;
  • Применение оружия — совершение умышленного прицельного выстрела, или другой способ использования боевых свойств оружия с целью поражения живой или иной цели, подачи сигнала и т.п.;
  • Сертификация оружия и боевых припасов — подтверждение уполномоченными государственными органами соответствия тактико-технических данных конкретных видов и типов оружия, боевых припасов к ней обязательным требованиям нормативно-правовых актов по стандартизации.

Статья 2: Классификация оружия

В зависимости от тактико-технических данных, назначения и способа изготовления все оружие подразделяется на следующие виды:

  1. 1. Военная
  2. 2. Служебно-штатное
  3. 3. Гражданская:
    а) охотничье
    б) спортивная
    в) наградная
    г) самообороны
    д) сигнальная
    е) коллекционная
    4. Холодная
    5. Учебная (имитационная)
    6. Самодельная.

Отдельные виды оружия могут разделяться на системы и модели.

Принадлежность конкретных образцов оружия (кроме самодельного) до указанных типов и видов, а также к системам и моделей устанавливается в Государственном оружейном кадастре Украине.

Статья 3: Государственный оружейный кадастр

Государственный оружейный кадастр — официальный сборник систематизированных сведений об оружии и боеприпасы, оборот которых разрешен на территории Украины.

Государственный оружейный кадастр выдается и ведется Государственным комитетом Украины по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандартом Украины). Сведения об оружии заносятся в Государственный оружейного кадастра Госстандартом Украины на основании положительных результатов сертификации в течение одного месяца с дня и завершение.

Кадастр переиздается один раз в пять лет.

Госстандарт Украины два раза в год публикует систематизированные сведения о внесении изменений и дополнений в Государственный оружейного кадастра.

Статья 4: Сертификация оружия и боеприпасов

Обязательной сертификации подлежит оружие и боеприпасы, которые производятся в Украине или ввозятся для реализации на ее территорию из-за рубежа. Несовременная коллекционная оружие не подлежит сертификации.

Ввоз оружия и боеприпасов из других стран для проведения их сертификации осуществляется в соответствии со статьей 13 настоящего Закона.

Сертификация оружия и боеприпасов проводится Госстандартом Украины и его органами в порядке и в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством Украины, а также действующими на ее территории международных норм.

Сертификация оружия и боеприпасов осуществляется по заявкам производителей или лиц, ввозящих оружие и боеприпасы на территорию Украины с целью ее реализации в течение тридцати дней после представления необходимых документов. За проведение сертификации оружия уплачивается государственная пошлина.

Раздел II: Основы оборота оружия и боеприпасов к нему

Статья 5. Порядок оборота оружия

Порядок оборота оружия устанавливается и регулируется настоящим Законом, другими законодательными актами, а также постановлениями Кабинета Министров Украины, другими нормативно-правовыми актами, принятыми уполномоченными государственными органами.

Установленные правила оборота оружия распространяются также на ее основные части и боеприпасы.

Статья 6. Ограничение оборота оружия

На территории Украины запрещается:

  1. 1. Оборот оружия, не внесенного в Государственный оружейного кадастра (кроме несовременной оружия);
  2. 2. Незаконный оборот оружия и боеприпасов к оружию;
  3. 3. Обращение самодельного и переделанного оружия, а также вкладных к гладкоствольному оружию нарезных стволов;
  4. 4. Обращение приспособленных для использования в качестве оружия предметов ударной, дробильной и метательного действия (кастетов, кистени, нунчаки, метательных звезд — сюрикенив, метательных ножей и других предметов ударно-дробильной действия, за исключением спортивных снарядов);
  5. 5. Оборот оружия, что своей формой имитирует безопасные предметы;
  6. 6. Обращение как служебно-штатного и гражданского оружия:
    6.1. Огнестрельного автоматического самострельные оружия, то есть оружия, предназначенного для непрерывного и одиночной стрельбы;
    6.2. Оружия, имеющего конструкцию, которая позволяет составлять разбирать ее таким образом, что при этом не теряется способность производства выстрела;
  7. 7. Установление на служебно-штатной и гражданской оружия устройств для бесшумной стрельбы и ночных прицелов, которые находятся на вооружении в Вооруженных Силах Украины и других воинских формированиях;
  8. 8. Сохранение и использование за пределами спортивных объектов и приобретение гражданами огнестрельного спортивной нарезного оружия, холодного метательного и клинкового спортивного оружия, пневматического оружия кинетической энергией 7,5 Дж и более, кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством;
  9. 9. Пересылка оружия;
  10. 10. Ношение оружия гражданами при проведении массовых публичных мероприятий;
  11. 11. Ношения с целью личной защиты холодного и огнестрельного длинноствольного оружия за исключением лиц, которым такое право предоставлено действующим законодательством;
  12. 12. Приобретение, хранение и использование гражданами боеприпасов с пулями бронебойного, зажигательного или разрывного действия, пуль со смещенным центром тяжести, из шротов зарядами к пистолетов и револьверов, а также патронов, снаряженных резиновыми или аналогичными по своим свойствам метательными снарядами несмертельного действия, допущенных Министерством здравоохранения Украины к использованию;
  13. 13. Нахождения в собственности граждан, объединений граждан военной и служебно-штатного оружия.

Статья 7: Производство оружия и боеприпасов, ремонт оружия

Производство оружия, кроме военной, ее узлов, частей, их составление, переработка или ремонт с целью восстановления утраченных поражающих свойств и изготовление боеприпасов и патронов, их компонентов, а также реализация оружия, его узлов и частей, боеприпасов и патронов и их компонентов осуществляются предприятиями, организациями и гражданами на основании лицензий, выдаваемых Кабинетом Министров Украины или уполномоченным им органом.

Без соответствующих лицензий изготовление, ремонт и реализация оружия, боевых припасов и патронов не допускается.
Производство, ремонт и реализация отдельных видов оружия осуществляются в порядке, установленном настоящим Законом и другими законодательными актами Украины.

Производители оружия, боевых припасов и патронов имеют право:

собственности или полного хозяйственного ведения на изготовленную оружие, боевые припасы и патроны, а также на доходы от их реализации;
изготовлять оружие, боевые припасы и патроны соответственно выданной лицензии и продавать их заказчикам;
осуществлять конструкторские разработки и испытывать изготовленные оружие, боевые припасы и патроны в порядке, установленном законодательством Украины.

Производители оружия, боевых припасов и патронов обязаны:

  • обеспечивать соответствие изготовленных оружия, боевых припасов и патронов государственным стандартам;
  • удостоверять изготовленную оружие маркировочными обозначениями и учетными номерами, а боевые припасы и патроны —
  • маркировочными обозначениями;
  • вести учет изготовленных оружия, боевых припасов и патронов;
  • обеспечивать сохранность изготовленных оружия, боевых припасов и патронов и запасных частей к ней и компонентов боеприпасов и патронов;
  • иметь сертификаты на все виды оружия, боевых припасов и патронов, изготавливаемых;
  • продавать изготовленные оружие, боевые припасы и патроны.

Снаряжением патронов к охотничьему огнестрельного гладкоствольного оружия могут заниматься владельцы такого оружия для личного пользования при наличии разрешения на его хранение и ношение.

Военное оружие и боеприпасы к ней изготавливаются по заявкам Вооруженных Сил Украины, других военных формирований и Министерства внутренних дел Украины, а также государственных органов, осуществляющих поставки такого оружия другим государствам, на государственных предприятиях в порядке, установленном настоящим Законом и законодательством Украины.

Статья 8: Реализация огнестрельного оружия и боеприпасов к нему

Порядок реализации военного оружия и боеприпасов к нему определяется Кабинетом Министров Украины.

Реализацию служебно-штатного и гражданского оружия и боеприпасов к нему осуществляют субъекты хозяйствования, имеющие соответствующую лицензию. Порядок и условия реализации гражданской и служебно-штатного оружия определяется действующим законодательством и иными нормативно-правовыми актами Украины.

Статья 9. Субъекты, имеющие право на приобретение оружия

Право на приобретение соответствующих видов оружия и боевых припасов на территории Украины имеют:

  • Государственные органы;
  • Предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности для вооружения личного состава охраны, своих работников и должностных лиц, которым согласно законодательству и виду деятельности разрешено пользоваться оружием (далее — предприятия, учреждения и организации, имеющие особые уставные задачи);
  • Субъекты, согласно действующему законодательству занимаются производством, ремонтом, реализацией оружия и боевых припасов, содержанием стрелковых тиров, стрельбищ, охотничьих стендов, и другие, которым такое право предоставлено действующим законодательством;
  • Спортивные и охотничьи организации;
  • (Юридические и физические лица) учреждения культуры, которые экспонируют коллекции оружия, либо используют оружие во время киносъемок или проведения цирковых представлений с участием хищных зверей;
  • Граждане Украины;
  • Иностранные граждане и иностранные юридические лица в порядке, определенном настоящим Законом.
  • Должностные лица, подлежащие государственной защите в соответствии с законодательством Украины, имеют право получать во временное пользование служебно-штатную оружие, в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины или уполномоченным им органом.

Статья 10: Приобретение служебно — штатного оружия

Государственные органы, предприятия, имеющие особые уставные задачи и субъекты предпринимательской деятельности, имеющих право на приобретение служебно — штатного оружия, приобретают ее по разрешениям органов внутренних дел в соответствии со статьей 11 настоящего Закона.

Приобретение нарезного служебно-штатного оружия и боеприпасов к нему осуществляется по заявкам, которые направляются через Министерство внутренних дел Украины в Министерство обороны Украины, а также путем приобретения их у других субъектов, имеющих право на реализацию соответствующих видов оружия, в том числе за рубежом в порядке, установленном настоящим Законом.

Статья 11. Приобретение оружия самообороны

Граждане Украины приобретают право на приобретение оружия самообороны и боеприпасов к нему при наличии разрешения на оружие, предусмотренного статьей 11 настоящего Закона, выдается отдельно на каждый из следующих видов оружия:

  • На огнестрельное гладкоствольное охотничье оружие и боеприпасы к нему, газовые пистолеты и револьверы, патроны к которым заряженные веществами слезоточивого и раздражающего действия, пистолеты и револьверы отечественного производства для отстрела патронов, снаряженных резиновыми или другими аналогичными по своим свойствам метательными снарядами несмертельного действия — гражданам Украины, достигшие 18 — летнего возраста;
  • На огнестрельное комбинированное и нарезное охотничье оружие. При этом право на приобретение короткоствольного огнестрельного оружия индивидуальной защиты и боеприпасов к нему имеют только граждане Украины с 25 летнего возраста, которые являются народными депутатами Украины, и депутатами органов местного самоуправления, государственными служащими, должности которых отнесены к первой-шестой категории, членами Кабинета министров Украина, судьями, работниками правоохранительных органов или пенсионерами таких органов, предварительная работа которых была связана с повышенным риском (оперативно-розыскная деятельность, дознание или досудебное следствие.

Приобретение и хранение гражданами холодного оружия, оборот которой не запрещен настоящим Законом, разрешения на оружие и регистрации не нуждается.

Граждане, желающие приобрести оружие, должны пройти курсы по изучению основ законодательства Украины относительно оружия, его технической конструкции и правил безопасного обращения с оружием, а также практической стрельбы. Организация соответствующих курсов возлагается на органы внутренних дел.

Для получения разрешения на оружие граждане подают органа внутренних дел по месту жительства заявление установленной формы, справку об окончании соответствующих курсов, проходят медицинский осмотр, проверку органов внутренних дел и сдают зачет по основам действующего законодательства и правил обращения с оружием и навыков по ее применению.

Разрешение на оружие выдается на каждую единицу оружия соответствующего вида. Заявление гражданина о получении разрешения на несколько единиц оружия должна содержать обоснование такой необходимости.

Боевые припасы и патроны к гражданскому оружию приобретаются гражданами на основании разрешений на хранение и ношение оружия, в порядке, определяемом нормативными актами Министерства внутренних дел Украины.

Статья 12: Приобретения, ввоза и вывоза оружия иностранцами

Иностранцы имеют право на приобретение гражданского оружия боеприпасов и патронов по разрешениям, выдаваемым органами внутренних дел на основании ходатайств дипломатических представительств или консульских учреждений государств, гражданами которых они являются, а также министерств и других центральных органов исполнительной власти Украины при условии вывоза такого оружия с Украина не позднее чем через 5 дней после ее приобретения.

Иностранцы, получившие удостоверения на постоянное проживание в Украине, имеют право на приобретение оружия в порядке, установленном для граждан Украины.

Охотничье и спортивное оружие может ввозиться иностранцами в Украина при наличии соответствующего разрешения органов внутренних дел и соглашения об охоте, совершенной с охотничьими хозяйствами или приглашение министерств и других центральных органов исполнительной власти для участия в спортивных соревнованиях.

Министерства и другие центральные органы исполнительной власти, приглашающие иностранцев для участия в охоте или спортивных соревнованиях, обязаны обеспечить надежное хранение оружия и боеприпасов, ввозимых.

Такое оружие должно быть вывезено из Украины в срок, установленный указанным соглашением или приглашением.

Нарушение срока вывоза иностранцами оружия из Украины влечет конфискацию оружия и боеприпасов к нему в порядке, установленном законодательством Украины.

Запрещается ввоз на территорию Украины и использования всех видов, типов и моделей оружия иностранцами для обеспечения личной безопасности, защиты жизни и здоровья других граждан, их собственности, сопровождения грузов и других целей, не предусмотренных частью третьей настоящей статьи, если это не предусмотрено международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины и законодательством Украины.

Статья 1З: Разрешение на оружие

Право на приобретение оружия субъекты, указанные в статье 9 этого Закона (кроме Вооруженных Сил Украины и других воинских формирований), приобретают после получения ими разрешения на оружие, выдаваемое на каждый ее вид с указанием конкретного количества единиц в порядке, установленном Министерством внутренних дел Украины.

Разрешение на оружие выдается органами внутренних дел по месту жительства физического лица или нахождения юридического лица в течение одного месяца со дня представления необходимых документов сроком на три года. Если заявителю отказано в разрешении на оружие, то в месячный срок ему должно быть сообщено об этом с обоснованием оснований принятого решения.

В случае приобретения оружия и боеприпасов с целью дальнейшей их реализации, ввоза на проведение сертификации (без права реализации) и вывоз за пределы Украины, разрешение выдается только на их приобретение, довез или вывоз с правом перевозки и хранения до реализации, завершение сертификации или доставки к места назначения. Такие разрешения выдаются органами внутренних дел сроком на шесть месяцев в течение десяти дней со дня представления необходимых документов. После получения положительных результатов сертификации, ввезенное оружие может быть реализована в общем порядке.

Статья 14: Отказ в выдаче и аннулирования разрешения на оружие

Разрешения на оружие не выдаются, а выданные аннулируются при наличии:

  1. 1. справки (заключения) медицинского учреждения о том, что лицо по состоянию здоровья не может владеть оружием;
  2. 2. решение суда о признании его недееспособным, ограниченно дееспособным или вести пропавшим;
  3. 3. сведения о систематических нарушениях лицом правил оборота оружия, общественного порядка, пребывания на учете и лечении от алкоголизма, употребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача;
  4. 4. приговора суда об осуждении лица к лишению свободы;
  5. 5. непогашенной или не снятой в установленном порядке с лица судимости за тяжкие преступления, а также преступления, совершенные с применением оружия или взрывных устройств;
  6. 6. постановления суда о направлении для отбывания лишения свободы, условно осужденных с отсрочкой исполнения приговора, или определения суда о замене не отбытого срока исправительных работ наказанием в виде лишения свободы.

Перечень заболеваний и физических недостатков, при наличии которых разрешение на оружие не выдается, утверждается Кабинетом Министров Украины.

Статья 15: Продление срока действия разрешения на оружие

Продление срока действия разрешения на оружие или разрешения на приобретение и довез или вывоз оружия и боеприпасов осуществляется органами внутренних дел на тот же срок, на который он был выдан, за один месяц до окончания срока действия с решением вопроса в течение одного месяца.

Основаниями для отказа в продлении срока действия разрешения на оружие могут быть:

  • Непредставление заявителем всех необходимых документов или представления сведений, не соответствующих действительности;
  • Отсутствие необходимых условий для обеспечения производства, ремонта, реализации, учета или хранение оружия и боевых припасов или необеспечение этих условий.

Статья 16: Приостановление действия разрешения на оружие

В случаях привлечения владельца оружия к уголовной ответственности, вынесения приговора суда об условном осуждении к лишению свободы с отсрочкой исполнения приговора или исправительных работ, орган внутренних дел может принять решение о временном приостановлении действия разрешения на оружие до принятия окончательного решения в порядке, установленном действующим законодательством или , соответственно, на период испытательного срока, отсрочки исполнения или отбытия исправительных работ.

Лицо, в отношении которого принято решение о приостановлении действия разрешения на оружие, должна сдать разрешение, оружие и боеприпасы к нему на временное хранение в орган внутренних дел по месту жительства. В случае уклонения от сдачи вышеупомянутых предметов, последние могут быть изъяты в принудительном порядке с соблюдением требований, установленных действующим законодательством.

После устранения оснований для приостановления действия разрешения на оружие, орган внутренних дел возвращает оружие, боеприпасы и разрешение на оружие владельцу.

Статья 17: Прекращение действия разрешения на оружие

Действие разрешения на оружие прекращается в случае:

  1. 1. Окончания срока действия, на который он был выдан в случае непродления в порядке, установленном настоящим Законом;
  2. 2. Прекращение постоянного места жительства владельца на территории Украины;
  3. 3. Конфискации или возмездного изъятия оружия и боеприпасов на основании приговора суда или постановления органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
  4. 4. Ликвидации предприятия, учреждения, организации или прекращения трудовых отношений, в связи с которыми было выдано разрешение на оружие;
  5. 5. Смерть владельца оружия.

В случае прекращения действия разрешения на оружие, владелец или наследник обязан реализовать оружие и боеприпасы к нему в определенном порядке в месячный срок.

При невыполнении указанного требования виновные лица несут ответственность согласно действующему законодательству.

Вопрос о прекращении действия разрешения на оружие разрешается судом.

Статья 18: Регистрация оружия

Приобретенная оружие регистрируется путем внесения записи в соответствующей графы разрешения на оружие, после чего последний предоставляет право владения, пользования (в том числе применение), ношение, перевозка оружия, приобретение боеприпасов к нему, ремонт оружия, хранение оружия и боеприпасов к нему по месту жительства владельца или по месту нахождения объекта, подлежащего охране, а также распоряжения оружием.

Приобретенная оружие регистрируется в день реализации в соответствии с предыдущим абзацем субъектами предпринимательской деятельности, согласно полученной лицензии занимаются реализацией оружия с последующим уведомлением необходимых данных органа внутренних дел в порядке и по форме, установленной Министерством внутренних дел Украины.

Субъект, который приобрел ведомственную оружие, за исключением оружия воинских формирований и оружия, приобретенного субъектами предпринимательской деятельности для реализации, а также оружия, ввезенного на проведение сертификации, должен зарегистрировать ее в органах внутренних дел не позднее десяти дней со дня приобретения в соответствии с частью первой настоящей статьи. Срок регистрации ведомственного оружия — три дня с момента подачи необходимых документов.

Статья 19: Пользование оружием и его применения

Государственные органы, предприятия, учреждения, организации, должностные лица и граждане пользуются оружием соответствии с его целевым назначением на основании разрешения на оружие.

Граждане имеют право применять оружие для необходимой обороны от преступных и иных противоправных посягательств, задержание преступников и в случае крайней необходимости в случаях, предусмотренных статьями 36 и 39 Уголовного кодекса Украины.

Оружие применяется гражданами как крайняя мера для:

  • защиты от преступных посягательств на жизнь и здоровье, жилье и имущество, свою собственную или других граждан;
  • защиты от нападения на помещение организации, учреждения или субъекта предпринимательской деятельности, где они работают;
  • задержания лица, совершившего преступление и пытается убежать или оказать сопротивление, с последующей передачей ее работникам органов внутренних дел.

Запрещается применять оружие самообороны отношении женщин с явными признаками беременности и несовершеннолетних, кроме случаев совершения ими вооруженного или группового нападения, а также против сотрудников правоохранительных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Ответственность за незаконное применение оружия самообороны устанавливается законодательством Украины.

При поражении нападающего результате применения огнестрельного оружия, лицо должно немедленно вызвать скорую медицинскую помощь для раненого, принять меры по обеспечению охраны места происшествия, известить органы прокуратуры и милиции о применении оружия.

Статья 20. Ношение и перевозка оружия

Право на ношение и перевозка оружия и боеприпасов имеют владельцы или пользователи оружия, которые получили и имеют при себе разрешение органов внутренних дел на оружие или лицензию на осуществление деятельности, связанной с оборотом оружия или разрешение на приобретение, довез или вывоз оружия.

Правила ношения служебно-штатного оружия устанавливаются Кабинетом Министров Украины или уполномоченным им органом.

Правила осуществления перевозок ведомственного оружия определяются Министерством внутренних дел Украины, а перевозка и ношение оружия военнослужащими Вооруженных сил Украины и других воинских формирований — нормативными актами Кабинета Министров Украины.

Стволы без закона. Почему вооруженной Украине необходим закон об оружии

Власти не могут прийти к консенсусу о легализации короткоствола. Между тем Украина наводнена оружием. На руках у населения до 5 млн незаконных стволов

Украинцы в последние годы чувствуют себя незащищёнными. Полиция рапортует об уверенном снижении преступности. Но после наступления темноты улицы наводняют личности в спортивных брюках «адидас» и кепках.

Такое положение вещей ставит на повестку дня вопрос: стоит ли государству позволить гражданам защищаться самим? Судя по настроениям в соцсетях, сторонников легализации оружия становится всё больше. К стандартным аргументам «за» (право на самозащиту, позитивный опыт других стран, где оружие разрешено) добавился ещё один — поток нелегального оружия из зоны АТО, который идёт на вооружение криминалитета, в то время как законопослушные граждане оказываются беззащитными перед преступниками.

Здравые аргументы можно найти в позициях как сторонников, так и противников легализации короткоствола. Но главная проблема в другом — как отмечается в отчёте международной организации Small Arms Survey, в Украине нет прозрачного законодательства, которое бы регулировало производство и приобретение оружия, а также владение им.

Оружейные дела регулирует маловразумительный набор из десятков подзаконных актов в виде приказов и инструкций МВД, зачастую с грифом «для служебного пользования». Это порождает неразбериху. Достаточно вспомнить многочисленные скандалы вокруг наградного оружия. Лишь в прошлом году после нескольких проигранных судов МВД согласилось опубликовать марки оружия, выданного ведомством в качестве награды частным лицам. Выяснилось, что в их число входит не только короткоствольное оружие, но и автоматы, и штурмовые винтовки. Министр внутренних дел Арсен Аваков не смог вразумительно пояснить, по каким критериям отбирались награждаемые и марки оружия, которое им выдавали. Да и сам список лиц, получивших наградное оружие, МВД не раскрыло до сих пор.

Этот кейс в очередной раз доказывает, что страна живёт в глубоком Средневековье. Так же, как и тысячу лет назад, в Украине действуют разные законы для элит и «холопов». Так же, как и во времена феодальных уделов, князь по собственному усмотрению решает, кто из вассалов имеет право носить меч, а кому хватит и сомнительной возможности «смиренно челом бить» перед государевой полицией в поисках защиты и правды.

Общество пацифистов

Украина живёт в глубоком Средневековье. Так же, как и тысячу лет назад, в стране действуют разные законы для элит и «холопов»

По информации МВД, преступность идёт на спад: за I квартал 2016-го в Украине совершено 195 тыс. преступлений, тогда как за тот же период этого года лишь 158 тыс.

Однако глава Ассоциации владельцев оружия Украины Георгий Учайкин официальной статистике не верит: «Рост преступности — абсолютно прогнозируемое явление. В стране, где беднеют люди, идут военные действия и есть неконтролируемые участки границы, через которые поставляется нелегальное оружие, это закономерно. Сегодня каждый украинец должен спросить себя: я хочу приобрести оружие для самозащиты, потому что вынужден рассчитывать исключительно на свои силы, или я не хочу приобретать оружие, потому что доверяю полиции? Уверен, что 80% выберут первый вариант», — говорит он.

Впрочем, опрос социологической группы «Рейтинг», проведённый в мае этого года, показал, что против легализации выступают 77% украинцев. 18% респондентов поддерживают подобную инициативу и 5% не определились.

Позицию большинства граждан по этому вопросу разделяет и президент. В 2015-м, после того как петиция авторства Георгия Учайкина о внесении изменений в Конституцию относительно права граждан на владение оружием набрала 36 тыс. голосов при необходимых 25 тыс., Порошенко заявил, что «согласен с 82% украинцев, которые настроены против». «Безусловно, я не поддерживаю тех, кто хочет ходить по улицам с автоматическим оружием и таким образом дестабилизировать ситуацию в обществе в тех городах, которые далеко от зоны АТО», — сказал президент.

Оружие — в массы

Заявления в поддержку вооружения украинцев звучат регулярно. В 2015 году о необходимости принятия соответствующего закона говорил тогдашний генпрокурор Виктор Шокин. Разработать и внести в парламент такой документ обещал Дмитрий Ярош. О разработке законопроекта о законном обороте оружия в июне этого года сообщил глава парламентского Комитета нацбезопасности и обороны Сергей Пашинский, который, к слову, сам отличился применением наградного пистолета в известном конфликте с Вячеславом Химикусом (дело по факту стрельбы было закрыто, а действия Пашинского признаны необходимой самообороной).

В общей сложности с 1998 года на рассмотрение Верховной Рады поступило 14 законопроектов, призванных упорядочить обращение гражданских лиц с оружием. Однако ни один из них не стал законом. Сегодня на рассмотрении парламента находятся сразу два законопроекта, призванных урегулировать сферу обращения граждан с оружием, которая на данный момент определяется лишь постановлениями Кабинета министров и внутренними инструкциями и приказами МВД. Законопроект №1135 «Об огнестрельном оружии гражданского назначения» внёс народный депутат Сергей Каплин в 2014 году.

Тогда же был зарегистрирован и законопроект №1135-1 «О гражданском оружии и боеприпасах» авторства группы нардепов, в числе которых представители БПП, «Народного фронта», «Свободы», а также большая часть фракции Радикальной партии Ляшко. Учитывая, что главное Научно-экспертное управление Верховной Рады признало законопроект 1135-1 более совершенным и обоснованным, можно полагать, что именно этот документ имеет шансы на рассмотрение сессионным залом в случае принятия соответствующего политического решения.

Сегодня украинцы могут легально владеть пневматическим оружием калибром до 4,5 мм и скоростью полёта пули до 100 м/с, а также «игрушечным» огнестрелом под патрон Флобера калибра до 4,5 мм. В патроне этого типа пулю выталкивает заряд капсуля, из-за чего убойная сила пули крайне мала, и пистолеты под патрон Флобера используют в основном для спортивной стрельбы.

Также можно официально зарегистрировать длинноствольное гладкоствольное оружие, газовое оружие, пневматическое оружие калибром более 4,5 мм и скоростью полёта пули более 100 м/с и огнестрельное оружие под патрон Флобера калибром более 4,5 мм. Эти виды оружия интересны в основном охотникам и ставшим многочисленными в последнее годы группам догхантеров и кроухантеров, то есть любителей пострелять в городе по воронам и собакам.

Также можно получить разрешение на длинноствольное огнестрельное нарезное оружие и комбинированное огнестрельное оружие. Это охотничье оружие, рассчитанное на крупную дичь. Использовать эти два типа оружия для самооброны проблематично.

Вышеупомянутый же законопроект предлагает разрешить гражданам приобретать короткоствольное гладкоствольное оружие и короткоствольное огнестрельное оружие, оснащённое эластичными пулями менее смертельного действия.

Оружие первой категории авторы предлагают оставить в свободной продаже, для последующих — установить ограниченный оборот. Так, приобрести короткоствольное огнестрельное оружие в случае принятия законопроекта смогут несудимые, психически здоровые, дееспособные граждане старше 21 года после прохождения специальных курсов и приобретения сейфа для его хранения. Документ также разрешает свободное ношение оружия, за исключением случаев посещения массовых мероприятий. За незаконную передачу оружия другому лицу, его утерю или ненадлежащее хранение, а также за ношение оружия в нетрезвом виде предусмотрена ответственность в виде штрафов, конфискации пистолета и лишения разрешения на оружие.

В пояснительной записке авторы ссылаются на позитивный опыт стран Балтии, Грузии, Молдовы, Беларуси, где принятие аналогичных законов привело к снижению уровня преступности, а количество случаев применения зарегистрированного оружия в преступных целях составляет мизерную тысячную долю процента от общего числа правонарушений.

Один из авторов законопроекта, народный депутат Юрий Левченко («Свобода»), называет две причины, по которым он поставил свою подпись под документом. «В обществе должно быть равенство: когда власть в стране захвачена олигархатом, гражданин должен иметь возможность себя защитить. Зная, что у человека может быть при себе оружие, какой-нибудь сын депутата или брат прокурора хорошо подумает, прежде чем совершить против него незаконные действия. К тому же, учитывая действия нашего северного соседа, необходимо, чтобы население было вооружено на случай тотальной войны, как это сделано, например, в Швейцарии — одной из самых вооружённых и при этом наиболее мирных стран».

«Травмат» для избранных

До $500 составляет стоимость пистолета на чёрном рынке

Однако «легалайз» короткоствола — дело будущего. Пока же возможности рядового украинца, желающего приобрести оружие для самозащиты, весьма ограничены. Как уже говорилось, легально из короткоствола гражданам доступны лишь пневматические пистолеты и оружие под патрон Флобера. Также можно купить газовые пистолеты и револьверы, оформив разрешение в МВД. Однако «пневматика» может остановить нападающего разве что своим видом (многие модели внешне имитируют боевые пистолеты), а применение газового пистолета способно воздействовать и на самого стрелка, если выстрел произведён в закрытом помещении или направление ветра окажется в сторону стрелявшего.

Куда более опасен травматический пистолет, или как его называют «резинострел». Однако согласно приказу МВД №379 от 2000 года для служебного пользования (то есть текст приказа недоступен для ознакомления) приобрести такое оружие могут лишь работники судов, правоохранительных органов и их родственники, народные депутаты и их помощники, журналисты, члены общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы, военнослужащие, кроме тех, кто проходит срочную службу, государственные служащие, имеющие категории и ранги. По словам Георгия Учайкина, такие условия легальной покупки «травматики» лишь поощряют коррупцию. «Получить разрешение на травматический пистолет, если по факту ты не входишь в нужную категорию, возможно через посредников. Это будет стоить $400–500. Таким образом, по нашим данным, продано более 300 тыс. стволов», — говорит он.

При этом в соседней России владение травматическим оружием при условии получения разрешения и регистрации позволено всем дееспособным и несудимым гражданам. А в ближайшее время может быть принят закон, разрешающий и владение короткоствольным нарезным оружием, говорит Учайкин, ссылаясь на информацию профильных ассоциаций РФ. Экономический эффект, по их прогнозам, составит 800 млрд рублей (около 350 млрд грн).

Очевидно, что и у нас лоббистами закона об оружии движет не только забота о праве граждан на самозащиту: по подсчётам Ассоциации владельцев оружия, в случае принятия документа в течение 5–7 лет в Украине будет продано минимум 5 млн единиц короткоствола. Цена пистолета системы Макарова может составить около $150, что вполне доступно для среднего украинца. «На складах Минобороны лежит около миллиона списанных пистолетов Макарова. Сейчас их отдают по $8–10 на переработку в «травматику», которую нам потом продают по $550. Даже ПМ 1963 года выпуска способен выполнить функцию самозащиты не хуже современных аналогов», — считает Учайкин.

Не готовы?

Позиция МВД неизменна: к свободному владению оружием Украина не готова. «У нашего общества пока нет достаточного понимания, в каких ситуациях можно применить оружие на законных основаниях, а в каких не стоит, — говорит первый заместитель главы Национальной полиции Вячеслав Аброськин. — Кроме того, я как человек, который 20 лет носит оружие постоянно, могу сказать, что недостаточно иметь при себе оружие, нужно ещё уметь им пользоваться. Если на вас нападают, ещё не факт, что вы вообще успеете достать пистолет».

Психиатр Семён Глузман добавляет: не каждый способен выстрелить в человека, даже если тот представляет реальную опасность. А вот сам факт появления в ходе инцидента пистолета может сыграть против его владельца. «Увидев, что у меня есть оружие, меня могут убить, даже если изначально у нападающих таких планов не было, — рассказывает он. — Ведь у негодяев нет никаких нравственных тормозов».

Впрочем, вероятность принятия закона о гражданском оружии этим составом парламента минимальна, говорит Юрий Левченко. «Я предполагаю, что коалиция может внести суррогатный законопроект, который будет называться законом о легальном обороте оружия, но по факту просто сведёт в один документ все действующие инструкции Министерства внутренних дел и ничего на практике не изменит», — прогнозирует депутат. По сути власти проведут очередную псевдореформу. Которая в реальности не изменит ничего.

Популярное:

  • Единовременное пособие военнослужащим при увольнении НачФин.info " rel="nofollow"> Печать E-mail Подробности Категория: Консультация военного юриста Опубликовано: 30 января 2017 Автор: SobKor Просмотров: 10399 Вопрос: Облагается ли налогом единовременное пособие, выплачиваемое военнослужащим, при […]
  • Гк рф разумный срок 7 дней Что такое разумный срок исполнения обязательства? Разумный срок исполнения обязательства — это отрезок времени, необходимый для реализации должником действий, предусмотренных таким обязательством. В нашей статье мы расскажем, каким образом разумность срока […]
  • Как вернуть товар который пришел по почте Не тот товар прислали по почте, возврат делать отказываются Продажи через интернет-магазин относятся к дистанционной торговле. В отношении их действуют особые правила, отличающиеся от обычной розничной торговли. Нормативное регулирование дистанционных […]
  • Договор купли продажи дачи 2014 Договор купли-продажи земельного участка 2017-2018 (образец) Договор купли-продажи земельного участка - образец 2017-2018 годов относится к документации, служащей основанием для регистрации перехода права собственности на указанную недвижимость. Сделка с […]
  • 44-фз статья 93 часть 3 Закупка у единственного поставщика: отвечаем на злободневные вопросы наших читателей. Часть 15 Татьяна Вихрова, старший специалист учебно-методического отдела Учебного центра Ассоциации электронных торговых площадок Закупки у единственного поставщика […]
  • Общество защиты прав потребителей бобруйск Общество защиты прав потребителей бобруйск Главная Власть / Исполнительная власть / Заместители председателя Первый заместитель председателя ­ городского исполнительного комитета­ КОВЕЛЬ Олег Валерие­вич­ ­Осуществляет общее руководство […]
  • Как оформить ипотеку через материнский капитал Ипотека с материнским капиталом В большинстве российских семей рождение второго и каждого последующего ребенка автоматически уменьшает ее обеспеченность жилой площадью и в связи с возрастающими текущими расходами снижает возможности для приобретения или […]
  • Наказание за ст 30 ч 3 ук рф Ответственность за приготовление и покушение. В Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за неоконченное преступление (приготовление или покушение). Что же такое приготовление к преступлению? Согласно ч.1 ст. 30 УК РФ приготовлением к […]
Оружие в украине закон