Общие и специальные правовые нормы

Общие и специальные правовые нормы

41. Классификация норм права.

В рамках теории государства и права в целях упорядочения правовых норм приводится их классификация. Данная классификация правовых норм позволяет производить следующие действия:

• определять место каждого вида юридических норм в системе права, действующего в государстве;

• уяснить функции правовых норм и их роль в механизме правового регулирования;

• определять пределы и возможности регулирующего воздействия права на общественные отношения;

• совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность государственных органов.

Вообще, все юридические нормы подразделяются на следующие виды по различным критериям:

1. По функциональной роли:

а) исходные (отправные, учредительные) нормы права. Вообще, исходные правовые нормы участвуют в правовом регулировании опосредованно. К данной группе правовых норм относятся следующие их виды:

• определительно-установочные нормы — данные нормы права определяют цели, задачи отраслей права, а также предмет, средства правового регулирования;

• нормы-дефиниции — данные нормы права дают определения правовых понятий и правовых категорий;

б) нормы — правила поведения. Данные правовые нормы являются нормами непосредственного правового регулирования.

Кроме того, по функциональной роли правовые нормы подразделяются на следующие виды:

а) общие нормы права — это предписания, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права. Следует также отметить, что общие нормы права могут иметь многоотраслевое значение;

б) специальные нормы права — это такие правовые нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений.

2. По предмету правового регулирования все юридические нормы подразделяются на нормы отдельных отраслей права (гражданского, уголовного, административного, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального, трудового и др.). В свою очередь отраслевые нормы права делятся на следующие виды:

а) материальные нормы права — данная группа правовых норм отвечает на вопрос «что регулируют нормы права конкретной отрасли» (т. е. определяется предмет правового отраслевого регулирования);

б) процессуальные нормы права — данная группа правовых норм отвечает на вопрос «как регулируют нормы права конкретной отрасли права» (т. е. определяется метод отраслевого правового регулирования).

3. По методу правового регулирования:

а) императивные правовые нормы — это категорические, строго обязательные государственные веления, выраженные в правовых нормах. Императивные нормы права не допускают отступлений и каких-либо альтернативных трактовок правовых предписаний;

б) диспозитивные правовые нормы — данные нормы права предписывают вариант поведения, однако при этом предоставляют субъектам правовых отношений возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению, т. е. предоставляется право выбрать вариант именно альтернативного правомерного поведения;

в) поощрительные правовые нормы — это правовые предписания о предоставлении мер поощрения за одобряемый государством и правом, обществом вариант правомерного поведения субъектов правовых отношений;

г) рекомендательные — данные правовые нормы предлагают наиболее приемлемый для государства и общества вариант правомерного поведения субъектов правовых отношений.

Соответственно описанным выше видам правовых норм в рамках теории государства и права выделяются следующие методы правового воздействия: императивный, автономный, поощрительный и рекомендательный.

4. По юридической силе:

а) правовые нормы высшей юридической силы, которые в свою очередь подразделяются на следующие виды:

• федеральные правовые нормы — это такие нормы права, которые содержатся в Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах и федеральных законах;

• региональные правовые нормы — это такие нормы права, которые содержатся в Конституциях, уставах и законах субъектов Российской Федерации.

б) подзаконные правовые нормы, которые в свою очередь также подразделяются на следующие виды:

• федеральные правовые нормы — это нормы права, которые выражены в нормативных указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства, приказах и инструкциях федеральных министерств, государственных комитетов и других органов исполнительной власти;

• региональные правовые нормы — это нормы права, которые издаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

5. По сфере действия:

а) правовые нормы общего действия — это нормы права, которые не предусматривают специальных условий и каких-либо ограничений их непосредственного действия;

б) нормы ограниченного действия — это нормы права, для действия которых устанавливаются определенные пространственные, субъектные, временные или ситуационные пределы реализации;

в) локальные правовые нормы — это такие нормы права, которые действуют в пределах отдельной государственной, кооперативной организации или их структурных подразделений.

6. В зависимости от особенностей структурных элементов:

а) по форме выражения диспозиции все юридические нормы подразделяются на следующие виды:

• управомочивающие; обязывающие; запрещающие правовые нормы;

• бланкетные правовые нормы — это такие нормы права, которые устанавливают общее направление правомерного поведения без каких-либо уточнений. Данная группа норм обычно предусматривает обращение к дополнительным правовым источникам либо к решениям государственных органов;

б) по форме изложения санкции все юридические нормы подразделяются на следующие виды:

Соотношение общих и специальных норм Гражданского кодекса по новым правилам

Смотрите также:

Петербургский правовой портал продолжает публикацию видео с семинара Ярославы Карахмазли, посвященного изменениям Гражданского кодекса в области договорного и обязательственного права

Очень важный момент – это соотношение общих норм и специальных. Вообще приоритет общих норм над специальными – это дискуссионный вопрос в юридической науке. И суды, опять-таки, когда смотрим массу дел, по-разному их применяют, к сожалению. Иногда приоритет общих норм над специальными судья выдвигает, а иногда приоритет специальных норм над общими. Причем тенденция меняется. То есть, если какое-то количество лет, например, приоритет общих норм был, то в последнее время в судебных решениях приоритет специальных норм над общими. Вот статья 307.1 как раз разрешает этот вопрос. И надеюсь, что теперь судебная практика придет к единообразию.

Эта норма говорит нам о том, что общие нормы обязательственного права применяются к договорным обязательствам, если иное не предусмотрено специальной нормой, в том или ином конкретном виде договора или общими правилами договорных отношений. То есть смотрим, если сначала это договор, который указан в ГК или если это смешанный договор, то тогда в первую очередь применяются специальные нормы о конкретном договоре. Если это какой-то договор, который не регулируется специальными нормами, то применяются общие нормы. И если регулируется нормами договорного права, то применяются общие нормы об обязательствах.

На самом деле, думаю, что будет комбинирование этих подходов. Но тем не менее — есть такая статья у нас теперь, которая регулирует этот момент. Кроме того, в этой статье говорится о том, что требования данной статьи применяются к отношениям, которые возникают из неосновательного обогащения. И также требования общих правил об обязательствах применяются к корпоративным отношениям в том случае, если законом или существом соответствующих отношений не установлено иное.

Продолжение следует. Оставайтесь с нами и будьте в курсе последних изменений!

Задача 7. Приведите примеры общих и специальных правовых норм, регулирующих трудовые отношения

Приведите примеры общих и специальных правовых норм, регулирующих трудовые отношения. Какими нормативными актами регулируются: трудовая деятельность членов производственного кооператива; труд государственных служащих; судей?

Задача 8.

Не будет ли нарушения трудового законодательства, если организация в правилах внутреннего распорядка укажет, что единовременно может быть предоставлено не более 14 календарных дней отпуска, остальные — в удобное для работника время?

Задача 9.

Имеют ли право органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления утверждать обязательные для организаций формы статистического наблюдения по вопросам охраны труда?

Задача 10.

В соответствии со ст. 10 Трудового кодекса РФ нормы международного права имеют большую юридическую силу, чем нормы, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

В связи с ратификацией Россией Конвенции N 132 Международной организации труда «Об оплачиваемых отпусках» обязан ли работодатель предоставлять одну из частей ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью не менее трех рабочих недель?

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере

труда (Женева, 19 июня 1998г.) // Российская газета. 1998. 16 декабря.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // СЗ РФ. 2002г. № 1. Ст.3. Раздел 1.

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991г. // Ведомости РФ. 1991. № 18. Ст. 565.

Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993г.// Ведомо­сти РФ. 1993. № 16. Ст. 551.

Литература

Актуальные проблемы трудового законодательства в условиях модернизации экономики: Монография. Отв. ред. Ю.П. Орловский.- М.: Юстицинформ, 2012.

Трудовое право России. Учебник. Под ред. А. М. Куренного.- М.: Юристъ, 2010.

Ершова, Е.А. Сущность, источники и формы трудового права в Российской Федерации. — М.: РАП, 2008.

Хохлов Е. Б., Сафонов В. А. Трудовое право России. – М.: Юрайт, 2012.

ВострецоваО.А. Применение в России международных норм о труде // Законодательство. 2006. № 12.

Глухов А.В. Решения Конституционного Суда РФ в сфере труда: проблемы теории и практики. – М.: РАПЮ, 2012.

Ершов, В.В. Конституция Российской Федерации как фундаментальный нормативный правовой акт, содержащий основополагающие принципы и нормы российского права, подлежащие прямому применению // Российское правосудие. — 2009. — № 2. — С. 4-11.

Ершова, Е.А. Правовая природа постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации / Е.А. Ершова. // Российское правосудие. — 2008. — № 11. — С. 29-39.

Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. Ю.П. Орловского. — М.: «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2012.

Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / отв. ред. А.М. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов. — М.: Издательский Дом «Городец», 2008.

Орловский, Ю.П. 500 актуальных вопросов по Трудовому кодексу РФ: комментарии и разъяснения / Ю.П. Орловский, А.Ф. Нуртдинова, Л.А. Чиканова. – М.: Юрайт-Издат, 2008.

Рубайло Э.А. Локальные акты в системе правовых актов Российской Федерации // Журнал российского права, 2010, N 5

Хныкин Г.В. Некоторые аспекты защиты прав и законных интересов работников и работодателей от законодателя // Трудовое право в России и за рубежом, 2010, N 1

Дата добавления: 2014-11-10 ; просмотров: 503 . Нарушение авторских прав

Общие и специальные правовые нормы

Важное место в теории и практике действия юридических норм принадлежит их классификации. В логике под классификацией понимается распределение изучаемых объектов по классам (видам) на основании определенного общего признака. Научно обоснованная классификация юридических норм позволяет, во-первых, определить место каждого вида

юридических норм в системе права, во-вторых, лучше уяснить функции и роль правовых норм в регулировании общественных отношений, в-третьих, точнее определить границы и возможности регулирующего воздействия права на общественные отношения, в-четвертых, значительно усовершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность.

Правильность и полнота классификации зависят прежде всего от выбора ее основания, которым выступает наиболее существенный признак, определяющий все остальные признаки классифицируемого явления. В настоящей главе предлагается четыре основания классификации юридических норм (хотя в правовой литературе их значительно больше): функции в правовом регулировании общественных отношений, предмет правового регулирования, метод правового регулирования, форма выражения предписания.

[1] По функциям в механизме правового регулирования выделяются: исходные правовые нормы, нормы-правила поведения, общие и специальные нормы.

Исходные (отправные, первичные, учредительные) нормы занимают высшую ступень в законодательстве, имеют наиболее общий характер (наиболее высокую форму абстрагирования) и играют особую роль в механизме правового регулирования общественных отношений. Эти нормы определяют исходные начала, основы правового регулирования общественных отношений. В этом их основное назначение. Посредством названных норм определяются цели, задачи, принципы, пределы, направления, методы правового регулирования, закрепляются правовые категории и понятия.

Исходные правовые нормы получают логическое развитие и конкретизацию в иных нормах, правилах поведения, что не исключает их прямого действия. На них можно ссылаться также при решении конкретного юридического дела — если надо обосновать правоприменительный акт тем или иным принципом права, особенно если этот принцип прямо не выражен в законодательстве, либо подтвердить незыблемость какого-либо законодательного положения, либо усилить авторитетность принимаемого решения.

Исходные правовые нормы довольно неоднородны по

своему характеру, содержанию и целевому назначению. В их составе можно выделить нормы-начала, нормы-принципы, определительно-установочные нормы, нормы-дефиниции. Нормы-начала — это предписания, закрепляющие устои существующего строя, основы социально-экономической, политической и государственной жизни, формы собственности и др. Нормы-начала сосредоточены в Основном законе государства. Они получают развитие и логическое выражение в других исходных правовых нормах и прежде всего в нормах-принципах. Нормы-принципы — законодательные предписания, выражающие и закрепляющие принципы права. Регулирующая роль принципов права неразрывно связана с их законодательным закреплением. Она тем значительнее, чем полнее и последовательнее принципы права выражены в законодательстве. Принцип права, закрепленный в законодательном предписании, становится нормой-принципом. Определительно-установочные нормы — это предписания, определяющие цели, задачи отдельных отраслей права, правовых институтов, предмет, формы и средства правового регулирования. Примером таких норм служат предписания ст. 1 Закона Российской Федерации «О плате за землю» 1991 г., поясняющей цель введения платы за землю, ст. 2 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», определяющей цели и устанавливающей задачи Конституционного Суда, и др.

Нормы-дефиниции содержат определения правовых категорий и понятий. Таковыми будут, например, определения преступления в уголовном законе, административного проступка — в административном законодательстве, отдельных видов сделок — в гражданском законодательстве и т.д. Дефинитивные нормы выполняют, главным образом, эвристическую, направляющую и ориентирующую функции в механизме правового регулирования. Их отсутствие в системе права лишило бы законодательство ясности, а процесс его применения сделало бы невозможным либо крайне затруднительным. Именно поэтому российское законодательство последних лет, особенно при урегулировании новых сфер общественных отношений, широко закрепляет основные понятия. Так, принятый в 1992 г. Закон

Российской Федерации «О защите прав потребителей» закрепляет определения понятий, применяемых в этом Законе, в частности, «потребитель», «изготовитель», «исполнитель», «продавец», «стандарт» и др.

Нормы-правила поведения, в отличие от исходных, — это нормы непосредственного регулирования поведения людей, общественных отношений. Они указывают на взаимные нрава и обязанности субъектов, условия реализации этих прав и обязанностей, виды и меру реакции государства по отношению к правонарушителям.

Специфическая особенность непосредственно регулятивной юридической нормы состоит в предоставительно-обязывающем характере, соответственно которому она устанавливает для участников общественных отношений (субъектов) охраняемые и гарантируемые государством взаимные субъективные права и юридические обязанности. В результате такого целенаправленного регулятивного воздействия нормы-правила поведения на то или иное фактическое общественное отношение последнее приобретает характер правового, а его участники становятся субъектами данного правоотношения.

В нормах-правилах поведения получают логическое развитие и детализацию исходные правовые нормы.

Нормы-правила поведения основательно изучены в юридической науке. Определение юридической нормы и ее теория в целом до недавнего времени ориентировались исключительно на нормы-правила поведения, оставляя вне поля зрения многие иные виды нормативных предписаний, относящихся к исходным, отправным нормам.

В правовой литературе нормы-правила поведения делятся иногда, с учетом их назначения, на регулятивные и охранительные. Не возражая в принципе против такого деления, подчеркивающего функциональную направленность соответствующих норм, отметим, вслед за некоторыми другими авторами, условность данной классификации, ибо охрана — один из способов регулирования, вследствие чего одну и ту же норму одновременно можно назвать и регулятивной, и охранительной.

Общие и специальные нормы. Они различаются между собой степенью общности и сферой действия. Общие нормы — это предписания, охватывающие своим действием, как правило, все правовые институты той или иной отрасли (нормы уголовного права об условном осуждении, отсрочке исполнения приговора, норма гражданского права об исковой давности и др.). Эти нормы группируются в общую часть отрасли и регулируют родовые объекты. В отличие от них, специальные нормы— это предписания, которые относятся к отправным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений, с учетом присущих им особенностей. Специальные нормы детализируют общие предписания, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности. Тем самым они обеспечивают бесперебойную и последовательную реализацию общих норм права. Специальные нормы образуют в своей совокупности Особенную часть той или иной отрасли права. Примером специальных норм являются: нормы купли-продажи, дарения, подряда, капитального строительства и иных сделок в гражданском праве; нормы, предусматривающие ответственность за хулиганство, разбой, кражу и другие составы преступлений в уголовном праве, и тд.

[2] По предмету правового регулирования (по отраслям права): нормы государственного, административного, финансового, земельного, гражданского, трудового, уголовного и иных отраслей российского права. Качественная однородность и относительная автономия определенных общественных отношений обуславливают особенность и известную обособленность регулирующих их правовых норм, которые в своей совокупности и составляют отрасль права.

Отраслевые нормы делятся на материальные и процессуальные. Материальные правовые нормы закрепляют права и обязанности субъектов права, их правовое положение, пределы правового регулирования и т.д. Иными словами, они показывают субъекту права, что дает ему право и что оно от него требует.

Процессуальные правовые нормы регулируют органи-

Нормы права_ _293

зационные отношения и носят сугубо организационно-процедурный, управленческий характер. Они всегда регламентируют порядок, формы и методы реализации норм материального права. По отношению к последним процессуальные нормы носят производный, вторичный характер. Далеко не всегда процессуальные правовые нормы группируются в отдельные отрасли. Если же это и происходит, то на определенном этапе развития системы права. Процессуальные нормы зарождаются, образуя своеобразную правовую совокупность, создают определенный раздел соответствующей отрасли права [1] .

[3] По методу правового регулирования: императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные нормы.

Содержание методов правового регулирования составляют в основном четыре способа воздействия на поведение субъектов: властно-побудительный (императивный), направленный на обеспечение предписанного государством, строго обязательного поведения субъектов; автономный (диспозитивный), оставляющий им значительный простор для свободного волеизъявления; поощрительный, стимулирующий желательное для государства и общества правомерное и социально активное поведение; рекомендательный, предлагающий наиболее приемлемый с точки зрения государства вариант поведения. В соответствии с ними и классифицируются юридические нормы, каждая разновидность которых в свою очередь составляет нормативную основу соответствующего метода, предопределяет его своеобразие, является существенным элементом его предметной характеристики.

Императивные нормы — категорические, строго обязательные, не допускающие отступлений и иной трактовки предписания. Императивными являются большинство норм права, относящихся к различным его отраслям, а исходные юридические нормы будут таковыми всегда.

Диспозитивные нормы предписывают вариант поведе-

ния, но при этом предоставляют субъектам возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. Суть такой более широкой правовой автономии, которой наделяются участники отношений, регулируемых диспозитивной нормой, заключается в том, что сторонам предоставляется возможность самим договориться о своих взаимных правах и обязанностях, и лишь на случай, если они не сделают этого, предписывается определенный обязательный вариант поведения. Это обуславливает и особенности изложения диспозитивной нормы. Обычно контекст формулировки соответствующего правила поведения включает слова: «если иное не предусмотрено (не установлено) законом или договором».

Самостоятельность субъектов права проявляется, таким образом, в предоставленной им возможности поступить по своему усмотрению.

Диспозитивные нормы есть во многих отраслях российского права. В трудовом праве, например, это норма, содержащаяся в ст. 30 КЗоТ РФ, которая устанавливает, что если трудовые отношения по истечении срока трудового договора фактически продолжаются и ни одна сторона не потребовала их прекращения, то действие договора продолжается на неопределенный срок. Однако в наибольшей мере диспозитивные нормы присущи гражданскому праву, так как специфический метод правового регулирования данной отрасли базируется на автономном положении субъектов.

Поощрительные нормы — это предписания о предоставлении соответствующими государственными органами определенных мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования.

Поощрительные нормы стимулируют высокопроизводительный труд людей, их творческую и социальную активность (нормативные предписания об орденах, медалях, премиях и др.).

Рекомендательные нормы устанавливают варианты

наиболее желательного с точки зрения государства урегулирования общественных отношений.

Рекомендательные кормы адресуются, главным образом, колхозам и государственным предприятиям, научно-производственным объединениям. По мере развития рыночных отношений рекомендательные нормы ждет двоякая судьба: многие из существующих ныне потеряют свой смысл и будут отменены, поскольку государство освободит от своей мелочной опеки предприятия, сельскохозяйственные объединения, предоставив им полную хозяйственную и организационную самостоятельность. Однако получат развитие рекомендательные нормы, приходящие на смену нормам императивным.

Такая замена будет свидетельствовать о «смягчении» метода правового регулирования в условиях рыночных отношений.

[4] По форме выражения предписания: управомочи-вающие, обязывающие, запрещающие нормы.

Управомочивающие (правоустановительные) нормы представляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий и содержат в своем тексте слова «вправе», «имеет право», «может». Например: «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность», «Граждане России вправе собираться мирно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование при условии предварительного уведомления властей» (п. 1 ст. 8; ст. 19 российской «Декларации прав и свобод человека и граданина» 1991 г.).

Обязывающие нормы закрепляют обязанность совершения определенных положительных действий. Для этих норм характерны слова «обязан», «должен». К примеру: «Органы министерства внутренних дел Российской Федерации обязаны оказывать практическую помощь работникам государственных налоговых инспекций при исполнении ими служебных обязанностей. » (ст. 5 Закона «О государственной налоговой службе Российской Федерации» 1991 г.).

Запрещающие нормы запрещают названное в них поведение, которое законом признается правонарушением. Запреты — это государственно-властные веления,

основная цель которых предотвратить возможное нежелательное для личности и общества поведение.

Запрещенный вариант поведения при этом сопровождается словами: «запрещается», «не вправе», «не может быть», «не допускается» и др. Например: «Президент Российской Федерации не может быть народным депутатом» (ст. 1 Закона РФ «О Президенте Российской Федерации»); «Назначение работника на работу в течение двух смен подряд запрещается» (ст. 51 КЗоТ РФ); «Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Конституционного Суда Российской Федерации не допускается» (п. 6 ст. 6 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации») и т. д.

Среди других оснований классификации юридических норм в литературе нередко предлагаются субъекты правотворчества и сфера действия юридических норм. Но они в большей степени подходят для классификации не юридических норм, а нормативных актов.

[1] См.: Костров Н. М. Процессуальные нормы в структуре советского права //Правоведение. 1983. № 3. С. 46.

Общие и специальные правовые институты.

Отнесение правовых институтов, содержащих нормы, формулирующие отраслевые принципы, к общим правовым институтам основывается на том, что принципы стоят над иными правовыми институтами и предопределяют их непосредственное содержание. Правовые институты, содержащие правовые принципы, изложены, в частности, в ст.1. Основные начала семейного законодательства Семейного кодекса РФ. в ст. 1. Основные начала гражданского законодательства ГК РФ, в ст.ст. 3-14 ГПК РСФСР. Общим правовым институтом является институт, определяющий предмет правового регулирования отрасли права. Это, к примеру, институты, нормы которых изложены в ст. 2. Отношения, регулируемые гражданским законодательством ГК РФ. в ст.2. От-

1 См.: Нормы советского права. Проблемы теории// Под ред. Байтина М.И. и Бабаеза В.К. Саратов. 1987. С. 161.

ношения, регулируемые семейным законодательством Семейного кодекса РФ. Общие правовые институты, закрепляющие источники отраслей права. границы действия различных законодательных актов, объединяют нормы, изложенные в ст.ст. 3-7 ГК РФ, ст. 1 ГПК РСФСР, ст.ст. 2-6 УИК РФ, ст. 1 УК РФ. в других статьях законодательных актов Российской Федерации.

Все перечисленные виды общих институтов можно охарактеризовать как определительно-отправные, т.к. они объединяют нормы, закрепляющие исходные начала, основу механизма правового регулирования каждой конкретной отрасли права, являются носителями их основного юридического содержания 1.

Среди общих институтов следует выделить общезакрепительные институты, присущие всем отраслям права: институты правосубъектности, сроков, исковой давности (действия во времени), юридической ответственности, не только применимых к различным видам общественных отношений, регулируемых соответствующей отраслью права, но и присущих всем отраслям права, что даже позволяет некоторым ученым сделать вывод об их межотраслевом характере 2. Думается, что наличие данных институтов во всех отраслях права свидетельствует не о создании единых межотраслевых институтов названных видов, а о наличии общих закономерностей формирования и функционирования отраслей права, единства основополагающих начал всей системы права, в 1

С.С. Алексеев предлагает считать нормы, закрепляющие положения определительно-отправных правовых институтов, объединенными в один «основной» институт ( См.: Алексеев С.С. Структура советского права. М.. 1975. С. 146. ). Однако представляется методологически неверным отказываться от признанных институтообразующих критериев по принципу объединения норм общего характера, не касающихся’ юридического содержания отношений данного вида или рода. 2

См.. например. Садиков О.Н. Нетипичные институты в советском гражданском праве// Советское государство и право. 1979. N 2. С. 34*.

основе которых лежат особенности права как специфического регулятора общественных отношений. Более того, наличие таких правовых институтов является важным достижением развития юридической мысли, ибо создание типичных правовых конструкций правовых явлений способствует правильному правопониманию и правоприменению.

К общим правовым институтам относятся и институты собственно общие, которые охватывают своим содержанием сходные моменты предмета регулирования специальных институтов, их единые стороны и свойства и в этом смысле как бы входят в состаз всех других институтов данной отрасли. В отличие от общезакрепительных институтов, нормы которых не могут быть распределены по специальным институтам. и выступающих в неразделимом единстве, нормы собственно общих правовых институтов «могли бы быть распределены по другим разделам кодекса с применением метода взаимных ссылок» 1. Отличительной особенностью собственно общих правовых институтов является и то. что они объединяют некоторые единые моменты, касающиеся отношений, опосредуемых нормами конкретных отраслей права. Примерами правовых институтов данного вида могут служить институт объектов гражданских прав (подраздел 3 ГК РФ), институт сделок (гл. 9 ГК РФ), институт представительства в гражданском праве (гл. 10 ГК РФ), институт наказания (гл. 9 УК РФ), институт судимости в уголовном праве (ст. 86 УК РФ), институт подсудности (гл. 2 УПК РСФСР), институт доказательств (гл. 5 УПК РСФСР), институт мер пресечения в уголовно-процессуальном праве (гл. 6 УПК РСФСР), институт подведомственности в гражданско-процессуальном праве (гл.

1 Иоффе 0. С. Структурные подразделения системы права (на материалах гражданского права)// Ученые записки ВНИИСЗ. Вып. 14. М.. 1968. С. 48. В общую часть кодифицированных законодательных актов зачастую включаются нормы, объединяющиеся в правовые институты, опосредующие отдельные стороны или свойства не всех, а некоторых видов отношений. регулируемых специальными правовыми институтами. Таков, например, институт судебных штрафов в гражданско-процессуальном праве. Правомерно ли включение таких правовых образований в число общих правовых институтов или это — технико-юридический прием расположения нормативного материала? Представляется неправильным включение института судебных штрафов в общую часть гражданско-про- цессуального кодекса, т.к. при анализе составляющих его норм обнаруживается, что они опосредуют отношения порядка взыскания штрафов. т.е. вид общественных отношений, и данный правовой институт является специальным правовым институтом, не аккумулирующим в себе общие стороны или свойства всех видов регулируемых правовых отношений или специальных правовых институтов.

Общие правовые институты, разновидностями которых выступают определительно-отправные. общезакрепительные и собственно общие, сводят воедино нормативные обобщения, выявляют юридическое своеобразие отраслей права и являются наглядным доказательством их формирования.

Специальные правовые институты, опосредующие определенные виды общественных отношений, непосредственно регулируют эти общественные отношения, предоставляя их участникам охраняемые и гарантируемые государством взаимные субъективные права и юридические обязанности. В отличие от общих правовых институтов, предписания которых распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права и регламентирующих широкий круг общественных отношений определенного рода, специальные правовые институты регулируют вид общественных отношений определенного рода.

Характерной особенностью специальных правовых институтов является то. что они охватывают конкретные виды общественных отношений. регулируемых в рамках данной отрасли, закрепляют способы и средства регулирования (используют отраслевой метод с учетом специфики опосредуемых отношений), т.е. именно в рамках специальных правовых институтов выявляется сущность предмета и метода отрасли права, с выделения принципиально нового специального правового института начинается формирование новой подотрасли либо отрасли права. Без специальных правовых институтов существование общих правовых институтов бессмысленно, но если есть хотя бы один специальный правовой институт — отрасль существует. Кроме того, каждый из специальных правовых институтов обслуживается всеми без исключения общими правовыми институтами.

Выделение общей и специальной части кодексов является отражением отраслевой специализации норм права. «Дифференциация юридических норм на отрасли, институты и т.д. — закономерное явление, происходящее в праве, результат выполнения правовыми предписаниями разносторонних нагрузок в регулировании различных сфер общественной жизни» 1. Для выполнения задач, стоящих перед отраслью права, она должна располагать определенным количеством юридических норм, отличающихся различными функциональными нагрузками. В зависимости от своих функций нормы права внутри отрасли группируются в первичные общности — правовые институты. Общие институты внутри отрасли не дублируют друг друга, их отличает большая несхожесть между собой. В то же время специальные правовые институты не взаимоисключают друг друга, они существуют параллельно, связаны только с о 5-

1 Сенякин И.Н. Специальные ноомы советского права. Саратов. 1987. С. 13.

щими правовыми институтами, обладают схожей юридической конструкцией. Если изъятие общего правового института может повлечь за собой изменение или разрушение механизма правового регулирования общественных отношений в рамках всей отрасли, то исключение специального правового института никак не отразится на всей отрасли в целом, а будет касаться лишь одного из видов общественных отношений. В качестве примера можно привести такой общий правовой институт как институт исковой давности. Изменения, производимые в рамках данного правового института, к примеру, в гражданском праве, отражаются на правовом регулировании всей соответствующей отрасли права. Но того же нельзя сказать ни о каком специальном правовом институте, например, об институте купли-продажи в гражданском праве или институте усыновления (удочерения) в семейно-брачном праве. В то же время если общие институты одной отрасли права не схожи между собой, то общие институты права многих отраслей — типичны. Таковы институт правосубъектности, институт исчисления сроков и др. Специальные правовые институты одной отрасли права как правило обладают схожей юридической конструкцией, но разительно отличаются от специальных правовых институтов разных отраслей права. Это и понятно, т.к. специальные правовые институты являются носителями специфики соответствующих отраслей права, регулируют вид общественных отношений, язляющийся составной частью сферы общественных отношений, опосредуемых соответствующей отраслью права.

Общие и специальные правовые нормы

конкуренция между общей и специальной нормами;

конкуренция между специальными нормами.

Общей является норма, в которой содержится обобщенная характеристика признаков преступления определенного вида (например, убийство (ч. 1 ст. 139 УК)). Специальная норма – это норма, которая выделена из общей нормы по одному или нескольким признакам (например, убийство матерью новорожденного (ст. 140 УК). Одна и та же уголовно-правовая норма может выполнять одновременно функцию как общей, так и специальной нормы.

Возникновение конкуренции норм всегда предполагает решение вопроса о том, какая из конкурирующих норм должна иметь преимущество.

Правило преодоления конкуренции общей и специальной норм закреплено в ч. 2 ст. 42 УК: «Если преступление предусмотрено различными частями Особенной части настоящего Кодекса, из которых одна норма является общей, а другая специальной, совокупность преступлений отсутствует и уголовная ответственность наступает по специальной норме».

В практике встречались случаи, когда содеянное квалифицировалось по идеальной совокупности преступлений, ответственность за которые предусмотрена соответственно в общей и специальной нормах. Так, при уголовно-правовой оценке факта получения взятки (ст. 430 УК) иногда в практике дополнительно вменяли ст. 424 УК (злоупотребление служебными полномочиями)). Норму, содержащуюся в ст. 424 УК, принято рассматривать в качестве общей нормы относительно норм, предусматривающих ответственность за преступления против интересов службы, совершенных должностными лицами. Поэтому идеальная совокупность преступлений в таких случаях исключается.

Конкуренция специальных норм может быть выражена в следующих вариантах:

1. Конкуренция специальных норм, предусматривающих квалифицирующие обстоятельства различной степени тяжести.

Популярное:

  • Кто насчитывает алименты Алименты — расчет, начисление, размер, взыскание в 2016 — 2017 году Создавая или рождаясь в семье, у нас возникает главный моральный долг перед ее членами – это забота о близких нам людях, не способных самостоятельно позаботиться о себе, это воспитание и […]
  • Окончание срока временной регистрации В какой срок мне необходимо продлить временную регистрацию? Уважаемый автор вопроса! В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах […]
  • Протокол заседания консилиума в доу Центр развития ребенка - детский сад №17 "Солнышко" Орехово-Зуевского муниципального района Московской области Задачи ПМПк Всестороннее обсуждение проблем ребенка в ресурсах информации специалистов разного профиля и специализацией с целью выявления […]
  • Судебные органы кассационной инстанции Разделение института апелляционных и кассационных судов: что изменится в отечественной судебной системе, и какие проблемы еще предстоит решить? Ирина Соловьева, ведущий юрист-аналитик Европейской Юридической Службы 30 июля 2018 года вступил в силу […]
  • Как подавать заявление на удо Условно-досрочное освобождение от наказания. (УДО). Что нужно знать о нем Если не брать амнистии и помилования, то условно-досрочное освобождение или как его еще часто называют УДО – наиболее реальный шанс для осужденного выйти на свободу досрочно, не […]
  • Признание права собственности в банкротстве Признание права собственности в банкротстве Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые […]
  • Дома в иглино покупка Тип: Дома и коттеджи Каждый человек мечтает об уютном доме вне города. Загородные дома и коттеджи пользуются популярностью у людей, питающих страсть к чистому, свежему воздуху, без шума и городской суеты. Агентство недвижимости «Кадастровое бюро» предлагает […]
  • Книга как избавиться от долгов Как избавиться от долгов за 7 шагов В статье изложена пошаговая инструкция, как избавиться от долгов. Ее эффективность автору пришлось в свое время проверить на себе. Переосмыслите ситуацию – Вы живете не по средствам. Почему у Вас образовались долги? Одна […]
Общие и специальные правовые нормы